Два чувства дивных близки нам. Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу:…: koparev — LiveJournal. Любовь к родному пепелищу

Два чувства дивных близки нам. Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу:…: koparev — LiveJournal. Любовь к родному пепелищу

Это философское патриотическое стихотворение. И патриотизм здесь не направлен прямо на Россию, Пушкин говорит о патриотизме для любого человека, вне зависимости от национальности. Из чего складывается это чувство?

В стихотворении на этот вопрос сразу даётся ответ. Он в соединении двух возвышенных чувств: к родной земле и к могилам предков. Человеку не должно быть всё равно, где похоронены те, кто дал ему жизнь, в каком состоянии их могилы, исполняет ли он заветы ушедших… Это связь с основами, уважение тех, кто подарил человеку жизнь. Любовь к родной земле, также страдавшей ради блага ныне живущих, является тоже определяющей. Родная природа может быть не самой щедрой, красивой, мощной, но она самая близкая. Каждому следует открыть сердце и увидеть красоту родного края. Например, о русской природе поэты часто говорят «печальная», при этом восхищаются её трогательностью.

В этих чувствах Пушкин видит величие людское. Не в научном прогрессе, не в искусстве, а именно в уважении и любви к своим основам. Нет ничего более отталкивающего, чем человек, который предаёт Родину, смеётся над своими родителями, не помнит своих корней. И если при этом он куда-то ещё «стремится», то мало надежды на успех без знания основ.

Без этих чувств мир кажется поэту тесным, но в то же время пустынным, а душа становится тоже пустыней. В завершении стихотворения поэт использует сильное сравнение: алтарь без божества. В отсутствии этих чувств всё бессмысленно. И кстати, на алтарь раньше приносили жертвы, то есть без великой цели все эти прошлые и будущие жертвы бесполезны.

Важно, что произведение поэта не является тяжеловесным, нравоучительным, оно изящно объясняет важнейшие философские понятия, значимые для каждого Человека. Любовь к Родине может быть важней любви к своему партнёру, так как она более глобальна, даже более значима.

Анализ стихотворения Два чувства дивно близки нам по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Помню я: старушка-няня Фета

    Каждого из нас в детстве воспитывали. И именно то человек, который это делал, скорее всего, и является для вас самым родным и близким. Неважно был ли это ваш родственник, или же просто нанятый человек для вашего воспитания

  • Анализ стихотворения На железной дороге Блок

    Александр Блок написал это интересное стихотворение в 1910 году. А интересно оно тем, что сам поэт сделал примечание о том, что это некое подражание одному из эпизодов произведения Льва Толстого

Гений Пушкина был настолько велик, что даже его недописанные стихи стали достоянием человечества. Убедиться в этом сможет каждый, кому доведётся читать стих «Два чувства дивно близки нам» Пушкина Александра Сергеевича. В произведении читатель встречается с поэтом-философом, ищущим объяснений загадкам человеческой души.

Произведение было написано в 1830 году - это непростой период в жизни великого поэта. Он грезил о скорой женитьбе на любимой женщине, был одновременно счастлив и несчастлив. Пушкин в это время всё чаще обращается к тематике духовных ценностей человека. Поэт стремится понять, в чём заключается смысл жизни людей. В своём стихотворении автор рассуждает о духовной привязанности к Родине, о великой любви к родным местам, которую он приравнивает к святыне.

Это стихотворение считается одним из шедевров русской литературы, который обязательно должны учить школьники: оно станет важнейшей частью занятия на уроке по изучению творчества поэта в любом классе.

Текст стихотворения Пушкина «Два чувства дивно близки нам» можно скачать полностью на нашем сайте. Желающие познакомиться с ним могут также прочитать стихотворение онлайн.

В различных изданиях это стихотворение печатается в двух вариантах. Один вариант состоит из двух строф, и в нем встречаются пропуски слов. Второй вариант включает еще одну строфу. И скорее всего, эту строфу редакторы вставили самостоятельно, основываясь на черновиках поэта.


В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Стихотворение было написано в . Наверное, каждый согласится с истинностью пушкинских слов. Отеческие гробы незримо связывают нас с родными людьми, ушедшими в мир иной. И человек, приходя к могиле, чувствует, что на какой-то миг сближается с этим человеком. Любовь к отеческим гробам заложена в нас на генетическом уровне.

Любовь к родному пепелищу – это любовь к родному дому, деревне, городу в котором вырос, ностальгия по родным местам. Она тянет человека возвратиться домой.

На них основано от века,
По воле Бога Самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.

Духовная связь человека с родными местами и родными людьми – это духовные корни, которые позволяют человеку не опускаться до животного уровня, сохранять «самостоянье человека». Эта мысль подтверждается третьей строфой

Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир - пустыня,
Душа - алтарь без божества.

Стихотворение относится к философской лирике, в нем говорится о человеческих привязанностях, корнях его существования. По композиции оно состоит из одной цельной части. В первой строфе поэт выносит свое философское утверждение, во второй и третьей строфах развивает и углубляет основную идею стиха.

Во второй и третьей строфах рифма перекрестная, в первой кольцевая. Но в первой строфе обращает на себя внимание один момент: гораздо логичнее на первое место было бы поставить любовь к отеческим гробам, и только потом любовь к родному пепелищу. Тогда в первой строфе рифма тоже была бы перекрестная.

Поневоле напрашивается вопрос: случайна ли в этой строфе такая постановка строк, почему автор не использовал также перекрестную рифму, и не должна ли эта строфа выглядеть таким образом:


В них обретает сердце пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу?

В этом стихе поэт применяет христианскую терминологию, встречаются церковнославянизмы: самостоянье, святыня, величие, алтарь, божество. Тем самым подчеркивается духовная направленность поэтического размышления

«Пути Господни неисповедимы», но в итоге «все дороги ведут в храм». Нехитрая история, которую мы здесь излагаем, не претендует на библейские высоты. Но свидетельствует о крепнущей в последнее время богоискательной тенденции. Не всему суждено сбыться на этом пути, но сам факт такого движения трогателен и поучителен.

У отеческих могил
Отправной точкой для появления этой публикации стал телефонный звонок Татьяны Чесноковой из дальней деревни Любуницы, до которой от райцентра по спидометру более 60 километров. Татьяна Анатольевна из породы тех, для кого заботы и чаяния земляков - не пустой звук. Памятуя, что под лежачий камень вода не течёт, общественница не стесняется «загружать» письмами ответственные инстанции. В этом ряду запросы по состоянию местных дорог, работе автолавок райпо. Но главным, по единогласному мнению односельчан, здесь числят вопрос духовный.

Неподалёку от Любуниц, в четырёх километрах от Вольной Горки, шоссе пролегает через маленькую деревеньку Лугско. Здесь у дороги высятся развалины церкви Святого Георгия Победоносца постройки конца XIX века. Рядом - известное на всю округу древнее кладбище. Здесь нашли упокоение предки многих поколений здешних обитателей. В том числе и тех, кого жизнь разметала по дальним градам и весям, чаще всего новгородцев и питерцев. Потому на Троицу здесь непривычно многолюдно. Ведь в Любуницах из постоянно прописанных – 16 человек, а в Лугско - всего трое. Слава Богу, живинку в демографическую ситуацию вносят вездесущие дачники, большинство из которых имеют здесь родственные корни.

Митрополит благословил
Красивый храм в Лугско был разрушен в самом начале Великой Отечественной войны. От него почти целым остался центральный вход в стенах бывшей колокольни. Удивительно, что за все эти годы тлен не смог одолеть это монументальное строение. Как говорит Татьяна Чеснокова, со временем глаз привык к виду развалин, а вот душа не смирилась. Старожилы вспоминают, что церковь была большой, действующей зимой и летом. Фотоснимков храма у них не сохранилось, потому что всё население во время войны было угнано в Германию и Прибалтику. Тогда здесь была Ленинградская область. Но в епархиальных архивах Санкт-Петербурга, куда по просьбе Чесноковой сделала запрос администрация Батецкого района, и в Новгородской епархии документов не сохранилось. И всё же сельчане обратились к Владыке Новгородскому и Старорусскому Льву с просьбой о благословении и помощи в возрождении этого святого, намоленного многими поколениями места. И благословение было получено. Весь местный люд радовался, когда 6 мая у разрушенной церкви прошло первое богослужение. Место было освящено при большом скоплении народу. Потом оно обрело «профильную» иконку. Состоялись ещё два богослужения, в том числе 3 июня, в день Святой Троицы. Службы проводит направленный митрополитом отец Святослав из Новгорода. Он служит в Софийском соборе, а также окормляет церкви в Рогавке, Тёсово‑2 и часовню в Вольной Горке.

Речь идёт о восстановлении колокольни в качестве часовни и сооружении к ней небольшой пристройки. Важно не дать разрушиться остаткам. И ещё сельчане очень хотят вернуть к жизни расположенный неподалёку заброшенный и заросший родниковый колодец со святой водой.

На Ивана Буслова и Николу
На встречу с журналистом у живописных церковных останков в Лугско Татьяна Анатольевна пригласила ещё двоих «соратников‑единомышленников». Валерий Викторович Шорин, по сути дела, вырос в Любуницах, воспитывался у бабушки. Здесь его родительский дом, огород, родовые могилы на кладбище, священная, как он говорит, земля. Когда в своё время хаживал в Лугско, бабушка неизменно наказывала набрать в колодце святой водицы. А ещё он помнит, как в 70‑х годах сосед дядя Федя Морозов нашёл в земле неподалёку от родника древний меч. И тогда в Пушкинском музее находку отнесли ко временам Александра Невского…

А с Лидией Михайловной Ушаковой - особая история. Кто ж её не знает? Бессменный на долгие годы здешний бригадир и депутат, она, почитай, всю жизнь отдала родной земле - в прямом и переносном смысле. И трагичные годы войны помнит отчётливо, ведь её соседнюю деревеньку Заолешье фашисты просто сожгли «за связь с партизанами». Впервые она попала в величественный Георгиевский храм с родителями, когда ей было семь лет. Перед Николой, 21 мая, был престольный праздник деревни Любуницы - Иван Буслов. А на следующий день в Вольной Горке традиционно отмечали никольские торжества. В храме был обязательный крестный ход с заходом на святой источник. Священника в тридцатые годы арестовали и, сказывают, расстреляли. Церковь закрыли, но она была невредимой до самой войны. На колокольне, как господствующей высоте, обосновался наблюдательный пункт наших войск. Вскоре немцы обнаружили корректировщика и бешеным артиллерийским огнём превратили церковь в руины. А потом оккупанты разобрали кирпич и камень на мощение дорог…


Работа для чистого сердца

Чтобы переделать бывшую колокольню в часовню с крышей, соорудить пристройку, очистить родник и восстановить колодец с навесом, понадобится немало денег. У районной и поселковой администраций лишние траты не прописаны. Тут своих забот хватает - о тех же воинских захоронениях, о завершении ремонта Черновского храма. Поэтому, очевидно, придётся объявлять сбор средств. Инициаторы планируют задействовать для этого епархиальный сайт, где есть страничка «Разрушенные церкви Новгородчины». Отцу Святославу пришлось специально для этого получать благословение митрополита. Поскольку физическим лицам такое начинание лучше не доверять, придётся учинять целевой благотворительный фонд и проходить регистрацию через налоговую службу и органы юстиции. В своё время в соседней Вольной Горке состоятельные люди сумели возвести часовню. Может, найдутся неравнодушные и на этот раз? Основная надежда именно на такой исход, ибо местного народу совсем мало, в десяти ближайших деревнях - не более двухсот человек. Этим во многом и обусловлен лёгкий скепсис руководящих персон. Но вот что говорит Татьяна Чеснокова: «Возможно, нашей жизни на это дело не хватит. Но хорошие, светлые, чистые дела всегда имеют продолжение, да и души людей становятся мягче». Тут трудно что-либо возразить. Остаётся только вспомнить Пушкина:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Пушкин в известном черновике 1830 г. оставил нам запись, которую мы держим в русских сердцах уже почти два века, правда, распоряжаемся этим завещанием порой странно, даром что цитируем весьма часто:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его...

Светское сознание отметит у Пушкина парадокс: вослед за родным пепелищем (то есть отчим домом) поэт отеческие гробы в последнем катрене называет «животворящей святыней». Более того, «Земля была б без них мертва, / Без них наш тесный мир - пустыня, / Душа - алтарь без божества». То есть: гробы являются животворящими, жизнью наполняющими Землю, нашу земную жизнь!

Ого. Это мысль православного человека, глубоко духовного. В какового Александр Сергеевич вполне развился к тридцати своим годам. По мнению русского философа С. Франка, справедливо полагавшего Пушкина выдающимся религиозным мыслителем, «замечательна та философская точность и строгость, с которой здесь изображена связь духовного индивидуализма с духовной соборностью: «любовь к родному пепелищу» органически связана с любовью к родному прошлому, к «отеческим гробам», и их единство есть фундамент и живой источник питания для личной независимости человека, для его «самостояния», как единственного «залога его величия» <…> Единство этого индивидуально-соборного существа духовной жизни пронизано религиозным началом: связь соборного начала с индивидуальной, личной духовной жизнью основана «по воле Бога самого» и есть для души «животворящая святыня». Само постижение и восприятие этой связи определено религиозным сознанием, тем, что Достоевский называл "касанием мирам иным"».

Одним из таких отчетливых мест сердечного, но и духовного касания мирам иным для всякого русского человека является и монастырь в честь Святой Троицы и святого Александра Невского в Санкт-Петербурге, именуемый Лаврой. Туда нас ноги сами ведут всякий раз, когда мы приезжаем «навстречу Северной Авроры».

Теперь у входа в эту прославленную обитель стоит новый памятник святому равноапостольному князю Александру, честные мощи которого покоятся в главном храме Лавры - Троицком.

Но, проходя к Троицкому собору по узкому лаврскому переулочку и мостику, прихожанин минует два старых некрополя, остающихся по левую и правую руку. То есть к окормлению вечному человек проходит сквозь сонм великих могил.

Троицкий монастырь был создан по приказу Петра, усмотревшего в устье Черной речки «изрядное место». Первое упоминание обители в документах - июль 1710 г., когда Петр I, осмотрев участок близ впадения Черной речки в Неву, повелел строить здесь Александро-Невский монастырь, поскольку эта территория считалась предполагаемым местом победы в 1240 г. войск князя Александра Ярославича над шведами в Невской битве. Петром предполагалось воспитывать здесь ученое монашеское братство - для подготовки настоятелей крупных монастырей России.

Через два года после окончания Северной войны Петр повелел принести в новый город на Неве мощи святого благоверного князя Александра Невского. До того они пребывали во Владимире. В 1723 г. через Москву и Новгород их доставили в Шлиссельбург. Лишь через год после их исхода из Владимира, в августе 1724 г., царь Петр на ботике сопровождал раку со св. мощами по Неве. В 1790 г. мощи были перенесены в Троицкий собор Александро-Невского монастыря, где пребывают и ныне. Рака с мощами теперь установлена на свое историческое место. Ежедневно перед мощами поются акафисты, звучат молитвы, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

В Троицком соборе возле серебряной раки со св. мощами князя Александра Невского хранился ключ Адрианополя, принесенный в дар обители императором Николаем I после войны за освобождение Греции от турецкого ига в 1829 г. Тут подвизались известные молитвенники: архимандриты Евгений (Болховитинов) и Иоакинф (Бичурин), Феодор (в миру Иоанн) Ушаков, схимонах Досифей и его ученик Варлаам, впоследствии Тобольский архиерей. К здешнему старцу Алексию перед отправлением в г. Таганрог в 1825 г. приезжал Император Александр I. По преданию, войдя в келью, он увидел черный гроб. «Смотри, - сказал ему схимник, - вот постель моя, и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго».

Обитель получила статус Лавры в 1797 г. по указу императора Павла I. По проникновенному слову о. Сергия Булгакова, «представляет собою священный памятник великому русскому мужу, который так славно подвизался для блага своей родины и ныне предстоит молитвенником пред Богом за весь русский народ».

Кто же покоится в Лавре?

Лазаревское кладбище (Некрополь XVIII в.) было основано еще при Петре Великом, первые захоронения происходили в храме Благовещения. В этой небольшой деревянной церкви были похоронены многие сподвижники первого российского императора, в том числе В. М. Долгоруков и Б. П. Шереметев. В 1717 г. была возведена и торжественно освящена каменная церковь Воскрешения Лазаря, благодаря которой кладбище и получило свое нынешнее название. Эта церковь стала усыпальницей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, в дальнейшем ее расширили и перестроили по чертежам известного архитектора Л. Я. Тиблена.
С 1947 г. в Лазаревской усыпальнице располагается музейная экспозиция - более 80 памятников, среди которых надгробные плиты, саркофаги и пристенные памятники.

Погребение на Лазаревском кладбище изначально было доступно лишь весьма богатым людям, да и то не всем – здесь хоронили лишь заслуженных деятелей Российской Империи. Каждое надгробие этого кладбища является величайшей исторической ценностью, так как все они созданы лучшими мастерами той эпохи.

На Лазаревском кладбище - том, что остается от вас по левую руку, когда идете в Лавру от Невского проспекта - похоронены ученые М. В. Ломоносов, Л. Эйлер, писатель Д. И. Фонвизин, архитекторы Дж. Кваренги, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, живописец В. Л. Боровиковский, скульпоторы Ф. И. Шубин, П. К. Клодт, и И. П. Мартос, описатель Камчатки Крашенинников. Волконский, Оленин, вдова Александра Пушкина Н. Н. Ланская (все же удивляющее словосочетание, не правда ли?) и многие другие деятели культуры и науки. Знатные особы - Голицыны, Трубецкие, а также генерал-фельдмаршал А. Г. Разумовский, морганатический супруг императрицы Елизаветы Петровны . Здесь и могила друга царя Петра А. К. Нартова - посадского человека, дослужившегося до академиков, изобретателя, как пишут справочники, «первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес».

К началу XIX в. на Лазаревском кладбище стало не хватать места, и в 1823 г. неподалеку от него было основано Ново-Лазаревское. В 1869 г. в его северной части на деньги купцов Полежаевых, желавших возвести собственную усыпальницу, была заложена церковь в честь иконы Тихвинской Божией Матери, по имени которой и стало в дальнейшем называться кладбище.

С 1830-х все захоронения, в основном, велись именно на Тихвинском кладбище (ныне Некрополь Мастеров Искусств), которое было в два раза больше Лазаревского. Захоронения на Тихвинском кладбище продолжались до 1930-х, после чего оно было закрыт на реконструкцию и приобрело статус мемориального парка. Великая Отечественная война нанесла значительный ущерб многим памятникам некрополя, но в послевоенные годы были проведены тщательные реставрационные работы, вернувшие музею его первоначальный облик.

Некрополь Мастеров Искусств - он по правую руку - создан в 1940-х гг. на месте практически полностью уничтоженного Тихвинского кладбища и объединяет около 200 надгробий. В Некрополе покоятся композиторы М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Р. И Чайковский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, А. С. Даргомыжский, писатели Н. М. Карамзин, Е. А. Баратынский, И. А. Крылов, художники А. А. Иванов, П. А. Федотов, А. И. Куинджи, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, архитектор А. В. Щусев, скульптор М. К. Аникушин, критик «Могучей кучки» Стасов, и другие. Пантеон деятелей российской культуры, аккумулятор останков лучших людей Петербурга, составивших за многие годы непостижимую душу города и славу его.

В дальнейшем захоронения на Тихвинском кладбище проводились крайне редко, после войны здесь были погребены лишь некоторые наиболее значительные деятели искусств, такие как художник М. И. Авилов, артисты, В. А. Мичурина-Самойлова, Ю. М. Юрьев и некоторые другие. Последнее погребение на этом кладбище состоялось в 1989 г., когда скончался знаменитый режиссер Г. А. Товстоногов - народный артист СССР, главный режиссер Большого драматического театра. Режиссер похоронен между Южной и Черкасовской дорожками, автором бронзово-стального креста на постаменте является скульптор Л. К. Лазарев, 1992 г. Это единственный в музейном некрополе мемориальный памятник советского времени, образное решение которого восходит к традиционной форме креста с Распятием.

Эффектно и надгробье писателя Достоевского. Черная голова Федора Михайловича глядит со стелы взыскующе, словно говоря: «Если Православие невозможно для просвещенного, то вся сила России - временная…»

Быть может, еще одно известное сочинение Пушкина посвящено именно этому некрополю: «Когда за городом, задумчив, я брожу / И на публичное кладбище захожу, /

Решетки, столбики, нарядные гробницы…»

В Благовещенской церкви Лавры со времен Петра находили упокоение члены императорской фамилии. Хотя сам Петр похоронен в Петропавловской крепости; как и так называемые «останки» Семьи Царственных страстотерпцев, которые, кстати, не признаны Церковью таковыми. Недавно, после предоставления Зарубежной Церковью частицы св. мощей сестры Государыни - св. Елизаветы Феодоровны, были проведены действительно независимые исследования; экспертиза опровергла принадлежность перезахороненных в Петропавловской крепости останков членам семьи Государя Императора Николая II. Есть мнения, утверждающие, что возраст останков, которые пытались выдать за «царские», намного моложе: покойников сбросили в екатеринбургский могильник всего лет 60 тому назад.

У северной стены Благовещенского собора в пол вмурована мраморная плита «здесь лежит Суворов». Солдаты разных эпох России клялись в верности Отечеству у суворовского надгробья в Лавре.

А всего у Александро-Невской Лавры три кладбища. Есть еще и Никольское, пока не ставшее музеем, хотя и собравшее тоже целый пантеон выдающихся персон. Оно открыто в 1863 г. к востоку от Свято-Троицкого собора. Именно поэтому кладбище поначалу называли Засоборным, но в дальнейшем переименовали в Никольское по имени церкви, построенной неподалеку в 1868-1871 гг. Для украшения этого некрополя в северной его части был выкопан небольшой округлый пруд, придающий пейзажу особенную живописность.

Тут упокоены герой Порт-Артура, в нем же и погибший в 1904 г. генерала Р. И. Кондратенко; многострадальный сын поэтов Ахматовой и Гумилева, выдающийся историк и географ Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) с супругой; а также митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), почивший в 1995 г.

На Никольском кладбище можно найти много часовен-склепов, оформленных по моде того времени в древнерусском стиле. Такие известные мастера, как Р. Бах, И. Шредер, Н. Лаверецкий и прочие, увековечили многих богатых и знатных людей в бронзе, граните и мраморе, создав множество великолепных скульптурных изображений, гармонично вписывающихся в пейзаж Никольского клабища. Здесь же можно найти интересные мемориальные памятники в стиле «модерн», роскошно украшенные мозаикой и майоликой.
Из трех кладбищ, входящих в состав некрополя Александро-Невской лавры, лишь Никольское кладбище не имеет статус музея. В 1970-е годы оно было тщательно отреставрировано, а в Никольской церкви был произведен капитальный ремонт. В 1985 г. Церкви был возвращен Никольский кладбищенский храм, торжественно освященный 22 апреля 1985 г. В храме хранятся останки почитаемого многими верующими угодника Божия, затворника Матфея (Тотамира). Из новейших известных захоронений Никольского - могила знаменитого хирурга Федора Углова и мэра города на Неве Анатолия Собчака и депутата Государственной Думы Галины Старовойтовой. Это тоже уже история, хотя эти политики - и не наши герои.

Священномученик Сергий Мечёв написал для нас в 1929 г.: «Любить прошлое, благоговеть перед его святыней, помнить о том, что много людей прекрасно прожили свой век здесь, на земле и оставили нам памятники, по которым мы можем учиться жизни в Боге и подвиге».

Ну что ж, привелось и нам побродить под некропольским снегом, посидеть на лавке в парке и, поставив свечу у раки Александра Невского в Свято-Троицком соборе, прощаясь с Петербургом, снова свернуть на аллею «отеческих гробов».

Станислав Минаков