Почему разница между католической и православной пасхой. Как возникла разница между датами католической и православной пасхи. Расчёт даты Пасхи

Почему разница между католической и православной пасхой. Как возникла разница между датами католической и православной пасхи. Расчёт даты Пасхи

Объясните, пожалуйста, разницу между православной и римско-католической Пасхалиями.

Отвечает игумен Амвросий (Ермаков) :

По сложившейся церковной традиции, согласно правилу I Вселенского Собора 325 года, христианская Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. В связи с несоразмерностью солнечного и лунного циклов, которым она сопоставляется, дата праздника с годами смещается по временной шкале в пределах с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю. Практически на каждый год она определяется расчетным путем.

Юлианский календарь, которым пользуется Православная Церковь, основан на солнечно-лунной системе отчета в результате чего год получается длиннее на 11 минут 14 секунд года астрономического. Из-за этого день солнечного равноденствия, который в 325 году был 21 марта, к концу шестнадцатого века сместился на десять дней назад, то есть на одиннадцатое марта.

Недовольная этим смещением и тем, что Пасха может каждый год может иметь "колебания" в дне празднования, Римо-католическая церковь в 1582 году провела реформу и ввела, так называемый григорианский календарь по имени папы Григория XIII, смысл которой сводился к переходу исключительно на солнечную систему отчета. Конкретно реформа выразилась в том, что летоисчисление в 1582 году было механически перенесено на десять дней вперед, то есть днем весеннего равноденствия опять стало 21 марта.

Это стремление к точности оказалось неоправданным в свете евангельских событий, так как в григорианском календаре христианская Пасха иногда приходится вместе с еврейской или даже раньше нее. В частности, с 1851 по 1951 год католическая Пасха случалась прежде еврейской 15 раз. Согласно же канонам Православной Церкви это считается недопустимым: Пасха всегда должна праздноваться после иудейской пасхи, ибо Господь воскрес в первое воскресенье после нее.

На практике католическая Пасха происходит, как правило, на неделю или на две раньше православной, и три раза в 19 лет совпадает с ней. Рекомендуем Вам книгу "Календарный вопрос ", выпущенную в изд-ве Сретенского монастыря, где подробно освещается эта проблема.

Католическая Пасха — церковный праздник, посвященный воскресению Иисуса Христа. В 2013 году католическая Пасха приходится на 31 марта . Для всех христианских конфессий это самый главный праздник литургического года, в основе которого лежит евангельское повествование о чудесном воскресении Иисуса Христа, распятого на кресте.

Видео: Reuters

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Открыть/cкачать видео (5.75 МБ)

В европейских языках слово "Пасха" — один из вариантов латинского Pascha, которое, в свою очередь, восходит к древнееврейскому pesach (переход, исход из Египта). Еврейская Пасха, посвященная избавлению Израиля от египетского рабства, была в глазах христиан прообразом того искупления человечества от греха, воспоминанию о котором посвящена христианская Пасха. Немцы называют Пасху Ostern, равно как и англичане — Easter, то есть по имени древнегерманской богини весны Eostro (Ostara). Таким образом, христиане приурочили свой главный праздник еще и к торжествам по случаю возрождения жизни после зимы.

Помимо различий в именовании праздника немало разногласий было по поводу времени его проведения.

Первые христиане, следуя практике празднования еврейской Пасхи, считали, что Пасха приходится на 14-й день фазы Луны после весеннего равноденствия. На Никейском Соборе в 325 году было решено праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Вопрос все же не был решен окончательно, поскольку существовало несколько астрономических циклов, по которым рассчитывались солнечные и лунные месяцы. Тогда между греческой и латинской Церквами (а также и внутри латинской Церкви) возникли разногласия. В 387 году Пасха праздновалась: в Галлии — 21 марта, в Италии — 18 апреля, в Египте — 25 апреля. У православных и католиков Пасха и вовсе не совпадала.

Очередной "календарный раскол" произошел в XVI веке. Поскольку год по церковному юлианскому календарю отставал от астрономического, к концу XVI века накопилось уже 10 "неучтенных" дней. Таким образом, назрела потребность в календарной реформе. Тогда папа Григорий XII, согласно указаниям и при участии немецкого математика Кристофа Клавиуса, ввел новый, григорианский календарь, или новый стиль. В феврале 1582 года согласно папской булле Inter gravissimas ("Посреди важнейших дел…") было велено после 4 октября 1582 года следующий день считать не пятым, а 15-м числом месяца.

На григорианский календарь в том же 1582 году перешли Италия, Испания, Португалия и Польша. Протестантские и православные Церкви решили не руководствоваться календарными "предложениями" папы, другие же католические страны вводили у себя григорианский календарь на протяжении нескольких столетий.

В настоящее время в западном христианском мире придерживаются григорианского календаря, и Пасха у них празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. Разница между датами католической и православной Пасхи составляет либо одну, либо четыре или пять недель, либо эти даты совпадают. Эти даты рассчитываются по особому алгоритму, согласно которому разница между ними не бывает в две или три недели.

Совпадение пасхалии (системы расчета даты Пасхи) у разных христианских конфессий происходит раз в несколько лет. В 2011 году православные и католики отмечали ее 24 апреля. До этого христианские Пасхи совпадали в 2010, 2007, 2004, 2001 годах. Затем Пасхи совпадут в 2014 и 2017 годах.

Даты пасхального воскресенья,
2001—2020

Католическая

Православная


Бывает, что Пасха и Благовещенье совпадают по датам празднования, такая Пасха получила название Кириопасха , что в переводе — Господня Пасха.

Как и у православных, у католиков Пасхе предшествует 40-дневный Великий пост и следующая за ним Страстная седмица, начинающаяся Вербным воскресеньем.

Праздничное богослужение на Западе было передвинуто сначала на вечер Страстной субботы, а позднее (в XIV веке) — на утро Пасхи. Рано утром в субботу в костелах благословляют огонь и воду. После зажжения нового огня с помощью кресала (возможно, отголосок северных языческих обрядов) следует освящение пасхальной свечи и пение гимна Exultet ("Да возрадуется"), а затем — чтение 12 пророчеств и освящение крещальной воды. Огонь разносят по домам и зажигают пасхальные свечи. Воск пасхальной свечи считается чудодейственным, защищающим от злых сил. Сверхъестественные свойства приписывают и пасхальной святой воде, ее добавляют в пищу, окропляют ею дома, умывают лицо.

Символ пасхального праздникакрашеные яйца . Обычай красить яйца распространен повсюду. Западноевропейские католики предпочитают яйца красного цвета без орнамента, в Центральной Европе (поляки, словаки) расписывают их разнообразной техникой.

Священники освящают яйца в домах прихожан в субботу вместе с остальной ритуальной пищей. Вечером в Страстную субботу во всех храмах служат всенощную. Утром, возвращаясь домой, все разговляются, прежде всего яйцами. Крутые яйца, яичница, омлеты — важнейшая ритуальная пасхальная еда. Готовят и мясные блюда, а также сдобный хлеб.


В Италии на Пасху пекут "голубку", в Восточной Польше в пасхальное утро едят окрошку, которую поливают водой с уксусом, как символ пятничных Крестных страданий Христа, в Эквадоре — фансеку — суп из 12 видов злаков (они символизируют 12 апостолов), трески, арахиса и молока. А в Англии пасхальные булочки hot cross buns обязательно перед выпечкой надрезают сверху крестом. В Португалии в воскресный день священник ходит по сверкающим чистотой домам прихожан, разнося пасхальные благословения, и его угощают голубыми и розовыми драже, шоколадными яйцами, печеньем и стаканчиком настоящего портвейна. А в Польше существует обычай oblewany ponedzialek — в понедельник после Пасхи парни и девушки обливают друг друга водой. По всей Европе хозяйки укладывают в плетеные корзиночки на молодую травку разноцветные яйца, игрушечных цыплят, шоколадных зайчиков. Эти корзинки в течение всей Пасхальной недели стоят на столике у дверей.

Утром в Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядками. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям‑крестникам, девушки — возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки.

Обычай дарить на Пасху крашеные яйца ведет свое начало со времен императора Тибелия. Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла ему первое пасхальное яйцо со словами "Христос Воскресе", гласит предание. Неверующий император воскликнул: "Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным". После его слов яйцо покраснело. Есть и другое предание: капли крови распятого Христа упали на землю, окаменели, приняли вид куриных яиц. А горячие слезы Богоматери оставили на них следы в форме узоров. Символически же пасхальные яйца олицетворяют собой воскресение, так как из яйца рождается новое существо.

Но на Западе все больше отдают предпочтение не настоящим, а шоколадным яйцам или сувенирам в виде пасхальных яиц. Поздравляя с Пасхой, католики обычно дарят друг другу пасхальные корзины, наполненные яйцами, конфетами и прочими сладостями, которые накануне освящают в церкви.

Символом католической Пасхи также является пасхальный заяц , который по поверьям, разносит подарочные пасхальные корзины и прячет крашенные накануне яйца. В католических странах накануне Пасхи заяц очень популярен — его печатают на открытках, делают шоколадных зайцев.

Объяснение этому уходит глубоко в язычество. По легенде языческая богиня весны Эстра превратила птицу в зайца, но он продолжал нести яйца. Другое объяснение данному феномену более простое — когда пасхальным утром дети шли собирать яйца из курятника, они часто находили неподалеку кроликов.

Поэтому католики дарят друг другу крольчиху, которая приходит только к добрым и хорошим людям, не обижавшим детей и зверей. В Бельгии малышей отправляют на поиски в сад, где они находят яйца под пасхальной курицей из шоколада. Во Франции существует еще и поверье, что на Святую неделю церковные колокола улетают в Рим, а возвращаясь, они оставляют в садах на радость ребятишкам сахарные и шоколадные яйца, курочек, цыплят и кроликов из шоколада.

В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения в костелах, продолжаются уличные представления на религиозные темы, а в католических храмах проходят концерты органной музыки.



Пожалуй, вопросы о том, почему же Пасхи разных конфессий не совпадают по дате и как вообще рассчитывается дата этого праздника (ведь, как известно, он, в отличие, к примеру, от Рождества, не имеет постоянной даты) – самые популярные в преддверии празднования. Давайте разберемся, в чем же дело и как определяется дата самого главного христианского праздника.

Итак, почему день Пасхи у разных конфессий не совпадает? Ведь методика расчета даты Пасхи – пасхалия – одинакова как у православных, так и католиков! Как же такое может быть?! А все дело – в разнице календарей. Так, православные и представители нескольких древних восточных церквей придерживаются Юлианского календаря, известного на Руси под названием «старый стиль». Западные же конфессии – католики латинского обряда и протестанты – придерживаются «нового стиля», Грегорианского календаря.

Не будем углубляться в особенности календарей и причины их утверждения и принятия, отметим только, что разница между ними составляет 13 дней.

Чтобы высчитать дату Пасхи, церковные ученые берут во внимание три критерия:

  • День весеннего равноденствия: т.е. Пасха не может быть раньше 21 марта;
  • Первое весеннее полнолуние: т.е. Пасха должна праздноваться после этого события;
  • Пасха обязательно должна прийтись на воскресенье.

Исходя из этих условий, получается общее правило: Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, но не ранее, чем 21 марта.

Различия в календарях, т.е. старый и новый стиль, приводят к тому, что одна методика подсчета даты может привести порой к совершенно разным датам Пасхи. И здесь вовсе нет правила, что Пасхи будут праздноваться с разницей в неделю, хотя по статистике так происходит в 45 % случаев.

  1. Восточная и Западная Пасхи совпадают в 30 % случаев. В 5% случаев Западная Пасха опережает Восточную на 4 недели, в 20% - на 5 недель, в 45% случаев, как уже упоминалось, на 1 неделю. А разницы в 2 или 3 недели быть не может!
  2. Во многих странах (Австралия, Венгрия, Польша, Португалия, Сербия, Швейцария и др.) на Пасху работники получают четыре выходных дня – это пятница, суббота, воскресенье, понедельник. Трехдневные выходные – с субботы по понедельник – получают работники Австрии, Украины, Италии, Молдавии и др.
  3. Иногда бывает, что Благовещение совпадает с Пасхой (25 марта/7 апреля) – в таком случае Праздник получает название Кириопасха (Господня Пасха). Однако бывает такое очень редко – так, в XX веке Кириопасха праздновалась только в 1912 и 1991 годах. В XXI веке ближайшая Кириопасха произойдет лишь … в 2075 и 2086 годах. Следующую ж Кириопасху можно будет отпраздновать только 2159 году!
  4. Празднование Пасхи не заканчивается в этот же день: целая неделя после праздника – Светлая седмица – считается такой же праздничной, как и воскресный день. А словами «Христос воскрес!» можно приветствовать друг друга вплоть до Вознесения Иисуса Христа, которое празднуется на 40-день после Пасхи.
  5. Первое слово полного названия праздника Пасхи «Воскресение Иисуса Христа» на греческом языке - Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ (что читается как Анастасис Иису Христу) стало известным христианским именем – причем не только в женской форме – Анастасия – но и в мужском варианте – Анастасий.
  6. Праздник Пасхи называют «Царем дней» и «Праздником Праздников».
  7. Следующее за пасхальным воскресенье в восточных церквях (православной, греко-католической) называется необычным словом «Антипасха», или Фомино воскресенье. В этот день вспоминается явление Христа апостолам и сама личность Фомы «Неверующего» - названного так за, что он утверждал, что не поверит в Воскресение, пока не вложит руку в рану Христа.

Каждый год иудеи отмечают Песах — праздник, знаменующий цепь событий, в ходе которых евреи покинули Египет. В 2018 году он празднуется с вечера 30 марта по 7 апреля. С Песахом поздравил российских евреев президент , отметив, что праздник «обращает верующих к непреходящим духовно-нравственным ценностям иудаизма, идеалам добра и справедливости».

Согласно Торе и Библии, род Иакова-Израиля, прародителя евреев, из-за голода покинул Ханаан (ныне — территория, поделенная между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией) и переселился в Египет. Там израильтяне жили 430 лет, и за это время их численность значительно возросла, превысив численность египтян. Новый фараон, опасаясь конфликтов с евреями, приказал изнурять их тяжелой работой в надежде сдержать рост их числа. Однако это не помогло. Тогда фараон велел убивать новорожденных израильских мальчиков.

В это время родился будущий еврейский пророк Моисей, и его мать, спасая младенца, положила его в просмоленную корзину и пустила по водам Нила. Младенца нашла дочь фараона и взяла в свой дом.

Повзрослевший Моисей однажды встретил надсмотрщика, избивавшего израильтянина. В гневе Моисей убил надсмотрщика и, опасаясь наказания, сбежал из Египта. Он поселился в землях мадианитян, полукочевого народа, обитавшего на Синайском полуострове и на северо-западе Аравии от Моава (запада Иордании) на севере до Красного моря на юге. Там он женился на дочери местного вождя и жреца и занялся выпасом скота.

Однажды, когда Моисей пас стадо, он увидел терновый куст, который горел, но не сгорал. Когда Моисей подошел к кусту, Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю — Ханаан. Когда Моисей вернулся в Египет и потребовал у фараона отпустить израильтян, тот отказался. Тогда Бог наслал на Египет десять казней — сначала вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, затем Египет заполонили жабы, полчища мошек, «песьих мух» (вероятно, оводов). Вымер скот, тела египтян покрылись язвами и нарывами, на Египет обрушился огненный град, полчища саранчи уничтожили всю растительность, затем на Египет опустилась тьма. И, наконец, в одночасье погибли все первенцы — от сына фараона до скота.

Следует отметить, что все эти события теоретически могли иметь место в истории и имеют вполне научное обоснование — «казни» могли быть запущены цветением водорослей Physteria, которые привели к характерному покраснению воды, а испускаемые ими токсины вызвали гибель рыбы и массовое бегство жаб, популяция которых резко возросла, так как рыба перестала пожирать икру. Из-за гниения рыбы появились мухи, которые переносили инфекцию, вызвавшую гибель скота. «Огненный град» был вызван извержением вулкана, к которому в Библии есть и другие отсылки. Тьма была следствием песчаной бури или извержения вулкана. Дети и скот, очевидно, погибли из-за поразившего запасы зерна токсичного грибка, принесенного саранчой. По традиции, первыми питались старшие сыновья — им и досталась порция токсичного зерна. Среди скота к кормушке пробивались старшие, сильные животные, что привело к тому же эффекту.

Также, согласно Торе и Библии, казни не затронули евреев. Это объясняется тем, что евреи селились вдали от крупных египетских городов и, во-первых, имели независимые запасы пищи, а, во-вторых, питались преимущественно мясом и молоком.

Древние предания, впрочем, предлагают иное объяснение. Согласно им, перед последней казнью Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. Отсюда и название праздника: Песах образовано от «пасах», что с иврита переводится как «проходить мимо».

В христианство слово «Пасха» пришло через арамейское «писха». Из арамейского название попало в греческий язык, затем в латынь, а далее уже распространилось в европейских языках.

Хотя христианская Пасха имеет те же корни, значение праздника сильно отличается. Если Песах празднуется как освобождение евреев от рабства, то Пасха связана с воскресением Иисуса Христа из мертвых. В Новом Завете описана Тайная вечеря, последняя трапеза Христа с двенадцатью ближайшими учениками, во время которой он предсказал предательство одного из них и установил главное таинство христианской веры, Евхаристию — обряд освящения хлеба и вина и последующего их употребления. Они символизируют плоть и кровь Христа.

Вскоре был распят.

В христианском понимании, как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса Христа.

В иудаизме и христианстве различается подсчет даты, когда начинается Песах и Пасха. Песах начинается в четырнадцатый день месяца нисана по еврейскому календарю — примерно в марте-апреле по григорианскому. В основание всего еврейского календаря положено определение первого новолуния, которое, по еврейским вычислениям, имело место в понедельник 7 октября 3761 года до н. э. Еврейский календарь — лунно-солнечный, поэтому каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Также существует шесть разных продолжительностей года, от 353 до 385 дней. Месяцы начинаются только в новолуние, Песах — всегда в полнолуние в начале весны.

Дата Пасхи в православной традиции определяется в соответствии с Седьмым апостольскими правилом («Аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина»), правилом Первого Вселенского Собора 325 года в городе Никее («Признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев…») и Первым правилом Антиохийского поместного Собора о времени празднования Пасхи.

В 1054 году православная и католическая церкви окончательно разделились.

Сложившаяся к тому времени традиция расчета даты Пасхи в православии была описана в «Алфавитной синтагме» византийского канониста Матфея Властаря: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания. Первое — мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия. Второе — не праздновать вместе с иудеями в один день. Третье — праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия. И четвертое — после полнолуния не иначе как в первый день седмицы (то есть в воскресенье)».

В 1583 году в папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие этого изменился и весь календарь. В ответ на это было принято Определение Константинопольского Собора 1583 года, которое гласит: «Кто следует григорианской Пасхалии безбожных астрономов да будет анафема — отлучить от Церкви и собрания верных».

Таким образом, протестантские и православные церкви решили не руководствоваться календарными «предложениями» папы, другие же католические страны вводили у себя григорианский календарь на протяжении нескольких столетий. В настоящее время в западном христианском мире придерживаются григорианского календаря, и Пасха там празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия.

В результате католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц, что противоречит православной традиции.

Различны у иудеев, католиков и православных христиан и пасхальные традиции. Так, у евреев на время праздника действует запрет на пищу, приготовленную в результате брожения (хамец — «квасное»). Перед Песахом все запасы «квасного» в доме ликвидируются. Утром накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о десятой казни египетской и спасении еврейских первенцев. Главное событие праздника — седер, пасхальный вечер. В древности в Песах приносился в жертву ягненок, мясо которого жарилось и съедалось с лепешками из пресного теста (мацой) и горькими травами. Впоследствии жертвоприношения уже не проводились, а жертву символизировало мясо, которое не употреблялось в пищу, но участвовало в ритуале.

Во время седера иудеи читают Песхальную Агаду, сборник молитв, песен и комментариев к Торе, связанных с исходом евреев из Египта. Также они выпивают четыре чаши вина или виноградного сока. Трапеза завершается «афикоманом», специальным блюдом, которым ранее было мясо принесенного в жертву ягненка, а сейчас кусочек мацы, отломленный в начале седера. Именно седером была Тайная вечеря.

У православных христиан одним из традиционных пасхальных угощений стали крашеные яйца.

Этот обычай ведет свое начало со времен императора Тиберия. По легенде, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла ему первое пасхальное яйцо со словами «Христос Воскресе». Неверующий император воскликнул: «Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным». После его слов яйцо покраснело. Есть и другое вариант истории: капли крови распятого Христа упали на землю, окаменели, приняли вид куриных яиц. А горячие слезы Богоматери оставили на них следы в форме узоров. Символически же пасхальные яйца олицетворяют собой воскресение, так как из яйца рождается новое существо.

В католической традиции крашеные яйца тоже распространены. Также во многих европейских странах популярным пасхальным персонажем стал кролик, который приносит пасхальные яйца. Объяснение этому уходит глубоко в язычество — по легенде, языческая богиня весны Эстра превратила птицу в зайца, но он продолжал нести яйца (поэтому в некоторых языках Пасха называется Easter). Другое объяснение этому феномену более приземленное: когда пасхальным утром дети шли собирать яйца из курятника, они часто находили неподалеку кроликов.