Что думает церковь о каббале. Что такое. Сетевой маркетинг или тысячелетняя мудрость

Что думает церковь о каббале. Что такое. Сетевой маркетинг или тысячелетняя мудрость
Что думает церковь о каббале. Что такое. Сетевой маркетинг или тысячелетняя мудрость

Взаимодействие иудаизма и православия на территории России всегда было сложным и неоднозначным вопросом. С одной стороны, на протяжении долгого времени наблюдалось довольно мирное сожительство двух религиозных систем. С другой, иудаизм находился по большей части в неравноправном положении, что выражалось в проявлениях как стихийного антисемитизма, так в государственных мерах по определённой дискриминации иудейской части населения. В наше время вопрос взаимоотношений обострился благодаря такому явлению, как Каббала в России.

Религиозная мода

Речь идёт не столько о традиционной Каббале, которая присутствовала в духовной жизни живущих в России евреев и прежде, сколько о современной интерпретации Каббалы. Эта интерпретация имеет израильское происхождение, но настоящую популярность и свой оформленный вид приобрела на Западе, в США. Там современное прочтение Каббалы нашло себе немало приверженцев в среде, прежде всего, представителей шоу-бизнеса.

Психологические особенности личностей, преуспевающих в этой специфической сфере деятельности, сам характер данного «круга», ориентированный на достижение успеха практически любой ценой – видимо, в этом кроется причина популярности в Голливуде и его окрестностях различных мистических учений.

Не случайно именно американский «бомонд» стал популяризатором многочисленных современных оккультных течений «Нью-Эйдж», не зря именно здесь расцвела современная сайентология. Вот и Каббалу западные звёзды стали воспринимать в подобном ключе: практический набор рекомендаций, правил, амулетов, психологических самотреннингов, магических формул – в общем, всего, что может принести человеку процветание и успешность в делах. Скорее всего, девять из десяти людей ничего бы и не слышало о Каббале, если бы не рьяная приверженность к современной каббалистике Луизы Чикконе, известной как сверхпопулярная певица, актриса и продюсер Мадонна. Она и ввела моду на увлечение современной Каббалой сначала в западном шоу-бизнесе, а затем это модное поветрие стало распространяться и на российский шоу-бизнес.

Если верить публикациям СМИ, за последние годы наблюдается увеличение числа российских знаменитостей, которые интересуются Каббалой, принимают участие в закрытых семинарах по изучению Каббалы и, по некоторым внешним признакам, являются приверженцами каббалистики. В их числе называются Филипп Киркоров, Вера Брежнева , Кирилл Серебренников, Лолита Милявская, Владимир Соловьёв и другие.

Сетевой маркетинг или тысячелетняя мудрость?

Противники распространения «попсовой» Каббалы в России указывают на то, что новоявленная мода на каббалистику имеет все признаки недобросовестного сетевого маркетинга или даже коммерческого религиозного культа. Открывающиеся центры по изучению Каббалы активно занимаются распространением обучающих курсов, которые состоят из книг, брошюр, специальных амулетов и тому подобного – разумеется, не бесплатно. Причём эти курсы, которые рекламируются как необходимое условие духовного развития и познания тайн иудейской мистики, могут быть довольно дорогостоящими для большинства российского населения (стоимость базового начального курса изучения Каббалы достигает 300-400 долларов).

Однако у зарубежных популяризаторов Каббалы другое мнение относительно их активности в России. Они обращают внимание на то, что Каббала имеет универсальный характер – именно поэтому центры по изучению этого духовного наследия открываются по всему миру. Согласно мнению современных каббалистов, Каббала является общим для всех народов способом познания мира, самопознания человека и достижения гармонии человеческой жизни. Именно поэтому она распространяется в разных странах – в православной России, на протестантском Западе, в формально атеистическом, но, по сути, конфуцианском Китае.

Вроде бы Каббала - это древнейшее хранилище божественной мудрости, появившееся ещё до возникновения других религий – поэтому она содержит общие религиозные принципы.

Так, часто утверждается, что изучение Каббалы не противоречит Православию, что оно «помогает православным становиться ещё более православными». А те многочисленные православные священники и богословы, которые негативно отзываются о Каббале в целом и о современной каббалистике в частности, просто «недостаточно хорошо ознакомлены с сутью вопроса».

Православие и Каббала: движение в разных направлениях

Однако в этих первоначальных заявлениях умалчивается о том, что Каббала - это не просто духовное учение общего порядка, она предполагает тесную и неразрывную связь с иудейской религией. Собственно, без следования Торе изучение Каббалы в иудаизме признаётся ересью, изучать Каббалу не-иудеям нельзя, так как они извратят её учение. Поэтому Русской Православной Церковью современная каббалистика воспринимается как разновидность иудейского прозелитизма, направленного на «вербовку» последователей среди населения стран, исторически и культурно принадлежащих к иным религиозным системам. Через модное любопытство к мистической составляющей Каббалы человек втягивается в орбиту иудаизма и через некоторое время его приводят к мысли, что изучение Каббалы и приверженность другим религиям несовместимы.

Впрочем, Православие о Каббале отзывается негативно не только в связи с сегодняшней активностью, но и в целом как о духовном феномене.

Православная оценка возникновения, развития и характера Каббалы сводится к тому, что это духовное произведение еврейского религиозного фольклора противоречит не только христианству, но и ортодоксальному иудаизму. После того, как в 70 году нашей эры Иерусалим был захвачен римлянами и в отместку за антиримское восстание был разрушен Второй Храм, евреи лишились своего государственного и религиозного центра. Будучи рассеянными по разным частям света и лишённые дисциплинирующего влияния религиозной иерархии (священников среди евреев не стало, так как священники могут служить лишь в единственном Храме), иудеи поддались естественным тенденциям самостоятельного религиозного творчества. Появились запрещённые Торой астрологические изыскания, ритуалы гадания и проникновения в тайны бытия, магические заклинания и амулеты , мистические и эзотерические учения и толкования. Всё это в сумме и составило Каббалу. С точки зрения Православия, Каббала – это сборник еврейского язычества, оформившегося в Средние века и в наши дни получившего новое звучание.

Александр Бабицкий


Относится к каббале резко отрицательно.

Юрий Максимов, религиовед, преподаватель МДА

В любой религии всегда находятся люди, которым элитарность религиозного знания, сопряженная с легким обретением духовного опыта и отходом от общепринятых нравственных норм, кажется заманчивее, чем послушное следование установленным правилам. Формально выдавая себя за приверженцев религии их отцов, такие люди дают столь своеобразную эзотерическую интерпретацию ее, что традиционные верующие отказываются признать их единоверцами. Движением таких эзотериков был гностицизм в христианстве – один из представителей которого через полтора века после воскресения Христова выдумал и написал так называемое «Евангелие от Иуды». Такими были суфии в исламе, а в иудаизме такими стали каббалисты.

Хотя свое учение они представляли как толкование священных ветхозаветных книг, это по сути совершенно иное учение. Творец, которого проповедует каббала, – это не тот Бог, которого описывает Библия, это не Бог Авраама. И магия, которая прямо запрещена в Ветхом Завете, в каббале находит оправдание и применение. Любой эзотеризм – это суррогат духовной жизни, это обман, это напыщенная пустота, это мнимая элитарность, черпающая истоки в болезненном отношении к себе и к другим. Предостерегая от этого, апостол Павел писал: храни переданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (). Истина не скрыта в замкнутом кружке посвященных, она доступна каждому, как обещал Христос: познаете истину, и истина сделает вас свободными ().

Священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Каббала – средневековое мистическое учение с элементами магии и теургии, возникшее в среде евреев. Источниками каббалы являются трактаты мистического содержания, написанные в среде палестинских и вавилонских евреев в I-III веках нашей эры. Основополагающие идеи каббалы оформляются доктринально в VI-VIII столетиях. Содержание каббалы многообразно и синкретично. В нее входит числовая мистика пифагорейцев, дуализм гностиков, некоторые идеи об эманации Божества, присущие неоплатонизму. В средневековой Европе каббала впитала в себя идеи манихеев и катаров, сформировавшись окончательно к XIII столетию. В этот период написано наиболее важное каббалистическое произведение «Сефер ха-зохар» («Книга сияния»), сокращенно Зохар, ставшее для каббалистов одной из священных книг иудаизма наряду с Библией и Талмудом.

Одной из главных идей каббалы является положение, что высший и низший миры могут влиять друг на друга, и поэтому человек при помощи определенного магического действия, основанного на эзотерическом знании, может влиять на судьбу мироздания. На этом основывается практическая каббала, представляющая собой род магии, целью которой является воздействие на высшие миры с помощью особых молитв, словесных и буквенных формул и амулетов. Ортодоксальный иудаизм относился к теоретической и практической каббале в целом отрицательно.

Православная оценивает каббалу как чуждое и враждебное христианству оккультное учение. Христианство является принципиально не эзотерической религией. Все содержание Божественного Откровения содержится в Священном Писании и Священном Предании Церкви, которое открыто всем. В Церкви нет секретов, доступных только посвященным, нет никакого тайного знания. В Библии нет никаких зашифрованных смыслов; понять Божественное Откровение можно не на основе интеллектуальной или магической дешифровки, как утверждают кабаллисты, но жизнью в благодати Святого Духа. Как пишет апостол Павел: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ().

иеромонах Иов (Гумеров) pravoslavie.ru

Каббала (евр. qabbalah – принятие, предание) – мистическое учение и мистическая практика в иудаизме. Это эзотерическое теософское учение по духу совершенно чуждо Священному Писанию, ибо Божественная истина, содержащаяся в святой Библии, имеет целью спасение всего человечества. Поэтому о каком-то тайном знании речи быть не может. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину (). Слово Божие есть Откровение о путях нашего спасения. Священное Писание остается для нас сокровенным в той мере, в какой мы приступаем к чтению его, не очистив от грехов совесть, не освободившись от предрассудков, ложных идей и предубеждений. Только по мере духовного совершенствования человек оказывается способным вместить высокое духовное содержание Писания. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им ().

Изложению каббалы посвящены две книги: Сефер Иецира (Книга создания) иЗогар (Блеск). Первая написана, вероятно, в 6–7 веках по Р.Х. Утверждение самих каббалистов о существовании Сефер Иецира уже во время патриарха Авраама абсолютно мифично и не имеет никаких доказательств. Напротив, присутствие в этих книгах философских идей поздней античности (гностицизма, неоплотанизма и др.) полностью опровергают это мнение. Автором Зогар считается испанский каббалист Моше (Моисей) да-Леон. Время написания – около 1300 год. Желание современных каббалистов (М.Лайтман. Книга Зогар, М.,2003, с.185) сделать автором Зогар ученика раби Акибы Шимона бар Йохая, жившего во 2-м веке по Р.Х., противоречит мнению специалистов: «Арамейский язык во всех этих восемнадцати разделах один и тот же, и во всех них он обнаруживает одни и те же индивидуальные особенности. Это тем более важно, что ни в каком смысле не тот живой язык, на котором могли говорить Шимон бар Йохай и его друзья в первой половине II в. н.э. в Эрец-Исраэль. Арамейский язык Зогара – чисто искусственное создание. Это литературный язык автора, который почерпнул знание его исключительно из документов еврейской литературы и который выработал свой собственный стиль, руководствуясь определенными субъективными критериями. Высказанное некоторыми учеными предположение о том, что лингвистический анализ обнаружил в Зогаре ранние пласты, не было подтверждено современным исследованием. Во всех этих сочинениях дух средневекового иврита (а именно иврита XIII века) проступает сквозь арамейский фасад» (Г.Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М.-Иерусалим, 2004, с. 216).

Каббала разделяется на умозрительную (каббала июнит) и прикладную (каббала маасит). Центральной категорией каббалы июнит является Эн соф (Не-нечто или Бесконечное). В отличии Бога Священного Писания Эн Соф не имеет имени, потому что безличен, непознаваем, невообразим. Ему не может быть приписано какое-либо свойство. Эн Соф открывается в своих проявлениях (не всем, а еврейским мистикам). Основным проявлением Эн-Соф является первочеловек Адам Кадмон. Через него путем эманации происходят 10 сефирот, которые являются атрибутами Бога. Десять сефирот представляют собой мистическое тело Адама Кадмона (Небесного Адама). Он появляется в результате эманации и не имеет образа и подобия. Земной Адам создается по образу Небесного Адама. Десятая сефирота называется Царство (Мальхут ). Она объединяет все девять сефирот. «Мальхут (Царство) обозначено в Зохаре как кнесет Исраэль, мистический прототип общины Израиля – Шхина. А.Ф.Лосев в Диалектике мифа пишет: «Так, сущность всей Каббалы, как сообщил мне один ученый еврей, большой знаток каббалистической и талмудической литературы (у которого я, по скверной привычке европейского наблюдателя, доискивался точно узнать о неоплатонических влияниях в Каббале), заключается вовсе не в пантеизме, как это думают либеральные ученые, сопоставляющие учение об Эн Софе и Зефиротах с неоплатонизмом, а скорее – в панизраэлизме: каббалистический Бог нуждается в Израиле для своего спасения, воплощается в него истановится им, почему миф о мировом владычестве обоженного Израиля, от вечности содержащегося в самом Боге» (XIV.3).

Каббалисты установили соответствие отдельных сефирот с частями человеческого тела. Знакомясь с этой примитивной мифологической схемой структуры космоса, трудно отделаться от вопроса, который сами каббалисты не ставят: каков источник этого «знания»? Как удалось узнать, что сефирот Корона (Кетэр) – чело; Тифэрет – грудь; Торжество (Нэцах) и Величие (Ход) – бедра человека?

Эзотерическое учение Сефер Иецира и Зогар принципиально несовместимо с библейским учением о Боге, мире, человеке и путях спасения человечества. Умозрительная каббала представляет собой соединение элементов гностицизма II–III веков по Р.Х. и неоплатонизма. У гностиков заимствовано учение о 10 эонах, которые составляют плерому (вселенскую полноту). Гностиков и каббалистов роднит дуализм, идея извечной вражды начал добра (света) и зла (тьмы). Дуалистическое мировоззрение в каббале имеет прямое выражение в Сефер Иецира : «Мишна 4: Также одно против другого создал Творец: добро против зла, зло против добра, добро из добра, зло из зла, добро различает зло и зло различает добро, доброта хранится для хороших и зло для злых» (часть 10). Очевидно, что учение, которое приписывает злу онтологический статус, ведет к оправданию зла. Напротив, по Священному Писанию, зло не было сотворено Богом, а возникло как результат злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям.

Исследователи указывают еще один языческий источник каббалы. По мнению В.С.Соловьева, специально изучавшего в 1875 году в Британском музее средневековую каббалу: «Ангелология каббалы, заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и вселенной; иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией. Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так наз. шелуха бытия, или скорлупы (клиппот), – это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого – перевоплощение; оно двух родов: «круговорот» (гильгуль) и «прививка»(иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста» (Каббала. – Собр. соч., Брюссель, 1966, т. X, с. 342-43).

Каббалистическое учение представляет собой ярко выраженный пантеизм: Бог и мир понимаются как одно целое. Мир является лишь обнаружением, проявлением Бога. Пантеизм таит в себе внутреннее противоречие. Логическим следствием его неизбежно является сначала умаление Бога, а потом – отрицание, потому что Ему приписываются все несовершенства мира. «Судя по французским и немецким переводам каббалы, в течение столетий возникшей из отдельных трактатов и кодифицированной в XIII в., можно с уверенностью сказать, что это – самый настоящий неоплатонизм, но только не античный, где проблема человека не ставилась, а средневековый иудейский к котором действительно все ступени эманации пронизаны идеей человека… В каббале чувствуется весьма напряженная сексуальная атмосфера, так что это – какой-то мистико-сексуальный социализм.» (А.Лосев. Владимир Соловьев и его время, М.,1990, с.251-52). Вселенную каббалисты разделяют на мужское и женское начала. Правые и левые сферы являются соответственно мужскими и женскими. Вселенная представляется как любовный союз, как единение мужского и женского начал. Отношения между сферами интерпретируется с помощью символики пола. «Природа этой мистической символики представляет собой одно из главных препятствий для правильного понимания такого труда мистической экзегезы, как Зохар; и все же эта тщательно разработанная и подчас причудливая символика служит ключом к его осо­бому религиозному миру. Даже такой выдающийся ученый, как Р.Херфорд, доказавший свое понимание сущности иудаизма, пишет о «символике, которая часто кажется совершенно нелепой, а иногда грубой и отталкивающей» (Г.Шолем. Основные течения… с. 270).

Прикладная каббала (каббала маасит) является разновидностью магии. Она широко использует амулеты и медитацию. Для гадания используются карты Таро. Каббалисты приписываю мистический смысл буквам и числам. Символический каббалистический язык состоит из 10 цифр и 22 букв еврейского алфавита. Вместе они составляют 32 «пути премудрости». По мнению самих каббалистов с помощью 10 цифр можно все исчислить, а посредством 22 букв написать всевозможные книги. Каббалистическая нумерология пытается вычислить сакральное значение каждого слова, суммируя числовые значения букв еврейского алфавита (гематрий ). Путем перестановки букв в определенном порядке каббалисты получают из одного слова другое с совершенно иным смыслом (темура ). Используется еще один метод в двух вариантах (нотарикон ): А. Буква слова принимается за начальную букву другого слова. Получается из одного слова целое предложение. Б. Из первых, последних или средних букв предложения составляют новое слово или предложение. Эта оккультная числовая и буквенная магия ничего общего не имеет со смыслом Священного Писания. Библейские тексты не содержат никакого кода или шифра. Притчи, образы и символы – лишь средства, которыми раскрываются трудно выразимые человеческим языком глубокие богословские истины нашего спасения.

Занятие любыми видами оккультизма (в том числе каббалой) вводит человека в общение с падшими духами. Зараженный недугом тщеславия и, не имея духовного зрения, чтобы увидеть впереди зияющую бездну, такой человек оказывается порабощенным демонами. Все занятия магией и оккультизмом кончаются духовной смертью. Достаточно вспомнить страшную историю гибели мага и чародея Иоганнеса Фауста (ок.1480 – ок.1540). Он заключил договор с диаволом, который предоставил ему все «блага» мира. Фауст согласился отдать за это душу. Когда срок соглашения истек, диавол точно в указанную ночь взял эту душу в ад. До нас дошли свидетельства современников о нем. Вот рассказ одного из деятелей Реформации Филиппа Меланхтона (1497–1560): «Знавал я человека по имени Фауст, из Кундлинга, маленького городка по соседству с местом моего рождения. В бытность свою студентом в Кракове он изучил магию, которой там прежде усердно занимались и о которой публично читали лекции. Он много странствовал по свету и всюду разглагольствовал о тайных науках. Приехав в Венецию и желая поразить людей невиданным зрелищем, он объявил, что взлетит в небо. Стараниями дьявола он поднялся в воздух, но столь стремительно низвергся на землю, что едва не испустил дух, однако остался жив. Последний день своей жизни, а было это несколько лет тому назад, этот Иоганнес Фауст провел в одной деревушке княжества Вюртембергского, погруженный в печальные думы. Хозяин спросил о причине такой печали, столь противной его нравам и привычкам… В ответ он сказал: «Не пугайся нынче ночью». Ровно в полночь дом закачался. Заметив на следующее утро, что Фауст не выходит из отведенной ему комнаты, и подождав до полудня, хозяин собрал людей и отважился войти к гостю. Он нашел его лежащим на полу ничком около постели; так умертвил его дьявол» (Легенда о докторе Фаусте. Ред. В.М. Жирмунский. М., изд. «Наука», 1978).

Трагедия началась две тысячи лет назад по причине отвердевшей невосприимчивости фарисеев и книжников к новозаветной благодати, о которой предвозвещали Богодухновенные пророки. Отпадение от живого источника Истины неизбежно ведет к омертвению и бесплодию.

Сухие листья октября,
Глухие вскормленники мрака,
Куда летите вы? Зачем
От древа жизни вы отпали?
Вам чужд и странен Вифлеем,
И яслей вы не увидали.

О. Мандельштам. Где ночь бросает якоря. 1920

Каббала, представляет собой фантастическую смесь эзотерического оккультизма, замешанную на языческих религиозно-философских идеях. Она свидетельствует о полном отпадении от великого и спасительного библейского учения. Люди, которые по своей слепоте начинают заниматься каббалой, не сознавая того, заключают договор с адом.

Андрей Евгеньевич Капустин

Каббала как информационное оружие. Методика защиты и противодействия

«Каббала как информационное оружие. Методика защиты и противодействия»: Типография Бест Принт; Краснодар; 2016

ISBN 9785990677746

Об этой книге

Книга адресована узкому кругу читателей, которые уже начали изучение каббалы, а также тем, кто обладает достаточной ясностью рассудка и желает разобраться в этой теме.

Она позволяет взглянуть на иудейский мистицизм под другим, не традиционным углом зрения. В книге основные каббалистические понятия и связь между ними раскрыты более широко, чем в большинстве подобной литературы. Автор даёт чёткие, лишенные эмоциональной окраски, определения. При этом иногда использует слегка шутливую манеру преподнесения, что существенно упрощает восприятие.

Полностью усвоить материал книги будет легко только тем читателям, которые способны рассуждать самостоятельно, логически, без стереотипов и религиозных догм. В усвоении могут существенно помочь знания физики и математического анализа. Это не означает, что остальные читатели не смогут книгу понять. Просто, сделать это им будет несколько труднее.

Читателям, ранее глубоко изучившим каббалу, книга позволит в корне изменить представление о предназначении этого учения, и о предлагаемых каббалой путях развития человека.

Вступление

Если в результате чтения книг, в результате обучения, или после проведения ритуалов вам покажется, что вы получили тайные знания и обрели способности, которыми ранее не обладали, первое что нужно сделать – это задать себе вопрос: «Кому выгодно, что вы теперь обладаете тайными знаниями и новыми способностями».

Каббалистические знания уходят своими корнями в глубокую древность. Американский ученый и оккультист Стивен Флауэрс в своей книге «Hermetic Magic» высказывает убеждение, что в основе современной Каббалы лежат языческие знания древних греков. Кирен Барри в своей книге «The Greek Qabalah » придерживается такого же мнения. А происхождение имен некоторых каббалистических персонажей вообще восходит к временам древних Шумеров. Например, Лилит – Шумерская демоница бурь.

Формирование современной каббалистической картины мира произошло под влиянием информации, изложенной в Торе и в Библии. Основные трактаты были написаны в период расцвета христианства и католицизма, когда Библейская картина мира уже общепринято считалась верной.



Так, например, один из основополагающих каббалистических трудов – «Бахир» – был написан во второй половине XII века. В этом трактате мы впервые встречаем учение о Дереве Жизни (эц хаим). А такая важнейшая для каббалистов работа, как «Зохар» – уже является мистической интерпретацией закона (Торы) и Пятикнижия Моисеева.

Современные направления, такие, как Лурианская каббала или учение Шаббатая Цви, родились, соответственно, в XVI и XVII веках нашей эры.

Автор этих строк не каббалист. Тем не менее, я считаю верными древние знания, которые легли в основу современного каббалистического учения. В том числе идею создания мира из некоего первичного состояния (Айн Соф), и тот отраженный в каббале факт, что на видимую часть нашего мира, и на нас с вами в том числе, оказывают влияния миры иные, которые взаимодействуют между собой и пребывает во взаимном равновесии.

Однако автору также очевидно, что существо, описанное в Библии под именами «Саваоф», «Вседержитель», «Бог Авраама, Исаака и Иакова», он же – Яхве из Торы, не имеет никакого отношения к созданию мира. В настоящей работе будет доказано, что Библейский Бог это – вымышленный персонаж, который был придуман и искусственно заселен в сознание миллиардов как ныне живущих, так и уже умерших людей с вполне определенной целью, которая так же будет вскрыта в этой работе.

Про истинные цели Христианства, Католицизма, Ислама, и иных более мелких религий, признающих правдоподобие Библейских историй, уже написано много замечательных книг. Наиболее полно эта тема раскрыта в книгах Владимира Истархова,Лео Таксиля, Владимира Авдеева .

Я не буду их пересказывать и сосредоточу внимание на тех целях Авраамических религий, которые в этих книгах почти не затронуты. Мы займемся изучением влияния Библейских историй на Каббалу. При этом покажем то искажение истинной картины Мироздания, которое произошло под влиянием принятых в Каббале трактовок основных Библейских событий.

После этого нам станет ясно, какие цели при этом преследуются, и кому это выгодно.

Христианство и Каббала

Начну с идеи сотворения мира. Сразу отмечу, что она присутствует только в монотеистических религиях. В язычестве, как правило, Бог никакой мир не создавал – сама Природа и есть Бог. А различные природные явления – ветер, молнии, дожди, засухи, и т. д. – части единого, взаимосвязанного, и обладающего собственным разумом механизма.

Например, в Скандинавской мифологии мир произошел от тела великана Имира (из мяса – суша, из крови – вода, из костей – горы, из волос – лес, из черепа – небесный свод, и т. д.). Сам Имир произошёл изо льда Эливагара, в котором теплота зародила жизнь.

Легенды о Имире родственны греческим орфическим легендам о происхождении мира из тела Диониса и индуистским мифам о происхождении мира из тела Пуруши.

Что же касается религий монотеистических, то там весь мир создан неким существом (Богом), которое уже существовало само по себе до создания мира, потом ему пришло в голову что-то сотворить, и оно создало нечто отдельное от себя – весь мир.

Само это существо частью созданного им мира не является, так как изначально существовало прекрасно и без него. Все законы мира тоже создало и навязало своему творению это же существо.

В каббале, точнее, в её Лурианском направлении, эта подмена Бога - природы богом – творцом называется «Цимцум». Я подробно раскрою это понятие в разделе «Третье мнение о происхождении Ситра Ахра».

Давайте теперь посмотрим, за счет применения какой технологии происходило распространение христианства и иных монотеистических религий. В первую очередь – это старая «добрая» подмена понятий. Привычный Бог – Природа подменяется Богом – создателем.

Далее вместо законов Природы навязываются иные законы, которые этот Создатель, якобы, придумал, утвердил, и донес до сведения людей через пророков. Подмена Бога и навязывание новых законов происходит под страхом попасть в Ад, и, нередко, под силовым воздействием.

При создании современной Каббалы, была применена эта же технология подмены понятий. Были взяты из древних, преимущественно Греческих, источников истинные знания об устройстве Мироздания, а затем в эту картину были внесены изменения. Причем по старой схеме - путем подмены истинных понятий на Библейские. Возникает вопрос: «А зачем, для чего?»

Дело в том, что если «простой люд», мало задумывающийся над глобальным устройством Мироздания, заразить идеями христианства достаточно легко, то сделать это среди жрецов местной религии, волхвов, философов, ученых и т. д. гораздо сложнее.

У таких людей знания и личные моральные качества намного превышают среднестатистические. Поэтому стандартные приемы, такие как манипулирование страхом попадания в Ад в контрасте с идеей Спасения, обещание Вечной Жизни или попадания в Рай при условии слепого следования чему-то, и многое другое, с ними не работает.

У таких людей уже сформировано собственное понятие о пути духовного развития, и сбить их с него этими примитивными методами не получается. Вот тут-то и нужна Каббала, которая работает на уровне весьма высокого понимания мироустройства, привычном для таких людей.

Какие именно понятия, как и на что были подменены в Каббале, мы рассмотрим позже. Я откладываю это рассмотрение на потом по той причине, что читателя, не знакомого с базовыми каббалистическими понятиями, такими, как «Сефирот» «Клифот», и т. д. следует сначала с этими понятиями ознакомить. Этому посвящено несколько следующих глав.

Дерево Жизни

Безусловно, важнейшим каббалистическим понятием является так называемое «Дерево Жизни» (эц хаим).

Разумеется, это не нововведение, так как «Дерево Жизни» встречается и во многих других религиях и учениях. В германо-скандинавской мифологии это «Иггдрасиль» - Мировое Дерево, в славянской мифологии - это мировая ось и символ мироздания в целом. «Крона мирового дерева достигает небес, корни (у которых течет священный источник) – преисподней, ствол и ветви организуют земное пространство» . В Индии – это «Вечное Дерево Ашваттха» , и т. д.

Однако, забегая вперед, скажу, что только в Каббале, якобы, произошло некое событие, которое очень существенно изменило структуру Дерева Жизни.

А вместе с этим, разумеется, изменился и весь Миропорядок, возникли новые Законы, по которым нужно жить для того, чтобы успешно следовать по пути духовного развития (который, кстати, тоже изменился). Событие, разумеется, Библейское. Об этом я очень подробно расскажу в одной из следующих глав.

На рисунке 1 изображено классическое Каббалистическое Дерево Жизни – то есть в том виде, который оно приняло уже после упомянутого структурного изменения. На самом деле Дерево Жизни имеет вид иной, который будет рассмотрен далее.

Сефирот

Слово «Сефирот» часто произносят как «Сфирот». Мы этого делать не будем.

Дерево Жизни в каббале (не путать с «Деревом Жизни» из Библии, что Библейский Бог посадил строго посередине Рая – Бытие 2-9 ) состоит из так называемых «Сефир», во множественном числе - «Сефирот», которые расположены на дереве в определенном порядке и связанны между собой уравновешивающими путями. (Рис. 1)

Понятие «Сефирот» (в единственном числе – "Сефира") имеет множество значений и интерпретаций. Их можно описать как Миры, Космические принципы, но прежде всего – это элементы Мироздания, различные проявления его сущности.

Томас Карлссон в своей книге «Каббала, Клифот и Гоэтическая магия» описывает их так: «Сефирот - эманации, которые существуют во всём, в большом и в малом. Первая сефира соответствует начальной стадии всего, а последняя - завершению и последнему проявлению. Между ними находятся другие сефирот, обозначающие разные стадии проявления. Это разные стадии творения, которые не являются конечными во времени, но продолжают существовать в качестве отдельных миров и уровней частичного творения».

По мере чтения книги, у вас будет формироваться собственное видение этого глубокого философского понятия.

В современной каббале каждой Сефире ставится в соответствие число и еврейское имя Библейского персонажа. Иногда планета и знак зодиака.

Путям, соединяющим Сефиры, соответствуют буквы еврейского алфавита, карты Таро, астрологические символы, различные предметы, животные, части тела, такие элементы восприятия мира, как слух, зрение, и т. д. Состояния психики (гнев, радость), жизнь, смерть, власть, и много чего еще. Я избавлю читателя от путешествия по этим дебрям. Это уводит нас в сторону практической каббалы, а её рассмотрение выходит за рамки данной работы. Я лишь немного коснусь этой темы в главе «Клифот и Ситра Ахра».

Как видно из рисунка 1, видоизмененное Мировое Дерево состоит из 10 следующих Сефир:

1. Кетер (Kether) Венец.

2. Хокма (Chokmah) - Мудрость.

3. Бина (Binah) - Понимание.

4. Хесед (Chesed) - Милосердие.

5. Гебура (Geburah) – Суровость.

6. Тифарет (Tiphareth) – Красота.

7. Нецах (Netzach) - Победа.

8. Ход (Hod) – Слава.

9. Йесод (Yesod) - Основа.

10. Малкут (Malkuth) - Царство.

Теперь подробнее.

Сразу отмечу, что приведенное мною ниже описание Сефирот, немного отличается от принятого в классической каббале. И уж тем более от принятого в популярной каббалистической литературе, где ради привлечения читателя даже Дерево Жизни иногда называют «Деревом исполнения желаний».

Дело в том, что классическое описание тоже содержит подмены некоторых истин ложными понятиями, которые я намеренно исключил. Однако, в наиболее важных местах эту подмену я буду показывать.

Итак, все произошло из некоего первичного состояния, называемого «Айн Соф». Это наиболее сложное понятие, обозначающее одновременно все и ничего. Изначальная сингулярность, изменение состояния которой привело к Большому Взрыву и образованию Вселенной. Некоторые считают, что Айн Соф и есть та причина, которая привела к образованию всего из ничего.

В последующих главах, когда мы будем разбирать причины возникновения Мирового Дерева, понятие Айн Соф обретёт ясность.

Кетер (Корона) – это первое, что стало существовать само по себе. Она существует только потому, что существуют остальной Сефирот. А остальной Сефирот существует только потому, что существует Кетер. Обозначение – точка в круге. Также Кетер – это момент перехода от бесконечного во времени стационарного состояния к конечному. Благодаря Кетер существуют временные интервалы между событиями. До образования Кетер, не было времени в нашем понимании, так как всё было едино и понятие разнесённых во времени событий было лишено смысла.

Хокма (Мудрость) – это первое, что может быть определено в сравнении с чем-то иным. Верх существует потому, что существует низ, и наоборот. Левая сторона существует потому, что существует правая сторона, и наоборот. Свет существует потому, что существует тьма, и наоборот. Холодные предметы существуют потому, что существуют горячие предметы, и наоборот. И так далее. Это всё – проявления Хокма. Но сама Хокма не определяет всё многообразие противоположностей Мира, она его обеспечивает.

На уровне Хокма возникает энергия.

Даю определение: Энергия – способность материи вносить изменения в окружающий мир.

Разные предметы обладают разной способностью вносить изменения в окружающий мир. Вспомним школьный курс физики: тяжелый предмет, поднятый высоко над землей, обладает большей возможностью изменить эту землю (оставить вмятину), чем лёгкий, поднятый низко. Говорят, что первый предмет обладает большей потенциальной энергией. И она тем больше, чем тяжелее предмет и чем выше он поднят: Ep = mgh. Быстро летящий, тяжелый предмет может сильнее изменить мир, чем медленно летящий лёгкий. В этом случае говорят, что он обладает большей кинетической энергией

Свет, излучаемый при ядерном взрыве, меняет мир сильнее, чем излучаемый фонариком. И то, и то – электромагнитная волна. Но та, которая излучается при ядерном взрыве, обладает большей способностью менять окружающий мир – большей энергией, и так далее.

Когда способность предмета или материи изменять окружающий мир реализуется (в первом случае предмет падает на землю, оставляя вмятину, во втором летящий предмет сталкивается с препятствием, деформируя его или приводя в движение, в третьем случае плавится всё вокруг, в четвертом – слегка нагревается то место, куда попадает луч от фонарика), то она не исчезает, а передаётся той части мира, которая была изменена.

Это закон сохранения энергии, в соответствии с которым энергия ниоткуда не берётся и никуда не исчезает, а только переходит из одного вида в другой. Следовательно, способность Мира изменять самого себя не увеличивается и не уменьшается, а остаётся постоянной величиной. Значение этой постоянной величины задаёт Хокма.

Сама Хокма не определяет всё многообразие способностей всех физических тел и иной материи менять окружающий мир – всё разнообразие энергий. Благодаря ей, это многообразие возможно само по себе.

Это – изначальная, «слепая» энергия, ещё не имеющая предназначения и не обретшая форму. Как бы «энергия энергий». Некоторые соотносят Хокму с китайским принципом «ЯН». Это активный, динамичный принцип.

Иногда Хокму соотносят с изначальной «мужской» энергией, что не совсем корректно. «Мужская» энергия, о которой в этом случае идёт речь, может быть определена как проявление Хокма, но никак не наоборот.

Бина (понимание) – это как раз и есть тот принцип, который определяет всё многообразие материи, предметов, явлений и их свойств (в том числе энергий). Говорят, что Бина даёт облик силе, исходящей их Хокма. Из рисунка 1 видно, что Бина связана с Хокмой горизонтальным каналом. Этот канал позволяет Бине использовать принцип Хокма, как источник всего многообразия Мира, для конкретизации этого многообразия. Это – формообразующий принцип.

Иногда Бину отождествляют с женской энергией, которая направляет грубую, слепую мужскую силу в нужное русло. Но это – непозволительное упрощение. «Женская энергия», безусловно, может трактоваться как проявление Бины. Но считать наоборот, Бину производной от «Женской энергии» - это абсурд.

Тем не менее, существует масса литературы, в том числе весьма серьёзной, в которой Хокма преподносится как мужское начало, а Бина – как женское. Это делается вовсе не по глупости, а преднамеренно и с определённой целью. Дело в том, что Бина как бы возглавляет левый столб Дерева Жизни, который часто (тоже намеренно искажая действительность) считают источником всего плохого. От сюда проистекает принятое в каббале отношение к женщине, как к существу второго рода, источнику всех бед и проблем. Это неправильное отношение к женщине ведёт к созданию неправильных семей и дисгармоничных отношений. В результате затрудняется появление на свет гармоничного потомства.

Итак, мы имеем первый «перевертыш»: зеркально - симметричную подмену понятий. Мужчины и женщины возникли тогда, когда и Бина, и Хокма уже давно существовали. Поэтому очевидно, что некоторые объединённые мужские свойства, включая «мужскую энергию», являются дочерними по отношению к Хокма, а некоторые (тоже не все) свойства женщин являются дочерними по отношению к Бина. А в каббале считается наоборот, что свойства мужчин (причём всех, без разбора) являются родительскими по отношению к Хокма, а свойства женщин – родительскими по отношению к Бина. Это абсурд.

Однако этот абсурд имеет очень вредоносное свойство: он, якобы, закладывает «глубокий философский смысл» в ложное, предвзятое отношение ко всем женщинам, как к заведомо второстепенным существам. А у женщин вызывает комплекс неполноценности, стремление копаться в себе, разыскивая не существующую вину перед всем Миром.

И когда такое копание приводит к психозам и даже к депрессиям, женщине предлагается некий «путь, ведущий к прощению». В этом состоянии женщина уже не может мыслить самостоятельно – просто не хватает сил – и она, как овечка, становится на этот «путь». И ведёт её этот путь, разумеется, туда, куда и положено вести овечек. Всё, полная управляемость достигнута. Тем самым эта подмена понятий перечеркивает тот гармоничный, правильный путь семьи, который основан на взаимной коррекции партнёрами друг друга и взаимопомощи в развитии.

Хесед (Милосердие). Эту Сефиру часто преподносят как дарующую прощение милосердную силу. Это не совсем корректно. Хесед не является всепрощающим принципом. Хесед действительно освобождает человека от наказания за нарушение законов Мироздания, от плохой кармы, но только в том случае, когда в человеке на ментальном уровне произошли реальные изменения, которые никогда в будущем не позволят ему повторить эти ошибки. Либо в случае осознанного (а не принуждённого) исправления последствий ошибки. Ассоциируется также с «позитивной кармой», дарующей некий «иммунитет» от последствий случайных ошибок.

Помимо этого, Хесед - объединяющий принцип. На фундаментальном физическом уровне выступает как причина электростатического притяжения разноимённых зарядов, причина гравитационного притяжения и причина внутриядерных сильных взаимодействий.

Гебура (Суровость) - Иногда произносят «Гевура» - безусловно, является одной из самых «распиаренных» Сефир. В популярной литературе её соотносят с суровостью, жестокостью, насилием, всякими ужасами, и так далее. Даже считают «источником зла» и «тёмных сил». Чуть ли не сам Сатана оттуда вылез. Доля правды в этом есть, но только небольшая доля. И не более того.

Такое представление Сефиры является непозволительным упрощением. Гебура – это в первую очередь принцип правосудия и справедливого наказания. Причём «правовой основой» этого правосудия являются не придуманные человеком законы, а законы Мироздания. В отношении людей это – принцип силовой коррекции их поведения, который может быть трактован как «негативная карма» и её реализация.

Также это принцип разделения, разобщения, расширения, отталкивания. На фундаментальном физическом уровне он может быть рассмотрен как причина электростатического отталкивания одноимённых зарядов, как центробежные силы, и т. д.

Гебура объединена с Хесед горизонтальным каналом, благодаря которому эти две Сефиры друг друга уравновешивают. Без этого равновесия Дерево Жизни было бы разрушено. На низком материальном уровне это проявляется как стабильное состояние атомных ядер, самих атомов, звёздных и планетарных систем, галактик и прочих элементов Мироздания, в которых силы взаимного притяжения уравновешиваются силами отталкивания. На уровне людей это – единый закон Кармы1 в его двух проявлениях (негативная и позитивная карма).

Тифарет (Красота) – уравновешивающий центр, система поддержания баланса между Хесед и Гебура, а также между другими Сефирот. Тифарет имеет собственный источник энергии, соотносится с Солнцем. Также она является источником энергии для Сефирот, расположенных ниже неё. В случае нарушения баланса между элементами Дерева Жизни перераспределяет циркулирующую в нём энергию таким образом, что баланс восстанавливается.

Нецах (Победа). Часто эту Сефиру соотносят с миром снов. Точнее, с тем его уровнем, в котором идеи, возникшие на более высоких планах, впервые проявляются в виде образа, воспринимаемого человеком. Энергия, необходимая для существования этих образов, тоже поступает из высших Сефирот. Далее этот образ влияет на сознание человека, частично определяя его дальнейшее поведение. Это дальнейшее поведение человека преобразует окружающий его мир в соответствии с определённой этим образом программой. Окружающий мир оказывает сопротивление, которое человек преодолевает. Преодоление сопротивления по – другому называется «Победа».

Поэтому Нецах соотносят с чувствами, инстинктами, желаниями, и т. д. Также с планетой Венерой. Вот и всё.

Согласитесь, как-то маловато для Сефиры. Тем не менее, на этом каббалисты останавливаются, и больше ничего не пишут. А мы напишем.

Возникает вопрос: «А какое отношение к этой победе в этом случае имеет сам человек? Ведь вся заслуга, получается, не у него, а у заселённого извне в сознание образа, человек только слепой исполнитель». Ну, во-первых, не такой уж и слепой. По мере духовного и интеллектуального развития, человек обретает власть над этими образами и даже над потоками энергий, их питающих, и в состоянии самостоятельно судить, какому из них предоставлять возможность реализации в физическом мире, а какому – нет. Если это «самостоятельное суждение» имеет вредоносные для Дерева Жизни последствия, человек подвергается коррекции (см. «Гебура»). А если благоприятные, то поощряется (см. «Хесед»).

Это - только одна грань Сефиры Нецах. Попробуем расширить границы привычного понятия «Победа» за пределы мира людей. Определим, что такое Победа в общем смысле этого слова.

Победа в общем смысле есть последовательность трёх событий:

1. Нечто или некто, обладающее способностью внести в окружающий мир изменения (т.е. обладающее энергией) начинает эти изменения вносить.

2. Окружающий мир начинает противодействовать этим изменениям, стремясь остаться в прежнем состоянии.

3. Несмотря на противодействие, изменения всё-таки вносятся.

Этим определением мы распространили понятие Победы на весь материальный мир, и тем самым получили ещё одну грань Сефиры Нецах.

Международная академия каббалы (Том 2) Лайтман Михаэль

13.1. Строение и происхождение мироздания с точки зрения каббалы

Поскольку предметом исследования каббалы является истинная реальность, то эта наука преследует конкретную цель – действительное, фактическое постижение мироздания, то есть такое, когда выводы и доказательства, сделанные ею, невозможно опровергнуть никакими возражениями.

С точки зрения каббалы, мироздание состоит из сосуда (желания ) и света (наслаждения ). Различие между сосудом и светом проявилось в первом же отделившемся от Высшей силы творении. Первое творение – более наполненное и более тонкое по сравнению с любым последующим. Оно получает наполнение от сути Высшей силы , желающей наполнить его наслаждением.

Как желание, так и наполнение всякий раз могут быть измерены, а результаты зафиксированы ученымикаббалистами (в виде формул и графиков). Эти данные поддаются проверке и повторению в определенных условиях (аналогично тому, как это делают, например, во время физических экспериментов). Основой измерения наслаждения является желание его получить. То, что желание жаждет получить больше, ощущается им при наполнении как большее наслаждение. Поэтому мы различаем в первом творении – «желании получать » – две категории:

1) суть получающего - желание получать , тело творения , основа его сути, сосуд получения наслаждения ;

2) суть получаемого – наслаждение , свет Творца, всегда исходящий к творению.

Мироздание в целом и любая его часть в обязательном порядке состоит из двух взаимопроникающих качеств, то есть является составным, потому что «желание получать » , непременно находящееся в творении, отсутствовало в сути Высшей силы . Именно в силу этого оно и названо творением, то есть тем, что не существует в Высшей силе . Получаемое изобилие является обязательной частью сути Высшей силы , и поэтому огромное расстояние разделяет вновь созданный объект и получаемое изобилие, подобное сути Высшей силы .

С точки зрения каббалы, воспринимаемая нами реальность – есть тот же самый духовный мир , материальное проявление которого улавливается в наших желаниях, то есть в наших текущих свойствах. Мы воспринимаем его так потому, что речь идет о неживой ступени , которая не относится к духовному началу, и мы должны оставаться на ней, пока не достигнем окончательного исправления . Эта ступень дана нам в качестве самого низкого, минимального уровня существования. На нем мы ощущаем подуровни: неживой , растительный и животный , а сами пребываем на говорящем подуровне.

Каббалисты настолько в состоянии объяснить восприятие реальности, насколько воспринимают ее в своих келим . Они передают в своих исследовательских трудах, что реальность – есть лишь то, что представляется нам в наших келим , и объясняют, как наши органы ощущений получают впечатления от решимот внутри нас. Каббалисты дают нам представления о том, как наши сенсоры и наши решимот впитывают информацию из нашего окружения, каким образом человек выстраивает систему ценностей и как, сообразуясь с этими ценностями, он в своих проявлениях (пороках или исправлениях) анализирует и видит мир .

В своих научных сочинениях каббалисты рассказывают о скрытии на истинную реальность , внутри которого мы пребываем. Это означает, что мы не владеем истиной и даже не знаем, что это такое. Вместо подлинной картины перед нами находится ложная, но мы думаем, что воспринимаем окружающий мир естественно и правильно. Кроме того, скрытая истинная картина и предстающая перед нами ложная соотносятся между собой, исходя из нашего эгоизма и желания наслаждаться. До тех пор, пока человек не достигает истинного кли , намерения , он остается философом, и его природное воображение рисует ему всевозможные картины, воображаемый мир .

Когда каббалисты раскрывают человеку суть понятий «человек и его мир », то есть объясняют, каким этот мир ему представляется, кто он такой и что существует вне его, тогда можно говорить о мировосприятии. Следует постепенно вводить научный метод каббалы, который позволяет осуществить выход за рамки пяти временных, естественных органов ощущений и начинать пребывать в духовном кли , в котором уже существует иная возможность, потому что оно подобно Творцу.

Все наши движения строятся на ощущениях. Как в этом мире , так и в духовном, мы действуем только в соответствии с тем, что чувствуем. У нас нет никаких других приборов или способов измерения, определения, кроме собственных чувств, свойств, мыслей. Однако в духовном мире они имеют четкую соразмерность: можно научно, практически продемонстрировать человеку результат, его причину и следствие. В нашем мире есть предположения, допущения, намеки, полутона – в духовном измерении этого нет. Каждая ступень состоит из пяти частей и наполняется пятью типами света.

Допустим, сосуд исправил себя на 20%, и в этих 20% он ощущает новое состояние, возникшее в нем в результате исправления. Это изменившееся ощущение в исправленном желании мы и называем светом. Таким образом, можно сказать, что светом называется ощущение исправленного желания, а ощущение неисправленного желания называется тьмой. Наполняет их что-либо или не наполняет – это совершенно от нас ускользает. Мы имеем в виду только ощущения самого сосуда – наполняется ли он собственными исправленными ощущениями или неисправленными.

Можно вживить в человеческий мозг электроды и, подавая на них различные сигналы, вызвать у человека определенные эмоции. Ему будет казаться, что он испытывает чувство полета или переживает что-то необыкновенное. А на самом деле? Если спросить его, он уверенно скажет: «Конечно, я ощущаю именно это». Однако экспериментатор точно знает, что испытуемый находится под воздействием электрических импульсов. Как же в таком случае мы можем отличить реальность от иллюзии? Никак! Человеку трудно поверить в это, поскольку у него отсутствует противоположное качество, свойство, ему не с чем сравнивать, нечего измерять.

Каббала говорит, что мы ощущаем только свои внутренние реакции. Мы никогда не сможем сказать, насколько наши ощущения правильны или неправильны, объективны или субъективны. Такова истинная, действительно научная база для рассуждений о нашей сути, наших ощущениях. Отступив от нее, можно легко принять за правду абсолютно бездоказательные философские умозаключения.

В человеке нет ничего, кроме его свойств и впечатлений, получаемых за счет тех же самых свойств. Этот принцип в каббале выражается правилом: «Любой критикующий критикует в меру испорченности своих свойств, но всякий оправдывающий оправдывает в меру их исправленности». Мы наблюдаем это и в нашем мире – я могу ощутить, понять, принять только то, что уже сам в себе накопил, ощутил, принял и понял. Все основано на внутренних свойствах воспринимающего .

Субъективность и относительность всеобъемлющи, поскольку исходят из первого свойства кли . Когда свет создал кли и дал ему свои свойства, оно начало реагировать на свет на основании двух параметров: собственного желания насладиться и желания уподобиться свету . Кли создано эгоистическим, воспринимающим свет как наслаждение. Оно ощущает наслаждение или его отсутствие, а самого света не ощущает, потому что свет создал кли не для ощущения собственно себя, а для ощущения себя как наслаждения . Поэтому мы не знаем, что такое свет , – мы только ощущаем, что он доставляет нам наслаждение. В этом заключается наша ограниченность.

По мере своего исправления каббалист начинает видеть, что весь мир вокруг него сливается в одну единственную силу, концентрируется на одном едином желании, называемом Творцо м. Все, существующее вокруг человека, создано ради него – для того, чтобы он постиг единственную волю, называемую Творцом. Ничего больше нет. Только в силу испорченности и неспособности связать противоположное человек воспринимает происходящее вокруг него как нечто, якобы существующее безотносительно к Творцу, имеющее свои программы, личную волю, собственные желания.

Возможно ли, чтобы тела сами решали, как поступать и как существовать? Что такое плоть? Белковая материя. Почему ей приписываются подобные свойства? Мы говорим так потому, что сами находимся в таком же состоянии. Исправляя свои свойства, человек начинает ощущать, что в нем пребывает и действует только Творец . То же самое, по аналогии, будет определяться и в других людях, без предположений и допущений, что ктото может действовать самостоятельно.

Самое важное внутреннее усилие, которое мы должны совершить, состоит в выяснении единственности Творца.

Существуют три препятствия для постижения истинной реальности. Первое состоит в том, что мы не ощущаем духовное начало . Второе – вместо духовного мира мы представляем себе иную картину , и она нас полностью удовлетворяет. Третье – мы держимся за собственное воображение как за истину , а каббалу считаем ложной наукой.

Все эти препятствия – следствие наших разбитых келим , развивающихся в направлении от испорченного кли к исправленному. Однако человек, начинающий постигать духовное пространство, осознает на пути к нему эти препятствия, существующие внутри его кли по величине того сопротивления, которое его кли оказывает восприятию духовного начала. Он хотел бы чувствовать иначе, но не способен. Обманчивая картина постоянно возвращается к нему, и он оправдывает ее, все время притягивая к себе.

Человек обязан осознать всю эту противоположность. Философы, безусловно, не понимают такого положения дел. Философия – это способ мышления человека, пребывающего в иллюзии. Кроме философии, в этом мире есть еще много подобных занятий – весь этот воображаемый мир .

Из книги Книга 10. Плоды мудрости (старое издание) автора Лайтман Михаэль

3. ЧТО ТАКОЕ ДУША 3.1 РАЗВИТИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КАББАЛЫ Если бы в нашем мире появился инопланетянин, то, глядя на новорожденных бычка и человека, пришел бы к выводу, что бычок более совершенное создание, чем человек. И так во всем: невозможно ничего познать, если неизвестны все

Из книги Творение или эволюция автора Хайнц Томас

Важность точки зрения Некоторые из доказательств, если их исследовать с предвзятым мнением, что Бог не существует, или что у Него нет действительного контакта с Его творением, могли бы логически поддержать теорию эволюции. Те же самые доказательства, рассмотренные с

Из книги Христианство как мистический факт и мистерии древности автора Штайнер Рудольф

Точки зрения Естественнонаучное мышление оказало глубокое влияние на современные представления. Все менее становится возможным говорить о духовных потребностях, о «жизни души», не впадая в противоречие с образом мыслей и выводами естествознания. Конечно, существует

Из книги Международная академия каббалы (Том 2) автора Лайтман Михаэль

13.1. Строение и происхождение мироздания с точки зрения каббалы Поскольку предметом исследования каббалы является истинная реальность, то эта наука преследует конкретную цель – действительное, фактическое постижение мироздания, то есть такое, когда выводы и

Из книги Опора на духовного учителя: построение здоровых взаимоотношений автора Берзин Александр

1. Размышления с точки зрения культуры Культуры играют большую роль в определении формы личных взаимодействий между их членами. И так же, как отличаются отношения между детьми и родителями в разных культурах и в разное время, так же отличаются и отношения между духовным

Из книги Искусство быть счастливым. Руководство для жизни автора Гьяцо Тензин

Из книги Библия, которую читал Иисус автора Янси Филипп

С точки зрения Бога Нарушенная последовательность - Ныне - Потом - Намного позже - открыла мне наиболее важное качество пророков: они передают точку зрения Бога. Бог даровал им - а через их посредство и нам - сверхъестественное зрение, выходящее за пределы этого мира,

Из книги Разочарование в Боге автора Янси Филипп

С нашей точки зрения Во мне вновь поднялись те же вопросы - проблема социальной несправедливости, безответных молитв, неизлечимых болезней и множество других проявлений несправедливости. Вопросы, поставленные Ричардом, вновь обрели эмоциональную наполненность. Он

Из книги Мистерии древности и христианство автора Штайнер Рудольф

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕБЕС Во время великих страданий Израиля равви Элимелек все больше и больше опечаливался от выпавших на его долю бед. И тогда ему явился его покойный наставник, маггид из Межрича. Равви Элимелек обратился к нему: «Почему ты молчишь, когда мы так нуждаемся?»

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Из книги Введение в философию иудаизма автора Полонский Пинхас

4. Бог с точки зрения экзистенциальной философии 4.1. Определение экзистенциализма Экзистенция и эссенция (существование и сущность): смысл противопоставления. Поиск истины в классической философии и поиск выбора в экзистенциализме. Рассмотрим понимание Бога с позиции

Из книги Лекарство от скорби и утешение в унынии. Молитвы и обереги автора Исаева Елена Львовна

С точки зрения церкви Уныние захватывает человека в свой плен тогда, когда тот теряет надежду, либо в скорбных обстоятельствах, во время болезни и т. д. Затем приходят мысли о том, что:– Теперешнее его страдание велико.– Впоследствии оно будет еще больше.– Что человека

Из книги Бог в «Хижине» История зла и искупления, которая изменила мир автора Олсон Роджер

Бог и зло: три точки зрения Сначала рассмотрим основные точки зрения на Божье провидение и проблему зла, встречающиеся у христиан. Если сказать кратко, эта проблема звучит так: если Бог всемогущ и совершенно благ, почему в мире существует зло? Согласно одной традиционной

Из книги Вегетарианство в мировых религиях автора Роузен Стивен

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ Прежде чем привести религиозное и моральное обоснование вегетарианства, следует ознакомиться с причинами, по которым наука рекомендует исключить мясо из рациона. Современная медицина располагает убедительными свидетельствами того, что есть мясо

Из книги Свобода любви или идол блуда? автора Данилов ставропигиальный мужской монастырь

«Когда я только начал изучать каббалу, то не мог и предположить, как быстро изучение этой (…) науки приведет меня к процветанию и умиротворению. Моя семейная, частная и профессиональная жизнь на высоте – исключительно благодаря достигнутой гармонии, умению брать на себя ответственность за собственные действия и другим знаниям, подаренных каббалой», – заявил В.Соловьев. «Самостоятельно изучить каббалу невозможно. Только признанный учитель и групповые занятия помогут обрести понимание в доступные сроки. (…) Поэтому первый шаг к мудрости и счастью надо делать с друзьями, которых Вы найдете в группах изучения каббалы», – пишет телеведущий, призывая читателей своего сайта покупать товары «Школы каббалы Владимира Соловьева».

А комментируя слухи о своей приверженности к каббалистике, В.Соловьев в интервью «Комсомольской правде» уклончиво заявил: «Не могу себя назвать истинным каббалистом, потому как не знаю алфавита иврита. Но к изучению каббалы я отношусь положительно. Изучение каббалы – это высшее знание».

Касаясь вопроса о том, что в последнее время оккультной «наукой» увлеклись многие так называемые «звёзды» – певцы, актеры, В.Соловьев заявил: «А что тут плохого? Пусть лучше каббалой занимаются! Но многие просто спекулируют оккультной наукой… Зато это безвредно…»

Так ли на самом деле безвредна каббалистика, которую всеми возможными средствами расхваливает популярный телеведущий? Следует отметить, что Каббала – это мистическо-философское учение, основными источниками которого считаются еврейские религиозные книги Йецира, Багир, Зоар и писания Ари (Ицхака Лурия Ашкенази, известного также под именем Аризаль). На каббале основаны многие еврейские движения последних столетий, в частности, такие значительные, как хасидизм и религиозный сионизм. В ортодоксальном иудаизме каббала рассматривается в качестве учения, раскрывающего скрытый смысл Торы, и является составной частью еврейской традиции.

Православная Церковь относится к каббале как враждебному христианству оккультному учению. Так известный миссионер диакон Андрей Кураев писал о каббале: «Когда Израиль не принял Новый Завет, когда ушли пророки и ушла Благодать Божия – он, наконец, вполне предался желаниям своего сердца и создал себе религию. Он создал Каббалу. Все то, что было запрещено Ветхим Заветом, есть в Каббале – магия и оккультизм, астрология и отрицание Единого Личного Бога-Творца».

А руководитель новосибирского отделения «Центра религиоведческих исследований» протоиерей Александр Новопашин , комментируя рост популярности каббалы в США и Западной Европе в интервью «Русской линии» прямо заявил, что «каббала – это оккультизм. Это попытка контактов с темными духами. Но расплачиваться за это придется погибелью души – это очевидно».

Отец Александр заметил, что «каббала привлекает к себе тем, что она обещает крупные достижения в любой области». «Для людей соблазнительно, когда им говорят, что занятия каббалой принесут им возможность управлять некими силами, успехи в бизнесе, материальное благополучие и популярность. Оккультисты убеждают людей, что с помощью каббалы, они достигнут гораздо большего, чем своими силами. И должен заметить, что популярна каббала не только в Англии, но и в других странах. Много известных артистов, шоуменов за рубежом и в России увлеклись этим сатанизмом. И именно реклама этого явления известными людьми придает каббале привлекательность. Но расплачиваться проводникам этих идей придется погибелью души», – заключил протоиерей Александр Новопашин.