Игумен Никон (Головко), секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме. Игумен Никон (Головко). Возрождение монашеской жизни в Донском монастыре

Игумен Никон (Головко), секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме. Игумен Никон (Головко). Возрождение монашеской жизни в Донском монастыре
Игумен Никон (Головко), секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме. Игумен Никон (Головко). Возрождение монашеской жизни в Донском монастыре

Государственная дума Российской Федерации в своем заявлении «О ситуации в Ливии» от 23 марта призвала парламенты западных государств-участников коалиции, ведущей боевые действия в Ливии, способствовать их немедленному прекращению. Между тем вечером следующего дня стало известно, что правительства всех 28 стран-членов НАТО дали указания своим военным принять участие в операции международной коалиции в Ливии. Таким образом, Запад окончательно перешел к практике использования войск для экспорта своей идеологии. Ни Европа, ни США не озаботились тем, чтобы обеспечить хотя бы видимость легитимности для вторжения, как это было в случае с Югославией, Ираком и Афганистаном.

Многие политологи считают дату начала операции против Ливии - 19 марта - рубежной. «Современная либеральная демократия является тоталитарной идеологией. И ливийская война обозначает ее окончательное формирование», - считает известный публицист Михаил Леонтьев. «Еще одним гвоздем в гроб Вестфальской системы» назвал разрешившую военное вмешательство резолюцию СБ ООН. 1973 его коллега Максим Соколов. «19 марта 2011 года войдет в историю как дата окончательного отказа от системы международного права в решении конфликтов как между государствами, так и внутри их. На смену верховенству права приходит право сильного», - пишет украинский политолог, эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.

Прецедент создан. НАТО присвоило себе право бомбить любую страну, режим которой покажется ей неподходящим. При этом поводом для военного вмешательства объявляется нравственная порочность «неподходящего» режима, а агрессия подается как выступление добра против зла. За странами западной демократии оставлено право решать, где добро, а где зло, за любую другую страну.

«Можно ли, на ваш взгляд, оправдывать агрессию против другого государства моральной порочностью его режима? Применимы ли вообще во внешней политике нравственные критерии, и если да, то как они должны применяться?» - с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Патриархия.ru)" align="right" width="230" height="287" class="post_thumbnail"/>Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что вся беда в том, что апелляции к нравственным категориям служат лишь прикрытием для совсем иных причин политических шагов. «Если бы в основании политики лежала не выгода любой ценой, а нравственная норма, это было бы прекрасно. К сожалению, это не так. В случае с Ливией оправдание бомбардировок порочностью режима - просто ширма. А это нечестно, подло и безнравственно», - резко заявил он. «Агрессия оправдана быть не может. Но для НАТО придумывать благовидные предлоги для агрессии - обычное дело: Югославия, Афганистан, Ирак. Очевидно, что операция против Ливии готовилась заранее, потому что бомбардировки начались сразу же после резолюции ООН. Похоже, что именно для этого был создан и подходящий предлог. Вот в чем суть. Все это очень прискорбно и наводит на грустные мысли», - добавил отец Димитрий.

Внешняя политика государства является продолжением внутренней политики, напомнил известную формулу игумен Никон (Головко) , председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря. «А внутренняя политика является отражением того духа, на котором государство основано. Для меня в этом смысле идеалом является царская Россия - православное государство, которое являло всему миру именно христианские принципы построения и внутренней, и внешней политики. Определенные силы не могли, конечно, с этим согласиться, почему у нас и произошла революция», - сказал он. «Безусловно, нравственные принципы в политике возможны. Единственное, что для этого нужно - это христианское монархическое государство, основанное на крепких моральных принципах», - добавил отец игумен.

Иерей Алексий Козливсков , клирик Богоявленского собора в Елохове, напротив, считает, что международная политика никогда не была нравственной. «Каждое государство должно защищать преимущественно национальные интересы. Государство должно исполнять нравственные нормы ответственности, честности и заботливости прежде всего по отношению к своему народу. О нравственности в международной политике говорят слабые или наивные», - сказал он. «О какой нравственности можно говорить сейчас, когда российские представители в ООН от нашего имени фактически, - не воспользовавшись правом вето, - разрешили бомбардировки суверенного государства? Следующими вполне можем быть и мы, когда НАТО потребуются наши нефтяные и газовые запасы», - считает отец Алексий. «Надо не болтать о нравственности в политике, а перестать разрушать обороноспособность страны лукавым принципом минимализма и самоокупаемости, тотально внедряемым повсюду: и в образование, и в здравоохранение, и в культуру, и в сами вооруженные силы. Если такой перелом русской жизни под западные стандарты не остановить, это приведет к замещению нашего народа другими народами, и в последствии - к переходу российской территории под протекторат других государств», - заключил он.
Русская линия

«Сила монашества - в смирении, в исполнении Божиих законов, заповедей блаженства. Сила монашества - в молитве. Сила монашества - во внутреннем делании».

Святейший Патриарх Московский
и всея Руси
КИРИЛЛ

Каждому московскому монастырю свойственна своя основная черта, свое лицо, неповторимый образ, который делает обитель уникальной и выделяющейся из числа других. Даниловский монастырь – официален, строг, по-военному подтянут и по-парадному свеж. Сретенский – креативен, многолюден, молод и инициативен, и жужжит подобно пчелиному улью. Донскому же монастырю свойственен другой дух – размеренный, тихий, раздумчивый. Затишье дворянского некрополя располагает душу к размышлениям о вечности, а зубчатая монастырская стена, так похожая на кремлевскую стену, подчеркивает значимость древней этой монашеской крепости для Москвы.

Донскому монастырю нет нужды подчеркивать свой статус – это обитель Патриаршая: здесь покоятся мощи Святителя Тихона, Патриарха-страдальца, Патриарха-мученика, всероссийского Патриарха Небесной торжествующей церкви.

Донской монастырь привлекателен скромным обаянием интеллигента, обаянием без громких слов и ярких красок, и потому так ценится коренными москвичами, выросшими на кленовых московских бульварах, тесных переулках Садового кольца и гранитных набережных Москва-реки, которые берегут и ценят его неповторимый дух, не вполне уловимый для приезжих.

Судьба Донской обители в советские годы была одновременно и счастливой и несчастной. Как и все остальные монастыри столицы, он был закрыт, в его храмах на многие духовно-несчастные десятилетия прекратилась молитва, затих треск свечей, а запах благородной церковной старины и выдержанного благовонного ладана сменился запахом машинного масла и креозота общежитий Метростроя. Но к счастью монастырь не был осквернен. В отличие от других обителей, где расположились заводы и тюрьмы нового строя, в Донском монастыре был устроен архитектурный музей. Это и спасло его от разорения, поругания и полного опустошения. Именно благодаря музею да наших дней сохранился облик старинной московской обители с уникальным дворянским некрополем, величественными соборами и аскетичными подземными храмами. Однако, самое драгоценное то, что среди сокровищ Донского монастыря под спудом через все годы безбожия сохранилась главная жемчужина обители – мощи Святейшего Патриарха Тихона.

1991 год. Всенощное бдение накануне праздника Воздвижения Креста Господня.

Первые монахи поселились в обители в 1991 году – именно тогда монастырь был передан Московскому Патриархату, а наместником был назначен архимандрит Агафодор (Маркевич). Совсем непростой была жизнь Донского монастыря в те годы: в обители существовало еще множество светских организаций – филиал музея, кооперативы – зачастую намеренно мешавших нормальной монашеской жизни: известный поджог Малого Донского собора в 18 ноября 1991 года – красноречивое тому свидетельство. Возродить обитель, дать первым насельникам правильное духовое направление, отстоять монастырь от нападок безбожников, по старой советской памяти пытавшихся чинить ему препятствия – вот непростая задача, вставшая перед первым наместником в те годы возрождения.

1991 год. Большой собор Донского монастыря.

Монашеское братство Донской обители собиралось особенным образом. В то время обычной практикой было командировать в открывающиеся монастыри братию из Троице-Сергиевой лавры. Именно вокруг этих небольших, но уже сложившихся групп монахов в дальнейшем формировалась братия. В Донском монастыре было по-иному: по благословению лаврского духовника архимандрита Кирилла (Павлова), наместник обители, отец Агафодор, набирал в послушники молодых людей, не имевших дотоле опыта жизни в других обителях. Таким образом, основная братия формировалась в единое время, совместно проходя все монастырские послушания и искусы, поддерживая друг друга на духовном пути и вместе преодолевая трудности… Именно поэтому здесь нельзя было встретить людей, уже походивших по другим монастырям и вносящих вместе со своим появлением дух смуты и ропота. Практически в одно и то же время вся братия Донского монастыря приняла монашеский постриг и священный сан.

Именно в те годы были возрождены и освящены монастырские соборы, проведена первичная реставрация храмов и корпусов, заведены все необходимые монастырские службы и послушания, тогда же были чудесным образом обретены из-под спуда мощи Патриарха Тихона и зародилась традиция принесения Донской иконы Божией Матери, хранящейся в Третьяковской галерее, в обитель.

1992 год. Обретение мощей свт. Тихона, Патриарха Всероссийского.

Обитель активно развивала свое социальное служение: были налажены тесные духовные контакты с Семеновским полком и несколькими другими воинскими частями, а в стенах монастыря более ста детей разных возрастов два раза в неделю проходили обучение в воскресной школе.

Новая эпоха в жизни Донского монастыря началась с приходом епископа Кирилла (Покровского), вступившего в должность наместника в декабре 2009 года. Им были предприняты реставрационные работы в Малом соборе, отремонтирован Больничный корпус и старинная братская трапезная, обустроены складские помещения и монастырские службы, начато восстановление Сретенского храма, находящегося в подклете Большого собора и до самого последнего времени занятого музейной экспозицией.

Расширилось и социальное служение обители: по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в 2010 году в Донском монастыре расположился Синодальный комитет по казачеству, который развернул активную деятельность по духовному окормлению и катехизации казаков России, проводя ежемесячные семинары для атаманов казачьих войсковых обществ и установив постоянное посменное дежурство казаков на территории обители.

2010 год, Еп. Кирилл, Наместник Донского монастыря, обращается с приветственным словом к казакам.

В тот период в Донском монастыре была возрождена книгоиздательская деятельность, появился первый Интернет-сайт, был создан паломнический центр, а в специально оборудованном зале Братского корпуса регулярно проходили художественные выставки.

С именем нынешнего наместника монастыря, игумена Парамона (Голубка), вступившего в должность в июле 2012 года, связана новая волна возрождения монастыря.

2014 год. Игумен Парамон, Наместник Донского монастыря, за богослужением в Большом соборе обители.

В наши дни в обители ведется обширная реставрация храмов и строений, восстановлены уникальные надгробия дворянского некрополя, а территория приведена в лучший порядок и благолепие. Совершено великое освящение возрожденного Сретенского храма, отреставрирован новый корпус Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

К сентябрю 2015 года будет завершена глубокая реставрация Малого собора, в ходе которой храму будет возвращен первоначальный облик, освобожденный от позднейших перестроек; возрождаются монастырские традиции, количество братии увеличилось за счет новых послушников и иноков, в том числе и в священном сане, существенно расширилась работа паломнического центра, создана монастырская гостиница.

Как и во всех иноческих обителях, главным послушанием братии является служение в храме: ежедневный круг богослужений начинается в Донском монастыре в 6:40 Братским молебном и заканчивается около восьми часов вечера с окончанием вечерней службы. Часть братии задействована на обычных монастырских должностях, таких как должность благочинного, казначея, эконома, ризничего и т.п.

В монастыре работают золотошвейная, реставрационная и столярная мастерские, трудятся послушники и на монастырской просфорне.

Прихожане и паломники Донского монастыря могут приобрести в монастырских лавках хлеб, квас, копченую рыбу и соленья монастырского производства.

Совсем недавно в обители налажено собственное свечное производство.

2014 год, Большой собор Донского монастыря.

Сегодня Донской монастырь – один из самых известных и процветающих и в Москве, и, пожалуй, во всей России. Здесь, как нигде более, история тесно вплетена в современность, и всякий человек, искренне ищущий душевного спасения, несомненно, обретет его под омофором небесного покровителя обители – Святейшего Патриарха Тихона.

иг. Никон (Головко), насельник Донского ставропигиального мужского монастыря города Москвы.

Количество записей: 327

Моя бабушка была верующим человеком у нее под образами был самодельный столик после смерти я обнаружила что он сделан ее из доски на которой проглядывается то ли икона то ли еще какой лик почти все стерлось что мне делать

Валентина

Здравствуйте, Валентина! Как икона эта доска использоваться не может, раз изображение стерлось, но и как стол оставлять не благочестиво. Лучше будет разобрать столик, а доску с ликом отнести в храм, чтобы там с ней поступили, как полагается.

Здравствуйте, уважаемые батюшки. После смерти бабушки осталась икона (а может, и не икона?) с изображением Божьей Матери. При Советском Союзе иконы негде было достать, и некоторые умельцы делали черно-белое фото икон, кое-что подкрашивали фломастером и продавали как иконы. Люди покупали эти фотографии, помещали их в рамку и почитали как иконы. И сейчас у многих знакомых стоят в рамках такие фотографии. Являются ли эти изображения иконами и как к ним относиться? Спасибо.

Елена

Да, Елена, такие изображения являются иконами, более того, многие из них проявили свою благодатную силу через чудеса. К таким иконам нужно относиться с должным благоговением.
Лично для меня они всегда были особенно дороги: смотришь на них, и видишь, как трогательно люди сберегали свою веру – это вдохновляет и вселяет особое уважение к тем поколениям людей, у которых была такая иконочка.

игумен Никон Головко

Скажите, пожалуйста, а можно молиться святому, если икона распечатана на домашнем принтере? Спасибо за ответ.

Владимир

Владимир,
молиться можно.
Перед фотографией, или перед иконой, Ваши помыслы направлены к Небесному Отечеству и к тем, кто уже там находится.
Лучше, если почитаемый Вами образ (икона) будет освящена священником в храме.
Для этого на молебне, который обычно совершается после Божественной Литургии, положите (или попросите кого-то за ящиком или кого-то из свечниц положить) этот образ к чаше с освящаемой водой. Священник помолится и освятит этот образ.
Тогда Ваша совесть будет совершенно спокойна.
Да благословит Вас Господь.

иерей Сергий Осипов

У меня две иконы стоят рядом. Икона Спасителя меньше иконы Богородицы - не является это нарушением?

Леонид

Здравствуйте, Леонид! Нет, не является нарушением.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, почему у меня так происходит: я 6 раз ездила к Матронушке в Покровский монастырь, она очень помогла моей семье, но однажды я взяла себе образок на камне, через 1,5 месяца сам образ стерся, а камушек остался, когда в следующий раз приехала в монастырь, в церковной лавке очень удивились и сказали, что такое в первый раз слышат, потом 23 ноября ездили с мамой снова, мама спросила, буду ли я что нибудь брать, но я не стала, так как дома была и водичка, и масло, а вчера вечером, когда я, как обычно перед сном, мажу себя маслом, я обнаружила, что масло в нескольких тюбиках прогоркло, я аж расплакалась. Почему так происходит, не понимаю. Заранее спасибо за ответ. Храни Вас Господь!

Елена

Добрый день, Елена.
Мы живем в материальном мире, поврежденном грехом. Материалы и вещества стареют, теряют свои качества. Не нужно этого бояться и обязательно связывать с собственными ошибками. Камушек из-под образа оставьте лежать рядом с домашними иконами, а старое масло сожгите в чистом месте, например, на садовом участке, или отнесите в храм, там найдут, как решить проблему.
Не переживайте. Благодать Божия неизменна и не зависит от состояния материальных предметов.
Помоги Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Какая книга изображена на иконе "Спас Вседержитель", что на ней написано и на каком языке? Спасибо.

Николай

Николай,
на этой иконе Спаситель держит в руке Евангелие.
Бывает, написаны буквы альфа и омега, соответственно фразе "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель." (Апок. 1, 8) .
Бывает, Евангельский текст.
Язык зависит от страны, где написана икона. В России это церковно-славянский.
Помоги Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Проясните, пожалуйста ситуацию: в одном храме из соседнего района собирают деньги на иконостас, за определённое пожертвование (1000 руб) обещают написать имена жертвователей, я задал вопрос, будут ли на Литургии упоминаться имена жертвователей? Мне ответили, что нет, не будут, нам выдадут только именную бумагу. В связи с этим у меня вопрос: какую пользу для души может принести пожертвование и надпись имени на обратной стороне иконостаса без упоминания имени на Литургии? Я у Вас на сайте читал, что даже на стене плача в Иерусалиме христиане не должны оставлять записок, а это разве не сходный случай, ведь имя на Литургии не произносится?

Андрей

Согласен с Вашим недоумением, Андрей. Возможно, было бы разумнее записать имена жертвователей в синодик, чтобы поминать на службе, а так приходится только лишь надеяться, что какой-то батюшка разыщет ваши имена на иконостасе и начнет их поминать.
И, тем не менее, пожертвовать на иконостас – доброе дело, и оно само по себе принесет пользу душе.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Нуждаюсь в совете. Дело в том, что повесился мой родной брат. Брат был добродушным, бескорыстным человеком, готовым в любую минуту придти на помощь. Главным его грехом было пьянство. Эта страсть его одолевала с молодых лет. Видимо, сказывалась наследственность. Отец и все родственники по его линии страдали зависимостью от алкоголя. Брат уже стал осознавать, что не в силах сам остановиться, начались приступы эпилепсии на фоне алкоголя. Я, мать и его жена, будучи в отчаянии, обратились к "кодированию", не понимая тогда, что приносим только вред ему.

По своей духовной слепоте, мы стали надеяться на человека, а не на Бога. Мама молилась иконе "Неупеваемая чаша", и в церкви мы заказывали молебен этой иконе. Но брата мы не смогли убедить в том, что только Господь сможет его избавить от зависимости, только искренняя вера в Бога. Брат в конце попросил маму купить ему крестик и носил его до последнего дня, даже повесился с ним на груди. Но, видимо, не было в душе его веры в то, что он может выбраться из этих сетей. После кодировки он снова запил, с работой автоматически начались проблемы. Последние дни жизни он находился дома, не хотел говорить с женой и дочерью. Только повторял, что он в тупике и выхода не видит. Не пить он уже физически не мог, шла ежеминутная борьба с тягой к алкоголю, в которой в конечном итоге победил алкоголь. А пить и быть уволенным с очередной работы (он уже это прошёл) и травмировать ребенка и жену припадками не позволяла совесть. Он дочери говорил, что всем будет лучше с его уходом из жизни. Исчезнут все проблемы у семьи, он перестанет всех мучить, принесёт облегчение и своей семье, и себе. Я очень виню себя в том, что не нашла слов, чтобы его убедить, что только вера в Бога может спасти его. О том, что в его голове были мысли о суициде, я узнала только после его смерти от его жены. Прихожу в замешательство, когда провожу параллель между тем, что моя покойная бабушка никогда не посещала церковь, не была у исповеди и на причастии, и может упоминаться в записках о упокоении, так как умерла своею смертью и я не имею право её судить и не писать (может, она в душе верила в Бога), а брат своим поступком перечеркнул всякую возможность (хотя в жизни он был искренним, добрым). Что в его голове творилось в последние минуты жизни, нам неизвестно, может, он просил прощения у Бога за свой поступок. Мы знаем, что таких людей не отпевают и в церкви о них не молятся никогда. Очень тяжело это осознавать. Когда в храме молятся о упокоении усопших, всегда в душе где-то чувствуется обида, что его имя мы не услышим. Как мне и моей маме можно молиться о нём? Я читала, что матери можно читать молитву Льва Оптинского. Так ли это? Нужно ли благословение священника? Если да, то как его получить? Можно ли нам надеяться, что наше обращение к Богу напрямую и милостыня в его имя облегчит муки его души? Очень хочется в это верить. Буду признательна Вам за высказанные суждения.

Ирина

Дорогая Ирина, не будем осуждать Вашего брата. Да, нельзя его поминать на заупокойных богослужениях, но для Вашего утешения можно попросить служить особый молебен (подробнее по ссылке http://www.patriarchia.ru/db/text/1586949.html). Дома же молитесь об упокоении его души молитвой преп. Льва Оптинского , раздавайте милостыню и Господь непременно поможет самоубийце в той мере, в которой его душа способна принять Божию помощь. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Отче, благословите. Здравствуйте. Я хочу вышить своими руками икону, образ святых Киприана и Иустинии, чтобы потом эта икона находилась у нас в доме. Скажите, пожалуйста, надо ли испрашивать благословения у батюшки моего прихода на этот труд? Я человек крещеный, но мало посещаю храм. Однако желание сделать своими руками икону очень сильно. Может быть, мне и вовсе нельзя, как "недобросовестной" прихожанке, заниматься таким делом?

Наталия

Наталья, в данном случае необходимо спросить благословения священника на Вашу работу, а также его совета, как себя вести в духовном плане все то время, как Вы будете вышивать образ, не через интернет, а в личной беседе.

игумен Никон (Головко)

Допустимо ли, например, в дороге или за границей молиться на иконы, скачанные на планшетный компьютер или на фоторамку? Ведь молитва возносится не самой иконе, а к образу, который за ней стоит. А если много перемещаешься, то иконы с собой не повозишь, а храм в незнакомом месте иногда не успеть найти.

Андрей

Епископ Валаамский Панкратий сказал по этому поводу следующее: Привнесение в храм, в богослужебную жизнь различных технических новшеств при их видимом удобстве разрушает границу между вневременным пространством церковного богослужения и ускользающей реальностью мирской суеты. Приобретение физического и душевного комфорта влечет за собой утрату способности воспринимать Божественную Благодать (http://valaam.ru/ru/chronicle/4426/).

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка. Очень мучают два вопроса. 1. Икона Божией Матери "Воскрешающая Русь" - очень много разногласий по повод нее. Можно ли считать икону Божией Матери "Воскрешающая Русь" достоверной как икону? 2. Можно ли считать старца Сампсона святым для поклонения? Спаси Бог.

Виктор

По поводу псевдоиконы "Воскрешающая Русь" замечательна подборка информации находится по адресу http://www.anti-raskol.ru/grup/241 . Конечно же, это не икона, и мне даже приходилось изымать ее из алтаря одного храма, священник которого просто не знал ничего по данному вопросу и принял в дар это изображение.
Отец Сампсон (Сиверс) до конца дней был православным священником, служил в патриаршем Богоявленском соборе. Однако в его биографии есть моменты, не позволяющие его канонизировать. Поэтому уважать и молиться об упокоении батюшки можно и нужно, почитать как святого - нет. К сожалению, после его смерти духовные чада иеросхимонаха Сампсона развили нездоровую кампанию вокруг имени батюшки, издали книги сомнительного содержания. Поэтому я советовал бы быть максимально осторожным в вопросе почитания памяти о. Сампсона и чтения книг, посвященных ему.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. Напишите, пожалуйста, если нет угла для икон, куда можно было бы поставить иконы, если стена прямо находится на востоке около окна, можно ли повесить на прямую стену, где будет стоять обеденный стол. А можно ли повесить на западную сторону, если присутствует там угол? Говорят, что нельзя их вешать как картины, правда ли это? Может, это суеверные источники так говорят.

Елена

К иконам нельзя относиться как к картинам, а вешать их можно и в западном углу, и на стене, главное – не забывать молиться.

диакон Илия Кокин

Мир Вам. Благословите, батюшка. Можно ли вешать вместо икон (и рядом) репродукцию, взятую из православных календарей (по благословению), купленных в киосках, и оформлять их в неосвященные рамки?

Раба Божия Людмила

Здравствуйте, Людмила! Икона и репродукция – это разные вещи. Лучше такие изображения освятить в храме, если они Вам дороги.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, уважаемые батюшки. Я хотела бы задать несколько вопросов иерею Сергию Осипову. 1. Мне сказали, что в одном храме собирают деньги на написание икон. С обратной стороны буду написаны имена тех, кто пожертвовал на иконы. Таким образом, за спасение души этих людей будет производится ежедневная молитва. Также можно написать имена уже умерших людей. Это действительно имеет место быть? То есть, за каждого человека, имя которого написано, будет производится пожизненная молитва? Или эта молитва уже происходит как бы "автоматически"? 2. Мы начали в семье читать книгу А. Меня "Сын человеческий". Возникает много вопросов. Например, в 1 главе говорится о том, что Иисус Христос родился в 4 веке до н. э. Я всегда считала, что новое летосчисление ведётся с рождества Христова. Я ошибалась? Спасибо за Ваш труд, спаси Вас Господь.

Елизавета

Елизавета,
Действительно, в храмах существует практика "вечного поминовения" служивших священников, благотворителей, людей, особо трудившихся при храме и т. п. Имена записываются в особый помяник, который хранится в алтаре, и поминаются каждую Божественную Литургию.
На обратной стороне иконы их просто продублируют.
В книге "Сын Человеческий" указан не IV век, а 4 год.
Автор имеет ввиду неточность календаря, по которому эра "от Рождества Христова" начинается на четыре года позже реального события.
Помоги всем вам Господь.

иерей Сергий Осипов

Доброго времени. Батюшка, подскажите, как мне успокоить и что ответить жене друга, которая посещает протестантскую церковь и которая не открыто и прямо, но как бы издалека намекает, что православие - это идолопоклонничество. Я не буду много писать, думаю, Вы поняли, о чём речь.

Николай

Здравствуйте, Николай.
Действительно, протестанты упрекают православных за почитание икон. Если зайдет разговор с женой друга, спросите ее, как она относится к фотографиям близких. Есть ли у нее любимые, особо памятные фотографии, которые хочется сохранить или разместить на видном месте в доме? Что же так ценно в этих фотографиях, - бумага, рамка, цвет?
Конечно же, ей дороги те, кто изображен на этих фотографиях, - те, кого она любит. Вот и православные христиане дорожат святыми ликами Тех, кого любят, - Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, Святых Апостолов и всех Святых, - и изображают Их на иконах. Мы поклоняемся не иконе, а Тому, кто на ней изображен.

иерей Сергий Осипов