Симеоновский кафедральный собор. Свято-Симеоновский кафедральный собор (Челябинск): описание, святыни, православная библиотека. Социальная помощь и благотворительность

Симеоновский кафедральный собор. Свято-Симеоновский кафедральный собор (Челябинск): описание, святыни, православная библиотека. Социальная помощь и благотворительность
Симеоновский кафедральный собор. Свято-Симеоновский кафедральный собор (Челябинск): описание, святыни, православная библиотека. Социальная помощь и благотворительность

Cобор во имя св. прп. Симеона Столпника является главным храмом города. В начале XIX века в г. Брест-Литовске существовала единственная православная церковь Свято-Симеоновского мужского монастыря. Выстроенная из дерева, она неоднократно страдала от пожаров.

8 ноября 1815 г, монастырь в очередной раз был объят пламенем, который помимо различных хозяйственных построек уничтожил и церковь св. Симеона Столпника. Пожар 1819 г. окончательно разрушил обитель, что привело к ее закрытию в 1824 г. После этих трагических событий на протяжение двух десятков лет богослужения совершались в домовой трапезной Свято-Благовещенской церкви, основанной на третьем этаже в здании бывшего базилианского монастыря. Однако в связи со строительством крепости в 1830-40-х гг. монастырские постройки были снесены, а город перемещен на три километра в восточном направлении.

Строительство каменного храма было начато только в 1862 г. Возводили его по проекту брестского городского архитектора В. Поликарпова. Строительные работы производились разными мастерами. Кирпичную кладку выполняли каменщики Черниговской губернии, а столярные, кровельные, штукатурные и малярные работы - мастера города Бреста. Иконостас также изготовил местный резчик. Иконы, написанные художником Титовым, богослужебную утварь и колокол весом в 100 пудов доставили из Москвы. Чугунные решетки для солеи, хора и крылец были отлиты на заводе Эванса в Варшаве. 7 ноября 1865 г. крестным ходом из крепости в новый храм перенесли мощи преподобномученика Афанасия, а на следующий день он был освещен.

По описанию тех лет собор, располагавшийся в центре города на возвышенном месте при Московско-Варшавском шоссе, был окружен каменной оградой, состоящей из сплошного кирпичного цоколя с кирпичными столбами и железной решеткой между ними. Фундамент здания изготовили из булыжного камня, а цоколь и четыре крыльца - из тесанного гранитного камня. Кирпичные стены, своды и купола возвели на известковом растворе. Пилоны, арки, паруса, свод главного купола, а также наружные и внутренние наличники около дверей и окон выстроили из кирпича на портландском цементе. Основная и шатровые крыши пяти куполов были деревянные, снабженные громоотводами. Центральную крышу покрыли листовым железом и окрасили темнокрасной масляной краской, а крыши куполов - белой английской жестью. Двери собора были двойные, темно-желтого цвета. Окна с железными решетками имели летние и зимние рамы. Для отопления храма устроили семь печей, а в ризнице небольшой камин. Внутреннее пространство церкви со­ставляло 49,5 квадратных саженей, так что могло вместить до 700 человек.

Среди святынь Свято-Симеоновского собора особое место занимали мощи преподобного мученика Афанасия, игумена Брестского. В 1894 г. заботами протоиерея Иоанна Григоровича над ракою с мощами была сооружена величественная сень с образом святого. В храме имелся список с чудотворной иконы Божией Матери «Холмской», а так же древняя икона святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе и позолоченном киоте, которая некогда принадлежала Николаевской кафедральной церкви, где проходил униатский Собор 1596 г. Кроме того, в храме находилась дарохранительница, подаренная великим князем Александром Александровичем - будущим императором Александром III.

Во время первой Мировой войны мощи преподобного мученика Афанасия были перевезены в Москву. После революции уцелевшие частицы мощей вывезли за границу. Лишь в середине 90-х гг. ХХ в. небольшую часть сохранившихся мощей вернули обратно в Брест. В правом углу храма, где до 1915 г. почивали мощи, сейчас стоит отреставрированная рака и находится частица мощей Афанасия Брестского. Возле собора в 2005 г. был возведён памятник этому великому святому.

В настоящее время в храме находятся также частицы мощей свт. Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, преподобной Ефросинии Полоцкой, святителя Иннокентия Радонежского и др. При храме организована воскресная школа и православная библиотека, действует сестричество в честь Афанасия Брестского, мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

Собор дважды посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий (1905 г., 2001 г.). В 1997 г. в соборе Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом была освещена копия креста св. Ефросинии Полоцкой, изготовленной брестским мастером Н. Кузьмичём.

Пятикупольный православный собор во имя святого Симеона Столпника, построенный в русско-византийском стиле, является украшением города. А после того, как была выполнена ночная подсветка, собор стал доминантой города и в темное время суток.

4 сентября 2015 года, когда Православная Церковь чтит память преподобного Симеона Столпника, а также празднует Церковное Новолетие (начало нового церковного года), в Симеоновском кафедральном соборе г. Бреста пройдут торжества, посвященные 150-летию основания собора.

Божественную литургию, которая начнется в 8.30 часов, возглавит Преосвященнейший Иоанн, Епископ Брестский и Кобринский.

После богослужения состоится церемония гашения памятной почтовой марки, посвященной 150-летию основания Симеоновского кафедрального собора в Бресте. В мероприятии примут участие Епископ Брестский и Кобринский Иоанн, председатель Брестского горисполкома Александр Степанович Рогачук, директор Брестского филиала РУП «Белпочта» Пух Валентина Николаевна.

После церемонии гашения марки состоится торжественное открытие выставки фотоматериалов, посвященных празднованию 150-летия Симеоновского кафедрального собора. На выставке будут представлены фотографии собора, датируемые концом XIX началом XX века. Фотоматериалы будут размещены с внешней стороны ограды собора (со стороны ул. Машерова) и доступны к обзору на протяжении нескольких недель.

Участников торжества ждет также праздничный концерт, подготовленный воспитанниками Воскресной школы кафедрального собора, который состоится на его территории.

Историческая справка:

Пятикупольный православный собор во имя святого Симеона Столпника, построенный в русско-византийском стиле, является украшением города и занесен в список историко-культурных ценностей Беларуси.

В начале XIX века в г. Брест-Литовске существовала единственная православная церковь Свято-Симеоновского мужского монастыря. Выстроенная из дерева, она неоднократно страдала от пожаров.

В 1815 году монастырь в очередной раз был объят пламенем, который помимо различных хозяйственных построек уничтожил и церковь св. Симеона Столпника. Пожар 1819 г. окончательно разрушил обитель, что привело к ее закрытию в 1824 г.

Строительство каменного храма было начато только в 1862 г. Возводили его по проекту брестского городского архитектора В. Поликарпова. Строительные работы производились разными мастерами. Кирпичную кладку выполняли каменщики Черниговской губернии, а столярные, кровельные, штукатурные и малярные работы - мастера города Бреста. Иконостас также изготовил местный резчик. Иконы, написанные художником Титовым, богослужебную утварь и колокол весом в 100 пудов доставили из Москвы. Чугунные решетки для солеи, хора и крылец были отлиты на заводе Эванса в Варшаве.

Среди святынь Симеоновского собора особое место занимали мощи преподобномученика Афанасия, игумена Брестского.

Во время первой Мировой войны мощи преподобного мученика Афанасия были перевезены в Москву. После революции уцелевшие частицы мощей вывезли за границу. Лишь в середине 90-х гг. ХХ в. небольшую часть сохранившихся мощей вернули обратно в Брест. В правом углу храма, где до 1915 г. почивали мощи, сейчас стоит отреставрированная рака и находится частица мощей преподобномученика Афанасия.

В 1980 - 1990 годах в соборе прошла масштабная реставрация. В 1984 году настоятель собора протоиерей Петр Сорока начал роспись всего храма в живописном стиле, которая была завершена его преемником настоятелем собора протоиереем Евгением Парфенюком в 1990 году. Роспись собора производил художник – иконописец Свято-Успенской Почаевской Лавры – Василий Григорьевич Крыштальский, известный своими росписями храмов и в Киеве и в других крупных городах Украины и Беларуси. Из дюжины колоколов, которые звучат ныне с колокольни собора, лишь два старинных, остальные были похищены оккупантами в годы ВОВ.

В 1989 г. в Москве и Воронеже были приобретены 10 новых колоколов. Собор дважды посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1995 г., 2001 г.), где освятил ставротеку – ковчег для хранения великой святыни Белорусской Церкви – воздвизального Креста преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, изготовленной брестским мастером Н. Кузьмичём. Сам же Крест был освящен в соборе ранее (1997 г.) Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом.

В 1997 году все пять куполов храма заменены на позолоченные с шестиконечными крестами и покрашена крыша. В следующем 1998 году сооружена новая церковная ограда. В 2004 году наружный ремонт и покраску храма производил настоятель храма протоиерей Евгений Семенюк.

В 2005 г. по благословению Епископа Брестского и Кобринского Иоанна рядом с Симеоновским собором установили бронзовый памятник Афанасию Брестскому, приурочив к 360–летию его кончины.

B июне 2010 года к 145 – летию со времени возведения храма, компанией Джофре Лабортехник был завершен проект архитектурно-художественного освещения собора.

При храме действуют воскресная школа, библиотека, сестричество милосердия и молодежное братство в честь прмч. Афанасия игумена Брестского, а также сестричество состоящее из матерей онкологически больных детей во имя святых мучениц «Веры, Надежды, Любoви и матери их Софии». При соборе имеется центр анонимных алкоголиков «Неупиваемая чаша», которые два раза в неделю проводят собрания, а также по субботам присутствуют на молебном пении с Акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Святыни кафедрального собора

В соборе имеется два мощевика с частицами мощей святых угодников Божиих, среди которых особое место в устроенной гробнице занимает частица мощей святого преподобномученика Афанасия игумена Брестского и покровителя всего западного края. В храме находятся: список с чудотворной иконы Богоматери «Холмской», Феодоровской-Костромской, копия Почаевской иконы Богоматери помещается над церковными вратами, один раз в год, в день празднования, образ опускается для поклонения, а также иконы семейства Сахаровых в киоте, подаренные в 1888 году, на иконе Спасителя помещена серебряная ножка, видимо в память об исцелении. Образ имеет название «Умножение любви». На нем изображена Матерь Божия с Богомладенцем Иисусом и Иоанном Крестителем в возрасте малого дитяти.

В 1990-х годах икона «Умножение любви» находилась на иконостасе рядом с чудотворной иконой Спасителя. Впоследствии эти образа скомпоновали по-другому: добавив к ним еще один, поместили в единый аркообразный киот, который можно увидеть на правой от главного входа стене. На обратной стороне рамки прикреплена табличка «От Григория и Марии Сахаровых, 1888 г.». Иконы были подарены собору бездетными супругами. По одной версии, после молебна у иконы излечились ноги у больного мальчика. По другой – избавился от гангрены на ноге ехавший из Польши военный. Якобы в знак благодарности он и изготовил серебряную ножку для украшения иконы.

В храме также находится особо чтимый образ святителя Николая с позолоченной ризой в киоте. С правой стороны у солеи на колонне помещается икона с частицей мощей святителя Иннокентия Московского. С левой стороны перед солеей на колоне – икона с частичкой мощей преподобной Евфросинии Полоцкой и рака с частицами мощей святых.

Свято-Симеоновский кафедральный собор, история возникновения

«Свято-Симеоновский кафедральный собор, ул.Кыштымская, 32 . На протяжении вот уже 123 лет в Свято-Симеоновском кафедральном соборе не прекращается служение Господу. Это храм счастливой судьбы: он уцелел в годы гражданской войны при артобстрелах «белых» и «красных»; при советской власти не был ни разрушен, как большинство челябинских храмов, ни осквернен. За это время храм не только не погиб, но расширился и из небольшой кладбищенской церкви превратился в главный храм Челябинской епархии.
Ко времени возведения Свято-Симеоновской церкви Челябинск уже был довольно большим губернским городом. В 1862 году его приходы вошли в состав Оренбургской епархии, которая за три года до этого получила самостоятельность и своего управляющего. В Челябинске уже были построены Христорождественский собор, Свято-Троицкая, Казанская церкви, монастырские Одигитриевская и Николаевская, Покровский храм при духовном училище. Причиной постройки еще одной церкви стала большая любовь горожан к праведному Симеону Верхотурскому.
«Новый и предивный» чудотворец праведный Симеон, нетленные мощи которого покоились в Свято-Никольском монастыре города Верхотурье, стал пользоваться большим почитанием среди жителей Урала и Сибири. Множество паломников, а среди них, конечно, и челябинский люд, притекали к его мощам, так как по молитвам святого подавалась невиданная доселе в этих краях благодатная помощь и исцеления. И челябинцам, конечно, очень хотелось иметь у себя храм в честь нового угодника Божия. По решению Консистории от 24 января 1873 года с утверждения Его Преосвященства было разрешено строительство каменной Симеоновской церкви на городском кладбище. Из документов, хранящихся в Челябинском областном краеведческом музее, узнаем, что через десять лет, в 1883 году, на пожертвования «разных лиц» на упраздненном кладбище была построена и освящена церковь с престолом во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца.
Это было небольшое белое прямоугольное здание с полукруглой апсидой (алтарным выступом), увенчанное крупной главой на граненом световом барабане. Главный вход располагался с западной стороны, над притвором возвышался ярус звона шатровой колокольни, завершавшейся небольшой главкой.
Через шесть лет храм постигло несчастье: в 1889 году во время сильнейшей бури колокольня рухнула, а ее обломками была значительно повреждена церковная крыша. Работы по исправлению, каменные и частью деревянные, поручаются мещанину Павлу Михайловичу Кутыреву. К 14 мая 1890 года восстановление было завершено. Прибывший для осмотра епархиальный архитектор Ф. Маркелов засвидетельствовал, что «капитальный ремонт купола и колокольни Симеоновской церкви в г. Челябинске… произведен прочно, правильно, из материалов должного качества». Благодетелем в строительстве выступил Петр Иванович Ильиных, о котором известно, что он помогал при возведении и других храмов Челябинска. Участие в ремонте крыши и колокольни Симеоновской церкви – его последнее благодеяние. В1896 году Петр Иванович скончался и был с почетом похоронен во дворе храма, напротив его алтаря.
Послереволюионный период стал великим испытанием для всей русской православной Церкви; череда закрытий и осквернений не обошла и челябинские приходы. Храмы Челябинска стали закрываться один за другим, их либо разрушали, либо перестраивали под общественные здания. В апреле 1922 года Свято-Симеоновская церковь была передана в аренду общине обновленческого направления. К 1930 году из семнадцати челябинских церквей уцелел только Свято-Симеоновский храм. А в августе 1930 и над ним нависла угроза: президиум горсовета принял решение об его закрытии, само здание предполагалось использовать «в связи с острым жилищным кризисом под государственные нужды».
Но по молитвам святого Симеона Верхотурского, Божией Матери и всех святых храм был спасен от поругания: сразу же после принятия решения о закрытии последнего челябинского храма в «органы» неожиданно приходит секретная инструкция к постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». В ней предписывалось «не допускать изъятия молитвенных зданий из пользования религиозных объединений, если таковые изъятия приводят к невозможности в данном месте отправления культа (если данное здание является единственным для того или иного культа)». Церковь не только не была разрушена: вскоре в ней возобновилось православное богослужение.
В годы Великой Отечественной войны Свято-Симеоновский храм становится центром патриотической работы православного духовенства и верующих. Прихожане храма за годы войны собрали 80 тысяч рублей в Фонд обороны, приобрели облигаций различных займов более чем на 100 тысяч рублей, сдали серебра в изделиях 6500 граммов и золота 269 граммов. Настоятель церкви протоиерей Сергий Ашихмин за свою патриотическую, проповедническую и организиторскую деятельность получил две благодарности от Сталина и был представлен к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Во второй половине XX века Симеоновский храм несколько раз реконструировался. В 1947 – 1960 годах появились Казанский «приделец», небольшие хозяйственные постройки и кирпичный забор. В 1976 – 1977 годах был выстроен большой притвор и расширена алтарная часть, а боковые пристрои к храму несколько увеличили его площадь. Наконец, поскольку это был единственный в то время в Челябинске действующий храм, в 1986 – 1990 годах произвели его третью, капитальную реконструкцию. В результате этого небольшая церковь превратилась в трехпрестольный кафедральный собор. Статус кафедрального Симеоновский храм получил в 1989 году, когда постановлением Священного Синода от 10 апреля этого же года была воссоздана Челябинская епархия.
Третья реконструкция, произведенная в 1988 году, стала для служащих храма и прихожан нелегким испытанием, но и временем небывалого духовного подъема. В ней участвовали небольшая бригада строителей-профессионалов и около 50 прихожан-добровольцев, которые в течение длительного времени несли тяжелые послушания на стройке. Работа шла очень быстрыми темпами, строили даже ночью. Семь человек из прихода по полгода отработали на кирпичном заводе, чтобы получить дефицитный по тем временам кирпич для строительства храма в счет зарплаты.
В эти годы были возведены два придела: южный в честь Казанской иконы Божией Матери и северный в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. Старая церковь оказалась встроенной в новое здание, в первозданном виде сохранились массивная глава храма и колокольня. Храм и приделы завершаются теперь трехгранными апсидами с собственными небольшими главками. В плане строение приобретает форму креста. Двускатную кровлю «ветвей» креста также увенчали небольшие главки. На всех главах установлены ажурные, покрытые сусальным золотом кресты».
В ходе реконструкции преобразился и церковный двор. Были снесены загромождающие его ветхие строения, а все службы разместились в длинном двухэтажном административном здании с просторным крестильным помещением в центре. Авторы проекта реконструкции – архитекторы института «Челябинскгражданпроект» А.Г. Буров и В.И. Токарев.
Фасад украсили порталы, филенчатые с изразцовыми вставками лопатки, которыми декорированы углы здания, арочные окна с наличниками и опоясывающий изразцовый фриз. Ростовые живописные и мозаичные образы Спасителя, Пресвятой Девы, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского и многих других особо чтимых российских святых обрамляют церковь по всему фасаду. Работы выполнялись художницами Е. Числовой, Ю. Кадомцевой, Е. Ходаевой под руководством Н.В. Чекотиной в 1995-1996 годах. В последние два года фасадная живопись была значительно обновлена.
В 1990 году интерьер храма был расписан группой московских художников. Взору молящихся предстали монументальные картины и сцены из Нового Завета, великие и двунадесятые праздники, чудотворные иконы Богородицы, события из истории Православия на Святой Руси, образы многих почитаемых русских святых.
В 2002-2005 годах были обновлены иконостасы северного и южного приделов. Центральный иконостас, одетый в ризу из металла, уже более века сохраняет свой первоначальный вид: при реконструкции был заменен только его каркас».

Апсидами (от древне-греческого –свод) - примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре.
двунадесятые праздники (также дванадесятые праздники) - двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе
придел - либо специально выделенная часть основного здания храма,либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.Эти дополнительные компартименты могут иметь различные формы и по-разному распределяться в пространстве храма, усложняя его структуру и иногда превращая его в целый комплекс.Приделы или пареклесии или капеллы устраиваются, в частности, для установки в храме дополнительного престола (престолов), чтобы в один день в одном храме можно было совершать более одной литургии, так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле.(Википедия)
С сайта: http://www.sobor-chel.ru

Рецензии

Наталья, превосходно написна история возникновения кафедрального собора очень детально и читается с интересом. Спасибо Вам, что знакомите читателей с с соборами Челябинска. Была в поездке, не смогла быстро ответить.
С уважением

Челябинска стоит с того, что он этот со счастливой судьбой. Изначально это был не храм, а приписная кладбищенская церковь, у которой даже штата собственного не было. Службы для прихожан проводили клирики из соседнего храма. Это было обычным явлением в те годы. И появилась эта церковь не случайно, а по великой просьбе ее прихожан. Они обратились к епископу оренбургскому с прошением о благословении строительства храма.

Из истории возведения храма

Разрешение от правящего архиерея было получено, в январе 1873 года на месте разрушившейся деревянной часовни, что находилась на улице Кыштымской в Челябинске, было начато строительство. Из документов известно, что на строительство храма были использованы денежные пожертвования частных лиц. В течение десяти лет шло строительство. В 1883 году храм освятили, дав имя святого Симеона Верхотурского, считавшегося небесным покровителем Урала и Западной Сибири.

О получении храмом статуса отдельного прихода история не сохранила достоверных сведений. Из одних источников, это было до революции, из других, после неё. Но это случилось до 1929 года, когда был закрыт большевиками Свято-Троицкий храм.

В 1930 году власти города планировали закрыть Свято-Симеоновский храм и использовать его постройки для нужд города. Однако, как говорят верующие, пути Господни неисповедимы, буквально в последний момент пришло постановление Совета народных комиссаров "О религиозных объединениях", в котором разрешалось отправление культовых служений. Храм не был ни изъят, ни разрушен. Богослужение в Свято-Симеоновском кафедральном соборе возобновилось.

Война и послевоенное время

В годы войны народ чем мог помогал фронту. Приход храма не был исключением. Здесь также собирались средства для фронтовиков. Протоиерей Свято-Симеоновского кафедрального собора вел патриотическую деятельность среди прихожан.

Начиная с 1940 года и все послевоенное время в храме продолжается строительство административных и хозяйственных зданий. К храму пристраивается небольшой придел в честь иконы Вокруг храма возводится кирпичный забор. В 1947 году в Челябинскую епархию назначают архиерея - епископа Ювеналия. Его назначение связано с принятием им храма в честь Рождества Богородицы.

50-е годы двадцатого столетия - не лучшее время для верующих. Годы ознаменованы хрущевскими гонениями на церковь. В 1960 году приходы Челябинской епархии передаются свердловскому епископу Флавиану. Храм в честь Рождества Богородицы закрывают. Его приход передают в Свято-Симеоновский Челябинска, который опять оказался единственным действующим в городе.

Реконструкции храма

Во время второй реконструкции собора, проходившей в 1977 году, были сделаны пристройки с двух сторон храма, увеличивая его площадь. Реконструкция проводилась и в алтарной части. Она была расширена. С 1986 по 1990 год - время третьей капитальной реконструкции Свято-Симеоновского храма. Она была начата благодаря письму верующих, направленному в разные инстанции: в горсовет Челябинска, архиепископу свердловскому и управляющему делами патриархии. В письме излагалась просьба о расширении площади храма, так как он не вмещал всех верующих даже в воскресные дни, не говоря о праздничных.

В 1986 году городским советом было принято решение, позволяющее церковному совету предложить план реконструкции, а через год, согласно разработанному документу, начались работы по глобальной реконструкции Свято-Симеоновского кафедрального собора Челябинска. Реконструкцией занимались строители-профессионалы, а также прихожане-добровольцы. Для прихожан это было тяжелым послушанием на строительстве собора. Часть из них оформилась на работу на местный кирпичный завод, чтобы на заработанные деньги можно было выкупить кирпич. Со строительными материалами в этот период времени в стране было очень тяжело.

Результат реконструкции

Периодически реконструированный храм оказался внутри нового здания. Сохранился вид колокольни и глава храма. Строение приобрело форму креста. Все главки храма с крестами покрыты сусальным золотом. Результатом всех реконструкций стал трехпрестольный Свято-Симеоновский кафедральный собор, площадь которого теперь была в три раза больше первоначальной.

В период перестройки возобновила работу православная библиотека, появился в храме профессиональный хор и клирос, в состав которого входили профессиональные музыканты. В 1987 году была проведена служба с участием клироса. В 1988 году в обновленном храме было организовано торжественное богослужение, приуроченное к тысячелетию крещения Руси. его проводил архиепископ Мелхиседек (Лебедев), приехавший из Свердловска.

Росписи в кафедральном соборе

Описание Свято-Симеоновского кафедрального собора нужно начать с того, что он после реконструкции был украшен порталами, были задекорированы углы здания и окна с наличниками изразцовым фризом. По всему фасаду здания выполнены росписи и кладка из мозаики чтимых на Руси святых во весь рост: Спасителя, Пресвятой девы Марии, Сергия Радонежского, Серафима Саровского.

Живопись во внутренних помещениях храма постоянно обновляется и добавляется. В 90-х годах XX века московскими художниками были выполнены интерьерные работы храма. Монументальными сценами из Нового Завета и образами многих святых, почитаемых на Руси, украшен Свято-Симеоновский кафедральный собор. Святыни, хранившиеся в музейных фондах Челябинска, были переданы собору. К ним относятся мощевик, в котором хранятся мощи святых, старинные плащаницы и иконы, облачения священнослужителей и а также чудотворные иконы Богородицы. Во время празднования 125-летия храма были переданы утерянные некогда мощи святого апостола Андрея Первозванного.

Работы в храме и облагораживание территории

В 2002-2005 годах обновили иконостасы южного и северного приделов. Любоваться храмом можно как снаружи, так и внутри, и на это уйдет не один час. Живопись на стенах и сводах, которую сделали московские художники, действительно получилась. Бывая в этом соборе и глядя на выполненные художественные работы, даже атеисты могут задуматься о смысле бытия. Благодаря нежному цвету все кажется парящим в воздухе.

В 2004-2005 годах продолжились работы в прилегающих к храму строениях. Постоянно менялся облик храмовой территории, обустраивались цветники, альпинарии с диковинными растениями, для прихожан создана зона, где можно отдохнуть на лавочке и полюбоваться цветниками, начал работу трехъярусный водопад.

Следующим был каменный забор, который обновили, были выведены динамики, чтобы службу можно было слушать и в притворах, и на территории храма. В 2009 году в храме был установлен фарфоровый иконостас, как в Новом Афоне, Екатеринбурге и Риме.

Работа воскресной школы

Свято-Симеоновский кафедральный собор Челябинска в 1990 году открыл двери воскресной школы, где и дети и взрослые знакомились с Законом Божьим, преподавалось церковное песнопение, знакомили слушателей с иконописью. Школа работает и в настоящее время. Дети учатся два года. Первый год посвящен Закону Божьему, церковнославянскому языку и познавательным урокам о храме. Второй год обучения посвящен библейской истории и правильным жизненным ориентирам. Взрослые обучаются три года, изучая историю христианской церкви и основы православной веры. В курс обучения входит искусство православной иконы, песнопение и евангельские беседы. Школа находится в Свято-Симеоновском кафедральном соборе Челябинска. Адрес: ул. Кыштымская, 32.

Пастырские курсы и мастерские

В это же время в соборе начали работать и пастырские курсы. Статус духовного училища они получили в 1995 году. Училище работает по сегодняшний день. В первом десятилетии XXI века начал работать при храме молодежный клуб "Держись!". Открылась православная гимназия в 2002 году. Она носит имя покровителя Свято-Симеоновского кафедрального собора Челябинска (адрес: 454018, Челябинск, ул. Коммунальная, 48).

В 1991 году под руководством Н.В. Чекотиной была образована иконописная мастерская. Она развивается в русле традиций древней московской иконописи. Иконы Симеоновского собора выполнены учениками Н.В. Чекотиной. Много икон святых, даже недавно канонизированных. В храме были открыты золотошвейная мастерская и мастерская резьбы по дереву. Они работали более десяти лет и внесли колоссальный вклад в культуру края. В настоящее время все эти мастерские закрыты.

Богослужения в храме

В Свято-Симеоновском кафедральном соборе Челябинска совершаются ежедневные литургии и вечерние богослужения. Исключениями могут быть некоторые дни Великого поста. Святое крещение младенцев и взрослых проходит ежедневно. Для этого нужно предварительно записаться в регистратуре храма. Работает православная библиотека. В неё могут прийти все желающие, записавшись по паспорту. За годы существования храма в ней собран интересный и полезный для познания материал.

Социальная помощь и благотворительность

Есть при храме социальная служба, занимающаяся помощью одиноким престарелым людям, многодетным семьям и одиноким мамам. Свято-Симеоновский кафедральный собор обеспечивает питанием детский приют, детский интернат и дом ветеранов.

Много лет Свято-Симеоновский храм оказывает помощь детскому саду для детей-инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. На средства, выделяемые храмом, приобретается медицинская техника. Священники и слушатели воскресной школы шефствуют над коррекционной школой-интернатом для детей-сирот.

Этот храм - украшение своего города. Он красив и внешне, и внутренне. Прихожане приходят в этот храм и с горем, и с радостью, и всегда находят утешение, посещая его.

Атаманский Дворец г. Новочеркасска Домовый храм в Атаманском дворце в честь священномученика Симеона Персидского в г. Новочеркасске (Ростовская-на-Дону епархия)

Мысль устроить при Атаманском дворце домовую церковь возникла несколько позже строительства самого дворца. Поводом к этому послужило неудавшееся покушение на жизнь императора Александра II , состоявшееся 4 апреля года.

Счастливое избавление от гибели Александра II повсеместно на Дону отмечалось благодарственными молебствиями. Казаки Новочеркасской станицы соорудили на свои средства и пожертвовали в войсковой Вознесенский собор иконы святых преподобных Иосифа Песнопевца и Георгия иже в Малеи, празднуемых 4 апреля. Поскольку Атаманский дворец изначально предназначался быть резиденцией не только донского атамана, но и высочайших особ в дни их пребывания на Дону, было решено пристроить ко дворцу домовую церковь в память этого события. Инициативу донских жителей поддержал назначенный в 1867 году на Донскую кафедру архиепископ Платон (Городецкий) , который благословил устроить домовый храм в честь преподобного Симеона Персидского , с престольным праздником 5 апреля.

Войсковой наказной атаман генерал-адъютант А.Л. Потапов возложил постройку храма при Атаманском дворце на обязанность Соборостроительной комиссии. Производителем работ был назначен областной архитектор статский советник И.О. Вальпреда. Заготовление материалов и контроль за исполнением работ комиссия поручила своим членам: председателю войскового коммерческого суда коллежскому асессору Ф.С. Савченкову и почетным членам от Донского торгового общества казакам Норкину и Блажкову. Церковь сооружалась частично на войсковые средства, частично на пожертвования от всех сословий Донского войска.

Здание церкви было пристроено ко дворцу с северо-восточной стороны, двухэтажное, в одном стиле с основной постройкой. По отношению к линии главного фасада оно располагалось несколько в глубине, образуя место для небольшого садика. Так архитектор сумел сохранить видимую симметрию здания дворца со стороны площади. В нижнем этаже церкви размещались служебные помещения. Собственно сам храм находился во втором этаже. Он представлял собой обширный, площадью 120 квадратных метров, зал с высотой потолков около 7 метров; очень светлый, по причине двухстороннего освещения: на северном и южном фасадах располагалось по три огромных окна. Стены церкви покрывал орнамент из четырех и шестиконечных крестов и звезд. Над каждым окном имелось по два круглых медальона, в которых, по-видимому, помещались живописные изображения, сделанные на холсте. Потолок церкви был побелен и украшен лепниной растительных мотивов. Перед алтарной частью на потолке имелась лепная розетка для крепления люстры. Пол был сделан паркетный, геометрического рисунка. В западной части церкви, при входе в нее с парадной лестничной площадки, располагался притвор. Над притвором, в антресольном этаже, был устроен балкон для хора, огражденный балюстрадой из резных деревянных балясин. Восточная часть храма была приподнята на одну ступеньку. Полы в алтаре также были сделаны паркетные.

Иконостас изготовили в мастерской иконостасных работ В.К. Солнцева. Эта мастерская существовала в Новочеркасске с 1868 года, то есть работы по Атаманской церкви были среди первых ее заказов. В.К. Солнцев изготавливал иконостасы "из разного дерева, полированные, с резьбою, позолотою и художественной живописью на чеканном золотом фоне". Как выглядел в действительности иконостас дворцовой церкви можно сейчас только догадываться.

Атаманская церковь не имела купола, на крыше был установлен небольшой барабан с луковичным завершением и на северном фасаде, посередине, барочного типа аттик с лепными украшениями и венчающей его небольшой луковкой с крестом. Кресты были установлены прорезные, ажурные, шестиконечные.

Церковь была окончательно отделана и снабжена всей необходимой утварью к концу года. Освящение храма совершил владыка Новочеркасский и Георгиевский Платон (Городецкий) 8 ноября 1869 года, в день памяти Архангела Михаила.

На год храм находился на реконструкции. Храм входит в ведение благочинного округа.