Чистопольский раскол: почему шестеро сельских священников прокляли патриарха Кирилла? «Не брат ты мне» – священник Андрей Соковых отказался поминать патриарха Кирилла, обвинив его в ереси

Чистопольский раскол: почему шестеро сельских священников прокляли патриарха Кирилла? «Не брат ты мне» – священник Андрей Соковых отказался поминать патриарха Кирилла, обвинив его в ереси
Чистопольский раскол: почему шестеро сельских священников прокляли патриарха Кирилла? «Не брат ты мне» – священник Андрей Соковых отказался поминать патриарха Кирилла, обвинив его в ереси

Пять священнослужителей Чистопольской епархии обвинили главу РПЦ в экуменизме

Неординарное событие случилось в Чистопольской и Нижнекамской епархии, входящей в состав Татарстанской митрополии, - пять священников отказались поминать Святейшего во время богослужений, вменив ему в вину встречу с понтификом в прошлом году на Кубе. Считать эту ситуацию расколом было бы преждевременно, но пример оказался заразительным. Обвинения в экуменизме патриарху предъявил еще и один клирик Альметьевской и Бугульминской епархии. Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен считает, что священники послушали обвинения в адрес патриарха Кирилла из уст одного из иерархов Украинской церкви. Подробности - в материале «Реального времени».

«Бунт» чистопольских священников

Небольшая Чистопольская и Нижнекамская епархия, которая несколько лет назад была образована в Татарстанской митрополии, переживает не очень приятную ситуацию. Пять священников, а это иеромонах Христофор, иеромонах Ермоген, иерей Роман, иерей Илия и иеромонах Митрофан, перестали поминать во время богослужения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. При том, что эта процедура в Русской православной церкви, где принято молиться о священноначалии, считается обязательной для всех членов церкви.

Четверо из пяти священников служили в сельских приходах, где обычно сильна церковная дисциплина, трое из пяти - монахи, давшие обет послушания. Да и двое из представителей «белого» духовенства давали в свое время клятву чтить священноначалие. За что же такое отношение к главе РПЦ? По словам иеромонаха Христофора, патриарх, по их мнению, замечен в экуменизме, что, как они полагают, было продемонстрировано в феврале прошлого года, когда Святейший встречался на Кубе с понтификом.

Напомним, что экуменизм - это сближение всех христианских вероучений, в данном случае - сближение православных и католиков, его отрицает некоторая часть православных. По сути, перемена в отношении к экуменизму в РПЦ произошла в 1960 году, когда на должность председателя ОВЦС был назначен митрополит Никодим (Ротов), одобривший вступление РПЦ во Всемирный совет церквей. Патриарх Кирилл считается одним из любимых учеников митрополита Никодима и его последователем.

Митрополит Никодим (Ротов) на Всеправославном совещании. Родос. 1963. Фото sobor2016.com

Под запретом, но сана не лишены

Ситуация в Чистопольской епархии просочилась в прессу, и ряд изданий рассказали о ней. Всех священнослужителей отправили под запрет - мера наказания в церкви, когда священнослужитель лишается права совершать богослужения на какой-то период, и наказание это считается серьезным. Но сана из них никто не лишен.

Тем временем в их приходах совершают богослужения другие священники, назначенные управляющим Чистопольской и Нижнекамской епархией епископом Парменом. Ну а наказанные священники (территорию Татарстана покинул только иеромонах Христофор), по имеющимся сведениям, совершают богослужения у себя дома. Какая-то часть прихожан их поддерживает.

Украинский след?

Чистопольская и Нижнекамская епархия, выделенная из состава Татарстанской митрополии, некоторое время жила без епископа, но в 2015 году сюда был назначен епископ Пармен, который сразу же начал пользоваться авторитетом и у верующих, и у клириков. Епископ Пармен окончил духовную семинарию в Одессе и Московскую духовную академию, кандидат богословия. Долгое время служил в Ростовской и Новочеркасской епархии, одно время даже был войсковым священником Всевеликого войска Донского.

На вопрос корреспондента «Реального времени», как так получилось, что пять священников Чистопольской епархии он был вынужден отправить под запрет, владыка Пармен ответил кратко: «Они сами себя под запрет отправили».

«Они сами себя под запрет отправили», - говрит владыка Пармен. Фото kazan-mitropolia.ru

Он пояснил, что неоднократно встречался с этими священниками и пытался их вразумить, указывая на их неправоту. «Слушали меня, кивали головами, вроде бы понимали, но нет. Почитание священноначалия - это же правило в нашей церкви. Да, патриарх встречался с понтификом, но надо же понимать, для чего это было сделано. Святейший говорил с понтификом о том, как защитить христиан, находящихся на территории Сирии, где они находятся в опасности. Наш патриарх - это человек, авторитет которого признает весь мир, образованнейший богослов. И потом, после этой встречи понтифик стал иначе относиться к православным, и следствие этого - сейчас в Москву из Бари привезли мощи Святителя Николая, которого в равной мере почитают и православные, и католики. Я вместе с патриархом Кириллом молился, когда мы встречали эти мощи, и я видел, какое количество людей стоит в очередях, чтобы приложиться к этой святыне».

Епископ Пармен полагает, что священники послушали обвинения в адрес патриарха Кирилла из уст одного из иерархов Украинской церкви. Ну а о том, как на Украине относятся к РПЦ, претендуя на ее храмы, хорошо известно. «Я им говорил: «Отцы, не надо так себя вести. Если хотите прославиться, давайте вместе сделаем что-то хорошее и доброе». Нет, не слушают. А ведь давали присягу слушать священноначалие», - пояснил «Реальному времени» владыка Пармен.

Между тем в Чистопольской епархии идет обычная жизнь - паломники ездили в Москву поклониться мощам Николая Чудотворца. Фото chistopol-eparhia.ru

«Уверен, что патриарх молится за этих священников»

По его словам, лишать сана провинившихся священников никто не собирается. О ситуации он доложил Святейшему, и тот передал решение вопроса в руки епископа Пармена. «Я все же надеюсь, что они одумаются, поймут, что не правы, и покаются. Тогда снова будут допущены к богослужениям. Я молюсь за них, прошу Господа, чтобы он их вразумил, и уверен, что патриарх тоже за них молится», - подчеркнул епископ Пармен.

Между тем в Чистопольской епархии идет обычная жизнь - паломники ездили в Москву поклониться мощам Николая Чудотворца, оказана помощь Казанской духовной семинарии - туда отправлена свежая рыба, чтобы поддержать физически студентов, сдающих сейчас экзамены. Через десять дней в Алексеевском состоится большой праздник - 200 лет со дня обретения Ахтырской иконы Богородицы.

Татьяна Мамаева


Двух клириков Ижевской митрополии РПЦ МП подвергли репрессиям за отказ поминать Кирилла (Гундяева) после "Гаванской декларации".
На прошедшей Крестопоклонной неделе в Удмуртии развернулись трагические события. Вопреки канонам Православной Церкви были запрещены в священнослужении архимандрит Силуан (Бояров), духовник Покровского женского монастыря с. Каменное Заделье, и настоятель храма иконы «Неупивамая Чаша» с. Пугачёво иерей Илия Шигапов.
Такова месть демонов и их земных служителей добрым пастырям за то, что они отказались поминать еретичествующего патриарха Кирилла (Гундяева).

Архимандрит Силуан (Бояров)
Архим. Силуан уже давно имеет репутацию строгого монаха и кроткого пастыря. Ни один из монашествующих в Удмуртии не может сравниться с заслуженным авторитетом отца Силуана. И не перестаёшь поражаться, с какой лёгкостью мантийные рабовладельцы изгоняют истинных пастырей Церкви Христовой в то время, когда вопреки всем законам Божеским и человеческим укрепляются ряды духовенства с криминальной биографией.

Особенно чудовищно, что молчаливо послушное псевдоцерковное большинство закрывает свои глаза, отказываясь обличать попов с уголовно-порнушными корнями. В то же время эта же публика готова клеймить, как раскольников и отщепенцев всех тех, кто выступает против апостасийной линии патр. Кирилла. Это до боли напоминает голгофскую трагедию, когда иудейская толпа помиловала разбойника Варраву и осудила на смерть Христа.

Сегодня отца Силуана и верных сестёр монастыря изгоняют из родной обители, но, как сказал мне несколько часов тому назад о. Силуан, он и насельницы этой обители спокойны, потому что знают, что Бог их не оставит.

Иерей Илья Шигапов
Отец Илья поведал нам о той ужасной клевете, которая обрушилась на него после незаконного запрещения: «Конечно неприятно всё это слышать, особенно клевету, которую распространяют, но Христос сказал, что надо радоваться и веселиться, когда незаконно гонят. Ну, что теперь... Будем стоять за истину, за правду.

Например, сейчас я разговаривал с женщиной, которая слышала сама лично от священнослужителей Московской патриархии, что я будто бы связан с американскими проповедниками, антироссийскими, с наркоманами, с колдунами и тому подобную клевету.

Еп. Сарапульский и Можгинский Антоний (МП)


Они используют эти политические обвинения, потому что духовно не могут осудить меня. Я спрашивал у владыки Антония, по какому канону меня осудят, он сказал: «Мы найдём причину». Вот они причину ищут в политических действиях, которых я не совершал, потому что политикой не занимаюсь».
Напомним причину репрессий, обрушившихся на о. Илью. Он написал следующий рапорт:
Его Преосвященству
Епископу Сарапульскому и
Можгинскому Антонию
настоятеля прихода
иконы Божией Матери
«Неупиваемая Чаша» с. Пугачево
иерея Илии Шигапова

РАПОРТ.
Ваше Преосвященство!
За последние время в нашей Русской Православной Церкви произошли следующие тревожные события:
1. Архиерейскиий Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 2-3 февраля 2016 года в Москве, принял документ «Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года)», в котором прозвучало одобрение ереси экуменизма в связи с подготовкой Всеправославного Собора (см. пп. 1-4 Постановлений), дата проведения которого назначена на 18-27 июня 2016 г., на о. Крит, Греция, в дни празднования Святой Пятидесятницы по православному календарю. Хотя экуменизм был осужден на Всеправославном совещании 1948 года, в котором выступал со своим докладом ныне прославленный святитель Серафим (Соболев) и указал истинную позицию Церкви по отношению к экуменизму. Участники Всеправославного Совещания:

а) осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию;
б) не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции;
в) высказались за сохранение Александрийской пасхалии.
Документ, подписанный в Шамбези 21-28 января 2016 года в пункте «отношения Православной Церкви к остальному христианскому миру» является экуменическим документом.

2. Встреча Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска готовилась втайне от архиереев (что противоречит апостольским постановлениям), священников, монашествующих и народа Божьего. Из подписанной декларации следует, что Римо-католическая церковь так же свята, как и Церковь Православная. В документе порицается переход римо-католиков в Православие. Декларация заканчивается совместной молитвой патриарха Кирилла с папой Римским, что грубейшим образом нарушает 45 Апостольское правило, которое гласит: «Епископ или пресвитер или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен».

3. В 2006 году на Всемирном саммите религиозных лидеров представители нашей Церкви подписали документ, где говорится, что главы и посланцы христианских, мусульманских, иудейских, буддистских, индуистских и синтоистских общин имеют одного и того же «Всевышнего». Это противоречит словам Евангелия: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27).

4. На встречах с мусульманами, иудеями, буддистами патриарх Кирилл, называя их братьями, в то же время умалчивает о вероисповедных разногласиях с ними, что выглядит, как смешение христианства с этими религиями.

5. 15 ноября 2015 года в г. Калининграде патриархом Кириллом была произнесена проповедь о молитве к Богу "через разные религиозные традиции". (Един Бог, едина вера, едино крещение и едина молитва, которой научил нас Господь Иисус Христос). И таких примеров множество.

В связи с этим хочу выразить протест с целью скорейшего созыва Поместного Собора для рассмотрения этих важных вопросов. Формой протеста будет отказ от поминовения Патриарха на Божественной Литургии на основании 15 правила Константинопольского Двукратного Собора, что не является выходом за пределы Церкви, "Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений".
Владыко Святый! Прошу Вас возвысить свой Архипастырский голос в защиту Святой Церкви.
Ваш недостойный иерей Илия Шигапов
Копию рапорта с Вашей резолюцией прошу выдать мне на руки.

То, как обошлись с архимандритом Силуаном и священником Илиёй, ещё раз подтверждает неписанные правила сложившиеся в нашей церкви. Основное правило говорит о безпрекословном послушании священноначалию. Авторитет руководства выше авторитета Священного Писания, Священного Предания и Правил Православной Церкви. Никто не смеет сомневаться в непогрешимости принятых решений князей церкви. Они там лучше знают.

Можно быть недовольным, но в определённых рамках. Кухня, трапезная, пономарка – территория свободы, где позволяется покритиковать священноначалие. Если же ты высказался гласно, да ещё и письменно, то горе тебе. Против такого все методы позволительны. Ты помогал наркоманам избавиться от зависимости? Значит о тебе скажут, что ты или сам наркоман, или водишься с ними, имея целью что-то недоброе. Ты жаловался на плохие дороги? Значит назначим тебя врагом государства, льющего воду на мельницу заокеанских врагов. Ты высказывал недовольство тем, что церковные руководители слишком угождают власть имущим? Значит ты против сильной и процветающей Родины, где один президент, а значит и один патриарх, пусть его и не интересует спасение руководителей нашей страны.

Главное, чтобы было послушание, безпрекословное, но не Богу, а им, нынешним властителям-архиереям, а в конечном итоге патриарху Кириллу.
Очевидно, что желание батюшек выступить за чистоту Православия постараются очернить.
Но Бог поругаем не бывает. Даже когда Христос висел на Кресте весь оплёванный, и униженный, Он не перестал быть Богом. Так и правда, как бы не пытались её оболгать, остаётся правдой.

В Чистопольской епархии (Татарстанская митрополия) пять священников отказались поминать в молитвах предстоятеля Русской Православной церкви патриарха Кирилла .

По словам одного из них , настоятеля храма Тихвинской иконы Божьей Матери села Тюрнясево иеромонаха Христофора (Плетнева) , причина заключается в «экуменизме главы РПЦ», который, якобы, продемонстрировал это во время встречи с Папой Римским Франциском на Кубе 12 февраля 2016 года. С точки зрения канонов православия, экуменизм является ересью.

Помимо иеромонаха Христофора, перестали поминать патриарха Кирилла настоятель Свято-Троицкой церкви города Болгара иеромонах Ермоген (Соколов) , настоятель Петропавловского храма в селе Старые Челны Нурлатского района иерей Роман Томилов , настоятель храма Архистратига Божия Михаила села Слобода Черемуховая иерей Илия Головкин и настоятель храма святителя Николая Чудотворца села Слобода Петропавловская иеромонах Митрофан (Нейков) .

В настоящий момент все эти священники отстранены от службы и на них наложен запрет на служение. Не имея возможности служить в собственных храмах (сейчас вместо них служат приезжающие благочинные), некоторые из священников богослужения проводят у себя на дому, уведя за собой часть прихожан. Из пятерых священников только иеромонах Христофор уехал из Татарстана: по разным сведениям, он сейчас находится в Подмосковье, четверо других остались дома, в республике.

В Чистопольской епархии корреспонденту подтвердили факт отказа пятерых священников поминать патриарха Кирилла на богослужениях. Председатель информационно-издательского отдела Чистопольской епархии иерей Алексий Ахметзянов в разговоре с сожалением констатировал случившееся, но подчеркнул, что запрет на служение еще не означает полного лишения сана: он сохранится до тех пор, пока священники не принесут покаяния. «К сожалению, часть этих священников вводят в соблазн прихожан, при этом нарушая устав церкви, а миряне всех богословских тонкостей не знают и потому следуют за этими священниками, доверяют их словам». Отец Алексий сообщил, что сам приезжал и лично общался с двумя попавшими под запрет священниками - Ильей Головкиным и иеромонахом Ермогеном и в ходе беседы с ними убедился, что они ошибочно опираются на какие-то отдельные факты, а понимания полной картины не имеют. На вопрос корреспондента EADaily о том, наблюдается ли такая ситуация только в Чистопольской епархии, отец Алексий с грустью ответил, что «подобное есть не только в этой епархии, но и в других тоже, и за пределами Татарстана о таких случаях известно». При этом священнослужитель выразил надежду, что запрещенные в служении священники «одумаются и покаются».

Помимо Чистопольской епархии, подобное произошло и в Альметьевской епархии, где настоятель церкви Дмитрия Солунского села Калейкино иерей Владимир Хаипов также выступил с видеообращением , где обвинил главу РПЦ в экуменизме.

По сведениям , никто из «священников-отказников» Чистопольской и Альметьевской епархии не примкнул к другой православной церкви и в раскол не ушел, хотя ситуация явно неординарная, поскольку обвинения в экуменизме в адрес главы РПЦ высказал не один священник, а целых шесть, что достаточно много для татарстанского Закамья. При этом в аппарате президента Татарстана в курсе происходящего, однако никак не реагируют.

Знакомый мне священник перестал поминать Патриарха. Неизвестно, как далеко зашёл он в противлении, однако, боюсь, обычный «ревнительский» путь к расколу повторится. Почти в каждом подобном случае это выглядит сходно. Сначала человек не видит оснований своих поступков и мыслей. Он допускает своеволие и осуждение, будучи занят подробным критическим разбором слов и поступков вышестоящих лиц. Интересная мысль посещает его: сделать конфликт идейным. Право же, лучше представить это борьбой принципов, стоянием за правду, против экуменизма и унии, а вовсе не банальным брюзжанием в адрес начальства. Его, отца N, украсит роль защитника самого важного и дорогого, тогда как иерархи ‒ объекты его критики ‒ окажутся не просто людьми с несовершенствами, допускающими ошибки, но лицемерами и изменниками, посягнувшими на святое. По сему поводу примеряется тога ревнителя чистоты Православия, а пафосная театральность входит в привычку.

Печальная реальность разрыва канонической и литургической связи с иерархией терзает Поместные Церкви

Литургическое поминовение Патриарха и епархиального епископа - залог канонической общности, как бы маячок, подтверждающий своевременный выход на связь, распознавание «своего» от «чужого». Однако упоминание за богослужением «Великого отца и господина нашего Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и Всея Руси и господина, преосвященного епископа С-ского…» болезненно отзывается в самолюбии, заставляя переживать униженность перед теми, чьи самые низкие, злодейские скрытые мотивы он раз за разом поставлял перед мысленным взором.

Увы, печальная реальность разрыва канонической и литургической связи с иерархией терзает Поместные Церкви. Не только Русскую, но и Элладскую, Сербскую, Румынскую, Болгарскую. Ежегодно значительное число клириков в разных местах «хлопают дверью», извещая о своем намерении отложиться. Видимая простота действия подталкивает новые души к совершению этого духовного самозаклания.

«Непоминающий»: этапы разрыва

В его устах обличение, в руках его знамя истины, он «истинный христианин», учитель веры

Отложиться от «зараженного ересью архиерея» - только начало. О, если бы «непоминающим» двигали соображения осторожности, благоговения, осознания хрупкости веры и опасения нечаянно пасть! Тогда бы он постарался выйти из отношений, смущающих совесть, прилепившись к архиерею, чье правоверие к него не вызывает сомнений. Зилота интересует другое. Не существует внутренних целей воздержания и самодисциплины. В его устах обличение, в руках его знамя истины, он «истинный христианин», учитель веры, подобен Максиму Исповеднику и Фотию, и долг его - одолеть изменников и врагов веры. Каждый шаг обставляется и провозглашается им наиболее громким образом.

Первый тупик: как быть с поминающими Патриарха? Множество друзей и братьев по вере оказываются на другом берегу стремнины. «Необходимо как-нибудь срочно заставить остальных думать, как я, присоединиться ко мне, а всего лучше ‒ поступить в послушание мне, иначе дело моё будет казаться слишком малозначительным, чтобы не сказать ‒ идиотской глупостью», ‒ рассуждает он. В попытках продавить идею отступничества иерархии ревнитель домышляет, расцвечивает в тона судьбоносного выбора цитаты из выступлений иерархов, отдельные эпизоды церковной дипломатии. Тут-то и происходят подлинное каноническое отступление и раскол, который, по словам Златоуста, не лучше ереси, и степень вины за который столь велика, что не смывается даже мученической кровью. Каноны разрешают блюсти совесть и не иметь общения с ложноучащими. Но прежде соборного определения не дозволяется выносить собственный суд и тем более обвинять в еретичестве кого-либо во всеуслышание.

Совестные дилеммы и полутона мало интересуют «истинного христианина». Он сыплет готовыми обвинительными вердиктами вроде: «лжепатриарх», «лжеепископы», «разбойничья иерархия», «христопродавцы», «иуды» и прочие. По одному собственному решению ему не составляет труда низвергнуть иерархию, перестать признавать духовные звания, считать своих оппонентов лишенными сана и благодати совершения таинств, называть по фамилиям… Постыдная самодеятельность!

Примитивная апология раскольников

Свое положение раскольник расценивает как определенное и прочное. Достаточно один раз сказать волшебную формулу: «Прещения в мой адрес еретичествующих епископов вменяю ни во что», ‒ и: «чик-чирик, я в домике», ‒ наступает состояние полной безмятежности. «Непоминающий» становится неуязвим и самодостаточен, не нуждается ни в засвидетельствовании своего канонического статуса, ни в субординации. Воистину памятник человеческой самоуверенности и утраты здравого смысла!

Раньше или позже «непоминающий» встанет перед фактом своего разрыва не с одной иерархией Церкви, но и с ее полнотой, продолжающей сохранять верность каноническому порядку. Выбор небогат: признать отступниками всех принадлежащих к мировым Поместным Церквям либо согласиться, что цели спасения души достигаются без диссидентских истерик с заламыванием рук и метанием громов и молний.

Раскольники с жаром предаются тому, что умеют и знают лучше всего, - продолжать раскалываться!

На данном моменте «истинное христианство» впадает в умоисступление. Анафемы и ругательства оказываются едва ли не единственным его вдохновением. Меж полюсов своего девиза ‒ «Ортодоксия или смерть» ‒ оно избирает второй, то есть смерть: неуклонное духовное разложение под отравляющим действием яда злословия.

Ряды зилотов разделяются. Некоторая часть всерьез считает себя последними и единственными на всем земном шаре хранителями истинного Православия; «умеренные» вступают в спор с этим самодовольным вздором. «Непримиримые» не сдаются, они упрямо стоят на своем. Их опасения несложно понять: а что, если в качестве не «единственно и исключительно истинной» их юрисдикция окажется никому не нужна?

На почве обсуждения отношения к мировым Поместным Церквям происходят многочисленные разделения. Раскольники с жаром предаются тому, что умеют и знают лучше всего, - продолжать раскалываться! Недавние соратники по борьбе, они хронически не переносят друг друга, огревают прещениями, извергают из сана, отлучают и признают благодать не действующей… Право, комично, если б не так грустно.

Болезненный, искривленный мир раскола

Ригоризм - сущностная основа движения «непоминающих». Ригорист не желает видеть сути дела, за которое взялся, а выбирает внешнюю видимость и служит ей. На увещания совести такой человек отвечает не делами совести, а удвоенным, утроенным упорством. Неважно, зло ли выходит из поступка или добро. С дотошностью он следует выбранной программе и игнорирует любые обстоятельства или отрицательные последствия своих действий.

То, что психология «непоминающих» представляет духовное повреждение и срыв, доказывает одновременно несколько признаков. Дробление - характернейший из них. Так же, как раскольники-старообрядцы некогда разделились на десятки толков и согласий, не имеющих общения друг с другом, современный мир «истинно православных церквей» составлен десятками юрисдикций, являющимися, как правило, не более чем сектами или самосвятами. В Греции насчитывается около 20 враждующих друг с другом раскольничьих групп; в России их около десяти.

В то же время внутреннее брожение охватывает большинство раскольничьих групп. Любой из «непоминающих» являет отдельную единицу, печётся о своей собственной неприкосновенности. Вот вам тайный, не афишируемый источник вдохновения: в вопросах вероучения быть самому себе головой, толковать каноны по собственному усмотрению. Лидеры раскольников признают: «Я боюсь положить запрет в служении на своего клирика даже на десять дней, поскольку он уйдет к другим». Некоторые и впрямь успели покочевать уже между нескольких юрисдикций. Чуть что-то не нравится - возникает желание нового, более «истинно православного» сообщества. Нередки самочинные хиротонии с нарушениями. Больно видеть, как, начав однажды с пристрастного исследования чужих прегрешений, «непоминающие» приходят к ужасающему расстройству канонической дисциплины.

Трудно понять, чего больше во всём этом: консерватизма и заботы о строгом следовании Преданию или же современного диссидентства и свободы слова? Зилотство оказывается знаком уныния и неспособности наладить собранную, аскетическую молитвенную жизнь. «Расцерковление» ‒ не в одном обмирщении; им сопровождается любая остановка в духовном развитии. Переход на позиции политизированного «протестного движения», пропагандистская война с иерархией вполне отвечают образу внутреннего застоя и охлаждения в вере.

Совет недоумевающим от Златоуста

«Церкви грозят две опасности, ‒ пишет известный греческий автор, архимандрит Епифаний (Феодоропулос), ‒ с одной стороны, приводимый в движение диаволом экуменизм, а с другой - душепагубный фанатизм, который в конце концов ведет к ужасным богохульствам и ересям и затемняет истину. Да убоимся этих зол, и да минуют они нас. Не будем уклоняться ни направо, ни налево, но шествовать - царским путем».

Немногочисленные примеры, в которых архиереи и клир прекращали поминовение священноначалия, всегда были вызваны чрезвычайной крайностью обстоятельств. Например, в обстановке жестоких советских гонений 1920-1930-х и неопределённости с наследованием поста Патриаршего Местоблюстителя некоторая часть Русской Церкви под началом митрополита Кирилла (Смирнова) отказалась подчиняться митрополиту Сергию (Страгородскому). Монастыри Афона после самовольного «снятия» Патриархом Афинагором анафем с католиков в 1965 г. прекращали на некоторый срок возношение его имени за литургией. Тем не менее Афон сегодня продолжает признавать каноническую юрисдикцию над собой Патриарха Варфоломея (Архонтониса), ведущего подчас рискованную экуменическую политику. Риторике ультиматумов большинство святогорского братства предпочитает тон братского вразумления своего Первоиерарха.

Не секрет, что для Русской Православной Церкви экуменизм, соглашательство также представляют проблему. Приходят на память размытые формулировки по церковно-дипломатическим и церковно-политическим вопросам, высказывания либерально настроенных священников и отдельных официальных лиц. Естественно не соглашаться с подобными заявлениями и оппонировать им. Однако не меньшее беспокойство вызывают назойливая раскольничья агитация и демарши «непоминающих». Необычайно легкомысленно и опасно отважиться на разрыв с Церковью в условиях, когда допускающие модернистские, расходящиеся с духом Предания сентенции находятся в меньшинстве, а соборный голос Поместной Церкви выражает здравое учение.

Пример разрешения дилеммы сложного морального выбора в церковной истории дает святитель Иоанн Златоуст. «Церквей ваших не оставляйте, общение (со священноначалием) имейте, дабы не произвести раскол в Церкви, а подписей своих (под сомнительными, противоречащими учению и канонам документами - А. Р.) не ставьте», ‒ говорил он своим ученикам накануне беззаконного изгнания из Константинополя. Вот общее правило для православных христиан, как ревновать о вере, не удаляясь в раскол. Благой выбор для христианина заключается в том, чтобы ограждать себя одновременно и от лжеучения, и от соблазнов личного произвола.

Отец Андрей Соковых заявил, что глава РПЦ "впал в ересь"

Ставропольского священника Андрея Соковых отстранили от службы за отказ упоминать в молитвах Патриарха Кирилла. Фото: vk.com/id89277171

На Ставрополье православного священника Андрей Соковых отстранили от службы в церкви за отказ упоминать Патриарха Кирилла в богослужениях. Об этом священнослужитель из станицы Темнолесская сообщил у себя в соцсетях, сопроводив гневный пост фотографией официального указа Ставропольской митрополии.

Еще в прошлом году Андрей Соковых заявил об отказе поминать Патриарха Кирилла во время служб. Между тем по церковным правилам установлено обязательное поминовение священником в молитвах и церковных службах предстоятеля Православной церкви и епархиального архиерея.

2 декабря прошлого года я подал рапорт в Ставропольскую Митрополию. В нем я писал о отказе поминать Патриарха в молитвах на службах, - заявил священник. - Я писал, что не могу так делать, не могу быть одного Тела с еретиками, исповедующими ересь так называемого «экуменизма». Тут же приехала официальная комиссия и описала мой храм в Темнолесской. 13 декабря указом правящего архиерея я был окончательно запрещён в служении. Одного еретики не понимают, что всякой ереси когда-то приходит положенный конец. Настал и сейчас момент истины - со Христом остаться или с единым богом. Я выбираю остаться с Иисусом Христом.

Согласно указу Митрополита Ставропольского, Андрею Соковых также запрещено ближайшие пять лет носить наперсный крест. Сам священнослужитель говорит, что перестал поминать патриарха в молитвах из-за того, что по его мнению, сейчас Русская православная церковь стремится к экуменизму - идеологии всехристианского единства, сближению с католиками и протестантами. Это движение отец Андрей считает неправильным и еретическим.

Последней каплей, по словам Андрея Соковых, стала прошлогодняя встреча Патриарха Кирилла с Римским папой в Гаване . На этой первой за всю тысячелетнюю историю Русской Православной Церкви встрече Патриарха с Римским Папой Франциском была подписана совместная декларация. В данном документе предстоятели Римской Католической и Русской православной церквей призвали международное сообщество предотвратить дискриминацию христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке , остановить в мире терроризм и насилие. Между тем, многие православные продолжают считать главу католиков еретиком.

Патриарх Кирилл, согласно Евангелию, имеет право и должен проповедовать, поэтому он может встречаться с Папой Римским. А отец Андрей, видимо, попал под дурное влияние еретиков, впал в грех гордыни, возомнил себя великим , и решил прекратить евхаристическое общение со Святейшим Патриархом. Отец Андрей сам ушел из лона Православной Церкви, - прокомментировал "Комсомольской правде на Северном Кавказе " протоиерей Владимир Волков , руководитель Информационного отдела Ставропольской епархии, - Если проще сказать, по-мирски, он нарушил трудовую дисциплину и внес анархию в работу. Все наболевшие вопросы, все свои сомнения, отец Андрей мог бы и должен был решить через церковный суд, как и подобает православному человеку. Там ему б правильно все объяснили. Теперь в Темнолесскую назначен новый священник. А мы надеемся, что через пять лет отец Андрей одумается в вернется в лоно Православной церкви. Ведь кому Церковь не мать, тому Господь Бог не отец. Ну а если отец Андрей через указанный срок не одумается и продолжит свою ересь, то вопрос о лишении его духовного сана будет решать церковный суд.