Епископ Воскресенский Савва: Есть у христиан самый надежный способ защиты. Новым правящим архиереем Тверской митрополии назначен епископ Воскресенский Савва (Михеев)

Епископ Воскресенский Савва: Есть у христиан самый надежный способ защиты. Новым правящим архиереем Тверской митрополии назначен епископ Воскресенский Савва (Михеев)
Епископ Воскресенский Савва: Есть у христиан самый надежный способ защиты. Новым правящим архиереем Тверской митрополии назначен епископ Воскресенский Савва (Михеев)

Владыка также управляет сразу двумя викариатствами — Юго-Восточным и Новых территорий. Как идет строительство новых храмов на присоединенных к столице территориях, чем живет Новоспасский монастырь сегодня и о многом другом епископ Савва рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» (интервью опубликовано в сентябрьском номере).

— Ваше Преосвященство, задолго до того, как было принято решение ознаменовать 100-летие с начала гонений на Русскую Православную Церковь и отметить вековой юбилей восстановления Патриаршества, Новоспасский монастырь начал работу над большим издательским проектом — публикацией деяний Всероссийского Собора 1917-1918 годов. Поэтому первый вопрос — о новом выпуске материалов Собора. Что можно сказать о результатах вашей работы на этот момент? Каковы сроки окончания проекта?

Историческое значение Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов очень велико. Мы и сегодня не можем полностью осмыслить важность для людей и всей Церкви тех документов, которые были рассмотрены и приняты на Соборе. В наше время появилась возможность обстоятельно изучить документы, которые принимались в то непростое для нашего Отечества время.

XX век стал для Русской Церкви серьезным испытанием. Не только было нарушено соборное начало, но и само существование Церкви как института в русском обществе оказалось под большим вопросом. Именно поэтому сегодня, спустя целое столетие, для нас является актуальным и важным тот соборный труд, который стал не только залогом сохранения, но и прочным фундаментом для дальнейшего развития свободной церковной жизни на Руси.

Для того чтобы понять тот контекст, в котором соборные решения вырабатывались и принимались, в настоящее время проводится большая работа по научному изданию документов Собора. Это наследие нам еще предстоит осмыслить и актуализировать в современной церковной жизни. Можно сказать, что соборные деяния — это завет новомучеников и исповедников о сохранении и непрерывности соборности в нашей Церкви. Для Новоспасского монастыря этот проект — и честь, и почетная обязанность, и большая ответственность. Думаю, что это издание будет своего рода памятником Собору.

Говорить о сроках завершения проекта, конечно, еще рано. Мы ориентируемся на 2020 год как на время завершения работы над основными томами и документами. Понятно, что в любом случае следует стремиться к какой-то конкретной цели. Для нас такая цель — опубликовать как можно больше документов, естественно сопроводив их необходимыми научными комментариями. Как известно, каждый наш том открывает статья ответственного редактора, где он особо обращает внимание читателей к тем или иным публикуемым документам. Сейчас запланировано выпустить 36 томов, хотя ранее мы остановились на цифре 25. Увеличение количества томов связано с тщательным изучением состава соборного архива и каждого из семи сотен дел, его составляющих. Конечно, это очень тяжелый труд, но тем не менее очень нужный. Уже сейчас мы приступили к постоянной популяризации соборного наследия, выработали новый книжный формат для массового представления соборных дискуссий по разным темам (первая книга — «Священный Собор 1917-1918 гг. о браке и разводе» — скоро будет выпущена и представлена широкому кругу читателей). Затем предстоит издавать творческое наследие членов Собора.

— Владыка, вы управляете не только Юго-Восточным московским викариатством, но также и викариатством Новых территорий. С 2013 года в планировке новой застройки стали учитывать нужды верующих, то есть в градостроительном плане Москвы заранее выделять землю для православных храмов. Есть ли проблемы с реализацией этой программы?

— Площадь новых территорий больше, чем площадь само́й, будем говорить, «старой Москвы». Понятно, что данные территории находятся в юрисдикции Святейшего Патриарха как правящего епископа столичного града. Мне же дано послушание — курировать церковную жизнь на новой территории столицы.

Как вы знаете, раньше все это было Московской областью. И сегодня, когда проезжаешь по этой территории, складывается впечатление, что оказался в сельской местности, а не в столице громадной страны. Город кажется нам компактнее, и мы привыкли к тому, что здесь много камня, асфальта, высотных зданий... На новых территориях иначе. Тут и храмы находятся на значительном удалении друг от друга. Деление идет по селам, есть поля, густые леса, и, может быть, где-то еще можно встретить диких зверей...

Если сравнивать духовенство новых территорий и Юго-Восточного викариатства, то тоже заметна разница. В Москве сложились определенные традиции, принципы общения... Да и само духовенство ведет себя как столичное. Новые территории, может быть, не отличаются такой столичной лощеностью, но тем не менее там чувствуется дух, близкий лично мне, поскольку я сам из сельских жителей. Когда уезжаешь за МКАД, то видишь природные ландшафты, людей, еще не окончательно изменившихся под воздействием мегаполиса. Пройдет некоторое время, и новые территории станут совсем другими...

Да и организация управления немного иная — приходится больше ездить и тратить времени на дорогу. Если мы выезжаем на край новых территорий (это ближе уже к Калужской области), то на путь приходится тратить добрую половину дня, а то и больше. Так что главная проблема — это расстояние. И еще одна проблема, со знаком «плюс», это то, что на новых территориях сейчас осуществляется программа строительства храмов.

Здесь генеральный план застройки только формируется, поэтому мы не сталкивались с теми трудностями, которые у нас возникли при поиске участков в Юго-Восточном округе столицы, где нет свободной земли и в любом случае вступаешь в зону чьих-либо интересов. В этом плане на новой территории гораздо лучше и проще. Действуем по следующему плану: благочинные вместе с настоятелями храмов и главами управ проводят совещания по поиску подходящих участков под строительство нового храма, с учетом их равномерного расположения. Эти предложения поступают мне, мы их рассматриваем и утверждаем, затем подаем заявку.

Таких заявок уже подано на 110 участков, согласовали около 30, а по остальным идет проверочная работа. По официальной статистике, мы имеем 200 тыс. человек, которые зарегистрированы на новых территориях. Однако эта цифра сильно поменялась, есть те, кто не прописаны, дачники... Сейчас, думаю, можно смело говорить и о миллионе жителей. Пока нам хватает тех 60 храмов, что есть. 110 поданных заявок — это только первый этап. Святейший Патриарх Кирилл поставил перед нами задачу построить 150 храмов, потому сейчас идет поиск оставшихся 40 участков. Работа идет, и мы движемся вперед.

— Вы уже говорили об отличии сельских священников от столичных, у вас есть опыт наместника крупного монастыря, вы также занимаетесь духовным образованием священнослужителей. Кто такой, на ваш взгляд, современный священник?

— Мне кажется, что молодое духовенство воспитано как-то по-иному, я не всегда вижу в молодых священниках элемента... жертвенности. Некоторые из них стремятся как-то быстро обосноваться, служить сразу в хорошо благоустроенном храме, они изначально не хотят терпеть каких-либо трудностей... Тогда как многие из духовенства, если так можно назвать, старой формации преодолели на своем пастырском пути значительные лишения. У современного духовенства немножко притуплено умение ценить то, что мы имеем. И это меня беспокоит в современных священнослужителях. Это результат того, что они выросли и сформировались во время благорасположенности власти и общества к Церкви и не испытали серьезных трудностей. Хотя, конечно, я уже не видел всех испытаний, которые духовенство прежних поколений пережило, — только немного. Тогда Церковь находилась на некотором отдалении от общества, государства. Но нынешнее духовенство формируется в более благополучных условиях, и им будет тяжело, если эти условия как-то изменятся в худшую сторону. Может быть, через некоторое время к нам будут иначе относиться, не так лояльно, как сейчас. Поэтому я беспокоюсь большей частью за то, будут ли у нас духовные плоды такие, какими они были 100 лет тому назад в эпоху гонений?

Для меня идеалом духовного образования является московская, лаврская, школа. Там священник получает и образование, и, самое главное, воспитание. Нас воспитывали таким образом, что для нас смыслом жизни стала Церковь.

— Ваше Преосвященство, а что такое быть московским викарием? Интересно узнать, каковы основные направления вашей работы и за что отвечает первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии... Каково это — совмещать монашество и административное руководство?

— Быть московским викарием — это прежде всего исполнять поручения Святейшего Отца, помогать Патриарху в управлении очень большой и сложной епархией. Каждый большой городской приход — это не только забота об общине и здании храма, это еще и разнообразная социальная деятельность, это вовлеченность в жизнь и культуру микрорайона. А если речь идет о десятках приходов, составляющих викариатство, то очевидно, что проблем, которые должен помогать решать епископ, накапливается достаточно. В принципе, схожей работой мы занимаемся по линии Управления делами Патриархии: мы помогаем нашим епархиям чувствовать себя единой Церковью, единым организмом. Содействуем в реализации общецерковных решений и постановлений Архиерейских Соборов, наблюдаем за бесконфликтным течением церковной жизни. Помогать решать эти задачи митрополиту Варсонофию, управляющему делами Московской Патриархии, вместе с заместителем управляющего делами архимандритом Саввой (Тутуновым) в ежедневном режиме необходимо всем нам. И я в этом качестве ощущаю себя послушником Святейшего Патриарха и митрополита. В этом смысле те монашеские обеты, которым я верен, только помогают.

— Владыка, в нашей беседе мы не можем не поговорить еще и о вашем служении в качестве наместника Новоспасского монастыря. Обитель эта преображается буквально на глазах, продолжается масштабная реставрация. Какие вопросы монашеской жизни в современном мире, на ваш взгляд, наиболее актуальны?

— Рассказывая о современной жизни Новоспасского монастыря, я первым делом должен вспомнить и поблагодарить моего предшественника на посту наместника — владыку Алексия (Фролова), который здесь и погребен. Именно он заложил основные направления возрождения монастыря, он больше двух десятков лет управлял этой святой обителью. Я воспринял от него устоявшийся монастырь со своими традициями, принципами и сформировавшейся братией. Мы, как и многие его верные духовные чада, храним память о владыке Алексии. Духовное наследие я стараюсь сохранить и приумножить, продолжая традиции, заложенные архиепископом.

Изменения в монастырях, происходят при непосредственном участии епископа града Москвы Святейшего Патриарха Кирилла, который особенно внимателен к жизни ставропигиальных монастырей. Не обделяет он своим вниманием и нашу Новосспаскую обитель, следит за ходом реставрационных работ. Святейший Патриарх вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным приезжал и наблюдал за ходом выполнения поручений. Надо отдать должное мэру и его команде, они не забывают о культурном наследии, пытаются всячески содействовать его восстановлению. За это прихожане и братия искренне благодарны Сергею Семеновичу.

В том, что касается восстановления обители, сегодня наши устремления направлены на реставрацию колокольни. Когда закончатся все работы, мы поднимем на нее тысячепудовый колокол и освятим храм! Уверен, монастырь преобразится не только изнутри, но и снаружи, потому что колокольня наша — это архитектурная доминанта района. Более того, что примечательно, она первая по высоте после колокольни Ивана Великого.

Среди повседневных трудов братии еще раз хочу отметить работу нашего издательства, выпуск деяний Священного Собора 1917-1918 годов, с чего мы начали нашу беседу. Также мы занимаемся повышением квалификации духовенства. Здесь находится сектор заочного обучения Московской духовной академии, работают подготовительные курсы, организовано молодежное движение. Нельзя не упомянуть, что у нас еще есть подворья, где ведется социальная работа.

— И все же монастырь — это молитвенное делание, подвиг... Но если говорить об уединенной монашеской жизни в отдалении от мира, то ваша обитель не совсем соответствует этому определению. Легко ли нести монашеские подвиги посреди городской суеты? Как найти правильный баланс между уединением и необходимостью быть открытыми миру? По вашему опыту, что такое монастырь в городе?

— Согласен, нести монашеское послушание в городском монастыре — это особенный подвиг. В этом случае очень важно не оступиться, и именно в этом и заключается тяжесть пребывания в такой обители. Здесь мы не можем закрыть перед прихожанами наши святые врата. Конечно, гораздо проще уехать куда-то на периферию, запереться там в пустыни. Но надо и здесь, в городской суете, заниматься духовным окормлением людей.

Господь дает возможность совершать свой подвиг, и мы его совершаем в меру своих сил, возможностей и своих немощей, которые тоже у нас есть. Думаю, что Господь будет милостив к нам, поскольку мы также стараемся быть милостивыми ко всем, кто приходит в наш монастырь. Надеюсь, что все люди, которые придут в Новоспасский монастырь, смогут здесь хотя бы в течение нескольких минут отвлечься от суеты, помолиться, подумать о Боге и своих ближних. Поэтому не могу, пользуясь случаем, не пригласить в Новоспасский монастырь жителей Москвы и гостей нашей столицы!

Беседовал Евгений Стрельчик

Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru

c 22 марта 2011 года Церковь: Русская православная церковь Предшественник: Алексий (Фролов) Образование: Московская духовная семинария
Московская духовная академия
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина Учёная степень: доктор церковной истории Имя при рождении: Александр Евгеньевич Михеев Рождение: 10 мая (1980-05-10 ) (38 лет)
Пермь , РСФСР , СССР Принятие священного сана: 4 декабря 2001 года Принятие монашества: 27 ноября 2001 года Епископская хиротония: 11 июля 2011 года

Епи́скоп Са́вва (в миру Александр Евгеньевич Михеев ; 10 мая , Пермь) - епископ Русской православной церкви , епископ Воскресенский , викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии , наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы .

С 31 декабря 2011 года назначен управляющим Юго-восточным викариатством (в границах гор. Москвы) и викариатством в пределах новых территорий гор. Москвы .

Биография

19 мая 1986 году крещён священником Сергием Серебряковым в храме святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в Касимове Рязанской епархии.

В 1987-1997 годах обучался в средней школе. Сразу же по её окончании поступил на 1 курс Московской духовной семинарии.

Во время обучения в семинарии, на 4-м курсе, 28 декабря 2000 года была совершена хиротесия во чтеца ректором МДА архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым) .

В 2001 году по окончании МДС был направлен в распоряжение митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) . Назначен преподавателем литургики и гомилетики в Рязанское духовное училище и одновременно секретарём-референтом митрополита Рязанского и Касимовского.

27 ноября 2001 года митрополитом Рязанским Симоном пострижен в мантию с именем Савва , в честь преподобного Саввы Освященного , в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Рязанском духовном училище.

Архиерейство

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 года (журнал № 45) избран епископом Воскресенским , викарием Московской епархии .

31 декабря 2011 года распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла преосвященному Савве поручено управление Юго-восточным викариатством (в границах Юго-восточного административного округа гор. Москвы) и викариатством в пределах новых территорий , включённых в административные границы гор. Москвы .

6 апреля 2016 года избран в члены Президиума ВРНС .

Сочинения

  • Кандидатское сочинение: Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь Ярославской епархии (история, архитектура, святыни)
  • Преподобный Авраамий Ростовский - к вопросу о времени жизни.
  • , 2008
публикации
  • Савва (Михеев), игумен. Вся жизнь - служение Церкви [беседа с протоиереем Борисом Сабининым] // Ярославские епархиальные ведомости декабрь. 2008 г., декабрь. С. 33-35.
  • Савва (Михеев), игумен. Пример святого благоверного князя Василька // Ростовский вестник. 2009 г., 13 марта. ["Возрождение", № 11]

Напишите отзыв о статье "Савва (Михеев)"

Примечания

Ссылки

  • // Патриархия.Ru
  • // Открытая православная энциклопедия «Древо»
  • на сайте Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря
интервью
  • журналу «Наследник »
  • // «patriarchia.ru »

Отрывок, характеризующий Савва (Михеев)

Ростов перед открытием кампании получил письмо от родителей, в котором, кратко извещая его о болезни Наташи и о разрыве с князем Андреем (разрыв этот объясняли ему отказом Наташи), они опять просили его выйти в отставку и приехать домой. Николай, получив это письмо, и не попытался проситься в отпуск или отставку, а написал родителям, что очень жалеет о болезни и разрыве Наташи с ее женихом и что он сделает все возможное для того, чтобы исполнить их желание. Соне он писал отдельно.
«Обожаемый друг души моей, – писал он. – Ничто, кроме чести, не могло бы удержать меня от возвращения в деревню. Но теперь, перед открытием кампании, я бы счел себя бесчестным не только перед всеми товарищами, но и перед самим собою, ежели бы я предпочел свое счастие своему долгу и любви к отечеству. Но это последняя разлука. Верь, что тотчас после войны, ежели я буду жив и все любим тобою, я брошу все и прилечу к тебе, чтобы прижать тебя уже навсегда к моей пламенной груди».
Действительно, только открытие кампании задержало Ростова и помешало ему приехать – как он обещал – и жениться на Соне. Отрадненская осень с охотой и зима со святками и с любовью Сони открыли ему перспективу тихих дворянских радостей и спокойствия, которых он не знал прежде и которые теперь манили его к себе. «Славная жена, дети, добрая стая гончих, лихие десять – двенадцать свор борзых, хозяйство, соседи, служба по выборам! – думал он. Но теперь была кампания, и надо было оставаться в полку. А так как это надо было, то Николай Ростов, по своему характеру, был доволен и той жизнью, которую он вел в полку, и сумел сделать себе эту жизнь приятною.
Приехав из отпуска, радостно встреченный товарищами, Николай был посылал за ремонтом и из Малороссии привел отличных лошадей, которые радовали его и заслужили ему похвалы от начальства. В отсутствие его он был произведен в ротмистры, и когда полк был поставлен на военное положение с увеличенным комплектом, он опять получил свой прежний эскадрон.
Началась кампания, полк был двинут в Польшу, выдавалось двойное жалованье, прибыли новые офицеры, новые люди, лошади; и, главное, распространилось то возбужденно веселое настроение, которое сопутствует началу войны; и Ростов, сознавая свое выгодное положение в полку, весь предался удовольствиям и интересам военной службы, хотя и знал, что рано или поздно придется их покинуть.
Войска отступали от Вильны по разным сложным государственным, политическим и тактическим причинам. Каждый шаг отступления сопровождался сложной игрой интересов, умозаключений и страстей в главном штабе. Для гусар же Павлоградского полка весь этот отступательный поход, в лучшую пору лета, с достаточным продовольствием, был самым простым и веселым делом. Унывать, беспокоиться и интриговать могли в главной квартире, а в глубокой армии и не спрашивали себя, куда, зачем идут. Если жалели, что отступают, то только потому, что надо было выходить из обжитой квартиры, от хорошенькой панны. Ежели и приходило кому нибудь в голову, что дела плохи, то, как следует хорошему военному человеку, тот, кому это приходило в голову, старался быть весел и не думать об общем ходе дел, а думать о своем ближайшем деле. Сначала весело стояли подле Вильны, заводя знакомства с польскими помещиками и ожидая и отбывая смотры государя и других высших командиров. Потом пришел приказ отступить к Свенцянам и истреблять провиант, который нельзя было увезти. Свенцяны памятны были гусарам только потому, что это был пьяный лагерь, как прозвала вся армия стоянку у Свенцян, и потому, что в Свенцянах много было жалоб на войска за то, что они, воспользовавшись приказанием отбирать провиант, в числе провианта забирали и лошадей, и экипажи, и ковры у польских панов. Ростов помнил Свенцяны потому, что он в первый день вступления в это местечко сменил вахмистра и не мог справиться с перепившимися всеми людьми эскадрона, которые без его ведома увезли пять бочек старого пива. От Свенцян отступали дальше и дальше до Дриссы, и опять отступили от Дриссы, уже приближаясь к русским границам.
13 го июля павлоградцам в первый раз пришлось быть в серьезном деле.
12 го июля в ночь, накануне дела, была сильная буря с дождем и грозой. Лето 1812 года вообще было замечательно бурями.
Павлоградские два эскадрона стояли биваками, среди выбитого дотла скотом и лошадьми, уже выколосившегося ржаного поля. Дождь лил ливмя, и Ростов с покровительствуемым им молодым офицером Ильиным сидел под огороженным на скорую руку шалашиком. Офицер их полка, с длинными усами, продолжавшимися от щек, ездивший в штаб и застигнутый дождем, зашел к Ростову.
– Я, граф, из штаба. Слышали подвиг Раевского? – И офицер рассказал подробности Салтановского сражения, слышанные им в штабе.
Ростов, пожимаясь шеей, за которую затекала вода, курил трубку и слушал невнимательно, изредка поглядывая на молодого офицера Ильина, который жался около него. Офицер этот, шестнадцатилетний мальчик, недавно поступивший в полк, был теперь в отношении к Николаю тем, чем был Николай в отношении к Денисову семь лет тому назад. Ильин старался во всем подражать Ростову и, как женщина, был влюблен в него.
Офицер с двойными усами, Здржинский, рассказывал напыщенно о том, как Салтановская плотина была Фермопилами русских, как на этой плотине был совершен генералом Раевским поступок, достойный древности. Здржинский рассказывал поступок Раевского, который вывел на плотину своих двух сыновей под страшный огонь и с ними рядом пошел в атаку. Ростов слушал рассказ и не только ничего не говорил в подтверждение восторга Здржинского, но, напротив, имел вид человека, который стыдился того, что ему рассказывают, хотя и не намерен возражать. Ростов после Аустерлицкой и 1807 года кампаний знал по своему собственному опыту, что, рассказывая военные происшествия, всегда врут, как и сам он врал, рассказывая; во вторых, он имел настолько опытности, что знал, как все происходит на войне совсем не так, как мы можем воображать и рассказывать. И потому ему не нравился рассказ Здржинского, не нравился и сам Здржинский, который, с своими усами от щек, по своей привычке низко нагибался над лицом того, кому он рассказывал, и теснил его в тесном шалаше. Ростов молча смотрел на него. «Во первых, на плотине, которую атаковали, должна была быть, верно, такая путаница и теснота, что ежели Раевский и вывел своих сыновей, то это ни на кого не могло подействовать, кроме как человек на десять, которые были около самого его, – думал Ростов, – остальные и не могли видеть, как и с кем шел Раевский по плотине. Но и те, которые видели это, не могли очень воодушевиться, потому что что им было за дело до нежных родительских чувств Раевского, когда тут дело шло о собственной шкуре? Потом оттого, что возьмут или не возьмут Салтановскую плотину, не зависела судьба отечества, как нам описывают это про Фермопилы. И стало быть, зачем же было приносить такую жертву? И потом, зачем тут, на войне, мешать своих детей? Я бы не только Петю брата не повел бы, даже и Ильина, даже этого чужого мне, но доброго мальчика, постарался бы поставить куда нибудь под защиту», – продолжал думать Ростов, слушая Здржинского. Но он не сказал своих мыслей: он и на это уже имел опыт. Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нем. Так он и делал.
– Однако мочи нет, – сказал Ильин, замечавший, что Ростову не нравится разговор Здржинского. – И чулки, и рубашка, и под меня подтекло. Пойду искать приюта. Кажется, дождик полегче. – Ильин вышел, и Здржинский уехал.
Через пять минут Ильин, шлепая по грязи, прибежал к шалашу.
– Ура! Ростов, идем скорее. Нашел! Вот тут шагов двести корчма, уж туда забрались наши. Хоть посушимся, и Марья Генриховна там.
Марья Генриховна была жена полкового доктора, молодая, хорошенькая немка, на которой доктор женился в Польше. Доктор, или оттого, что не имел средств, или оттого, что не хотел первое время женитьбы разлучаться с молодой женой, возил ее везде за собой при гусарском полку, и ревность доктора сделалась обычным предметом шуток между гусарскими офицерами.
Ростов накинул плащ, кликнул за собой Лаврушку с вещами и пошел с Ильиным, где раскатываясь по грязи, где прямо шлепая под утихавшим дождем, в темноте вечера, изредка нарушаемой далекими молниями.
– Ростов, ты где?
– Здесь. Какова молния! – переговаривались они.

В покинутой корчме, перед которою стояла кибиточка доктора, уже было человек пять офицеров. Марья Генриховна, полная белокурая немочка в кофточке и ночном чепчике, сидела в переднем углу на широкой лавке. Муж ее, доктор, спал позади ее. Ростов с Ильиным, встреченные веселыми восклицаниями и хохотом, вошли в комнату.
– И! да у вас какое веселье, – смеясь, сказал Ростов.
– А вы что зеваете?
– Хороши! Так и течет с них! Гостиную нашу не замочите.
– Марьи Генриховны платье не запачкать, – отвечали голоса.
Ростов с Ильиным поспешили найти уголок, где бы они, не нарушая скромности Марьи Генриховны, могли бы переменить мокрое платье. Они пошли было за перегородку, чтобы переодеться; но в маленьком чуланчике, наполняя его весь, с одной свечкой на пустом ящике, сидели три офицера, играя в карты, и ни за что не хотели уступить свое место. Марья Генриховна уступила на время свою юбку, чтобы употребить ее вместо занавески, и за этой занавеской Ростов и Ильин с помощью Лаврушки, принесшего вьюки, сняли мокрое и надели сухое платье.
В разломанной печке разложили огонь. Достали доску и, утвердив ее на двух седлах, покрыли попоной, достали самоварчик, погребец и полбутылки рому, и, попросив Марью Генриховну быть хозяйкой, все столпились около нее. Кто предлагал ей чистый носовой платок, чтобы обтирать прелестные ручки, кто под ножки подкладывал ей венгерку, чтобы не было сыро, кто плащом занавешивал окно, чтобы не дуло, кто обмахивал мух с лица ее мужа, чтобы он не проснулся.
– Оставьте его, – говорила Марья Генриховна, робко и счастливо улыбаясь, – он и так спит хорошо после бессонной ночи.
– Нельзя, Марья Генриховна, – отвечал офицер, – надо доктору прислужиться. Все, может быть, и он меня пожалеет, когда ногу или руку резать станет.
Стаканов было только три; вода была такая грязная, что нельзя было решить, когда крепок или некрепок чай, и в самоваре воды было только на шесть стаканов, но тем приятнее было по очереди и старшинству получить свой стакан из пухлых с короткими, не совсем чистыми, ногтями ручек Марьи Генриховны. Все офицеры, казалось, действительно были в этот вечер влюблены в Марью Генриховну. Даже те офицеры, которые играли за перегородкой в карты, скоро бросили игру и перешли к самовару, подчиняясь общему настроению ухаживанья за Марьей Генриховной. Марья Генриховна, видя себя окруженной такой блестящей и учтивой молодежью, сияла счастьем, как ни старалась она скрывать этого и как ни очевидно робела при каждом сонном движении спавшего за ней мужа.
Ложка была только одна, сахару было больше всего, но размешивать его не успевали, и потому было решено, что она будет поочередно мешать сахар каждому. Ростов, получив свой стакан и подлив в него рому, попросил Марью Генриховну размешать.

Дата рождения: 8 ноября 1966 г. Дата хиротонии: 24 апреля 2016 г. Дата пострига: 17 апреля 1998 г. День ангела: 11 сентября Страна: Россия Биография:

В 1983-1988 гг. обучался в Новосибирском электротехническом институте (НЭТИ, с 1990 г. - НГТУ). По окончании института остался работать в научно исследовательской лаборатории, учился в аспирантуре (заочно). В 1994 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности «Радиофизика, включая квантовую радиофизику». До марта 1998 г. работал преподавателем на кафедрах Прикладной и теоретической физики и Антенных систем НГТУ, последние два года в должности доцента.

В 1996 г. проходил послушание в храмах и мужских обителях Новосибирской епархии , в 1997 г. посетил в качестве трудника Николо-Шартомский мужской монастырь в Ивановской обл. С сентября 1997 г. учился в Новосибирском православном богословском институте, закончил первый семестр. 6 февраля 1998 г. вновь прибыл в Николо-Шартомский монастырь на постоянное пребывание.

17 апреля 1998 г. в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря архимандритом Никоном (Фоминым) пострижен в монашество с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи.

24 мая 1998 г. в храме Архангела Михаила в с. Архангел Комсомольского р-на Ивановской обл. архиепископом Амвросием (Щуровым) рукоположен в сан диакона, 4 октября в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново архиепископом Амвросием рукоположен в сан пресвитера.

В 1998-2001 гг. заочно обучался в Московской духовной семинарии , в 2001-2005 гг. - в Московской духовной академии. В 2006 г. в Московской духовной академии защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Опыт построения догматической системы по творениям святого Василия Великого».

В 1998-1999 гг. - преподаватель в Ивановском православном богословском институте апостола Иоанна Богослова. С 1999 г. - первый проректор института. В 2001-2005 и 2007-2009 гг. - директор школы-интерната для мальчиков при Николо-Шартомском монастыре. В 2000-2005 гг. преподавал в Ивановском государственном университете и Шуйском государственном педагогическом университете, в 2005-2014 гг. - в Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии.

В июне 1999 г. назначен и.о. настоятеля строящегося храма в честь Всех святых при Ивановском государственном университете. В 2005-2006 гг. - настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Иваново. С 2009 г. - благочинный Воскресенского собора г. Шуя.

С 2011 г. - благочинный Николо-Шартомского монастыря.

Решением Священного Синода от 16 апреля 2016 г. (журнал № 6) избран епископом Воркутинским и Усинским.

20 апреля 2016 г. за Литургией в храме свт. Николая Чудотворца с. Алферьево Тейковского р-на Ивановской обл. епископом Шуйским и Тейковским Никоном возведен в сан архимандрита.

Патриаршим указом от 20 июля 2018 г. освобожден от должности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 27 июля освобожден от управления Северо-Восточным викариатством и назначен управляющим Юго-Восточным викариатством, викариатством Новых территорий г. Москвы, а также благочинием ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области.

Образование:

1988 г. - Новосибирский электротехнический институт.

2001 г. - Московская духовная семинария (заочно).

2005 г. - Московская духовнпя академия (заочно).

Место работы: Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь (Наместник) Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Иоанна (Руденко) при наречении во епископа Воркутинского и Усинского.

  • В раннем возрасте переехал вместе с родителями в г. Касимов Рязанской области.
  • В 1997 г. по окончании средней школы поступил в Московскую духовную семинарию.
  • В 2001 г. по окончании МДС был направлен в распоряжение митрополита Рязанского и Касимовского Симона. Назначен преподавателем Литургики и Гомилетики в Рязанское духовное училище и одновременно секретарем-референтом митрополита Рязанского и Касимовского.
  • 27 ноября 2001 г. в Иоанно-Богословском храме при Рязанском духовном училище митрополитом Рязанским Симоном пострижен в мантию с именем Савва в честь преподобного Саввы Освященного.
  • 2 декабря 2001 г. митрополитом Симоном рукоположен во иеродиакона, 4 декабря ― во иеромонаха и назначен старшим помощником проректора по воспитательной работе.
  • В 2002 г. поступил на заочное отделение Московской духовной академии.
  • 17 октября 2002 г. назначен проректором по учебной работе Рязанского духовного училища. 9 декабря 2003 г. зачислен на 2-й курс теологического отделения Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина и назначен преподавателем Догматического богословия на теологическом отделении.
  • 15 марта 2005 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом почислен за штат с правом перехода в другую епархию, согласно поданному прошению.
  • 15 апреля 2005 г. архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом принят в клир Ярославской епархии. Нес послушание келейника митрополита Симона (Новикова), одновременно исполняя различные епархиальные послушания: секретаря архиепископа Ярославского и Ростовского, казначея и благочинного Николо-Бабаевского мужского монастыря.
  • 22 февраля 2007 г. назначен помощником проректора по воспитательной работе Ярославской духовной семинарии.
  • 14 июня 2007 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение на тему «Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь Ярославской епархии (история, архитектура, святыни)».
  • 12 февраля 2008 г. окончил Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина по специальности Теология.
  • 18 марта 2008 г. назначен на должность проректора по учебной и воспитательной работе Ярославской духовной семинарии.
  • 19 апреля 2009 г. возведен в сан игумена.
  • 29 апреля 2009 г. назначен помощником благочинного Ростовского района и настоятелем Вознесенско-Благовещенского храма г. Ярославля.
  • 14 июля 2009 г. назначен благочинным Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря
  • 10 октября 2009 г. назначен наместником Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. 12 октября 2009 г. по благословению архиепископа Ярославского Кирилла поступил в Общецерковную докторантуру, где работает над докторской диссертацией «Авраамиев Богоявленский монастырь г. Ростова Великого ― архитектура в ее церковно-историческом развитии».
  • 1 июля 2010 г. назначен первым проректором Ярославской духовной семинарии.
  • 10 ноября 2010 г. определен на должность благочинного храмов Гаврилов-Ямского района.
  • Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. назначен наместником Новоспасского монастыря Москвы.
  • Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. определено быть епископом Воскресенским, Викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
  • 28 июня 2011 г. возведен в сан архимандрита.
  • 10 июля 2011 г. во Владимирском скиту Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил наречение архимандрита Саввы во епископа Воскресенского.
  • 11 июля 2011 г. за Божественной литургией в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Саввы во епископа Воскресенского, викария Московской епархии.
  • С 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы (Петропавловское благочиние).
  • Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Юго-восточным викариатством в границах Юго-Восточного административного округа г. Москвы и викариатством в пределах территорий, включенных в административные границы г. Москвы в соответствии с Постановлением Совета Федерации ФС РФ от 27 декабря 2011 г. № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности.
Сочинения:
  • Слово архимандрита Саввы (Михеева) при наречении во епископа Воскресенского, Викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
  • Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь Ярославской епархии (история, архитектура, святыни) (кандидатская диссертация).

Епископ Воскресенский Савва – один из ближайших помощников Святейшего Патриарха Кирилла по городу Москве с ответственностью за приходы её Юго-восточного церковного округа и за Новые территории, недавно присоединенные к столице, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии. Епископ Савва является также наместником московского Новоспасского ставропигиального монастыря.

С владыкой беседует главный редактор газеты «Православная Москва» протоиерей Михаил Дудко .

– Ваше Преосвященство! Самый простой и очевидный вопрос: что такое быть московским викарием?
– Моя задача обрисована моим титутлом: викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Есть много послушаний и благословений Его Святейшества, которые необходимо выполнять. Одной из главных обязанностей я считаю послушание наместника Новоспасского монастыря.
Это большой труд. Вы знаете, какая огромная нагрузка лежит на нашем Святейшем отце. Взяв на себя только ее часть, мы понимаем тяжесть креста, которую он несет на своих плечах.
– Вы ответственны за новые московские территории. Про них не многое известно рядовому жителю столицы. Даже светские люди иногда затрудняются сказать, какова цель их присоединения. Тем не менее, Церковь должна принимать решения светской власти. В чем специфика новых территорий по сравнению с тем, что делалось в старой Москве? Как с этой спецификой Вы работаете?
– Мы не обязаны следовать за светской властью во всем, но изменение административных границ – это ее право. Меня радует, что там много молодых священников. Мне нравится работать с моими благочинными. Они все очень энергичные. Все делается быстро.
А территория, наверное, больше всей старой Москвы. Многое нужно сделать. Я не видел генерального плана застройки, но Святейший Патриарх уже благословил зарезервировать около 150 участков для строительства новых храмов. Сейчас там действует 60, но надо быть готовым, что на эти земли придут новые жители.
Частично строительство происходит благодаря программе «200 храмов». Например, храм в городе Щербинка был включен в программу, и за несколько месяцев было сделано больше, чем за предшествующие 8 лет.
Продвигается строительство остро необходимых храмов в Троицке и Московском.
– Теперь программа будет переименована, наверное? Ведь с учетом новых территорий храмов будет не 200, а больше?
– Думаю, что программа изначально названа не совсем верно. Не надо ограничивать себя цифрами. Я думаю, надо было назвать программу, к примеру, «Путь к храму». Знаете пословицу: как корабль назовешь, так он и поплывет.
Задача не в том, чтобы построить как можно больше. Нас и так обвиняют, что мы везде ставим храмы. Но ведь в отмеченных мной городах и других населенных пунктах у людей большая жажда церковной жизни. Они мечтают о месте, где можно было бы спокойно собираться для молитвы. Существующих храмов явно недостаточно. Организуем звуковую трансляцию на улицу, по праздникам служим две-три Литургии. Все равно это не обеспечивает нужд верующих.
– Как Вы все успеваете? Это же огромные территории!
– Как я уже сказал, у меня есть хорошие помощники – благочинные, есть секретариат викариатства.

Кто будет платить?

– Вернемся в старую Москву, в Новоспасский монастырь, где мы сейчас находимся. Я ехал сюда на метро, доехал до станции «Пролетарская», она ближайшая к монастырю. Ее название, очевидно, рудимент богоборческой эпохи, и таких много. Есть горячие головы, которые говорят, что наши современные беды от того, что мы не изжили прошлое, в том числе и в названиях. Да и Вы сами вспоминали пословицу: как корабль назовете, так он и поплывет. Как Вы относитесь к переименованиям? Стоит нам тут копья ломать или просто нужно делать свое дело, не обращая на них внимания?
– Для тех, кто не хочет выходить на «Пролетарской», чтобы добраться до монастыря, есть станция «Крестьянская застава» (улыбается).
Если серьезно, я проблемой переименований занимался, когда в городе Ростове был наместником Спасо-Яковлевского монастыря. Адрес монастыря – улица Энгельса, 44. Поначалу казалось просто: поменяй вывеску и все. Выяснилось, что на самом деле это очень большая работа. И дорогостоящая. Всем предприятиям необходимо поменять документы с юридическим адресом, гражданам изменить прописку в паспорте и т.д. Даже переименовать небольшую улицу Энгельса оказалось не по карману. Просто не было средств в скромном бюджете провинциального города Ростов Великий.
Чтобы не тревожить налогоплательщиков, решили под официальным названием, почтовым, писать историческое. В нашем случае – «Бывшая Яковлевская».
У нас есть благое намерение все переименовать, очень хочется это сделать. А общество, люди относятся к переименованиям по-разному, но даже те, кто поддерживает, платить за это не хотят.

В столичной глуши

– Вы являетесь наместником столичного монастыря. Но ведь откроешь «Добротолюбие», и первое, что придет в голову: монашество в городе – это вещь вряд ли возможная. Тем не менее, есть хорошие добрые примеры людей, которые спасались в столицах и даже святыми становились. По Вашему опыту, что такое монастырь в городе? Как Вы выживаете?
– Есть пословица народная: не место красит человека, а человек место. В городе та же пустыня. Только еще более дремучая и глубокая, чем настоящая. Крикнешь: «Ау!» – а в ответ чаще всего тишина… Соседи по лестничной площадке рядом живут, не зная даже имени людей, которые находятся через двадцать сантиметров за стеной от них. Чем не глушь?
Я общаюсь с коренными москвичами, и многие не догадываются, что есть в Москве наш Новоспасский монастырь. Возможно, для нас это даже хорошо. Мы тоже почти как в пустыне.
Можно бы совсем закрыться внутри своих стен, никого не пускать, если решить, что нам открытость вредит. Стали бы отшельниками. Но можно и по-другому. Мешают тебе люди? Затвори двери своей кельи, сиди себе и занимайся богомыслием. Я братии своей это разрешаю. Закройся и молись – пожалуйста.
А люди стремятся в монастырь за духовной поддержкой. Придите вечером на службу: толпы стоят на исповедь. Наши священники, иеромонахи имеют множество духовных чад. Это свидетельство того, что мы нужны.
– Помнится, в одной из духовных книг говорилось, что монахами становятся по трем причинам: желая загладить грехи, стремясь к награде на Небесах или – это самое правильное – из любви к Богу. Какие цели у нынешних постриженников? Кто и зачем сейчас идет в монастырь?
– Я могу ответить за себя. Монашеское призвание было, во-первых, благословением. Во-вторых, я хотел служить Церкви всецело, без остатка. Хотел посвятить Богу всего себя, начиная с молодых лет. Наверное, через служение Церкви проявляется и любовь к Богу. Наверное. Для меня просто нет другой жизни, чем служить Церкви и в Церкви.
Наблюдая за приходящими в монастыри, могу сказать, что сегодня чаще ищут монашеской жизни, чтобы принести плоды покаяния. Я помню, что раньше приходили люди среднего возраста и моложе. Сегодня это пятидесятилетние и старше. Люди с жизненным опытом осознанно идут в монастырскую ограду чтобы очистить свою душу, исправить свои пути. У нас есть насельники под 80 лет. И пожилые ничуть не хуже молодых.
– Вы говорили в одном из интервью, что любите пробки. Едешь в машине – читаешь, размышляешь, молишься. Мирный дух – вопрос правильного отношения к жизненным обстоятельствам. Одного пробки выводят из себя, другой даже их использует во благо.
И все же монаху проще. Он вернулся в монастырские стены – и снова под защитой. А как сохранить дух мирен светскому человеку, который вынужден вариться в котле различных обстоятельств чуть ли не круглосуточно?
– Стяжание мирного духа – это вопрос всей жизни. Мне нравится молитва Оптинских старцев, которая помещена среди утренних молитв. «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день». Порой даже в монастыре себя трудно удержать в равновесии, не раздражаться. Себе в помощь я выработал такое правило: прежде чем принять решение, нужно сделать паузу. Тогда решение оказывается более трезвым.
– Утро вечера мудренее?
– Да. Получаешь информацию, должно пройти некоторое время, чтобы она улеглась. Потом решаешь окончательно. Это один из моих жизненных принципов, помогающих сохранить внутренний мир. Недаром сказано: «Поспешишь – людей насмешишь».
В Москве, кстати, этот принцип легче реализовать. Здесь люди не спешат. В провинции люди более энергичные. Здесь много начальства, инстанций. Пока дело дойдет наверх, пока спустится… Иногда оказывается, что и не нужно торопиться было.
– Сейчас обсуждается второй вариант положения о монастырях и монашестве. Дискуссия оживленная, есть критика. Связано ли это с кризисом монашества?
– Все говорят о кризисах: финансовый, внешнеполитический и так далее. Я не вижу серьезного кризиса с монашеством в современной Русской Православной Церкви. То есть, такого кризиса, например, чтобы закрывались и расформировывались монастыри в связи с отсутствием монахов.
Конечно, вопросы есть. Сейчас в жизни монастырей новый этап. Раньше молодежь шла туда, прочитав пару книжек, а сегодня монашеские призвания более осознанные. Да, был некоторый отток из монастырей тех, кто принял не вполне продуманное решение. И понял, что это не его путь. Сейчас идет меньше людей, но верных.
Думаю, положение будет полезно, в основном, наместникам монастырей, которые должны правильно строить жизнь обители.

Протоиерей Михаил Дудко