Кто такой Андрей Ткачев: краткая биография. Проповеди и беседы. «Покинул Украину после событий на Майдане»

Кто такой Андрей Ткачев: краткая биография. Проповеди и беседы. «Покинул Украину после событий на Майдане»
Кто такой Андрей Ткачев: краткая биография. Проповеди и беседы. «Покинул Украину после событий на Майдане»
Протоиерей Андрей Юрьевич Ткачев – священник РПЦ, служитель храма святителя Василия Великого при одноименной гимназии в подмосковном селе Зайцево, миссионер, ведущий телепередач.

Он – автор книг «Наше время. Зачем мы рождаемся», «Приготовление к смерти», «Христос – семи Церквам», «Беглец от мира», «Дар Божий – старость» и другой духовной литературы, посвященной вечным вопросам о вере, морали, о человеческом существовании и смысле жизни. Известен в том числе своими резонансными и неоднозначными репликами общественного характера, к примеру, призывом «...женщин ломать об колено, отбивать ей рога. Ломом».

Детство и юность

Будущий священнослужитель появился на свет 30 декабря 1969 года во Львове, украинском городе, знаменитом красотой памятников архитектуры, включая величественные христианские святыни: храмы, костелы, соборы. Занимался в русской школе, подростком увлекся христианством.

По настоянию родителей после 9 класса, в 1984 году, он стал воспитанником Московского Суворовского училища, поступив на факультет спецпропаганды и выбрав в качестве специализации один из сложнейших иностранных языков – персидский. Однако вскоре юноша был отчислен из военно-учебного заведения в установленном порядке «по нежеланию учиться».

Затем он был призван в армию, где в свободное от службы время познакомился с уникальной книгой «Бхагавад-Гита» (в переводе с санскрита «Божественная песнь»), у которой есть другое название – «поэма о Боге». Демобилизовавшись, молодой человек вернулся домой, во Львов, начал работать грузчиком в продуктовом магазине, затем был сторожем в церкви.


На формирование личности и его становление как будущего священнослужителя большое влияние оказал один из его друзей-неформалов. Он увлек его церковной музыкой, посещением монастырей с целью помолиться и послушать хоровое пение, приобщил к чтению Евангелия и другой христианской литературы.

Карьера в РПЦ

В 1992 году по совету своего духовника (священника, принимающего исповедь) он поступил на экстернат Киевской духовной семинарии, где состоялось его знакомство с представителями высокого церковного сана – с архимандритами Кириллом (светское имя С.Н. Говорун) и Лонгиным (В.Г. Чернуха), повлиявшими на его мировозрение. В течение двух лет обучения он одновременно работал служителем в львовских храмах.


Некоторое время Андрей проходил обучение в духовной академии Киева, но был отчислен за прогулы. Сам он пропуск занятий объяснял своим активным, насыщенным делами и событиями образом жизни, из-за которого получение полноценного образования было «проблематичным». Позже он именовал себя «самоучкой».


В 1993-м во Львове Ткачева посвятили в диаконы, затем, в том же году – в сан священника. До 2005 года он служил в храме Святого Георгия, совмещал служение с преподавательской деятельностью, давал лекции в богословской академии родного города и знакомил детей с «Законом Божим» в средней школе (именуемым в школьной программе уроком этики).

Переезд в столицу

В 2005-м священнослужитель вместе с семьей уехал из Львова в Киев с целью активного участия в телепередачах духовного содержания. У него не было направления в определенную церковь, поэтому вначале он читал Божье Слово везде, куда его приглашали знакомые священники. Со временем по инициативе прихожан его приняли в церковь Агапита Печерского. В 2006 году Ткачев стал настоятелем этого прихода (предыдущий духовный руководитель заболел) и прослужил там следующие 8 лет.


В тот же период он являлся ведущим телепрограммы «На сон грядущим» на национальном православном канале КРТ («Киевская Русь – телевидение»). Его проповеди можно было послушать и в телепередаче «Сад божественных песен» на КРТ, и на радио «Эра ФМ» в программе «Путівник з отцем Андрієм» («Путеводитель с отцом Андреем»).

Андрей Ткачев в передаче «Сад божественных песен»

Вскоре он стал колумнистом газеты «Сегодня», автором журнала Ионинского монастыря, православного интернет-издания для молодежи «Отрок». В 2008 году вышла его книга «Смотри, небо становится ближе», в 2009-м – «Мысли о покаянии», в 2010 году – «Письмо к Богу». В СМИ он часто выступал с открыто пророссийских позиций.


В 2013-м его назначили главой Миссионерского отдела Киевской епархии. В том же году он побывал в США, отметив в беседе с журналистами, что эта страна «вошла в стадию имперского загнивания».

Отъезд в РФ

В 2014 году, на фоне обострения российско-украинских отношений и, как следствие, конфликта киевского и московского патриархатов, протоиерей переехал в российскую столицу, где был вначале зачислен в клир домового храма Московского университета, затем стал внештатным клириком при церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке, при этом главным местом его служения определили гимназию Святого Василия Великого в Подмосковье.

Для меня все произошедшее в Украине – это тест на человечность, который Украина прошла в негативном смысле. То есть назвала ложь истиной.

Одновременно с исполнением основных обязанностей в гимназии, священнослужитель являлся создателем и ведущим программы «Святая правда» на телеканале «Царьград», писал статьи, издавал книги. В 2015 году вышли его «Мирские записки», в 2016-м – «Воздух небесного Града» и другие произведения.


В 2017 году он получил новое назначение – штатным клириком храма Святого Василия Великого.


Семья Андрея Ткачева

Священнослужитель женат. О его семье, которую он создал в период проживания в родном городе и служения в церкви Святого Георгия, в открытых источниках информации нет. Известно, что они с женой воспитывают четверых детей.

В январе он был гостем передачи «Прямая линия. Ответ священника» на телеканале «Спас», участником (вместе с футурологом Данилой Медведевым) запущенного проекта «Не верю! Разговор священника с атеистом». В марте в рубрике «Святая правда» на канале «Царьград» он рассказал о философии материалистического атеизма, а также о том, что важно не быть «праведным сверх меры».


Над Православием на Украине сегодня нависла страшная угроза - угроза нового раскола, «канонически-автокефального», который может в конечном итоге погубить миллионы душ. И как это всегда бывало в критические для Церкви времена, когда насаждались расколы, ереси, унии или вероотступничество, огромное значение будет иметь позиция приходских священников - белого духовенства.

А белому духовенству уже стало почти невозможно сохранять свой приход, по крайней мере, в центре, и оставаться русофилами. И многие из них стали склонятся в сторону русофобии, даже если раньше говорили о единстве РПЦ. Из приходских священников на Украине, пожалуй, самый известный - протоиерей Андрей Ткачев, настоятель киевских храмов свт. Луки и прп. Агапита Печерского. Он также является известным проповедником, публицистом и ведущим телепрограмм на церковную тематику. О. Андрей Ткачев также является сотрудником Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ (МП), членом редколлегии и ведущим автором журнала Ионинского монастыря «Отрок». Поэтому позиция такого известного священника по такому важному вопросу как автокефалия УПЦ имеет огромное значение. В том числе, и для сотен не очень духовно образованных и эрудированных настоятелей храмов как в столице так и в глубинке. Для них она будет «знаковой». Дескать, если уж такой «умница» и богослов-проповедник как о. Андрей такого мнения об автокефалии - то, следовательно, и нам, простым священникам желательно ее придерживаться.

Андрей Ткачев пришел в Церковь уже во взрослом возрасте, что в принципе типично для поколения, чье становление пришлось на времена развала СССР. Изначально Андрей Ткачев был человеком эрудированным умел и любил много читать поэтому довольно быстро восполнил тот информационный пробел, который к сожалению имеется у большинства наших граждан в силу атеистического воспитания в школе и зачастую в семье. И есть немало свидетельств того, что впервые годы своего священства о Андрей, как неофит отличался идеалистическими взглядами и особо за мирской славой и мирскими благами не гонялся, а также ревностно исполнял свой пастырский долг. На первых порах это и ему и Церкви помогло - храм во Львове, где он был настоятелем, являлся сосредоточением полноценной церковной жизни во враждебном униатско-раскольничьем окружении.

Однако время шло, о.Андрея заметили, дали эфир на телевидении, перевели в Киев, сделали настоятелем одного из быстро развивающихся киевских приходов. Материальное благополучие о. Андрея и его семьи значительно возросло. И здесь, увы, в о. Андрее начал просыпаться обычный приспособленец-карьерист.
Стало очевидно, что чем дальше - тем больше, что он колеблется только вместо с «генеральной линией партии» то бишь либерально-автокефального лобби в митрополии УПЦ (МП).

Особенно «флюгерным» поведение о. Андрея Ткачева стало в последние годы, когда в УПЦ стремительно развиваются афтокефалистско-экуминическо-либеральные тенденции. О. Андрей явно «прочувствовал» аппаратным чутьем все усилия «драбинковско-коваленковского лобби» в митрополии на разрыв с Русской Православной Церковью, на экуменизм, обновленчество и «европеизацию» и недвусмысленно ее поддерживает. И драбинковцы это с благодарностью отметили, почему и дают ему эфир и место в газетах. И это его подхалимство не может не вызывать чувства омерзения у всякого нормального человека.

Он в этом году даже не выступил против «гей-парада», несмотря на просьбы православных мирян. Это слишком «нетолерантно» для Драбинко. Выкинут из Киева в деревню - и конец материальному благополучию и славе нашего говоруна.

А недавно о. Андрей принял участие в дискуссии с известным политиеческим клоуном и провокатором Дмитрием Корчинским - лидером Всеукраинской политической партии «Братство», которая состоялась в «Inpress-клубе» Киева и была посвящена религиозности украинцев и 1025-летию Крещения Руси. Вообще «низводить» себя до уровня придворного шута олигархов Корчинского в последнее время мало кто решается, настолько это деятель себя дискредитировал.

Также известно, что Корчинский в свое время поставлял боевиков для чеченских сепаратистов, воевавших против России. Потом вроде как каялся, потом снова поливал Россию грязью. И сам факт того, что о.Андрей, который формально заявлял, что он русский, сторонник России и Русского мира не считает для себя зазорным с таким деятелем беседовать перед телекамерами, говорит о многом.

«Спрыгнуть» с темы поддержки Русского мира, с которой он начинал, непросто - обвинят в непоследовательности - о. Андрей потихоньку от Русского мира дистанцируется. В частности в дискуссии с Корчинским он весьма сдержанно высказался в отношении доктрины Русского мира, выдвинутой Патриархом Кириллом. «Русский мир — это рабочая идея. Я к ней отношусь как к рабочей идее, - сказал о. Андрей Ткачев. - Пользуясь случаем, должен с сожалением сказать, что земля, на которой я родился, вырос, которая меня воспитала, не рождает идей — идеи Украинского мира нет, а идея Русского мира есть. При том, что она уязвима, это рабочая идея, с ней можно спорить».

Между тем известно, что к идее «украинского мира» вплотную подошел Александр Драбинко (правда она в его представлении носит названии «киевской идеи». Что ж, ненавязчиво, но быстро Ткачев эту идею Драбинко развивает. Ну, а с идеей Русского мира, по словам о. Андрея Ткачева, «можно спорить», т.е. реально он уже готов от нее отказаться.

Интересно также, как сам протоиерей Андрей Ткачев признался в якобы своих промосковских взглядах. «Да, я москвофил, причем очень убежденный, сердечно, а не головой. Когда я приезжаю в Москву, я чувствую, что это богатырь, который просыпается. Когда я приезжаю откуда-то в Украину, я чувствую, что это богатырь, который спит», - сказал он. Так что и здесь получается, что от темы «Русского мира» к «украинскому» недалеко. Украина тоже, мол, богатырь, только спящий. Хотя даже сравнивать мелкое и зависимое государство с ядерным гигантом просто смешно.

Это уж как бы призыв к Корчинскому и другим провокаторам - «вы будите Украину - а мы поможем». Однако самое главное, чем о. Андрей подобно советскому замполиту выступает «в полном согласии с линией партии», так это в вопросе автокефалии. Он, в частности, открыто заявил, что не видит ничего плохого и в идее автокефалии УПЦ. «Идея автокефалии демонизирована поспешностью шагов и личностями некоторых людей… В общем эта идея ничего плохого в себе не содержит, поэтому здесь нужен консенсус иерархии и народа. А в принципе, идея хорошая», - заявил протоиерей Андрей Ткачев также высказав уверенность, что «автокефальные тенденции внутри УПЦ МП напрямую зависят от живучести автокефальной идеи». Таким образом он как бы призывает верующих «проникнуться» идеей автокефалии, чтобы она была «живучей».

В чем же сегодня о. Андрей полностью согласен — так это с «европейским выбором» Украины. О Андрей заявил, что Украина «это европейская страна, это факт». Более того, по его мнению, украинское Православие от передовых европейских идей «отстает».

«Я не вижу никакого церковного возрождения, - оценил о. Андрей нынешнее состояние дел в УПЦ. - Поп ходит, кадилом машет, народ идет с яичками тогда-то, а с веточками тогда-то, и все это в ХХІ веке совершенно не рабочая идея, она не живучая. Это отрыжка ХІХ века, это последыши древних идей западной Европы, которые уже пережиты в самой Европе».

Таким образом, соблюдение простыми верующими церковных обычаев и традиции о. Андрей считает «не рабочей идеей» и «отсталостью». Дескать, Европа это давно пережила. А что тогда должны желать верующие чтобы «соответствовать современной Европе»? Участвовать в «гей парадах», которые он уже перестал осуждать? В ХІХ веке в Европе этого точно не было - а сейчас есть. Такое действо, кстати, в этом году и пытались организовать под охраной свыше 1000 милиционеров из «Беркута» возле храма о. Андрея недалеко от пушкинского парка полсотни европейских извращенцев.

Так что тенденция ныне наблюдается устрашающая - массовое приспособленчество духовенства под волю кучки «автокефалистов» становится печальным фактом.

Мы находимся накануне Страстной седмицы. И логика событий предполагает, что мы можем поговорить о Страстной седмице и каких-то с ней. Поскольку это неделя уникальная. Она бывает раз в год. И это уже не пост, а Пасха страстей. Пост заканчивается Входом Господним в Иерусалим. А дальше начинаются уже Пасхальные праздники…

Помолимся о Монахах,
о всяком монашествующем, в пределах отечества нашего, в рассеянии и во всем мире православном. О всех тех, кто борется со страстьми и похотьми, да укрепит их Господь в трудах. И да простит нам грехи, ради молитв их.

Священник Андрей Ткачёв не боится называть вещи своими именами, он говорит ярко, просто и доходчиво, не заигрывая со слушателями. Это сделало его проповеди популярными в совершенно разных кругах - среди студентов, профессоров, пенсионеров, детей, атеистов и прихожан.
Сегодня отец служит в московском храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, является ведущим нескольких авторских видеопроектов «Доброе утро», «Коротко о важном», «Соборная молитва» в соцсети «Елицы», автором 33 книг.

Мария, 50 лет, Россия: Не знаю, когда можно работать. И так мой муж в отпуске лет 15 не был. А среди недели тогда как служить? Какой работодатель будет постоянно отпускать работника на службы и требы? Осталось еще врачей и учителей послать разгружать вагоны и кирпич класть - а лечить и учить будут в свои выходные.

В этом году на фоне 70-летия Львовского псевдособора 1946 года снова актуализировалась тема православно-греко-католических отношений. Дискуссия на эту тему продолжается уже не одно десятилетие. Многочисленные попытки перевести полемику в диалог не дали существенных результатов и сегодня.

Андрей Ткачев новые проповеди и беседы слушать и смотреть. Последие сведения на 03.04.2018 г.

Ужаснула ситуация священника-крановщика: и дети у него как сад-огород растут, и жена старится, не годами. После нескольких лет такой жизни, все заработанное батюшка истратит на свое лечение и еще не хватит. Не может человек трудиться без выходных и праздников. Есть предел физическим возможностям организма.

«Ну, например, отчитывается какой-нибудь телеканал о брачном наряде какой-нибудь девушки, о том, что он столько-то и столько-то стоит. А потом перекалькулируем на зарплату, скажем, учителя в средней школе в селе. Получается, что эта тряпка вонючая, покрывшая вонючее тело некой уважаемой особы, покрывает годовую зарплату человека, который пашет с утра до вечера, - привел пример Ткачев. - Ну вообще закипает, аж под горло подходит. Ну как так, ну что за ерунда».

Андрей Ткачев проповеди. Главные новости.

Из-за того, что «какая-то зараза надевала на свою собачку бриллиантовые подвески ценою в семь годовых доходов двух-трех деревень, с которых она жила», родилась революция, отметил служитель церкви.

На семью только совсем нет времени, и мне кажется, что многие годы, когда на семью не было сил и времени, не прошли даром: он живет интересами прихода, благочиния, епархии, дальних храмов, а мне приходится дома быть и за папу, и за маму. Семья многодетная, бабушки и дедушки живут далеко. Я сейчас вынуждена выйти на работу, потому что зарплаты мужа хватает впритык, он из храма копейку лишнюю не возьмет. Продукты сама закупаю, таскаю все, даже картофель…

В июне 2014 года переехал в Россию, был временно назначен в клир домового храма мученицы Татианы при МГУ. 18 августа того же года был зачислен в клир города Москвы и назначен сверхштатным клириком храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Представляя нового клирика своего храма, отметил, что основным местом служения протоиерея Андрея Ткачёва будет подмосковная гимназия Святого Василия Великого, где он возглавил законоучительскую часть. Служить же в храме Воскресения Словущего отец Андрей будет в свободные от школьных послушаний дни.

Андрей Ткачев — настоятель храмов свт. Луки и прп. Агапита Печерского в Киеве. Доступны статьи и публикации священника Андрея Ткачева, православные проповеди, книги, скачать передачу На сон грядущим. Сайт Андрея Ткачева. Записи передач Сад божественных песен, Путівник з отцем Андрієм. Книги Андрея Ткачева.

Сейчас в связи со строительством храма, мужа вижу только по ночам, службы - требы - встречи - стройка. И потом кто-то будет мораль читать, что остающиеся 5-6 часов на сон ему надо провести на кране?

Андрей Ткачев о женщинах. Подробные данные.

Андрей Юрьевич Ткачев получил широкую известность благодаря своей любви к церкви и людям. В те времена, когда библия редко обновляется новыми проповедями и притчами, а церковь живет по давно признанным канонам, протоиерей продолжает вносить новшества в писания.

Он активно проповедует Православие, пишет и издает книги и интересуется историей христиан. В 2014 биография Андрея Ткачева пополнилась неприятными событиями, в связи, с чем он был вынужден покинуть родную Украину, забрав свою семью, фото которой нет в интернет-ресурсах на территорию РФ.

Биография священника

Родился Ткачев 30 декабря 1969 в УСССР, городе Львов. Крещен был по обычаю с рождения, а по настоящему увлекся церковными писаниями будучи подростком. В то время во Львове было много школ, где преподавали на русском языке. Поэтому Андрей обучался именно в русской школе. Родной город вдохновлял молодого человека, гуляющего в поисках прекрасного.

Самыми запоминающимися памятниками архитектуры для него были церкви. Эти величественные храмы Веры манили Андрея, зачаровывали и заставляли любоваться собой. Уже став взрослым, он не раз возвращался в родной город, чтобы вновь посетить любимые памятники архитектуры.

Родители будущего священника мечтали о том, что сын сделает карьеру военного, одев красивую зеленую форму. Поэтому мальчика отправили на обучение в Суворовское училище в Москву, где он должен был превратиться в настоящего мужчину с выправкой и железной выдержкой.

Получив первое образование, Андрей отправился в Военный институт Министерства обороны СССР на факультет спецпропаганды с изучением персидского языка. Именно в этот момент и началась биография Ткачева, который решил следовать не по воле семьи, а по зову своего сердца. Причиной резкой смены настроений для него стала дружба с парнем-неформалом, который привил Андрею любовь к церкви. Друг регулярно читал церковную литературу, цитировал библию и любил ездить в храмы, чтобы послушать песнопения. Под влиянием этого человека, будущий протоиерей решил кардинально изменить свою жизнь.

Забирая документы из высшего учебного заведения, молодой Андрей в объяснительной записке причины ухода написал: «по нежеланию учиться». Таким образом, он отбросил возможность восстановления на курсе. В связи с этим молодого человека призвали в армию. Проходя службу, Андрей в свободное время увлекался чтением. Однажды, когда он стоял в карауле и читал книгу Бхагават Гита, к нему подошел солдат и между ними завязался интересный разговор о вере. В дальнейшем будущий священник стал читать книги, которые принес ему новый знакомый. Именно эти издания и мысли, раскрывавшиеся в них, послужили для Андрея Ткачева маячком, ведущим его по новому пути к православной церкви.

Андрей Ткачев, чья биография никогда не пополнится фото с достижениями в военной службе, вернулся в родной город Львов, где его ждала семья. Первое время неудавшийся военный работал грузчиком при продуктовом магазине, а также пономарем и охранником при храме. А спустя год, воодушевленный жизнью при церкви, поступил в Киевскую духовную семинарию. Там он познакомился с новыми людьми, повлиявшими на его образ существования и мышление. Проходя обучение, Андрей работал служителем в храме, узнавая новые интересные моменты о жизни церкви. Киевскую духовную академию окончить ему не удалось, он был отчислен за регулярные пропуски занятий. Нехватку времени на учебу Ткачев объясняет тем, что все его свободное время уходило на работу с прихожанами и семью.

Протоиерей Андрей признается, что для него с супругой самые страшные события 90-х годов прошли мимолетно и незаметно. Причина этому – отказ от телевизора и просмотра любых новостных каналов.

В этот период времени большее внимание Ткачев уделял работе при церкви, которая не акцентировала внимания на земных проблемах. По мнению проповедника, такой образ жизни наиболее приемлемый для человека. Отрешившись от постоянного стресса на фоне происходящих в стране событий, гражданин перестает уделять внимание проблемам, которые в большинстве случаев его не касаются. Именно в этот момент освобождается время для саморазвития и других более важных дел, а человек живет в здравии и развивается.

В начале мая 1993 Андрей Ткачев был рукоположен в сан дьякона, а в ноябре – священника. Последующие двенадцать лет состоял в клире при храме Святого Георгия Победоносца в родном городе Львове. Занимался общественной деятельностью, читая «Закон Божий» при львовских школах в рамках общеобразовательного проекта.

Перемены в ногу со временем

2005 ознаменовался для священника, привыкшего к своим прихожанам новым событием. У него появилась необходимость сниматься в телевизионных передачах, целью которых было собрать большее количество верующих. Для воплощения этой идеи молодой священник отправился в столицу Украины. Первое время он не был закреплен ни за одной церковью, проповедуя в различных храмах и церквях по приглашению своих друзей. Но, спустя некоторое время был вызван в храм Агапита Печерского по многочисленным просьбам прихожан.

Вскоре из священника Андрей Ткачев превратился в настоятеля храма, заменив заболевшего коллегу. При новой должности он прослужил с 2006 по 2014 годы. В этот период служения церкви Ткачев начал издавать свои книги, первая из которых вышла в 2008 году. С 2013 был назначен руководителем одного из отделов Киевской иерархии и начал регулярно появляться на православном телеканале «Киевская Русь» в качестве телеведущего.

Личная жизнь

Андрей Ткачев женился в 1992, когда его биография еще не была связана с церковью, но известный проповедник старается не выставлять фото своей семьи напоказ. В интервью для прессы служитель церкви не скрывает наличие жены и четырех детей. Но при этом не указывает их имен, возраст и старается переводить разговор на другие темы. Как публичная личность, он стремиться защитить близких от вмешательства со стороны общественности.

Как служитель церкви, пишущий книги и регулярно выступающий на телевидении, Ткачев всегда старался быть честен и открыт в общении с прихожанами, зрителями и читателями. Именно его правдивые выступления против происходящего на Майдане в 2014 стали причиной преследования со стороны радикалов. Желая защитить свою семью, молодой священник покинул враждебную территорию, укрывшись в стране, которая предложила ему защиту и поддержку, а также свободу сохранять свое мнение, независимо от обстоятельств.

После того, когда на батюшку обрушился вал критики, поддержать и оправдать служителя Церкви взялся священник Святослав Шевченко.

Тут уже не выдержал, восстал против публичного призыва к насилию преподаватель православного духовного училища во Владикавказе священник Александр Пикалев. В общем, дискуссия набирает обороты.

Запись была сделана, по всей видимости, во время одной из духовных бесед с православной молодежью. В начале записи протоиерей Андрей Ткачев озвучивает вопрос, заданный в записке одним из присутствующих в аудитории: «Можно ли искать жену, если нет денег на ее содержание?»

Батюшка ответствует: «Есть жены разные. Одной купил бигудю, она счастлива полгода, а перед другой надо ковром расстилаться».

Далее протоиерей говорит: «Мне кажется, что женщине хочется, чтобы ее поставили на место». И начинает рассуждать: «Женщина, когда знакомится, - глазки вниз, такая овечка, вся шелковая-блестящая, а потом, когда уже поженились, у нее начинают рога расти…»

Проблема, по мнению батюшки, в мужчине: он не имеет права быть подкаблучником. И священник детально рассказывает, как можно исправить женщину: «Нужно женщину ломать об колено, отбивать ей рога… гнуть ее, тереть ее, запихивать ее в стиральную машину. Делать с ней не знаю что. То есть мужчина должен обломать женщину на сто процентов! Превратить ее в настоящую женщину. Смыть с нее всю эту порнографическую краску, которая на нее нанесена современной цивилизацией. Не сможет - пусть не женится, пусть в монахи идет. Иначе баба будет им командовать. Он будет подкаблучником. Она им будет крутить, как хочет, истерики закатывать…»

А вот еще одна цитата из наставления отца Андрея: «Есть такие смиренные бабы, которые чувствуют на расстоянии: «сейчас получу в лоб» - и понимают смысл жизни, и всё! А есть дуры, у которых чувства нет, наглость зашкаливает, наглости слишком много, чувства никакого, значит, нужно… просто говорить: «Дорогая, до свидания! Там лифт.

Значит, на кнопку нажмешь, кнопка №1, спускайся вниз, чтобы не воняло тобой здесь, коза дурная, пошла отсюда. Таких, как ты, дорогая, с каждым годом всё больше и больше… То есть я могу до 45 отдыхать, от 17 до 50 у меня выбор. А ты - нет. Не понимаешь - ты дура. Дура, причем стоеросовая. Это значит непроходимая. Это такое редкое дерево.

Я могу от 17 до 45, до 50, до 55 выбирать, если захочу. А ты можешь от 16 до 30, а дальше потом на смену тебе пришли, которым 16, и тебе нужно мазаться, краситься, выдумывать что-то. Не понимаешь? Не работает соображалка? До свидания!..» Им нужно рожать на самом деле, если на то пошло… и бояться!»

Отзывы на столь неоднозначную речь священника не заставили себя ждать. Завсегдатаи православного форума возмущались: «Интересно, а какие дети вырастут в семье, где папа маме «рога обламывает»?» «Куда катится мир, если пастырь учит мужей быть насильниками?..» «И это говорит человек, который призван исцелять людские души?» «Призывая женщин к смирению, апостол Павел говорит о том, что муж должен любить жену, как Христос Церковь. Взаимное уважение, а не унижение, не подавление - основа крепкой семьи».

Правда, нашлись и те, кто писал: «Я вот женщина в браке, а не могу со словами отца Андрея не согласиться. Всё время на первые роли в доме рвусь, но в последнее время всё меньше, так как заметно от этого в доме неустроения начались».

«Покинул Украину после событий на Майдане»

Что же известно о самом пастыре? Протоиерею Андрею Ткачеву 46 лет, он женат, у него четверо детей. Отец Андрей - фигура публичная: служит, пишет книги, активно проповедует. Родился он во Львове, окончил суворовское училище в Москве. В Военном Краснознаменном институте Министерства обороны учился на отделении, которое готовило специалистов по спецпропаганде со знанием персидского языка. На втором курсе, решив оставить институт, пошел служить в армию, после чего поступил в Киевскую духовную семинарию.

Неся службу в единственном во Львове православном храме Георгия Победоносца, своими проповедями снискал известность за пределами города. Переехав в Киев, стал настоятелем храма Агапита Печерского, потом взял в свое подчинение еще один строящийся рядом храм святителя Луки Крымского. На киевских телевизионных каналах вел программы «На сон грядущим» и «Сад божественных песен». Был награжден митрой.

До 2014 года возглавлял миссионерский отдел Киевской епархии. Украину вынужден был покинуть после нашумевшей проповеди, в которой в резкой форме выступил против событий на Майдане. В частности, сказав: «Революция - это беснование…»

Скрываясь от гонений, переехал в Москву. Сейчас служит в столичном храме Воскресения Словущего и преподает закон Божий в православной гимназии.

«У меня была команда, я был тренером»

Проследив столь солидный послужной список, впору было усомниться, действительно ли на скандальной диктофонной записи голос отца Андрея? Многие из православных, например, посчитали запись монтажом.

Сомнения развеял сам протоиерей Андрей Ткачев, с которым нам удалось связаться:

Этой записи 6 лет. У меня в Киеве были доверительные отношения с прихожанами, где я мог себе позволить сказать то, что не позволяю себе сказать в публичном пространстве. Это была беседа с моими друзьями, всегдашними моими посетителями храма. Я беседовал с людьми, имея в виду, что мы говорим в закрытом помещении, о конкретных вещах, не требующих лишних ушей. Мы там залечили одну житейскую проблему.

Это была частная речь, в которой была и ирония, и чувство юмора, и взгляд «глаза в глаза», и знание людей, которые там были. Это был разговор не на камеру, а беседа с аудиторией, они знали меня, я знал их.

Характер общения в семье и с чужими людьми отличается. У меня в Киеве была семья прихожан, с которыми я мог разговаривать как угодно, они понимали меня, уважали, любили и, если даже я ошибался, пропускали мои слова мимо ушей. Эта речь для чужих ушей не предназначалась. В этом-то и вся соль.

Вы когда-нибудь были на тренировке спортсменов, слышали, как тренер разговаривает со своими подопечными? Он же не говорит: «Будьте любезны, подайте мяч вот под таким углом». Он говорит: «Так, взял, кинул…» Все слушают, и никто не обижается. Это разговор тренера с командой. У меня была команда, я был тренером.

Запись сделали анонимно, не предупредив меня. Знаете, есть такое выражение «услужливый дурак опаснее врага». Один из них, решив сделать мне пиар, и выложил запись в интернет, не спросив благословения.

Священник, когда он хоть немного чувствителен к проблеме паствы, встречается с людьми, общается с ними, он, по сути, ассенизатор. Жизнь человеческая с изнанки - это выгребная яма. И мы всё это вычищаем. Иногда нужны радикальные меры. Есть люди, которые понимают мягкие слова, а есть те, кто не понимает. И им нужно сказать что-то по-русски крепкое. И они прозревают, и всё становится на свои места. Но это не публичная речь, не программная статья. Это просто разговор с конкретным человеком.

Я думаю, что эту диктофонную запись не случайно достали из нафталина, подняли по щелчку информационный бум. Есть некий заказ, чувствуется спрограммированная работа. И это делают отнюдь не борцы за женскую честь. По части женской чести придите и схлестнемся. Потому что мы, священники, только тем и занимаемся, что защищаем женскую честь, мужскую честь, девичью честь, честь ребенка, честь семьи. Это наша ежедневная работа. Не думайте, что они нашли врага семьи. Боже сохрани, это был частный разговор.

Что важно, эти слова не являются руководством к действию для всех домашних насильников, Боже сохрани. Ни одна живая душа, совершающая домашнее насилие или какие-то домашние грехи, не имеет права оправдывать мною свое поведение. Если вы собираетесь бить своих жен или жены собираются бить своих мужей - а такое тоже есть, - забудьте про меня, я с вами не разговаривал. Мне есть что сказать домашним насильникам, но я не с ними тогда общался. Это вытащенная из контекста речь.

Я - человек нервный, страшный, грешный, могу быть эмоциональным. Я - не Чемберлен и не лорд Дизраэли. У меня нет задачи дипломатично, мягко обходить острые углы. Если я говорю с теми, кого хорошо знаю, то говорю прямым текстом. Люди это знали, и там не было провокаций, просто нашелся услужливый дурак, который опаснее врага.

- Вы вынуждены были уехать из Украины, считаете, что кто-то сводит с вами личные счеты?

– Конечно, хвостики - в России, а рожки и копытца, безусловно, в Украине. Человек, не ошибающийся в слове, не существует во Вселенной, кроме одного человека, имя которому Иисус Христос, Сын Божий, ставший человеком. Все остальные люди ошибаются.

Поэтому, пожалуйста, плюйте, стреляйте, бейте, но имейте в виду: «в нюже меру мерите - возмерится вам». То есть, если вы готовы так относиться к человеку, которого считаете виноватым, будьте готовы, что и к вам так же отнесутся.

Мы ошибаемся в словах тысячу раз на дню, будьте готовы, что и вас прихватят за язычок, вытащат на свет Божий и накажут. Это нужно знать всем любителям замечать чужие ошибки или создавать на пустом месте информационный повод.

«Батюшка использует метод литературной гиперболизации»

Мы нашли священника, который обратил внимание на диктофонную запись протоиерея Андрея Ткачева.

Александр Пикалев преподает во Владикавказском православном духовном училище и является помощником проректора по воспитательной работе. В свое время он закончил медицинский колледж, работал на городской Станции скорой помощи. После окончания Ставропольской духовной семинарии служил в кафедральном соборе Святого Мученика Георгия Победоносца во Владикавказе, в храме Пророка Божия Илии. В его семье подрастает трое детей.

– О существовании записи я знал давно, - говорит Александр Пикалев. - Вполне возможно, что она была записана частным образом, в узком кругу слушателей. Я отреагировал на нее, когда другой священник, Святослав Шевченко, начал оправдывать Ткачева и писать о какой-то глобальной феминизации.

Я не выдержал и написал ответ. То утверждение, что это частное высказывание отца Андрея, а в основном он такого не говорит, не выдерживает критики. У протоиерея Андрея Ткачева достаточно похожих заявлений. Есть видеозаписи, где он перед большой аудиторией говорит приблизительно то же самое - что «любовь дает право применять насилие» и так далее. Это его манера выражаться. Давать морально-нравственную оценку, я думаю, специально не стоит, потому что и так всё понятно.

Меня возмутило то, что появился священник Святослав Шевченко, который начал за него заступаться и оправдывать. В частности, он пишет: «Просто уверен, что отец протоиерей намеренно сгущает краски для того, чтобы донести важную мысль до сердец слушателей. Проблема в том, что в наш век повальной либерализации и феминизации всего и вся очень сложно это сделать.

Мы живем в паутине красивых фраз. И для того чтобы заглянуть в душу собеседника, иной раз нужно разорвать эту паутину. А как это сделать? Назвать вещи своими именами. Как бы грубо это ни звучало». «На это мне возразят милые женщины: дескать, но ведь отец Андрей призывает к насилию. Ничего подобного. Если немного проанализировать текст, то становится совершенно очевидным, что батюшка использует метод литературной гиперболизации. Ну, начнем с того, что у женщин не бывает рогов (ни реально, ни фигурально). И в стиральную машинку женщина тоже не поместится, если это, конечно, не промышленная прачечная».

Говорить, что батюшка в принципе прав, что он нормально всё сказал, может быть, чуть-чуть перегнул палку, - отвратительно. И, конечно, я не выдержал, - говорит Александр Пикалев. - Подобная позиция, как и любая речь, публично призывающая к насилию и отрицающая человеческое достоинство в человеке по национальному, расовому, социальному или, как мы видим здесь, половому признаку, - недопустима.

Прокомментировать речь протоиерея Андрея Ткачева по «обламыванию рогов» мы попросили писательницу, драматурга, телеведущую, публициста Марию Арбатову.

– Эта запись сделана в узком кругу, не на проповеди, хотя это не умаляет сказанного. По сути дела, это призывы к расправе над женщинами. И с этой точки зрения наш Уголовный кодекс отвечает на все вопросы.

Кроме того, если человек является духовным лицом, он, безусловно, глубоко дискредитирует Православную Церковь. И если у нее есть другая позиция, она должна от него отмежеваться и кто-то из представителей аппарата РПЦ должен сделать некое заявление. В противном случае это очередное пятно на ее рясе.

- Отца Андрея взялся поддержать и оправдать известный блогер священник Святослав Шевченко…

Количество людей, поддержавших преступные заявления, не умаляет их преступности. Немало маниакальных мужчин по стране считает, что насилие - это язык, которым разговаривают в обществе, в семье и так далее. От этого насилие не перестает быть преступлением, которое наказывается по закону точно так же, как и призывы к насилию.

– А что же официальная позиция Церкви?

– Можно по-разному относиться к тому, что звучит в этой записи, особых сторонников такого подхода в нашей Церкви я не знаю, - говорит заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию церкви с обществом и СМИ Вахтанг Владимирович Кипшидзе. - В любом случае это было сказано для какого-то узкого круга лиц. Мало ли что кто на кухне сказал.

Я думаю, что не совсем корректно выносить это на общий суд и всеобщее обсуждение. Это частная беседа, частная запись, которая по каким-то причинам стала публичной. У нас нет комментариев по этому поводу, поскольку это частная запись. Мы же не будем комментировать то, что происходит в каких-то частных отношениях. Есть основы социальной концепции Русской Православной Церкви. В частности, глава десятая, касающаяся вопросов личной, семейной и общественной нравственности.

Читайте - это и есть официальная позиция Церкви.