Икона вознесения. Вознесение Господне Икона конца XV – начала XVI в. Икона «Вознесение Господне»

Икона вознесения. Вознесение Господне Икона конца XV – начала XVI в. Икона «Вознесение Господне»
Икона вознесения. Вознесение Господне Икона конца XV – начала XVI в. Икона «Вознесение Господне»

Век:XIV

Иконографическая справка: Иконы с двенадцатью праздниками (на трех досках) в новгородском Софийском соборе занимали пространство между двумя предалтарными столбами, стоящими по сторонам центральной апсиды. Для того чтобы иконы точно поместились в отведенный для них участок (ширина пролета - около 6 м 30 см) и чтобы сохранить ритм узких разграничительных полосок между сценами, у первой иконы убрано правое поле, обращенное к центру общей композиции, а у третьей, соответственно, - левое поле. Публикуемые иконы исполнены, вероятнее всего, после разрушительного пожара в июне 1340 года.

Стилистическая справка: Стиль праздничного чина Софийского собора во всей полноте отражает новые принципы византийской живописи палеологовского периода. Композиции утратили прежнюю симметрию, они строятся на диагональных линиях, некрупные фигуры изображаются в движении, в сложных ракурсах. Свободно ложащиеся драпировки передают стройность фигур, привлекают красотой цветных рефлексов и белильных бликов. Объемные постройки разнообразной формы, вместе с массивными горками, помогают передать пространственность композиций. Иконы были написаны приезжими византийскими иконописцами, о чем свидетельствуют греческие надписи, использование дорогих привозных красок, применение золотого ассиста не только на синих одеждах.

3.

Век:XV
Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

4.

Век:XV
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконографическая справка: Иконография "Вознесения" сложилась на основе текстов Нового Завета (Марк, гл. XVI, ст. 19; Лука, гл. XXIV, ст. 50-52; Деяния святых апостолов, гл. I, ст. 4-12) о вознесении Христа на небо перед учениками с горы Елеонской на сороковой день по Воскресении. Кроме того, использованы тексты пророчества Исайи, песен канонов на Вознесение ("червлены ризы" Христа) и шестого члена Символа веры ("восшедшего на небеса").Изображение на иконе не является прямой иллюстрацией текстов Священного Писания. В композицию иконы введены фигуры Богоматери как олицетворения христианской Церкви и апостола Павла, о которых в указанных текстах не упоминается. Христос в славе, в образе Вседержителя, изображается как Спас Второго Пришествия, о Котором пророчествовали апостолам два ангела. Иконография "Вознесения" в искусстве балканского мира и Руси принадлежит к наиболее устойчивым изводам. Некоторые изменения в сторону ритмического и пространственного усложнения композиции происходят на рубеже XIV-XV веков.

5.

Век:XV
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: Икона входила в праздничный ряд иконостаса. На оборотной стороне имеются числовые пометы, отмечающие место в ряду: у «Сретения» - семь царапин, у «Входа в Иерусалим» - девять, а на «Вознесении» - двадцать. Следовательно, в праздничный чин входила двадцать одна икона (последним должно было стоять следующее за «Вознесением» «Сошествие Святого Духа»). Начинался чин «Рождеством Богоматери» и «Введением во храм», предварявшим традиционный евангельский цикл. Судя по размерам икон и их блистательному исполнению, это был иконостас в небольшом храме, возможно, домовом, в усадьбе знатного лица. В иконе использованы иконографические схемы, сложившиеся в византийской живописи XIV века и хорошо известные на Руси по московским иконам праздничных рядов иконостасов первой четверттти XV века: из Благовещенского собора Московского Кремля и из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

Стилистическая справка: Тип ликов, как и их исполнение, близки тверским двусторонним иконам-таблеткам из Троице-Сергиева монастыря. В особенности это относится к женским и юношеским ликам, довольно вытянутым, с нешироким каплевидным высветлением на кончике носа. В отдельных случаях сходство разительное, например, в трактовке лика Богоматери в «Успении» на таблетке, в коринском «Сретении» и в «Вознесении» из ЦМиАР; детских ликов из «Рождества Христова» и «Входа в Иерусалим» на таблетках и во «Входе в Иерусалим» из ЦМиАР. В стиле троицких таблеток, в пластичности форм живо ощутима связь с византийским искусством XIV столетия. На изображенных в трехчетвертном повороте ликах свет образует характерный протяженный блик, обозначающий наибольшую выпуклость формы. Этот блик тянется от внешнего края глазной впадины вниз, к подбородку. К краю объема свет ослабевает постепенно, но тем не менее образует резкий контраст с соседним затененным участком щеки. Моделировки положены точнно без прежней энергии; санкирь (темный, оливково-коричневый) и охрение (коричневатое, холодного оттенка) сближены по тону. При этом необходимо отметить, что некоторая ахроматичность личного письма, характерная для тверских икон XV века, к середине столетия становится более явственной. Столь определяющие для праздников из коллекции М.Н. Попова различия в тональности личного письма и всей остальной живописи еще отсутствуют в таблетках из Троице-Сергиева монастыря, исполненных более свободно и раскованно. Пристрастию мастеров скорее к пластическим, чем к ритмическим построениям, отвечает уже первоначальная раскладка красок в общей композиции икон. Иконописцы, таким образом, строят изначально облегченную в ритмическом отношении композицию, не избегая соседства близких цветов и объединяя красочные пятна в крупные зоны одного цвета. Условный объем фигур при этом выявляется светом, окрашенным разными оттенками холодного голубоватого тона. Эти характерные для живописи праздников из коллекции М.Н. Попова принципы последовательно проводятся в тверских произведениях.

6.

Век:XV
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: В верхней части иконы изображен Спаситель, возносящийся в славе, поддерживаемой двумя ангелами. Внизу в центре - Богоматерь с молитвенно воздетыми руками в окружении апостолов. За Богоматерью стоят два ангела. Справа изображен апостол Павел, слева - Петр. Лики апостолов обращены ко Христу. О Вознесении Господа на небо на сороковой день после Пасхи говорится в текстах Евангелий от Марка (Мк. XVI, 19-20) и от Луки (Лк. XXIV, 50-53), а также Деяний апостолов (Деян. I, 9-11, II, 33). Вознесение произошло на Елеонской горе, куда Спаситель привел своих учеников. Согласно церковному преданию, вместе с апостолами присутствовала и Богоматерь. "И, когда благословил их, стал отдаляться от них и возносится на небо". (Лк. XXIV, 51). В этот момент явились два ангела, возвестившие о грядущем Втором Пришествии Спасителя на землю. Иконография "Вознесения" складывается уже в раннехристанское время и в дальнейшем не претерпевает существенных изменений. Образы "Вознесения" известны в составе праздничных рядов русских иконостасов с середины XIV века (праздничный ряд 1340-1341 годов иконостаса Софии Новгородской). По сравненю с дошедшими до нас русскими иконами XIV-XV веков на этот сюжет, кирилловское "Вознесение" имеет ряд особенностей. Так, ангелы, несущие славу, в которой возносится Спаситель, представлены не в профиль, а почти фронтально. Что касается двух ангелов, стоящих по сторонам от Богоматери в нижней части иконы, то они изображены с опущенными руками, в темных одеждах, а лики их обращены в одну сторону.

Стилистическая справка: Икона принадлежит к группе памятников, созданных "вторым" художником кирилловского иконостаса. Изображение горок с широкими забеленными лещадками напоминает горки из "Крещения" и "Преображения".


Фрагмент. Фигура Богоматери


Фрагмент. Фигура Спасителя


Фрагмент. Горки


Фрагмент. Ангелы

7.

Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Фрагмент. Ангел


Фрагмент. Лики Богоматери, ангела, апостолов


Фрагмент. Ангел из Вознесения

8.

Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Стилистическая справка: Особенностью иконографии иконы является также изображение следов Спасителя, оставленных Им на Елеонской горе перед Вознесением.


Фрагмент. Вознесение.

9.

Век:XVI
Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На лицевой стороне иконы помещено изображение праздника, на оборотной - наиболее почитаемых святых церковного года.

Стилистическая справка: Плотное коричневое письмо ликов, жесткий, черный контур, усиление роли линейного рисунка, приобретающего каллиграфический характер, широкое использование орнаментов, колорит, в котором господствуют темные охры и глухие зеленые и коричневе тона, характерные черты письма второй половины XVI века.

10.

Век:XVI
Место хранения: Собрание арт-галереи "Дежа вю"

Иконографическая справка: Происходит из праздничного ряда иконостаса. Редкой иконографической подробностью является изображение неба (в виде сегмента), принимающего в себя мандорлу с возносящимся Христом. Представлено ограниченное число фигур апостолов - по две с каждой стороны от Богоматери.

Стилистическая справка: Плотно заполненная и ритмично построенная композиция, рисунок фигур, типы ликов и их экспрессия, трактовка горок определяют датировку иконы третьей четвертью XVI века, в рамках 1550-1560-х годов. Художественные достоинства памятника указывают на то, что исполнивший его мастер принадлежал к развитой традиции, уходящей корнями в древность. Колорит и приемы личного письма связывают икону с художественной культурой городов центральной части России, возможно Верхневолжья.

11.

Век:XVI

Иконографическая справка: Иконографическая схема иконы близка изображению этого сюжета из чина храма Николы в Любятово. Несколько отличаются позы апостолов, стоящих по сторонам от фигуры Богоматери, представленной в типе Оранты. Характерными особенностями данной иконы являются изображения двух ангелов за спиной Богоматери, которые сливаются почти в одно целое, а их строго симметричные жесты и распростертые крылья по рисунку напрминают геральдический знак. Кроме того, слава Христа представлена не высоко в небесах, а касается Елеонской горы. На ее вершине изображен камень со следами ног Спасителя - типичная для искусства Пскова деталь иконографии Вознесения. Благодаря отмеченным особенностям, икона воспринимается как достоверное свидетельство о свершившемся событии - кажется, что ноги возносящегося Христа только что стояли на камне.

12.

Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

13.


Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Иконография данной иконы восходит в общих чертах к варианту, известному в московских памятниках раннего XV века - иконостасах Успенского собора во Владимире (1408 г.) и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1420-е гг.). Отличие состоит в отсутствии одного из апостолов, изменении позы апостола, возглавляющего левую группу, а также в добавлении пары трубящих ангелов за славой Христа. Кроме того, здесь присутствует примечательная деталь: камень со следами ног вознесшагося Спасителя на Елеонской горе - реальная реликвия, сохранившаяся доныне в храме Вознесения на Елеонской горе в Иерусалиме. Почти все особенности этой иконы восходят к храмовому образу псковской церкви Новое Вознесение 1542 года (ныне в Новгородском музее) или к общему несохранившемуся образцу.

14.

Вознесение (из праздничного чина)
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Икона совмещает признаки нескольких иконографических изводов Вознесения. Нижняя часть композиции почти тождественна одноименной иконе из праздничного ряда придела Рождества Богородицы Софийского собора в Новгороде, который был исполнен в 1530 - 1540-х гг. в мастерской архиепископа (будущего митрополита) Макария. К числу особенностей, сближающих эти две иконы, относится изображение Богоматери в типе Оранты - в отличие от большинства русских икон XV века - а также позы апостолов и ангелов, стоящих за Богоматерью. Верхняя часть композиции укрупнена - что характерно именно для псковских икон Вознесения XVI века, в которых особо акцентировалась тема грядущего Второго пришествия Судьи и Вседержителя. По иконографии она представляет собой промежуточный вариант между более традиционным изображением летящих ангелов, поддерживающих славу Христа снизу, и ангелов коленопреклоненных, котрые обхватывают славу двумя руками (этот вариант известен, начиная с "Вознесения" 1497 года из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и, в частности, использован на уже упомянутой иконе Рождественского придела Софии Новгородской).

15.

Век:XVII
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилистическая справка: Икона повторяет известный по целому ряду произведений псковской иконописи 15-16 веков извод с изображениями четырех ангелов, поддерживающих мандорлу с Христом, и камнем на вершине Елеонской горы.

16.

Век:XVII
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

,
иконописец Юрий Кузнецов

В Евангелии от святого Иоанна Христос сказал ученикам на прощальной беседе: «В дома Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: ″Я иду приготовить место вам″. И когда пойду и приготовлю место вам, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете и путь знаете» (Иоан. 4; 2–4). В этих Его словах – предвестие будущего воскрешения и вознесения, которое последовало через сорок дней.

Сорок дней Он был с ними, беседуя и уча, как дальше созидать им новую Церковь, как им уже самим распространять Христову веру, при этом ел с ними, чтобы они уверились совершенно, что Он вернулся к ним по воскресении Его. Так Господь готовил их к апостольскому служению, чтобы, получив в Пятидесятницу Святого Духа, они могли выйти на путь апостольского служения. Но сам Он уже не неотлучно находился с ними, а лишь являлся время от времени.

Сорок дней – это особое число в священной истории человечества, по закону Моисееву на сороковой день после рождения младенцы мужского пола должны были быть принесены в храм родителями, чтобы представить их Богу. Так и Господь, будто рожденный вновь в Светлое Его Воскресение, на сороковой день по Пасхе взошел в Небесный храм Отца Своего как Сын Божий. Он продолжил Закон, тем самым указав дальнейший путь всем, кто последует за ним в земной жизни.

И вот на сороковой день Господь в последний раз в земной Своей жизни явился ученикам, когда они и Его Пречистая Матерь находились в Иерусалиме по данному Им повелению. Он вновь беседовал с ними и вновь сказал, чтобы никуда они не уходили из Иерусалима, пока не получат Утешителя. Вот тут кроется ответ на вопрос, отчего в первые годы христианства все ждали второго Христова пришествия вот-вот, совсем скоро – ученики Его все-таки тогда не избавились в достаточной мере от уверенности в том, что Он говорил им не о земном царствии, а об ином – Божием, и потому спросили Его: «Господи! Не в сие ли время восстановишь Ты царство Израилево?» А Он, не желая пока до конца открывать им то, что словами земными невозможно сказать, ответил им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец предоставил Своей власти. Но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Моими свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних стран земли» (Деян. 1, 6–8).

Когда все вместе они вышли к Вифании, к Масличной – Елеонской горе, Он взошел на самую вершину ее и простер руки в благословении над всеми, и, благословляя, стал подниматься ввысь. Там, над вершиной, парило белое легкое облако и вскоре скрыло его из глаз всех, кто с трепетом наблюдал за Его вознесением: «… Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1; 9). Так они стояли и смотрели ему вслед, печалились опять о том, что вновь разлучились с любимым Учителем, однако в памяти хранили Его слова: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16; 7).

Они бы так, наверное, долго еще стояли, но тут перед ними возникли два ангела в светлых одеждах и произнесли: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небе? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, некогда придет опять на землю таким же образом, как вы видели восходящим Его на небо» (Деян. 1; 8–14). И ученики вернулись домой, обнадеженные и Господом, и ангелами, славя Спасителя, и ожидавшие всего прочего, о чем Он заповедал им дожидаться.

История празднования

В Четвероевангелии наиболее подробно описано событие вознесения у евангелистов Марка и Луки и в первой главе Деяний апостолов. Празднование Вознесения Господня началось уже в I веке от Рождества Христова, о чем записано в Апостольских постановлениях, ведь ученики были свидетелями этого великого события.

Песнопения к празднику были написаны такими замечательными творцами многих молитв и других богослужебных произведений, как святой Иоанн Дамаскин и преподобный Иосиф Песнописец – им принадлежат каноны к празднику, которые датируются VII веком. Кондак и икос – сочинение Романа Сладкопевца, оно относится по времени создания примерно к V веку.

Повсеместное празднование Вознесения как самостоятельного праздника началось только в IV веке, когда после победы равноапостольного царя Константина Великого над языческим Римом христиане получили достаточно свобод, чтобы, не таясь, исповедовать Христову веру. До этого времени Вознесение праздновали вместе с праздником Сошествия Святого Духа, то есть в Пятидесятницу, то есть не на сороковой, а на пятидесятый день после Пасхи.

Тогда же в IV веке равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого, по велению своего царственного сына отправилась в Иерусалим и разыскала и путь, которым шел на Голгофу Христос, и место Его распятия, и сам Крест Животворящий, на котором был распят Господь, и место Его вознесения. Святая царица воздвигла храм над тем местом, где остался отпечаток Его стопы, теперь там стоит величественный cобор Вознесения Господня.

Значение иконы

О вознесении Его свидетельствовали такие Святые Отцы древности, как Иоанн Златоуст и блаженный Августин. Толкование Иоанна Златоуста к этому явлению, которое возвышает человека до его истинного масштаба, к которому он должен стремиться, чтобы быть достойным себя самого, сотворенного по образу Божию и подобию, удивительно, трогательно и полно Божественного величия одновременно: «Ныне – в день Вознесения, род человеческий примирен совершенно с Богом, древняя брань и вражда истреблены, и мы, которые недостойны жить и на земле, вознесены на небо. Ныне наследуем Царство Небесное мы, которые не стоим и земного, восходим на небо, наследуем Престол Царя и Владыки, и естество человеческое, которому херувим возбранял вход в рай, вознесено теперь превыше всякаго херувима».

«… И естество человеческое… вознесено теперь превыше всякаго херувима». Вот где величие, вот конечная точка прибытия человечества, за которой начинается Вечность с Ним. Это наследие – истинный дом людей, здесь же, на земле, мы только учимся быть такими, чтобы там, у Престола Божия мы смогли существовать, не погибнув. Чтобы быть ТАМ, жить естественно в условиях Царствия Божия, надо обладать определенными качествами, иначе нам просто не удержаться, не вынести той чистоты, того Света Фаворского, который высветит каждую тень, каждый темный уголок души, представшей перед Богом. Все темное будет уничтожено этим Светом, Духом Святым, и в душах останется только Истина и Красота, достойные пребывания при Нем одесную Его…

Так завершилось земное служение Сына Божия. Он указал нам путь, Он открыл нам двери, о которых говорили ветхозаветные пророки, связав мир здешний с миром горним. Это такая драгоценность, что если ее осознать – то становится ясно, что с радостью к человеку пришла и огромная ответственность перед Богом, прежде всего, за себя самого. Если уж Бог готов был стать человеком, чтобы спасти всех, то как нам, получившим возможность обожения, пренебречь ею! Да, Царство Божие силою дается, но Господь никогда не оставляет без помощи тех, кто стремится быть с Ним и здесь и ТАМ, куда Он зовет за Собою всех в Царство Отца, которое люди когда-то оставили. Теперь Сын Божий вознесением Своим открыл путь, по которому мы можем вернуться под кров Отчий, и звучат на праздничном светлом богослужении слова, обращенные к Спасителю: «Возшед на небеса, отонудуже и сошел еси, не остави нас сирых, Господи: да приидет Твой Дух, нося мир мирови, покажи сыном человеческим дела силы Твоея, Господи Человеколюбче».

Великий церковный праздник. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

О ЧЕМ МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Христос – наша защита и наше спасение. В молитвах перед иконой «Вознесение Господне» просят Господа о помощи в укреплении духовных сил, а также о том, чтобы Господь помог правильно расставить жизненные приоритеты между телесным и духовным.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Апостолы были потрясены смертью Учителя и не поверили рассказу жен-мироносец о том, что они разговаривали с Иисусом Христом после Его смерти. Но вскоре они сами смогли убедиться в том, что их Учитель был необычным человеком.

По пути из Иерусалима в небольшое селение Эммаус, Иисус в образе другого человека подошел к своим ученикам Луке и Клеопе, но они не узнали Господа. На Его вопрос:

«Отчего вы так печальны?»

ответили:

«Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?»

И рассказали Незнакомцу о распятии Иисуса Христа, с горечью добавив, что они

«надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля…» (Лк. 24, 21)

Еще рассказали Ему о том, что несколько женщин сообщили им, что Иисус жив, но подтверждения этому нет, Его никто, кроме них не видел.
В ответ Иисус сказал:

«О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?»(Лк. 24, 25–26)

И начал объяснять им все, что говорили о Нем пророки, начиная от Моисея.

С этими разговорами путники подошли к Эммаусу и Лука с Клеопой пригласили Собеседника в гости. За ужином Незнакомец взял хлеб, благословил его, преломил и подал им точно так, как это делал их Учитель.

«Это ОН!»

догадались ученики, и в то же мгновение Иисус стал для них невидимым.
Лука и Клеопа поспешили обратно в Иерусалим и рассказали остальным апостолам о встрече, но они им не поверили. До тех пор, пока вечером воскресного дня сами не увидели Господа.

«Мир вам!»

— с этими словами Он явился им в Сионской горнице, хотя ее двери были закрыты. Апостолы смутились и испугались, но Господь успокоил их, а потом даже поужинал с ними. Тогда, наконец, апостолы поверили, что с ними разговаривает не призрак.
Все, что написано в ветхозаветных пророчествах – исполнилось:

«так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24, 45–48).

Среди апостолов не было одного, Фомы. Ему рассказали о встрече с Господом, но он сказал

«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).

Через восемь дней, Иисус снова явился перед своими учениками. И когда Фома убедился, что Его руки пробиты гвоздями, воскликнул:

«Ты - Господь мой и Бог мой!»

После Воскресения, Господь не один раз являлся Своим ученикам, учил их, разговаривал о Царстве Небесном и о той истине Своего учения, о которой они должны были поведать всему миру:

«…дана Мне всякая власть на небе и на земле. …идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 18–20)

И вот наступил сороковой день видимого пребывания на земле Господа Иисуса Христа. В своей прощальной беседе Он сказал ученикам:

«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15)

и пообещал Свою поддержку:

«Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

После этого Иисус с учениками пошли на Елеонскую гору. Когда они поднялись на вершину горы, Господь поднял Свои руки и благословив их, стал подниматься, возноситься вверх до тех пор, пока светлое облако не скрыло Его от апостолов. Долго они еще стояли и с грустью смотрели наверх, в опустевшее небо.
Но Господь утешил учеников, тотчас послав им двух Ангелов, которые поведали им о том, что Иисус придет к ним еще:

«Приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин. 14, 3).

После этой радостной вести от Ангелов, апостолы возвратились в Иерусалим. В молитве они начали ждать сошествия на них Святого Духа, который дал бы им силы для проповедования Учения Христа во всем мире.

ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТА

Воскресение Христа и его Вознесение смогли убедить апостолов в том, что Его учение — истинное и что Он действительно есть Бог воплощенный. Никто так, кроме Бога, не смог бы вознестись в собственном (земном) теле.
Все православные христиане должны помнить о том, что мы, хотя и живем на земле, но принадлежим не ей, а небу. И думать мы должны в первую очередь о духовности, а не о материальных ценностях, которые после нашей кончины останутся здесь, на земле.

«В день Вознесения Господь разлучился со Своими учениками надолго – до второго Своего пришествия. Но, вознесясь на небо, Господь оставил Церкви Своей драгоценное духовное наследие – Свое благословение. Господь, возносясь, благословлял учеников и не переставал благословлять, пока не скрыло Его облако. Это всеутверждающее и всеосвящающее Божие благословение навсегда запечатлелось в памяти учеников. Его пронесли по всему миру святые апостолы и проповедники христианства. Его чувствуем и мы с вами. И нам, дорогие, надо знать и помнить, что оно всегда живо и действенно, всегда исполнено благодатной силы, всегда несет с собою Божие дарование, возносит наши души и сердца к Богу. В этом благословении наша радость и источник сил. Аминь»

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение.

ВИДЕОФИЛЬМ

Описание Вознесения Господа содержится в канонических текстах Нового Завета: подробно об этом рассказывается в Деяниях святых апостолов (Деян 1: 2–12) и Евангелии от Луки (Лк 24: 50–51), краткое изложение этого события приводится в конце Евангелия от Марка (Мк 16: 19). Согласно преданию, храм на месте Вознесения Христа - Елеонской горе близ Иерусалима - был воздвигнут стараниями святой императрицы Елены, которая побывала в Святой Земле около 327–328 года и организовала поиск святынь и строительство церквей.

Часовня на месте Вознесения, сооруженная крестоносцами там, где находился раннехристианский храм

В восточной части христианского мира до конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы, вероятно, еще совершалось вместе, на пятидесятый день после Пасхи. Об этой традиции пишет западная паломница Эгерия, побывавшая в Святой Земле около 381–384 года. Она сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, идут «на то место, откуда Господь вознесся на небо», и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о празднике.

Возможно, следствием этого единого празднования, стало встречающееся в раннехристианском искусстве изображение Вознесения и Пятидесятницы в одной композиции, например, на происходящей из Палестины ампуле, служившей сосудом для святынь, привозимых из паломничества. В этой миниатюрной композиции Бог Дух Святой изображен так, как Он был видим во время в Иордане - в виде голубя, нисходящего из широко раскрытой десницы Бога-Отца.

«Вознесение-Пятидесятница» Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись

Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение как отдельный праздник на сороковой день после Пасхи. К V веку относятся и первые дошедшие до нас изображения Вознесения, например, датируемый началом V века аворий - резная планкетка из слоновой кости.

Аворий. Начало V в. Баварский национальный музей, Мюнхен, Германия

В прямоугольный формат авория вписано две сцены: внизу изображены жены-мироносицы у Гроба Господня, вверху - Вознесение, представленное настолько непривычно для современного зрителя, что непросто идентифицировать изображенное. Иисус Христос широкими шагами поднимается по склону горы, держась при этом за десницу Бога-Отца, протянутую из сегмента, символизирующего духовное Небо, Царство Небесное.

Такое изображение является практически дословной иллюстрацией слов проповеди апостола Петра, сказанной сразу после сошествия Святого Духа на апостолов: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак Он, Был вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2:32–33). В искусстве Западной Европы такой вариант иконографии был достаточно популярен и удержался до времени готики, на Востоке же этот извод не прижился, видимо, из-за отсутствия мотива триумфа и теофаничности, необходимого в изображении этого столь важного события.

Деревянная дверь церкви Санта-Сабина. Vв. Рим, Италия. Фрагмент

На резной деревянной двери римской церкви Санта-Сабина (ок. 430 г.) Вознесение изображено уже в более традиционном виде, хотя и с некоторыми особенностями, характерными для раннехристианского искусства. В центре верхнего регистра представлен Спаситель, возносящийся стоя во славе, изображенной не просто как ореол (клипеус, медальон), а как большой лавровый венок.

Эта деталь создает акцент на теме триумфа, победы - венки из лавра традиционно могли получать только победители соревнований, или полководцы, возвращавшиеся в Рим после удачной кампании. С четырех сторон лавровый медальон как бы поддерживают на своих крыльях тетраморфы - четыре таинственные ангельские существа, имеющие лица льва, тельца, быка и человека, которых видел пророк Иезекииль во время явления ему Божественной славы (Иез. 1:1–26).

Художник пытается всячески подчеркнуть торжественный, триумфальный характер восшествия Господа во плоти на небеса. Размещенные ниже тетраморфов аллегорические изображения Солнца и Луны представляют весь тварный мир, созерцающий Вознесение своего Творца.

Тема Теофании, явления Божества во всей Своей славе и силе, соответствует основному контексту события Вознесения. Ученики становятся свидетелями прославления Сына, свидетелями явления Божественной славы Сына миру. Вознесение Господа - это и образ Его Второго пришествия. Явившиеся апостолам ангелы сообщили, что: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). Это эсхатологическое значение Вознесения передается через общий теофанический характер всей композиции.

Именно в силу своей теофаничности изображение Вознесения помещалось в самой иерархически значимой зоне храма - на своде купола. Существует предположение, что именно Вознесение было изображено в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной святым Константином Великим. Эта композиция занимала свод купола в церкви Св. Софии в Фессалонике, храмов Каппадокии, церкви св. Апостолов в Пече, соборе Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, церкви св. Георгия в Старой Ладоге, Преображенской церкви на Нередице (фреска разрушена), соборе Сан Марко в Венеции.

Мозаика купола церкви Св. Софии в Фессалонике. 880-885 гг. Греция

На миниатюре «Кодекса Раввулы», происходящем из Сирии, Вознесение изображается на фоне живописного горного пейзажа. Кроме крылатых тетраморфов у основания мандорлы (овала, символизирующего славу и сияние Божества) помещены некие огненные колеса, которые видел пророк Иезекииль. Вся изображенная «конструкция» напоминает античную колесницу, которой правит Господь.

Если вспомнить, что полководец, заслуживший церемонию триумфа, въезжал в город на колеснице, то подобная художественная аллегория становится вполне понятной. Два ангела, представленные в виде крылатых юношей, подносят Христу венки - награду триумфатора, другие два как бы поддерживают мандорлу.

Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия

Ниже огненных крыльев тетраморфов изображена десница Бога-Отца. Трепещущие в воздухе огненные всполохи могут истолковываться и как деталь упомянутого видения Иезекииля: «огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня» (Иез. 1:13), и как огненные языки, сходящие на стоящих внизу апостолов. Таким образом, на этой миниатюре, как и на ампуле, присутствует изображение двух событий: Вознесения и .

Миниатюра Евангелиария (Athos Dionisiou 587). Византия. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон

В искусстве средневизантийского периода Спаситель изображался восседающем на престоле, на радуге или на небесной сфере. Такой вариант изображения утвердился в иконографии, поскольку он наилучшим образом передает догмат, изложенный в тексте Символа Веры: «…И возшедшего на небеса и сидящего одесную Отца…».

Практически всегда в композиции наблюдается интересный анахронизм: в нижнем регистре, рядом с одним из двух указующих на Господа ангелов в белых одеждах изображается апостол Павел, который на тот момент не только не был учеником, но был гонителем христиан Савлом. Вскоре после Пятидесятницы он стерег одежды иудеев, побивающих камнями архидиакона Стефана, и одобрял это убийство.

Данное несоответствие хронологии объясняется тем, что икона никогда не понималась в Православии как точная, формальная иллюстрация текста Священного Писания. Икона не только «показывает» событие, но раскрывает его смысл и значение. Образ Вознесения - это образ Новозаветной Апостольской Церкви, основанной Христом и распространенной по всей земле проповедью апостолов и их преемников. Поэтому на иконе Вознесения всегда изображается апостол Павел.

Икона не призвана выражать только «букву» Писания, иначе, например, изображение Богородицы на иконе Вознесения было бы сомнительным, так как в тексте не говорится о Ее присутствии на Елеонской горе. Однако Богородица всегда изображается, поскольку икона должна передавать самую суть Священного Писания, выражать основы Христианского вероучения.

Церковь учит, что Вознесение - это окончание земного служения Спасителя, завершающий момент домостроительства Сына Божия. Оно началось в Вифлееме, когда Вторая Ипостась Пресвятой Троицы - Бог Сын - воплотился от Пресвятой Девы. Ее присутствие на иконе Вознесения напоминает о начале домостроительства Сына, логическое завершение которого произошло на горе Елеон. Далее, с момента Сошествия Святого Духа, начинается новый этап истории - домостроительство Бога Духа Святого.

Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись

Реликварий капеллы Санкта Санкторум. Конец VI – нач.VII в. Музеи Ватикана. Фрагмент

Золотое кольцо. Византия. VII в. Художественный музей Уолтерса, Балтимор,США

Центр триптиха. VII-IX в. Монастырь св.Екатерины на г. Синай, Египет

Византийская икона. VIII-IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Византия. Середина IX (?) в. ГИМ, Москва

Серебряная пластина. XI-XII в. Музей изобразительных искусств им. Ш. Амиранашвили, Тбилиси, Грузия

Фреска Агакалти-Килисе. Начало XI в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Каранлик в Гёреме. XI-XIII в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Св.Софии в Охриде. Середина XI в. Македония

Фреска Спасо-Преображенского соб. Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г. Россия

Фреска купола церкви св.Георгия в Старой Ладоге. 60-е годы XII в. Россия

Фрагмент амвона из кости. Германия. Кельн. XII в. Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта

Икона-эпистилий. Византия. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция, Италия

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция. Фрагмент

Стилизация под византийскую эмаль. Европа. XIX в. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США

После чуда воскресения Христа, в честь которого христиане празднуют Пасху, вторым величайшим чудом явилось Его вознесение на сороковой день после Распятия, то есть окончание Его земного пути и возвращение к Отцу Небесному. Этот великий момент и изображает икона «Вознесение Господне». Она относится к иконам праздничного чина, поскольку само Вознесение Господне – это двунадесятый православный праздник.

Описание иконы

Основная история земного служения Христа изложена в четырех Евангелиях, там же описано и Вознесение. Икона «Вознесение Христа» представляет собой многофигурную композицию. Наверху в круге синего или зеленого цвета изображен сидящий Спаситель со свитком в левой руке, символизирующим Евангелия, и поднятой в благословляющем жесте правой рукой. Круг поддерживают два ангела.

Внизу стоит Матерь Божия, окруженная двенадцатью апостолами (без Иуды). За Ее спиной – два ангела, указующие перстами вверх, на возносящегося Спасителя. Обращает на себя внимание одеяние Иисуса. На иконах, посвященных Его земной жизни, Он обычно изображается в очень скромной одежде, здесь же, в момент вознесения, предстает в царском золотом одеянии – это поистине Царь Небесный.

Значение иконы Вознесения Господня

Значение Вознесения Господнего неоценимо – это самое важное событие, описанное в Новом Завете. Оно наглядно явило, что в Иисусе сочетаются две сущности – божественная и человеческая, которую Он принес в жертву во искупление первородного греха, тем самым дав обетование, что праведники смогут обрести вечную жизнь у Божественного Престола.

Первородный грех закрыл людям путь к Царствию Божию, Спаситель же вновь открыл его, принеся Себя в жертву. Именно это открытие пути в Царствие Небесное и показывает икона Вознесения Господня.

Этот сюжет широко распространен как в православной иконописи, так и во всем христианском мире

Часто его можно увидеть на росписи куполов православных и католических храмов, и всегда Вознесение вызывает и у верующих, и у неверующих ощущение невероятно торжественного, судьбоносного момента для всего человечества.

Особенно на иконе «Вознесение» впечатляет образ Иисуса Христа. Если на иконах, посвященных Его земной жизни и распятию, выявляется Его человеческая сущность, то при Вознесении – сущность божественная во всем своем величии. Душа каждого верующего исполняется ликования при виде Его величия и могущества, и в ней, в этой грешной человеческой душе, возникает надежда на искупление и Вечную Жизнь.

Здесь Господь действительно предстает во всей славе Своей, как Судия Небесный, который воздаст «каждому по делам его». В иконографии такое изображение Спасителя именуется Пантократор (в переводе с греческого Вседержитель).

В чем помогает икона Вознесения Господня

Новый Завет, заключенный Господом Богом через Сына Его Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя, дал каждому человеку надежду на вечную жизнь. Но в Царствие Небесное попадут лишь праведники, чтившие заповеди Христовы. Об этом напоминает икона Вознесения Господня: Иисус на своем земном пути проявлял милость к падшим, будучи же Царем и Судией Небесным, он будет справедлив и строг, и тогда каждый ответит за свои деяния.


Молясь перед иконой Вознесения, мы каждый раз осознаем, что нам придется предстать перед Его судом, и это помогает нам осознать суетность нашей жизни и совершаемые нами грехи. В то же время молитва перед этой иконой помогает нам обрести силы для следования Его заветам, чтобы, когда придет час предстать перед Господом, душа наша была чиста. Когда мы вверяем себя Ему, Он служит нам защитой; уповая на Него, мы становимся сильнее.

Молитва перед иконой

Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца! В сей “ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения” Твоего “земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари”, человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь