Как проходит рождество в германии. Как отмечают Рождество в России? Рождество в России: традиции и обычаи. Евангельская история рождения Иисуса Христа

Как проходит рождество в германии. Как отмечают Рождество в России? Рождество в России: традиции и обычаи. Евангельская история рождения Иисуса Христа
Как проходит рождество в германии. Как отмечают Рождество в России? Рождество в России: традиции и обычаи. Евангельская история рождения Иисуса Христа

Рождество – один из самых великих и значимых двунадесятых праздников для христиан всего мира, который имеет много традиций.

К нему готовятся заранее и очень основательно. Украшают дома и готовят богатый стол, при этом соблюдая традиции. Которые передаются из поколения в поколение.

Когда празднуется Рождество

Православные христиане отмечают Рождество в ночь с 6 на 7 января. Католики празднуют по старому стилю – 25 декабря.

Торжественное богослужение начинается ровно в полночь.

До революции Рождественские праздники сопровождались множеством традиций и народных обрядов. К сожалению, после того как этот праздник был запрещен, многие традиции были безвозвратно утрачены.

Рождество – тихий, светлый семейный праздник. Ведь само событие рождения Христа произошло тихо и неприметно. Иосиф и Мария, не найдя места в гостинице, вынуждены были остановиться в пещере, где содержали скот. Именно в ней и появился на свет Спаситель.

Первым, об этом радостном событии поведали ангелы простым пастухам. На небе зажглась яркая звезда, которая и указала путь вохвам, которые принесли Спасителю дары.

В храмах сооружают вертепы. Это неподвижная конструкция, сделанная из картона и еловых веток, изображающая пещеру, в которой родился Иисус Христос. Внутрь импровизированной пещеры помещают фигурки Святого Семейства, ангелов, овечек, волхвов и т.д., словом всех участников тех событий.

Период с Рождества до Крещения называют Святками. В эти дни принято делать добрые дела и ходить в гости к близким людям с поздравлениями.

Традиции празднования Рождества

Многим замечательным традициям мы обязаны именно Рождеству. Самый популярный символ праздника – украшенная игрушками елка. Вначале это были еловые ветки, сплетенные в венок, который украшали цветами, фруктами и сладостями. Кстати, не все знают, что звезда, которую устанавливают на верхушку, это та самая Вифлеемская звезда, которая указывала путь волхвам, а не символ Коммунистической партии.

Вечером шестого числа начинается сочельник. Название произошло от блюда, которое традиционное ели в этот день – сочива. Все члены семьи садились за стол после появления первой звезды, до этого вкушение пищи запрещалось. Стол накрывали постными блюдами, а во главе всегда стояло сочиво – вареная пшеница с медом.

Одна из главных, и самых ярких традиций Рождества – колядование. Раньше, эта традиция была языческой: колядка была символом поклонения Солнцу. Постепенно практически все языческие символы были вытеснены под влиянием христианства.

Ряженые люди собираются в компании и ходят вечером перед Рождеством по домам, возвещая радостную весть о том, что родился Спаситель и желают хозяевам здоровья и благополучия. В благодарность за добрую весть им кидают в мешок сладости, каравай, колбасу или немного денег.

Вечером шестого января крестники приносят кутью своим крестным и поют песни о Рождестве Христа. Крестные за это одаривают их подарками.

Так, традиционно празднуют рождество в России, Белоруссии и Украине.

Еще одна традиция, которая есть во всех странах – это дарить подарки родным, близким и тем, кто нуждается во внимании и заботе. Эта традиция берет свое начало от даров, которые преподнесли волхвы Христу.

Рождественский стол – традиционные блюда

Рождеству предшествует пост, длиной в шесть недель. Поэтому хозяева готовили на Рождество много вкусных блюд. Вечер шестого января называется сочельником. В этот день не принято вкушать пищи до первой звезды, и этого правила стараются придерживаться даже те христиане, которые не соблюдали пост.

После общей молитвы, все члены семьи садились за стол и кушали так называемую «голодную кутью» — кашу из пшена, которую готовили на воде и сдабривали медом и сухофруктами.

Основные блюда подавали только после службы. По традиции на столе должно быть 13 разных блюд. Это и запеченные поросята, мясо в горшочках, закуски, салаты, пироги и т.д. Кроме этого, к столу подают традиционную «богатую кутью», которую готовят с медом, орехами, сливками и сухофруктами.

Традиционный напиток на рождественском столе – взвар, который готовят из ягод и сухофруктов.

В старину существовала традиция открывать настежь двери и звать за стол любого прохожего, даже если это нищий. Считалось, что в образе любого человека мог прийти сам Христос.

В каких странах мира и как празднуется Рождество

Франция

Французы первые, кто заменил яблоки на елке стеклянными шарами. В этой стране возле елки ставят сапожки или ботинки, куда кладут подарки для детей.

Кстати, для французов елка не является обязательным атрибутом праздника, многие предпочитают украшать жилище цветами.

Вначале декабря по всей стране открываются рождественские ярмарки, где можно купить все необходимое для празднования Рождества.

Традиционные блюда на рождественском столе во Франции – жареный гусь и торт в форме полена, который подают в конце трапезы.

Финляндия

В этой стране, кроме обычной елки, ставят дерево еще и на улице. На нее вешают кормушки для птиц и насыпают под елку семечки и крошки.

Швеция

Рождество в Швеции, как и в любой католической стране, празднуют с 24 на 25 декабря. Здесь принято праздновать только в кругу своей семьи. Друзей, даже самых близких, на праздник не приглашают.

Традиционным блюдом для шведов на Рождество является свиной окорок, но чаще готовят индейку. Обязательно на столе должна присутствовать сельдь, картошка и лосось.

Елки на Рождество не украшают мишурой, здесь это считается дурным тоном. В качестве украшения используют однотонные лампочки и совсем немного игрушек.

Германия

Немцы начинают готовиться к Рождеству еще в конце Ноября. В каждой семье существует традиция – плести венок с четырьмя свечками. Каждое воскресенье следующего месяца на венке зажигают по одной свече. К Рождеству на нем должны гореть все четыре свечи.

Перед Рождеством готовят выпечку: штоллены и пряники. Штоллен – продолговатый сладкий хлеб с орехами, пряностями и изюмом, который символизирует спеленатого Христа.

Сербия

Рождество в этой стране отмечают по новому стилю – 7 января. Празднуют его больше месяца в кругу семьи. По традиции, отец семейства должен срубить ветку дуба для домашнего очага.

Англия

С начала 20 века англичане празднуют Рождество как чисто семейный праздник. Всего несколько традиций дошло до наших дней. Одна из них: обмениваться подарками, которые кладут в рождественский носок.

Традиционными блюдами на рождественском столе являются плум-пудинг и фаршированная индейка. Существует традиция прятать в пудинг мелкие серебряные монеты «на счастье».

Италия

В церквях и домах устанавливают рождественские вертепы. Кроме этого, жители этой страны наряжают елку и украшают свое жилье цветами.

В канун Рождества на стол подают рыбные или овощные блюда. На Рождество накрывают богатый стол. Обязательными блюдами являются пельмени в бульоне, отварное мясо, чечевица, шоколад и кексу с сухофруктами, обсыпанные сахарной пудрой.

Греция

Празднуют Рождество в этой стране 25 декабря. В Греции это праздник общенационального масштаба. Утром в храмах служат утреню и литургию. После службы все возвращаются домой, и садятся за стол.

Пекут традиционный «Христов хлеб», который украшают сверху крестом и орехами. Кроме основного угощения, на столе обязательно должны быть сухофрукты, мед, рождественское печенье, сухофрукты и гранаты.

Испания

За две недели до Рождества, праздник отмечают с коллегами и друзьями, которым преподносят так называемые «рождественские корзины». В них кладут продукты для праздника, начиная от шампанского, заканчивая сырами, сладостями или ветчиной.

Входные двери украшают рождественскими венками.

В любой стране Рождество – это время, когда есть возможность подарить немного тепла и заботы немощным, сиротам, одиноким старикам и тем, кто находиться в тюрьме.

Ведь Рождество – это напоминание нам всем, что в душе каждого человека живет любовь и добро.

Рождество – один из самых великих и значимых двунадесятых праздников для христиан всего мира, который имеет много традиций.

К нему готовятся заранее и очень основательно. Украшают дома и готовят богатый стол, при этом соблюдая традиции. Которые передаются из поколения в поколение.

Когда празднуется Рождество

Православные христиане отмечают Рождество в ночь с 6 на 7 января. Католики празднуют по старому стилю – 25 декабря.

Торжественное богослужение начинается ровно в полночь.

До революции Рождественские праздники сопровождались множеством традиций и народных обрядов. К сожалению, после того как этот праздник был запрещен, многие традиции были безвозвратно утрачены.

Рождество – тихий, светлый семейный праздник. Ведь само событие рождения Христа произошло тихо и неприметно. Иосиф и Мария, не найдя места в гостинице, вынуждены были остановиться в пещере, где содержали скот. Именно в ней и появился на свет Спаситель.

Первым, об этом радостном событии поведали ангелы простым пастухам. На небе зажглась яркая звезда, которая и указала путь вохвам, которые принесли Спасителю дары.

В храмах сооружают вертепы. Это неподвижная конструкция, сделанная из картона и еловых веток, изображающая пещеру, в которой родился Иисус Христос. Внутрь импровизированной пещеры помещают фигурки Святого Семейства, ангелов, овечек, волхвов и т.д., словом всех участников тех событий.

Период с Рождества до Крещения называют Святками. В эти дни принято делать добрые дела и ходить в гости к близким людям с поздравлениями.

Традиции празднования Рождества

Многим замечательным традициям мы обязаны именно Рождеству. Самый популярный символ праздника – украшенная игрушками елка. Вначале это были еловые ветки, сплетенные в венок, который украшали цветами, фруктами и сладостями. Кстати, не все знают, что звезда, которую устанавливают на верхушку, это та самая Вифлеемская звезда, которая указывала путь волхвам, а не символ Коммунистической партии.

Вечером шестого числа начинается сочельник. Название произошло от блюда, которое традиционное ели в этот день – сочива. Все члены семьи садились за стол после появления первой звезды, до этого вкушение пищи запрещалось. Стол накрывали постными блюдами, а во главе всегда стояло сочиво – вареная пшеница с медом.

Одна из главных, и самых ярких традиций Рождества – колядование. Раньше, эта традиция была языческой: колядка была символом поклонения Солнцу. Постепенно практически все языческие символы были вытеснены под влиянием христианства.

Ряженые люди собираются в компании и ходят вечером перед Рождеством по домам, возвещая радостную весть о том, что родился Спаситель и желают хозяевам здоровья и благополучия. В благодарность за добрую весть им кидают в мешок сладости, каравай, колбасу или немного денег.

Вечером шестого января крестники приносят кутью своим крестным и поют песни о Рождестве Христа. Крестные за это одаривают их подарками.

Так, традиционно празднуют рождество в России, Белоруссии и Украине.

Еще одна традиция, которая есть во всех странах – это дарить подарки родным, близким и тем, кто нуждается во внимании и заботе. Эта традиция берет свое начало от даров, которые преподнесли волхвы Христу.

Рождественский стол – традиционные блюда

Рождеству предшествует пост, длиной в шесть недель. Поэтому хозяева готовили на Рождество много вкусных блюд. Вечер шестого января называется сочельником. В этот день не принято вкушать пищи до первой звезды, и этого правила стараются придерживаться даже те христиане, которые не соблюдали пост.

После общей молитвы, все члены семьи садились за стол и кушали так называемую «голодную кутью» — кашу из пшена, которую готовили на воде и сдабривали медом и сухофруктами.

Основные блюда подавали только после службы. По традиции на столе должно быть 13 разных блюд. Это и запеченные поросята, мясо в горшочках, закуски, салаты, пироги и т.д. Кроме этого, к столу подают традиционную «богатую кутью», которую готовят с медом, орехами, сливками и сухофруктами.

Традиционный напиток на рождественском столе – взвар, который готовят из ягод и сухофруктов.

В старину существовала традиция открывать настежь двери и звать за стол любого прохожего, даже если это нищий. Считалось, что в образе любого человека мог прийти сам Христос.

В каких странах мира и как празднуется Рождество

Франция

Французы первые, кто заменил яблоки на елке стеклянными шарами. В этой стране возле елки ставят сапожки или ботинки, куда кладут подарки для детей.

Кстати, для французов елка не является обязательным атрибутом праздника, многие предпочитают украшать жилище цветами.

Вначале декабря по всей стране открываются рождественские ярмарки, где можно купить все необходимое для празднования Рождества.

Традиционные блюда на рождественском столе во Франции – жареный гусь и торт в форме полена, который подают в конце трапезы.

Финляндия

В этой стране, кроме обычной елки, ставят дерево еще и на улице. На нее вешают кормушки для птиц и насыпают под елку семечки и крошки.

Швеция

Рождество в Швеции, как и в любой католической стране, празднуют с 24 на 25 декабря. Здесь принято праздновать только в кругу своей семьи. Друзей, даже самых близких, на праздник не приглашают.

Традиционным блюдом для шведов на Рождество является свиной окорок, но чаще готовят индейку. Обязательно на столе должна присутствовать сельдь, картошка и лосось.

Елки на Рождество не украшают мишурой, здесь это считается дурным тоном. В качестве украшения используют однотонные лампочки и совсем немного игрушек.

Германия

Немцы начинают готовиться к Рождеству еще в конце Ноября. В каждой семье существует традиция – плести венок с четырьмя свечками. Каждое воскресенье следующего месяца на венке зажигают по одной свече. К Рождеству на нем должны гореть все четыре свечи.

Перед Рождеством готовят выпечку: штоллены и пряники. Штоллен – продолговатый сладкий хлеб с орехами, пряностями и изюмом, который символизирует спеленатого Христа.

Сербия

Рождество в этой стране отмечают по новому стилю – 7 января. Празднуют его больше месяца в кругу семьи. По традиции, отец семейства должен срубить ветку дуба для домашнего очага.

Англия

С начала 20 века англичане празднуют Рождество как чисто семейный праздник. Всего несколько традиций дошло до наших дней. Одна из них: обмениваться подарками, которые кладут в рождественский носок.

Традиционными блюдами на рождественском столе являются плум-пудинг и фаршированная индейка. Существует традиция прятать в пудинг мелкие серебряные монеты «на счастье».

Италия

В церквях и домах устанавливают рождественские вертепы. Кроме этого, жители этой страны наряжают елку и украшают свое жилье цветами.

В канун Рождества на стол подают рыбные или овощные блюда. На Рождество накрывают богатый стол. Обязательными блюдами являются пельмени в бульоне, отварное мясо, чечевица, шоколад и кексу с сухофруктами, обсыпанные сахарной пудрой.

Греция

Празднуют Рождество в этой стране 25 декабря. В Греции это праздник общенационального масштаба. Утром в храмах служат утреню и литургию. После службы все возвращаются домой, и садятся за стол.

Пекут традиционный «Христов хлеб», который украшают сверху крестом и орехами. Кроме основного угощения, на столе обязательно должны быть сухофрукты, мед, рождественское печенье, сухофрукты и гранаты.

Испания

За две недели до Рождества, праздник отмечают с коллегами и друзьями, которым преподносят так называемые «рождественские корзины». В них кладут продукты для праздника, начиная от шампанского, заканчивая сырами, сладостями или ветчиной.

Входные двери украшают рождественскими венками.

В любой стране Рождество – это время, когда есть возможность подарить немного тепла и заботы немощным, сиротам, одиноким старикам и тем, кто находиться в тюрьме.

Ведь Рождество – это напоминание нам всем, что в душе каждого человека живет любовь и добро.

Начало: Богослужение Рождества Христова – рассказ Николая Державина, вот уже 20 лет комментирующего телетрансляции праздничных богослужений.

Божественная Литургия

Патриарх направляется к кафедре, чтобы приступить к совершению – главной и важнейшей церковной службы. Слово Литургия переводится с греческого как «дело всего народа», «общее дело».

Церковь выбрала такое название для общей молитвы, потому что оно лучше всего выражает мысль о том, что эта молитва является делом всего церковного народа, преодолевая расстояния, границы и времена, и где каждый человек может непосредственно приобщиться к Богу.

Во время Литургии совершается таинство Причащения: хлеб и вино силой и действием Святого Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христовы и преподаются верующим для причащения, во оставление грехов и в жизнь вечную. Во время Литургии Богу приносится жертва благодарения, поэтому она также называется , что в переводе с греческого означает «благодарение». Литургия есть центр жизни любого христианина, а духовно подготовить нас к нему призвано всенощное бдение.

Старший из сослужащих Патриарху священнослужителей, Евангелием совершает знамение креста и произносит начальный возглас Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Благословенно Царство… Царство Небесное начинается уже здесь, на земле, для тех, кто приобщается к вечной жизни через веру, принятие святых Тайн Тела и Крови Христовых, через жизнь по заповедям Евангелия.

За возгласом следует великая или мирная ектенья. Великой она называется по большому числу содержащихся в ней прошений. Мирной – по начальным словам первого прошения: «Миром Господу помолимся». Это означает: будем молиться в мирном состоянии духа, примирившись со всеми. Прошения мирной ектеньи, произносимые архидиаконом от имени всех, собравшихся в храме, обнимают собой все насущные нужды человека, прежде всего, духовные. Хотя Церковь не забывает и о простых, житейских заботах человека.

В эту рождественскую ночь мы присоединяем наши молитвы к звучащим сейчас в храме прошениям мирной ектеньи. Духовный опыт Церкви свидетельствует об особой силе такой общей, соборной молитвы христиан. Сейчас Церковь возносит свою молитву о мире всего мира, о благостоянии православных Церквей-сестер, о нашей стране, ее властях и воинстве, о Патриархе и о сослужащих ему епископах, о нашем Первопрестольном граде, о тех, кто испытывает страдания, кто болен, о тех, кто оказался во вражеском плену. Не забудем о них сегодня.

Великая ектенья завершается возгласом священнослужителя. После этого хор начинает пение антифонов . Всех антифонов на Литургии – три, это псалмы 101, 111, 109. По завершении первого антифона следует малая ектенья, представляющая собой сокращенный вариант ектеньи великой или мирной. Во время пения антифонов к стихам псалмов присоединяются особые праздничные припевы: спаси ны Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти Аллилуйя – Сыне Божий, родившийся от Девы, Спаси нас, поющих Тебе Аллилуйя.

Патриарх совершает умовение рук – символическое действие, которое напоминает о том, что и к великому таинству евхаристии следует приступать с очищенной совестью и чистым сердцем.

Ко второму антифону присоединяется гимн «Единородный Сыне» , который напоминает о том, что главное благодеяние Бога роду человеческому заключается в ниспослании на землю Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Богородицы и Своей смертью на Кресте победившего смерть. Гимн был составлен византийским императором Юстинианом Великим, славянином по происхождению, жившим на рубеже V-VI веков.

После второго антифона вновь звучит малая, состоящая из трех прошений ектенья. Приближается момент малого входа, который исторически сложился как начало Литургии, когда в храм вносили Евангелие и Священные сосуды, хранившиеся в другом месте вне храма, а символизирует он шествие Иисуса Христа на проповедь Евангелия. До этого момента, с самого начала Литургии, Предстоятель все время находится на возвышении на середине храма, которое сейчас иногда называется кафедрой, а в древности называлось амвоном.

Во время исполнения третьего антифона, который состоит из пения стихов псалма и тропаря Рождеству Христову, духовенство, кроме Патриарха и сослужащих ему архиереев, удаляется в алтарь. В алтаре архидиакон берет с престола Евангелие и через северные боковые двери направляется к патриаршей кафедре. Торжественная процессия останавливается на середине храма, перед иконой праздника. Патриарх прикладывается к Евангелию. Архидиакон возглашает стихи из псалтири, которые называются входными потому, что произносятся во время малого входа в дни великих праздников. В праздник Рождества Христова это стихи: «Из чрева прежде денницы родих Тя: клятся Господь и не раскается». «Ты – Иерей вовек по чину Мелхиседекову». Эти стихи относятся к числу ветхозаветных пророчеств о Спасителе. Взирая на Евангелие, священнослужители поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны (нас), Сыне Божий, Рождейся от Девы, поющия Ти аллилуйя».

Во время пения Патриарх осеняет собравшихся трикирием и дикирием, а затем направляется в алтарь и, остановившись на амвоне, вновь благословляет молящихся.

Три свечи трикирия и две дикирия имеют свою символику. Это исповедание догмата о Святой Троице и о Богочеловечестве Иисуса Христа, двух природах или ипостасях – Божественной и человеческой – в единой личности Спасителя. Совершая крестное знамение, мы выражаем ту же истину. Три пальца вместе – символ Святой Троицы, два, прижатых к ладони, – символ Иисуса Христа. Приложившись к иконам на Святых вратах, святейший Владыка входит в алтарь и совершает каждение престола, на котором будет совершено принесение Бескровной Жертвы. Затем Патриарх совершает каждение всего алтаря.

– часть храма, отгороженная от остального пространства иконостасом. Само слово в переводе с латыни означает «высокий жертвенник». В алтаре находится престол, который является местом особого присутствия Божия.

Под пение «Исполла эти дэспота», что в переводе это значит «на многая лета, владыка», Патриарх совершает каждение иконостаса и молящихся. Исполнение песнопений на греческом языке, которое обычно бывает при архиерейских служениях, – дань исторической традиции. До середины XV века Русская Церковь была митрополией Церкви Греческой и многие ее предстоятели были греками по происхождению.

Патриарх в алтаре начинает чтение так называемых «тайных молитв » или анафоры. Слово анафора означает возношение. Называются эти молитвы так, потому что во время их чтения возносятся Святые Дары, а «тайными» называются, потому что в это время совершается таинство пресуществления хлеба и вина в Пречистое Тело и Честную Кровь Спасителя. Есть мнение, что они так называются также потому, что не произносятся вслух, громко, а читаются вполголоса. Мы расскажем об их основном содержании.

В настоящей молитве Патриарх просит Отца Небесного, воспеваемого херувимами и Серафимами, принять и от нас, грешных и несовершенных людей, трисвятую песнь – ангельское пение, совершаемое у Престола Божия; молится о прощении наших согрешений, а также о том, чтобы вся наша жизнь была посвящена служению Богу.

Духовенство в алтаре поет кондак Рождества Христова. Наступает время Трисвятого, но сейчас мы услышим другое песнопение, которое исполняется вместо Трисвятого в определенные дни церковного года: на Рождество Христово, Богоявление, Пасху, Пятидесятницу, в и . Это песнопение «Елицы во Христе крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя». Оно напоминает о древнем обычае принимать таинство Крещения, которое свершалось в указанные нами праздничные дни. Это песнопение содержит призыв, обращенный к новокрещенным. Смысл его: принявшие святое таинство крещения должны теперь верой и добрыми делами облечься во Христа.

Патриарх с дикирием в правой и с крестом в левой руке выходит из алтаря и, обратившись к народу, с амвона произносит: «Призри с небес, Боже, и виждь и посети виноград сей и утверди и (его), егоже насади десница Твоя». Под виноградом (то есть виноградником) Господним подразумевается Церковь, основанная Спасителем.

Патриарх осеняет народ дикирием и крестом, а затем возвращается в алтарь, где проходит на горнее место, расположенное за престолом. Горнее место предназначено для возглавляющего богослужение Предстоятеля и своим названием указывает на «горний» небесный мир. Название же его произошло от того, что в древней Церкви оно было действительно высоким (по-славянски – горним), оно могло возвышаться от пола алтаря на 2 метра, и на нем сидели священнослужители в определенные моменты Литургии. На горнем месте устроен трон, на котором восседает Патриарх во время чтения Апостола – книги, которая содержит часть Нового Завета – Деяния и послания святых апостолов.

Патриарх осеняет трикирием находящееся в алтаре духовенство и благословляет чтеца, который будет читать фрагмент из Послания апостола Павла к Галатам, (глава 4, ст.4-7). Читаемый отрывок повествует о воплощении Сына Божия и как следствие этого Воплощения – усыновлении человечества Богу Отцу.

Священнослужители являются преемниками святых апостолов – ближайших учеников Спасителя. Поэтому во время чтения Апостола они имеют право сидеть. Чтению Апостола предшествует возглашение прокимна . За чтением Апостола последует чтение Евангелия. Сам Господь через Евангельское чтение будет возвещать слова вечной жизни. В знак смирения перед Ним Патриарх слагает с себя омофор – часть богослужебного облачения, символизирующую Воплотившего Сына Божия.

Евангелие будет возглашаться на середине храма. Сегодня читается отрывок из Евангелия от Матфея, гл.2, ст. 1-12. В нем говорится о появлении в Палестине таинственных восточных мудрецов, по-славянски – волхвами. Восточная и западная традиции называют волхвов царями. Их мощи, точнее – честные главы, находятся в Кельнском соборе. От даров, принесенных волхвами Богомладенцу Иисусу, берет свое начало обычай, особенно любимый детьми, дарить друг другу подарки на Рождество.

По завершении Евангельского чтения сослужащий архиерей осеняет народ дикирием и трикирием. Диаконы, участвующие в богослужении, будут сейчас возглашать прошение Сугубой ектении , а затем ектении об оглашенных. «Сугубая» означает двойная, усиленная. На каждое прошение хор от лица всех собравшихся в храме отвечает троекратным: «Господи помилуй».

За ектеньей Сугубой следует ектенья об . В древней Церкви оглашенными назывались взрослые люди, которые учились (оглашались) истинам христианской веры перед принятием святого крещения. На Литургии им разрешалось присутствовать до определенного момента, как людям еще не вошедшим во всю полноту Церковной жизни. Они слушали Слово Божие, молились, но когда наступал самый важный этап богослужения, они выходили из храма, повинуясь возгласу диакона: «Оглашенные изыдите».

«Литургия оглашенных» (так называется вторая часть Божественной Литургии) заканчивается. Следующая ее часть именуется Литургией верных, потому что в древности на ней могли присутствовать лишь члены Церкви, принявшие Святое Крещение и сохранившие верность данным Богу обещаниям.

Таинство Святого Причастия установлено самим Спасителем. Это событие – установление таинства – будет вспоминаться в один из самых важных моментов Божественной Литургии. Как повествует Евангелие, в , перед иудейской пасхой, накануне Своих страданий, во время Тайной Вечери, Спаситель, умыв ноги ученикам, и показав им тем самым пример глубочайшего смирения, взял в руки хлеб, благословил его, преломил и дал ученикам со словами: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается во оставление грехов, сие творите в Мое воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздав хвалу Богу, подал ее ученикам со словами: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание».

Причастив своих учеников – апостолов, Господь заповедал им совершать это таинство в Его воспоминание, во оставление грехов и в жизнь вечную. Верующие во Христа и причащающиеся Его Тела и Крови становятся причастниками вечной жизни. И сам Спаситель говорит в Евангелии: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день».

Хор поет Херувимскую песнь . Патриарх у престола читает молитву на Херувимской, а затем вновь совершается омовение рук. Этим действием Патриарх Кирилл засвидетельствовал перед всеми, что к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых следует приступать в чистоте душевной и телесной. Затем с воздетыми руками он молится словами Херувимской песни: «Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице Пресвятую песнь припевающие, всякое ныне житейское отложим попечение». «Мы таинственно изображая собой херувимов и воспевая Животворящей Троице пресвятую песнь, оставим ныне все житейские заботы» – так звучит Херувимская песнь по-русски.

По завершении молитвы следует взаимное поминовение сослужащих: Архиерейство ваше, протоиерейство, священство, архидиаконство, протодиаконство, дьяконство ваше, – да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков.

Патриарх направляется к жертвеннику. Он находится здесь же, в северной части алтаря. На жертвеннике (по-гречески «протесис», т.е. «приготовление») совершается приготовление Святых Даров – хлеба и вина, которые по молитвам Церкви, силой и действием благодати Святого Духа во время Евхаристии станут Телом и Кровью Христовыми. Здесь же из просфор (специально приготовленного хлеба, принесенного в храм, отсюда и название «просфора» – по-гречески «приношение») Святейший Владыка вынимает частицы, произнося имена живых и усопших. По окончании Литургии эти частицы о здравии и об упокоении будут опущены в Святую Чашу с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде (т.е. здесь) Кровию Твоею Честною и молитвами святых твоих».

Мы видим и евхаристические сосуды – богослужебные сосуды, которые употребляются при совершении Евхаристии. Это – потир – чаша, в которой сейчас находится вино, предназначенное для совершения таинства, дискос , на котором полагается евхаристический хлеб – агнец, а также – звездица . Она представляет собой две крестообразно скрепленные друг с другом металлические пластины и символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую рождение Спасителя Мира. Об этом в данный момент говорит Патриарх: «И пришедше звезда, ста верху, едеже бе Отроча», т.е. пришла звезда и остановилась над местом, где родился Богомладенец Христос. Покровцы , которыми покрываются потир и дискос напоминают пелены Богомладенца и одновременно погребальные пелены Спасителя, которыми было обвито Его тело, положенное во гроб.

Пение Херувимской прерывается совершением Великого входа . Через двери алтаря Святые Дары с жертвенника переносятся на престол. Этот момент богослужения напоминает и символически изображает шествие Спасителя на добровольные страдания ради искупления рода человеческого. Поэтому мы видим во время Великого входа в руках у священнослужителей: крест, копие и лжицу (так по-славянски называется ложечка, которой причащают верующих) – богослужебные предметы, напоминающие об орудиях Страстей Христовых.

Патриарх встречает Святые Дары, стоя в , и совершает поминовение Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Поминает Патриарх и сослужащих ему епископов, а также всех епископов православных, священников и диаконов, монашествующих и мирян. Молитвенное поминовение членов Церкви на Великом входе означает, что Святые Дары будут принесены в Жертву Богу о здравии и спасении всех поминаемых. Один из сослужащих архиереев, старший по званию, совершает поминовение Патриарха, всех молящихся в храме и всех православных христиан.

Хор завершает пение Херувимской песни: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуйя. – Отложим попечения житейские, чтобы встретить царя всего творения, которого незримо сопровождают с торжеством ангельские силы».

Святые Дары поставляются на престол и покрываются воздухом – особым покровом, символизирующим Плащаницу, которой было обвито Тело Спасителя при погребении. Один из сослужащих архиереев осеняет народ трикирием и дикирием.

Звучат прошения так называемой Просительной ектеньи . Во второй ее части, которая содержит прошение о важнейших духовных благах, желанных для каждого христианина, хор от лица всех собравшихся в храме взывает: «Подай, Господи». Во время ектеньи Патриарх молится о том, чтобы Господь сподобил его принести Святые Дары в Жертву духовную и ниспослал на них, а также – на всех верующих, благодать Святого Духа. Просительная ектенья завершается возгласом: «Щедротами Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Далее, верующие готовятся к возношению Святых Даров свидетельством мира и любви и исповеданием православной веры. «Мир всем», – этот возглас мы уже слышали и говорили о необходимости для христианина иметь мир душевный. Но мир душевный должен выражаться во взаимной любви друг к другу. И к этому участников Евхаристии призывает диакон: «Возлюбием друг друга да единомыслием исповемы» – Возлюбим друг друга и единомысленно исповедуем, открыто выразим свою веру в Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и нераздельную.

После этого поется , посредством которого собравшиеся в храме и исповедуют свою веру в истины христианского учения. Пению Символа веры предшествует голос диакона: «Двери, двери, премудростию вонмем!».

В это время Патриарх снимает возду´х, покрывающий святые Дары в знак Воскресения Христова.

Возглас «Двери, двери…» в древности был обращен к привратникам – особой категории церковнослужителей, которые следили за тем, чтобы в самый важный момент Евхаристии в храм не вошли непосвященные: оглашенные, еще не принявшие Святое Крещение, или кающиеся, лишенные права участвовать в этой части Литургии, или неверующие.

Во время пения Символа веры Патриарх также произносит его перед престолом, а сослужители колеблют воздух над Святыми Дарами в знак сошествия на них Святого Духа.

Возглас диакона: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносите» – еще раз призывает участников богослужения к молитвенной сосредоточенности. Святое возношение, Бескровная Жертва сейчас, через несколько минут, будет приноситься не только за нас, но и от нас, при нашем молитвенном участии. О том, что мы все, стоящие в храме, призываемся к участию в совершении таинства, свидетельствует богослужебный диалог.

Хор от имени всех молящихся завершает возглас словами: «Милость мира, жертву хваления». А это значит, что мы готовы возносить Святую Жертву, которая является высшей милостью и даром Божиим людям, и представляет собой, прежде всего, благодарное прославление Творца. Последующие три возгласа, на которые хор также отвечает от нашего имени, Патриарх произносит вне алтаря, обращаясь к народу и осеняя народ светильниками (дикирием с двумя свечами и трикирием – с тремя).

– Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.

– И со духом твоим.

– Горе´ имеим сердца. (Отрешимся от всего земного и вознесем ум и сердце в горний, небесный мир).

– Имамы ко Господу.

Этот ответ молящихся Предстоятелю знаменует собой завершение приготовления к совершению таинства, а возглас «Благодарим Господа» означает начало Евхаристической молитвы или анафоры. Совершение таинства Евхаристии начинается с благодарения, подобно тому, как Спаситель на Тайной вечере вознес благодарение Богу Отцу.

Тем временем Патриарх читает молитву, в которой от лица всех верующих прославляет величие Божие и Его благодеяние роду человеческому, благодарит Бога за сотворение мира, за то, что он принимает эту службу хвалы и благодарения от людей, хотя ему и служат Архангелы и Ангелы, Херувимы и Серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголяще». Последние слова молитвы произносятся вслух, в виде возгласа, а хор воспевает эту победную ангельскую песнь, прославляющую Святую Троицу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!»

Эту песнь поют очень торжест­венно. Во время пения Патриарх читает следующую часть анафоры: «С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят и великолепна слава Твоя; Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать Живот Вечный».

Патриарх продолжает чтение анафоры, исповедуя святость Божию и одновременно прославляя Его бесконечную любовь к человечеству, которая в высшей степени проявилась в послании в мир для нашего спасения Единородного Сына Божия.

Перед тем, как прозвучат установительные слова таинства Евхаристии, читается такие слова молитвы анафоры: «Иже, пришед и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Твоя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек:

Патриарх снимает митру и возлагает на себя омофор – одежду подражания Христу, с тем, чтобы указать на важность совершающегося священнодействия.

– Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.

Хор поет «Аминь», а Патриарх читает: «Подобне и Чашу по вечери, глаголя:

– Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов.

Далее Патриарх продолжает: «Поминаюше убо спасительную сию заповедь и вся, яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную (справа) седение, Второе и славное паки пришествие», и возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», то есть, поминая Твою спасительную заповедь и все, что Ты совершил для нас: и Крест, и Гроб, и тридневное Воскресение, и восхождение на Небо, и седение одесную Отца, и Второе и славное паки пришествие - всё это вспоминая, мы, Твоё от Твоих Тебе приносим о всех и за всё, Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим. Господи, и молим Ти ся, Боже наш ». Во это время Патриарх берет руками, сложенными крест-накрест, Дискос и Чашу и возносит над престолом. Это и есть возношение - анафора . Хор поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». Наступает саамы важный и таинственный момент богослужения, вершина литургии.

За возношением Святых Даров следует их пресуществление. Патриарх просит о ниспослании Духа Святаго для освящения Даров и претворения их в Тело и Кровь Христовы. Затем, исповедав свое недостоинство, благословляет святой Хлеб и Святую Чашу. Силою и действием Святого Духа совершается величайшее таинство – хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя.

Анафора обращена к первому лицу Святой Троицы - к Богу-Отцу, но эта молитва (по-гречески эпиклезис, что значит «призывание») обращена к Святому Духу. Это молитва призывания Святаго Духа на Святые Дары. После нее произносится: «И сотвори убо Хлеб сей Честное Тело Христа Твоего». Архидиакон отвечает: «Аминь», и говорит: «Благослови, Святейший Владыко, Святую Чашу». Патриарх говорит: «А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего». Архидиакон говорит: «Аминь. Благослови, Святейший Владыко, обоя» (т. е. и то, и другое). И Патриарх благослов­ляет крестным знамением и Дискос, и Чашу со словами: «Преложив Духом Твоим Святым». Архидиакон отвечает: «Аминь, аминь, аминь».(т.е. истинно так, да будет).

Служащие и все молящиеся совершают поклонение Святым Дарам как Самому Господу. После молитвы Патриарха о причастниках и о всех, в вере почивших, и о живущих на земле, следует прославление Божией Матери. Перечисляя чины святых угодников Божиих (праотцев, отцев, патриархов, пророков, апостолов, Евангелистов, мучеников, исповедников и постников) Святейший Патриарх особо (изрядно) выделяет Пресвятую Богородицу – Ходатаицу перед Богом за человеческий род: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».

Затем хор исполняет песнопение в честь Божией Матери, не только святейший из людей, но, говоря словами Церковного гимна – «честнейший Херувим и славнейший без сравнения Серафим». Как раз этот гимн, слова из которого я только что привел, обычно исполняется в этот момент Божественной Литургии, но сегодня – день особый, сегодня великий праздник, поэтому вместо песнопения « » поется «Задостойник» – песнь из числа праздничных гимнов, в данном случае – ирмос девятой песни Рождественского канона.

Мы уже слышали ее сегодня во время утрени. «Таинство странное вижу и приславное, (вижу таинство чудное и необычайное), небо – вертеп, престол Херувимский, Деву (небом стал вертеп, престолом херувимским – Дева), ясли- вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог, Его же воспевающе величаем (ясли стали вместилищем Невместимого Бога, Которого мы воспевая величаем)».

«Любите убо нам яко безбедное страхом удобнее молчание, любовию же Дево, песни ткати протяженно сложенныя неудобно есть; но и Мати силу, елико есть произволение даждь». (Удовольствоваться нам было бы легче молчанием в страхе, как делом безопасным. Трудно, Дева, песни в любви к Тебе составлять, стройно сложенные, но Ты, Матерь, Сама даруй нам силу, если есть на то воля Твоя).

Наступает момент в молитве анафоры, когда Патриарх поминает святых, прославленных Богом, молится за живых и усопших членов Церкви: «Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней, о Святей, Соборней и Алостольстей Церкви, о иже в чистоте и честном жительстве пребывающих; о Богохранимей стране нашей». И нам здесь нужно помянуть всё самое главное, молитвенно обратившись к Господу. Завершается ходатайство молитвой о властях: «Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».

Патриарх продолжает: «Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и страну, и верою живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и спасение их. Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах и поминающих убогия и на вся ны милости Твоя низпосли».

Просительная ектенья, которая звучит под сводами храма, знаменует собой начало приготовления молящихся к Причащению. Эта ектенья начинается словами: «Все святые помянувше, паки и паки миром Господу помолимся». Всех святых вспомнив, еще и еще раз Господу помолимся.

Во время просительной ектеньи Святитель молится о том, чтобы Господь сподобил молящихся достойно причаститься Святых Тайн во оставление грехов и в жизнь вечную. ектенья завершается возгласом: «И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (с сыновней смелостью) неосужденно смети признавати Тебе, Небесного Бога и Отца и глаголати».

Все собравшиеся в храме поют молитву Господню « ». Спаситель первым назвал Бога Отцом, как Сын Божий. То, что мы дерзаем повторить эти слова и называть Бога Отцем, стало возможно благодаря воплощению Сына Божия.

Одно из прошений молитвы Господней – «хлеб наш насущный даждь нам днесь» – относится не только к хлебу земному, к телесной пище и вообще к земным благам, в которых мы все, несомненно, нуждаемся, но, прежде всего, – к Хлебу Святой Евхаристии, к Телу и Крови Христовым – истинной пище и истинному житию, духовно питающим человека и вводящим его в жизнь вечную.

Приближается момент Причащения. Возглас «Святая святым!» напоминает о том, что к святости призван каждый христианин, недаром святой апостол Павел в своих Посланиях именует первых последователей Спасителя святыми. Кроме того, этот возглас служит напоминанием о том, что Святыня – Тело и Кровь Христовы – преподается тем, кто очистил свою душу покаянием в таинстве исповеди.

«Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Один Господь свят, Он один – источник святости и может сделать причастником Своей святости каждого человека, устремленного к Нему всем сердцем и душой.

В этот момент богослужения, когда в алтаре за закрытыми Святыми вратами происходит причащение священнослужителей, алтарь символизирует Сионскую горницу, в которой Господь на Тайной Вечери установил таинство Евхаристии.

Хор поет запричастный стих (исполняемый во время причащения) и другие праздничные песнопения. Затем оглашается Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

В храме начинается причащение мирян . Святые Врата открываются.

«Со страхом Божиим и верою приступите!» Возглас протодиакона обращен к ожидающим Причащения. Приступите к Святой Чаше, осознавая свое недостоинство и веруя, что в ней пребывают истинное Тело и истинная Кровь Христова.

Причащение мирян заканчивается. Песнопением «Видехом свет истинный, прияхом духом духа небеснаго…» верующие благодарят Господа за Причащение Святых Тайн Христовых. Последнее явление Святых Даров, которое совершается при возгласе «всегда ныне и присно и во веки веков» напоминает нам о Вознесении Господнем. Следует краткая благодарственная ектенья и заамвонная молитва, которую священник произносит, стоя перед ступенями, ведущими на амвон, напротив Святых врат. Патриарх, стоя в Святых вратах, произносит отпуст. Завершается праздничное богослужение в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Первосвятительским словом Патриарха Кирилла – Предстоятеля Русской Православной Церкви, правящего епископа г. Москвы.

Рождество в России отмечается 7 января. Это государственный праздник, выходной день в стране. В Русской Православной Церкви он выступает одним из 12 главных праздников годового богослужебного круга. Его отмечают православные христиане страны.

Традиции и обряды

В соответствии с религиозными традициями, в Рождество Христово в церквях проходит всенощное бдение, которое переходит в литургию. На них читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон «Христос рождается…». Верующие приходят в храмы, чтобы посетить службу, помолиться и причаститься. Рождественское богослужение транслируется по национальным каналам. Главная служба России проходит в Москве в храме Христа Спасителя и собирает до пяти тысяч прихожан. Главное богослужение страны возглавляет Московский патриарх.

Еще одна религиозная традиция - соблюдение Рождественского (Филиппового) поста, который предшествует Рождеству. Пост начинается 28 ноября и длится 40 дней. 6 января приниматься за ужин можно только после восхождения на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду. На столе обязательно должно присутствовать 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. 7 января христианам разрешается разговеться.

В деревнях и поселках сохранилась традиция колядовать. Дети наряжаются в костюмы, ходят по соседям и рассказывают или поют колядки, за что получают сладости и деньги.

Среди незамужних девушек распространены рождественские гадания на суженого-ряженого. Процесс гадания традиционно проходит в полночь в темной комнате, освещенной свечами. Это создает пугающую и мистическую атмосферу.

Наиболее распространенное гадание - предсказание по литому воску. Расплавленный воск свечи выливают в сосуд с водой и в образе застывшей фигуры пытаются рассмотреть будущее. Много маленьких капель предвещает деньги, яблоко - здоровье и мудрость, виноград - благополучие в доме, яйцо - новое начинание.

Не менее загадочно и интересно гадание на кофейной или чайной гуще. После того, как выпивают напиток, чашку накрывают блюдцем и быстро переворачивают. В очертаниях пятен, которые образовала гуща, рассматривают будущее. Крест знаменует жизненные трудности, венок - успех, дом - благополучие.

История праздника

На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Оно было началом Святок, которые длились до Крещения - 19 января. В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях.

В древность популярным обрядом было колядование. Люди надевали на себя устрашающие и шуточные маски чертей, ведьм, козлов, разрисовывали лица дегтем, сажей, свеклой, обсыпались мукой. Ряженые ходили по дворам, носили кутью и пели колядки - обрядовые песни, в которых прославляли семью хозяина, желали здоровья и благополучия. За это хозяева давали им пироги, караваи, калачи, пряники, деньги.

В XVII-XVIII веках в российскую культуру из Польши пришла традиция устраивать вертепный театр. В ящике-вертепе при помощи тряпичных кукол разыгрывались сюжеты о рождении Христа.

В 1917 году, после Великой русской революции, советская власть запретила празднование Рождества: наряжать рождественские елки, проводить богослужения и упоминать о празднике. В 1935 году традицию украшать хвойные деревья перенесли на праздник Нового года. Рождественский символ - Вифлеемская звезда - была заменена на пятиконечную звезду. В советский период Новый год перенял рождественские атрибуты и стал главным семейным праздником.

В декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР возродил празднование Рождества на государственном уровне. 7 января было объявлено официальным выходным днем.

Рождественские украшения

Рождеству предшествует Новый год, поэтому дома и улицы украшаются елками и гирляндами в середине декабря.

Особую роль в праздновании Рождества играет оформление стола. Хозяйки кладут под скатерть пучок сена, который символизирует ясли Иисуса Христа. Под столом размещают железный предмет (топор), на который все присутствующие ставят ноги. Этот ритуал символизирует здоровье и крепкий дух. По углам стола кладут монеты или купюры, соль и чеснок. Это символизирует благополучие в доме и здоровье всех членов семьи.

Праздничный стол

Обязательным блюдом на рождественском столе является кутья - каша из цельных зерен пшеницы с добавлением меда, мака, грецких орехов, сухофруктов, варенья. В семьях, которые придерживаются Рождественского поста, на столе обязательно присутствуют 12 постных блюд. Наиболее популярные из них - открытые и закрытые пироги, пирожки, кулебяки, расстегаи с разными начинками, ватрушки, калачи, блины, соленые овощи, салаты, запеченная рыба. 7 января хозяйки готовят холодец, жарят поросенка, дичь, баранину, запекают гуся или курицу с яблоками. На десерт подают торт с кремом и глазурью. Традиционным рождественским напитком является узвар - заваренные сухофрукты и ягоды.

Города и курорты

Рождественские каникулы в России пройдут в особой атмосфере и подарят заряд незабываемых эмоций.

Путешественникам, которые хотят оказаться в настоящей зимней сказке, придется по душе отдых на Кольском полуострове, который расположен в заполярной зоне. Он подарит возможность понаблюдать за уникальными явлениями природы - белыми ночами и северным сиянием. В центре Хибинского горного массива находится база отдыха, которая обладает комфортной инфраструктурой и позволяет отдохнуть от городской суеты. Сафари на квадроциклах и снегоходах, пешие прогулки по тундре принесут заряд адреналина.

Центр зимнего туризма в России - озеро Байкал. Байкальский лед представляет собой захватывающее зрелище - прозрачная застывшая вода переливается в солнечных лучах. Туристы смогут покататься на лыжах и коньках, поскользить на буерах, прогуляться по поверхности льда и осмотреть живописные бухты, заливы. В поселке Аршан расположен курорт, который славится своими лечебными термальными и минеральными водами.

Ознакомиться с культурой и историей России поможет тур по городам «Золотого кольца». В него входят древние города - центры народных ремесел: Переславль-Залесский, Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Сергиев Посад, Костром, Иваново, Ярославль. В каждом из них расположены достопримечательности, которые поражают своей красотой и величием (Троице-Сергиева Лавра, Суздальский Кремль, Успенский собор). Города предлагают своим гостям недорогие гостиницы и рестораны.

Россия - страна, богатая горными системами. Любителям зимних видов спорта понравится отдых на горнолыжных курортах: Домбай, Шерегеш, Красная Поляна, Банное, Белокуриха. Эти курорты привлекают красотами заснеженных вершин, лесистых склонов, горных озер и рек, чистым воздухом и целебными источниками.

Самый лучший и замечательный религиозный праздник, обряды и традиции которого уводят нас в глубокое прошлое – это Рождество Христово. Многие наши соплеменники, коим довелось родиться и жить во времена атеизма, наверняка не знают или не очень четко представляют себе о том, когда и как празднуют Рождество. Но из истории доподлинно известно, что до революции в России это был самый почитаемый праздник всего народа. Его начинали праздновать по старому стилю 25 декабря, а при переходе на новый календарь пиршества в честь великого праздника перенесли в ночь на 7 января. В этот день в России и по всей Европе, где живет большое количество православных в церквях проходят торжественные богослужения и все верующие люди радуется рождению нашего Спасителя - Божьего Сына. Существует весьма интересный исторический факт, что дата смерти Христа доподлинно известна из святого Евангелия, а церковные служители распространяли среди прихожан убеждение, что Христос жил среди мирских людей полное количество земных лет. И из этого факта вытекало, что сын Божий был зачат в день, когда его распяли, а это как раз приходилось на день еврейской пасхи, а ее праздновали в марте 25 числа. Нехитрые математические вычисления позволяют нам точно рассчитать дату Рождения Христа. Если прибавить к дате пасхи 9 месяцев, то получаем 25 декабря – именно ту дату, когда празднуют Рождество все верующие.

Народ в России праздновал Рождение Спасителя всегда весело. В канун этого праздника принято было наряжать рождественскую ель. Кстати, традиция украшения лесной «красотки» дошла к нам с Запада со времен правления Петра I. Такому великому дню предшествовал на Руси и в странах Европы, таких как Англия, Франция и Германия пост. Длится он сорок дней. Начинался он по обыкновению 15 (а по новому 28) ноября и заканчивался 24 декабря (7 января по новому стилю). Все сорок дней поста верующим запрещено было вкушать мясные продукты, молоко и яйца. Они должны были обходиться скромной растительной пищей и постоянно обращаться в эти дни к Богу, молясь о спасении.

Вечер, предшествующий Рождеству, принято величать Рождественским сочельником. В такой святой день, когда празднуют в Германии, Франции, Англии и других странах Европы, а также повсеместно по всей России принято словами и делами создавать некий образ богатства, мира и спокойствия в каждом жилище. В сочельник до появления на небосклоне первой звездочки нельзя было ничего кушать и даже не полагалось садиться за стол. Но каждая хозяюшка с раннего утра в канун святого вечера принималась готовить кулинарные изыски. По традиции их принято было готовить в количестве 12 постных блюд. Вечером перед солнечным заходом все члены семьи собирались за вечерней молитвой, а после глава семейства брал зажженную свечку, вставлял ее в центр каравая хлеба и выходил во двор, где прихватывал охапку сена из хлева. После этим сеном застилали в доме пол, скамейки и немного клали на стол, который затем накрывали праздничной скатертью. Такие интересные действия производили в знак напоминания о месте рождения Божьего Сына (по поверьям верующих сын Бога был рожден в хлеву). А под иконою, находившейся в каждой хате в красном углу, устанавливали сноп ржи или пшеницы, что непременно должно было принести отменный урожай в наступающем году.

Рождество во Франции, когда его празднуют и как отмечают его в этой стране.

Так же как и по всему миру, Рождество во Франции принято отмечать на 25 день декабря. Но французы готовятся к этому празднику задолго до этой даты и начинают убирать в праздничное одеяние улицы своих городов и дома еще в день Святого Николаса, а его отмечают 6 декабря. Все жители Франции стараются сделать большие запасы подарков для всех, кто им дорог и близок.
А вот елки во Франции раньше, что интересно, наряжали яблоками. Но в один неурожайный год яблоневые сады не дали урожай этих фруктов и украшение из яблочек заменили традиционными стеклянными игрушками.
Как и все дети мира, маленькие французы обожают сладости. А что бы их ни обделили в рождество сладкими подарками, они приносят под елку свою обувь, в которую в ночное время сказочный персонаж положит им подарки. И ночью, проникая в дома жителей Франции через дымоотводы, добрый ангел или эльф в сапожки раскладывает вкуснейшие сладкие сюрпризы. После ночи наступает утро, и малыши находят их именно в своих ботинках и сапогах.

Празднование Рождества во Франции и по всему земному шару традиционно проходит в церквях, где служат праздничные мессы. Церковь семьи французов посещают в полном составе, а после праздничного богослужения торопятся домой, где их ждет роскошный праздничный стол и много интересных праздничных утех и подарков.

Ужин во Франции, посвященный дню празднования Рождества.

На праздничном столе французов присутствуют великолепные и наивкуснейшие изыски кулинарии. Всегда в центре пиршества на столе стоят паштеты, пироги, блюда из жареных и печеных птиц, всевозможные салаты и главный праздничный элемент – торт, имеющий форму полена.

Когда и как празднуют Рождество в Германии.

В Священную ночь, наступающую 24 декабря, Германия и ее жители начинают праздничные мероприятия. Семьи рассаживаются за большими, накрытыми угощениями и всякими кулинарными яствами столами и ждут, когда Санта переступит порог их домов и одарит их подарками. Празднуют рождество в Германии по обыкновению три дня. Все эти дни проходят в спокойном семейном окружении или в кругу лучших друзей. Улицы праздничных городов Германии по традиции наполняются всеми цветами красного и зеленого, ведь именно эти цвета считаются рождественскими.
Пиршество в знак великого праздника немцы проводят за накрытыми столами, которые ломятся от разнообразных яблочных блюд. Кроме яблок они также предпочитают кушать орехи и изюм. А в качестве принятого подарка жители Германии преподносят в цветочном горшке обыкновенный луговой клевер и на столах в центральной части устанавливают фигурки трубочистов и поросят или выпекают их в виде разноцветных пряничков.

Как принято отмечать этот праздник и когда празднуют Рождество в Англии.

Весь мир и Англия, в том числе верят в Дух Рождества, который, так же как и ко всем приходит к ним в сочельник в ночь с 24 на 25 декабря. На подарки англичане не тратят больших денег, а по традициям одаривают своих друзей и сослуживцев статуэтками в виде ангелов. Но вот на чем они точно не экономят это на упаковке для подарков. Она должна быть красивой и очень изысканной. А в качестве подарков для семьи предприимчивые англичане преподносят нужные и практичные вещи.
Детишки же в канун Рождества пишут письма и просят Отца Рождества принести им подарок, о коем они мечтали и грезили все 364 дня года. А что бы это письмо действительно дошло до адресата его непременно надо сжечь в камине. А уже с наступлением рассвета под елкой многие находят то, что просили и о чем мечтали.

А вот лакомятся англичане, когда приходит Рождество индейкой под соусом из крыжовника и пудингом с ромом. Его заранее перед тем, как подать к столу зажигают и под громкие и радостные крики и аплодисменты празднующих людей, устанавливают в центре богатого застолья.

Все мы разные, но что в России, что в Европе люди стараются такой праздник провести в хорошем настроении в кругу самых любимых и за накрытыми шедеврами кулинарного искусства рождественскими столами. И кстати, что мы, что европейцы верят, что если ночь перед Рождеством бывает богатой на звезды, то урожай в наступающем году непременно будет обильным. А еще считается, что если пригласить к столу и угостить, как следует незнакомца в Рождественский вечер, то удача не обойдет стороной и пошлет благо и богатство. И многие свято верят в то, чтобы незнакомец, перешагнувший порог их жилища оказался непременно мужчиной, потому что если через порог в сочельник переступит представительница слабого пола, то удача и успех могут отвернуться.

Немного праздников есть в мире, которые так ценят и чтят, но вот Рождение Христа и в России, и в Англии, и в Германии, и во Франции, а так же и в других странах Европы принято по традициям отмечать весело. И все верят, что с первой яркой звездой, появившейся на ночном небосклоне, опустится ангел небесный и возвестит нас о том, что родился Сын Божий, и наступило Великое Рождество!!