Что читать в месяц шаабан. Шейх Ибн ‘Усаймин: Положения связанные с месяцем Ша’бан. Священные ночи Раджаба

Что читать в месяц шаабан. Шейх Ибн ‘Усаймин: Положения связанные с месяцем Ша’бан. Священные ночи Раджаба

НОЧЬ БАРААТ - НОЧЬ НА 15 Шаабана

Хасан Аль-Басри (да будет доволен им Аллах) передал по поводу 15 Шаабана:

"30 Сподвижников Посланника Аллаха Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) передали хадис о том, что Аллах посмотрит 70 раз на того, кто выполнит намаз-хайр в ночь на 15 Шаабана, и с каждым взглядом Аллах исполнит 70 просьб того человека, наименьшее из которых будет дарование прощения.

Намаз-хайр - читается в ночь с 14 на 15 Шаабана (с 20 на 21 октября 2002 года),
состоит из 100 ракаатов, включает в себя повторение
Суры "Аль-Ихлас" (Куль-ху) 1.000 раз
(т.е. в каждом из ракаатов следует читать 1 раз "Аль-Фатиху" и 10 раз "Аль-Ихлас".)

Абдуллах ибн Каис передал слова Посланника Аллаха (мир ему):
"Тому, кто держит пост (уразу) в последний понедельник месяца Шаабан,
тому Аллах дарует прощение."
(примечание: если последний понедельник приходится на самый последний день месяца Шаабан, за которым след.день (вторник) будет 1 Рамадана, то тогда следует поститься в предпоследний понедельник (так как нельзя соедин. 1 день с Рамаданом).

Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передал слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

"Ангел Джибрил (алейхис-салям) явился ко мне в ночь на 15 Шаабана с сообщением, что в эту ночь (с 14 на 15 Шаабана)* Аллах открывает 300 дверей Милости, прощая всех тех, кто не делает ширка (не придает Аллаху сотоварища) за исключением тех, кто занимается колдовством, вовлеченных в ростовщичество, занимающихся прелюбодеянием, алкоголиков, их Аллах не простит до тех пор, пока они искренне не покаются в содеянном (и прекратят совершать эти грехи).

По прошествию одной четверти этой ночи Ангел Джибрил (алейхис-салям) сниспустился и попросил Пророка Мухаммаду (мир ему) посмотреть ввысь. Пророк Мухаммад (мир ему) увидел, что двери Рая широко открыты.
У первых ворот ангел провозглашал, «Добрые вести тем, кто совершает руку (поясные поклоны в намазе) этой ночью.»
У 2-х ворот Рая ангел восклицал, «Добрые вести тем, кто простирается ниц в поклонении Всевышнему Аллаху этой ночью.»
У 3-х ворот ангел восклицал, «Добрые вести тем, кто делает дуа этой ночью».
У 4-х ворот находится ангел, произносящий, «Добрые вести тем, кто читает зикр этой ночью.»
У 5-х ворот ангел провозглашает, «Добрые вести тем, что этой ночью плачет от страха перед Аллахом.»
У 6-х ворот ангел восклицает, «Добрые вести тем, что подчиняется Велениям Аллаха этой ночью.»
А у 7-х ворот Рая ангел призывает, «Обращайтесь с просьбой к Всевышнему, читайте дуа, так как они будут исполнены.»
У 8-х ворот ангел призывает, «Просите прощения, читайте истигфар (молитву о прощении), чтобы Всевышний простил вас.»

Тогда Пророк Мухаммад (мир ему) спросил, «О Джибрил, как долго эти врата Рая будут открыты?» Ангел Джибрил (мир ему) ответил, «С самого начала ночи (вечера) до начала рассвета.» Затем он добавил, «О Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), в ночь на 15 Шаабана Аллах освобождает от огня Ада огромное количество человек!»

* ночь начинается сразу после захода солнца!

Ночь Бараат

Ночь с 14-го на 15-е Ша‘бана называют ночью бараат. Бараат означает “непричастность”, “полное отделение”; в эту ночь людей с плохими деяниями полностью отделяют (отлучают) от Рая, а людей с хорошими деяниями - от Ада. В хадисах говорится, что в эту ночь прощаются грехи всех людей, кроме вероотступников, завистников, клеветников, употребляющих алкоголь, прервавших связи с родственниками, ослушивающихся своих родителей, прелюбодеев, гордецов и провоцирующих смуту. Поэтому эту ночь желательно провести в молитвах, поминая Всевышнего. В одном хадисе сказано, что существует пять ночей, когда особенно принимаются дуа: в ночь на пятницу, десятая ночь мухаррама, 15-я ночь ша‘бана, ночи перед курбан-байрамом и ураза-байрамом. В эту ночь с хранимых Скрижалей стирают имена тех, кто умрет в течение года.

Вечером 15 ша‘бана желательно:
Перед заходом солнца - прочесть 40 раз “Субхааналлаhи валь-хамдулилляhи ва ля иляhа илля-ллаhу ва ллаhу акбар, ва ля хауля ва ля къуввата илля билляhиль-алиййюль-азыым” и салават 100 раз .
После намаза-магриб выполнить 6 ракаатов нафл-намаза (дополнительного), сделать ният (намерение) для 6 ракаатов, а выполнять по 2 ракаата отдельно.

После первого саляма (т.е. в конце первых двух ракаатов) читать дуа о долгой жизни, суру N36 “Ясин” 1 раз, суру N112 “Аль-Ихлас” 21 раз и дуа “нифси-ша‘баан”.

После второй пары ракаатов (т.е. после второго саляма) читать дуа о защите от болезней и неприятностей, суру “Ясин” 1 раз и суру “Аль-Ихлас” 21 раз и дуа нифси-ша‘бан.

И в конце намаза после третьего саляма в дуа просить Аллаhа о независимости ни от кого и ни от чего кроме Аллаhа, затем опять суру “Ясин” 1 раз и суру “Аль-Ихлас” 21 раз и дуа нифси-ша‘бан.

Дуа Нифси-Шаабан:


Месяц Ша"абан - второй в ряду трех священных месяцев, следующих друг за другом, которые высоко ценятся в нашей религии. Часто к названию этого месяца прибавляют слово "муаззам", т. е. "почитаемый".

Всевышний Аллах создал его непосредственно для нашего Пророка (мир ему и благословение). В одном из священных хадисов сказано, что месяц Ша"абан - это месяц Пророка (мир ему и благословение):
"Месяц Ша"абан предназначен для меня. Всевышний во всем своем
величии повелел ангелам Арша: "О, ангелы мои, вы видели?! Мои рабы оказывают почет и уважение месяцу Моего Любимца. Своим
могуществом, правом Своего величия Я ниспосылаю им прощение и
отпускаю грехи их".

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:
"Превосходство месяца Ша"абан над другими месяцами, как мое
превосходство над остальными Пророками".

Поэтому мусульмане должны с особым трепетом уважать этот месяц и стараться проявлять усердие в поклонении Творцу.

Надо помнить, что за все хорошие деяния, совершаемые в этот месяц, воздаяние увеличивается в 70 раз, и они поднимаются к небесам без всяких препятствий. Поэтому наш Пророк (мир ему и благословение) многие из дней этого месяца проводил в посте.

Однажды один из сподвижников спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение):
- О Пророк, я не видел, чтобы ты постился больше, чем в месяц Ша"абан?
- "В этом месяце все дела возносятся к Аллаху. Я хочу, чтобы во время вознесения моих дел я постился, - ответил лучший из сынов Адама (мир ему и благословение).

Название месяца Ша"абан, по словам Пророка (мир ему и благословение), происходит от слова "таша"аба", что означает "распространение". В этом месяце распространяется добро. Человеку, который возвеличил месяц Ша"абан, страшась Аллаха, совершая обязательное, остерегаясь от грехов, Всевышний прощает все его грехи и сохраняет в течение года от бед и болезней.

Ша"абан содержит одну из основных высокочтимых ночей - Ночь Ба"арат (с 14 на 15 Ша"абана). В хадисах про Лейлят-уль-Ба"арат сказано:
"Когда наступает 15 ночь месяца Ша"абан, проводите ее в молитвах, а
днем, следующим после нее, поститесь. Обязательно Аллах спросит: "Нет ли того, кто просит прощения - Я прощу. Нет ли того, кто желает увеличения своих средств и здоровья - Я дарую". И это продолжается до самого утра".

В Ночь Бара"ат Священный Коран был низведен на Ляух-аль-Махфуз
(Хранимая скрижаль).

В священный месяц Ша"абан нужно особенно много стараться совершить богоугодных дел.

Большое значение в этой связи уделяется соблюдению поста в Ша"абан. Желательно поститься хотя бы три дня в начале месяца Ша"абан,
три дня в середине (13, 14, 15) и три дня в конце.
(примечание: исключение для поста составляет самый последний день месяца, за которым начинается месяц Рамазан, так как нельзя соедин. 1 день с Рамаданом. )

Тот, кто покинет этот мир после этого в течение года - умрет шахидом на пути Аллаха. А про того, кто будет держать пост только три дня Ша"бана Посланник (мир ему и благословение) говорит:
"Тому, кто в месяц Ша"абан будет поститься три дня, Всемогущий Аллах выделит место в Раю".

Абдуллах ибн Каис (рады Аллаху анху) передал слова Посланника Аллаха (мир ему):
"Тому, кто держит пост (уразу) в последний понедельник месяца Шаабан, тому будет даровано Аллахом прощение."
(примечание: если последний понедельник приходится на самый последний день месяца Шаабан, за которым след.день (вторник) будет 1 Рамадана, то тогда следует поститься в предпоследний понедельник (так как нельзя соедин. 1 день с Рамаданом).

Особенно ценен пост 15 числа месяца Ша"абан. Также желательно как можно больше читать в этот месяц салават (приветствие и восхваление) для Пророка (мир ему и благословение):"Аллахумма салли "аля Мухаммад ва "аля али Мухаммад ва саллим".

Уважаемые мусульмане, месяц Ша"абан дарован нам Всевышним и
Всемогущим Аллахом как средство приближения к Нему, как средство искупления грехов. Целью же верующего является наилучшее служение и поклонение своему Творцу. Поэтому не ответить на призыв Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение) в этот месяц и не воспользоваться Его даром для мусульманина, который стремится к тому, чтобы Создатель был им доволен, недопустимо.

Месяц Шаабан (араб شعبان) - священный мусульманский месяц в Исламском мире, по счету считается 8-ым месяцем в лунном календаре и является вторым по значимости благочестивых месяцев. Сообщается, что Пророк Мухаммед (САВ), держал пост в последние дни месяца Шаабан.

Месяц Шаабан расположен между месяцем Раджаб и Рамадан которая продолжается 29 или 30 дней в зависимости от лунного календаря. В ночь от 14- на 15 го числа этого месяца отмечается ночь «Бараат» в которой мусульмане совершают молитвы и читают Коран. Ночь Бараат считается ночью прощения грехов и находится в середине упомянутого месяца.

Название месяца Шаабан появилась до Ислама и согласно сказаниям Пророка Мухаммеда (САВ) оно происходить от арабского слова «Ташааба» что означает «Распространение». В течение месяца Шаабан принято делать благие деяния и быть в бдении в ночь Бараат.

Календарь месяц Шаабан

Упоминание о месяце Шаабан

Благословенный соратник Усама ибн Саид спросил Пророка Мухаммеда (САВ): “Посланник Аллаха, я видел, что вы держите пост в месяц Шаабан и не видел что бы вы держали пост в другой месяц.”. На что Пророк Мухаммед (САВ) ответил: “Он (Шаабан)месяц между Раджабом и Рамаданом, который пренебрегается многими людьми. И это тот месяц в котором счет поступков (людского бытия) предоставляется Повелителю Мира. Так что, я желаю, что бы мои деяния учитывались, пока я держу пост” .

Уммуль Мумий Айша сказала: “ Пророк Мухаммед (САВ), в основном держал пост в месяц Шаабан. Я сказала ему: “Посланник Аллаха, является ли Шаабан твоим любимым месяцем для поста?”. Он ответил: “ В этот месяц Аллах составляет список людских смертей в грядущем году. Следовательно, я хотел бы умереть, пока я держу пост” .

Сообщается что месяц Шобан необязательный для поста, но заслуживающий это и поэтому пророк Мухаммед не любил пропускать его.

Ночь в середине Шаабана.

Многие исламские проповедники советуют специальное поклонение в течение ночи 15-ого числа месяца Шабан. Это основано на хадисе Пророка Мухаммеда (САВ) смысл, которого заключается в том, что ночью 15 числа месяца Шабан, Аллах скажет: “ Если человек раскаивается в содеянном я прощу его и если человек попросит о достатке я его обеспечу, и если у человека горе я помогу ему и так далее”. - сообщалось Ибн Маджахом.

Эта ночь между 14 и 15 числом месяца Шобан. В наставлениях пророка Мухаммеда (САВ), что эта благочестивая ночь, в течение которой люди могут получить особое Божественное Милосердие.

В ночь 15 числа Шабаана после Магриба или Иша читают суру Ясин и просят хорошего здоровья, защиту от невзгод и укреплении имана (веру).

Судя по преданиям, эта ночь имеет благоприятное воздействие самого верующего. Поэтому, следует эту ночь направить на почитание и абсолютное подчинение Всемогущему Аллаху. Также пост следует держать в день после ночи, то есть в день 15 числа Шабаана.

Пророк ﷺ сказал: «Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками ». Как мы знаем, наш ﷺ является не просто лучшим из всех пророков, а тем, ради которого было сотворено всё сущее. А теперь подумайте: какое же это превосходство месяца Ша"бан над остальными месяцами!

Все хорошие деяния, совершаемые в этом месяце, увеличиваются до 700 раз и поднимаются к небесам безо всяких препятствий. Как сказал Пророк ﷺ , название месяца Ша"бан происходит от слова «ташааба», что означает «распространение» – в этом месяце распространяется Добро. И особо желательное деяние в этом месяце – пост. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ постился весь этот месяц.Однажды Асамат бин Зайд поинтересовался у Пророка ﷺ о причине его усердия в посте месяца Шаабан, на что был дан следующий ответ: «В этом месяце, который расположен между месяцем и , люди проявляют беспечность. В нём все деяния возносятся к Аллаху. Я хочу, чтобы во время вознесения моих деяний я соблюдал пост». Ведь так и получается, дорогие братья и сёстры: как только начинаются эти три месяца поста, люди с большой воодушевлённостью начинают соблюдать посты, совершать благие поступки. Но со дня на день эта воодушевлённость угасает так, что уже к концу месяца… исчезает вовсе. И в месяце Шаабан, как было сказано в хадисе, люди проявляют беспечность. Поэтому в этом месяце нам надо проявлять ещё больше усердия на пути Всевышнего. А кто не в состоянии поститься весь месяц, пусть постится хотя бы три дня в начале, три дня в середине (13-е, 14-е и 15-е числа) и три дня в конце месяца. Особенно ценен пост 15-го числа. В хадисе сказано: «Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет. И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом ». Также желательным является поститься первый и последний четверг. В хадисе сказано: «Аллах обязуется ввести в Рай того, кто будет соблюдать пост первого и последнего четверга месяца Шаабан ».

В другом хадисе говорится: «Месяц Ша’бан является преградой от огня. И тот, кто желает встретиться со мной, пусть постится хотя бы три дня» . Также в этом месяце желательно побольше читать «салават»: «Аллаhума салли ‘ала Муẍаммадин ва ‘ала али Муẍаммадин васаллим» .

Ночь Бараат

Месяц Шаабан содержит одну из основных высокочтимых ночей – Бараат – ночь с 15-го на 16-е число (по некоторым данным, это ночь с 14-го на 15-е). Ночь назвали так, потому что в ней два избавления: избавление несчастных (грешных перед Всевышним) от милости и избавление авлия от неудачи и от оставления их без помощи.

Имам ас-Субки в своих тафсирах пишет: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, а пятничная ночь смывает грехи недели, а ночь Предопределения () – грехи всей жизни », т. е., оживление этих ночей является причиной смывания грехов, и поэтому эту ночь (Бараат) называют ночью смывания грехов.

Также эту ночь называют ночью жизни из-за хадиса, который передал Мунзирий от Пророка ﷺ : «Сердце того, кто оживит праздничную ночь и ночь середины месяца Шаабан, не умрёт в день смерти сердец ».

Также эту ночь называют ночью заступничества из-за того, что передали: «Пророк ﷺ попросил Всевышнего в 13-ю ночь заступничества за свою умму, и Аллах дал ему заступничество только за троих. Пророк ﷺ попросил заступничества и в 14-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для 30. Пророк ﷺ попросил в 15-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для всей уммы, кроме тех, кто убежал от Аллаха, подобно тому, как убегает верблюд» (тот, кто отдалился от Аллаха ﷻ постоянством в совершении грехов)».

Также эту ночь называют ночью освобождения из-за хадиса, который передали от Ибн Исхака и от Анаса ибн Малика, где Айша передаёт слова Пророка ﷺ: «О Айша разве ты не знаешь, что эта ночь – ночь середины Шаабана? Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме следующих типов людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и приносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту и клеветников».

Самое главное – пересмотреть в эту ночь свою жизнь, поступки, мысли. Никто не должен забывать, что жизнь на этой земле когда-нибудь кончится, и мы вернёмся к Аллаху. А Судный день обязательно настанет. В эту ночь происходят события, даются блага, приходят смерть и болезни, и они будут переданы соответствующим ангелам. Поэтому мусульманин не должен относиться к этой священной ночи небрежно: истинно верующий ни на миг не забывает, что создан Аллахом и будет возвращён к Нему. Бдительность приведёт мусульманина к счастью на этом и на том свете.

В священных хадисах рассказывается о благословенной ночи , которая для верующих является ночью большой милости и прощения грехов. Наш Пророк ﷺ сообщил следующее: «Как только наступит ночь в середине месяца Шаабан, проводите её в поклонении, а днём держите пост. Ведь Аллах в эту ночь, начиная с захода солнца, ниспосылает Свою милость на небосвод земли и повелевает так: «Нет ли кающихся передо Мной – Я их прощу, нет ли просящих блага – Я дам им, нет ли охваченных болезнью – Я ниспошлю выздоровление». И так продолжается до самого утра». Наш любимый Пророк ﷺ говорил: «Аллах в середине месяца Шаабан смотрит на положение Своих рабов. Он прощает всех, кроме многобожников и злопамятных».

В другом хадисе сказано: «Аллах в ночь середины месяца Шаабан, показав блага на небосводе земли, простит грехи людей, количество которых превышает количество волосков на шкурах баранов рода Келб ».

Однако тут важно помнить, что этой ночью Всемогущий Аллах не посмотрит на лица (не простит грехи и не удостоит милости) тех, кто исповедует многобожие, испытывает злобу к мусульманам, прерывает отношения с родственниками, проявляет высокомерие и перечит родителям, употребляет алкоголь, совершает прелюбодеяние, провоцирует смуту, отступает от Ислама, а также клеветников.

Священную ночь Бараат надо постараться провести в ибадате, совершая молитвы, читая Коран, делая дуа, посещая старших, особо почитая родителей, дабы получить от них благословение. Также в Лайлят-уль-Бараат рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим мусульманам и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.

От Посланника Аллаха ﷺ нам известно, что это одна из ночей, когда Всевышний принимает мольбы и просьбы Своих рабов. Помимо прочего, желательно читать этой ночью три раза суру «Ясин». Первый раз – с намерением продления жизни, второй – для избежания бед и несчастий, третий – для увеличения благ. Знайте, что счастье и спасение возможно, если жить согласно повелениям Аллаха и Его Посланника ﷺ. Пусть же в эту ночь Всевышний простит и будет милостив ко всем мусульманам.

Хочется привести в пример дуа нашего любимого Пророка ﷺ, которое он читал в эту ночь: «О Аллах! Я прибегаю к Твоему прощению от мучений, к Твоему довольству от Твоего гнева. Я бессилен воздать хвалу Тебе в достаточной степени. Ты Велик настолько, насколько Ты Сам Себя восхвалил ».

Накануне благословенной ночи Бараат, перед заходом солнца желательно 40 раз прочитать следующее дуа:

«СубхIаналлагьи валь-хIамдулиллягьи ва ля илягьа илляллагьу валлагьу акбар ва ля хIавля ва ля къуввата илля биллягьиль гIалиййиль гIазим ».

После этого дуа – 100 раз салават (приветствие) Пророку Мухаммаду ﷺ. А после обязательной молитвы магриб (вечерней) следует выполнить шесть ракаатов нафиль-намаза (желательного), совершая по два ракаата отдельно. Потом желательно прочитать суру «Ясин» с вышесказанными намерениями.

Также после чтения суры «Ясин» желательно обратиться к Аллаху со следующим дуа:

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ. اَللَّهُمَّ يَا ذَا الْمَنِّ وَ لاَ يُمَنُّ عَلَيْهِ يَا ذَا الْجَلاَلِ وَ الإِكْرَامِ يَا ذَا الطَّوْلِ وَ الإِنْعَامِ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ ظَهْرَ الاَّجِينَ وَ جَارَ الْمُسْتَجِرِينَ وَ أَمَانَ الْخَآئِفِينَ. اَللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ كَتَبْتَنِي (كَتَبْتَنَا) عِنْدَكَ فِي أُمِّ الْكِتَابِ شَقِيًّا (أَشْقِيَاءَ) أَوْ مَحْرُومًا (مَحْرُومِينَ) أَوْ مَطْرُودًا (مَطْرُودِينَ) أَوْ مُقْتَرًا عَلَيَّ (عَلَيْنَا) فِي الرِّزْقِ فَامْحُ. اَللَّهُمَّ بِفَضْلِكَ شَقَاوَتِي (شَقَاوَتَنَا) وَ حِرْمَانِي (حِرْمَانَنَا) وَ طَرْدِي (طَرْدَنَا) وَ اقْتَارَ رِزْقِي (رِزْقِنَا) وَ أَثْبِتْنِي (أَثْبِتْنَا) عِنْدَكَ فِي أُمِّ الْكِتَابِ سَعِيدًا (سُعَدَاءَ) مَرْزُوقًا (مَرْزُوقُيِنَ) مُوَفَّقًا (مُوَفَّقِينَ) ِللْخَيْرَاتِ فَإِنَّكَ قُلْتَ وَ قَوْلُكَ الْحَقُّ فِي كِتَابِكَ المُنَزَّلِ عَلَى لِسَانِ نَبِيِّكَ الْمُرْسَلِ يَمْحُو اللهُ مَا يَشَآءُ وَ يُثْبِتُ وَ عِنْدَهُ أُمُّ الْكِتَابِ. إِلَهِي (إِلَهَنَا) بِالتَّجَلِّي الأَعْظَمِ فِي لَيْلَةِ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ الْمُكَرَّمِ الَّتِي يُفْرَقُ فِيهَا كُلُّ أَمْرٍ حَكِيمٍ وَ يُبْرَمُ أَنْ تَكْشِفَ عَنِّي (عَنَّا) مِنَ الْبَلآءِ مَا أَعْلَمُ (نَعْلَمُ) وَ مَا لاَ أَعْلَمُ (نَعْلَمُ) وَ مَآ أنْتَ بِهِ أَعْلَمُ إِنَّكَ أَنْتَ الأَعَزُّ الأَكْرَمُ. وَ صَلَّى اللهُ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ وَ سَلَّمْ

Бисмиллаhи ррахIмани ррахIим. Аллаhумма, я залманни ва ла юманну "аляйhи, я заль джалали валь икрами, я за тIтIавли валь ингIами, ла илаhа илла анта заhра лладжина ва джараль мустаджирина ва аманал хаифина.

Аллаhумма ин кунта катабтани (катабтана) "индака фи уммил китаби шакъиййян (ашкъияа), ав махIруман (махIрумина), ав матIрудан (матIрудина), ав мукътарран "аляййя ("аляйна) фи рризкъи фамхIу. Аллаhумма бифазлика шакъавати (ша-къаватана) ва хIирмани (хIирманана), ва тIарди (тIардана), ва икътара ризкъи (ризкъана), ва асбитни (ваасбитна) "индака фи уммил китаби саидан (суадаа) марзукъан (марзукъина) муваффакъан (муваффакъина) лилхайрати, фаиннака къулта ва къавлукал хIякъу фи китабикал мунзали "аля лисани набиййикал мурсали ямхIу ллаhу ма яшау, ва юсбиту, ва "индагьу уммул китаби. Илаhи (илаhана) биттажаллиял а"зами фи лайлати ннисфи мин шаъбанал мукаррамиллати юфракъу фиhа куллу амрин хIаким, ва юбраму ан такшифа "анни ("анна) минал балаи ма а"ламу (на"ламу), ва ма ла а"ламу (на"ламу), ва ма анта биhи а"ламу, иннака антал а"аззул акрам. Ва салла ллаhу "аля саййиддина МухIаммадин ва алиhи ва сахIбиhи ва саллям.

Мухаммад Мусаев , Мурад Магомедов


Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками».
Как мы знаем, наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является не просто лучшим из всех пророков, а тем, ради которого было сотворено всё сущее. А теперь подумайте: какое же это превосходство месяца Шаабан над остальными месяцами!
Все хорошие деяния, совершаемые в этом месяце, увеличиваются до 700 раз и поднимаются к небесам безо всяких препятствий. Как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) , название месяца Шаабан происходит от слова «ташааба», что означает «распространение» – в этом месяце распространяется Добро. И особо желательное деяние в этом месяце – пост. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился весь этот месяц.

Однажды Асамат бин Зайд поинтересовался у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о причине его усердия в посте месяца Шаабан, на что был дан следующий ответ: «В этом месяце, который расположен между месяцем Раджаб и Рамазаном, люди проявляют беспечность. В нём все деяния возносятся к Аллаху. Я хочу, чтобы во время вознесения моих деяний я соблюдал пост». Ведь так и получается, дорогие братья и сёстры: как только начинаются эти три месяца поста, люди с большой воодушевлённостью начинают соблюдать посты, совершать благие поступки.
Но со дня на день эта воодушевлённость угасает так, что уже к концу месяца… исчезает вовсе. И в месяце Шаабан, как было сказано в хадисе, люди проявляют беспечность. Поэтому в этом месяце нам надо проявлять ещё больше усердия на пути Всевышнего. А кто не в состоянии поститься весь месяц, пусть постится хотя бы три дня в начале, три дня в середине (13-е, 14-е и 15-е числа) и три дня в конце месяца. Особенно ценен пост 15-го числа. В хадисе сказано: «Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет.И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом». Также желательным является поститься первый и последний четверг. В хадисе сказано: «Аллах обязуется ввести в Рай того, кто будет соблюдать пост первого и последнего четверга месяца Шаабан».
Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:

1. Благословенный сподвижник Анас (Да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?» Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

2. Благословенный сподвижник Усама ибн Зейд (Да будет доволен им Аллах) сообщил, что он спросил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяц Шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.» Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел (людей) представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост.»

3. Уммуль-Му’минин Айша (Да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) имел обыкновение поститься весь Шаабан.» Я спросила его: «Посланник Аллаха, Шаабан - твой самый любимый месяц для поста?» Он сказал: «В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост.»

4. В другом хадисе она говорит: «Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) иногда начинал поститься беспрерывно, что мы начинали думать, что он никогда не прекратит поститься, а иногда он имел обыкновение прекращать поститься, что мы начинали думать, что он никогда не будет поститься. Я никогда не видела Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) постящимся в течение всего месяца, за исключением месяца Рамадан, и я никогда не видела его постящимся чаще, чем в Шаабан.»

5. В другом хадисе она говорит: «Я никогда не видела Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц.»

6. Уммуль-Му’минин Умм Салямах (Да будет доволен им Аллах) сказала: «Я никогда не видела Посланника Аллаха постящимся на протяжении 2 месяцев беспрерывно кроме месяцев Шаабан и Рамадан.»

Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц Шаабан, хотя и не является обязательным, является настолько ценным, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не любил пропускать его.

Но следует иметь ввиду, что посты Шаабана - только для тех людей, которые способны держать их, не вызывая при этом неполноценности в обязательных постах в Рамадан. Поэтому, если человек боится, что после постов в Шаабан он потеряет силу или бодрость для постов в Рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в Рамадан, ему не следует поститься в Шаабан, поскольку пост в Рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в Шаабан. Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) запретил мусульманам поститься 1 или 2 дня непосредственно перед началом Рамадана. Благословенный сподвижник Абу Хурайра (радиаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан.»

Согласно другому хадису, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не предваряйте месяц Рамадан одним или двумя постами.»

Смысл приведенных выше хадисов - в том, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца Шаабан, потому что не боялся слабости или усталости перед началом Рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом Рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц Рамадан.

В другом хадисе говорится: «Месяц Шаабан является преградой от огня. И тот, кто желает встретиться со мной, пусть постится хотя бы три дня». Также в этом месяце желательно побольше читать «салават»: «Аллахума салли ала Мухаммадин ва ала али Мухаммадин васаллим».
Муслим.кз

Восьмой месяц исламского лунного календаря - Шаабан (Шахбан или Шагбан) - предшествует Рамазану. Мусульмане начинают готовиться к длительному периоду поста, стараются завершить многие дела, которые в Священный месяц выполнить будет затруднительно.

На особые достоинства для верующих Шаабана (в 2019 году он продлится с 6 апреля по 5 мая) указывает и его отдельное упоминание в Пречистой сунне. Пророк Мухаммад (с.г.в) уделял отдельное внимание поклонению в этот месяц. Рассказывая о нём сахабам, он отмечал: «Люди недооценивают месяц, находящийся между Раджабом и Рамаданом. В течение него деяния возвышаются к Всевышнему» (хадис приводят Насаи и Ахмад).

Шаабан ещё значим и одной из важнейших ночей в году - Бараат (наступает 19.04.2019 с заходом солнца) , которая несёт в себе множество благ мусульманам (более подробно об этой священной ночи вы можете прочитать ).

Пост в Шаабане

В этот месяц верующие могут обрести большой саваб, соблюдая уразу. В жизнеописании Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) отмечается, что он часто прибегал к такой практике. В частности, его (р.а.) вспоминала: «Я никогда не видела, чтобы Пророк так много постился, кроме Рамадана, как он это делал в Шагбан» (Бухари, Муслим).

Исходя из этого хадиса следует, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) выделял Шаабан в плане соблюдения дополнительного поста, а значит, и нам желательно следовать его примеру.

В какие дни лучше соблюдать пост:

  • через день - это так называемый пост пророка Дауда (а.с.), который держал уразу либо только по чётным, либо нечётным дням. В одном хадисе говорится: «Самым любимым постом пред Всевышним считается пост Дауда» (Бухари, Муслим);
  • в понедельник и четверг - в хадисах, которые приводятся в сводах Тирмизи и Насаи, Посланник Господа (с.г.в.) всегда проводил эти дни постящимся;
  • в середине месяца -речь идёт о трёх днях в середине месяца, которые так же желательно посвятить уразе (в 2019 году они приходятся на 18, 19 и 20 апреля). Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Если станешь соблюдать (дополнительный) пост - постись 13, 14 и 15 числа» (Тирмизи).

При этом есть и нежелательное время для выполнения этой формы поклонения Аллаху, а именно в последние два дня Шаабана, а также в пятничные дни. Здесь подразумевается выделение для поста именно этих дней. Если, например, человек соблюдает пост Дауда (а.с.) и очередной день выпадает на пятницу, то в таком случае соблюдать уразу в этот день дозволено.

Окончание Шаабана

К сожалению, ежегодно мы сталкиваемся с разногласиями в мусульманском сообществе относительно начала Рамазана. Это связано с тем, что в разных странах используется разная система определения наступления нового месяца. Одни богословы считают, что он наступает тогда, когда мы можем наблюдать воочию появление новой луны. Другие же полагают, что в данном случае следует использовать современные технологии астрономических наблюдений. Именно по причине применения различных методик практически каждый год возникают подобные разногласия.

Из-за наличия таких разночтений мусульмане всего мира оказываются в ситуации, когда в один и тот же день мы имеем либо первый день месяца Рамазан, когда пост обязателен, либо последний день Шаабана, когда ураза нежелательна. Чтобы ненароком не совершить грех, необходимо ответственно подойти к этому вопросу и выбрать точку зрения, которую вы считаете наиболее верной.