Истинное знание отличается. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно

Истинное знание отличается. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно
Истинное знание отличается. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно

1. Космический корабль после выключения ракетных двигателей движется вертикально вверх, достигает верхней точки траектории и затем движется вниз. На каком участке траектории в корабле наблюдается состояние невесомости? Сопротивление воз­духа пренебрежимо мало.

1) только во время движения вверх

2) только во время движения вниз

3) только в момент достижения верхней точки траектории

4) во время всего полета с неработающими двигателями

2. В состоянии невесомости


1) вес тела равен нулю

2) на тело не действуют никакие силы

3) сила тяжести равна нулю

4) масса тела равна нулю


4. Камень, привязанный к веревке длиной L = 2,5 м, равномерно вращается в вертикальной плоскости (см. рис.). Масса камня 2 кг. При каком значении периода обращения камня его вес в точке А станет равным нулю?

1) 2 с 2)3,14 с 3)8 с 4)31,4 с

5. Четыре одинаковых кирпича массой т каждый сложены в стопку (см. рисунок). Если убрать верхний кирпич, то сила N, действующая со стороны горизонтальной опоры на 1-й кирпич, уменьшится на

1)mg/4 2) mg/2 3) mg 4) mg/3

6. Четыре одинаковых кирпича массой т каждый сложены в стопку (см. рисунок). Если сверху положить еще один такой же кирпич, то сила N, действующая со сторо­ны горизонтальной опоры на 1-й кирпич, увеличится на

1)mg/5 2) mg 3) mg/4 4) 4mg/5

7. Тележка массой 0,1 кг зафиксирована на наклонной плоскости с помощью нити (см. рисунок). Сила натяжения нити равна



8. Тележка удерживается пружиной и находится в равнове­сии на наклонной плоскости. Зависимость растяжения х пружины от высоты Н наклонной плоскости приведена в таблице. Каким примерно будет растяжение пружины при высоте Н =60 см?

1) 120 см 2) 10 см 3) 42 см 4) 12 см



9. На рисунке представлен гра­фик зависимости силы упруго­сти пружины от величины ее деформации. Жесткость этой пружины равна

1) 10 Н/м 2) 20 Н/м 3) 100 Н/м 4) 0,01 Н/м

10. Под действием силы 3 Н пружина удлинилась на 4 см. Чему равен модуль силы, под действием которой удли­нение этой пружины составит 6 см?

1) 3,5 Н 2) 4 Н 3) 4,5 Н 4) 5 Н

11. При проведении эксперимента ученик исследовал зависимость модуля силы упругости пружины от длины пружи­ны, которая выражается формулой F(l)=k l(l – l 0)l , где l 0 – длина пружины в недеформированном состоянии. График полученной зависимости приведен на рисунке. Какое(-ие) из утверждений соответствует(-ют) результатам опыта?

А. Длина пружины в недеформированном состоянии равна 7 см.

Б. Жесткость пружины равна 200 Н/м.

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

12. На рисунке представлены графики зависи­мости модулей сил упругости от деформации для двух пру­жин. Отношение жесткостей пружин равно

13. При исследовании упругих свойств пружины ученик по­лучил следующую таблицу результатов измерений силы упругости пружины и ее удлинения:

F,H 0,5 1,5 2,0 2,5
∆х, см

Жесткость пружины равна

1) 0,5 Н/м 2) 5 Н/м 3) 50 Н/м 4) 500 Н/м

14. Две пружины растягиваются одинаковыми силами F . Жесткость первой пружины k l в 1,5 раза больше жест­кости второй пружины к 2 . Удлинение второй пружины равно ∆l 2 , а удлинение первой равно


1) 0,5∆l 2

2) 0,67∆l 2

3) 1,5∆l 2

4) 2,0∆l 2


15. В процессе экспериментального исследования жесткости трех пружин получены данные, которые приведены в таблице

Жесткость пружин возрастает в такой последовательности:

1) 1, 2, 3 2) 1, 3, 2 3) 2, 3, 1 4) 3, 1, 2

16. Ученик провел опыты с двумя разными пружинами, измеряя силы упругости при разных ее деформациях. Результаты экспериментов приведены в таблице.

∆x, см
F упр1, Н 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5
F упр2, Н 2,0 4,0 6,0 8,0 10,0

Закон Гука в условиях проведенных опытов


1) подтверждается только для первой пружины

2) подтверждается только для второй пружины

3) подтверждается для обеих пружин

4) не подтверждается ни для одной из пружин


17. Ученик собрал установку, используя только нить, пружину и штатив (см. рисунок). Деформа­ция пружины 0,05 м, ее жесткость 40 Н/м. Сила натяжения нити равна

1) 800 Н 2) 0,05 Н 3) 2 Н 4) 0 Н

20. К пружине школьного динамометра подвешен груз мас­сой 0,1кг. При этом пружина удлинилась на 2,5 см. Каким будет удлинение пружины при добавлении еще двух грузов по 0,1 кг?

1) 5 см 2) 7,5 см 3) 10 см 4) 12,5 см

21. Под действием груза пружина удлинилась на 1 см. Этот же груз подвесили к пружине с вдвое большей жестко­стью. Удлинение пружины стало равным

22. Под действием груза проволока удлинилась на 1 см. Этот же груз подвесили к проволоке такой же длины из того же материала, но имеющей в 2 раза большую площадь по­перечного сечения. Удлинение проволоки стало равно

1) 0,25 см 2) 0,5 см 3) 1 см 4) 2 см

1. 10. 19.
2. 11. 20.
3. 12. 21.
4. 13. 22.
5. 14. 23.
6. 15.
7. 16.
8. 17.
9. 18.

15. И абсолютная, и относительная истины:

1) всегда находят свое подтверждение в практике; 3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете;

2) носят объективный характер; 4) могут быть опровергнуты со временем.

16. Истинное знание в отличие от ложного:

1) добывается в ходе познавательной деятельности; 3) абстрагируется от второстепенных черт;

2) соответствует самому предмету познания; 4) изложено научным языком.

17. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

Ложными являются знания

А. не соответствующие предмету изучения.

Б. не проверенные экспериментальным путем.

18. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.

Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

19. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

Практика – это относительный критерий истины, потому что

А. не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.

Б. существуют явления, не доступные для практического воздействия на них.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

20. Запишите слово, которое пропущено в следующей фразе:

«Несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, своеобразный образец, к которому стремится человеческое знание, принято называть ___________ истиной».

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Как известно, объективная истина есть содержание знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества; это – адекватное отражение субъектом окружающего мира. Общая характеристика истины применима к любой форме познания – и к естественно-научному, и к социальному отражению. Однако, отмечая общность, следует видеть и специфику проявления истины в отражении общественных явлений. Необходимо учитывать особенности и объекта, и субъекта познания, и их отношений…

Объективная истина в общественных науках, как и в естествознании, одна. Иначе быть не может, если строго придерживаться критерия научности в социальном познании. Но очевидно также и то, что процесс постижения объективной истины столь же труден, сколь и бесконечен. Развитие социального знания идет путем борьбы противоположных взглядов, концепций и теорий, путем их систематического пересмотра. Единственный объективный критерий истины – это практика…

При этом надо всегда иметь в виду, что критерием истины является не единичный опыт, не единовременный акт проверки, а общественная практика в ее историческом измерении.

Однако практика является относительным критерием социальной истины в том смысле, что она указывает истинность знания только для определенных исторических условий. Критерий практики настолько «определен», чтобы отличать объективные знания от субъективных мнений и идеалистических заблуждений, чтобы стимулировать творческое развитие социального познания, и в то же время настолько «неопределенен», чтобы позволять знаниям человека превратиться в «абсолют».

(А.М.Коршунов, В.В.Мантатов)

21. Какие два определения объективной истины даны авторами?

22. О каких двух особенностях практики как критерия истины в общественных науках говорится в тексте?

23. Охарактеризуйте, опираясь на знания курса, особенности объекта, субъекта и результатов социального познания.

24. Приведите три примера, подтверждающих три любые утверждения авторов (по вашему выбору). В каждом случае напишите сначала утверждение, а затем – соответствующий пример.

Научное познание

25. Только в состав научного знания входят:

1) установленные факты; 3) логические умозаключения;

2) экспериментально обоснованные выводы; 4) результаты наблюдений.

26. Что является примером научного знания?

1) дважды два – четыре; 3) делу время – потехе час;

27. Какое из приведенных утверждений является научным?

1) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит;

2) судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения;

3) электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам;

4) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.

28. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

1) измерение объектов; 3) выдвижение гипотезы;

2) описание экспериментальных данных; 4) проведение наблюдений.

29. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, оставленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная земля.

Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.

30. Назовите любые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером.

31. Раскройте на трех примерах методы добывания знаний, присущие науке.

Прочитайте текст и выполните задания 32-35.

Эмпирическое познание.

Сложность структуры познавательной деятельности обусловлена также тем, что в настоящее время более сложным, чем оно мыслилось ранее, представляется и слой эмпирического познания, где в едином процессе взаимодействуют чувственные формы отражения, приборно-практические средства познания и абстрактно-логические средства анализа <…>

Долгое время в науке господствовала эмпирическая традиция (развиваемая как материалистами, так и идеалистами), предполагавшая, что источником научных знаний являются только чувственные данные <…> Еще и сейчас приходится доказывать, что эмпирическое познание не является чисто чувственным, а предполагает использование различных рациональных приемов исследования <…>

На исходной ступени эмпирического познания исследователь, опираясь на имеющиеся знания и теоретические представления, проводит опыты и фиксирует результаты отдельных наблюдений. Однако разрозненные данные, полученные в этой стадии исследования, сами по себе еще не являются фактами науки. В них могут содержаться ошибки, связанные с отклонениями в работе чувств человека, неправильными показаниями приборов, с некорректной постановкой опытов, неверной интерпретацией и т.д. Иначе говоря, исходные данные (которые в прошлом как раз и воспринимались в качестве фактов) могут содержать какие-то случайные, ошибочные элементы и субъективные напластования. Для того чтобы они получили значение научных фактов, их необходимо очистить от подобного рода элементов, выделив то, что характеризует само объективное явление <…> проверяются и перепроверяются результаты опытов, собираются недостающие сведения, осуществляются дополнительные эксперименты. Исходные данные, полученные в результате целой серии опытов и наблюдений, подвергаются <…> обобщению, классификации, типологизации, установлению эмпирических зависимостей и регулярностей, статистической обработке, подвергаются объяснению и интерпретации. С помощью этих средств удается максимально объективно описать явления действительности, выразить их в форме фактического знания.

(А.Н.Елсуков)

32. Какие три составляющие представлены, по мнению автора, в эмпирическом познании?

33. Какие абстрактно-логические средства, по мнению автора, позволяют максимально объективно описать явления действительности, выразить их в форме фактического знания? Назовите пять любых средств.

35. Автор указывает, что долгое время в науке господствовала эмпирическая традиция. Напишите, как называют философов, придерживающихся иной позиции, и укажите любые две особенности их подхода к решению вопроса о познании мира.

Истинность любого знания и объекта можно доказать или подвергнуть сомнению. Кантовская антиномия, которая говорит о том, что можно логически обосновать даже две противоположные гипотезы, ставит истинное знание в ранг мифического животного.

Такой зверь, может, и вовсе не существует, и Карамазовское «ничто не истина, все дозволено» должно стать высшим постулатом человеческой жизни. Но обо всем по порядку.

Философский релятивизм, а уже позднее - солипсизм указали миру на то, что истинное знание не всегда является таковым. Проблема того, что в философии можно считать подлинным, а что - ложным, поднималась уже очень давно. Самым известным античным примером борьбы за истинность суждений является спор Сократа с софистами и известное изречение философа: «Я знаю, что ничего не знаю». Софисты, кстати, были одними из первых, кто подвергали сомнению практически все.

Времена теологии немного усмирили пыл философов, дав «единственно верный» и праведный взгляд на жизнь и сотворение мира Богом. Но Джордано Бруно и Николай Кузанский, благодаря своим научным открытиям, эмпирически доказали, что Солнце не крутится вокруг Земли, и сама планета не является центром мироздания. Открытие философов и ученых XV века заставило снова разразиться споры о том, что значит истинное знание, поскольку планета, как оказалось, несется в неизведанном и пугающем космическом пространстве.

В то время начинают появляться новые философские школы и развиваться наука.

Итак, истинным является знание, по мнению Аристотеля, которое полностью соответствует действительности. Такой подход достаточно легко раскритиковать, поскольку он не учитывает как намеренные заблуждения, так и сумасшествие. Р. Декарт же считал, что истинное знание отличается от ложного тем, что обладает ясностью. Другой философ полагал, что истина - это то, с чем согласно большинство. Но, как бы там ни было, самым важным является ее объективность, то есть независимость от человека и его сознания.

Нельзя сказать, что человечество, усложняя технологии, настолько подошло к отрицанию всякого заблуждения, что истинное знание уже находится на расстоянии вытянутой руки.

Современные технологии, компьютеры и интернет оказались в руках необразованных и неготовых обществ, что привело к информационной интоксикации и обжорству. В наше время информация сочится из всех щелей, и обуздать этот поток может только настоящий Моисей от программирования и социальных наук. Эту картину довольно ярко описывали уже 50 лет назад, а именно в книге «1984», написанной Дж. Оруэллом, и в романе «О, Дивный новый мир» Олдоса Хаксли.

Истинное знание может быть житейским, научным или художественным, а также нравственным. В целом истин существует столько, сколько существует в мире профессий. Например, проблема для ученого является проблемой, требующей систематизированного подхода, а для верующего - это наказание за грехи. Именно поэтому вокруг множества явлений ходит так много неутихающих споров, и, к сожалению, скоростные технологии, наука и глобализация пока не смогли подвести человечество даже к решению простейших моральных вопросов.

Духовное знание позволяет отделить реальность от иллюзии, материальное знание (так называемое «знание») не позволяет отделить реальность от иллюзии. Мало того, люди путают иллюзию c реальностью. Оказывается, научные теории и открытия нередко возникают не столько в результате логических умозаключений, сколько из беспорядочного, причудливого и даже мистического состояния ума. Это признают сами философы-эмпирики. Не отрицая пользы науки, следует отметить, что значительная ее часть мало чем отличается от научной фантастики. К этой категории относятся целые области западной науки: теории, которые кажутся незыблемыми как скала…

Духовное знание позволяет отделить реальность от иллюзии, материальное знание (так называемое «знание») не позволяет отделить реальность от иллюзии. Мало того, люди путают иллюзию c реальностью.

Оказывается, научные теории и открытия нередко возникают не столько в результате логических умозаключений, сколько из беспорядочного, причудливого и даже мистического состояния ума. Это признают сами философы-эмпирики.

Не отрицая пользы науки, следует отметить, что значительная ее часть мало чем отличается от научной фантастики. К этой категории относятся целые области западной науки: теории, которые кажутся незыблемыми как скала и, по сути дела, лежат в основе большинства западных философских учений, на поверку оказываются в лучшем случае неподтвержденными, а в худшем – просто предрассудками.

В наши времена фразы «наука доказала», «наука открыла», имеют тот же вес, что и цитаты из библейских писаний во времена средневековья. Другими словами, в обществе – в том числе и среди ученых – в полную силу действует тот же самый, старый метод доказательства «Сам сказал», отвергнутый когда-то Декартом. Если в средние века над умами людей довлел религиозный догматизм, то сейчас его на этом посту заменил догматический материализм.

Существует два способа познания: ведический и «невежественный». Слово «ведический» не является религиозным, историческим, географическим или теоретическим понятием, изобретенным людьми. Санскритское слово «веда» означает «знание». Поэтому выражение «ведический метод познания» по сути означает «метод познания, исполненный знания».

Это значит, что есть еще «метод познания, исполненный невежества». Веданта-сутра (2.1.4) объясняет: «Ведическое знание по самой своей природе отлично от теорий, изобретенных умами людей.»

Они отличаются друг от друга принципиально: одно принадлежит к материальной природе, другое – к духовной. «Материальное», «духовное» – это не просто слова, это научные обозначения, термины.

Ведический метод познания научен. В чем состоит его научность? Ведический метод познания характеризуется термином «духовный».

Духовной субстанции присущи:

  1. Вечность, неизменность;
  2. Полнота знания.

А отличительные признаки материи таковы:

  1. Недолговечность, непостоянство, тленность;
  2. Невежество, тупость, инертность.

Тщательный анализ ситуации показывает, что у ученых-материалистов нет знания. На самом деле, так и должно быть, по природе вещей. Ученый-материалист – в переводе на язык Вед означает ученый, погруженный в невежество.

Фрагмент из лекции Е.М. Враджендра Кумара прабху «Расплата за автономию души».