Ты петр и на сем камне. Святоотеческое толкование Евангелия от Матфея

Ты петр и на сем камне. Святоотеческое толкование Евангелия от Матфея
Здесь, на пост-христианском Западе , часто разговор с католиками переходит к вопросу о римском папе и роли апостола Петра в Церкви, при рефлективном цитировании католической стороной Мф.16:18 для обоснования теории папства. Но говорит ли Евангелие об особом месте и роли апостола Петра среди апостолов как основаниях папизма - большой вопрос, который все же находит в святоотеческой экзегетической традиции ясный ответ.

Евангельский текст Мф.16:18 является одним из наиболее важных для выражения незыблемости Церкви и ее непреодолимости силами зла, являющих ее твердое непоколебимое основание. Правильное понимание этого евангельского стиха особенно важно сейчас, когда необходимо неотложное православное свидетельство на христианском Западе, тяжело страдающем обмирщением веры и забвением евангельских ценностей. Однако определенное истолкование слов Иисуса Христа в этом евангельском отрывке создает благоприятное основание для формирования особого вероучительного мнения - теории папства, - являющегося серьезным препятствием для единства христиан .

Целью данной работы является выяснение святоотеческого понимания Евангелия от Матфея 16:18 и рассмотрение его конфессиональных интерпретаций, их истоков и последствий.

Основное разночтение этого евангельского текста, способствующее конфессиональной разобщенности и обособленности христианских общин от соборного единства Церкви, происходит от разного понимания основания, того незыблемого «камня », на котором она созиждится, и роли апостола Петра, Симона-Камня, среди апостолов и в Церкви в целом. Если рассмотреть обстоятельсва, при которых Иисус Христос обратился к апостолу Петру с указанными словами и наименовал его Петром (греч. Petroz - мужского рода), увидим, что поводом для их произнесения стало твердое исповедование апостолом Петром божественности Иисуса Христа (Мф.16:13-16) , подлинного основания, камня веры, на котором (греч. petra «камень » - женского рода) Христос создает Церковь Свою (на это ясное отличие апостола Симона-Petroz в Евангелиях и камня-petra в парономазии Мф.16:18, на котором Христос основывает Свою Церковь, указывал уже блаженный Августин, писавший по латыни). Несмотря на это, католицизм использует своеобразное толкование Мф.16:18 для обоснования чрезвычайной (некогда абсолютной) власти римских пап, приписывая апостолу Петру уникальную основополагающую роль в Церкви и его исключительную власть и полномочия, как-то переданные им римским папам. Например, папа Стефан еще во время гонения при императоре Декии назвает себя «епископом епископов », выражая уже появляющиеся в Риме особые мнения (при этом он пытается массово отлучать своих собратьев-епископов, из-за чего в конце концов сталкивается с отпором с их стороны: «Когда ты думаешь, что все могут быть отлучены от тебя, ты отлучил от всех одного себя »). Папа Иннокентий далее в V веке объявляет, что «ничего нельзя решать без сношений с римской кафедрой и что, особенно в делах веры, все епископы должны обращаться к апостолу Петру », т.е. к Римскому епископу, а папа Агафон в VII веке заявляет, что Римский епископ никогда не погрешал и не мог погрешить . Но насколько эти идеи нарождавшегося папизма имели свое основание в Священном Писании, и разделялись ли такие папские воззрения святыми отцами «нераздельной» Церкви при толковании ими Мф.16:18?

Евсевий Кесарийский (†340), отец церковной истории, упоминая этот евангельский отрывок в своих комментариях на псалмы, считает Самого Христа основанием Церкви (H petra de hn o Cristoz) , следуя известным текстам апостольких посланий (1Кор.10:14 и 1Кор.3:11). И затем, также согласно апостолу Павлу (Еф.2:20), после Спасителя основанием Церкви можно считать проповедь пророков и апостолов (eita met¢ auton qemelioi thz Ekklhsiaz projhtikoi kai apostolikoi logoi), имея «Самого Иисуса Христа краеугольным камнем ». Особая ценность этого утверждения в том, что при всей вероучительной уклончивости и некой догматической нетвердости Евсевия Кесарийского, продемонстрированных им на Первом Вселенском соборе, он однозначно пишет об Иисусе Христе и о вере в Его Божественность как основании Церкви, вероятно, выражая тем самым общепринятое мнение ранней Церкви.

Преподобный Илларий Пиктавийский (†367), именуемый «Афанасием Запада» благодаря своей активной деятельности в защиту Православия от арианства в Галлии, считает камнем, на котором построена Церковь (super hanc igitur confessionis petram Ecclesiae aedificatio est) , твердое исповедование из уст блаженного Симона Бар-Ионы. Неподвижное основание (immobile fundamentum) есть исповедованный камень блаженной веры Петра (una haec felix fidei petra Petri ore confessa) .

Святитель Григорий Нисский (†394), один из трех великих «каппадокийцев», не распространяет теплоту своей похвалы на Симона, ибо он был лишь рыбаком, но на ту твердую веру (alla proz thn ekeinou pistin thn sterean), которая есть основание всей Церкви .

Святитель Амвросий Медиоланский (†397), один из великих латинских учителей Церкви, обративший в христианство блаженного Августина и оказывавший влияние на императора Феодосия Великого, считает веру основанием Церкви (Fides ergo est Ecclesiæ fundamentum), ибо не о плоти Петра, но о вере сказано, что врата ада не одолеют ее (non enim de carne Petri, sed de fide dictum est, quia portæ mortis ei non prævalebunt) . Далее святитель называет Христа Камнем, следуя мысли апостола Павла в послании к Коринфянам (1Кор.10:4), и призавает каждого христианина делать усилия и стать камнем. Христианину не нужно искать камня вовне, но внутри себя. Его камень есть его дела и помышления, на этом камне построен его дом. Его камень есть его вера, и вера есть основание Церкви . Такое аллегорическое толкование аскетической направленности также не дает возможности воспонимать апостола Петра как основание Церкви. Известное изречение святителя Амвросия «где Петр, там и Церковь » (Ubi Petrus, ibi Ecclesia) следует понимать именно со святоотеческих экклезиологических позиций, на основании которых епископство воплощается в каждом епископе в полноте, где каждый епископ имеет целиком петровый дар созидания Церкви, что мы будем подробнее рассматривать ниже.

Святитель Епифаний Кипрский (†403), деятельный обличитель ересей, несколько сближает апостола Петра и его веру. С одной строны, апостол Петр является первым среди апостолов (ton prwton twn apostolwn), твердым камнем (thn petran thn sterean), на котором основана Церковь Божия (ef’ hn h Ekklhsia tou Qeou wkodomhtai) . Но с другой стороны, «святой Петр, главенствующий среди апостолов (korujaiotatoz twn apostolwn), стал для нас воистину твердым камнем (sterea petra), утверждающим веру Господа, на каковом камне во всем созиждена Церковь » . Далее святитель Епифаний цитирует Мф.16:18 и поясняет слова Господа после Петрова исповедования: «На этом камне непоколебимой веры создам Церковь мою » (Epi th petra tauth thz asjalhz pistewz oikodomhsw mou thn Ekklhsian) . Высшее выражение апостольского предания святитель Епифаний видит в Символе веры (но не в личности апостола Петра), провозглашенном отцами Никейского Собора: «Эта вера передана от святых апостолов и [утверждена] в Церкви во святом граде (en Ekklhsia th agia polei) единодушно от всех бывших тогда святых епископов, числом более трехсот десяти » .

Святитель Иоанн Златоуст (†407), создатель Литургии, которую неизменно служат в православных церквях всегда и везде, считает камнем, на котором создана Церковь, исповедование (th pistei thz omologiaz) апостолом Петром Божественности Иисуса Христа. Когда апостол Петр исповедал Его Христом, Сыном Божиим, тогда и Христос называет Петра сыном Иониным, чтобы показать, что он одной сущности с родившим, и затем Иисус Христос добавляет о созидании Церкви на этом вероисповедании (epi thz omologiaz) Его божественности . Использование святителем аллегорического толкования этого евангельского текста для выражения фундаментального богословского положения о единосущности Отца и Сына не оставляет возможности для некоего «прямолинейного» толкования - представления ап.Петра как исключительного основания Церкви и притязаний пап вместе с этим.

Блаженный Иероним Стридонский (†419), переводчик Священного Писания на латынь, создатель Вульгаты, считает камнем основание Церкви (Super hanc petram Dominus fundavit Ecclesiam), и апостол Петр обрел свое имя от этого камня (ab hac petra apostolus Petrus sortitus est nomen). Единое основание, которое положил апостольский архитектор (1Кор.3), есть Сам Господь наш Иисус Христос (Fundamentum quod Apostolus architectus posuit, ICor.III, unus/unum est Dominus noster Jesus Christus), и на этом незыблемом и твердом основании Христос постоил Церковь (Super hoc fundamentum stabile et firmum … aedificatur Christi Ecclesia) . Почтительное отношение бл.Иеронима к папе Дамасу не имеет вероучительного характера, так как он ничего не пишет о некоем едином (единственном) духовном центре в Риме.

Блаженный Августин (†430), основатель западно-христианского богословия, вдохновлявший карфагенские соборы против римской централизации , утверждает, что Церковь основана на камне, от которого апостол Петр получает имя (fundata est super petram, unde Petrus nomen accepit), подобно тому, как слово «христианин» происходит от имени «Христос» (christianus a Chisto vocatur). Этот камень есть Сам Христос, Церковь основана во Христе (Petra enim erat Christus, ICor.X,4; …fundatur in Christo, ICor.III,11) : «И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос » (1Кор.10:4), - «» (1Кор.3:11). В других своих текстах блаженный Августин камнем считает вероисповедание апостола Петра, и Церковь основана Христом не на человеке, но на этом вероисповедании . Апостол Петр олицетворял Церковь, когда исповедовал божественность Иисуса Христа, хотя согласно блаженному Августину, ключи от Царствия Небесного получил не homo unus, sed unitas ecclesiae (не «один человек, но единство Церкви ») . Как считает проф.Болотов, в апостоле Петре Августин не видит ни главу, ни начальника Церкви, хотя все же высшее средоточие приемуществ Церкви, но о преемстве высокого положения апостола Петра бл.Августин не думет .

Святитель Акакий Мелитинский (†ок.438) после своего пространного исповедования церковной веры на III Вселенском Соборе в Ефесе заключает, что на этой нашей вере твердо созиждена Церковь (auth hmwn h pistiz× epi toutw tw qemeliw wkodomhqh h Ekklhsia) . Неуточнение святителем этой очевидной ссылки на евангельское повествование можно объяснить общепринятостью понимания твердой неизменной апостольской веры как основания Церкви.

Святитель Кирилл Александрийский (†444), известный египетский экзегет и полемист, защитник Православия от несторианства, цитируя этот евангельский текст, считает камнем незыблемую веру ученика (petran, oimai, legwn to akradantoneiz pistin tou maqhtou) , само имя которого и значит ни что иное как его непоколебимую и твердую веру, на которой утверждена Церковь Христова (thn akataseiston kai edraiotathn tou maqhtou pistin) .

Епископ Павел Эмесский (†444), участвовавший в примирении Александрийской и Антиохийской кафедр после Третьего Вселенского собора, приводит исповедования корифея апостолов из уст учеников (o korujioz twn apostolwn... to stoma twn maqhtwn) апостола Петра: «Ты есть Христос, Сыно Бога Живаго», - и на этой вере, на этом камне (epi tauth th pistei... epi tauthz thz petraz) основана Божия Церковь. При всех своих дипломатических способностях епископ Павел формулировал однозначные вероучительные определения, что выражено в его проповедях в присутствии святителя Кирилла Александрийского.

Блаженный Феодорит Кирский (†457), ярчайший представитель Антиохийской школы богословия, призывает услышать слова исповедования великого Петра божественности Иисуса Христа и подтветрждение Христом этих Петровых слов Своим высказыванием о создании Церкви на этом камне. Поэтому мудрейший ап.Павел, наипрекраснейший строитель церквей, не кладет иного основания: «Ибо никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » (1Кор.3:11) - этот божественный писатель и блаженный Феодорит считают Христа основанием Церкви (см. Epistola 146, ad Joannem œconomum) .

Согласно Василию Селевкийскому (†458), Христос называет вероисповедование Камнем (tauthn thn omologian Petran kalesaz o Cristoz) и называет того, кто его исповедал, Петром (Камнем), воспринимающим это именование как наиболее подходящее тому, кто первым исповедал веру (Petron onomazei ton prwtwz tauthn omologhsanta × gnwrisma thz omologiaz thn proshgorian dwroumenoz). Это есть истинный камень благочестия, основа спасения, стена веры, основание истины: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (Auth gar alhqwz thz eusebeiaz h petra, auth thz swthriaz h krhpiz, touto thz pistewz to teicoz, outoz o thz alhqeiaz qemelioz × Qemelion gar allon oudeiz dunatai qeinai para ton keimenon, oz estin Ihsouz Cristoz) .

Святитель Лев Великий (†461), знаменитый римский папа, вызывавший восхищение современников силой своего характера, нравственной чистотой и преданостью Церкви, употребляет в проповедях слово «камень» с явной аллюзией на рассматриваемый евангельский текст, однако уже с иными смыслами и под влиянием идей римского патриотизма, искавшего новые основания для сохранения romanitas и утверждения величия Рима после утраты его значимости как столицы империи. Согласно протопресвитеру Иоанну Мейендорфу святителю Льву было естественно верить в промыслительную миссию Римской империи в деле управления единством христиан , поэтому даже при распаде империи, переносе ее столицы в Константинополь, набегах варваров центр вечного единства христиан должен был непоколебимо пребывать как «камень», воплощенный во всемирном пастырстве «наследника» святого Петра в Риме: «Через святую кафедру блаженного Петра, ты (Рим) поклонением Богу достиг более обширной власти, нежели посредством земной власти » (per sacram beati Petri sedem caput orbis effecta, latius præsideres religione divina quam dominatione terrena) . И выпавшие в истории на долю вечного города испытания лишь помогали раскрытию Божественного замысла - признанию Рима незыблемой кафедрой наместника святого Петра: «Пребывает то, что повелела сама Истина, и потому блаженный Петр, сохраняя полученную им силу камня, не оставляет вверенного ему управления Церковью » (Manet ergo dispositio veritatis, et beatus Petrus in accepta fortitudine petræ perseverans, suscepta Ecclesiæ gubernacula non reliquit) . Такое существенное отличие в понимании и практическом использовании рассматриваемого евангельского текста, в особенности термина «камень», было необычным и несогласуюшимся с общей традицией святоотеческого толкования, в связи с чем его интерпретация святителем Львом Великим может рассматриваться как его частное богословское мнение. Конечно, католикам радостно обнаруживать в святоотеческом наследии уважительное отношение к апостолу Петру. Например, им дорого понятие «cathedra Petri », введенное крупным латинским богословом святителем Киприаном Карфагенским (†258), чьи главные сочинения посвящены осмыслению вопросов единства Церкви, расколов и отступничества. Но и в его работах папизм не находит основания, ибо для святителя Киприана единство епископата, которое представляет апостол Петр, также воплощается в каждой его части, то есть каждый епископ обретает его в полноте (Episcopatus unus est, cujus a singulis in solidum pars tenetur) , что не позволяет возникнуть некоему дополнительному над-уровню епископства в виде «епископа епископов» на римской кафедре. Поэтому если с исторической точки зрения римская апостольская кафедра была одной из cathedra Petri , ибо апостол Петр ранее возглавлял Антиохийскую церковь, то с экклезиологической точки зрения, продолжая мысль святителя Киприана, каждая епископская кафедра есть кафедра Петра. Подобные экклезиологические взгляды, принятые в ранней Церкви, выражает и преподобный Максим Исповедник (†662), один из крупнейших византийских богословов и философов, долго живший в Риме. «Богословско-полемическое сочинение ХХ» преподобный Максим заканчивает похвалой кипрскому архиепископу Аркадию, который «возглавляет, согласно иерархическому порядку, нашу незапятнанную и православную веру » (tw ierarcinwz prokaqhmenw thz amwmhtou hmwn kai orqodoxou pistewz) , к которому устремляют взоры «как возглавителю (источнику) нашего спасения после Того, Кто является Им по природе и Первым (Христос) » (proz auton wz archgon thz swthriaz hmwn, meta ton jusei kai prwton, aposkopountez) . Как пишет Жан-Клод Ларше , в контексте того, чем сделалось позднее место римского папы на христианском Западе, могло бы показаться немыслимым, что такая похвала могла быть адресована к кому-либо другому, кроме папы. Но эта похвала обращена не к папе Гонорию, которому преподобный Максим только что посвятил длинное рассуждение, но епископу, который не был даже предстоятелем Патриархата. Далее, призывая монахов Кильяри в Сардинии отправиться в Рим и предостеречь Римскую церковь об испытаниях из-за нового натиска монофелитской ереси, преподобный Максим молит быстро преодолеть эти нестроения «рядом с мужами Древнего Рима, благочестивыми и твердыми как камень » (ad senioris Romae pios et firmos, ut petram, viros) . Здесь автор послания не имеет в виду только папу и не предает исключительные права ни его личности, ни его деятельности, но полагает, что Церковь представлена также всем клиром и народом. Последовавшие вскоре события показали, что перед лицом колеблющегося папы народ Божий более утвержден в своей вере, нежели он. Эта значительность, придаваемая народу Божиему в деле догматики, характеризует древнюю Церковь и присутствует до сегодняшнего дня в Православной Церкви. Также выражение «благочестивые и твердые как камень », которое содержит очевидный намек на Мф.16:18, показывает, что слово «камень» не соотносится только с личностью апостола Петра, ни тем более с тем, что римский папа считается его приемником, но обозначает всех, кто исповедует православную веру. Особо значимо мнение папы Григория Великого (†604), который не сомневался в духовном первенстве своей церкви в ту эпоху и остаивал авторитет римской кафедры, но у которого не было представления о жесткой церковной иерархии во главе с римским епископом. Смиренный папа неоднократно отклонял предложенное ему Александрийским патриархом Евлогием высокомерное обращение «вселенского папы» (superbæ appellationis verbum universalem, me papam dicentes) и настаивал: «Я прошу Вас не прибегать, общаясь со мною, к подобному слову, ибо я знаю, кто есть я и кто Вы. По рангу Вы мне брат, что же касается морального авторитета, отец » (Loco enim mihi fratres estis, moribus patres) . Папа Григорий мыслил о высоком папском достоинстве отнюдь не по-ватикански. В послании к императору Маврикию святитель Григорий убеждает об опасности использования такого «глупого и гордого словечка » (stulto ас superbo vocabulo) , и если в Церкви кто-то украшает себя подобным титулом, тем самым занимая верховное положение и делаясь судьей над всеми, то как следствие вся Церковь рухнет, стоит только пасть тому, кто именует себя «вселенским». Как пишет по этому поводу римо-католический богослов Йоханнес Модесто, «этот поразительный с экуменической точки зрения довод папы Григория Великого выставляет в интересном свете позднейшее развитие по направлению к догматам непогрешимости и юрисдикционного примата папы » , - комментарии к высказыванию почтенного доктора богословских наук излишни. Сам же папа Григорий заканчивает письмо однозначным утверждением: «Я с уверенностью говорю, что всякий, называющий себя вселенским первосвященником, или желающий так называть, в гордости опередил антихриста » (Ego autem fidenter dico quia quisquis se universalem sacerdotem, vel vocari desiderat, in elatione sua Antichristum præcurrit…) .

Закончим же рассмотрение святоотеческих толкований из нераздельного церковного предания первого тысячилетия трудами последнего из наиболее крупных отцов преподобного Иоанна Дамаскина (†ок.780). Преподобный Иоанн, систематизатор греческой патристики, пишет о пламенной ревности и наставлении Святым Духом апостола Петра при его исповедовании Христа, Сына Бога Живаго, и именно это богословие (qeologia) и есть та твердая и непоколебимая вера, на которой, как на камне, утверждена Церковь (auth h pistiz h aklinhz kai aklonhtoz, ej hn wz h Ekklhsia esthriktai) . Пребывание преподобного в халифате априори освобождало его от влияния каких-либо сомнительных нововведений и нетридиционных доктрин, что делает его мнение также не менее важным.

Итак, подводя итог о толковании Мф.16:18 отцами Церкви, можно заключить следующее:

1. Апостол Петр (Petroz) и камень (petra), на котором Христос основал Свою Церковь, есть два разных явления.

2. Основание Церкви (petra), по согласному мнению (неримских) отцов, есть Сам Христос и/или вера в Его божественность, впервые ясно и твердо исповеданная апостолом Петром, что и послужило поводом для Господа произнести рассматриваемую евангельскую фразу.

3. В Священном Писании и в его согласном толковании отцами Церкви первого тысячилетия нет оснований для теории папства , поэтому католикам следовало бы от него отказаться ради достижения заповеданного единства христиан, которое согласно Евангелию есть наиболее действенная миссионерская сила (Ин.17:21) , что особенно актуально сейчас при катастрофической дехристианизации Европы.

Отрадно, что в современном католицизме, помимо прочего, по-прежнему существует более адекватное святым отцам понимание этого евангельского текста и роли апостола Петра в Церкви, выраженное недавно почившим папой Иоанном Павлом II: «Церковь построена на вере и верности апостола Петра » , - что не может не вселять надежду на возможность возвращения инославных христиан и неправославных общин к исповедованию подлинной апостольской веры.

Свт. Иоанн Златоуст

Вот стена, вот ограда, вот укрепление, вот пристань и прибежище! Несокрушимость этой стены ты можешь видеть из следующего. Христос не сказал, что только нападения людей не одолеют ее, но и самые злоухищрения ада: «врата адова» , говорит, «не одолеют ее» . Не сказал: не будут нападать на нее, но: «не одолеют ее» , – будут на­падать, но не победят ее. А что значит: «врата адова» ? Может быть, это выражение не ясно. Рассмотрим, что такое ворота го­рода, и тогда узнаем, что такое «врата адова» . Воротами города называется вход в город; следовательно, и «врата адова» есть опасность, ведущая в ад. Таким образом, смысл слов Его следующий: хотя бы устремились и напали такие опасности, ко­торые в состоянии увлечь нас в сам ад, церковь останется непоколебимою. Он мог не допустить, чтобы церковь испытывала бедствия: почему же допустил? Потому, что гораздо важнее допустить искушения и сделать, чтобы от них не происходило ни­какого зла, нежели не допускать их. Поэтому Он допустил все искушения, чтобы сделать ее опытнейшею, так как «от скорби происходит терпение, от терпения опытность» (Рим. 5:3-4) . А чтобы больше показать свою силу, Он исторгает ее из самих врат смерти. Для того Он и допустил быть буре, но не допустил, чтобы утопала ладья.

Беседа в собрании, бывшем через несколько времени в древней Церкви, на надписание Деяний апостольских.

«На сем камне» . Не сказал: «на Петре», потому что он создал Свою Церковь не на человеке, но на вере. Что же это была за вера? «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16:16) . Церковь назвал скалой, подвергающеюся действию волн, но не колеблющеюся. Церковь испытывает искушение, но не побеждается ими. Итак, что значит: «на камне» ? Исповедание состоит в словах. Ведь ты не камни бросаешь? Не дерево? Не железо? «Нет, – говоришь, – здесь речь не о такого рода здании, которое, из чего бы оно ни состояло, подлежит разрушению от руки времени». Исповедание же не могут преодолеть и демоны. Об этом свидетельствуют мученики, которые не потеряли своей веры, хотя их ребра скоблились мечами. О, невиданные и чудесные дела! Стена подкапывается – и, однако, сокровище не похищается. Тело истощается – и, однако, вера не умерщвляется. Таково могущество мучеников. «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» . Обратите внимание на точный смысл слов: «врата ада не одолеют ее» . «Почему же, – говорят, – Он не препятствует искушениям нападать на Церковь?» – «Да, не препятствую, но не для того ли, чтобы показать Свою силу?» Если б никто не обнаруживал в отношении к Церкви неприязненных действий, то могли бы сказать: «если бы она подвергалась вражеским нападением, то была бы побеждаема». Поэтому-то Он и дозволяет врагам делать на нее нападение, чтобы победа достигалась ею не при полном отсутствии ее неприятелей. И не сказал: «врата ада не нападут на нее», но: «не одолеют ее» . Она будет подвергаться вражеским нападениям, но не будет побеждена. Церковь носится бурей по волнам, но не утопает; обуревается, но не скрывается под водой; в нее попадают стрелы, но не причиняют ей ран; против нее действуют осадные орудия, но башня остается непоколебимой. Но зачем мне говорить о Церкви? Рыбарь произнес одно только слово – и оно стоит, как непоколебимая башня. Сколько тиранов делали попытку лишить это слово всей его силы, но не успели в своих намерениях, потому что оно основано «на камне» . Вникни в дело! Тираны, цари, диадемы, изощренные мечи, зубы диких зверей, ужасы угрожающей смерти, раскаленные решетки, огненные печи! И хотя диавол опустошил свой колчан, но Церкви вреда не принес. Почему? «Врата адова не одолеют ее» .

Слово первое на святую Пятидесятницу.

Свт. Филарет Московский

и аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей

Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою. Дабы правильно разуметь, каким образом на сем камени, который есть Апостол Петр, создана Церковь, должно прежде всего утвердить коренную истину, что всеобщее, глубочайшее основание, также и первый, краеугольный камень здания церковнаго, есть не иной кто, как Иисус Христос Сын Бога живаго. Основания , говорит Апостол, инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1 Кор. III, 11) . Наздани бывше , говорит он также в другом месте Христианам, на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу: о Немже всяко создание составляемо, растет в церковь святую о Господе: о немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом (Еф. II, 20–22) . Посему и Петр положен в основание Церкви не прежде, как он положил в ея основание Христа. Прежде Петр сказал Господу: Ты еси Христос Сын Бога живаго . Потом уже Господь сказал Петру: ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою. Примечайте и то, что хотя Господь обещает Петру на нем создать Церковь: на сем камени созижду ; но не обещает, чтобы Церковь была его, а называет ее Своею: созижду церковь Мою . Не хотят сего примечать западные, которые силятся утверждать, будто Церковь принадлежит одному Петру, а Петр одному Риму: и не напрасно называются они западными, не по местоположению только их области в стихийном мире, но и по состоянию их в области духа в вечерния времена Церкви: поелику истина веры, которая на Востоке взошла и возсияла в чистом стремлении к царствию небесному, заходит и меркнет у них, как в облаке или тумане, в смешенном желании земнаго владычества.

Каким же образом на сем камени, который есть Петр Апостол, создана Церковь Христова? Приближимся, посмотрим. Когда Иисус Христос явился в мире, тогда стояла церковь Иудейская, а Христианской даже и основания не видно было; – основание разумейте то, о котором теперь говорено было. Тайну сего основания прежде всех Петру не плоть и кровь явили, то-есть не человек возвестил, но явил Отец, иже на небесех (Мф. XVI, 17) . Ты еси Христос, Сын Бога живаго , сказал Петр, – и открылось основание Церкви Христианской. Прежде всех Петр увидел сие основание, и прежде прочих всех возлег на сем основании сей камень; и прежде прочих Апостолов получил обещание, что на нем самом возвысится потом здание. Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою. Действительное созидание на сем камени началось по сошествии Святаго Духа на Апостолов. Посмотрите, как и теперь прежде прочих, и как твердо полагает Петр прежде положенное основание, еже есть Иисус Христос. Твердо убо да разумеет весь дом Израилев , говорит Петр Иудеям, яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть, Сего Иисуса, Егоже вы распясте (Деян. II, 36) . Смотрите далее, как быстро растет здание: приложишася в день той душ яко три тысящи (ст. 41) . И далее: мнози от слышавших слово, вероваша; и бысть число мужей яко тысящь пять (IV, 4) . Вскоре присоединились к Петру в деле сего созидания и прочие Апостолы: и по нескольких летах Иаков и пресвитеры его, в одном Иерусалиме, уже не тысящами, но тьмами считали Христиан, указывая их Павлу: видиши ли, брате, колико тем есть Иудей веровавших (XXI, 20) ! Видите уже, без сомнения, и вы, братие, и разумеете, каким образом на камени, который есть Петр Апостол, созидалась Церковь Христова. Она созидалась проповедию Петра и прочих Апостолов, крещением от них, помазанием Святаго Духа чрез их рукоположение, таинственным преподаянием от них животворящаго тела и крови Христовы верующим, друг друга приимательным от них распространением священства со властию тайнодействовать, и вязать, и решить духовно, чрез что созидание Церкви, Апостолами начатое, и после того, как сии камни основания и утверждения сокрылись в Церкви невидимой, небесной, также чрез их преемников, пастырей и учителей, непрерывно продолжает Верховный Зиждитель Христос. Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, – для начатия созидания, овы же пастыри и учители для продолжения созидания, – тех и других вместе, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова (Еф. IV, 11. 12) . Павел ли кто, Аполлос ли, или кто бы то ни был, но, по преемству от них приявший тоже дело служения, – Богу есмы споспешницы; а вы Божие тяжание, Божие здание есте (1 Кор. III, 9) .

Видим образ созидания Церкви: посмотрим на твердость сего здания.

И врата адова не одолеют ей. Можно ли было ожидать иного? Если Зиждитель Церкви есть Бог и Христос Его: то кто может быть ея разрушителем? Какой враг, ищущий ея разрушения, может быть так силен, как Бог, Который ее утверждает и подкрепляет? Верно слово: и врата адова не одолеют ей ?

Если испытующий спросит, почему и в каком разуме Господь не просто здесь именует ад, но в особенности указует врата адовы : в разрешение сего приметим, что Господь в изречении Своем Церковь уподобляет зданию града, которому другой враждебный град в созидании препятствовать, и которое разрушить старается, как сие особенно испытали Иудеи с Иерусалимом после пленения Вавилонскаго. У врат града, по древнему обыкновению, собирались обладающие градом и старейшины его для общественных совещаний и предприятий. Врата града враждебнаго бывают особенно страшны, и потому особенно могут быть указаны, когда выходит из них вражеское войско. Посему когда Господь не просто именует ад, но в особенности указует врата адовы: чрез сие представляется уму нашему все, чтo ад имеет наиболее страшнаго и могущественнаго, если можно назвать могуществом его хитрость и ярость.

Едва открылось на земли созидание Церкви Христовы, как и врата адовы отворились, и изрыгнули против нея многочисленныя враждебныя силы и многообразныя орудия. Врата адовы отверзлись против Христианства на земли в Иудействе и в язычестве. Сила и хитрость, клевета и ласкательство, угрозы и прельщения, невежество народа и тонкости ученых, буйство черни и искусство правительства, поругание, изгнание, грабительство, мучения, множество известных и новоизобретенных родов ужасной смерти, – все подвигнуто было, чтобы одолеть Церковь Xристианскую. И что же? Синагога, храм и град Иудеев, капища, идолы, престолы, воинства, целый мир язычников, все рушилось и разсыпалось в прах: а Церковь Христова осталась, возрасла, утвердилась, возвысилась, расширилась, возгосподствовала. Ад посрамленный, но не истощившийся в хитростях и злобе, хотел-было подкопаться под основание Церкви, и отворит себе новыя тайныя врата против Церкви, чрез ереси и расколы: но где уже Арий, Македоний, Несторий, Диоскор и множество древних и новых ересеначальников и расколоначальников с их сонмищами? Врата адовы отворились в сем случае против Церкви только для того, чтоб ея изверги туда низринулись, а ей не одолели, и поелику небо и земля прейдут, словеса же Христовы не мимо идут , никогда никакими усилиями, ни ухищрениями, врата адовы не одолеют ей.

Слово по освящении храма святителя Алексия в селе Черкизове (1825 г.).

Те, которые ревнуют о св. Петре более, нежели он того от них желает, пусть послушают сего первоверховного Апостола более, нежели своего или постороннего мудрования. Святый Петр не на Петре, но на Христе основать и утвердить вас желает. К Нему же , говорит, приходяще, Камени живу, от человек убо уничижену, от Бога же избрану, честну, и сами яко камение живо зиждитеся в храм духовен (1 Пет. 2:4-5) . Святый Петр знает одно только имя, без которого нельзя спастись, - имя Христа, а не три имени - Христа, Петра и преемника Петрова. Несть бо , говорит, иного имени под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4:12) .

Если дивимся тому, какая великая благодать и сила дана Петру в слове Господнем: Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою , то помыслим о том, как сия благодать приобретена. Она приобретена не от плоти и крови заимствованным, но от Отца Небесного, внутренно явленным, от полной души происшедшим, искренним, несомненным, безбоязненным исповеданием веры: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго (см. Мф. 16:16).

Слово по освящении храма Благовещения Пресвятыя Богородицы в кафедральном Чудовом монастыре (1844 г.).

Прп. Исидор Пелусиот

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Вратами адовыми Слово Божие назвало мучительство безбожников и хулы еретические, так как, всему этому противостав, Божия Церковь первыми не преодолевается, а со вторыми борется.

Письма. Книга I.

Не в том смысле, что никто не пойдет на нее войной и никто не вознамерится ее истребить, но в том, что многие будут восставать, но с силою будут побеждаемы, сказано: и врата адова не одолеют ей , то есть Церкви. Так вышло и на деле: Церковь подвергалась нападениям, но не была одолена, напротив того, оказалась восторжествовавшею над покушавшимися ее уничтожить. Итак, чему же дивиться, если и святые терпят здесь нападения? Сии брани делают их победы славнейшими и добычи - досточестнейшими.

Письма. Книга II.

Прав. Иоанн Кронштадтский

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Обличение католической лжи. Католики признают папу главой церкви на основании слов Иисуса Христа, неправильно ими толкуемых: «На сем камне» (Христе, а не Петре - по-нашему) «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» . Почему католики относят слова Спасителя «на сем камне» не к Спасителю, а к апостолу Петру? Потому, что Господь пред сими словами сказал Петру: «ты - Петр» , и вслед за тем сказал: «и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» . Мы утверждаем, что под словами на сем камне разумеет Господь Себя, а не Петра, ибо Камнем веры и церкви в Писании везде называется Христос. Апостол Павел, когда говорит о камне в пустыне, чудесно источившем воду для евреев и утолившем их жажду, разумеет под ним Христа. Но для большего и яснейшего доказательства, что под словами «на сем камне» нужно разуметь Христа как Основание церкви, я привожу подобное место из Евангелия от Иоанна: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19) . Что разумел Господь здесь под церковью? Нерукотворенную церковь Тела Своего, а не храм Иерусалимский. Так и в вышеприведенных словах разумел не Петра, а Самого Себя. Понятно ли?..

Гвоздь католической гордости и католических лживостей в догматах, в управлении и нравоучении есть главенство папы, мнимое и неправильное понимание изречения Спасителя: «ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» . Всеми святыми отцами, первых и последующих веков, признано и самыми первыми, православными папами, что под основным Камнем надо разуметь Самого Иисуса Христа - «Камень же был Христос» (1 Кор. 10:4) . В доказательство этой истины, самое верное и наглядное, привожу слово, имеющее подобный оборот в Евангелии от Иоанна: «разрушьте храм сей» (Ин. 2:19) . (Под храмом разумеется нерукотворенный храм Тела Господня, а не Иерусалимский храм; это явствует по течению речи.) Под церковью Господь разумеет именно Свое пречистое Тело, как и под Камнем основания нужно разуметь Самого Христа, а не преемников Петра апостола или самого Петра. Это ясно. А папы вообразили себя главами церкви и основанием ее и даже наместниками Христовыми, что нелепо и ни с чем не сообразно. А отсюда все кичение римских пап и их давнишняя претензия на главенство и самовольное управление всею вселенской церковью. Ну уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь…

Если бы Иисус Христос имел в виду дать церкви Своей, по вознесении на небо, другого главу вместо Себя, или наместника, как говорят папы, считая себя наместниками Христа на земле, то Он ясно объявил бы об этом прежде Своего вознесения, ибо это столь важный для спасения душ человеческих догмат; да и апостолы бы объявили об этом или себя кто-либо из них назвал наместником, а то никто из них не обмолвился, памятуя слова Господа: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26) , «все же вы - братья» (Мф. 23:8) . Вся беда в том, что католические богословы неправильно истолковали слова Господа Петру: «на сем камне» (не на Петре, а на Самом Господе) «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Сопоставьте слова Господа: «разрушьте храм сей» (Тело Христа), «и Я в три дня воздвигну Его» (Ин. 2:19).

Живой колос.

Блж. Иероним Стридонский

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

И Я говорю тебе

Что значат слова: И Я говорю тебе ! Так как ты мне сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого , [то] и Я говорю тебе не бессодержательные слова, не имеющие никакого действия, но тебе говорю , ибо для Меня сказать значит сделать.

ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою

Подобно тому, как Он сам дал апостолам свет , чтобы они назывались светом мира, и как прочие наименования произошли от Господа, - и Симону, веровавшему в Камень, или Христа, Он даровал имя Петр . Но под образом камня прямо говорится Ему [А в лице его всем апостолам, ибо выше блаж. Иероним сказал, что Петр от лица всех апостолов исповедует (см. стихи 15-16)]: «На тебе воздвигну Церковь Мою ».

и врата ада не одолеют ее

[не будут иметь перевеса в борьбе против нее]. Под вратами ада я разумею пороки и грехи, или же, - несомненно, - учения еретиков, через которые люди не книжные низводятся в преисподнюю (tartarum). Таким образом, пусть никто не думает, что это говорится о смерти, как будто апостолы не подчинены условиям смерти, когда в действительности видит их просиявшее мученичество.

Блж. Феофилакт Болгарский

и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Со Своей стороны Господь дает Петру великую награду, именно на нем будет основана церковь. Так как Петр исповедал Его Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание. Если мы приобрели тысячи добродетелей, но не имеем в основании правого исповедания, то мы гнилое созидаем. Говоря «церковь Мою », указывает, что Он - Владыка всего, ибо Богу служит все. Врата ада - это гонители, которые низводили христиан в ад. И еретики также врата, ведущие в ад. Итак, многих гонителей и еретиков победила церковь. И каждый из нас есть церковь, являясь домом Божиим. Итак, если мы твердо стоим на исповедании Христа, то врата адовы , то есть грехи, не одолеют нас. Будучи возведен от этих врат, Давид сказал: возводящий Меня от врат смерти (Пс. 9:14) . От каких врат, Давид? От двояких: от убийства и прелюбодеяния.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою

Ты Петр , потому что будешь камнем веры после отречения, или потому что и теперь ты крепок в мысли; и на этой-то крепости Я создам Церковь Мою , или положу тебя в основание верующих, так как Церковь составляют верующие. Сказал это, направляя его мысль к пастырству (προσποιμαντικην).

и врата адова не одолеют ей

– не будут господствовать над Церковью. Вратами ада называет хулы от язычников и еретиков, как приводящие к вечному мучению, или же наказание за них, как приводящее к телесной смерти. Затем высказывает и другую почесть.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Ты - Петр . Петр в переводе с греческого значит камень , скала - то же, что сирохалдейское Кифа . Господь дал это имя Симону еще раннее, при первой встрече с ним, только взглянув на него (Ин. 1:42) , по Божественному всеведению указав на твердость его характера и веры. Теперь Господь, по случаю исповедания Петрова, как бы свидетельствует, что он действительно оправдывает свое имя, данное ему прежде, что он по твердости веры и характера действительно Петр - камень, скала твердая.

На сем камне Я создам Церковь Мою . Образ речи взят с обычая в основание здания полагать крепкие камни (ср.: Мф. 7:24-25). Церковь означает общество призванных или собрание верующих во Христа, где бы они ни были, когда бы они ни жили. На сем камне - образное выражение это толкуют не одинаково. Одни под камнем разумеют Апостолово исповедание Иисуса Христа как Мессии Сына Божия и все изречение Христа перефразируют так: ты - Петр, и на этом твоем, как скала твердом исповедании Меня (Сыном Бога Живого) Я создам Церковь Мою; это исповедание твое будет основанием веры для общества, которое Я осную (Златоуст, Епифаний, Феодорит, Феофилакт). Другие под камнем разумеют Самого Иисуса Христа, Который в Писании нередко называется этим именем (Ис. 28:16 ; 1 Пет. 2:8) и перефразируют изречение Господа так: ты - Петр, и на истине незыблемой, как скала, выраженной тобою, что Я Мессия - Сын Бога Живого, Я создаю Церковь Мою, то есть на Себе Самом как Мессии (Иероним, Августин). Иные под камнем разумеют самого Апостола Петра, исповедавшего Иисуса Христа Сыном Божиим (Тертуллиан, Ориген, Григорий Богослов), конечно не в том смысле, в каком римские католики хотят приписать Апостолу Петру главенство над прочими Апостолами и папе как его преемнику в Риме - главенство над всею христианскою Церковью, ибо держащиеся и того объяснения прямо этому противоречат (например, Ориген), и то, что в изъяснение сего изречения обещано Апостолу Петру (ст. 19) , впоследствии обещано и всем Апостолам (Ин. 20:22-23) . Наконец, под камнем разумеют всех Апостолов, от лица которых произнес исповедание веры Апостол Петр (Ориген, Иероним, Феодорит). «Камень есть Христос, который даровал своим Апостолам, чтобы и они назывались камнями. Ты скажешь, может быть, что Церковь основана на Петре, но в другом месте показывается, что она основана на всех Апостолах, которые все же приняли ключи Царства Небесного, так что крепость Церкви равно утверждается и на них» (Иероним). «Если ты подумаешь, что на одном только Петре создал Бог Церковь Свою, то что скажешь ты об Иоанне, сыне громовом, и о каждом из Апостолов? Неужели дерзнешь сказать, что только Петра не одолеют врата адовы, а прочих Апостолов одолеют? Разве не ко всем и не к каждому из них относится сказанное: и врата ада не одолеют ее и: на сем камне создам церковь Мою? Разве также одному Петру даны Господом ключи Царства Небесного, а другой из блаженных (Апостолов) никто не получил их?» (Ориген). Какое бы из этих объяснений ни приняли мы, во всяком случае основываемое римским папой на этом изречении притязание быть главой Церкви неосновательно.

Врата ада не одолеют ее . Образное выражение той мысли, что никакие враждебные силы, даже силы ада и сатаны, не возмогут победить основанной Христом Церкви. Ад, место пребывания умерших злых душ и в частности злых духов, демонов, представляется здесь, подобно как и Церковь, зданием. Врата ада - образ речи взят с обычая восточных народов собираться у ворот города, обыкновенно более или менее укрепленных, для различных совещаний по общественным делам города, для суда и расправы над виновными и других общественных дел. Мысль - та, что никакие злые советы, ухищрения и действия тайных сил не победят Церкви.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

“Так как Петр исповедал Христа Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание” (Феофилакт). В двух случаях употреблены в греческом два разных слова: в первом случае πέτρος и во втором πέτρα. Πέτρος, конечно, не то же, что πέτρα. Об этом изречении возникали огромные споры, особенно со времени реформации. Одни (католики) говорили, что Христос на личности Петра намерен был создать Свою Церковь, и это подало повод к возникновению известного учения о главенстве над Церковью римских пап, как преемников Петра. Другие утверждали, что выражение “ты Петр« соответствует словам Петра: “ты Христос;” что дальнейшее πέτρα, в отличие от πέτρος, указывает не на личность Петра, а на его исповедание, на котором Христос и имел создать Свою Церковь. Разница между практическими следствиями, которые выводятся из этих обоих толкований, легко понятна. Мы уклонились бы от истины, если бы в таком важном изречении стали подразумевать только игру слов. Но что Христос действительно обещал воздвигнуть Свою Церковь не на личности Петра, на это указывает именно обстоятельство, что изменил слово πέτρος на πέτρα. Таким образом, вопрос разрешается тем, если мы сосредоточим толкование только на слове πέτρα, следуя буквальному смыслу евангельского выражения. Под скалой или петрой никогда не разумелись люди в Ветхом Завете, а выражение это усвоено было Всевышнему (Втор. 32:4; Ин. 2:19-21 , когда Христос указывал на храм, в действительности же говорил о Самом Себе.

Слово “Церковь” встречается в Евангелиях только здесь и Мф. 18:17, но часто в Деяниях, у Апостола Павла, четыре раза в соборных посланиях и несколько раз в Апокалипсисе, соответствует еврейскому “кагал”. Феофилакт под вратами адовыми разумеет убийство и прелюбодеяние. Но выражение πύλαι οδού (врата адовы) основывается на образном представлении ада, как здания с крепкими воротами (Прем. 16:13; 3 Мак. 5:36) . Часто у классиков. Форма “ворота” и теперь сохранилась в выражении “Оттоманская порта,” которое значит “оттоманские ворота.” Слово “ад” у нас означает место вечного мучения. Но еврейский “шеол” или греческий ад имели тогда более широкий смысл. Они означали царство смерти вообще и, таким образом, область смерти или разрушения. Всякий, кто умер или погиб, находился в аду. Церковь в выражении Христа сравнивается с зданием; так с ним же сравнивается и ад. Понятно, что одно здание против другого не может вести борьбы. Ее ведут люди, находящиеся и живущие в здании. Выражение πύλαι αδου есть, следовательно, образное, и употреблено потому, что борьба сил ада против церкви ведется из его ворот. Последнее слово “ее” можно относить (в греч.) или к “скале” (τη πέτρα), или к церкви (έκκλησίαν), и это дало повод Оригену предложить объяснение, что то и другое возможно. Но за отношение “ее” к слову “церковь” говорит ближайшее положение “ее” к этому слову, и главным образом то, что, по смыслу слов Христа, враждебные нападения сил ада направляются не на один камень в фундаменте, а на все здание.

Толковая Библия.

Троицкие листки

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Прот. Иоанн (Мейендорф)

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Слова Иисуса на дороге в Кесарию Филиппову – «На сем камне Я создам Церковь Мою» – обусловлены исповеданием Петра. Церковь существует в истории, потому что человек верит во Христа, Сына Божиего; без этой веры не может быть Церкви. Петр первым исповедал эту веру и тем самым стал «главой богословов», используя выражение из службы 29 июня; он получил мессианское именование «Камень» , – именование, принадлежащее в библейском языке Самому Мессии. Но поскольку это именование зависит от человеческой веры, человек может его утратить. Это и случилось с Петром, и он должен был пережить слезы покаяния, прежде чем был восстановлен в своем достоинстве.

Византийские авторы считают, что слова Христа, обращенные к апостолу Петру, имеют окончательное и вечное значение. Петр – смертный человек, но Церковь, про которую сказано, что «врата ада не одолеют ее» , вечно остается основанной на Петре.

Апостол Петр в византийском богословии.

Врата ада (преисподней) не одолеют христианскую церковь. Толкование Евангелия от Матфея 16:18

Многие представители православия и католицизма видят во фразе Христа «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее » (Мф. 16:18) гарантию того, что церковь не победит сатана. Однако мы сегодня имеем помимо этих исторически распространенных конфессий, множество христианских церквей с разными, даже противоречащими друг другу доктринами. И распространенные церкви и малочисленные – каждая претендует на исключительность перед другими и абсолютную истинность . Ответьте на вопрос: «О какой из сегодняшних христианских конфессий говорил Иисус?». Не боюсь предположить, что большинство христиан ответят: «Конечно, о моей церкви!».

Мы уже не раз отмечали, что в Новом Завете слово церковь представлено греческим εκκλησια (ecclesia) - собрание, а ад обозначает могилу, смерть. Если теперь взглянуть на рассматриваемый текст, то мы в нем увидим совсем другую весть: «Созданная Иисусом христианская церковь никогда не умрет - не прекратит своего существования». То есть, говоря о том, что церковь не одолеют врата ада , Христос употребил знакомое Его слушателям выражение «врата смерти», «врата ада», которое не раз употреблялось в ветхозаветном Писании:

«Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, - Ты, Который возносишь меня от врат смерти » (Пс. 9:14).

«Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней (в оригинале шеола – ада – Прим. авт.); я лишен остатка лет моих» (Ис. 38:10 , см. также Иов 38:17 , Пс. 67:21 , Пс. 106:18).

Пророчество Иисуса исполнилось. Небольшая группа малообеспеченных и малообразованных учеников Христа за небольшое время основали огромнейшую церковь. Ни серьезные внешние гонения с истреблением последователей Иисуса, ни внутренние враги, двигаемые сатаной, не смогли уничтожить молодую религию. Сегодня христианство – это крупнейшая мировая религия по численности приверженцев. И, конечно, как и предсказал Христос, Его церковь и в дальнейшем не прекратит своего существования.

Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым.

Сегодня, 29 сентября 2017 года, у нас своеобразный юбилей - двухсотая передача «Точка опоры». Сегодня я провожу программу под номером двести. Лично мне это говорит о том, как быстро проходит время, как быстро проходит наша жизнь, как важно не терять время понапрасну.

Сегодня я хочу ответить Наталье из города Североморска. Она задала мне достаточно необычный, но очень важный вопрос. Господь и Бог наш Иисус Христос сказал апостолу Петру, что он есть камень и на сем камне созиждется Церковь Христова, и врата адовы не одолеют ее. Почему именно апостол Петр оказался этим краеугольным камнем, на котором была создана Церковь Божия?

Апостол Петр имел особое доверие к Богу. Помните, он оказался с другими учениками в бушующем Галилейском море, в самом центре бури, и увидел идущего по волнам Христа. Тогда все испугались, думая, что видят призрак, и только Петр сказал: «Господи, повели мне пойти по воде». И Господь сказал ему: «Иди!» И, имея великое доверие, Петр пошел по воде, но, видя сильные волны, слыша завывание ветра, он испугался и начал утопать, по немощи человеческой.

Но так была велика его вера и доверие к Богу, что он вскричал: «Господи! Спаси меня, помоги мне!» Господь протянул ему руку, и Петр схватился за нее. Я думаю, что эта способность Петра в смертный час воскликнуть в триединстве духа, души и тела «Господи, помилуй» и сделала его краеугольным камнем. Адамант веры, адамант доверия к Богу. И именно это доверие позволило Петру первым исповедовать Господа Иисуса Христа Богом.

И вот вскоре после этого Петр предаст Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Помните, на Тайной Вечере Господь говорит Своим ученикам: «Меня арестуют, и все вы покинете Меня». И Петр отвечает: «Даже если все оставят Тебя, я останусь с Тобой, даже если придется погибнуть ради Тебя, я не отрекусь от Тебя». «Нет, - говорит Господь, - прежде чем дважды прокричит петух, трижды отречешься от Меня».

И после того как Господь воскрес, и предварил учеников в Галилее, и участвовал в чудесной ловле рыб, Петр опять сказал (когда лодка стала утопать под тяжестью рыб): «Выйди от меня, Господи! Ибо я грешный человек». И Господь восстановил его в апостольстве со словами: «Симоне Ионин, любишь ли Меня? Паси овец моих!» «Ты знаешь, Господи, как я люблю тебя», - ответил Петр. И трижды спрашивает его Господь об этом, и трижды Петр отвечает.

Нам, может быть, не совсем понятно, почему Господь спрашивает трижды. В греческом языке было пять разных слов, обозначающих любовь. Господь, обращаясь к апостолу Петру со словами «любишь ли Меня», произносит слово «агапе» - любовь жертвенная. «Нет больше той любви, чем если кто положит свой живот за други своя. Петр, готов ли отдать жизнь за Меня?» - спрашивает Христос. А Петр отвечает Ему другим словом: «Ты знаешь, Господи, как я Тебя уважаю». И Христос опять его спрашивает: «А жизнь-то отдашь за Меня?» Петр отвечает: «Господи! Ты знаешь, как Ты важен в моей жизни». «Так отдашь ли ты жизнь за Меня?» - «Господи! Ты Сам знаешь, как я люблю Тебя!» Петр сказал правду. В тот момент у него не было такой готовности. Возможно, он еще не пришел в себя после предательства в доме первосвященника Каиафы, когда он трижды отрекся от Христа.

И тогда Господь ему сказал: «Паси овец моих! Когда ты был молод, то ходил где хотел, а когда состаришься, то поведет тебя другой туда, куда не хочешь». И, понимая пророчество Христа, Петр, я бы сказал, с некой обидой говорит, глядя на Иоанна Богослова: «А с ним что?» Потому что ученики знали по преданию, что он не умрет смертью. «Какое тебе дело до того, чтобы он пребывал, пока Я приду?» - ответил Христос.

И мы знаем, что апостол Иоанн Богослов своей любовью ко Господу и Богу и Спасу нашему Иисусу Христу достиг прижизненного бессмертия, и его не могли казнить никакими методами, которые к нему применялись. Его сжигали на костре, а он не горел, его топили, а он не тонул, его рубили мечами, а мечи гнулись, лютые звери его не трогали, его не брал яд и никакие современные пытки. И тогда апостола Иоанна сослали на остров Патмос как самого страшного колдуна всех времен и народов, и он прожил более ста лет и не мог умереть. Тогда он пошел со своими учениками в гору и приказал закопать его живым. А когда раскопали могилу, Иоанна Богослова там не оказалось. Он был взят живым, в теле, в Царствие Небесное.

И возникает вопрос: почему не на камне любви Иоанна Богослова была создана Церковь Божия, а на камне веры и доверия апостола Петра, который колебался до самого последнего времени? Даже когда его приговорили к смерти, ученики уговорили его убежать из Рима, и он уже выходил из города и встретил входящего Христа. Господь сказал: «Я иду на второе распятие! Ты же уходишь из Рима». И вот тогда Петр обрел агапе. И когда его убивали, он попросил распять его вниз головой, сказав: «Я недостоин быть распят, как Господь!»

Иоанн Богослов для нас - это свет Царствия Небесного, а первоверховный апостол Петр - это наша жизнь, это наше внутреннее сомнение, которое порой указывает на важность веры и ее значение. Мы сомневаемся в том, что для нас важно и актуально, мы тонем иногда во время житейских бурь, но порой под бомбежкой и в центре шторма мы восклицаем: «Господи, помилуй!» И хватаемся за руку Христа.

Воинствующая Церковь - это Церковь апостола Петра, она находится в эпицентре бури, и над бурей стоит Христос. Поэтому, дорогие братья и сестры, апостол Петр - это мы с вами, апостол Иоанн Богослов - это свет далекой звезды, это маяк, освещающий нам дорогу в Царствие Небесное, которое внутри нас есть.

Двухсотая «Точка опоры». Я пытался вам сказать главное: раскройте свою душу для Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, восстанавливайте образ Божий в таинстве Крещения и таинстве Исповеди, восстанавливайте подобие Божие в таинстве регулярного, не менее одного раза в неделю, Причастия.

И тогда ветер радости, вселенский звездный ветер - Господь - охватит всю вашу душу, наполнит ее паруса, и в лодке Божественной любви вы устремитесь по реке Божиих заповедей курсом на Царствие Небесное, и вы получите такую точку опоры, радость, которую никто не отнимет у вас, - Духа Утешителя. Высшая точка опоры - это передать штурвал своей души в руки Божии и жить по Промыслу Божьему, стать орудием в руках Божиих. Аминь.

Божие благословение да пребудет со всеми вами!

Записала Анна Солодникова

Еще одним аргументом католиков и некоторых православных христиан в защиту истинности их конфессии является неверная интерпретация библейского текста о якобы передаче Иисусом функций правления церковью апостолу Петру, от которого, мол, и берет свое начало их «единая» церковь:

«Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18).

Причем, западная церковь считает, что имеет на это больше оснований, ведь согласно преданиям (хотя довольно поздним) Петр был первым епископом Рима. Однако, не правы ни те, ни другие. И этому есть масса подтверждений в Священном Писании.

Если внимательно читать текст 16 главы Евангелия от Матфея, то видно, что Иисус перед указанным утверждением спросил учеников: «За кого люди почитают Меня?» ( Мф. 16:13). На что они Ему ответили: «За Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» ( Мф. 16:14).

А Петр сказал: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф. 16:16). Христос – в переводе означает Мессия. То есть Петр в отличие от других учеников первым признал в Иисусе Мессию, приход которого был предсказан в Писании, и которого так долго ждали все иудеи. Именно на это признание Иисус сказал Петру: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это , но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф. 16:17). Затем Иисус произнес так знакомую всем фразу: «И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Далее Христос рассказал ученикам, что эту церковь не одолеет ад, что ей надлежит приводить людей в Царство Божие, а Ему придется скоро пострадать в Иерусалиме.

Я думаю, из контекста ясно следует, что Иисус выразил согласие с утверждением Петра о том, что Он является Мессией. Истина «Иисус есть Христос, Сын Бога Живого» и есть тот камень, о котором Иисус сказал: «На сем камне Я создам Церковь Мою» . Здесь мы видим «игру слов», так как в греческом оригинале в этом высказывании Христа употреблены два разных слова с корнем πετρ. В 18 стихе в первом случае слово Πετρος (греч.) мужского рода относится к Петру, во втором - πετρα (греч. - скала, каменная глыба) женского рода относится не к Петру, а к произнесенной Петром истине , что Иисус - это Христос, Сын Бога Живого:

«Ты – Петр (Πετρος, м.р.), и на сем камне (πετρα, ж.р. – каменной глыбе – истине о божественности Иисуса) Я создам Церковь Мою» .

Иисус в Библии неоднократно именуется камнем, на котором построена церковь:

«Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем , на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф. 2:20,21 , см. также 1 Пет. 2:6,7 , 1 Кор. 10:4 , Мф. 21:42,44 , Рим. 9:33 , Пс. 117:22). Говорил об этом и сам Петр (см. 1 Пет. 2:7 , Деян. 4:8-12).

Из текста Нового Завета отчетливо видно, что одной из главных задач апостолов и первых христиан являлось убеждение всех людей, что Иисус из Назарета есть Христос (Мессия) - Сын Божий (см. Деян. 2:36). Именно на этой истине , как и предсказал Иисус, была построена христианская церковь.

А апостолы в Библии именуются основанием этой церкви, построенной на краеугольном камне - Христе. Не один Петр, а все апостолы и пророки: «Вы уже не чужие …, но сограждане святым …, … утверждены на основании Апостолов и пророков , имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем » ( Еф. 2:19,20 , см. также 1 Кор. 3:3-11).

Петра же, как единую руководящую личность, никто и никогда не выделял в церкви, хоть он и считался первым руководителем римской общины. В первоапостольское время равнозначными были все церкви: Иерусалимская, Ефеская, Коринфская и др. Ведь Духа Святого Иисус дал всем апостолам (см. Ин. 20:19-23). Столпами церкви считали не только Петра, но и Иоанна, и Иакова (см. Гал. 2:9).

Из Нового Завета хорошо видно, что Петр был обыкновенным человеком, не раз заблуждающимся, как при жизни Иисуса (даже однажды названный Христом сатаною за попытку отговорить Его от выполнения миссии - Мф. 16:23), так и после - во время апостольского служения. Библия показывает, как Павел открыто критиковал Петра (см. Гал. 2:11-14). То есть Петр не имел непререкаемого авторитета среди апостолов.

Сам Петр, обращаясь к пастырям, не приказывает, а просит их с любовью относиться к своей пастве и труду по распространению Евангелия, при этом называя себя лишь сопастырем :

«Пастырей … умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых … пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно» (1 Пет. 5:1,2).

Также следует отметить, что не Петра, а Павла Библия называет апостолом язычников, то есть не иудеев, а римлян, греков и, конечно, нас с вами – славян, скифов. А Петру было поручено Господом благовестие обрезанным, то есть иудеям (см. Гал. 2:7,8 , Рим. 11:13 , 2 Тим. 1:11).

Следует отметить, что от православных богословов часто слышна верная трактовка текста Евангелия от Мф. 16:18: «Церковь основана не на Петре, а на истине Боговоплощения Иисуса».