Воплощения вишну. Был ли Иисус Христос аватарой? Пахтание млечного океана - явление аватары Курмы

Воплощения вишну. Был ли Иисус Христос аватарой? Пахтание млечного океана - явление аватары Курмы
Воплощения вишну. Был ли Иисус Христос аватарой? Пахтание млечного океана - явление аватары Курмы

Является одной из древнейших религий, которая, в свою очередь, считается третьей по численности верующих во всем мире, на первом месте находится православие, а на втором ислам. Индийская религия - это совокупность традиций, обрядов, философии и знаний. Она представлена многочисленными школами, а также священнописаниями. В индуизме существуют различные направления, одним из которых является вайшнавизм или вишнуизм, его отличительной особенностью является поклонение индийскому Богу и его .

Что это за бог

Бог Вишну - один из индуистской Троицы или Тримурти, в которую, помимо него, входят и Брахма. Это Верховное Божество, согласно индуистским верованиям, возвращается на Землю для того, чтобы поддерживать баланс добра и зла. Для этого он перевоплощается в различные обличья или аватары. Имя Вишну многократно упоминается в индуистских священнописаниях, в которых ему отводится особая роль - вершителя справедливости. Считается, что на данный момент Вишну перевоплощался 9 раз, а 10-й приход этого Бога на Землю только предстоит, и случится он тогда, когда конец Света будет совсем близок.

Знаете ли вы? В некоторых деревнях Индии существует традиция, которую почитают как индуисты, так и мусульмане, а заключается она в том, что новорожденных сбрасывают с 15-метровой высоты на растянутый тент. Считается, что после того как ребенок справится с этим испытанием, он будет расти здоровым и счастливым .

Как выглядит Вишну: иконография

На иконах Вишну изображают в человеческом теле с синими, голубыми или черными кожными покровами и четырьмя руками. Четыре руки символизируют то, что человек действует не только 2 руками как физиологической частью, но и еще набором четырех рук, который отражает внутренний мир, то есть то, что наполняет индивидуум изнутри и отражает его поступки. Этому есть объяснение в Веданте, где 4 руки трактуются как символы , и . Визуализация Вершителя справедливости, таким образом, подчеркивает его божественные качества и способности.

Почти на всех картинах этот Бог изображен со своей супругой Лакшми. Он либо стоит на цветке лотоса, его жена просто находится рядом, либо лежит на кольцах змея, а его супруга делает ему массаж ног, а вокруг семейства раскидывается безграничный Молочный океан. Также встречается такой вариант картин, на котором Вишну сидит верхом на орле . На голове Вершителя справедливости находится корона, которая символизирует его господство и то, что именно он является частью души каждого человека. Вишну - это Бог, который может изменять обличья, но то, чего он хочет добиться, остается неизменным, а это и справедливость, и добро, и любовь, и взаимное уважение людей.

Важно! Жена Вишну - Лакшми также почитается в индуизме и является богиней богатства, процветания, изобилия, счастья и удачи.

Атрибуты и их значение

На всех изображениях в руках у Вишну находится 4 предмета, каждый из них - это своеобразный символ и имеет свое значение, а также говорит о том, за что его владелец отвечает. Он держит раковину, булаву, лотос и чакру или диск. Раковина символизирует первичный звук творения . Булава - свидетельствует о ментальной и физической силе своего обладателя. Цветок лотоса - это отражение свободы и чистоты, помыслов и поступков. А диск - подчеркивает умственные способности этого Бога и его мудрость.

Другие имена божества

Согласно древнеиндийскому эпосу «Махабхарате» существует более 1000 имен Вишну, в этом источнике есть целый раздел, посвященный исключительно им. Среди самых значительных можно выделить следующие имена: Говинда (пастух), Кешава (благоволосый), Хари (рыжевато-коричневый или избавитель), Мадхусудана (убийца демона Мадху), Пурушоттама (высший дух, лучший из людей) и Мурари (враг демона Мури). Воплощения Бога Вишну безграничны, как, собственно, и имена, которые могут ему принадлежать.

О снисхождении, аватары Вишну

«Высший Бог» наделен многочисленными положительными характеристиками среди своих почитателей. Он символизирует будущее, настоящее и прошлое, творит и разрушает, руководит существованием во Вселенной, именно он разрешает все проблемы, поддерживает и управляет земными существами. Его появления на Земле не исчислимы, так как Вишну непрерывно вершит справедливость и меняет свое обличье бесчисленное количество раз, но есть такие аватары, которые считаются общепризнанными и высоко почитаются в вайшнавизме.

Матсья

Воплотившись в рыбу, Вишну явился на Землю во время всемирного потопа и спас Ману.

Курма

Обратившись в черепаху, он поддержал гору Мандара, которая могла затонуть из-за пахтанья океана, спровоцированного Богами и Демонами, для того чтобы добыть нектар из его недр.

Вараха

В обличье вепря Вишну убил демона Хираньякшу и спас Землю от настигающей водной пучины, которая символизировала грехи землян. Считается, что таким образом Божество уберегло людей от потопления в собственных проступках и греховности благодаря высшей силе Варахаватару.

Нарасимха

Перевоплотившись в человека-льва, он победил зло, то есть демона, который начал главенствовать на земле и небесах.


Вамана

В виде карлика «Вершитель справедливости» явился к аскету и магу Бали, который на тот момент завладел миром. Он попросил у него такой отрезок земли, который он сможет преодолеть, сделав всего 3 шага. Маг согласился, а Вамана, ступив 2 раза, отмерил небеса и землю и столкнул злодея в преисподнюю, оставив подземное Царство ему.

Важно! Следующие 5 аватаров Вишну заключаются в перевоплощении в людей, то есть только половина из общепринятых связана с мифическими существами или животными.

Парашурама

Примерив на себя облик сына мудрой семьи Ренуки и Джамадагни или воплотившись в Раму с топором, Вишну победил кшатриев и избавил человечество от тирании и опасности. Он победил воинов и превознес «брахманов».

Рама

Является одним из самых почитаемых перевоплощений Бога справедливости. Рама побеждает всех злодеев и устанавливает гармонию добра и справедливости.

Кришна

Еще эту аватару называют Беларама, она является самым полным воплощением этого Божества, и Кришна в Индии почитается как . Кришна - это мудрый воин, талантливый стратег и мудрец. Он олицетворяет детскую непосредственность и чистоту помыслов и поступков, а также всеобъемлющую любовь.

Гаутама Будда

Девятая аватара - воплощение Маха-Вишну в Будду, что трактуется как проявление индуизма в буддизме.


Калки

В этом обличье Вишну предстанет перед концом этой эпохи, он явится с мечом на белом коне, победит всех врагов дхармы и восстановит справедливость.

Знаете ли вы? В западной части Индии, в городе Дешнок располагается храм «Карни Мата». Его особенностью является то, что в этом святом месте поклоняются крысам. На территории храма их проживает более 20 тысяч, верующие приносят им дары, а особой честью считается попробовать пищу, надкушенную животным.

О вайшнавизме (вишнуизм)

Последователей Вишну называют вайшнавы или вишнуисты, их относят преимущественно к монотеистам, чаще всего это жители Индии. Данные относительно количества вишнуистов меняются в различных источниках. Так, в одних их количество составляет приблизительно 700 миллионов человек, а в других - приблизительно 200 миллионов.

Невзирая на численность последователей, вишнуизм является одним из основных направлений индуизма. Вишнуизм также базируется на веровании в переселение душ, и карму, а поклонение Божеству осуществляется посредством и .

Отвечая на вопрос, кто же такой Бог Вишну, можно сказать, что он является Верховным Божеством в индуизме и почитается своими последователями как борец за справедливость и добро, который перевоплощается в разные обличья с целью спасти Землю от зла и разрушений и установить на ней гармонию, привить человечеству любовь и взаимопонимание.

Матсья (первая аватара)

Во время всемирного потопа Кришна принял облик Матсьи - рыбы, и спас от гибели Ману, который стал прародителем человечества, семерых великих мудрецов-риши и священные тексты Вед. Почитание Кришны в образе рыбы не получило широкого распространения.

Курма (вторая аватара)

Во второй раз Бог сошел на землю в облике Курмы - черепахи. Во время потопа были утеряны многие сокровища, в том числе и напиток бессмертия - амрита. Он был нужен полубогам, чтобы сохранять вечную молодость. Опечалились полубоги, лишенные амриты, и Кришна решил им помочь. Он превратился в исполинскую черепаху и погрузился на дно космического океана. Полубоги водрузили ему на спину гору и обернули вокруг неё, как веревку, змея Васуки. По указанию Кришны полубоги вместе с асурами (демонами) бросили в океан разные виды лечебных трав и, взяв Васуки за голову и хвост, стали пахтать (т.е. взбалтывать) океан. Кришна-черепаха поддерживал гору, чтобы она не провалилась в болотистое дно океана.

Так полубоги и асуры пахтали океан 100 лет, пока из него не начали появляться разные диковины: богиня Шри с сияющими, словно солнце, глазами, белый слон и многое другое. Наконец появился и долгожданный напиток бессмертия в белом сосуде. Полубоги и демоны бросились к нему, каждый старался первым схватить сосуд. Демоны успели раньше, но между ними началась ссора: каждому хотелось первым отведать волшебный напиток. И тогда опять на помощь полубогам пришел Кришна. Он принял облик пленительной небесной красавицы Мохини. Очарованные ею, демоны забыли и о своей борьбе и о напитке. А Мохини, улыбнувшись, взяла чашу, усадила отдельно полубогов и демонов и дала напиток полубогам. Когда подошла очередь демонов, красавица исчезла. Обманутые демоны со страшным криком бросились на полубогов. Завязался бой, но полубоги, укрепленные напитком бессмертия, конечно, одержали победу.

Вараха (третья аватара)

В третий раз Вишну пришлось спуститься на землю в облике вепря для борьбы с демоном Хираньякша. Демон добился того, что его не мог одолеть ни полубог, ни человек, ни зверь. Но, перечисляя животных в заклинании, он забыл упомянуть вепря. Обретя силу, Хираньякша стал похваляться ею и притеснять полубогов и людей. В самохвальстве он дошел до того, что столкнул землю в глубины Мирового океана. Тогда гигантский вепрь-Вишну разодрал страшными клыками брюхо заносчивому демону, поднял одним клыком землю и водрузил её на место.

Вишну-вепря и сегодня почитают в некоторых районах Индии.

Нарасимха (четвёртая аватара)

И в четвёртый раз Вишну снова пришлось иметь дело с демоном, на этот раз с Хираньякашипу, братом Хираньякши. Демон добился у Брахмы обещания, что никто не сможет его победить: ни Бог, ни человек, ни зверь, что его нельзя будет убить ни днём, ни ночью, ни в доме, ни снаружи. Обеспечив себе таким образом полную безопасность, Хираньякашипу стал преследовать полубогов и людей, заставляя почитать в своём царстве лишь одного себя. Не ушёл от преследования даже его собственный сын Прахлада - верный почитатель Вишну. Спасаясь от разъяренного царя, воззвал Прахлада к возлюбленному божеству. И вот на закате (т. е. ни днём и ни ночью) из колонны на пороге дома (т. е. не в доме и не вне его) вышло невиданное существо - Нарасимха, получеловек-полулев, и разорвало надменного демона-царя. Так Вишну освободил своего преданного и подтвердил собственное величие...

Вамана (пятая аватара)

В пятый раз Вишну родился в облике карлика Ваманы. Это случилось, когда власть над миром захватил демон Бали. С помощью аскетичных подвигов он добился невиданного могущества и получил власть над трилокой (тремя мирами: небом, землёй и подземным миром) и полубогами. Полубоги взмолились и обратились к Вишну за помощью. Вишну-Вамана отправился к Бали за милостыней. Чего только не предлагал ему демон! И золото и серебро, и коней быстрых, и слонов могучих, и украшения драгоценные. Но от всего отказывался Вамана и только попросил немного земли: столько, сколько он может отмерить тремя шагами. Согласился Бали, а Вамана начал расти на глазах и стал огромным великаном. Сделал он первый шаг, сделал второй - и покрыл ими землю, небо и пространство между ними. От третьего шага Вамана воздержался: стало ему жалко демона Бали, и оставил он ему подземный мир - паталу, разрешив раз в год посещать потерянное царство.

В южноиндийском штате Керала в честь этого события ежегодно совершается праздник Онам. Десять дней все веселятся, чтобы бывший царь видел своих подданных счастливыми.

Парашурама (шестая аватара)

В шестой раз Вишну принял облик человека по имени Парашурама (Рама с топором). Он был сыном брахмана-сподвижника Джамадагни и царевны Ренуки, с детства отличался воинственностью и никогда не расставался с боевым топором. По приказу своего отца и духовного наставника он без колебаний обезглавил собственную мать, заподозренную в греховных помыслах. Но главным деянием Вишну в облике Парашурамы было убийство тысячерукого царя Картавирьи, который захватил власть над всем миром и жестоко притеснял брахманов. Сыновья Картавирьи убили Джамадагни и Парашурама, мстя за смерть отца, трижды семь раз истреблял всех мужчин их рода и наполнил кровью пять озер на Курукшетре...

Рама (седьмая аватара)

Это одна из наиболее популярных инкарнаций Вишну. Рама, сын Дашаратхи, царь Айодхьи, герой великого Индийского эпоса Рамаяны. Рама - совершенный царь, любящий супруг и храбрый воитель. Рамаяна описывает сказание об этом бесподобном принце и его прекрасной и добродетельной жене Сите.

Вместе с братом Лакшманом и женой Ситой он вёл отшельническую жизнь в лесу, где уничтожил многих демонов, нарушавших покой подвижников и местных жителей. Демон Равана, царь Ланки, решил отомстить за павших родичей и похитил Ситу. Долго искал Рама жену, бродя вместе с братом по свету. Наконец нашёл её во дворце Раваны. После долгой и кровопролитной битвы Рама победил Равану и освободил Ситу.

Кришна (восьмая аватара)

Восьмая аватара Вишну - прекрасный и вечно юный Кришна, защитник Земли и борец с человеческой несправедливостью.

Когда-то в царстве Матхуре правил неправедный царь Камса. Чтобы избавить от него мир, Кришна решил воплотиться в одном из сыновей его двоюродной сестры Деваки, но Камса узнал об этом от предсказателей и убивал всех ее сыновей. Поэтому Кришна еще младенцем был тайно переправлен на другой берег реки Ямуны и воспитывался в семье простых пастухов. Он был восхитительным ребенком с кожей цвета грозовой тучи. Своей красотой и игрой на флейте Он очаровывал всех жителей деревни.

Детство Кришны, его шалости (похищение масла у Яшоды, одежд у купающихся пастушек и др.) и подвиги (убийства демонов, которых подсылает Камса, поглощение пламени лесного пожара и спасение от него коров и пастухов, победа над повелителем змей Калией; поднятие над головой горы Говардхана, чтобы прикрыть от дождя пастухов, пастушек и их скот, и др.) - излюбленные темы индийской поэзии.

Ещё более популярная тема - любовь пастушек к юному Кришне. Заслышав свирель Кришны, пастушки, бросая мужей и домашние дела, бегут к нему и танцуют с ним в экстазе на берегу Ямуны. Пастушки и их влечение к Кришне трактуются как символ человеческих душ, устремлённых к слиянию с Богом. Но Бог неуловим и недостижим: в конце концов, Кришна покидает пастушек, чтобы выполнить свой долг - убить Камсу. Убийством тирана завершается юность Кришны. Из пастушка Он превращается в воина и политика: восстанавливает справедливую власть в Матхуре и защищает город от демонов, мстящих за Камсу. При этом Кришна переводит всех жителей Матхуры - ядавов в Двараку, новый город, который по Его приказу строится за одну ночь.

Совершая дальнейшие подвиги, Кришна обретает сначала восьмерых жён (первая из них Рукмини), а затем ещё 16100 жён. Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми жёнами, Кришна производит многочисленное потомство. После битвы на Курукшетре, которая завершает круг земных дел Кришны-Вишну, Кришна, решив вернуться в божественные сферы, сначала уничтожает весь город ядавов, а затем и сам погибает от стрелы охотника, принявшего его за оленя.

Будда (девятая аватара)

Девятой аватарой Вишну стал Будда - лила-аватара Господа Кришны, явившийся в начале Кали-юги. Будда (Шакьямуни-Будда), также известный как Сиддхарта Гаутама (624-544 гг. до н.э.) - основатель современного буддизма. Он появился, якобы затем, чтобы разубедить асуров в святости Вед и тем самым лишить их силы.

Калки (десятая аватара)

Последняя, десятая аватара Вишну - Калки (Всадник на Белом Коне) - относится к будущему. Его приход только ожидается. Это случится в конце нашей мрачной эры, когда возобладают негодяи и в сердцах людей угнездится безверие. Тогда и явится Вишну в образе царя на белом коне, и на земле установится золотой век.

Я славлю того, кто есть всё.
Властелина всего, бесконечного,
нерождённого, непостижимого, нераздельного,
Нараяну, мельчайшего из всего самого мелкого,
обширнейшего из всего самого обширного!
Он - тот, кто есть всё,
от кого возник этот (мир);
он - бог всех богов,
он - высшее (прибежище) высших целей!
«Вишну-пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 39–41

Б (санскр. विष्णु - ‘всепроникающий’, ‘всеобъемлющий’), согласно ведической традиции, представляет собой один из аспектов триединого божества - Тримурти, объединяющего в себе три силы мироздания: творение (Брахма), хранение (Вишну) и разрушение (Шива). При этом Шива и Вишну иногда рассматриваются в единстве как проявление высшей формы бога, представленной в совместном изображении «Харихара» (соединении половины Вишну и половины Шивы). Брахма и Вишну также являются единым венцом творения Вселенной, Вишну - проявляющая сила, а Брахма исходит из него (Брахма рождён из пупа Вишну). Мир был создан благодаря переходу из абстрактного состояния в конкретное, божественная изначальная мысль породила проявленный материальный мир, постигаемый органами чувств. Подробнее космогония и акт творения мироздания будут описаны далее.

Аналогом в русской ведической традиции является бог Вышень, который управляет миром Слави, покровительствует всем, кто несёт в мир добро и светлое истинное знание, следуюет стезёй Прави и соблюдает законы мироздания. Он помогает всем, вставшим на Путь духовного самосовершенствования, и наделяет их способностью отличать правду от кривды.

Согласно «Вишну-пуране», наша земля, кормилица мира, именуемая Притхиви, родилась от подошвы ноги Вишну. Он является хранителем Вселенной, имеет 1000 имён (Viṣṇusahasranāma), каждое из которых представляет собой отражение определённого качества Вишну. Список всех 1000 имён содержит Вишну-сахасранама-стотра («Махабхарата», Шантипарва).

Корень слова «Vish» означает ‘всепроникать’, ‘углубляться в природу сущего’. Бог Вишну - всепроникающий, он - тот, кто есть всё и кто находится внутри всего. Все существа получают благо от Вишну, который несёт энергию гуны благости.

(Ты) неотделим от нижних, средних и верхних (зон) земли, от тебя - эта Вселенная, от тебя - то, что было, и то, что будет, от тебя - этот мир, имеющий образ, со всем сущим! «Вишну-пурана», кн. I, гл. XII, шлоки 60–61

Маха Вишну: аватары

С санскрита слово «аватара» (अवतार) переводится как ‘нисхождение’, соответственно, обозначает инкарнацию (воплощение) божественной сути в явном мире, проявленную в определённом образе. Всякий раз, когда миру угрожают силы зла, тогда является один из аватаров Вишну в качестве защитника и оберегает мир от разрушения и хаоса.

Само понятие «аватара» чаще всего ассоциируется именно с Вишну, как хранителем Вселенной, а аватары проявляются в материальном мире, когда необходимо наделить силой добро, дабы победить зло и восстановить Дхарму во Вселенной, где была нарушена гармония, и вернуть равновесие между проявлениями вечных сил добра и зла.

Всякий раз, когда праведность приходит в упадок, а несправедливость и безбожие преумножаются в этом мире, я сам нисхожу, дабы оградить этот мир от зла, уничтожить злодеев и освободить праведников, восстановить правду и справедливость. Я прихожу сюда из века в век «Бхагавад-Гита», гл. IV, тексты 7–8

В «Бхагавата-пуране» описываются аватары, как беЗчисленные: «Воплощения Вишну, океана благости, бесчисленны, как ручьи, проистекающие из неисчерпаемого источника». Хотя при этом перечисляются 22 воплощения Вишну: четыре Кумара - сыновья Брахмы, рождённые из его ума; вепрь Вараха; мудрец Нарада; близнецы Нара и Нараяна; мудрец Капила; Даттатрея - сын Атри; Яджна; Ришабха; царь Притху; рыба Матсья; черепаха Курма; целитель Дханвантари; прекрасная дева Мохини; челевеколев Нарасимха; карлик Вамана; Парашурама; сын Сатьявати и Парашары Муни, разделивший Веды; царь Рама; Баларама; Кришна; Будда; будущее воплощение - Калки - сын Вишну Йаши.

Так или иначе, основными аватарами Вишну, или маха-аватарами, считаются десять его воплощений - дашаватара (санскр. दशावतार - ‘десять аватаров’). Они же упоминаются в «Агни-пуране» и «Гаруда-пуране».

Матсья, Курма, Вараха, Нрисимха, Вамана, Парашурама, Рама, Кришна, Будда, и также Калки «Гаруда-пурана», гл. VIII, тексты 10–11

В «Агни-пуране» даётся описание всех десяти основных воплощений Вишну. Первые четыре воплощения бога Вишну произошли в светлую эпоху чистоты и сияния истины - Сатья-югу: Матсья, Курма, Вараха и Нарасимха; в последующую Трета-югу Вишну явился в образах Ваманы, Парашурамы и Рамы; в образе восьмой аватары Кришны Вишну пришёл в этот мир в Двапара-югу; в образе Будды бог Вишну явился в начале нынешней эпохи Кали-юги, в конце которой грядёт его десятое воплощение - Калки. Рассмотрим их подробнее.

Матсья (санскр. मत्स्य - ‘рыба’). Вишну проявился в форме рыбы, которая попалась в руки при омовении в реке седьмого Ману Вайвасваты. По просьбе рыбы не отпускать её обратно, он поместил её в сосуд с водой, рыба постепенно увеличивалась в размерах, так что приходилось постоянно перемещать её в бОльшую ёмкость, но, в конце концов, она выросла до такой степени, что Ману пришлось выпустить её в океан, где она стала гигантской, тогда он узрел, что его рыба есть проявление бога Вишну, который в образе рыбы явился в этот мир, дабы защитить его от сил зла. После того как мир был затоплен, он спасает Ману и семь риши на лодке (в которой также припасены семена будущих растений). После потопа живые существа были созданы вновь. Лодка - символ Вед, истинного знания, которые демон Хаягрива пытается уничтожить, но Матсья убивает его и возвращает Веды.

Курма (санскр. कूर्म - ‘черепаха’). Вишну проявляется в этом образе во время пахтания млечного океана.

Вараха (санскр. वराह - ‘вепрь’). Вишну, явившийся в этой аватаре, спасает мир от непобедимого демона Хираньякши, одолевшего дэвов и завоевавшего небеса, который погружает землю на дно океана. Поединок с ним Вишну длился 1000 лет. Вепрь поднимает из глубин космического океана на своих клыках землю. И спасает богов.

Нарасимха (санскр. नरसिंह - ‘человеколев’). Вишну предстаёт в образе человека с головой льва. Хираньякашипа (брат Хираньякши) - король демонов, став могущественным и сильным, обладая особыми свойствами, что ни одно существо не имеет возможности его убить, стремится отомстить за смерть брата. Лев побеждает его, спасает демона Прахладу - сына Хираньякашипы, противостоявшего своему отцу и безраздельно преданного Вишну.

Карлик Вамана (санскр. वामन). Король дайтьев Бали (внук Прахлады) злоупотребляет своими силами, обладая властью над тремя мирами. Аватара Вишну - карлик Вамана - приходит к нему в виде брахмана. Бали предлагает богатства несметные в день жертвоприношений, когда он никому не откажет во благе, но карлик отказывается от богатств и просит клочок земли, который он сможет измерить всего тремя шагами. Бали даровал ему то, что он просил. Карлик начинает расти, и первым своим шагом он покрывает землю, вторым - небо, он пробивает оболочку вселенского космического яйца, откуда хлынули воды Причинного океана (Ганга), достигает высшей из райских планет - Брахмалоки. Так, он покрывает собой всю Вселенную. Для третьего шага не остаётся места, и Вишну указывает Бали на то, что тот не выполнил обещание, значит, должен отправиться в адские миры, но Бали подставляет свою голову, на которую и ступает нога Вишну, за что Бали получает от Вишну в дар грядущее воплощение царём в эпоху царствования Ману Саварни, а до того момента он будет жить на планете Сутала, где неведомы старость, болезни и страдания.

Мудрец Парашурама (санскр. परशुराम - дословно можно перевести как ‘Рама с топором’). Сын брахмана Джамадагни. Воины-кшатрии, захватив чужую собственность, используют в удовольствие свои силы. Аватара убивает короля и всех его воинов. Передаёт главенство в мире брахманам.

Рама (санскр. राम). Принц, царь Айодхьи, одним из предков которого является Сурья. Воплощение идеального царя. Он уничтожил демона Равану. Об этом воплощении Вишну повествует .

Кришна (санскр. कृष्ण). Эта аватара Вишну избавляет с помощью пандавов мир от зла, дабы установить первенство добра. История «Махабхараты» повествует об этом воплощении Вишну. Брат его Баларама иногда выступает как девятая аватара, вместо Будды.

Калки (санскр. कल्कि) - последняя аватара, в которой ещё только предстоит воплотиться Вишну в конце текущей Кали-юги, в образе человека на белом коне. Истребить зло и восстановить дхарму - его задача перед возрождением мира, наступлением новой Сатья-юги. - 428 898 г. н. э.

Тривикрама - явление аватары Ваманы

В Ригведе описан подвиг, совершённый Вишну, называемый Тривикрама. Кстати, в пещерном храме Эллора (индуистский храм), можно обнаружить изображение аватара Вишну карлика Вамана и всю легенду Тривикрама (в переводе с санскрита - ‘три ступени’, ‘три шага’). Также три шага Вишну можно трактовать как землю, атмосферу и небо, или как восход, полдень и закат, также иначе как сошествие божественного луча в Дух, Душу и в материальную форму. На изображениях его нога поднята вверх, что символизирует широкий шаг вперёд. Также во многих других индуистских храмах можно встретить изображение Вишну, как например, в Бхактапуре (Непал), на горельефах пещерных храмов Бадами.

Я хочу сейчас провозгласить героические деяния Вишну Который измерил земные пространства, Который укрепил верхнее общее жилище, Трижды шагнув, (он,) далеко идущий. Вот прославляется Вишну за героическую силу, Страшный, как зверь, бродящий (неизвестно) где, живущий в горах, В трёх широких шагах которого Обитают все существа «Ригведа» I.154 (Вишну-сукта)
Бог Вишну, оружие Вишну В ведических писаниях описывается титаническое усилие Вишну по созданию и получению такой силы, которая способствует одержанию победы над асурами, олицетворяющими зло, захватившими три мира. Вишну здесь выступает как спаситель всех существ трёх миров.
Здесь прошагал Вишну.
Трижды запечатлел он следы.
В его пыльном (следе всё) сосредоточено.
Три шага прошагал
Вишну - страж, не поддающийся обману,
Оттуда поддерживая законы «Атхарваведа», книга VII, 27

Ригведа (гимн I.22) описывает Вишну как солнечного бога, который тремя шагами пересекает семь миров Вселенной, окутывая при этом всё пространство светом своих лучей: «Оттуда пусть помогут нам боги, откуда зашагал Вишну, через семь местностей земли. Через это шагнул Вишну. Трижды запечатлел он (свой) след. В его пыльном (следе всё) сосредоточено. «…» На этот высший след Вишну всегда глядят приносящие жертву, как на глаз, разверстый в небе. Вдохновенные, громко прославляющие, рано пробуждаясь, зажигают того, кто есть высший след Вишну». По сути, он является проявлением солнечной энергии, троекратно пронизывающей семь слоёв мироздания. Он - семеричное солнце.

Энергия Вишну, состоящая из трёх Вед и происходящая от качества благости, руководит солнцем, а также семью существами, принадлежащими ему; и вследствие присутствия этой силы солнце светит сильным сиянием, разгоняя своими лучами тьму, которая распространена во всём мире. «….» Вишну, в форме активной энергии, никогда ни поднимается или заходит, и этим одним солнце в семь раз отличается от него. Таким же образом, как человек приближается к зеркалу, размещённому на подставке, и видит в нём своё отражение, так и энергия Вишну никогда не разъединяется, но остаётся каждый месяц на солнце (как в зеркале), которое там находится «Вишну-пурана», кн. II, гл. XII

Пахтание млечного океана - явление аватары Курмы

Когда тридцать богов, включая Индру, потерпев поражение от дайтьев, обратились за помощью и поддержкой к Вишну, он призвал их пахтать амриту в млечном океане, обвязав змеем Васуки гору Мандару. Так, испив нектар беЗсмертия амриту, боги смогут получить силу и одолеть дайтьев. Боги, заключив союз с асурами с целью добыть амриту, бросили в океан травы целебные и, последовав наставлениям Вишну, начали пахтать океан. Вишну предстал в образе черепахи, на спине которой находилась гора Мандара, одновременно он находился среди богов, и также среди асуров, при этом восседая на вершине горы. Асуры лишились раджаса, ибо находились в изголовье огнедышащего Васуки. Из сотворённой водной круговерти из млечного океана начали появляться: корова Сурабхи, богиня Варуни, древо Париджата, апсары, луна, бог Дханвантари с чашей амриты, богиня Шри. Асуры захватили амриту, и тогда Вишну явился в образе прекрасной девы, омрачив разум асуров, которые и лишились чаши с нектаром, а Вишну передал её богам, которые преисполнившись силой, одолели асуров в битве.

Изображение Вишну

Вишну обычно изображают как мужчину с тёмным или бледно-голубым ликом и с четырьмя руками, в которых он держит цветок лотоса, как символ духовной чистоты; булаву («каумодаки»), олицетворяющую божественную силу; раковину («шанкха»), представляющую собой спираль, олицетворяющую циклическое существование Вселенной; и огненный диск («Сударшана-чакра»), как символ восстановления нарушенного космического равновесия. Всего существует 24 различных вариаций изображений Вишну, в зависимости от того, что он держит в руках.

Ваханой Вишну является орёл Гаруда. В ведической традиции он является царём птиц, одарённый великой силою. Гаруда является также символом просветлённого ума. Гаруду, занявшего положение Индры среди пернатых, произвела на свет прекрасная богиня по имени Вината. Дабы освободить свою мать, он выкрал амриту - нектар беЗсмертия у богов, отважно сражался и летел без устали, не испив ни капли этого божественного напитка. Вишну, довольный подвигом и беЗкорыстием Гаруды, одарил его беЗсмертием, а царь птиц стал его своей ваханой.

Гаруда сказал Вишну: ”Я тоже дам тебе дар, выбирай же и ты!”. И великий Кришна избрал ту могучую птицу в качестве колесницы и поместил её (изображение) на своём знамени «Махабхарата». Адипарва, глава 29

Гаруда олицетворяет собой также временной цикл Манвантары.

В периоды покоя между манвантарами (пралайи) Вишну пребывает в состоянии космического сна на тысячеголовом синем змии Шеше - символ бесконечного космического пространства.

Вишну в ведических писаниях

Можно найти упоминания о боге Вишну в Веде гимнов «Ригведе» (гимн VII.99). Он, как и Индра, разделяет небо и землю, порождает Солнце (связь с небесным светилом Сурьей просматривается в его имени Сурьянараяна, являющимся источником света и тепла). В гимнах I.154, X.15 описано местопребывание Вишну в высшей обители для всех душ. В гимне I.56 Вишну выступает как помощник Индры в битве против олицетворения зла Вритры.

В «Атхарваведе» он предстаёт как Праджапати. В «Шатапатха-брахмане» Вишну упоминается как поместивший в себя все миры, проникающий все миры и присутствующий в каждом живом существе, являющийся сущностью всего сущего. В упанишадах он представлен как высшая метафизическая реальность, здесь же описываются различные формы почитания и поклонения бога Вишну. В пуранах можно найти разнообразие космогонических представлений о возникновении Вселенной. В «Ваю-пуране» Вишну - «хираньягарбха» - золотое космическое яйцо, породившее все формы существования во Вселенной. В «Бхагавата-пуране» описывается космогония через аватару Вишны - Кришну. Здесь повествуется о том, как изначально зло одержало победу над силами добра (война между асурами и дэвами). Вишну примиряется с асурами, но потом побеждает их, возвращая справедливость, свободу и добро. Здесь прослеживается циклическая тема смены состояний, энергий мироздания. Легенды пуран вдохновили многие пьесы и драматическое искусство, представленное посредством исполнительского мастерства: Сатрия (танец, посвящённый Вишну), танец в честь Кришны - Манипури, танец, использовавшийся при поклонении богу Вишну - Одисси, а также Качипуди, Катхакали, Катхак.

«Вишу-пурана» - центральный элемент космогонии, об этом подробнее поговорим далее.

Космогония «Вишну-пураны»

Согласно «Вишну-пуране», Вишну - источник мироздания, причина творения, сохранения и разрушения мира. Он находится в мире, а мир состоит из Вишну, присутствующем в каждом творении. Он устанавливает циклы существования мироздания, он прародитель предматерии и сознания. Первичная материя представлена водами Причинного океана, но вода здесь как подвижная субстанция, это аллегория, представленная свойствами и качествами этого элемента.

Из предматерии в начале времён развёртывается весь явный мир, и она же «поглотит» в себя всю материю в конечной точке цикла существования Вселенной. Из предматерии появляется принцип творения, представляющий собой сознание, имеющее три качества: благость, страсть и косность. Сознание является источником первоэлементов и органов чувств, с помощью которых постигается весь проявленный мир. Яйцо Брахмы создано из первоэлементов, объединённых в единое целое. Оно постепенно увеличивается в размерах, оно и есть Вишну, преисполненный качеством раджаса и проявленный в образе Брахмы на этапе творения Вселенной. Бхагаван Вишну в благости защищает и охраняет созданный мир в течение кальпы. И в конце времён Джанардана в качестве костности, приняв образ Рудры, разрушает этот мир и поглощает Вселенную.

А затем, очнувшись от сна, с началом нового периода жизни Вселенной, он вновь созидает Вселенную. Так, циклично повторяется творение-существование-разрушение Вселенной в течение кальп.

Всё, что воспринимает разум, воспринимает глаз и другие (органы чувств), а также все, что различается сознанием, - (всё) это твой образ! «Вишну-пурана», кн. I, гл. IV, шлока 19

Супруга Вишну - прекрасная богиня Шри

Прекрасная лотосоокая богиня всегда и повсюду сопровождает Вишну. Она является спутницей всех аватаров бога Вишну.

Подобно тому, как Хозяин мира, царь богов Джанардана рождается (в образах различных) аватар, так и его подруга Шри. Когда Хари был сыном Адити, она была рождена из лотоса; когда он был (рождён) как Рама из рода Бхригу, она была Дхарани. Он был рождён как Рагхава, она - как Сита; когда он был (рождён как) Кришна, она была (рождена как) Рукмини, и в других аватарах Вишну она была его подругой «Вишну-пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 138–141

Жена бога Вишну упоминается во многих ведических писаниях. В частности, в Веде гимнов она предстаёт как «приносящий счастье знак» («Ригведа», X.71.2). В Веде заклинаний «Атхарваведе» (санскр. अथर्ववेद - «Веда жреца огня Атхарвана») представлена в различных аспектах благоприятного состояния. В «Шатапатха-брахмане» (санскр. शतपथ ब्राह्मण - «Брахмана ста дорог») она описывается как прекрасная богиня, покоряющая своей божественной красотой, владеющая многочисленными талантами и могущественной силой.

О, Любящая лотосы! Падмини, Держащая лотос в руках! Обитающая в лотосе, Лотосоокая! Любимая Вселенной, Умилостивляющая ум Вишну, Сделай Твои лотосные стопы приближенными ко мне! <...> Ни гнева (не будет), ни гордости, ни жадности, ни дурных мыслей, а будут благие заслуги для преданных, которые постоянно произносят Шри-сукту «Ригведа», ч. 2 Шри-сукта-пхала-шрути, стихи 20,26

Янтра Вишну

Созерцая янтру Вишну, мы погружаемся в божественный светлый мир, где отсутствует двойственность восприятия. Именно концентрация на образе Вишну наполняет нас энергией благости, а иллюзия, порождённая майей материального мира, растворяется, и мир воспринимается в истинном свете единства всех творений Вселенной.

В центральной части янтры представлены: точка бинду и два пересекающихся треугольника, при этом один направлен вершиной вверх, другой - вниз, что представляет собой единство противоположностей, иначе говоря, единение нераздельного, что и есть суть Вишну - причины всего сущего, пребывающего вне двойственности. Два треугольника окружают два лотоса: восьмилепестковый и двенадцатилепестковый. Вся эта геометрическая схема расположена в защитном квадрате (бхупуре).

Шри Вишну Янтра используется для поклонения Вишну, для получения благословения на достижение и сохранение здоровья, семьи, богатства. Она призвана защищать все живые существа. Медитация на янтру приносит процветание, умиротворение, счастье, успех.

Символ Вишну - знак, олицетворяющий структуру мироздания

Символ Вишну представляет собой священный древнеарийский знак. Изображается как гексаграмма - два пересекающихся равносторонних треугольника (три вершины - три ипостаси божественной силы как созидающей, сохраняющей и разрушающей), образующих на пересечении шесть треугольников (шесть измерений пространства), основаниями формирующих в центре шестиугольник. Два треугольника, как упоминалось выше, символизируют единение двух противоположностей: активного (мужского) начала - треугольник вершиной вверх, и пассивного (женского) - треугольник вершиной вниз, также этот символ олицетворяет проникновение Духа в материю, иными словами, воплощение в материальном мире, единство сознания и материи, являющейся источником ложного эго живых творений во время проявленного существования в материальном мире. Позднее символ Вишну был заимствован каббалистами и известен как «Печать Соломона» или «Звезда Давида» ().

Мантры Вишну

Основные мантры, которые воспевают, славя бога Вишну, следующие:

    Восьмислоговая мантра: «OM Namo Narayanaya» ;

«Ом намо Нараянайя - эта мантра помогает в достижении любых благ. Почитатели, которые её повторяют, достигают небес, получают освобождения и успеха (плоды деяний).

<…> Уничтожающая все грехи, благословенная, высшая из всех мантр, Произнеся эту восьмислоговую мантру, следует вспоминать Нараяну».

(«Нарсимха-пурана»)

    Приветствие Вишну: «OM Vishnave Namaha» ;

    Поклонение Васудеве: «Om N amo Bhagavate Vasudevaya» ;

«Ом, вечная слава Васудеве, Бхагавану, тому, кто не отличается (ото всего) и кто отличается от всего (мира)!»

(«Вишну-пурана», книга I, гл. XIX, 78)

    Вишну-Гаятри мантра:

«OM Narayanaya vidmahe

Vasudevaya dhimahi

Tanno Vishnuh prachodayat» ;

На сайте сайт можно найти записи мантр Om Vishnave Namaha и Vishnu-Gayatri в прекрасном исполнении Дарьи Чудиной - .

Воспевая мантры Вишну, мы пребываем в состоянии единства и гармонии с окружающим миром, в абсолютном осознании нераздельности всего сущего, произошедшего из единого источника и являющегося единым целым. Всё бытие предстаёт божественным творением и несёт в себе частицу божественной природы.

Способность бога Вишну в разные эпохи принимать разный облик делает его поистине уникальным божеством. В индуизме эта особенность получила название Дашаватар – 10 воплощений Вишну.

Дашаватар – 10 воплощений Вишну

Первым является воплощение бога Вишну в рыбу – Матсья. В этом облике бог спасает на корабле от всемирного потопа седьмого Ману, а также разнообразные семена растений.


Курма (черепаха), бог Вишну принимает облик черепахи , чтобы погрузиться на самое дно мирового океана, для спасения во время потопа ценностей. Боги воздвигают на черепахе гору Мандару, вокруг неё обматывают змея Васуки и начинают очень быстро вращать, взбивая океан, таким образом, начинает выходить из нее Луна, амрита (напиток бессмертия) и многие другие священные существа и предметы.


Вараха («вепрь»), воплотившись в которого Вишну спас мир, убив демона Хираньякшу, пытавшегося утопить землю, которую после Бог Вишну поднял на своих клыках из пучины.


Нарасимха – Вишну становится человеком-львом. Он разрывает на куски злейшего демона Хираньякашипу, который захватил власть, как на земле, так и на небе.

Вамана-пятое воплощение Вишны

Вамана («карлик») – очередное воплощение бога Вишну , чтобы предстать пред Бали – царем дайтев, подчинившим себе три мира (небо, землю, подземный мир). Карлик попросил у Бали столько пространства сколько он сможет отмерить тремя своими шагами. Бали согласился, получив согласие Вамана первым шагом отмерил землю, а вторым небо. В итоге оставив Бали подземный мир, отказавшись от последнего третьего шага.


Парашурама («Рама с топором») - воплощение Вишну в сына брахмана, для истребления кшатриев, которые представляли касты воинов, для того чтобы брахманы, стали еще большей варной.


Рама («Смуглый») - прекраснейший принц, наимудрейший правитель - идеальный царь и муж. Он одерживает победу над драконом-демоном многоглавым Раваной («Ревущим»). После отсечения голов, они отрастали снова и снова. Поразила демона стрела Брахмы.


Кришна («Темный», «Черный») восьмое воплощение Вишну , считается наиболее полным воплощением. Кришна Вишну очень популярен в Индии; благодаря этому Кришну часто почитают как Вишну . История Кришны Вишну разнообразна сказочными эпизодами. В юности Кришна был милым пастушком, который привлекал внимание многих пастушек. При звуках волшебной флейты Кришна Вишну очаровывал как людей, так и животных.


Будда («Просветленный», «Пробужденный») - девятое воплощение Вишну.


Калки («Белый конь») - последняя, десятая, инкарнация Вишну . В этом воплощении бог придет на землю в конце времен. С мечом справедливости в руке истреблять все зло и нечисть, верхом он будет на белом коне. Суждено ему восстановить на грешной земле мир и порядок, а также обновить и возродить человечество.


Изменено 23 марта 2014 пользователем Савитри5

У десяти аватар Господа Вишну есть планетные соответствия, через которые мы также можем умилостивить планеты. Это основной метод умилостивления, упоминаемый в основном классическом астрологическом тексте, в Брихат Парашара Хора Шастре.

Господь Вишну, движимый состраданием, добровольно принимает рождения в виде божеств, управляющих планетами, чтобы пасти души творений, которые, в свою очередь, также принуждаемы кармой рождаться в планетных лучах. Все воплощения - божественных существ и существ невежественных - происходят благодаря планетным лучам. Когда Солнечная система приходит к своему финалу, души творений сливаются с планетными божествами, которые, в свою очередь, входят в Вишну, кто, в своей верховной ипостаси, есть Высшая Личность, Пурушоттама, кто превосходит время и пространство, рождение и смерть.

Матсья - рыба

Кету соответствует инкарнации Господа Вишну в виде рыбы. Это рыба, которая спасла Ману - первочеловека, Адама и Ноя в своем роде - от великого потопа, после которого на Земле начался новый цикл творения. Кету связан с разрушением, которое является прелюдией к новому творению и его основанием.

Поклонение Матсья-аватаре дарует новые творческие силы и позволяет «добыть» новую, возвышенную карму, чтобы двигаться к божественному, преображая и возвышая энергию Кету.

Курма - черепаха

Сатурн соответствует инкарнации Господа Вишну в образе черепахи. Это великая черепаха сторон света, несущая вселенную на своей спине. Сатурн это сильная и жесткая планета, являющаяся величайшей опорой в жизни, если мы умеем совладать с его энергиями.

Почитание Курма-аватары дарует нам мощь и поддержку фундаментальных сил вселенной с одновременным преображением и возгонкой энергии Сатурна.

Вараха - вепрь

Инкарнация Господа Вишну в образе Варахи, или вепря соответствует Раху. Вепрь спасает Землю и вытаскивает ее из вселенских топей. Раху в своей более возвышенной ипостаси обладает качествами спасителя и искупителя, что проявляется в образе богини Дурги, его сверхуправителя, а также в инкарнации Господа Вишну в образе вепря.

Почитание Вараха-аватары позволяет выбраться из болота невежества и стряхнуть с себя множество отвратительных змей, которые в нем обитают, совершая преображение и возгонку Раху-энергии.

Нарасинха - человек-лев

Человек-лев - символ мужества, силы и воли естественным образом соответствует планете Марс. Нарасинха демонстрирует божественный гнев, необходимый для преодоления невежества и зла.

Поклонение Нарасинха-аватаре помогает гневу обернуться божественной правотой и защитой дхармы. При этом происходит преображение и возгонка марсианской энергии.

Вамана - карлик

Можно было бы счесть странным, что Юпитер - наибольшая из всех планет - среди аватар Вишну ассоциируется с карликом. Однако Вамана предстает карликом только сначала. Он увеличивается в размерах и превращается в гиганта и отмеряет всю вселенную всего тремя шагами.

В связи с этим Вамана представляет силу юпитерианской мудрости, охватывающей всю вселенную неким тройственным законом. Поклонение Вамане приводит нас в соприкосновение с юпитерианской способностью организовать жизнь в соответствии с космическим ритмом, при этом преображая и возвышая личные юпитерианские качества.

Парашурама

Парашурама соответствует Венере. Это воин-брамин, разрушающий силы зла, которые довлеют над нами, пока мы находимся в состоянии невежества. В ведической мысли Венера является гуру, или наставником асуров - отрицательных, антибожественных сил вселенной. Парашурама представляет воинственную ипостась Венеры, как гуру асуров, которая должна усмирять этих негативных персонажей. Когда эти разрушительные силы входят под его водительство, он может наставить их на божественный путь.

Почитание Парашурамы помогает нам в преображении и возгонке венерианской энергии от самопотакания до самодисциплины.

Рама

Рама - это великий царь дхармы, самый выдающийся из принцев солнечной династии, представитель космического порядка дхармы на Земле и в человеческом обществе. Его принцип - Рама Раджья - принцип правды и божественного света. Следовательно, его ассоциация с Солнцем вполне уместна. Рама может быть даже именем Солнца.

Поклонение Раме помогает солнечному свету как силе правды, справедливости и сострадания возрасти в нашей жизни, а также помогает в преображении и возгонке солнечных энергий.

Кришна

Кришна ассоциируется с Луной как великой планетой красоты, наслаждения, любви и преданности, которыми славится Кришна. Наряду с этим Кришна был великим принцем лунной династии. У Кришны, как и у Луны, огромная известность и способность приводить массы в движение.

Поклонение Кришне помогает нам преобразить и возвысить лунную энергию до уровня божественной преданности и наслаждения богосозерцанием.

Будда

Не удивительно, что Будда соответствует планете Меркурий, или Будха на санскрите. Будда - аватара разума, логики, ума и различения (буддхи), - качества, обостряющиеся хорошо расположенным Меркурием в гороскопе.

Почитание Будды приводит нас в соприкосновение с более возвышенными духовными качествами и медитативной интуицией планеты Меркурий, помогая нам трансформировать меркуриальную энергию, сделать ее более очищенной.

Калки

Калки - это десятый аватара, представляющий все девять планет вместе взятые. Некоторые считают, что он принесет на Землю новое понимание дхармы, которое для современного мира неприемлемо и опасно. Поклонение ему может оказать нам помощь в задействовании всех девяти планет в правильном направлении - для внутреннего преображения и развития.