Какое религиозное течение не относится к протестантизму. Особенности протестантской веры

Какое религиозное течение не относится к протестантизму. Особенности протестантской веры
Какое религиозное течение не относится к протестантизму. Особенности протестантской веры

В современном обществе существуют три мировые религии - христианство, ислам и буддизм. Однако практически все они видоизменялись с течением времени и вбирали в себя что-то новое. Каждая из религий имеет несколько ответвлений (основные направления ислама, например, - суннизм и шиизм). То же самое можно сказать и про христианство. Все знают о расколе на католическую и православную церковь, который произошел в 1054 году. Но в христианстве существуют и другие направления - протестантизм (оно, в свою очередь, тоже имеет подвиды), униатство, старообрядчество и другие. Сегодня мы разберемся в протестантизме. В этой статье мы разберем такое явление, как протестантская церковь - что это такое и каковые ее основные принципы.

Как возник протестантизм?

В Средние века римская католическая церковь стала обогащаться за счет прихожан (например, она продавала священные степени, за деньги отпускала грехи). Более того, инквизиция приобрела поистине огромные масштабы. Конечно, все эти факты говорили о том, что в церкви требовалась реформа. К сожалению, внутренние реформы провалились (многие реформаторы закончили свою жизнь на костре), поэтому стали возникать отдельные конфессии в лоне католичества.

Первая такая конфессия - лютеранство (ответвление протестантизма) - возникла XVI веке, основоположником стал Матрин Лютер, который написал 95 тезисов против индульгенций. Его преследовали официальные представители церкви, однако католичество все равно разделилось. Это дало толчок к развитию другим ветвям протестантизма. Говоря о протестантизме многие даже и не задумываются над названием. А ведь в нем есть корень «протест» . Против чего же выступали люди?

В 1521 году Римская империя издала указ, который объявлял Мартина Лютера еретиком и запрещал издание его трудов. В истории этот указ называется Вормсским эдиктом. Но в 1529 году он был отменен. После этого князья Римской империи собрались вместе, чтобы решить, какой же вере следовать. Большинство остались в классическом католичестве, а тех, кто выразил против него протест, стали называть протестантами .

Чем отличается протестантизм от католичества?

Так что же такого предложил Лютер и его последователи, что резко отличало протестантизм от католичества?

  • Священное писание - единственный источник веры, авторитет Церкви не признавался;
  • Нельзя бездумно верить в Бога, только труд может подтвердить веру;
  • В протестантизме нет богоустановленной иерархии;
  • В протестантизме проводится всего два таинства, так как остальные считаются не важными;
  • Протестанты отрицают иконы и предметы культа;
  • Посты и аскеза неважны;
  • Упрощенное богослужение, главной частью которого является проповедь;
  • Человек любого пола может стать епископом (в протестантизме женщины выступают наравне с мужчинами).

В целом, протестантская церковь намного беднее католической, добродетельный труд единственное, чем человек может доказать свою веру. Видимо, именно поэтому у протестантской церкви так много последователей.

Какие еще существуют направления в протестантизме?

Основоположниками протестантизма, кроме Лютера, признаны Ж. Кальвин, У. Цвингли. Соответственно, лютеранство - не единственное направление этой церкви. Существуют следующие ответвления:

  1. Кальвинизм. Как следует из названия, основал это направление Жан Кальвин. Кальвинисты считают Библию единственной священной книгой, однако почитают они и труды Кальвина. Таинства и церковная атрибутика не признаются. Ученые сходятся во мнении, что кальвинизм - самая радикальная ветвь протестантизма.
  2. Англиканская церковь. При Генрихе VIII в Англии признали протестантизм государственной религией, именно так образовалось англиканство. Основное учение англикан - труд «39 статей». Библия так же считается первоисточником учения. Король или королева стоят во главе церкви. Однако присутствует иерархия священников, признана спасительная роль церкви (то есть присутствуют католические традиции).

Таким образом, три главных направления протестантизма - лютеранство, кальвинизм и англиканство.

Сектантские направления в протестантской церкви

Пожалуй, в каждой церкви есть свои секты, протестантизм не исключение.

  1. Баптизм. Секта появилась в XVII веке. Основное отличие от, например, лютеранства, это то, что баптисты крестятся во взрослом возрасте и перед этим должны пройти годовой испытательный срок (обряд катехимента). Баптисты не признают предметы культа, однако придерживаются таинств. Сейчас баптистская церковь не считается сектантской.
  2. Адвентисты 7-го дня. В XIX веке в США появилась секта, главной целью которой является ожидание Второго Пришествия. Основателем этой секты стал фермер Уильям Миллер, который путем математических вычислений предсказал конец света и Второе Пришествие в 1844 году. Как мы знаем, этого не произошло, однако адвентисты продолжают верить, ссылаясь, в основном, на Ветхий Завет.
  3. Пятидесятники. Опять же движение возникло в США, но оно более молодое - появилось в середине XX века. Цель пятидесятников - возродить дары Святого Духа, которые в день Пятидесятницы получили апостолы. Основное внимание уделяется способности говорить на разных языках. В истории пятидесятников были случаи, когда люди внезапно заговаривали на чужих языках. Последователи этой церкви признают некоторые таинства, первородный грех, пресвятую Троицу.

Страны, в которых распространена эта религия

Стоит сказать, что протестантизм распространен во многих странах. Он привлекает своей (кажущейся на первый взгляд) простотой, отсутствием церковных таинств и культов. После католичества протестантизм является наиболее популярным ответвлением христианства. Наибольшее число приверженцев протестантства можно встретить в:

  • Австралии;
  • Анголе;
  • Бразилии;
  • Великобритании;
  • Гане;
  • Германии;
  • Дании;
  • Намибии;
  • Норвегии;
  • Швеции.

В России живет около 2,5 млн протестантов.

Разобраться в том, что такое протестантская церковь непросто. Эта религия предъявляет очень серьезные требования к человеку, ее основной тезис - нужно постоянно трудиться, только тогда можно обрести спасение. Теперь вы знаете немного больше об этой церкви и ее отличиях от католичества. В этой статье мы разобрали такое направление христианства, как протестантская церковь, что это такое и каковы главные отличия от других религий.

Видео: кто такие протестанты?

В этом видео отец Петр ответит на популярный вопрос, кто такие протестанты и почему они не крестятся:

Протестантизм (от лат. protestatio — торжественное заявление, провозглашение) - одно из трех главных направлений христианства. Возник после православия и (в XVI в., эпоха Реформации), отделившись от последнего. Протестантизм объединяет целый ряд самостоятельных исповеданий и церквей.

В 1517 году Римско-католическая церковь раскололась. Точкой отсчета принято считать выступление немецкого проповедника Мартина Лютера против индульгенций и против претензий католического духовенства контролировать совесть верующих на правах посредника между людьми и Богом.

Основные течения в протестантизме

Основные течения в протестантизме:
- лютеранство,
- цвинглианство,
- кальвинизм,
- анабаптизм,
- меннонитство,
- англиканство,
- евангельское христианство,
- баптизм,
- адвентизм,
- методизм,
- квакерство,
- пятидесятничество,
- Армия спасения и другие.

Вероисповедальная основа протестантизма

Вероисповедальная основа протестантизма включает в себя священное писание - Библия признается единственным источником христианского вероучения. Всякий верующий должен изучать ее и согласно с ней строить собственную жизнь. Каждый христианин имеет право читать Библию на родном языке.

Основные догматы протестантизма

Общие как для православия, так и для католицизма.
- идея триединства бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой),
- идея боговоплощения,
- идея воскресения и вознесения Иисуса Христа.
Все протестанты признают решения двух первых Вселенских соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского

Идеи протестантизма

Идея спасения верой,
- идея предопределения.

Главные отличия протестантизма от католицизма и православия

Главные отличия протестантизма от католицизма и православия состоят в особенностях обрядов и культа. Протестанты не признают:
· Апостольской преемственности священников.
· Культа святых, старцев.
· Исповеди, покаяния и причастия.
· Религиозного поста.
· Икон и духовного искусства.
· Поклонения мощам.
· Монашества (кроме англиканцев и лютеран).
· Крестного знамения.
· Церковных таинств (в некоторых протестантских церквях признаются два таинства - крещения и причащения, но и считают их лишенными Божьей благодати). Именно отсутствием таинств критики протестантизма объясняют бесконечную череду расколов внутри протестантских организаций.

Службы в различных протестантских церквях могут несколько отличаться, но главными их чертами остается:

1.Проповедь.

2.Молитва.

3.Пение псалмов.

4.Отсутствие пышности.

Единый религиозный центр у протестантов отсутствует. Помесные протестантские церкви действуют автономно.

Церковной организации, как таковой, у многих протестантских направлений вообще не существует. Но есть и исключения, например, у лютеран, англиканцев, методистов присутствует вполне четкая и даже довольно сложная иерархия. Англиканцы (в Великобритании) и лютеране из скандинавских стран считают, что их духовенство сохранило апостольскую преемственность, поскольку в свое время в этих государствах от римской церкви откололись целые епархии.

Распространение протестантизма

Распространен буквально по всему миру. Причина масштабной экспансии многих протестантских организаций заключается в хорошо налаженной миссионерской работе, когда практически каждый верующий может выступать в качестве проповедника. Также привлекает людей простота протестантских обрядов и отсутствие платы за совершение таинств. Именно благодаря этому протестантизм появляется в странах, являющимися «каноническими территориями» других церквей. Например, в , Южную Корею, . На сегодняшний день количество приверженцев различных протестантских учений неуклонно увеличивается в самых разных уголках планеты.

Но все же есть и государства, в которых протестантское население составляет абсолютное большинство. Они расположены преимущественно в и Северной . Это Норвегия, Швеция, Дания, Исландия, Нидерланды, . Исповедуют протестантизм также подавляющая часть жителей и Новой Зеландии. Значительное число протестантов живет в (40%), (35%), Бельгии (25%) и Венгрии (25%).

Если же говорить о численности приверженцев отдельных протестантских конфессий, то ситуация в мире выглядит примерно следующим образом:
Лютеран - около 85 млн. чел.
Англиканцев - около 70 млн. чел.
Методистов - около 50 млн. чел.
Пятидесятников - до 50 млн. чел.
Баптистов - около 43 млн. чел.
Адвентистов - около 6,5 млн. чел.
Свидетелей Иеговы (их отношение к протестантизму, равно как и к христианству вообще, часто оспаривается) - около 4,7 млн. чел.
Квакеров - около 250 тыс. чел.

Протестантизм и государство

Протестанты видят в одно из главных проявлений установленного Богом порядка. С догматической точки зрения данный постулат объясняется цитатами из Священного Писания: «…всякая душа да будет покорна высшим властям» (Римлянам 13: 1).
Государственная , согласно убеждениям протестантов, должна выполнять следующие функции:

  • Защищать права и свободы личности;
  • Заботится о всеобщем благе;
  • Совершать правосудие (Римлянам.13:3);
  • Поддерживать законопослушных граждан (Римлянам.13:3);
  • Наказывать преступников (Римлянам.13:2-4);
  • Защищать от внутренних и внешних врагов (Римлянам.13:4);
  • Взимать налоги ради процветания страны (Римлянам. 13:5-7).

Государству не следует противиться (Римлянам.13:2). Однако же если светская власть, вопреки вышесказанному, станет принимать законы, которые прямо или косвенно станут запрещать свободное богослужение и проповедь Евангелия или же будут побуждать верующих к аморальным действиям (Деяния 4:19), то протестантские Церкви оставляют за собой и своими прихожанами право не подчиниться, а поступить согласно совести и принципам, заложенным в Евангелии.

Отношение протестантизма к предпринимательству

Пожалуй, сформулировано наиболее четко. Примерно так же подробно, как и в исламе.

Протестантская доктрина, во-первых, не усматривает ничего постыдного в занятии коммерцией. А, во-вторых, считает предпринимательство одним из видов добродетельного вида деятельности, при условии, что она ведется не ради увеличения личного потребления. Один из постулатов протестантской этики утверждает, что только добросовестный труд может приносить моральную и материальную отдачу. Богатство же не считается постыдным, если оно приобретено честным трудом. Более того, его следует воспринимать как признак избранности и угодности Богу. Некоторые протестантские направления трактуют материальный достаток, как признак спасения, в том смысле, что Бог уже оказывает помощь такому человеку. Как сказал один из основателей методизма Джона Уэсли: "Мы обязаны призывать хpистиан к тому, чтобы они наживали столько, сколько можно, и сбеpегали все, что можно, то есть стpемились к богатству".

Согласно протестантской этики предпринимательства запрещено:
- Задерживать зарплату наемному рабочему. «Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Левит 19:13).
- Жестоко обращаться с работником. «Не господствуй над ним с жестокостью» (Левит 25:43).
- Использовать нечестные способы обогащения. «Мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные — не добро» (Притчи 20:23).
- Работать в 7-й день недели. «Помни день покоя, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — покой Господу, Богу твоему (Исход 20:8-11).

совокупность ряда самостоятельных и разнообразных христианских церквей и сект, возникших в XVI веке в странах Западной Европы в связи с реформацией - противокатолическим движением. Основные формы протестантизма: лютеранство, анабаптизм, кальвинизм, англиканская церковь (см.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОТЕСТАНТИЗМ

от лат. protestantis - публично доказывающий) - одно из трех основных направлений в христианстве.

Откололся от католицизма входе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты, всего более 200 направлений и сект).

Начало протестантизму положил монах Мартин Лютер, преподававший богословие в университете немецкого города Виттенберг. В 1517 г. к дверям небольшой церкви местного замка он прибил листы, содержащие 95 тезисов, которые впоследствии приобрели всемирную известность. В них Лютер резко выступил против основополагающих догматов римско-католической церкви. Он осуждал практику торговли индульгенциями - письменными свидетельствами об отпущении грехов, отрицал учение о спасении души через заступничество святых, о чистилище и выражал сомнение в особых правах духовенства. Вскоре Лютер и вовсе разорвал свои отношения с Римом, когда в 1520 г. публично сжег папское послание об отлучении его от церкви.

Начатое Лютером движение получило название Реформации. А ответные действия католической Церкви - контрреформации. В ходе религиозных войн, преследований еретиков (сжигание на кострах практиковалось как католиками, так и протестантами), погибла четверть населения Европы. Некоторые страны потеряли более половины населения.

Протестантство, по мнению многих исследователей (М. Вебер, В. Зомбарт и др.), сыграло решающую роль в становлении капитализма, распространившегося в Нидерландах, Англии, части германских государств, Скандинавии и позднее в Северной Америке. Протестантизм возник в эпоху, когда экономические и политические интересы набирающего все большую силу класса буржуазии требовали определенной идеологической санкции, которая в тех условиях не могла быть выражена иначе чем в виде религиозной доктрины.

Протестанты отвергают все обряды, за исключением двух - крещения и причастия. Да и те отправляются исключительно как символическое «воспоминание» о Крещении Спасителя в Иордане и Тайной Вечере и не носят сакрального смысла, как во время Крещения и Евхаристии у православных и католиков. Если последние признают 2 источника Божественного Откровения - Священное Писание, то есть Ветхий и Новый Завет (Библию) и Священное Предание (живая история христианской церкви, выраженная в патристике - трудах святых ее отцов, постановлениях семи Вселенских соборов и житиях святых), то протестанты отрицают последний и апеллируют исключительно к Библии, которая вообще-то была сформирована Церковью, Святыми отцами и проч., т. е. теми, кого протестанты отвергают.

Лютер и его последователи были убеждены, что не только священник, но любой христианин имеет право отпускать себе грехи. Каждый верующий, по их мнению, имеет право читать и самостоятельно истолковывать Библию. Поэтому из-за различных толкований и появилось огромное количество протестантских сект, каждая со своим видением Писания.

В основе протестантской доктрины лежит принцип «оправдания верой». Никакие другие дела - ни молитва за умерших, ни поклонение святым и Богоматери, ни благотворительная помощь нуждающимся, ни другие добрые поступки не способны спасти человека и предуготовить его к Царствию Небесному. Главным условием спасения для всех протестантов абсолютно всех толков, церквей и направлений (их в мире насчитывается не менее 200) является признание Господа Иисуса Христа в качестве личного Спасителя. Спасительная же роль Церкви, общины, собора отрицается.

Для протестантизма характерны упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата. Практически во всех протестантских конфессиях широко распространен принцип всеобщего священства, когда теоретически любой прихожанин, член общины может стать пресвитером или проповедником. Фактически это оборачивалось тем, что ими становились, как правило, самые уважаемые, в силу своей состоятельности, граждане, и все дела в данной конгрегации вершились исключительно в пользу богатой верхушки общины. Неудивительно, что новое, реформированное вероучение было привлекательным для буржуа, т. к. идеально обосновывало их претензии на экономическое и политическое господство.

Протестантизм и стал знаменем великих буржуазных революций в Северной Европе - в Нидерландах в XVI в., в Англии XVII в. Он определил и судьбу бывших английских колоний в Северной Америке, которые в XVIII в. провозгласили независимость от Британской империи и образовали Соединенные Штаты.

В Северной Европе и Германии господствует лютеранство. Провозгласив разрыв с католицизмом, оно, тем не менее, сохранило некоторые общие с ним черты. Это проявляется и в теологии, и в богослужебной практике. У лютеран-евангелистов есть епископат, существует посвящение в духовный сан. Хотя в их храмах нет икон, есть распятие, алтарь, священники облачаются в особое одеяние. Используется при богослужении хоровое пение и органная музыка.

Англиканство в Великобритании распространилось по инициативе правящих кругов. Парламент своим актом 1534 г. объявил короля Генриха VIII главой независимой от папского престола церкви. Все монастыри в стране были закрыты, а их имущество конфисковано в пользу казны. В учении англиканской церкви сочетаются лютеранство, кальвинизм и католицизм. Она сохранила церковную иерархию и пышный культ - примасом англикан считается архиепископ Кентерберийский. Англикане имеют свои епархии в Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии. С середины XIX в. собираются Ламбетские конференции - консультативный орган всех англиканских церквей.

В кальвинизме, в отличие от лютеранства, нет формулы Символа веры, хотя богословская система приведена в стройный порядок. Главенствующей в ней является доктрина предопределения, вдохновленная Ветхим Заветом. Согласно ей, Господь одних избрал к вечному блаженству на небесах, других - к погибели в аду. Но тот, кто предопределен к раю, должен своей земной жизнью оправдывать это предназначение и проявлять инициативу. Предназначенность к спасению проявляется в чисто материальных вещах - деловом успехе и богатстве. Ради достижения жизненных целей верующий должен отказываться от расточительности, мирских соблазнов.

В Женеве, куда священник Жан Кальвин (1509–1564) бежал из Франции, где началось преследование реформаторов, ему удалось в максимальной степени воплотить социальный идеал протестантской церкви. Она целиком выводилась изпод юрисдикции городских властей и получала право самоуправления. Руководили ею пресвитеры и проповедники, избираемые, как правило, из числа наиболее зажиточных граждан Женевы.

От своих сторонников Кальвин требовал исключительной умеренности в быту. Он был убежден: зарабатывать деньги человек должен не для того, чтобы их бездумно тратить. Поэтому в Женеве было уменьшено количество выходных дней, отменены увеселения и праздники. Кальвин ввел строжайшую цензуру - именно он стал инициатором казни в 1553 г. на костре испанского ученого-вольнодумца Мигеля Сервета.

Именно кальвинизм сформулировал религиозное обоснование для экспансии английских пуритан в Северную Америку, которая положила начало будущему государству - США.

Пуритане-кальвинисты верили, что их переселение в Новый Свет - воплощение божественной миссии. В сознании эмигрантов переселение в Америку воспринималось как Исход евреев из Египта, санкционированный свыше. Туземцы же, равно как и бедняки, неудачники и прочие не отмеченные «божьей благодатью» вызывают у кальвинистов брезгливое пренебрежение.

Различна судьба жителей колоний католиков-испанцев и протестантовангличан. Испанцы сохранили индейцев, крестили их, смешались с ними. Протестанты считали их животными и просто уничтожали миллионами. Идея превосходства, кальвинистская интерпретация своей миссии и роли орудия Бога выражены в сформулированной в 1845 г Дж. О’Салливаном доктрине «предопределенной судьбы», согласно которой американцы являются богоизбранным народом, который должен стать мировым арбитром в вопросах свободы, демократии и прав человека. Именно она стала идеологической основой атлантического глобализма и «нового мирового порядка».

«Убеждение в том, что мы являемся избранным богом народом и обладаем божественным мандатом распространить наши благородные демократические институты по всему остальному, погруженному во мрак миру, - пишет современный американский историк Т. Бейлин, - поощряло нас нести на себе бремя белого человека. Мы, американцы, продолжаем верить, что являемся могущественной нацией не потому, прежде всего, что нас наделили чудесными природными ресурсами, а потому, что в наших генах было нечто врожденное, которое дало нам возможность стать великими».

Современный кальвинизм представлен пресвитерианскими, реформатскими и конгрегационалистскими и методистскими церквями, чьи прихожане живут в США, Швейцарии, Голландии, Шотландии, ФРГ, Англии. Незначительно количество реформатов есть и на территории Западной Украины.

Среди других протестантских конфессий наиболее многочисленными являются методисты (к ним, кстати, принадлежит семья Бушей), отпочковавшиеся от англиканской церкви в 1791 г., меннониты (основатель секты голландский проповедник Менно Симонс) и баптисты. Именно от меннонитов последние заимствовали правило крещения взрослых.

Возникновение баптизма относится к началу XVII в., но лишь к концу XIX в. он распространился по всему миру. В настоящее время является самой массовой протестантской конфессией, последователей которой немало и в России.

Другими протестантскими течениями являются адвентисты, пятидесятники. Особую позицию занимают Свидетели Иеговы и мормоны, которые именуют себя христианами, но чьи воззрения совершенно не совпадают с основами христианской веры.

В XIX–XX вв. представители ряда направлений протестантизма характерно стремились к рационалистическому толкованию Библии, проповедовали «религию без Бога» (т. е. только как нравственное учение).

Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. На сегодняшний день протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.

Общее число приверженцев протестантизма - около 325 млн человек.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ответить на этот вопрос нелегко. Ведь протестантизм, как и любое религиозное движение весьма многообразен. Да и возможно ли в короткой статье в деталях описать веру, оставившую столь глубокий след в истории культуры и религии? Протестантизм - это вера композиторов И.С. Баха и Г.Ф. Генделя, писателей Д. Дэфо и К.С. Льюиса, ученых И. Ньютона и Р. Бойля, религиозных лидеров М. Лютера и Ж. Кальвина, борца за права человека М.Л.Кинга и первого лауреата конкурса им. Чайковского Вана Клиберна.

Протестантизм был и остается предметом ожесточенных споров, слухов и сплетен. Кто-то клеймит протестантов, называя их еретиками. Кто-то превозносит их принципы трудовой этики, заявляя, что именно благодаря протестантизму западные страны достигли экономического процветания. Кто-то считает протестантизм ущербной и чересчур упрощенной версией христианства, а кто-то уверен, что за скромной внешностью кроется подлинно евангельская простота.

Вряд ли мы положим конец этим спорам. Но все же, давайте попытаемся понять, кто такие протестанты.

Ну и в первую очередь нас, конечно, будет интересовать:

Кто такие протестанты с точки зрения истории?

Строго говоря, сам термин «протестанты» был применен к пяти немецким князьям, которые выразили протест против санкций принятых католической церковью в отношении Мартина Лютера - доктора богословия, монаха, который, изучая Библию, пришел к выводу, что Церковь отступила от учения Христа и Апостолов. Мартин Лютер призвал христиан вернуться к Библии (которую в 16 веке уже мало кто читал) и верить так, как верила древняя христианская Церковь.

Позже название «протестанты» закрепилось за всеми последователями немецкого реформатора. А также за всеми христианами, которые так или иначе провозглашали свою верность Писанию и евангельской простоте, образ которой они видели в первоапостольской церкви.

К «первой волне» протестантизма, возникшей в 16 веке принято относить лютеран, кальвинистов (реформатские церкви), арминиан, меннонитов, цвинглиан, пресвитериан, англикан и анабаптистов.

В 17-18 веках в движении протестантов «второй волны» появились такие течения, как баптисты, методисты, пиетисты.

К «третьей волне» протестантизма, возникшей в 19-20 веках принято относить евангельских христиан (евангелистов), Армию спасения, пятидесятников и харизматов.

Однако задолго до 16 века в христианской Церкви появлялись религиозные лидеры и целые движения, ставившие своей целью возвращение «к истокам». К таким проявлениям можно отнести и движение вальденсов в Европе и движение боголюбцев в России. Пламенными проповедниками идей, которые позже назовут протестантскими, были учителя ранней церкви Тертуллиан и Августин блаженный, проповедники Джон Виклиф и Ян Гус (сожженный на костре за свои убеждения), и многие другие.

Поэтому даже с точки зрения истории протестантизмом можно назвать любое христианское движение к первоисточнику - Библии, вере Апостолов, которой научил их Сам Господь Иисус Христос.

Однако в связи с этим возникает другой вопрос:

Кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Тут можно сказать многое. И начать надо с того, что протестанты считают основой своей веры. Это, прежде всего, Библия - Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам. Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры: Апостольский, Халкидонский, Никео-Цареградский, Афанасьевский. Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов.

Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма.

1. Sola Scriptura - «Только Писанием»

«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»

2. Sola fide - «Только верой»

Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia - «Только благодатью»

Это доктрина о том, что спасение - это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». (Еф.2:8,9)

4. Solus Christus - «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос - это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.

Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». (1Тим.2:5)

Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria - «Слава только Богу»

Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.

Интернет-проект «Википедия» весьма точно определяет особенности богословия, которое традиционно разделяют протестанты.

«Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно - от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой - Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа»

И хотя протестантское богословие этим не исчерпывается, тем не менее, по этим признакам принято выделять протестантов из среды других христиан.

Однако богословие богословием, но многих интересует весьма немаловажный вопрос:

Кто такие протестанты с точки зрения общественного мнения?

Общественное мнение в России не слишком жалует протестантов. Считается, что это западническое движение, чуждое русской культуре и духу русской религиозности. Многие фанатично настроенные авторы заявляют, что протестантизм - это ересь, не имеющая права на существование.

Однако есть и другие мнения. Светские религоведы дают протестантизму весьма спокойные и не кричащие оценки: «Протестантизм - одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных Церквей и вероисповеданий, связанных своим происхождением с Реформацией… Разделяя общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство для верующих, исключительный авторитет Библии как единственного источника вероучения»

Энциклопедия «Кругосвет» дает протестантам такое определение: «Протестантизм, религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции».

Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней» называет протестантизм одним из главных направлений в христианстве.

Люди, которым не чужда русская культура и русская христианская духовность даже склонны отзываться о протестантизме весьма лестным образом.

Так А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву писал, что единство христианской церкви находится во Христе и именно так верят протестанты! Пусть косвенно, но Пушкин признавал протестантизм подлинно христианской Церковью

Ф.И. Тютчев высоко ценил протестантизм, что нашло отражение в его стихотворении «Я лютеран люблю богослуженье», где поэт восхищается верой, которая ведет людей дорогой к Богу и побуждает к молитве:

Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой, -
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.

Не видите ль? Собравшися в дорогу,
В последний раз вам Вера предстоит:
Ещё она не перешла порогу,
Но дом ее уж пуст и гол стоит, -

Ещё она не перешла порогу,
Ещё за ней не затворилась дверь...
Но час настал, пробил... Молитесь Богу,
В последний раз вы молитесь теперь.

А.И. Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича» носителем подлинной русской религиозной духовности выводит Алешку-баптиста. «Каб все на свете такие были, и Шухов бы был такой». А о православных главный герой Шухов говорит, что те «какой рукой креститься, забыли».

А наш современник, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор наук, востоковед И.В. Подберезский пишет: «Протестантская Россия - что за чушь?» - иронически вопрошали в конце прошлого - начале нынешнего века, в разгар гонений на протестантов. И тогда же был дан ответ, суть которого можно повторить и сейчас: Протестантская Россия - это Россия богобоязненная, работящая, непьющая, нелгущая и некрадущая. А это вовсе не чушь. И право же, с ней стоит познакомиться поближе».

И хотя общественное мнение - не критерий истины, равно как и мнение большинства (было же в истории человечества время, когда большинство считало Землю плоской, но от этого истина о шарообразности нашей планеты не изменялась), тем не менее, немало россиян находят протестантизм положительным явлением в русской духовной жизни.

И, хотя мнение людей очень интересно и важно, наверняка многим хочется узнать:

А кто такие протестанты с точки зрения Бога?

Ответить на этот вопрос, конечно же, может только Бог. Но уж, коль скоро Он оставил нам Свое мнение в Библии, то мы можем дерзнуть и сказать, что Богу нравятся люди, которые протестуют! Но протестуют не в общем смысле этого слова… Протест их - это не проявление неуживчивого характера. Он направлен против греха, гордыни, сектантской брезгливости, невежества, религиозного мракобесия. Первых христиан называли «всесветными возмутителями», за то, что они дерзали исследовать Писание и доказывать свою веру на основании Писания. А возмутители - это бунтари, протестанты. Апостол Павел считал, что Крест Христов - это скандал для неверующего мира. Неверующий мир поставлен в неловкое положение, Бог, сама мысль о существовании Которого делает неуютной жизнь миллионов грешников, вдруг показал свою любовь к этому миру. Он стал Человеком и умер за их грехи на кресте, а потом воскрес и победил грех и смерть. Бог вдруг наглядно показал Свою любовь к ним. Любовь, как первый весенний ливень готовую обрушиться на головы обывателей, смывая грехи, увлекая за собой мусор и осколки разбитой и никчемной жизни. Разразился грандиозный скандал. И протестанты любят рассказывать об этом скандале.

Да, протестанты, - это люди, которые против. Против вялотекущей религиозной жизни, против злых дел, против греха, против жизни вразрез с Писанием! Протестанты не мыслят жизни без верности Христу, без пламенеющего в молитве сердца! Они протестуют против пустой жизни без смысла и Бога!

Может быть, настало время нам всем присоединиться к этому протесту?


Портал:Христианство · ‎

Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно - от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой - Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа.

Организация

Каждый христианин, будучи избранным и крещённым, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (Церкви и духовенства). В протестантизме таким образом снимается догматическое различие между священником и мирянином, упрощается церковная иерархия. Исповедь и отпущение грехов не являются таинством, при этом очень важным является покаяние непосредственно перед Богом. Безбрачие, равно как и обязательный брак для священников и пасторов никак не регламентируются. Также протестантизм отверг авторитет Папы Римского и отказался от идеи монашества как особого спасительного поприща. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчётность и т. д.).
На практике, священники и пасторы, как правило, проходят специальную подготовку и являются профессионалами. Иерархия, в том или ином виде (формально или неформально) существует хотя бы для поддержания порядка. Могут существовать и монастыри в виде коммун .

Обряды

Протестантизм ограничил число Таинств , оставив только Крещение и Причастие . Кроме того, протестанты не видят особого смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным - как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам, как правило, не практикуется, как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений Вселенских Соборов).
Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках. Некоторые церкви, например, Лютеранская много внимания уделяют причастию, для допуска к которому может требоваться конфирмация .

История

Реформация

Реформация

Основная статья : История протестантизма

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство , цвинглианство , кальвинизм , анабаптизм , меннонитство , англиканство . В дальнейшем возникает ряд иных течений - баптисты , адвентисты , методисты , квакеры , пятидесятники , Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью .

Богословие

Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер , Ж. Кальвин , Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII-XIX вв. (Ф. Шлейермахер , Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:

  • Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия)
  • Книга Согласия 1580 года (Германия)
  • Каноны Дортского Синода 1618-1619 гг (Дордрехт, Нидерланды)
  • Вестминстерское исповедание веры 1643-1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).

Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным - вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.

Позднейшие течения часто вырабатывают собственное учение, лишь отчасти соотносящееся с классическим богословским наследием. Так, например, Адвентисты принимают пророчества Елены Уйат . Пятидесятники , в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии), считая это признаком «Крещения Святым Духом».

Распространение протестантизма

В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считается США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, пятидесятников, адвентистов и некоторых других протестантских церквей и деноминаций. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета церквей .

Протестантизм - одна из немногих религий, бурно распространяющихся по миру в наши дни. К настоящему времени 15-20 % населения Бразилии , 15-20 % населения Чили , около 20 % населения Южной Кореи приняли протестантизм . По информации члена Евразийского исламского совета Казахстана Сабри Хизметли, в протестантизм за последние 15 лет перешли свыше 500 тыс. мусульман Средней Азии .

Взаимоотношения с другими конфессиями, внутрицерковные дискуссии и атеистический взгляд

Со стороны православных и католиков

Споры о протестантизме другими христианами велись с самого начала его существования.

Основные моменты разногласий или критики протестантизма со стороны православных и католиков. Аргументы сторонников протестантизма выделены курсивом .

Вероучение

Наиболее фундаментальным недостатком протестантской доктрины православные и католики считают отрицание той роли Священного Предания , которое оно имеет в православии и католицизме. По их мнению, благодаря Священному Преданию Святыми Отцами и был отобран (из множества сомнительных апокрифических книг) список (канон) богодухновенных книг Нового Завета . Иными словами, протестанты используют набор канонов, но отрицают предания по которым они были приняты. Сами же протестанты отрицают роль Священного Предания в формировании канона, считая что он был сформирован под руководством Духа Святого .

Учение протестантизма о том, что для спасения достаточно только веры и благодати Божьей католиками и православными отвергается.

Организация

По мнению многих православных и католиков, протестантизм не имеет непрерывного апостольского преемства . Отсутствие апостольского преемства не признается самими протестантами, например, апостольское преемство есть у Англиканской церкви и у лютеранских церквей всех скандинавских государств , так как церкви в этих странах образовались путем полного отделения местных епархий (вместе с епископами , священниками и паствой) от РКЦ . По мнению же многих протестантов, апостольское преемство само по себе является необязательным или же обязательным, но не единственным условием Церкви Божией , - известны случаи, когда и православные епископы становились раскольниками и создавали собственные церкви (пример - Украинская православная церковь Киевского патриархата).

Протестанты не признают деяний Вселенских соборов . Де-факто все протестанты признают решения первых двух первых Вселенских соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского (Мормонов и Свидетелей Иеговы , не признающих их, протестанты не считают христианами).

Большинство протестантов отрицают монашество , иконы и почитание святых . Монастыри есть у лютеран и англикан, так же не отрицаются этими конфессиями святые и иконы, однако нет иконопочитания в том виде, какое свойственно католичеству и православию. Отрицают монашество и иконы протестанты реформатского толка.

Образ жизни, вопросы этики и морали

По мнению критиков отсутствие обрядов и ритуалов обнаруживает протестантскую религию неполноценной , ., ущербной и нестабильной , приводит протестантизм к бесконечному дроблению на множество деноминаций, а дух рационализма к законченному атеизму (развившемуся именно в преимущественно протестантских странах . Протестантский рациональный коллективизм пренебрегает послушанием Богу и выражается в греховном и постыдном человекоугодничестве, например: протестанты Западной Европы венчают гомосексуалистов, разрешают аборты, наркотики, эвтаназию (самоубийство) и др.

Данные явления в настоящее время все более и более становятся нормой в развитых странах Запада и все более сильное разлагающее влияние оказывают на церковную жизнь в тех странах (есть даже соответствующий термин для данных проявлений - «обмирщение Церкви»). Таких «протестантских» церквей в западном обществе становится с каждым годом все больше и больше. Однако это уже маргинальный протестантизм, не имеющий ничего общего ни с классическим протестантизмом, ни с христианством в целом. «По плодам их узнаете их». В настоящее время, даже некоторые классические протестантские церкви маргинализируются, например, Лютеранская Церковь Швеции (имеющая, как было сказано выше, апостольское преемство) одобряет однополые браки . Протестантские церкви государств СНГ и Прибалтики в данных вопросах гораздо более консервативнее, современные западные веяния их коснулись в меньшей степени .

Атеистический взгляд

Так же часто протестантские церкви критикуются атеистами и представителями традиционных конфессий за навязчивую саморекламу и прозелитизм . Хотя прозелитизм и осуждён Всемирным советом церквей, на практике миссионеры некоторых протестантских церквей ведут активную пропаганду своих вероучений среди представителей традиционных конфессий. Например, уже упомянутый пастор церкви «Новое Поколение» А. С. Ледяев, формально толерантно относясь к руководству РПЦ , в своих проповедях и выступлениях регулярно жёстко критикует православие, нередко опускаясь до банальных нападок на православную Церковь ; так же неоднократно он именовал себя апостолом и призывал построить общество, где каждая сфера жизни руководилась бы людьми определённой конфессии ; на голосовании в лучших деятелей Латвии прозывал голосовать за себя жителей других стран . Естественно, что такое поведение известного протестантского пастора неизбежно становится объектом контркритики . Представитель другого течения протестантизма - баптист Том Карл Уиллер в своей книге «Псевдохристианство» указывает, что «вероучения таких крупных экуменических групп, как либерального протестантизма во Всемирном Совете церквей, Римско-католической и Восточной православной (русской и греческой) церквей противоречат основным фундаментальным доктринам Священного Писания», тем самым фактически приравнивая названные христианские церкви (в том числе и протестантские, входящее в ВСЦ) к псевдохристианским религиозным организациям .

Объектом критики часто становятся и массовые «евангелизации» или крусейды , проводимые некоторыми известными протестантскими служителями, в частности американским проповедником Бенни Хинном .

Последовательными критиками прозелитских методов протестантов и протестантизма в целом являются А. И. Осипов (русский богослов) и А. Л. Дворкин (антикультист, сектовед , активист).

Со стороны правозащитных организаций

Критике со стороны правозащитных обществ в настоящее время подвергаются главным образом консервативные протестантские церкви (в том числе церковь «Новое Поколение»), запрещающие