Возрождение московского армянского культурного центра при посольстве армении в россии (видео). Армянский храмовый комплекс. Особенности устройства армянской церкви

Возрождение московского армянского культурного центра при посольстве армении в россии (видео). Армянский храмовый комплекс. Особенности устройства армянской церкви
Возрождение московского армянского культурного центра при посольстве армении в россии (видео). Армянский храмовый комплекс. Особенности устройства армянской церкви

В 2013 году в Москве завершилось строительство главного духовного центра армян в России — храмового комплекса с самым большим за передами Армении кафедральным храмом Сурб-Хач. Храмовый комплекс находится в городе Москве на пересечении Олимпийского проспекта и улицы Трифоновской.

Несмотря на то, что храм строился в Москве, архитектор Артак Гулян сохранил все традиции армянской архитектуры.

Весь храмовый ансамбль стоит на стилобате (верхняя ступень, которая является основанием для построек), выполненной из гранитных плит, так что к храму придется подниматься по ступеням.

Подняться на территорию храма можно как со стороны ул. Трифоновской, так и с Олимпийского проспекта.

Главные ворота со стороны ул. Трифоновской впечатляют своими размерами.

Подъем со стороны Олимпийского проспекта (с тыльной стороны) более скромный.

Табличка на армянском без перевода.

Особый облицовочный материал — туф. Он легкий, пористый, но в то же время прочный и долговечный. С виду похож на разноцветную плитку, но все эти цвета естественные природные. Этот материал используется в Армении, поскольку там имеются месторождения туфа.

Храм является более, чем классическим — постройки такого типа появились в Армении в IV в. Они представляют собой много-купольные сооружения с крестами, купола в форме пирамид, ориентация постройки с запада на восток.

Размеры главного храма: 50 м. в высоту, 40 м. в длину и 35 м. в ширину, диаметр купола — 21 метр. Храм рассчитан на 1000 прихожан. Над главным входом изображен Иисус.

Как уже можно было заметить, храм очень красиво украшен объемными узорами и ликами святых.




Внутри храм в теплых тонах, много электрических свечей на стенах. Лучи солнца, проникающие через узкие окошки, делают помещение еще теплее и уютнее. Перед алтарной частью стоят скамейки.


Перед храмом большая свободная территория, стоят лавочки, посажены цветы; в Армении так принято, это место для отдыха и важных событий. Здесь уже сыгралась ни одна свадьба!

Что еще есть на территории? Часовня Сурб-Хач (слева) и армянский музей Москвы и культуры наций (прямо). Очень хотелось бы побывать в этом музее.

Наверное, имитация родника.


Еще тут есть административный комплекс, гостевой комплекс, учебно-просветительский комплекс и Резиденция Католикоса (Католикос — наивысший духовный титул) и даже подземная парковка!




Ни один рассказ об армянском культурном центре в Москве не обходится без упоминания Дома Лазаревых, в котором он находится. Вот и мы не станем оригинальничать и немного углубимся в прошлое этого интригующего места. Тем более, что история Дома Лазаревых плотно связана с созданием армянского центра , да и сама по себе крайне любопытная. Это московское место, где идея укрепления армяно-русских связей никогда не теряла своей актуальности.

Самому названию Армянского переулка уже больше двух веков. В давние времена в этом районе Китай-города селилось много армян, была возведена здесь и армянская церковь. А в 1815 году на средства армянской семьи Лазаревых, которым присвоила дворянство сама Екатерина II, в бывшем Столповом переулке построили и учебное заведение для детей из армянских семей. Так его и назвали – «Армянская господ Лазаревых гимназия».

Благородный проект Лазаревых получил большой отклик и славное будущее. Учиться здесь стала не только армянская молодёжь, но и дети из семей самых разных национальностей. Через 12 лет после основания гимназия была преобразована в Лазаревский институт восточных языков, который очень скоро стал одним из самых популярных и известных учебных заведений Москвы. К концу XIX века институт получил и всемирную известность.

О славе Лазаревского института говорит хотя бы то, что в разные годы его посетили, среди прочих, Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Айвазовский, Александр II и даже повелитель древнего Ирана, Его Величество Шах Персидский Наср-Эддин. И всё это время институт неизменно уделял большое внимание не только учебной деятельности, но и активной популяризации армянской культуры и языка.

В 1917 году Лазаревский институт, по понятным причинам, решили реорганизовать. В 1921 на его месте открылся Дом культуры Армении. И он вскоре прославился созданной здесь Студией Армянского драматического театра. Кстати, студенческий театр при Лазаревском институте работал с 1858 года. В те времена активное участие в его жизни принимал студент института Алексеев, в будущем известный как Станиславский.

А в новом веке Станиславский посещал Студию уже как преподаватель. Также здесь читали лекции Брюсов, Вахтангов, Ромм, Рубен Симонов – другой выпускник Лазаревского института. Симонов впоследствии возглавил Студию, сменив на этом посту первого руководителя армянской театральной Студии – Сурена Хачатурова (брат Арама Хачатуряна).

Но историческая чехарда, увы, продолжилась. В 1953 году Дом культуры Армении закрыли. Свою работу Культурный центр возобновил только с распадом СССР, когда в бывшем Доме Лазаревых заработало Посольство Республики Армении . В новой форме, хотя скромнее возродилась и легендарная Студия. С 2002 года при Культурном центре действует Московский Армянский театр , и именно на его базе была создана новая театральная студия. Мы ещё расскажем об этом подробнее.

Особые прелести

Сегодня армянский культурный центр успешно работает в нескольких направлениях. Проводит всевозможные культурные мероприятия в Москве и по России (более подробную информацию ищите в нашей афише). Приобщает всех желающих к истории, культуре и языку Армении – для этого при центре организована Воскресная школа. И, наконец, поддерживает работу уникального Армянского театра . Погрузиться в армянскую культуру можно, соответственно, двумя способами – в школе и в театральной студии, и оба эти варианта прекрасны.

Воскресная школа – это не только уроки армянского языка для всех желающих. В учебную программу также включены национальные танцы и песни, лекции по истории Армении . Плюс учащимся регулярно показывают армянское кино – документальное и художественное. И песни, и кино упрощают изучение языка, делают этот процесс увлекательнее. Работают в школе два отличных педагога. Групп три – в зависимости от возраста. Занятия длятся 2 часа. Желающих изучать армянский язык , заметим, очень много. Присоединяйтесь!

Тем же, кто хочет узнать армянскую культуру с особой стороны, и в особенности тем, кто хочет подготовиться к поступлению в театральные ВУЗы Москвы, мы горячо рекомендуем театральную студию при Московском Армянском театре . Студия, разумеется, действует тоже тут – в прекрасном Лазаревском доме.

Набор в Студию производится, что приятно, круглый год. Набирают учеников с 14 лет и далее без возрастных ограничений. Курс длится два года, в процессе которого вас обучат актёрскому мастерству, сценической речи, танцам (современная и классическая хореография), пантомиме, цирковому искусству и множеству других театральных хитростей.

Всё это – отличная база перед поступлением в ВУЗы уровня ГИТИСа и «Щуки», где многие выпускники армянской студии уже и обучаются. Уточним – в студию приглашаются все желающие, на национальность тут не смотрят. Обучение платное.

И в довершение факт, который невозможно обойти вниманием. Создал студию и руководит Московским Армянским театром Слава Степанян – ученик и соратник Сергея Параджанова. Слава Степанян один из идеологов армянского культурного центра , выглядит он так, будто сошёл прямиком с полотна Эль Греко, – красив какой-то одухотворённой красотой и безусловно умён. Девушки, зашедшие в армянский центр и встретившие тут Славу, рискуют так и оставить здесь своё сердце навсегда.

Если вы не хотите посещать ни Воскресную школу, ни театральную студию, можно и просто сходить на один из спектаклей Московского Армянского театра . Репертуар многообразный, зал маленький, что, кстати, хорошо – актёры не рискуют фальшивить и каждый раз выкладываются по полной. Спектакли идут по пятницам, начало в 19.00. Театр тоже расположен в Доме Лазаревых, на 2-м этаже.

Перед спектаклем в армянском центре выставляют особой столик – на нём раскладывают книги армянских авторов, армянские фильмы и музыку, всё это, ясное дело, можно приобрести. В скором времени обещали выкладывать и аудио-книги, будут, например, армянские легенды и сказки .

Ну и, конечно, стены, нельзя не сказать пару слов о стенах Дома Лазаревых. По-видимому, когда проводилась его реконструкция, было принято чудесное архитектурное решение – одну из внешних стен здания оставили в её старинном виде. На кирпичную кладь небывалой красоты каждый желающий может полюбоваться с угла Армянского переулка и Кривоколенного переулка. А другую такую же стену можно изучить внутри здания, поднимаясь на второй этаж – здесь современное оформление эффектно перетекает в старину.

Вывод напрашивается сам собой. В месте, где произошло и происходит столько интересного и где побывало так много замечательных, даже великих людей, непременно надо оказаться и самому. Благодаря действующему здесь Культурному центру Посольства Армении попасть в бывший Дом Лазаревых чрезвычайно легко. Его двери открыты для всех.

Как добраться

От станций метро «Тургеневская» и «Чистые Пруды», выход к улице Мясницкой. Идёте вниз по Мясницкой улицы по левой стороне (от Московского почтамта). После дома №24 поворачиваете налево во двор (мимо «Кофе Хауза»), идёте прямо, проходите двор насквозь и оказываетесь в Кривоколенном переулке. Поворачиваете направо. Идёте вниз по Кривоколенному переулку, по левой стороне (мимо клуба «Билингва»). Первая улочка, уходящая от Кривоколенного налево – это Армянский переулок .

Дом №2 в самом его начале, с правой стороны. Можно пойти и от станции метро «Китай-город», выход к улице Маросейка. Идёте вверх по Маросейке, по левой её стороне вплоть до дома №17/6, поворачиваете налево сразу после этого дома и оказываетесь в Армянском переулке. Идёте по левой его стороне до самого конца. Вход в Культурный центр Посольства Армении прямо с улицы – это дверь под низким сводом.

Первое письменное упоминание об армянах Москвы относится к 1390 году, когда сгорела лавка некоего Авраама. В московских летописях конца XIV века отмечается торговый армянский ряд. Известно, что компактные поселения в Москве были уже в XV веке в Китай-городе, затем они селились на Пресне, а после указа Ивана Грозного - в Белом городе и Столповом переулке.

Собор Василия Блаженного, открытый в 1561 году, - шедевр русской архитектуры, один из символов России. Он построен в честь присоединения в 1552 году Казанского царства, что стало поворотным пунктом в истории России. И в этом неоценимую помощь русским оказали армяне. В благодарность в середине XVI века царь Иван Грозный повелел назвать северо-западную церковь собора Василия Блаженного именем Григория Просветителя Великой Армении (или просто Григория Армянского). Имя первого католикоса особо почитаемо и Русской православной церковью. Так что уже с 1561 года у армян в Москве появилось место для молитв.

В 1660 году купцы Армянской торговой компании из Новой Джульфы во главе с Захаром Саградовым (Закаром Саградяном) прибыли в Москву, чтобы провести переговоры с царем Алексеем Михайловичем о получении различных льгот и привилегий для торговли с Россией. От имени армянского народа они преподнесли царю удивительный подарок - алмазный трон из сандалового дерева - творение отца Захара Саградова и его ученика Богдана (Аствацатура) Салтанова, ставшего потом любимцем царя и главным мастером Оружейной палаты Московского Кремля. Трон отделан в восточном стиле слоновой костью, золотом и серебром. Ныне это чудесное произведение искусства хранится в Оружейной палате и по праву считается одним из самых ценных ее экспонатов.


Алмазный трон является памятником многовекового геополитического сотрудничества русских и армян. Купцы провели успешные переговоры с Алексеем Михайловичем и добились желанной цели. В 1667 году между Россией и Армянской торговой компанией из Новой Джульфы был заключен договор о торговле шелком, драгоценными и полудрагоценными камнями и другими товарами, согласно которому купцам даровались существенные привилегии свободной торговли на водных путях от Астрахани до Архангельска и право транзита через Россию в Западную Европу. Этот договор стал первым русско-армянским официальным документом.


С этого времени, и особенно с момента воцарения его сына, Петра I, с большой симпатией относившегося к армянам, их приток в Москву заметно увеличился. В 1711 году Петром Великим был издан указ, в котором говорилось: «Армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы дать охоту для большего их приезда». Ввиду того, что многие поселились в Столповом переулке, в XVIII веке он был переименован в Армянский. Но какого-то одного места компактного проживания армян в Москве не было. Они располагались по всему центру города. Согласно данным переписи населения 1871 года, армянская община Москвы насчитывала более 600 человек. И при этом в XIX веке в Москве было три армянских церкви.

В столице существовало два армянских кладбища: Пресненское и Ваганьковское. Более старое - Пресненское -. находилось на Большой Грузинской улице, примерно в районе нынешнего дома № 20. Здесь в 1746 году была построена первая армянская церковь - Успения Пресвятой Богородицы (Сурб Мариам Аствацацин). Пресненское кладбище и церковь были снесены в 1930 году, в 1960-е годы образовавшийся после сноса пустырь застроили жилыми домами.


В 1933 году была снесена и другая большая армянская церковь - Святого Креста (Сурб Хач), построенная в 1779 году на средства Ивана Лазарева - одного из богатейших людей екатерининской эпохи. Она находилась в Армянском переулке. После разрушения двух старейших церквей местом притяжения армян Москвы стала церковь Святого Воскресения (Сурб Арутюн). Она единственная из трех уцелела и сохранилась до наших дней.


В центре Москвы расположено Армянское Ваганьковское кладбище. В 1808 году по инициативе Минаса Лазарева здесь началось строительство церкви. Можно сказать, что она является свидетельницей наполеоновского нашествия 1812 года. Строительными работами занимался брат Минаса Иоаким Лазарев. Строительство церкви, получившей название Святого Воскресения, было завершено в 1815 году.

В церкви Святого Воскресения колокольни нет, так как до 1860-х годов колокольный звон в армянских церквях Москвы и Петербурга был запрещен. Под всем зданием церкви, которая фактически стала фамильной усыпальницей Лазаревых, находится склеп с могилами 23 представителей этой достойной семьи. Но в настоящее время он замурован. Необходимо отметить, что семья Лазаревых сыграла очень большую роль в истории армянского национально-освободительного движения в XVIII–XIX веках и присоединении Восточной Армении к России.


Небольшая церковь Святого Воскресения всегда была любима прихожанами, но она рассчитана всего на 100 человек и по праздникам не могла вместить всех желающих. С конца XIX века была сильная волна армянской эмиграции в Москву, пик которой пришелся на 1920-1930-е годы и продолжался весь период советской власти. Ныне, по официальным данным, в Москве проживает около 130 тысяч армян, но в действительности их гораздо больше. Неофициальные данные свидетельствуют, что их численность доходит до миллиона. Поэтому в 1990-х годах московские армяне решили строить новый храм.

17 сентября 2013 года произошло торжественное освящение и открытие церковного комплекса в Москве. Новый храм располагается в центре города, на пересечении Олимпийского проспекта и Трифоновской улицы, в спокойном и уютном месте столицы. Комплекс прекрасно и гармонично вписывается в окружающую среду. В нем все соответствует канонам ААЦ и традициям классической армянской архитектуры, тем не менее архитектор придал собору и всему комплексу современный вид. Величественный красивый храм - Кафедральный собор Преображения Господня» (Сурб Пайцаракерпутюн) - своими размерами уступает в Москве только храму Христа Спасителя. Это самый высокий в мире армянский храм. А весь комплекс - крупнейший за пределами Армении духовный и культурный центр. Автором проекта всего комплекса является известный архитектор Артак Гулян, а главным конструктором - Ованес Мейроян.


В Москве есть еще одна армянская часовня, которая находится на 38-м километре Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Это часовня Святого Георгия (Сурб Геворк). Ее открытие было приурочено к 850-летию основания Москвы (1997 г.). Материалом для постройки послужил табачный туф, привезенный из Армении. У входа в часовню установлена бронзовая скульптура «Богоматерь с ликом Спасителя в руках», изготовленная скульптором Фридрихом Согояном.

Разумеется, есть в Москве и хачкары. Великолепный крест-камень XIII века можно увидеть в Свято-Даниловом монастыре, резиденции русского патриарха. Он был передан в дар Русской православной церкви католикосом Вазгеном I в 1988 году к 1000-летию Крещения Руси. Кстати, это историческое событие состоялось в 988 году, когда великий князь Владимир женился на византийской царевне Анне, армянке по национальности.


Другой древний хачкар XI–XIII веков находится в экспозиции Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и занимает достойное место в зале № 26 среди европейских шедевров Средних веков. И еще один старинный хачкар XVII–XVIII века можно увидеть рядом с армянским кафедральным собором Преображения Господня. А у храма Христа Спасителя стоит современный хачкар из оранжевого туфа. Это дар Католикоса Гарегина II к воссозданию в 2000 году главного православного храма России. Хачкар стоит также и на 38-м километре МКАД у часовни Святого Георгия. Это современная копия одного из лучших древних хачкаров.


В Москве есть немало красивых зданий, хозяевами которых в прошлом были известные армяне. Леону Манташеву, сыну богатейшего нефтепромышленника и благотворителя Александра Манташева, принадлежали дома на Скаковой улице, 3, и улице Воздвиженке, 16, его брату Иосифу - на нынешнем Ленинградском проспекте, 21, а вилла «Черный лебедь» в Петровском парке принадлежала им обоим.


Много в Москве и прекрасных архитектурных сооружений, созданных талантливыми армянскими зодчими. Украшением Садового кольца Москвы является дом князя Сергея Щербатова на Новинском бульваре, 11, построенный по проекту Александра Таманяна в 1911–1913 годах. На архитектурной выставке 1913 года это здание было удостоено золотой медали и первой премии конкурса городской управы «Лучшее здание Москвы».


Гордостью Москвы в прошлом были такие знаменитые армянские семейства, как Лазаревы (Егиазаряны), Абамелики (Абамеликяны), Деляновы (Делакьяны), Арапетовы (Айрапетяны), Хастатовы (Хастатяны), Сумбатовы (Смбатяны), Мирзахановы (Мирхазаняны), Калустовы (Галустяны), Шериманы (Шахриманяны), а позже к ним добавилось еще несколько фамилий, также оставивших яркий след в истории Москвы. Это Джамгаровы (Джамгаряны) - Джамгаровский парк и расположенный здесь Джамгаровский пруд, банкирский дом «Братья Джамгаровы», основанный в 1874 году на Кузнецком мосту; Манташевы (Манташьянцы) - нефтепромышленное и торговое акционерное общество «А.И. Манташев и Ко», основанное в 1899 году; Лианозовы (Лианосяны) - Лианозовский район Москвы, Лианозовский проезд; Анановы (Ананяны) -– Анановский, ныне Ананьевский переулок.

Множество мест, носящих армянские названия, разбросаны по всей Москве. К примеру, павильон «Армения» на ВДНХ, кинотеатр «Ереван» на Дмитровском шоссе, многофункциональный торгово-развлекательный центр «Ереван Плаза» на Тульской улице или магазин «Армения» на Тверской улице. В 1934–1994 годах в центре Москве существовала улица Вахтангова, названная так в честь выдающегося актера и режиссера Евгения Вахтангова, создавшего здесь в 1913 году театральную студию - будущий Театр имени Вахтангова. Сейчас улице вернули ее старое название - Большой Николопесковский переулок, но там установили памятник Евгению Вахтангову. А рядом, на Арбате, находится один из самых знаменитых московских театров, носящий его имя.


Автором слов официального гимна Москвы «Моя Москва» является Сергей Агранян в соавторстве с Марком Лисянским. Это его знаменитые слова «дорогая моя столица, золотая моя Москва» на музыку Исаака Дунаевского стали символом столицы России. Но у Москвы есть и неофициальный гимн. Это песня, написанная о Москве, - «Лучший город Земли». И она тоже принадлежит армянину - выдающемуся композитору Арно Бабаджаняну. В его честь в 2008 году на доме № 13 в Газетном переулке, где он жил, была установлена мемориальная доска. А жил он рядом с Кремлем, по соседству со своим учителем - великим композитором Арамом Хачатуряном, которому в 2006 году в Брюсовом переулке у дома № 8/10 был открыт памятник, созданный скульптором Георгием Франгуляном.


В Москве есть еще большое количество мемориальных досок и памятников, посвященных знаменитым армянам. В 1997 году, к 850-летию Москвы, Армения подарила столице России красивый памятник «Единый крест». Он установлен в сквере у площади Никитские Ворота рядом с русским храмом Вознесения Господня, где венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. На камне высечены слова: «Благословенна в веках дружба народов России и Армении». На скульптуре из белого камня Фридриха и Ваге Согоянов изображены две обнявшиеся девушки, армянка и русская, держащие крест. Женские фигуры олицетворяют собой Армению и Россию, а крест - символ общей христианской веры, скрепляющий их дружбу. Такой же памятник стоит в центре Ереване, на улице Налбандяна.

Так что, как видим, армяно-русская дружба уходит корнями в глубь веков, и в этом во многом заслуга армян Москвы, которые сыграли значительную роль в истории как Москвы, так и всей России и оставили свой яркий и незабываемый след.

18 апреля 2018 года в парадном зале посольства Республики Армения в Российской Федерации состоялась торжественная презентация проекта реновации Культурного центра Армении. Руководителем Культурного центра стал известный театральный деятель, основатель Московского театра имени Сергея Параджанова Владимир Габбе.

В своём приветственном слове посол Армении в России Вардан Тоганян напомнил о богатой истории Армянского культурного центра в Доме Лазаревых. Этот дом уже 200 лет символизирует армяно-русское духовное единение, и является олицетворением богатых духовных традиций, армянской культуры и искусства. Воссоздание этого Культурного центра говорит о том, что культура - то, что всегда нас объединяло. Культурная дипломатия и культурный диалог между Россией и Арменией необходимо развивать.

Владимир Габбе поблагодарил Посольство Армении и лично Вардана Тоганяна за позитивные сдвиги, произошедшие с момента назначения его послом Армении в России. За это время прошло много мероприятий самого высокого уровня. В первую очередь это Дни культуры Армении в России в 2017 году. Он также напомнил, какие прекрасные культурные мероприятия были проведены в этих стенах много лет назад, и о важности нынешнего возрождения Культурного центра. На вечере была представлена концепция деятельности обновленного Культурного центра, который будет предоставлять широкие возможности для проведения различных культурных и образовательных мероприятий, реализации современных Арт-проектов. Владимир Габбе рассказал также, что мечтает в стенах центра провести международный фестиваль Армениада, в котором бы приняли участие все те иностранные друзья армянского народа, которые в своём творчестве так или иначе затрагивали армянскую тему. Это писатели и поэты, режиссёры и актёры, скульпторы и художники, фотографы и журналисты. А также он задумал создание Звёздной гостиной, куда будут приглашать провести свои творческие вечера разных знаменитостей. Уже известно, что первая такая встреча будет с прославленная французской актрисой Фанни Ардан, кстати, имеющей армянские корни. Вторая - будет посвящена большому другу армянского народа, выдающемуся итальянскому писателю, поэту и сценаристу Тонино Гуэрре. Ныне его нет в живых, но приедет его супруга Лора. На вечере будет показан фильм Левона Григоряна "Эвридика ждёт Орфея", посвящённый этой супружеской чете.

В рамках мероприятия Владимиром Габбе были презентованы основные направления деятельности Культурного центра: детский проект «Гранатовое зёрнышко», изучение и популяризации армянского алфавита «Айб у Бен», вокальная студия «Мелодия души», студия авторского дизайна, студия дудука, хореографическая студия «Вардананк», студия объёмного гобелена, художественная школа «Дек Арт», Арт-лаборатория детского и юношеского творчества под руководством супруги посла Мери Тоганян. Были представлены руководители всех этих проектов.

В связи с открытием Армянского культурного центра были получены многочисленные поздравления от министра культуры Армении Армена Амиряна, от Культурного центра Дома Российской Армии, и очень тёплое послание от председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина В зале присутствовали почётные гости творческой элиты Москвы.

В ходе торжественного приёма прозвучали многочисленные выступления деятелей культуры Армении и России, среди которых были Мариам Мерабова и Ирина Грибулина. Все исполнители выразили готовность к дальнейшему сотрудничеству с Культурным центром.

Символично, что открытие Армянского культурного центра состоялось 18 апреля - именно в тот день, когда в Москве широко отмечался День исторического и культурного наследия. Уверены, что этот центр в Доме Лазаревых возродит славные традиции прошлого и его ждёт долгая и счастливая жизнь. А первым мероприятием Культурного центра, а именно художественной школы "Дек Арт", стало проведённое 21 апреля мероприятия посвящённого 103-й годовщине Геноцида армян. Итак, начало положено.

Александр Ерканян

Арам Хачатрян

Культуры давно тесно переплелись между собой. Наверное, этому способствовало в большей степени некоторое родство религий. Более 200 лет назад появились первые армянские церкви в Москве, адреса которых все время менялись. Проследим историю их возникновения и расцвета.

Армянская религия

Армяне исповедуют православие, именуемое Армянской Апостольской Церковью. Также часть армян принадлежат к католической церкви. Это государство приняло христианство как государственную религию раньше всех других стран, в глубокой древности. Считается, что апостолы Варфоломей и Фаддей способствовали возникновению и распространению христианства в этой стране.

Армянская Апостольская церковь относится к миафизитству, исповедуя единую сущность из двух ипостасей Бога нашего Иисуса Христа. Поговорим сначала об армянской апостольской церкви.

В чем разница и в чем сходство между армянским христианством и русским православием

Русская исповедует одно лицо Бога нашего Иисуса Христа и две его сущности: божественную и человеческую. Армянское христианство отрицает человеческую сущность. Это самое важное отличие.

Также у них отличаются от православных посты, некоторые обряды.

Ко всему прочему, у армян Крестное знамение трехперстное, только крестятся они слева направо.

Однако на армянских службах часто используются православные песнопения и каноны.

Особенности устройства армянской церкви

Здания армянских святилищ имеют традиционно прямоугольную форму, в Армении принято строить однокупольные храмы. Лишь собор в Армянском храмовом комплексе в Москве имеет 5 куполов. Это позволило ему отлично вписаться в нашей столицы.

По большей части внутреннее убранство армянского храма или церкви довольно аскетично. Обычно это минимальное количество икон, кстати, иконы дома хранить у армян тоже не принято.

Алтарь, согласно древним традициям, всегда обращен на восток. Обычно он сделан из мрамора и расположен на некоторой возвышенности, а к нему ведут ступени.

Самые известные армянские церкви в Москве

Адреса этих церквей известны каждому "русскому" армянину. Храмы пользуются большой популярностью и у них, и у туристов, архитектура поражает воображение.

  1. Церковь Святого Воскресения.
  2. Армянский храмовый комплекс.
  3. Церковь Србот Наатакац.
  4. Церковь Успения Богородицы на Пресне.
  5. Крестоводвиженская церковь.

Это армянские церкви в Москве, адреса которых можно будет увидеть ниже.

Церковь Святого Воскресения

Это Армянская Апостольская церковь в Москве, адрес которой - улица Сергея Макеева, дом 10, на Армянском кладбище. Она была основана в 1815 году братьями Миной и Якимом Лазаревыми. В советские времена этот храм был закрыт, в нем располагался склад гробов. И лишь в 1956 году он был возвращен верующим.

Во внешней части храма предусмотрено место для свечей, всего три ниши, в которых верующие оставляют свечи. Также там имеется хачкар, к которому в траурные дни возлагаются поминальные венки. Вход в храм украшен двумя иконами и изображениями святых.

Внутри в Церкви Святого Воскресения места для свечей нет, зато имеется около 10 икон.

Храм украшен красивым куполом, на внутренней части которого имеется множество изображений святых и евангелистов.

Армянский храмовый комплекс

Строительство Армянского храмового комплекса закончилось в 2011 году и длилось почти 13 лет.

Теперь это духовный центр армянской религии и культуры в России. В него входят:

  • Часовня Святого Христа.
  • Кафедральный собор.
  • Резиденция Католикоса.
  • Музей.
  • Административный корпус.
  • Воскресная школа (учебно-просветительский центр).
  • Подземная парковка.

Все это занимает около 11 тыс. кв. метров земли.

И Российской епархий Армянской апостольской церкви по-другому называют "армянская церковь в Москве". Адрес - проспект Мира и улица Трифоновская.

Воскресная школа этого комплекса всегда востребована.

Многим интересно, где находится армянская церковь в Москве, адрес ее местонахождения. Храмовый комплекс известен всем, настолько впечатляет масштаб его строений, это самый большой объект за пределами Армении.

Кафедральный собор, входящий в комплекс, является самым высоким армянским храмом в мире, его высота - около 57 метров. Его фасад украшен 27 крестами, по числу учеников Иисуса Христа, и колоколами, которые отлили в Воронеже.

Многочисленные барельефы не встроены, а высечены прямо на красноватой облицовке храма.

Все здания Армянского храмового комплекса отличаются по цвету. На территории, примыкающей к нему, во дворе, под ногами лежит мраморная брусчатка.

Церковь Србот Наатакац

Церковь Србот Наатакац - новая армянская церковь в Москве, адрес которой пока не известен. Она строится на Поклонной горе, в месте, где чтят погибших воинов в Великой Отечественной войне, где поклоняются миру и любви.

Церковь Србот Наатакац в переводе означает церковь Святых Великомучеников. Предполагается, что она строится в честь павших воинов-армян.

Известно, что основное количество денег для будущей церкви получено путем пожертвования простых граждан.

Церковь Успения Богородицы на Пресне

В 17 веке в Пресненском районе проживало достаточно много армян. Поэтому в 1746 году на Пресненском кладбище они построили церковь Успения Богородицы. Она стала первой известной армянской церковью в Москве.

Однако в 20-х годах прошлого века это сооружение было разрушено, останки родственников Лазаревых были перенесены с Пресненского кладбища в Храм Святого Воскресения.

Теперь на месте церкви Успения Богородицы находится часть Московского зоопарка.

Крестоводвиженская церковь

Крестоводвиженская церковь - армянская церковь в Москве, адрес (как проехать к которой) уже никого не интересует. Ее снесли советские власти в 1930 году, а на ее месте построили школу.

Крестовоздвиженская церковь простояла около двухсот лет, два раза перестраивалась разными архитекторами и имела богатую историю. К ее основанию и возведению причастен Лазарь Назарович Лазарев, на пожертвования его сына Ивана и была воздвигнута церковь в Армянском переулке. Утрата этого святилища печальна.

Армянское католичество

Несмотря на то, что большинство армян принадлежат к Армянской Апостольской церкви, есть и сохранившие связь с Папой Римским - католики, или по-другому, армяне-иезуиты.

История возникновения католичества на территории Армении довольно давняя и чрезвычайно запутанная, начавшаяся еще в пятом веке, во время Халкидонского собора. Но факт остается фактом: эта ветвь христианства чрезвычайно популярна среди армян.

В России часть приезжих армян также имеют возможность исповедовать католичество, правда, приходов для этого не очень много. А между тем, по последним подсчетам число желающих посетить армянскую католическую церковь составляет около 200 тыс. человек. Это по всей России, но большинство из них сосредоточено в столице нашей родины.

Армянская католическая церковь в Москве

Адрес местонахождения армянской все время менялся. Дело в том, что до сих пор у армян-иезуитов нет своего храма.

Еще в 2000 году в Москве они организовали католическую общину, служения которой проходили в разных местах.

С момента образования община собиралась в католической церкви Французского, находящейся по адресу ул. Малая Лубянка 12. Службами руководила сестра Нунэ Погосян, но через 2 года она вынуждена была уехать, и собрания на время прекратились.

С 2002 года армяне-католики собираются в Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, который расположен в Москве по адресу ул. Малая Грузинская 27/13.

В этом храме совершаются католические службы на множестве языков, в том числе и службы по армянским обычаям.

Напомним, что в Москве всего два и одна часовня Святой Ольги.

Во времена советской власти множество православных и католических церквей было предано забвению, в том числе пострадали и армянские церкви в Москве, адреса которых теперь уже никто не вспомнит.

Но в последние десятилетия в России идет возрождение христианства. Главное в этом - создать прихожанам постоянные условия для посещения храмов, церквей и часовен.

Армянским католикам в этом плане приходится гораздо труднее. Даже в резиденции главного армянского - городе Гюмри, до сих пор нет нормального храма, а действует маленькая часовня.

В России главным духовным центром католиков армяне считают Москву. Здесь проживает самая большая армянская община в России и здесь же находится российская резиденция армянского католического епископа.

Сейчас верующие борются за основание и строительство армянского католического храма.