Когда медовый и яблочный спас. Медовый спас: все о празднике. Важные правила святого дня

Когда медовый и яблочный спас. Медовый спас: все о празднике. Важные правила святого дня
Когда медовый и яблочный спас. Медовый спас: все о празднике. Важные правила святого дня

Хотите узнать всё о спасах в 2019 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.

Спасы в 2019 году

14 августа 2019 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый .

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие.

За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников , и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка – следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да – тленных, да – преходящих, но реальных, потому что они – настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» – это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» – здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные – это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее – так… А потому «с волками жить – по-волчьи выть», мы – люди немощные, грешные, но Господь милостив и да святые все с за нас заступятся и спасение наше – дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить – учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды – неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное (« », « », «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя « », многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» – вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего – вода, плоды, полотно ли – неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью – все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест – символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.

Вы прочитали статью Спасы в 2019 году: медовый, яблочный, ореховый . Читайте также.

Ежегодно в августе все православные отмечают три светлых праздника, именуемых Спасами. Каждый из них, так или иначе, связан с Иисусом Христом (нетрудно догадаться, ведь даже само слово «Спас» представляет собой сокращение от «Спаситель»). Сегодня мы поговорим о медовом, яблочном и ореховом Спасе, а также об истории этих праздников, их сути и многовековых традициях.

В первую очередь нужно разобраться с тем, когда празднуют Спас, на какой день приходится каждый из трех перечисленных праздников. Сделать это нетрудно, поскольку дата празднования год от года остается неизменной:

  • Медовый Спас проходит 14 августа (по старому стилю 1 авг.);
  • Яблочный Спас празднуют 19 августа (по старому стилю 6 авг.);
  • Ореховый Спас отмечается 21 августа (по старому стилю 8 авг.).

Каждый из перечисленных праздников связан с определенными историческими событиями и имеет собственные многовековые традиции.

Медовый Спас

Уже совсем скоро наступит медовый Спас 2017 года, - какого числа этот праздник, хорошо известно всем православным христианам, ведь он всегда проходит 14 августа. К этому времени у пасечников начинается «горячая пора» - им нужно откачивать мед из сот, которые пчелы успели заполнить до отказа. Прихожане торопятся в церковь, чтобы освятить воду и мед. Считается, что свяченое лакомство приобретает способность исцелять любые болезни.

На медовый Спас приходится крестный ход Честных Древ Животворящего Креста. Его совершают в память о чудесном избавлении от эпидемии, которая произошла в Константинополе (сегодня этот город принадлежит Турции и называется Стамбул). В те времена с наступлением летней жары люди массово гибли из-за болезней и эпидемий. Бедствие удалось остановить, благодаря фрагментам Животворящего Креста, которые использовали для освящения колодцев и водоемов.

Народные обычаи

Основными атрибутами медового Спаса считаются мед и мак. Их освящают в церкви, из них готовят всевозможные лакомства. В старину хозяйки готовили медовое молочко, в которое полагалось макать блины. Начинать утро полагалось с глотка свяченой воды, которую специально припасали для этого случая. Съедая первую ложку меда на медовый Спас, полагается . Считается, что оно обязательно должно исполниться.

В стародавние времена праздник медовый Спас считался подходящим временем для совершения добрых дел. Люди помогали нищим и вдовам, дарили им подарки и гостинцы, заготавливали дрова на зиму. Медовый или «первый» Спас издревле считается праздником молодых девушек и детей. На Руси молодежь в праздничный день не работала, а в городах и деревнях проходили медовые ярмарки.

Углы в доме на медовый Спас принято посыпать маком, чтобы отпугнуть нечистую силу. Вокруг хлева со скотом полагалось разбрасывать маковые головки. Считалось, что если так поступить, то ни одна не сможет украсть у коровы молоко.

Почему Спас стал «Мокрым» или «Маковым»

У праздника есть несколько альтернативных названий. В частности, его называют «Мокрым», «Водным» или «Спасом на воде». Это объясняется тем, что по старому стилю праздник приходится на день крещения Руси. На Водный Спас полагалось:

  • Освящать колодцы, причем как вновь вырытые, так и старые;
  • Чистить источники питьевой воды от ила;
  • Принимать водные процедуры, чтобы смыть с себя грехи;
  • Мыть скот и поить его из освященных водоемов (чтобы не болел).

Маковеем или Маковием медовый Спас называют в честь мучеников братьев Маккавеев, которые пошли против воли сирийского царя Антиоха и не пожелали воздавать почести языческим богам. Братья приняли мученическую смерть, но не отреклись от своей веры.

Как приготовить «Маковейчик»

Маковейчиком называют небольшой веночек, плетеный из особых трав. Его использовали в качестве оберега, способного обеспечить защиту жилища на один год. Маковейчики можно было купить на рынке, но многие девушки плели их своими руками. Считалось, что в этом случае оберег получает наибольшую силу. В состав веночка входят следующие травы:

  • Донник - предотвращает размолвки между супругами;
  • Подсолнечник - подарит радость и солнечное тепло;
  • Календула - и всевозможных болезней;
  • Золотистая володушка для душевного тепла;
  • Калина - растение, оберегающее женскую красоту и домашний очаг;
  • Душистая мята - для доверия в семье;
  • Тирлич - чтобы муж восхищался женой;
  • Веточка полыни - от недоброжелателей и злонамеренных людей;
  • Колоски овса - для и достатка в доме.

Оберег полагалось перевязать красной лентой, а затем закрепить возле окна или положить на подоконник. Его не убирали в течение всего года, а затем заменяли на новый талисман.

Яблочный Спас

Вас интересует, какого числа пройдет яблочный Спас 2017 года? Можем ответить, что в этом году празднование события, как и всегда, состоится 19-го августа. История праздника описана в Библии следующим образом…

…Иисус Христос поднялся на гору Фавор для молитвы, компанию ему составили верные ученики Иоанн, Петр и Иаков. Там Сын Божий узнал о своем истинном предназначении и о великом деле, которое предстоит выполнить во имя всего человечества. Спаситель запретил своим ученикам рассказывать об этом откровении и послал их в сад, собирать плоды для освящения. Через 40 дней Христос был распят на кресте.

Традиции праздника

Чтобы подготовиться к яблочному Спасу, дата которого совпадает с праздником Преображения Господня, верующие выдерживают пост, очищают тело и душу. Накануне события проходит большая церковная служба, затем - торжественная литургия и крестный ход. Священнослужители облачаются в торжественные белые одежды, церкви украшают множеством ламп.

На время праздника следует отложить все повседневные дела по хозяйству. С шитьем, стиркой или ремонтными работами лучше повременить, а уборку дома положено выполнить заблаговременно. Допустимыми работами считаются только сбор и обработка урожая.

Следует помнить, что на яблочный Спас продолжается Успенский пост, поэтому для верующих мясная и жирная пища все еще остается под запретом. Впрочем, во время самого торжества допускается некоторое послабление - можно порадовать себя рыбным блюдом или бокалом вина.

Существует старинный обряд очищения дома, который положено проводить на яблочный Спас. Для проведения церемонии вам потребуется одно яблоко и церковная свеча. Яблоко нужно разрезать на две равные части и извлечь из них сердцевину. Затем в одну половинку плода вставляют свечу, поджигают ее и обходят дом три раза по часовой стрелке. В это время полагается и другие православные молитвы.

Когда свеча полностью прогорит, нужно попросить у Господа мира, покоя и достатка для своего дома. Оставшийся воск оставляют внутри яблока, половинки которого накрепко связывают между собой тонкой веревкой. Плод относят подальше от своего дома и закапывают в землю.

Почему нельзя есть яблоки до Спаса

Многие люди интересуются - почему нельзя есть яблоки до яблочного Спаса? На самом деле, согласно Типикону (церковному Уставу), верующим запрещается употреблять виноград до праздника Преображения. Яблоки являются своего рода заменой винограда для России, поскольку в местных условиях (за исключением южных регионов) виноград плохо вызревает. С давних пор существует традиция освящать первые плоды нового урожая, прежде чем их вкусить. Именно с этим связан запрет на употребление яблок до яблочного Спаса.

Ореховый Спас

Далеко не все люди помнят, какого числа ореховый Спас 2017 года. Для тех, кто запамятовал, напоминаем, что этот праздник приходится на 29 августа. Основным символом празднества стали орехи. Между прочим, жрецы полагали, что орехи стимулируют мозговую деятельность и даже могут наделять человека сверхспособностями, если есть их в достаточном количестве. В течение некоторого времени есть эти плоды дозволялось только служителям культа.

Чудо нерукотворного образа

Эту старинную легенду подтверждает документ, найденный в 4 веке н.э. Однажды управитель города Эдессы по имени Авгарь заболел проказой. Властитель прознал о чудесах, совершаемых Иисусом Христом, и отправил к Спасителю своего гонца с письмом, в котором он выражал свою просьбу об избавлении от недуга. Этим гонцом стал художник по имени Ананий. Живописец захотел изобразить лик Христа, но ему так и не удалось запечатлеть Его.

Тогда Иисус умылся и вытер лицо - на материи остался Нерукотворный образ Его лика. Ананий привез полотенце Авгарю. Едва прикоснувшись к нему, управитель исцелился от проказы. Священную реликвию вывесили над городскими воротами. Некоторое время спустя она была украдена недоброжелателями, и лишь через несколько столетий ее выкупил правитель Византии, император Михаил III.

Как праздновать ореховый Спас

Если 29-го августа срезать ветку орехового дерева, то можно превратить ее в талисман для своего дома. Веточку положено держать на окне или в «красном углу». На ореховый Спас также заготавливали банные веники, которые полагалось делать из орешника.

Православные на ореховый Спас обязательно должны сходить в церковь, помолиться Богу и освятить корзинку с дарами природы - орехами, спелым виноградом, душистым медом, свежевыпеченным хлебом, яблоками. Также полагалось напечь к празднику сладостей, в состав которых непременно должны входить орехи.

И орехового Спасов переплетаются христианские и народные традиции. С одной стороны, эти праздники издревле венчали собой сбор урожая различных плодов земледелия и даров земли. С другой стороны, христианской, каждый Спас отмечается в честь Спасителя - Иисуса Христа. Можно ли проложить между этими традициями границу? Вопрос риторический. А вот узнать о том, когда медовый и празднуются, не составит труда.

Мед укрепит ваше здоровье

Медовый, ореховый. И все же на первое место надо бы поставить медовый Спас. Именно он отмечается первым, его празднование приходится на 14 августа. В это время пчелы заканчивают наполнять ульи медом, и его уже можно, освятив в церкви, есть. В народе считали, что мед, освященный в день Спаса, поможет справиться с разными болезнями, он укрепляет здоровье. Хранится этот мед долго. И важно каждое утро натощак съедать кусочек хлеба с медом. Если в семье возникла ссора, надо заварить чай, добавить в него чайную ложку освященного меда и выпить его всей семьей.

В день медового Спаса отмечается день памяти мучеников Макквеев. Поэтому второе название первого Спаса - маковый. В церкви кроме меда освящают еще и мак. А потом пекут всевозможные и медом. Кстати, с медового Спаса начинается и самый приятный пост, в этот день на стол подаются маковые пироги или блины. Называется пост Успенским в честь Успения Богородицы. Длится он до 28 августа.

Кроме того, в медовый Спас в церкви освящают еще и воду, так как в этот день в 988 году была крещена Русь водой из Днепра, и первый Спас по этой причине называется еще водным или мокрым Спасом.

С медового Спаса в народе начинались проводы лета, а также уборка урожая.

Спас яблочный, медовый, ореховый… Второй по дате Спас стоит на первом месте. Почему? Потому что он считается более значимым. Яблочный Спас приходится всегда на 19 августа и отмечается вместе с Преображением Господним - явлением Божественного величия Иисуса Христа перед его учениками: Петром, Иоанном и Иаковом. Во время их совместной молитвы лицо Иисуса засияло светом небесным, а одежда стала белее снега. Затем появились и Илия. Они говорили с Иисусом о его исходе, который вскоре произойдет в Иерусалиме. Иисус запретил своим ученикам рассказывать о том, что произошло, пока он не воскреснет, как было предначертано.

В этот день после церковной службы происходило освящение фруктов, в основном яблок. Поэтому в народе праздник Преображения назвали яблочным Спасом. Считается, что только после яблочного Спаса можно собирать яблоки, печь пироги и делать варенье из яблок.

Второй Спас знаменует собой начало осени, а еще проводит своего рода границу между летними и осенними сельскохозяйственными работами. Селяне до Преображения старались подготовить землю для посева, чтобы после праздника можно было сеять озимые, а также начинать копать картошку.

Ореховый или хлебный

Спас яблочный, медовый, ореховый… Последним в этом списке всегда стоит потому что он отмечается после медового и яблочного, а именно - 29 августа.

Третий по счету Спас установлен в честь Нерукотворного образа Иисуса Христа. Согласно преданию, на куске ткани, которым после умывания отерся Христос, отпечатался его лик. С помощью этого образа получил исцеление от проказы Авгарь, который правил в сирийском городе Едессе. Нерукотворный этот образ долго хранился в Едессе, но затем был перенесен в Константинополь. Этому событию и посвящен праздник, его еще называют Спасом на холсте. Есть у него и еще два названия: хлебный и ореховый. Потому что в это время созревают орехи и заканчивается жатва хлебов. Во многих деревнях и селах проводили во время третьего Спаса дожинки и пекли пироги из зерна нового урожая.

Во всех городах России Спас медовый, яблочный, ореховый 2013 отмечался ярмарками и выставками лучших сортов меда, яблок, орехов и других разнообразных даров земли нашей. Частью русской культуры считаются народные гулянья, организуемые в эти праздники. И приготовленных народными умельцам вкусностей на этих праздниках, как правило, не счесть.

Спас яблочный, медовый, ореховый - три праздника, но одновременно и время начинающегося 14 августа и завершающегося 28 августа. Он даже получил название Спасовка, так как начинается во время медового Спаса, середина его приходится на яблочный Спас, а концовка - на ореховый Спас. Но благодаря множеству овощей и фруктов он считается у верующих легким и заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы.

Летние церковные праздники отличаются особой связью с народными обычаями и природой. Сегодня мы поговорим о трех самых важных из них и постараемся узнать, какого числа пройдет яблочный, медовый и ореховый спас 2019 года, а также – какие блюда лучше всего вкушать в эти дни.

Наша славянская культура таит в себе немало летних обычаев, суть которых кроется в глубокой связи языческих поверий и христианской морали. Так, очень интересны Спасы – праздники, отмечающиеся во второй половине лета. Количество этих праздников невелико: всего три. Само название праздника кроет в себе отсылку к Иисусу Христу, которого называют Спасителем. В народном понимании такое название скрывает в себе глубокую мысль о том, что народ в это время спасает себя, пытаясь выжить за счет трех главных летних продуктов: яблок, хлеба (орехов) и меда.

Яблочный

Яблочный Спас 2019 – один из первых дней урожая в славянской традиции. Отмечается в самом начале августа, если быть точным – 19 числа по новому стилю. Скорый по следованию за первым спасом. Значение этого дня сводится к тому, что природа начинает свое преображение и готовится к осени.

На Яблочный Спас яблоки нового урожая принято освещать в церкви. Особенно почитают весь этот день родители погибших маленьких детей. Считается, что если семья не употребляла до этого момента яблоки, то ребенок на том свете получается в подарок плод райского дерева. По этой причине нельзя было есть яблоки до яблочного спаса. Обязательным считалось, что женщина, в чьей семье произошло несчастье, относила в храм на службу несколько плодов, чтобы осветить их и передать на могилу умершим.

В этот праздник было принято провожать закат в поле с множеством песен и плясок. Очень любили предки наши и хороводы с песнями, плясками. Кроме того, принято было готовить различные блюда с использованием яблок. Только представьте: румяные запеченные яблочки на одном столе с пирогами и блинами, приправленными яблочным вареньем. Калитки из постного теста с грибами и ягодами тоже были любимыми блюдами семей в это время. Их фотография представлена ниже.

Какого числа Яблочный Спас будет намечаться на 2019 год? Яблочный Спас в 2019 году пройдет 19 августа, в субботу, что очень хорошо, ведь многие люди в будни просто не смогли бы посетить церковь и насладиться этим замечательным событием, которое так важно для тех, кто хочет приобщиться к культуре своих предков. Когда будет удобно, можно испечь различные яблочные пироги и шарлотки, которые сделать может даже ленивый.

Медовый

Медовый Спас 2019 – праздник, приходящийся на 14 августа по новому стилю. Этот день посвящен памяти деревьев из стволов и ветвей, которых был создан крест, ставший символом распятия Иисуса Христа. Кроме того, считается, что с этого момента начинается Успенский пост, в который разрешено есть овощи и собирать мед. Традиционно в этот день было принято совершать крестные ходы, святить воду и купаться в реках. С этого же момента начинался засев полей озимой рожью. Медовый Спас картинки помогут вам понять, как художники видят этот замечательный праздник.

Кроме того, принято было освещать в храмах не только воду, но и мед нового урожая. По народным поверьям, в этот праздник женщинам прощались все их не вымоленные прежде грехи.

Интересно и то, что 14 августа – день почитания святого Макавея, приуроченный к сбору мака. Именно поэтому в этот праздничный день принято выпекать и кушать не только и блины с медовыми топингами, но и готовить маковые пироги, рулеты и, конечно, булочки.

Медовый Спас в 2019 году пройдет в понедельник 14 августа. Если в этот день у вас не получится посетить церковь, то вечером устройте посиделки дома с родными за праздничным вкусным столом. Приготовьте своим любимым и близким маковый рулет с медом и чай на основе чабреца или мяты. Все эти компоненты пользуются отличными отзывами и очень хорошо сочетаются друг с другом.

Ореховый

Ореховый Спас в 2019 году – последний в чреде августовских празднеств. Отмечается он 29 августа по новому стилю. Посвящен получению нерукотворного образа Спаса – одной и самых почитаемых икон в славянской культуре. Орехи – не единственный символ этого праздника. Кроме них огромным почитанием в этот день пользуется хлеб. Именно в этом суть второго названия праздника – Хлебный Спас.

Принято в это время выпекать различные хлебобулочные изделия из зерна свежего урожая, которые можно есть с орешками, ягодами или медом. Такую пищу будет не только вкусно, но и полезно съесть.

Какого числа Ореховый Спас 2017? В новом году Ореховый Спас пройдет 29 числа, выпадающего на вторник. Постарайтесь в это праздничный день порадовать близких какой-то вкусной, но простой выпечкой или домашним хлебом. Поздравления с Ореховым Спасом лучше всего сопровождать булочками и пирожками с грецкими орехами или фундуком.

Фотогалерея

Фото 1. Ореховый пирог Фото 2. Медовый пирог

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова