Донской монастырь: горельефы с подлинного ХХС. Донской монастырь. Горельефы Храма Христа Спасителя

Донской монастырь: горельефы с подлинного ХХС. Донской монастырь. Горельефы Храма Христа Спасителя
Донской монастырь: горельефы с подлинного ХХС. Донской монастырь. Горельефы Храма Христа Спасителя

С 1934 по 1991 год в Донском монастыре размещался музей архитектуры. Наследием того периода истории этого места являются привезённые сюда горельефы с подлинного храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 г. По счастию, они были демонтированы и вывезены заранее, и нашли приют в этих стенах. Поэтому и мы сейчас сможем их видеть. Кстати, тут же хранилась до 1967 г. и разобранная Триумфальная арка, которая затем была снова собрана и установлена уже на Кутузовском проспекте.

Некоторые выразительные фрагменты горельефов и общую диспозицию можно посмотреть под катом. Сюжеты там представлены в основном или библейские, или из истории допетровской Руси. Ну, а толкования конкретных фрагментов – вы уж сами опознавайте.

1. Вот так выглядит общая диспозиция сохранённых горельефов.

2.

3. Давид перед встречей с Голиафом.

4.

5.

6. Что за знак – не понял…

7. А вот и сама Мариам.

8. Ещё сюжет, исторический.

9. Сергей Радонежский.

10. Монахи-воины.

11.

Вообще, должен отметить необычайную тщательность проработки скульптур и их выразительность.

Москва Пасхальная. Ранее было:

Часто бываю в Москве, но никогда не посещал Храм Христа Спасителя. На картинках видел и все. А тут опять самолета ждать. Тринадцать часов прогулок по столице нашей Родины. Грех не воспользоваться таким шансом...

Поезд из моего города приезжает в шесть утра. Потом метро. Пару десятков минут и я уже на месте. Храм еще закрыт. Чем заняться? Оказалось, что на нем фантастически красивые и интересные горельефы(разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей, распространённый вид украшения архитектурных сооружений). Многих изображенных не смог идентифицировать, тогда и решил для себя сфотографировать, а потом узнать историю каждого.

Первоначально все горельефы были из мрамора. Но в 1931 году Храм Христа Спасителя был взорван. После этого мраморную крошку насыпали на дорожки в парке Сокольники, декор частично оказался в московском метро(скамейки из храма Христа Спасителя даже сейчас на станции метро «Новокузнецкая»), а горельефы сейчас хранятся на территории Донского монастыря.

31 декабря 1999 года Храма Христа Спасителя был открыт. Его воссоздали максимально близко к оригиналу. Вот только горельефы сделали из искусственного камня(чуть позже заменили на бронзовые). Храм Христа Спасителя сегодня это самый большой собор РПЦ. Может вместить до 10 000 человек. В горизонтальном сечении напоминает равносторонний крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока около 37 метров, высота барабана - 28 метров, высота купола с крестом - 35 метров. Общая высота сооружения - 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра, объем здания 524 000 куб. метров. Площадь росписи Храма - более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров золочения сусальным золотом.

Давайте прогуляемся и посмотрим на горельефы. Я уверен, для многих из вас из значение тоже не известно как и мне.

Начнем с Троицы. "Троица Новозаветная" . Под этим горельефом расположена надпись: "В церквах благословите Бога, Господа, псал. XVII, 27."

А мы продолжаем:

Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков

Преподобный Сергий благословляет Великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему иноков Пересвета и Ослябю. Подлинник вы можете увидеть в Донском монастыре:

Давид в собрании вельмож передает Соломону чертежи Храма:

Давид, идущий с триумфом после победы над Голиафом и встречаемый сонмом жен:

Помазание Соломона на царство

Воскресение Христово:

Рождество Христово (Поклонение Пастырей):

Авраам с союзниками, возвращающийся после победы над царями, его встречает Мельхиседек:

Богородица

Явление Архистритига Божия Михаила Иисусу Навину.

Архангел Уриил с пламенем в руке. Архангел Варахиил с цветком в руке.

Святой равноапостольный царь Константин.

Святая царица Елена

Святой князь Владимир Великий

Святая княгиня Ольга

Святой Апостол Пётр и два евангелиста

Святой преподобный Иосиф Волоколамский. Святой преподобный Никон Радонежский.

Святой благоверный князь Даниил Московский

Святой Савва Звенигородский

Святитель Стефан Пермский в епископском облачении с хартией пермского письма.

Два Ангела, держащие Евангелие.

Благоверный князь Гавриил Покровский. У святого Гавриила надпись на мече - "Чести своей никому не отдам"

Святой благоверный князь Михаил Черниговский - мученик

"Явление Архистритига Божия Михаила Иисусу Навину."

А это Моисей.

Познавательная страничка: Моисе́й (ивр. ‏מֹשֶׁה‎‏‎‎, Моше́, «взятый (спасённый) из воды»; араб. موسىٰ‎ Муса, др.-греч. Mωυσής, лат. Moyses) (XIII век до н. э.), в Пятикнижии — еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме

Архангел Иегудиил с венцом в руке. Я вот о таком даже не слышал к своему стыду.

Познавательная страничка: Иегудии́л (ивр. ‏יהודיאל‎‏‎‎ — Yehudiel «хвала Божия») — один из семи архангелов в традиции православия. Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается. Имя этого архангела известно только из «откровения» католического монаха Амадея Португальского XV века. Культ Иегудиила получил распространение в Католицизме с XV века, откуда его почитание было перенесено в Жития святых Димитрием Ростовским в самом конце XVII века; а в Католицизме почитание Иегудиила совсем было прекращено на основании определения Римского собора 745 года. Он часто изображается на иконах держащим корону и хлыст

Часть горельефа над аркой средний врат - Четыре Ангела с распростертыми крылами, держащие над срединою арки хартию с надписью - "Господь Сил с нами" и два ангелочка.

P.S. Некоторые горельефы я пропустил, так что для вас есть квест - если будете там, можете найти пропущенные и сами узнать кто на них изображен.

И еще несколько фоточек из Столицы.

А вот и я. Хотел еще сходить в мавзолей, но очередь была до Луны

На северном фасаде Храма, обращенном к Пречистенке, горельефы изображают Просветителей веры Христовой, ее хранителей, а также святых, в дни празднования памяти которых происходили сражения заграничного похода русских войск.

Правый угол Храма. Горельеф "Преподобный Сергий благославляет великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему иноков Пресвета и Ослябя".

Правая оконная арка выступа. Слева: святой великомученник Георгий. Справа: святой апостол Андрей.

Правая оконная арка выступа. Святой великомученник Георгий.

Правая оконная арка выступа. Ссвятой апостол Андрей.

В июле 2010 года Северный фасад Храма Христа Спасителя находился на реставрации.

Западный фасад Храма Христа Спасителя




Справа при оконных арках портала. Архангел Иегудиил с венцом в руке и Архангел Варахиил с цветком в руке.

Справа при оконных арках портала. Архангел Иегудиил с венцом в руке и Архангел Варахиил с цветком в руке.



Справа при оконных арках портала. Архангел Иегудиил с венцом в руке.




Справа при оконных арках портала. Архангел Варахиил с цветком в руке.

Левая оконная арка выступа. Слева: архангел Уриил с пламенем в руке, справа: архангел Гавриил с лилией в руке.

Левая оконная арка выступа. Архангел Уриил с пламенем в руке.

Левая оконная арка выступа. Архангел Гавриил с лилией в руке.

Большие средние врата.

Большие средние врата.

Арка больших средних врат. Четыре Ангела с распростертыми крылами, держащие над срединою арки хартию с надписью - "Господь Сил с нами" и два ангелочка.

Образ Христа Спасителя, благословляющего десницею и шуйцею (диаметр 5м).



Скульптуры на Больших средних вратах.

Скульптуры на Больших средних вратах.

Левые малые врата.

Левая арка малых врат. Два Ангела с наклоненными знаменами, на которых изображен крест.

Правые малые врата.

Правая арка малых врат. Два Ангела с церковными хоругвями, наклоненными крестообразно.

Левый угол Храма. Многофигурная композиция "Помазание Соломона на царство".

Правый угол Храма. Многофигурная композиция "Давид в собрании вельмож передает Соломону чертежи Храма".

Южный фасад Храма Христа Спасителя

На южном фасаде Храма, обращенном к Москве-реке, размещены изображения Святых, в дни празднования памяти которых происходили битвы в 1812 году, а так же священные изображения, которые имеют непосредственное отношение к событиям Отечественной войны.



Левая арка малых врат. Моисей.

Левая арка малых врат. Мариам.

Левая арка малых врат. Моисей и Мариам.
Левые малые врата. Автор Ф.П. Толстой, воссоздал З.К. Церетели.



Левый угол Храма. Многофигурная композиция "Давид, идущий с триумфом после победы над Голиафом и встречаемый сонмом жен".

Правая арка малых врат. Варак.



Правая арка малых врат. Деворра.



Арка больших средних врат. "Явление Архистратига Божия Михаила Иисусу Навину".

Правая оконная арка выступа. Слева: благоверный князь Гавриил Покровский. У святого Гавриила надпись на мече - "Чести своей никому не отдам". Справа: преподобный Варлам Хутынский.
Правый угол храма. Горельеф "Авраам с союзниками возвращается после победы над царями, и его встречает Мельхиседек"

Правая оконная арка выступа. Благоверный князь Гавриил Покровский. У святого Гавриила надпись на мече - "Чести своей никому не отдам".

Правая оконная арка выступа. Преподобный Варлам Хутынский.

Правый угол храма. Горельеф "Авраам с союзниками возвращается после победы над царями, и его встречает Мельхиседек".

Восточный фасад Храма Христа Спасителя

На восточном фасаде, обращенном к Кремлю, горельефы изображают святых заступников и молитвенников за Русскую Землю и ее избавителей от внешних врагов, особо чтимые иконы и картины двух важнейших событий жизни Спасителя.

Левая арка малых врат. Св. Филипп Митрополит Московский в архиерейском облачении.

Левая арка малых врат. Св. Иона Митрополит Московский в архиерейском облачении.

Правая арка малых врат. Преподобный Сергий в монашеской мантии и епитрахили.

Правая арка малых врат. Святитель Стефан Пермский в епископском облачении с хартией пермского письма.

Левая оконная арка выступа. Боярин Федор Черниговский - мученик, почиваюший в архангельском соборе.

Левая оконная арка выступа. Святой благоверный князь Михаил Черниговский - мученик, почиваюший в архангельском соборе.

Левая оконная арка выступа. Святой благоверный князь Михаил Черниговский.

Левый угол Храма. Горельеф "Рождество Христово".

Арка больших средних врат. Два Ангела, держащие Евангелие.

Арка больших средних врат. Святитель Петр Митрополит Московский в архиерейском облачении. Св. Петр держит хартию с изображением Московского Успенского Собора, позади два диакона.

Арка больших средних врат. Святитель Алексий Митрополит Московский в архиерейском облачении. Св. Алексий благословляет модель церкви Чуда Св. Архистратига Божия Михаила, позади него два диакона с рипидами.

Старинные горельефы — фрагменты наружного украшения старого Храма — до сих пор хранятся на территории Донского монастыря. Они вмонтированы в крепостную стену монашеской обители, и прячутся за деревьями, высаженными у ограды. Раньше они украшали стены самого знаменитого храма страны, сейчас — вмонтированы в небольшие ниши. Не в небе, как раньше, а недалеко от земли — так, что каждый посетитель монастыря может подойти, потрогать. Туристов здесь много, отношение разное: кто-то успел покрасить ноготь на ноге одной из скульптур.

Некоторым фрагментам не нашлось места и в стенах. «Красивейшие скульптуры из белого мрамора стоят, запорошенные снегом, в непогоду -забрызганные грязью. Да, за ними стараются следить работники Донского, но я одного не понимаю -предмет искусства такого масштаба и красоты не интересует чиновников от культуры?» — пишут на многочисленных форумах гости монастыря. Памятники нуждаются в реставрации, без нее мрамор становится более уязвимым для внешних угроз. Столетия назад и воздух был чище: в окружающей среде таилось гораздо меньше опасных выбросов.

По проекту, на Храме Христа Спасителя — 48 горельефов. Они изображают просветителей Христовой веры, ее хранителей, а также святых, в дни празднования памяти которых происходили сражения заграничного похода русских войск в войне 1812 года. От взорванного храма осталось всего пять сюжетов, а также несколько одиночных фрагментов.

Втоптать все в грязь

«Это крупицы былой славы, былой красоты, — рассказывает Олег Стародубцев, заведующий кафедрой Церковной истории Сретенской духовной семинарии, — посмотрите, как проработана каждая деталь — до морщинки, до ногтя на пальце. Это сейчас мы имеем возможность все это разглядеть, а ведь тогда они находились на приличной высоте. Но работа проделана фантастическая».

Горельефы с взорванного храма спасли чудом. В июле 1931го года святыню обнесли забором, в декабре — взорвали, но за это время кто-то успел вывезти ценные фрагменты на территорию Донского монастыря, который уже тогда был закрыт. Во времена, когда церковь была под запретом, поступок был смелым. Историки предполагают, что это сделал Алексей Щусев — академик архитектуры, автор генплана советской Москвы и проекта Мавзолея. Советская власть благоволила Щусеву и он мог использовать личный авторитет для спасения фрагментов Храма. А уже через три года, на территории Монастыря начали создавать Музей Архитектуры, где нашли приют многие осколки и фрагменты разрушенных храмов, церквей, старинных «буржуазных» построек. Все это покоилось на территории вместе с шалашами папуасов и фрагментами советского искусства — в музее ценилось разнообразие экспонатов.

«То, что удалось спасти хоть что то, большая удача. Советской власти была цель — втоптать все в грязь. Храм Христа Спасителя — это памятник победе русского оружия, былому патриотизму. Там внутри были плиты, на них золотыми буквами выбиты имена каждого отличившегося в Отечественной войне 1812 года, вплоть до низших чинов, если они действительно совершили подвиг, — рассказывает Олег Стародубцев. -Эти плиты потом пошли на электросчетчики, на лавки для бань, …. Историю сохранили так. Это вопрос политический, храм был слишком весомым, слишком много говорил о памяти русского народа об Отечественной войне. А историю начинали с нуля».

В 1991 году московские власти передали территорию Донского монастыря Русской православной церкви, и все экспонаты вывезли. Остался только знаменитый некрополь — здесь можно найти могилы Солженицына, Деникина, государственных деятелей прошлых веков — и горельефы.

Возрождение Храма

Спустя три года разрушенный Храм Христа Спасителя начинают воссоздавать заново. Один из первых вопросов, который встает перед создателями — что делать с сохранившимися фрагментами. Мэр Москвы Юрий Лужков предложил использовать их при строительстве — провести реставрацию, встроить в концепцию нового Храма. Такие поручения он отдавал специальной комиссии еще в 1997 году. Однако руководитель проекта воссоздания художественного облика — Зураб Церетели — от этой идеи отказался.

«Прошлый храм строили десятилетиями, мы подняли его всего за 2, 5 года, — вспоминает Церетели. — Мы использовали самые новые технологии, чтобы усовершенствовать его — с дверью, которую раньше могли открыть только девять человек, теперь легко управлялся один. Стены с фресками, которые раньше страдали от холода, защитили с помощью специальной воздушной прослойки внутри — чтобы роспись сохранялась как можно дольше».

Мраморные горельефы с территории Донского в реконструкцию не взяли — вместо них Зураб Церетели предложил копии из бронзы. «Бронза — материал вечный, для скульптора он идеален, белый мрамор в наших условиях быстро темнеет, страдает от коррозии. Бронза — материал на века», - говорит президент Российской Академии художеств.

Критики скульптора считают это слишком явным отходом от оригинала. Многие искусствоведы сохраняют нейтралитет, говорят: время такое. «Конечно, белый мрамор создает совершенно другой облик, он символизирует чистоту, легкость. Бронзовые горельефы диссонируют, цвет тяжелый, желтый, — комментирует искусствовед Татьяна Бажутина. — Но все делалось быстро, в сжатые сроки, поэтому получилось, как получилось».

«Посмотрите на эти лики, — говорит Олег Стародубцев, — какое величие, какая духовность, запечатленная в камне. После Отечественной войны его строили как храм памяти, когда народное воодушевление было так высоко, что купцы выстраивались в очередь с целым обозами кирпича, чтобы отдать его бесплатно, а комиссия оценивала его качество, и при малейшей претензии обозы отсылались обратно. Было воодушевление, был ответ русского духа! Современный храм — совсем другая история, и сравнивать — не нужно. Другие исторические условия. Те художники, которые работали над новым, выросли в советское время: плакатная живопись, „весь мир до основания мы разрушим“, и вдруг нужно сделать такое. А как? Где образ, где пост, где молитва? Почему там, на старых горельефах, такие совершенные лики? Потому что все через сердце. Россия восстанет, но не сразу, нельзя требовать многого».

Частицы истории

Татьяна Бажутина отмечает, что опыт использования подлинных фрагментов в России есть — например, Триумфальная арка, которая сейчас установлена на Кутузовском проспекте. В Европе подобная практика распространена достаточно широко. Но с горельефами — сложнее. Во-первых, они числились как музейные экспонаты, и изъятие их из фондов могло занять много времени. Еще одной из причин, по которым фрагменты старого храма не использовали в новосозданном, было их состояние. «Они несколько лет пролежали во дворе монастыря, на открытом воздухе, на земле, несколько лет. Только после войны их вмонтировали в восточную стену. Естественно, их состояние сильно ухудшилось, не все дошло до нашего времени в первозданном виде».

Татьяна Бажутина с коллегами подавали заявку, предлагали властями выделить средства на реставрацию горельефов на территории Донского монастыря, но в программу этот проект так и не включили.



Посетив в середине мая Донской монастырь, я узнал, что большую часть его территории занимает некрополь, который возник в конце XVII века. Спустя 100 лет в "Истории Государства Российского" Н.М.Карамзина этот некрополь упоминается, как главное кладбище богатого купечества и элиты русского дворянства в Москве.

На официальном сайте http://www.donskoi.org/ отмечено: «На памятниках Донского некрополя можно найти такие громкие фамилии, как Вяземские, Голицыны, Грушецкие, Долгорукие, Трубецкие, Черкасские. В некрополе погребены выдающиеся писатели и поэты, архитекторы и ученые… ». Однако в советское время к купеческим и дворянским фамилиям в некрополе присоединились совершенно другие люди - невинные жертвы террора, царившего в годы сталинизма.

Вот, что написано в исторической справке «Некрополь Донского монастыря»: «К 1927-му году находящийся на территории монастыря храм преподобных Анны Кашинской и Серафима Саровского был переделан под крематорий, в котором с 1934-го года и до начала 1950-х годов кремировали расстрелянных жертв сталинских репрессий. При этом, скорее всего, их прах был захоронен рядом с крематорием на кладбище, однако явных доказательств этому факту не обнаружено и по сей день ».

Во многих источниках Донской монастырь также называют «Архитектурным кладбищем», и тому есть своя причина. В частности, в монашеской обители были спрятаны разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Белорусского вокзала. В 1967 году ворота были вывезены из монастыря и установлены на Кутузовском проспекте.

Я нашел на сайте http://www.donskoi.org/ следующую информацию: «…в советское время обители приходилось хоронить не только человеческий прах, но также и скрывать в своих стенах памятники разрушенной Москвы. Еще до отечественной войны в монастыре располагался музей русской архитектуры, в который свозили все фрагменты уничтоженных советской властью памятников старины. Как свидетельство разрушения города в северной стене помещены наличники церкви Успения Божией матери на Покровке и Сухаревой башни, а в восточной - горельефы храма Христа Спасителя ».


Чудом сохранившиеся в Донском монастыре горельефы взорванного храма Христа Спасителя произвели на меня неизгладимое впечатление. Сейчас на месте мраморных горельефов в восстановленном храме красуются произведения Зураба Церетели, несравнимые с шедеврами мастера А.В.Логановского, создавшего уникальные скульптурные композиции в 1847- 49 г .г.

К счастью, в Донском монастыре сохранились не только отдельные фрагменты горельефов храма Христа Спасителя, но и целые скульптурные панно А.В.Логановского.

Впечатляет размах и мастерство скульптора, который отразил библейские сюжеты столь реалистичным образом. Каждый герой в горельефах А.В.Логановского - это живой человек со своим характером, костюмом, социальным статусом, жестами, эмоциями и индивидуальным выражением лица. Все персонажи горельефов словно замерли на миг и вот-вот оживут...



Не менее интересные горельефы создал А.В.Логановский по сюжетам древней истории Руси. На своем очередном панно скульптор отобразил сразу нескольких исторических персонажей, о которых на Руси слагали легенды и чей героический образ до сих пор жив и почитаем.

Меня удивили выражения лиц героев горельефа. Скульптору удалось так реалистично отобразить черты лица каждого исторического персонажа, словно он знал этих людей в жизни и создавал свои шедевры с живой натуры.

Вот такие шедевры скрыты от посторонних глаз в восточной стороне Донского монастыря. Горельефы вмонтированы в крепостную стену монашеской обители, и большая часть скульптур закрыта ветвями и кронами деревьев, высаженных прямо у стены. Поэтому заметить столь огромные скульптурные панно непросто. Многие посетители монастыря проходят мимо горельефов, не замечая их, и углубляются в изучение надгробных памятников некрополя. А ведь горельефы с храма Христа Спасителя являются жемчужиной архитектурной коллекции Донского монастыря, способной завладеть вниманием и удивить любого человека.