Б. К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский. Николай Михайлович Карамзин(1766–1826). Вопросы и задания

Б. К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский. Николай Михайлович Карамзин(1766–1826). Вопросы и задания
Б. К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский. Николай Михайлович Карамзин(1766–1826). Вопросы и задания

Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди тихие и спокойные, почтенные и справедливые, очень религиозные, "с крепким и серьезным складом жизни". Сына с детства приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда принимали странников, и связанное с ними "ищущее, мечтательно противящееся обыденности" начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усовещивали его.

"Замечательны… отношения с родными". И мать, и отец с ранних лет Варфоломея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но "с некоторой печатью". Очень строго соблюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упрашивала сына не насиловать себя, но он почтительно, но твердо возражал.

Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

Варфоломею не давалась наука, и мальчик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.

В поисках жеребят он под дубом встретил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. "Отныне, - сказал он, - овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей".

Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудолюбие, добросовестность, природная скромность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, любовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.

Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление.

Можно выбрать различные эпизоды долгого пути преображения Варфоломея в Сергия Радонежского. Рассказ лучше построить по плану.

Обучение грамоте, неудачи и встреча со старцем. "Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания".

"Варфоломей и Степан выбрали место в десяти верстах от Хотькова" и основали Троицкий монастырь. Затем "Варфоломей же в полном одиночестве продолжал полуночный свой подвиг". Сергий в монастыре. Он упорен, терпелив, и он "боголюбив…". "Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример".

"Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом".

"Мамай решил покончить с непокорным Дмитрием…" "После трапезы Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой". "Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст". "Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви".

Рассмотрите репродукцию картины М. Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?

На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но как написано в тексте жития "нашел не то, чего искал. Под дубом встретил "старца черноризца саном пресвитера". Очевидно, старец его понял:

Чего тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом встал старец на молитву".

Чем, на ваш взгляд, отличается каноническое (созданное по строгим правилам) житие, от художественного авторского текста?

Авторский текст предполагает более свободное обращение с канонами, правилами, по которым создавалось житие: в нем есть эпизоды, которые важны писателю для создания образа героя, его отличает более свободная композиция. Канонический текст более строгий, в нем не чувствуется отношение автора к герою.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к произведению «Преподобный Сергий Радонежский» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Жанр произведения - психологический рассказ. Герои - мальчик, дядя, мама, бабушка. Завязка - мальчик упрашивает дядю показать ему цифры и доставить небольшие детские радости. Кульминация - дядя резко обрывает мальчика, вызвав его бурные слезы. Развязка - ребенок учится писать цифры. Это рассказ о взаимоотношениях ребенка и взрослого, построенный на изложении отдельных моментов ссоры. О непонимании детских радостей, о нежелании взрослых идти ребенку навстречу, часто просто по причине собственной лени. Иногда дело
    Любимая сестра М. А. Булгакова Надежда Афанасьевна так вспоминала о начальной поре жизни будущего писателя: "1891 год. В Киеве на Госпитальной улице, которая, подобно большинству киевских улиц, шла в гору, в доме номер 4 у магистра Киевской духовной академии, доцента кафедры древней гражданской истории родился первенец. Отца звали Афанасий Иванович. Мальчик рос, окружённый заботой. Отец был внимателен, заботлив, а мать - жизнерадостная и очень весёлая женщина. Хохотунья. И вот в
    Какие нравственные черты человека опоэтизированы Хемингуэем в повести "Старик и море"? Какова основная идея повести? В основе повести лежит авторская идея "трагического стоицизма": перед лицом судьбы, несущей страдания и смерть, человек обязан сохранять достоинство и мужество. Поединок старика-рыбака с коварными силами океана, одновременно смертоносными и прекрасными, приводит к выводу о непобедимой силе человеческого духа, о том, что "человека можно уничтожить, но его нельзя победить". Почему мальчик всегда встречал старика и пытался
    Интегрированный урок в 8-м классе Литература и мировая художественная культура Урок проводится как итоговый после изучения по литературе «Жития Сергия Радонежского» и по МХК темы «Икона. Иконография святых». Оформление: записи колокольных звонов Троице-Сергиевой лавры; репродукции икон святого Сергия; репродукции картин М. Нестерова, Н. Рериха и других художников. Ход урока (Звучит колокольный звон.) Учитель. Звучат колокола колокольни Троице-Сергиевой лавры. Многие века колокольный звон сопровождал жизнь человека: оповещал о приближении врага, созывал ратников, воинов на битву, приветствовал победу,
    В качестве домашнего задания ребятам было предложено выполнить задание учебника (программа А. Г. Кутузова): обратить внимание на то, благодаря чему в нашем восприятии создаётся образ святого Сергия Радонежского, заступника и молитвенника за русскую землю. Подсказка к способу выполнения задания: отметь карандашом в тексте слова, характеризующие героя, на полях проставь условные обозначения (п. - поступок; пор. - портрет; пов. - поведение; др. - другие персонажи о герое; периф. - перифразы;
    Глава I Небольшое вступление, дающее краткое представление о содержании рассказа. Автор делится своими мыслями о детях и детстве, сетует на то, как трудно при воспитании детей быть рассудительным и "очень, очень умным дядей". Писатель как бы задается вопросом о разумности существующих методов воспитания. Глава II Описываются события, предшествовавшие ссоре дяди и племянника. Мальчик Женя просит купить ему бумагу и карандаши, чтобы в один день "выучиться читать, рисовать и писать цифры". Дядя из лени
    Сказки о музыке Как мальчик познакомился с нотками Вечером мальчик долго не мог заснуть. Уже давно спало солнышко, и спала вся Земля. Не спали только звезды. Они звенели в вышине. Мальчику очень хотелось поймать песенку звезд, но звезды были слишком высоко. - Музыка, помоги мне поймать песню звезд, - попросил мальчик. Звезды запели громче, и с небес спустилась фея. В ее бездонных глазах сверкали звезды. Ее солнечные локоны блестели, как песня солнышка.

Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди тихие и спокойные, почтенные и справедливые, очень религиозные, "с крепким и серьезным складом жизни". Сына с детства приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда принимали странников, и связанное с ними "ищущее, мечтательно противящееся обыденности" начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усовещивали его.

"Замечательны… отношения с родными". И мать, и отец с ранних лет Варфоломея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но "с некоторой печатью". Очень строго соблюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упрашивала сына не насиловать себя, но он почтительно, но твердо возражал.

Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

Варфоломею не давалась наука, и мальчик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.

В поисках жеребят он под дубом встретил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. "Отныне, - сказал он, - овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей".

Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудолюбие, добросовестность, природная скромность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, любовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.

Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление.

Можно выбрать различные эпизоды долгого пути преображения Варфоломея в Сергия Радонежского. Рассказ лучше построить по плану.

Обучение грамоте, неудачи и встреча со старцем. "Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания".

"Варфоломей и Степан выбрали место в десяти верстах от Хотькова" и основали Троицкий монастырь. Затем "Варфоломей же в полном одиночестве продолжал полуночный свой подвиг". Сергий в монастыре. Он упорен, терпелив, и он "боголюбив…". "Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример".

"Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом".

"Мамай решил покончить с непокорным Дмитрием…" "После трапезы Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой". "Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст". "Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви".

Рассмотрите репродукцию картины М. Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?

На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но как написано в тексте жития "нашел не то, чего искал. Под дубом встретил "старца черноризца саном пресвитера". Очевидно, старец его понял:

Чего тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом встал старец на молитву".

Чем, на ваш взгляд, отличается каноническое (созданное по строгим правилам) житие, от художественного авторского текста?

Авторский текст предполагает более свободное обращение с канонами, правилами, по которым создавалось житие: в нем есть эпизоды, которые важны писателю для создания образа героя, его отличает более свободная композиция. Канонический текст более строгий, в нем не чувствуется отношение автора к герою.

Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди ти­хие и спокойные, почтенные и справедли­вые, очень религиозные, «с крепким и серьезным складом жизни». Сына с детст­ва приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда прини­мали странников, и связанное с ними «ищущее, мечтательно противящееся обы­денности» начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усове­щивали его.

«Замечательны… отношения с родны­ми». И мать, и отец с ранних лет Варфоло­мея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но «с некоторой печатью». Очень строго со­блюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упраши­вала сына не насиловать себя, но он поч­тительно, но твердо возражал.

Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

Варфоломею не давалась наука, и маль­чик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.

В поисках жеребят он под дубом встре­тил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вы­нул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. «Отныне, — сказал он, — овладеешь грамотою лучше братьев и то­варищей».

Какие качества характеризуют человека, по­святившего свою жизнь служению Богу и Руси?

Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудо­любие, добросовестность, природная скром­ность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, лю­бовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.

Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпи­зоды, которые произвели на вас наибольшее впе­чатление.

Можно выбрать различные эпизоды долгого пути преображения Варфоломея в Сергия Радонежского. Рассказ лучше по­строить по плану.

Обучение грамоте, неудачи и встреча со старцем. «Это дается тебе в знак благо­дати и для разумения Священного Писа­ния».

«Варфоломей и Степан выбрали мес­то в десяти верстах от Хотькова» и основа­ли Троицкий монастырь. Затем «Варфо­ломей же в полном одиночестве продол­жал полуночный свой подвиг». Сергий в монастыре. Он упорен, тер­пелив, и он «боголюбив…». «Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример».

«Братия желала, чтобы Сергий стал игу­меном».

«Мамай решил покончить с непокор­ным Дмитрием…» «После трапезы Препо­добный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой». «Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст». «Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви».

Рассмотрите репродукцию картины М. Несте­рова «Видение отроку Варфоломею». Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?
На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но как написа­но в тексте жития «нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черно­ризца саном пресвитера». Очевидно, ста­рец его понял:

— Чего тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом встал старец на мо­литву».

Чем, на ваш взгляд, отличается канониче­ское (созданное по строгим правилам) житие, от художественного авторского текста?

Сочинение о Сергии Радонежском мы можем написать после того, как познакомимся с очерком Зайцева Преподобный Сергий Радонежский.

Преподобный Сергий Радонежский Зайцев

Жизнь Преподобного Сергия Радонежского была описана Борисом Зайцевым. Случилось это в 1925 году. В произведении Преподобный Сергий Радонежский Зайцев рассказывает об известном святом, которого на Руси все почитали, а чтобы и мы познакомились с Сергием Радонежским в предлагаю вам небольшое Зайцева Преподобный Сергий Радонежский, которое расскажет о родителях Варфоломея, о том, какие отношения складывались в семье, какие события случились с Варфоломеем в детстве.

Итак, очерк Зайцева переносит нас в семью бояр, которые были честными, скромными и справедливыми. Именно в такой семье и родился Варфоломей. Но еще до его рождения произошло чудо. Когда Мария, что носила под сердцем младенца, была в церкви на службе, все услышали троекратный крик ребенка из утробы матери. Женщина стала переживать, но ребенок родился здоровым, а когда его крестили и женщина рассказала о произошедшем с ней событием, священник сказал, что ребенок в будущем будет слугой Святой Троицы.

Это был ребенок, который очень любил природу, которому родители еще с детства привили чувство ответственности и долга. Будущему Преподобному Сергию очень тяжело давалась грамота и по этому поводу он сильно переживал, пока однажды в детстве, когда Варфоломей отправился на поиски жеребят, он не встретил старца. Этот старец, по просьбе мальчика. благословил его и сказал, что Варфоломей одолеет грамоту, и будет читать священное Писание. При этом старец сказал, что мальчик многих поведет за собой и приведет к пониманию божьих заповедей. Так оно и случилось. Мальчик стал поститься, ходил в церковь и стремился к монашеской жизни. После смерти родителей, Сергий ушел в лес, где была построена церковь имени Святой Троицы, а чуть позже к нему присоединились последователи. Уже в 23 года Варфоломей принимает постриг и теперь его знают, как Сергий.

Далее мы узнаем о том, как Сергий становится игуменом и как он творит чудеса, помогая и исцеляя людей, изгоняя из них бесов. Сергию, который был также озабочен угрозой со стороны орды, пришлось даже благословлять воинов на битвы, благословил он и войско Дмитрия, которое хоть и с потерями, но вышло победителем в сражении с монголо-татарами.
После смерти Сергия, от его сердца исходило благоухание, а проводить его пришло очень много людей.

Далее в сочинении о Сергии Радонежском выделю черты характера этого святого. И здесь мы видим его кротость, скромность подвижничества, смирение. Это человек, который своим примером учит нас правде, труду, вере, мужественности. А чтобы более подробно узнать о жизни святого, советую познакомиться с Зайцевым и его Преподобным Сергием Радонежским, и прочитать в полном варианте его произведение.

«Радуйся, в рождении твоем сыном радости нареченный», - эти замечательные слова находим мы в акафисте святому преподобному Сергию Радонежскому. Он был сыном радости - для кого? В первую очередь, наверное, для родителей.

И сразу приходит на ум такая параллель: а каждый ли из современных родителей может назвать своих детей сынами радости? Как часто приходится слышать из уст отцов и матерей, что дети их - сыны и дочери не радости, а горя, которые приносят горе не только самим себе, но и родителям, и окружающим. Почему же одни становятся сынами и дочерьми радости, а другие - сынами и дочерьми горя человеческого?

На примере святого преподобного Сергия Радонежского можно ответить на этот вопрос. Человеческая личность формируется в первые годы жизни, хоть и не во всей полноте. Именно тогда закладываются определенные принципы, которые лежат в основе познания окружающего мира. Эти принципы и формируют то, что мы называем мировоззрением, отношением к окружающему миру, к людям, к Богу, к природе, - все это там, в детстве, в самом раннем детстве.

Преподобный Сергий Радонежский прославился не только своей святой жизнью. Преподобный прославился тем, что практически спас наш народ, спас раздробленную феодальную Русь. Своей духовной силой, своим словом он объединил князей вокруг князя Дмитрия Донского, и это дало Руси возможность выставить против Мамая мощное войско, которое и разгромило врага на Куликовом поле.

Откуда это было в преподобном Сергии? А все истоки - в его детстве. Он был сыном ростовского боярина Кирилла и его супруги Марии.

Видение отроку Варфоломею. М. В. Нестеров. 1889-1890

Тогда никто не мог взойти на княжеский престол без разрешения хана, и потому каждый князь отправлялся в Золотую Орду, не зная, чем закончится это путешествие, ведь были случаи, когда наши князья не возвращались из Орды, когда они претерпевали там смерть, позор, мучения. Святой Кирилл не раз сопровождал ростовского князя в Золотую Орду. Видимо, он видел все это унижение, страх, неуверенность, которые посещали и тех, кто был призван руководить своим народом. Страх и унижение входили в сердца тех, кто отправлялся в Орду за получением согласия хана на княжение. И, наверное, Кирилл, возвращаясь в Ростов, в кругу семьи говорил о том, чему был свидетелем: и о страшной силе хана, и о множестве войска, которое его окружает, и о том, как тяжко приходилось русским князьям, которые шли на поклон в Орду. Видел отрок Варфоломей и всю опасность, которая проистекала от разделения Руси. Не было бы этих позорных шествий в Орду, если бы русские князья и русские земли объединились воедино, и, наверное, рассказы отца во многом сформировали глубокое убеждение отрока Варфоломея, будущего Сергия, игумена Радонежского, в необходимости объединения русских земель.

И мы знаем, преподобный Сергий активно способствовал объединению русских земель, притом действовал, отталкиваясь не от прагматических и политических интересов, но говоря о том, что жизнь в единстве есть жизнь по образу Святой Троицы. Там, где единство, там сила, там духовное родство, там умножение возможностей; и именно там, где единство, осуществляются великие прорывы - духовные, материальные и цивилизационные.

Несомненно, истоки такого восприятия русской действительности - от детства, от воспитания, от родителей. Но были и другие обстоятельства, которые, несомненно, повлияли на формирование личности преподобного Сергия. Кирилл и Мария были людьми не богатыми, но все же влиятельными, и жили в достатке. Однако Богу было угодно провести их через обнищание - они разорились, и все это произошло на глазах Варфоломея.

Что нередко происходит, когда успех, удача отворачиваются от людей? Одни впадают в панику, другие в уныние, третьи руки на себя накладывают, четвертые теряют всякие жизненные ориентиры, - словом, внешние обстоятельства, неблагополучие, сменив благосостояние, разрушает человеческую личность.

А для Варфоломея пример родителей стал примером труда и созидания. Оказывается, и бояре могли трудиться, в том числе своими руками, и не впадать в уныние, но благодарить Бога, воспитывать своих детей, духовно возрастать. Наверное, отрок Варфоломей размышлял на темы скоротечности, призрачности человеческой силы, в особенности человеческого богатства и власти. Пример родителей помог сформировать такое отношение к внешним благам, и потому он, принадлежа к аристократии, еще в юности порывает с внешним миром, с возможностью сделать политическую или военную карьеру, и уходит в пустыню, в монастырь, ставший потом Троице-Сергиевой лаврой.

имел и опыт уничижения - опыт, благодаря которому он стал сильным, внутренне концентрированным, сосредоточенным, способным преодолевать трудности. Ведь в детстве Варфоломей был неудачником, ему не давалось учение.

Как дети реагируют, когда не могут успевать вместе с другими? Кто-то изо всех сил пытается учиться, но поняв, что у него не получается, исполняется чувства агрессии, недоброжелательности, - нередко такие люди пополняют число преступников. А отрок Варфоломей принимал свою ограниченность со смирением. Он горячо молился Богу, чтобы Тот вывел его из этого состояния. И мы знаем, что произошло чудо, так что отрок Варфоломей обрел удивительные интеллектуальные способности, которые сделали из него не только мудрого наставника, но и подлинного духовного вождя народа.

Говоря о преподобном Сергии, мы говорим и о его родителях Кирилле и Марии, причисленных к лику святых. Мы вспоминаем их личный вклад в формирование характера преподобного Сергия, и одновременно задумываемся о наших родителях, о современных родителях, о детях. И мы понимаем, что эти удивительные примеры из прошлого могут и сегодня многим помочь понять, что означает подлинное воспитание детей. Это всегда личный пример - пример трудолюбия, мужества, спокойствия, любви; пример отношения к внешним, материальным обстоятельствам; пример того, как духовная жизнь, являясь доминантой человеческой жизни, преобразует эту жизнь.

Пример отрока Варфоломея - это пример и для наших детей, для нашей молодежи. На этом примере можно убедиться, что печальные внешние обстоятельства, даже объективные, такие, как неспособность учиться или невозможность иметь крепкое здоровье, могут либо разрушить жизнь, либо стать основой формирования особых черт характера и личности, как и произошло в случае с преподобным Сергием.

Из проповеди Патриарха Кирилла после Литургии в Троице-Сергиевом Варницком монастыре 11 мая 2014 года