Узкое значение общества. Общество: понятие, признаки, функции. Общество - это сложная динамическая система

Узкое значение общества. Общество: понятие, признаки, функции. Общество - это сложная динамическая система
Узкое значение общества. Общество: понятие, признаки, функции. Общество - это сложная динамическая система

Социальные институты

Взаимодействие между обществом и культурой

Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития.

Социальный институт - это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

Цели и функции социальных институтов:

Каждый социальный институт характеризуется на­личием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

Социальные институты:

Организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья - роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;

Включают систему санкций - от правовых до мораль­но-этических;

Упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;

Обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Типы функций социальных институтов:

· Явные – заявлены офици­ально, признаны и контролируют­ся обществом

· Скрытые – выполняются скрыто или не­преднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).

Значение социальных институтов.

Социальные институты определяют общество в це­лом. Любые общественные преобразования осуществля­ются через изменения в социальных институтах

Понятие общества. А. В широком смысле слова Б. В узком смысле слова

Общество – сложное и многозначное понятие

А. В широком смысле слова

· Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мате­риального мира, которая включа­ет в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей

Б. В узком смысле слова

· Круг людей, объединенных общно­стью цели, интересов, происхож­дения (например, общество ну­мизматов, дворянское собрание)

· Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (на­пример, современное российское об­щество, французское общество)

· Исторический этап в развитии человечества (например, феодаль­ное общество, капиталистическое общество)

· Человечество в целом



Функции общества:

· Производство материаль­ных благ и услуг

· Распределение продуктов труда (деятельности)

· Регламентация и управление деятельностью и поведением

· Воспроизводство и социализация человека

· Духовное производство и регулирование активности людей

Общественные отношения - многообразные формы взаи­модействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

Общество как динамическая саморазвивающаяся система:

Система – комплекс элементов и связей между ними.

Специфические черты общества:

1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.

2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной де­ятельностью вместе с другими людьми.

3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. спо­собность своей активной совместной деятельностью со­здавать и воспроизводить необходимые условия собст­венного существования.

4.Общество отличает исключительная динамич­ность, незавершенность и альтернативность разви­тия. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5.Общество выделяет особый статус субъектов, оп­ределяющих его развитие.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелиней­ность развития.

ПЛАН: 1. Сущность понятия «Общество» в широком и узком смысле: 1.1. Понятие в широком смысле – как динамичная система; как обособившаяся от природы часть материального мира; 1.2. Понятие в узком смысле – как группа людей, как этап в истории, как мировое сообщество 2. Функции общества 3. Строение общества: 3.1. Сферы общества (экономическая, политическая, социальная, духовная) 3.2. Социальные институты общества 4. Специфические черты общества 5. Роль общественных отношений в обществе. 6. Развитие общества в XXI веке. Не забудь решить тест по пройденной теме!




СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО» В ШИРОКОМ И УЗКОМ СМЫСЛЕ Общество (лат. Socio) Обособившаяся от природы часть материального мира, состоящая из индивидуумов включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Широкий смысл Динамичная саморазвивающаяся система состоящая из элементов и подсистем




«второй природы», Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком. ПРИРОДА (от гр. physis и лат. natura возникнуть, быть рожденным) (от гр. physis и лат. natura возникнуть, быть рожденным) весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. весь материальный мир, за исключением общества, т. е. совокупность естественных условий существования человеческого общества Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей, часть природы, неразрывно с ней связано




ЗАДАНИЕ С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «ОБЩЕСТВО»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о данном понятии. С6. Раскройте на трех примерах взаимосвязь природы и общества. А1. Понятие общество включает в себя 1.природную среду обитания 2.формы объединения людей 3.принцип неизменности элементов 4.окружающий мир А1.Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как 1.динамичную систему 2.часть природы 3.весь окружающий человека материальный мир 4.не подверженную изменениям систему


ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВА производство материальных благ и услуг; распределение продуктов труда (деятельности); регламентация и управление деятельностью и поведением; воспроизводство и социализация человека; духовное производство и регулирование активности людей.


СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА Производство, распределение, обмен, потребление товаров и услуг Система управления, сохранение законности и порядка в обществе Отношения между социальными группами и обществами; обеспечение социальных гарантий Отношения возникающие в процессе создания духовных ценностей СФЕРЫ ОБЩЕСТВА


СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - исторически сложившиеся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей экономические Рынок, деньги, банки, предприятие биржа, собственность политические Государство Власть Парламент Партия Суд армия социальныедуховная Семья Брак Материнство Отцовство Религия Образование СМИ Наука Искусство


ЗАДАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА А) парламент1)социальная сфера Б) система здравоохранения2)политическая сфера В) общественные организации Г) правительство Д) коммунальные службы В3. Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каж­ дой позиции, данной в первом столбце, подберите соответст­вующую позицию из второго столбца.


ЗАДАНИЕ А2. Верны ли следующие суждения об обществе А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям. 1.верно только А 2.верно только Б 3.верны оба суждения 4.оба суждения не верны А2. К какой сфере общественной жизни относятся взаи- моотношения между сословиями и этническими группами 1.экономическую 2.социальную 3.политическую 4.духовную А3. Какую сферу общества представляет религия, наука, образование 1.экономическую 2.социальную 3.политическую 4.духовную


СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВА Разнообразие структур и подсистем. Интеграция систем в единое целое. Система вне- и надиндивидуальных форм и связей. Самодостаточность системы. Динамичность, незавершенность, альтернативность развития. Общество выделяет особый статус собственных субъектов Непредсказуемость, нелинейность развития


ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ многообразные формы взаимодействия людей, а так же связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДУХОВНЫЕОТНОШЕНИЯ Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями


ЗАДАНИЕ 1. Какой из признаков характеризует общество как систему? 1) постоянное развитие 2) часть материального мира 3) обособление от природы 4) способы взаимодействия людей 2. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество это население Земли, совокупность всех народов. Б. Общество это определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержи друг друга. 1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны




3. В понятие «социальный институт» не входит 1) школа 2) брак 3) армия 4) дружба 4. Верны ли следующие суждения об институтах общества? А. Институты общества осуществляют социальный контроль. Б. Институты общества обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как целостная система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.



Прочитаем информацию.

В широком смысле

общество - обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке

общество характеризуется как сложная динамическая саморазвивающаяся система, которая состоит из подсистем (сфер общественной жизни).

В узком смысле

общество - 1.Круг людей, объединенных общностью происхождения, интересов, целей.

2.Отдельное, конкретное общество.

3.Исторический этап в развитии человечества.

4.Человечество в целом.

2. Рассмотрим примеры слова«ОБЩЕСТВО» в узком смысле.

1.Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов; объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

высшее общество, светское общество, провинциальное общество, петербургское общество, элитное общество, дворянское общество, тайное общество, масонское общество, профессиональное общество, научное общество, педагогическое общество, общество хирургов, общество художников, общество цветоводов, акционерное общество, страховое общество, молодёжное общество, садоводческое общество, энтомологическое общество, общество книголюбов, спортивное общество, общество филателистов, общество защиты природы, российское военно-историческое общество, российское геологическое общество, общество любителей российской словесности, российское общество лесоводов, русское географическое общество, русское авиационное общество, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское добровольное пожарное общество, Всероссийское общество трезвости и здоровья, общество «Знание», Всероссийское общество автомобилистов, общество Красного Креста и полумесяца, общество ветеранов боевых действий, общество защиты прав потребителей, общество любителей российской истории, общество потомков - героев войны 1812 года, общество российско-китайской дружбы, общество российско- вьетнамской дружбы, общество российско-кубинской дружбы, общество русскоязычных студентов в Германии, общество страхования жизни, общество с ограниченной ответственностью


международное общество современной музыки, международное общество музыкального образования, международное общество прав человека, международное общество сохранения природы, Всемирное общество защиты животных, национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, международное общество современного искусства, Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе (в просторечии Королевское общество)

______________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Отдельное конкретное общество (от названия страны, государства и др.)

французское общество, английское общество, советское общество, российское общество, русское общество, западное общество, западноевропейское общество

___________________________________________________________________________________________________________

3.Исторический этап в развитии человечества.

первобытное общество, феодальное общество, социалистическое общество, капиталистическое общество, буржуазное общество, эксплуататорское общество, современное общество, традиционное общество, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество

___________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Человечество в целом

человеческое общество

Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.

Интеллектуальные игры на форуме "Познай общество"

Интеллектуальные игры "Обществознание"

Используемая литература:

1.Обществознание: Учебник для 10 класса. Ч.1 - 3-е изд. / А.И.Кравченко. - М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003.

2.Обществознание: Учебник для 11 класса. - 5-е изд. / А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.

3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. - М. : Эксмо, 2008.

4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М. : АСТ: Астрель, 2008.

5.ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, М.Ю.Брандт и др. - М. : Эксмо, 2010.

6. Обществознание. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / О.А.Чернышёва, Р.П.Пазин. - Ростов н/Д: Легион, 2009.

7. Обществознание. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания. 8 класс / С.В.Краюшкина. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.

8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2007.

Ежедневно человек в ходе своей жизнедеятельности взаимодействует с другими участниками социальных отношений. В большинстве случаев без социализации невозможно представить ни рабочий процесс, ни повседневную жизнь. Именно поэтому необходимо рассмотреть, что такое общество и дать его определение.

Основываясь на многообразии информации, довольно трудно дать однозначное определение. Оптимальным вариантом является раскрыть понятие через множество составляющих.

В основе человеческих сообществ лежит модель отношений. Данная модель носит название социальных отношений. Взаимодействие между участниками сообщества описывается в качестве системы отношений между субъектами.

Процесс социализации исследуется общественными науками. В основе общества лежит стратификация. Под ней понимается деление целого на специально предусмотренные слои, или страты.

В таком ключе понятие означает надинституциональную, надгрупповую и надиндивиуальную совокупность, включающую в своем составе людей. При этом для участников характерно разделение труда и свойственны разнообразные типы общественной дифференциации.

Следует учитывать, что такое понятие, как общество, подразделяется по следующим признакам:

  • временной;
  • территориальный;
  • национальный;
  • культурный;
  • государственный;
  • способ производства и др.

Общество в широком смысле слова означает человечество в своем единстве с позиции прошлого, настоящего и будущего времени.

Определение в социологии

Нередко понятие ассоциируется и даже приравнивается к термину социальности. В данном ключе под обществом подразумевается совместная работа людей над общим проектом и ограничивается формами общения.

Противоположная точка зрения гласит, что люди, вовлеченные в единый проект, еще не составляют общественность. Они остаются лишь участниками, состоящими в групповых формах.

Встречается интерпретация термина с позиции натурализма. В этом случае понятие раскрывается через призму материальных носителей. Данная трактовка имеет название res extensas.

Это дословно означает «вещи протяженные». Объективность подхода гарантирует непредвзятость оценки биологических и физических тел во взаимоотношениях друг с другом.

Феноменологическая интерпретация рассматривает термин в качестве форм общения и видов сознания. Такое понимание именуется means intensas. В переводе означает «мысль / разум в себе». Через данный подход раскрывается человеческое сознание и запечатленные в нем общественные миры.

Обратите внимание! Структура общества включает политическую, экономическую, духовную и социальную сферы. Подобное деление характеризует термин как сложную систему. Усложненность строения обеспечивает взаимодействие элементов общественной конструкции.

СО состоит из институтов социального характера, которые призваны удовлетворять следующие человеческие потребности:

  • безопасность;
  • семья;
  • общественный порядок;
  • получение информации, теоретических знаний и практических навыков;
  • средства для существования;
  • разрешение духовных проблем.

Социальное общество — это объединение такого формата, где базовые человеческие потребности восполняются полностью и на высоком качественном уровне. Такая разновидность отмечается предсказуемостью и устойчивостью в развитии.

Важно! СО способно функционировать за счет государственного базиса. Это связано с высокозатратностью институтов.

Подразумеваются такие статьи расходов:

  • выплата пособий, пенсий;
  • содержание учреждений социальной направленности, в том числе оплата труда сотрудников.

В основе СО находится высшая человеческая потребность в отношениях с другими участниками. Она проявляется в желании общаться и взаимодействовать друг с другом. Импульс подобного рода позволяет людям формироваться в определенные группы.

Такие объединения имеют общие черты и признаки. Схожесть характеристик и качеств накладывает отпечаток на психологические отношения группы.

В результате отдельно взятый человек вне группы существенно отличается от участников конкретного сообщества.

В основе деления человеческой формации на сообщества лежат такие критерии, как:

  • интересы;
  • обязанности;
  • деловые отношения;
  • обязательства;
  • стремления и др.

СО характеризуется следующими чертами:

  • Объединенность.
  • Динамичность. Представляет способность видоизменяться в состояниях относительно самого себя. Составные общественные группы проходят через этапы появления, становления, развития, угасания, исчезновения.
  • Организованность. Проявляется через личностную возможность субъектов организовываться в структуры с разнообразной направленностью и тематикой. При формировании групп не учитывается характер отдельного индивидуума. Для формаций характерно наличие рычагов воздействия, манипуляции и управления.

Термин СО присутствует в работах:

  • Карла Маркса. Понятие представляет собой комплекс отношений общественного характера. Суть состоит не в участниках взаимоотношений, а непосредственно в их взаимодействии друг с другом в ходе повседневной жизни.
  • Фердинанда Тенниса. Ученый рассмотрел понятие общности по отношению к обществу. Раскрыл первичность общины и общности. Доказал вторичность общества. Выделил формы человеческих общностей, а именно родовую, соседскую, сословную, социально-классовую, современную социокультурную.
  • Карла Мангейма. Ученый является сторонником социологического реляционизма (дословный перевод «межвещественное отношение»). Понятие освещается с точки зрения взаимоотнесенности присутствующих элементов.
  • Джерарда Ленски. Изучал термин с позиции экономического, коммуникационного и технологического уровня развития. Выделял такие общественные виды, как сложный и простой сельскохозяйственный, вид охоты и собирательства, особый и индустриальный. Подобная точка зрения встречается в работах антропологов Элмана Сервиса и Мортона Фрида.

С позиции социологии учеными предлагались следующие варианты понятия:

  1. Эмиль Дюркгейм. Трактует термин как совокупность единства и устойчивости. Фундамент отличительных черт лежит в общей воле, преобладающей над эгоизмом, и коллективном сознании.
  2. Роберт Мертон. Основа существования социума – присутствие фундаментальных ценностей. За счет такого базиса личность стремится соблюдать нормы жизнедеятельности. Данный порыв является первоосновой общественной целостности и сохранности.
  3. Нейл Смелзер. Отличительные признаки сообщества заключаются в наличии границ географического характера, общей системы законов и идентичности национальностей;
  4. Эдвард Шилз. Общественный базис лежит в существовании публичной власти. Власть гарантирует надзор и контроль территории, пропагандирует единый культурный фон.

Согласно разработкам Эдварда Шилза для общества характерны следующие критерии:

  • Отсутствие вышестоящего укрупненного элемента. Объединение не вовлекается в иную систему.
  • Заключение браков между участниками этой формации.
  • Продолжение потомства происходит среди признанных обществом представителей.
  • Общественная формация владеет собственной территорией.
  • Наличие собственной истории и названия.
  • Существование формации превышает жизнь отдельного участника сообщества.
  • Объединение участников единым комплексом ценностей (включает правила, законы, традиции, обычаи и нормы; называется культурой).

Современное социологическое видение

Социологическая трактовка понятия с позиции современности раскрывает термин как единство социального взаимодействия и связей между людьми.

Общие черты для него представлены в виде:

  • автономности;
  • высокого саморегулирующегося уровня;
  • значительного интегрирующего потенциала;
  • самовоспроизводимости;
  • самодеятельности;
  • самоорганизации;
  • саморазвития.

Отличительные признаки социума включают:

  1. Присутствие социальной общности. Первоначально существует общность, затем появляется общество. Социальная общность выражает человеческую жизнь через ее общественную природу, а также учитывает социальный фактор во взаимодействии людей.
  2. Существование в социальном времени и пространстве. Социальное время и пространство отличается от физического времени и пространства. Пространство социального характера существует вне собственных границ и территориальных рамок.
  3. Формирование в социуме органов воспроизводства и саморегуляции. Имеется в виду социальные институты. Главный среди институтов – институт брака и семьи.

Определение в философии

В рамках социальной философии по отношению к обществу принято выделять следующие парадигмы интерпретации:

  1. Концепция, в которой общество приравнивается к живому организму. Ученые пытаются охарактеризовать жизнь в социальном аспекте, используя закономерности биологического характера. В 20 веке концепция органицизма лишилась популярности и последователей.
  2. Концепция, где общество представлено продуктом самопроизвольного соглашения между индивидами.
  3. Антропологическая концепция. Трактует общество и человека в качестве природных составляющих. Вправе было существовать только то сообщество, которое способствовало подлинности и неизменности человеческой природы.
  4. Концепция понимающей социологии. Сопряжена с теорией общественного действия. Датируется 20-ми годами 20 века. Основа взаимодействия – осознание целей и намерений участников отношений.
  5. Функционалистская концепция. В основе изучения лежит системный подход.

Полезное видео

Подведем итоги

В научном пространстве отсутствует единое определение термина. Понятие рассматривается с позиции различных наук, в числе которых присутствует социология и философия. Характерная особенность для определений – изучение взаимоотношений между людьми с позиции единства интересов и целей.

Определение общества

Общество - многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений лю­дей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и це­лей, включая акционерные общества и другие экономические органи­зации.

В самом широком смысле «общество» означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей.

В более узком смысле общество есть сложная социальная систе­ма, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями; либо как ис­торический этап, определенная форма социального развития (перво­бытное общество, феодальное общество, капиталистическое общест­во); либо как конкретное общество в рамках одной страны (француз­ское общество, российское общество, японское общество и т. д.).

Общество может также означать круг людей, объединенных един­ством сословной принадлежности (например, дворянское общество, купеческое общество, крестьянское общество) или каких-либо интере­сов (потребительское общество, благотворительное общество, спортив­ное общество, театральное общество и др.). К ним же относятся ком­мерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности.

В широком социологическом смысле общество - это мировое сооб­щество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. Под мировым сообществом понимается некая планетарная со­циальная система, объединяющая все население Земли, имеющая над­национальные органы управления, универсальные для всех стран пра­вила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международ­ные отношения.

Общество в узком социологическом смысле обозначает совокуп­ность людей, проживающих исторически длительное время на одной и той же территории, создавших собственную культуру и политиче­скую систему управления.

Общество в третьем значении -как сообщество, союз или ассо­циация (например, Общество любителей чтения) -в строгом смысле социологической категорией не является, поскольку нарушается один из неотъемлемых признаков общества в социологическом значении: не являться частью более общей системы.

Другие определения общества: 1) население страны, ее граждане, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потреб­ностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией; 2) объединение граждан, предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности (хозяйственное общество); 3) объединение граждан по интересам; общественная организация, создаваемая в целях содействия кому-либо.

Общество - самая крупная группа изо всех, в каких только приходиться проживать людям, либо самая крупная группа на данной территории. Постоянно проживая вместе и взаимодействуя, люди создают сложно переплетенную систему социальных отношений, исторически устойчивые, воспроизводящиеся из поколения в поколение, формы которых кристаллизуются в социальные институты.

Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и многие другие слова, употребляемые в этой дисциплине, пришли из обыденной речи, где оно никогда не имело четкого определения. Так, например, «общество» может обозначать особое клубное сообщество (вроде Общества охотников), группу людей, обладающих престижем и привилегиями (например, «высшее общество» «светское общество»), абстрактное множество людей (в таких случаях говорят, что он или она тяготится отсутствием общества).

Следует отметить также, что понятие «общество» частично совпадает с понятиями «культура» (используемым антропологами) и «национальное государство» (применяемым политологами). Однако «культура» необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в го сударстве Израиль. В таком случае речь идет об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланезийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.

Социолог учитывает многообразие общеречевых значений термина «общество», но старается использовать его в более точном смысле, хотя, конечно, и внутри самой социологии существуют различия в его употреблении. В частности, для социологов, придерживающихся гуманистической перспективы, «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некое автономное целое, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий. Слово «широкий» в данном контексте трудно определить количественно. Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей (скажем, «китайское общество»), а может обозначать этим термином гораздо меньшую по численности совокупность («общество второкурсников данного института»). Два человека, разговаривающих на углу, вряд ли составят «общество», но трое, которых

выбросило на необитаемый остров, безусловно, будут являться таковым. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количе­ственному критерию.

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить ог­ромное количество определений общества. В одном случае его пони­мают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом -как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем -как социально-политическое объединение, ассо­циируемое с какой-то территорией, и т. д. В частности, Р. Миллс по­нимал общество как конфигурацию институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действия людей. И. Валлерштайн считает, что попытка социологов навести порядок в многочис­ленных, часто противоречивых и путаных определениях общества в конечном итоге ни к чему не привела:

«Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в современ­ной социальной науке, чем общество, и ни одно понятие не исполь­зуется более автоматически и бездумно, чем общество, несмотря на бесчисленные страницы, посвященные его определению. Определения в учебниках вращаются вокруг вопроса: «Что есть общество?», в то время как аргументы, которые мы привели относительно единства ис­торической и социальной науки, заставляют нас задать другой во­прос: «Когда и где есть общество?»

«Общества» конкретны. Более того, общество -это термин, от ко­торого мы вполне можем отказаться из-за его концептуальной много­значности в истории и, следовательно, неоспоримых и вводящих в за­блуждение противоречивых определений. Общество -это термин, ис­пользование которого в настоящее время в истории и социальных науках является современным институциональному оформлению со­циальной науки в XIX в. Общество-это половина противоречивого тандема, другой частью которого является государство».

В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество: узкий социологический и широкий философ­ский. Оба они по-своему правы, и каждый из них дает что-то новое для понимания сложнейшего явления. Тем не менее их необходимо различать, поскольку разные подходы к обществу предполагают раз­ную методологию его анализа.

Общество следует понимать как исторический результат стихийно или естественно складывающихся взаимоотношений людей, тогда как го сударство предстанет как искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Еще одно понятие, «страна», также представляет собой искусственный территориальный конструкт, который обозначает суверенные границы государства. Страна - часть света или территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство - политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика, наличие аппарата управления (правительство). Общество - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появлялись земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны - результат территориального раздела мира.

Необходимо различать три явления - страна, государство, общество. Не всегда их границы совпадают. К примеру, никто не слышал словосочетания «люксембургское общество», хотя Люксембург - это государство, или страна, в Западной Европе, площадь которого составляет 2,6 тысячи км 2 , а население -392 тысячи человек. Сегодня выявилась явная проблематичность понятия общества, мыслимого на основе территориально-государственного принципа.

Общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество - самая большая из проживающих на данной территории групп. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э. Шилз. Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

    оно не является частью какой-либо более крупной системы;

    браки заключаются между представителями данного объединения;

    оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

    объединение имеет территорию, которую считает своей собст венной;

    у него собственное название и собственная история;

    оно обладает собственной системой управления;

    объединение существует дольше средней продолжительное жизни отдельного индивида;

    его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Таким критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и у других имеются кровнородственные системы (заключение браков), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное - они не являются частью дру­гого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя, на первый взгляд, у них есть все необходимые для этого условия: кровнородственная сис­тема, территория, история, культура, название, управление.

Внимательно присмотревшись к признакам Э. Шилза, мы заме­тим, что государство - лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую систему. Оно является главным институтом этой системы.

Исторически общество первично, государство вторично. Обществу по крайней мере 40 тысяч лет, а государству только 5-6 тысяч. Об­щество возникает на определенной стадии развития человечества, а затем появляется государство - для защиты интересов граждан, со­ставляющих это самое общество. Таким образом, государство высту­пает слугой общества. Однако нередко слуга превращается в господи­на, и гражданам приходится защищаться уже от него. Взаимоотноше­ния между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Понятие общества приобретает совершенно определенное значе­ние, когда мы говорим о «российском обществе», имеющем географи­ческие границы, общую законодательную систему и некое националь­ное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают со­циологи, когда создают набор операциональных определений общества. В 1967 г. Р. Марш пытался определить условия, при кото­рых социальное объединение следует считать обществом:

    постоянная территория -например, Испания в своих государ­ственных границах;

    пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция здесь также играет некоторую роль;

    высокоразвитая культура - модели культуры могут быть доста­точно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности обще­ственной жизни;

4) политическая независимость - общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные об­щества типа Бельгийского Конго до получения ими независимости нельзя было считать таковыми.

Другие социологи и политологи, а именно Д. Аберле, А. Коэи К. Дэвис, М. Леви и Ф. Саттон, Т. Парсонс в предположили, что определяющей характеристикой общества является «самодостаточность». Этот критерий близок к «политической независимости», но должен трактоваться не только в политологическом смысле. Самодостаточным является общество, которое не только способно прокормить себя, производя достаточное количество товаров и услуг, не прибегая к внешним заимствованиям, способное защитить себя от внешней и внутренней угрозы, но которое способно также создавать весь комплекс культуры, от высокой до народной и популярной, и связанную с ней инфраструктуру, а также успешно заниматься социальным обеспечением населения.

Новые грани в понимание общества внесла концепция мирового сообщества, которое нередко именуют не сообществом, а обществом. В своей радикальной форме тезис о мировом обществе гласит, что в настоящее время существует лишь одна единственная общественная система - наднациональная, мировая. В таком случае, Германия, США, Норвегия или Пакистан не являются обществами.

Н. Луман предлагает для использования понятия «общество» в расчет при­нимать только мировое общество в качестве единственной закры­той системы, в рамках которой возможно проследить все операции коммуникации. Действительно, потоки информации, телевидение, те­лефонная связь, Интернет не знают национальных границ. Они объе­диняют людей в единое общество. В таком случае национальные об­щества отходят на второй план. Правда, сохраняется проблема бед­ных и богатых стран. Бедность существует и воспроизводится в национальных границах

Итак, если придерживаться территориально-государственного принципа, то придется считаться с более чем 200 обществами, суще­ствующими на планете. А если быть верным коммуникативному под­ходу (информация не знает границ), то необходимо будет признать существование на Земле одного-единственного общества - мирового.