Универсальное марсельское таро значение карт. Значение карт таро в марсельской колоде. Как делать расклады

Универсальное марсельское таро значение карт. Значение карт таро в марсельской колоде. Как делать расклады
Универсальное марсельское таро значение карт. Значение карт таро в марсельской колоде. Как делать расклады

ПОДЕЛИЛИСЬ

Марсельское Таро, которому будет посвящён наш сегодняшний обзор, строго говоря, не является названием конкретной колоды - это скорее наименование дизайна карт, повторяющее исторические рисунки, известные ещё с 15 века. Марсель считается одним из классических направлений Таро. Марсельскую школу чаще выбирают для себя не новички, а скорее профессионалы, поскольку Младшие Арканы этих колод не прорисованы сюжетно, в отличии, например, от традиции Уэйта. Впрочем, среди тарологов есть и те, кто начинает обучение именно с этой колоды.

История создания колоды

Марсельское Таро было названо в честь французского города, в котором эти карты печатались очень активно - Марсель. Об Арканах этой колоды писал в своей книге «Цыганское Таро» Папюс - именно упоминание Папюса считается самым первым, появившимся в печати. Несмотря на то, что Марсельское Таро было широко распространено во Франции, сам дизайн и символика карт считаются скорее итальянскими.

Традиционные рисунки, используемые в современном марсельском дизайне карт, были созданы Николя Конвером - их также называют тип «Марсель II». Колода Конвера впервые увидела свет в 1760 году (примерная дата) и издавалась на протяжении 120 лет. Первоначальная же, более старая версия («Марсель I») относится к дизайну колод Жана Нобле и Жана Додаля - эти образцы карт выпускались в период между 1650 и 1701 годами. Сегодня можно найти в продаже несколько колод марсельского типа от разных издательств, но все они по сути повторяют стиль Конвера: это Марсельское Таро Поль Марто, версия художника Отто Спайлингера, карты Филиппа Камоина и Александра Ходоровски, Древнее Марсельское Таро, Tarot de Marseille (Piatnik) и другие.

Ключевые особенности колоды

Если вы заглянете в галерею Марсельского Таро, то первое, что бросится в глаза - довольно простая стилистика изображений. Здесь вы не найдёте сложных образов, как, например, у Кроули, астрологических, каббалистических и нумерологических привязок - Старшие Арканы выглядят довольно просто, однако минималистичная классическая символика всё равно никуда не исчезает.

Нумерация Старших Арканов отличается от Уэйта: Правосудие имеет порядковый номер 8, Сила - 11. Масти традиционны. Младшие Арканы не прорисованы, но при этом украшены очень красивыми узорами. Карты Двора: Паж, Рыцарь, Дама, Король. Все Арканы пронумерованы римскими цифрами, Старшие - сверху, Младшие - по бокам. Впрочем, есть и вариации колоды без нумерации Младших Арканов. Кстати, в старинных Марсельских колодах не принято было ставить номер на карте Смерть, авторы же современных карт часто пренебрегают этим правилом.

Символизм колоды

Значения карт Марсельского Таро можно вывести, если внимательно рассмотреть красивые средневековые костюмы персонажей, их жесты, мимику, присутствующие атрибуты. Также особое внимание уделено цветовой составляющей: несмотря на то, что цветов используется совсем немного (в большинстве колод - это красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, белый и бежевый, в некоторых - немного другая комбинация), они при этом не смешиваются друг с другом и являются чистыми, яркими, насыщенными, без каких-либо оттенков. Многие тарологи используют цветовую гамму Марсельского Таро в качестве подсказки при работе.

Старшие Арканы

Давайте рассмотрим поподробнее Марсельские карты Таро и попытаемся посмотреть на архетипы Старших Арканов глазами человека того далёкого времени. В связи с этим я не могу пройти мимо и не процитировать книгу «Марсельское Таро. Теория и практика», в которой нашла интересный способ прочтения Старших Арканов:

«Полный набор из двадцати двух козырей можно прочитать следующим образом: Человеческая Воля (1), просвещённая Наукой (2) и проявленная в действии (3), должна найти свою Реализацию (4) в делах Милосердия и Благодеяния (5). Мудрый Выбор (6) этой Воли приносит Победу (7) - за счёт Равновесия (8) и Рассудительности (9) - над подъёмами и спадами Фортуны (10). Стойкость (11), принесённая в Жертву (12), победит саму Смерть (13), и это мудрое Сочетание (14) позволит человеку бросить вызов Фатуму (15). В каждом Несчастье (16) он увидит Звезду Надежды (17), сияющую сквозь сумерки Обмана (18), и окончательное Счастье (19) будет Результатом (20). С другой стороны, Глупость (0) принесёт Награду (21) в виде несчастья.»

Как видите, в период Ренессанса знакомые нам образы воспринимались несколько иначе, хотя свою основную суть Арканы всё-таки сохранили. Давайте, интереса ради, остановимся подробнее на нескольких Козырях Марсельского Таро. По традиции первым возьмём Дурака/Глупца.

Как видите, подача этого образа несколько отличается от привычной нам классики. Герой не шагает с обрыва, а просто идёт по дороге, со своей неизменной котомкой за спиной. Что же представлял собой архетип Глупца в глазах общества эпохи Возрождения? Дурак - это по сути соединение двух образов, один из которых - бездомный нищий, второй - придворный шут. Как бы там ни было, но в период Ренессанса данный персонаж воспринимался скорее негативно. Бездомные странники часто терпели унижения и оскорбления со стороны других людей, поскольку они не вписывались в социальные нормы и считались безбожниками, людьми с психическими отклонениями. Если взглянуть на карту именно с этой стороны, сразу становится понятно, что собака здесь - это не предупреждение об опасности и вовсе не верный друг, как мы часто воспринимаем её в современных колодах, а скорее - это собака, спущенная на нищего кем-то из горожан, раздражённого видом бродяги.

Шут при царском дворе - тоже объект насмешек, своего рода юродивый. В целом положительный срез значения этого Аркана тоже присутствует, но акцент здесь вновь делается на свободе от общественных устоев и обязанностей, которой, в общем-то, можно было позавидовать. Лишь придворный Шут мог отпустить вслух какую-то колкость в адрес власть имущих, и никакое наказание ему за это не грозило. Обобщая вышесказанное, значение Глупца Марсельского Таро можно свети к следующим ключевым фразам: свобода от социальных норм, юмор, соответствующий ситуации, глупость, беззаконие.

Теперь обратимся к образу Мага/Фокусника. В Марсельском Таро он представляет собой образ, объединяющий уличного торговца и актёра, развлекающего толпу. Многие считали таких «фокусников» обычными мошенниками, другие же - втихаря завидовали ловкости их рук, скорости мышления, хитрости, смекалке. Откуда же взялся образ странствующего торговца? Я думаю, что об этом говорит дорожная сумка, лежащая у него на столе. Значения Мага - быстрота мышления, ловкость, хитрость, смекалка, умение использовать других в своих интересах. В негативном проявлении карта может сообщать о том, что вы стали жертвой какого-то обмана.

В продолжении разговора о Старших Арканах Марсельского Таро рассмотрим так пугающий многих в Средние Века образ Смерти. Неудивительно, что несчастливое число 13 даже отказывались помещать на изображение карты. Что такое Смерть? Это и физическая смерть во время массовых эпидемий чумы, и гибель от смертельных болезней, и в то же время это вызов упрощённым представлениям человека о собственной жизни как о чём-то неизменном. Образ скелета был довольно популярным в то время, поскольку в 15 веке существовало аллегорическое повествование о Пляске Смерти, упоминаемое в книгах, стихах, театральных представлениях. И эта танцующая Смерть изображалась именно в образе скелета. Но, поскольку Аркан Смерть идёт под номером 13, воспринимать его исключительно как гибель физического тела всё-таки не стоит, ведь после него идёт ещё целый ряд Козырей.

Аркан Дьявол Марсельского Таро по сути мало чем отличается от современных образов. Мы видим людей, которые пошли по пути искушения, последовали за своими низменными инстинктами, не сумели обуздать их. Этот вызов, неизменно встречающий на пути человека.

Иллюстрация Башни напоминает нам о популярных в то время картинах Апокалипсиса, часто описываемых в религиозных проповедях. В принципе человек той эпохи представлял, что конец света - это не что-то абстрактное, как мы считаем сейчас, а то, что может произойти в любой момент, поэтому данная карта производила довольно устрашающее впечатление. Хотя по сути - это, конечно, вовсе не конец света в буквальном смысле этого слова, а скорее разрушение неустойчивой ситуации, освобождение души из тех оков, в которые она попала на 15 Аркане.

На этом с Козырями предлагаю закончить и перейти к Младшим Арканам, хотя их описание будет не столь интересным из-за отсутствия сюжетов.

Младшие Арканы

Работать с Младшими Арканами Марсельского Таро большинство авторов книг по этой школе предлагают следующим образом: объединяя смысл масти со смыслом числа, соответствующего карте. Я приведу эти значения и мы попробуем проработать несколько карт по этой методике.

Итак, что же означают масти? Это четыре области человеческого познания. Посохи (Жезлы или Палки) - созидание, энергия творчества, Чаши - взаимодействие, контакт с людьми, Мечи - самооборона, защита, границы управления, Монеты (Пентакли) - получение, нахождение комфортного состояния, обеспечение, в том числе и финансовое.

Краткие значения чисел я оформила в виде таблицы.

Номер карты Значение
Единица (Туз) Первый шаг, начало
Двойка Диалог, совещание, взвешивание и сравнение различных возможностей
Тройка Наличие определённого плана, создание стратегии для достижения цели
Четвёрка Усилия, приводящие к конкретному проявлению, средства, необходимые для того, чтобы что-то совершить, первый успех
Пятёрка Противоречия, хлопоты, вызов, брошенный самому себе или брошенный в вашу сторону обществом
Шестёрка Период стабилизации, вхождение в новый ритм, накопления, позволяющие делиться с другими
Семёрка Познание глубинных причин, мотивов, углубление, неудовлетворённость поверхностными знаниями
Восьмёрка Наивысшая реализация, высокая эффективность, благодаря полученному знанию, самодисциплине
Девятка Награда за потраченные усилия, заслуги
Десятка Полнота, достижение конечной цели, но при этом и желание достичь чего-то большего, время для новых начинаний

Говоря о значении чисел Младших Арканов Марсельского Таро, стоит упомянуть, что оно может проявляться в положительном или отрицательном ключе. Так, например, Восьмёрку можно трактовать как слишком жёсткую дисциплину, догматичность, чрезмерную напористость.

Итак, давайте попробуем? Для примера постараемся ответить двумя произвольными картами на один и тот же вопрос: как сложатся отношения мужчины по имени, допустим, Иван, с девушкой по имени Марья? Возьмём, например, Двойку Чаш. Чаши говорят о взаимодействии, число два - о диалоге, сравнении. Сразу же приходит на ум, что Иван и Марья будут гармонично взаимодействовать друг с другом. Далее подключаем интуицию и смотрим, что получается в итоге? Я думаю, что любовь, дружба, крепкие отношения. Впрочем, об этом можно догадаться и при взгляде на саму карту, хоть она и не имеет сюжета, но рисунок явно говорит о чём-то положительном.

А если мы возьмём Десятку Мечей? Мечи - защита, оборона, десять - достижение конечной цели. По сути Десятка - это самый максимум, ситуация, когда оборонять и защищать уже попросту нечего и нужно искать новые пути. Это период размежевания, конца. Подключив интуицию и применив эти данные к рассматриваемой ситуации, можно сказать, что отношения, скорее всего, будут разрушены.

Для полноты картины давайте возьмём другой вопрос: что ждёт человека на новой работе? Представим, что выпала Четвёрка Монет Марселького Таро. Монеты - это получение, нахождение комфортного состояния, в том числе и финансового, а четыре - это первоначальный успех и усилия, приводящие к конкретному проявлению. Если мы сформулируем значение для перспектив на новой работе, можно сказать, что человеку удастся завоевать «своё место под солнцем», влиться в рабочий коллектив и получить первые награды.

А если бы выпала Пятёрка Жезлов? Жезлы - созидание, творчество, пять - вызов. Можно сказать, что эта работа будет сопряжена с определёнными сложностями: возможно, человеку придётся отстаивать свои интересы, показывать, на что он способен или же столкнуться с противостоянием со стороны коллектива.

А вообще, конечно, после любой другой колоды с прорисованными Младшими Арканами ассоциации при рассмотрении картинок Марсельского Таро приходят в голову сами собой, ведь по сути Таро - это всегда система, где значение одной и той же карты не может оказаться прямо противоположным в разных колодах.

Придворные карты

Придворные карты Марсельского Таро описывают человеческое поведение. Их значения тоже распределяется по рангу: сначала идут Пажи (Валеты) - внимание, первый импульс, заинтересованность. Далее Рыцари - прямота, определённость, серьёзность, за ними следуют Королевы - уверенность, убедительность, целеустремлённость, одобрение, но без силовой составляющей. И замыкают цепочку Короли - воля, давление, управление, любовь к власти. По сути каждый персонаж может иметь как положительные, так и отрицательные проявления. Но здесь, думаю, и так всё понятно, поэтому подробно останавливаться на значениях не буду. Просто попробуйте взять характеристику масти и применить её к любому персонажу Двора.

Особенности толкования карт

При гадании на Марсельском Таро чаще всего пользуются и прямыми, и перевёрнутыми картами. По крайней мере, в большинстве книг по данной колоде приведены толкования для обоих положений. Впрочем, этот вопрос как всегда остаётся на выбор самого таролога, поскольку многие видят возможные теневые значения Арканов и без физического переворота карт. В целом же расклады для Марсельского Таро не отличаются от каких-либо других колод: вы можете использовать абсолютно любые понравившиеся.

Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?

Марсельская система универсальна, поэтому колоду можно назвать подходящей для рассмотрения любых вопросов: общие события, прогнозы профессиональной и личной жизни, темы, связанные со здоровьем, диагностика негатива и многое, многое другое.

Кому подойдут данные карты?

  • Тем, кого привлекает исторический дизайн карт
  • Новичкам, готовым изучать с нуля колоду без сюжетной прорисовки Младших Арканов
  • Опытным тарологам, желающим расширить свой кругозор и освоить ещё одну систему

Книг по марсельской школе на данный момент существует более, чем достаточно. Если вы решили купить Марсельское Таро, выбор литературы для изучения колоды будет весьма широким. Если честно, я работаю в другой системе, поэтому за качество подачи информации в данных книгах отвечать не могу, поэтому просто предоставляю вам список литературы, которую можно легко отыскать в магазинах и интернете:

  • «Марсельское Таро. Теория и практика» (издательство «Внешсигма»)
  • «Универсальное Марсельское Таро» (Ли Бурстен)
  • «Марсельское Таро» (А. Симоненко)
  • «Марсельское Таро. Книга универсальных символов» (Фред Геттингс)
  • «Азбука мудрости Марсельского Таро» (Виталий Зайченко)
  • «Марсельское Таро. Метод открытого чтения карт» (Йоав Бен-Дов)

Помимо указанных выше книг, при желании можно отыскать и другие. На этом я свой обзор завершаю.

Если вы решили провести гадание на картах, то Марсельское Таро подойдет как нельзя лучше. Им пользуются как начинающие гадалки, так и более опытные, а всё благодаря его простоте в трактовке и раскладке. Всего в колоде содержится 78 карт (22 старших и 56 младших арканов). Чтобы толкование было проще, приведем описание каждой карты Таро (Марсельское).

Шут

Итак, начнем разбирать значения. Марсельское Таро начинает свою нумерацию не с 1, а с нуля - ненумерованной карты. Ею является "Шут" (или "Глупец"). При прямом положении он символизирует движение к лучшему. Его появление говорит о том, что человек находится на верном пути и стремится к положительным переменам. В перевернутом положении "Шут" означает застой и отказ от перемен. Человек в таком состоянии не стремится менять что-либо в привычной жизни, даже если изменения пойдут ему на пользу.

Старшие арканы (1-9)

Теперь давайте перейдем к нумерованным позициям, которые может выдать человеку Марсельское Таро. старших арканов наиболее важны в раскладах и всегда играют решающую роль.

  1. "Маг". Его появление говорит о том, что человек является хозяином своей судьбы и всё, что он делает, приводит к успеху. Это карта поистине сильных духом людей. В перевернутом положении он символизирует упущенные возможности и пороки, связанные с работоспособностью.
  2. "Верховная жрица". Влияет на знания и обучение. Противоположное значение - нерешенные проблемы, нерешительность и лицемерие.
  3. "Императрица". Сулит удачу в переговорах и диалогах, но если не повезет вытащить её перевернутой, то будьте готовы к проигрышу.
  4. "Император". Символизирует всё, что связано с властью. Иначе же он перечеркивает все, превращая положительные черты в недостатки.
  5. "Верховный жрец". Гарантирует защиту и благосклонность высших сил в любых делах. В перевернутом положении обещает провал.
  6. "Влюбленные". Символизируют выбор пути в любом положении. В одном случае легкий и добровольный, в другом - принудительный и мучительный.
  7. "Колесница". Говорит о прогрессе и триумфе в жизни человека. В отрицательном смысле это также провал и депрессия.
  8. "Справедливость". Название говорит само за себя. Среди негативных последствий - кража или потеря контроля.
  9. "Отшельник". Мудрость одиночества, размышления. В противоположность ставятся застой и пассивность.

Старшие арканы (10-22)

Теперь подошла очередь второго десятка старших арканов, которые содержит Марсельское Таро. Нельзя сказать, что они менее важны, чем их предшественники, но влияние на судьбу человека они всё же оказывают меньшее.

  1. "Колесо Фортуны" является картой движения, причем в положительную сторону. Если выходит в перевернутом виде, означает беспомощность.
  2. "Сила". Смысл карты в названии. Её "отражением" будут импульсивность и тирания.
  3. "Повешенный" символизирует жертву и необходимость следовать по своему пути, даже если он тяжел. Все должно успокоиться само собой. В перевернутом положении указывает на череду неудач и моральный срыв.
  4. "Безымянный". Возрождение и преображение. В негативном смысле - потеря целей и уныние.
  5. "Умеренность". Гарантирует хорошее здоровье и покой. Отрицая данную карту, человек должен приготовиться к хаосу в своей жизни.
  6. "Дьявол". В перевернутом состоянии является источником энергии. В оригинале - поглощает все лучшее в человеке.
  7. "Башня" - символ испытаний. И только будучи перевернутой, карта предупреждает об опасности, но все равно носит негативный характер.
  8. "Звезда". Миролюбие, успех. Перевернутая "Звезда" - неудача и изоляция.
  9. "Луна" символизирует сумасшествие и одиночество. Вверх ногами - говорит о мечтательности и бессознательности.
  10. "Солнце" - полная противоположность "Луне" и трактуется так же.
  11. "Суд" дает защиту и успех, в перевернутом состоянии - провал и отказ.
  12. "Мир" - лучшее, что может выпасть, если использовать Марсельское Таро. Гарантирует успех в любых начинаниях. Её реверсное значение также обещает победу, но только намного медленнее.

Чаши

Марсельская колода Таро содержит 56 карт младших арканов. Они, в свою очередь, подразделяются на четыре равнозначные масти. Первая из них - "Чаши". Значение масти определяется по её преобладанию в раскладе и никак не влияет на толкование конкретного аркана. "Чаши" - символ любви, плодовитости и процветания. Здесь и дальше для обозначения перевернутой карты мы будем использовать букву R (reverse).

  • "Король" - доброта, мужчина-блондин. R - влиятельный мужчина с "грязными" руками, двуличие, подозрения.
  • "Дама" - блондинка. Везение, счастье, удача. R - влиятельная женщина, которая ставит вам палки в колеса.
  • "Рыцарь" - встреча, окончание пути. R - недоверие, недоброжелательность, обман.
  • "Валет" - молодой блондин, трезвый ум, терпеливость. R - подлиза, обман.
  • "10" - место проживания, влияние. R - конфликт и противостояние сторон.
  • "9" - достижение целей, удачное завершение дел, превозмогание. R - пороки, недостатки, конфликты.
  • "8" - юная блондинка, объединение, любовь, ласка. R - праздник, счастье.
  • "7" - озарение, идеи. R - итог, заключение, выводы.
  • "6" - бывшее, прошлое. R - ближайшее будущее.
  • "5" - свадьба, обручение, тесный союз. R - внезапные новости, гости, события.
  • "4" - тоска, дискомфорт, тревога. R - встреча, предзнаменование, интуиция.
  • "3" - удачное завершение дел. R - командировка, стремительное развитие запланированных событий.
  • "2" - крепкие узы, любовь. R - конфликт интересов, сражение.
  • "Туз" - торжество. R - изменения, преобразования.

Жезлы

Это следующая масть, которая может встретиться, если использовать расклад Марсельского Таро. Её преобладание на столе предупреждает о горе и печальных известиях.

  • "Король" отвечает за образование и знания в целом. R - хороший, но жесткий человек, способный дать мудрый совет.
  • "Дама" - жадность и алчность. Кредиты. R - добрая и хорошая женщина, но при этом скупая и экономная.
  • "Рыцарь" символизирует разлуку, отъезд. R - предупреждает о ссорах и разногласиях.
  • "Валет" несет хорошие новости и удовлетворение. R - вестник проблем и горя.
  • "10" дарует защиту и уверенность в будущем дне. R - сообщает о предательстве и двуличии.
  • "9" говорит о покое и упорядоченности, безмятежности. R - испытания и преграды на пути к цели.
  • "8". Человек укажет путь и проследит, чтобы у вас все получилось. R - болезнь, проблемы в отношениях.
  • "7". Вы достигнете успеха и сможете реализовать все возможности. R - сомнения и нерешительность.
  • "6" - надежды на будущее, попытки изменений. R - измена, удар в спину.
  • "5" - финансовая удача, приобретение, доход. R - проблемы с законом, суд.
  • "4" - договор, объединение, союз. R - стабильность, успех, расцвет.
  • "3" - бизнес, торговые отношения, предпринимательство. R - прорыв, стремление, мечты.
  • "2" - финансовые победы, изобилие. R - внезапные новости или события.
  • "Туз" - старт, начало, рождение. R - опасность, преследование, злоба, зависть, подавление.

Монеты

Третья масть в Марсельском Таро связана с финансами во всех их проявлениях - деньги, ценные бумаги, документы. Если в раскладе слишком много "монет", значит, все, что будут сулить арканы, будет касаться вопросов работы и бизнеса.


Мечи

Последняя масть отвечает как за военную составляющую, так и за взаимоотношения с детьми. Это наиболее сложная часть при расшифровке расклада, поскольку отвечает за весьма противоречивые вещи. При необходимости используйте специальные книги к Марсельскому Таро.

  • "Король" - человек-"законник", давление, ограничения. R - аморальный человек, трагедия, беспокойство.
  • "Дама" - одинокая женщина, потеря, лишение, утрата. R - своенравная одержимая женщина с дурным характером, "бочка меда с ложкой дегтя".
  • "Рыцарь" - военный, профессионализм, умение, талант. R - безыскусность, косность, прямота.
  • "Валет"- наблюдатель, следопыт. R - контроль, помощь.
  • "10" - беда, трагедия. R - временная удача, незначительный успех.
  • "9" - монах, святой, духовное лицо. R - двуличность, сомнения, неоднозначность.
  • "8" - оскорбление, ложь, подстава. R - негативные события в прошлом.
  • "7" - стремление к мечтам и желаниям. R - ум, знания, отличный совет или рекомендация.
  • "6" - гонец, дальний путь. R - открытие, предложение, договор.
  • "5" - грусть, тоска, печаль.
  • "4" - одиночество, изоляция. R - корысть, экономия, подсчет финансов.
  • "3" - монахиня, конфликт, разлука. R - хаос, развал, беспорядок.
  • "2" - взаимовыручка, подвиг. R - предательство, удар в спину.
  • "Туз" - продолжение рода, расцвет, плодовитость. R - преграды, напрасная любовь.

Вытаскиваем карты

Кроме значения, также важно правильно расположить на столе, да и выбрать подходящие для конкретной ситуации колоды. Если вас волнуют дела грядущие, то вам идеально подойдут карты Марсельские. Гадание Таро может быть разложено различными методами. Начиная с обычного вытаскивания пары карт из колоды и заканчивая тем же "кельтским крестом".

Если вы хотите использовать способ полегче, то можете просто выбрать две карты из перевернутой колоды. Еще одну обычно вытаскивает гадалка. трактуются независимо друг от друга. В таком раскладе используются только старшие арканы.

Кельтский крест

Этот способ также может применяться, чтобы разложить Марсельское Таро. В таком случае используются все карты. Порядок раскрытия вы можете увидеть на рисунке выше. Значения арканов необходимо трактовать в соответствии с порядком раскрытия и раскладки на столе.

  1. Суть проблемы.
  2. Текущие обстоятельства.
  3. Истинные причины нынешней ситуации.
  4. Прошлое.
  5. Влияние на проблему в вашей жизни.
  6. Будущее.
  7. Личность человека.
  8. Отношения с окружающими.
  9. Ваши надежды и опасения.
  10. Результат, итог.

ПОДЕЛИЛИСЬ

Для начала совершенно неясно, что вообще считать «Марсельским Таро». Википедия предлагает взять в качестве образца карты, изданные в 1930 году Полем Марто и впоследствии переизданные фирмой Гримо.

Tarot of Marseilles by Nicolas Convert 1963

Ancien Tarot de Marseille (Grimaud, 1980, 1981)

Колода Поля Марто является, по сути, ремейком колоды Николя Конвера (первое издание ориентировочно 1760).

Ancient Tarot of Marseilles – Nicholas Conver 1761, LS

Вот так выглядит колода Николя Конвера по версии Ло Скарабео. Следует учесть, что колода печаталась на протяжении 120 лет, с 1760 по 1880 год. Естественно, и штампы, и состав красок, и бумага неоднократно обновлялись. Плюс к тому ещё неумолимый бег времени влияет на изменение цвета карт – так, все светло-зелёные элементы сегодня превратились в темно-зелёные.

Колода Николя Конвера, известная как Марсель тип II, послужила фундаментом для множества современных «восстановленных подлинных марсельских таро», например, для колоды Камоэна-Ходоровски.

Лично мне красно-синие карты Марто нравятся больше, чем кислотные Ходоровски.

Tarot de Marseille (Camoin-Jodorowsky)

Марсельское Таро возникает не на пустом месте. Ему предшествует Таро Висконти-Сфорца.

Visconti Sforza Tarot

Не стопроцентное совпадение, но корни, несомненно, прослеживаются.

Раз мы упомянули Марсель тип II, то очевидно, что должны быть и Таро Марсель тип I.
Таковыми считаются колоды Жана Додаля и Жана Нобле, созданные между 1650 и 1701 годами.

Tarot de Marseille (Jean Noblet, 1650) reprint 2007

Tarot de Marseille Jean Dodal c.1701, современная реконструкция

Безусловно, нельзя обойти вниманием удивительную колоду Жака Вьевиля с парадоксальными рисунками старших арканов.

Tarot Jacques Vieville

Существует также очень любопытная колода Tarot de Paris, по моему мнению заслуживающая внимания.

Кроме уже упомянутых колод, существует множество удачных и не очень репринтов.

Tarot of Marseille (C. Burdel, 1751, Lo Scarabeo)

Tarot de Marseille (Piatnik)

Epinal Tarot – Tarot d’Epinal 1830

Возникает вопрос: зачем нам столько практически одинаковых колод? В чём смысл?

В том, что они не одинаковы.

В Марсельском Таро нет значений как таковых. Каждая карта не более чем арабеска, узорная вязь, смысл которой предстоит разгадать. Марсельское Таро с полным правом может претендовать на звание алфавита «языка птиц». И здесь каждая деталь, каждый завиток может иметь значение, подсказывая или утаивая некие смыслы, нюансы, тонкости.

Наличие или отсутствие цветка между монетками, форма и цвет листьев – всё это говорящие знаки. Поэтому вопрос о «тру-марселе» представляется очень важным для авторов, они, бывает, по полкниги доказывают, почему именно та или иная колода имеет право претендовать на звание «истинного и подлинного» (и подразумевается – единственно истинного и подлинного) Марсельского Таро.

Марсельский дизайн был популярен не только во Франции.

Ancient Italian Tarot 1880

Удивительно, но в Италии были созданы – и исключительно похабная версия Таро, и прекрасное Таро Джованни Ваччетта, цветная версия которого была переиздана как Таро Мастера.

Tarot of the Master

Вариации на тему Марсельского Таро можно встретить и у швейцарцев 1JJ Swiss Tarot, и у фламандцев Tarot Flamand.

Иногда нет.

Некоторый не-канон в изображении младших арканов нисколько не помешал Нордик утверждать, что у неё как раз самое настоящее Марсельское Таро, только немного обновлённое.

И это приводит нас к вопросу – что делает Таро Марсельским? Листочки или отсутствие сюжетного рисунка? Или отсутствие значений?

Начиная с конца XVIII века, у колод появляются авторы не только рисунков, но и текста. И первый из них – Эттейла.

Известно несколько вариантов колод Эттейлы.

Etteilla Tarots – Grand Etteilla (Grimaud, 1910, type I)

The Book Of Thoth (Etteilla Tarot)

Etteilla Tarots – Jeu de la Princesse – и эту же колоду мы встречаем под именем Cartomanzia Italiana. Con Tarocchi del 19° Sec TAROT

Сам термин «Марсельское Таро» впервые употребил Папюс, но его колода – клон колоды Эттейлы.

Papus Tarot (Tarot of the Gypsies)

А современное Таро Папюса по своей стилистике весьма напоминает Таро Братства Света, которое, в свою очередь, генетически восходит к Египетскому Таро Сен-Жермена.

Какое отношение ко всему этому имеет Эттейла? Папюс в младших арканах опирается на его значения. Собственно, он не приводит своих, полностью заимствуя значения Эттейлы.

И так поступает не он один.

Так сразу и не поймешь, марсельский ли Эттейла, или эттейловый Марсель. Дизайн – с миру по нитке. Текст на карте – Эттейла в младших, Эттейла + Кристиан в старших.

А Вирт? Формально – полностью соответствует всем признакам Марсельского Таро.

Любопытно, что при переиздании колоды Вирта издательству Ло Скарабео оригинальные младшие арканы показались слишком скучными, и они были перерисованы по мотивам Юде Пикара. Я сталкивался с таким решением младших арканов в колоде El Gran Tarot Esoterico.

И, как ни странно, Ло Скарабео на этом не останавливаются.

Мистическое Таро Успенского

Вначале приведу здесь текст, взятый из интернета, о Марсельском Таро:

«Марсельское Таро» - собирательное название особого исторического дизайна карт Таро. Впервые это название печатно употребил Папюс в книге «Цыганское Таро» (1889). Но еще долго после этого европейские оккультисты называли этот дизайн «итальянским», потому что в нем фигурируют итальянские знаки мастей и происходит он, скорее всего, из Италии. Во Франции эти карты производились с XVII века не только в Марселе, но и в других городах. Окончательно ввел в обиход название «Марсельское Таро» Поль Марто. Он издал в 1930 году колоду «Древнее Марсельское Таро», основанную на варианте Николя Конвера и ныне широко известную всему миру в переизданиях фирмы Гримо (Grimaud/France Cartes). В 1949 году Марто опубликовал книгу «Марсельское Таро», в которой описал символические значения всех 78 карт.

В картах марсельского таро смерть возрождение символизируется 13-м арканом, арканом без названия. На ней изображен скелет телесного цвета, косящий черное поле. Его правая нога погружена в землю, а левой он опирается на женскую голову. Вокруг три руки, нога и две белых кости. Справа улыбающаяся голова с короной. Из земли торчат желтые и голубые ростки. Эта карта отсылает к латинскому изречению: Visita Interiorem Terrae Rectificando Operae Lapidem. «Посети внутренность земли, и, исправившись, ты найдешь спрятанный камень». Таким образом, нужно использовать косу и выровнять, срезать то, что выступает, чтобы, из черной земли смогли возродиться желтые ростки. Это карта самых сильных изменений. Именно поэтому она пугает. Она также означает критический момент в игре. Двенадцать предыдущих арканов рассматриваются как маленькие загадки. Но начиная с тринадцатого, следующие являются большими загадками. С этого момента появляются карты, украшенные облаками с ангелами или небесными символами. Вмешивается высшее измерение. Все инициации проходят фазу смерти возрождения. В эзотерическом смысле она означает глубокое изменение, которое трансформирует человека в ходе инициации. Если он не умрет как несовершенное существо, он не сможет возродиться.

С чего начать? Хотя бы с того, что, на первый взгляд такие одинаковые колоды, отличающиеся между собою разве что цветом, чуть-чуть изменёнными позами, некоторыми деталями одежды — уже каждая имеет индивидуальный смысл. Для примера выложу в рядок, для наглядности, Жрицу. Точнее — Папессу.

Здесь и вдальнейшем буду опираться на единственный источник о Марсельском Таро, который есть у меня на русском языке. Это — книга Michel Morin «LE TAROT DE MARSEILLE» . Так вот, о Папессе. Читаю:

…Тиара (тройной венец) Папессы слегка выступает за рамку рисунка: она — единственный персонаж в колоде (кроме Ангела и Орла в карте Мира), сумевший преодолеть эти рамки. Тиара символизирует три мира: физический, психический и духовный. Третий уровень тиары — это искра Духа, не принадлежащая нашему миру чувств…

Даже сейчас, навскидку, можно сделать вывод, что не такие уж они одинаковые, колоды Марсельского Таро. На одних изображениях тиара действительно выходит за рамки, на других — впритык, к самой рамке, но не более. А в другой колоде Папесса вообще без тиары! И так можно пройтись по многим арканам.

Но и это ещё не всё. Цветовая гамма. Это в колоде играет решающую роль! Снова читаем, уже о цветах:

Цвета, в которые раскрашены карты, выполняют двоякую роль. Во-первых, они действуют подобно индийским янтрам, вызывая в сознании гадателя необходимые ему образы и видения. Во-вторых, у каждого цвета есть своё символическое значение…

Опишем вкратце основные цвета карт Таро и их значения, как положительные, так и отрицательные. Эти цвета — белый, синий, розовый, желтый, красный, зелёный и чёрный.

Белый — это символ божественного света, чистоты. Он олицетворяет не только единство всех цветов радуги, но и, на другом уровне, единство мирового знания. Белый цвет очищает, он обозначает целомудрие, честность, высокую приспособляемость.

Отрицательные значения: белый — это и цвет снега, горных вершин, что может означать холод, холодность души. Иногда также нейтралитет, равнодушие, безразличность выбора — или даже царство мёртвых, траур…

И так далее, по каждому цвету. Теперь уж очевидно, что не только на примере Папессы, но и всех выложенных мною в Галерее колод, видно, что они все различаются, при том — основательно. Я сделала для себя вывод, что ту, которую приобретаешь, необходимо прорабатывать индивидуально, учитывая именно такие факторы, немногие примеры которых я привела. Придётся скрупулёзно разбирать каждый аркан в отдельности.

Ну, а теперь, кто о чём, а лысый о расчёске…

Вот моя любимая цитата:

Екклезиаст: «Во многих знаниях многие печали и, умножающий знания, умножает Скорбь».

К чему я это сейчас? Да к тому, что на своей шкуре испытываю это постоянно. Блаженны те, для кого всякие там значёчечки и закорючечки, расставленные кем-то и зачем-то на арканах, ничего не значат. А если они и узнают значёк Марса, допустим, то им глубоко фиолетово, где он проставлен и почему. Ну, нарисовали и ладненько. У них и без этого своё ви́дение аркана. Да и сюжетная линия у них не вызывает сомнение. Раз именно так нарисовано, значит это ви́дение автора. А тут у меня получается, что мало колод, которые мой мозг может воспринять. Очень мало. Ну до чего же мне визуально понравилась колода ! И каково же было моё огорчение, когда я увидела изображения Жрицы и Туза Дисков, вам не передать!

Именно такие опасения, боязнь разочарования, я испытывала, когда решила прикоснуться к Марсельскому Таро. Первое, что порадовало, что на арканы не нанесены астрологические, а тем паче — каббалистические соответствия. Будь это так, колода ушла бы в корзину, как подавляющее большинство других колод. Потому, что расставленные по Папюсу соответствия, не выдерживают никакой критики. Вот что пишет по этому поводу Дион Форчун в свое книге «Мистическая Каббала», глава 4:

9. Как следует из превосходного вводного эссе в книге Мак-Грегора Мазерса, Каббала обычно систематизируется четырьмя разделами:

Практическая Каббала, имеющая дело с ритуальной магией (талисманы, заклинания и т. п.).
Догматическая Каббала, состоящая из каббалистической литературы.
Символическая Каббала, имеющая дело с использованием букв и чисел.
Неписаная Каббала, которая содержит точные дан¬ные о способе организации символических связей на Древе Жизни.

Мак-Грегор Мазерс замечает следующее: «Я не могу сказать больше об этом предмете и даже о том, получил ли я сведения о нем или нет».

Последствия этого многозначительного намека подробно рассматриваются вдовой Мак-Грегора Мазерса во введении к новому изданию книги: «Одновременно с публикацией Каббалы в 1887 году его соратники потребовали издать все то, что могло послужить фундаментальной основой для создания эзотерической школы».

Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что Мазерс получил доступ к Устной Традиции Каббалы, которая уже через несколько лет перестала быть устной. После ссоры с Мак-Грегором Мазерсом Алистер Кроули, известный автор и ученый, опубликовал все .

10. Нарушение клятвы, данной при посвящении, - проступок столь серьезный, что я никогда на это не решусь. Но мне не известны причины, которые могли бы помешать собирать и изучать любые доступные опубликованные материалы по любой теме и интерпретировать их в соответствии со своим пониманием. На этих страницах представлена система, предложенная Кроули, которой я воспользуюсь, чтобы разъяснить определенные вещи, умалчиваемые Мак-Грегором Мазерсом, Уинном Уэскоттом и А.Уэйтом, самыми авторитетными современными специалистами по Каббале.

Уже из этого отрывка из 4 главы можно сделать вывод, что между Уэйтовской системой и системой Кроули нет никакой разницы. Разве что в том, что Кроули опубликовал в соей колоде то, о чём Уэйт умолчал! (мой комментарий) Читаем далее:

Таким образом, первые десять Путей представлены десятью Сфирот, а следующие двадцать два - реальными линиями на Древе. Далее мы увидим, как двадцать две буквы еврейского алфавита могут быть без противоречий связаны с Путями. С ними также связаны двадцать два козыря карт Таро - Ату, обитель Тота. Достойны упоминания три современных авторитета по картам Таро: доктор Энкосс или Папюс, господин А.Е.Уэйт и некто М.С.С. из Ордена Золотой Зари Мак-Грегора Мазерса, работу которого Кроули опубликовал на свой страх и риск. Эти авторитеты используют различные методы. Сам господин Уэйт отзывается об этом так: «Существует и другой метод, известный посвященным». Есть основания предполагать, что он имеет в виду метод, используемый Мазерсом. Папюс расходится в мнениях с обоими писателями, однако поскольку его система все же нарушает многие соответствия при размещении ее на Древе, - что для всех систем является решающим испытанием на прочность, и поскольку, напротив, система Мазерса-Кроули прекрасно выдерживает это испытание, то можно считать, что последняя соответствует традиции , и поэтому в данной книге я предлагаю придерживаться именно ее.

Когда я вижу на изображении Шута букву Шин, всё во мне восстаёт. И первая мысль — это какая же зараза какой же умник запихал Воздушного, лёгкого и безвинного Шута на Огненно-выжигающий Путь Шин!? Да его самого бы пропустить через горнило Эона, чтобы неповадно было Шутами разбрасываться как попало!

Ну, так вот, возвращаюсь непосредственно к Марселю, моё восприятие колоды в этом плане. Читаю Мага у Michel Morin:

…Есть у Мага и особые орудия, с помощью которых он добивается успеха; но он не пренебрегает и игральными костями, олицетворяющими удачу.

Эти орудия — четыре стихии:

Огонь — то есть действие, изображаемое лежащей на столе палочкой (масть Жезлов);

Вода — то есть душа, олицетворяемая кубками (масть Кубков);

Воздух — то есть разум, символизируемый ножом (это — Мечи, одна из мастей Малых арканов);

Земля — материя, представленная золотой монетой (масть Динариев)…

Эврика! Всё на своих местах! И тут у меня закралось подозрение. А, может, здесь тоже можно применить фразу, что новое — хорошо забытое старое, только модернизированное, усовершенствованное с учётом современных условий?

Начала рассматривать колоду под таким углом. Первыми модернизацию начали Мазерс с Уэйтом. Спасибо им, спасли несчастного Шута от пламени Шин и водрузили его на путь Алеф. Отличненько, молодцы. Затем им показалось этого мало и поперепутали местами соотвествия мастей-стихий чтоб им пусто было! . Не успокоившись на этом, меняют местами нумерацию Правосудия и Силы. Правосудие ставят под №11, а Силу — №8.

А что сделал Кроули? Восстанавливает соответствия мастей-стихий (честь и хвала ему за это!), восстанавливает нумерацию VIII Регулирование/Правосудие и XI Вожделение/Сила. Но и это ещё не всё. В изображениях Младших арканов я во многих картах узнала рисунки, которые Кроули буквально взял из Марсельского Таро. Сейчас я продемонстрирую эти чудесные парочки:

Ну и как впечатление? У меня тоже! От моих восторгов и всех этих доморощенных «изысканий» может создаться впечатление, что я собираюсь за уши притягивать Марсель к системе Кроули. Неужели я похожа на идиотку некомпетентного таролуха? Это было бы равносильно тому, как если бы кто-то взял и на картинах эпохи Возрождения вместо изображения карет изобразил Мерседес или Лексус. Бред!

Как мне при встрече пояснила Асгет, Марсельская система — это идеализированное ви́дение эпохи Айвенго людьми XIX века. Именно поэтому меня ничуть не смутил в колоде явно христианизированный XV Дьявол или религиозный V Папа, вместо современного носителя Нового Эона — V Иерофанта. Это было такое время и иначе быть и не могло.

Со Старшими арканами мне уже практически всё понятно. Осталось дособирать досье информацию на них. С Младшими — сложнее дело обстоит. К сожалению, в книге Michel Morin «LE TAROT DE MARSEILLE» есть информация только по Старшим арканам. Всё, что у меня есть, это стенография, отрывочные слова, редко — фразы после встречи с Асгет. Я понимаю, что Марсель трактуется, по сути, на уровне гадания на обычной игральной колоде. Мило, очень мило. Ностальгирую по тем временам, когда я ещё была широколобой. Не удивляйтесь термину. Меня частенько ДАРования называют узколобой за приверженность к одной системе. Что поделаешь, как я уже выше пояснила, что блаженны те, кто…

Так вот, о Младших арканах. Я согласна, что каждый из них имеет твёрдо закреплённую за каждым, умилительно-примитивную интерпретацию. Но! В аркане Маг, которого я цитировала, чётко написано, что масти имеют принадлежность к стихиям! Следовательно, можно смело поработать над готовыми интерпретациями, найти в них корень, который они получили от принадлежности к стихии ПОНЯТЬ, почему этот конкретный аркан получил именно такую интерпретацию. То есть, можно добиться того, что будешь не тупо заучивать готовые интерпретации, а осмысленно делать выводы по каждому аркану. При этом — не отходя от информации, которую несёт колода.

Вот такие пироги. Просьба к тем, кому не лень было дочитать мою писанину до конца. Если есть какие-то сведения о Младших арканах в Марсельском Таро, пусть даже просто интерпретация, махонькая, примитивная, писать мне сюда. Как говорится, с миру по нитке. А я потом буду во всём этом разбираться.

С уважением ко всем моим читателям, Лиза Чёрная.