Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане? Ислам и мусульманство - в чем разница? История вероисповедания. Можно ли пройти Хитан будучи уже взрослым

Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане? Ислам и мусульманство - в чем разница? История вероисповедания. Можно ли пройти Хитан будучи уже взрослым
Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане? Ислам и мусульманство - в чем разница? История вероисповедания. Можно ли пройти Хитан будучи уже взрослым

Василий Ордынский

1) Приписывание христианству тринитарных ересей

Основной «богословский» тезис мусульман в полемике с христианством – это тезис о «единобожии» ислама и «многобожии» христианства. Мусульмане, начавшие изучать христианство, в большинстве своем начинают повторять слова мусульманских апологетов о том, что христиане поклоняются трем Богам. Обычно они говорят о том, что христиане поклоняются Богу Отцу (Аллаху), Марии и их Сыну – Иисусу (Это написано в Коране). Реже они утверждают что Отец, Сын и Святой Дух Святой Троицы – это три разных Бога. Понятно, что ни первое, ни второе утверждение не имеют ничего общего с христианским учением. Тем не менее, миф о том, что христиане поклоняются трем Богам, – это один из самых устойчивых стереотипов мусульман.

Позиция мусульман в вопросе о Святой Троице очень похожа на позицию, которую в свое время озвучивали представители многих псевдохристианских сект: динамистов, медалистов (патрипассиан), павликиан, савеллиан, мариамистов и т.д., которых принято называть антитринитариями. Истоки подобного ложного понимания догмата о Святой Троице уходят корнями в далекое прошлое, еще к III веку нашей эры.

По всей видимости, именно позицию секты мариамистов по вопросу о Святой Троице основоположник ислама Мухаммед воспринял как учение Христианской Церкви.

В Коране Мухаммед резко возражает против позиции мариамистов, правда – одновременно возражая против Божественной Сущности Иисуса Христа:

«И вот сказал Аллах: “О, Иса, сын Мариам! Разве ты сказал людям: “Примите меня и мою мать богами кроме Аллаха”?» (5:116).

Другие места Корана свидетельствуют о том, что точку зрения мариамистов Мухаммед воспринимал как истинно христианское учение о трех Богах (Суры 4:169; 5:77; 6:101).

Ересь мариамистов появилась и распространилась в околоаравийских регионах в V веке н.э., еще до возникновения ислама. Сторонниками этого учения стали бывшие язычники, которые до знакомства с христианством поклонялись богине Венере, «царице неба». Однако, приняв христианство, они фактически не отказались от этого культа. Это привело к ложному пониманию учения Церкви.

Считая себя христианами, вместо Венеры объектом поклонения они избрали Деву Марию (отсюда и их название).

Мариамисты, как и «христиане», описанные в Коране, действительно учили, что существует три Бога: Бог Отец, Мария и Их Сын Иисус Христос. На самом же деле, не считает Деву Марию богиней.

Православная Церковь боролась против ереси мариамистов и категорически отвергала ее, отлучая ее адептов от Причастия.

К концу VII века, когда учение ислама уже окончательно утвердилось и текст Корана (в 651 году) был утвержден и канонизирован мусульманами, ересь мариамистов была полностью искоренена – данная секта просто исчезла.

Однако их еретическое учение осталось на страницах Корана и в мировосприятии мусульман, среди которых до сих пор бытует мнение, что Троица христиан – это Бог Отец (Аллах), Мария и Иисус Христос.

В действительности, учение Церкви не имеет ничего общего с многобожием, поскольку учит, что Бог един в Трех Лицах. Святая Троица – это Отец, Сын и Святой Дух, что полностью сообразуется с данными Священного Писания.

Иисус Христос не противопоставлял себя Богу Отцу, но учил, что «Я и Отец – одно. Видевший Меня видел Отца. Я в Отце, и Отец во Мне» ().

Мусульмане часто ссылаются на слова Корана: «Поистине, Бог – только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок» (4.171).

«Бог один, не рождал Он и не был рожден» (114.2 3) Они не понимают того, что, согласно учению Церкви, Бог Отец вовсе не рождал Бога Сына в физическом смысле.

Православные христиане живут по Библии. С точки зрения Библии, наша позиция безупречна, а ссылки мусульман на авторитет Корана для нас не имеют значения, так как мы не признаем богодухновенности Корана. С тем же успехом в полемике с нами оппонент мог бы апеллировать к опусам мормонов или к «Капиталу» Карла Маркса – все это для нас не имеет никакого веса.

Что самое интересное, хотя в исламе и отвергается Святая Троица, Коран не только не отрицает, но и придает особенное значение Святому Духу. С. Путилов справедливо указывает в своей книге «Крест в мире полумесяца»: «Действительно, согласно Корану единственным во всей человеческой истории от Святого Духа родился Иса…»

В Коране читаем: «Мариам сохранила девственность свою, и мы вдохнули в нее Духом Нашим и сделали ее саму и Сына ее знамением для всех миров»(21: 91).

У мусульман бытует мнение, что указанный в данном эпизоде Корана Дух – это Архангел Гавриил. Однако это опровергается самим Кораном, который, как и Библия, указывает, что Архангел Гавриил был всего лишь вестником Бога, который сообщил Деве Марии о предстоящем рождении Иисуса.

Согласно Корану, когда Архангел Гавриил в виде человека предстал перед Мариам, жившей целомудренно при храме, то вызвал у нее довольно сильное смущение.

«Если ты богобоязнен, – молвила она, – то не приближайся ко мне ни на шаг» (19:16-21). Как видим, это полностью совпадает с Евангельским сюжетом:

«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида (Дауда), отца Его. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; и посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ().

Из этого отрывка явственно следует, что Архангел Гавриил, выступающий лишь вестником Бога, и Святой Дух, от Которого родился Иисус, – это не одно и то же.

С. Путилов пишет в своей книге «Крест в мире полумесяца»:

«В действительности, Коран … тоже делает такое различие, указывая на то, что Дух Святой – это некая творческая субстанция. Но вовсе не ангел-хранитель или вестник Аллаха, каковым Архангел Гавриил выступает хотя бы в истории с Благовещением. Действительно, открываем Коран и читаем: И сказал Господь: “О Иисус, сын Марии! Вспомни о благоволенье Моем к Тебе и? к матери твоей: Я укрепил тебя Духом Святым (Рух ал-Куддус), и ты говорил с людьми, находясь в колыбели, и в зрелые годы” (5:110). То есть, как мы видим, священная книга мусульман также признает, что Святой Дух – это не помощник Бога, каковыми являются Ангелы, а некое творческое и животворящее начало, которое исходит от Всевышнего и которое Он может давать людям по своему усмотрению…»

2) Мусульмане считают Библию искаженной

Когда исследователи-библеисты говорят о неискаженности книг Нового Завета – можно сказать, что они имеют дело с совершенно уникальной ситуацией. От первого тысячелетия до нас дошло свыше 5000 рукописей книг Нового Завета.

Как пишет советский историк, специалист по древним языкам А.Ч. Козаржевский в своей монографии «Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы», полные своды книг Нового Завета встречаются уже в рукописях IV в. (Синайский и Ватиканский кодексы). Рукописи отдельных книг относят к III в.: Оксиринхский папирус, найденный в 1902 г. Артуром Хантом и датируемый началом III в., несет на себе фрагмент Евангелия от Матфея.

Древнейшей записью Евангелия является папирус, который ученые-библеисты обозначают как «папирус Райленда», или «папирус p52». Этот папирус был найден в Египте в 1920 г. исследователем Бернардом Гренфеллом в походной сумке умершего во II в. солдата.

Этот папирус содержит фрагмент 18-й главы Евангелия от Иоанна, передающий беседу Христа с Пилатом во время суда. Найден папирус в Нижнем Египте, в небольшом селении, среди писем воинов, стоявших здесь гарнизоном.

Эта находка отстоит от предполагаемого церковной традицией времени написания Евангелия (96–ЮО гг.) всего на 20–30 лет – очень небольшой срок, если учесть, что за это время Евангельский текст должен был успеть попасть в Египет из Малой Азии (Эфеса), где писал Евангелие св. Апостол Иоанн Богослов.

Этот папирус хранится в Библиотеке Райленда в Манчестере. Все исследователи, независимо от своей конфессиональной принадлежности, датируют этот папирус первой половиной II в.

Евангелие от Иоанна написано позже всех Евангелий; Апостол Иоанн был юношей во времена земной жизни Христа, и он был единственным из Апостолов, кто не был убит и дожил до старости, скончавшись в 117 г. по Р. Х. Евангелие Апостол написал в конце жизни, то есть на рубеже I–II вв. Евангелие от Иоанна дошло до нас почти полностью в папирусе, именуемом среди библеистов «Бодмер II», или «p66». Этот древний текст относится, по уточненным недавно данным, к первой половине II в. Возможно, он создан позже папируса Райленда, но зато содержит в очень хорошей сохранности текст почти всего Евангелия от Иоанна, написанный на 108 страницах (рукопись содержит в себе полностью главы 1–14 и фрагменты глав 15–-22).

Польский исследователь Зенон Косидовский пишет в своей книге «Сказания евангелистов»: «Считается установленным с полной достоверностью, что четвертое Евангелие было создано в 95–100 годах».

Основываясь на работах разных исследователей-библеистов, диакон Андрей Кураев в своей статье «Искажен ли текст Нового Завета» делает справедливый вывод о папирусе рукописи Евангелия, найденной в ранце солдата из Египта: «Значит, копия, имеющаяся в нашем распоряжении, отстоит всего на два десятилетия от времени написания оригинала».

В наши дни археологи говорят о новозаветных рукописях начала второго века.

Историки и археологи беспристрастно свидетельствуют, что Евангелия были написаны в очень древнюю эпоху. Мы знаем, что уже христианскими авторами конца I в. (св. ап. Варнавой, свт. ) цитируются 14 из 27 новозаветных книг, а авторы, чье творчество приходится на первую половину II в. (свтт. , ), использовали цитаты из 24 новозаветных книг.

Зачастую мусульмане говорят: да, мы знаем, что эти древние рукописи существуют, но это всего лишь маленькие фрагменты, а в средние века эти фрагменты ваши попы дополнили своими собственными сочинениями. По мнению некоторых мусульман, эти мифические «средневековые попы» что-то из Евангелий выбрасывали, а что-то вставляли. Нередко мусульмане утверждают, что христиане Средних веков вычеркнули из Евангелий пророчества о Мухаммеде.

Но эти утверждения легко опровергаются. Дело в том, что те Церкви, которые мы называем дохалкидонскими (армянская, сирийская, коптская), в V–VI вв., к сожалению, отпали от единства со Вселенским Православием.

Диакон Андрей Кураев пишет:

«…С точки зрения историков это означает, что появилась уникальная возможность сопоставить греко-римское христианство с другими версиями христианской жизни…

Поскольку эти общины (т. н. дохалкидонские Церкви) порвали всякие отношения с Православным Константинополем и, тогда еще Православным, Римом, это означает, что если бы в последующие века цензоры в Греции или в Италии взялись бы править Евангелие, то армяне, копты, эфиопы или сирийцы эту правку никогда бы не приняли. Более того – их национально-церковная литература сразу наполнилась бы гневными выпадами:

“Смотрите, до чего дошли эти греки и римляне в своем еретичестве – даже Евангелия они цензурируют!” Но нет таких криков. И Библия у нас едина. Мы можем сравнивать их переводы Писания с нашими. И подобное сличение показывает, что Библия неизменна. Нет такого фрагмента, который бы отсутствовал у латинян, но был бы у коптов, нет такого текста у сирийцев, который бы отсутствовал в славянской Библии…

Сравнение тысяч рукописей и десятка древних переводов новозаветных книг показывает, что не было таких фрагментов, которые были бы в Библии во II-IV веках, но в X или XV в. были бы оттуда выброшены цензорской рукой…»

Имеет смысл сравнить судьбу Евангелий с судьбой Корана. Древнейшие дошедшие до нас рукописи Корана (хранящийся в Ташкенте «Самаркандский кодекс» и кодекс стамбульского музея Топкапи) не могут быть отнесены ко времени ранее конца VIII в. и отстоят от даты кончины Мухаммеда приблизительно на 150 лет.

Вроде бы, временная дистанция сопоставима с аналогичной дистанцией в истории текстов Нового Завета.

Но история знает одно немаловажное событие, произошедшее в период между смертью Мухаммеда и временем создания коранических рукописей, дошедших до нас. Собирание разрозненных записей откровений Мухаммеда и воспоминаний его современников началось после его кончины, и лет через 20 после его смерти одна из этих коллекций – составленная юношей Заидом – была халифом Усманом провозглашена единственно верной. Все остальные записи, в том числе и хранившиеся у вдов пророка, были объявлены ложными и сожжены.В частности, об этом мы можем прочитать в книге известного исследователя ислама Дж. Гилкриста «Мухаммад – пророк ислама».

Общеизвестно, что сам создатель исламской религии не записывал получаемых им откровений и не собирал их.

Самые древние рукописи Ветхого Завета датируются III в. до Р.Х. Речь идет о рукописях, найденных в окрестностях Вади-Кумран близ Мертвого моря. Из свыше 400 текстов, найденных там, 175 текстов являются библейскими. Среди них – все ветхозаветные книги, кроме книги Есфирь. Древнее всех из библейских текстов оказалась копия Книги Самуила (1, 2Цар.) (III в. до Р. X.).

Самой ценной находкой являются два манускрипта книги пророка Исаии – которого называют «ветхозаветным евангелистом» из-за его пророчеств о Христе.

Дошедшая до нас целиком книга великого пророка датируется II в. до Р. Х. До открытия ее в 1947 г. самым древним еврейским текстом был масоретский – 900 г. по Р.Х. Сличение двух документов, разделенных по времени десятью веками, показало исключительную надежность и точность, с какой на протяжении 1000 лет копировался еврейский священный текст. Ученый-библеист Глисон Арчер (G.L. Archer) пишет, что найденные в пещере Кумрана копии книг пророка Исаии «оказались слово в слово совпадающими с нашей стандартной еврейской Библией более чем на 95 процентах объема текста».

3) Мусульмане считают, что христиане поклоняются иконам как богам и воспринимают иконы как идолов.

Православные христиане живут по Библии. Из Библии мы знаем, что ветхозаветные иудеи молились в присутствии статуй ангелов. Статуи – это не что иное, как изображения. Правда, наши оппоненты могут сказать, что херувимы на ковчеге были скрыты от взоров завесой. Но на это мы можем справедливо возразить, что на самой завесе были также вышиты изображения херувимов.

«Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою» ().

И перед этими изображениями совершались точно такие же культовые действия, которые в наши дни совершаются в православных храмах перед ликами икон: возжигались светильники и лампады (), совершалось каждение.

Вспомним слова Библии: «Сделай жертвенник <…> пред завесою, которая пред ковчегом откровения <…> где Я буду открываться тебе. На нем Аарон будет курить благовонным курением <…> И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ <…> и сделай из них <…> состав, стертый, чистый, святый <…> это будет святыня великая» ().

Ветхий Завет с осторожностью, но допускает изображения священных реалий, изображение духовного мира. «Сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки <…> там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» ().

Это повеление указывает, прежде всего, на возможность изображать духовный тварный мир средствами искусства. Херувимы были сделаны и для украшения Иерусалимского храма: «Сделал <Соломон> в давире двух херувимов из масличного дерева <…> И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов» ().

Напомню, херувимы были сделаны и для второго храма, построенного вместо разрушенного Храма Соломонова ().

Мусульманам можно указать на то, что в этом храме, в котором были изображения ангелов, был и сам Иисус Христос – Которого они почитают как пророка. И этот Храм Христос называл Своим домом ().

VII Вселенским собором было объяснено: поклонение – только Богу; изображениям – только почитание.

Для православного христиан всегда была актуальной заповедь «Богу твоему одному поклоняйся и Ему одному служи».

Настоящее христианство гораздо строже ислама и не является «религией аморальной и либеральной». Но настоящих христиан в наши дни очень мало.

Практикующие христиане в современном постхристианском обществе находятся в подавляющем меньшинстве.

Православные миряне выглядят не менее скромно и целомудренно, чем верующие мусульмане, но ведут гораздо более строгий образ жизни.

По духовной же чистоте жизни они не сопоставимы с последними, ибо ислам, даже в самом строгом своем выражении, не предусматривает чистоты помыслов.

Сам факт того, что на протяжении двух тысячелетий Церковь не снизила столь высокую «планку требований» для своих верующих, свидетельствует о том, что этот идеал реально достижим. И примером тому – сотни тысяч святых, фактом канонизацией которых Церковь засвидетельствовала, что эти люди воплотили этот нравственный идеал в своей жизни.

От мусульман приходится слышать: «»Ислам – религия более строгая, чем христианство, поэтому, став мусульманином и выполняя строгие требования этой религии, человек становится более сильным в плане духовном».

Они забывают о том, что христианство учит обузданию собственных страстей – таких, например, как похоть, ненависть, сребролюбие.

Известный православный публицист Юрий Максимов пишет: «Ислам же, напротив, потакает всем им: например, хотя и признает, что Богу угоднее милосердие, но позволяет месть, хотя и говорит, что Богу приятнее единство семьи, но признает развод по любой прихоти мужа, хотя и поощряет милостыню, но ублажает страсть к накопительству, почитая богатых».

Церковь благословляет брак с одной лишь женой, мусульманская религия дозволяет иметь четыре жены и бесчисленное количество наложниц.

Я думаю, всем понятно, что соблюдать супружескую верность в законном браке с единственной женой намного сложнее, чем иметь связь практически с неограниченным количеством женщин.

Ислам запрещает вкушать свинину. Понятно, что гораздо проще не есть свинину, чем блюсти заповедь воздерживаться от греха даже в мыслях – как учит христианство.

Юрий Максимов пишет: «Некоторые как нечто высокое приводят в пример мусульманский закон, запрещающий винопитие. Но при внимательном рассмотрении и в этом религия арабов уступает учению Церкви. Христианство не запрещает употребление вина как такового, но строго-настрого запрещает пьянство – пьяницы Царства Божьего не наследуют (). А любому очевидно, что только сильный человек может, употребляя спиртное, соблюсти меру и не впасть в пьянство, полный же отказ от спиртного является куда более легким путем преодоления этого греха».

Мусульмане постятся лишь три недели, тогда как в Православной Церкви постными являются почти две трети дней в году, причем пост длится полные сутки, а не только днем (как в исламе). Для того чтобы поститься 240 дней и ночей – усилий надо гораздо больше, чем для поста на протяжении 20 дней.

Невозможно не согласиться с мнением Юрия Максимова: «…Можно вполне объективно сказать, что христианство – религия сильных людей, тогда как ислам – это религия для слабых и хилых. Христианство – для свободных, ислам – для рабов. Мы говорим здесь о самой важной для человека свободе – свободе от греха и собственных страстей, от которых не в силах освободить своих последователей мусульманская вера».

7) Мусульмане говорят что ислам это «религия сильного человека», а христианство «религия для слабых», «религия пацифистская»

Выше мы уже показали что именно христианство, а не ислам, является религией сильного человека.

Однако современные мусульмане часто говорят, что «мусульмане сильнее христиан», что христиане – трусы, которых они побеждают и запугивают, как хотят. Поэтому за ними, мусульманами, правда, то есть, Бог на их стороне (так они считают).

Этим они показывают, что плохо знают историю.

Христианская держава Византия была действительно сильной державой – когда ее жители действительно были христианами. Мы, православные христиане, понимаем: главные причины падения Византии – это причины духовные.

Точно так же и западный мир – отказавшись от Бога и став миром постхристианским, он потерял свою силу; это Божия кара. Когда люди европейской цивилизации вернутся к Богу – тогда Бог вернет и силу!

От мусульман можно слышать о том, что христианство является «религией пацифистской, религией непротивления злу».

Однако христианство никогда не было «пацифистской» религией. Слова Спасителя о том, что Его сила в немощи совершается, надо понимать именно применительно к необходимости Его Крестной Смерти, ибо в тот конкретный момент не было иного выхода, как спасти нас от вечной смерти таким трагическим путем. Христос никогда не отвергал применения силы и показал нам пример справедливого насилия, когда с побоями изгнал торговцев из Храма; не возбранял Он Своим ученикам и носить оружие.

Приводится в Священном Писании пример – о сотнике (римском офицере), который просил Иисуса Христа исцелить своего слугу и который удостоился высочайшей похвалы от Него: «Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры» (). Христос ничего не говорил ему о том, что тот должен отказаться от воинской службы.

Иоанн Креститель (которого и мусульмане признают пророком) также считал воинское служение вполне приемлемым. Воины, которые приходили к нему и спрашивали: «Что нам делать?», в ответ слышали не повеление о дезертирстве, а призыв воздерживаться от греха во время своей службы: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» ().

Вспомним, что говорится о сотнике: «Муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога, он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия» ().

Итак, христианство – это не только миролюбивая религия, но и – религия воинского служения.

Оборонительная война всегда однозначно благословлялась Церковью.

Недаром очень многие православные святые по своей профессии являются воинами и оружие изображается на иконах в качестве атрибута этих святых людей.

Но если в исламе ведение войны основано на ненависти к противнику на поле брани, то в христианстве основанием воинского служения является любовь к защищаемым: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ().

Таково далеко не пацифистское учение Господа нашего Иисуса Христа.

Мы, православные христиане, и в плане «силовом» всегда были и будем сильнее мусульман, при условии нашей верности Богу.

8) Часто от мусульман можно слышать о том, что в плане историческом христианство является религией «преходящей», «отжившей», при этом мусульмане говорят об «исторической статичности» ислама

Говоря об «исторической статичности ислама» либо об «исторической стабильности ислама» мусульмане имеют в виду, что канонов исламской религии стабильно в большей или меньшей степени придерживается большинство представителей народов традиционного ислама (которых иногда в СМИ называют «этническими мусульманами»), считая законы этой религии для себя обязательными.

Мусульмане говорят: «Если тот или иной народ принял ислам – от этой истинной религии этот народ уже не откажется».

Этому наши оппоненты противопоставляют тот аргумент, что от христианства большинство его приверженцев (даже те кто формально продолжает себя считать христианами) отошли, не считая христианские ценности для себя определяющими.

В этом мусульмане видят подтверждение «божественности» религии Мухаммеда. Здесь нужно сказать, что искушений больше там, где есть Истина. А где ее нет, где общество и так во власти сатаны – там и террора с его стороны, различных искушений – не требуется.

В исламе же мы видим: люди сами вырабатывают себе правила, более или менее приемлемые для них (поскольку удобны для выполнения), и живут своим чередом. Правила же, которых придерживаются настоящие христиане (выше мы частично перечислили эти правила), – строги, поскольку даны Самим Господом Богом.

Но эти строгие требования христианской религии вполне выполнимы – потому что Иисус Христос, Которому возможно всё, подает христианам силу совершать все вышеперечисленное, и сверх того.

Поэтому именно христианство, а не ислам, является религией сильного человека.

Мы, православные христиане, пусть нас и мало, находимся на переднем крае борьбы с сатанинским злом. Христианство (настоящее, не формальное) – это религия для сильных людей, которые не знают покоя в своей духовной борьбе никогда.

Пусть многие отпали, но Церковь Христова выстоит, верные будут вознаграждены.

Невозможно не согласиться со словами известного апологета Юрия Максимова: «…Нужно знать и помнить, что со всех, кому надлежало стать сильным, но кто по своей воле остался слабым, спросится по всей строгости – в свое время».

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ().

Мы не можем возродить христианский мир. Сделать это нам своими силами просто невозможно. Богу же возможно всё (

Ислам входит в тройку наиболее многочисленных и почитаемых мировых религий. И несмотря на то, что этому не так много лет, как, к примеру, христианству, по количеству последователей религиозное течение стоит на втором месте. Многие из нас часто слышат и иное название, которое ассоциируется с этой религией. Одинаков ли смысл слов “ислам” и “мусульманство”, в чем разница между этими понятиями и есть ли она вообще?

Исторический экскурс

История ислама началась приблизительно в VII веке нашей эры в Западной Аравии, где царило язычество, идолопоклонничество, и все еще не было государственного строя. В каждом племенном союзе существовали свои божества, изваяния которых собирали в Мекке.

Согласно историческим данным, в 610 году в священном городе появился человек по имени Мухаммед, назвавший себя пророком и посланником Аллаха – единого Бога. Он призывал племена сплотиться во имя единства вероисповедания и сформировать моральные догмы, которые могли бы помочь избавиться от неравенства и постоянной междоусобной борьбы. Однако знати и ростовщикам Мекки проповеди Мухаммеда были отнюдь не выгодны, отчего пророк, собрав своих немногочисленных последователей, вынужден был спасаться бегством от преследований язычников и искать укрытия в городе Ясриб (Медина) . Именно там ему удалось найти поддержку, сплотить жителей города и создать первую общину. Проповеди Мухаммеда быстро набирали популярность, ислам стал все больше распространяться среди арабского населения. После восьми лет ожесточенной, изнуряющей войны между исламистами и многобожниками в 630 году Мекка сдалась, впустив новую веру и став "центром" ислама, который объединил всех арабов.

Уже после смерти пророка, исламисты образовали свое государство – Халифат, которое крепло из года в год, воодушевленное новым религиозным течением. Благодаря захватническим кампаниям, проводимым мусульманами, ислам быстро стал находить последователей на территориях Балканского полуострова, Индии, Северной Африки, Средней и Передней Азии, Закавказья.

Оба эти слова происходят из арабского языка и оба, естественно, относятся именно к религии. Вся загвоздка в том, что “ислам” (по-арабски - الإسلام‎) – это истинное название религии, его этимология сводится к словам “принятие” и “примирение”. А вот название “мусульманин”, или “муслим” (арабское - مسلم), характеризует приверженца ислама и дословно переводится как “тот, кто покоряется (предается) Аллаху”. Однако при переводе их на другие, в том числе, славянские языки, возникла некая путаница, что привело к разночтению этих слов и чуть ли не сформировало у людей мнения о том, что это названия или же разных течений одного вероисповедания.

Таков ответ на закономерный вопрос о том, что такое ислам и мусульманство, в чем разница между ними и почему некоторые считают эти слова названиями разных религиозных течений.

Монашество является религиозной практикой, по которой верующий отказывается от мирской жизни и полностью посвящает себя поклонению Всевышнему в стенах монастыря.

В рамках авраамических религий (иудаизм, христианство и ислам) монашество было институционализировано только христианской церковью, которая взяла для себя в качестве примера и идеала описанные в Ветхом и Новом заветах практики. Однако в священных писаниях иудеев и христиан монашество как обязательный институт не прописано.

В иудейской традиции примеры отшельнической жизни в братской общине существовали, но они не предполагали отказ от вступления в брак и полное отрешение от земных обязанностей. Иудаизм в целом не поддерживает монашеский обет безбрачия. Вместе с тем две тысячи лет назад среди иудеев был распространён обет назорейства, который заключался в полном отказе человека от винограда и произведённых из него продуктов, стрижки волос и прикосновения к мертвым. Однако люди, придерживавшиеся этого обета, не становились отшельниками и могли жениться, владеть имуществом. Более того, сама эта практика зачастую была ограниченной по времени. Тем самым обет назорейства нельзя назвать монашеством в полном смысле этого слова.

В христианстве практика монашества была введена в начале IV века, однако и до этого традиции аскетического, отшельнического образа жизни были известны весьма продолжительное время. Они были во многом вдохновлены учением (Исы, а.с.) и направлены на посвящение человеком самого себя Богу посредством затворничества и отказа от мирских радостей и забот.

Когда Пророк Мухаммад (с.г.в.) получил вопрос от мусульман о том, каково место монашества в исламе, наш Создатель объяснил всё в следующем аяте:

«Потом Мы отправили по их следам Наших посланников, и отправили Ису (Иисуса) , сына Марьям (Марии) , и даровали ему Инджил (Евангелие) . В сердца тех, которые последовали за ним, Мы вселили сострадание и милосердие, а монашество они выдумали сами. Мы не предписывали им этого, но они поступили таким образом, дабы снискать довольство Аллаха (или Мы предписали им только стремиться к довольству Аллаха) . Но они не соблюли его должным образом. Тем из них, которые уверовали, Мы даровали их награду, но многие из них являются нечестивцами» (57:27)

В разных источниках приводятся наряду с этим слова Заключительного Божьего посланника (с.г.в.): «В исламе нет места для монашества». Их Пророк (с.г.в.) произнёс в контексте тех своих сподвижников, которые хотели покинуть свои семьи, отказаться от всего мирского и подобно монахам.

В другом известном высказывании Милости миров Мухаммада (с.г.в.) говорится, что предыдущие поколения людей потерпели неудачу из-за излишнего аскетизма. «Они выдвигали к себе излишние требования, пока Всевышний не дал им подлинных трудностей. Теперь вы можете увидеть их в храмах и монастырях. Поэтому поклоняйтесь Аллаху, не придавайте Ему кого-либо в качестве равного сотоварища, выполняйте паломничество, будьте праведными, и все ваши дела будут хорошими для вас» (хадис приводится в книге Али ибн Малика аль-Хинди «Канз уль-Уммал» [Сокровище тех, кто делает благие поступки]).

Аскетизм в жизни мусульман

Одним из ключевых положений ислама является представление человека как социального существа, развитие которого может идти только посредством вовлечённости человека в общественную жизнь. При этом в становлении личности практикующего мусульманина важную роль играет концепция воздержания (зухд), предполагающая ведение человеком простой жизни, не заточенной на бесконечное приобретение предметов роскоши, бессмысленное повышение статуса и достатка. В жизни верующего эти вещи могут быть значимыми – например, для реализации какого-либо важного проекта, – но подменять ими ценности благочестия, покорности к воле Всевышнего ни в коем случае нельзя.

Ислам базируется на ценностях умеренности, воздержания собственных страстей и исправления совершённых ошибок. И хотя аскетизм как таковой присущ исламской системе ценностей, он не предполагает отказ от того, что разрешено Всевышним, и становление отшельником. Вместе с этим верующий не становится также пленником мирского, ставя его на первое место. Его жизнь в какой-то мере является постоянным поиском необходимого баланса в отношениях между мирским и вечным. Именно об этом свидетельствует весьма примечательный хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Лучшими из вас являются те люди, кто не оставляет мирское – ради вечного, и вечное – ради мирского» (приводит Анас). Таким образом, мусульманин видит в мирских благах инструмент реализации коранических призывов об улучшении окружающего его мира, творении добрых поступков, что позволит ему достичь довольства Аллаха в Судный день. Затворничество и полное посвящение себя Богу в исламской системе ценностей не имеет ни практической, ни духовной пользы.

Сунной предписано на седьмой день после рождения ребенка дать ему имя. Предпочтительно, сначала дать имя ребенку, а затем, совершить за (‘акика). Первоочередное право наречения ребенка имеет отец, затем его отец (дедушка ребенка), затем мать ребенка.

Обязанностью родителей является дать своему ребенку не только хорошее воспитание, основанное на принципах богобоязненность и веры, но и красивое имя, имеющее хорошее значение. Самое любимое имя для это – Абдуллах , затем ‘Абдурахман. Затем лучшими именами являются все имена, которые начинаются словом ‘Абду. Ценность этих имен заключается в том, что в этих именах есть имя Аллаха, Его атрибуты, а также имя, которое наиболее соответствует рабам, то есть указывает на то, что он является рабом – «‘абду».

Особенно много достоинств есть в нарекании ребенка именем . Передано, что в Судный день из почтения к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) людям с именем Мухаммад скажут: «Вставайте и идите в Рай » (кроме тех, кто является грешником, притеснителем и нововведенцем в религии). Ахмад также является ценным, достойным именем.

Нежелательно давать детям , как Шихаб (падающая звезда), Харб (война), Муррат (горькая). Нежелательно также давать имена Баракат (благодать), Афлах (преуспевающий), Рабах (прибыль), Ясар – (благосостояние), Мубарак (благодатный), потому что когда кто-нибудь спросит: «Есть ли он там?», а его там не окажется, ему скажут: «Его нет», то есть нет благодати, прибыли и так далее.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил называть детей именами идолов или прочими именами, которые по своему смыслу противоречат канонам Ислама.

Следовательно, запрещается давать детям имя Маликуль-мулук (правитель правителей), так как это имя Аллаха. Запрещается также давать детям имена ‘Абдунабиййи (раб пророка), ‘Абдукаабати (раб Каабы), ‘Абдуддар (раб дома). Также запрещается давать детям имя Шахиншах, так как оно означает «правитель правителей».

Некоторые учёные говорят, что нежелательно давать детям такие имена, как Джаруллах (сосед Аллаха), Рафикуллах (друг Аллаха). А другие ученые пишут, что это даже запретно.

Если у ребенка некрасивое, плохое имя, то следует поменять это имя на красивое. В хадисе сказано: «В Судный день вас будут звать по вашим именам, поэтому нарекайте детей красивыми именами ».

В последнее время наблюдается тенденция называть своих детей звучными именами, которые были переняты из других культур, в частности, из западной. Некоторые мусульмане нарекают своих детей именами неверных артистов, героев фильмов. Это совсем неподобающий мусульманину поступок. Прежде чем дать имя своему ребенку , необходимо поинтересоваться его смысловым значением, определить, является ли оно допустимым по нормам Ислама, не стоит полагаться лишь на красоту звучания. Разве мало красивых имен почтенных людей: Мухаммад, Ахмад, Иса, Ибрахим, Муса . Так же у почтенных женщин: Хадиджат, ‘Аишат, Фатимат, Марьям, Асият , и др.

Не стоит забывать, что ребенок – это живой человек, которому предстоит прожить с этим именем в обществе других людей, и он в также будет вызван под этим именем.

Многоженство, или полигамия, является, пожалуй, одной из самых противоречивых и увлекательных тем, причем не только в мусульманском мире, но и далеко за его пределами. Однако известно, что оно практиковалось еще с давних времен и было социально и культурно обоснованным, обеспечивало воспроизводство потомства. Сегодня многоженство не является обязательным для мусульман, а в отдельных случаях и вовсе запрещается. Это связано с определенными правилами и законами, установленными Кораном. Узнаем, что сегодня представляет собой многоженство в исламе и есть ли в нем насущная необходимость.

История многоженства

Мнение о том, что полигамия впервые появилась именно у мусульман, является ошибочным. Традиция брать в жены нескольких женщин существовала еще с древнейших времен и в разных цивилизациях. Она оправдывалась уменьшением количества мужчин из-за их гибели в многочисленных войнах. Но если вначале это было необходимостью, то позже в некоторых обществах начались злоупотребления этой практикой.

Мужчины брали в жены неограниченное количество женщин. Тем самым они ущемляли их права и сеяли несправедливость, дискриминацию и падение нравов.

Совершенно иным является многоженство в исламе. Эта религия установила строгие правила и ограничения по этому вопросу. В основном они касаются количества жен (их должно быть не больше четырех), а также желательности или запрета на полигамию для каждого отдельно взятого мужчины.

Обоснование многоженства у мусульман

Если углубиться в изучение вопроса многоженства, можно обнаружить, что оно вовсе не является обязательным. Это право дается каждому мужчине. А он уже может решать, воспользоваться им или нет. Но при этом оно допустимо и в некоторых случаях даже желательно. Итак, разберемся, почему в исламе разрешено многоженство.

Исторически сложилось, что в первую очередь полигамия практикуется в тех местностях, где мужского населения меньше, чем женского. Это необходимо, чтобы каждая женщина смогла оказаться под защитой и не осталась старой девой. Тем самым общество оберегается от пороков и разложения. При этом женщина соглашается на роль второй или третьей жены лишь потому, что не смогла стать первой.

Таким образом, многоженство в исламе предназначено в первую очередь для того, чтобы обеспечить благополучие и равные права всем женщинам.

Условия и правила

Однако полигамия разрешается далеко не во всех случаях и не каждому мужчине. Существуют определенные правила многоженства в исламе, которые необходимо соблюдать. В первую очередь, Что же подразумевается под этим правилом? Перечислим коротко основные положения, установленные Кораном.

    Муж должен одинаково обеспечивать всех жен. Это относится к пище, гардеробу, жилью, мебели и прочему. То есть каждая должна получать все, что ей нужно.

    Мужчина обязуется предложить отдельное жилье для всех своих избранниц. Исключение составляет лишь тот случай, когда они соглашаются жить под одной крышей, но в разных помещениях дома. При этом мужчина не может поселить одну жену в шикарном дворце, а другую - в тесной лачуге. Это несправедливо и ущемляет права.

    Муж должен проводить со своими женами равное количество времени. Таким образом, справедливым должно быть распределение не только материальных благ, но и внимания. Исключение составляет случай, когда одна из жен дает супругу разрешение проводить с ней меньше времени, чем с остальными. При этом шариат не обязывает мужа одинаково любить своих женщин. Ведь человек даже при желании не может распределить это чувство равноценно.

    Муж должен одинаково заботиться о детях, рожденных от разных жен. Здесь принцип равномерности должен соблюдаться еще тщательнее и щепетильнее.

Таким образом, условия многоженства в исламе таковы, что мужчина должен быть полностью справедлив ко своим избранницам. Если же он не в силах этого обеспечить, то ему не следует жениться более одного раза.

Шариатские законы относительно многоженства

В исламе существуют определенные положения, касающиеся многоженства. Согласно им, в разных случаях оно может быть желательным, допустимым или же запретным для какого-либо мужчины. Рассмотрим эти ситуации более подробно, чтобы узнать, когда именно в исламе разрешено многоженство, а когда нет.

    В случаях, когда мужчина хочет жениться во второй раз из-за болезни или бесплодия супруги, полигамия для него желательна. Конечно, при условии, что он будет справедлив к своим избранницам.

    Если мусульманин хочет взять вторую супругу без особой необходимости, к примеру, чтобы упрочить свое положение в обществе, то полигамия для него не очень желательна, но допустима.

    В случаях, когда мужчина не обеспечен материально или слаб физически, или же знает, что не сможет соблюдать вышеперечисленные требования, многоженство для него находится под запретом.

Вышеперечисленные положения подтверждают, что полигамия в первую очередь служит для равноправия и благополучия женщин.

Ислам, многоженство: правила, если первая жена против

Существует мнение, что мужчина может жениться повторно только с разрешения первой супруги. Насколько оно правдиво? Итак, углубимся в ислам.

Если первая жена против, Коран не ограничивает мужчину. Однако супругу желательно поставить ее в известность и обсудить этот вопрос, чтобы не подвергать опасности семейное счастье и гармонию.

Также для женщины есть возможность остаться единственной и любимой женой, если это требование будет обговорено и зафиксировано при составлении

Польза для семьи

По мнению мусульман, многоженство помогает решить множество семейных проблем. В частности, значительно уменьшает вероятность и разводов. Считается, что мужчины по природе склонны к полигамии. Поэтому законное многобрачие гораздо более предпочтительно, чем измена.

Также многоженство в исламе служит для увеличения потомства как одного из важнейших принципов процветания народа. Этот фактор тоже берет свое начало из прошлого, когда мужчины погибали на войнах. Чтобы численность населения увеличивалась, нужно было много женщин, способных рожать детей.

Польза для общества

Есть и социальные обоснования того, почему в исламе многоженство допускается. Как уже упоминалось выше, в местностях, где мужчин меньше, повышается процент незамужних. А законная полигамия позволяет каждой женщине оказаться под защитой и опекой супруга и испытать радости материнства.

Весомой причиной, объясняющей многоженство, является защита нации от венерических заболеваний, абортов и детей-беспризорников. Снижается количество разводов, а первая жена может не бояться быть брошенной, даже если в отношениях произошло охлаждение. Она по-прежнему будет пользоваться почетом и уважением.

Многоженство в разных странах мира

В большинстве стран, многоженство разрешено и является правовой нормой. Но не везде. К примеру, в Турции оно запрещено законодательно еще с начала прошлого столетия. Также оно не позволяется в Алжире и Тунисе. Обязательным условием заключения в Иране является согласие первой супруги. А в Сирии, Марокко, Пакистане или Ираке вначале необходимо получить разрешение органов власти.

В России, как и в большинстве государств мира, многоженство запрещается и преследуется. После распада Советского Союза было много заявлений о необходимости его разрешения. Однако на практике это было сделано лишь в Ингушетии, да и то ненадолго.

А, к примеру, во Франции, где многоженство также запрещено, для выходцев из мусульманских стран сделано исключение в этом вопросе.

Пережиток прошлого или благо?

Многим женщинам трудно, а порой и невозможно смириться с тем, что они будут не единственными для своих мужей. Особенно сложно понять многоженство людям, исповедующим другую веру. Поэтому вокруг этой темы ведется настолько жаркая полемика. Кто-то считает многобрачие пережитком прошлого и путем к разврату. Другие - благом.

С другой стороны, нередки и случаи, когда мужчина злоупотребляет своим правом жениться еще раз. Он заключает повторный брак лишь ради удовольствия, а как только молодая спутница ему надоест, разводится с ней. Поэтому, конечно, стоит все взвесить, прежде чем соглашаться на роль второй или третьей супруги.

В любом случае многоженство не является обязательной практикой. Сегодня подавляющее большинство мужчин заключают лишь один брак. Ведь повторная женитьба не только хлопотна и затратна, но и наносит обиду первой супруге, даже если она соглашается на это.

Это только право, которым мужчина может воспользоваться по своему желанию. И хорошо, если он соблюдает при этом все необходимые требования. Тогда в семье царит мир, а многоженство выполняет функции, исторически возложенные на него: защитить женщин и сохранить нравственные устои.