Отец феодосий киево печерская лавра. Значение феодосий печерский в краткой биографической энциклопедии. Поучение о терпении и смирении

Отец феодосий киево печерская лавра. Значение феодосий печерский в краткой биографической энциклопедии. Поучение о терпении и смирении
Отец феодосий киево печерская лавра. Значение феодосий печерский в краткой биографической энциклопедии. Поучение о терпении и смирении

ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

Феодосий Печерский - преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Родился в Василеве (ныне уездный город Васильков, в 35 верстах от Киева) и происходил из родовитой семьи. Ни имя Феодосия (мирское), ни год рождения неизвестны; последнее приблизительно относят в 1036 г. Юные годы Феодосия протекли в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители: отец Феодосия был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-летнего возраста, он стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись из книг и рассказов с жизнью великих подвижников монашества, Феодосий принял твердое намерение подражать им. 14 лет Феодосий лишился отца, и это так подействовало на него, что он решился приступить к исполнению своей заветной мечты - отречься от мира. Противодействие аскетическим наклонностям юноши шло со стороны матери: она очень любила своего сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижнической жизни и всеми мерами старалась отклонить его от этого. Феодосий решился оставить дом матери и, увлеченный рассказами странников о святых местах Палестины, ушел с ними из дома. Попытка пройти со странниками в Иерусалим была неудачна: настигнутый матерью, он, избитый и связанный, был возвращен домой; чтобы он опять не бежал, мать одела ему на ноги оковы и сняла их только тогда, когда он дал слово не бегать из дома. Но эти притеснения только усиливали аскетические стремления юноши. Тайно от матери Феодосий начал носить вериги, но она заметила это и сорвала с него цепи. Феодосий бежал в Киев, где Антонием был принят и пострижен. Тогда же дано было ему имя Феодосий; это случилось около 1056 - 57 годов. Высокие духовные подвиги преподобного Феодосия настолько выдвинули его из ряда других братий, что, по удалении игумена Варлаама, Антоний назначил игуменом Феодосия, несмотря на то, что ему было не более 26 лет. С самого же начала своего игуменства он принялся за устроение монастыря. Чисто братий с 20 человек возросло до 100, и вследствие этого явилась необходимость введения строго определенного устава. По просьбе Феодосия ему был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря, который и был положен в основание жизни в Печерской обители. Устав предписывал полное и строжайшее общинножитие; иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах. Феодосий к себе было строже, чем к другим; помимо общего подвига, он подвергал себя крайне аскетическим испытаниям и упражнениям воли. Еще юношей он стал носить вериги. Бояре и князья были особенно расположены к преподобному. Влияние преподобного Феодосия на них было очень благотворно. Время монашества Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Феодосий пользовался уважением великого князя Изяслава, который любил благочестивую беседу с преподобным. Феодосий не оставался пассивным зрителем отнятия Святославом киевского стола у его старшего брата Изяслава и изгнания последнего. Феодосий выступает против насилия с целым рядом обличений; писал также обличительные "эпистолии" к Святославу. Заботясь о внутреннем устройстве своего монастыря, Феодосий много сделал и для внешнего его благоустроения. Через 11 или 12 лет игуменства Феодосий, вследствие умножения братии и скудости прежних монастырских зданий, решился построить новый, обширнейший монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преподобного Антония. На этом месте заложена была великая каменная церковь (1073). 3-го мая 1074 г. Феодосий скончался. Преподобный Феодосий погребен был в той пещере, в которой под руководством Антония, начал свои подвиги. Открытие мощей преподобного Феодосия последовало в 1091 г. Память празднуется 3 мая и 14 августа. В 1089 г. церковь, заложенная преподобным Феодосием, была освящена, и к ней переведен был монастырь; прежний пещерный монастырь сделался теперь усыпальницей для погребения умерших. Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием. Киево-Печерская обитель сделалась образцом для всех других обителей. Преподобный Феодосий оставил пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе - о терпении и любви, третье - о терпении и милостыне, четвертое - о смирении, пятое - о хождении к церкви и о молитве), одно к келарию, четыре так называемые отрывка поучений к инокам и мирянам, два поучения к народу "о казнях Божьих" и "тропарных чашах", два послания к великому князю Изяславу ["о вере крестьянской и латыньской" и "заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу"] и две молитвы (одна - "за вся христианы", другая - написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так называемая разрешительная молитва). Из поучений к инокам мы узнаем темные стороны тогдашней монастырской жизни, о которых не говорят ни Нестор, ни печерский Патерик, занимавшийся исключительно прославлением знаменитой лавры. Феодосий обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келии, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных и бедных. Два поучения Феодосия обращены ко всему народу: одно "о казнях Божиих" за грехи - замечательно изображенным остатком языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства. Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пятницу решается согласно с Студийским уставом; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках. В историческом отношении поучения преподобного Феодосия имеют большое значение для характеристики нравов того времени. Литературные произведения Феодосия Печерского сделались известными не особенно давно; подлинность некоторых поучений его подлежит сильному сомнению; так например, новейшие научные исследования считают два поучения - "о казнях божьих" и "о тропарных чашах" - не принадлежащими Феодосию. Литература. Житие Феодосия описано Нестором летописцем (перевод на современный язык преподобным Филаретом в "Записках Академии Наук", 2 отделение, книга II, выпуск 3, 1856). См. профессор Голубинский "История русской церкви" (1901), преподобный Макарий "История русской церкви" (1868); М. Погодин "Святой Игумен Феодосий" ("Москвитянин", 1850, книга 23); академик С. Шевырев "История русской словесности" (СПб., 1887, издание II, часть II); Н.И. Петров "Источники поучения преподобного Феодосия Печерского о казнях божиих" (в "Трудах Киевской Духовной Академии" за 1887 г., том II - "Археологические заметки"); Н.К. Н. (Никольский), "Памятники древнерусской учительной литературы" (1894, выпуск 1); В.А. Чаговец "Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения" (1901); епископ выборгский Антоний "Из истории христианской проповеди" (1892); профессор Максимович "Лекции по истории древнерусской словесности" (1839, книга I); Ал. Востоков "Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума", ¦ CCCCVI; Яковлев "Памятники древнерусской письменности XII - XIII веков"; митрополит Евгений "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской церкви" (СПб., 1827, издание II, том II); рукописные сборники Киево-Печерской лавры, ¦ 47 и 48.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий Печерский (ок. 1036 - 1074), игумен, преподобный. Основатель общежительного монастырского устава и …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Род. в Василеве (ныне уездн. гор. Васильков, в 35 верстах …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    ? преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Род. в Василеве (ныне уездный город Васильков, в 35 …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    . преподобный (ок. 1036 1091 гг.)- русский святой, один из основателей Киево-Печерской лавры, учредитель монашеского общежития в русских монастырях. Принял …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ок. 1030 - 1074) древнерусский писатель, игумен Киево-Печерского монастыря с 1062; первым ввел на Руси монастырский (Студитский) устав. Влиятельный политический …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    Печерский (около 1008, Василев, ныне г. Васильков Киевской области, v 3.5.1074, Киево-Печерский монастырь), древнерусский церковный писатель. С 1057 игумен Киево-Печерского …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Энциклопедическом словарике:
    (около 1036 - 1074), древнерусский церковно-политический деятель, игумен Киево-Печерского монастыря (с 1062), один из его основателей и руководителей постройки святой …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    Феод`осий …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Орфографическом словаре:
    феод`осий …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    (ок. 1030 - 1074), древнерусский писатель, игумен Киево-Печерского монастыря с 1062; первым ввел на Руси монастырский (Студитский) устав. Влиятельный политический …
  • ФЕОДОСИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • ФЕОДОСИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (около 1470 v начало 16 в.), русский живописец. Сын Дионисия, к творческой манере которого был близок в собственных работах. …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Андрей — псевдоним П. И. Мельникова …
  • ФЕОДОСИЙ
    ФЕОД́ОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (ок. 1036-1074), один из основателей и игумен Киево-Печерского мон. (с 1062), писатель. Первым ввёл на Руси общежительный монастырский …
  • ФЕОДОСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОД́ОСИЙ КОСОЙ, еретик, монах Кирилло-Белозерского мон., из беглых холопов. С 1551 распространял "Новое учение". Отвергал офиц. церковь, осн. догматы, обряды …
  • ФЕОДОСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОД́ОСИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 424-529), христ. монах, архимандрит Палестинского монашества, один из основателей общежительного …
  • ФЕОДОСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОД́ОСИЙ I, или Великий (Theodosius) (ок. 346-395), рим. император с 379. В 380 утвердил господство ортодоксального христ-ва, преследовал ариан и …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЕЧ́ЕРСКИЙ А., см. Мельников П. …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Андрей? псевдоним П. И. Мельникова …
  • ФЕОДОСИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    печ`ерский (к Печ`ерск, К`иево-Печ`ерская л`авра); но: Феод`осий …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    печерский (к Печерск, Киево-Печерская лавра); но: Феодосий …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Орфографическом словаре:
    печ`ерский (к печ`ерск, к`иево-печ`ерская л`авра); но: феод`осий …
  • ФЕОДОСИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Угличский (ум. 1609), преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    А., см Мельников П. …
  • ФЕОДОСИЙ ГРЕК в Краткой биографической энциклопедии:
    Феодосий Грек - игумен Киево-Печерского монастыря (1142 - 1156), автор нескольких полемических и учительных произведений; до последнего времени обыкновенно смешивался …
  • ФЕОФИЛ ПЕЧЕРСКИЙ, ЗАТВОРНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофил Печерский (XII - XIII вв.), затворник, преподобный. Память 24 октября, в …
  • ФЕОФИЛ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофил Печерский, имя ряда Киево-Печерских святых: В Ближних Пещерах: Прп. Феофил Слезоточивый (XI …
  • ФЕОДОСИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Полоницкий-Углицкий) (+ 1696), архиепископ Черниговский, святитель. Память 5 февраля, 9 сентября …
  • ФЕОДОСИЙ ТОТЕМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Суморин), Тотемский (ок. 1530 - 1568), преподобный. Память 28 января. Родился в …
  • ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ, КИНОВИАРХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий Великий (ок. 424 - 529), киновиарх (основатель общежития монахов), преподобный. Память 11 января …
  • ФЕОДОСИЙ I ВЕЛИКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Феодосий I Великий (около …
  • ФЕОДОСИЙ (ШИБАЛИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Шибалич) (род. 1963), епископ Липлянский, викарий Рашско-Призренской епархии. В миру Живко Шибалич, …
  • ФЕОДОСИЙ (ХАРИТОНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Харитонов) (+ 1607), архиепископ Астраханский и Терский, святитель (местночт.). В миру Феодот, сын …
  • ФЕОДОСИЙ (НАГАСИМА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Нагасима) (1935 - 1999), архиепископ Токийский, митрополит всея Японии. В миру …
  • ФЕОДОСИЙ (ЛАЗОР) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Лазор) (род. 1933), митрополит, б. предстоятель Православной Церкви в Америке, архиепископ Вашингтонский …
  • ФЕОДОСИЙ (ГАНИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Ганицкий) (1860 - 1937), епископ Коломенский и Бронницкий, священноисповедник. Память …
  • ФЕОДОСИЙ (ВАЩИНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Ващинский) (1876 - 1937), епископ. В миру Димитрий Васильевич Ващинский. В большинстве …
  • ФЕОДОСИЙ (БЫВАЛЬЦЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Бывальцев) (+ 1475), митрополит Московский и всея Руси, духовный писатель. В 1453 году …
  • ФЕОДОР ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодор Печерский, имя ряда Киево-Печерских святых: В Ближних Пещерах: Прмч. Феодор Печерский (+ 1098 …
  • ТИТ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тит Печерский Прп. Тит, пресвитер Печерский, в Ближних пещерах (1190). Прп. Тит Печерский …
  • СИСОЙ ПЕЧЕРСКИЙ, СХИМНИК в Православной энциклопедии Древо.

Киев называют «матерью городов русских». Это ни у кого из нас не вызывает удивления, ведь именно он когда-то являлся столицей великой страны под названием Русь - непобедимой державы, которая распалась впоследствии на Россию, Беларусь и Украину. Жемчужиной Киева по праву считается Киево-Печерская Лавра, славящаяся множеством вырытых в свое время ее монахами подземных пещер и давшая миру имена бессметного числа сильных православных святых. Одним из основателей обители был преподобный Феодосий Печерский. Это выдающийся избранник Господень. День памяти Феодосия Печерского церковь отмечает ежегодно 16 мая.


Житие Феодосия Печерского

В день памяти преподобного давайте остановимся на житие Феодосия Печерского.

Преподобный Феодосий Печерский родился в XI веке недалеко от Киева, в местечке Васильково или иначе - Василеве. Однако ранние годы жизни святого и отрочество прошло в Курске, куда вскоре после появления на свет младенца переехали родители подвижника благочестия. Будучи еще совсем крохой, преподобный Феодосий уже резко отличался от своих сверстников. Мальчик прохладно относился к ребяческим играм и веселью, предпочитая забавам созерцание и размышления. Он с удовольствие ходил в храм и делал это ежедневно. Феодосию нравилось слушать Священное Писание, а, начав обучаться грамоте, ребенок быстро освоил азы чтения и стал уже самостоятельно познавать истину богословских трудов.


Преподобный рано остался без отца: по одним данным в 13, по другим - в 14 лет. С тех пор мать воспитывала сына в одиночку. Надо сказать, она была женщиной достаточно строгой и властной, однако единственного ребенка своего просто обожала. Поэтому, естественно, матери преподобного совершенно не понравилось то, что Феодосий после смерти отца стал вести себя в отчем доме подобно слуге: одевался в простые, грубые одежды, выполнял тяжелую работу. Но поделать она ничего не могла.

Шло время, избранник Божий рос и мужал. Идея же о ведении подвижнического образа жизни не только не засыпала, но еще более укреплялась в голове юноши. Однажды ему остро захотелось посетить как паломнику Святую Землю. Об исполнении своего желания Феодосий дни и ночи стал просить Всевышнего. Господь скоро услышал молитвы отрока: внезапно в Курск нагрянули странники, шедшие как раз-таки в Иерусалим. Будущий святой присоединился к ним и ушел из дома, ничего никому не сказав. Когда мать обнаружила пропажу сына, она все силы бросила на его поиски. В результате Феодосий был возвращен домой и жестоко телесно наказан за свой поступок, а после посажен под замок. Правда, продолжалось сие недолго: женщина простила сына и сняла запрет на свободу.


Феодосий не стал унывать из-за того, что желание его так и не осуществилось. Он начал трудиться на благо церкви: печь просфоры для храма. Причем юноша еще и сам покупал пшеницу и молол зерно в муку. Лишние просфоры молодой человек раздавал нищим. Всем этим он вызывал насмешки ровесников, но не обращал на них внимания. В мать же святого будто бес вселился. Она запретила сыну заниматься богоугодным делом, подвергая то и дело наказаниям за ослушание. Преподобный не выдержал однажды и сбежал в город близ Курска, где жил знакомый пресвитер, но быстро был возвращен властной женщиной домой.

Кротость и стремление к подвижничеству святого Феодосия привлекли внимание к его персоне правителя Курска. Тот стал жаловать избраннику Божию богатые наряды, которые преподобный не носил сам, раздаривая обездоленным. Феодосий предпочитал ходить в простой одежде, а однажды надел на себя железный пояс для борьбы со страстями. Тело святого от этого истекало кровью, но с целью укрепления духа преподобный терпеливо переносил добровольные мучения.

Киев: новая жизнь

До двадцатитрехлетнего возраста прожил преподобный Феодосий Печерский в отчем доме. После юноша вновь, как уже было в прошлом, тайно покинул его, но на этот раз навсегда. Молодой человек отправился в Киев, где хотел принять монашеский постриг. По прибытии на место будущий святой явился к самому преподобному Антонию. Тот с радостью принял юношу, потому как увидел в Феодосие богоизбранность. Желание последнего сбылось в 1032 году. В монахи его постриг ученик преподобного Антония - Никон. С этого момента началась еще более тяжелая жизнь святого. Он усердно исполнял монашеские подвиги, руководимый преподобным Антонием. Ночи юноши проходили в молитвах, днем Феодосий занимался рукоделием. Молодой инок постоянно постился, воспитывая в себе смирение.


А что же мать святого? Неужели она смирилась с побегом сына? Нет, конечно, женщина отправилась сама на поиски юноши. И нашла она своего ребенка в Киеве, в обители, где тот пребывал. Женщина начала увещевать Феодосия, уговаривать вернуться в родительский дом, обещая не чинить ему отныне никаких препятствий. Преподобный же в ответ обратился к матери с просьбой остаться в Киеве и принять монашеский постриг. Ему стоило больших трудов убедить своевольную женщину в разумности такого решения. В итоге же мать преподобного стала монахиней Киевского Никольского монастыря, там же отошла ко Господу в свое время.


Но вернемся к Феодосию. В 1054 году святого посвятили в сан иеромонаха. Теперь он мог совершать Божественную Литургию, что делал с должным усердием, являясь примером для братии. При этом, преподобный Феодосий Печерский продолжал выполнять другие работы, входившие в обязанности иноков, не гнушаясь даже самым тяжелым трудом. Спустя 3 года святой по просьбе монахов был поставлен игуменом обители. Но и этот статус никак не повлиял на кротость и трудолюбие преподобного. Количество братии в обители в момент управления монастырем Феодосием увеличилось значительно. Уже не было места в пещерных келиях для подвижников. Тогда преподобный Антоний благословил иноков соорудить келии в близлежащей горе, которую по его просьбе даровал князь Изяслав. Там же появилась деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Монахи с радостью устроились на новом месте. Как вы уже, наверное, догадались, возникшая обитель являлась знаменитой Киево-Печерской Лаврой. Стараниями преподобного Феодосия здесь впервые за всю историю Руси был введен Устав Студийского монастыря, что располагался в столице Византии - Константинополе.


Управляя Киево-Печерской Лаврой, святой проявил себя в полной мере милосердным и одновременно справедливым, строгим настоятелем. Феодосий построил близ обители дом для нищих и обездоленных. Десятая часть доходов монастыря уходила на обеспечение его населяющих. Заботился преподобный и о заключенных в тюрьмах, посылая каждую неделю, по субботам, в темницы воз хлеба. Братия также никогда ни в чем не нуждалась. И объяснялось это, главным образом, усердными молитвами настоятеля Лавры.


Основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме.


Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига.

На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе.

В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый.

Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его.

Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: “Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу”. Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии.

Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров.

Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа.

Вконтакте

Читается за 15 минут

Благочестивые родители святого Феодосия жили в городе Васильеве. Когда у них родился сын, на восьмой день ему дали имя, на сороковой - окрестили. Потом родители блаженного переехали в город Курск.

Мальчик рос, каждый день ходил в церковь, избегал детских игр, а одежда его была ветхой и в заплатах. Феодосия, по его просьбе, отдали учителю. Отрок учился божественным книгам и достиг в этом больших успехов.

Феодосию было тринадцать лет, когда умер его отец. Отрок в это время стал ещё усерднее к труду и вместе со своими рабами трудился в поле. Матери такое поведение представлялось позором, и она нередко била сына. Мать хотела, чтобы Феодосий одевался почище и играл со сверстниками.

Услышав о святых местах, Феодосий молился Богу о том, чтобы посетить их. В его город пришли странники, направлявшиеся на Святую землю. Они пообещали взять юношу с собой. Ночью Феодосии тайком вышел из дому и пошёл вслед за странниками. Но Бог не хотел, чтобы Феодосии покинул свою страну.

Спустя три дня мать Феодосия узнала, что сын ушёл с паломниками. Она отправилась в погоню. Нагнав сына, мать избила его, связала, осыпала странников упрёками и повела юношу домой. Через два дня она развязала Феодосия, но велела носить оковы. Когда сын пообещал матери, что больше не убежит, она разрешила снять оковы.

Феодосий снова стал ежедневно ходить в церковь. Часто не было в церкви литургии, потому что никто не пёк просфор. Тогда юноша сам взялся за это дело. Сверстники смеялись над ним, а мать уговаривала прекратить печение просфор. Феодосий так разумно отвечал ей о важности этого дела, что мать на целый год оставила его в покое. А потом вновь стала убеждать сына, то ласкою, то побоями. В отчаянии юноша ушёл в другой город и поселился у священника. Мать же снова нашла его и с побоями привела домой.

Властелин города полюбил Феодосия и подарил ему светлую одежду. Но Феодосий отдал её нищим, а сам оделся в лохмотья. Властелин подарил другую одежду, а юноша снова её отдал, и так повторялось несколько раз.

Феодосий начал носить вериги - опоясал себя железной цепью. Когда он переодевался к празднику, чтобы среди других юношей прислуживать на пиру вельможам, мать заметила эту цепь. Она с гневом и побоями сорвала вериги. А отрок смиренно пошёл прислуживать на пиру.

Юноша стал помышлять о том, как бы постричься в монахи и скрыться от матери. Когда мать Феодосия уехала в село, он отправился в Киев. Той же дорогой шли купцы, и Феодосий тайком следовал за ними. Через три недели юноша прибыл в Киев. Он обошёл все монастыри, но нигде его не принимали, видя бедную одежду.

Тогда Феодосий услышал о блаженном Антонии, живущем в пещере, и поспешил к нему. Антоний, испытывая Феодосия, выразил сомнение в том, что юноша сможет вынести все лишения. Хотя сам Антоний прозорливо видел, что именно Феодосий в будущем устроит здесь славный монастырь. Феодосий обещал во всём повиноваться Антонию. Тот разрешил юноше остаться. Священник Никон, который тоже жил в этой пещере, постриг Феодосия и облёк его в монашескую одежду.

Посвятив себя Богу, Феодосий проводил дни в трудах, а ночи в молитвах. Антоний и Никон дивились его смирению и твёрдости духа. А мать тем временем искала Феодосия и в своём городе, и в соседних. Она объявила, что каждый, кто принесёт ей сведения о Феодосии, получит награду. Люди, видевшие Феодосия в Киеве, рассказали матери о том, как юноша искал монастырь. Женщина пошла в Киев и обошла все монастыри. Она пришла к пещере Антония. Когда старец Антоний вышел к женщине, она повела с ним пространную беседу, а в конце её упомянула о своём сыне. Антоний велел ей прийти на следующий день, чтобы повидаться с сыном. Но Феодосий, несмотря на уговоры Антония, не хотел видеть мать. Женщина же пришла и стала в гневе кричать на Антония: «Похитил ты сына моего...» Тогда наконец Феодосий вышел к матери. Она обняла сына, заплакала и стала уговаривать вернуться домой, ибо она не могла жить без него. А Феодосий убеждал мать постричься в женском монастыре: тогда он будет видеться с ней каждый день.

Мать сначала не хотела и слышать об этом, но в конце концов поддалась уговорам сына. Она постриглась в женском монастыре святого Николы, прожила много лет в покаянии и скончалась. Она сама рассказала одному из иноков о жизни Феодосия с детских лет до той поры, когда он пришёл в пещеру.

Сначала в пещере было три инока: Антоний, Никон и Феодосий. К ним часто приходил знатный отрок, сын первого из княжеских бояр, Иоанна. Юноша хотел стать монахом и тоже поселиться в пещере. Однажды он надел богатую одежду, сел на коня и поехал к старцу Антонию. Перед пещерой он сложил одежду, поставил коня в богатом убранстве и отрёкся от богатства. Юноша умолял, чтобы Антоний постриг его. Старец же предупредил юношу об отцовском гневе. Но все же постриг его и назвал Варлаамом.

Потом с тою же просьбою пришёл к пещере скопец, любимый княжеский слуга. Его постригли и нарекли Ефремом. А князь Изяслав разгневался на то, что без его разрешения постригли в монахи скопца и юношу. Князь повелел, чтобы Никон убедил новых монахов идти по домам, угрожая в противном случае засыпать пещеру и заточить иноков.

Тогда черноризцы собрались уходить в другую землю. А жена Изяслава стала говорить мужу, что уход монахов грозит земле бедой. И князь простил иноков, разрешив им вернуться в пещеру.

Но боярин Иоанн, отец постригшегося отрока, пылая гневом, ворвался в пещеру, сорвал с сына монашескую одежду, одел в боярское платье. И поскольку юноша Варлаам сопротивлялся, отец велел связать ему руки и вести через город. Сын же по дороге сорвал с себя богатую одежду.

Дома Варлаам не желал вкушать еду. Жена пыталась прельстить его, но он лишь молился и неподвижно сидел на своём месте три дня. Тогда отец сжалился над сыном и разрешил ему вернуться к монашеской жизни.

С той поры многие приходили к святым отцам Антонию и Феодосию, многие становились чернецами. А Никон ушёл из пещеры и поселился на острове Тмутороканском. Ефрем-скопец стал жить в одном из монастырей Константинополя, а другой монах, в прошлом боярин, - на острове, который потом назвали Бояров.

Феодосий стал священником. В то время было уже пятнадцать человек братии, игуменом же был Варлаам. Антоний, любя уединение, выкопал пещеру на другом холме и жил в ней, никуда не выходя. Когда Варлаама перевели игуменом в монастырь св. Дмитрия, новым игуменом стал Феодосий. Число братии увеличивалось, им не хватало места в пещере. Тогда Феодосий недалеко от пещеры построил церковь во имя Богородицы, множество келий и обнёс это место стеной.

Феодосий послал одного инока в Константинополь, к Ефрему-скопцу. Тот переписал для него устав Студийского монастыря, и Феодосий в своём монастыре всё устроил по этому образцу.

Во время Великого поста Феодосий затворялся в своей пещере. Здесь много раз ему вредили бесы, но святой прогонял их молитвой. Ещё злые духи пакостили в доме, где братия пекла хлебы. Феодосий отправился в пекарню и в молитве провёл там целую ночь. После этого бесы не смели там появляться. По вечерам Феодосий обходил все монашеские кельи: не занят ли кто пустой беседой? А наутро наставлял провинившихся.

Князья и бояре часто приходили в монастырь, исповедовались святому. Они приносили богатые дары. Но особенно любил святого Феодосия князь Изяслав. Однажды князь приехал в монастырь в полуденные часы, когда было велено никого не пускать. Привратник не пустил князя, но пошёл доложить игумену. Изяслав же дожидался у ворот. Тогда вышел сам игумен и принял его.

Варлаам отправился в Иерусалим. На обратном пути он заболел и скончался. Тело его было погребено в монастыре Феодосия. А игуменом монастыря св. Дмитрия стал другой монах из обители Феодосия - Исайя. Никон же вернулся в монастырь к Феодосию. Игумен почитал его как отца.

Феодосий не гнушался никакой работой: сам помогал месить тесто, выпекать хлебы. Он носил воду и колол дрова. На работу и в церковь он приходил раньше других и уходил позже других. Спал он сидя и носил убогую власяницу.

Однажды Феодосий пришёл к князю Изяславу и задержался допоздна. Князь приказал отвезти Феодосия обратно в телеге, чтобы он по дороге поспал. Возница, глядя на одежду Феодосия, подумал, что это бедный монах. Он попросил Феодосия, чтобы тот сел на лошадь, а сам лёг в телегу и заснул. На рассвете игумен разбудил его. Возница, проснувшись, с ужасом увидел, что перед Феодосием все кланяются. Приехав в монастырь, игумен повелел накормить возницу. Об этом случае рассказал братии сам возница.

Феодосий учил всех монахов смирению и борьбе со злыми духами. Одному из иноков, Илариону, каждую ночь не давали покоя бесы. Он хотел перейти в другую келью, но святой Феодосий не разрешал. Когда Иларион изнемог, Феодосий перекрестил его и пообещал, что бесы больше не появятся. Так и случилось.

В один из вечеров к Феодосию вошёл эконом и сказал, что еды для братии купить не на что. Но Феодосий посоветовал ему не заботиться о завтрашнем дне. Эконом через некоторое время вновь зашёл и заговорил о том же, а игумен отвечал так же. Когда эконом вышел, перед святым Феодосием появился некий отрок и дал золота. Тогда игумен позвал эконома, велел ему купить всё нужное. А вратарь позднее говорил, что той ночью в обитель вообще никто не заходил.

Ночами Феодосий молился, но перед другими притворялся, что спит. В монастыре был монах Дамиан, который во всём подражал Феодосию и прославился святой жизнью. На смертном одре он молился, чтобы Бог и на том свете не разлучил его с Феодосием. Тогда ему явился ангел в образе игумена Феодосия и сказал, что просьба Дамиана услышана.

Братии стало больше, и святой Феодосий расширял монастырь. Когда во время строительства была сломана ограда, в обитель пришли разбойники. Они хотели ограбить церковь. Была тёмная ночь. Разбойники подошли к храму и услышали пение. Они думали, что ещё не кончилась служба, а на самом деле в церкви пели ангелы. На протяжении ночи разбойники подходили к церкви несколько раз, но всякий раз видели свет и слышали пение. Тогда злодеи решили напасть на братию во время утренних молитв, перебить всех монахов и захватить церковное богатство.

Но когда они подбежали, храм вознёсся в воздух со всеми бывшими в нём, которые даже ничего не почувствовали. Разбойники, увидев чудо, ужаснулись и вернулись домой. Потом атаман с тремя разбойниками приходили к Феодосию каяться.

Один из бояр князя Изяслава видел такое же чудо: вознёсшуюся церковь, которая у него на глазах опустилась на землю.

Другой боярин, готовясь к сражению, пообещал, что в случае победы он пожертвует в монастырь золото и оклад на икону Богородицы. Потом он забыл об этом обещании, но голос, раздавшийся от иконы Богородицы, напомнил ему. Он же принёс в дар монастырю святое Евангелие, и прозорливый Феодосий узнал об этом раньше, чем боярин показал Евангелие.

Князь Изяслав, обедая в монастыре, удивлялся: отчего монастырская еда гораздо вкуснее, чем дорогие блюда за княжеским столом? Феодосий объяснил, что в монастыре трапеза готовится с молитвой, с благословением, а княжеские слуги делают всё, «ссорясь и подсмеиваясь».

Если игумен находил в монастырских кельях что-либо не положенное по уставу, то бросал это в печь. Иные, не выдерживая строгости устава, уходили из монастыря. Феодосий скорбел и молился о них, пока они не возвращались обратно. Один монах, который часто уходил из монастыря, пришёл и положил перед Феодосием деньги, которые приобрёл своим трудом в миру. Игумен велел всё бросить в огонь. Монах так и сделал и остаток своих дней провёл в монастыре.

Когда были пойманы разбойники, грабившие одно из монастырских сёл, Феодосий приказал развязать и накормить их, а затем, наставив их, отпустил с миром. С тех пор эти злодеи больше не бесчинствовали.

Десятую часть от монастырского имущества Феодосий отдавал нищим. Однажды в обитель пришёл священник из города и попросил вина для литургии. Святой повелел пономарю отдать священнику всё вино, ничего себе не оставив. Тот повиновался не сразу, неохотно, но тем же вечером в монастырь пришли три воза, в которых были корчаги с вином.

Один раз игумен приказал подать к столу принесённые кем-то белые хлебцы. Келарь же отложил их на другой день. Узнав об этом, Феодосий приказал хлебцы бросить в воду, а на келаря наложить епитимью. Так он поступал, когда что-то делалось без благословения. Уже после смерти Феодосия, при игумене Никоне, случилось следующее. Келарь солгал, что у него нет муки для приготовления особых белых хлебцев с мёдом. На самом деле он отложил муку на потом. И когда собрался печь из неё хлеб, то, залив тесто водой, обнаружил осквернившую воду жабу. Пришлось тесто выбросить.

На праздник Успения в монастыре не хватило деревянного масла для лампад. Эконом предложил воспользоваться льняным маслом. Но в сосуде оказалась мёртвая мышь, и масло вылили. Феодосий возложил надежду на Бога, и в тот же день некий человек принёс в обитель корчагу деревянного масла.

Когда в обитель приехал князь Изяслав, игумен приказал готовить ужин для князя. Келарь же сказал, что мёду нет. Феодосий велел посмотреть ему ещё раз. Келарь послушался и нашёл сосуд с мёдом полным.

Однажды Феодосий изгнал бесов из хлева в соседнем селе, как прежде из пекарни. А потом произошло ещё одно чудо с мукою. Старший пекарь сказал, что не осталось муки, но по молитвам святого Феодосия нашёл сусек полным.

Одному человеку было в видении показано то место, куда впоследствии переселилась братия монастыря. Огненная дуга упёрлась одним концом в то место, а другим - в существовавший монастырь. Другие видели ночью крестный ход, шедший к месту будущего монастыря. На самом деле в крестном ходе шли не люди, а ангелы.

Феодосий часто спорил о Христе с евреями, желая обратить их в православие. Молитва игумена защищала монастырские владения от всякого вреда.

В то время два князя пошли войной на Изяслава и изгнали его. Киевским князем стал Святослав. Придя в город, он приглашал Феодосия на пир, но он отказался, а вместо того стал обличать князя в его неправедном поступке с братом, Изяславом. Феодосий написал Святославу обличительное письмо. Тот, прочитав, пришёл в ярость. Многие опасались, что князь заточит Феодосия, и умоляли святого прекратить обличения, но тот не соглашался. Однако князь, хотя и гневался, не посмел причинить зла игумену Феодосию. А тот, видя, что обличением ничего не достиг, оставил Святослава в покое. Узнав, что гнев Феодосия утих, князь приехал к нему в монастырь. Святой поучал князя о братолюбии. А тот возлагал всю вину на брата и не хотел мириться. Но Феодосия он слушалс вниманием. Игумен тоже стал навещать князя. Святослав из уважения к святому прекращал мирскую музыку при появлении Феодосия. Князь всякий раз радовался приходу игумена, но возвратить престол брату не хотел. А в монастыре братия молилась за Изяслава как за князя киевского.

Феодосий задумал переселиться на новое место и создать большую каменную церковь во имя Богородицы. Сам князь Святослав первым начал копать землю для постройки. Святой Феодосий не закончил этого дела при жизни, церковь была завершена при игумене Стефане.

Многие насмехались над ветхой одеждой Феодосия. Многие, увидя его, принимали не за игумена, а за повара. Сам Феодосий иногда смиренно скрывал от приходящих своё имя и в то же время всем помогал: один раз помог женщине, обиженной судьёй.

Святой Феодосий заранее узнал день своей кончины. Он созвал иноков, наставлял их, а потом отпустил и стал молиться. После трёх дней тяжкой болезни он вновь собрал братию и повелел ей избрать нового игумена. Монахи опечалились. Они избрали игуменом церковного регента Стефана, Феодосий благословил его и поставил игуменом. Он назвал день своей кончины - суббота.

Когда же настала суббота, преподобный Феодосий попрощался с плачущей братией. Он повелел, чтобы никто, кроме самих иноков, не хоронил его. Потом святой отпустил всех и с молитвой на устах скончался.

В это время князь Святослав увидел огненный столб над монастырём и догадался, что умер Феодосий. Но больше никто этого не видел. Однако множество людей пришли к монастырю, словно каким-то чудесным образом узнали о смерти святого. Братия за перла ворота и ждала, чтобы народ разошёлся. Пошёл дождь, люди разбежались, и тотчас засияло солнце. Монахи похоронили тело Феодосия в пещере.

Пересказала

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери - женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония , в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха , а в 1057 году избран игуменом . Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосии продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосии спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: "Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу". Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых преподобный Феодосии был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем , учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа.