Александро-невский собор в варшаве. Музей Варшавского восстания. Почему собор представляет такую большую ценность

Александро-невский собор в варшаве. Музей Варшавского восстания. Почему собор представляет такую большую ценность
Александро-невский собор в варшаве. Музей Варшавского восстания. Почему собор представляет такую большую ценность

В свое время Варшава была богата не только на католические соборы, которые, безусловно, являются главным ее украшением, но и на православные церкви.

Одним из наиболее грандиозных храмов этой столицы можно считать разрушенный в первой половине прошлого века Александро-Невский варшавский собор.

Сейчас остались лишь разрозненные фрагменты данного храма, а также исторические сведения и фотографии собора, однако сам храм все еще играет значительную роль в жизни Варшавы. Давайте же ознакомимся с его историей, и разберем, почему он так важен для города Варшава.

Предыстория

В девятнадцатом веке в Варшаве количество православных соборов было крайне мало. Все действующие церкви могли вместить только десятую часть верующих.

При том, что количество православных в городе постоянно возрастало в связи с большим количеством приезжих гражданских лиц из России, а также военных, которые после падения Польши как государства охраняли порядок в городе Варшава.

Официально же идею о строительстве столь крупного собора в Варшаве выдвинул местный губернатор Гурко И.В.

Он же отправит официальное письмо на имя император с прошением разрешить построить подобный храм в городе Варшава. После того, как такое разрешение было получено, этот же губернатор возглавил специальную комиссию, обеспечивающую строительство собора по всем вопросам, включая создание проекта, а также сбор денег для нового храма.


В 1894 году началось успешное строительство одного из наиболее крупных храмов города. 2 июня того же года площадь, на которой планировалось строительство собора, была освящена. Деньги же на строительство храма собирали, что называется, всем миром: варшавский собор воздвигли на пожертвования лиц частных.

Всего строительство собора потянуло на 3 миллиона рублей по тем временем.
Строительство закончилось только в 1900 году. Сам собор получился пятикупольным. Более того, он получил самую высокую колокольню из всех, имеющихся на то время в Варшаве. Убранство же храма готовили еще 12 лет.

Открытие же грандиозного по масштабам собора свершилось уже в 1912 году. Торжество было, к слову, приурочено к юбилею Отечественной войны. Однако же этому красивому храму, к сожалению, было не суждено простоять в столице долгое время.

Уже через несколько лет государство, освободившись от уз Российский империи, решит от него избавиться.


Перед началом строительства собора Невского был учрежден конкурс на лучший проект основного культового здания столицы польской. Победил же на данном конкурсе проект Л.Н. Бенуа. Культовое сооружение по его проекту должно было быть выстроено в популярном на то время русско-византийском стиле, равно как и проект собора Христа Спасителя.

Грандиозная по своим размерам церковь должна была получить пять куполов, основание же ее делали квадратным, мало того, именно она была доминантой города за счет огромной как по тем временам высоты колокольни в 70 метров.

Для нового собора Александра Невского были задействованы лучшие умы империи. Так внутреннее убранство данного места создавалось под руководством ведущего художника того времени — Васнецова. Он обеспечил создание уникальных фресок. Иконы же заказывались у лучшего иконописца тех времен – господина Гурьянова.

В своей работе мастера задействовали лучшие материалы, при том большая часть именно таких материалов была драгоценной или же полудрагоценной. В результате именно таких работ варшавский собор получил огромное количество элементов в своем убранстве, которые предоставляли высокую ценность.

По нынешним данным таких элементов в соборе на момент его торжественного открытия было несколько тысяч. И, конечно, значительная их часть после тяжелых времен, постигших этот уникальный памятник культовой архитектуры, пропала.


Еще с началом Первой мировой в жизни собора настали крайне трудные времена. Храм варшавский Александра Невского во время эвакуации из столицы русских лишился всего внутреннего убранства.

Был вывезен весь иконостас, а также наиболее ценные декоративные элементы. И это было не зря: уже с приходом в Варшаву немцев в здании собора был организован католический костел.

Немцы дали ему имя святого Генриха, установили внутри традиционный орган, более того, сняли позолоту со всех куполов и стали проводить тут канонические католические службы.

Продолжалось все это вплоть до 1918 года, когда из Варшавы наконец были выведены войска. Номинально этот самый собор вернули православной епархии. Однако же после того, как город покинуло большинство русских, а сам же собор по факту был разграблен, популярность его была достаточно низка.

Уже после того, как Александро-Невский собор простоял на одной из крупнейших площадей города около 15-ти лет, его решили уничтожить, хотя споры по данному вопросу велись в столице достаточно долго. Власти приняли решение разрушить эту крупнейшую церковь по той причине, что он якобы напоминал о русском господстве в стране.

В то же время искусствоведы из Вильнюса уверяли, что данный объект Варшавы не имеет исторической ценности, а значит, нет никакого смысла ему сохранять.

Наименее радикально настроенные члены общества предлагали перестроить фасад собора в обычный католический костел. Также было предложение сделать из него музей, не восстанавливая разрушенные части храма. Не было только предложений восстановить его в качестве собора православного, тем более, что этот неудобный для властей объект занимал центральную площадь города, чего допустить было никак нельзя.

Уже первый созыв Сейма утвердил практически единогласно решение о ликвидации данной памятки. Вместе с ним, нужно сказать, решено было ликвидировать и другие православные церкви, оставив только 2 храма, деятельность которых должна была продолжиться.

Деньги же на снос собора, что примечательно, также собирали всем миром. Однако на этот раз государство выпустило специальные займы, которыми могли воспользоваться все желающие, погашать же их решено было за счет тех средств, которые будут получены от продажи материалов при сносе данного здания, как в итоге и получилось.


Споры о том, нужно ли оставить собор как памятку, и представляет ли он интерес для иностранцев, шли достаточно долгое время.

Однако же убедительных попыток в защиту собора Александра Невского так и не было, тех же, кто осмеливался встать на защиту храма, в основном признавали не патриотами и всячески клеймили. В результате в 1926 году его все же снесли.

Сам снос оказался делом достаточно трудным ввиду большого размера самого здания, а также наличия в нем множества ценных материалов, которые нельзя было повредить. Спасли оттуда часть фресок, а также колонны, которые позже были направлены в Краков в усыпальницу Пилсудского. Для того же, чтоб ликвидировать сами стены собора, потрачено было множество небольших зарядов, а вот на площади совершено было около 15000 взрывов, естественно, небольших.

Что примечательно, аналогичная технология была использована в соборе Христа Спасителя, снесенном Сталиным. Эти памятки вообще имеют много общего, ведь строились по весьма даже схожим проектам.Освобожденная после сноса собора площадь была действительно огромной.

Даже сейчас она считается одной из самых крупных в Варшаве. К сожалению, на ней совершенно не осталось никаких памяток старому собору.


Конечно, в Варшаве собор Александра Невского прожил крайне короткую как для сооружения таких масштабов жизнь, однако ему удалось попасть в историю. Прежде всего, благодаря большому количеству казусов, связанных с ним. Так, к примеру, именно для строительства этого гигантского собора пришлось передвинуть даже памятную колонну, посвященную семи генералам, погибшим в восстании 1830 года.

Кроме того, именно решения по воздвижению, а также последующему сносу именно этого культового сооружения были зафиксированы в основных документах своей эпохи, к примеру, в протоколе первого заседания Сейма.

Также именно церковь Александра Невского имеет символическое значение для самой Варшавы.Однако рассматривать это сооружение исключительно как символ русского господства здесь нельзя.

Скорее справедливо было назвать сооружение в Варшаве собора Александра Невского своего рода итого культурной политики на этих землях Российской империи, поскольку на его проектирование и строительство было брошено не только огромное количество средств, но и колоссальные усилия многих великих умов государства.


Несмотря на то, что город Варшава уж очень давно лишился своего грандиозного православного храма, интерес к нему среди туристов довольно велик. Так многие охотно пересматривают старые фотографии, на которых запечатлен собор (больше всего его снимали приезжие после войны, удивляясь красоте и размерам сооружения), а также те его фрагменты, которые сохранились и по сей день.

Особое внимание привлекают работы Васнецова, создававшие некогда тот самый оригинальный стиль внутреннего убранства храма (хотя с ними также можно ознакомиться в основном по фотографиям).

Кроме того, популярной является и сама площадь, на которой ранее размещалась церковь Александра Невского, ведь только она сейчас дает возможность представить себе реальные размеры давно снесенного собора. Хотя, конечно, несмотря на огромный интерес к этому старому сооружению, восстанавливать его никто не собирается.

Почему собор представляет такую большую ценность

Причин, по которым Александро-Невский собор важен для истории Польши, достаточно много. Среди наиболее важных нужно отметить такие:

  • Огромное количество материалов после разрушения памятника пошло на многие другие сооружения в Варшаве. Так часть его досок была использована для укрепления набережной Вислы, кроме того, некоторые фрагменты были использованы для создания памятника русалочке, а также оформления других церквей и соборов.
  • Уникальность сооружения. Это был наиболее крупный по тем временам собор с рекордным количеством ценных элементов, использованных в нем. Сложно представить себе аналогичное сооружение, которое даже после вывоза основных реликвий и фактического разграбления остатков убранство собора могло дать колоссальное количество материалов для строительства других объектов.
  • Большой интерес к собору со стороны туристов. Известно, что после войны он был чуть ли не наиболее популярным местом для приезжих из Англии и Франции. Очень многие фотографировали его на память, не отдавая должного внимания местным костелам. Именно по этой причине отдельные государственные лица призывали сохранить памятку как еще один символ Варшавы.
  • Наличие в соборе ценных культурных памяток. Образцы иконописи, а также мозаики можно считать замечательными произведениями искусства, равных которым по тем временам было не так уж и много. Все это давало собору возможность существовать если не в качестве действующего храма, то хотя бы под видом музея.
  • Это был действующий храм. В данном соборе проводились богослужения вначале по православным обрядам, а во время войны и по католическим. Примеров таких церквей на территории Польши на самом деле не так уж и много.
  • И сооружение, и снос собора не были решением небольшой группы человек. В каждом из этих случаев место имел огромный объем пожертвований, благодаря которым эти операции можно было совершить. И очень жаль, что такие жертвы не дали возможность остаться в веках уникальному памятнику русско-византийского стиля.

В завершение хочется добавить, что именно этот памятник мог бы стать еще одной жемчужиной польской столицы, доживи он до наших дней.

Однако судьба распорядилась иначе, ввиду чего нынешние поклонения варшавян, как и гости города, не имеют возможности увидеть это фантастическое сооружение.


Видео полета над монументами Варшавы в HD формате.
Используйте режим "Полный экран".

Едем дальше. Следующие знаковые для Варшавы памятники архитектуры - Дворец культуры и науки, Базилика Святого Креста, Большой театр, Собор Св. Иоанна Крестителя, и Костел Святого Александра. Выжимка интересных фактов и коллекция фотографий по каждому из них приведены ниже. Для планирования маршрутов ваших реальных прогулок по Варшаве, вы можете использовать обзорную карту памятников архитектуры Варшавы, расположенную сразу после обзора.

Дворец культуры и науки, Варшава

» Дворец культуры и науки – здание является самым высоким зданием в Польше.
» Здание было построено советскими строителями по образцу «сталинских высоток» в качестве подарка Советского Союза польскому народу.
» В наши дни дворец культуры и науки входит в десятку высочайших небоскребов Европейского Союза.
» Высота 42-этажного небоскреба составляет почти 168 метров, а вместе со шпилем – 237 метров. Здание имеет 3288 комнат.
» Сегодня небоскреб выполняет функции офисного здания и выставочного центра, является штаб-квартирой ряда компаний и государственных учреждений. В здании дворца культуры и науки находятся кинотеатры, музеи, книжные магазины, научные институты, бассейны, театр и самый большой в Польше конференц-зал, рассчитанный на 3000 человек.
» На 30-м этаже здания на высоте 114 метров находится смотровая площадка, откуда открывается панорама города.

Базилика Святого Креста, Варшава

» Базилика Святого Креста – католический храм, построенный в 1679 – 1696 годах в стиле барокко.
» В колоннах храма захоронены урны с сердцами Фридерика Шопена и Владислава Реймонта.
» В 1944 году в ходе Варшавского восстания храм был серьезно поврежден: фасад здания был разрушен вместе со сводами и алтарем, также были уничтожены картины «Вечеря Господня» и «Распятие».
» После повреждения во время восстания храм был взорван немцами в январе 1945 года.
» В период с 1945 по 1953 года церковь была восстановлена, но интерьер претерпел некоторые изменения: ни барокко, ни фресок. Главный алтарь был восстановлен в период между 1960 и 1972 гг.
» В 2002 году Папа Иоанн Павел II возвел церковь Святого Креста в ранг малой базилики.

Большой театр, Варшава

» Большой театр – театральный комплекс, расположенный на исторической Театральной площади польской столицы.
» Большой театр в Варшаве – официально один из крупнейших театров в Европе.
» В залах театра ставят оперы, балеты, проходят концерты, а также торжества и прочие мероприятия.
» Театр имеет два зала – большой на 1841 место и малый – на 200 мест, в котором также проходят представления.
» В годы Второй мировой войны театр был полностью уничтожен немцами, однако к 1965 году здание театра было восстановлено.

Собор Св. Иоанна Крестителя, Варшава

» Костел святого Иоанна Крестителя – главный католический храм Польши и старейшая церковь столицы.
» Костел святого Иоанна Крестителя строился на протяжении XII-XIV веков, во время Второй Мировой войны он был взорван и разрушен до основания. Сейчас здание полностью восстановлено.
» Храм построен в стиле кирпичной готики, его необычный силуэт хорошо виден с Замковой площади. Во внутреннем убранстве собора привлекают внимание сводчатые потолки, алтарь сложной работы и часовня Непорочного Зачатия в стиле рококо.
» Костел святого Иоанна Крестителя всегда служил духовным и национальным центом Польши: в нем подписывались важнейшие договора, короновались монархи, находили упокоение самые известные люди страны.
» В храме можно видеть надгробные плиты и саркофаги князей Мазовецких, последнего польского короля Станислава Понятовского, писателя Генрика Сенкевича и других лиц. Надгробия украшены скульптурами тонкой работы и представляют значительную художественную ценность.

Чтобы закончить свой рассказ о разрушенном в Варшаве, надо уделить немного внимания и судьбе собора, воздвигнутого на Саксонской площади (plac Saski).

Именно из-за строительства храма этот памятник семи генералам, был перенесли в 1894 году.



Об истории этого большого и красивого собора написано не в пример больше, чем о памятнике семи генералом. Я же, как поклонник старых фотографий, хочу дополнить все рассказы профессиональных историков иллюстрациями.

Итак, собор был заложен в 1894 году стараниями героя сражений на Балканах, тогдашнего генерал-губернатора Польши Иосифа Владимировича Гурко. По его словам, существовавшие православные храмы в Варшаве тогда могли вместить только десятую часть из 42 000 православных верующих этого города
Ещё в 1893 году был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый И.В. Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект, каковым была признана работа Л.Н. Бенуа, утверждённая Александром III 13 января 1894 г.


Проект

Летом того же года началось возведение самого значительного культового здания Варшавы - Александро-Невского православного собора, ставшего “апогеем, - как пишет современный польский историк архитектуры П. Пашкевич, - сакрального строительства” в польской столице.
Рядом с храмом началось строительство 70-метровой соборной колокольни, вершина которой стала самой высокой точкой города.


Оцените масштабы храма

Отдельно надо отметить сложность и красоту внутренней отделки нового собора. К работе привлекли лучшие художественные силы России. Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили В.М. Васнецову, иконы были написаны В.П. Гурьяновым и многими другими виднейшими русскими иконописцами. На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был пятым по величине в России. Особым украшением нового варшавского православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде.
Их было шестнадцать. А всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч (!)произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня. Один факт, что основные работы по строительству храма и колокольни завершили за пять лет (к 1900 году), а украшение храма заняло целых двенадцать лет….


Открытие, 1912 год

20 мая 1912 г. собор был торжественно освящён во им благоверного великого князя Александра Невского.

Никто тогда и предположить не мог, каким не дологим будет век этого величественного собора. Всего через два года после его открытия начался «Последний спор Императоров»...

Первая мировая война заставила эвакуироваться практически все русское население Варшавы. Было принято решение вывезти из Александра-Невского собора иконостас и наиболее ценные детали внутреннего убранства. И надо сказать, решение об эвакуации иконостаса из храма оказалось очень правильным.



Немецкий парад у собора

Когда в Варшаву, в начале 1915 года, вошли полки Кайзера – первым делом храм был переделан под гарнизонный костёл и немецкую кирху.


Немецкие изменения

С куполов собора были содраны медные листы, внутри установлен орган и ряды стульев для прихожан.
Собор был переименован в честь св. Генриха. Первая служба по католическому образцу прошла в соборе уже 25 февраля, первая лютеранская служба - 5 марта.


Обратите внимание на снятые кресты

После обретения Польшей в 1918 году независимости, власти стали решать, что же делать с собором…
Просто снести, как памятник семи генералам, было сложно – собор был очень массивный. Оставить тоже было нельзя, собор был очень большой и заметный.

Я с прискорбием должен признать, что и Вильна, в некотором роде, тоже сыграла негативную роль в судьбе этого храма. Именно искусствоведческий факультет виленского университета подтвердил, что здание собора не имеет особой художественно-исторической ценности…

К тому же храм признали занимающим слишком большую площадь в условиях ее “недостатка в Варшаве”. Ещё одним аргументом была архитектурная «чужеродность» этого здания в городе, несоответствие эстетики здания польской архитектуре в целом «razi on nas swojemi formami, drażni nasze poczucie narodowe»

Официальных “причин” оказалось слишком много - тогда возможно было серьёзно рассуждать даже о том, что собор необходимо разрушить ради изменения фона, на котором будет установлен памятник князю Ю. Понятовскому.
Надо признать, что часть польского общества была категорически против разрушения даже «вражеских» храмов.

Выдвигались различные варианты переоборудования и «перепрофилирования» собора. Сторонников недопущения разрушения собора, ратующих за его сохранение в неизменном виде, стали презрительно именовать “соборитами” (тут можно вспомнить виленских «шарманщиков-катериненцев» - рискнувших вопреки угрозам ярых националистов присутствовать при открытии памятника Екатерине II), тем самым как бы подчёркивая их непатриотичность. Оказались невостребованными и предложения другой части сторонников сохранения собора, но в изменённом виде: в качестве музея мартирологии польского народа (что предлагал С. Жеромский), архива, и даже перестроить на католических гарнизонный костёл...


Проект переделки в католический храм

В 1924 году окончательно было решено храм снести. Ещё раньше, в 1922 году была разрушена, видная издалека, семидесятиметровая колокольня. В 1924-1926 годах в Варшаве грохотали взрывы. Для сноса собора были использованы специальные бригады, которые и завершили уничтожение, используя технику “малых взрывов”, число которых, согласно сообщениям варшавской печати тех лет, приближалось к пятнадцати тысячам(!)...

Снос собора потребовал гигантских средств. Не так просто оказалось, разрушить такое монументальное и огромное здание, которое русские «захватчики» строили из самых дорогих, самых лучших материалов. В 1920 году журнал «Tygodnik Ilustrowany» писал, что разрушение собора по предварительным проектам стоило бы 30 миллионов марок. Власти Варшавы таких средств не имели…

Нашли оригинальное решение - выпустил специальные “боны, доступные для каждого”, “обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса” собора, дабы “каждый поляк мог стать причастным к этому делу”.

Масштаб задачи, по тем временам, был огромный. Для декорации внутреннего убранства, и для конструкционных элементов собора, использовали только самые дорогие материалы. Самоцветы, мрамор, разноцветный финский гранит. К тому же внешние стены храма покрывала дорогая керамическая плитка. Снос был трудной задачей.

Много лет потом «материалом, полученным в результате сноса» пользовались при строительстве Варшавы. Менее ценные обломки пошли на укрепление берегов Вислы. А ценные граниты пошли на пьедесталы разным памятникам, строительство мостов и другие городские нужды. Например, некоторые городские лавочки (przy Trasie W-Z) были сделаны из ценного гранита, полученного при разрушении собора. Каменное надгробие Ю. Пилсудского в краковском Вавэле частично выполнено из наиболее ценных материалов, взятых из разрушенного православного собора. Мосты, ступени костёлов и даже просто дома (Kamienice przy Nowym Świecie) везде пригодились остатки собора. Даже знаменитая варшавская русалочка сидела на каменном блоке из собора Александра-Невского…


Саксонская площадь после разрушения собора - отлично видно насколько гигантским был храм. (Прохожие стоят на месте храма)

Сейчас о величественном храме напоминают только старые редкие фотографии

и несколько сохранившихся фрагментов мозаик…

Вот такая гарусная история…
Надеюсь, она не вызовет у вас огульного неприятия «этих проклятых поляков», а просто заставит задуматься о превратностях истории...

П.С Интересно, те кто, разрушив старые памятники, сегодня ставят на главных площадях бывших имперских городов памятники своим «свободам», задумываются ли о том, что может прийти тот день, когда кто-то будет решать – вписываются ли ИХ памятники в архитектурный стиль городов?

– идеальный город для проведения выходных. Здесь полно интересных мест и достопримечательностей. Польская столица лучший вариант для кратковременного путешествия и смены обстановки, да и цены города порадуют любой карман. Во время Второй мировой войны город был практически разрушен. Благодаря же умелым реставраторам и строителям, современные путешественники могут насладиться красотой Варшавы, города, который занесен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Представляем вашему вниманию самые интересные места и достопримечательности Варшавы которые стоит посмотреть находясь в городе.

Статья про:

Площади Варшавы.

Дворцовая площадь.

Одна из самых красивых площадей Варшавы. Именно с нее стоит начинать свое знакомство с польской столицей. Ее украшением является воздвигнутый в 1644 году королем Владиславом IV памятник своему отцу Сизигмунду III Вазе. И именно здесь каждый год наряжают главную рождественскую елку.

Рыночную площадь называют сердцем Варшавы. Она окружена старинными зданиями с причудливых раскрасок фасадами. В центре площади можно посмотреть, размещенный там бронзовый памятник Сирене – покровительнице Варшавы. Существует легенда, что давным-давно Сирена попала в маленькую рыбацкую деревушку, на месте которой сейчас стоит Варшава, и осталась здесь жить. Она завораживала всех своим пением и прекрасным голосом, и однажды жадный купец решил заработать на ее голосе и посадил Сирену в клетку. Но местные жители освободили ее и с тех пор находятся под ее защитой.

Площадь пользуется популярностью у туристов, всегда оживлена. Здесь можно встретить как художников, так и кучеров, готовых прокатить вас по старым улицам города.

Рыночная площадь появилась в Новом городе в 1408 году. По ее периметру расположены отреставрированные после разрушения в ходе Второй мировой войны здания в средневековом стиле. С восточной стороны площади радует глаз костел Святого Казимира, а напротив него – единственный таинственно уцелевший от разрушения колодец из чугуна, появление которого связывают со II половиной XIX века.

Дворцы Варшавы

Королевский дворец

Королевский дворец – одна из главных достопримечательностей и настоящая визитная карточка города. Расположен он по самому центру Дворцовой площади. Будучи построенным еще в 1618 году, замок был полностью уничтожен по приказу Гитлера в 1944 г. Он был практически сравнен с землей, оставив уцелевшей всего одну арку. Полностью его восстановили только в 1970-х годах по сохранившимся фотографиям, планам и рисункам.

Снаружи замок непримечателен и скромен. Он похож на большую квадратную коробку с установленными на крыше тремя шпилями. Но стоит только войти внутрь, и старинные дворцовые интерьеры впечатляют своей роскошью и размахом в стиле раннего барокко. Посетив дворец, вы увидите высокие расписные потолки, уникальные скульптурные композиции, красочный старинные витражи и фрески, которые никого не оставят равнодушным. Самым красивый помещением дворца принято считать Тронный зал.

Сейчас на территории Королевского дворца находится музей, пройдясь по которому можно ознакомиться с коллекциями ковров и старинных монет. Также часто здесь проводят концерты и театральные представления в стиле XVIII – XIX веков.
А каждое воскресенье во дворце – день открытых дверей, и каждый желающий может попасть в него абсолютно бесплатно.

  • Как добраться: метро (ст.м. Ratusz), трамваи №13, 23, 26, на № 125, 170, 190, 307, 512.
  • Адрес: Замковая площадь, 4.
  • Режим работы: Летний период (май – сентябрь): пн-ср, пт-сб 10.00 – 18.00, чт 10.00 – 20.00, вс 11.00 – 18.00
    Зимний период (октябрь – апрель): вт-сб 10.00 – 16.00, вс 11.00 – 16.00
  • Стоимость входного билета: 22 злотых, детям до 16 лет – 1 злотый.

Здание дворца – самое высокое в Варшаве и было возведено в сталинские времена на самой крупной европейской площади. Его высота – 230 метров или 42 этажа. Построен дворец был по приказу самого Иосифа Сталина в качестве подарка братской Польше от Советского Союза.

Дворец возведен в национальном польском стиле, вмещает 3000 помещений, которые сейчас занимают штаб-квартиры различных публичных учреждений, фирм, научных институтов и др. Но самым главным помещением является конференц-зал – самый большой в стране, вмещающий до трех тысяч участников.

Посетители могут посмотреть на Варшаву с высоты 114 метров, благодаря открытой смотровой площадке.
На сегодняшний день Варшавский Дворец культуры и науки — одно из самых высоких зданий на территории Европейского Союза.

  • Как добраться: Ближайшая станция метро – Centrum.
  • Режим работы смотровой площадки: пн- вс 9.00 – 18.00
  • Стоимость входного билета: 15 злотых, студентам – 10 злотых.
  • Адрес: Plac Defilad, 1.

Этот дворец является самой важной достопримечательностью Варшавы, предметом национальной гордости поляков. Его обязательно должен посетить каждый путешественник. Дворец задумывался как резиденция короля Яна III в 1677-1698 годах.

Здание дворца оформлено в стиле барокко, к нему прилегает большой сад. Эта королевская загородная резиденция собрала в себе сочетание французского дворца, итальянской виллы и парковой усадьбы. При постройке дворца король Ян III Собеский хотел, чтобы все вокруг напоминало его любимой жене родную Францию.

Дворец неоднократно достраивали, дополняли разнообразными интерьерами и помещениями. Его считают хорошо сохранившимся памятником архитектуры.

В 1805 году на его территории был открыт первый польский художественный музей, который работает до сих пор.

  • Как добраться: автобусы 116, 163, 180, 317, 725, 742 до остановки Wilanow.
  • Адрес: Stanislawa Kostki Potockiego 10/16.
  • Режим работы: Летний период (28 апреля –28 сентября): пн 9.30 – 20.00, вт, чт-пт 9.30 – 16.30, ср,сб 9.30 – 18.00, вс 10.30 – 18.00
    Зимний период (29 сентября –27 апреля): пн, ср-сб 9.30 – 16.00, вт — выходной
  • Стоимость входного билета: 20 злотых.

Храмы Варшавы.

Является главным костелом Варшавы. Возведен он был в 1930 году и изначально должен был стать гробницей средневековых польских князей. Построен собор в стиле кирпичной готики, всередине него расположены усыпальницы, в которых покоятся писатель Генрих Сенкевич, первый президент Польши Габриэль Нарутович и композитор Игнаций Ян Падеревский.

В XVII веке в соборе проводились коронации Станислава Лещинского и Станислава Августа Понятовского.
Также здесь можно посмотреть большое распятие из дерева, которое было привезено из Нюрнберга в начале XVI века и превратилось в национальную польскую святыню, перед которой молились о победе польские короли, собираясь на войну.
В соборе Иоанна Крестителя часто проходят музыкальные мероприятия, а наиболее известным является международный фестиваль органной музыки «Собор органов».

  • Как добраться: трамвай №13, 26, 23, 32 до остановки «Старый город».
  • Адрес: ul. Kanonia,6.
  • Режим работы: мессы проводятся пн-пт в 7.00, 7.30, 8.00, 19.00, вс 8.00, 9.30, 11.00, 12.30, 18.00, 19.00
  • Стоимость входного билета: бесплатно.

Эта достопримечательность Варшавы возведена в стиле барокко и располагается в самом центре города. Возведен костел был по указу Яна III Себеского и королевы Марии Казимир в 1688-1692 году в стиле палладионизма – ранней формы классицизма, где в основе лежит строгое следование симметрии. Проект костела разработал Тыльман Гамерский.

Сейчас костел отличается от того, каким он был до войны. Его разноцветные стены сменились белыми. Но поставленное в 1746 году в костеле надгробие внучки Яна III Собеского, Марии Каролины, принцессы Бульонской, восстановленное в послевоенные годы, можно посмотреть здесь до сих пор.

Посетив костел можно увидеть привезенный в 1745 году орган в стиле рококо, а также 2 гробницы, появившиеся во второй половине XVIII века, Марии-Каролины и Марии-Жозефины – членов семьи Себески.

  • Адрес: rynek Nowego Miasta, 2.
  • Режим работы: ежедневно.
  • Стоимость входного билета: бесплатно.

Один из варшавских храмов, не пострадавших в ходе Второй мировой войны. Название костела связано с женским католическим монашеским орденом. Также у этой достопримечательности есть и второе название — Костел Опеки Святого Иосифа.

Этот костел – единственный в Варшаве, который построен в уникальном для польской столицы стиле рококо в 1761 году по инициативе Эльжебеты Синявской. Это была третья попытка построить церковь на этом месте. В возведении храма участвовали многие лучшие скульпторы и архитекторы Польши. Так алтарь и фасад костела создал Ефрем Шрегер, а скульптор Джон Плерш украсил фасад. Когда все работы были окончены, епископ Джозеф Залуски освятил костел.

Наиболее ценной часть храма является орган. Он звучит каждое воскресенье и все церковные праздники. Очень многие туристы и гости города предпочитают посетить Костел визиток, потому что когда-то, будучи учеником Варшавского лицея, сам Шопен здесь играл на органе.

  • Адрес: ul. Krakowskie Przedmieście 34.
  • Режим работы: ежедневно.
  • Стоимость входного билета: бесплатно.

Костел начал свое существование с маленькой часовни, построенной в 1267 году, которая позже достроилась деревянной церковью. В то время она принадлежала крестоносцам. В 1696 же году закончилась постройка современного здания костела, которое было спроектировано Йозефом Шимоно Белотто в традиционном стиле барокко.

Позже перед храмом установили статую Христа, который несет крест. Костел несколько раз подвергался разрушениям, но постоянно восстанавливался.

Особенностью и достопримечательностью храма является то, что в его колонне давным-давно замуровали урну с сердцем великого композитора Фредерика Шопена, а также на его территории размещены надгробные камни известных польских деятелей конца XIX — начала XX веков.

В 2002 году Папа Иоанн Павел II возвел церковь Святого Креста в ранг малой базилики.

  • Как добраться: трамвай № 15, 18, 35, 36, метро Świętokrzyska
  • Адрес: ulica Krakowskie Przedmieście 3.
  • Режим работы: пн-сб 10.00-13.00, 15.00-18.00, вс 15.00-18.00
  • Стоимость входного билета: бесплатно

Музеи Варшавы.

Это оборонительное крепостное сооружение, построенное в 1540 году у Северных ворот Старого города. Проект Варшавского Барбакана, увенчанного четырьмя башнями, разработал Джованни Батиста.

Во время Второй мировой войны Барбакан очень пострадал, но после был восстановлен практически полностью. Не уцелел только подъемный мост.

Сейчас на территории барбакана расположен музей, в котором проводятся выставки, посвященные истории и культуре города. У основания одной из башен расположен памятник легендарной варшавской русалке Сирене.

А пройдя Барбакан насквозь, можно посмотреть памятник Варшавскому восстанию 1944 года — памятник Маленькому повстанцу.

  • Как добраться: трамвай 13, 23, 26, 32
  • Адрес: Nowomiejska, 15/17.
  • Режим работы: ежедневно.
  • Стоимость входного билета: бесплатно.

Музей посвящен жизни и работе Марии Склодовской-Кюри, которая является обладательницей двух Нобелевских премий. Это единственный музей, посвящённый первооткрывателю полония и радия.

Музей основан в 1967 году Польским химическим Сообществом на 100-летний юбилей знаменитого физика-химика. Посетив комнаты дома-музея можно увидеть предметы, связанные с ее исследовательскими трудами и личной жизнью. Здесь до сих пор находится ее знаменитое черное платье.

  • Как добраться: трамвай 13, 23, 26, 32
  • Адрес: Freta 16.
  • Режим работы: Летний период (июнь – сентябрь): пн – выходной, вт-пт 9.30 – 19.00, сб 10.00 – 19.00, вс 10.00 – 18.00
    Зимний период (октябрь – май): пн – выходной, вт 8.30-16.00, ср-пт 9.30 – 16.00,сб 10.00-16.00, вс 10.00 – 15.00
  • Стоимость входного билета: 11 злотых, льготный 6 злотых.

Музей относительно молодой, открыт всего лишь в 2004 году. Музей играет важную роль в осуществлении исторической политики. Он является гордостью варшавских жителей.

Посвящен музей восставшим против нацистов в 1944 году полякам, которые хотели показать, что их государство независимо, не допустить возвращения Советской власти. К сожалению, восстание не смогло достичь ни одной цели. За 60 дней восстания погибло около 150 тысяч граждан Варшавы, а около полумиллиона жителей были изгнаны из города.

Экспозиция музей является интерактивной. Посетив помещение старого трамвайного депо можно почувствовать себя частью истории. Здесь разрешается трогать любые экспонаты, а также «звонить» восставшимполякам. Кажый посетитель может рискнуть протиснуться в узких подземных ходах, оказать «помощь» раненым и посетить подпольную типографию. Но самым привлекательным для туристов остается стальной монумент, который, вловно игла, пронзает все три этажа музея.

С 1 августа в специально подготовленном кинозале посетители музея могут смотреть фильм в трехмерном измерении «Miasto ruin» («Город руин»). Это больше 5 минут симуляции полета бомбардировщика «Liberator» над разрушенной и опустевшей Варшавой 1945 года. Картина ярко представляет весь ужас и масштабы разрушений столицы после II Мировой войны.

  • Адрес: ul. Grzybowska 79.
  • Режим работы: пн, ср, пт 8.00 – 18.00, чт 8.00 – 20.00,сб- вс 10.00 – 18.00
  • Стоимость входного билета: 14 злотых, льготный 10 злотых. В воскресенье — бесплатно.

Этот музей – один из самых необычных . Расположился он в центре Варшавы во дворце Острогских в 1954 году. А экспонаты начали собираться еще в 1934 году. Состоит музей из родного дома Фредерика Шопена в Желязова-Воля и Маленького салона семьи Шопен на проспекте Краковское предместье в Варшаве.

В 2010 году к 200-летинему юбилею Фредерика Шопена закончилась пятилетняя реконструкция музея, после которой этот мультимедийный музей на сегодняшний день можно назвать одним из самых современных музеев в Польше. Его коллекции настолько велики, что занимают пять уровней выставочной площади. Среди них можно найти рукописи, автографы и личные вещи самого Шопена.

У музея необычная концепция, которая позволяет самому построить свою уникальную экскурсию. Так при приобретая билет посетителям предлагают самостоятельно выбрать маршрут и профиль экскурсии, а также ограничить объем информации, который желает получить посетитель. Для детей создали специальную комната-капсула, в которой они могут им перенестись в XIX век, в дом, где родился Шопен, а также знакомит с музыкой композитора.

  • Как добраться: трамвай 7,8, 9, 22, 24, 25, 43, метро Centrum
  • Адрес: ul. Okólnik 1.
  • Режим работы: вт- вс 11.00 – 20.00.
  • Стоимость входного билета: 22 злотых, льготный – 13 злотых, вт — бесплатно.

Музей Варшавы.

Музей был основан в 1936 году и до 2014 года именовался Историческим музеем Варшавы. Расположен музей в трех здания на Рыночной площади Старого города. После Второй мировой войн по решению муниципального совета к нему присоединили еще 7 отреставрированных зданий.

Сейчас здесь в 60 комнатах рассказана и показана история Варшавы с момента ее возникновения и по сегодняшний день.

  • Адрес: Rynek Starego Miasta, 28-42.
  • Режим работы: вт- пт 10.00 –18.00, сб-вс 10.00-20.00.
  • Стоимость входного билета: 6 злотых, льготный 4 злотых, семейный 20 злотых.

Варшавский музей карикатуры является довольно известным, и это единственный музей такого рода на территории Европы. Основан музей был в 1978 году польским художником Э. Лапиньским.

В основе коллекции лежат работы польских карикатуристов. Но в последние годы собрание музея стремительно растет, благодаря работам иностранных мастеров. Это превращает коллекцию в интернациональную.

  • Адрес: Kozia 11.
  • Режим работы: пн – выходной вт-вс 10.00 — 18.00.
  • Стоимость входного билета: 7 злотых, льготный 4 злотых, семейный 15 злотых. Вторник – бесплатно.

Улицы, сады и парки Варшавы.

Это главный проспект Варшавы, гулять по которому можно хоть целый день. Это часть Королевского тракта, которая связывает Старый город с более новыми районами Варшавы.

Проспект начинается с Замковой площади и идет на юг, в сторону Кракова. По его сторонам расположены самые красивые костелы, дворцы и памятники Варшавы, а также много ресторанов и кафе.

В 2008 году на Краковском предместье было запрещено движение легковых автомобилей. Сейчас по улице могут ездить только и автобусы, а для пешеходов предназначены широкие тротуары.

  • Как добраться: трамвай 7, 8, 9, 22, 24, 25, 43 до остановки Muzeum Narodowe или 13, 23, 26, 32 до остановки Stare Miast.
  • Адрес: ul. Krakowskie Przedmieście

Лазенковский парк, или Лазенки – самый крупный парк польской столицы, расположен в центре города и занимает около 76 гектаров земли.

Парк Лазенки был обустроен в XVII веке Тильманом ван Гамереном в барочном стиле по желанию великого коронованного гетмана Станислава Любомирского. Парк был назван Лазенки («бани»), потому что на его территории располагался купальный павильон. Посреди парка выделяется Лазенковский дворец - небольшая резиденция последнего короля Польши, расположенная на искусственно созданном острове. Кроме этого в парке возведены островной амфитеатр, небольшой Белый дом (временная резиденция короля) и бывший водяной резервуар, служащий теперь художественной галереей.

Парк Лазенки — особый уголок Варшавы. Здесь нельзя шуметь, ходить по газонам, пугать павлинов, ловить в прудах карпов. У памятника Ф. Шопену можно слушать его мазурки и сонаты. А в амфитеатре по сей день устраиваются спектакли и концерты.

  • Как добраться: трамвай 18, 19, 36, метро Politechnika, автобус 116, 180.
  • Адрес: ul. Agrykoli 1
  • Режим работы: Летний период (июнь – сентябрь): пн 11.00-16.00, вт-ср 9.00 – 18.00, чт, пт, сб 9.00 – 20.00, вс 9.00 – 18.00 / Зимний период (октябрь – май): пн 11.00-18.00, вт-вс 9.00-18.00
  • Стоимость входного билета во Дворец: 10 злотых, детский – 6 злотых.

Эту достопримечательность по праву относят к самым красивым паркам Варшавы. Здесь каждый может полюбоваться скульптурами и архитектурой XIX века. Этот парк называют самым старым в Варшаве. Его основали в конце XVII века. С 1727 года его могла посещать публика, что сделало парк одним из первых общедоступных в мире.

Сад спроектирован по образу самого Версаля. На его территории расположена Опералния – местный оперный театр на 500 зрителей, построенный здесь в 1748 году по проекту Карла Фридриха Попельманна.

В XIX веке парк превратили в романтическое место отдыха английского стиля. Здесь есть фонтан, созданный по проекту Хенрика Маркони, мраморные солнечные часы, созданные физиком и метеорологом Антонио Шелига Маджиер и многие другие сооружения.

Средний и высший классы польского общества отдают предпочтение именно этот саду, когда выбирают место для отдыха. Здесь также можно встретить много семей с детьми.

Парк расположен в одном из самых старинных районов Варшавы на месте бывших укреплений армии Наполеона. Создан он был в 1865-1871 годах по проекту Яна Добровольского и занимал около 30 гектаров, но некоторое время спустя он стал меньше, поскольку на его территории заложили городской Зоологический сад.

Сейчас здесь можно полюбоваться гуляющими живыми медведями и железным жирафом. Со стороны аллеи Солидарности организован вольер для бурых медведей. А неподалеку находится скульптура жирафа, установленная варшавским зоопарком в 1981 году в качестве дара варшавским детям.

Вислы. В летнее время здесь на открытой концертной площадке проводятся многочисленные художественные мероприятия, привлекающие многолюдную публику.

Адрес: ul. Ratuszową, Praga Północ

И до Варшавы запросто можно заказать на сайт. Кроме того там же можно легко заказать трансфер из аэропорта.

Собор святого Иоанна Крестителя- главный католический храм Варшавы, был возведён в 1390 году, в стиле кирпичной готики. Расположен в Старом городе, в составе которого входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор Святого Иоанна Крестителя служит местом захоронения ряда выдающихся деятелей польской истории и культуры.

В конце шестнадцатого века, он стал одним из самых важных храмов Польши и впоследствии был свидетелем многих исторических событий.В начале XVII века собор был оформлен внутри в стиле барокко, в 1618 алтарь украсила картина Джакомо Пальмы-младшего «Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Станиславом».

В 1944 наряду с остальным историческим центром города собор Святого Иоанна Крестителя был разрушен немецкими оккупационными войсками в ходе подавления Варшавского восстания, погибло всё внутреннее убранство.После войны первоначальный облик собора был восстановлен. В соборе есть один из выдающихся памятников готики – это огромное деревянное распятие, которое чудом осталось неповрежденным.Наибольший интерес вызывал тот факт, что волосы на Иисусе били настоящие, человеческие. Сейчас это распятие стало национальной святыней. Около него преклоняли колени перед решающими сражениями польские короли.В склепе хоронили почетную знать Польши, и здесь также похоронен известный польский писатель Генрих Сенкевич.

Каждый год, когда проходит Международный фестиваль камерной и органной музыки, здесь проводят концерты. Это очень интересное место для туристов. Здесь можно насладиться божественным духом, прекрасною органною музыкой, и увидеть множество архитектурных и исторических конструкций.