Честные вериги святого апостола петра. Смерти нет, Любовь побеждает смерть

Честные вериги святого апостола петра. Смерти нет, Любовь побеждает смерть
Честные вериги святого апостола петра. Смерти нет, Любовь побеждает смерть

16/29 января. В этот день Святая Православная Церковь празднуется поклонение честным веригам апостола Петра.

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода Агриппа, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями. Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, причем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1).

Весть о чудесном избавлении Петра от оков и темницы разошлась по всему Иерусалиму, - и некоторые из верующих, взяв тайно эти вериги, стали хранить их у себя как святыню, чтобы, смотря на них, иметь пред глазами как бы самого первоверховного апостола Петра. Святой апостол Петр же, немедленно по выходе из темницы, отправился для проповедания слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим.

Эти вериги получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу. Известно, что железные цепи святого апостола Петра исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что некогда плотно охватывали тело апостола. Верующие с глубоким благоговением чтили эти честные вериги, воздавали им поклонение и тщательно хранили их, как дорогое наследство, из рода в род, при чем каждый раз родители - детям, а те - своим наследникам, объясняли, какого Великого узника касались эти вериги и чьим телом он освящены.

Так перешли они по наследству в руки святейшего иерусалимского патриарха Ювеналия. И когда благочестивая царица Евдокия, супруга царя Феодосия Младшего, возвращалась в Царьград из Иерусалима, - где, за время своего пребывания, построила много церквей и украсила из своих царских средств святые места, - то патриарх Ювеналий подарил ей за ее благочестие и любовь к святыне немало разных духовных сокровищ. В числе их он подарил ей и эти честные и чудотворные вериги святого апостола Петра.

По возвращении в Царьград, Евдокия одну веригу принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора в Константинополе, а другую послала в Рим своей дочери Евдокие, которая была замужем за римским царем Валентинианом III.

Благочестивая, подобно матери, Евдокия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу, вместе с найденной в Риме другой веригой святого апостола Петра, которою связал его во время мучений Нерон перед смертью святого. После того было установлено совершать 16-го января праздник поклонения этим честным веригам, в память и честь святого апостола Петра и во славу Христа Бога нашего.

Часть вериг находилась в кресте Брянского Успенского монастыря.

Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы Мудрова Анна Юрьевна

Поклонение честным веригам апостола Петра

В этот день совершается поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра. Оно установлено в честь чудесного освобождения ангелом апостола Петра из темницы около 42 года. Христиане, услышав об этом чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления. Вериги святого апостола Петра хранились в Иерусалиме до Патриарха Ювеналия, который подарил их Евдокии, супруге императора Феодосия Младшего, а она в 437 и 439 годах перенесла их из Иерусалима в Константинополь (Царьград). Одну веригу Евдокия послала в Рим своей дочери Евдоксии, которая построила храм во имя апостола Петра и положила в нем дар матери. В Риме были также и другие вериги, в которых находился апостол перед своей кончиной при императоре Нероне. В этот день вериги апостола Петра выносятся на поклонение народу.

Из книги Священное писание Нового Завета автора Милеант Александр

Послания апостола Петра Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской (Иоан. 1:42-45) и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его к Христу. Св. Петр был женат и имел дом в Капернауме (Мт. 8:14). Призванный Христом

Из книги Книга Деяний Святых Апостолов автора (Таушев) Аверкий

Речь Апостола Петра (2:14–42) Изумление одних и грубые насмешки других побудили Апостолов обратиться к народу с разъяснением совершившегося чуда. Дар языков был ниспослан всем ученикам Христовым, находившимся в доме; теперь из всех выделяются только 12 ближайших учеников

Из книги Основы здорового питания автора Уайт Елена

Призыв апостола Петра ХВБГ, 53, 54:258. Апостол Петр глубоко понимал взаимосвязь между умом и телом, и поэтому он возвысил голос, предостерегая своих братьев: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петр.

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Отречение апостола Петра Когда Иисуса Христа увели на суд к первосвященникам, апостол Иоанн, как знакомый первосвященнику, вошел во двор, а Петр остался за воротами. Потом Иоанн, сказав служанке-придвернице, ввел во двор и Петра.Служанка, увидев Петра, сказала ему: "и ты не

Из книги Жития Святых - месяц январь автора Ростовский Димитрий

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Вторая проповедь Апостола Петра (III, 11-26) «Израильтяне, - говорит Петр, - что вы смотрите на нас с изумлением? Не думаете ли, что мы своею силою исцелили сего человека или что Бог сделал нас чудотворцами ради нашего благочестия? - Бог отцов наших, Бог Авраама, Исаака и

Из книги Толковая Библия. Том 11 автора Лопухин Александр

Сказание о поклонении веригам св. ап. Петра и обретение честной его главы Здесь присовокупим сказание о веригах св. Петра, в которые он был закован при заключении в темницу, по повелению Ирода, во время первого гонения на христиан. Когда распространилась по всему

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Глава I. Предисловие (1-3). Наставления и обетования Господа апостолам пред вознесением и вознесение Его (4-11 ст.). Первая речь апостола Петра - об избрании нового апостола на место Искариота и самое избрание (12-26 ст.) 1 Первую книгу, - слав. "первое слово", - греч. ??? ??? ??????? ?????

Из книги Великий обман [Научный взгляд на авторство священных текстов] автора Эрман Барт Д.

Поклонение честным веригам святого Апостола Петра Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода , был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями.Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, при чем

Из книги Водою и кровью и Духом автора Безобразов Кассиан

2. Подлоги под именем апостола Петра До сего момента в своем рассказе о лжи, обмане и подделках в Древнем мире я использовал слово «истина» в самом простом смысле для обозначения корректной информации. Однако в жизни истина и противоположная ей ложь выглядят сложнее. Я

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Проблема апостола Петра Вторая частность, требующая нашего внимания, - это слова евангелиста о Петре и слова Господа к Петру (ст. 41–42). Связанной с ними проблемы нам уже приходилось касаться в нашем Введении. Я старался показать, что в Иоанновских образах толкователю

автора Беляев Леонид Андреевич

Проблема апостола Петра Второй вопрос есть проблема апостола Петра. В свое время было показано, что проблема была поставлена тем первенством, которое ему усваивается в Мф. и которое старались истолковать и Лука, и Иоанн. Для читателей Ин. эта проблема приобретает тем

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра (О страдании праведников) I. Нынешний праздник напоминает нам о том, как страдал в веригах, т. е. в узах, в темничном заключении св. первоверховный апостол, страдал за святую веру.II. Зачем, спрашивается,

Из книги Что такое Библия? История создания, краткое содержание и толкование Священного Писания автора Милеант Александр

Из книги автора

«Дом апостола Петра» в Капернауме «Дом апостола Петра» в Капернауме - второй важнейший объект Палестины, где предполагается существование непрерывной «цепочки» христианских древностей от I до IV в. Капернаум лежит на северо-западе Галилейского озера. И письменные, и

Из книги автора

Послания апостола Петра Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской (см. Ин. 1,42–45) и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его к Христу. Апостол Петр был женат и имел дом в Капернауме (см. Мф. 8, 14). Призванный

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Спасителем, он всегда выражал беспредельную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с братьями Зеведеевыми – Иаковом и Иоанном Богословом. Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, то есть Мессией, за что и получил имя Петр (Камень).

Свое троекратное отречение Петр омыл горькими слезами раскаяния, и впоследствии, после Воскресения, Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих.

Апостол Петр первым содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив ко Христу 3000 человек. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев.

Но вот пришла беда… Царь Ирод знал, что иудейским предводителям очень нравится, когда он нападает на христиан. Особенно популярен стал Ирод после казни апостола Иакова Зеведеева. Следующей жертвой царь наметил Петра. В первый день Пасхи апостола арестовали и отправили в темницу. Суд над ним собирались совершить сразу после семи праздничных дней.

Ученики денно и нощно молились о Петре. Наконец наступила последняя ночь перед казнью. Освободит ли его Господь?

Как это было

В «Деяниях святых апостолов» в главе 12 сказано:

1. В то время царь Ирод (внук Ирода, называемого Великим. – Ред.) поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2. и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, – тогда были дни опресноков (дни опресноков начинались со дня Пасхи и продолжались семь дней. – Ред.),
4. и, задержав его, посадил в темницу и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5. Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его;
8. и сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10. Прошедши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

Возникновение праздника

Это был 42 г. новой эры. Вскоре весь Иерусалим и вся Иудея узнали о совершившемся чуде. Рассказывали, передавали друг другу, как христианский учитель авва Петр в ночь накануне суда и казни, прикованный цепями к стражникам, непонятным, непостижимым образом покинул темницу и тюрьму. Аресты и допросы среди тюремщиков ничего не разъяснили. Чудо оставалось чудом.

Верные сумели заполучить цепи, которыми апостол Петр был прикован к стражникам, и сохранить их как величайшую реликвию. Из рода в род, столетиями, передавалась первохристианская святыня, исцеляя приходящих к ней с верою от болезней и защищая от нечистых духов.

При жизни апостола Петра вера в его исцеляющие возможности была настолько сильной, что даже тень от него считалась полезной для болящего. «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5:14–15). Поэтому почитание цепей, которыми был окован апостол, не уменьшалось в столетиях.

В V в. вериги перешли по наследству к иерусалимскому патриарху Ювеналию (420–450). Когда в 439 г. благочестивая царица Евдокия, супруга императора Феодосия II Младшего (408–450), возвращалась в Царьград из Иерусалима, где она возвела немало церквей и благоустроила святые места, патриарх Ювеналий подарил ей в знак великой благодарности некоторые священные реликвии. Были среди них и чудотворные вериги апостола Петра.

Одна из цепей была оставлена в Царьграде, в церкви Святых Апостолов, а другую царица отправила в Рим дочери Евдоксии, бывшей замужем за императором Валентином III (423–455). Там апостольская реликвия была положена в специально построенном храме Сан-Пьетро-ин-Винколи («Святой Петр в оковах»).

Храмы в честь вериг апостола Петра

На всем земном пространстве, на всех континентах существовало пять храмов, посвященных веригам первоверховного апостола: в Риме, Яффе, Даугавпилсе, Москве и Владимирской губернии. Ныне вершится служба в трех из них.

Римский храм Поклонения веригам апостола Петра возведен в конце IV в. и стал первым из пяти Петроверигских церквей. Вериг в храме две. Одна из Иерусалима, другая – из Мамертинской тюрьмы в Риме, где апостол Петр был окован перед распятием. Петровские вериги по традиции выносят 16/29 января на поклонение народу.

Храм апостола Петра и праведной Тавиафы в Яффе построен на участке Русской Духовной Миссии. Строили храм 10 лет и освятили 16/29 января 1894 г., в День почитания святых вериг апостола Петра. Боковой придел посвящен праведной Тавиафе, гробницу которой удалось найти в саду при раскопках.

Даугавпилсский костел Святого Петра в веригах начали строить в 1845 г., освятили в июне 1848 г.

На всем пространстве России удалось обнаружить лишь два Петроверигских храма. Один в Москве, другой – во Владимирской области.

На месте московской церквушечки (Петроверигский переулок, 8) стоит ныне конструктивистского вида дом. Деревянная Петроверигская церковь известна здесь с 1547 г. Каменное здание построил в 1669 г. тесть царя Алексея Михайловича боярин Илья Данилович Милославский. Петроверигская церковь так и не была восстановлена после пожара 1812 г. Церковь разобрали в 1844 г. Изображение московской Петроверигской церкви обнаружить не удалось.

Кирпичная церковь Николая Чудотворца была сооружена в Фетинове (Владимирская область, Киржацкий район) в 1819 г.

Престолов в храме было три: в холодном – во имя Поклонения Честным веригам Апостола Петра, в приделах теплых – во имя Святого Николая Чудотворца и Святого Димитрия – митрополита Ростовского. В селе было 50 дворов, 500 жителей. Церковь закрыли в 1930-х гг., ныне храм в заброшенном, аварийном состоянии.

Анатолий Мацукевич

) воспоминается следующее чудесное обстоятельство, случившееся во время возбужденного Иродом Агриппой I гонения на христиан в 44 году по Рождестве Христовом. Доселе церковь христианская в Иерусалиме постепенно возрастала внутренне, особенно благодаря ревностной деятельности апостола Петра, и даже долгое время наслаждалась покоем. Иерусалимские блюстители закона, быть может последовав разумному совету уважаемого всем народом законоучителя Гамалиила (), стали по-видимому равнодушно относиться к вере христианской и удерживались от новых преследований ее как бы в ожидании дальнейших последствий. Когда же из Кесарии, обычной резиденции тогдашних иудейских правителей, Ирод Агриппа I прибыл в Иерусалим на праздники Пасхи и опресноков, первосвященники не преминули при столь благоприятном случае указать ему на быстрое и успешное распространение нового учения о Христе Иисусе и вместе на унижение иудейства, и представили это дело Ироду с самой чувствительной и для него стороны, со стороны веры и чести. И вот легкомысленный, хитрый и льстивый правитель не столько из ревности к иудейскому закону (он был природный иудей {а}), сколько из желания приобрести расположение представителей иудейства и затем в интересах своего личного возвышения в глазах народа вообще, возбудил без всяких видимых причин преследование против ни в чем не повинных христиан. По приказанию Ирода схвачены были некоторые иерусалимские христиане и, вероятно, подверглись телесному наказанию, а Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, был обезглавлен; это был первый из двенадцати апостолов и второй после архидиакона Стефана мученик за имя Христово. Тогда представители иудейской церковно-иерархической власти, в надежде чрез Ирода правителя подавить все более и более возраставшую силу христианства, поспешили выразить ему все свое расположение за такое отношение к ненавистному им христианству. Увидев, что это весьма приятно начальникам иудейским и вообще иерусалимлянам, Ирод повелел схватить и посадить в темницу апостола Петра, первого из представителей христианства, доселе сильнейшего всех других собратий и словом и делом пред Богом и людьми. Так вере апостола первоверховного, который понес уже много трудов и страданий за Христа, предстояло выдержать тяжкое испытание, которое завершилось последующим явлением ему чудесной и могущественной милости Божией. Ввиду того, что в праздник, и притом такой великий как Пасха, непозволительно было осуждать на казнь, Ирод Агриппа в угоду фанатикам иудейства намерен был по окончании праздничных дней торжественно при многолюдном стечении народа судить и осудить на смертную казнь этого мнимого преступника. До того же времени повелено было его, якобы чрезвычайно опасного для всех, тщательно стеречь четырем четверицам воинов, так что на каждую из четырех ночных страж приходилось по четыре воина; причем соответственно римскому обычаю – при строгом военном заключении темничном приковывать заключенного цепью к своему стражу – апостол Петр в темнице прикован был к двум стражам, к одному одной рукой, к другому другой; между тем остальные два стража из четырех находились у дверей темницы. В виду столь явно решительного намерения врагов христианства, опечаленные верующие прилежно молились Господу Богу, чтобы Он сохранил жизнь славного апостола для блага Церкви Своей, так или иначе освободив его из рук яростных врагов, как несколько прежде освободил из темницы всех апостолов ( и далее). И молитвы церкви оказались сильнее темничных уз. Накануне того дня, когда царь Ирод хотел публично произнести смертный приговор над неповинным святым узником, последний посреди ужасов предстоявшей смерти не предается ни унынию, ни страху и остается спокойным в полной преданности воле Господа Бога, и Он избавил апостола от великой опасности. И вот ангел Господень предстал, и свет заблистал в той комнате темницы, в которой находился Петр. Толкнув в бок его, спавшего сном невинности, небесный посетитель пробудил его и сказал: «Встань скорее!». И – цепи упали с рук его. Чудесно отцепившийся от обоих стражей, спавших с ним, святой узник по повелению ангела оделся во всю верхнюю одежду, которая на время заключения была с него снята, вероятно, из предосторожности, и руководимый ангелом прошел мимо двух воинов, стерегших двери этого отделения темницы. Далее, «прошедши первую и вторую стражу», они подошли к охраняемым воинами железным выходным дверям из темницы на улицу или площадь города, и ворота сами собой отворились им; когда затем, очутившись в полной безопасности на свободе, апостол прошел одну улицу в сопровождении ангела, этот внезапно оставил освобожденного. Тогда апостол Петр, доселе считавший все происходившее видением во сне, пришел в обычное состояние души и, увидевши чудесно спасшую [его] десницу Божию, с умилением и благодарностью радостно сказал: «Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский» (). Прибыв тотчас в дом Марии, матери Иоанна Марка, где многие верующие собрались и молились об избавлении святого узника, освобожденный апостол при глубоком изумлении и среди порывов неудержимой радости рассказал им о том, как Господь вывел его из темницы (). Спустя почти 25 лет после этого события, именно в царствование Нерона, апостол Петр как ревностный проповедник веры Христовой в Риме, особенно же за обращение в двух любимейших жен этого царя, был схвачен и заключен в Мамертинскую темницу, при чем на выю {b} первоверховного была возложена тяжелая верига. Провидению угодно было, чтобы тогда здесь же он, по суду римской власти, увенчал свою святую и многотрудную жизнь мученической кончиной (29 июня 68 года {c} по Рождестве Христовом).

Питая высокое уважение и благоговение к великому апостолу-чудотворцу, благочестивые ученики, без сомнения, не могли не дорожить теми или другими предметами, имевшими такое или иное отношение к нему, и не замедлили приобрести – как великую драгоценность и святыню – вериги или цепи, находившиеся на теле страдальца Христова. Если апостол Петр обладал таким обилием благодати Божией, что, по сказанию дееписателя {d}, выносили больных на улицы и полагали их тут на постелях и кроватях для того, чтобы хотя тень мимо проходящего Петра осенила кого-либо из них (), ибо от нее исходила сила целебная (подобно тому, как прикосновение к одежде Иисуса Христа сопровождалось исцелением болезни прикоснувшихся: и др[угие]), то, без сомнения, христиане имели великую веру в чудодейственную силу вериг Петровых и действительно получали от них многоразличные исцеления, как от платков и полотенец, бывших на теле апостола Павла (). Отсюда понятно, что вериги первоверховного апостола-мученика всегда привлекали к себе благоговение его чтителей, были в великом почтении первенствующей Церкви Христовой и с подобающим уважением сохраняемы были и передаваемы верующими преемственно от одного к другому как священный памятник, как наследственная святыня Церкви. Однако краткие известия сохранились о судьбе вериг, возложенных на святого Петра в иерусалимской темнице и впоследствии в римской. Иерусалимские вериги со временем поступили в сокровищницу храма Воскресения Христова. Когда же по благочестивому обету прибыла в Иерусалим для поклонения святым местам императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего (408–450 годы), тогдашний иерусалимский патриарх Ювеналий, в уважение благочестия ее и по вниманию к многим драгоценным ее пожертвованиям для этой церкви, поднес ей в дар между другими духовными сокровищами и чудотворные вериги апостола Петра. Считая величайшим приобретением оковы его, царица Греции с благоговением перенесла их в Царьград и одну из них в 439 году (по Баронию {е}) положила в храме во имя апостола Петра близ Софии. Другую веригу она тогда же послала в дар дочери своей Евдоксии, супруге римского императора Валентиниана (423–460 годы); последняя соорудила в Риме храм в честь вериг святого узника и в нем положила подаренную ей святыню. О первой вериге свидетельствует русский паломник Антоний в 1200 году, говоря: «У святого Петра, прилежащего к Софии, висело Петровых вериг железо вковано в золотую икону; на праздник же Петровых вериг целует патриарх и все люди». К этой же вериге следует относить выражение месяцеслова Василия и других: «Поклонение веризе», то есть одной, ибо другая была в Риме, и одна верига изображена в его месяцеслове. Между прочим, о части иерусалимских вериг апостола Петра, сохранявшихся в Риме, святой в VI веке писал к Динамию патрицию: «Послал я к тебе в благословение от первоверховного апостола небольшой крест с частицами вериг апостола, дабы вериги сии, недолго державшие его в узах, освободили тебя навсегда от грехов» (письмо 1-е). Некогда в Риме обретены были и те вериги святого Петра, в которых он заключен был здесь по повелению императора Нерона пред , и тогда они поступили также в апостольский храм для хранения вместе с веригой иерусалимской, присланной из Константинополя. В настоящее время в Риме Петровых вериг имеется две и они сохраняются в ризнице Евдоксиевой базилики. Для поклонения этой святыне паломники каждый раз должны испрашивать особое разрешение папы с уплатой определенной канцелярской пошлины. При входе в ризницу внимание поклонника привлекает прежде всего мраморная стена, в средину которой вделан шкаф с двустворчатыми бронзовыми дверцами, украшенными снаружи резными изображениями. Облачившись в епитрахиль и затеплив свечи пред иконами, ризничий отворяет дверцы шкафа, имеющие на обратной стороне надпись: «Растерзал еси, Господи, узы моя» () {f}. Затем, открывши находящийся в шкафу ковчежец с честными веригами апостола Петра, ризничий по прочтении с коленопреклонением некоторых молитв дает богомольцам приложиться к веригам.

Церковь Христова, по высокому уважению к трудам, подвигам и страданиям святого славного Петра посвящая воспоминанию и прославлению его несколько дней в году, между прочим совершает память и поклонение честным веригам его. Торжество поклонения им началось на Востоке и Западе почти в одно время. Римский праздник вериг восходит к временам папы Александра (109–119 годы), именно в память вериг апостола Петра в римской темнице; впоследствии этот праздник обновлен перенесением вериги из Иерусалима. Папа Сикст III (432–440 годы) установил повсеместно праздник поклонения веригам, который у западных христиан совершается 1 августа, у восточных же 16 января; вероятно, это дни принесения вериг на место или освящения храмов, воздвигнутых по случаю принесения их. О празднестве в честь Петровых вериг в Константинопольской Церкви имеется свидетельство паломника Антония. В древних русских летописях (Новгородская первая летопись в Полном собрании [русских] летописей, том 3) 16[-й] день января называется днем спадения вериг, ибо, по свидетельству Писания, узы спадоша с Петра (). Святая Православная в день празднества поклонения честным веригам святого апостола представляет их особенному вниманию христиан – для благочестивого воспоминания о носившем их – и призывает верующих праздновать Петру чудесе честныя вериги (кондак, глас 2) {g}, верою поклоняться им (тропарь, глас 4) и целовать их: верою вериги облобызаем твоя, от нихже почерпающе здравие телесе и души спасение (стихира на Господи воззвах, [на] 6), приглашает возводить мысленные очи чад своих к самому апостолу для прославления: верховнаго и перваго апостолов, истины Божественнаго ученика, Петра великаго восхвалим и того верою целуем вериги, прегрешений разрешение приемлюще (кондак, глас 2). На литургии положено чтение Апостола о веригах, возложенных на святого Петра в Иерусалиме (), Евангелием же церковь благовествует о восстановлении Петра в звании апостола и предвозвещении ему мученической кончины ().

{Примечания редактора – в тексте выделены фигурными скобками:}

а. Видимо, опечатка: по происхождению он был идумеем.

b. То есть шею.

c. Согласно церковному преданию, святые апостолы Петр и Павел приняли мученическую кончину 29 июня 67 года.

d. То есть писателя Деяний апостольских.

е. Цезарь Бароний (1538–1607) – католический историк, кардинал.

g. В богослужебном тексте: … праздновати, Петре, чудеси твоея честныя вериги…

Иисус Христос, сын Божий, при жизни своей на земле имел несколько образных имен: Мессия, Спаситель, Учитель. Последним он обзавелся не только потому, что проповедовал людям христианское вероучение, но и по причине окружения себя учениками. Их было 12, и назвали этих благочестивых мужей апостолами. Один из учеников Иисуса – Петр – интересен тем, что церковь чествует не только его память, как святого: 29 января в христианском мире отмечают праздник, посвященный веригам святого и всехвального апостола Петра.


Происхождение вериг

Вериги святого и всехвального апостола Петра – не что иное, как тюремные кандалы, которыми был скован праведник. В период гонений на Иерусалимскую церковь ученика Спасителя бросили в темницу за его проповедническую деятельность. То был приказ царя иудейского Ирода Агриппы. Заключенного, как уже упоминалось выше, сковали железными цепями – веригами. Над ним нечестивцы собирались совершить суд. Но Бог спас своего ученика. Он послал к апостолу Ангела, который пробудил святого ото сна и освободил из заточения. От прикосновения посланника Господня к цепям последние сами собой упали с рук Петра. Апостол, покинув тюрьму, сразу же отправился в дальние страны, продолжив нести в массы слово Божие.

По преданию, вериги апостола Петра – не единственные цепи, побывавшие на руках святого. Апостола Петра заковали в кандалы вторично в Риме, в эпоху правления Нерона. На этот раз освобождение к святому Петру пришло в виде мученической смерти на кресте за веру Иисусову.

История вериг апостола Петра

Иерусалимские вериги апостола Петра сохранили его ученики как христианскую святыню. Цепям поклонялись в большом количестве верующие, в результате чего получали исцеление от различных болезней. Такой же эффект давали полотенца и платки, побывавшие на теле святого Петра, а еще они изгоняли бесов. Подобное действие оказывали и римские вериги.

Интересный факт: святые цепи передавались из поколения в поколение. Каждые последующие наследники реликвии относились к честным веригам апостола Петра с неизменным уважением и благоговением. Таким образом, святыня оказалась у иерусалимского патриарха Ювеналия. Он же преподнес их в подарок супруге царя Феодосия Младшего – царице Евдокии.


Одна из святых цепей подвижника по воле вышеназванной венценосной особы оказалась впоследствии в храме святого апостола Петра, входившего в состав Великого Софийского собора. Вторая же верига этой же личностью была отправлена в Рим дочери Евдокии – Евдоксии, являвшейся женой императора. Принявшая от родительницы драгоценный подарок положила святую цепь в возведенной на Эксквилийской горе храма святого Петра вместе с найденной в Столице Мира честной веригой. При этом произошло истинное чудо: обе цепи – Иерусалимская и Римская – соединились, как по волшебству.


Местонахождение вериг

«Праздник цепей» - именно так нарекли римляне торжества, устраиваемые в честь поклонения волшебным веригам святого апостола Петра, исцеляющим вот уже много столетий болезни телесные и душевные. Храм, где в настоящее время покоятся святые цепи подвижника, называется по-итальянски Сан-Пьетро-ин-Винколи (в переводе означает «Святой Петр в оковах»). Его нетрудно отыскать туристу: церковь располагается на холме Эксквилил, как уже упоминалось, на одноименной с храмом площади, к северу от знаменитого Колизея .

Честные вериги апостола Петра находятся в специальном, абсолютно прозрачном ковчеге. Ларец этот в свою очередь стоит внутри главного престола, лицевой стороной обращенного к пастве и расположенного в центре храма на возвышении. Непосредственно под престолом оборудован нижний предел. Престол же последнего примыкает к стойке главного престола. Подводя итог, можно сказать, что ковчег, в котором хранятся честные вериги святого апостола Петра, расположены в пространстве между престолом нижнего предела и верхней доской главного престола. Сюда может зайти каждый желающий поклониться святым цепям подвижника – ему просто придется спуститься в нижний предел.

Спуск этот начинается из центральной части храма. Честные вериги апостола Петра видны прихожанину, когда бронзовые дверцы передней боковой стороны верхнего предела растворены.

Непосредственно приложиться к реликвии в любое удобное для прихожан время возможности, увы, нет – ее можно лишь увидеть. Прикоснуться же к святыне разрешено исключительно в период с 1 по 8 августа нового стиля: вериги апостола водружают на главный престол и, таким образом, открывают доступ к ним пастве.


В церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи хранится помимо честных вериг апостола Петра еще немало святынь. Среди них – фрагменты креста, на котором был распят ученик Иисуса. Части вериг святого Петра находятся также в Германии, городе Трире, точнее – в ризнице местного кафедрального храма, возраст которого насчитывает без малого 9 веков.

Сведения о празднике

Итак, уже во II в. н.э. в Риме отмечали религиозную дату 29 января, посвященную чествованию святых вериг апостола Петра. Сначала хвалебные богослужения совершались в память Мамертинской цепи, изначально находившейся в Столице Мира. Но в V веке начали чествовать сразу две вериги, так как именно в этот период в империю прибыла Иерусалимская святыня.

В народе издавна существовали свои ассоциации с праздником 29 января. День поклонения честным веригам апостола Петра совпадал с важным сельскохозяйственным сроком. 16 января по старому стилю крестьяне производили плановый осмотр запасов зерна и кормов для скота. При этом замечали, что обнаруживается в результате – недостаток или излишек. Если имел место быть первый, скорбели, так как сие означало грядущий неурожайный год. Ну, а если второй, радовались – впереди ожидался богатый, плодотворный период. Верующие люди в день поклонения честным веригам подвижника непременно шли в церковь и заказывали святому Петру молебны с целью обеспечения в будущем урожая.

Кроме того, русские крестьяне называли День поклонения святым цепям апостола «Полукорма». С данным назначением религиозного праздника 29 января также было связано множество примет.

Например, в этот день прослушивали амбары. Прикладывали ухо к зерну и замечали: если слышался гул – это к ненастному лету, тишина – к солнечному и спокойному. На жито клали сделанный из сломанной пополам лучины крест – «ставили» защиту от нечистой силы.

Интересные обычаи, связанные с праздником поклонения веригам апостола Петра, существовали и у сербов. Дата 16 января соотносилась у данного народа с «волчьим днем» и носила название «Верижаци». Сербы в этот день не пользовались инструментами и не выполняли работ, подразумевавших осуществление таких процессов, как ткачество, резка, прокалывание, шитье. Предметы, так или иначе походившие на волчьи клыки, народ прятал подальше. Делалось это с целью оградить себя и жилище свое от нападения грозных хищников.

У малороссов (уроженцев Украины) тоже были свои приметы. Так, они верили, что 16 января является по своей сути «перевалом зимы», ведь с данного момента лед на реках начинал истончаться и, как следствие, ломаться, обнажая воду. Существовала даже поговорка: «На Петра вериги, трутся криги». Слово «криги» как раз-таки означало «льдины».