Человеческие жертвоприношения у ацтеков. Приносили ли ацтеки людей в жертву? Торжественное открытие Великой Пирамиды

Человеческие жертвоприношения у ацтеков. Приносили ли ацтеки людей в жертву? Торжественное открытие Великой Пирамиды

Эндрю Маккинли

:::

Статьи и материалы

Статьи и материалы

:::

Жертвоприношения – это составные элементы духовных и религиозных верований в Месо- и Южной Америке, поскольку являются базовой идеей создания жизни и её бесконечного существования. В этой связи народы Месоамерики – майя и ацтеки – ценили жертвоприношения выше всего остального, а инки, считая их не менее важными, всё же придали им резко отличную форму в сравнении с рассматриваемыми двумя месоамериканскими сообществами. Жертвоприношение было важной формой благодарности и оплаты долга божествам, которым поклонялись в данных сообществах. У ацтеков и майя был схожий набор божеств с некоторыми примечательными персонажами, например, как мешикский бог войны Уицилопочтли. У инков был совершено другой набор богов, с которыми они взаимодействовали отличными от ацтекских и майяских способов, однако жертвоприношения также совершались.

Что такое жертвоприношение?

Жертвоприношение – это комплексная и важная, различная по форме практика, имеющая ценность для каждого из трёх рассматриваемых сообществ. Считается, что ацтеки и майя переняли практики жертвоприношения, соответственно, от тольтеков и ольмеков. Поскольку и тольтеки для ацтеков и ольмеки для майя обладали некоей полубожественностью, то нетрудно понять, почему они ассоциировали практики жертвоприношений как нечто, переданное им богами, и это стало для них основным способом показа своего религиозного рвения. Чаще всего жертвоприношения принимали 2 отличительные формы – ацтеки и майя приносили в жертву других людей. Они наносили увечья другим людям, а также умертвляли их быстро или же с использованием некоего ритуала. Второй формой жертвоприношения было самопожертвование. Наносились либо частичные увечья своему телу, либо даже удаления частей тела: удлинение мочки уха, губ или уплощение лба. Самым ярким и часто изображаемым способом самопожертвования было пускание своей крови. Жертвоприношения для инков, как и много другое в их империи, было делом государственным. В инкском государстве в честь богов приносили в жертву как людей, так и животных. Этим отмечались религиозные праздники и запечатлевали особые события жизни Сапа Инки (Besom, 2009). Самопожертвование в инкском сообществе не практиковалось, однако люди часто совершали подношения своим богам и предкам пищей и какими-либо предметами. Вполне обычным делом для членов сообщества или семьи было совершение подношения душам тех знакомых им людей, кого государство принесло в жертву во время какого-либо из многочисленных праздников.

Кровь для богов

Кровопускание было формой самопожертвования, при котором отрезался кусочек тела или же совершался прокол тела с целью появления кровотечения. В этом случае обычно кровь собирали в какую-нибудь ёмкость. Кровопускание было не летальной формой жертвоприношения. Кровопусканием можно было заниматься индивидуально, как одним из способов благодарения богов или же оно было частью более массовой церемонии или празднества. Оно могло быть частью обязательной церемонии для некоторых людей особой важности, которые так умиротворяли того или иного бога. У майя кровопускание совершалось путём порезов или прокалывания, но чаще, в отличие от ацтеков, всё же, порезов и раздирания. Майя для этого использовали разнообразный набор инструментов (Munson, Amati, Collard, Macri 2014). Для них кровопускание было чрезвычайно важным событием, поэтому его часто можно встретить в их иконографии. Так, типичным иконографическим образом совершающего самопожертвование путём кровопускания у классических майя было изображение человека, прокалывающего себе язык или пенис (Munson, Amati, Collard, Macri 2014). А у доклассических майя в иконографии чаще фигурирует прокалывание ушей и пенисов (Munson, Amati, Collard, Macri 2014). Среди используемых для этого инструментов были костяные шила и шипы скатов для прокалывания, а также обсидиановые и кремневые лезвия для порезов (Munson, Amati, Collard, Macri 2014). Нередко с одним или несколькими упомянутыми выше инструментами использовалась верёвка. Одним из самых известных изображений акта кровопускания является панель, где показана пускающая себе кровь госпожа К’аб’аль-Шоок, жена Щит-Ягуара Великого . Она продевает через отверстие в языке верёвку с двух сторон утыканную шипами ската. У классических майя это была популярная церемония и было найдено много изображений К’аб’аль-Шоок. Для сбора крови использовались ланцеты и чаши с керамическими горшочками. Чаще, однако, это были стилизованные ритуальные чаши из камня или керамики. Диего Ланда (Munson, Amati, Collard, Macri 2014 Pg. 2) писал о кровопускании следующее: «Они совершали пожертвования своей кровью, порой совершая разрезы на кусочки и так оставляя в качестве отметин. В другое время они прокалывали свои щёки, а ещё свои нижние губы. Порой они наносили шрамы на определённые части своих тел, а ещё они прокалывали свои языки по диагонали, пропуская через них соломинки и испытывая жуткую боль, в других случаях они делали длинный узкий разрез крайней плоти, как это они проделывали со своими ушами». У ацтеков самопожертвование тоже было распространено, но уже не было таким ярким. Они практиковали кровопускание своей крови, но предпочитали кровь других людей и практиковали это на более серьёзном уровне в сравнении с майя.

Жертвоприношения у майя

У майя жертвоприношения были частью жизни. Майя видели мир, как смесь физической материи и духовной энергии (Munson, Amati, Collard, Macri 2014). Это нашло отражение в религии и политике, которые в майяском обществе были соединены между собой. Жертвоприношения были важным средством демонстрации веры. Если государство могло приносить в жертву других людей, то это свидетельствовало о его силе, а в случае захвата врагов жертвоприношение было также средством поглощения их силы и влияния (Willey 1990). Когда майя совершали человеческие жертвоприношения, то часто проводили ритуальную церемонию, кульминацией которой становилось обезглавливание жертвы. В некоторых случаях вместо обезглавливания требовалось провести более церемониальное жертвоприношение и тогда в основном извлекались сердца из тел жертв. Очень часто именно эта практика приковывает к себе внимание СМИ и кинематографию, поскольку она чрезвычайно драматична. Для майя извлечение сердец из грудной клетки не было типичным, возможно потому, что это было довольно сложно. В отличие от фильмов, где показано, как жрец якобы разрезает грудную клетку и вырывает наружу сердце, для его эффективного извлечения необходимо делать надрез под грудной клеткой возле желудка, а затем уже внутри добираться до сердца и таким способом вырвать его наружу. Либо использовать для этого какие-либо инструменты в качестве рычага для того, чтобы раздвинуть рёбра и, ломая их, добраться до сердца. При этом жертва будет живой и необходимо принимать в расчёт её тряску, что значительно затрудняет процесс. Таким образом, всё указывает на то, что обезглавливание является лучшим способом жертвоприношения. Помимо доверия, правители майя считались потомками богов, что запечатлено в их титулах, когда перед именем использовалось обращение «Священный владыка». Священным владыкам полагалось пускать себе кровь и наносить увечья ради процветания тех, кем они правили, поскольку их кровь питала божественную вселенную и была тем элементом, который делал их правящим классом (Bower 1986). Самопожертвование делалось для обретения удачи во время военных кампаний и было средством связи с богами для получения от них совета. Прежде чем начинать военную кампанию, Священные владыки прокалывали свой пенис шипом ската, либо иглой из жадеита или обсидиана. Предполагается, что в некоторых случаях обильное кровоизлияние приводило к галлюцинациям, благодаря которым Священные владыки могли разговаривать с богами и узнавать правду (Bower 1986). Жертвоприношения совершались в храмах в честь духов и божеств, но помимо религиозных и политических аспектов, оно было также частью спортивных событий. Спортивные события проводились на площадке для игры в мяч, а сама игра, достойная отдельного исследования, имела религиозное значение и была формой развлечения, а также обладала символизмом, связывающим её с мифологическими событиями (Lloyd 2004). В отличие от наших спортивных игр, игра в мяч у майя, по домыслам некоторых людей, заканчивалась для проигравшей команды либо смертью на жертвенном одре всех игроков, либо только капитана (Zaccagnini 2003). Играть могли на самом деле, но могли и имитировать игру, включая её в церемонии с жертвоприношениями (Lloyd 2004). Схваченные чужеземные цари были высокоценимыми игроками в таких инсценировочных версиях игр – люди могли наблюдать, как их собственный царь побеждает чужого правителя и ритуально присваивает себе его власть и влияние (Zaccagnini 2003). Жертвоприношения у майя были неотъемлемой частью их жизни, определяя социальную, политическую и религиозную сферу общества.

Жертвоприношения у ацтеков

Практика жертвоприношений у ацтеков была связана с войной. И это, несомненно, произошло по желанию мешиков, которые были доминирующей силой в Тройственном союзе. Фактические императоры, правители мешиков имели возможность насильно насаждать на контролируемых ими территориях своих военизированных богов. Мешикский бог войны Уицилопочтли был ярким примером данной милитаризации богов и лично ему было необходимо совершать отдельные жертвоприношения. Уицилопочтли был богом-покровителем мешиков. У ацтеков было неплохо регламентировано то, как необходимо было умиротворять богов – каждый бог требовал определённого вида жертвоприношений и для этого нужно было принести в жертву или увечить определённое количество жертв. Ацтеки использовали жертвоприношения в качестве инструмента для демонстрации политической власти и делалось это посредством кровавого террора, если называть все вещи своими именами. Посещающие [ацтеков] высокостатусные сановники без сомнения видели принесённых в жертву ужасающим способом на вершине храма Темпло Майор. Ведь ацтеки практиковали жертвоприношение посредством извлечения сердца (Smith 2012). Человеческие жертвоприношения в Ацтекской империи играли бОльшую роль нежели у майя. Жертв сначала церемониально омывали, а затем приводили к храму на пирамиде, где хранился жертвенный нож (Smith 2012). Здесь жертву держали четыре жреца, пока пятый с помощью жертвенного ножа извлекал сердце (Smith 2012). Вынутое сердце посвящали солнцу. Тело затем сбрасывали вниз по лестнице, оставляя на ней кровавые следы, а голову отрезали, чтобы вставить в специальную раму для черепов (Smith 2012). Посвящение жертвы и крови солнцу было обычной практикой у ацтеков, а её корни уходят в их мифологию. В ацтекской мифологии два бога заживо сгорели, чтобы превратиться в двух солнц. Одно было истинным солнцем, а второе было луной, и когда они впервые взошли на небосклон, то замерли, принося страдания всем на земле. И тогда все боги принесли в жертву свою кровь, чтобы два солнца начали движение по небу. И лишь когда боги пролили всю свою кровь, только тогда солнца начали двигаться. Только кровавое жертвоприношение богов позволило миру, в котором мы живём, существовать и лишь постоянные жертвоприношения позволят в дальнейшем нашему миру не прекращать своё существование. Существует две версии этого мифа. По одной версии боги сами пожертвовали свою кровь, по другой всех богов убил Кецалькоатль, и благодаря принесённой в жертву крови солнца начали движение. Я считаю, что две версии этого мифа говорят нам о двух вариациях жертвоприношений. Жертвоприношения богов Кецалькоатлем, богом ветра, легло в основу жертвоприношений людей посредством вырывания их сердец (Amlin 2013). С другой стороны самопожертвование богов говорит о необходимости и самопожертвовании у людей. Вне зависимости было ли пожертвование крови богов добровольным или нет, ацтеки считали, что человечество в бесконечном долгу перед ними и обязано оплачивать его. Идея о кровавом долге легла в основу самопожертвований и человеческих жертвоприношений. Именно идея о кровавом долге заставила верить ацтеков, что принесённая ими в жертву собственная кровь и кровь других людей заставляет солнце двигаться в буквальном смысле. Ацтекским жрецам надлежало каждую ночь совершать церемонии кровопускания для того, чтобы быть уверенным в том, что завтра взойдёт солнце (Smith 2012). Для кровопускания ацтеки использовали шипы магея. Обычно прокалывали мочки и верхнюю часть ушей, но нередко для этого использовали языки, бёдра, руку от локтя и до плеча, грудь и гениталии (Smith 2012). Ключевой отличительной характеристикой ацтекской формы жертвоприношений была концепция ишиптлы. Ишиптлой было нечто, что воздействовало на имперсонатора божества, представителя бога (Smith 2012). Такие жертвы готовили задолго заранее, порой за год до жертвоприношения, и во время подготовки с ними обращались, как с богом (Smith 2012). Имперсонаторы были высоко чтимы, их с честью сопровождали до самой смерти (Smith 2012). Многие из них были отобраны из пленных воинов и именно такой смерти жаждал каждый воин. Весьма похожими на этот способ жертвоприношения были устраиваемые ацтеками потешные бои, которые являлись демонстрацией военных аспектов общества. Подобный вид жертвоприношения был необходим для умиротворения Шипе-Тотека и его можно сравнить с гладиаторскими боями в Риме. Правда у гладиаторов в Риме был шанс выжить в бою, а тем, кто был приготовлен для жертвоприношения Шипе-Тотеку, давали мечи с лезвиями из перьев, а их самих привязывали длинной веревкой к камню и выпускали на них полностью экипированных оружием и доспехами мешикских воинов. Такая смерть, как и Ишиптла, считалась почётной и была желаемой (Smith 2012). Жертвами в подобных потешных боях часто были вражеские воины и, принеся их в жертву подобным образом, тот, кто их пленил, мог поднять свой престиж (Smith 2012). Шипе-Тотеку следовало приносить и другого рода жертвоприношения. Жрецы Шипе-Тотека сдирали кожу с жертв таким способом, чтобы затем можно было сшить из неё одежду, которую они носили (Smith 2012).

Жертвоприношения у инков

Инки приносили жертвоприношения, чтобы отпраздновать религиозные праздники, отметить какие-либо события из жизни Сапа Инки, а также для целей гадания и целительства. Инки подносили в качестве жертвы богам и духам предков пищу и изделия из драгоценных металлов. У инкских богов, как и у ацтекских, жертвоприношения были регламентированы, как это было и у каждого Вак’а . Животные, в частности лама и куй , часто приносили в жертву перед человеческим жертвоприношением. Жертвами инков могли быть мужчины того возраста, когда можно стать воином, либо же сами пленные воины (Besom, 2010). Самыми распространёнными жертвами у инков были капак хуча. Капак хуча – это дети в возрасте от 4 до 10 лет, отобранные среди всего населения империи за их превосходные физические характеристики (Besom, 2009). У капак хуча не должно было быть физических дефектов, родинок или шрамов, даже веснушек (Besom, 2009). Ещё одним немаловажным требованием к капак хуча была их девственность. Вероятно, поэтому их отбирали в таком раннем возрасте – чем моложе человек, тем он чище и тем лучше будут умиротворены боги. Помимо этого жрецы, которым следовало совершить жертвоприношения, должны были поститься, мыться и воздерживаться от сексуальной активности до начала ритуала (Besom, 2009). Девочек капак хуча до жертвоприношений часто растили мамакона , а мальчики обычно сразу направлялись в Куско (Besom, 2009). Когда капак хуча входили в Куско, население города сразу оказывало им почтение и уважение. Многих приносили в жертву прямо в Куско, но значительное количество отправляли к Вак’ам, расположенным по всей империи (Besom, 2009). Капак хуча и их свите не дозволялось путешествовать по имперским дорогам – их вынуждали идти по пересечённой местности по, насколько это возможно, прямой. Все, кто их встречал на пути следования, должны были пасть ниц в знак уважения к капак хуча и оставаться в таком положении пока процессия не пройдёт мимо (Besom, 2009). По прибытии в Куско капак хуча демонстрировали Сапа Инке, а затем жрецы их распределяли вокруг Кориканчи . Среди способов умерщвления обычно было удушение, в т.ч. верёвкой, удар по темени или по шее сзади, а также вырывание сердец, перерезывание глоток и утопление (Besom, 2010). Жертвоприношения должны были умиротворять богов и защитить от неудач и катастроф. Ещё одним способом жертвоприношения было погребение заживо. По всей видимости, это был довольно обычный способ жертвоприношения – яму выкапывали, используя только лишь острые палки, затем в неё усаживали капак хуча и вокруг жертвы раскладывали подношения, после чего яму засыпали (Besom, 2010). Предполагалось, что все жертвы, вне зависимости от способов умерщвления, должны были подойти к моменту смерти счастливыми и удовлетворёнными – до последнего капак хуча сытно кормили, заставляли пить кукурузное пиво и жевать листья коки, и смерть свою они встречали сильно одурманенными и опьянёнными (Besom, 2010). Вероятно, потому что сильно одурманенных людей жрецам легче было приносить в жертву. Принесённых в жертву у инков сразу после смерти часто обожествляли и затем их почитали на ежегодных церемониях. Порой до места совершения жертвоприношения капак хуча сопровождали родственники, ребёнка сюда могла принести его мать и это не было чем-то необычным (Besom, 2009). Смерть детей могла принести пользу их семьям не только метафизически, так, известен случай, когда младшего брата капак хуча, девочки по имени Танта Каруа, сделали жрецом культа сестры и он должен был отвечать на вопросы, адресованные духу девочки (Besom, 2009). Кровь у инков не играла такой существенной роли в жертвоприношениях, как это было в обществах майя и ацтеков, но нельзя сказать, что она была совсем ничего незначащей. Кровь капак хуча использовали в качестве краски для нанесения полоски на лице идола, которую чертили от уха до уха (Besom, 2009). Среди других причин зачем инки совершали жертвоприношения выделяются следующие: целительство, гадание и почитание земли. На вершинах особенно высоких гор находят естественным образом сформировавшиеся мумии людей, которых сюда приносили в качестве специальных подношений. Сапа Инка часто совершал жертвоприношения младенцев, чтобы оракулы сообщали ему важную информацию о государстве (Besom, 2010). Существовало ещё одно поверье о жертвенном обмене. При подобном жертвоприношении одна жизнь менялась на другую. Когда Сапа Инка заболевал, в жертву приносили несколько капак хуча, чтобы они своей смертью обеспечили тому выздоровление (Besom, 2010). Для инков жертвоприношения были решением многих проблем, будь то болезни, катастрофы или чьи-то козни, многие жертвоприношения совершались в том числе в качестве превентивных мер.

Выводы и сравнение

Различия между жертвоприношениями у майя и ацтеков были контекстуальными. Как майя, так и ацтеки использовали жертвоприношения в религиозных, политических и социальных целях – в обоих обществах это помогало консолидировать власть правящего класса. Однако у ацтеков жертвоприношения в честь каждого бога были строго регламентированы, для их проведения требовался определённый ритуал и точное количество жертв. У майя таких строгих правил не было и часто одна форма жертвоприношений могла быть заменена другой. Масштабные человеческие жертвоприношения были характерны для ацтеков, в то время, как для майя было более характерно самопожертвование путём нанесения себе увечий и кровопускания. Различались и инструменты, которые использовались для этого – ацтеки пользовались шипами магея, а майя – шипами ската и костяными иглами. В отличие от майя, у ацтеков из-за их приверженности к человеческим жертвоприношениям появилось множество способов принесения в жертву (в т.ч. использовалось сдирание кожи и проводились обряды ритуального каннибализма). Лучше всего объясняет разницу между ними следующая фраза – майя жили, чтобы проливать кровь, а ацтеки проливали кровь, чтобы жить. В случае с инками, здесь перед нами совершенно иная история, поскольку они не были зациклены на крови или кровавом долге, вместо этого они полагали, что смерть умиротворяет богов и служит гарантией от неудач. Кровопускание, как форму самопожертвования, инки не практиковали. Инки единственные, кто уделял внимание чистоте жертвы до жертвоприношения. В Империи ацтеков существовал подготовительный процесс и соблюдение поста, но физическая чистота не была обязательным элементом жертвоприношений. Ещё одной главной отличительной чертой инкских жертвоприношений была ориентация на детские жертвы капак хуча. И это их выделяло среди других. Они также были единственными из трех сообществ, кто обожествлял и поклонялся принесённым в жертву. В Империи ацтеков существовало до некоторой степени обожествление будущих жертв вплоть до момента их смерти, однако после к ним не относились так, как у инков, когда те становились буквально полубожественными сущностями, по крайней мере некоторые из них. Методы умерщвления жертв у инков были разнообразнее в сравнении с двумя другими сообществами. Живыми жертв закапывали только у инков и ни у ацтеков, ни у майя не выделялся так ярко такой способ умерщвления, как утопление . Способов жертвоприношения у инков было настолько больше, насколько обширней была их империя. Интересным сходством трёх сообществ является практика извлечения сердец. Хотя инки и майя не настолько увлекались этим способом в сравнении с ацтеками, в то же время в их ритуальной практике он встречается. Практика человеческих жертвоприношений объединяет эти сообщества, и хотя средства и мотивы у ацтеков, инков и майя значительно различались, все они совершали человеческие жертвоприношения для того, чтобы умиротворить своих богов и защитить свой народ от непредсказуемого будущего. Жертвоприношения были существенной и составной частью религиозной и социальной жизни Месо- и Южной Америки. В одной инкской молитве произносятся следующие слова: «О, милостивый создатель! Ты, кто на краю мира» - в них мы видим, как одновременно почитали и боялись богов (D’Altroy, 2015). Страх и уважение – вот, что преобладало в этих сообществах и эти чувства привели к практике жертвоприношений, как способа выражения благодарности за сотворение и как средство предотвращения гибели человечества.

Используемые материалы

2013, The Five Suns, A Sacred History of Mexico, Online Youtube Video, (https://www.youtube.com/watch?v=ITstgdnmp6Y)

2009, Of Summits and Sacrifice: An Ethnohistoric Study of Inka Religious Practices University of Texas Press, Austin.

2010, Inka Sacrifice and the Mummy of Salinas Grandes, Latin American Antiquity, Vol. 21, No. 4, pg. 399-422, New York.

1986, Blood and Sacrifice, Society for Science and the Public, Washington DC.

D’Altroy Terence N.

2015, The Incas, Blackwell Publishing, West Sussex, UK.

1984, Human Sacrifice at Tenochtitlan,

2013, Ancient Inca, Cambridge University Press, New York.

2004, Saving a Mayan Game of Sacrifice, Online Publication.

Munson Jessica, Viviana Amati, Mark Collard, Martha J. Macri

2014 Classic Maya Bloodletting and the Cultural Evolution of Religious Rituals: Quantifying Patterns of Variation in Hieroglyphic Texts, Plos One, Online Publication.

Smith Michael E.

2012, The Aztecs, Wiley-Blackwell, West Sussex, United Kingdom.

1989, Maya Bloodletting and the Number Three, Trustees of Indiana University, Indiana.

Willey Gordon R.

1990, Ancient Maya Politics, American Philosophical Society, Philadelphia. Куй – кечуанское название морской свинки.

Мамакона – жрицы-девственницы у инков.

Кориканча – «Золотой храм» на кечуа, главный храм Империи инков.

Ацтеки практиковали утопление детей в засушливые периоды. Перед принесением в жертву детей заставляли плакать – ацтеки считали, что это поможет вызвать дождь.

Почти каждого из нас «передёргивает» при мысли, что можно принести в жертву человека для ублажения богов. Современное общество связывает фразу «человеческое жертвоприношение» с жестокими, демоническими, или сатанинскими ритуалами. Однако, у народов, которые в древние времена считались цивилизованными, богатыми, и образованными человеческие жертвоприношения считались вполне нормальным явлением. Ритуалы принимали разные формы от гуманных - глоток яда, до жестоких, сожжение или захоронение заживо. Ниже представлен список 10 древних культур, практиковавших человеческие жертвоприношения в ритуальных целях.

Карфагенская цивилизация парадоксальна в том, что она была одной из самых богатых и могущественных представителей древнего мира, но, несмотря на это, карфагеняне приносили в жертву младенцев. Многие историки считают, что, таким образом, общество пыталось получить благосклонность богов, а также управляло ростом населения. Ещё бытует мнение, что состоятельные карфагенские родители приносили в жертву младенцев специально, чтобы сохранить своё богатство.

По оценкам, в период от 800 до н. э. до 146 г. до н. э. приблизительно 20 000 детей были принесены в жертву.


Многие учёные твёрдо убеждены, что древние израильтяне выполняли «всесожжение детей» во имя древнего Ханаанского Бога, по имени Молох. Но не все древние израильтяне практиковали этот ужасный ритуал - специалисты считают, что его использовал один израильтянский культ, который посвятили свою жизнь поклонению Молоху.


Цивилизация Этрусков населяла территорию, которая сейчас более известна как современная Тоскана. Занимались в основном фермерством и торговлей с Грецией и Карфагеном.

В течение многих лет, учёные не желали смириться с тем, что этруски не использовали человеческих жертвоприношений. Но когда археологи из миланского университета обнаружили важные улики в Тарквинии, Италия, было убедительно доказано, что Этруски действительно, приносили в жертву людей. Археологи нашли несколько человеческих останков взрослых и детей, принесённых в жертву, из низкого социального статуса. Помимо человеческих останков, археологи также обнаружили священное здание и каменный алтарь.


Практика человеческих жертвоприношений была очень распространена в Древнем Китае, особенно в период правления династии Шан - первой китайской династии о которой есть письменные записи. Цель жертвоприношений была двоякая: политический контроль и религиозные взгляды.

Эксперты считают, что существовало три типа человеческих жертвоприношений, применявшихся в государстве Шан.


Кельты также использовали человеческие жертвоприношения. Есть письменные труды римских и греческих историков, ирландские тексты, написанные во времена средневековья, и последние археологические находки, доказывающие существование жуткого ритуала. Страбон, греческий географ и философ, описал кельтский ритуал жертвоприношения, в своей книге «география».


Древние Гавайцы верили, что, принося в жертву людей, они могут получить склонность бога Ку - бога войны и обороны, и добиться побед в своих воинах. Жертвоприношения проводились в храмах, называемых Хейо. Для своих ритуалов гавайцы использовали пленников, особенно вождей других племён. Тела принесённых в жертву людей они готовили или съедали сырыми.


В Месопотамии практиковали человеческие жертвоприношения как часть похоронных ритуалов королевских и «элитных» семей. Дворцовых слуг, воинов и т. д. приносили в жертву, для того чтобы после смерти хозяев, они продолжали служить им в загробном мире.

В течение многих лет, эксперты считали, что жертв убивали при помощи яда. Однако новые исследования показали, что их смерти были гораздо более жестокими.


Ацтеки приносили человеческие жертвы для того, чтобы удержать солнце от смерти. Ацтеки сильно верили, что человеческая кровь была «священная» и что Бог солнца Уицилопочтли, ею питался.

Жертвоприношения ацтеков были жестоки и ужасными. В качестве жертв они использовали людей из других племён, которые были захвачены во время войны в плен, или добровольцев.


Многие Египтологи считают, что древние египтяне использовали человеческие жертвоприношения в целях схожими с жителями Месопотамии. Слуг фараонов или других ключевых фигур в основном хоронили заживо вместе с их инструментами, чтобы те продолжали служить фараону в загробной жизни.

Однако человеческие жертвы в конце концов были поэтапно отменены и заменены символическими человеческими фигурками.


Инки прибегали к человеческим жертвоприношениям богам, в частности, предлагая своих детей, как способ предотвращения стихийных бедствий. Империя инков была отягощена множеством природных катаклизмов, в том числе вулканическими извержениями, землетрясениями и наводнениями. Инки верили, что природными катастрофами управляли боги, и чтобы заслужить их благосклонность нужно приносить им жертвы.

Хотя большинство жертв были пленники или заключённые, существовали дети, которые были воспитаны исключительно для ритуальных целей – принесения в жертву богам. Инки твёрдо верили, что в загробной жизни, эти дети будут жить лучше, и счастливей. Кроме того, будущие жертвы получали отличную пищу, в их честь устраивали праздники, и даже встречи с императором.

Поделится в соц. сетях

Приносимый в жертву человек именовался шочимики (науатль xochimiqui, дословно цветочная смерть, от слов xochitl - цветок и miquiztli - смерть)
Жертвоприношения устраивались, в праздники, посвящённые культу солнца. Жертвами могли быть как собственно добровольцы из народа, так и захваченные во время сезонных войн пленники. Наиболее известно жертвоприношение, производимое на вершине храма. Жертву окрашивали в синий цвет и вели на вершину пирамиды, где ee поджидал тлатоани или жрец с обсидиановым ножом. Следующим делом жертву клали на камень и рассекали грудную клетку, из которой вынимали сердце (сами жрецы называли его и «утоляли им жажду солнца». Нередко при этом жертве отрубали голову, а тело сбрасывали с пирамиды. Сами пленные, приносимые в жертву, как правило, не противились своей участи, поскольку такая смерть была для них лучшим способом попасть в иной мир, а бегство могло стать клеймом позора.
Чествование бога огня Уеуетеотля (Шиутекутли) происходило по следующему сценарию. Пленников одурманивали коноплёй (яутли) и рассаживали вокруг костра, после чего каждый жрец хватал по одной жертве и взваливал её себе на плечи. Вместе с живым грузом жрец совершал ритуальный танец смерти, после чего бросал его в огонь. Ещё не испустивший дух обгорелый пленный вынимался из костра, жрецы вскрывали его грудь и доставали сердце.
Помимо этих ритуалов, известных ещё майя, существовали и иные. Один из известных испанцам способов имел следующий вид. Прославившегося в бою, искусно владеющего оружием пленника привязывали к солнечному камню таким образом, чтобы он мог двигаться, но не мог уйти. Его одурманивали напитком пульке, смешанным с наркотиком, и давали в руки оружие. Четыре воина, два из Орлов и два из Ягуаров, которые могли двигаться свободно, должны были нанести жертве как можно больше ран, а жертва должна была защищаться. Известен случай, сохранившийся в виде устного рассказа ацтеков, о том, что взятый в плен во время тлатоани Монтесумы II тлашкальский вождь Тлауикол во время неравной битвы убил более двадцати противников, за что был помилован.

В жертву приносились также женщины и дети. Это было не таким частым явлением, как жертвоприношение мужчин, поскольку женщины и дети не принимали участия в войне, а значит не могли быть взяты в плен. Чаще всего это были рабы, которых использовали в религиозных культах. Так, торговцы, воздавая честь своему божеству, приносили в жертву купленную рабыню, которую убивали на вершине главного храма в Теночтитлане. Тело жертвы возвращалось хозяину, который, совершал обряд ритуального каннибализма. Детей часто приносили в жертву богам плодородия. Например, культ богини маиса Чикомекохуатль

Ритуальные жертвоприношения у ацтеков не ограничивались исключительно убиением жертвы, выбранной из пленных, рабов или даже из собственного племени. Частой формой жертвоприношений было самоистязание, которое доказывало способность каждого человека (прежде всего мужчины) переносить боль. Жрецы и простые люди обсидиановыми ножами наносили себе порезы на различных частях тела: ушах, языке, половом члене. Кровь, стекающая с ран, собиралась в ритуальный сосуд в качестве дара богам.

Нельзя судить однозначно о том, сколько именно человек погибло жертвами ритуальных убийств. По некоторым данным, за всю историю ацтеков было убито около 136 тысяч человек.
Во время строительства главного храма в Теночтитлане, по данным ацтекских источников, в течение четырёх дней было умерщвлено более 84 тысяч человек пленных, причём жертвоприношение проводилось лично Ауицотлем.

Крупные жертвоприношения совершались в честь бога войны, которому был посвящён один из восемнадцати праздников ацтеков. Согласно мифологии, Уицилопочтли постоянно нуждался в человеческой крови, чтобы поддерживать жизнь солнца. Количество жертв по приблизительным подсчётам составляло около 500 человек.

В центре ацтекской мифологии лежали представления об абсолютной подчинённости судеб людей воле богов, которые в свою очередь требовали для поддержания собственной жизни человеческой крови. Смерть богов могла бы стать причиной гибели всего мира. Так, например, существование солнца, в представлении ацтеков, могло быть возможным только при подпитке его человеческой кровью. Это представление находит отражение в легенде, следуя которой первые боги были вынуждены пожертвовать собой, чтобы солнечный диск продолжал своё движение по небосводу. Таким образом, возникает культ крови, как источника энергии не только для жизни организма, но и для жизни светила.

Цивилизация ацтеков была одной из самых развитых среди всех народов, населявших оба Американских континента до колонизации. История показывает, что среди их достижений была постройка сложных подвесных мостов, строительство дорог и развитая медицина, однако предположения о жестоком отношении к рабам и пленным, человеческие жертвоприношения и каннибализм в ацтекском обществе до сих пор являются предметом споров.

Приносили ли ацтеки людей в жертву?

Да, приносили. Человеческие жертвы в честь бога солнца и культ крови были важной частью религии почти всех индейских племен. Основным поверьем ацтеков было то, что великий племенной бог солнца Уицилопочтли нуждался в постоянном «питании», состоявшем из человеческой крови - священной жизненной энергии. Если бог не получит достаточно крови, солнце перестанет двигаться по своему пути. Поэтому ацтеки практиковали не только насильственное приношение в жертву рабов и пленных, но и самопожертвование, которое считалось благородным выбором.

Были ли ацтеки кровожадными?

Записки конквистадоров рисуют нам страшные картины и реки крови, называя ацтеков самым жестоким и нечеловечным племенем. Несмотря на то что жертвоприношение было неотъемлемой частью религии, нет непредвзятых источников, доказывающих неоправданную кровожадность племени. Согласно записям испанских завоевателей, около 20 тысяч людей были принесены в жертву во время ритуала в честь Уицилопочтли в ацтекской столице, городе Теночтитлан. Современные ученые подозревают конквистадоров в намеренном очернении ацтеков с целью оправдать завоевание Мезоамерики.

Это произошло в 1256 году. Уставшие, пропахшие пылью прерий воины испили воды из родника и поднялись на скалу. Перед ними, во всей красе, раскинулось озеро Тескоко. Успокаивающий, ласкающий глаз пейзаж благодатно сказался на истосковавшихся по осёдлой жизни душах странников.

Их суровые лица, как по команде, повернулись в сторону бога Уицилопочтли. Владыка небес благосклонно опустил веки. Он триста лет вёл за собой по землям Северо-Американского континента сильный и мужественный народ. Пора было отдохнуть.

Такова легенда, которая объясняет появление неизвестного индейского племени у берегов озера Тескоко. Чужестранцы назвались ацтеками , сказали, что пришли из северной страны Астлан и заселили два близлежащих острова. На них они построили свой первый город Тлателолько.

В то время, в бассейне озера Тескоко существовало несколько городов-государств. Самым сильным из них был город Аскапоцалько, который проводил агрессивную военную политику по отношению к другим народностям, проживающим в этом регионе.

Ацтеки признали власть правителя Аскапоцалько и долгое время находились у него на службе. Они вели непрерывные войны, завоёвывали для своего покровителя новые земли, но такая жизнь их не ослабила.

К 1325 году ацтеки создали на озере огромный искусственный остров из ила. На нём была заложена столица будущей могучей империи - город Теночтитлан .

Быть в положении вассалов - для любого народа унизительно и бесперспективно. Но среди ацтекских вождей постоянно шли ссоры и раздоры, не способствующие единению этого воинственного народа. В 1376 году верховным вождём становится Акамапичтли (1376-1395) и железной рукой наводит порядок. Именно при нём был заложен фундамент объединения трёх городов-государств.

Уже после его смерти создаётся военный союз, в который входят ацтеки, жители города Тлакопан тепанеки и жители города Тескоко акольхуа. В 1428 году они совместными силами выступают против города Аскапоцалько и завоёвывают его.

Союз трёх племён выбирает Верховный Совет, который является высшим руководящим органом этого нового государственного образования. В нём ацтеки отвечают за внешнюю политику, тепанеки за торговлю, а жители Тескоко берут на себя законодательные функции.

Главную задачу ацтеки видят в непрерывных войнах. Они выступают против народа отоми, который живёт севернее, и покоряют его. Затем наступает очередь уастеков и тотонаков на востоке. Овладев Мексиканским заливом, обращают взоры на запад.

Там живут племена тарасками. Они оказывают захватчикам яростное сопротивление, но в конце концов складывают оружие и сдаются на милость победителей. Та же участь ждёт и народы юга. Обосновавшиеся здесь сапотеки и миштеки признают власть коалиции, которая к началу шестнадцатого века превращается в огромную империю Её границы простираются от берегов Тихого океана до вод Мексиканского залива, на севере доходят до современного города Эль-Пасо, а на юге до Гватемалы.

Единственный народ, который отразил все атаки завоевателей и отстоял свою независимость был мужественный народ пурепеча. Больше, на всём Северно-Американском континенте, у ацтеков не нашлось достойных противников.

Впрочем, покорённые племена не испытывали непосильный гнёт со стороны победителей, а даже наоборот - их благосостояние значительно улучшилось после того, как они признали власть ацтеков и их союзников.

В союзе трёх городов-государств ацтеки быстро заняли доминирующее положение. Особенно оно укрепилось при правлении Монтесумы I (1440-1469).

Высший пост в империи не передавался по наследству. Очередной правитель выбирался на Верховном Совете и имел титул тлатоани - «Великий Оратор», но как правило, сын сменял отца на этом посту.

На необъятных просторах своей империи ацтеки разумно обустроили жизнь подданных. Этому свидетельствует хотя бы тот факт, что население увеличилось за сто лет в два раза. К началу XVI века оно приближалось к двадцати миллионам человек. Цифра по тем временам астрономическая.

Население городов тоже впечатляет. В Теночтитлане жило 300 000 человек, в Тлателолько 80 000 человек. Город Тлакопан насчитывал 150 000 жителей, Тескоко 120 000. В остальных городах проживало от 15 000 до 50 000 человек.

Большие пространства и отдалённые города нуждаются в хороших коммуникациях. Ацтеки блестяще решили этот вопрос. Прекрасные охраняемые дороги протянулись во все уголки империи. Через каждые пятнадцать километров на них были оборудованы места отдыха. Любой гражданин государства мог пройти пешком из одного конца страны в другой, чувствуя себя в абсолютной безопасности и не испытывая дискомфорта от долгого путешествия.

Столица империи Теночтитлан утопал в роскоши. Он был поделён на четыре района: Теопан, Мойотлан, Куэопан и Астакалько. В центре каждого был построен храм главному богу ацтеков Уицилопочтли. Прямые как стрела магистрали уходили из этих районов в разные концы необъятной державы. По ним непрерывно сновали гонцы, шли торговцы, простой народ спешил по делам в город - жизнь кипела во всём своём многообразии.


Развалины
пирамиды
ацтеков

Рядом с главным храмом бога Уицилопочтли (огромной пирамидой высотой 35 метров) находился по истине необъятный рынок. Он мог вместить одновременно 50 тысяч человек. Здесь люди могли приобрести практически любые товары. Деньгами служили бобы какао и костяные трубки, наполненные золотым песком.

По тому, как был одет человек, легко можно было определить к какой социальной прослойке населения он относится. Земледельцы и ремесленники носили белые одежды, купцы перепоясывались широкими кушаками с красивой вышивкой. Меха и добротные разноцветные ткани являлись прерогативой состоятельных людей. Высшим шиком считались лёгкие и изящные платья из перьев. Жречество вело себя скромно и носило чёрные мантии.

Ацтеки не знали железа. Режущие инструменты они изготавливали из пластин обсидиана. Их они которые заостряли и делали острыми, как бритва. Им также не было известно колесо, а лошадей не видели вплоть до шестнадцатого века. Груз переносили либо на спине и плечах, либо использовали лам.

У этого индейского народа не плохо была развита медицина, на должном уровне находилась астрономия. Имелась и письменность, представлявшая из себя набор иероглифов. Большое внимание уделялось воспитанию и образованию молодого поколения. Преступности практически не было, так как с нарушителями порядка расправлялись мгновенно и жестоко.

На первый взгляд может показаться, что любой гражданин этого могучего государства, с разумным правлением и неустанной заботой о своих подданных, мог прожить всю жизнь в безмятежном спокойствии и тихо почить в глубокой старости с улыбкой умиротворения на устах. Но непонятные события, имевшие место в конце второго десятилетия XVI века, наводят на определённые размышления и вызывают ряд недоумённых вопросов.

В 1519 году на земли империи ступил отряд испанских конкистадоров. Возглавлял их Эрнандо Кортес (1485-1547). Насчитывало это воинское подразделение всего 508 солдат. Быстрым маршем, практически нигде не встречая сопротивления, подданные короля Испании уже Восьмого Ноября 1519 года подошли к Теночтитлану. Ворота столицы распахнулись перед ними, и, уставшие после долгого перехода солдаты, оказались во дворце правителя могучего государства.

Правитель инков Монтесума II (1466-1520) безропотно покоряется захватчикам. Нет даже намёка на сопротивление - наоборот, верховный владыка начинает яро призывать подданных признать власть бледнолицых людей.

Что это: расстройство психики, болезненно развитое чувство религиозности, заставившее увидеть в испанцах богов, сошедших с неба, или патологическая трусость и неспособность организовать сопротивление врагу.

Пусть Монтесума II не смог мобилизовать свою волю и решительность, но ведь он же был не один. Его окружали придворные, воины, жрецы - огромное количество самых разных людей, среди которых не могло не быть мужественных и смелых патриотов отечества. Однако никто из знати не стал выступать против конкистадоров.

Те же, почувствовав безнаказанность, быстро освоились и стали вести себя нагло и агрессивно по отношению к жителям столицы. Они грабят, насилуют женщин, убивают. Скоро и пятилетнему ребёнку становится ясно, что никакие это не боги, а банальные мародёры.

Но знать безмолвствует, и тогда простой народ стихийно восстаёт, убивает Монтесума II и изгоняет захватчиков из города. Правда победа была недолгой. Эрнандо Кортес назначает нового императора. Это Куитлаулак, брат убитого. Он также безропотен и послушен.

Гнев простолюдинов утихает, и новоиспечённый император, в августе 1521 года, с триумфом въезжает в Теночтитлан, в окружении всё тех же конкистадоров. Ситуация возвращается на круги своя.

По приказу Эрнандо Кортеса Куитлаулаку казнят и ставят на престол совсем уже юного отпрыска знатной фамилии Куаутемоку. Параллельно с перетасовкой вышестоящих кадров, идёт планомерное разграбление всей империи. На руку испанцам так же то, что в провинциях восстают, покорённые ацтеками племена.

Проходит три года, и от могучего государства ничего не остаётся. В 1525 году двадцатидвухлетнего Куаутемоку убивают: он больше не нужен Кортесу. Великая империя ацтеков прекращает своё существование.

Итак, за крошечный отрезок времени, многомиллионное государство было покорено кучкой авантюристов, людьми без идеи и совести. В них не было ни отваги, ни веры в святые идеалы. Двигала конкистадорами только жажда золота. Любой небольшой мужественный и стойкий отряд мог легко противостоять этим, абсолютно лишённым внутреннего стержня охотникам за удачей. Так в чём же дело, почему не противостоял?

Отгадку всех этих непонятных и, на первый взгляд, труднообъяснимых вещей следует искать в религиозной атмосфере, царящей в империи ацтеков. Определяющим в жизни этого народа было взаимоотношение с богами.


Голова
мёртвого

Чтобы умилостивить небожителей, ацтеки регулярно практиковали такие виды обрядов как жертвоприношения . Причём в этих ритуалах главенствующую роль занимали не бедные животные, а люди. Человеческие жизни легко отдавались жестоким богам, которые отличались невероятной прожорливостью и просто патологической ненасытностью.

К примеру, главный бог Уицилопочтли являлся гурманом и предпочитал лакомиться человеческими сердцами. Бог огня Уэуэтеотлю с удовольствием поедал жареную плоть. Нежное мясо маленьких детей было прерогативой бога плодородия Тлаопу, а вот богиня земли Коатликуэ получала истинное эстетическое наслаждение, неторопливо пережёвывая тела юных и красивых девушек.

Вся кровавая вакханалия человеческих жертвоприношений происходила на глазах множества людей. Причём, сам процесс организовывался и подавался, как торжественное и величественное деяние, направленное на благо всего народа.

Центральным местом, где проводились самые массовые жертвоприношения, был главный храм бога Уицилопочтли. Это зловещее строение занимало площадь в тысячу квадратных метров, а его высота составляла 35 метров. Оно представлял из себя огромное сооружение из пяти усечённых пирамид, которые были поставлены одна на другую. На вершине пятой пирамиды находилось две башни-святилища. В одной из них стояла, высеченная из базальта, статуя бога Уицилопочтли, во второй статуя бога Уэуэтеотлю.

За два дня до намеченного жрецами страшного часа, в святилищах зажигались огни. Огромная торговая площадь находилась рядом с храмом, и народ со страхом смотрел на это мрачное предзнаменование будущих человеческих жертв.

В назначенный день, после того, как солнце покидало зенит, возле храма появлялась многочисленная процессия. Впереди важно шествовали жрецы высшей касты, одетые в чёрные мантии, за ними, стеная и охая, семенили жертвы. Они не имели на себе никакой одежды, а их тела были покрашены синим мелом. Замыкали шествие жрецы низшей касты и послушники.

Процессия медленно направлялась к подножию первой пирамиды. Широкая лестница, состоящая из ста четырнадцати каменных ступеней вела на верх, туда, где величественно и зловеще высились две башни-святилища.

Достигнув вершины нижней пирамиды, шествие двигалось вдоль стены, огибало её и поднималось на вершину следующей пирамиды уже с другой стороны. Дальнейшее восхождение происходило таким же образом.

На вершине четвёртой пирамиды все останавливались. К святилищам поднималось только несколько избранных жрецов. Здесь они возносили хвалу главному богу их народа и замирали в торжественном молчании.

В окружении жрецов низшей касты появлялась первая жертва. Её укладывали на большой жертвенный камень. Четыре, одетые в чёрные мантии фигуры становились по бокам. В их задачу входило крепко держать руки и ноги обречённого на убой человека.

К беспомощной жертве приближался верховный жрец бога Уицилопочтли, держа в руке нож из обсидиана. Уверенным отработанным движением он рассекал живот лежащего. Сильные пальцы погружались в страшную рану и цепко сжимали трепещущий в предсмертном ужасе мягкий кусок плоти. Резкий рывок. Рука с вырванным сердцем вздымалась высоко в воздух.

Тут же стояли два послушника. Они держали в руках каменный сосуд - куаушикалли . Верховный жрец бросал в него кровоточащий кусок мяса. Дёргающееся в смертельной агонии тело убирали с жертвенного камня, подтаскивали к краю площадки и сбрасывали вниз. К месту заклания вели следующего несчастного.

Внутренности убитых отдавали на съедение животным, черепа полировали и отправляли на хранение в специальные хранилища. Они представляли из себя узкие длинные помещения возле храмов, длиной 30 метров, и назывались цомпантли . В некоторых из них, количество черепов доходило до тысячи.

Бытует мнение, что высшая знать ацтеков практиковала каннибализм. После завершения ритуалов жертвоприношения, они разбирали части тел убитых и поедали их. Большим лакомством считался человеческий мозг. Правда прямых доказательств такого варварства нет.

К началу XVI века религиозная вакханалия достигла в империи устрашающих размеров. Очень часто стали практиковаться акты полового насилия над обречёнными на смерть женщинами. Надругавшись над несчастными, их приносили в жертву жестоким богам, видимо наивно считая, что таким способом заслуживают ещё большей благосклонности небожителей.

Регулярные кровавые жертвоприношения, наплевательское отношение к человеческим жизням не могли не сказаться на морально-нравственном климате общества. Половая распущенность, вседозволенность, попрание чести и достоинства граждан стали вещами обыденными и привычными. Вначале разложилась знать, а затем пришла очередь и простых людей. Когда-то сильный, мужественный и стойкий народ превратился в похотливое, жестокое и тупое стадо жалких особей.

Результатом всего этого стало то, что огромное многомиллионное государство не смогло оказать достойного сопротивления небольшой кучке авантюристов и позорно пало, оставив после себя только каменные развалины когда-то величественных и грозных пирамид.

Статью написал ridar-shakin