Выставка икон и картин из собрания церковно-археологического музея пстгу. новые открытия. Выставка музейных икон

Выставка икон и картин из собрания церковно-археологического музея пстгу. новые открытия. Выставка музейных икон
Выставка икон и картин из собрания церковно-археологического музея пстгу. новые открытия. Выставка музейных икон

8 октября в Москве открылась выставка «Иконы конца XVII - начала XX в. и аналойная живопись конца XVIII - первой половины XIX в. из собрания Церковно-археологического музея Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Новые открытия». Она подготовлена Государственным научно-исследовательским институтом реставрации и Церковно-археологическим музеем .

Выставка приурочена к юбилеям двух значительных событий: столетию московской выставки 1913 года, которая стала подлинным открытием древнерусской живописи для зрителя той эпохи, и грядущему сорокалетию выставки икон, организованной в советское время благодаря стараниям Саввы Ямщикова в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Открывшаяся выставка также посвящена памяти Саввы Васильевича, которому 8 октября исполнилось бы 75 лет.

В камерных, по-домашнему уютных залах деревянного московского особняка, который построен в 1830 году и сам является памятником архитектуры, можно увидеть как иконы, выполненные в традиционной технике - на доске темперой, так и произведения церковной живописи, выполненные маслом на холсте.

Это первая самостоятельная выставка собрания Церковно-археологического музея ПСТГУ. Она необычна тем, что дает возможность не только полюбоваться произведениями искусства, но и узнать о сложном процессе их реставрации. В начале экспозиции размещены фотографии некоторых экспонатов, сделанные до, в процессе и после реставрации.

Две иконы еще находятся в процессе - посетитель может посмотреть, как преображается икона в ходе работы специалиста.

Икона «Пророк Мелхиседек». XVII в.

Представленные на выставке иконы отреставрированы под руководством опытных преподавателей студентами кафедры реставрации факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Многие выпускники кафедры стали сотрудниками Государственного научно-исследовательского института реставрации. Выставка дает представление о высоком уровне образования, получаемом студентами на кафедре, которую создала и которой 20 лет заведует художник-реставратор темперной живописи высшей категории Галина Сергеевна Клокова.

Одной из основных целей работы Церковно-археологического музея ПСТГУ его директор - О. В. Заводова - считает создание коллекции поздних икон, практически не представленных в сложившихся музейных собраниях. Интерес к церковному искусству позднего Синодального периода постепенно появляется в научной среде: не так давно прошла выставка так называемой «народной иконы», постепенно появляются и публикации, посвященные иконописи той эпохи.

В экспозиции выставки представлены весьма разнородные памятники этого периода, которые иногда собирательно называют «краснушками». Из-за целой цепочки технологических упрощений, которые, как правило, имели место при производстве таких икон, они хуже выдерживают неблагоприятные перемены внешних условий, чем древние высокотехнологичные памятники. Поэтому иконы Синодального периода очень «капризны», их очень сложно и реставрировать и хранить. И именно сейчас надо их спасать, позже уже будет нечего реставрировать, этот пласт памятников стремительно исчезает. Они бы могли стать экспонатами епархиальных музеев Церкви, так как таким произведениям иконописи нужны почти идеальные условия хранения. Ведь именно в ризницах храмов накапливаются подобные иконы, которые уже не могут участвовать в богослужебной жизни.

Подлинной жемчужиной коллекции Церковно-археологического музея является комплекс аналойной живописи, созданной в период от конца XVIII до середины XIX века. В собрании музея есть полотна, бывшие когда-то частью конструкции церковных аналоев, а также один аналой, сохранивший первоначальную конструкцию. Живописные произведения, украшавшие такие аналои, насколько нам известно, целенаправленно собираются в нашей стране только Церковно-археологическим музеем ПСТГУ; в таком объеме эти памятники демонстрируются впервые.

Большой интерес представляют и другие произведения масляной живописи, например, картина неизвестного художника, которая поступила в музей с названием «Монах у раки». В процессе работы студенты ПСТГУ выполняют историографическое и иконографическое исследование реставрируемых памятников. Студентка, реставрировавшая полотно, провела исследовательскую работу, напоминающую чем-то детективное расследование. Удалось не только датировать произведение, но и установить, что на картине изображен иеромонах Амфилохий (в миру Андрей Яковлевич) у раки , находившейся в Зачатьевском соборе Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря.

«Монах Амфилохий у раки святителя Димитрия Ростовского».
Первая четверть XIX в.

Отдельный печальный, но познавательный раздел выставки составляют памятники, которые были испорчены, иногда практически уничтожены попытками непрофессионалов «привести в порядок», «почистить», «подновить» иконы. Эта часть экспозиции дает представление о том, в каком состоянии многие памятники поступают в Церковно-археологический музей: протертые «до дыр» неизвестными разбавителями или маслами, «подправленные» грубыми красками из наборов для детского творчества, заклеенные цветной бумагой из тех же наборов, или просто скотчем, покрытые краской «бронзянкой», использовавшейся когда-то для покраски кладбищенских оград. Подобная грубейшая «самодеятельность» наносит урон, иногда, увы, непоправимый, произведениям церковного искусства, не говоря о том, что все это осложняет работу реставраторов.

Государственным научно-исследовательским институтом реставрации был издан каталог этой выставки, оформлением напоминающий каталог выставки, организованной в 1974 году С. В. Ямщиковым.

Выставка работает по будним дням, с 10 до 18 часов. Выставка продлится до середины ноября. Вход бесплатный. На крыльце необходимо позвонить в дверь. Адрес выставочного зала ГосНИИР: Москва, ул. Бурденко, д. 23. Проезд ст. метро «Парк культуры» или «Киевская», далее 15 минут пешком.

В рамках долгосрочной программы сотрудничества с Республикой Татарстан, вслед за прошедшей в Казани выставкой «Гений века», Третьяковская галерея открывает в своих залах выставку «Сказание о граде Свияжске», которая напоминает об исторической значимости этого древнего города и демонстрирует сохранившиеся до нашего времени уникальные памятники, связанные с его основанием.

В 2017 году Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Республика Татарстан добилась этого статуса для исторического комплекса, связанного с русской православной культурой, поступательно развивая принцип равновесия и равнозначности культур народов разных конфессий, проживающих на территории Татарстана.

Выставка задумана как путешествие в ту эпоху, когда недалеко от Казани, на острове в устье реки Свияги, впадающей в Волгу, был основан новый город, сыгравший немаловажную роль сначала в подготовке знаменитого победоносного Казанского похода 1552 года, а затем в истории края, вошедшего в состав Российского государства.

На выставке представлены рукописи и иконы XVI века, рассказывающие о военном походе, основании города, украшении его монастырей и храмов и о первых прославившихся в этой земле святых. Впервые в Москве можно увидеть иконы двух уникальных по полноте и составу древних иконостасов Свияжска: из деревянной Троицкой церкви и каменного Успенского собора. Эти иконы, ныне хранящиеся в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан, были открыты и описаны в 1920-х годах и с тех пор вызывают неослабевающий интерес специалистов. Известно, что к их созданию был причастен просветитель и миссионер архимандрит Герман, впоследствии причтенный к лику святых.

Впервые посетители выставки смогут увидеть редкие произведения лицевого шитья XVI века из Национального музея Республики Татарстан. Эти литургические предметы были вкладами русских воевод и священников в храмы и монастыри Казани и Свияжска. Один из них — пелена с изображением Богоматери Казанской — самое древнее дошедшее до нашего времени изображение знаменитого чудотворного образа, явленного в 1579 году в еще недавно языческой Казани. В посвященном этому событию сказании архиепископ Казанский и будущий патриарх Гермоген назвал икону Одигитрией — Путеводительницей (на выставке можно увидеть украшенную миниатюрами рукописную книгу XVII века, содержащую этот литературный памятник). Вскоре, в Смутное время, Богоматерь Казанская стала знаменем народного ополчения Минина и Пожарского, освободившего в 1611 году Москву от иноземцев.

На выставке представлено 87 произведений из крупнейших музеев России: Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Национального музея Республики Татарстан, Государственного исторического музея, Муромского историко-художественного музея, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также из Библиотеки Российской академии наук и Российской государственной библиотеки.

Выставка открыта по 20 мая в Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 12). Бесплатный вход по средам для всех, по субботам - для многодетных семей. Каждый день с 10.00, приходите!

В Московском академическом художественном лицее Российской Академии Художеств им. В.И. Сурикова 29 октября открылась выставка «Современный иконописный образ». Пожалуй, за последние годы это первая такая большая и представительная выставка современного церковного искусства.

В экспозицию вошло более 300 экспонатов: это иконы, мозаики, фотографии росписей храмов, проекты иконостасов, изделия прикладного искусства. Свои работы представили ведущие иконописные школы, такие как Иконописная школа при Московской духовной Академии и Свято-Тихоновски й университет, Православная школа искусств «Троица». Среди участников выставки также крупнейшие московские мастерские: «Киноварь», «Собор» и др. Подлинным украшением выставки стали работы известных иконописцев: Александра Лавданского, Александра Соколова, Сергея Черного, Александра Чашкина, Ирины Зарон, Алексея Кошевого. Впервые на выставке представлены иконы архим. Зинона (Теодора). Можно назвать это своего рода сенсацией, потому что о. Зинон, несмотря на свою известность, никогда ранее свои работы на выставки не давал. И теперь у зрителей есть возможность увидеть его иконы вживую, а не по репродукциям.

На открытии выставки многие иконописцы отмечали, что так важно, что экспозиция открыта в Художественном лицее, ранее он назывался МСХШ - московской средней художественной школой, и здесь учились и начинали свой творческий путь многие ныне известные иконописцы. «Приятно выставляться в своей альма-матер, - заметила участник выставки Светлана Ржаницына, а Сергей Черный подчеркнул, что не только он заканчивал МСХШ, но здесь учился его сын, а теперь учится его внучка, то есть три поколения одной семьи имеют отношения к этой школе.

Екатерина Шеко в своем выступлении отметила важность того, что сегодняшние ученики Лицея, также представившие свои работы на выставку, оказались в одном пространстве с большими мастерами. И это станет для них настоящей школой и стимулом к работе.

Выставка ориентирована на широкий круг посетителей и привлекает внимание специалистов в области древнерусского и церковного искусства, научно-реставрац ионное сообщество, верующих людей и всех кому близко христианское искусство.

Выставка «Современный иконописный образ» приурочена у 1-й Всероссийской научно-практичес кой конференции «Актуальные вопросы формирования современного иконописного образа», которая будет проходить в стенах Лицея с 31 октября по 2 ноября. В конференции примут участие не только москвичи, но и иконописцы из Петербурга и других городов. посвящена творчеству современных иконописцев, их взгляду на создание иконописного образа, выбору технологий и материалов для своих работ. Широкий спектр технологий, применяемых сегодня, и активный поиск нового иконописного образа через переосмысление накопленного опыта русскими иконописцами рубежа XX-XXI вв. делает современное иконописание особенно интересным и значимым.

Доклады и мастер-классы, круглые столы и дискуссии - все эти разнообразные формы профессиональног о общения иконописцев призваны будут поставить и по возможности решить актуальные задачи, стоящие перед современными иконописцами, но и перед Церковью, поскольку икона есть выражение православной веры.

Главным организатором выставки и конференции стали Московский академический лицей Российской Академии художеств и Московский иконописный центр «Русская икона».

23 января 2018 года в Государственной Думе ФС РФ состоялась торжественная церемония открытия выставки «Культурное наследие России. Сохранение духовных традиций ». Выставка посвящена славным страницам истории Отечества, победам русского народа и вкладу русской культуры в мировое художественное наследие.

Председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, координатор Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей Сергей Гаврилов отметил уникальность представленной выставки.

Впервые в Государственной Думе мы можем увидеть удивительную картину духовного единства Русского мира, правопреемство поколений. Наша выставка объединяет духовные традиции, связывающие нас с миром Православия, — сказал депутат, открывая выставку.

Заместитель председателя Государственной Думы Ольга Тимофеева выразила благодарность организаторам за возможность увидеть такое многообразие экспонатов — детские рисунки, старинные иконы и списки икон, фотографии с территорий военных действий — объединенное Православием, духовностью, религией, верой.

Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов напомнил участникам мероприятия:

Только нашей стране с тысячелетней историей пришлось 700 лет защищать свою веру, правду, землю с оружием в руках.

По мнению Г. Зюганова, главным оружием, позволившим России выстоять, является мудрость и стойкость исполнительной власти, высокая духовность, справедливость и коллективизм.

Без веры, справедливости, любви и дружбы в стране, где русские объединили 190 народов и народностей, не порушив ни одной веры, языка и культуры, выбраться из современного кризиса сложно, — заявил Геннадий Зюганов.

О трагической истории Церкви в России, проблемах восстановления храмов и гонении христиан на Ближнем Востоке рассказал руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский .

Митрополит Московский и всея Руси Русской Православной старообрядческой Церкви (Титов) отметил, что представленные на выставке ценнейшие иконы и другие предметы духовной культуры старообрядцы хранят на протяжении столетий.

Впервые в истории появилась такая возможность в стенах Государственной Думы представить те ценнейшие иконы и другие предметы духовной культуры, которые хранили и сохраняют старообрядцы. Большой ценой далось им это хранение — были труднейшие столетия, когда старообрядцев преследовали, разрушали их храмы, когда за веру даже сжигали в срубах. Поэтому ценность того, что пронесли старообрядцы через века, весьма и весьма значительна. Хочется выразить благодарность председателю Государственной Думы Вячеславу Викторовичу Володину, который побывал в прошлом году в нашем духовном центре на Рогожском после визита президента России Владимира Владимировича Путина. Это знаковое, историческое событие: за последние 350 лет, впервые после церковного раскола, глава государства посетил духовно-исторический центр старообрядцев, открыв при этом выставку «Сила духа и верность традиции » , — отметил митрополит Корнилий.

На выставке представлена уникальная старообрядческая икона Богоматери Петровская , датированная XVI веком. Образ представлен музейно-библиотечным архивным отделом Русской Православной cтарообрядческой Церкви.

В храме икону невозможно рассмотреть. В храме надо молиться. А на выставке, мы с радостью сейчас участвуем, знакомство это возможно, — сообщил руководитель музейно-библиотечного архивного отдела РПсЦ о. Алексей Лопатин.

Выставка «Культурное наследие России. Сохранение духовных традиций», организованная Комитетом Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, проводится в Государственной Думе в период с 22 по 26 января 2018 года . Она приурочена к VI Рождественск им Парламентским встречам , которые проходят в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений .

Выставка включает в себя несколько экспозиций: «Православные чудотворные иконы — заступники небесные », «Придворный Санкт-Петербург », «Кабинет на рубеже XIX-XX вв. », «Искусство и наследие ». В рамках раздела «Православные чудотворные иконы — заступники небесные» представлены как старинные, так и современные списки с чудотворных икон. В заключительной части экспозиции, посвященной возрождению духовных традиций в современном искусстве, представлены произведения, наполненные духовным и патриотическим смыслом, авторами которых являются студенты художественных вузов.

На днях православные верующие получили возможность увидеть экспонаты уникальной выставки икон. Выставка редких святынь «Иконы конца 17 - начала 20 веков и аналойная живопись конца 18 - первой половины 19 веков из собрания Церковно-археологического музея Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Новые открытия» была открыта в экспозиционном зале Государственного НИИ реставрации. Как сообщается в пресс-службе института, выставлено было около 80 ценных икон.

Приурочена выставка к двум весьма значимым юбилеям: 100-летию московской выставки 1913 года, ставшей для того времени настоящим открытием в области древнерусской живописи, и 40-летию выставки икон, организованной ещё во времена СССР в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева стараниями Саввы Ямщикова. Выставка стала посвящением и памяти самого Саввы Васильевича, которому 8 октября должно было бы исполниться 75 лет.

Стоит отметить, что и сам деревянный и по-домашнему уютный особняк, построен который был в 1830 году, - памятник архитектуры. Посетители выставки смогут увидеть иконы, выполненные в традиционной технике - темпрой на доске, и работы церковной живописи – масло на холсте.

Нынешняя выставка – это первая самостоятельная выставка, подготовленная Церковно-археологическим музеем ПСТГУ. Уникальность её состоит в том, что посетители могут не только увидеть произведения искусства, но и узнать о достаточно весьма сложном реставрационном процессе. В начале экспозиции представлены фото некоторых экспонатов, которые были выполнены до реставрации и после проведения реставрационных работ.

Две из представленных икон в настоящее время находятся в процессе реставрации – посетители могут увидеть, как преображается икона в процессе работы специалистов.

В экспозиции выставки можно увидеть и разнообразные памятники того периода, которые специалисты называют «краснушками». Эти иконы из-за различных технологических упрощений, которые имели место при их производстве, несколько хуже выдерживали неблагоприятные изменения внешних условий, чем высокотехнологиченые памятники древности. По этой причине иконы Синодального периода «капризны», хранить и реставрировать их весьма сложно. Это является причиной того, что спасать их нужно незамедлительно или реставрировать будет просто нечего. Такие иконы могли бы войти в собрания епархиальных музеев РПЦ, поскольку такие произведения нуждаются в идеальных условиях хранения. Такие иконы, которые в богослужениях использоваться уже не могут, накапливаются в ризницах храмов.

Отдельный раздел выставки посвящён памятникам, которые были испорчены, а иногда и уничтожены непрофессиональными попытками «подновить», «почистить» и «привести в порядок» иконы. Благодаря этой части экспозиции посетители могут получить представление, в каком состоянии поступают в Церковно-археологический музей многие памятники, которые протёрты в буквальном смысле до дыр или «подправлены» красками из наборов детского творчества. Такая «самодеятельность» наносит непоправимый урон ценным произведениям церковного искусства и весьма осложняет работу профессиональных реставраторов.

Понравилась эта новость? Тогда жми .