Все сведения о празднике святая троица. Что нужно знать о празднике Святой Троицы. Из истории праздника

Все сведения о празднике святая троица. Что нужно знать о празднике Святой Троицы. Из истории праздника
Все сведения о празднике святая троица. Что нужно знать о празднике Святой Троицы. Из истории праздника

Цвет праздника Троицы - изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль. Изумрудным облаком светятся храмы изнутри - сотни березовых веточек несут прихожане, пол церкви густо засыпан травой, прелый запах июня усиливается лучами солнца из церковных окон, смешивается с тонкими нотами ладана и восковых свечей. Свечи уже не красные, а медово-желтые - «Пасха отдана». Ровно через 50 дней после Воскресения Господня празднуют христиане Святую Троицу. Великий Праздник, красивый Праздник.

… Пятьдесят дней спустя еврейской пасхи иудеи праздновали день Пятидесятницы, посвященный Синайскому законодательству. Апостолы не принимали участия в массовых торжествах, а собрались вместе с Божьей Матерью и другими учениками в доме одного человека. История не сохранила свидетельств о том как его звали и чем он занимался, известно только, что было это в Иерусалиме… Было около трех часов дня по еврейскому времяисчислению (примерно девятый час утра по современному счету). Внезапно с самих небес, с высоты, раздался невероятный шум, напоминающих вой и гул от несущегося сильнейшего ветра, шум наполнил весь дом, в котором находились ученики Христовы и Дева Мария. Люди стали молиться. Огненные языки заиграли меж людьми и начали останавливаться на мгновения на каждом из молящихся. Так апостолы исполнились Духа Святого, вместе с которым они получили и удивительную способность говорить и проповедовать на многих языках, прежде им неизвестных… Исполнилось обещание Спасителя. Его ученики получили особую благодать и дар, силу и способность нести учение Иисуса Христа. Считается, что Дух Святой сошел в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать душу.
По случаю праздника Иерусалим был полон народу, евреи из разных стран сходились в город в этот день. Странный шум из дома, где находились ученики Христовы, заставил сбежаться к этому месту сотни людей. Собравшиеся изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божьих?». И в недоумении говорили: «Они напились сладкого вина». Тогда апостол Петр, встав вместе с остальными одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, которого распяли, вознесся на небо и излил на них Святой Дух. Многие из слушавших проповедь апостола Петра в этот момент уверовали и приняли крещение. Апостолы же первоначально проповедовали евреям, а затем разошлись по разным странам для проповеди всем народам.

Так святой Андрей, которого называют еще Андрей Первозванный, отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей". Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород.

Чудесным образом уверовавший во Христа апостол Фома добрался до берегов Индии. До сих пор в южных штатах этой страны Керала и Карнатака живут христиане, чьи предки были крещены еще святым Фомой.

Петр посетил различные области Ближнего Востока, Малой Азии, а позднее обосновался в Риме. Там, согласно весьма надежной традиции конца 1 и начала 2 вв., он был казнен между 64 и 68 годами н.э По свидетельству Оригена, Петр, по его собственной просьбе, был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел также предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Родос, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения, язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его.

Та благодать Святого духа, которая была явно преподана апостолам в виде огненных языков, теперь в Православной Церкви подается невидимо - в ее святых таинствах через преемников апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников.

Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком.

В Праздник Святой Троицы, установленный в конце IV века, после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице - триипостасном Боге, мы говорим еще об одном важном аспекте христианской веры: непостижимой тайне триединства Бога. Бог един в трех лицах и тайна эта непостижима человеческим умом, но суть Триединства была явлена людям в этот день.

Кстати, долгое время христианские художники не изображали Троицу, считая что Бог может быть изображен только в лице Иисуса Христа - сына Божья. Но не Бог - отец, не Бог - Дух Святой не должны быть писаны.. Однако со временем была сформирована особая иконография Святой Троицы, которую теперь разделяют на два вида. Троица Ветхозаветная знакома каждому из нас по известной иконе Андрея Радонежского (Рублева), на которой Бог изображен в виде трех ангелов, явившихся Аврааму. Иконы Новозаветной Троицы представляют собой изображения Бога - Отца в виде старца, Иисуса Христа как отрока на его лоне или взрослого мужа, по правую руку от него, и Духа - над ними в виде голубя.

На Руси отмечать Святую Пятидесятницу стали не в первые годы после крещения Руси, а спустя почти 300 лет, в 14 веке, при преподобном Сергии Радонежском.

В нашей стране этот праздник слился со славянским народным праздником семик, вобрав в себя много языческих обрядов, связанных, главным образом, с почитанием духов трав, деревьев и цветов. Поэтому на Троицу принято было украшать дома зеленью, водить хороводы вокруг березки.

В последнюю неделю перед Троицей, в четверг, в крестьянских домах начиналась стряпня - пекли пироги, лепешки, курники, яичницы, лапшинники, сухарники, варили похлебку из домашней птицы. Потом с этими кушаньями ходили в лес, расстилали скатерти под деревьями, ели и пили пиво. Выбирая ветвистую березу, молодежь разделялась на пары и завивала венки, не отламывая веток от дерева.

В Троицын день опять шли в лес - развивать венки. Каждая пара, находя свой венок, судила о своем будущем счастье, которое зависело от того, увял венок или нет, поблек или еще зелен...

С венками было связано множество обрядов. Наверное, самый известный из них, когда венки бросали в реку, разгадывая свою судьбу по их движению: Пойду на Дунай, на реку, Стану на крутом берегу, Брошу венок на воду, Отойду подале, погляжу: Тонет ли не тонет ли Венок мой на воде? Мой веночек потонул Меня милый вспомянул: "О свет моя ласковая, О свет моя приветливая!"

На следующий день после Пятидесятницы, которая всегда отмечается в воскресенье, Церковь прославляет третье лицо Святой Троицы - Святого Духа. С этого дня до следующего праздника Святой Пасхи начинают петь тропарь Святому духу «Царю небесный…» С этого же момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.

… Трогательно и красиво Богослужение в праздник Святой Пятидесятницы. Украшен храм, священники облачены в зеленые ризы, пахнет травой и свежей зеленью, торжественно и светло звучит хор «…обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух» , коленопреклоненно читают прихожане особые молитвы святителя Василия Великого. А на дворе сочное раннее лето - напоминанием о том прекрасном и глубоком «лете Господнем», что обещал Иисус Христос праведникам.

В православии отмечается много праздников. Верующие люди, безусловно, знают о таком празднике, как , он имеет давнюю историю и определенные обычаи.

Церковь отмечает этот праздник в День Пятидесятницы – на пятидесятый день после . Любой православный человек знает, когда именно отмечать этот праздник и какова история Дня Святой Троицы. История возникновения праздника Троицы восходит к временам Иисуса Христа. Тогда, в пятидесятый день после Воскресения Христа на землю спустились апостолы Святого Духа. Апостолы поняли, какова роль третьего Лица Троицы и почему Бог триединый.

История Дня Святой Троицы

После Вознесения апостолы постоянно присутствовали в Сионской горнице и молились. Внезапно они услышали шум на небе, а перед ними появились огненные языки, которые опустились на их головы. Таким образом Святой Дух вошел в тела апостолов. Святой Дух даровал апостолам знание неизвестных доселе языков для того, чтобы они могли распространять христианскую веру по миру. Православный праздник Троицы провозгласили именно апостолы, если верить истории. После описанного случая, каждую Пятидесятницу христиане стали отмечать этот праздник, он считается одним из важнейших в православном мире.

Позже Василий Великий составил определенные молитвы, которые было необходимо читать в этот день. Эта традиция продолжается и по сей день. День Святой Троицы во всем православном мире считается рождением христианской церкви, которая была создана Богом.

В православии День Святой Троицы и День Пятидесятницы соединен воедино, чего нельзя сказать о католической церкви. Католики отмечают День Святой Троицы в следующее воскресенье после Пятидесятницы.

Иконы, рассказывающие о сошествии Святого Духа, начали писать в VIвеке. На них обычно можно увидеть Сионскую горницу и апостолов с книгами. При этом между апостолами Петром и Павлом находится пустое место, символизирующее Святой Дух. Над головами апостолов находятся языки пламени.

История возникновения праздника Троицы очень древняя, она берет свое начало с Вознесения Иисуса Христа. Православные люди это знают и поэтому отмечают праздник особенно широко – обязательно посещают службы в день Пятидесятницы.

История нам рассказывает и о некоторых традициях и обычаях, которые соблюдают во время праздника Троицы и по сей день. Полы храмов и домов должны быть покрыты свежескошенной травой, а иконы украшены березовыми ветвями, символизирующими силу Святого Духа. В субботу перед Днем Троицы православные ходят на кладбище, чтобы почтить память усопших родственников, этот день называется «родительским». Для украшения домов и храмов пользуются ветками березы, эта традиция сложилась исторически. Более того, считается, что День Святой Троицы без березовых украшений то же самое, что и Рождество без новогодней ели. Перед Троицей обязательно проводят генеральную уборку, пекут пироги, вьют венки (опять же, из березы и цветов). Этот праздник издревле особенно любим девушками, потому что они могли красиво одеться и отправиться на смотрины. Сватовство на Троицу считается хорошей приметой, а свадьбу уже играют осенью.

Некоторые обычаи праздника Святой Троицы из истории перекочевали в наше время – храмы украшаются березовыми ветвями, девушки плетут венки, православные обязательно ходят на кладбище в родительскую субботу. Праздник этот очень радостный и веселый – утром обязательно посещение храма, а после водят хороводы и поют песни. Одно из традиционных блюд на Троицу – каравай, часто приглашают гостей и отмечают этот праздник вместе. Народные гуляния на Троицу не теряют своей популярности.

День Святой Троицы, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников.

Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед своим вознесением на небеса. Библейская легенда гласит о том, что после Христова Воскресения на Его учеников-апостолов сошёл Святой Дух. В этот день была образована вселенская апостольская церковь. День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют ещё Пятидесятницей.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они (то есть апостолы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

Святым Духом апостолы получили дар говорить на разных языках. Люди, с которыми стали разговаривать апостолы, когда вышли из Сионской горницы, изумлялись — откуда у вчерашних простых рыбаков такие способности. И все удивлённо спрашивали друг друга: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?»

Конечно, этот дар был дан Господом своим ученикам не случайно. Дело в том, что отныне они становились Божьими посланниками. Они должны были идти во все концы земли проповедовать Слово Божье, утверждать Церковь Божию на земле, чтобы каждый человек мог спастись. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас, — сказал Господь. — Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».

Апостолам поручалось, как добрым пастырям (пастухам), собрать всех овец Христовых — всех Божьих людей — в одно стадо. Каждый, кто стремится к Истине, мог стать членом единого целого — Христовой Церкви. Ведь само слово «церковь» означает собор, собрание.

Именно поэтому день Пятидесятницы христиане считают днём рождения нашей Святой Церкви. Вот с этим днём рождения Церкви мы все и поздравляем сегодня друг друга!

Христовы апостолы, просвещённые Святым Духом, стали первыми священниками новой церкви. Они передавали благодать священства своим преемникам, те — своим, и так уже целых две тысячи лет до сегодняшнего дня. Это значит, что нынешние священнослужители православной церкви являются преемниками первых апостолов, и на них, так же как на апостолах, почиет Святой Дух.

Обратите внимание: Святой Дух сошёл на учеников Христовых в виде огненных языков. Почему именно так? Почему Третье Лицо Троицы являет Себя в виде огня? А вот почему. Это символ того огня, который должен возгореться в душе каждого верующего человека — возгореться любовью к Богу. Это знак того, что весь человек должен переродиться, стать новым, стать настоящим христианином.

Следующий после Троицы день посвящён Пресвятому Духу. И поэтому его называют Духовым днём. В молитвах к Святому Духу обращаются как к Утешителю. Он явился апостолам и наполнил их сердца радостью.

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится Великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальные молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»). Во время чтения этих молитв все, в том числе и священнослужители, стоят на коленях. Этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

По русской традиции пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. В других православных церквях употребляются также облачения белого и золотого цветов.

Почему же именно ветви берёзы используются в этот день для украшения домов и храмов? Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено так много стихов и песен. Праздник Троицы без берёзы — то же самое, что Рождество без ёлки. Да и сама природа в этот день, накануне буйного цветения, напоминает юную девушку на пороге взрослой жизни.

Но Россия — большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клён, рябина.

Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат на праздничную службу. А после неё устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гулянья с играми, представлениями, песнями.

Как празднуют Троицу в других странах

В Австрии символами праздника являются голубь, огонь и вода, с которыми связаны многие старинные обычаи. Например, в некоторых местечках Австрии до сих пор в субботу перед Троицей украшают колодцы цветами и лентами, а в церквях во время праздничной мессы выпускают на свободу голубей.

На Кипре православные христиане празднуют Святую Троицу в тот же день, что и в России. С этим днём также связан Праздник воды — воспоминание о Вселенском потопе и спасении Ноя, или, как его называют киприоты, Катаклизмос.

В Германии этот день сопровождается плетением венков, гаданием, катанием на качелях и на лодках. Перед праздником в доме и саду наводят тщательный порядок. Рано утром собирают полевые цветы, а также распустившиеся зелёные ветки деревьев, особенно ценится берёза.

Из истории праздника

На Руси Троица слилась с древнеславянским праздником — Семиком. Он знаменовал конец весны и начало лета и приходился на четверг (семик) седьмой недели после Пасхи. В этот день было принято водить хороводы. Наши предки верили, что хороводом они помогают солнцу приближать лето. В Семик было принято завивать в венок ветви берёзы, загадывая на судьбу. На Троицу смотрели, что стало с венком. Если ветви не развились — у того, на кого загадывалось, будет долгая жизнь. Женщины и девушки через берёзовый венок «кумились» — целовались друг с другом и становились подругами.

Современные люди, не смотря на то, что всей душой верят в Бога, редко соблюдают все традиции и заповеди. Но есть Великие праздники и дни, которые никогда не забывают и чтят в каждой христианской семье. Одним из таких праздников и является день Святой Троицы.

Какого числа отмечается Троица

Троица - один из самых важнейших праздников христианской церкви. Он следует после : ровно через 7 воскресений, на 50-й день, тесно переплетая между собой народные обычаи и церковные традиции.

Учитывая, что Пасха является переходящим праздником, - она не имеет определенной даты, то праздник Святой Троицы тоже каждый год отмечается в разные дни.

Великой Пасхе предшествует самый строгий пост в году - 7 недель, который начинается после широкой Масленицы и захватывает даже день весеннего равноденствия. Поэтому проще всего , а следом за ней и дату Святой Троицы, можно с помощью отрывного календаря, где обычно указываются и фазы луны.

  1. Найдите день весеннего равноденствия.
  2. Определите дату полнолуния сразу после дня весеннего равноденствия.
  3. Отметьте ближайшее к полнолунию воскресенье - это и будет день Великой Пасхи.
  4. Отсчитайте 49 дней после Великой Пасхи.
  5. На 50-й день, - воскресенье - отмечается Троица.

Праздник Троицы в 2016 году

В этом году отмечался 1 мая, прямо в день весны и труда. Отсчитав положенные 7 недель, не составит труда узнать, что Троица в 2016 году наступит в воскресенье, 19 июня.

История праздника

Троицу так же нередко называют Пятидесятницей. И вовсе не потому, что она отмечается через 49 дней после Великой Пасхи. На самом деле Пятидесятницу отмечали еще задолго до того, как возникло христианство. Именно на пятидесятый день после Песахи (иудейской Пасхи) Моисей получил десять заповедей от Господа, что впоследствии и стало основой для Ветхого Завета.

А через много лет, так же на пятидесятый день после Воскресения Христова, на Богородицу и 12 апостолов снизошел бестелесный, живой Святой Дух, - именно так Бог предстал им в своём третьем обличии (до этого Бог уже дважды являлся им в виде Бога Отца (Божественного Ума) и Бога сына (Божественного Слова)). Так этот день ознаменовали и днем Святой Троицы.

Сионская горница в Иерусалиме, где и происходило это действо, согласно Библии, стала первой в мире христианской церковью, а день Святой Троицы вошел в историю как появление на Земле Новозаветной Церкви.

Это основная версия возникновения праздника Троицы, хотя, надо признать, не единственная. Существует множество легенд, по одной из которых Троица - это день, в который Господь сотворил землю и зелень, по другой - в этот день Иисус гулял с Петром и Павлом в тени зеленых деревьев и Христос благословил этот день и назвал Троицей. Безусловно, эти домыслы имеют право на существование, но всё же они не так распространены, как события, описанные в Библии.

Сейчас праздник Святой Троицы отмечается во всех христианских церквях, но у католиков и протестантов он немного позже: на 50-й день после Пасхи они отмечают именно Пятидесятницу, а Троицу празднуют уже в следующее воскресенье.

Суть праздника Троицы

С древних времен и до наших дней люди встречают праздник Троицы с надеждой на новое начало, урожайный и благоприятный год для всего живого и, в первую очередь, для своей семьи.

Если встречая провожая зиму на Масленицу, мы встречаем весну, то Троица - это полноправное начало лета. Обычно к Троице уже распускаются все деревья в лесу, вырастает трава и начинаются по-настоящему теплые дни.

Может быть именно поэтому так и заведено издревле, что Троица - переходящий праздник и не имеет точных дат.

Традиции и обычаи праздника Троицы

К празднику Святой Троицы весна окончательно вступает в свои права: всё вокруг наполняется новой жизнью и светом, распускается и оживает. В знак обновления всего живого храмы и церкви в этот день тоже утопают в свежей зелени: мягкой травой устилают пол, стены украшают молодыми побегами березы, да и сами священники ходят в зеленых одеждах.

Но не только в храмах дают проникнуть свету и весне! Хозяйки накануне Троицы приводят свой дом в идеальный порядок, украшают комнаты свежими цветами, символизирующие то, как распускается и расцветает душа человека, впустившего Бога в свое сердце.

С самого утра христиане спешат в церковь, поблагодарить Бога за то, что он всегда с ними и защищает их от бед и напастей. Из храма каждый верующий обязательно возвращается домой с тонкой веточкой молодой березки, которая символизирует начало всего живого, светлого, новой хорошей жизни.

В дом приглашают всех родных и близких, накрывают на стол, готовят хорошее угощение. По традиции, на столе обязательно должен быть свежеиспеченный каравай и та самая веточка из храма, в знак достатка и счастливой жизни всех присутствующих.

Символы праздника Троицы

В храмах не зря для украшения берут именно веточки русской березы. Береза одна из первых покрывается молодыми листьями и стоит в лесу самая «нарядная». Во всем мире считается, что русская береза обладает особой силой роста, поэтому люди еще с давних времен знают, что в лесу нужно обязательно обнять березку и попросить у нее сил и здоровья.

В давние времена, вечером на Троицу, молодые девушки надевали свои самые красивые платья, венки из березовых веточек с полевыми цветами и обязательно шли «завивать» березу: самая юная из них срубала молодое дерево и девушки дружно украшали его ленточками и цветами, водили хороводы и танцевали вокруг него. После этого березку обязательно нужно было утопить в речке, чтобы земля была богатой и плодородной.

Гадания на Троицу

Интересно, что Троица, Пятидесятница совпадает еще с одним большим языческим праздником, о котором наши предки издревле не забывали: почитание прихода лета - Зеленые недели (Зеленые святки, Русальная неделя). Окончания такой недели - воскресенья - особенно ждали еще совсем юные девочки, т.к. девушки постарше брали их с собой на гулянья, где частенько гадали на суженого.

Конечно, официальная церковь это не одобряет и по сей день, но, тем не менее, традиции этого праздника идут к нам из древних времен.

Верили, что в эти дни русалки выходят на берег, играют, качаются на ветвях и наблюдают за людьми, а на Троицу, в воскресенье, они особенно активны. Поэтому в Русальную неделю нельзя гулять по лесу или возле воды в одиночестве, - считается, что русалки ради забавы запросто могут утащить человека к себе. Конечно, в наше время в прудах никто не стирает, но всё же наши предки не всегда оказываются неправы.

Обязательно поминали покойников, особенно тех, кто умер раньше времени: по поверью, в Зеленую неделю они возвращаются на землю в виде мифологических существ. Освящали колодцы и поля.

А уж любительницам погадать о своем будущем на Троицу было где разгуляться, но самыми распространенными гаданиями были те, где использовалась березка.

  • Срывали случайную молодую веточку березы и внимательно ее осматривали: если ветка ровная, без изъянов, то и год будет ровным, да тихим. А уж если кривая, то ждали изменений, хороших или плохих - судили по коре этой ветки: красивая она или больная.
  • В воду опускали несколько молодых веточек разных деревьев, загадывали желание и вытягивали с закрытыми глазами, кому какая попадется: березовая - исполнится, осиновая - в этом году можно и не ждать, дубовая - нужно потрудиться, чтобы желание сбылось, а сосновая - всё зависит только от вас.

Троица, Троицын день - народный праздник у славян. Отмечался день, два с воскресения на вторник. Но праздновался и три. Назывался по разному - Преполовение (Праздник Живой Воды), Вознесение, Семик, Зеленые святцы, Русальная неделя. Даже в самой России именовался по своему: в Воронеже, к примеру, Венки, Гулино - в Костроме, День березки - в Сибири и так далее. У белорусов - Тройца, в Галиции - Турица, у болгар - Духов день, у сербов - Духови, названия у разных народов можно продолжать. Однако при всем при том Троица означала окончание в природе весеннего цикла и начало летнего. Пожалуй, это один из самых красочных праздников года, когда зацветают сады и цветы в палисадниках, воздух напоен пленительными ароматами вот-вот начинающегося лета. Меняются и одежды людей. Зимняя уже давно в сундуках, в весенней, все еще теплой, становится жарко, на смену приходят яркие сарафаны, шелковые платья до пола, разноцветные ленты украшают легкие головные уборы, и парни переодеваются в косоворотки, шаровары, заправленные в хромовые сапоги, щеголяют модными кепками или вообще ходят без головных уборов, и весенний ветер задорно играет их кудрявыми чубами.

Троица у евреев

Народ Израиля называет ее Пятидесятницей. Празднуется она на пятидесятый день после иудейской . (В христианстве у нее тоже нет постоянной даты: приходит на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения). По народному иудейскому поверью, народ Израиля в этот день обрел Синайский закон. Иными словами - пророк Моисей на горе Синай даровал своему народу Закон Божий, а имело место быть величайшее событие на пятидесятый день после исхода евреев из Египта. С тех пор Троица у иудеев называется Пятидесятницей (Шавуот) и отмечается ежегодно. Она же праздник первого урожая. Израиль - южная страна, и к этой поре рынки ее полны зелени, только что созревших овощей, ягод на грядках, черешен и вишен в садах. Синайский закон разрешает в этот знаменательный день массовые гуляния, самые разнообразные развлечения, жертвоприношения. Известно также, что однажды апостолам, уединившимся для празднования иудейской Пятидесятницы, Спаситель обещал явить чудо - приход Святого Духа. И оно, это чудо, произошло. На пятидесятый день после Воскресения апостолы услышали невероятный шум, увидели яркое пламя. То и взаправду на них снизошел Святой Дух, и явил три ипостаси - Бога отца (Вседержателя, Создателя), Бога сына (Божественное слово) и Бога Духа (Святой Дух). Триединство - основа и христианства и на нем прочно держится христианская вера. Святая Троица - есть Единый Бог!

В то же время люди, которые были рядом с горницей, где собрались апостолы, тоже услышали шум. К их удивлению, апостолы говорили на разных языках. Такой дар получили ученики Иисуса. А также способности - исцелять, проповедовать, пророчествовать на тех же разных наречиях, то есть получили возможность нести Слово Божие во все концы мира. Апостолы отправились на Ближний Восток, в Крым, Киев, Малую Азию, Индию. И все были казнены противниками христианства, кроме одного ученика Иисуса - Иоанна. Тем не менее, Троица или, как ее еще называют, Пятидесятница, широко распространилась по свету.

Он появился лишь спустя три сотни лет - после Крещения Руси. А до этого был праздником языческим, по канонам которого человечеством правили три божества: Перун - защитник правды и воина: Сварог - Создатель Вселенной и Святовит - хранитель света и человеческой энергии. Из языческого праздника и родилась Троица. Официально же Троицын день был учрежден в России православной церковью в девятнадцатом веке. И он также означал окончание весеннего цикла и начало долгожданной летней поры. Широкое распространение праздник получил в четырнадцатом - шестнадцатом веках, благодаря Сергею Радонежскому - святому глубоко почитаемому народом. Служение Троице он считал смыслом всей своей жизни. А в 1337 году основал обитель, которая в наши дни носит название Троице-Сергеева Лавра. В обители выражена идея объединения в одно целое всех русских земель.

Три Троицыных дня на Руси

Первый день назывался Зеленым воскресением. Читались специальные молитвы. Украшались иконы и березы. Люди уходили гулять в поля, на лесные поляны, водили там хороводы. Естественно, все наряжались в самые яркие праздничные одежды в пример пробуждающейся природе. Девушки бросали венки в реку, пруды, другие водоемы. Тем самым гадали, какая судьба ждет их в ближайшем году. Обязательным было поминание усопших. Выполняли обряды, изгонявшие злых духов, всей нечистой силы. Ночью к людям, по поверьям, приходили вещие сны.

Второй день звался Клечальный понедельник, с утра дружно шли в церковь. После нее - в поля. Батюшки благословляли земельные наделы. Чтобы уберечь будущий урожай от непогоды - засухи, чрезмерных ливней, града.

Третий день был Богодуховым. А еще Днем девушек. Самую красивую украшали венками, обряжали в зелень, и она играла роль Тополи. Водили ее по домам, одаривали подарками, угощениями.

Символом праздника была береза. Ее наряжали. Водили вокруг хороводы. Первые листья сушили от сглаза. Обряд завивания березы существует в России по сию пору, особенно в глубинке - деревнях и селах. При этом желали здоровья родителям, близким и родственникам. А девушки-красавицы думали о суженых, передавали им свои потаенные мысли. Потом березу срубали. Обносили ею деревеньку или село, привлекая тем самым удачу. С наступлением вечера ленты и прочие украшения с березы сжигали - своеобразное жертвоприношение. Ветки хоронили в поле для богатого урожая. Сам ствол топили в реке, пруду или в другом водоеме для защиты от злых духов. Поутру на Троицу собирали росу, считая ее лучшим лекарством от любых недугов. На Троицу категорически запрещалось работать по дому или в огороде. Все делалось до праздника. А в сам торжественный день не возбранялось украшать жилища, готовить разные вкусности к праздничному столу. Строго запрещались купания в водоемах, мол, русалки утащат на дно. А если кто сей участи избежит, непременно станет колдуном. В Троицын день нельзя было шить, стричься, красить волосы. Советовали не думать о плохом. Тем более, обижаться на кого бы то ни было или ругаться. Были и иные запреты. А еще в Троицу были невестины смотрины. Гуляния девиц по главным улицам у всех на виду. Что касается церковного праздника, то он начинался с самого утра. Нарядные шли семьями на богослужение. После него - домой на торжественный по этому случаю обед. Ходили и в гости. И к себе приглашали. Одаривали друг друга подарками.

Родительская суббота

За день до Троицы добрые христиане должны были бывать на погостах. Дабы помянуть усопших. Устраивался также поминальный ужин. На стол почившим ставились приборы. Их звали на поминальную трапезу. Было принято топить баню. И не только париться и мыться самим, но и оставлять веник и все необходимое покойникам. В родительскую субботу поминали самоубийц. Молились об упокоении их душ. Правда, делать это в храме не разрешалось: самоубийцы не найдут упокоения во веки веков. Так что поминать их можно было только в домашних молитвах.

Приметы Троицы

Жара на Троицу - жди засушливого лета. Для привлечения богатства в дом - обмести несколько могил на кладбище. Дождь на Пятидесятницу - к близкому теплу и обилию грибов. Если береза на третий день праздника свежа - к мокрому сенокосу. Примет бытует и поныне много. Говаривали: "Троица три дня строится - от Троицы до Успения". Особенно радовались празднику красны девицы. Выходили к берегу реки, пускали в нее венок и приговаривали "Плыви, мой венок, на тот бережок. Кто поймает мой венок - будя женишок!". Девицы оставляли в храмах на ветках берез, кленов, которыми они были убраны, свои слезки - избавление ото засухи и неурожаев.

Вся неделя русальная

Особенно опасен четверг - русалки так и хотят беспечных заманить в воду. Потому вечерами из дома ни ногой! И вообще нельзя купаться на протяжение всей недели. А лучше всего носить с собой траву - полынь, самое лучшее средство от всякой нечисти. Чтобы уж совсем уберечься от русалок, делали чучело, водили вокруг него хороводы, а потом разрывали на мелкие кусочки. Перед сном бегали по улицам с помелом, чтобы уберечься от русалок. В эту же пору просыпались водяные. Их отпугивали от себя, разжигая по берегам водоемов костры. В современной жизни взгляды на обряды, приметы, обычаи в Троицу несколько изменились. Но некоторым древним традициям все-таки следуют. Особенно представительницы прекрасного пола. В основном молодые особы. Девицы. Несут к берегам рек и прочих водоемов ярко сплетенные венки. Пускают на воду. Куда венок поплыл - оттуда ждать суженого. Пристал вдруг к берегу - жениха год не видать! А еще на Руси Троицу называли - Пресвятая дева, Духов день, Вода - именинница, Трава - именинница. При этом еще раз подчеркиваем, что Троица или Пятидесятница - один из самых желанных, ярких по убранству праздников, означающий конец весны и наступление долгожданного лета!

Троица в поэзии и кино

Праздник был и есть горячо любимый всем народом. Поэты не составляли исключения. Им восхищались и восторгались, в частности, Иван Бунин: "Алтарь сияющий и убранный цветами, янтарным блеском свеч и солнца озарен!" Или широко известные некрасовские строки из его стихотворения, которое наизусть учат в школе: "Идет - гудет Зеленый шум, Зеленый шум - Весенний шум!" Или знаменитое пушкинское:" В День Троицын, когда народ, зевая, слушает молебен, умильно на пучок зари они роняли слезки три..."

О Троице, Пятидесятнице, сняты художественные и документальные фильмы - "Предел ангела", "Спас под березами", которые и теперь популярны у зрителя. Среди документальных кинолент можно отметить "Пресвятую Троицу", выпущенную в прокат в России в 1992 году. В анонсе к фильму подчеркивается, что День Святой Троицы является Днем рождения Церкви Христовой. В этот день свыше тысячи лет назад на учеников Христа снизошел Святой Дух. И сегодня, как и тогда, Господь хранит и созидает свою Церковь руками священников через таинства церковные. Еще ранее, в 1988 году, киностудия "Леннаучфильм" выпустила документальную киноленту "Вознесение на Святую Троицу", повествующую о знаменитой иконе пятнадцатого века "Троица", которую написал великий русский художник Андрей Рублев. Еще больше о всемирно известном живописце можно узнать из художественного фильма "Андрей Рублев" (1966 год), снятого талантливым русским режиссером Андреем Тарковским, в котором снимались популярные актеры - Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Михаил Кононов, Ирина Тарковская и другие. В киноленте отражены события на Руси далекого от нас пятнадцатого века. Страну раздирают княжеские междоусобицы. Появляется живописец, что называется, от Бога. Его жизни и творчеству и посвящен фильм и, в частности, знаменитой иконе "Троица". Талантливую киноленту и раньше и теперь смотрят с большим интересом как в России, так и далеко за ее пределами.