Как сдать зачет по философии. Ссылайтесь на независимые источники. Излагайте информацию с умным видом и энтузиазмом

Как сдать зачет по философии. Ссылайтесь на независимые источники. Излагайте информацию с умным видом и энтузиазмом

На носу экзамен, а вы весь семестр гуляли и радовались жизни, так что смутно помните, что там говорили на лекциях и какого цвета учебник? Не беда! Сдать экзамен, ничего не зная по предмету, — это реально!

Знаете САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ЗАЧЕТКИ?

«Первые два года вы работаете на зачетку, следующие три года зачетка работает на вас».

Четверки-пятерки на первых страничках располагают преподавателя на позитивную оценку ваших способностей.

Ну, а если похвастаться нечем, то просто скрепите предыдущие странички скрепкой. Снимать ее преподу будет неудобно.

Как сдать устный экзамен ничего не зная. Стратегия успеха

Вы должны выглядеть уверенным и подготовленным

Спокойно входите в кабинет, смело берите билет, не допускайте грустных пауз при ответе. Рассуждайте, что бы то ни было.

Не говорите: «Не знаю», что бы там не произошло, вы просто «не помните».

Создайте впечатление эрудированного человека

Стройте сложные фразы, отягощенные вводными конструкциями. Употребляйте побольше «умных» слов, терминов, иноязычных заимствований.

Возможно, преподаватель, услышав милое его уху слово, немедленно прекратит допрос и поставит «отлично».

Эффект вашей фразы прямо пропорционален ее длине и запутанности

Говорите, не останавливаясь, формально придерживаясь темы, оперируя сведениями, полученными от преподавателя, так чтобы ваша речь при этом не была похожа на чепуху. Говорите ровным монотонным голосом.

Усыпите бдительность преподавателя и создайте иллюзию, что ключевая информация уже изложена.

Излагайте информацию с умным видом и энтузиазмом

Проявите свою искреннюю заинтересованность темой и увлеченность предметом. Вы добьетесь уважения преподавателя и создадите иллюзию хорошего знания предмета.

Ссылайтесь на независимые источники

Цитируйте, называйте побольше имен, дат, ссылайтесь на информацию, полученную из книг, фильмов, передач, личного опыта и лекций по другим предметам.

Проявите свою фантазию и креативность

Даже если не знаете ответа, попробуйте подумать и сказать наугад.

Одна моя подруга умудрилась почти правильно доказать неизвестную ей теорему по геометрии.

Если вы знаете ответ на первый вопрос билета и только половину ответа на второй вопрос, то скажите примерно так: «Позвольте, я отвечу сначала на второй вопрос, так как лучше всего разбираюсь в нем», а затем уверенно, спокойно и без остановки начните отвечать. Вас остановят и попросят перейти к первому вопросу, а его-то вы знаете хорошо.

Оденьтесь соответственно

Если от преподавательницы ушел муж, то во всех красивых студентках она подсознательно будет видеть свою соперницу. Если у нее не может найти хорошую работу сын, то она сама того не осознавая будет представлять всех энергичных студентов его конкурентами.

Поэтому красивой модно одетой студентке стоит на время отказаться от мини-юбок и декольте, а студенту стоит изобразить скромного молодого человека.

Напротив, если преподаватель всегда одет стильно и как с иголочки, не стоит являться на экзамен в костюме а-ля «деревня Клюевка».

Идите отвечать в первой пятерке добровольцев

Сложился стереотип, что первыми отвечают самые подготовленные. Даже, если вы что-то напутаете, вам зачтут вашу смелость.

В конце дня экзаменатор уже устанет, но и вы измотаетесь. В этом случае старайтесь отвечать за более слабым студентом. А лучше за двоечником. На его фоне вы будете выглядеть лучше.

Задумываться об экзаменах нужно еще тогда, когда начинается новый предмет и появляется новый учитель.

Нет, я не о том, что надо учиться. Создайте хорошую репутацию и вас не будут валить.

Постарайтесь заранее сформировать хорошие отношения с учителем

Совсем не обязательно ради прикола поджигать ему за спиной волосы, срывать урок интересными шуточками или приглашать специальную комиссию проверять наличие тараканов в общежитии накануне выпускных экзаменов. (Был у нас такой защитник прав студентов, закончил с тройками по всем госам.)

Создайте впечатление любознательного ученика

Иногда задавайте учителю интересные вопросы по теме урока или делитесь с ним новой для вас информацией, вычитанной из журналов или услышанной в телепередаче.

Расспрашивайте преподавателя о его ученых степенях, диссертациях, научных публикациях, если они есть, конечно. Будьте уверены, вас оценят и запомнят.

Выручайте учителя в трудной ситуации

Помогайте в организации смотра самодеятельности или на субботнике, активно участвуйте в театральной постановке или пишите статейки в стенгазету.

Иными словами, если не хотите зубрить, умейте вовремя подвернуться под руку учителя, оказаться полезным или поболтать по душам.

Поддерживайте хорошие отношения со студентами старших курсов

У них всегда можно найти готовые контрольные, лабораторные, конспекты и курсовые. А еще они знают все слабые стороны педагогов, знают какие лекции обязательно нужно посещать, а где можно не появляться, по каким экзаменам можно получить автомат, а где будут спрашивать строго.

Найдите нужного человека, подкармливайте пивом и заучите его телефон.

Постарайтесь получить автомат по предмету

Возможно нужно просто примерно походить на лекции в конце семестра и сдать пару рефератов. (см. пункт 4)

Поощряйте старосту отмечать ваше присутствие на лекциях даже если свалили домой при помощи шоколадок.

Как сдать экзамен ничего не зная: черные методы

Досрочная сдача

Обязательно разузнайте в каких условиях она происходит.

Если вы будете отвечать с другой группой — лучше отказажитесь.

Если вы будете сидеть со всеми на лекции, то это – отличный шанс. Даже если вас посадят за первую парту, ждите, пока учитель не отвернется к доске. Помните, что когда преподаватель говорит, ему удобнее и интереснее смотреть на слушающих, а не на того, кто уткнулся в листок бумаги.

Метод «пробить мазу»

Берите бутылку коньяку, коробку конфет и идиете к преподу. Только ни в коем случае не в тот день, когда у него было совещание или с утра хмурое лицо, потому что жена не дала.

Идите в субботу или вечером в пятницу, когда преподаватель находится в радостном предвкушении выходных. Ваши подарки будут весьма кстати.

Главное быть понаглее. Если учитель бутылку возьмет, а автомат не поставит, значит, на экзамене к вам будет совершенно другое отношение.

Шпоры

Пишите шпоры сами. Так у вас в голове лишний раз отложится информация.

Постарайтесь выучить основы курса и ответы на любимые вопросы препода.

Не держите шпоры на ногах, под партой и там, куда трудно заглядывать.

Шпора должна быть у шариковой ручки и ваша голова должна быть повернута к ручке. Не делайте никаких движений головой и резких движений.

Никогда не списывайте с книг и методичек. Не ленитесь написать шпоргалки. Времени при подготовке к экзамену на это точно хватит.

Бомбы

Бомбы – листки с готовыми ответами, которыми вы замените ваш чистый листок бумаги. Продумайте, как вы их будете доставать.

Напишите бомбу, подложив под нее чистый лист бумаги. Сильно нажимайте на ручку, чтобы слова отпечатались на белом листе. Исписанные листки выбросьте, а стопку белых листочков с оттиском принесите на экзамен. Потом просто обведете невидимые надписи ручкой.

Технические средства

Запишите ответы на плеер, диктофон, телефон и используйте беспроводные наушники. Наушник лучше спрятать в рукаве на резинке или под шарфом.

Можно закачать на телефон фотошпаргалку, скачать с интернета готовые шпоры или учебники, сохранить информацию в черновиках смс.

Справка о болезни

Если еще до захода в кабинет ясно, что шансов у вас нет, бегите в больницу за справочкой на сегодняшнее число. Лучше неявка на экзамен, чем неуд.

Как сдать экзамен, ничего не зная и получив неуд?

Боритесь до конца

Если вам хотят поставить неуд, просите дополнительный вопрос, плачьте, рассказывайте, все что угодно: вы переволновались, перенервничали. у вас накануне умер хомячок.

Берите направление на пересдачу

Бегите срочно в деканат и просите направу на пересдачу.

Если в деканате ее не дают, пока не сдадите все экзамены, то обращайтесь к другому зам декана. Не забудьте про способ с конфетками и коньяком. Обратите внимание на секретаршу. Она тоже может помочь. Тут уже должны подействовать обаяние, конфеты и кофе.

Направление на пересдачу можно выписать на любого преподавателя, который читает тот же курс лекций. Только сначала договоритесь с ним заранее.

И последнее напутствие для тех, кто хочет сдать экзамен ничего не зная.

Преподаватель изначально настроен на положительную оценку, ему совсем не хочется вас валить и тратить свое личное время на пересдачу, если, конечно, вы в свое время не подпалили ему за спиной зажигалкой волосы, не вызвали комиссию по проверке жизнедеятельности тараканов в общежитии и не заявили в газету, что все преподы вашего вуза берут взятки. Он вам не враг. Помогите ему поставить вам эту желанную оценку в зачетку.

Почему мужчины изменяют?

Где и как познакомиться с парнем?

Как превратить своего парня в романтика?

Как жить со свекровью? Моя свекровь монстр!

Инструкция

Обычно курс философии в вузе состоит из двух частей: история философии и теория философии. Первую в первом семестре, сдают по ней зачет и "благополучно" забывают. Вторую, соответственно, изучают во втором семестре, экзамен сдают по обеим частям. История философии, как правило, не вызывает проблем - ее можно просто вызубрить. С теорией все сложнее - чтобы уметь излагать ее на экзамене, ее нужно хотя бы немного понимать. Особенно, если преподаватель дотошен и обожает свой - такие с радостью будут готовы рассуждать с вами целый час о проблемах истинного знания.

Дисциплинированный студент может вообще избежать экзамена по философии, если будет посещать все или почти все пары и отвечать на семинарах: в конце года он, скорее всего, получит "автомат". Сила воли, конечно, для этого нужна немалая, особенно ближе к лету, когда за окном категорически мешает рассуждать о роли социальной революции в развитии цивилизаций. Но, наверно, "автомат" по философии этого стоит. Тем более, сеть пестрит рефератами и докладами по философии, и всегда можно найти что-то интересное по теме, прочитать и выступить на .

Как же быть тем, кому "автомат" не светит? Вряд ли стоит сразу бежать в магазин за шпаргалками, да и не всегда можно списать. Шпаргалки лучше написать самим, а после этого...оставить их дома, поскольку вы все запомните. Многие очень хорошо запоминают, когда , причем, именно пишут, а не печатают на компьютере.

С философии разделаться легко. Просто делите всю философии на периоды - античность, средние века, возрождение и т.д. Нарисуйте схему, чтобы просто , что идет после чего и какой представитель относится к какому времени и течению. Это будет такой "скелет", на который потом легко пристроить крупные и мелкие детали: идеи, концепции, теории. Лучше всего взять большой лист бумаги, например, формата А3 и изобразить всю историю философии на этом листе. Будет краткий наглядный конспект.

Что касается теории философии, то тут легче написать по каждому вопросу относительно подробную шпаргалку - с помощью наиболее простого для понимания учебника. Чтение сложных и подробных пособий вам не поможет, вы только потратите время на их осмысление, кроме того, на экзамене никто не ждет, чтобы вы помнили каждую мелочь. Каждую шпаргалку можно сопровождать схемами, т.е. всем, что может вам помочь. Вечером перед экзаменом или утром, если вы рано встаете, пробегитесь глазами по всем шпаргалкам. Основное вы будете помнить точно.

Преподаватели философии - люди обычно непростые. Лучше не портить с ними , не спорить лишний раз, не показывать свою нелюбовь к тому философу или к той теории, которую преподаватель особенно ценит. Установление хороших отношений с преподавателем может легко перевести ваш ответ на экзамене в разряд непринужденной беседы. Так что без "отлично" или хотя бы "хорошо" вы точно не останетесь.

Я приняла Ислам 3 года назад.Сейчас учусь на 2 курсе юридического факультета, и в летнюю сессию нужно будет сдавать экзамен по философии. Я не знаю, как его сдавать, потому что тамочень много говоритсяо многобожии, большинство тем построены на основании христианских взглядов, пророка Ису называют Богом.

Профессор, который принимает экзамен, – атеист и основывает свои лекции с этой точки зрения и с позиции Христианства. Подскажите, пожалуйста, что мне делать.

Ответ :

С точки зрения религии :

После того как человек искренне произносит шахаду (формула единобожия) и становится мусульманином – его жизнь начинается с чистого листа, все предыдущие грехи смываются.

Сообщается от Амра ибн Аса (да будет доволен им Аллах): «Однажды я пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал :“Дай мне свою правую руку, чтобы я присягнул тебе! ” И он протянул её. А я не протянул, и тогда он спросил: ”Что с тобой, о Амр? ” Я ответил, что хотел бы поставить условие. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опять спросил: ”Какое условие ты хотел поставить? ” Я сказал: ”Чтобы мне простились мои грехи ”. Тогда он спросил: ”Разве тебе неизвестно, что Ислам прощает всё, что было прежде? ”» (Муслим).

وعن عمرو بن العاص قال أتيت النبي صلى الله عليه وسلم فقلت ابسط يمينك فلأبايعك فبسط يمينه قال فقبضت يدي فقال ما لك يا عمرو قلت أردت أن أشترط قال تشترط ماذا قلت أن يغفر لي قال أما علمت أن الإسلام يهدم ما كان قبله وأن الهجرة تهدم ما كان قبلها وأن الحج يهدم ما كان قبله " ؟

Хочу искренне и от всей души поздравить Вас с новой жизнью!

Попросите преподавателя подкрепить свои гипотезы аргументами. Поверьте, мягко говоря, это ему будет очень сложно (поскольку современные научные открытия позволяют сделать вывод, что Вселенная была создана, а не появилась сама по себе. К примеру, образование белка– основного строительного материала живых организмов– без посторонней помощи НЕВОЗМОЖНО).

Изучайте исламскую философию, читайте книги Ибн Сины, аль-Фараби, особенно произведения имама аль-Газали! Посмотрите фильмы о крахе теории эволюции и другие. В них достаточно доходчиво объясняются те или иные положения человеческой жизни, раскрываются так называемые «вечные вопросы философии», и всё это не только с религиозной точки зрения, основываясь лишь на вере, но и подкреплено научными открытиями, опытами, посредством современных технических средств.

С точки зрения психологии:

С подобной проблемой сталкивается практически каждый верующий студент, причём не важно, какой религии он придерживается. В данном случае необходимо учесть ряд деталей.

Во-первых, сам преподаватель, скорее всего, получал образование в советской высшей школе, когда религия была под запретом, а единственно правильным направлением научной мысли был признан диалектический материализм. Это могло повлиять не только на его мировоззрение, но и на стиль преподавания собственного предмета, на его педагогические установки.

Во-вторых, сам преподаватель может быть ограничен рамками государственного образовательного стандарта, где в обязательном порядке предписан курс истории философии, а это история, в общем смысле попытка разрешения основного вопроса философии: отношения материи и духа, сознания к бытию и вопрос о познаваемости мира. Тот факт, что этот вопрос до сих пор не решён окончательно, уже говорит о беспредметности философии, об абстрактности этой дисциплины.

По большому счёту, философия (в переводе – любовь к мудрости) – достаточно важный предмет, заставляющий человека думать о мироздании, находить ответы на самые важные вопросы. В принципе, мы не должны ограничивать себя в вопросах о сущности мироздания, для нас (мусульман) есть лишь запрет на размышлениео том, что Он из себя представляет внешне. Этот вопрос опасен тем, что может увести в ересь. Именно его и стараются поднимать многие философы, сбившиеся с правильного хода рассуждений,тем самым пытаясь сбить других.

Если Вам будет задан подобный вопрос на семинаре или экзамене, то вовсе не стоит сразу же вступать в пререкание, постарайтесь найти красивый ответ, такой, который либо обескуражит преподавателя, либо удивит.

К примеру, можно задать встречный вопрос о том, что представляет собой край Вселенной, или пусть он опишет её бескрайность. Самое главное для Вас –не вызывать его на спор, Ваши ответы не должны звучать как вызов.

В-третьих, поменяйте своё личное отношение к этому предмету. Не воспринимайте его как нападки на Ваши религиозные взгляды, смотрите на него как на сборник различных мыслей людей, живших в различные эпохи. В принципе, каждый человек имеет право на собственное мировоззрение, этот вопрос касается только его и Бога.

Если Вы сможете так воспринимать ситуацию, то Вам не составит труда излагать их учения, относясь к ним лишь как к попытке объяснить мир – и всё. Ненужно никаких эмоций, это всего лишь предмет, который Вам необходимо сдать. Но из него Вы можете немало узнать, расширить свой кругозор и подготовить себя для будущих дискуссий с атеистами. Ведь зная то, чем они будут оперировать, Вам будет намного легче строить свои ответы, заранее предвосхищая их вопросы.

У Ницше есть интересная фраза: «Всё, что меня не убивает, то делает меня сильнее», – так вот и здесь тоже самое, данный предмет – своего рода проверка Вас на силу веры, и если Вы сможете достойно пройти этот этап, то Ваша вера станет ещё сильнее, ещё более аргументированной.

В заключение хочу обратить Ваше внимание на следующее: представьте себя выпускницей юридического факультета, постарайтесь увидеть конечную цель, и тогда Вы увидите, что экзамен по философии – всего лишь маленькая ступенька на пути к большой цели. Наоборот, расширяйте свои знания, не надо бояться этого предмета.Чем шире будут Ваши познания в этой области, тем крепче будет Ваша вера – так как она будет не слепой, а основанной на знании. Ведь Ислам не боится науки, потому как знает, что через науку человек обязательно придёт к Богу, таких примеров в истории – масса. Удачи Вам и терпения.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Добрый день, уважаемые читатели. Многие из вас — студенты технических вузов. Обычно для технарей экзамен по философии — это ад. Сегодня я постараюсь рассказать вам, как я когда-то сдавал философию. Я искренне надеюсь, что мой гайд вам поможет.

Итак, у вас есть список, в котором написаны X непонятных экзаменационных вопросов. Вероятней всего, вы ничего не знаете по этим вопросам (знали бы — не читали бы эту статью). У вас есть, например, около 5-7 дней, чтобы подготовиться к экзамену и сдать его, как минимум на хорошо, а лучше — на отлично. Предполагается, что автомата за экзамен у вас нет, и придется сдавать его самому.

Так как мы с вами — технари, то с логикой у нас все замечательно. Поэтому, будет создавать алгоритм действий, выполнив которые вы сдадите экзамен по философии.

Сначала задам вам вопрос — у вас экзамен устный или письменный? В 90% случаев — экзамен устный (ведь это гуманитарный предмет). Если вам ужасно повезло и экзамен письменный, то часть пунктов вы сможете не выполнять (я буду помечать эти пункты).

Первое, что вам придется сделать — это найти ответы на каждый экзаменационный вопрос. Возможно несколько вариантов:

  1. Ваш преподаватель, как и любой студент — ужасный лентяй. Список вопросов составлял не он, а взял с гугла или с какого-то другого источника. Если это так, то вы — счастливчик. Вероятней всего, есть word-овский файл, в котором собраны ответы на все вопросы.
  2. У вас большой поток: философию вы сдавали не первой группой, поэтому какая-то группа уже наверняка подготовила ответы на экзаменационные вопросы. Вам останется только взять ответы у студентов с потока (у вас же дружный поток?).
  3. Лектор — настоящий преподаватель. Он собрал свой список вопросов, в который включил то, что читал вам на лекциях. В этом случае вам придется по каждому вопросу искать ответ в гугле (в идеале — в конспектах, которые вы, наверное, писали на лекциях, все ответы должны быть. Вам останется только набрать их в электронном варианте). Кстати, в данном случае вы уже на этой стадии начнете готовится к экзамену, ведь собрать свой список ответов — это уже значит, как минимум, прочитать огромное количество информации и отобрать нужное.

На первый этап вы можете потратить не больше, чем 20% времени, доступного для подготовки к экзамену (в случае, если ответы вы готовили сами, иначе — 10%).

Следующий этап я называю — «быстрый проход». Задача за тоже количество времени, что вы потратили на первый пункт, прочитать все ответы на один раз. Во время прочтения вы поймёте, сколько % вопросов вы знаете хоть как-то.

Следующий этап подготовки к успешной сдачи экзамена по философии. У вас есть (100-20-20-20)% == 40% времени в любом случае. За это время вы должны качественно проработать каждый вопрос. На один вопрос у вас есть (Х/40)% времени. Однако, некоторые вопросы вы знаете лучше, на них следует потратить немного меньше времени, чем на остальные.

В заключительные 20% времени вы обязаны повторить этап «быстрый проход», повторив все. В худшем случае получается, что вы прочитаете каждый вопрос по 3 раза, а в лучшем — по 4. Этого достаточно, чтобы ответить на дополнительные вопросы преподавателя, написать хоть что-то.

Хитрости сдачи экзамена по философии

  1. Эту хитрость я называл «подмена». Условия выполнения хитрости: перед вашей группой этому преподавателю сдавал кто-то из ваших знакомых. Он должен сказать вам следующую информацию: на своих ли листочках студент пишет ответ, или на преподавательских, количество вопросов, требуемый объем ответа на 1 вопрос. Хитрость заключается в том, что вы приходите на экзамен, показываете якобы вы пишите, а потом, в удобный для вас момент времени, достаете листочек с ответом на ваш вопрос и уже отвечаете с домашней заготовкой. Вариант можно использовать лишь в том случае, если листочки свои и есть возможность разместить ответ на вопрос на полностью двойном листочке. Это необходимо для того, чтобы выполнялось соотношение 1 листок == 1 ответ. На экзамене при любом количестве вопросов вам нужно будет достать столько листиков, сколько вопросов. Минусы — не всегда получится выполнить подмену, нужна система, с помощью которой вам удастся за считанные секунды найти нужные листочки.
  2. Использовать микронаушник для написания основного вопроса. Данный вариант возможен, если вы умеете пользоваться наушником, если нет — лучше не связываться.
  3. Использование гаджетов: помните, вы готовили ответы на все экзаменационные вопросы по философии? Так вот, в любом формате кидаете их на ваш гаджет и списываете на экзамене, если, конечно же, получится.

Как известно, все уважающие себя студенты готовятся к сдаче экзамена в последнюю ночь, перед этим проведя полтора часа возле открытой форточки, неистово зазывая «Халяву». Ночной «мозговой штурм» каждый организовывает по-своему. Кто-то старательно пишет шпоры, полагая, что попутно в голове останется весь материал курса (таких студентов немного – метод не отвечает реалиям времени, когда шпоры продают на каждом углу). Кто-то ищет друга, который завтра с утра согласится посидеть «на телефоне» и помочь сдать экзамен благодаря современным средствам связи (таких больше, так как это не только, что называется, в духе времени, но еще и своего рода авантюра: «Профессор, лопух, приём!»). Ну а кто-то (таких совсем мало), проклиная себя, что не спохватился раньше, старательно зубрит.

Посочувствовать надо и тем, и другим и третьим, ведь тяжела доля студента. Однако третьим можно не только посочувствовать, но и помочь. Есть несколько простых правил, которые существенно облегчат процесс запоминания и в разы увеличат КПД мозга.

Правило 1. Дайте себе правильную установку

Сложно встретить студента, который бы не изучал философию, еще сложнее встретить того, кто бы вспомнил из нее больше, чем «Гегель создал учение об абсолютном духе…». И не потому, что предмет скучный и довольно сложный, просто большинство студентов воспринимают его как «ненужный» и учат философию по принципу «сдать и забыть». Такая установка прекрасно работает: только получив заветный росчерк пера в зачетке, из памяти студента стирается все, что он выучил. И ничего с этим не поделаешь – психология. Поэтому важно перед началом подготовки к экзамену дать себе установку, что этот материал нужен вам для дальнейшей профессиональной деятельности и успешной карьеры.

Правило 2. Не старайтесь объять необъятное

Сколько препод начитывал вам лекции? Семестр? То есть даже если в неделю по 1 лекции, то за семестр получится в среднем 25 пар, 20 часов. Многовато для одной ночи, не так ли? Даже, если Вы умудритесь прочитать (не выучить!) все, то студенческую столовую еще долго можно будет не посещать, а питаться кашей из вашей головы. Поэтому не стремитесь объять необъятное! Вернее, лекции нужно прочесть все, чтобы сложилась общая картина, представление об изучаемом курсе, но читать нужно не скрупулезно и вдумчиво, а обзорно, главное уловить суть. Старайтесь при этом запоминать часто встречающиеся термины и словосочетание (тем самым вы будете наращивать понятийный аппарат) и уделяйте внимание примерам – они помогут вам быстрее разобраться в теме.

Правило 3. Мыслите логически

Мы уже определились, что вовсе необязательно заучивать все лекции, как стихотворение, главное понять их «соль». Это проще всего сделать, логически осмыслив изучаемый материал. И для этого, как говорится, все средства хороши: представляйте картину визуально (как два маленьких атома «встретились» на безлюдной улице и решили «жить вместе», объединившись в молекулу), рисуйте схемы и таблицы, попросите друга прочитать лекцию и объяснить вам «своими словами». Главное, чтобы вы хорошо уяснили процесс и могли легко о нем рассказать, просто опираясь на логику и ваше понимание того, как это устроено, как все происходит. Ведь психологами давно доказано, что запоминание, основанное на логическом осмыслении информации в 4 раза эффективнее механической зубрежки. Для закрепления логического осмысления материала попробуйте выстроить обратную цепочку. Например, охарактеризуйте сначала функции отдельно взятого банка, затем Центрального банка РФ и только потом всю банковскую систему России.

Правило 4. Выучите определения

Многие студенты недооценивают значение определений. На самом деле, определения (у «технарей» – еще и формулы), действительно должны «отлетать от зубов», как этого обычно и требуют преподаватели.

Во-первых, в грамотно составленном определении, как правило, содержится ответ на целый вопрос билета, а то и не один. Например, на вопрос «Понятие и признаки чего бы то ни было» в 99% случаев можно ответить, зная только одно определение, так как в длинных и «замудренных» определениях и содержатся все признаки:

Право – это система общеобязательных формально-определенных правил поведения в обществе. Признаки права: системность, обязательность, формальная определенность.

Раскрыть признаки и понятие более подробно Вы сможете благодаря сформировавшемуся общему представлению об изучаемом курсе.

Во-вторых, в любой учебной дисциплине определений, которые нужно знать и которыми нужно уметь пользоваться, не больше 30, то есть это всего лишь 30 предложений. Выучить их в среднем можно за 30 минут, но чтобы они не забылись к утру, повторите их через час после того, как выучили, а потом еще через 2-3 часа и обязательно перед тем, как идти на экзамен.

И, наконец, в-третьих, сколько раз Вам приходилось от сокрушенного вашими «знаниями» препода слышать: «Хоть определение экономики (философии, политологии, педагогики и т.д.) как науки мне дай и поставлю я тебе “тройку”»?

Правило 5. Не перегружайте себя

Это правило общеизвестно и очевидно: каждый час-два в подготовке нужно делать 5-10-минутные перерывы, следует встать размяться, подышать свежим воздухом, выйти в другую комнату и т.д. Это необходимо, чтобы внимание и память не работали тщетно, так как все психические процессы замедляются и притупляются при непрерывном обращении к ним свыше 60 минут. И, главное, если Вы чувствуете, что «больше не можете», глаза закрывается, а учебник падает из рук, то не стоит «насиловать» себя и пить литрами кофе. Вероятно, правильнее будет лечь спать, ведь на экзамен нужно идти со «свежей» головой.