Мировой дух как абсолютный разум. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа»

Мировой дух как абсолютный разум. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа»

Тверской государственный университет.

Контрольная работа по философии.

Тема № 11. Философия Г. Гегеля.

Выполнила: Стоянова Н. В.

студентка 1 курса (экстернат)

факультета психологии и соц. работы.

Проверила: Косарева Н. С.

Кимры 2009

1. Идея Абсолютного Разума в философии Гегеля.

Наиболее выдающимся представителем немецкой классической философии является Гегель. Немного биографической справки.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в 1770 году в Штутгарте в семье крупного чиновника небольшого немецкого государства – герцогства Вюртемберг. С 1788 по 1793 год Гегель изучал философию и теологию в Тюбингенском университете. После окончания университета Гегель некоторое время был домашним учителем в Берне, а также во Франкфурте-на-Майне, в 1801 году он защитил докторскую диссертацию и вскоре стал профессором Иенского университета. По своим философским воззрениям он в это время примыкает к «философии тождества» Шеллинга и вместе с ним издаёт «Критический философский журнал». Первый выдающийся и уже вполне самостоятельный труд Гегеля – «Феноменология духа» (1806), которая, по определению Маркса, составляет «истинный исток» гегелевской философии. Вследствие прекращения занятий в Иенском университете во время оккупации Иены наполеоновской армией Гегель переселяется Бамберг, где редактирует местную газету. В 1808 году Гегель становится директором гимназии в Нюрнберге; здесь он создаёт свой крупнейший труд – «Науку логики». В 1816 году Гегель был приглашён в Гейдельбергский университет, а в 1818 году – Берлинский, где он работал профессором (а некоторое время также ректором университета) вплоть до своей смерти в 1831 году.

По словам Вл. Соловьёва, Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была всё. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же, напротив, само сущее старается стать философией, превратится в чистое мышление. Прочие философы подчиняли своё умозрение независимому от него объекту: для одних этот объект был Бог, для других – природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего абсолютного совершенства. На природу же в её неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода «чешую, которую сбрасывает в своём движении змея абсолютной диалектики». Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Кантовской «вещи в себе» он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель, усматривая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нём, утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в её собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает своё содержание в системе законов диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идей мышления в истории человечества (история духа).

Гегель видит сущность мирового духа в том, чтобы никогда не успокаиваться; сущность духа – это принцип движения , расходящегося и собирающегося, упадающего долу и возносящегося к вершинам разума: «Общей мыслью, категорией, прежде всего представляющейся при этом непрерывной смене индивидуумов и народов, которые существуют некоторое время, а затем исчезают, является изменение вообще». Для понимания смысла истории существенным становится закон движения: в нём изначально и конкретно объединяются в каждой точке индивидуальное и всеобщее и в то же время единично вытекает из движения и возвращается в движение. Ибо только движение и есть подлинно целое, а каждая точка, каждый отрезок его – лишь форма изменения целого.

Принципом периодизации истории выступает становление народов и держав. Центральным историческим институтом при этом является государство . Оно появляется в мире людских интересов и страстей, возникает в борениях и трениях как институт умиротворения и порядка. Государство – диалектическое единство противоположностей общности и индивидуума, первое самоупорядочение и концентрация разума. Именно оно выступает предпосылкой для всех дальнейших развёртываний ценностей разума – религии, искусства, науки: «Для государственной жизни как таковой необходимо формальное образование, а следовательно, и возникновение наук, и развитие поэзии и искусства».

При этом если государство – объективный разум, то культурные ценности – разум абсолютный . В них развёртывается внутреннее содержание космического торжества природы и духа, покоя и движения. Культурные ценности не вступают в противоречие с первоначальным национализмом и духом государства, поскольку абсолютный разум есть нечто всегда конкретное, вырастающее в условиях определённой государственности.

2. Метод и система философии Гегеля

Огромная заслуга Гегеля заключается в установлении в философии и общем сознании истинных и плодотворных понятий: процесса, развития, истории. Всё находится в процессе – не существует никаких безусловных границ между различными формами бытия, нет ничего отдельного, не связанного со всем. Философия и наука приобрели во всех сферах генетический и сравнительный методы.

Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своём развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречия между миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.

Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью – самопознание этого абсолютного духа, поскольку познание конечно, ограничено, т. е. система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступеней – самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. По Гегелю, его философская система – высшее откровение человеческого и божественного духа, последнее и окончательное слово всемирной истории философии.

Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии, составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории, и познания.

В философии Гегеля необходимо строго разграничивать гегелевский диалектический метод (прогрессивную сторону его учения) и гегелевскую систему, т. е. его учение о природе и обществе как о форме существования «абсолютной идеи», составляющее консервативную сторону его философии. Хотя метод Гегеля и его система органически связана, тем не менее, между ними имеются неразрешимое противоречие, поскольку система Гегеля вопреки его диалектике ставит предел развитию общества, развитию познания и извращает диалектическое понимание природы, общества и мышления.

3. Основные законы диалектики.

Формирование диалектики прошло долгий путь. Среди исторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов. Идеалистическую диалектику классической немецкой философии и материалистическую диалектику.

Диалектика в зрелом теоретическом виде – позднее детище человеческой культуры. В виде стройной теоретической системы диалектика впервые предстала в идеалистической философии Гегеля.

Гегель сформулировал основные законы диалектики – «закон отрицания отрицания», «закон перехода в количество в качество», «закон единства и борьбы противоположностей». Любой предмет или явление развиваются согласно этим законам: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признаётся ложным наличным бытиём растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства. В котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».

Закон отрицания отрицания означает, что в любом процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой – отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени, в новом качестве, некоторые свойства и качества отрицаемого предмета. В процессе развития диалектически сочетаются моменты разрушения элементов старой системы и моменты преемственности, т. е. сохранения свойств старой системы при обогащении их новым качеством. Закон отрицания отрицания выступает прежде всего как синтез, т. е. достижение нового качественного содержания не путём простого их суммирования, а за счёт преодоления противоречивых сторон предмета. Это даёт основания в более общей форме обозначать его как «закон диалектического синтеза», который обеспечивает, с одной стороны, изменение и проявление нового предмета, а с другой – сохраняет генетическую связь с предшествующими явлениями и предметами.

Философия развития и Религия Разума. Свободный полет, том 2 / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2016. –180 с.
Скачать файлы pdf и FB2:
http://russolit.ru/books/download/item/3031/
Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/yznu
-------------

Абсолютный Разум - глобальная информационная система, достигшая своего предела развития. Такой Разум должен знать все о себе и охватывать все собою, т.е. в его динамическом настоящем должно быть тождество информационных структур материального и идеального, без каких-либо ограничений в пространстве и времени. Он должен знать все свойства материальных образований, вплоть до субстанции, и прослеживать изменения всей материи, любых участков Вселенной в сколь угодно далекое прошлое или будущее.

Может быть, во Вселенной объективно нет случайных процессов, есть только пределы сознания в каждый момент его стремления к высшему, абсолютному Разуму?

Такой Разум должен уметь рассчитывать и последствия взрыва себя. Достигнув предела развития и познания остается испробовать только одно: самоуничтожение. Высшему Разуму должна быть известна и эволюция будущей Вселенной. Он все знает заранее. В том числе, что через какое-то определенное количество изменений получится полный его аналог, по сути, он сам же.

Возможно, Вселенная, стремящаяся в развитии ко вселенной, это пульсирующий Разум, «феникс, возрождающийся из пепла». Момент истины, абсолютного знания - момент наивысшей боли и мазохической радости самоуничтожения.
И, может быть, последняя проблема - как лучше самоуничтожиться, перейти в максимально простое состояние, в первоначало. Чтобы новый цикл развития был полон: от субстанции - до высшего Разума.

Неужели все-таки замкнутый цикл?..
Нет! Невозможно пределам конечного достичь бесконечного, Вселенной расшириться до вселенной. Никогда и никому не достичь абсолютного! Познание и развитие объективно не ограниченно. Ограничивается оно субъективно – только ошибками Разума.

Каждому уровню развития материи отвечают свои объекты и связи наивысшей сложности. И, начиная с некоторого уровня развития мира, - свой Разум… Или - нечто иное, объединяющее некой высшей по отношению ко всему прочему связью все большие пространства вселенной!

Рецензии

А может быть Разум присущ всему, всегда и на всех этапах развития материи-пространства-времени, присущ каждой элементарной частице и всей Вселенной?
ОН - Единое Целое, Бесконечное, Вечное и Абсолютное. Но на каждом уровне ОН реализуется по-своему, как Образ СЕБЯ, как Отражение, связанное с НИМ и стремящееся к Первообразу. ОН безошибочен, не подвержен изменениям, в отличие от ЕГО Образов и Энергий. Разум своей Мыслью творит, раскручивает из Своих Энергий Вселенные, дав им Свой Образ и Они через Эволюцию и Преображение возвращаются к НЕМУ как ЕГО Подобие, чтобы вместе с НИМ раскручивать Новые Вселенные. Это и есть дыхание Вечной Жизни.

Интересная гипотеза. Но доказать ее, видимо, невозможно. (?)
И какова наша роль в ней?
Если разум существует везде и всегда, вне зависимости от наших деяний, как нам вести себя? Что имеет значение? И какова наша ответственность.. в нашей части?

Мы – разумная часть Вселенной. Мы несём в себе Образ БОЖИЙ. Наш разум не совершенен. И мы через Эволюцию духа и Преображение, став ЕГО Подобием, возвращаемся к НЕМУ, чтобы, пребывая в НЁМ и с НИМ участвовать в Дыхании Вечной Жизни.
Наши Цель, Путь и ответственность именно в этом – придти к своему ТВОРЦУ, чтобы Образ соединился с Первообразом неслитно и нераздельно, а наш разум – с Абсолютным Разумом.
Слово БОЖИЕ нам дано в Священном Писании и не нуждается в доказательствах.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Понятия РАЗУМ и ВОЛЯ в православии и христианской философии.

Сотворение человека совершено было по образу и подобию БОЖИЮ:

в отличие от всех других живых существ,

человек имеет бессмертную душу-разум, волю и чувства:

он способен мыслить и имеет свободу выбора между добром и злом.

Краткая аннотация.

В статье очень кратко рассмотрены ключевые понятия разума и воли в православии, христианской философии, а также философии Шопенгауэра и Ницше*. Автор надеется на то, что братьям и сестрам по вере, увлекающимся и изучающим философию статья будет полезна и интересна.

*Внимание! Философия Шопенгауэра и Ницше не является христианской, но по мнению автора их взгляды именно в этом вопросе, представляют интерес. Эту тематику нужно знать православным христианам, чтобы сделать вывод о вершине веры — православии.

Аналитический обзор.

Бог есть Дух — вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий,…

В последнее время постоянно встречаюсь в той или иной форме с вопросом:

Почему Бог такой жестокий?

Особенно этим вопросом козыряют безбожники и богоборцы, акцентируя внимание, на первый взгляд, жестоких деяниях или повелениях Бога, в частности в Старом Завете. Тут и Всемирный потоп, и приказы Бога евреям уничтожить народы Ханаана, причем, иногда, вместе с женщинами, детьми и скотом. Можно вспомнить и Иова, и детей, проклятых пророком Елисеем. Кто-то из верующих пытается разделить Бога на жестокого Бога Ветхого Завета и доброго Бога Нового Завета, хотя Бог на самом деле один и тот же, и если вам кажется, что в Новом Завете Бог такой вот добренький, миленький, такой вот няшечка, то почитайте книгу «Откровение». Это будет холодным душем для вас.

Из-за проклятия Бога умерло не менее нескольких десятков миллиардов людей.

Бог и разум, едины! А разум и религия?

Вспомните себя в детстве и те сказки, что читали вам родители, которые показывали по телевизору и которые формировали ваши понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, вспомнили? А теперь посмотрите, что вбивают вашими же руками в голову ваших детей? Губки Бобы, человеки-пауки, дяди скруджи, смурфики, скуби-ду и всякое мракобесие, которое в голове вашего ребенка формирует черт знает, что. К чему я это все говорю? Сейчас узнаете. Дальнейшая часть повествования пойдет не от моего лица и не я автор того, что будет написано ниже, но меня, что-то сподвигло перевести часть статьи. Пост этот переведен с английского языка и автор блога называет себя пророк, хотя не важно, как он себя называет и пророк ли он или служитель церкви не суть. И так, поехали:

Раньше я верил, что думать и рассуждать приветствуются в церкви. Я воспитывался на том, что Божья слава - это есть разум. Чтобы быть разумным вы должны использовать и развивать…

Так что же такое Бог? Давайте начнем с определения, которое дает толковый словарь Даля «БОГ — в религиозных верованиях сверхъестественное существо, которому принадлежит абсолютная власть над миром («всемогущество»). Вера в Бога — основа всякой религии». Наука указывает на Божество как на факт; философия представляет идею Абсолюта; религия видит Бога как любящую духовную личность.

Вообще, относительно Бога существует три концепции. Первая – концепция философов и мыслителей Индии, которые не рассматривают Бога как нечто отличное от человека, при этом говоря, что Атман (чистое сознание) есть Параматман (высшее чистое сознание). Исходя из этого можно сказать, что весь мир это проявление Бога, следовательно, все в этом мире божественно. В каждом даже самом малом творении находится частичка Бога, просто в одном она пробудилась, а в другом она находится в латентном (спящем) состоянии.

Вторая – позиция тех, кто считает, что Бог находится в сердце человека и в Его поисках никому не…

Вопрос: Все проявления совершенны, только это нужно распознать. Все просветлены, только не все это знают.

Всё ж таки вы не понимаете, что я хочу до вас донести…

Хорошо, давайте зайдем с другой стороны, вот смотрите, к примеру: как вы распознаёте, что Путин прав? Я сейчас не полемику о Путине предлагаю, а исследование наших мнений.

Вы считаете, что Путин прав, а, скажем, Рцы и Нирманакая — наоборот.
И вот как вы распознаёте, что вы правы? Ведь только через убеждение, правда?
Правда?

Вы убеждены в своём мнении!
Так вот, именно убеждение и играет основную роль!

Именно поэтому во многих священных текстах говорится не о неких практиках, а только о сообщении ученику этого факта. После чего ученик принимает его, как истину, и далее живет с этим убеждением, развивая и развивая его.

Именно поэтому Махарадж говорит: ничего не практикуйте, только развивайте ваше убеждение.

В книге Балсекара «Знаки на пути от Нисаргадатты…

АБСОЛЮТНЫЙ РАЗУМ — раздел Философия, КНИГА УРАНТИИ Интеллектуальная Природа Третьего Источника И Центра Отличается От Его Физиче…

Все темы данного раздела:

I. БОЖЕСТВО И БОЖЕСТВЕННОСТЬ
Вселенная вселенных демонстрирует феномены активности божеств на разнообразных уровнях космических реальностей, интеллектуальных значений и духовных ценностей, однако все эти проявления – личностны

III.ПЕРВЫЙ ИСТОЧНИК И ЦЕНТР
Всеобъемлющая, бесконечная реальность существует в семи аспектах и в качестве семи равноправных Абсолютов: 1. Первый Источник и Центр. 2. Второй Источник и Центр.

IV.ВСЕЛЕНСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Реальность по-разному проявляется на различных вселенских уровнях. Возникая в Отце в результате его бесконечного волеизъявления, она может осуществляться в трех основных аспектах на многих различны

V.ЛИЧНОСТНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ
Личность есть уровень обожествленной реальности, простирающийся от стадии…

Об “Абсолютном разуме”

О Боге
Революция в России
Бог в западном мире
Законы развития цивилизации
Мироздание
Бог в России
Установление приоритета Законов развития цивилизации в России.

О Боге
Дискуссия о происхождении мироздания между атеистами и сторонниками концепции Бога частенько ограничивается возрастом в 50-60 лет. Перевалив за этот роковой рубеж, отчаянные атеисты перестают отстаивать свою точку зрения с горячностью, присущей молодости. Такой поворот мировоззрения характерен для людей, посвятивших свою жизнь изучению естественных наук (особенно физики). Объяснить это можно тем, что, прикоснувшись к красоте физических законов мира и поняв, что часть их так и останется непознаваемыми для человека, люди начинают сомневаться в случайности происхождения этого совершенного творения. В их умы закрадывается мысль о существовании некой «высшей информации», согласно законам которой создан и живет мир.

Мысль о Боге…

БОГ — Абсолютное Святое Ничто и Абсолютное Святое Все — Вместилище Всего Сущего. Проявленного и Непроявленного.

БОГ. ЕГО РАЗУМ И ДУША

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

БОГ. ЕГО КОСМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Истина выше всех религий

Это Абсолютный, Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный Принцип, о котором никакие рассуждения невозможны, т. к. он превышает возможности человеческого понимания и может быть умален этим.

Это Непознаваемая Мощь, присутствие которой выявляется двумя аспектами.

С одной стороны — Абсолютное Абстрактное Пространство.

С другой стороны — Абсолютное Абстрактное Движение, которое раньше символизировалось термином Великое Дыхание. Оно представляет собой Безусловное Сознание. Это Великое Дыхание принимает характер, как Пре-Космической Мыслеосновы, которая есть Корень каждого индивидуального Сознания, так и Пре-Космической Субстанции, которая является субстратом Материи в различных ее проявлениях.

Это Единая Жизнь — вечная…

Документ 9

Связь Бесконечного Духа с Вселенной

Заметки

(98.1) 9:0.1 Удивительная вещь произошла в тот момент, когда, в присутствии Рая, Всеобщий Отец и Вечный Сын объединяются для претворения себя в новой личности. Ничто в этой вечностной ситуации не предвещает того, что Совместный Вершитель воплотится как неограниченная духовность, согласованная с абсолютным разумом и наделенная уникальными прерогативами манипуляции энергией. Появление Третьего Лица завершает освобождение Отца от уз сконцентрированного совершенства и оков абсолютизма личности. И это освобождение раскрывается в поразительных возможностях Совместного Создателя сотворять существа, приспособленные для служения в качестве попечительских духов даже материальным созданиям последующих эволюционирующих вселенных.

(98.2) 9:0.2 Отец бесконечен в любви и волеизъявлении, в духовной мысли и намерении; он – всеобщий вседержитель. Сын бесконечен в мудрости и истине, в духовном выражении и толковании; он – всеобщий просветитель. Рай бесконечен в потенциале наделения силой и в способности энергетического господства; это всеобщий стабилизатор. Совместный Вершитель обладает уникальными прерогативами синтеза, бесконечной способностью согласования всех существующих вселенских энергий, всех действительных вселенских духов и всех реальных интеллектов во вселенных. Третий Источник и Центр – это всеобщий объединитель многочисленных энергий и разнообразных творений, которые появились как следствие божественного плана и вечного замысла Всеобщего Отца.

(98.3) 9:0.3 Бесконечный Дух – Совместный Создатель – есть всеобщий и божественный попечитель. Дух неустанно являет милосердие Сына и любовь Отца в гармонии с непоколебимым, неизменным и справедливым правосудием Райской Троицы. Влияние Бесконечного Духа и его личностей всегда рядом с вами; они действительно знают и по-настоящему понимают вас.

(98.4) 9:0.4 По всем вселенным посредники Совместного Вершителя непрестанно управляют силами и энергиями всего пространства. Подобно Первому Источнику и Центру, Третий Источник восприимчив как к духовному, так и материальному. Совместный Вершитель – это откровение единства Бога, в котором заключено всё: вещи, значения и ценности, вся энергия, весь разум и весь дух.

(98.5) 9:0.5 Бесконечный Дух пронизывает всё пространство; он пребывает в кругу вечности. Подобно Отцу и Сыну, Дух совершенен и неизменен – абсолютен.

(98.6) 9:1.1 Третий Источник и Центр известен под многими именами, каждое из которых указывает на отношение и обозначает функцию. Как Бог-Дух, он равноправен в личности и равен в божественности Богу-Сыну и Богу-Отцу. Как Бесконечный Дух, он является вездесущим духовным влиянием. Как Всеобщий Оператор, он является прародителем созданий, управляющих энергией, активатором космических сил пространства. Как Совместный Вершитель, он является совместным представителем и исполнителем партнерства Отца-Сына. Как Абсолютный Разум, он является источником интеллекта во всех вселенных. Как Бог Действия, он является несомненным прародителем движения, изменения и взаимосвязи.

(99.1) 9:1.2 Некоторые из атрибутов Третьего Источника и Центра приобретены от Отца, другие – от Сына, в то время как третьи не обнаруживают активного и личного присутствия ни в Отце, ни в Сыне; эти качества вряд ли можно объяснить иначе, как предположив, что партнерство Отца-Сына, увековечившее Третий Источник и Центр, признает истину вечной абсолютности Рая и последовательно действует в согласии с этой истиной. Совместный Создатель воплощает всю полноту объединенных и бесконечных представлений о Первом и Втором Лицах Божества.

(99.2) 9:1.3 Представляя Отца как изначального создателя и Сына как духовного руководителя, думайте о Третьем Источнике и Центре как о всеобщем согласователе, попечителе, предлагающем безграничное сотрудничество. Совместный Вершитель осуществляет взаимосвязь всей воплощенной реальности; он является Божеством-хранилищем мысли Отца и слова Сына; свои действия он вечно соотносит с материальной абсолютностью центрального Острова. Райская Троица учредила всеобщий порядок прогресса, и промысл Божий есть область Совместного Создателя и эволюционирующего Высшего Существа. Никакая существующая или формирующаяся реальность не может обойти неизбежной взаимосвязи с Третьим Источником и Центром.

(99.3) 9:1.4 Всеобщий Отец главенствует в сферах предэнергии, преддуха и личности; Вечный Сын преобладает в сферах духовной деятельности; присутствие острова Рай объединяет область физической энергии и материализующейся силы; Совместный Вершитель функционирует не только как бесконечный дух, представляющий Сына, но и как всеобщий оператор сил и энергий Рая, благодаря чему появляется всеобщий и абсолютный разум. Совместный Создатель действует по всей большой вселенной как безусловная и самостоятельная личность – особенно в высших сферах духовных ценностей, физико-энергетических взаимоотношений и истинных интеллектуальных значений. Он выполняет специфическую функцию при объединении и взаимодействии энергии и духа, где бы и когда бы это ни происходило; он властвует над всеми реакциями разума, имеет огромное влияние в мире духовного и оказывает колоссальное воздействие на энергию и вещество. В любой момент Третий Источник выражает природу Первого Источника и Центра.

(99.4) 9:1.5 Третий Источник и Центр в совершенстве и безусловно разделяет вездесущность Первого Источника и Центра и иногда называется Вездесущим Духом. Своеобразным и сугубо личным способом Бог разума разделяет всеведение Всеобщего Отца и его Вечного Сына; знания Духа являются всеобъемлющими и исчерпывающими. Совместный Создатель демонстрирует некоторые аспекты всемогущества Всеобщего Отца, но истинно всемогущим он является только в области разума. Третье Лицо Божества – это интеллектуальный центр и всеобщий руководитель сферы разума; отсюда его абсолютный статус: его полновластие безусловно.

(99.5) 9:1.6 Мотивацией деятельности Совместного Вершителя является, по-видимому, партнерство Отца-Сына, однако все его действия явно совершаются с учетом взаимоотношения Отца и Рая. Временами, а также в некоторых своих функциях, он, видимо, возмещает незавершенность развития эмпирических Божеств – Бога-Высшего и Бога-Предельного.

(100.1) 9:1.7 И здесь мы сталкиваемся с бесконечной тайной, которая заключается в том, что Бесконечный одновременно раскрыл свою бесконечность в Сыне и в качестве Рая, после чего возникает существо, равное Богу в божественности, отражающее духовную природу Сына и способное активировать модель Рая, – существо, условно подчиненное в отношении всевластия, но во многих отношениях несомненно наиболее разностороннее в действии. И это очевидное превосходство в действии проявляется в одном из атрибутов Третьего Источника и Центра, который превосходит даже физическую гравитацию – всеобщее проявление Острова Рай.

(100.2) 9:1.8 В дополнение к сверхуправлению энергией и миром физических вещей, Бесконечный Дух в совершенстве наделен качествами терпеливости, милосердия и любви, которые столь тонко раскрываются в духовном служении. Совершенна способность Духа нести любовь и оставлять справедливость в тени у милосердия. Бог-Дух обладает всей божественной добротой и милосердным чувством Изначального и Вечного Сына. Ваша локальная вселенная выковывается между наковальней справедливости и молотом страдания, но те, кто держит в руках молот, – это дети милосердия, духовное потомство Бесконечного Духа.

2. Вездесущий Дух

(100.3) 9:2.1 Бог представляет собой дух в тройном смысле. Он сам является духом; в своем Сыне он проявляется как безусловный дух; в Совместном Вершителе он представляет собой дух в союзе с разумом. И, в дополнение к данным духовным реальностям, мы полагаем, что различаем уровни эмпирических духовных феноменов – духов Высшего Существа, Предельного Божества и Божества-Абсолюта.

(100.4) 9:2.2 Бесконечный Дух является таким же дополнением Вечного Сына, как Вечный Сын – дополнением Всеобщего Отца. Вечный Сын есть одухотворенная персонализация Отца; Бесконечный Дух есть персонализированное одухотворение Вечного Сына и Всеобщего Отца.

(100.5) 9:2.3 Есть много открытых каналов духовной силы и источников сверхматериальной энергии, связывающих людей Урантии непосредственно с Божествами Рая. Существует прямая связь Настройщиков Мышления со Всеобщим Отцом, широко распространенное влияние духовно-гравитационного побуждения Вечного Сына, а также духовное присутствие Совместного Создателя. Дух Сына и дух Духа различаются в своих функциях. В своем духовном служении Третье Лицо может действовать как разум и дух или только как дух.

(100.6) 9:2.4 Кроме этих Райских присутствий, урантийцы извлекают пользу из духовных влияний и духовной деятельности локальной вселенной и сверхвселенной с их нескончаемым сонмом исполненных любви личностей, неизменно ведущих к высотам и глубинам идеалов божественности и целей высшего совершенства тех, чьи намерения истинны, а сердца чисты.

(100.7) 9:2.5 Присутствие всеобщего духа Вечного Сына нам известно – мы способны безошибочно узнавать его. Присутствие Бесконечного Духа, Третьего Лица Божества, может быть познано даже смертным человеком, ибо смертные создания действительно способны испытывать благотворное влияние этого божественного присутствия, действующего в качестве посвященного человечеству Святого Духа локальной вселенной. В определенной степени, человек также способен осознавать Настройщика – безличностное присутствие Всеобщего Отца. Все эти божественные духи действуют в согласии и совершенной гармонии во благо возвышения и одухотворения человека. Они едины в духовном претворении планов восхождения смертных и достижения совершенства.

3. Всеобщий Оператор

(101.1) 9:3.1 Остров Рай является источником и субстанцией физической гравитации; и уже одного этого должно быть достаточно, чтобы понять, что гравитация – это одно из наиболее реальных и, в аспекте вечности, надежных явлений во всей физической вселенной вселенных. Гравитация не может быть модифицирована или аннулирована, кроме как под действием сил и энергий, возникающих при совместном участии Отца и Сына; эти силы и энергии вверены Третьему Источнику и Центру и функционально связаны с ним.

(101.2) 9:3.2 Бесконечный Дух обладает уникальной и поразительной силой – антигравитацией, что функционально (в зримом виде) отсутствует и в Отце, и в Сыне. Присущая Третьему Источнику способность противостоять действию материальной гравитации проявляется в личных реакциях Совместного Вершителя на определенные аспекты отношений во вселенной. И это уникальное свойство может передаваться некоторым высшим категориям личностей Бесконечного Духа.

(101.3) 9:3.3 Антигравитация может аннулировать гравитацию локально – это достигается созданием равного силового присутствия. Она действует только в пределах материальной гравитации и не является действием разума. Антигравитационный эффект гироскопа является хорошим примером проявления антигравитации, но никак не иллюстрирует ее причину.

(101.4) 9:3.4 Кроме того, Совместный Вершитель демонстрирует способность преодолевать силу и нейтрализовывать энергию. Это достигается замедлением энергии до состояния материализации, а также использованием других, неизвестных вам методов.

(101.5) 9:3.5 Совместный Создатель не есть ни энергия, ни источник энергии, ни ее назначение; он является оператором энергии. Совместный Создатель есть действие – движение, изменение, модификация, согласование, стабилизация и равновесие. Те виды энергии, которые подчиняются прямому или косвенному управлению Рая, по самой своей природе реагируют на воздействие Третьего Источника и Центра и его разнообразных посредников.

(101.6) 9:3.6 Вселенная вселенных наполнена созданиями Третьего Источника и Центра, функция которых состоит в управлении энергией: это физические регуляторы, управляющие энергией, энергетические центры и другие представители Бога Действия, занимающиеся регулированием и стабилизацией физической энергии. Все эти уникальные создания, выполняющие физические функции, обладают различными средствами управления энергией – например, антигравитацией, – которые они используют в своих усилиях по созданию физического равновесия вещества и энергии в большой вселенной.

(101.7) 9:3.7 Очевидно, что всю свою материальную деятельность Бог Действия соотносит с Островом Рай. И действительно: все энергетические посредники учитывают абсолютность вечного Острова и даже зависят от нее. Однако Совместный Вершитель не представляет Рай и не действует в ответ на его влияние. Он является личным представителем Отца и Сына. Рай не является личностью. Все неличностные, безличностные и иные внеличностные действия Третьего Источника и Центра – это акты волеизъявления самого Совместного Вершителя; они не являются отражениями, производными или следствиями чего-либо или кого-либо.

(101.8) 9:3.8 Рай – это модель бесконечности, Бог Действия – активатор этой модели. Рай есть материальная точка опоры бесконечности; силы Третьего Источника и Центра – рычаги интеллекта, который мотивирует материальный уровень и привносит спонтанность в механизм физического творения.

4. Абсолютный Разум

(102.1) 9:4.1 Интеллектуальная природа Третьего Источника и Центра отличается от его физических и духовных атрибутов. Она едва ли позволяет входить с нею в контакт, но она ассоциируема – интеллектуально, хотя и неличностно. Она отличается от физических атрибутов и духовного характера Третьего Лица на функционально-интеллектуальных уровнях, но в доступном личностям виде она никогда не существует в отрыве от физических или духовных проявлений.

(102.2) 9:4.2 Абсолютный разум есть разум Третьего Лица; он неотделим от личности Бога-Духа. В функционирующих существах разум связан с энергией или духом – либо и с тем, и с другим. Разум не заключен в энергии; энергия восприимчива к разуму и поддается его воздействию; возможно наложение разума на энергию, однако сознание не присуще чисто материальному уровню. Нет необходимости добавлять разум к чистому духу, ибо дух внутренне способен к осознанию и идентификации. Дух всегда интеллектуален, в определенном смысле разумен. Это может быть разум различного типа, предразум или сверхразум, даже духовный разум, но он всегда будет способен мыслить и знать. Проницательность духа превосходит разум, перерастает его и – теоретически – предшествует самосознанию разума.

(102.3) 9:4.3 Совместный Создатель абсолютен только в области разума, в сферах всеобщего интеллекта. Разум Третьего Источника и Центра бесконечен; он выходит далеко за пределы активных и функционирующих контуров разума вселенной вселенных. Наделение семи сверхвселенных разумом обеспечивается Семью Главными Духами – первичными личностями Совместного Создателя. Эти Главные Духи распределяют разум в большой вселенной в виде космического разума, и ваша локальная вселенная насыщена небадонским вариантом орвонтонского типа космического разума.

(102.4) 9:4.4 Бесконечный разум не знает времени, предельный разум преодолевает время, космический разум обусловлен временем. Так же и с пространством: Бесконечный Разум независим от пространства, однако по мере того, как разум нисходит с бесконечного уровня на уровни вспомогательных духов разума, интеллект должен всё больше учитывать факт пространства и его ограничения.

(102.5) 9:4.5 Космическая сила отвечает на воздействие разума, как космический разум – на воздействие духа. Дух – это божественный замысел, духовный разум – божественный замысел в действии. Энергия – это явление, разум – значение, дух – ценность. Уже во времени и пространстве разум устанавливает эти относительные связи между энергией и духом, предполагающие их взаимное родство в вечности.

(102.6) 9:4.6 Разум преобразует духовные ценности в интеллектуальные значения; сила воли способна оплодотворить значения разума как в материальной, так и духовной областях. Восхождение к Раю включает относительный и дифференцированный рост в духе, разуме и энергии. Личность есть объединяющее начало этих составных частей эмпирической индивидуальности.

5. Служение разуму

(102.7) 9:5.1 Третий Источник и Центр бесконечен в разуме. Даже если бы рост вселенной продолжался бесконечно, то и тогда его интеллектуальный потенциал был бы достаточным для наделения неограниченного числа созданий соответствующими типами разума и остальными предпосылками интеллекта.

(102.8) 9:5.2 В области сотворенного разума Третье Лицо, со своими равными и подчиненными помощниками, обладает высшей властью. Третий Источник и Центр является единственным источником разума созданий, именно он наделяет разумом. Даже частицы Отца неспособны проникнуть в человеческий разум, пока Бесконечный Дух не проложит для них путь своим интеллектуальным и духовным воздействием.

(103.1) 9:5.3 Уникальность разума состоит в том, что им может наделяться столь широкий спектр живых существ. Через своих созидательных и созданных партнеров Третий Источник и Центр опекает все виды разума во всех сферах. Он помогает человеческому и субчеловеческому интеллекту через вспомогательных духов локальных вселенных и с помощью физических операторов содействует даже самым низшим, неспособным обретать опыт организмам наиболее примитивных типов живых существ. Управление разумом всегда проявляется через служение разумно-духовных или разумно-энергетических личностей.

(103.2) 9:5.4 Так как Третье Лицо Божества является источником разума, вполне естественно, что эволюционным волевым созданиям легче составить доступное для понимания представление о Бесконечном Духе, чем о Вечном Сыне или Всеобщем Отце. Несовершенное раскрытие реальности Совместного Создателя раскрывается в самом существовании человеческого разума. Совместный Создатель есть прародитель космического разума, а разум человека – индивидуализированный контур, безличностная часть этого космического разума, посвященного локальной вселенной Созидательной Дочерью Третьего Источника и Центра.

(103.3) 9:5.5 Не считайте все явления разума божественными только потому, что его источник – Третье Лицо Божества. Корни человеческого интеллекта – в материальном происхождении животных рас. Разумность вселенной является не более истинным выражением Бога, который есть разум, чем физическая природа – выражением красоты и гармонии Рая. В природе есть совершенство, но природа не является совершенной. Совместный Создатель есть источник разума, но разум не является Совместным Создателем.

(103.4) 9:5.6 На Урантии разум есть следствие компромисса между высшим совершенством мысли и эволюционирующей мыслительной способностью, присущей незрелой человеческой природе. Цель вашего интеллектуального развития – возвышенное совершенство, однако, существуя в сосуде из плоти, вы еще очень далеки от этой божественной цели. Происхождение разума истинно божественно, как истинно божественна его участь, но ваш смертный разум еще не обладает божественным достоинством.

(103.5) 9:5.7 Часто, слишком часто вы вредите своему разуму неискренностью, ожесточаете нечестивостью; вы подчиняете его животному страху и терзаете ненужным беспокойством. Источник разума божественен, но разум, известный в мире вашего восхождения, вряд ли может быть предметом особого восхищения, тем более объектом обожания или поклонения. Созерцание незрелого и пассивного человеческого интеллекта должно вести только к смирению.

6. Контур гравитации разума

(103.6) 9:6.1 Третий Источник и Центр – всеобщий интеллект – лично осознает каждый разум, каждый интеллект во всём творении и поддерживает личную и совершенную связь со всеми физическими, моронтийными и духовными разумными созданиями необъятных вселенных. Вся интеллектуальная активность охвачена абсолютным контуром гравитации разума, сходящимся в Третьем Источнике и Центре, и является частью личного сознания Бесконечного Духа.

(103.7) 9:6.2 Так же как Отец притягивает к себе все личности, а Сын – всякую духовную реальность, так и интеллектуальное притяжение Совместного Вершителя влечет к нему каждый разум; он безусловно господствует во всеобщем контуре разума и управляет им. Все истинные, подлинные интеллектуальные ценности, все божественные помыслы и совершенные идеи неизменно вовлекаются в абсолютный контур разума.

(104.1) 9:6.3 Гравитация разума может действовать независимо от гравитации материальной и духовной, но где бы и когда бы ни сталкивались два последних типа, налицо действие гравитации разума. При объединении всех трех, материальное создание – физическое или моронтийное, конечное или абсонитное – может быть охвачено личностной гравитацией. Независимо от этого, наделение разумом даже безличностных существ позволяет им мыслить и осознавать, несмотря на полное отсутствие личности.

(104.2) 9:6.4 Однако индивидуальность, присущая достоинству личности – человеческой или божественной, бессмертной или потенциально бессмертной, – берет свое начало не в духе, разуме или материи – это дар Всеобщего Отца. Взаимодействие духовной, интеллектуальной и материальной гравитации также не является непременным условием для появления личностной гравитации. Контур Отца может охватить разумное материальное существо, не реагирующее на духовную гравитацию, либо же заключить в себя разумное духовное существо, которое не реагирует на гравитацию материальную. Действие личностной гравитации всегда является волевым актом Всеобщего Отца.

(104.3) 9:6.5 Хотя в чисто материальных существах разум связан с энергией, а в чисто духовных – с духом, бесчисленные категории личностей, включая человеческие, обладают разумом, связанным как с энергией, так и с духом. Духовная сторона разума создания проявляется в его неизменной реакции на влечение духовной гравитации Вечного Сына, материальная сторона – в реакции на гравитацию материальной вселенной.

(104.4) 9:6.6 Космический разум, не ассоциированный с энергией или с духом, неподвластен гравитации материального или духовного контуров. Чистый разум подчиняется только всеобщему гравитационному охвату Совместного Вершителя. Чистый разум – близкий родственник бесконечного разума, а бесконечный разум (теоретически равный абсолютам духа и энергии) подчиняется, очевидно, только самому себе.

(104.5) 9:6.7 Чем больше расхождение духа и энергии, тем заметней функция разума; чем меньше различие между энергией и духом, тем менее заметна деятельность разума. Очевидно, максимальная деятельность космического разума протекает во временных вселенных пространства. Здесь разум, по-видимому, функционирует в промежуточной зоне между энергией и духом, но на более высоких уровнях разума положение иное; в Раю энергия и дух составляют, в сущности, единое целое.

(104.6) 9:6.8 Контур гравитации разума надежен. Он порождается Третьим Лицом Божества в Раю, но не все наблюдаемые функции разума предсказуемы. По всему известному творению, параллельно с этим контуром, существует некое малопонятное присутствие, функции которого непредсказуемы. Мы полагаем, что эта непредсказуемость частично объясняется функцией Всеобщего Абсолюта. Мы не знаем, что это за функция; мы можем только догадываться о том, что ее активирует; мы способны только строить предположения о ее связи с созданиями.

(104.7) 9:6.9 Определенные аспекты, связанные с непредсказуемостью конечного разума, могут объясняться незавершенностью Высшего Существа, однако существует обширная зона деятельности, в которой Совместный Вершитель и Всеобщий Абсолют, возможно, соприкасаются друг с другом. Мы не знаем многого о разуме, но в одном мы уверены: Бесконечный Дух – это совершенное выражение разума Создателя всем созданиям; Высшее Существо – это эволюционирующее выражение разума всех созданий их Создателю.

7. Вселенское отражение

(105.1) 9:7.1 Совместный Вершитель способен согласовывать все уровни вселенской реальности так, чтобы обеспечивать одновременное восприятие интеллектуального, материального и духовного. Это явление называется вселенским отражением и представляет собой уникальное и необъяснимое умение видеть, слышать, ощущать и знать всё происходящее в сверхвселенной и с помощью отражения фокусировать всю эту информацию и знание в любом произвольном месте. Действие отражения в совершенстве демонстрируется в каждом из столичных миров семи сверхвселенных. Это явление также наблюдается во всех секторах сверхвселенных и в пределах локальных вселенных. Окончательное сосредоточение вселенского отражения происходит в Раю.

(105.2) 9:7.2 Явление отражения – в его раскрытии в главных мирах сверхвселенных в поразительных действиях находящихся там отражательных личностей – демонстрирует наиболее сложную взаимосвязь всех аспектов бытия во всём творении. Можно проследить, как линии духа ведут к Сыну, физическая энергия – к Раю, а разум – к Третьему Источнику; но в необыкновенном феномене вселенского отражения происходит уникальное и исключительное объединение всех трех начал, взаимосвязанных таким образом, чтобы позволять правителям вселенной узнавать об отдаленных обстоятельствах мгновенно, одновременно с их возникновением.

(105.3) 9:7.3 Во многом механизм отражения нам понятен, однако существует целый ряд аспектов, которые поистине ставят нас в тупик. Мы знаем, что Совместный Вершитель является центром интеллектуального контура вселенной и прародителем космического разума и что космический разум действует под контролем гравитации абсолютного разума Третьего Источника и Центра. Мы также знаем, что контуры космического разума воздействуют на интеллектуальные уровни всей известной жизни; в них содержатся всеобщие пространственные сообщения, и мы столь же уверены в том, что они фокусируются в Семи Главных Духах и сходятся в Третьем Источнике и Центре.

(105.4) 9:7.4 По-видимому, связь конечного космического разума и божественного абсолютного разума формируется в эмпирическом разуме Высшего Существа. Нас учат, что у истоков времени этот эмпирический интеллект был посвящен Высшему Бесконечным Духом, и мы полагаем, что некоторые свойства феномена отражения можно объяснить только признанием активности Высшего Разума. Если Высший не имеет отношения к отражению, то мы не можем объяснить сложные операции и непогрешимые действия этого космического сознания.

(105.5) 9:7.5 В пределах эмпирического и конечного, отражение представляется всеведением и может являться свидетельством возникновения присутствия-сознания Высшего Существа. Если это предположение верно, то использование любого аспекта отражения эквивалентно частичной связи с сознанием Высшего Существа.

8. Личности Бесконечного Духа

(105.6) 9:8.1 Бесконечный Дух обладает всей полнотой власти для передачи многих своих способностей и прерогатив равным и подчиненным личностям и посредникам.

(105.7) 9:8.2 Персонализацией первого акта Бесконечного Духа по созданию Божества – актом, не связанным с Троицей, но находящимся в некоторой нераскрытой связи с Отцом и Сыном, – стало появление личностей Семи Главных Духов Рая, распространяющих Бесконечный Дух во вселенных.

(106.1) 9:8.3 В столицах сверхвселенных нет прямого представителя Третьего Источника и Центра. Каждое из этих семи творений находится в подчинении одного из Главных Духов Рая, который действует с помощью семи Отражательных Духов, находящихся в столице сверхвселенной.

(106.2) 9:8.4 Следующий – и продолжающийся – творческий акт Бесконечного Духа периодически раскрывается в сотворении Созидательных Духов. Всякий раз, когда Всеобщий Отец и Вечный Сын порождают нового Сына-Создателя, Бесконечный Дух порождает Созидательного Духа локальной вселенной, который становится близким партнером Сына-Создателя во всем последующем вселенском опыте.

(106.3) 9:8.5 Как необходимо проводить различие между Вечным Сыном и Сынами-Создателями, так следует отличать и Бесконечного Духа от Созидательных Духов – равных партнеров Сынов-Создателей в локальных вселенных. Для локальной вселенной Созидательный Дух является тем, чем Бесконечный Дух – для всего творения.

(106.4) 9:8.6 В большой вселенной Третий Источник и Центр представлен огромным множеством попечительских духов, посланников, учителей, третейских судей, помощников и советников, а также руководителей некоторых физических, моронтийных и духовных контуров. Не все они являются личностями в строгом значении этого слова. Личность конечных созданий характеризуется следующими факторами:

(106.5) 9:8.7 1. Субъективным самосознанием.

(106.6) 9:8.8 2. Объективной реакцией на личностный контур Отца.

(106.7) 9:8.9 Существуют личности создателей и личности созданий, и кроме этих двух основных типов, существуют личности Третьего Источника и Центра – существа, личностные для Бесконечного Духа, но не являющиеся безусловно личностными для созданных существ. Эти личности Третьего Источника не входят в личностный контур Отца. Личности Первого и Третьего Источников способны вступать в контакт друг с другом – это свойственно всем личностям.

(106.8) 9:8.10 Отец наделяет личностью по своей собственной воле. Почему он это делает – мы можем только предполагать; как он это делает – мы не знаем. Точно так же мы не знаем, почему Третий Источник наделяет личностью, источником которой не является Отец, однако Бесконечный Дух совершает это от своего имени, в творческом единении с Вечным Сыном и множеством неизвестных вам способов. Бесконечный Дух может также представлять Отца, наделяя личностью Первого Источника.

(106.9) 9:8.11 Существует множество типов личностей Третьего Источника. Бесконечный Дух посвящает личность Третьего Источника многочисленным группам существ, не включенным в личностный контур Отца, например, некоторым управляющим энергией. Бесконечный Дух относится как к личностям также и ко многим другим категориям существ, среди которых – Созидательные Духи, выделяемые в отдельный класс в своих взаимоотношениях с созданиями, входящими в контур Отца.

(106.10) 9:8.12 Личности как Первого, так и Третьего Источника наделены всем, что человек связывает с понятием личности, а также многим другим; их разум включает память, рассудок, суждения, творческое воображение, ассоциативное мышление, решения, выбор и многочисленные дополнительные интеллектуальные способности, совершенно неизвестные смертным. За некоторыми исключениями, раскрытые вам категории имеют форму и явную индивидуальность; они суть реальные существа. Большинство из них видимы для всех категорий духовного бытия.

(107.1) 9:8.13 Даже вы будете способны видеть ваших духовных партнеров низших категорий, как только освободитесь от ограниченного зрения своих материальных глаз и приобретете моронтийную форму с ее повышенной восприимчивостью к духовной реальности.

(107.2) 9:8.14 Функциональная семья Третьего Источника и Центра – в том виде, в котором она раскрывается в данных материалах, – делится на три большие группы:

(107.3) 9:8.15 I. Высшие Духи. Группа смешанного происхождения, включающая, среди прочих, следующие категории:

(107.7) 9:8.19 II. Управляющие Энергией. Группа управляющих созданий и сил, действующих по всему организованному пространству.

(107.8) 9:8.20 III. Личности Бесконечного Духа. Такое название необязательно означает, что это личности Третьего Источника, хотя некоторые из них, как волевые создания, уникальны. Обычно они подразделяются на три основных класса:

(107.12) 9:8.24 Эти группы служат в Раю, в центральной вселенной (вселенной своего обитания) или сверхвселенных и объединяют категории, действующие в локальных вселенных, включая созвездия, системы и планеты.

(107.13) 9:8.25 Духовные личности обширной семьи Божественного и Бесконечного Духа навеки преданы своему служению – посвящению любви Бога и милосердия Сына всем разумным созданиям эволюционных миров времени и пространства. Эти духовные существа представляют собой живую лестницу, по которой смертный человек поднимается от хаоса к блаженству.

(107.14) 9:8.26 [Раскрыто на Урантии Божественным Советником Уверсы, направленным От Века Древними для описания сущности и деятельности Бесконечного Духа.]

(лат. absolutus - безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) - вечная неизменная первооснова мира, первоначало...

(лат. absolutus - безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) - вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию. Термин А. впервые был применен в конце 18 в. М.Мендельсоном и Ф.Якоби, которые использовали его для обозначения категории “Бога, или Природы” в философии Спинозы; введен в широкое употребление Шеллингом (1800). Синонимы: Абсолютный Дух, Абсолютная идея, Беспредельность, Абсолютный Разум, Мудрость, Абсолютное Сознание и Абсолютное Бытие. А. в религиях - Божество; в философиях - Абсолютная идея или Материя; в искусстве - Красота; в науке - истинное знание; в жизни человека - достижение идеального Совершенства. В религиях понятие Бога тождественно с понятием А.: христианство- Бог Отец и Христос; мусульманство - Аллах; индуизм - Брахман; буддизм - Ади-Будда; даосизм - Дао и т.п. Понятие А. было распространено в различных версиях и в философских системах: у Пифагора это Единица; у Платона - Единое или Благо; у Конфуция - Поднебесная; у Аристотеля - “Перводвигатель”; у Шанкары - Брахман; у Фихте - Абсолютное “Я”; у Гегеля - Абсолютная идея. Ведущее значение категория А. приобрела у Брэдли и сторонников абсолютного идеализма, отождествляемая с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, которое заключает в себе субъект и объект в нерасчлененной форме и познается “непосредственно опытом”. В учении Агни Йоги А. тождественен понятию Беспредельности. В религиозно-философских мистических учениях (неоплатонизм, йога, суфизм, исихазм) А. представляется Непостижимым, Неизреченным, Неведомым. Для Плотина и Шанкары А. не есть нечто данное как объект, А. постигается непосредственным контактом, который является более высоким, чем познание и опыт. Шанкара выступает против любой попытки постигнуть А. В тот самый момент, когда мыслится об А., он становится частью мирового опыта, что невозможно. Но А. - реален и присутствует. Он - неощутим, но Он есть. Определенный А. - это воплощенный Бог, Ишвара (ср. Кришна, Иисус Христос). А. - неизрекаем. В неисчерпаемости, незавершенности и беспредельности самой категории А. и его синонимов - одна из гарантий постоянного развития философии. (См. также: Абсолютное и Относительное, Абсолютная идея).

В.В. Лобач

Абсолют

(от лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – философское понятие, обозначающее всеобщую основу мира. Полноту...

(от лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – философское понятие, обозначающее всеобщую основу мира. Полноту Бытия и совершенство. А. мыслится как творческое первоначало всего сущего и гармоническая слитность субъекта и объекта. А. един, вечен и противоположен всякому относительному и обусловленному существованию. В философский оборот термин “А.” был введен в конце XVIII в. М. Мендельсоном и Ф. Якоби как синоним пантеистически трактуемой Б. Спинозой природы (безличного бога). Затем, благодаря философским системам Шеллинга и Гегеля, А. превратился в категорию, которая обобщила такие предельно общие понятия, как “единое”, “апейрон”, “нус”, “логос”, “дао”, “все”, “субстанция”, “всеобщий субстрат”, “неизмеримое”, “непознаваемое”, “бездна бытия”, “совершенство”, “максимум” и “минимум”. Древние идеи о “пратхи”, “ци”, “брахме”, “пустоте”, “порядке”, “морфе” и т. д. близки по смыслу понятию А. Ныне размытые представления об А. применяются в обыденно-расширительном смысле практически во всех сферах человеческой жизни: А. могут именовать физические пределы и константы (например, абсолютно-черное тело, абсолютная скорость света), характер социального управления (абсолютная монархия), высшие достижения в искусстве (например, абсолютный шедевр), спорте (абсолютный рекорд мира) и т. п. Философы объективно-идеалистического направления обычно уравнивают А. с Богом, Абсолютным Духом, Абсолютной Идеей, Абсолютным “Я”, при этом из предельного совершенства А. выводят суждения о неизменности и себетождественности А. Философы-материалисты, напротив, чаше всего понимают под А. материю, описывая материальное начало либо как неподвижную и самодостаточную сущность, либо как вечно изменяющуюся и обновляющуюся основу мироздания. При решении проблемы о принципиальной познаваемости А. в религии и философии сложились два противоположных подхода. 1) Апофатический (отрицательный): об А., беспредельном и бесконечно полном, ничего определенного сказать нельзя, кроме того, что он есть. 2) Катафатический (утвердительный): А. обладает множеством совершенств (абсолютной простотой, абсолютной сложностью, способностью связывать весь универсум воедино, пребывать во всем и т. д.); разные атрибуты А. могут быть перечислены и частично познаны людьми. Какой же метод познания А. следует считать наиболее правильным и предпочтительным? На этот счет существуют три основные мнения. Философы интуитивистской ориентации полагают, что А. невозможно постичь в формах образного знания, знаках и понятиях, но его можно непосредственно пережить как нечто прямо данное нашей совести, интуиции, вере. Философы-дедуктивисты, сомневающиеся в реальности феномена непосредственного знания, предпочитают говорить о логических методах познания А.: атрибуты А. выводимы из общего понятия А. подобно тому, как из понятия треугольника мы умеем выводить всю сумму свойств треугольника. Философы-эмпирики усматривают лучший способ познания А. в индуктивных обобщениях фактов об удивительной целесообразности, связности и гармоничности мира. Религия и философия создали несколько обобщенных образов А.: а) личностный Бог (религии авраамического цикла, теизм); б) неперсонифицированное бытие как абсолютный исток всякого существования (Брахман, Единый без атрибутов, Татхагата, материя); в) А., внутренне присущий каждому человеку (вечный Атман, Просвещенный Разум, Святой Дух, диалектическое противоречие); г) Абсолютная цель (нирвана, Параматман. Царство Небесное, коммунизм); д) Райский Сонм Богов, достигающих единой цели (Ками, Вакан); е) А., воздвигнутый на основе откровения родоначальника той или иной религии, доктрины, философии (Космический Будда, Предвечный Христос, сверхчеловек, вечно живой Ленин); ж) А. как вечный закон (рита, дхарма, дао, логос. Тора, закон единства и борьбы противоположностей). Основной проблемой религии и философии, вероятно, является вопрос о связи человека и А., имеющий три аспекта: 1) существует ли А.; 2) как его познать; 3) как мы должны себя вести исходя из своих представлений об А. Д. В. Пивоваров

Абсолют

(лат. absolutus - безусловный) - философское понятие, используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного,...

(лат. absolutus - безусловный) - философское понятие, используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, к-рый “самодостаточен”, не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его. А. для религии есть бог, у Фихте - это “Я”: в философии Гегеля в роли А. выступает мировой разум (абсолютный дух): у Шопенгауэра воля, у Бергсона – интуиция. Диалектический материализм отвергает такие представления об А. как ненаучные.

Абсолют

То, что является пределом устремлений, но в действительности достигнуто быть не может по причине недостаточности,...

То, что является пределом устремлений, но в действительности достигнуто быть не может по причине недостаточности, ущербности, несовершенства реальных средств; высший Идеал, Бог.

Абсолют

(лат.-обособленнй, неограниченный): понятие, противоположное термину «относительное», выражающее полное и завершенное...

(лат.-обособленнй, неограниченный): понятие, противоположное термину «относительное», выражающее полное и завершенное совершенство кого-либо или чего-либо, а также первооснову, первоначало всего сущего. Чаще всего свойства абсолюта приписываются Богу, духу, Космической Мудрости, идее, разуму, долгу, воле, интуиции, материи. Абсолютность качеств этих объектов якобы не зависит от их субъективного восприятия человеком. В широком смысле слова абсолют (абсолютное) означает нечто универсальное и не подвергаемое сомнению.

Абсолют

(лат. absolutum – ничем не обусловленный) – 1) То, что превыше всех ограничений, любой качественной определенности, ни...

(лат. absolutum – ничем не обусловленный) – 1) То, что превыше всех ограничений, любой качественной определенности, ни с чем не соотносимо, от всего отрешено и независимо, вечно и неизменно. 2) Завершенное, законченное, полное, всеобъединяющее, всецелое, т.е. ничего из себя не исключающее или, по Вл.Соловьеву, Всеединство. 3) Термином “Абсолют” нередко обозначают Бога или Природу в высшей полноте ее бытия. Для теистической мысли Природа – не Абсолют. 4) “Абсолют в себе” иногда соотносят с Абсолютом, являющим себя миру. Таков, напр., в древнехристианской мысли Логос – Абсолют в действии. Ф.Шеллинг и Вл.Соловьев различали Абсолют в себе и Абсолют в становлении, правомерность чего оспаривается с точки зрения Простоты Бога. 5) “Абсолютное таинственно в своей глубине, столь же таинственно, как и я сам, и тем не менее очевидно” (Б.Вышеславцев). 6) “Метафизическое и нравственное сознание умирает перед лицом Абсолюта” (М.Мерло-Понти). Христианская мысль отвечает, что эта мысль достигает в такой ситуации наибольшей ясности и зрелости. 7) В ХХ в. христиане критичны к пониманию Бога как Абсолюта: в Абсолюте нет признаков библейского Бога Живого, немыслимо возлагать на Него надежду и обращаться к Нему с молитвой, если Он не вступает ни в какие отношения ни с чем и никого не любит. Впрочем, это не препятствует говорить о Боге как об абсолютной Любви и абсолютной Мудрости, а о человеке как существе открытом к абсолютному.

Абсолют

Самосуществующая метафизическая суб-станция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической...

Самосуществующая метафизическая суб-станция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической протяженностью, сознательностью, моничностью.

Абсолют не есть бог, персона, интеллект, разум, идея. Он не является бесконечным или конечным, делящимся на центр и периферию. Это онтологическая волна, запредельный смысло-тонусный (смысло-тонический, смысло-тоно-вый) импульс. К нему совершенно не приложимы категории структуры, информации, энергии.

Будучи вневременным и самостоятельным, абсолют небезначален. Он – начало, поглотившее праначало.