Великолепный крестный ход. Что взять с собой? Список обязательной экипировки. Необычная обстановка в поезде

Великолепный крестный ход. Что взять с собой? Список обязательной экипировки. Необычная обстановка в поезде
Великолепный крестный ход. Что взять с собой? Список обязательной экипировки. Необычная обстановка в поезде

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнУтой дверью:
«Впусти меня! – я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»

(“Наш век”, Федор Тютчев, 1851)

22 мая 2016, в день Николая Чудотворца, по телеканалу “Культура” был показан документальный фильм режиссера Константина Голенчика “Великорецкий крестный ход. Обыкновенное чудо”. Никогда
прежде не слышала об этом крестном ходе, но вдруг поняла, что обязательно должна пройти путь вслед за чудотворной иконой Николая. Заказала электронные билеты на поезд до Кирова и обратно. Признаюсь, что потом, до самого крестного хода, плохо засыпала ночами, мучили сомнения, смогу ли осилить этот духовно удивительный и физически тяжелый ход. Счастлива, что смогла. Не буду описывать подробно свой крестный ход (это слишком личное), но расскажу об этом событии в общих чертах.

ВКХ совершается ежегодно с 3-го по 8 июня из города Кирова, от Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря до поселка Великорецкое (через села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово и др.) и обратно и обратно в Киров (через село Медяны, поселок Мурыгино, поселок Гирсово). Общая протяженность пути составляет более 150 км. Это великое православное событие собирает верующих со всех концов России и зарубежья. Люди стекаются в город Киров, чтобы пешком пройти по вятской земле вслед за чудотворной иконой Святителя Николая. Людская река течет по вятской земле и дух захватывает от ее живого течения. Ежегодно ВКХ собирает от 30 до 60 тысяч крестоходцев. На праздничные молебны в село Великорецкое, помимо крестоходцев, прибывают и другие паломники, добираясь на общественном и личном транспорте. Поэтому число участников молебна существенно увеличивается. Но статистика в подобных мероприятиях – дело последнее, хотя и интересное.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Все началось более 600 лет тому назад, в 1383 году, на реке Великой, недалеко от вятской деревни Крутицы. Крестьянин Семен Агалаков нашел на берегу реки икону Николая Чудотворца. Он принес ее в свой дом и вскоре икона проявила свою чудотворную силу, исцелив одного деревенского калеку, который не мог ходить. Молва о чудотворной иконе быстро разнеслась по всему Вятскому краю. Так появились в деревушке Крутицы первые паломники. Прошло еще немного времени, слава о Великорецкой иконе Николая Чудотворца все ширилась, и вот решено было перенести ее в город Хлынов. В благодарность за драгоценный дар горожане дали обет, что ежегодно будут возвращать икону на место ее обретения, к реке Великой, для совершения церковного молебна. Так зародилась традиция Великорецкого крестного хода (ВКХ). Потянулись к Николаю Чудотворцу многочисленные православные паломники со всех сторон света.
С 1392 года икона совершает свой ежегодный путь до реки Великой и обратно в город Хлынов (Вятку, Киров). До 1777 года крестные ходы с Великорецким образом Николая Чудотворца происходили водным путем, на плотах. Говорят, что пару раз икону (по неизвестным мне причинам) не отправляли в крестный ход, и в те годы на Вятке начинали происходить серьезные беды – погибали посевы, лихие испытания обрушивались на вятский народ. Связав эти тяжелые события с нарушением обета, данного когда-то предками, православные люди стали ответственно относится к соблюдению традиции Великорецкого крестного хода. Даже в годы советского богоборчества находились истинные герои-крестоходцы, пробиравшиеся к Великой реке через леса, тайными тропами, скрываясь от милицейский кордонов и облав. В первые годы советской власти великорецкие крестоходцы прошли
жестокие испытания за противостояние новой власти и за православную веру, многие из них прошли тюрьмы и лагеря, а многие из вятского священства и прихожан были расстреляны. Вечная им память.
Великорецкая икона Святителя Николая дважды побывала в Москве. Впервые это произошло во времена Ивана Грозного. Один из приделов строившегося тогда московского Покровского Собора (Храма Василия Блаженного), был освящен в честь Великорецкой иконы Николая Чудотворц
а. В 17 веке, во время царствования Михаила Федоровича, икона побывала в столице еще раз.

В 20-е годы прошлого века были разрушены почти все вятские храмы, в том числе и Кафедральный собор города Вятки (бывшего г. Хлынова), где находилась Великорецкая чудотворная икона Николая. В момент уничтожения храма подлинная икона исчезла и о судьбе ее не известно до сих пор. Все последующие крестные ходы (и до настоящего времени) совершаются с чудотворным списком с той прославленной иконы.

С 1668 года 24 мая (6 июня по новому стилю) празднуется день явления Великорецкой иконы Святителя Николая. Именно ко дню 6 июня икона ежегодно приходит с крестным ходом на берег реки Великой, приводя за собой следом православных паломников. В этом году из Кирова крестным ходом вышло около 30 тысяч паломников, на службе в селе Великорецкое
было около 60 тысяч, а обратным пешим ходом в Киров вернулось около 11 тысяч (статистику брала из интернета). Я очень рада, что мне посчастливилось пройти этот ход полностью и быть среди тех, кто прошел его до самого конца.

Великорецкий крестный ход был официально запрещен советской властью в мае 1959 года. Лишь в 1999 году были сняты запреты на его проведение и традиция возродилась с новой силой, ежегодно привлекая к себе все большее число участников. В 2000 году патриарх Алексий II присвоил
Великорецкому крестному ходу статус Всероссийского.

Спасибо жителям Вятки, что сохранили для России эту замечательную православную традицию! Пять дней вятского пути впечатались в меня, как особенные. Ничего подобного со мной раньше не случалось. Хотелось бы сохранить в себе эту радость навсегда, чтобы в трудные минуты жизни воспоминания о Великорецком крестном ходе помогали подниматься и двигаться дальше. Дорогу осилит лишь идущий!

МАЛЕНЬКИЕ ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

г. Владимир, вид с ж/д платформы

Выехала из Москвы 2 июня, в 20:05, с Ярославского, на поезде 032-ГА. Из экономии взяла место в сидячем вагоне и осталась довольна. Кресло удобное, откидное, есть возможность подремать. Для обратной дороги взяла плацкартное место, предчувствуя большую усталость. Основная часть пассажиров нашего поезда направлялась туда же, в Киров, на крестный ход, поэтому я даже не задумывалась, на каком транспорте буду добираться от кировского вокзала до Свято-Успенского Трифонова монастыря. Достаточно просто плыть по течению, состоящему из людей с рюкзаками. От ночного поезда запомнилась первая остановка во Владимире. Величественный Владимирский Собор светился белым ангелом на фоне наступающей ночи. Я вышла на перрон с фотоаппаратом. Мне вспомнились посещения этого прекрасного города и потрясающий, космический пейзаж, открывающийся взору с холма Соборной площади. Легко понять князя Владимира, решившего основать город именно в этом месте. Смотришь с высоты… весь мир расстилается перед тобой, как на ладони.
3 июня, в 08:33 утра, п
рибыла в Киров. Повинуясь людскому потоку, села в троллейбус, который минут через пятнадцать довез крестоходцев, набившихся битком, до нужной остановки. Пробиться на службу было невозможно из-за большого количества людей. Я быстро нашла передвижную камеру хранения, которая находилась на небольшом стадиончике, рядом с монастырем. Камера хранения обошлась в 800 р. на весь срок прохождения крестного хода. Мне выдали мешок № 577 со вложенным внутрь еще одним черным целлофановым мешком. Упаковала ненужные в этот день обувь и одежду, спальник и запас сухого пайка. Но рюкзак с непривычки все равно казался тяжелым. Перед началом хода я успела забежать в столовую, расположенную недалеко от монастыря и перекусить.
Вдруг из окон увидела, что крестный ход уже тронулся. Замелькали хоругви, отряд нарядных священников торжественным и спорым шагом двигался, увлекая за собой всех собравшихся крестоходцев. Икона находилась в центре их почетного эскорта. Выскочила на улицу и, мысленно помоливш
ись, присоединилась к идущим. Перед тем, как отправиться в Великорецкий крестный ход, я получила благословение от отца Андрея, священника церкви Тихвинской иконы Божьей Матери села Среднего. Он сказал мне, благословляя: “Будет трудноватенько, но ты потерпи”. Я настроилась на трудноватенькое и, конечно, на потерпеть. Впереди было пять дней ВКХ.

Все транспортное движение в Кирове было парализовано. По городу текла Великая река. Даже кировская полиция по рациям называла шествие “рекой” (мимоходом услышала). Народ шел с христианскими песнопениями и то тут, то там раздавалось “Христос Воскресе!”, многие на ходу читали акафист Николаю Чудотворцу. Поднявшись на самую высокую точку кировского проспекта, я оглянулась назад и… мороз по коже. Казалось, что этой живой человеческой реке нет конца и края. Нарядная, пестреющая христианскими знаменами и всеми цветами турист
ических экипировок, огромная человеческая река… и я внутри, как капелька, сопричастная огромному потоку. Вокруг царила атмосфера праздника, толпы провожающих кировчан на тротуарах вдоль дороги. Я рассматривала тех, кто оказывался рядом. Люди разного возраста, социальных групп и явно разной степени воцерковленности. Молодые семьи с малышами в колясочках, старички и старушки, группы молодежи, священники со своими прихожанами, инвалиды в колясках с сопровождающими (низкий поклон мужественным волонтерам), монашество, казаки, сербы, монархисты со знаменами, богатые и нищие. Нет-нет да и проскальзывали среди русской речи то итальянский, то испанский. Со всего света прибыли в Киров люди, чтобы стать частью Великой реки, на несколько дней стать пехотой Николая Чудотворца. Впервые я ощутила себя в живой, деятельной и физически осязаемой среде православия и от этого появилось чувство удовлетворения. Ведь у меня никогда не было настоящей церковной жизни. Так уж сложилась моя биография, так сформировался круг моего общения. Мое поколение было воспитано в духе атеизма и разве это не чудо, что многие из нас будучи в сознат
ельном возрасте обратились к православной вере, которую выкорчевывали в России целенаправленно и очень долго. Есть такое немного обидное, но верное слово – захожане (по-видимому, антоним к слову прихожане). Это о таких, как я, к сожалению. Придешь в церковь, подашь записочки, постоишь на службе, прочитаешь вместе со всеми Символ веры и Отче наш, прослушаешь небольшое напутствие священника, постоишь на панихиде и… восвояси. Причем, по ходу службы половину не понимаешь, ведь Евангелие и Апостолы читаются на церковно-славянском.

В уставе ВКХ предписано правило о том, что женщина в ход идет в платке и юбке. Это связано с тем, что во время крестного хода проходят церковные службы. Всем женщинам советую не пренебрегать уставом крестного хода, чтобы никого не смущать и самой не смущаться. С моей юбкой произошла забавная история. Для крестного хода я выбрала легкую летнюю юбку, которую можно было бы н
осить поверх походных брюк. Перед самым отъездом был замечен существенный недостаток этой юбки – она была слишком длинной. Я путалась ногами в подоле и раздражалась от мысли, что мне придется идти в этом кошмаре 5 дней. Честно говоря, я с юных лет предпочитаю брюки юбкам. До поезда совсем не оставалось времени и я, не долго думая, обкорнала низ юбки, укоротив ее. Подшивать подол времени не было, я засунула юбку в рюкзак и отправилась на вокзал. К концу хода неподшитый низ юбки сильно излохматился. Общую картину дополняли и огородные галоши. Будучи новыми они имели ярко-желтый цвет, но с годами страшно поизносились и неотмываемо погрязнели. Зато эта обувь стала моим настоящим спасением после, не оправдавших мое доверие, кроссовок. А чтобы галоши не слетали во время ходьбы, я примотала их (через подошвы) к ногам веревками крест-накрест. Видок у меня был еще тот, но зато теперь я точно знаю, как выглядят настоящие оборванцы! 🙂
Многие кировчане по ходу шествия вливались в общий поток и дошли с нами до первой большой стоянки, что
бы посетить молебен в Троицкой церкви, а потом вернулись в Киров. Оставив вещи на привале, купила в церковной лавке маленькую книжицу с акафистом Николаю Чудотворцу. Читала ее по мере сил все время крестного хода, как и все остальные паломники, в движении, не останавливаясь, на ходу.

Весь крестный ход Икона шла слишком быстро для моих ножек. Я очень редко настигала ее на стоянках, поэтому пропустила много молебнов в селах, расположенных по пути ВКХ. Только по вечерам, перед ночлегом мне удавалось приложиться к Чудотворной. Но успокаивало то, что даже само участие в этом событии благотворно для грешной души, пусть ножки не успевали добежать, зато сердечко везде успевало. Достигнув села Великорецкое, я исповедалась и причастилась на берегу реки Великой, вместе с остальными крестоходцами.

ПАЛОМНИКИ

Главное в крестном ходе – это путь каждого паломника к Богу. ВКХ – не туристический слет, не развлекательное мероприятие на тему “а слабо!” Здесь собираются верующие православные люди или стремящиеся стать таковыми. Представьте себе, какую великую силу обретают молитвы, когда одновременно молятся от 30 до 100 тысяч человек.

О ветеранах Велико
рецкого крестного хода. Преклоняюсь перед этими людьми – молитвенниками о России и православном мире. Мне посчастливилось познакомиться с несколькими удивительными паломниками, которые ежегодно, в течение уже многих лет, совершают полный крестный ход в оба конца, сопровождая икону Николая Чудотворца в Великорецкое и назад, в Киров.

Был день жары, все устало попадали в придорожную траву на очередном привале. Завязался разговор с рядом сидящей паломницей. Ей 67 лет, она очень плохо почувствовала себя из-за жары и сетовала на то, что дальше не в состоянии идти. Рассказывала нам, что пропустила ход всего два раза в жизни – когда убили ее сына и когда телилась ее корова. Вы только вдумайтесь, что стоит за ее словами! Я была просто ошеломлена. Тут тебе и горе материнское и судьба крестьянская – все вместе в нескольких словах. Всего два раза в жизни она пропустила ход. Все, сидевшие вокруг, паломники советовали ей обратиться к нашим спасателям, постоянно разъезжавшим на квадроцикле вдоль крестного хода. Они бы обязательно подвезли ее в следующий населенный пункт, куда мы шли. Но женщина ответила, что тогда душе ее будет очень горько, что она не смогла дойти сама. Вот так. Отдохнула… встала… и ведь пошла… Буквально в этот же день мне довелось поговорить еще с несколькими ветеранами ВКХ. Одна женщина в этот день отмечала свое 60-летие, ее близкие и родня спрашивали, что подарить на день рождения и она попросила отпустить ее в крестный ход. А другой мужчина собирался отметить ДР в ближайшие дни и тоже решил сделать себе такой подарок. Вы понимаете? Люди, преодолевая тяжелые физические нагрузки, получают здесь настоящее духовное счастье. Для верующих людей Великорецкий крестный ход – это желанный путь, большая одушевленная церковь. В этой огромной реке людей я не заметила равнодушных, все были внимательны и доброжелательны друг к другу. Сколько бы я ни падала в дороге, меня всегда тут же кто-то подхватывал под руки. Идеальный путь для молитвы, долгий и тяжелый, радостный и высокий. Все в одном. Мне сказали, что самой старой женщине-крестоходцу – 83 года. Не знаю, была ли она в этот раз. Мудрые старики-паломники очень верно рассчитывают свой ход. Они никогда не спешат, идут со своей скоростью, делают привалы там, где сами считают нужным отдохнуть. Думаю, что слишком
долго не засиживаются на своих привалах, ведь в результате успевают к местам молебнов и ночевок вовремя, а часто и гораздо раньше молодежи.
Особое уважение вызывают люди, сопровождающие паломников в инвалидных колясках. Я дважды встречала одну и ту же группу в течение двух дней подряд. Несколько мужчин тащили на руках инвалидную коляску через постоянные препятствия на лесной дороге. Тут рюкзак то кажется неподъемным, самой бы дойти как-нибудь, а эти парни помимо своей ноши тащат еще и коляску с инвалидом. Молодая женщина-инвалид и ее верные спутники вызывали глубокое уважение у всех. Они постоянно подбадривали друг-друга добрыми шутками, называли ее принцессой и королевой, кричали: “Уступите дорогу принцессе!” Она весело смеялась в ответ на их шутки. На следующий день они придумали ей другое ласковое прозвище, я спросила: “А вчера была принцессой”. А они в ответ: ” Да надоело ей
быть принцессой!…” Господи, все так по-доброму. Светлые люди. Пусть Господь услышит их молитвы и воздаст им за их любовь.
И вот теперь сложный вопрос о детях. В первой половине хода я восхищалась семьями, идущими с детьми. Действительно, дети на удивление легче проходят этот многокилометровый марафон. Помню, как в конце одного дня, на лесной дороге одна девочка лет семи прыгала передо мной через канавку туда-сюда, туда-сюда. Без счета. И это в конце дня, пройдя уже 30 километров. Я представила себя на ее месте и стало смешно. Два раза – максимум, я бы прыгнула, а на третий? Меня бы вынесли вперед ногами из этой канавки. Вот что было бы. Очень понравились мне детки из семей священников. Веселые и воспитанные, вежливые, выносливые. Эти дети порхают по дороге, как стрекозк
и, смотреть на них очень приятно.
Один священник сказал при мне одному из своих маленьких сыновей: “Будешь отвечать за воду в походе!” Мальчик серьезно воспринял папины слова. Уверена, что с водой у них все было нормально.
Возможно, я и осталась бы в полной уверенности, что дети на таком сложном пути – это нормально, если бы не тот дождливый день обратного хода после Великорецкого. Мы начали ход с 2-х часов ночи и шли под постоянным нудным дожем. Часто раздавалось “врача-врача”, мы передавали эти слова по живой цепочке. Это означало, что кому-то стало плохо и срочно нужен врач. На этот раз было плохо мальчику. Я увидела на обочине мать, склонившуюся над ребенком лет десяти, лежащем в глубоком обмороке. Он был бледным, как льняное полотно. Подоспевший врач спросил кусочек сахара. У меня был в кармане изюм, но это не подошло. Мать что-то лепетала о том, что сын сегодня плохо кушал, в руке у нее дрожала леденцовая конфета. Она пыталась водить ею по его губам. Я не могла больше видеть эту сцену и отошла в сторону. С этого момента появилось убеждение, что родители должны сто раз подумать, стоит ли рисковать здоровьем своих маленьких детей.
Есть еще одна категория людей, которым я советовала бы быть рассудительнее, прежде чем идти в Великорецкий крестный ход – это беременные женщины. Памятуя о том, как я кувыркалась на глин
яной лесной дороге, даже не хочу думать, что может произойти при этом с беременной женщиной. Как часто и неоправданно мы берем на себя смелость излишне рисковать здоровьем других людей, в данном случае, еще не появившихся на свет, младенцев. Как тут не вспомнить слова Евангелия – “Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего” (Матф.4:7). Когда икона Николая Чудотворца уже подходила к Кирову на обратном пути ВКХ, нас обогнала скорая помощь с мигалками. А позже нам кто-то сказал, что прямо в этой скорой приняли роды у одной из наших беременных паломниц. Отважная женщина. Надеюсь, роды прошли благополучно и у мамы с малышом все хорошо.

ПАЛАТКУ БРАТЬ! САПОГИ БРАТЬ!

Если я когда-нибудь еще раз пойду в Великорецкий крестный ход, то обязательно возьму небольшую туристическую палатку. Полагаю, что таскать ее с собой не придется, буду сдавать в передвижную камеру хранения вместе со спальником и тем, что не потребуется на текущий день. Мысль о необходимости иметь свою палатку посетила меня из-за того, что мест в общественных палатках оказалось мало и была реальная возможность заночевать на улице, под открытым неб
ом. К тому же, вместо того, чтобы спокойно постоять на молебне, начинаешь судорожно метаться по общественным палаткам в поисках свободного места. Говорят, что в этом году общественных палаток было меньше, чем в прошлые годы. Во время первого ночлега мне повезло, удалось пристроиться в одну из таких палаток. Здесь познакомилась с кировчанкой Мариной и ее спутниками. Предложила им половину свободного места в своем мешке для камеры хранения, а они великодушно пообещали, что по возможности, будут занимать для меня место в общественной палатке на очередном ночлеге. Что и произошло. Но в Великорецком все пошло не так. Связи по мобильнику не было и мы не нашли друг друга. Вообще связь в Великорецком – нулевая! Ни один оператор не берет. Единственное, что помогает – это скинут
ь смс, дойдет не сразу, но хотя бы дойдет через некоторое время. Я с трудом пристроилась в одну из общественных палаток, а Марина в неизвестном мне направлении оказалась без спальника и теплых вещей, которые остались в моем мешке № 577. Заглянув во все общественные палатки несколько раз, с разными интервалами времени, так и не нашла своих знакомых. А именно в ту первую ночь в Великорецком были настоящие заморозки. Перед тем, как улечься спать, я прикрепила ко входу нашей палатки записку “Марина, я здесь!” Но все оказалось напрасно. От холода и беспокойных мыслей о замерзающей где-то
Марине, я проворочалась всю ночь. Утром мы случайно столкнулись с ней возле “синих домиков” (биотуалетов). Я закричала: “Марина, как вы выжили то этой ночью?!” Оказалось, что они не спали, где-то в час ночи отправились в теплую церковь и были там все время на ночной службе, до самого утра. Этим утром мы распрощались, они уезжали назад в Киров на автобусе и в обратный пеший ход не собирались. Вообще многие люди, особенно с детьми, идут только до Великорецкого, а потом возвращаются в Киров на автобусах. Поэтому количество людей, продолжающих крестный ход после Великорецкого уменьшается примерно вдвое.

Перед тем, как отправиться из Москвы в Киров, просматривала в интернете советы бывалых крестроходцев и поняла, что каждый грамм веса в рюкзаке нужно учитывать. И тут встал вопрос о резиновых сапогах. Некоторые советовали их не брать. Ай-ай-ай. А ведь те, кто много раз был в ВКХ знают, что не было ни одного года без дождя. Я выбрала для себя альтернативный вари
ант в виде огородных галош и все было бы хорошо, если бы эти галоши не стерли свои рифленые подошвы еще ой, как давно. Разношенные, проверенные кроссовки подвели после первой же ночевки в Бобино. Напитав в себя утреннюю росу, они через две пары носков умудрились растереть ноги. Пальцы ног покрылись волдырями. Я же совершила огромную глупость и не стала брать с собой во второй день хода сменной обуви, сдав ее в передвижную камеру хранения, легкомысленно доверившись “бывалым” кроссовкам. Дойдя до официального привала пришлось обратиться к медикам, они проткнули волдыри, обработали ноги зеленкой и налепили солидные пластыри. После этого мною была совершена еще одна грубая ошибка. Нога с пластырями заняла больший объем внутри кроссовок и нужно было слегка ослабить шнуровку, чего я не сделала. В результате, от тесноты и надавливания на пальцы, ноги довольно сильно травмировало. Их пришлось замотать пластырями наглухо, потому что дотрагиваться до посиневших пальцев ног стало невозможно. Вот тут пришли на помощь мои огородные галоши. Они прекрасно оправдывали себя (с двумя хлопчато-бумажными и одним шерстяным носками) до того дня, пока мы не тронулись в обратный ход из Великорецкого. Вышли в 2 часа ночи и весь день шли под непрекращающимся дождем без привалов, потому что приваливаться было некуда, вокруг стояли лужи и мокрая трава. Когда начался лес с глиняной дорогой, мои галоши подвели. За годы огородной эксплуатациии с них стерлась рифленая подошва и я начала кувыркаться на глиняной дороге, как клоун в цирке. Каждый раз меня подхватывали чьи-то заботливые руки. Сначала я считала количество падений, но потом бросила это глупое занятие и стала с пристальным вниманием рассматривать дорогу. Идеально было идти по траве, но такие участки были не всегда. Один раз я так круто навернулась, что думала у меня верный перелом. Левое бедро потом долго болело и было ощущение растянутых связок.
Незадолго до знаменитого глиняного Медянского подъема мы все же сделали пару небольших привалов с разведением костров. Один короткий привал, второй более продолжительный и я решила, что пока не просушу носки, с места не тронусь. В результате, прожгла в носках несколько порядочных дырищ. К последнему привалу перед Медянской горкой я уже прекрасно разбиралась в различных сортах местной глины, а именно, могла на глаз определять в которой по
больше песочка, а в которой его нет. Жирную глину просто невзлюбила – это всегда был мой верный кульбит. Я стала называть себя Ириной в шоколаде, потому что целиком покрылась тонким слоем глиняной глазури.
Старания уберечь вещи от промокания не привели к успеху, все вещи, находившиеся внутри рюкзака, промокли. По возможности я высушивала их на себе или подвяливала во время привалов в последующие дни. Домой приехала с полным рюкзаком сырых вещей. Поэтому рекомендую на бу
дущее брать с собой либо очень длинную плащпалатку, целиком накрывающую рюкзак, либо большой кусок целлофана. Видела интересные плащпалатки со специальным отделением для вставки рюкзака. Конечно, и рюкзачки бывают с хорошей гидрозащитой, но это дорогое удовольствие. От своего рюкзака я хотела бы только одной дополнительной детали – поясного ремня. Вот чего мне действительно не хватало в нем. Нагрузка тогда более равномерно распределялась бы по позвоночнику. Надо учесть и это на будущее. Первый (дождливый) день обратного хода с иконой стал для меня самым тяжелым из всех, хотя легких вообще не было, а до этого в лидерах по тяжести прохождения был день жары. Для многих людей жара в пути переносится гораздо хуже холода.
Из всего вышесказанного следует, что к обуви для таких марафонов нужно относиться крайне серьезно. Кроссовки должны быть проверены, не впитывать в себя
воду. Обувь должна быть на два размера больше (для двух пар носков на ногах) и иметь хорошую рифленую подошву, обязательно толстую. Бывалые крестоходцы сказали мне, что дождь, под которым мы шли всю ночь и весь день до вечера – это все ерунда, однажды им пришлось идти целый день под сильным ливнем, вода переливалась у них через края сапог.

ПАЛОЧКА-УБЕГАЛОЧКА

Она же палочка-выручалочка 🙂 Появилась у меня прямо по волшебству. На одном из привалов перед Великорецким вдруг заметила, что мои отдавленные пальцы ног стали невыносимо-фиолетового цвета. Богатое воображение подсказало лишь одно слово – “га-а-ангрее-е-ена!” 🙂 Слезы навернулись на глаза, я шмякнулась спиной на туристический коврик, с тоской глядя в вятское небо. После чтения акафиста Николаю удалось взять себя в руки, успокоиться и поковылять дальше. Вдруг на дороге ко мне подходит женщина и спрашивает:”А хотите посошок?” Честно скажу, в тот момент мне подумалось, что это ангел спустился с неба и предлагает мне драгоценный артефакт. Конечно!… Спасибо вам, милая сестра!!!… Посох в тот день – стал моей материализованной мечтой. (Вообще, народ поговаривает, что с посошками в ВКХ всегда какие-нибудь интересные мистические явления). Я давно обратила внимание на то, что многие мужчины ныряют в лес и приносят оттуда тонкие деревца, с которых обдирают кору и, поработав ножом, делают дорожные посохи. Но попросить кого-то из мужчин сделать для меня такой посошок было неудобно. А тут помощь пришла сама по себе и как раз в тот момент, когда бы
ла необходима. Маленький посошок теперь стоит на нашей даче в “красном углу”, на заслуженном отдыхе. Считаю его существом одушевленным и… с довольно вредным характером 🙂 Палочка-выручалочка не только помогала в пути, но и намотала несколько километров на мой личный “спидометр”. Увы, я часто забывала ее на привалах и спохватывалась уже далеко от мест стоянок. Возвращалась… Ворчала на свою палочку-убегалочку, как на живого человека, грозилась больше никогда не вернуться за ней в следующий раз (будто бы это она во мне нуждалась, а не я). Самой смешной стала “потеря посоха”, перед последней ночевкой в Мурыгино. Перед входом в городок я мыла свои замечательные галоши под мощной струей воды из уличной колонки. Посошок прислонила к забору ближайшего палисадничка. Дойдя до центра Мурыгино, вдруг ощутила, что мне как-то неудобно ковыляется … Ах, ты ж! …. забыла палочку на окраине города. Вернулась за ней через весь город, потому что друзей не бросают. Из-за этого не попала на службу и чуть не заночевала под открытым небом. Почему-то в Мурыгино не поставили общественных палаток. Я моталась по городу, как неприкаянная. Потом тупо зашла в дом культуры, где все помещения были уже забиты паломниками и на слова, что здесь нет мест, хмуро сдвинула брови и легла под стол, на котором стояли самовары и прочие сопутствующие сушки и сухарики для угощения паломников. Женщина вскрикнула:”Вас же обольют кипятком!” Уже находясь в горизонтальном положении, я ответила ей сурово:”А и пу-усть!…”

СПАСИБО ВСЕМ ВОЛОНТЕРАМ! ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!

Хочу сказать спасибо всем, кто прошел со мной Великорецкий крестный ход! Всем, кто помогал людям в пути! Спасибо, дорогие медицинские работники, за неоценимую помощь в ВКХ. Спасибо жителям сел за ночлег, воду, еду и туалеты! Спасибо всем организациям и меценатам, которые приложили усилия для такого массового и важного для людей мероприятия. Знаю, что перед ВКХ на непролазные дороги приезжали волонтеры, чтобы спустить воду из огромных луж, привести в порядок лесные дороги. Была проведена обработка леса от клещей.

МАЛЕНЬКИЕ СОВЕТЫ ОТ БЫВАЛЫХ

Свое довольно сумбурное описание закончу несколькими советами, которые получала на привалах от опытных крестоходцев.

Если ступни ног и пальчи
ки устали и болят, то можно нарвать крапивных листьев. Складывая листочки пополам, закладываем их между пальцев ног, как прокладочки и надеваем носочки. Действительно помогает. Испытала на себе. Жжение терпимое и отвлекающее усталые ноги от боли.

Паломник-кировчанин Николай сделал настоящее открытие для многих, бывших рядом с ним в тот день на привале в заброшенной деревеньке. Если протереть икры ног и ступни спиртом, то усталость моментально проходит и вы можете пройти еще очень много километров, прежде чем почувствуете утомление. Уточняю для шутников и любимых троллей – не внутрь, а наружно! 🙂 Этот паломник всегда берет в ВКХ грамм 300 спирта для протирки ног и помогает не только себе, но и многим другим людям. Спасибо Николаю за этот потрясающий рецепт. Полное ощущение легкости. Летела потом на ножках, как на крылышках.

А еще Николай научил нас правильно прокалывать мозоли в долгом пути. Потребуется зеленка и иголка с ниткой. Окунаем иголку с ниткой в зеленку. Вздувшийся мозоль прошиваем иголкой по горизонтали, у основания, насквозь. Нитку при этом оставляем в мозоли так, чтобы кончики были с обеих сторон. Получаем дренаж, по которому жидкость из мозоли тут же стекает. Щедро смазываем всю поверхность раны зеленкой, нитку можно некоторое время не вынимать. Плюс в том, что не нужно сдирать кожицу с волдыря, а жидкость из него отходит. Затем налепляем на мозоль пластыри, надеваем чистый носок и делаем прокладочки из подсобных мягких материалов между носком и обувью, например ватную. Не забывайте расслабить шнуровку, если стало слишком туго.

P.S. На обратной дороге в Москву мне так не удалось улечься на свою нижнюю плацкартную полочку. Рядом со мной оказалась очень тучная женщина, которая смогла купить билет лишь на верхнюю полку. Уступила ей свою нижнюю, но и на верхней полке жизнь казалась мне раем, хоть все тело гудело. Я заснула сладким сном и проснулась лишь в Подмосковье с единственной мыслью – не забыть свою палочку-убегалочку. Добралась до дома в своей нищенской амуниции, ничуть не смущаясь ни в метро, ни на улице. В душе царил удивительный покой и благодать. Я любила весь мир и все люди были мне братьями!

8 июня в Кирове завершился Великорецкий крестный ход. Своими впечатлениями от молитвенного шествия делится его многолетний участник, известный русский писатель, сопредседатель Союза писателей России :

И вновь свершились два великих события - схождение Благодатного огня и самый значительный в нашем Православном мире недельный Великорецкий крестный ход! Это молитвенное шествие идет по русской земле уже 650 лет. В этом году крестный ход вышел особенно тяжелым: крестоходцам противостояли град, дождь и холод. В предпоследний день, когда паломники вошли в Медянский лес, беспрерывно шел холодный дождь в течение восьми часов. В этой связи руководство крестного хода разрешило разжигать костерочки, чтобы на привале хоть чуть-чуть погреться. Все были выполосканы, но никто не хныкал.

Нынешний крестный ход отличался еще и тем, что шло много деточек. Их несли на руках, а кто постарше, с четырех лет, шли своими ножками. И никто не хныкал. На последней остановке перед Кировым Вятская епархия отправила автобусы для деточек, но никто не согласился ими воспользоваться - все шли до конца крестного хода.

Я не могу не радоваться, что я православный! Шло не море людей, а океан паломников. В первый день крестного хода люди встретились друг с другом после года разлуки, радостно обмениваясь новостями. И река радостных ликующих людей двинулась в путь. Все были счастливы, что вновь идут по русской земле и славят Бога. Это незабываемо!

Некоторые говорят о какой-то «энергетике» и «подпитке». Но какая энергетика, если люди не видели друг друга с прошлого крестного хода? Радостно, когда мы снова вместе идем на Великорецкую реку. Слава Богу, оставили все свои заботы ради молитвенного шествия, в котором шло 40 тысяч человек и все с мобильными телефонами. Конечно, не везде была связь, но как радостно было слышать, как люди переговариваются с родными и близкими, делятся своими впечатлениями: Мы уже в Медянах, в Монастырском, пришли в Великорецкое, причащались.

Как никогда была представлена география. Крестоходцы прибыли с Дальнего Востока, Украины, Прибалтики, Белоруссии, с верхней, средней и нижней Волги, Архангелогородчины. Вся страна пришла на Великорецкий крестный ход. Я счастлив, что на моей родине есть Великорецкий крестный ход. Интересно, что вятских было мало, но зато они сделали главное дело — сохранили Великорецкий крестный ход. Ведь его убивали. Почему было трудно ходить после тысячелетия Крещения Руси? Все деревни по пути крестного хода были убиты. Например, в селе Горохово была почта и школа, медицинский пункт. Но всё убили и сожгли. И все равно шли и сохранили.

Ныне легче стало идти. Но все равно идти-то надо. Если в 1992 году мы шли, человек двести, палатка весила шесть килограмм, а теперь всего полтора. Это очень хорошо. Нам помогала армия - солдаты палатки натягивали. Были организованы полевые кухни, где угощали гречневой кашей и горячим чаем.

Холод был хорош тем, что не было ни клещей, ни комаров, ни оводов. Я замечал, что когда холодно, то идти гораздо легче. А усталость очень помогает молиться, ибо, когда комфортно, то могут начаться всякие разговорчики. Но когда идти тяжело, грязища, дождь, только и молишься — Господи помилуй, помоги дойти. Молишься за родных и близких, святителю Николаю. И никогда не было, чтобы святитель не помог. И повторяешь, чтобы крестный ход закончился победно, во славу Божию.

Никаких чрезвычайных событий не было, хотя в одном месте произошла заминка, кто-то зло пошутил. Нам сообщили, что впереди стоящая машина на трассе Вятка-Нижний Новгород заминирована. Поэтому крестный ход был задержан на полтора часа. Но люди совершенно безропотно стояли. И где, в какой стране есть еще такой народ? Мы непобедимы.

Явственно чувствуешь, что Господь с нами. Во время хода не было никаких рассуждений-осуждений. Никто не говорил о встрече Патриарха с понтификом, все только молились за него, Россию, родных и близких. Я к чему говорю? В это же время в Москве происходили какие-то сборы, вырабатывали петиции несогласных с поведением Святейшего. Но нужно идти и молиться, ибо нам ничего иного не надо. Господь рядом, Ему надо говорить, как будто Он рядышком стоит и слушает.

Дай Бог нам дожить до следующего года - Благодатного огня и Великорецкого крестного хода. Запас приобретенных во время крестного хода сил хватает надолго. Великорецкий крестный ход был необычайно трудным, но мы выдержали.

Великорецкий крестный ход проводится ежегодно с 3 по 8 июня, по одному и тому же маршруту ,протяженность маршрута 150км. В расписание Великорецкого крестного хода могут вноситься изменения и дополнения в соответствии с церковным календарем, но практически из года в год расписание одно и то же. Расписание движения на 2015 год можно посмотреть .

Великорецкому крестному ходу уже более 600 лет. Он посвящен явлению образа Николая Чудотворца на берегу реки Великой. Но мы углубляться в это не будем, кому интересно то подробнее можно узнать историю хода . Мы же обсудим что понадобиться нам для того, чтобы пройти этот маршрут более подготовленными.

Итак, предстоит преодолеть маршрут большой протяженности, следовательно возникают следующие вопросы:

В чем идти Великорецкий крестный ход?

Конечно же выбор одежды больше всего зависит от погодных условий похода. Лучше всего иметь с собой два варианта экипировки. Один вариант для сухой погоды и передвижения по сухой местности и другой вариант для передвижения в дождь и по сырой местности.

При передвижении по сухому маршруту в Великорецком крестном ходе потребуется легкая и просторная одежда хорошо отводящая тепло и влагу от тела. Поскольку все переходы будут осуществляться в светлое время суток, то придется столкнуться больше с жарой чем с холодом, следовательно обязателен головной убор. Если обувь немного вам давит или хлябает то лучше ее не брать поскольку это может обернуться в последствии активной ходьбы — мозолями или распуханием ног. Но обувь может быть и больше главное чтобы она не натирала ногу во время ходьбы по маршруту крестного хода.

На пути следования будут участки маршрута , которые возможно перейти в брод, поэтому может оказаться практичным одеть штаны, которые не сложно подогнуть (минимум до колен) и обувь, которую можно быстро снять и одеть (либо которая быстро сохнет). Но если вы не найдете такой одежды, то всегда можно найти такие места, которые легко преодолеваются в резиновых сапогах.

Вторым вариантом одежды необходимо запастись на случай дождя или перехода по сырой местности. В первую очередь необходим плащ или накидка защищающая вас от дождя, также необходима непромокаемая обувь, чаще всего это резиновые сапоги.

Не забываем взять еще один комплект сменной одежды и одежду для ночлега, впрочем посмотря вокруг, вы поймете что у многих людей одна одежда для всего. Но мы будем рассматривать вариант более комфортного похода.

Где ночевать и кушать?

Ночевать в Великорецком крестном ходе можно в отведенных для этого местах со всеми поломниками, но не всегда может хватить места, а если место и найдется то будет не очень комфортно.

Можно взять с собой палатку и спать в ней. В таком случае не нужно будет тратить время на поиск ночевки после трудного активного маршрута и разместиться более удобно. Минусом здесь является то, что палатку нужно будет постоянно весь маршрут носить с собой и ночью будет прохладнее чем в отведенном для ночлега помещении.

Также есть возможность попроситься переночевать в дом к местным жителям за определенную плату. Плюс в том что можно хорошо выспаться в тепле, но не факт что вас пустят или то что вас не опередят другие желающие поломники Великорецкого крестного хода .

По поводу еды можно сказать что ее можно не брать или взять самый минимум, поскольку докупить продуктов можно будет в населенных пунктах и еще организуется полевая кухня с кашей и чаем.

Что с собой брать в Великорецкий крестный ход?

Взять нужно: необходимую одежду(см. выше), накидку от дождя как на себя так и на рюкзак, минимальный запас еды, вода минимум 1,5 литра на человека (обязательно), окажется весьма полезным фонарик, аптечка.

Какой график и маршрут Великорецкого крестного хода?

Дата Населенные пункты Расстояние Время в пути (не считая остановки)
3 июня г. Вятка (Киров) — с. Макарье — д. Барамзы — д. Подберёзы — д. Кисели — д. Малое Заборье — д. Кассины — д. Подгорена — с. Бобино 19,5 км. 6 часов
4 июня с.Бобино — д. Вотская — д. Стрелковы — д. Б.Мышки — д. Рубленки — с. Загарье — д. Пашичи — д. Кленовое — с. Монастырское 36,5 км. 12 часов
5 июня с. Монастырское — ур. Кунаивщина (нежил.) — ур. Горохово — ур. Бороденыцина — д. Заборовица (нежил.) — д. Зоновщина (нежил.) — с. Великорецкое 26 км. 8 часов
6 июня Пребывание в Великорецком
7 июня с. Великорецкое — д. Заборовица (нежил.) — ур. Бороденыцина — д. Маракулевщина (нежил.) — д. Запольцы — с. Медяны — д. Сорокины — п. Мурыгино 34,5 км. 12,5 часов
8 июня п. Мурыгино — п. Гирсово — г. Вятка 33,5 км. 8,5 часов
ИТОГО 150 км. 47 часов

Также можно ознакомиться с

Великорецкий крестный ход 2016: расписание, маршрут, информация для паломников

Новости бизнеса в Кирове и Кировской области 26 мая. Великорецкий крестный ход-2016 обещает стать самым массовым. В прошлом году число паломников составило в общей сложности около 90 тысяч человек.
Крестный ход выйдет из Кирова 3 июня, а вернется в город 8 июня 2015 года. Общая протяженность пути составит около 150 км.

Расписание Великорецкого крестного хода 2015:

7-00 - Божественная литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Кирова, возглавляет митрополит Вятский и Слободской Марк

9-00 - Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу на соборной площади Свято -Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.

10-00 - Начало Крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря (движение крестного хода: по ул. Горбачева до ул. Ленина, по ул. Ленина до ул. Профсоюзной, далее через «Старый» мост).

12-00 - Встреча Крестного хода в Троицкой церкви г. Кирова. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.

19-00 - Встреча Крестного хода в с. Бобино. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

3-00 - Выход Крестного хода из с. Бобино.

10-00 - Встреча Крестного хода в с. Загарье. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

12-00 - Выход Крестного хода из с. Загарье.

20-00 - Встреча Крестного хода в с. Монастырском.

3-00 - Выход Крестного хода из с. Монастырского.

9-00 - Прибытие Крестного хода в с. Горохово. Божественная литургия.

12-00 - Выход Крестного хода из с. Горохово.

16-30 до 17-00 - Отправление автобусов от Свято-Серафимовского собора г. Кирова в с. Великорецкое.

18-00 - Встреча Крестного хода в Великорецком Подворье. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.

19-00 - Всенощное бдение на берегу реки Великой. Исповедь.

19-00 - Всенощное бдение в Преображенском храме. Исповедь.

19-00 - Всенощное бдение в Никольском соборе.

19-00; 20-00; 21-00 - Отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

1-00 - Ранняя Божественная Литургия в Преображенском храме.

3-00 - Ранняя Божественная литургия в Никольском соборе.

5-00 - Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме.

6-00 - Средняя Божественная литургия на берегу реки Великой.

6-00 до 8-00 - Отправление автобусов с паломниками от Серафимовского собора г. Киров в с. Великорецкое.

10-00- Поздняя Божественная литургия на берегу реки Великой.

13-00 - Крестный ход на источник. Освящение воды на источнике и на реке Великой.

14-00 - Перенесение иконы от берега реки Великой в Преображенский храм Великорецкого Подворья.

14-00 - 18-00 - Молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Преображенском храме.

9-00 до 19-00 - Отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

1-00 - Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Преображенском храме Великорецкого Подворья.

2-00 - Выход Крестного хода из с. Великорецкого.

14-00 - Встреча Крестного хода в с. Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая.

17-00 - Выход Крестного хода из с. Медяны.

19-00 - Встреча Крестного хода в пос. Мурыгино. Пасхальная Утреня.

3-00 - Выход Крестного хода из пос. Мурыгино.

4-00 - Встреча Крестного хода в пос. Гирсово. Молебен Святителю Николаю.

13-00 - Встреча Крестного хода в храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» (г. Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, водосвятие.

14-30 - Выход Крестного хода.

16-30 - Встреча Крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря г. Кирова. Молебен с акафистом святителю Николаю.

18-00 - Окончание Крестного хода.

Медицинская помощь для паломников

Помимо врачей, который будут сопровождать Великорецкий крестный ход, медицинскую помощь можно получить в населённых пунктах по пути следования: село Бобино, село Монастырское, село Великорецкое, село Медяны, посёлок Гирсово, посёлок Мурыгино.

Врачи рекомендуют подумать о подходящей одежде и удобной обуви, которая должна защищать в том числе от клещей (концы брюк можно заправлять в носки, желательно застёгивать манжеты рукавов, на одежду можно наносить репелленты, отпугивающие клещей).
Кроме того, не забывайте взять с собой простейшие медикаменты: для обработки ран - настойка йода или бриллиантового зелёного, для обработки мозолей - хлоргексидина биглюконат, для перевязки при ранах - стерильный бинт; при ссадинах и небольших порезах может пригодиться бактерицидный пластырь. На случай отравления желательно взять с собой активированный уголь или Рекицен-РД; при расстройстве стула возможно использовать лоперамид или диосмектит; при лихорадке пригодится парацетамол или ибупрофен; при ушибах и болях в суставах или спине подойдут гели, содержащие кетопрофен, пироксикам или диклофенак. Людям со склонностью к аллергическим реакциям на пыльцу растений, непривычную пищу или укусы насекомых следует позаботиться о противоаллергических препаратах. Пациенты с заболеваниями сердца и сосудов должны проконсультироваться у врача.

Что взять с собой? Список обязательной экипировки

Коврик туриста

Рюкзак (чем шире лямки, тем лучше. Чтобы вещи не промокли, их рекомендуется уложить по отдельным полиэтиленовым пакетам)

Обувь (лучше иметь две пары: кожаные кроссовки или ботинки на сырую погоду и тряпочные кроссовки или сандалии с пяткой)

Полиэтиленовая пленка или плащ

Одежда: двое рейтузов или брюк, чтобы было комфортно на ночевке при температуре до -3 градусов. Женщинам - верхнюю юбку. Также необходимо иметь курточку на молнии или пуговицах, теплый свитер, для ночевки шерстяные носки и теплая спортивная шапка (термобелье).

Головной убор: кепка с козырьком или широкополая шляпа

Спальный мешок

Пластиковая бутылка 1,5 литра или фляжка

Прочие необходимые вещи: чашка, ложка, нож, котелок, мыло, зубная щетка и паста, туалетная бумага, влажные салфетки, средство от загара или мазь от солнечных ожогов, сотовый телефон и зарядное устройство.

Вещи, которые могут облегчить пребывание в крестном ходе:
- солнцезащитные очки;
- портативный примус на керосине или газовом баллоне - очень удобно быстро разогреть пищу и чай, не разводя костра (жечь костры в крестном ходе можно только в определенных местах),
- палатка.

С 9 по 13 августа 2016 года по благословению предстоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви митрополита (Титова) пройдет очередной старообрядческий Великорецкий крестный ход.

Великорецкий крестный ход совершается с XIV века, по обету жителей города Вятки. В 1383 году на реке Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николы, от которого впоследствии были явлены множество исцелений и чудес. В то время вятская земля была заселена преимущественно языческими племенами, поэтому икону перенесли в город Хлынов — центр Вятского края. Жители города дали обет ежегодно приносить икону на место ее явления. Так возникла традиция совершать крестный ход из Вятки на берега реки Великой, где теперь стоит село Великорецкое. Почитание Великорецкого образа святителя Николы постепенно распространилось по всей Руси.

В 2002 году по инициативе и при личном участии епископа Казанского (Четвергова), впоследствии митрополита и предстоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви, был официально возобновлен старообрядческий крестный ход на реку Великую.

В 2005 году владыка Андриан, по обычаю, возглавил крестный ход в село Великорецкое, однако на второй день пути на берегу реки Грядовица он завершил свои земные труды. На этом месте стоит теперь памятный крест, возле которого ежегодно 10 августа паломники совершают панихиду.

К 11 августа — дню рожества Николы чудотворца и памяти перенесения его святого образа, множество паломников со всех уголков древлеправославной России, ближнего и дальнего Зарубежья устремляются на реку Великую в Кировской области. Среди паломников люди самых разных возрастов: дети, подростки, молодежь, молодые семьи и люди преклонного возраста.

Наиболее протяженный по маршруту и времени крестный ход начинается сегодня. Рано утром паломники вышли из . Им предстоит пройти около 160 километров — из города Вятки (Киров) до села Великорецкого и обратно. На берегу реки Великой 11 августа — на праздник Рожества святителя Николы — в походной церкви совершается Литургия на месте явления Великорецкого образа святителя Николы. Во все дни крестного хода совершается полный суточный круг богослужений.

Священнослужители и миряне совершают торжественное шествие с крестом, иконами, хоругвями и Великорецким образом святителя Христова Николы, чтобы усердно почтить и молитвенно поклониться чудотворному образу «скорого помощника и теплого заступника » на месте его обретения.

Уже более 600 лет икона Святителя Николы приносится на место явления — берег реки Великой. До 1777 года Крестный ход совершался водным путем по Вятке и Великой на лодках и плотах, потом стал проходить по суше. Маршрут крестного хода состоит из четырех дневных переходов и одного дня отдыха в селе Великорецком.

Администрация города Кирова содействует проведению Великорецкого старообрядческого крестного хода: по маршруту прохождения временно прекращается движение транспортных средств, а общественный порядок и безопасность дорожного движения обеспечивает УМВД России по городу Кирову.

9 августа 2005 года перед началом шествия Великорецкого крестного хода митрополит Московский и всея Руси Андриан дал свое последнее интервью местной газете. На вопрос вятских журналистов: «Какой наказ вы могли бы дать читателям? » Митрополит ответил: «…Бог даст — прийти к нам. Или хотя бы попытаться почувствовать духовную силу нашей Церкви ».

Не почувствовать духовную силу Церкви, ее единство, пройдя этот крестный ход и преодолев все трудности, просто невозможно. Бог в помощь всем участникам Великорецкого крестного хода, духовной силы вам, крепости, искренней молитвы, помощи Божией и терпения!

ПОДРОБНЫЙ МАРШРУТ ВЕЛИКОРЕЦКОГО КРЕСТНОГО ХОДА 2016 г.

Великорецкий крестный ход вносит огромный вклад в великое дело — организует общение христианской молодежи.
Сбор в городе Кирове 8 августа, в церкви Святителя Николы в Красном селе.

1-й день. 9 августа — вторник

5.00 Начало старообрядческого Великорецкого Крестного хода
(От старообрядческого храма г. Кирова, Нововятский р-н с. Красное ул. Советская, 14,)
6.00 Микр-он «Солнечный берег», движение по улице Ленина.
6.40 Филармония, поворот через сквер филармонии к ул. Казанской.
6.55 Поворот с ул. Казанская на ул. Горбачева
7.00 Приход в Трифонов Успенский монастырь. Привал до 7.30.
7.30 Выход из Трифонова монастыря на ул. Горбачева.
7.35 Поворот с улицы Горбачева на ул. Казанская. Движение до «старого моста».
8.00 Привал в сквере у старого моста.
8.15 Выход на ул. Профсоюзную и движение по ней в сторону ул. К. Маркса.
8.25 Поворот на ул. К. Маркса и движение по ней в сторону Октябрьского проспекта.
8.35 Выход на Октябрьский проспект и движение до ул. Жуковского
9.25 Движение по ул. Жуковского до ул. Александра Невского д. 3 (слобода Зоновы).
10.00 Привал на Александра Невского д. 3 (слобода Зоновы).
10.00 Установка креста на месте строительства храма. Обед.
12.00 Начало движения в сторону нового моста.
12.55 Эстакада (северо-западный обход — Котельнич — ул. П. Корчагина) (переход по пешеходному переходу перед развязкой)
14.00 Привал у Черного озера
14.20 Выход на трассу «Вятка» в сторону Котельнича.
15.00 Поворот с трассы «Вятка» в сторону д. Искра.
15.20 Переход железной дороги у п. Гирсово.
15.20 Привал за железной дорогой
15.40 Движение по набережной р. Вятки п. Гирсово.
16.50 Привал на дороге Гирсово — Мурыгино
17.40 Приход в п. Мурыгино.
17.50 Приход в дом культуры п. Мурыгино. Ночлег.

2-й день. 10 августа — среда

4.00 Выход из места ночлега-дома культуры п. Мурыгино.
4.20 Выход из п. Мурыгино.
5.30 Привал перед автодорогой Киров — Котельнич
5.40
6.30 Приход в д. Медяны.
6.30 Привал в д. Медяны у старой разрушенной церкви
7.00 Выход из д. Медяны и движения сторону бывшей д. Устиновичи.
9.30 Привал в д. Устиновичи
9.50 Выход в сторону д. Стеничи.
10.20 Привал у д. Васенины.
10.20 Проход через д. Васенины.
11.20 Привал за д. Шибаны. Обед 1,5 часа.
12.50 Выход с привала и движение в сторону плотины на р. Грядовица.
13.50 Лития у плотины на р. Грядовице
13.55 Привал на р. Грядовице 15 мин
14.10 Выход с привала. Движение в сторону с. Великорецкого по лесным дорогам.
19.00 Приход в с. Великорецкое

3-й день. 11 августа — четверг

5.00 Начало утреннего богослужения в селе Великорецкое на праздник рожества св. Николы. (Божественная Литургия, водосвятие, крестный ход, праздничная трапеза и отдых)

4-й день. 12 августа — пятница

5.00 Выход из с. Великорецкого.
6.40 Привал у Креста на 20 минут.
8.25 Привал на 10 минут.
8.40 Привал на 20 минут. (в д. Горохово не заходим)
10.00 Привал за мостом через р. Грядовицу. 1 час
12.00 Привал на 20 минут.
13.30 Привал на 20 минут.
14.35 Привал на 20 минут.
15.20 Приход в п. Медяны. Привал 1 час.
16.40 Переход автодороги Киров — Котельнич.
19.00 Приход на место ночлега — дом культуры п. Мурыгино.

5-й день. 13 августа — суббота

5:00 Выход из п. Мурыгино. Начало движения в сторону п. Гирсово.
6:40 Переход железной дороги
6:50 Привал за ж/д мостом 15 минут.
7.30 Привал за д. Искра у поворота на трассу «Вятка». 10 минут
7.40 Выход на трассу «Вятка».
8.30 Привал в кафе у Черного озера. 15 минут.
9.50 Переход по эстакаде над «объездной трассой» .
10.00 Привал за эстакадой 30 мин
10.30 Выход на ул. П. Корчагина и движение в сторону дома № 115
10.50 Поворот в сторону поселка с. Симоновская, переход по полю.
11.15 Привал на поле 20 мин
12.10 Переход через реку Плоская. Привал за рекой 1 час
13.15 В сторону «старого моста» и движение по улице Красной звезды.
14.10 Привал в сквере у старого моста через р. Вятку 20 минут
14.50 Движение по ул. Казанская до сквера у филармонии.
14.55 Сквер у филармонии. Поворот на ул. Ленина и движение в сторону с. Красного.
15.35 Привал у микр-он «Солнечный» 25 мин
17.00 Приход в с. Красное к старообрядческому храму.