Молитва за обидящих нас. Молитва о ненавидящих и обидящих нас. Об обижающих нас и о врагах наших, о неотступной Божией помощи

Молитва за обидящих нас. Молитва о ненавидящих и обидящих нас. Об обижающих нас и о врагах наших, о неотступной Божией помощи
Молитва за обидящих нас. Молитва о ненавидящих и обидящих нас. Об обижающих нас и о врагах наших, о неотступной Божией помощи

Религиозное чтение: молитва за обижающих нас православие в помощь нашим читателям.

Молитва о ненавидящих нас и обидящих как пример христианской любви и прощения

Все люди на Земле умеют молиться. Даже те, кто в настоящий момент отрицает существование Бога. Молитв очень много. Они произносятся ежедневно на сотнях разных языков, но суть их одна – это обращение человека к высшим силам.

Мы же рассмотрим в этой краткой статье только одно из молитвенных прошений – это молитва о ненавидящих нас и обидящих.

Почему эта молитва так важна в христианстве?

Если мы обратимся к истории человечества, то сможем увидеть, что далеко не все религии мира призывают молиться за обижающих нас людей.

Этого нет даже в иудаизме, который построен на предшествующем христианству вероучении. Нужно любить друзей, но опасаться своих врагов – говорит нам Тора. Даже Конфуций свидетельствует о том, что на зло нельзя отвечать злом, только справедливостью.

Почему же Христос призывает любить своих врагов?

По сути дела, в этом содержится ключ к пониманию христианского вероучения, пронизанного мотивами любви и прощения. Умение прощать своих врагов и не помнить обиды, более того, даже желать добра тем, кто вас обижает, является залогом преображения человеческой души, очищения ее.

Поэтому в христианстве существует вера в то, что если человек умеет прощать своих врагов и молиться за них, то и Господь простит его за прегрешения и даст возможность оказаться в Царствии Небесном.

Молитва о ненавидящих нас и обидящих: какой она должна быть?

Существует текст такой молитвы, который можно встретить в любом православном молитвослове. Эта молитва читается в самом конце утреннего и вечернего молитвенного правил.

Однако это не значит, что за наших врагов нельзя молиться своими словами. Более того, нужно молиться не только своими словами, но именно тогда, когда мы чувствуем, как в нашем сердце накипает обида и раздражение.

Очень важно в эти минуты не дать гневу излиться горькими и страшными проклятиями или – что еще хуже – явной агрессией, а просто молча в душе помолиться за того человека, который говорит вам злые слова или поступает с вами глубоко непорядочно.

Неисповедимы пути Господни, возможно, именно в этот момент, просто помолившись за обижающего вас человека, вы спасете себя и от дурного поступка, и от внутреннего кризиса.

Почему же всегда стоит молиться?

Молиться стоит всегда и везде. Вообще, молитва утешает человека и дает ему необыкновенные внутренние силы. Сказав простые слова: «Прости, Господи, обидчиков наших, пошли им радости, здоровья, сил душевных и телесных», – вы как бы преодолеваете свою духовную немощь и становитесь более сильным духовно человеком.

Ведь копить обиды на людей – дело пустое. Как говорится, обиженные – люди несчастные, вынужденные всю жизнь тащить за собой груз собственных проблем и обид. А те, кто умеют прощать, наооборт, могут идти по жизни легко и свободно. Они не держат зла на людей, тяжелая жизненная ситуация для них, сопровождаемая разочарованиями и несчастиями, тем не менее преодолима, потому что они, видя собственные недостатки, стараются простить своих ближних.

Всегда радуйтесь и всегда молитесь – завещали нам великие святые русской земли. А умение прощать своих врагов и молиться за них является одним из важнейших качеств каждого христианина. Поэтому молитва о ненавидящих нас и обидящих должна стать той молитвой, которую мы каждый день повторяем в собственном сердце.

Значение данной молитвы с точки зрения психологической науки

Сегодня наука психология, объектом изучения которой является психика человека, во многом дополняет те выводы, которые предлагает нам теология. С точки зрения психологии, христианская добродетель прощения, любви к своим врагам позволяет личности гармонично развиваться, достигая состояния, которое психологи называют самоактуализацией.

Только происходит это не с помощью потенции самой личности, а с помощью поддержки божественных сил.

Человек как бы выходит за рамки своего «Я», раздвигая горизонты индивидуального существования, получая удовлетворение от некого «всебытия», к которому каждый из нас стремится.

Причем не важно, как читать молитву: вслух, про себя или обращаться к ней мысленно в трудных жизненных ситуациях. Главное, просто читать ее и думать о том, что Христос заповедовал своим ученикам прощать обиды и молиться за тех, кто причиняет нам зло.

Блаженство тех, кто идет по пути христианства

На самом деле настоящие христиане – очень счастливые люди, они умеют радоваться жизни, надеются на встречу с Богом за гробом, умеют любить и прощать. Они знают, что неисповедимы пути Господни, и даже враг в какой-то момент сможет стать настоящим другом, покаяться и примириться с нами.

Христиане умеют верить в чудеса, потому что сама молитва – это самое настоящее чудо, которое дает нам силы жить.

Так будем же настоящими христианами, будем верить, молиться и любить, а еще знать о том, что в молитвослове есть замечательные слова прощения, которые называются “Молитва о ненавидящих нас и обидящих”.

Будем молиться и верить в милосердие Божье и его святой промысел о нас!

Обсуждения

Молитвы за обижающих нас, за врагов

50 сообщений

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. (Лк. 6, 32-37)

Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. (Рим. 12, 17-21)

Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе,/ и нас Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав,/ творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори,/ молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Пламенем любве распали к Тебе сердца наша, Христе Боже,/ да тою разжигаеми, сердцем, мыслию же и душею,/ и всею крепостию нашею возлюбим Тя, и искренняго своего яко себе,/ и повеления Твоя храняще славим Тя, всех благ Дателя.

Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды средостение и мир подавшаго роду человеческому, даруй и ныне мир рабом Твоим, вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди: угаси всяку распрю, отъими вся разгласия соблазны. Яко Ты еси мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О распенших Тя моливыйся, Любодушне Господи,/ и рабом Твоим о вразех молитися повелевый,/ ненавидящих и обидящих нас прости,/ и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству,/ смиренно мольбу Тебе приносим; да в согласном единомыслии славим Тя, Единаго Человеколюбца.

Якоже первомученик Твой Стефан о убивающих его моляше Тя, Господи,/ и мы припадающе молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости,/ во еже ни единому от них нас ради погибнути,/ но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый.

Господи, обрати к Тебе сердца врагов наших, и если уже невозможно ожесточенным обратиться, то положи преграду зла их и защити от них избранных Твоих.

Умягчи наша злая сердца, Богородице, / и напасти ненавидящих нас угаси, / и всякую тесноту души нашея разреши; / на Твой бо святый образ взирающи, / Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся / и раны Твоя лобызаем, / стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. / Не даждь нам, Мати благосердная, / в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, / Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.

Благодатию Твоею, Владычице, / умягчи сердца злодеев, / низпосли благодетелей, / соблюдающи их от всякого зла, / благомолящимся Ти усердно / пред честными иконами Твоими.

О многоскорбная Мати Божия, умягчение злых сердец и Превысшая всех дщерей земли по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных! Услыши многоболезненныя воздыхания наша и умягчи сердца злых человек, возстающих на нас, и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы. Но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси нас молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевати трисвятую песнь в Троице Единому Богу Всемогущему всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Прости, спаси и сохрани раба Твоего (имя), приими сию молитву мою, яко вопль любви, заповеданной Тобою!

Господи, все мы – создание Твое; пожалей рабов твоих и обрати их на покаяние.

– У меня много врагов, которые безо всякой причины ненавидят меня и клевещут на меня Государю. Я могу через их клевету потерять место, а если уйду, то Государь может подумать, что враги мои правы, и имя мое будет запятнано. Как мне поступить?

– Да-да. Вот Владимир-то особенно на меня ополчается.

– Ну так подавайте за него каждый день.

Молитва от врага:

Молитва об искоренении злобы среди враждующих:

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Человеческая несправедливость и подлость, к сожалению, – неизменная часть земного бытия. И как бы кто не старался, искоренить их в полной мере невозможно. Они разжигают в праведном человеке боль и уныние, побороть которые он порою не в силах. И тогда приходит время слова Божьего – молитва о ненавидящих и обидящих нас. В ней кроется не просто обращение к Богу, она даёт знания, необходимые для прощения и покаяния.

Молитва о ненавидящих и обидящих нас «Прости, Господи Человеколюбче»

Эта молитва имеет силу лишь в том случае, если человек, обратившийся к Господу, преисполнен твёрдым намерением простить своих врагов и обидчиков. Путь к ней – долог и тернист, ибо нужно сначала побороть самого себя и ответить себе самому на следующие вопросы:

  • Как переносить обиды?
  • Как относиться к обидевшим и ненавидящим?
  • Как побороть гневные мысли?
  • Почему так трудно просить прощения, как правильно это делать?
  • Как вести себя с теми, кто не хочет примирения?
  • Можно ли мстить за обиду?

Обида – сложное понятие, и каждый человек вкладывает в него свое значение, но, безусловно, существуют и такие, простить и понять которые достаточно трудно. Тогда, обратившись к Богу и познав его речи, нужно приложить максимум усилий для того, чтобы:

  • понять и простить обидевшего;
  • ответить ему добрым словом и делом;
  • молится за него;
  • не мстить.

И самое главное – постараться обернуть обидчика в веру, дабы он всё понял, осознал и покаялся. Следует помнить, что только Всевышний в силах воздать по заслугам, ибо обращение во зло делает обиженного таким же ненавистным врагом.

Господь сам познал, что такое зло, обида и ненависть, и он же открыл всему миру великий дар всепрощения и покаяния, которые ведут каждого к вечной вере и праведной жизни.

Умение прощать – достаточно редкое качество, но такое необходимое для каждого человека. Поступать так могут только по-настоящему сильные люди, те, которые сумели обрести душевную гармонию и стараются, не нарушая её, подарить добро ближним. Прощение даёт уверенность в своих силах, насыщает разум и душу Божьей благодатью и верою, делает человека добрее, лучше, искреннее. Это сложная дорога к познанию самого себя и окружающего мира, к поиску смысла и гармонии. И, встав на неё, не нужно оборачиваться, ведь рядом всегда Господь, а впереди ждёт величайшее чудо – вечная жизнь.

Православная молитва о ненавидящих и обидящих нас – это слово, которое умиротворяет душу и дарует покой. Понять её – значит познать смысл истинного предназначения человека на земле, ведь добро всегда праведно, а это – путь, которому нет конца.

Молитва о ненавидящих и обидящих нас, текст:

Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне! Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды! Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго! Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.

Пусть хранит Вас Господь!

Из этого видео Вы узнаете как молится о тех, кто нас оскорбил:

МОЛИТВЫ ОБ ОБИЖАЮЩИХ НАС

Несколько молитв об обижающих нас, так трудно нам за них молиться. , но необходимо, идут последние денечки Петрова поста.

МОЛИТВЫ ОБ ОБИЖАЮЩИХ НАС

МОЛИТВЫ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО

Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Кто тебе или словом, или делом обидит, ты на того не гневайся, но прости ему от сердца и, отошедше, помолися о нем, глаголя:

Господи, остави ему (или ей).

Душа не может иметь мира, если не будет молиться за врагов.

Душа, наученная молиться от благодати Божией, любит и жалеет всякую тварь, и особенно человека, за которого страдал Господь на кресте и болел душою за всех нас.

Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов: потеряли смирение и любовь к Богу.

Молю вас, испытайте. Кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: "Господи, все мы – создание Твое; пожалей рабов Твоих, и обрати их на покаяние", – и тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать. Сначала принудь сердце свое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем, и сам опыт покажет тебе. А кто помышляет злое о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога.

Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир; а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая, но не говорю еще – совершенная, но достаточная ко спасению. А если ты поносишь врагов своих, то это значит, что злой дух живет в тебе и приносит в сердце твое злые помыслы, ибо, как сказал Господь, от сердца исходят помышления злые или добрые.

Добрый человек думает: всякий, заблудившийся от истины, погибает, и потому его жалко. А кто не научен Духом Святым любви, тот, конечно, не будет молиться за врагов. Наученный любви от Духа Святаго – всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает о народе, и благодать Божия дает ему силы любить врагов.

Если ты не имеешь любви, то хотя бы не поноси и не кляни их; и это уже лучше будет; а если кто клянет и ругает, в том ясно живет злой дух, и если не покается, то по смерти пойдет туда, где пребывают злые духи. Да избавит Господь всякую душу от такой беды.

Поймите. Это так просто. Жалко тех людей, которые не знают Бога или идут против Бога; сердце болит за них, и слезы льются из очей. Нам ясно видно и рай, и муку: мы познали это Духом Святым. Вот и Господь сказал: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Так отсюда еще начинается вечная жизнь; и мука вечная отсюда начинается.

(СОСТАВЛЕНА СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕЙ ОЛЬГОЙ)

О премилостивый Господи Боже мой Иисус Христос, прилпе душе моя по Тебе, и мене прият десница Твоя: приклони ухо Твое ко мне и услыши молитву мою. И дай ми путь обрести, имже ми получу угодити Тебе: бо жажду источника спасения.

Помощник ми буди и не остави мене. Боже Спасителю мой, яко Отец мой и мати моя остависта мя, и супруга лишена бых; от него же единаго сына прижих, и той непокорен и неверен, такоже и людие неверни.

Ты же, Господи, едину мя на упование призвал еси.

Аз же, Господи, на милость Твою уповах и на пучину щедрот Твоих надежу душа моя возлагаю и, к Тебе прибегая, молюся: научи мя творит волю Твою и спаси мя от рода сего строптиваго, множества неверных людей.

Аще они заблудили суть от Твоея благодати, но Ты, Владыко, человеколюбия Своего ради, не презри их, но посети и в разум призови, и своему познанию приведи.

Якоже и от мене древле учюженую присвоил еси достоянию Твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая неверием, исцели благоверием и, к Себе обратив, привлецы, да и ти, некогда просвещении Тобою бывше, прославят имя Твое Пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа в род, и в роды, и вовеки.

Молитва о ненавидящих и обидящих нас

В течение жизни человек сталкивается с разными людьми, которые вызывают огромный спектр чувств. Нас могут любить, ценить, ненавидеть, оберегать, обижать и т.д. Не только психологи, но и верующие люди считают, что копить на душе негатив нельзя, поскольку он ведет только в бездну. Есть специальная молитва за обидящих и ненавидящих нас, читая которую человек может очистить себя от негатива и достичь совершенства. Священнослужители говорят о том, что когда человек созрел молиться за своих недругов, это свидетельствует о его готовности вступить в Божье Царство.

Совершать молитвенные обращения можно как в домашних условиях, так и в церкви. Особого значения место не имеет. Если вы хотите пойти на исповедь, то перед ней, необходимо помолиться о врагах, чтобы очистить себе от негатива.

Зачем читать молитву о ненавидящих и обидящих нас?

Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаем обратиться к религиозным истокам. Во время того, как Иисуса распинали на кресте, он обращался к Богу и просил его простить солдат, занимающихся казнью, и людей, которые наблюдали за происходящим и ничего не делали. Христианская религия всегда считалась «всепрощающей», поскольку еще в Ветхом Завете чувство мести включено в перечень страшных грехов. Есть даже такая заповедь, которая очень четко описывает принцип прощения: «если тебя ударили по одной щеке, то подставь другую». Смыл этого выражения намного глубже чем, кажется, поскольку оно помогает человеку отличать случайность от злого умысла. Верующие люди считают, что молитва о ненавидящих врагах помогает очистить собственную душу и приблизиться к Богу.

Практически в каждой религии есть определенные табу, в перечень которых входит и желание мести. В христианстве считается, что человек, который часто обижается, ненавидит окружающих и хочет отомстить, попросту очерняет свою душу. Читать молитвы необходимо регулярно, причем делать это исключительно от чистого сердца и с благими намерениями. Перед Богом нужно открыться только так, можно будет получить благословение и поддержку со стороны Высших сил.

Молитва, чтобы простить ненавидящих и обидящих нас Игнатия Брянчанинова

Эта молитва в большей степени является благодарственной, ведь святитель просит послать Бога на врагов различные блага. Это он объясняет тем, что именно недруги позволяют человеку стать ближе к Богу, уча смирению и осознанию существующих грехов.

Текст молитвы о ненавидящих и обидящих нас:

«Благодарю Тебя, Господь и Бог мой, за все совершившееся надо мною! Благодарю Тебя за все скорби и искушения, которые посылал Ты мне для очищения оскверненных грехами, для исцеления изъязвленных грехами, моих души и тела! Помилуй и спаси те орудия, которые Ты употреблял для моего врачевания: тех людей, которые наносили мне оскорбления. Благослови их в этом и будущем веке! Вмени им в добродетели то, что они делали для меня! Назначь им из вечных Твоих сокровищ обильныя награды. Что же я приносил Тебе? Какие благоугодныя жертвы? Я приносил одни грехи, одни нарушения Твоих Божественных заповеданий. Прости меня, Господи, прости виновнаго пред Тобою и пред человеками! Прости безответнаго! Даруй мне увериться и искренно сознаться, что я грешник! Даруй мне отвергнуть лукавыя оправдания! Даруй мне покаяние! Даруй мне сокрушение сердца! Даруй мне кротость и смирение! Даруй любовь к ближним, любовь непорочную, одинаковую ко всем, и утешающим и оскорбляющим меня! Даруй мне терпение во всех скорбях моих! Умертви меня для мира! Отыми от меня мою греховную волю, и насади в сердце мое Твою святую волю, да творю ее единую и делами, и словами и помышлениями, и чувствованиями моими».

Есть и другие молитвы о ненавидящих и обидящих нас.

Тропарь, глас 4-й:

«Господь любви, о распявших Тебя молившийся, и ученикам Твоим о врагах молиться заповедавший! Ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякого зла и коварства к братолюбивой и добродетельной жизни обрати, смиренно мольбу Тебе приносим: да в согласном единомыслии прославим Тебя, единого Человеколюбца».

«Как первомученик Твой Стефан об убивавших его молил Тебя, Господи, и мы, припадая к Тебе, молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, чтобы ни один из них из-за нас не погиб, но все спаслись благодатию Твоею, Боже всещедрый».

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

лучших материалов WomanAdvice

Подписывайся, чтобы получать лучшие статьи в Facebook

Епископ и богослов, «военная косточка» и «старец» Игнатий Брянчанинов, живший в первой половине XIX века, является одним из самых традиционных представителей Православной Церкви. Он не рвался делать карьеру, мучительно и страстно размышляя в своём монастыре на Ставрополье (называвшимся «Черноморским и Кавказским»): как именно сделать Русскую Церковь, как социальный институт?

Вконтакте

Одноклассники

Бывший военный, «старец» Оптиной и Семигородней пустыней, автор интереснейшей переписки с военными дипломатами (в одной из которых назвал англичан во время Крымской войны «врагами рода людского»), святитель Игнатий хорошо понимал важность жесткости монашеской дисциплины. Но именно в его богословских трудах наиболее полно раскрывается тема: почему православный должен за ненавидящего его, за желающего ему зла? За тех же англичан или душегубов ?

«Революционная» евангельская молитва

Неслучайно Брянчанинов обратился именно к этой молитве. Епископ хорошо понимал, что в «светские» времена начала и середины «просвещенного» XIX-ого столетия появилось слишком много вольнодумцев (особенно среди поэтов, писателей, театралов и даже людей, занимающие важные посты , которых вдохновляли идеи первой революции во Франции и последовавшей за ней «буржуазной» 1832-ого года). Именно поэтому важно было напомнить пастве, в чём основное различие между ветхозаветной верой и евангельским пониманием христианства.

А ведь это различие просто. Оно вызвано заменой библейского «око за око» христианским заветом: «благословляйте проклинающих и ненавидящих вас, молитесь за обижающих вас» (Мф., 5─44). Согласно этой евангельской заповеди вели себя на казни многие христианские мученики (апостол Петр или ─ воинский командир! ─ св. Себастьян, молившийся за убивающих его, многие другие), эта молитва не давала «опуститься» человеку до уровня его гонителей, помогала решить задачу, сформулированную позже именно святителем Игнатием: «ненавидя слуг дьявола, ты подменяешь его в жестокости!».

Но специальная молитва, написанная лично Брянчаниновым («Молитва преследуемого человеками) полна кротости и смирения. Полный текст, ─ как и моление Ефрема Сирина на ту же тематику, разные тропари о смягчении злобы в душе, можно найти на ресурсе.

Но нужно отметить , что в знаменитой «Молитве преследуемого» святитель просит от Господа не о себе, а лишь о:

  • Простить людей («орудия»), которых «употреблял ты для врачевания души моей».
  • О собственном терпении к мирской жизни.
  • Признать его грешником, так как ему неимоверно сложно молиться за гонящих его.

Эти строки, в которых святитель молится во имя прощения собственных , необычайно важны для понимания чистоты молитвы за «ненавидящих и гонящих»: ибо сначала надо очиститься самому. Русской церковью И. Брянчанинов был канонизирован через 120 лет после смерти, в 88-ом году прошлого века.

Почему так важно заставить себя молиться за тех, кто нас ненавидит?

Настоящие христианство всегда призывает самодисциплине и смирению. А что может быть сложнее для человека, обитающего в мирском мире, чем заставить себя не только простить, но и вымолить у Бога прощения для того, кто его ненавидит?

Одно из главных достоинств такой практики ─ то, что верующий вырабатывает в себе терпение и смирение (ведь, если его ненавидят, а не просто подвергают гонению по религиозному принципу, значит, возможно, есть за что, где-то он нагрешил). А терпение вместе с прощением , покаянием в сердце и смирением, ─ помогают создать гармоничную обстановку в душе.

Интересно, что с позднего Средневековья всё больше богословов склоняются к такой трактовке, что можно молиться за ненавидящих тебя лично, но за врагов Господа, помолясь и за их души, стоит приниматься с жесткость. Впрочем, подобная трактовка не слишком поддерживается современным Православием.

Впрочем, это было неимоверно трудно во все две тысячи лет существования христианства. Известны древние молитвы Ефрема Сирина, старинная и обязательная для любящих и верующих матерей « о сыне», в которой мать просит Господа, чтоб сын не огрубел сердцем, сохранил возможность прощать «погибающий мир».

Да и с «материальной», научной точки зрения, зло и ненависть являются «энергиями» отрицательными. Современные психологи склонны считать, что человек, допустивший в свой внутренний мир подобные чувства, никогда не будет счастлив сам , но лишь принесёт горе и беду другим людям.

Общечеловеческая мораль проста : к врагу следует испытать если не жалость, то те же чувства, которые испытал бы молящийся к себе самому, случись ему погрязнуть в ненависти или грехе: помолиться за врага, попытаться наставить его на дорогу к Церкви.

Как молиться за обидчика

Из богословских трудов следует, что молиться за обидчика нужно самому предварительно очистившись сердцем, покаявшись. Ведь все мы грешны, и если ты не сможешь простить обидчика, кто потом сможет простить тебя?

Очень хорошо поется на эту тему в тропаре «О ненавидящих и обидящих нас». Тропарь напоминает, что о распявыших его молился сам Христос, и никто не остался без Его прощения: «О распенших Ты моливыйся… и рабом Твоим о вразех молится повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости!»

Читать молитвы о врагах нужно не только, чтобы «свою душу не погубить» во зле, но и чтобы каким-либо чудом, Милостью Господней или заступничеством Богоматери , спасти этого своего врага от окончательной погибели. Ведь, чтобы научиться веровать, ты должен найти в себе силы прощать. Даже когда ты окружен врагами, нужно молиться о них и о себе, грешном.

Древние богословы о заповеди любить врагов и обижающих

Конечно, не только святитель Игнатий писал мудрые толкования на заповедь молиться за обижающих и ненавидящих нас. Из первых веков христианства на важность заповеди обращено наше внимание Максимом Исповедником и Иеронимом Стридонским.

Еще Иоанн Богослов сделал важное дополнение к теряющимся во глубине веков текстам молений о «ненавидящих»: «и не сделай, Господи, им ничего злого!». Также дошли до нас и первые комментарии этого автора на знаменитый евангельский стих св. Матфея «о ненавидящих» . При этом один из самых уважаемых богословов называет этот текст «верхом добродетелей»: ведь заповедь оставляет шансы на спасение даже врагу, чтобы никто не остался непрощенным!

Всё о том же, ─ о смягчении зла в сердце, ─ говорят и церковные песнопения (тропарь на четвертый глас, кондак о первомученнике св. Стефане и особенно псалом номер 50 можно прослушать на самых различных сайтах). Если вы знаете текст , просто проговорите его после молитв, которые необходимо читать за навредивших нам:

  • Иоанну Богослову.
  • Ефрему Сирину.

Не грех перечитать и «Молитву преследуемого» Брянчанинова, как более близкую к нашим временам, когда злоба в людях распространилась.

Особенно важна в православной традиции молитва «Умягчение злых сердец» перед любой из . Это очень православная, проникновенная просьба к Божией Матери о «пребежестве» (передаче просьбы верующего, заступничестве) и «предстательстве» (поручительстве, содействии в просьбе) перед Сыном Своим.

Если сам молящийся слишком грешен, то уж Такому, говоря современным языком, «Посреднику» Христос не откажет наверняка. Но, конечно, лучше сходить помолиться в Храм перед знаменитыми и чудотворными иконами Девы Марии.

Все люди на Земле умеют молиться. Даже те, кто в настоящий момент отрицает существование Бога. Молитв очень много. Они произносятся ежедневно на сотнях разных языков, но суть их одна - это обращение человека к высшим силам.

Мы же рассмотрим в этой краткой статье только одно из молитвенных прошений - это молитва о ненавидящих нас и обидящих.

Почему так важна в христианстве?

Если мы обратимся к истории человечества, то сможем увидеть, что далеко не все религии мира призывают молиться за обижающих нас людей.

Этого нет даже в иудаизме, который построен на предшествующем христианству вероучении. Нужно любить друзей, но опасаться своих врагов - говорит нам Тора. Даже Конфуций свидетельствует о том, что на зло нельзя отвечать злом, только справедливостью.

Почему же Христос призывает любить своих врагов?

По сути дела, в этом содержится ключ к пониманию христианского вероучения, пронизанного мотивами любви и прощения. Умение прощать своих врагов и не помнить обиды, более того, даже желать добра тем, кто вас обижает, является залогом преображения человеческой души, очищения ее.

Поэтому в христианстве существует вера в то, что если человек умеет прощать своих врагов и молиться за них, то и Господь простит его за прегрешения и даст возможность оказаться в Царствии Небесном.

Молитва о ненавидящих нас и обидящих: какой она должна быть?

Существует текст такой молитвы, который можно встретить в любом православном молитвослове. Эта молитва читается в самом конце утреннего и вечернего

Однако это не значит, что за наших врагов нельзя молиться своими словами. Более того, нужно молиться не только своими словами, но именно тогда, когда мы чувствуем, как в нашем сердце накипает обида и раздражение.

Очень важно в эти минуты не дать гневу излиться горькими и страшными проклятиями или - что еще хуже - явной агрессией, а просто молча в душе помолиться за того человека, который говорит вам злые слова или поступает с вами глубоко непорядочно.

Неисповедимы пути Господни, возможно, именно в этот момент, просто помолившись за обижающего вас человека, вы спасете себя и от дурного поступка, и от внутреннего кризиса.

Почему же всегда стоит молиться?

Молиться стоит всегда и везде. Вообще, молитва утешает человека и дает ему необыкновенные внутренние силы. Сказав простые слова: «Прости, Господи, обидчиков наших, пошли им радости, здоровья, сил душевных и телесных», - вы как бы преодолеваете свою духовную немощь и становитесь более сильным духовно человеком.

Ведь копить обиды на людей - дело пустое. Как говорится, обиженные - люди несчастные, вынужденные всю жизнь тащить за собой груз собственных проблем и обид. А те, кто умеют прощать, наооборт, могут идти по жизни легко и свободно. Они не держат зла на людей, тяжелая жизненная ситуация для них, сопровождаемая разочарованиями и несчастиями, тем не менее преодолима, потому что они, видя собственные недостатки, стараются простить своих ближних.

Всегда радуйтесь и всегда молитесь - завещали нам великие святые русской земли. А своих врагов и молиться за них является одним из важнейших качеств каждого христианина. Поэтому молитва о ненавидящих нас и обидящих должна стать той молитвой, которую мы каждый день повторяем в собственном сердце.

Значение данной молитвы с точки зрения психологической науки

Сегодня наука психология, объектом изучения которой является психика человека, во многом дополняет те выводы, которые предлагает нам теология. С точки зрения психологии, христианская добродетель прощения, любви к своим врагам позволяет личности гармонично развиваться, достигая состояния, которое психологи называют самоактуализацией.

Только происходит это не с помощью потенции самой личности, а с помощью поддержки божественных сил.

Человек как бы выходит за рамки своего «Я», раздвигая горизонты индивидуального существования, получая удовлетворение от некого «всебытия», к которому каждый из нас стремится.

Причем не важно, как читать молитву: вслух, про себя или обращаться к ней мысленно в трудных жизненных ситуациях. Главное, просто читать ее и думать о том, что Христос заповедовал своим ученикам прощать обиды и молиться за тех, кто причиняет нам зло.

Блаженство тех, кто идет по пути христианства

На самом деле настоящие христиане - очень счастливые люди, они умеют радоваться жизни, надеются на встречу с Богом за гробом, умеют любить и прощать. Они знают, что неисповедимы пути Господни, и даже враг в какой-то момент сможет стать настоящим другом, покаяться и примириться с нами.

Христиане умеют верить в чудеса, потому что сама молитва - это самое настоящее чудо, которое дает нам силы жить.

Так будем же настоящими христианами, будем верить, молиться и любить, а еще знать о том, что в молитвослове есть замечательные слова прощения, которые называются "Молитва о ненавидящих нас и обидящих".

Будем молиться и верить в милосердие Божье и его святой промысел о нас!

О ненавидящих и обидящих нас

Тропарь, глас 4?й

Господь любви, о распявших Тебя молившийся, и ученикам Твоим о врагах молиться заповедавший! Ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякого зла и коварства к братолюбивой и добродетельной жизни обрати, смиренно мольбу Тебе приносим: да в согласном единомыслии прославим Тебя, единого Человеколюбца.

Кондак, глас 5?й

Как первомученик Твой Стефан об убивавших его молил Тебя, Господи, и мы, припадая к Тебе, молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, чтобы ни один из них из-за нас не погиб, но все спаслись благодатью Твоей, Боже всещедрый.

Из книги Движимые вечностью автора Бивер Джон

Любить ненавидящих Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Луки 6:35 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его

Из книги Советы супругам и родителям автора

ОБ ОБИДЯЩИХ И НЕНАВИДЯЩИХ Грех осуждения Блажен, кто радости праздничной и духовной не отравляет никакой немощью человеческой. <…> общая у всех нас немощь, когда бываем веселы или недовольны, - судить и осуждать ближнего. Немощь эта многим из нас кажется

Из книги Лекарство от скорби и утешение в унынии. Молитвы и обереги автора Исаева Елена Львовна

О ненавидящих и обиящих Тропарь, глас 4О распенших Тя моливыйся, любодушне Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевавый, ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству, смиренно мольбу Тебе

Из книги Главные молитвы на всякую потребу. По учению святых угодников Божиих. Как и в каких случаях молиться автора Глаголева Ольга

Молитва о ненавидящих и обидящих нас Тропарь: О распенших Тя моливыйся, любодушне Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству, смиренно мольбу Тебе

Из книги Поучения преподобного Амвросия Оптинского супругам и родителям автора Амвросий Оптинский Преподобный

Об обидящих и ненавидящих Грех осуждения Блажен, кто радости праздничной и духовной не отравляет никакой немощью человеческой. <…> У всех нас общая немощь, когда бываем веселы или недовольны, – судить и осуждать ближнего. Немощь эта многим из нас кажется маловажной, а

Из книги 50 главных молитв для женщины автора Берестова Наталия

Молитва о ненавидящих и обидящих нас О распенших Тя моливыйся, Любодушне Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству, смиренно мольбу Тебе

Из книги Сила православной молитвы. Для чего, как и кому нужно молиться автора Измайлов Владимир Александрович

Молитвы за ненавидящих и обидящих Приступать к молитве нужно с чистым и спокойным сердцем, примирившись с те ми, кого обидели, кому причинили зло. Нельзя просить чего-то у Бога, имея злое сердце: можно ли молить Господа о прощении, если вы сами не можете простить своему

Из книги Бог в помощь. Молитвы для жизни, здоровья и счастья автора Олейникова Таисия Степановна

О ненавидящих и обидящих нас Тропарь, глас 4О распенших Тя моливыйся, любодушне Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству, смиренно мольбу Тебе

Тропарь, глас 4

Кондак, глас 5

Тропарь, глас 4

Кондак, глас 5
Якоже первомученик Твой Стефан о убивающих его моляше Тя, Господи, и мы припадающе молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый.
толкование

Святые отцы в своей духовной высоте искренне любили своих обидчиков как благодетелей и желали оскорблений - ради смирения и победы над страстями и чтобы, по слову преп. Макария Оптинского, «иметь случай отпускать ближним вины их, да и [их] Господь отпустит прегрешения». Они учат, всё происходит с нами по промыслу Божию, и потому любое слово или дело, обижающее нас, - это посланное от Бога обличение, чтобы мы познали страсти, скрывающиеся в нас, и, вступив с ними в борьбу, победили их. Поэтому святые и относились к тому, кто служил этому делу промысла, как к благодетелю, содействующему их спасению.

Образ, называемый «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», очень схож с «СЕМИСТРЕЛЬНОЙ» иконой Божией Матери. Отличие его состоит в том, что стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на этом образе по три справа и слева, а одна снизу, в то время как у «Семистрельной» иконы – четыре стрелы с одной стороны и три с другой. В современной иконографии эти иконы, несмотря на различия, часто называют одинаково – «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»).

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитвы пред иконами Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Образ, называемый «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», очень схож с «СЕМИСТРЕЛЬНОЙ» иконой Божией Матери. Отличие его состоит в том, что стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на этом образе по три справа и слева, а одна снизу, в то время как у «Семистрельной» иконы - четыре стрелы с одной стороны и три с другой. В современной иконографии эти иконы, несмотря на различия, часто называют одинаково - «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»).
Существует отличный образ под названием «Умягчение злых сердец» без пронзающих стрел, схожий с одним из вариантов ЧЕНСТОХОВСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы.
Довольно редко, но встречается вид иконы «Умягчение злых сердец», на которой изображён один меч, как у ВАСИЛЬКОВСКОЙ иконы Божией Матери.

О многострадальная Мати Божия, ? Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, ? но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице? Единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
толкование

Авва Дорофей учит «о том, чтобы укорять себя, а не ближнего»: «Если же кто смущается на оскорбляющего его брата, то сие происходит или от того, что он в это время находится не в хорошем расположении духа, или от того, что имеет неприязнь против него. … Но главная причина всякого смущения, если мы основательно исследуем, есть то, что мы не укоряем самих себя. Оттого проистекает всякое подобное расстройство, оттого мы никогда не находим покоя. И нечего удивляться, когда слышим от всех святых, что нет другого пути, кроме сего. Мы видим, что никто, минуя путь сей, не обрёл покоя, а мы надеемся получить спокойствие, или полагаем, что идём правым путем, никогда не желая укорять самих себя. Поистине, если человек совершит и тьмы добродетелей, но не будет держаться сего пути, то он никогда не перестанет оскорбляться и оскорблять других, теряя чрез то все труды свои. Напротив, какую радость, какое спокойствие имеет тот, кто укоряет самого себя!

Молитва вторая

Молитва вторая

О кто не ублажит Тя, Дево Благодатная, кто не воспоет Твое милосердие к роду человеческому. Тебе молимся, Тебя просим, не остави нас во зле погибающих, раствори любовию сердца наши и ко врагам нашим пошли стрелу Свою, да уязвляет сердца наши миром к гонящим нас. Аще мир нас ненавидит - Ты простри любовь Свою к нам, аще мир нас гонит - Ты приими нас, подаждь нам Благодатную силу терпения - без ропота перенести испытания в мире сем бываемая. О, Госпоже! Умягчи сердца злых человеков, восстающих на нас, да не погибнут сердца их во зле, - но умоли, Благодатная, Сына Твоего и Бога нашего, да умирит сердца их миром, дьявол же - отец злобы - да посрамится! Мы же, воспевая милосердие Твое к нам, злым, непотребным, воспоем Ти, о Пречудная Госпоже Дево Благодатная, услыши нас в час сей, сокрушенныя сердца имущих, огради нас с миром и любовию друг ко другу и ко врагам нашим, искорени от нас всякую злобу и вражду, да воспоем Тебе и Сыну Твоему, Господу Иисусу Христу нашему: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!
толкование

Авва Зосима сказал: «Волевые порывы находятся во власти свободного выбора. Горячее произволение может весьма скоро привести человека к Богу, тогда как вялое произволение не приведет и за полвека. И если увидят бесы, что человек унижен, обесчещен, потерпел ущерб или пострадал как-то еще, но скорбит не из-за своего несчастья, а из-за того, что не переносит его с мужеством, то такого порыва души бесы боятся. Ибо знают, что такой человек держится пути истины и хочет ходить в заповедях Божиих».

Преп. Серафиму Саровскому

О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.

Преп. Серафиму Саровскому

О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити ? нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.
толкование

Подражай Христу, Который, будучи злословим, не злословил в ответ, страдая, не угрожал. Послушай Того, Кто сказал о том, что Сам исполнил на деле: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50, 6). А тебя, несчастная душа, один раз оскорбили и унизили, и ты сидишь и начинаешь плести тысячи помыслов, замышляя (козни) против себя вместе с бесами? Ты хочешь быть с ними заодно! Безумная, жалкая! Крест Христов мы видим, о Его страстях, которые Он претерпел ради нас, каждый день читаем, а не можем перенести даже одного оскорбления. Поистине мы свернули с прямого пути».

Молитва вторая

О великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме!

Призри от горния славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих.

Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохранити, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства.

Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам, и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския.

На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему Свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий угодник Божий, преподобный и Богоносный отец наш Серафим!

Обрати свое внимание с высот небесных на нас, смиренных и слабых, отягощенных множеством грехов, просящих твоей помощи и защиты!

Будь благодушен и милосерден к нам и помоги нам жить по заповедям Господним, быть твердыми в вере православной, усердно каяться в грехах наших, преуспевать в христианском благочестии и быть достойными твоего молитвенного ходатайства за нас к Богу.

О святой отец Божий, услышь нас, молящихся тебе с верой и любовью, не отвергни нас, нуждающихся в твоей защите. Сейчас и в час кончины нашей помоги нам и защити нас молитвами твоими от злобных диавольских козней, да не победят нас враги наши, но да удостоимся с твоей помощью получить блаженство райских обителей.

На тебя надеемся, отец добросердечный: путеводи нас ко спасению и приведи нас к немеркнущему свету вечной жизни благоугодным ходатайством твоим у престола Пресвятой Троицы, да восхвалим и воспоем со всеми святыми достойное всякого поклонения и славы имя Отца, и Сына, и Святого Духа, во веки веков. Аминь.
толкование

Преп. Макарий Оптинский: «Мы, как люди, еще не истребившие в себе страстей самолюбия и гордости, то, по мнению нашему, незаслуженное нами оскорбление трудно переносить. Но если примем в руководство духовный разум, то найдем, что этот случай послан от Бога к испытанию твоему и к исправлению своего устроения; ибо от подобных столкновений мы познаем действие наших страстей и стараемся при помощи Божией о исцелении оных самоукореннем, смирением и любовию; яснее об этом прочитай в... беседах преподобного Зосимы (Добротолюбие, т. 3)... увидишь, сколько полезны для нас такие случаи; оные бывают виновны исцеления душевных наших болезней. Во время движения страсти мы не можем здраво судить, но когда утихнет, то увидим свою виновность в непонесении оскорбления. Господь заповедал терпеть, но что терпеть? не то, когда мы бываем виновны и за оное бываем оскорбляемы, но когда невинны и оскорбляют нас... И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению. А когда помыслим о заповеди Божией, о любви, простирающейся даже и до любви врагов, то найдем себя безответными в отношении подобных твоему случаев.

О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

О великий апостоле, евангелисте громогласный,? Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче ? Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
толкование

Преп. Амвросий Оптинский: «Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, глаголя: «Не ведят бо, что творят». Делай и ты то же, и получишь милость и помощь Божию, и успокоишься. Молись и за оскорбляющих тебя сими словами: «спаси, Господи, такую-то... и молитвами ее помилуй и меня грешную». Особенно молись так во время сильного смущения. Хорошо при этом полагать великие поклоны, если позволяет место».

О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елика согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы; во исходе же душ наших помози нам, грешным (имена), избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елика согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы; во исходе же душ наших помози нам, грешным (имена), избавитися от воздушных мытарств ? и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
толкование

Св. прав. Иоанн Кронштадский: Брат! ты чувствуешь в сердце убийственное зло на ближнею, тебя мучат злые думы об обидах, причиненных от него тебе, - вот тебе средство избавиться от внутренней тесноты: представь множество своих грехов, неисчислимых по множеству, и живо вообрази, как на тебе терпит их Владыка живота твоего, как Он ежедневно и без числа отпускает тебе, если ты искренно молишь Его о том, согрешения твои, - ты между тем не хочешь простить ближнему нескольких вспышек страсти, возбужденных в нем диаволом. Вздохни, - если можешь, поплачь о своем безумии, осуди только непременно себя, никак не ближнего, - и вот от Владыки готово тебе помилование; теснота внутренняя, как дым, исчезнет, мысли прояснятся, сердце успокоится, и ты будешь опять ходить в пространстве сердца; приучи себя к незлобию так, как будто бы не ты слушал укоризны, клеветы, обиды, а кто-либо совсем другой, или как бы тень твоя; не допускай мнительности. Аз незлобою моею ходих [Пс. 25, 1]. Внегда востати грешному предо мною, онемех и смирихся, и умолчах [Пс. 38, 2]. Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих [Пс. 37, 14].


Другой образ Божией Матери «Умиление», хранившийся в той же церкви, известен благодаря своей необычной иконографии. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена со сложенными на груди руками. Младенец лежит у Нее на коленях, держа в правой ручке державу - символ царской власти. Эта икона также исчезла после Октябрьской революции.

Молитвы пред иконами Божией Матери «Умиление»

Под именем «Умиление» Смоленская известны две чтимые иконы, дни празднования которых в настоящее время совпадают. Одна из них, по преданию, была принесена в Смоленск из Грузии. Она прославилась в Смутное время, когда город осаждали поляки. Икона в это время находилась в лагере воеводы Михаила Шеина, и благодаря ее чудесной помощи русским войскам удавалось в течение 20 месяцев оборонять город. До Октябрьской революции икона пребывала в Спасо-Окопном храме г. Смоленска, после революции была утрачена.
Другой образ Божией Матери «Умиление», хранившийся в той же церкви, известен благодаря своей необычной иконографии. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена со сложенными на груди руками. Младенец лежит у Нее на коленях, держа в правой ручке державу – символ царской власти. Эта икона также исчезла после Октябрьской революции.

Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей Небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая.

И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминъ.
толкование

Авва Дорофей говорит: «Исследуем, братия, от чего происходит, что иногда кто-либо, услышав оскорбительное слово, не обращает на него внимания и переносит оное без смущения, как будто вовсе и не слыхал его; иногда же, как только услышит, тотчас смущается. Какая причина такого различия? И одна ли причина этого различия или многие? Я нахожу, что это имеет многие причины, но есть одна, так сказать, рождающая все другие причины. И скажу вам, как это бывает. Во-первых, случается, что иной после молитвы или доброго упражнения находится, так сказать, в добром расположении духа и потому снисходит брату своему и не смущается его словами. Случается также, что иной имеет пристрастие к кому-нибудь и потому без огорчения переносит всё, от него наносимое. Бывает также, что иной презирает желающего оскорбить его и потому не обращает внимания на его обиды, не считает его за человека и потому не вменяет ни во что всё, что тот говорит или делает. И скажу вам нечто такое, чему вы удивитесь. В общежитии, прежде моего удаления оттуда, был один брат, которого я никогда не видал смутившимся или скорбящим, или разгневанным на кого-либо, тогда как я замечал, что многие из братии часто досаждали ему и оскорбляли его. А этот юноша так переносил оскорбления от каждого из них, как будто никто вовсе не смущал его. Я же всегда удивлялся чрезвычайному незлобию его и желал узнать, как он приобрёл сию добродетель. Однажды отвёл я его в сторону и, поклонившись ему, просил его сказать мне, какой помысл он всегда имеет в сердце своём, что, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду, он показывает такое долготерпение. Он отвечал мне презрительно без всякого смущения: "Мне ли обращать внимание на их недостатки, или принимать от них обиды как от людей? Это - лающие псы". Услышав это, я преклонил голову и сказал себе: нашёл путь брат сей, и, перекрестясь, удалился от него, моля Бога, чтобы Он покрыл меня и его.

Молитва вторая

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» - древняя святыня Псково-Печерского монастыря, защитница псковской земли.

Об иконе «Умиление» Серафимо - Дивеевской, смотрите в комментарии под молитвой.

Молитва вторая

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» – древняя святыня Псково-Печерского монастыря, защитница псковской земли.
Образ был написан монахом-схимником Арсением по образцу Владимирской иконы Божией Матери и принесена в Псково-Печерский монастырь около 1520 года псковскими купцами Василием и Федором. В 1524 году по молитвам перед этой иконой произошло множество чудесных исцелений, свидетелями которых стали жители Пскова и Великого Новгорода.
В 1581 году за несколько дней до осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория благочестивый старец Дорофей увидел во сне Пресвятую Богородицу, которая предупредила его о грядущем бедствии и велела принести из Псково-Печерского монастыря чудотворные иконы Успения и «Умиления» и служить перед ними молебны. Иконы доставили в Псков, враги долго осаждали и пытались штурмовать город, но он так и не взяли его. В память о чудесном спасении Пскова каждый год в седьмое воскресенье после Пасхи икону «Умиление» приносили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова.

Об иконе «Умиление» Серафимо – Дивеевской, смотрите в комментарии под молитвой.

О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякия беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.
толкование

Икона «Умиление» Серафимо-Дивеевская, называемая также «Радуйся, Невесто Неневестная» и «Радость всех радостей», - чудотворная икона, принадлежавшая преподобному Серафиму Саровскому. Она находилась в его келье, перед ней всегда горела лампада, маслом от которых преподобный Серафим помазывал больных, отчего они получали исцеление. Происхождение иконы неизвестно. По написанию она близка к Остробрамской иконе Божией Матери. На ней Пресвятая Богородица изображена без Младенца, руки Ее сложены на груди, а голова окружена нимбом, по краю которого идет надпись: «Радуйся, Невесто Неневестная». После кончины преподобного Серафима икона была передана в Серафимо-Дивеевский монастырь, где она пребывала до 1927 года. В 1927 году монастырь закрыли, но икону удалось спрятать. В 1991 году она была передана патриарху Алексию II и с тех пор хранится в патриаршей резиденции. Раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота пятой недели Великого поста) – она выносится в патриарший Богоявленский собор.

Тропарь, глас 4

О распенших Тя моливыйся, любодушне Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству, смиренно мольбу Тебе приносим; да в согласном единомыслии славим Тя, Единаго Человеколюбца.

Кондак, глас 5

Молитва преследуемого человеками, святителя Игнатия Брянчанинова

Благодарю Тебя, Господь и Бог мой, за все совершившееся надо мною! Благодарю Тебя за все скорби и искушения, которые посылал Ты мне для очищения оскверненных грехами, для исцеления изъязвленных грехами, моих души и тела! Помилуй и спаси те орудия, которые Ты употреблял для моего врачевания: тех людей, которые наносили мне оскорбления. Благослови их в этом и будущем веке! Вмени им в добродетели то, что они делали для меня! Назначь им из вечных Твоих сокровищ обильныя награды. Что же я приносил Тебе? Какие благоугодныя жертвы? Я приносил одни грехи, одни нарушения Твоих Божественных заповеданий. Прости меня, Господи, прости виновнаго пред Тобою и пред человеками! Прости безответнаго! Даруй мне увериться и искренно сознаться, что я грешник! Даруй мне отвергнуть лукавыя оправдания! Даруй мне покаяние! Даруй мне сокрушение сердца! Даруй мне кротость и смирение! Даруй любовь к ближним, любовь непорочную, одинаковую ко всем, и утешающим и оскорбляющим меня! Даруй мне терпение во всех скорбях моих! Умертви меня для мира! Отыми от меня мою греховную волю, и насади в сердце мое Твою святую волю, да творю ее единую и делами, и словами и помышлениями, и чувствованиями моими.

Тропарь, глас 4

О распенших Тя моливыйся, любодушне Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству, смиренно мольбу Тебе приносим; да в согласном единомыслии славим Тя, Единаго Человеколюбца.

Кондак, глас 5

Якоже первомученик Твой Стефан о убивающих его моляше Тя, Господи, и мы припадающе молим, ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже всещедрый.
толкование

Преп. Амвросий Оптинский поучительно объяснял слова Спасителя: «когда ударят тебя в десную ланиту, подставь другую» (Ср.: Мф. 5, 39). «Ведь обыкновенным порядком, когда ударяют в лицо, ударяют правою рукою в левую щеку, а не в десную. Но Господь хотел представить десною ланитою оскорбление, унижение, обиду за правое дело, в котором ты не виновата. Подставить же левую - значит: в то время, когда без вины оскорбляют, помяни пред Господом свои грехи, которыми ты оскорбляешь Его, и чрез это сознание смирись и прими несправедливое поношение, как уже должное».

Молитва преподобного Ефрема Сирина

Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне! Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды! Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго! Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.
толкование

Святые отцы единодушно утверждают, что единственное средство победить в сердце чувство обиды, избавиться от внутренней тесноты - это самоукорение и покаянная молитва Господу Богу. Они намечают этапы борьбы с чувством несправедливой обиды, со злопомнением: 1. Молчание. Не выказать оскорбления вовне; при возмущении сердца - хранить уста. 2. Принимать всё происходящее с нами как от руки Господа, как дело Его промысла о нашем спасении. 3. Самоукорение за неисполнение заповеди о любви. Осудить себя, укорить не ближнего, а себя за возмущение, за непонесение оскорбления за неисполнение заповеди Божией, «которая велит и врагов любить, благословлять клянущих, добро творить ненавидящим и молиться за творящих напасть. Надобно за сие укорять себя и нудить к терпению (хоть и напраслина), к смирению, к любви, к кротости, к благости...» (преп. Макарий Оптинский). 4. Самоукорение за все свои грехи. Укрепить в себе сознание, что всё, что мы ни терпим, терпим за наши грехи, и мы достойны и подобных, и больших оскорблений. Вспомнить пред Господом свои грехи, которыми мы оскорбляем Его, и чрез это сознание смириться и принять оскорбление, как должное, как заслуженное. Обратиться к Богу с внутренней исповедью о своей вине, бранить и укорять себя до тех пор, пока из сердца не исчезнет чувство недовольства и возникнет противоположное чувство, - что так надо, что мы и не того еще стоим, что это - воздаяние за слова или дела, которыми мы оскорбляли ближних, и за многие преступления заповедей Божиих. 5. Прогонять чувство обиды на ближнего и стараться заменять его добрым чувством к нему. Надо понудить себя считать его лучше себя и находить вину в себе. Думать «о нем, как о враче, посланном от Христа, и …считать его за благодетеля; а оскорбляться сим есть признак болящей души. Ибо если бы ты не был болен, то не страдал бы. Ты должен радоваться о таком брате, потому что чрез него узнаешь болезнь свою, должен молиться за него и принимать от него все, как целительное лекарство, посланное от Господа» (преп. Макарий Оптинский). 6. Всё вышесказанное должно стать содержанием и сутью молитвы, обращённой в минуту смущения к Богу с просьбой о Его прощении и помощи. Надо молиться и за обижающего, как советует преп. Амвросий Оптинский: «Молись и за оскорбляющих тебя сими словами: «спаси, Господи, такую-то... и молитвами ее помилуй и меня грешную». Особенно молись так во время сильного смущения. Хорошо при этом полагать великие поклоны, если позволяет место». Видя искренность самоукорения, раскаяния и желание исполнить заповедь о любви, Господь пошлёт молящемуся мир души и христианскую любовь к обижающему. «Эта работа сердечная никому не видна, но Бог видит оную и успокоивает подвизающихся», - пишет преп. Макарий Оптинский. 7. Молитвенно также надо возблагодарить Бога за этот случай, посланный к нашему очищению.