Православный обряд. Разоблачение Церковных Ритуалов (суть церковной магии). Великие церковные таинства: крещение

Православный обряд. Разоблачение Церковных Ритуалов (суть церковной магии). Великие церковные таинства: крещение
Православный обряд. Разоблачение Церковных Ритуалов (суть церковной магии). Великие церковные таинства: крещение

Несведущему человеку может показаться, что понятия Обряд и Таинство в православной церкви тождественны. Это не так: при внешне схожих признаках оба термина несут разную смысловую нагрузку. Сходство понятий заключается в соединении Божественного и человеческого, укреплении сил верующего и обретения им особенных качеств. Совершая обряд или таинство, священнослужитель просит милости у Господа.

Церковные обряды

Термин «церковный обряд» имеет два различных толкования: так называется порядок проведения богослужения, в том числе Таинств, совокупность молитв и различных символичных действий, совершаемых священником и прихожанами. Называются обрядами отдельные церковные службы: освящение жилища, панихиды, молебны. Суть церковного обряда или ритуала — внешнее священнодействие, отражающее идеи христианства.

В православии все церковные обряды разделяют на три типа:

  1. Богослужебные, являющиеся неотъемлемой частью литургии.
  2. Связанные с повседневной жизнью человека: освящение жилища, молебны о путешествующих и учащихся, панихиды.
  3. Символические, воспроизводящие идеи церкви. Ярким примером служит крестное знамение, защищающее от злых сил и напоминающее о распятии Спасителя.

Таинства

Главным отличием Таинства является получение божественной благодати, происходящей невидимым и непостижимым образом. Во время действий, составляющих основу Таинства, человек удостаивается Даров Святого Духа. Происходит его духовное перерождение, обновление. В моменты священнодействия встреча Бога и человека происходит со всей возможной полнотой. Признаками Таинств являются: невидимая благодать, видимое действие (обряд) и божественное происхождение: они установлены самим Спасителем.

Каждое Таинство несёт благодать: крещение — освобождение от греха, миропомазание — укрепление в духовной жизни, соборование — отпущение неосознанных и забытых грехов. При венчании даются силы, необходимые для создания семьи, а через рукоположение — для совершения священных действий. Причастие и исповедь составляют неотъемлемую часть духовной и нравственной жизни православного человека.

В современной православной церкви относят к Таинствам семь особенных богослужений: крещение, венчание (брак), евхаристия (причастие), миропомазание, покаяние (исповедь), священство, елеосвящение (соборование). Остальные относят к обрядам.

В силу обстоятельств верующий может не принимать участие в обрядах, а Таинства — крещение, исповедь и причастие — обязательны. Венчание необходимо для вступления в брак, священство — при рукоположении в сан. Елеосвящение совершается в случаях, когда человек стоит перед лицом тяжкого недуга.

Крещение — первое Таинство, принимаемое верующим. Во время этого священного действия тело человека троекратно погружается в купель в знак очищения от грехов: первородного и приобретенных. Происходит рождение для новой жизни, в которой главное — жить для Христа и других людей. Это — первый шаг для Вечной Жизни в Боге.

В жизнь церкви понятие крещения ввел Спаситель, принявший его от Иоанна Крестителя. Крещение не может приниматься дважды: как рождается человек единожды, так и Таинство больше не повторяется. За Крещением свершается Таинство Миропомазания, в процессе которого на части тела человека: лицо, руки, ноги и грудь наносят миро. В его состав входят елей и благовония, перед использованием его освящают.

Чтобы дары Святого Духа после совершения Таинства не утратили своей благодати, новокрещенному нужно жить по правилам, установленным Православной Церковью. Важная часть жизни христианина — участие в Таинствах Покаяния и Причастия (Евхаристии). Первое заключается в осознании и исповедании совершенных грехов перед духовником. При совершении чина Покаяния посредством благодати происходит очищение и дарование духовных сил для борьбы с искушениями.

Евхаристия или Причастие символизирует приобщение человека к Божественному через принятие им вина и хлеба как знак Крови и Тела Христова. В христианстве принято считать, что через принятие пищи человек стал смертным, а Причастие позволяет принять Вечную Жизнь.

Пути к спасению через церковные таинства и обряды

В церковной традиции существует точка зрения, что у христианина есть два пути к спасению. Первый — принять монашество или сан священника. Священства удостаиваются избранные, рукополагают их на служение Господу облеченные в сан люди, принадлежащие к высшей степени духовного звания — епископы.

Второй путь — вступить в брак. Чтобы в семье верующий мог стяжать духовные блага и для придания сил, соединяющаяся чета проходит через Таинство Брака. В нем венчающиеся дают обещание друг другу быть вместе в любых обстоятельствах и испрашивают благословения на рождение и воспитание детей.

Последнее Таинство, принимаемое православным христианином — Соборование. Целью молитв и действий, совершаемых при богослужении является душевное исцеление через покаяние. Верующему отпускаются все грехи, в том числе позабытые.

Обряд есть внешнее выражение верований человека. Человек - существо чувственно-духовное, в природе которого духовно-идеальное бытие соединилось с чувственным и материальным. И как следствие в своем представлении человек старается идеальное облечь в видимое, чтобы через это сделать его доступным себе. Предмет религиозных верований человека т. е. Бог, в высшей степени духовен и бесконечно возвышен над природою видимою; поэтому человек не способен ни представлять себе этот предмет, ни встать в живые отношения с ним без какого-либо видимого посредства. Таким посредством и служит обряд.

Обряд везде и всегда служил для человека символом и удостоверением в действительности присутствия и воздействия Бога на человека. Православная церковь верует, что каждый обряд, совершенный во имя его, оказывает освящающее, обновляющее и укрепляющее действие на человека.

В новозаветных книгах Священного Писания греческими словами έυος, υρησκεια - обряд, έυος, είυιςμένον - обычай обозначается как то, что касается внешней стороны религиозной жизни - порядки иерархического управления (Луки I, 9), правила церковного благочиния (1 Кор. XI, 16), религиозные церемонии (Иоан. XIX, 40), обряд, имеющий символическое значение (Лук. 11, 27; Деян. Апост. XV, 1), внешнее благочестие (Иак. I, 26), так и то, что относится к порядкам жизни гражданской - народное желание (Иоан. XVIII, 39), судебное правило (Деян. Апост. XXV, 16). В первом значении обыкновенно на церковном языке и употребляются слова «обряд», «обычай», т. е. именем обряда в широком значении слова называется все то, что относится к внешней стороне религиозной жизни: богослужебные чины и уставы, предметы и действия, имеющие символическое значение.

Славянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (глагол «обряжать»). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные - священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеепомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан: поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

«Обряд (взятый сам по себе), - говорит священник Павел Флоренский,- есть осуществленная ориентированность на Бога, во плоти пришедшего, всей нашей жизни».

В таких явлениях жизни, как великое освящение воды в канун и самый праздник Крещения Господня - Богоявления, малое освящение воды, иноческий постриг, освящение храма и его принадлежностей, освящение дома, освящение плодов и вещей,- во всем этом и многом другом Святой Церковью усматривается та же тайна жизни: Бог дарует человеку святое содержание жизни своим приближением к нему, «входом, яко в дом Закхея» (из молитвы на освящение дома).

Эти обряды, существуя самостоятельно, тоже - явления тайны спасения, где Божие и человеческое соединяются воедино. В результате человеческое, бывшее само по себе, включается в процесс спасения людей Сыном Божиим, и в человеческое внедряется святость, идущая от Бога.

Обряды введены в храмовую и личную жизнь христианина для того, чтобы через них благословение Божие нисходило на жизнь и деятельность человека, святостью и благом укрепляя его духовные силы, а также все окружение его жизни.

Об обрядах в Священном Писании говорится мало. Порядок, чин внешнего богослужения ни Христом, ни Его апостолами не установлен. Церковные обряды развивались вместе с развитием самой церкви, и она то сокращала или дополняла их, или заменяла новыми. Такое отношение церкви к обрядам ясно свидетельствует, что она считала себя вправе изменять, отменять и вводить новые обряды, сохраняя при этом свою веру неизменною. Еще апостолы выразили свой взгляд на обряды в таком смысле, когда на Иерусалимском соборе постановили не следовать ветхозаветному обряду обрезания и вообще не обременять христиан из язычников исполнением Моисеева закона. Это решение апостолов послужило твердым основанием для практики церкви в последующее время. Так, например, по первому правилу апостолов Петра и Павла следовало 5 дней делать, а субботу и воскресенье праздновать; лаодикийский собор 29 правилом отменил правило апостолов и постановил праздновать только воскресенье. Чин литургии в первые века христианства совершался различно: в церкви иерусалимской литургия совершалась по преданию от апостола Иакова; в Кесарии эту литургию, как очень продолжительную, Василий Великий значительно сократил. Литургию Василия Великого, для облегчения мирян, в свою очередь, сократил Иоанн Златоуст. С течением времени чин литургии и сокращался по составу молитв и увеличивался некоторыми молитвами, песнопениями и обрядами, которых требовала сама жизнь. Так, песни «херувимская» и «Единородный Сыне» явились и внесены в литургию уже впоследствии (VI век). Некоторые богослужебные чины совершенно вышли из церковной практики. В Церковных обрядах выражаются наглядным образом истины и дух веры. Так, например, обряд сложения перстов для крестного знамения образно представляет собою единство Бога по существу и троичность в лицах. Истины и события, представленные под видом действий, становятся понятными и для людей, живущих не столько умом, сколько чувством. Отнять у таких людей то, что привлекает их внешним образом, значило бы лишить их одного из источников религиозной жизни.

А. Соколовский

Статья знакомит читателя с 7 таинствами православной веры. Описывается каждое таинство, его смысл и назначение.

Христианские таинства — важнейшая составляющая жизни любого верующего православного человека. По канонам православной церкви, таинства установлены Иисусом Христом. Они призваны менять внутреннюю жизнь человека, воздействовать на его душу.

Согласно учениям христианской церкви, во время таинства, на человека снисходит благодать Божия. Таинства иногда называют обрядами. Но, это не совсем верно. Обряды созданы церковными деятелями, а таинства — это действия, которые угодны самому Богу.

7 таинств православной церкви

Согласно правилам церкви, любое из таинств, должны иметь две составляющие, чтобы считаться действительными. Первое — это проведение таинства каноническим священником, по всем правилам обряда. Второе — это внутреннее настроение самого верующего, чистота его помыслов и искренне желание принять таинство. В православной церкви существует 7 видов таинств:

  • Крещение
  • Миропомазание
  • Покаяние, или святая исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Священство
  • Соборование, или елеосвящение

Таинство Крещения. Смысл обряда Крещения младенцев

  1. Таинство крещения — первый серьезный церковный обряд в жизни человека. До этого обряда, человек не имеет право принимать участие ни в каких других таинствах и обрядах
  2. Согласно правилам, таинство крещения может совершаться в любом возрасте. Но, в современной практике, принято крестить ребенка еще в младенческом возрасте
  3. Это, по словам верующих, защищает его от всевозможных болезней. И, в случае несчастья, ребенок попадет в Рай, а не в Чистилище
  4. В православной церкви практикуется трехкратное погружение младенца в воду. Это символизирует Отца, Сына и Святого духа
  5. В таинстве крещения берут участие крестные ребенка. Крестные родители — люди, которые обязуются приобщить ребенка к православной вере, оказывать всевозможную помощь в воспитании.

Крестными не могут быть:

  • Монашествующие
  • Собственные родители детей
  • Пара, которая состоит в браке
  • Люди другого вероисповедания

Крестить ребенка можно в любом возрасте. Но, православная церковь, рекомендует крестить детей, начиная с 8го дня от роду. На счет этого, постоянно ведутся споры в церковной среде.

Во-первых, в раннем христианстве, практиковалось крещение только сознательных людей, которые понимали суть таинства и добровольно соглашались на крещение.

Во-вторых, крещение совсем маленького ребенка чревато психологическими травмами, ведь младенец большую часть времени проводит во сне, его будет пугать новая обстановка, люди и внезапное погружение в воду.

Таинство Крещения

Таинство Миропомазания

Миропомазание совершается сразу после обряда крещения. Его может совершать только канонический православный священник. Миропомазание символизирует снисхождение Святого Духа на верующего. После этого таинства, человек полноценно приобщается к православной церкви. Процесс таинства предусматривает помазание святым миром ушей, глаз, носа, рук и ног верующего. Таинство миропомазания, также, совершается при короновании на царство, и для иноверцев, которые принимают православие.



Таинство Миропомазания

  • Покаяться человек, согласно догматам христианства, может только добровольно. Покаяние, или таинство святой исповеди, обычно предшествует таинству причастия. Исповедь проводиться индивидуально со священником
  • Вначале, он читает молитвы, настраивая верующего на нужный лад. Далее, человек может высказать все, что у него скопилось на душе, признаться священнику в совершенных грехах
  • После исповеди, священник накрывает голову исповедуемого епитрахилью и совершает крестное знамение. Далее, человек целует Крест и Евангелие. Таинство святой исповеди полностью конфиденциально. Исповедь — важный этап на пути к духовой жизни, к успокоению своей души


Таинство святой Исповеди. Обряд Покаяния

Причастие или Евхрастия. Смысл обряда Причастия

  • Причастие или Евхрастия, является основным обрядом христианского богослужения. Происходит причастие, когда прихожане вкушают хлеб и вино из рук священника, которые символизируют Тело и Кровь Христову
  • Таинство причастия необходимо, как напоминание верующим о самопожертвовании, любви к ближним. В этом таинстве важная роль отведена сопровождающим молитвам, поклонам и песнопениям. Причастие сопровождается проповедью священника
  • Регулярное причастие, согласно православной церкви, способно приблизить человека к Богу. После такого обряда могут отступить болезни, неприятности, ссоры в семье. Верующий человек должен причащаться, как минимум, один раз в месяц

Причастие происходит только после таинства покаяния.



Причастие или Евхрастия

При заключении брака, верующие христиане воссоединяются таинством венчания. Люди, которые согласны на данный обряд, должны искренне верить в вечность брака на земле и на небесах. При совершении обряда, Святой Дух снисходит на пару, и невидимой силой скрепляет их узы. Чтобы таинство венчания прошло правильно, необходимо соблюдать правила:

  • К венчанию допускаются люди, которые имеют свидетельство о браке
  • Женщина и мужчина должны искренне любить друг друга, мужчине отводиться главенствующая роль в семье
  • Пара и их свидетели должны быть крещеными православными
  • На протяжении жизни можно венчаться только три раза
  • Венчание имеет возрастное ограничение. Мужчине должно быть больше 18 лет, женщине — больше 16
  • Проводить венчание можно на протяжении всего года, кроме дней Великих постов и важных праздников (Пасхи, Рождества, Троицы и других). Дни недели, в которые проводится венчание — понедельник, среда, пятница и воскресенье
  • Лучшим временем для венчания считается годовщина свадьбы или время после рождения детей.

В церкви венчаться можно:

Если оба молодожена члены церкви, ибо если вы верующие разных религий – Церковь Вас просто не обвенчает. Так Вы должны быть крещеными и носить нательный крестик.

Перед тем как обвенчаться Вам предстоит расписаться в ЗАГСЕ, ибо вы должны будете предоставить свидетельство священнослужителю.
Это объясняется просто – если вас расписал ЗАГС, значит есть уверенность в том, что любой из Вас не расписан с кем то другим.
Так же ЗАГС не расписывает умалишенных и не признает близкородственные связи, так же как и Церковь.

Венчаться в Церкви нельзя, если:

  1. Людям, которые в свое время приняли духовный Сан
  2. Монахиням и монахам
  3. Виновникам расторжения предыдущего брака (например по причине измены)
  4. Людям, которые уже находились в браке более 3 раз
  5. Вышли за пределы возрастных границ. Для мужчин – это 70 лет, а для женщин – 60
  6. Нет согласия родителей. Дети православных родителей не могут обвенчаться без согласия на то своих родителей


Таинство венчания. Правила обряда венчания

Священство

Священство — это таинство, при котором человек получает священный сан, имеет право проводить православные обряды и таинства. По православию, существует 3 степени священства:

  1. Диакон. Этот сан позволяет священнослужителю помогать более опытному священнику в проведении таинств
  2. Пресвитер (священник). Служитель данного сана может совершать таинства, но лишь от имени епископа
  3. Епископ (архиерей). Наивысший сан в православии. Только епископ может проводить таинство священства и посвящать других для совершения таинств

Таинству священства предшествует проповедь, исповедь принимающего сан и священная присяга. Только после этих действий, епископ говорит, достоин ли человек получить сан.



Священство

Соборование — древнейшее таинство христианской церкви. Его основная миссия — исцеление телесных и душевых недугов. Соборование действует по принципу покаяния, но освобождает человека даже от тех грехов, о которых он мог забыть. Соборование проводится при помощи святого елея. Именно поэтому существует втрое название данного обряда — елеосвящение. Исполняет обряд обычно несколько священников.

Соборование может проводиться в любом возрасте, начиная с семи лет. Согласно правилам, для тяжело больных верующих, допускается проведение обряда на дому. Такое таинство совершается не чаще раза в год. Оно проводиться над больными людьми, которые желают исцелиться, а, также, над домочадцами. Соборование может проводиться и в церкви.



Таинство Соборования или Елеосвящения

Все семь таинств несут в себе сакральный смысл, который доступен только истинно верующим людям. Не следует совершать таинство, если это не акт доброй воли, или, если нет понимания в его назначении.

Видео: Азы веры: 7 таинств в православии

В православной Церкви установлено семь таинств. Таинствами называются церковные молитвы и священные действия, когда под видимым действием священника над человеком, по молитве Церкви, невидимо, тайно действует сила Духа Святого.
Таинства: КРЕЩЕНИЕ, МИРОПОМАЗАНИЕ, ПРИЧАЩЕНИЕ, или ЕВХАРИСТИЯ, ПОКАЯНИЕ (Исповедь), ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ (соборование), СВЯЩЕНСТВО, БРАК (Венчание).
Возрождаются старинные обычаи. Сейчас на Руси вновь крестят детей и венчаются в церкви.

КРЕЩЕНИЕ

Первое таинство в жизни христианина - крещение. Церковь считает, что Дух Святой дает нам новую духовную жизнь. Только после таинства крещения называемся мы христианами.
Самая древняя русская летопись рассказывает, что весной 988 года все население города Киева торжественно крестилось в водах реки Днепр. Князь Владимир велел собрать всех киевлян, он сам звал прийти «всех, кто ему друг», а так как князя Владимира любили, пришло очень много людей на берег Днепра. Взрослые входили в воду, держа детей на руках, священники стояли на берегу, читали молитвы, давали имена крестившимся. За просвещение своего народа молился и благодарил Бога князь Владимир. Собравшиеся приняли веру, которую принял их любимый князь.
Через таинство крещения «мы вступаем в своей земной жизни в церковь Христову. Подобно тому, как в акте физического рождения человека ему даруется все для последующей жизни, так и в его духовном рождении ему сразу даруется все то, что в дальнейшем должно развернуться в становлении жизни во Христе.
Во время совершения таинства крещения происходит наречение имени человека, который вручается покровительству соименного ему святого. Этот акт духовного рождения совершается в таинстве святого крещения, заповеданного Господом», - учит церковь.
Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти и по смерти тоже не оставляет его.
Обряд крещения в воде существовал еще задолго до Рождества Христова, он означал, что, окунаясь в воду, человек очищается от своих грехов и возвращается к чистой, новой жизни.
Обычно крестит совсем маленьких детей. При совершении этого таинства крестные родители с крещаемым младенцем и с зажженными свечами становятся у купели и исповедуют свою веру. Потом священник освящает воду и три раза окунает в нее младенца, говоря: «Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь». Священник читает молитвы. И с этого, времени человек как бы умирает для плохой жизни и воскресает к новой жизни со Христом, Как видим, при крещении человек получает свое имя в честь святого. Этот святой делается его небесным другом и покровителем. Каждый христианин должен помнить день Памяти святого, имя которого он носит, этот день называется «именины» или «день ангела». Затем на шею надевают крест, который он тщательно бережет и носит всю жизнь.

МИРОПОМАЗАНИЕ

Обычно вместе с крещением совершается миропомазание. Младенцу еще нужны и духовные силы, которые он получает в таинстве миропомазания. Обряд также проводит священник, который помазывает крестообразно особенным освященным епископом маслом - святым мирром - лоб, глаза, уши, рот, ноздри, грудь, руки и ноги, каждый раз со словами: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Через это таинство Дух Святой поселяется в душе новокрещенного и дает ему новые духовные силы.
После крещения и помазания святым мирром младенца три раз обносят, вслед за священником, вокруг купели.
Иисус Христос никого не крестил, но Он завещал своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». (Евангелие от Матфея, гл. 28, ст. 19.)

ВЕНЧАНИЕ

Венчание - религиозная церемония, имеющая место при заключении брака у христиан. Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. До 1775 года обручение отделялось от венчания значительным промежутком времени. Впоследствии обручение и венчание предписано было совершать в одно время.
Церковью брак рассматривается как таинство, в котором благословляются мужчина и женщина, когда они делаются мужем и женой. В православной русской церкви венчание считается единственной формой заключения брака. При венчании требуется непременное присутствие жениха и невесты. Существенным моментом признавалось выражение женихом и невестой согласия на супружескую жизнь и желание вступить в брак. Предварительно выясняется, нет ли препятствий к браку; Выяснение должно происходить в храме.
Во время обручения священник при совершении молитвословий спрашивает жениха и невесту о их добро-вольном согласии вступить в брак и надевает, им освященные кольца. Обряд таинства брака состоит в том, что жених и невеста обмениваются кольцами.
А при венчании: священник спросит: «Не обещался ли другой?», «Не обещалась ли другому?», затем трижды, благословляя, призывает на них Божье благословение и трижды обводит их вокруг аналоя*.
Во время обряда жених и невеста стоят с зажженными свечами в руках и над их головами держат венцы.
Нельзя жить без веры, страшно подумать, что любимый человек вдруг изменит, предаст, уйдет. Молодые должны верить в то, что добро сильнее зла, а венчание придает уверенности, что они проживут мирно и счастливо всю жизнь. И молодые обычно уходят из церкви в надежде, что семья будет крепкая: Бог с ними, а он милостив.
Обряд венчания торжественный, красивый, таинственный.
Не совершается браковенчаний в продолжение постов Великого, Успенского, Петрова и Рождественского; накануне среды и пятницы в течение всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение Святок, в течение сырой седмицы (Масленицы), начиная с Недели мясопустной, в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября (29 августа по старому стилю) и Воздвижения Креста Господня 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

ПРИЧАЩЕНИЕ

Причащение - главнейшее из христианских таинств, установленное самим Иисусом Христом.
В апостольские времена литургия совершалась ежедневно и все присутствующие обязательно причащались за каждою литургиею. Сейчас это невозможно, поэтому церковью установлено приступать к таинству не менее одного раза в год, но в связи с тем, что причащение - духовное питание нашей души, церковь рекомендует причащаться по крайней мере четыре раза в год, возможно, и чаще. К причастию допускаются все ее члены после «должного приготовления постом и покаянием». Причастие должно быть до принятия пищи. До причастия нельзя ни есть, ни пить. Это таинство совершается во время литургии или обедни. Господу приносятся в жертву хлеб и вино, они благословляются с призыванием Святого Духа и невидимо прелагаются в Тело и Кровь Иисуса Христа. Эти Святые Дары священник дает причастникам со словами: «Причащается раб Божий (называет имя) честного и святого Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную». Подходить к Святой Чаше надо с большим благоговением с земным поклоном, повторяя за священником слова молитвы; причастившись, поцеловать Чашу и отойти в сторону, где на столике приготовлено теплое вино и кусочки просфиры, чтобы запить причастие.
Причащение больных - особый вид преподания таинства людям, по причине тяжкой болезни не могущим быть в храме и участвовать в принятии его. Церковь посылает болящим «святые дары» на дом. Обычно «свя-тые дары» приготовляются в Великий четверток, но могут быть приготовлены и во всякое другое время.

ПОКАЯНИЕ

Покаяние - одно из семи таинств, установленное самим Иисусом Христом.
В апостольские времена существовали два вида покаяния: тайного - перед священником, и открытого, публичного - перед всем обществом церковным.
В православной церкви принято, что верующий исповедуется не менее одного раза в год, обыкновенно - к Великому посту, но также желательно в другие три поста: Рождественский, Петровский, Успенский.
Верующий, готовясь к покаянию, должен вспомнить все, чем грешил против Бога и ближних, попросить про-щения у всех, кого обижал. Исповедник подходит к священнику, который стоит перед аналоем, на котором лежит Евангелие и Крест, так как верующий будет говорить о своих грехах Самому Господу, а священник только слушающий свидетель. Рассказав все, исповедник становится на колени, и священник кладет ему на голову епитрахиль - длинную широкую ленту, которую носит священник, совершая богослужения, - и читает молитву, в которой именем и властью Господа Иисуса Христа прощает ему грехи.
Священник обязан хранить исповедь в тайне, иначе лишается сана, кроме тех исповедей, которые направлены «против Государя и общественного порядка». Священник не имеет права исповедовать несколько человек разом, даже малолетних.
При покаянии исповедующий невидимо освобождается от всех грехов самим Иисусом Христом, после чего делается невинным и священным, как после крещения. При этом необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Иисуса Христа и надежда на его милосердие.
Евангелие понимает покаяние не просто как раскаяние, но и как возрождение, полное изменение существа.

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ

Елеосвящение - одно из семи таинств, которое совершается над больными, в нем «невидимой благодатью прощаются грехи и облегчаются и исцеляются болезни души и тела».
Елеосвящение может быть совершено только над больным, не лишившимся еще сознания, после приготовления через покаяние, оно не может быть совершаемо над младенцами. Елеосвящение может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же болезни.
По учению православной церкви, елеосвящение, «служащее духовным врачеством для недугов телесных, а также дарующее болящему оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться».
Веществом, для елеосвящения служит обыкновенное оливковое масло с присоединением к нему некоторого количества вина; совершать его положено собором семи священников, но в случае необходимости дозволяется совершать его и одному священнику.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

Не забывать родных и близких, ушедших от нас,- в этом наша «животворящая святыня». А. С. Пушкин писал:

Два дивных чувства близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва...

Умирает человек, и мы обычно отмечаем поминовение об усопшем на 3-й, 9-й и 40-й день после ухода его из мирской жизни.
Что обозначают эти дни и почему обычно люди отмечают память о покойном?
Игумен Сергий нам разъясняет так:
«Сорокадневный период весьма знаменателен в предании Церкви как время, необходимое для получения благодатной помощи Отца Небесного.
В продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. В третий же день Господь повелевает вознестись всякой христианской душе на небеса.
После поклонения Богу повелевается Им показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все сие рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Бога. Но если она виновата в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя. По рассмотрении же в продолжение шести
дней всей радости праведных она возносится Ангелами на поклонение Богу.
После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей разные отделения ада, в которых находясь, души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По сим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в оных.
В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место заключения».
Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения об усопших на 3-й, 9-й и 40-й день.
Дни особого поминовения усопших:
суббота мясопустная, суббота 2-й седмицы Великого поста, суббота 3-й седмицы Великого поста, радоница - вторник второй недели по Пасхе (Фомина неделя),
суббота Троицкая,
суббота Дмитриевская (ноябрь).

ПАНИХИДА

Панихида - богослужение по умершим.
Панихида совершается над умершим - еще не погребенным, затем - в 3-й, 9-й и 40-й день по смерти, в день его рождения, тезоименитства и смерти.
Православная церковь считает, что благодаря ее молитвам умершие грешники могут получить облегчение или освобождение от загробных мучений. Согласно христианскому верованию, церковь установила ряд молений о «упокоении» умерших и о даровании им «милости Божией и царства небесного». Напутствие в загробную жизнь молитвами церкви возможно как ежедневное поминовение умершего, годичное, даже вечное.
Кроме панихид по каждому умершему в отдельности, церковь совершает в определенные времена общие, или вселенские, панихиды. Вселенские панихиды совершаются в субботу мясопустную, в субботу Троицкую, в Дмитриевскую субботу и в субботу второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста.

ПОСТЫ

От чревообиядения - жестокость сердечная,
сон, леность, многословие, смехотворение...
Пост же - молитве чистота, души светило,
уму хранило, окаменению разорение, сну
легкость, здравие телу.

Иоанн Лествичник

Как и многие другие христианские обычаи, посты пришли к нам из седой древности. Пост существовал еще в Ветхом Завете. Посты - учреждение христианской церкви, имеющее целью содействовать господству в христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными. Соблюдать пост - это значит не есть скоромного (молочной и мясной пищи), говеть - постовать, постничать, поститься, то есть соблюдать ряд пищевых запретов и другие ограничения. Пост основан на примере Иисуса Христа, постившегося сорок дней в пустыне. Пост пришел в Россию вместе с христианством, отсюда берет начало то особое уважение к Посту, которое существовало ранее в русской церкви и в русском народе.
В прошлом государственное законодательство на Востоке и Западе покровительствовало постам. На дни Великого поста закрывались всякие зрелища, бани, игры, прекращалась торговля мясом, закрывались лавки, кроме продававших предметы первой необходимости, к этому времени приурочивались дела боготворительности, даже рабовладельцы освобождали рабов от работ, а некоторых отпускали на свободу.
На протяжении многих веков люди видели в кратковременном голодании большую пользу. Медики, изучавшие опыт предков (голодание, диеты), подтверждают благотворное влияние постов, постной пищи на организм человека: свидетельством этому является также то, что предки наши были сильные, здоровые и крепкие люди.
А в народе говорят: «С поста не мрут, а от обжорства дохнут», «Что человек ест, таков он и есть», «Никто с поста не умирает», «Великий пост всем прижмет хвост», «Великий пост как узлом затянуло», «Пост - не мост, не объедешь», «Кто все четыре поста постится, за того все четыре Евангелиста» и подшучивали: «Все посты постимся, а никуда не годимся».
Но посты строго соблюдались. Даже знаменитый Пифагор посвящал учеников в тайны своей философии только после того, как они проходили курс голодания. Исповеди (покаянию в ошибках, заблуждениях, грехах) всегда предшествуют посты.
Посты православной церкви разделяются на многодневные и однодневные.
Многодневные: Рождественский (или Филиппов), Великий пост, Петров пост, Успенский пост.
Народ подметил, что «Пост холодный (Рождественский), пост голодный (Петровский), пост Великий и постлакомка (Успенский).
Рождественский пост. Его еще называют «святая четыредесятница», ибо длится он сорок дней - с 28 ноября по 6 января - и предшествует Рождеству Христову. Другое название его - «филипповский пост», в просторечье - филипповки, так как в день его начала, 27 ноября, празднуется память Святого апостола Филиппа. По правилам воздержания он приближается к посту апостольскому - Петрову посту. Строгость его усиливается со 2 января, то есть в дни предпразднества Рождества Христова и достигает высшей степени в последний день, в сочельник. В этот день пост хранится до вечерней звезды.
Великий пост. Пост начинается в понедельник на следующий день по окончании Масленицы - масленичного заговенья - и длится семь предпасхальных недель, заканчивается в субботу Страстной недели, накануне Пасхи. Масленица - неделя перед Великим постом.
Суть Великого поста заключается в том, что. православные христиане посредством говения, то есть воздер-жания в пище, напитках, особой постовой молитвы и покаяния подготавливаются к встрече Светлого Хри-стова Воскресения - Пасхи.
Особенно строгий пост должно соблюдать в первую и последнюю недели Великого поста, когда благословляется сухоядение, а некоторые христиане не вкушают пищи от одного до трех дней. К этому времени зима уже изрядно подбирала все, особенно мясные припасы, и приходилось «попоститься». Переход на пост совершается постепенно: масленице предшествовали недели, носившие названия всеедных (сплошных) и пестрых, а саму Масленицу еще звали сырною: скоромное ели, а к мясному уже не прикасались. Рыбу ели только в Благовещение да в Вербное воскресенье.
Петров пост. Пост апостолов Петра и Павла, называемый Петровым, или апостольским. Петров пост идет по церковному календарю вслед за Троицей, начинается в первый понедельник после Духова дня - 50 дней после Пасхи - и заканчивается 11 июля (28 июня по старому стилю), в канун дня апостолов Петра и Павла.
Успенский пост. Пост в честь Успения Пресвятой Богородицы начинается 14 августа, заканчивается в канун дня Успения Пресвятой Богородицы 27 августа (14 августа по старому стилю). В народе его называли госпожинки. По строгости пощения он приближается к Великому посту, ослабляется по субботам и воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня.
Однодневные. Кроме основных постов, постились по средам и пятницам в течение всего года. Не постились в светлую седмицу (неделя после Пасхи); в неделю Пятидесятницы; в Святки (от Рождества Христова до Богоявления, кроме Крещенского сочельника); в сырную неделю.
Предусмотренные религией посты не только восстанавливают здоровье, но и способствуют духовному, нравственному очищению. Посты, по словам служителей церкви, являются испытанием верующих в стойкости против искушений, в терпении и смирении, угодных Богу. И в настоящее время церковь обращает внимание не столько на воздержание от пищи, сколько на духовное воздержание: преодоление собственных слабостей, тщеславия, высокомерия» надменности, различных искушений.
Необходимо воздерживаться от всякого рода развлечений, вечеринок, танцев, рассказывания анекдотов, сквернословия и т.п. «Ошибается тот, кто считает, что пост в воздержании от пищи. Истинный пост есть уда-ление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение почетен, прекращение клеветы, лжи, клятвопре-ступления» (Иоанн Златоуст).
Но иногда в глубокую старину христианский пост предусматривал полный отказ от пищи на несколько недель (около сорока дней). Сегодня известно, что это предельные сроки физиологического голодания. По преданиям, две тысячи лет тому назад Иисус Христос убеждал страждущих в необходимости прибегнуть к очищению организма от грехов и болезней через пост: «Во время поста избегайте сынов человеческих, а вернитесь в общество Ангелов Матери Земли вашей... Ищите чистый воздух в лесу и в поле... Ангел воздуха изгонит из тела вашего все нечистоты, которые оскверняли его снаружи и изнутри». Считалось, что посты и воздержание - рецепты духовного и физического здоровья.
По Христу, есть еще два Ангела, которые помогают человеку исцелиться во время поста: Ангел воды и Ан-гел солнечного света.
Философия христианского поста актуальна и сегодня.
Итак, в православном церковном календаре около двухсот дней занято постами, и соблюдение их было обязанностью каждого верующего, кроме больных, рожениц и детей.

ДЕСЯТЬ БИБЛЕЙСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ

Соблюдая религиозные праздники, нельзя забывать о десяти библейских заповедях, сказанных Богом Мои-сею. Господь явил ему свою волю. Голос Божий, подобный раскатам грома, был слышен народу, который находился у подножия горы Синай.
1-я заповедь:
- Я - Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом моим.
2-я заповедь:
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли, - не поклоняйся им и не служи им...
3-я заповедь:
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4-я заповедь:
- Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седь-мой- субботу - Господу Богу твоему... Ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5-я заповедь:
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6-я заповедь:
- Не убивай.
7-я заповедь:
- Не прелюбодействуй.
8-я заповедь:
- Не кради.
9-я заповедь:
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10-я заповедь:
- Не желай ничего, что у ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его - ничего, что у ближнего твоего.
В основе этих десяти заповедей лежат два великих принципа: первые четыре заповеди - любовь к Богу, последующие шесть заповедей - любовь к ближнему.
Христианской вере на Руси - более тысячи лет, и, наверное, невозможно отделить религиозную культуру от мирской культуры, общественной. У двух культур сходные ценности и следование заповедям, несомненно, будет способствовать возрождению Человека.

* Аналой-высокий столик, на котором лежит «Евангелие, и Крест.

Бондаренко Э.О. - Праздники Христианской Руси.

Церковные обряды

Обряд есть внешнее выражение верований человека. Человек есть существо чувственно-духовное, в природе которого бытие духовное-идеальное соединилось с чувственным и материальным: поэтому он в представлении своем старается идеальное облечь в видимое, чтобы через то сделать его доступным себе. Предмет религиозных верований человека (т. е. Бог , существо высочайшее) в высшей степени духовен и бесконечно возвышен над природою видимою; поэтому человек, особенно стоящий на невысокой степени нравственного развития, не способен ни представлять себе этот предмет, ни становиться в живые отношения к нему без какого-либо видимого посредства. Таким посредством и служит обряд. Как явление огня, грома, бури, молнии служило для евреев видимым знаком присутствия Божия на горе Синае во время законодательства, так и обряд везде и всегда служил для человека символом и удостоверением в действительности присутствия и воздействия Бога на человека. Православная церковь верует, что каждый обряд, совершенный во имя ее, оказывает то или другое освящающее, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Оторванная от всякой видимости и обрядности, религиозность впадает в крайности чистого субъективизма, т. е. принимает вид или неопределенной чувствительности, или же крайней логической отвлеченности. Пример религиозности первого рода представляет собою немецкий пиэтизм , пример религиозности второго рода - протестантский рационализм , близко граничащий с пантеизмом.

В новозаветных книгах Свящ. Писания греческими словами έυος, υρησκεια - обряд, έυος, είυιςμένον - обычай обозначается как то, что касается внешней стороны религиозной жизни - порядки иерархического управления (Луки I, 9), правила церковного благочиния (1 Кор. XI, 16), религиозные церемонии (Иоан. XIX , 40), обряд, имеющий символическое значение (Лук. 11, 27; Деян. Апост. XV, 1), внешнее благочестие (Иак. I, 26), так и то, что относится к порядкам жизни гражданской - народное желание (Иоан. XVIII , 39), судебное правило (Деян. Апост. XXV , 16). В первом значении обыкновенно на церковном языке и употребляются слова "обряд", "обычай", т. е. именем обряда в широком значении слова называется все то, что относится к внешней стороне религиозной жизни: богослужебные чины и уставы, предметы и действия, имеющие символическое значение. Сюда не принадлежит лишь та сторона церковных таинств, которая составляет их материю и форму - те священные действия и слова, в которых и через которые преподается невидимая благодать . Об обрядах в Свящ. Писании говорится мало. Порядок, чин внешнего богослужения ни Христом, ни Его апостолами не установлен. Ц. обряды развивались вместе с развитием самой церкви, и она то сокращала или дополняла их, то уничтожала, заменяла новыми. Такое отношение церкви к обрядам ясно свидетельствует, что она считала себя вправе изменять, отменять и вводить новые обряды, сохраняя при этом свою веру неизменною. Еще апостолы выразили свой взгляд на обряды в таком смысле, когда на соборе (51 г.) постановили не следовать ветхозаветному обряду обрезания и вообще не обременять христиан из язычников исполнением Моисеева закона. Это решение апостолов послужило твердым основанием для практики церкви в последующее время. Так, например, по первому правилу апост. Петра и Павла следовало 5 дней делать, а субботу и воскресенье праздновать; лаодикийский собор 29 прав. отменил правило апостолов и постановил праздновать только воскресенье. Чин литургии в первые века христианства совершался различно: в церкви иерусалимской литургия совершалась по преданию от апост. Иакова; в Кесарии эту литургию, как очень продолжительную, Василий Вел. значительно сократил; литургию Василия Вел., для облегчения мирян, в свою очередь, сократил Иоанн Златоуст . С течением времени чин литургии и сокращался по составу молитв и увеличивался некоторыми молитвами, песнопениями и обрядами, которых требовала сама жизнь. Так, песни "херувимская" и "Единородный Сыне" явились и внесены в литургию уже впоследствии (VI век). Некоторые богослужебные чины совершенно вышли из церковной практики, напр., чин летопроводства, чин пещного действа, чин действа страшного суда, чин действа в неделю Ваий , чин о братотворении и т. п. Ц. обряд, даже и не вытекающий непосредственно из божественного установления (как важнейшие тайносовершительные действия), не есть, однако, нечто совершенно случайное и произвольное. Та или другая обрядовая особенность, рождающаяся обыкновенно из народно-бытовых форм, принимается и присваивается церковью, как наилучший для данного времени способ выражения известной Ц. истины и охранения ее в одинаково для всех доступном символическом знаке. Но то, что представляется наилучшим для данного времени, может перестать быть таковым для последующего. Как человеческая форма божественной истины, раз принятый церковью обряд сохраняет свое значение лишь настолько и до тех пор, пока дальнейшие успехи религиозного сознания не вызовут к бытию новых, более совершенных обрядовых форм. Нашим отдаленным предкам трудно было усвоить себе истинное значение обрядности, особенно когда все настоятельно обращало их мысль больше к внешним формам религии , чем к ее внутреннему содержанию. Последнее как будто отступало на задний план; душа младенчески верующего христианина, принимая церковный обряд, как готовый и данный извне, видела в нем существенную часть верования, его неотделимую незаменимую принадлежность и законное уважение к Ц. обряду вырождалось в обрядоверие. Это отожествление обряда с догматом особенно ярко сказалось при исправлении богослужебных книг и обрядов, бывшем при патр. Никоне. Противники церковных исправлений в отмене прежних обрядов видели нарушение догматов, а в введении новых обрядов - латинские ереси. С этого времени отмененные при Никоне обряды (двоение аллилуйя , седмипросфория, двуперстие, хождение посолонь и др.) становятся принадлежностью раскола старообрядства. - В Ц. обрядах выражаются наглядным образом истины и дух веры. Так, напр., обряд сложения перстов для крестного знамения образно представляет собою единство Бога по существу и троичность в лицах. Истины и события, представленные под видом действий, становятся понятными и для людей, живущих не столько умом, сколько чувством. Отнять у таких людей то, что привлекает их внешним образом, значило бы лишить их одного из источников религиозной жизни. Православная церковь, при всем богатстве форм и великолепии богослужения, умела соблюсти равновесие между формою и содержанием, найти границу между формализмом и дидактизмом, с одной стороны, и беспредметною игрою воображения - с другой. Католицизм нарушил это равновесие в пользу внешности и формы. Некоторые обряды католич. церкви введены в употребление в средние века по расчетам иерархической власти и корыстолюбия. Лютеране отвергли большую часть Ц. украшений, служб и обрядов, но оставили в своих храмах изображение распятия, некоторые