Пятидесятый день. Воскресное чтение евангелие. День рождения Церкви

Пятидесятый день. Воскресное чтение евангелие. День рождения Церкви
Пятидесятый день. Воскресное чтение евангелие. День рождения Церкви

После Вознесения Иисуса Христа наступил десятый день — пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, т. е. по нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и остановились по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

По случаю праздника Пятидесятницы, в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: «не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?» И в недоумении говорили: «они напились сладкого вина».

Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, Воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: «итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».

Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: «что нам делать, мужи братия?»

Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начало становиться на земле святая Церковь Христова.

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и Воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения Таинств и проповеди учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров и диаконов.

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в Святой Православной Церкви невидимо — в ее святых Таинствах, через преемников-апостолов — пастырей Церкви — епископов и священников.

Праздник Святой Троицы называется также Пятидесятницею потому, что сошествие Святого Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и во славу Пресвятой Троицы, и во славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком.

Первый день Пятидесятницы, воскресение, Церковь посвящает преимущественно во славу Пресвятой Троицы. Этот день в народе называется Троицыным днем. Второй — понедельник — во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.

Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним Богослужением в Троицын деньна котором с коленопреклонением читаются три молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждено душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших, да упокоит их Господь «в месте светле, злачне и покойне».

День Святой Троицы. Пятидесятница

День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей.
Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т. е. понедельник - во славу Духа Пресвятого, отчего и называется .
В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.

День Святой Троицы. Пятидесятница. Праздник называется Днем Святой Троицы, так как согласно христианскому вероучению с момента сошествия Святого Духа на апостолов открылась третья Ипостась (Лицо) Триединого Бога и во всей полноте началось участие Трех Лиц Божества - Отца, Сына и Святого Духа в спасении человека. Еще в апостольское время установилось празднование Дня сошествия Святого Духа, но праздник вошел в христианский календарь официально лишь в конце четвертого века, когда Церковь приняла догмат о Троице на Втором Вселенском Соборе в Константинополе в 381 году.
После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.
Был третий час дня по еврейскому счету часов, то есть по нашему - девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».
Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.
В пятидесятый день после Пасхи совершается праздник в воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Состоит он из двух дней, первый из которых посвящен прославлению Пресвятой Троицы и памяти сошествия Святого Духа на апостолов и потому называется Троицыным днем (Святая Троица), а второй день - в честь Всесвятого Животворящего Духа и называется Духовым днем (). В Троицын день, тотчас после литургии, совершается вечерня, на которой читаются с коленопреклонением молитвы о том, чтобы Господь ниспослал нам благодать Святого Духа и помянул всех усопших отцов и братий наших.
Название Пятидесятницы этот праздник получил как потому, что воспоминаемое в сей день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, так и потому, что после Пасхи он бывает в 50-й день. Этот праздник называется также Днем сошествия Святого Духа на апостолов и Днем святой Троицы (в просторечии - Троицын день). Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты. Церковь в этот праздник особенно призывает верующих поклониться Триипостаснoму Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.
Праздник в воспоминание великого события сошествия Святого Духа установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали воспоминать это событие всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). В Апостольских постановлениях заповедано праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь послал дар Святого Духа». И праздник Пятидесятницы под названием Дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенное торжество придавал ему обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда пение на литургии праздника «Елицы во Христа крестистеся»). В IV веке святым Василием Великим были составлены молитвы коленопреклонные, читаемые доныне на праздничной вечерне. В VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и ныне употребляет Церковь.
С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще в ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23, 10-17). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. От апостолов и христиане украшают храмы и дома свои зелеными древесными ветвями и цветами. Украшение зелеными ветвями храмов и домов напоминает и священную дубраву Мамврийскую, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников. Деревья и цветы обновляющейся весны в этот день Божественной благодати указывают на таинственное обновление наших душ силою Святого Духа и служат призывом к духовному обновлению всей жизни нашей во Христе Господе и Спасителе.
В понедельник по Пятидесятнице бывает праздник в честь Всесвятого, Животворящего и Всесильного Духа, единого от Троицы, единосущного и единославного Отцу и Сыну. Это отдельное богослужение и прославление Святого Духа на следующий день праздника совершается «чести ради Всесвятого Духа».

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали "Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа" – "Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную".
День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию.
На Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная; так, вероятно, была украшена и Сионская горница в тот благословенный день. На этот обычай могло иметь влияние и явление Бога в виде трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, где была куща (шатер) патриарха.
Новозаветная Церковь сохранила этот обычай, усвоила ему и новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей,

низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную,

Человеколюбче, слава Тебе.

(Тропарь праздника)

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные,

и почили по одному на каждом из них (Деян. 2, 3).

Огненные языки

В День Святой Троицы вспоминается и прославляется сошествие на Апостолов Святого Духа. Это событие совершилось в Иерусалиме после Вознесения Господня при наступлении праздника иудейской Пятидесятницы. По закону Моисееву было принято праздновать 50-й день после Пасхи, когда заканчивалась жатва и освящались первые плоды нового урожая. С этим праздником у евреев связывалось также воспоминание Синай­ского законодательства.

На Пятидесятницу иудеи в великом множестве отовсюду стекались в Иерусалим. Интерес к торговле и бесконечные войны, в которых они часто становились добычей победителей, рассеял иудейский народ далеко за пределами Палестины. И вот ежегодно евреи прибывали в Иерусалим из Европы, Азии и даже Африки, чтобы отпраздновать иудейскую Пятидесятницу. В городе в те дни царило невероятное столпотворение.

Ученики Христовы, как сказано в книге Деяний святых Апостолов, после Вознесения Христова возвратились в Иерусалим и единодушно пребывали в молении и молитве (Деян. 1, 12−14) в горнице (верхней комнате дома), быть может, той самой, где была совершена Спасителем Тайная вечеря. Вместе с Апостолами находились жены-мироносицы во главе с Пресвятой Девой Марией. Общее число учеников Христовых - первая община верных - достигало 120 человек. Все они пребывали в напряженном молитвенном ожидании сошествия Святого Духа, которого Христос обещал послать от Отца по Своем Вознесении (Ин. 15, 26).

И вот утром, когда ученики собирались идти в храм, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 2−4).

Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? (Деян. 2, 7). Ученики Хрис­товы, своим видом обнаружив галилейское происхождение (а Галилея слыла страной темной и необразованной), приводят народ в смятение. Как эти невежды могут говорить на стольких языках, откуда у этих простецов, которые за свою жизнь обычно не видят ничего, кроме утлой лодчонки, старых сетей и Галилейского моря, взялись такие знания? Многие из удивлявшихся находят лишь одно объяснение: они напились сладкого вина (Деян. 2, 13).

В говорении Апостолов на разных языках мы видим прообраз того, что в Церковь Христову должны войти все племена и народы. Как когда-то Господь смешал языки строителей Вавилонской башни, и они, перестав друг друга понимать, оставили свое безумное предприятие и разошлись по разным странам, так Апостолам дар языков был дан, чтобы понести слово Божие многим народам.

«Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа», - слышим мы в кондаке праздника.

Почему же сейчас мы не встречаем у христиан таких чрезвычайных способностей? Почему в настоящее время миссионерам, готовящимся проповедовать слово Божие в других странах, среди чужих народов, приходится не один год просидеть над учебниками? «Служение апостольское, дар языков, дары истолкования, исцеления, чудотворения, пророческое служение и прочие дарования могут быть в Церкви, а могут и отсутствовать, однако Церковь от этого не перестает быть тем, чем она является», - пишет догматист священник Олег Давыденков.

От Отца через Сына в Духе Святом

Всесвятый Душе, исходяй из Отца и Сыном пришедый к безкнижным учеником,

Тебе Бога познавших спаси и помилуй всех.

Теперь зададимся вопросом: почему праздник, когда вспоминается и прославляется сошествие на Апостолов Святого Духа, называется Церковью Днем Святой Троицы? Почему богослужение Пятидесятницы в своих песнопениях и чтениях так глубоко и назидательно раскрывает всю сущность учения о Триипостасном Боге?

Потому что в день Святой Пятидесятницы завершается домостроительство нашего спасения, в котором равно участвует Отец, Сын и Святой Дух. «Чему быть благословил Бог Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, - то присвоить верующим снизшел ныне Дух Святый», - пишет святитель Феофан Затворник.

Божественная благодать является общей для всех Трех Лиц Святой Троицы. И Отец, и Сын, и Святой Дух участвуют в ее раздаянии. «Подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца через Сына в Духе Святом», - пишет святитель Афанасий Великий. Почему же мы привычно говорим о благодати Святого Духа? Потому, что благодать достигает нас, по слову святителя Василия Великого, в Ипостаси Духа Святого. Непосредственное усвоение нам благодати осуществляет именно Третье Лицо Пресвятой Троицы.

«Приидите людие, триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом: Отец бо безлетно роди Сына соприсносущна и сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляемь: едина сила, едино существо, едино Божество. Емуже покланяющеся вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа: Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир: Святый Безсмертный, Утешительный Душе, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе», - слышим мы во время богослужения праздника.

Так, в день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Святой Троицы. Догмат о Триипостасном Боге является основным в христианстве. Все богослужения нашей Церкви начинаются с прославления Святой Троицы. В таинстве Крещения Церковь возрождает человека к вечной жизни во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Кающемуся отпускаются грехи также во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. При погребении усопшего священник возглашает молитву: «Яко Ты еси воскресение, живот и покой.» - и заканчивает обращением к Пресвятой Троице.

Праздник попразднственный

Дух премудрости Твоея моим подаждь помышлением, дух разума безумию моему даруяй,

духом страха Твоего моя осени дела, и дух правый обнови в утробе моей,

и духом владычним мыслей моих поползновение утверди.

(Из молитвы коленопреклоненной

святителя Василия Великого)

Праздник Святой Пятидесятницы отмечали с великой торжественностью с первых веков христианства. Уже в Апостольских постановлениях мы встречаем указание: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (то есть Пасхи); сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа».

День Святой Пятидесятницы, как мы слышим в церковных песнопениях, праздник попразднственный, будто венчающий, завершающий все великие двунадесятые праздники. На Божественной литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся.», что обусловлено древним обычаем крестить в этот день оглашенных.

Великая вечерня в день праздника совершается в соединении с Литургией. Во время вечерни читаются три коленопре­клоненных молитвы святителя Василия Великого. (Колена преклоняются впервые после Пасхи.) Эти молитвы священник читает, стоя на коленях в царских вратах лицом к народу.

Существует древний обычай в день Пятидесятницы украшать храмы и дома ветвями деревьев, разнотравьем и цветами. Вероятно, так еще по ветхозаветной традиции была убрана Иерусалимская горница, где Дух Святой сошел на Апостолов. Украшенные зеленью храмы и дома напоминают также о Мамврийской дубраве, где патриарх Авраам удостоился принять под видом трех странников Святую Троицу.

В понедельник после Пятидесятницы Церковью празднуется День Святого Духа. Седмица после Троицы - сплошная. Мясоед в среду и пятницу установлен не ввиду грядущего Апостольского поста, а по случаю величия праздника Святой Троицы. Как пишет церковный писатель XIII века епископ Цитр­ский Иоанн: «Разрешается (то есть отменяется) пост на седмицу по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святой равночестен Отцу и Сыну и по благоволению Их совершилось таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания».

В этот двунадесятый праздник воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4).

Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.

Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати.

В день Пятидесятницы на общество учеников, как начало Церкви Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.

Чрезвычайное благодатное действие произвел Дух Святой на учеников Христовых и апостолов: они совершенно переменились, стали как бы другими людьми; они почувствовали в себе такую любовь к Богу и людям, о какой раньше представления не имели1. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать для славы Божией и спасения людей.

Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь; в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог Сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же».

Святым Духом подаются глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник Божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость.

«Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный...».

В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение.

Все наше богослужение — общественное и частное - начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение...» заканчивается обращением ко Святой Троице.

Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный. Он есть завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.

История праздника

Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямая заповедь праздновать Св. Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа». Праздник Пятидесятницы под названием дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда — песнопение литургии: «Елицы во Христа крестистеся...»). В IV веке были составлены св. Василием Великим читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.

Данное корреспонденту журнала «Фома» Марине Бирюковой кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, автором учебного пособия «Устав православного богослужения» АЛЕКСЕЕМ КАШКИНЫМ.

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 1-4).

День рождения Церкви

Так завершилось домостроительство нашего спасения, так открылось людям Триединство - Отец, Сын и Святой Дух. Так родилась Церковь, исповедующая Святую Троицу.

Пятидесятница - начало апостольской проповеди

Троица, она же Пятидесятница, как и Пасха, имеет свой ветхозаветный прототип. На пятидесятый день после иудейской Пасхи начиналась жатва, и в жертву Богу приносили первый сноп пшеницы. А в Новом Завете Спаситель называет Своих учеников делателями жатвы (см.: Мф. 9, 37–38). Проповедь апостольская - это жатва духовная, а Пятидесятница - начало апостольской проповеди. Поэтому то, что Святой Дух сошел на апостолов именно в день Пятидесятницы, представляется совершенно неслучайным.

Есть еще одна параллель, она отражена в песнопениях праздника. Согласно Книге Исход, в начале третьего месяца (Пасха - середина первого месяца) Моисею на Синае был дарован Закон. То есть, по сути, была основана ветхозаветная Церковь. Поэтому рождение новозаветной Церкви именно в начале третьего месяца, в день Пятидесятницы, тоже представляется знаковым. Тогда был дарован Закон, теперь - Благодать Святого Духа. Но это параллель более поздняя - в период земной жизни Спасителя, при жизни апостолов иудейская Пятидесятница не воспринималась как праздник Синайского законодательства.

Троица - это обиходное название

Троица - это обиходное название. Обратите внимание, мы не встречаем его ни в Типиконе, ни в церковном календаре, там мы читаем - «Неделя такая-то по Пятидесятнице». И это наименование праздника действительно славянское. И оно совершенно неслучайно закрепилось на Руси: ее духовный расцвет, эпоха преподобного Сергия Радонежского, его духовных детей и внуков, одним из которых был, по всей вероятности, преподобный Андрей Рублев,- неразрывно связана с почитанием Святой Троицы.