Ангелология. А. Назначение добрых ангелов. В. Дело сатаны

Ангелология. А. Назначение добрых ангелов. В. Дело сатаны
Ангелология. А. Назначение добрых ангелов. В. Дело сатаны

Был жаркий летний вечер, улицы города были пусты, и все его жители сейчас сидели дома возле вентиляторов и кондиционеров, наслаждаясь искусственной прохладой. За день солнце настолько сильно нагрело землю и воздух, что трудно было дышать, и в вечерних новостях репортаж о пострадавших от этого пекла занял добрую половину эфира.
Вокруг царила мертвая тишина, но вдруг из темного, узкого переулка послышалось цоканье каблучков, внезапно разорвавшее тишину. Молодая девушка по имени Джейн возвращалась домой после вечеринки, которая оказалась уж очень неудачной и поэтому она решила отправиться домой, оставив там своего возлюбленного, который как обычно напился и был уже не в состоянии что-либо делать. И вот она шла одна по темным улицам города.
- Это еще кто?- подумала она, услышав телефонный звонок из сумочки.
-Алло,- сказала она в трубку, но там никто не ответил. Тогда она посмотрела на экран мобильного, но на нем совершенно ничего не было, она вновь поднесла трубку к уху.
- Кто это?- немного испуганным голосом спросила Джейн. Но вновь никто не ответил. Тогда она нажала на сброс вызова и звонок прервался.
Она шла домой и думала об этом загадочном звонке. Она думала о том моменте, когда посмотрела на экран. Это было очень странно, ведь на нем совершенно ничего не было, он был чист, никаких надписей, ни номера входящего звонка, ничего и светился он как-то сильнее обычного. Но постепенно она отбросила эту мысль, сославшись на неисправность телефона.
Спустя пару минут телефон снова зазвонил. Джейн посмотрела на экран, и вновь он был совершенно чист.
- Да, кто это?- спросила она.
- Будь осторожна,- ответил ей мужской голос.
- Что? Что это значит, кто вы?- растерянно спросила она. Но уже никто не ответил.
Джейн нервно стала копаться в телефоне, пытаясь найти номер во входящих вызовах, но все было тщетно.
- Глянь, какая красотка!- воскликнул кто-то сзади. Джейн обернулась и увидела двух молодых людей идущих неподалеку от нее. – Девушка, а можно с вами познакомиться?
- Нет, я не свободна,- ответила она.
- Ой, да ладно, да ты посмотри какие шикарные кавалеры, а ты так сразу отшиваешь нас,- сказал второй.
- Я сказала, нет!- вспылила Джейн.
- Эгей, какая строптивая, ну мы тебя быстро укротим,- подойдя к ней и схватив ее за руки сказал первый.
Они прислонили ее к стене дома и закрыли рот рукой, что бы она не смогла позвать на помощь.
Ну, я думаю, вы понимаете, что могло произойти дальше, но тут внезапно, будто из воздуха, появился человек.
- Оставьте ее,- спокойным тоном сказал он.
Это был высокий мужчина в белом длинном плаще приятной внешности, он совершенно отличался от других, но больше всего в нем отличались его глаза, они вроде были самыми обычными, но в тоже время они были настолько глубокими, что стоило всего лишь раз заглянуть в них, и можно было утонуть.
- Подержи ее, я с ним разберусь,- сказал первый и направился в сторону незнакомца.
Но незнакомец внезапно вытянул вперед правую руку и из нее вырвался яркий луч света. Этот луч ударил прямо в первого и тот, потеряв сознание, упал как подкошенный, незнакомец посмотрел на второго, видя все это, он отпустил девушку и бросился бежать.
Незнакомец посмотрел на Джейн.
- Будь осторожна,- сказал он.
Джейн посмотрела на него и вспомнила звонок, голос обоих незнакомцев, и в телефоне, и сейчас были очень похожи.
- Послушайте, это вы мне звонили?
Но ответа она не услышала, человек, что только что спас ее самым необычным способом исчез также внезапно, как и появился. Джейн огляделась по сторонам, и, так и не увидев этого незнакомца, отправилась домой.
Вернувшись домой, Джейн рассказала о случившимся своей подруге с которой она жила в одной квартире так как оплачивать жилье в одиночку она не могла.
- И что, он просто взял и исчез?- спросила Энн, когда Джейн закончила рассказ.
- Да, вот он стоит неподалеку от меня, а стоило мне моргнуть, и он исчез, будто его и небыло.
- А может ты немного перебрала на вечеринке?
- Да? А как тогда объяснить лежащего возле меня парня, которого тот оглушил каким-то… чем-то…
- Странно все это…
- Но знаешь, что я заметила в этом незнакомце? Его глаза, они были такие… я даже не знаю, как описать их, они вроде и самые обычные, но в тоже время какие-то другие, невероятно красивые, глубокие, мне хотелось смотреть в них вечно,- улыбаясь, рассказывала Джейн.
- Оооо, подруга, да ты влюбилась!- смеясь, воскликнула Энн.
- Ничего я не влюбилась… ну может совсем чуть-чуть…- застенчиво сказала Джейн.
- Чуть-чуть влюбиться не возможно,- все также смеясь сказала Энн.
- Ну да, я влюбилась, но толку от этого все равно нет, я же его совершенно не знаю, не знаю о нем совершенно ничего.
- Тогда откуда он знает номер твоего мобильного? Значит, где-то вы пересекались.
- Если бы мы пересекались, я бы запомнила, ведь такого забыть невозможно. Слушай, давай оставим это до завтра, я очень устала, спать хочется.
- Ладно, давай спать.
Они обе улеглись в кровати и примерно через десять минут молчания уснули.
Утром, когда Джейн проснулась, Энн уже небыло. Джейн встала и подошла к балкону, распахнула дверь, и ее объял приятный прохладный воздух. Жара за ночь спала, и теперь улицы были заполнены людьми. Балкон квартиры выходил на площадь, где всегда было много людей, Джейн бросила случайный взгляд на площадь, и на несколько секунд ей показалось, что в самом центре этой площади стоит тот самый незнакомец и смотрит на нее. Но когда она вновь посмотрела на то место, то не увидела его и, подумав, что ей просто показалось, отбросила мысль об этом.
Зазвонил телефон, и Джейн подняла трубку.
- Да,- сказала она.
- Джейн, это Дин, ты прости меня, что я вчера напился, просто…
- Нет, Дин, это не просто, я не могу больше так, куда бы мы не пошли, ты все время напиваешься, а потом извиняешься, обещая, что это больше не повторится. Знаешь, я думаю, нам стоит сделать перерыв, мне нужно подумать над нашими отношениями и решить, нужны ли мне они.
- Нет, подожди, давай встретимся и поговорим, я не хочу, чтоб все вот так кончилось, прошу тебя давай встретимся.
- Хорошо, в три на том месте, где мы познакомились, надеюсь, ты еще помнишь, где это.
- Да, конечно помню, я приду, до встречи, люблю тебя.
Джейн положила трубку и села в кресло. Вдруг ее мобильный телефон завибрировал. Она посмотрела на экран и вновь, как и вчера вечером, он был пуст. Тогда Джейн быстро нажала на принятие вызова и поднесла телефон к уху.
- Да, прошу, только не молчи и не бросай трубку,- торопливо сказала Джейн, боясь, что звонок сорвется.
- Будь осторожна,- сказал голос.
- Прошу, скажи, кто ты, мне это очень важно.
- Будь осторожна,- повторил звонящий.
- Что, что это значит, прошу, ответь.
Но больше ничего она не услышала, звонок прервался. Джейн долго сидела, думая об этом звонке и в ее голову пришла одна мысль. Она взяла трубку и решила позвонить оператору своей мобильной сети.
- Здравствуйте, я вас слушаю.
- Девушка, добрый день, скажите, я могу узнать номер последнего входящего звонка на мой номер?
- Да, конечно, это займет несколько минут, ответ на ваш запрос придет в виде смс-сообщения.
- Спасибо, доброго дня.
- Всего доброго.
На лице Джейн появилась довольная улыбка и долго не сходила, до тех пор, пока на ее номер не пришло сообщение от оператора, в нем было написано:
«На 16 июля 09г нет ни одного входящего звонка.
За дальнейшей информацией обратитесь к своему оператору»
- Нет ни одного звонка? Но как тогда объяснить все это? Ничего не понимаю, как такое может быть.
Вдруг мобильный вновь завибрировал.
- Кто ты?- быстро спросила Джейн.
- Это я, Энн, что с тобой?
- А, это ты, прости, я думала…
- Он вновь звонил, да?
- Да.
- И что он сказал?
- Тоже, что и вчера, будь осторожна, я никак не могу разобраться.
- Послушай, я тут поговорила с одним знакомым, он что-то вроде гения в сфере всего таинственного. Скажи по чему ты судишь о людях?
- По глазам, ведь они зеркало души.
- Значит, он был прав, вот что он мне сказал, это конечно похоже на полную чушь, но все же заставляет задуматься, так вот, у каждого человека с самого рождения за спиной всегда стоит ангел хранитель, он оберегает своего подопечного и прежде чем явиться ему он создает себе образ, где главной чертой является то, что больше всего ценит в людях его подопечный, да и еще ангелы не имеют чувств, поэтому они всегда холодно относятся ко всем просьбам.
- Да, и правда похоже на полную чушь. Неужели ты поверила в этот бред. Извини, я не могу больше говорить, я должна встретиться с Дином, он просит поговорить, посмотрим, что из этого получится.
- Потом расскажешь, пока.
- Пока.
Джейн стала собираться на встречу. Ровно в пол третьего она вышла из дому и направилась в сторону парка, там было одно красивое место, в самом конце парка, на небольшом поле, усыпанном цветами стоял огромный дуб, широко развесивший свои ветви, там, под этим дубом она и познакомилась с Дином. Тогда он был совсем другим, веселым, романтичным, что же с людьми делает время…
Без пяти три она уже подходила к этому старому дубу и увидела возле него Дина.
- Привет, зайка,- улыбаясь, сказал он. Он хотел ее поцеловать, но Джейн отвернулась.
- Я пришла поговорить, давай не будем терять времени,- сухо сказала Джейн. – Я пришла сказать, что так больше не может продолжаться, поначалу я хотела сделать перерыв, но теперь я хочу расстаться.
- Но почему, неужели ты больше не любишь меня?
- Ты должен меня понять, я устала от таких отношений, я просто больше не могу, еще немного и просто не захочу тебя видеть, прошу, давай разойдемся спокойно, пока мы не погубили то, что осталось от тех чувств, которые тогда связали нас на этом самом месте.
- Значит, ты хочешь расстаться, после всего того, что было, вот так взять и разорвать все в пух и прах?
- Да, Дин. Я хочу этого.
- Что ж, я не стану переубеждать тебя, не стану говорить, что я исправлюсь, я лишь попрошу всего одну вещь, прошу, позволь мне в последний раз прикоснуться к тебе, поцеловать тебя.
- Хорошо.
Дин взял ее за руку, посмотрел ей в глаза и потянулся к ней, чтоб поцеловать ее, но вдруг он резко сделал шаг вперед, и она оказалась прижата к дубу, он жадно набросился на нее и не хотел отпускать. Джейн пыталась вырваться, но он не пускал ее, тогда она попыталась закричать, но получался только едва слышный хрип потому, что Дин схватил ее за горло.
- Я не отпущу тебя, ты будешь моей или ничьей.
В глазах Джейн появился неописуемый страх, она никогда не ожидала такого поворота и не знала, что теперь делать. Но внезапно Дин ослабил хватку. Позади него появился человек в длинном белом плаще и схватил его за воротник.
- Отпусти ее,- сказал он.
- Отвали, придурок!- сказал Дин и попытался оттолкнуть его, но человек в плаще опередил его и резко дернул за воротник. Дин отлетел на несколько метров и упал на землю. Джейн, увидев вчерашнего незнакомца, бросилась ему на шею и прижалась к нему, будто ребенок к матери.
- Это снова ты, Господи, как же я рада тебя видеть,- сказала Джейн. Она посмотрела ему в глаза и внезапно, даже для самой себя, поцеловала его. Ощущения от этого поцелуя были настолько прекрасны, что не возможно было описать это словами.
- Я же предупреждал тебя, я говорил, будь осторожна, ну почему ты не слушаешь меня, ты никогда не слушаешь меня.
- Никогда? Но я вижу тебя всего второй раз в жизни.
- Да, это так, но помнишь, в восемь лет, ты с подругой залезла на мельницу, тогда тебе показалось, что кто-то сказал тебе «даже и не думай», что тогда случилось? Ты сорвалась и чуть не сломала себе шею, а в десять лет ты нашла зажигалку и опять ты не послушала меня, что тогда, ах да, сгорел соседский сарай, потом в одиннадцать, тринадцать, четырнадцать, а в пятнадцать аж семь раз, я тебя не понимаю, ну а теперь, теперь я вынужден был явиться тебе…
- Кто ты?
- Я твой ангел-хранитель.
- Ты что шутишь?
- Разве я похож на клоуна?
- Да нет, этого быть не может.
- Как видишь, может, теперь ты в безопасности и я должен удалиться.
- Нет, прошу, не уходи, я хочу, чтоб ты остался со мной.
- Прости, но это против правил.
- Правил, да к черту эти правила, ой, прости…
- Я не могу остаться.
- А если он очнется и придет ко мне домой, а тебя не будет рядом,- показывая на Дина, сказала Джейн.
- Я всегда рядом,- сказал ангел и уже собрался испариться, но Джейн схватила его за руку.
- Что ты делаешь?
- Либо ты остаешься, либо я иду с тобой.
Ангел улыбнулся и немного подумав, взял ее руку, и они вместе растворились в воздухе.
* * *
- Где мы?- спросила Джейн.
- Мы на небе, где же еще.
Они оба стояли на белоснежном облаке, а вокруг них не было ничего и никого, здесь было так тихо, что тишина давила на уши.
- Сейчас ты услышишь кое-что, только не говори ни слова.
Джейн молча кивнула и через секунду она услышала невероятно красивое пение, доносившееся от куда то из далека. Оно было настолько прекрасно, что хотелось слушать вновь и вновь.
- Это пели ангелы?- спросила Джейн, когда пение прекратилось.
- Нет, это был церковный хор.
- Да ладно?
- Да, вы люди никогда не видите того, что у вас перед носом, вы вечно ищете счастья, и не замечаете, что счастье совсем рядом, ищете любви, но совершенно не понимаете, что тот, кто вам нужен уже давно рядом с вами и готов на все ради вас, но вы не видите этого, вы слепы и смешны. Вы как беспомощные котята, такие же милые и глупые.
- Не такие уж мы и глупые,- обиженно сказала Джейн и сделала шаг в сторону.
- Ну, может быть, вполне возможно,- сказал ангел и посмотрел в сторону Джейн, но не увидел ее, а на том месте, где стояла она, было разорванное облако.
- Боже мой!- воскликнул ангел и бросился вниз.
Джейн летела вниз с невероятной скоростью, казалось, что ангел не успеет поймать ее, но все же он долетел до нее и схватил.
- Теперь мы оба разобьемся!- кричала Джейн, зажмурив глаза.
Но ангел нежно улыбнулся и внезапно его белый плащ превратился в огромные крылья, он расправил их и оба они прекратили падение.
- Открой глаза,- прошептал ангел.
- Нет, нет, нет.
- Не бойся, я с тобой.
Джейн открыла глаза и увидела, что они уже не падают, а летят над морем, берега которого были усеяны множеством деревьев.
- Такого не может быть, я сплю, я не верю, мне никогда еще не было так хорошо. Куда мы летим?
- Мы летим к тебе домой, я провел с тобой слишком много времени, это против правил.
- Так не хочется расставаться, кто придумал эти глупые правила.
Ангел крепче обнял Джейн, ей стало невероятно хорошо и спокойно, будто все ушло, будто ничего нет, кроме неба, моря и их двоих. Она закрыла глаза и уснула прямо в полете. Ангел увидел это и улыбнулся. Спустя некоторое время они уже подлетали к дому, ангел не стал будить Джейн. Он залетел на балкон, дверь того медленно открылась и он внес Джейн в комнату, уложил в кровать и накрыл одеялом. Затем он посмотрел на Энн, которая уже спала, подошел к ней, поправил ее одеяло и вышел на балкон. Дверь также медленно закрылась и ангел, расправив свои огромные крылья, взмыл ввысь и растворился в облаках.
Он летел высоко, казалось еще немного и кончится воздушная оболочка земли и он окажется в космосе, но он резко остановился, начертил в воздухе какой-то символ и перед ним появились огромные ворота. Он направился в их сторону, и они распахнулись, пропуская его в светлую обитель.
- Где ты был?- спросил ангела человек, ну или похожий на человека, стоявший возле ворот.
- Я был с человеком.
- Так долго, ты же знаешь, это против правил.
- Да, я знаю, а еще я знаю, что я полюбил ее.
- Что!- воскликнул тот. – Это невозможно, любовь – это чувство, а ты ангел, ты не можешь чувствовать.
- Теперь могу,- с блаженным выражением лица сказал ангел.
- Тогда я не знаю другого выхода, кроме как свергнуть тебя.
- Я готов.
- Не верю своим ушам, ты готов отказаться от всего, ради смертной.
- Нет, я готов отказаться от этого, ради всего.
- Я не понимаю.
- Ради всего того, что я смогу испытать, я смогу быть рядом с ней, я смогу жить, я смогу.
- Ты рассуждаешь как глупец, но ведь рано или поздно ты умрешь.
- Да, я умру, но умру счастливым, испытав это чувство.
- Ну что ж, ты сам избрал свой путь, прощай, друг мой.
Он поднял обе руки и из его ладоней вырвались два луча ярко-белого света, они объяли ангела и тот провалился сквозь облака.
* * *
Утро наступило быстро, Джейн проснулась и увидела, что она дома, вновь одна. Она как всегда раскрыла дверь балкона и стала смотреть на прохожих. Вновь зазвонил телефон. Джейн подняла трубку и услышала там голос ангела.
- Нам нужно встретиться.
- А почему бы тебе просто не влететь ко мне на балкон?
- Ситуация изменилась, будь сегодня в семь возле кафе за углом.
- Хорошо, это свидание?- пошутила Джейн.
- Да, это свидание.
Звонок прервался. Джейн, не верившая своим ушам села на кресло.
- Я сошла с ума, у меня свидание с ангелом,- думала она. Затем она ущипнула себя и почувствовала боль. – Значит, не сплю.
Время как на зло шло очень медленно и казалось, что прошла целая вечность, прежде чем наступило семь. Джейн сидела за столиком и ждала ангела. Спустя пару минут он подошел. Он был уже какой-то другой, не то что раньше. Он шел и улыбался. Вместо его белоснежного плаща на нем был точно такой же, но только серый, в нем изменилось многое, но одно осталось прежним, его глаза…
- Привет,- сказал он.
- Привет, это как-то немного странно, я смертная, а ты ангел, немного смахивает на начало пошлого анекдота.
- Ну, теперь я уже не ангел.
- Что, как это?
- Об этом я и хотел поговорить. Понимаешь, вчера, когда я вернул тебя домой, я понял одну вещь, что не хочу быть ангелом, я хочу быть человеком, способным жить, дышать, быть вольным в своих мыслях, любить, любить тебя, поэтому меня свергли и теперь я такой же человек как и ты.
- Подожди. Ты хочешь сказать, что ты отказался от небес ради меня, отказался потому, что любишь меня?
- Да,- улыбаясь, сказал ангел.
-Я… у меня нет слов…
- Это хорошо или плохо
- Хорошо? Ты что с ума сошел, это же прекрасно!- воскликнула она и бросилась ангелу на шею. – Скажи, а как тебя зовут?
- Зовут? Но у меня нет имени, по крайней мере земного. А какое имя нравится тебе?
- Мне, Джон.
- Ну, значит, теперь я буду Джон. Джейн и Джон, немного глупо, но мы же люди, глупость нам свойственна.
Джон обнял Джейн, и они отправились бродить по улицам ночного города.
- Получается, что нам теперь нужно будет найти тебе жилье, сделать документы.
- Нет, это уже сделано, когда ангела свергаю, ему создают легенду, а дальше он живет, как хочет.
- Значит, теперь мы будем вместе?
- Да, и ни что нас не разлучит…

Многие православные могут рассказать, как Ангел-хранитель уберег их от опасного шага, спас, когда грозила опасность, охранил в трудной ситуации, подсказал, как правильно поступить. Его голос иногда слышен столь же реально, как голоса тех, кто с нами рядом. Но даже когда он вроде бы «молчит», но мы неожиданно поступаем не так, как собирались, противореча своим желаниям, – нас ведет он, наш помощник и оберегатель, – Ангел-хранитель. Вот несколько историй об этом.

История первая. «Я твой отец…»

Меня крестили поздно, в 15 лет. Это произошло по настоятельной просьбе матери. Тогда я была неверующей. После крещения со мной стали происходить вещи, которые я никак не могла объяснить с физической точки зрения… Помню, в 19 лет стояла я на автобусной остановке. Вокруг человек десять, переминаясь с ноги на ногу, ждали автобуса. Вдруг метров за 200 от себя вижу машину, летящую на большой скорости. В голове у меня зазвучал голос: «Отойди, а то она на тебя наедет!» Причем голос этот обладал такой силой, что сопротивляться ему было очень трудно. И я отскочила вглубь тротуара метров на десять. Машина с разгона въехала на тротуар точно на то место, где я стояла пять минут назад. Капот с лязгом раскрылся, и к моим ногам упал какой-то тяжелый прямоугольный ящик. Аккумулятор или что-то в этом роде. Вот тогда я первый раз в своей жизни с чувством перекрестилась.

Объяснение всему этому пришло намного позже.

Другой случай, когда мой Ангел-хранитель напомнил о себе, произошел после моих первых попыток воцерковиться.

Пошла я как-то за хлебом, прихватив старую мамину сумку. Смотрю: идет навстречу пожилой, ничем не примечательный человек. И вдруг опять в голове тот же явственный внутренний голос: «Смотри, вот это твой отец!» (К слову сказать, на отца у меня была давняя детская обида: «У всех есть, а у меня нет! Зачем он меня бросил?!») На этом фоне внутренний голос был настолько шокирующим, что я тут же резко повернулась в его сторону, не понимая, с какой стати этот помятый неинтересный тип должен быть моим отцом. И еще раз обернулась. Смотрю: он бежит ко мне и рукой машет: остановись, остановись! Я из любопытства остановилась. Он подбегает и говорит:

Я твой отец.

Я знаю, – отвечаю ему.

Ты не можешь меня знать. Тебе был год, когда мы с твоей матерью разошлись. Я тебя по сумке узнал. Твоя мать носила ее, когда была беременной…

Сколько раз в детстве я представляла себе эту встречу. Как выскажу ему всю накопившуюся за многие годы обиду. А тут… не смогла ничего сказать. Куда-то все пропало при виде чужого человека, отводящего глаза…

Дело было в другом. Состояние тихой духовной радости, в котором я тогда пребывала почти постоянно, тут же сменилось бурей осуждения и злобы. Рассказала я это своим сестрам во Христе и услышала вместо сочувственных ахов и охов невозмутимый ответ:

– Так и должно быть. Ты начала молиться за родителей, хоть через пень колоду, но все-таки поминать отца на утреннем правиле. Вот тебе Ангел-хранитель и показал человека, за которого ты молишься. И осуждение твое тоже понятно. Это всего-навсего доказательство того, что душа твоя еще покрыта греховными пластами. Тебе ох как много еще придется трудиться над собой, чтобы научиться прощать своих должников. А иначе и «Отче наш» читать не имеет смысла.

История вторая. «Попроси прощения!»

Бадри рассказывает:

– Мой отец погиб во время Отечественной войны. Я очень переживал то нищее положение, в котором находился, и решил стать карманником. Ехал я как-то в трамвае, наметил себе одного раззяву. И уже собирался вытащить его бумажник, если бы не один священник. Он сидел и не сводил с меня глаз. Я ждал, пока он отвернется, но он продолжал пристально на меня смотреть. В конце концов взял меня за руку, и мы вместе вышли на остановке.

Когда мы остались наедине, он вложил мне в руку бумажную купюру, перекрестил меня и сказал: «Пусть не оставляет тебя твой Ангел-хранитель». «Какой еще Ангел-хранитель?!» – закричал я, вырвал руку, что было силы ударил священника по щиколотке и бросился наутек.

Вернувшись домой, почувствовал себя больным. Потом три дня пролежал с высокой температурой без сознания.

Все это время от меня не отходил мальчик, одетый в белое. Он клал свою прохладную руку на мой горячий лоб, и я чувствовал облегчение

Все это время от меня не отходил мальчик, одетый в белое. Он клал свою прохладную руку на мой горячий лоб, и я чувствовал облегчение.

Я попросил: «Не уходи от меня». – «Как же я уйду от тебя? Я твой Ангел-хранитель. И тогда буду с тобой, когда другие тебя покинут. Но если защищу тебя, ты тоже должен мне помочь».

Выздоровев и снова начав ходить в школу, я вернулся на то место, где мы «расстались», и стал расспрашивать людей. После долгих поисков я все-таки нашел того священника. Он сразу меня узнал.

«Меня послал к вам мой Ангел-хранитель, чтобы я попросил прощения», – сказал я, отводя глаза.

Может, я бы и не решился сейчас рассказать эту старую историю, если бы не один недавний случай.

Я уже разменял шестой десяток, когда попал в аварию – свалился на машине в ущелье и несколько дней пролежал без сознания в реанимации. Удивительно, но факт: все это время я видел около себя того самого светоносного мальчика, который за столько лет нисколько не изменился….

История третья. Спасение от теракта

2004 год, 31 августа. Этот день – престольный праздник нашего храма святых мучеников Флора и Лавра. Утром была на службе, потом собралась в дорогу.

И вот я еду в Себеж на дачу к подруге поработать, пока они уехали. Билеты взяла на поезд Москва–Рига (Себеж – это пограничный город). На станцию «Рижская» приехала задолго до поезда. На вокзал рано. Думаю пойти направо, к Крестовскому торговому центру. Возникает мысль: «Опасность: теракт». Удивляюсь неожиданности мысли, так как думала совсем о другом. Но поворачиваю налево, захожу в «Ростикс», беру мороженое… Тут и бабахнуло. Дальше уже двигалась, как хорошо отлаженный комп: надо быстрее пройти к вокзалу, пока не перекрыли движение, и прочее. Оглянулась: над тем местом, куда я шла сначала, стоял высоченный черный столб… Ужасно мерзкое впечатление… Тогда погибло более 10 человек.

Я думала потом, почему вообще попала в опасную ситуацию. А именно: не напутала ли я что-то, приняв неверное решение? Потом все совпало: поездка оказалась неудачной и ненужной, пришлось быстро вернуться, и оказалось, что я нужна была дома…

Маргарита
(Москва)

История четвертая. «Не прикасайся к жене!»

Я взмолилась: «Господи! Ведь я должна поститься, а поста не получается…» Господь и послал ангела к мужу!

Это тоже было давно, лет 20 назад, может, больше. Мы поженились с мужем, потомобвенчались. И помню, что был Великий пост. И тут я загрустила. Муж-то повенчался со мной, но так и остался лютеранином. И для него был непонятен пост. Ни телесный, ни духовный. Тогда я взмолилась: «Господи! Что же мне делать? Ведь я должна поститься, а поста не получается…» Господь и послал ангела к моему мужу! Вот как это было. К сожалению, детали я уже не помню, надо было бы тогда записать все в подробностях. Теперь жалею, что не сделала этого. Но то, что случилось, очень примечательно.

Муж тогда спал один на втором этаже по причине ремонта на первом этаже. Утром прибегает с выпученными глазами и рассказывает мне. Ночью пришел к нему ангел, как он потом понял. Вначале муж подумал спросонья, что это я к нему пришла, потому как голос у ангела тонкий, как у женщины. Потом понял, что это была не жена. Ангел спросил, верит ли мой муж в Бога. На что мой муж ответил якобы, что не очень так…. Что-то еще они обсуждали, я не помню. Но хорошо помню, как ангел строго приказал мужу не притрагиваться к жене еще 40 дней за то, что он нарушил пост трижды. Мой муж достаточно был напуган, мне тоже как-то было не по себе. Я все рассказала двум батюшкам, которые очень серьезно отнеслись к запрету ангела и посоветовали исполнить запрет.

В Библии ангелы упоминаются много раз. Они всегда присутствуют при важнейших, эпических событиях. Также ангелы веками занимали видное место в искусстве: от милых херувимов на картинах эпохи Возрождения до крылатых плачущих ангелов на надгробьях.

Большая часть наших представлений о том, кто есть ангелы и как они выглядят, ошибочна - по крайней мере, если брать за основу Библию, а не искусство, привнесшее в образ много новых черт.

1. У вас нет собственного ангела-хранителя

Все мы слышали истории о людях, спасённых таинственным незнакомцем. Или слова людей, уверенных, что о них заботится некое сверхъестественное существо. Отрадно думать, что кто-то неизмеримо умнее и лучше нас знает, как направить человека по верному пути и уберечь от всех бед. Но в Библии нет ничего о том, что к каждому человеку приставлен собственный ангел-хранитель.

В нескольких отрывках действительно говорится об ангелах-опекунах. Например, Евангелие от Матфея, глава 18:10:

«Не презирайте ни одного из малых сих. Ибо, говорю вам, что Ангелы на небесах всегда видят лицо Отца моего Небесного».

Отрывок часто трактуют как указание на ангелов, которые наблюдают за детьми или за всеми верными христианами в мире, но нет ни слова о том, что у каждого есть свой «личный» ангел.

Идея о личных ангелах-хранителях появилась относительно недавно. Она - продукт медленной эволюции истории. В средние века было много рассказов о святых, встретившихся с ангелами, и ангелы их якобы защитили. Постепенно они превратились в истории, где ангелы приходили на помощь человеку в обычной жизни - об этом говорили в 18-м и 19-м веках. И к 20-му веку люди уже верили в ангела-хранителя, который стоит за плечом у каждого человека и защищает его от бед.

2. Херувимы вовсе не ангелы с детскими лицами


Все мы знаем, как выглядят херувимы - именно их изображения чаще всего встречаются в искусстве. Это маленькие голенькие дети: очаровательные, пухлые и крылатые. Таких ангелов относительно недавно придумали художники, а настоящие библейские херувимы куда необычнее.

Херувимы - ангелы очень специфические. Бог настолько приблизил их к себе, что они служат непосредственно ему и не бывают посланниками к человечеству. В Ветхом завете они упоминаются довольно часто, и очаровательными их назвать никак нельзя.

Согласно Книге Бытия, двум херувимам было приказано охранять древо жизни. У Иезекииля, в главе 1:5–11, дано их полное описание. Согласно Писанию, херувимы выглядели как люди за некоторыми исключениями. Их ноги заканчивались телячьими копытами. У каждого было по четыре крыла, которые скрывали их человеческие руки, и по четыре лица. Когда они двигались, лица никогда не поворачивались. Спереди лицо было человеческим, справа - морда льва, слева - быка или вола, а сзади - орла.

Каждый херувим горел будто в огне. Далее Иезекииль описывает их как некую живую и разумную Божью колесницу, как силу, подвластную только Богу. В его видении Бог едет в колеснице, где херувимы выступают в качестве колёс. Четыре херувима стоят вместе, олицетворяя силу льва, свободу орла, тяжесть и приземлённость быка и мудрость величайшего божественного творения - человека. Все эти существа - первые в своих сферах. Каждый херувим прикрывает тело одной парой крыльев и простирает другие. Сами крылья покрыты глазами.

Очень далеко от симпатичных голеньких ребятишек, правда?

3. Херувимы совсем не обязательно добрые

На картинах херувимы всегда очаровательны. На их губах играет улыбка, за спиной развеваются крылья. Ещё они, как правило, играют на арфах. Библейские херувимы не такие милашки. Для примера рассмотрим Трон милосердия - крышку Ковчега завета. Мы все её видели - спасибо Индиане Джонсу.


Две фигуры на Троне милосердия - херувимы, чьи лица и тела скрыты двумя парами крыльев. Другие пары херувимы тянут друг к другу. Так они образуют престол, и, в соответствии с Писанием, Трон означает потенциально смертельное присутствие гневного Бога. Каждый год первосвященник проводил церемонию: кропил Трон милосердия кровью жертвенных животных, чтобы умилостивить Бога и отвратить его гнев ещё на один год.

Чтобы без страха приблизиться к Трону милосердия, нужно было провести другой специфический ритуал. Считалось, что любое отклонение от ритуала смертельно для священника, который окажется достаточно глупым, чтобы не относиться к нему с должным почтением. Каждый год херувимы должны были получать кровавую жертву. Церемонии прекратились только после распятия Христа - его жертвы и крови было достаточно, чтобы навсегда удовлетворить херувимов.

4. Люди не становятся ангелами


В фильмах такое происходит часто, но в Библии нет ни единого свидетельства того, что добрые праведные люди становятся ангелами, когда умирают. Пара отрывков даже указывает на невозможность этого.

И ангелов, и людей создал Бог, но служат они разным целям. В «Послании к Евреям», глава 1:14, ясно говорится, что ангелы созданы, дабы протянуть руку помощи тем, кто верит в Бога. А в Книге Бытия, глава 1:26, написано, что ангелы - духовные существа, способные принимать не только человеческую, но и любую форму по воле Бога.

Книга Петра говорит о том, что ангелы - это бывшие праведники:

«И было явлено им, что они не служат себе самим, но вам, через мудрость, явленную вам через тех, чьими устами говорит Дух Святой, посланный с небес: мудрость, на которую ангелы долго смотрят».

Дух проповедует человечеству, а ангелы хотят, чтобы они могли слышать те же самые откровения. И ангелы эти не были когда-то людьми.

5. Ангелы - не мужчины и не женщины


На бесчисленных картинах изображены ангелы-мужчины, появляющиеся перед людьми в библейских сценах, а кладбищенские изваяния у могил часто выполнены в виде скорбящих ангелов-женщин. Но в Библии нет ни слова про женщин-ангелов.

Ангелы не люди, они не подчиняются тем же биологическим ограничениям. Такие вещи, как секс и вопросы пола, ангелам вообще чужды. Но во всей Библии ангелы предстают мужчинами. Даже само греческое слово «angelos» в Новом Завете - слово мужского рода, и формы женского рода у него нет.

Только у двух Господних ангелов есть имена - Михаил и Гавриил, а другие всегда упоминаются как просто «он». Один раз в Библии упоминается крылатое существо женского пола. В Книге Захарии, глава 5:9, такие женщины появляются в череде видений, где есть также летящий свиток. Ничто не говорит о том, что они ангелы.

Сама идея ангела-женщины появилась столетия спустя после Библии. Примерно до четвёртого века не было ни одного художественного представления ангелов (по крайней мере, известного), потому что христианство пыталось дистанцироваться от обычаев поклонения других религий с «образами и идолами». После того, как ангелы появились в искусстве, их, возможно, стали ассоциировать с крылатыми существами из других мифологий - например, с Никой и другими языческими богинями.

6. У ангелов нет нимбов


Вообразите себе библейского ангела. Скорее всего, у него будут развевающиеся одежды, крылья и нимб. Но в библейских описаниях никогда не упоминалось о том, что у ангелов есть нимбы. Более того, в Библии нимбы не упоминаются вообще. Ближайшим эквивалентом чего-то, хотя бы отдалённо похожего на нимб, ставший «визитной карточкой» религиозного искусства, было упоминание о лучах света, исходивших от нескольких библейских персонажей - Христа и Моисея.

Нимб же впервые появился в искусстве только в четвёртом веке. Изначально он был только на изображениях сидящего на троне Христа. Постепенно нимб стал символом добра, и его стали всегда рисовать с Христом и ангелами. К шестому веку нимб «носили» все, в том числе святые.

Христиане не придумали нимб, а скорее переняли. Идея восходит к древним царям Сирии и Египта, носившим нимбы как венцы, чтобы подчеркнуть свою связь с божествами и окружающее их божественное свечение. В Древнем Риме, например, любили описывать императоров в лучах и коронах. Христианские художники просто заимствовали символ, и он прижился.

7. У ангелов не по два крыла


Именно о двукрылых ангелах почти никогда не говорится, хотя ангелов часто называют «летящими». По понятным причинам способность летать связывают с наличием крыльев - двух, так нам привычнее. Серафимы, которые занимают одно из высших мест в ангельской иерархии, стоят перед Божьим престолом и в буквальном смысле горят любовью к своему Господу, подавая пример всем остальным. В книге пророка Исайя написано, что у каждого серафима шесть крыльев. Только два крыла нужны для полёта. Ещё два крыла закрывают лицо, а третья пара укрывает ноги. Херувимы же, как правило, описываются как существа с четырьмя крыльями.

В раннем христианском искусстве ангелов почти всегда изображают спускающимися с небес на крыльях. Один из самых ранних примеров - ангелы на римских саркофагах. Так, на саркофаге римского политика Юния Басуса изображена знаменитая библейская сцена: ангел является Аврааму и велит ему принести в жертву сына. В Библии про крылья нет ни слова, а на саркофаге крылья есть. Изображение сделано в 359-м году нашей эры - значит, примерно тогда произошла общая смена представлений о том, как ангелы выглядят. К концу века ангелов без двух крыльев уже не представляли. Более того, они с тех пор прочно ассоциировались с появлением крылатых языческих богов и богинь.

8. В христианстве нет никакого Ангела Смерти


Ангел смерти - величественный образ. Представьте: существо, красивое мрачной потусторонней красотой, чьё единственное предназначение - забирать чужие жизни. Несколько отрывков из Библии, в том числе история Пасхи в Исходе, глава 11:4–5, и Вторая книга Царств, глава 19:35, упоминают об ангелах, забирающих человеческую жизнь. Действительно, в Книге Царств ангел унёс жизни 185 000 ассирийцев. Но в современном представлении ангел смерти и есть сама смерть. В Библии же ангелы, которые отнимают жизни, занимаются не только этим. Они просто выполнили приказание Бога - одно из многих.

Кроме того, еврейские традиции отвергают саму идею ангела смерти. Только Бог, а никак не ангелы, имеет власть над жизнью и смертью. Но в конце концов образ просочился в официальные религиозные каноны, и ангел смерти стал известен под именем Самаэль. Упоминания о нём поначалу довольно несущественны, легко даже забыть, где они появились. В период амораев (220-370-тые годы нашей эры) появились и другие упоминания о Самаэле как ангеле смерти. В оригинальных текстах ангелы превращаются в мстительных и смертоносных посланников неба, а Самаэль надевает мантию ангела смерти.

Вскоре Самаэль перешёл из религиозного канона в фольклор и стал самостоятельным мыслящим существом. Он больше не выполняет Божью волю. Он теперь охотится и отнимает жизни по своей воле. Тело этого Самаэля из народного фольклора сплошь покрыто глазами, чтобы ничто не ускользало от его внимания. В еврейской традиции его иногда связывают с Каином: считается, что именно Самаэль внушил Каину желание убить брата и дал для того силу.

9. Гавриил - ангел нижайшего ранга


Гавриил появляется в Библии четыре раза. В одном из упоминаний о нём говорится, что он приходит каждое Рождество - вот и секрет его популярности у людей. Именно он явился Марии и рассказал, что она выбрана на роль матери Сына Божия. В другие свои появления он также выступает в качестве посланника. Его определяют как архангела, а не просто рядового старого ангела. Это важно.

Архангелы в небесной иерархии занимают положение выше ангелов, но и над ними стоят другие духовные существа. На самом деле ангельских чинов очень много.

В Библии написано, что ангельская иерархия имеет три уровня - сферы. В каждой сфере ещё по три подгруппы. В первую сферу, которая ближе всех к Богу, входят серафимы (это высший ангельский чин), херувимы и престолы - все неотделимые от слова Божия. Во второй сфере есть господства, которые учат людей владеть чувствами и наставляют земных правителей, власти, творящие чудеса, и силы, защищающие добрых людей от дьявольских соблазнов.

В последней, низшей и самой далёкой от Бога сфере выше всех стоят архонты (они же начала). Архонты управляют другими ангелами рангом ниже. У каждого земного царства есть собственный архонт, отвечающий за правление царей. Он должен следить, чтобы царями и лидерами становились достойные люди, которые правят от имени Бога. Прямо под ними стоят архангелы - божественные посланники. Таков, например, Гавриил. Ещё ниже стоят ангелы, которые чаще являются людям, творят незначительные чудеса и помогают, если нужно.

А ещё ниже в небесной иерархии стоят люди - они от Бога дальше всех. С этой точки зрения Гавриил, один из немногих библейских ангелов, у которого есть имя и который появляется в сценах у яслей младенца Иисуса во всём мире, даже ниже среднего.

10. Потоп случился из-за грехопадения ангелов


Ангелы почти всегда представляются нам добрыми существами - посланниками и слугами Бога. Даже тогда, когда они сеют смерть, они выполняют Божью волю. Но в одной из интерпретаций библейских текстов во всемирном потопе виноваты ангелы (по крайней мере, отчасти). А потоп уничтожил всё человечество кроме Ноя и его семьи.

Согласно Книге Бытия, перед потопом Земля была домом не только для человечества, но и для существ под названием нефилимы (или исполины). Нефилимы были рождены от «сынов Божьих» и «дочерей человеческих». Одна из самых расхожих интерпретаций: «сыны Божьи» были ангелами, пришедшие в земное царство и там оставшихся ради удовольствий, которые они нашли. Послание Иуды, глава 1:6, говорит о нефилимах как о тех, кто покинул своё законное жилище и отправился на Землю, а в Бытие они предстают как потомки человеческих женщин и божественных существ.

Дебаты ведутся среди христиан. В Еврейской теологии всё намного проще. Когда Бог увидел порчу, овладевшую его созданиями, Азаил и Самсавеил добровольно отправились на Землю, чтобы доказать, что люди сами несут ответственность за свою судьбу. На Земле они не только испытали запретные для ангелов земные удовольствия: Самсавеил ещё и нарушил одну из самых священных клятв - открыл истинное имя Бога смертной женщине. Ему не позволили вернуться на небеса, а женщину, Иштар, подняли к небу и оставили среди звёзд. Самсавеил раскаялся в содеянном, но остался между Землёй и небом. В других версиях целых 18 ангелов вступили в связь с женщинами и произвели потомство.

Но в обеих традициях именно мирской грех вынудили Бога уничтожить всё, что он создал, в том числе гигантов-нефилимов - потомков его любимых ангелов.

В Библии ангелы упоминаются много раз. Они всегда присутствуют при важнейших, эпических событиях. Также ангелы веками занимали видное место в искусстве: от милых херувимов на картинах эпохи Возрождения до крылатых плачущих ангелов на надгробьях.Большая часть наших представлений о том, кто есть ангелы и как они выглядят, ошибочна - по крайней мере, если брать за основу Библию, а не искусство, привнесшее в образ много новых черт.

Все мы слышали истории о людях, спасённых таинственным незнакомцем. Или слова людей, уверенных, что о них заботится некое сверхъестественное существо. Отрадно думать, что кто-то неизмеримо умнее и лучше нас знает, как направить человека по верному пути и уберечь от всех бед. Но в Библии нет ничего о том, что к каждому человеку приставлен собственный ангел-хранитель.

В нескольких отрывках действительно говорится об ангелах-опекунах. Например, Евангелие от Матфея, глава 18:10:

«Не презирайте ни одного из малых сих. Ибо, говорю вам, что Ангелы на небесах всегда видят лицо Отца моего Небесного».

Отрывок часто трактуют как указание на ангелов, которые наблюдают за детьми или за всеми верными христианами в мире, но нет ни слова о том, что у каждого есть свой «личный» ангел.

Идея о личных ангелах-хранителях появилась относительно недавно. Она - продукт медленной эволюции истории. В средние века было много рассказов о святых, встретившихся с ангелами, и ангелы их якобы защитили. Постепенно они превратились в истории, где ангелы приходили на помощь человеку в обычной жизни - об этом говорили в 18-м и 19-м веках. И к 20-му веку люди уже верили в ангела-хранителя, который стоит за плечом у каждого человека и защищает его от бед.

Все мы знаем, как выглядят херувимы - именно их изображения чаще всего встречаются в искусстве. Это маленькие голенькие дети: очаровательные, пухлые и крылатые. Таких ангелов относительно недавно придумали художники, а настоящие библейские херувимы куда необычнее.

Херувимы - ангелы очень специфические. Бог настолько приблизил их к себе, что они служат непосредственно ему и не бывают посланниками к человечеству. В Ветхом завете они упоминаются довольно часто, и очаровательными их назвать никак нельзя.

Согласно Книге Бытия, двум херувимам было приказано охранять древо жизни. У Иезекииля, в главе 1:5–11, дано их полное описание. Согласно Писанию, херувимы выглядели как люди за некоторыми исключениями. Их ноги заканчивались телячьими копытами. У каждого было по четыре крыла, которые скрывали их человеческие руки, и по четыре лица. Когда они двигались, лица никогда не поворачивались. Спереди лицо было человеческим, справа - морда льва, слева - быка или вола, а сзади - орла.

Каждый херувим горел будто в огне. Далее Иезекииль описывает их как некую живую и разумную Божью колесницу, как силу, подвластную только Богу. В его видении Бог едет в колеснице, где херувимы выступают в качестве колёс. Четыре херувима стоят вместе, олицетворяя силу льва, свободу орла, тяжесть и приземлённость быка и мудрость величайшего божественного творения - человека. Все эти существа - первые в своих сферах. Каждый херувим прикрывает тело одной парой крыльев и простирает другие. Сами крылья покрыты глазами.

Очень далеко от симпатичных голеньких ребятишек, правда?

3. Херувимы совсем не обязательно добрые

На картинах херувимы всегда очаровательны. На их губах играет улыбка, за спиной развеваются крылья. Ещё они, как правило, играют на арфах. Библейские херувимы не такие милашки. Для примера рассмотрим Трон милосердия - крышку Ковчега завета. Мы все её видели - спасибо Индиане Джонсу.

Две фигуры на Троне милосердия - херувимы, чьи лица и тела скрыты двумя парами крыльев. Другие пары херувимы тянут друг к другу. Так они образуют престол, и, в соответствии с Писанием, Трон означает потенциально смертельное присутствие гневного Бога. Каждый год первосвященник проводил церемонию: кропил Трон милосердия кровью жертвенных животных, чтобы умилостивить Бога и отвратить его гнев ещё на один год.

Чтобы без страха приблизиться к Трону милосердия, нужно было провести другой специфический ритуал. Считалось, что любое отклонение от ритуала смертельно для священника, который окажется достаточно глупым, чтобы не относиться к нему с должным почтением. Каждый год херувимы должны были получать кровавую жертву. Церемонии прекратились только после распятия Христа - его жертвы и крови было достаточно, чтобы навсегда удовлетворить херувимов.

В фильмах такое происходит часто, но в Библии нет ни единого свидетельства того, что добрые праведные люди становятся ангелами, когда умирают. Пара отрывков даже указывает на невозможность этого.

И ангелов, и людей создал Бог, но служат они разным целям. В «Послании к Евреям», глава 1:14, ясно говорится, что ангелы созданы, дабы протянуть руку помощи тем, кто верит в Бога. А в Книге Бытия, глава 1:26, написано, что ангелы - духовные существа, способные принимать не только человеческую, но и любую форму по воле Бога.

Книга Петра говорит о том, что ангелы - это бывшие праведники:

«И было явлено им, что они не служат себе самим, но вам, через мудрость, явленную вам через тех, чьими устами говорит Дух Святой, посланный с небес: мудрость, на которую ангелы долго смотрят».

Дух проповедует человечеству, а ангелы хотят, чтобы они могли слышать те же самые откровения. И ангелы эти не были когда-то людьми.

На бесчисленных картинах изображены ангелы-мужчины, появляющиеся перед людьми в библейских сценах, а кладбищенские изваяния у могил часто выполнены в виде скорбящих ангелов-женщин. Но в Библии нет ни слова про женщин-ангелов.

Ангелы не люди, они не подчиняются тем же биологическим ограничениям. Такие вещи, как секс и вопросы пола, ангелам вообще чужды. Но во всей Библии ангелы предстают мужчинами. Даже само греческое слово «angelos» в Новом Завете - слово мужского рода, и формы женского рода у него нет.

Только у двух Господних ангелов есть имена - Михаил и Гавриил, а другие всегда упоминаются как просто «он». Один раз в Библии упоминается крылатое существо женского пола. В Книге Захарии, глава 5:9, такие женщины появляются в череде видений, где есть также летящий свиток. Ничто не говорит о том, что они ангелы.

Сама идея ангела-женщины появилась столетия спустя после Библии. Примерно до четвёртого века не было ни одного художественного представления ангелов (по крайней мере, известного), потому что христианство пыталось дистанцироваться от обычаев поклонения других религий с «образами и идолами». После того, как ангелы появились в искусстве, их, возможно, стали ассоциировать с крылатыми существами из других мифологий - например, с Никой и другими языческими богинями.

Вообразите себе библейского ангела. Скорее всего, у него будут развевающиеся одежды, крылья и нимб. Но в библейских описаниях никогда не упоминалось о том, что у ангелов есть нимбы. Более того, в Библии нимбы не упоминаются вообще. Ближайшим эквивалентом чего-то, хотя бы отдалённо похожего на нимб, ставший «визитной карточкой» религиозного искусства, было упоминание о лучах света, исходивших от нескольких библейских персонажей - Христа и Моисея.

Нимб же впервые появился в искусстве только в четвёртом веке. Изначально он был только на изображениях сидящего на троне Христа. Постепенно нимб стал символом добра, и его стали всегда рисовать с Христом и ангелами. К шестому веку нимб «носили» все, в том числе святые.

Христиане не придумали нимб, а скорее переняли. Идея восходит к древним царям Сирии и Египта, носившим нимбы как венцы, чтобы подчеркнуть свою связь с божествами и окружающее их божественное свечение. В Древнем Риме, например, любили описывать императоров в лучах и коронах. Христианские художники просто заимствовали символ, и он прижился.

Именно о двукрылых ангелах почти никогда не говорится, хотя ангелов часто называют «летящими». По понятным причинам способность летать связывают с наличием крыльев - двух, так нам привычнее. Серафимы, которые занимают одно из высших мест в ангельской иерархии, стоят перед Божьим престолом и в буквальном смысле горят любовью к своему Господу, подавая пример всем остальным. В книге пророка Исайя написано, что у каждого серафима шесть крыльев. Только два крыла нужны для полёта. Ещё два крыла закрывают лицо, а третья пара укрывает ноги. Херувимы же, как правило, описываются как существа с четырьмя крыльями.

В раннем христианском искусстве ангелов почти всегда изображают спускающимися с небес на крыльях. Один из самых ранних примеров - ангелы на римских саркофагах. Так, на саркофаге римского политика Юния Басуса изображена знаменитая библейская сцена: ангел является Аврааму и велит ему принести в жертву сына. В Библии про крылья нет ни слова, а на саркофаге крылья есть. Изображение сделано в 359-м году нашей эры - значит, примерно тогда произошла общая смена представлений о том, как ангелы выглядят. К концу века ангелов без двух крыльев уже не представляли. Более того, они с тех пор прочно ассоциировались с появлением крылатых языческих богов и богинь.

Ангел смерти - величественный образ. Представьте: существо, красивое мрачной потусторонней красотой, чьё единственное предназначение - забирать чужие жизни. Несколько отрывков из Библии, в том числе история Пасхи в Исходе, глава 11:4–5, и Вторая книга Царств, глава 19:35, упоминают об ангелах, забирающих человеческую жизнь. Действительно, в Книге Царств ангел унёс жизни 185 000 ассирийцев. Но в современном представлении ангел смерти и есть сама смерть. В Библии же ангелы, которые отнимают жизни, занимаются не только этим. Они просто выполнили приказание Бога - одно из многих.

Кроме того, еврейские традиции отвергают саму идею ангела смерти. Только Бог, а никак не ангелы, имеет власть над жизнью и смертью. Но в конце концов образ просочился в официальные религиозные каноны, и ангел смерти стал известен под именем Самаэль. Упоминания о нём поначалу довольно несущественны, легко даже забыть, где они появились. В период амораев (220-370-тые годы нашей эры) появились и другие упоминания о Самаэле как ангеле смерти. В оригинальных текстах ангелы превращаются в мстительных и смертоносных посланников неба, а Самаэль надевает мантию ангела смерти.

Вскоре Самаэль перешёл из религиозного канона в фольклор и стал самостоятельным мыслящим существом. Он больше не выполняет Божью волю. Он теперь охотится и отнимает жизни по своей воле. Тело этого Самаэля из народного фольклора сплошь покрыто глазами, чтобы ничто не ускользало от его внимания. В еврейской традиции его иногда связывают с Каином: считается, что именно Самаэль внушил Каину желание убить брата и дал для того силу.

Гавриил появляется в Библии четыре раза. В одном из упоминаний о нём говорится, что он приходит каждое Рождество - вот и секрет его популярности у людей. Именно он явился Марии и рассказал, что она выбрана на роль матери Сына Божия. В другие свои появления он также выступает в качестве посланника. Его определяют как архангела, а не просто рядового старого ангела. Это важно.

Архангелы в небесной иерархии занимают положение выше ангелов, но и над ними стоят другие духовные существа. На самом деле ангельских чинов очень много.

В Библии написано, что ангельская иерархия имеет три уровня - сферы. В каждой сфере ещё по три подгруппы. В первую сферу, которая ближе всех к Богу, входят серафимы (это высший ангельский чин), херувимы и престолы - все неотделимые от слова Божия. Во второй сфере есть господства, которые учат людей владеть чувствами и наставляют земных правителей, власти, творящие чудеса, и силы, защищающие добрых людей от дьявольских соблазнов.

В последней, низшей и самой далёкой от Бога сфере выше всех стоят архонты (они же начала). Архонты управляют другими ангелами рангом ниже. У каждого земного царства есть собственный архонт, отвечающий за правление царей. Он должен следить, чтобы царями и лидерами становились достойные люди, которые правят от имени Бога. Прямо под ними стоят архангелы - божественные посланники. Таков, например, Гавриил. Ещё ниже стоят ангелы, которые чаще являются людям, творят незначительные чудеса и помогают, если нужно.

А ещё ниже в небесной иерархии стоят люди - они от Бога дальше всех. С этой точки зрения Гавриил, один из немногих библейских ангелов, у которого есть имя и который появляется в сценах у яслей младенца Иисуса во всём мире, даже ниже среднего.

Ангелы почти всегда представляются нам добрыми существами - посланниками и слугами Бога. Даже тогда, когда они сеют смерть, они выполняют Божью волю. Но в одной из интерпретаций библейских текстов во всемирном потопе виноваты ангелы (по крайней мере, отчасти). А потоп уничтожил всё человечество кроме Ноя и его семьи.

Согласно Книге Бытия, перед потопом Земля была домом не только для человечества, но и для существ под названием нефилимы (или исполины). Нефилимы были рождены от «сынов Божьих» и «дочерей человеческих». Одна из самых расхожих интерпретаций: «сыны Божьи» были ангелами, пришедшие в земное царство и там оставшихся ради удовольствий, которые они нашли. Послание Иуды, глава 1:6, говорит о нефилимах как о тех, кто покинул своё законное жилище и отправился на Землю, а в Бытие они предстают как потомки человеческих женщин и божественных существ.

Дебаты ведутся среди христиан. В Еврейской теологии всё намного проще. Когда Бог увидел порчу, овладевшую его созданиями, Азаил и Самсавеил добровольно отправились на Землю, чтобы доказать, что люди сами несут ответственность за свою судьбу. На Земле они не только испытали запретные для ангелов земные удовольствия: Самсавеил ещё и нарушил одну из самых священных клятв - открыл истинное имя Бога смертной женщине. Ему не позволили вернуться на небеса, а женщину, Иштар, подняли к небу и оставили среди звёзд. Самсавеил раскаялся в содеянном, но остался между Землёй и небом. В других версиях целых 18 ангелов вступили в связь с женщинами и произвели потомство.

Но в обеих традициях именно мирской грех вынудили Бога уничтожить всё, что он создал, в том числе гигантов-нефилимов - потомков его любимых ангелов.

ИСТОРИЯ ОБ "АНГЕЛЕ"

Ещё один случай вмешательства на физическом плане, произошедший недавно, составляет небольшую, но красивую историю, хотя на этот раз спасена была только одна жизнь. Однако она требует некоторых предварительных разъяснений. В команде наших помощников в Европе есть два человека, бывшие когда-то братьями в древнем Египте и теперь ещё связанные тесными узами. В настоящем воплощении между ними существует значительная разница лет. Один из них уже зрелого возраста; другой же, хотя телом почти ребёнок, является уже весьма продвинувшейся индивидуальностью. Естественно, что на долю старшего выпала обязанность тренировать младшего и направлять его в оккультной работе, которой они преданы всем сердцем; и так как оба они вполне сознательны и деятельны на астральном плане, они употребляют почти все часы, когда их физические тела засыпают, совместной работе под руководством общего их Учителя, чтобы помогать - насколько хватает их сил - живым и умершим.

Я беру изложение случая, который собираюсь рассказать, из письма, написанного непосредственно после случившегося старшим из помощников; поскольку это описание более живое и образное, чем может быть отчёт какого-либо третьего лица.

"Мы собирались заняться совсем другими делами, когда Сирил внезапно закричал: "Что это?" И мы услыхали страшный крик - крик страдания или ужаса. Минуту спустя мы были на месте и обнаружили мальчика лет одиннадцати или двенадцати, который упал со скалы на камни и серьёзно поранился. Бедный мальчик сломал руку и ногу; но что было ещё хуже - он сильно поранил бедро, и из открытой раны ручьем текла кровь. Сирил закричал: "Поможем ему скорее, или он умрет!"

В подобных случаях надо быстро соображать. Было ясно, что надо сразу сделать два дела: остановить кровь и добыть физическую помощь. Я должен был или материализовать Сирила, или самого себя, так как нам сейчас же нужны были физические руки, чтобы сделать перевязку, и кроме того, для бедного, страдающего мальчика было бы хорошо увидать кого-нибудь около себя. Я чувствовал, что ему несомненно будет лучше с Сирилом, чем со мной, а я буду более пригоден для отыскания помощи; так что разделение труда было очевидно.

Задуманное удалось как нельзя лучше. Я немедленно материализовал Сирила (он ещё не умеет делать это сам), сказал ему взять галстук ребёнка, обернуть им бедро и стянуть его при помощи вращающейся палки. "Не причинит ли это ему ужасную боль?! - сказал Сирил, но всё же он сделал это, и кровь перестала течь. Раненый мальчик казался в полуобморочном состоянии и еле мог говорить, но он открыл глаза и, подняв их на маленький сиявший образ, который заботливо наклонился над ним, спросил: "Вы - ангел, господин?" Сирил мило улыбнулся и ответил: "Нет, я просто мальчик и пришел, чтобы тебе помочь". Тогда, оставив Сирила утешать страдальца, я поспешил к его матери, которая жила приблизительно в миле от того места.

Вы не можете себе представить, как мне трудно было вселить в голову матери убеждение, что что-то случилось и ей надо пойти посмотреть, в чем дело. Наконец она бросила кастрюлю, которую чистила, и сказала вслух: "Я не понимаю, что со мной делается, но я должна пойти и найти моего мальчика". Когда она решилась идти, я уже без труда мог её направлять, не переставая в то же время поддерживать силой воли материализацию Сирила, чтобы бедный мальчик не испугался внезапному исчезновению "ангела".

Надо вам сказать, что материализуя тело, субстанцию заставляют переходить из её обычного вида в другой, как бы временно противодействуя космической воле. Достаточно отвлечься на полсекунды, чтобы материя с быстротою молнии вернулась в свое прежнее состояние. Поэтому я мог уделять этой женщине только часть своего внимания, но всё же мне удалось привести её, и в тот момент, когда она обогнула угол скалы, я позволил Сирилу исчезнуть. Однако она успела увидеть его, и теперь её деревня располагает одной из первоклассных историй об ангельском вмешательстве!

Этот случай произошёл рано утром, а вечером я отправился (в астральном теле) навестить семью, чтобы посмотреть, что там делается. Рука и нога бедного мальчика были вправлены, а рана перевязана. Он лежал в своей постели очень бледный и слабый, но видимо, дело шло на выздоровление. Около матери стояли две соседки, а она им рассказывала историю, которая выглядела любопытно для тех, кто знал суть дела.

Она многословно объяснила, что "вдруг она почувствовала, что что-то в ней говорит, что с её мальчиком случилось несчастье, и надо было идти его разыскивать". Вначале она думала, что это ерунда и старалась отделаться от этого ощущения, "но это ни к чему не привело, всё же надо было идти". Она рассказала, как, не зная почему, пошла именно по этой дороге, а не по другой, - просто так случилось, - и как, завернув за угол скалы и вдруг увидала своего мальчика полулежавшего на скале, а около него - "самое прекрасное дитя, какое она когда либо видела, в белых одеждах и сияющее, с такими розовыми щечками и прелестными карими глазами". Оно ей улыбнулось небесной улыбкой и вдруг исчезло и так внезапно, что она уж и не знала сначала, что и думать. Но потом она вдруг поняла, хлопнулась на колени и принялась благодарить Бога, что он прислал своего ангела на помощь к её бедному мальчику.

Поднимая ребёнка, чтобы нести его домой, - рассказывала она далее - она хотела снять платок, крепко затянутый вокруг бедра, но мальчик воспротивился и стал уверять, что ангел сам сделал узел и не велел его трогать; а когда она впоследствии рассказала об этом доктору, он сказал, что мальчик наверняка бы умер, если бы она тогда развязала повязку.

Затем она повторила рассказ мальчика. Тотчас же после его падения прекрасный маленький ангел подошел к нему. Он знал что это был ангел, потому что перед падением он стоял на высокой скале, и на расстоянии мили вокруг никого не было видно; только он не понимал, почему у ангела не было крыльев, и почему он называл себя "простым мальчиком". Ангел прислонил его к скале и завязал ему ногу, потом заговорил с ним и уговаривал его не бояться, потому что пошли за его матерью, и она должна скоро прийти. Ангел его поцеловал и делал всё, чтобы ему было хорошо, он держал мальчика за руку своей маленькой, нежной рукой и рассказывал ему прекрасные истории, которые он теперь не вполне помнит, но которые были удивительно хороши, потому что он почти забыл про свои раны до тех пор, пока не пришла мать. Тогда ангел сказал ему, что он скоро поправится и, пожав ему руку, исчез.

С тех пор в деревне началось настоящее религиозное возрождение. Священник стал убеждать народ, что такое замечательное посредничество божественного провидения было знамением, ниспосланным для того, чтобы замолчали все неверующие и чтобы явилось новое доказательство истины священного Писания и христианства; при этом, похоже, никто не замечал огромного самомнения, заключённого в таком утверждении.

Но воздействие на ребёнка оказалось бесспорно хорошим, как в нравственном, так и в физическом отношении. Все соглашались, что раньше он был отчаянным и хулиганистым мальчишкой, но теперь, чувствуя, что в любое время его "ангел" может быть возле него, он боится предстать перед ним в дурном виде и поэтому старается не делать и не говорить чего-либо резкого, грубого и сердитого. Его единственное сильное желание - когда-нибудь увидать снова своего ангела, и он знает, что в час смерти его прекрасное лицо будет первым, что он увидит по ту сторону."

Прекрасная и трогательная история вне всякого сомнения.

Вывод, сделанный из этого случая священником и деревенскими жителями может быть и нелогичен, но во всяком случае свидетельство существования хотя бы чего-либо вне материального плана непременно принесёт людям больше пользы, чем вреда. А заключение матери из всего, что она видела, в конечном счёте, было вполне верно, хотя если бы она располагала более точными знаниями, то и выразилась бы она несколько иначе.

Интересный факт, после исследований открывшийся автору этого письма, бросает любопытный свет на скрытые причины подобных происшествий. Обнаружилось, что оба ребёнка уже встречались в прежних жизнях, и что несколько тысяч лет назад мальчик, упавший с утёса, был рабом другого мальчика, и однажды, рискуя собственной жизнью, спас своего господина. После этого он получил свободу. И вот - спустя большой промежуток времени - господин не только возвращает свой долг своему бывшему рабу, но и ставит перед ним высокий идеал и внушает ему побуждение к нравственной жизни, которое вероятно изменит весь ход его будущей эволюции.

Из этого мы можем увидеть, каким образом, несмотря на кажущуюся медленность своего осуществления, карма никогда не оставляет доброго поступка без благого последствия. Как выразился Лонгфелло, божественная мельница мелет медленно, но мелко, и в конце концов перемелет всё.

Из книги Минуя веху. Ключи к пониманию энергии нового тысячелетия автора Кэрролл Ли

История Германа - Рождественская история Позвольте рассказать о Германе. Герман был солдатом, реальным человеком. Он больше не с нами. Он и многие другие мужчины были свидетелями чего-то, что было уникальным почти сто лет назад. Не так давно, в 1914 году Земли, Герман

Из книги Мелхиседек. Книга 2. Человек автора Нюхтилин Виктор

Из книги Шах Планете Земля автора Виттенбург Бернд Фон

История Предыстория человечества всегда была объектом различных спекуляций.Период времени, охватывающий промежуток от 5.000 до 10.000 лет до Рождества Христова, называют эпохой неолита. В этот период люди стали вести оседлый образ жизни, занялись земледелием и

Из книги РЭЙКИ-Путь духа автора Окунев Дмитрий Валентинович

История ЗЕМЛИ. (История нашего Космоса) Прежде чем начинать разбирать именно данный вопрос, давайте, уже как обычно, поработаем над общим понятийным материалом. Первое понятие, которого мы сейчас будем касаться, это понятие ХАОСА.Хаос - это то, что находится за пределами

Из книги Книга теорем 2 автора Ленский Василий Васильевич

История Не задумываясь, мы проводим операции вида +а - а = 0. Никому в голову не приходит, что здесь три полярности +, -, 0.Всякий раз совершается «срез», когда появляется «два обратных элемента», таких, что, например, + 6–4 = + 2. Здесь +4–4 = 0. Куда исчезли +4 и -4?[править]Плоскостная

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

История Хотя в алгебре «действительных чисел» используются отношения а) (+)*(+) = +, б) (+)*(-) = -, в) (-)*(+) = -, г) (-)*(-) = +, но в теории групп уже появляется три полярных объекта а/а = е. Здесь е - единица такая, что (е)*(е) = е, (е)*(а) = а.Если посмотреть внимательно, то + выполняет роль

Из книги Экстрасенсы. Все, что вы хотели спросить автора Комлев Михаил Сергеевич

История После создания теории «комплексных чисел» возник вопрос о существовании «гиперкомплексных» чисел - чисел с несколькими «мнимыми» единицами. Такую систему построил в 1843 году ирландский математик У. Гамильтон, который назвал их «кватернионами». Правила действия

Из книги Магия рун. Талисманы и обереги автора Прохоров Михаил

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

История Мы даже не можем на сегодняшний день осознать и даже представить, насколько многомерен и многообразен наш мир, со всеми его планами и подпланами, с его уровнями, частотами вибраций, с его жизнью.Я долго думал, стоит ли рассказывать эту историю, но в итоге все-таки

Из книги Книга здоровья богатырей русских [Славянская система здоровья. Русская здрава, массаж, питание] автора Максимов Иван

История рун

Из книги Внутренние пути во Вселенную. Путешествия в другие миры с помощью психоделических препаратов и духов. автора Страссман Рик

История семейства этрусских Тарквиниев - история развития сознания в Средние века Сейчас мы с вами увидим воочию, как развивалось сознание в Средние века и почему оно к настоящему времени зашло в тупик. По ходу повествования вспоминайте всё то, что мы говорили о путях

Из книги Космогония и ритуал автора Евзлин Михаил

История «Не всякая болезнь к смерти». Сейчас «Русской здравой» называют систему оздоровления не только тела, но и духовной составляющей человека. Принципы этой системы дошли до нас из глубин веков. В те далекие времена эти знания по крупицам год за годом, столетие за

Из книги Есть Я – Я Есть. Беседы автора Ренц Карл

ИСТОРИЯ Священные грибы являлись частью человеческой культуры уже в самый ранний период истории. Многие виды этих грибов растут в навозе крупного рогатого скота. Древние изображения людей, украшенных грибами, датированные V тысячелетием до н. э., были обнаружены в

Из книги Вечность в любви и пламени автора Вебер Лиза

V. Миф и история

Из книги автора

Это не Твоя история, а «его» история В: Может ли быть движение без этого «я»?К: Для движения необходимо «я» – называющий что-то «движением». Необходима история прихода и ухода – это и есть «я». Приход и уход – это страдание, то есть история, а для нее нужен «я». Вот почему это

Из книги автора

История любви между мужчиной и женщиной – в первую очередь история любви к себе У женщин и мужчин немного разное отношение к этому вопросу, к любви к себе. Женщины обычно любят себя гораздо меньше, чем они того заслуживают. Мужчины часто наоборот: любят себя гораздо