Святые преподобные Василий, Тихон и Никон Соколовские. Святые братья

Святые преподобные Василий, Тихон и Никон Соколовские. Святые братья

О прп. Тихоне, Василии и Никоне Соколовских.

Солнечногорск очень молодой город. Он не может похвастаться многовековой историей и традициями. Например Храм Рождества Христова в с. Соколово был построен в 1858 г., что совсем не много для храма. Но если заглянуть глубже в историю, то окажется, что церковь в селе Соколово существовала еще в XVI веке. Т.е. храм был заложен до рождения Иоанна Грозного. А что мы знаем о людях, строивших и подвизавшихся в древности в этом храме? Многие скажут ничего - и будут неправы.

В святцах поминаются три брата прп. Тихон, Василий и Никон Соколовские. Эти прославленные святые подвизались в селе Соколово, что сегодня расположено на Пятницком шоссе. Жили они в XVI веке. Их память совершается всей Русской Церковью с XVII века. День памяти этих святых переходящий - 1-ое воскресение после Петрва дня .

В XIX веке «среди старых образов Рождественской церкви в селе Соколово выделялись два образа святых без подписей, которые местные жители называли изображением преподобных Тихона и Никона Соколовских» . Изображены преподобные отцы были в монашеских мантиях и епитрахилях с открытыми головами . Почитая этих угодников Божиих местное население и само свое село именовали Тихон-Никон. «Древние часовни преподобных Никона и Тихона Соколовских, находившиеся на разных концах села, были, по преданию, поставлены над могилами святых. В нач. XIX в. в Соколовой роще еще стояли 2 дуба, близ которых в свое время, как утверждали местные жители, подвизались святые» .

Один из священнослужителей Рождественскго храма с. Соколово, заинтересовавшись обратился к известному богослову, историку, археографу, библиографу и переводчику XIX века архимандриту Леониду (Кавелину). Он просил установить, кому принадлежат изображения на иконах, что так чтутся в его селе. В начале исследований арх. Леонид склонялся к тому, что прп. Тихон - это основатель Воскресенской Тихоновой пустыни близ г. Карачева, а прп. Никон его ученик . Но через 6 лет, им была найдена рукопись конца XVI века «Описание о российских святых (МДА №209)», в которой упоминались «преподобные отцы Никон, Василий, Тихон, иже быша в пустыни Соколовской жители, яже близ монастыря Воскресенскаго на реце Истре, - братия по плоти» . Из этого был сделан вывод о том, что братья - это жители Соколово и установлено время их жизни XVI век. «И церковнослужители села Соколова могут … вместе со своими прихожанами чтить память преподобных мужей: Тихона, Никона и Василия…» .

Как мало нам известно. Утряны иконы, которые жители Соколова сохранили даже в буре Смутного времени. Разрушен храм и погибли часовни. Нет ни жития. Не составлена служба. Но мы начинаем вспоминать свою историю. Мы начинаем чтить святых, которые жили так близко к нам и так давно.

С 2013 года во всех церквях солнечногорья поминаются прп. Тихон, Василий и Никон. Протоиреем Вадимом Елисеевым был отслужен молебен на месте подвига святых. В этом году в день памяти прп. братьев 13 июля 2014 г. в Покровском храме д. Головково была совершена бденная служба этим преподобным. И народная память доносит до нас сквозь века обрывки еще не составленного жития «… о том, что свои келии, которые находились на разных концах села прп. Тихон и Никон рубили одним топором…». И это важно. Важно для составления службы. Важно для написания жития. Важно для восстановления всенародного почитания.

У нас есть ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА: если вы знаете что-либо об этих святых, что-либо слышали о них от родителей или соседей, если у вас есть старые фотографии храма Рождества Христова в с. Соколово или любая другая информация относящаяся к прп. Тихону, Василию свяжитесь авторм статьи по тел. 8 (9I6) 9ОI — 72 — I8 . Очнь хочется узнать о судьбе икон прп. Тихона и Никона, зная о народной любови к этим святым не верится, что они погибли. Любой даже самый незначительный обрывок информации может быть очень важен.

Список литературы

    «Христорождественская церковь в Соколове» // «Солнечногорье - страницы истории». Издание 2-е, переработанное и дополненное. г. Солнечногорск 2011 г.

    ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ // Православная энциклопедия.

    «Село Соколово, именуемое в просторечии Тихон-Никон» Архимандрит Леонид (Кавелин) // МЕВ. 1872. №25.

    «Исследование народного предания, по которому село Соколово именуется в просторечии «Тихон-Никон» Архимандрит Леонид (Кавелин) // МЕВ. 1878. №27.

    «Книга глаголаемая описание о российских святых, где и в котором граде или области, или монастыре и пустыни поживе и чюдеса сотвори всякого чина святых» МДА арх. 209.

Живописны пейзажи вдоль Пятницкого шоссе. Шум машин не отвлекает от красоты подмосковной природы: буйства зелени, графичных зонтов борщевика, палехских склоненных березок. Деревня Новая выглядит совсем уже ново, поселение Соколовское пестрит дачными домиками, а то и целыми замками из красного кирпича…Что мы знаем об этой земле, кроме того, что она очень дорогая? Да и хотим ли знать?

А ведь по этой земле ходили самые настоящие святые. Возможно, их молитва о родном крае и доныне вершится, помогая нам жить. А где-то под ближайшим пригорком журчал целебный святой источник, заключенный нашими предками в трубу, да так и канувший в лету во времена безверия и антирелигиозного мракобесия.

До обидного мало знаем мы о своих, заслуживающих вечной памяти, предшественниках - соколовских святых братьях Тихоне, Василии и Никоне. А между тем, в этом году в день их памяти впервые прошла служба в одном из самых красивых и уж точно самом большом храме солнечногоского благочиния – Покровской церкви села Головково.

Что известно о соколовских святых? Может так случиться, что в будущем люди со всей страны станут приезжать сюда, чтобы поклониться им? Все в воле Божией. А известно нам, к великому сожалению, чрезвычайно мало. Сегодня мы знаем только то, что в 16-м веке здесь жили три святых брата, которых народ звал «Соколовскими» и в их память проводилась большая ярмарка «Тихон-Никон» в первое воскресенье после праздника Петра и Павла.

Известно также, что после того, как Василий уехал, два оставшихся в родном селе брата-схимника строили каждый свою часовню и усердно молились, причем топор у них был один на двоих и брали они его по очереди, давая людям пример доброго общежития.

К сожалению, не осталось ни келий, ни часовен, ни источника, исчезли даже могучие дубы – ровесники святых братьев, пошли в топку в тяжелые военные годы. Стерт с лица земли простоявший долгое время, но претерпевший разруху и «мерзость запустения» в советский период, сельский соколовский храм. Пропали и 2 иконы, писаные в честь Тихона и Никона. Но у Бога о всем есть свой промысел, ведь может так статься, что обретем мы и мощи святых братьев и их колодец обнаружится, а, возможно, и иконы, либо списки с них, ведь большой денежной ценности они не представляют.

С прошлого года все солнечногорское благочиние поминает на отпусте Соколовских Тихона, Василия и Никона во время богослужения. Других святых старого времени в нашем районе нет. В 17-м веке на весь Дмитровский уезд (такое тогда было административное деление) значились только трое Соколовских святых и Мефодий Пешношский, который ныне относится к другому району. И только в советское время появилась целая плеяда солнечногорских новомучеников, расстрелянных в период сталинских репрессий, в том числе и на печально известном Бутовском полигоне.

Те крохи знаний о соколовских святых братьях, которые у нас имеются, появились лишь благодаря двум статьям публициста архимандрита Леонида Кавелина, подвизавшегося в Ново-Иерусалимском монастыре в конце 19-го века, да нескольким устным рассказам местных старожилов.

Нам бы хотелось обратиться ко всем жителям Солнечногорья, краеведам и просто неравнодушным сердцам, любящим свой край, свою землю, историю своего Отечества. Если есть у вас какие-то документы, воспоминания, устные рассказы о тех временах и наших вечных святых пастырях, приходите в любой храм и рассказывайте, пишите на [email protected], нам дорога каждая мелочь.

Сейчас, кроме благочиния и администрации района, поиском информации о святых занимаются такие энтузиасты, как директор муниципального центра культурного развития поселения Соколовское Марина Марченко, местный житель, работающий в общественной приемной главы солнечногорского района в Соколовском поселении Михаил Воробьев. Чем шире станет круг таких православных волонтеров, тем реальнее будет обретение тех духовных реликвий, которые помогут нам жить и молиться.

Нижегородская Церковь Летающего Макаронного Монстра произвела в ранг святых блогера Руслана Соколовского , которого судили за ловлю покемонов в храме. Об этом сообщается на официальном сайте религиозной организации.

В голосовании принимало участие 23 человека. Решение принято единогласно, - уточнили в ХраЛММе. – Ловить покемонов – дело богоугодное. Ловля покемонов не запрещена в большинстве религий, в том числе в Библии явного запрета на это нет. Соколовский должен быть освобожден. В противном случае судья, осудившая Соколовского на реальный срок, и прокурор будут немедленно объявлены покемонами: судья – Pikachu, а прокурор – Jynx.

Узнав, что Соколовскому дали лишь условный срок, пастафариане сочли это победой – которой, впрочем, могло бы и не случиться, кабы не их заступничество.

Вот ведь делать им больше нечего, лоботрясам этим макаронным, - уже обсуждают нижегородцы в соцсетях. – Соколовский никакой не святой, а самый настоящий богохульник!

СПРАВКА "КП"

Пастафарианство – пародийная религия, которую американец Бобби Хендерсон основал в 2005 году в знак протеста против решения департамента образования штата Канзас о включении в школьный курс концепции "Разумного замысла" в качестве альтернативы эволюционному учению. Между прочим, в некоторых странах – например, Голландии и Австралии – пастафарианство является официально признанной религией. Нижегородские прихожане ХРАЛММа надеются добиться для пастафарианства такого же статуса и в России – и медленно, но верно идут к этой цели. Так, в конце апреля 2017 года Нижегородская Церковь Летающего Макаронного Монстра была официально признана Минюстом РФ и внесена в реестр ведомства.

КСТАТИ

Число "святых" Церкви Летающего Макаронного Монстра пополнил и солист группы "Ленинград " Сергей Шнуров, известный также как Шнур. Его произвели в этот ранг в родном Санкт-Петербурге в пятницу, 12 мая. Сам Сергей Шнуров уже прокомментировал эту новость в своем Instagram.

Теперь на вопрос "А кто ты такой?" я смогу небезосновательно отвечать – святой. Благодарю за оказанную честь, - написал Шнур.

Память в первую неделю после 29 июня (дня первоверховных апостолов Петра и Павла)
Братья по плоти, жили и подвизались в VI веке.
Сведения о Василии Соколовском сохранились в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобныя отцы Никон, Василий, Тихон, иже быша во пу́стыни Соколовской жители, яже близ монастыря Воскресенскаго на реце Истре, братия по плоти».

По описаниям нач. XIX в., с. Соколово, которое крестьяне называли Тихон-Никон, находилось на расстоянии ок. 20 км от Новоиерусалимского истринского в честь Воскресения Господня муж. монастыря.

Соколовские святые являются единственными дренерусскими святыми чья жизнь протекала на территории современного Солнечногорского района. Выдающийся исследователь, архимандрит Леонид (Кавелин) обнаружил рукопись со списком Дмитровских святых, среди которых упоминались преподобные Тихон, Никон и Василий Соколовские- родные братья, подвизавшиеся в глухом лесу к востоку от Соколово. Вероятно, они жили в XV веке. В XIX веке местные жители помнили лишь о двух братьях Тихоне и Никоне. Две небольшие часовни, ныне не существующие, отмечали места где стояли кельи этих пустынников. В четверти версты от Христорождественского храма стояла часовня на месте преподобного Тихона, а в отдалении часовня на месте келии преподобного Никона.

Одним из последних настоятелей церкви был отец Василий Илларионович Виноградов. Именно его попечением поддерживалась в течении 12 лет лыткинская школа грамоты.В 1906 в приходе соколовской церкви был открыт приют- школа для сирот крестьянского и мещанского сословий, входивший в состав Ведомства Императрицы Марии. После революции приют прекратил свое существование из- за отсутствия финансирования.

В нач. XIX в. в Соколовой роще еще стояли 2 дуба, близ которых в свое время, как утверждали местные жители, подвизались святые.

Соколовская церковь в честь Рождества Христова и часовни были закрыты в 30-х гг. ХХ века,
На древней иконе в церкви села Соколове (Московская губерния, Звенигородский уезд) они изображены в схимническом одеянии; погребены они в Соколовой роще.

Время местной канонизации неизвестно. Память Василия, Тихона и Никона Соколовских была внесена под 23 марта (тезоименитство прп. Никона) в Кайдаловские святцы (кон. XVII в.).

По сообщению архиеп. Сергия (Спасского), в XIX в. память святых праздновалась 16 июня - в тезоименитство прп. Тихона.

Преподобные отцы Соколовские, молите Бога о нас!

Икона дня

Православный календарь

Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (303).

Мч. Крискента, из Мир Ликийских. Мц. Фомаиды Египетской (476).

Прмц. Марфы Тестовой (1941).

Утр. – Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин., 46 зач., XIII, 31 – XVIII, 1. 2-е. Ин., 58 зач., XVIII, 1–28. 3-е. Мф., 109 зач., XXVI, 57–75. 4-е. Ин., 59 зач., XVIII, 28 – XIX, 16. 5-е. Мф., 111 зач., XXVII, 3–32. 6-е. Мк., 67 зач., XV, 16–32. 7-е. Мф., 113 зач., XXVII, 33–54. 8-е. Лк., 111 зач., XXIII, 32–49. 9-е. Ин., 61 зач., XIX, 25–37. 10-е. Мк., 69 зач., XV, 43–47. 11-е. Ин., 62 зач., XIX, 38–42. 12-е. Мф., 114 зач., XXVII, 62–66.

Литургии не положено.

На 1-м часе: Гал., 215 зач. (от полý), VI, 14–18. Мф., 110 зач., XXVII, 1–56. На 3-м часе: Рим., 88 зач. (от полý), V, 6–11. Мк., 67 зач., XV, 16–41. На 6-м часе: Евр., 306 зач., II, 11–18. Лк., 111 зач., XXIII, 32–49. На 9-м часе: Евр., 324 зач., X, 19–31. Ин., 59 зач., XVIII, 28 – XIX, 37. На веч.: 1 Кор., 125 зач., I, 18 – II, 2. Ев. составное: Мф., 110 зач., XXVII, 1–44; Лк., XXIII, 39–43; Мф., XXVII, 45–54; Ин., XIX, 31–37; Мф., XXVII, 55–61.

Строгий пост.

Обычно в четверг вечером совершается утреня с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. 1-й час к утрене не присоединяется. Отпуст в конце утрени: «Иже оплевания, и биения, и заушения...».

Утром в пятницу совершается Последование часов Великого Пятка с изобразительными. Во второй половине дня совершается вечерня, в конце которой во время пения тропарей по «Ныне отпущаеши» из алтаря через северные двери износится Святая Плащаница. Отпуст часов с изобразительными и вечерни: «Иже нас ради, человеков...». После отпуста вечерни – малое повечерие с каноном «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». Отпуст повечерия малый.

Во время целования Плащаницы принято петь стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...».

Об истории села, о людях, «строивших и подвизавшихся в древности», о преподобных Тихоне, Никоне и Василии Соколовских рассказал Михаил Воробьев, председатель Солнечногорского районного отделения ВООПИиК. В его рассказе использованы материалы сборника статей «Забытые святые села Соколово» (Краеведчсеский проект «Утраченный Божий Дом», 2016) и историко-краеведческого и научно-популярного альманаха «Лучи Солнечногорья» (№1, 2016).

Древняя история пробуждается

О прпп. Тихоне, Никоне и Василии Соколовских

«На дне народных преданий,
особенно церковных, всегда лежит истина».
Архимандрит Леонид (Кавелин).

Солнечногорск - довольно молодой город. Он не может похвастаться многовековой историей и традициями. Например, Храм Рождества Христова в с.Соколово был построен в 1858 г., а полтора века истории - совсем немного для храма. Но если заглянуть глубже в историю, то окажется, что церковь в селе Соколово существовала еще в XVI веке. А что мы знаем о людях, строивших и подвизавшихся в древности в этом храме? Многие скажут: ничего - и будут не правы.

Летом 2015 года на сайте Московской епархии было размещено следующее сообщение: «19 июля, в день памяти преподобных Тихона, Никона и Василия Соколовских в деревне Соколово, на месте подвигов преподобных, состоялся молебен и освящение поклонного креста, который совершил благочинный церквей Солнечногорского округа протоиерей Антоний Тирков в сослужении духовенства благочиния. Соколовские святые являются единственными древнерусскими святыми, чья жизнь протекала на территории современного Солнечногорского района. Родные братья преподобные Тихон, Никон и Василий Соколовские подвизались в глухом лесу к востоку от Соколова в XVI в.».

Это сообщение появилось как результат первых шагов, которые в последнее время предпринимаются благочестивыми прихожанами и местным духовенством по возрождению памяти забытых подвижников. Недавно была написана икона Соколовских святых (к сожалению, старые иконы с ликами этих подвижников не сохранились, их изображения писались заново). Ныне она находится в Никольском храме д. Алексеевское Соколовского сельского поселения Солнечногорского района Московской области.

Тихон, Никон и Василий Соколовские…

Кто были эти подвижники, какими подвигами они прославились? Увы, найти ответ на этот вопрос непросто. Прошедшие столетия почти полностью стёрли страницы жизни этих угодников Божиих. Сохранилось совсем немного журнальных публикаций, кратких статей в сборниках-месяце-словах, да несколько архивных дел, где упоминаются Соколовские святые. Причем эта информация оказалась разбросана по различным труднодоступным источникам и, похоже, что никто прежде не собирал сохранившиеся сведения об этих угодниках Божиих.

Следует сказать, что история с этими святыми удивительная: на протяжении веков о них дважды общество почти забывало (но, к счастью, не все люди: в селе Соколово верующие их всегда помнили и почитали). Как выяснилось, в середине XIX века епархиальные власти о Соколовских святых ничего не знали. И если бы не известный церковный историк-публицист, тогда настоятель подмосковного Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, архимандрит Леонид (Кавелин), к которому обратился любознательный священник села Рождествено-Соколово Звенигородского уезда с просьбой о расследовании местного народного предания «Тихон-Никон», то мы, вероятно, сегодня и не говорили бы про этих подвижников. Ведь даже в то время местные жители мало что могли рассказать о святых, когда-то подвизавшихся в окрестных лесах. А что же тогда говорить про наши дни? Те немногие старинные иконы с изображением Соколовских подвижников, которые когда-то были в местной церкви и приписных часовнях, бесследно исчезли, а прихожане, на протяжении веков молившиеся своим святым в приходском храме, давно умерли. Да и нет уже много лет в селе Рождествено-Соколово того самого Христорождественского храма, где когда-то находились почитаемые образа подвижников. Нет и часовен, которые обозначали места подвигов Соколовских святых…

К счастью, архимандрит Леонид откликнулся на просьбу сельского священника, и это послужило отправной точкой его исследований. Он не только попытался изучить вопрос о предании «Тихон-Никон», но написал и опубликовал две небольшие статьи-заметки в церковном журнале, благодаря чему широкая общественность узнала о почти позабытых к тому времени святых.

Однако, прежде чем начать говорить о святых, следует немного сказать о самом селе Соколово (в разные времена оно также называлось Петровское, Рождествено, иногда имело двойное название, а в народе имело название «Тихон-Никон») и о храме, когда-то бывшем здесь. Нас больше всего интересуют времена, когда там подвизались святые (т.к. точные даты жизни подвижников не известны, то возможные временные рамки исследований расширены). «В начале XVII века эти места принадлежали В. Головленкову и Ф. Львову. От них Соколово перешло к А. Н. Годунову. В 1656 году в качестве приданого село досталось князю Ю. П. Буйносову-Ростов-скому. В 1658 году у последнего Соколово приобрел патриарх Никон для основанного им Новоиерусалимского монастыря. В монастырском владении село находилось до 1764 года, затем - государственное. Церковь в селе Соколове существовала еще в XVI веке. Она стояла не в самом Соколове, а к востоку от села, выше по речке Каменке, по дороге на Повадино, там, где сейчас находится кладбище. По этой причине до XVIII века место, где стояла церковь, именовалось селом Петровским, а само Соколово числилось деревней.

Первой публикацией в широкой печати на тему Соколовских святых, а именно о Тихоне и Никоне - была статья архимандрита Леонида в журнале «Московские епархиальные ведомости» в 1872 году. В ней, прежде всего, отмечается, что в селе Соколово Звенигородского уезда Московской губернии в храме Рождества Христова имеются две древние иконы «с изображением преподобных Тихона и Никона (в монашеских мантиях, в епитрахилях с открытыми головами)». При этом ни сельский священник, ни прихожане не могли сказать, какие именно святые изображены, кроме их имен - Тихон и Никон. Отметим, что по неизвестной пока причине о последнем подвижнике - Василии сведений сохранилось заметно меньше, чем о двух первых.

Именно с просьбой разузнать о них и обратились к архимандриту Леониду священнослужители и местные жители. Люди хотели знать больше о подвижниках, которым они молились с давних пор и память о которых и почитание передавались из поколения в поколение. Говоря о почитании, в статье особо подчеркивается, что в селе чтут не столько сами иконы, сколько святых, на них изображенных, что подтверждается «издревле» установленными недалеко от храма двумя часовнями, поставленными, исходя из местного предания, на местах, где «стояли некогда отшельнические кельи препо-добных».

Изучив сохранившиеся в своем монастырском архиве исторические документы, архимандрит Леонид предположил, что Соколовскими подвижниками вряд ли были монахи Воскресенского Новоиерусалимского монастыря на реке Истра, который, как известно, был основан патриархом Никоном в 1656 году и которому некоторое время принадлежало село Рождествено-Соколово. Далее он отмечает, «что местное предание об этих пустынножителях действительно принадлежит к временам более древним (XV или XVI столетию)».

Через шесть лет после выхода первой публикации, в 1878 году, в том же журнале появилась вторая небольшая статья-заметка того же автора - архимандрита Леонида, в то время уже настоятеля Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Самым важным открытием за прошедшие годы явилось то, что впервые в древнем историческом источнике, а именно в «записи XVIII столетия, найденной в одной из рукописей Московской Духовной Академии за № 209-м», удалось найти подтверждение, что такие подвижники действительно жили и что были они «в числе святых города Дмитрова». В данной рукописи под заголовком «Града Дмитрова святыя» имеется следующая запись: «Преподобные отцы Никон, Василий, Тихон, иже бысть в пустыни Соколовской жители, яже близ монастыря Воскресенскаго на реце Истре, братия по плоти».

Сведения из этой рукописи и её различных списков были внесены в несколько месяцесловов и сборников житий православных святых, напечатанных во второй половине XIX века. Кроме того, первый раз в широкой печати было названо имя ещё одного Соколовского подвижника - Василия. При этом особо подчёркивалось, что все трое были «братия по плоти», что позволяет предположить, что они были родными братьями. Кроме того, место, где подвизались подвижники, названо монастырским - «Соколовой пустынью». Архимандрит Леонид также уточнил временные рамки жития святых, сопоставляя «географические» сведения, приводимые в различных исторических документах, и территориальное деление того времени, а именно: куда (в какой стан, десятину, уезд) была причислена указанная местность («село Петровское - Рожествено тож с деревнями Соколовой и Новинки»), и как (в какие года) переименовывались станы и десятины и менялись их границы. Не приводя всех выкладок и доказательств, имеющихся в статье, отметим лишь вывод, к которому приходит уважаемый автор: «подвижники подвизались в Соколовской пустыни во второй половине XVI столетия». В конце статьи высказывается предположение, по какой причине оказались практически позабытыми имена Соколовских подвижников: «церковь села Рождествено значится «без пения», опустевшею от Литовскаго разорения, буря котораго, как известно, с особою жестокостию прошла по всему Дмитровскому уезду… и уничтожила местныя святыни; но народная память спасла от полнаго забвения имена своих местных подвижников и увековечила их по-своему: придав своему поселу своеобразное название «Тихон-Никон».

После открытия письменной записи, оправдывающей и уясняющей местное предание, церковнослужители села Соколова могут… вместе со своими прихожанами чтить память преподобных мужей: Тихона, Никона и Василия…

Соколовские святые являются единственными древнерусскими святыми, чья жизнь протекала на территории современного Солнечногорского района. С давних времен, как и сегодня, память преподобных Тихона, Никона и Василия Соколовских празднуется в первое воскресение после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла, т.е. в первое воскресенье после 12 июля.

Как мало нам известно. Утеряны иконы, которые жители Соколова сохранили даже в буре Смутного времени. Разрушен храм и погибли часовни. Нет жития. Не составлена служба. Но мы начинаем вспоминать свою историю. Мы начинаем чтить святых, которые жили так близко к нам и так давно.

С 2013 года во всех церквях Солнечногорья поминаются прпп. Тихон, Никон и Василий Соколовские. Протоиереем Вадимом Елисеевым был отслужен молебен на месте подвига святых. В день памяти прпп. братьев, 13 июля 2014 г., в Покровском храме д. Головково была совершена бденная служба этим преподобным, а 19 июля 2015 года, был освящен поклонный крест на месте престола древнего деревянного храма, что на погосте Соколово.Ежегодно в день памяти Соколовских святых у Поклонного креста совершается соборное служение водосвятного молебна священнослужителями Солнечногорского благочиния. С 15 февраля 2016 года еженедельно, по понедельникам, в 13:30, на деревенском кладбище у поклонного креста служится молебен преподобным отцам и панихида.