Зачем нам нужна церковь. Где следует молиться. Вне церкви нет спасения

Зачем нам нужна церковь. Где следует молиться. Вне церкви нет спасения

В 2017 году исполнилось ровно 90 лет старейшему священнику Московской епархии протоиерею Василию Изюмскому , который более трех десятилетий, начиная с 1979 года, служил настоятелем храма Рождества Христова в Беседах. Практически все, что мы видим сейчас в храме и за его стенами, сделано при непосредственном участии этого человека.

В 2010 году, к 60-летию священнической хиротонии Василия Изюмского в свет вышла книга «С любовью к Богу и людям», в которой были опубликованы его воспоминания, проповеди и беседы с прихожанами.

Тираж быстро разошелся, и в 2015 году, уже к 65-летию священнической хиротонии настоятеля Христорождественского храма в Беседах, был напечатан второй тираж. В сборнике четыре раздела: «Страницы моей жизни» (автобиография отца Василия), «Проповеди», «Беседы». Во второе издание вошел также раздел «Наш дорогой батюшка», в котором настоятели других храмов, прихожане, ученики пастыря делятся своими впечатлениями от встреч с отцом Василием и выражают ему свою благодарность.

Детство

Родился будущий священник 2 февраля 1927 года в Сталинграде в семье крупного партийного деятеля Ивана Петровича Изюмского. Еще до революции он женился на «красивой благочестивой девушке» Екатерине, воспитанной в верующей семье. Ее старшая сестра была монахиней, а сама Катерина с малолетства пела в церкви.

В 1918 году Иван Изюмский вступил в коммунистическую партию и вообще, как пишет автор, «стал ярым безбожником и воинствующим атеистом». Однажды в гневе отец чуть не застрелил жену за то, что «она подала нищему милостыню, которую тот просил ради Христа». «Ты меня позоришь, - сказал ей отец. - Я такой высокий пост занимаю в городе, а ты со своим Богом и святыми попами возишься».

Мать Василия очень страдала за свою веру, но именно отец спас ее от лагерей, когда чекисты принялись арестовывать, ссылать и даже расстреливать верующих и священнослужителей. Несколько раз Екатерину вызывали на допросы в НКВД, но отпускали.

В Гражданскую войну Иван Петрович Изюмский стал одним из организаторов обороны Царицына от белогвардейцев, его называют в числе создателей царицынской Красной гвардии вместе со Сталиным и Ворошиловым. Когда белых изгнали из города, Изюмский стал одним из руководителей городского совета. Благодаря ему в Царицыне была проведена первая трамвайная линия. Позже его именем назвали одну из улиц города.

«Я, пятый ребенок в семье Изюмских, отец дал мне имя Вильям. Поскольку он был человек неверующий, то и крестить меня не позволял. Мама мне рассказывала, что когда я был еще совсем маленький (мне было десять или пятнадцать дней), она решила крестить меня тайно. Недалеко от нашего дома еще оставалась открытой Казанская церковь. Там меня мама окрестила Василием».

Впрочем, детство казалось мальчику безоблачным: отец - большой городской начальник, в их просторном доме всегда был достаток, мальчика любили родные и учителя... Но эта идиллия продолжалась недолго. Пришел 1937-й, год кровавых сталинских репрессий, и в дом Изюмских пришли люди в кожанках, устроили обыск и навсегда увели отца. Позже его объявили «врагом народа» и расстреляли. Мальчику едва исполнилось 10 лет.

Реабилитировали Ивана Изюмского лишь в 1954 году, вернув вдове все награды мужа и назначив хорошую пенсию.

Но тогда, в 1937-м, сразу после ареста отца всю семью выгнали из дома, едва не арестовали мать, Василия исключили из пионеров. Выжить удалось чудом.

Война

В 1942-м немецкие войска вплотную подошли к Сталинграду. Василий вместе с другими своими юными сверстниками был призван рыть окопы вокруг города, за что был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Бомбили город каждый день в течение полугода.

«Я, мать и сестра прятались в пещерках, которые мы рыли в оврагах, - вспоминает отец Василий. — Когда бомбы падали рядом, мы задыхались от страшной пыли. Как-то, помню, самолеты уже вовсю гудели вокруг, и мама сказала: «Сынок, иди в нашу с Юлей пещерку. Если будем умирать, так вместе». И действительно, началось что-то ужасное - содрогалась вся земля, как будто случилось землетрясение, но нас Бог сохранил. Когда все кончилось, я пошел в свою пещерку и увидел, что баночку, из которой я пил воду, разбило осколком от бомбы. Так что если бы я там остался, то наверняка бы погиб. Думаю, мать чувствовала это.»

Однажды мама Василия, спасаясь от бомбежки, отправилась с детьми в Городище, где жила святая Параскева-прозорливица. Ее дом разыскали быстро, но подойти к Параскеве не было никакой возможности - вокруг толпились люди. Вдруг раздался голос: «Пустите мать священника!» Все крутили головами, пытаясь понять, кого нужно пропустить. Мать тоже ничего не понимала. Однако дорогу уступали именно им. Когда вошли в дом, то увидели пожилую женщину с приветливым лицом, это она кричала.

«Мы подошли, - вспоминает отец Василий, — женщина улыбнулась и обратилась к моей матери: “А мы вас давно ждали и молились Святителю Николаю, чтобы он вас сюда проводил“. Мать в слезах упала перед ней на колени и с благодарностью поцеловала ее ноги. Рядом с прозорливицей было спокойно и хорошо, и мы уже не боялись ни бомб, ни стрельбы».

После победы в Сталинграде не осталось ни одного целого дома, были разрушены и церкви, поэтому мать ездила на электричке молиться в местечко Отрада - там остался целым и был действующим храм. Она частенько брала с собой сына, Василий познакомился с настоятелем храма отцом Александром и стал ему помогать.

Учеба в Богословском институте

Однажды о. Александр посоветовал юноше, недавно окончившему школу, поехать в Москву на учебу в открывающийся православный Богословский институт в . Юноша сдал приемный экзамен и поступил сразу на второй курс.

Но когда он приехал в Москву, то выяснилось, что институт еще не работает, тогда Василий устроился на работу в одну из школ преподавателем строевой и военной подготовки с присвоением звания младшего лейтенанта.

«Сначала меня определили в младшие классы, потом перевели в старшие - и преподавать стало сложнее: я приходил домой без голоса, очень уставший. Слава Богу, в школе я пробыл недолго, ведь устроился я туда временно, только чтобы как-то прожить в Москве до начала учебы в Богословском институте, - цель моя была служить Богу», - вспоминает отец Василий.

Одновременно молодой человек, всегда любивший музыку, по совету знакомой поступил в музыкальное училище имени Гнесиных. Учеба продлилась всего несколько месяцев, потому что начались занятия в Богословском институте. В Новодевичьем монастыре Василий познакомился со своей будущей женой Ольгой.

Служение

В 1947 году Василий Изюмский окончил Московский православный богословский институт. В том же году он был рукоположен в сан диакона. Служил в в Москве. А спустя два года рукоположили его в сан священника. Пастырская деятельность о. Василия снискала ему любовь прихожан.

С 1951 по 1954 год он служил настоятелем в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы города Зарайска, затем получил приход церкви Святой Троицы в городе Бологое. С 1971 года отец Василий служил в городе Кашине благочинным, отвечая за все окрестные приходы. А в 1979-м был определен настоятелем , где и прослужил до 2014 года, то есть 35 лет.

За годы служения получил целый ряд наград, среди которых ордена (II и III степеней), святого благоверного князя Даниила Московского (III степени), святого равноапостольного князя Владимира (II степени) и святителя Кирилла Туровского (II степени), орден Белорусской православной церкви.

Протоиерей Василий Иванович Изюмский родился 2 февраля 1927 года в Сталинграде (ныне Волгоград) в семье служащего. Отец, Иван Петрович Изюмский, был репрессирован и расстрелян в 1937 году. Мать, Екатерина Георгиевна, с малых лет и до конца жизни была певчей в храме и скончалась в 1975 году.
В 1943 году окончил общеобразовательную среднюю школу и, сдав экзамены экстерном, поступил на второй курс Московского Православного Богословского института, который был открыт в том же году в Новодевичьем монастыре города Москвы.
В 1947 году, окончив Богословский институт, женился и был рукоположен в сан диакона Высокопреосвященнейшим Николаем, митрополитом Крутицким и Коломенским. Указом Его Святейшества Патриарха Алексия I был назначен диаконом церкви Всех Скорбящих Радосте на Большой Ордынке в Москве.
В 1949 году архиепископом Астраханским и Сталинградским Филиппом, у которого отец Василий с 1943 года проживал в качестве келейника, был рукоположен в сан священника с назначением настоятелем церкви святого благоверного князя Александра Невского города Сталинграда.
1951 год — настоятель церкви Благовещения города Зарайска Московской области. Во время его служения в этом храме, по милости Божией, была сооружена серебряная чеканной работы позолоченная и украшенная самоцветными камнями риза на чтимый образ Святителя Николая Зарайского с вложением святых мощей Чудотворца.
1954 год — настоятель церкви Святой Троицы города Бологое Калининской области.
В 1971 году после болезни был назначен настоятелем в церковь святых апостолов Петра и Павла, а впоследствии благочинным в город Кашин Калининской области.
1976 год — настоятель церкви Знамение Божией Матери села Ильинское Калининской области.
В 1979 году указом Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского, был определен настоятелем церкви Рождества Христова села Беседы Ленинского района Московской области.

Протоиерей Василий Изюмский награжден рядом церковных и государственных наград, в частности:

2012 — медаль «За усердное служение» I ст.
2009 — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.
2007 — орден св. Кирилла Туровского
2006 — грамота Благодарственная
2004 — служение до «Отче наш»
2002 — орден равноапостольного князя Владимира III ст.
1999 — орден св. Даниила Московского III ст.; служение до «Херувимской»
1992 — митра
1987 — орден прп. Сергия Радонежского III ст.
1984 — крест с украшениями
1979 — палица
1975 — сан протоиерея
1958 — наперсный крест
1955 — камилавка
1952 — набедренник

Имеет трех сыновей. Один из них — священнослужитель, другой — иконописец, известный по многим храмам Города Москвы и других городов России.

К 60-летию рукоположения протоиерея Василия Изюмского Издательство Московской Патриархии выпустило сборник трудов юбиляра. Сборник состоит из четырех разделов: «Страницы жизненного пути» (автобиография отца Василия), «Проповеди», «Беседы» и «Статьи» (сюда включены работы различных лет на церковно-исторические темы, в том числе посвященные истории Рождественского храма в селе Беседы и истории святынь города Зарайска). Сборник открывается предисловием Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии. В книгу включены приветственные слова учеников юбиляра и его прихожан, а также составленный им «Акафист иже во святых отцу нашему Николаю, архиепископу Мир Ликии, в честь и память принесения чудотворныя иконы его из града Корсунь в Зарайск».

Согласно поданному прошению отцом Василием от 5 марта 2013 года о достижении 75-летнего возраста и просьбой освободить от должности настоятеля Христорождественского храма села Беседы Ленинского района, данное прошение удовлетворяется, с выражением благодарности за понесенные труды и отец Василий почисляется на покой по возрасту и за штат Московской епархии. По мере состояния здоровья отцу Василию благословляется совершение богослужений в Христорождественском храме села Беседы Ленинского района по согласованию с настоятелем.

Протоиерей Василий Изюмский

Протоиерей Василий Изюмский

Как вести себя в Храме?

За многие века существования православной церкви были выработаны и установлены определенные правила, обычаи, обряды, руководствуясь которыми и служители церкви и миряне создавали гармоничную духовную жизнь верующих людей. Здесь уместно напомнить о древнейших Апостольских правилах, правилах Вселенских и Поместных соборов, о правилах св. Василия Великого и других выдающихся Святителей православия, создавших Устав богослужения. Номоканон, Известительное учение и многое другое, чем жила и живет до сих пор Церковь Христова, непрестанно оживотворяясь благодатью Святого Духа и тем самым освещая каждого входящего в нее.

Войдем же и мы в двери Храма Божия, но предварительно в какой-то степени настроим себя на это вхождение.

Когда мы идем в гости, то заранее думаем о том, как и во что, одеться, какую сделать прическу, чтобы выглядеть прилично перед людьми. Тем более, когда мы идем в Храм Божий, надо позаботиться, чтоб мы прилично выглядели и в одежде своей и в своем поведении.

Дорогое и роскошное платье не уместно будет там так же, как и неприкрытые голые плечи и руки. Как чужд брючный костюм женщине, так и не прилично на ней слишком укороченное платье.

Желательно, чтоб голова женщины всегда была покрыта платком или другим скромным головным убором. Недопустимо раскрашивание своего лица и губ, которыми она прикасается к святым иконам и кресту, а тем более непозволительно женщине прикасаться вообще ко всякой святыне в период месячного очищения. Аромат модных духов и одеколона лучше оставить для дома. Вообще надо сделать все так, чтобы ничем не привлекать к себе внимания.

Открываем двери Храма и, осенив себя крестным знамением, входим в него со словами: "Вниду в дом Твой, Господи, поклонюся ко Храму святому Твоему..."

Мы вошли в Дом Божий и видим, как здесь все отличительно от нашей домашней обстановки. Особое, ни с чем не сравнимое благоухание ладана, мерцание многочисленных лампад и горящих свечей пред святыми образами, умилительное пение хора и вдохновенные возгласы священника - все это сразу каким-то непостижимым образом смягчает нашу очерствевшую душу и настраивает ее на особый, возвышенный лад. По древнему обычаю, в церкви положено мужчинам стоять на правой стороне, а женщинам на левой.

Чтобы не нарушать такого благочиния, находясь в храме, православный христианин должен вести себя тихо и благоговейно: здесь не позволительно громко разговаривать, шуметь и тем более смеяться, суетиться, беспричинно ходить по Храму; надо помнить, что это не картинная галерея, не музей и не дом культуры, а дом Божий, таинственное жилище Царя Небесного - Самого Живого Бога.

Молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, если таковых встретишь, не любопытствуй и не всматривайся в окружающих, дабы мысленно за что-либо не осудить их, а молись с искренним чувством, внимая в порядок и содержание идущей службы.

Молиться в Храме положено только стоя или преклоняя колена в должное время, и лишь в случае нездоровья разрешается сесть отдохнуть. По этому поводу хорошо сказал митрополит Филарет (Дроздов): "Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах".

В великие праздники и в воскресные дни земные поклоны не полагается делать. В эти дни делаем поясные поклоны, касаясь рукой пола.

Осенять себя крестным знамением надо не спешно и благоговейно, соединив три пальца:

большой, указательный и средний во имя св. Троицы, положить на лоб, на живот, на правое и левое плечо, веруя в животворящую силу Креста, которым Христос спас нас от власти дьявола.

Согласно древней традиции христиане и по сей день возжигают восковые свечи пред святыми иконами. Такие свечи продаются в Церкви. Освященная церковная свеча - символ нашего молитвенного горения пред Господом, его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божьими.

Когда совершается Божественная Литургия, или, как ее называют в просторечии, обедня, можно подать записочку с именами о здравии живых своих сродников или об упокоении умерших.

Чтобы не смущаться стоимостью свечи или записки, следует помнить, что различные цены - как записок, так и свечей - отражают лишь разницу в сумме твоего пожертвования на храмовые нужды. То же самое можно сказать и о других заказах - на служение молебнов, панихид и т.д. Если вы материально стеснены, то, не смущаясь, попросите дать вам свечу, просфору или заказать молебен, совершить таинство крещения без оплаты. Поверьте, в церкви всегда с пониманием пойдет вам навстречу и продавец свечей, и священнослужитель. Так что не следует бояться идти в церковь без денег. Почему мы об этом говорим? Да потому, что далекие от церкви люди часто принимают за правду ложные слухи о том, как "обдирают" в церкви, какие там грубые священники, а старухи, что прислуживают, выгоняют из храма не так одетых женщин. Возможно, в частных случаях и были такие неприглядные поступки в той или иной церкви, но в целом церковь - единственное место, где мы можем найти утешение, духовную поддержку и материальную помощь. Мало кто знает, что православная церковь ведет большую благотворительную деятельность, оказывая всестороннюю помощь больным, многодетным семьям, беженцам, которые теперь заходят в храм чуть ли не каждый день, и всем, живущим в нужде и горе людям.

Не мешая другим, постараемся найти себе место в храме и, вставши пред Всевидящим Богом, присоединимся к общей молитве.

И почувствуем, как легко становится на сердце нашем, и в какие-то минуты ощутим в нем благодатный мир и тишину - неизъяснимое воздействие Божьей Благодати. А она, эта Благодать Божия, действует на всех присутствующих - верующих и даже неверующих, независимо от нашей воли и сознания. Об этом часто свидетельствуют сами люди разных воззрений и возрастов, приходящие в православную церковь.

Благодать - это всеукрепляющая сила Божия. Это освящение души и тела Святым Духом. Оттого-то человек выходит из Храма с чувством радости, облегчения и покоя на душе. Его вера и надежда на помощь Божию укрепляется в нем.

Все это достигается посредством молитвенного общения с Богом. Поэтому здесь уместно остановиться на таком важном аспекте церковной жизни, как молитвенное правило христианина.

  • Рассказ о поездке в село Беседы к Христорождественской церкви.
  • Храмы Ленинского района

    Христорождественская церковь. Село Беседы

    История. На этом месте, где расположено с. Беседы, по преданию, великий кн. Димитрий Донской собрал свое войско и держал военный совет перед выступлением на битву с Мамаем. Этим и объясняется название села - Беседы. В XVI-XVII вв. Беседы были «государевым дворцовым селом», где находился дворец и при нем ряд хозяйственных построек. От древних сооружений сохранилась лишь церковь, построенная в начале XVI в. при Иване Грозном (по другим источникам - в 1599 г. при Годуновых).

    Каменный храм в честь Рождества Христова, с шатровым верхом, украшенным теремками и бочками, очень близок по архитектуре к Вознесенской церкови в Коломенском. Первоначально церковь окружала каменная открытая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта паперть соединялась с двумя приделами: во имя вмч. Феодора Стратилата и вмч. Димитрия Солунского. Третий придел, в подклете церкви, освятили во имя прп. Феодосии.

    Настоятель храма: протоиерей Василий Изюмский. Клирик: иерей Стефан Котруца.

    15.10.2009:
    С ЛЮБОВЬЮ К ЛЮДЯМ И БОГУ

    21 сентября 2009 года исполнилось 60 лет со дня священнической хиротонии одного из старейших священников Московской епархии протоиерея Василия Изюмского. Батюшке сейчас 82 года. Он родился 2 февраля 1927 года в Сталинграде и всю свою жизнь отдал людям и Богу. Слово о любимом многими батюшке сказал его сын, тоже уважаемый священник протоиерей Георгий Вахромеев.

    Прот. Василий Изюмский (в центре) и прот. Георгий Вахромеев (справа)

    + + +
    Мы, трое братьев: старший Николай, средний я и младший Александр, - росли в дружной, благочестивой христианской семье. Наш отец протоиерей Василий - добрый и заботливый человек и умный воспитатель. Никакого давления относительно необходимости посещения церковных служб, изучения Закона Божия и тому подобного мы никогда не испытывали. Возможно, поэтому каждая церковная служба нами воспринималась как праздник, во главе которого был наш отец.
    От отца мы узнали и почувствовали всем своим существом, что Господь Бог близок к нам, что есть христианская вера - великая сила, дающая смысл жизни. Его служение на Литургии, его молитвы и возгласы затрагивали нас до глубины души, трогали наши детские сердца, побуждали нас молиться со слезами покаяния и радости от соприкосновения с живым Богом. Радостно было сознавать, что это наш отец служит Господу у Престола.
    И в юношеские годы, и будучи взрослым человеком Евхаристический канон я всегда воспринимал как событие совершенно выдающееся, после которого оставалось желание стать служителем Господа. Моя мечта сбылась в 1985 году, когда меня рукоположили в сан диакона.
    Совершая совместное богослужение с отцом Василием, я учился у него красоте и порядку богослужения. Его возгласы на ектениях заставляли бодрствовать и ум, и сердце. Хотя сейчас у отца преклонный возраст, он совершает богослужения все с той же сосредоточенностью, внимательностью, степенностью, с открытым Богу сердцем, четким, хорошо поставленным голосом, интонационно подчеркивающим значение каждого слова. Прихожане храма, следуя за молитвой отца Василия, также молятся тепло и трепетно, со слезами на глазах, с благодарением ко Господу.
    Кто был в храме Рождества Христова в Беседах, все говорят об особо молитвенном настроении в храме во время богослужения.
    Отец Василий всегда мечтал быть добрым пастырем и воистину стал им. Как и раньше, в начале своего пастырского служения, так и сейчас отец Василий думает прежде всего о человеке, о его спасении и потому часто протягивает руку помощи людям, терпящим тяжелые искушения в нашем бурном житейском море.

    Протоиерей Георгий ВАХРОМЕЕВ,
    настоятель храма Живоначальной Троицы
    на Шаболовке в Москве,
    сын протоиерея Василия Изюмского