Три плохих перерождения в буддизме. Чего мы не знали о реинкарнации в индуизме. Реинкарнация и законы кармы

Три плохих перерождения в буддизме. Чего мы не знали о реинкарнации в индуизме. Реинкарнация и законы кармы
Три плохих перерождения в буддизме. Чего мы не знали о реинкарнации в индуизме. Реинкарнация и законы кармы

Перерождение

В опрос о судьбе человека после смерти возможно один из самых критических, который может возникнуть. Стало модно отклонять этот вопрос как неважный. Если мы задумаемся о том, в какой мере наши взгляды влияют на наши поступки, мы увидим, что довольно важно достичь некоторого понимания полной обстановки в которой наши жизни разворачиваются. Более того, наши взгляды о загробной жизни будут определять, что мы считаем важным в этой нынешней жизни.

Три взгляда о судьбе человека после смерти

Есть возможные три варианта, о судьбе человека после смерти, которые могут быть приняты. Один взгляд, это – точка зрения материализма. Он просто отрицает, что есть жизнь после смерти. Он придерживается мнения, что человеческое существо состоит из органической материи. Он рассматривает мозг как продукт органической материи, и после смерти, после распада физического тела, всему сознанию приходит конец, и жизненный процесс полностью угасает.

Второй взгляд, это тот, которого придерживаются Западные религии Теизма, такие как Иудаизм, Христианство, Ислам в их ортодоксальной форме. Они верят в загробную вечность. Соответственно этим религиям, мы живем одну жизнь на земле, и после смерти мы живем вечно в другой сфере существования, это определяется нынешней верой и поведением.

Затем, есть третий взгляд, который преобладает в религиях Востока, в Индуизме и Буддизме. Это мнение о перерождении. Соответственно ему, нынешняя жизнь лишь просто звено цепи жизней, которые уходят в прошлое и продолжаются в будущее. Эта цепь жизней называется «самсара».

Буддизм и Индуизм в сравнении

Слово «Самсара» буквально означает «продолжение дальше», «странствование дальше». Оно означает повторный цикл рождения, старения, смерти и перерождения.

Теперь, хотя Буддизм и Индуизм разделяют концепцию перерождения, Буддийская концепция отличается в деталях от Индуистской концепции. Доктрина перерождения, как понимается в Индуизме, включает в себя постоянную душу, сущность сознания, которая переходит из одного тела в другое. Душа живет в данном теле, и в момент смерти она покидает это тело и уходит дальше, чтобы присваивать другое тело. Знаменитая классика Индуизма «Багхават Гита» сравнивает этот момент с возможностью человека снять одну одежду и надеть другую. Человек остается тем же, хотя одежда различается. Таким же образом, душа остается тем же, а психо - физический организм, который она принимает, различается из жизни в жизнь.

Буддийским термином для перерождения на языке Пали является слово «пунаббхава», и оно означает «существование вновь». Буддизм рассматривает перерождение не как переход сущности сознания, а как повторное возобновление процесса существования. Это продолжительность, передача влияния, причинная связь между одной жизнью и другой. Однако, нет души, нет постоянной сущности, которая переходит из одной жизни в другую.

Перерождение без переходящей души

Концепция перерождения без переходящей души обычно ставит следующий вопрос: Как мы можем говорить о себе как о людях, проживших прошлые жизни, если нет души, нет единой жизни, проходящей через многие жизни»? Чтобы ответить на этот вопрос нам надо понять природу индивидуальной личности в одной жизни. Будда объясняет, что мы на самом деле являемся функционально объединенным сочетанием пяти совокупностей. Пять совокупностей разделяются на две группы. Первая, это - физический процесс, который является потоком физической энергии. Затем, это - психический процесс, поток психических образований. Оба эти потока состоят из факторов, подвергающихся мгновенному возникновению и исчезновению. Ум - это серия психических действий, образованных от чувства, восприятия, психических образований и сознания. Эти психические действия на языке Пали называются «читты». Каждая читта возникает, распадается и уходит. Когда она распадается, не оставляет никаких следов за собой. У нее нет никакой сердцевины или внутренней сущности, которая останется. Но как только распадается одна читта, немедленно возникает другая. Таким образом, мы видим ум как преемственность читты, или серии мгновенных действий сознания.

Теперь, когда каждая читта распадается, она передает своему преемнику какое-либо впечатление, которое записано было в себе, какое-либо испытание, которому она подвергалась. Ее восприятие, эмоции и сила воли переходят в следующую читту, и таким образом, все испытания, которым мы подвергаемся, оставляют свои впечатления в дальнейшем потоке сознания, на «читтасантане», на котинууме ума.

Что продолжается из одной жизни в другую

Физический организм – тело – и психический процесс – поток читт – состоят в тесной взаимосвязи. Тело обеспечивает физическую основу для потока читт, и психический процесс опирается на тело как его материальную основу. Когда смерть приходит, тело больше не может действовать как материальная база для сознания. Однако, когда тело распадается, преемственность читт не приходит к концу. В уме умирающего возникает последняя мысль, и этот момент называется «смертным сознанием», который сигнализирует окончательное завершение жизни. Затем, вслед за смертным сознанием, возникает первая читта следующей жизни, которая берет начало в новообразованном физическом организме, являющемся ее опорой. Первая читта новой жизни продолжает поток сознания, который вышел из мертвого тела. Поток сознания – это не единое целое, а процесс, и он продолжается. Когда поток сознания переходит в следующую жизнь, он берет сохраненные впечатления с собой.

1.Пример о сохранении идентичности

Пример поможет нам понять как это сохранение идентичности происходит без перехода какого – либо «само выявленного» существа. Допустим, у нас есть свеча, которая горит в восемь часов. Если мы вернемся через час, в девять часов, мы видим, что свеча все еще горит, и мы говорим, что это та же свеча. Это высказывание полностью приемлемо с точки зрения обиходной речи. Но, если мы анализируем этот факт пристально, мы увидим, что в каждый момент в свечи горят разные частицы парафина, в каждый момент загорается другая частичка фитиля, другие молекулы кислорода. Несмотря на то, что сгораемый парафин, фитиль и кислород все время отличаются от момента к моменту, из-за того, что миги пламени связываются в целое, один миг пламени восходит к другому, но мы все еще говорим, что это то же самое пламя. Но на самом деле пламя различается в каждый миг. Само пламя – это совершенно другой феномен. Оно обусловлено от парафина, фитиля и воздуха, и помимо них там нет ничего.

2.Переход пламени

Теперь мы можем перейти к следующему шагу. Допустим, что пламя достигает самой нижней части свечи, мы берем новую свечу, подвинем ее фитиль к старой свечи и зажигаем новую; а затем пламя старой свечи угасает. Пламя теперь передано новой свече. Это то же пламя или другое? С одной стороны, мы можем сказать, что это то же пламя потому, что оно продолжается, оно принадлежит той же серии. Однако, теперь пламя горит с помощью новой физической опоры, с помощью новой свечи. В ней горят новые частицы воздуха, новые частицы парафина, и новая часть фитиля. Мы говорим, что это то же пламя, так как новую свечу зажгли от старой свечи и сохраняется преемственность. Но там нет абсолютной идентичности пламени одной свечи другой, из-за условий поддерживающих пламя. Однако мы не можем сказать, что это другое пламя. Сказать, что это другое пламя, не соответствует принятому употреблению.

3.Пример со свечой

Мы можем применить этот пример к случаю перерождения. Корпус свечи похож на тело человека. Фитиль можно сравнить с пятью органами чувств, которые поддерживают процесс сознания. Частицы кислорода похожи на объекты восприятия и пламя похоже на сознание. Сознание всегда возникает, опираясь на физическое тело. Оно всегда возникает через определенный орган чувств, напр. глаз, ухо, нос и т.д. Оно всегда имеет объект, напр. зрение, звук и т.д.. Тело, органы чувств и объекты постоянно меняются, и поэтому сознание и психические факторы постоянно меняются. Но, из-за того, что каждое действие ума проходит последовательно, и передает дальше содержание следующему, мы говорим, что тело и ум составляет существо как та же личность. Когда тело теряет жизненные силы и умирает, то это похоже на приход первой свечи к концу. Передача пламени ко второй свечи похожа на продолжение потока сознания в следующей жизни. Когда психический континуум берется за новое тело, это похоже на передачу пламени от старой свечи к новой.

Зачатие

Будда говорит, что необходимы три условия для зачатия. Должен быть союз отца и матери, отец обеспечивает сперму, а мать – яйцо. Второе, необходим соответствующий менструальный период у матери. Если мать не оплодотворена, зачатие не произойдет. Третье, необходим поток сознания умершего человека, течение ума, которое готово и подготовлено к перерождению. Третий фактор называется «гандхабба». Если все эти условия не объединятся, зачатия не происходит.

Продолжается ли перерождение автоматически и неизбежно?

Есть ли обусловленная структура за этим процессом перерождения? Продолжается ли перерождение автоматически и неизбежно? Или есть комплекс причин, которые поддерживают и двигают его цикл?

Будда объясняет, что есть четкий комплекс причин, который стоит за перерождением. Оно имеет причинную структуру, эта структура раскрывается в учении об обусловленности возникновения, «патичча самуппада».

Учение об обусловленности возникновения относительно перерождения

Теперь мы объясним учение об обусловленности возникновения, особенно относительно перерождения.

Во-первых, в этой жизни в нас имеется самая основная причина всех возникновений, называемая неведением. Из-за неведения мы воспринимаем вещи в искаженном виде. Из-за этого искажения восприятия, вещи выглядят для нас как постоянные, наслаждаемые, привлекательные и как наша самость (эго). Из-за этого искажения в нас возникает страстное желание, страстное желание на чувственные наслаждения, на существование, на зрение, звуки, запахи, вкусы, прикосновения и идеи. В основном есть страстное желание на приятное ощущение. Для того, чтобы испытать приятное ощущение нам потребуются достойные объекты, такие как достойное зрение, запахи и т.д. Для того, чтобы извлекать наслаждение, которое могут принести эти объекты, мы вынуждены касаться их. Для того, чтобы касаться их, мы нуждаемся в органах чувств, которые могут воспринимать эти чувственные объекты. Другими словами, мы нуждаемся в шести органах чувств, напр. глаз, чтобы воспринимать зрение, ухо, чтобы воспринимать звук, и т.д. Для того, чтобы шесть органов чувств функционировали, мы нуждаемся в целом психо - физическом организме, в комплексе ум-тело.

Таким образом, из- за страстного желания ум прикрепляется к ныне существующему организму так долго, пока он функционирует. Но когда приходит смерть нынешний организм не может обеспечить базу для обретения наслаждений через органы чувств. Однако, все еще есть страстное желание мира зрения, запахов, вкусов, прикасаний и идей. Итак, из-за страстного желания на существование, сознание покидает это тело и хватается за новое тело, за оплодотворенное яйцо. Сознание находит пристанище в этом оплодотворенном яйце, принося с собой целое хранилище накопленных впечатлений, и обращается в новый психо - физический организм. Тогда мы говорим, что произошло зачатие нового существа.

страстное желание – это швея

Таким образом, Будда называет страстное желание швеей. Как швея сшивает одежду из разных кусков ткани, так и страстное желание сшивает вместе одну жизнь с другой. Она привязывает вместе преемственность жизней. Страстное желание такое мощное, что оно может соединить промежуток, образованный смертью, и заново построить целый дом чувствительного существа, и так снова и снова.


«Многие жизни в Самсаре странствовал я,
Искал но не находил плотника этого дома печальных перерождений,
О плотник! Ты найден. Ты не построишь больше дома.
Все твои стропила я разрушил, главную балку раздробил,
Мой ум пришел к угасанию (Ниббане).
Конца страстного желания я достиг»

Дхаммапада 154

Что является причиной перерождения в определенной форме

Теперь, мы переходим к следующему вопросу. Мы видим огромное разнообразие между живыми существами в мире. Есть люди и животные огромного разнообразия. Поэтому мы спрашиваем, какая причина обусловливает перерождение в определенной форме? Происходит ли оно случайно, без какой-либо причины, или есть некий принцип, который стоит за ним? Будда отвечает на этот вопрос словом на языке Пали «Камма». Камма – это фактор, который определяет специфическую форму перерождения, и она же определяет число испытаний, которое мы проходим в течение нашей жизни. Камма буквально означает действие, поступок или деяние. Но в буддизме она означает волевое действие.


Конец учения о перерождении


страница 7 / 7

Относительно недавно средства массовой информации облетела довольно занятная новость: Государственное управление по делам КНР выпустило Указ № 5, содержащий 14 статей, описывающих «Меры по управлению реинкарнациями живых Будд в тибетском буддизме». Согласно этому Указу тибетским ламам-перерожденцам (тулку) запрещается перерождаться без получения предварительного одобрения со стороны китайского правительства. При всей абсурдности желания китайского коммунистического правительства контролировать загробную тибетских лам, этот Указ является продолжением давнего политического спора между тибетским и китайским руководством в деле раздела сфер влияния в Тибете и на прилегающих к нему территориях. Откуда же вообще возник этот вопрос, почему столь далекое от политики явление, как реинкарнация, то есть перерождение души человеческой (или не человеческой...) в новом теле, попало в прицел китайских коммунистов?


Реинкарнация или перерождение

Для начала, чтобы ответить на этот, прямо скажем, непростой вопрос, надо попытаться понять, что же такое реинкарнация в буддизме, имеет ли она место в нем, как и в любой иной восточной религии, и в чем ее своеобразие. Следует отметить тот факт, что мировоззренческая основа у нас, европейцев, сильно отличается от той, которая характерна для людей, населяющих ЮжноАзиатский субконтинент. В отличие от религиозных идеологий Ближнего Востока – иудаизма, христианства, ислама, где в центре всего мироздания стоит понятие Бога, традиционные идеологии Южно-Азиатского региона антропоцентричны, – во главу угла здесь ставят, как ни парадоксально это прозвучит, человека.

Антропоцентристская направленность в буддизме предполагает понимание человека в качестве смыслового центра мироздания.

Разница между брахманистами и буддистами в толковании идеи перерождений заключалась в том, что первые придерживались традиционного для религиозной доктрины положения о реальности и вечности индивиду- альной души (атмана), которая обретает с каждым разом новое рождение. Буддизм же рассматривал личность со всем тем, что она есть и мыслит, со всем ее внутренним и внешним миром как временное сочетание безначальных и бесконечных составных частей.

Такова любопытная взглядов на реинкарнацию в одном из величайших духовных восточных учений – буддизме. И, как ни странно, не всегда выглядят полным недоразумением законодательные акты типа Указа № 5 Государственного управления по делам религии КНР о «Мерах по управлению реинкарнациями живых Будд в тибетском буддизме», – если знаешь историю этого столь запутанного для европейца вопроса.

Каждый человек вне зависимости от вероисповедания хоть раз в жизни задумывался над тем, что его ждёт после смерти. Кто-то не верит в существование параллельной реальности, кто-то убеждён в том, что попадёт в рай или ад, а кто-то ищет всевозможные доказательства реинкарнации души, надеясь на перерождение в новом теле. Последняя версия набирает всё большую популярность. В то, что человек способен переродиться, верят многие люди и даже снимаются фильмы про реинкарнацию, после просмотра которых гипотеза выглядит более чем убедительной.

Откуда произошла теория?

В переселение душ после смерти первыми начали верить представители иудаизма и буддизма. Именно эти убеждения легли в основу религий, которые заключают в себе любовь к миру, мудрость веков, а также веру в бесконечность Восточные мудрецы всегда были уверены в том, что бессмертной. Несмотря на то, что наше тело стареет, а затем и вовсе погибает, духовная личность остаётся.

У каждого из нас бывают моменты, когда мы вынуждены прощаться с родными людьми, осознавая, что больше мы их никогда не увидим. Однако, если верить восточным мудрецам, знающим законы реинкарнации, умершего можно встретить, но только в совершенно другом образе. Душа способна переселиться в иное тело, которое не обязательно должно быть человеческим. Это может быть какое-нибудь животное, например, собака.

Существует колоссальное количество историй, которые родственники умерших людей воспринимают как доказательство реинкарнации души. Возможно, в вашей семье тоже такие есть. Попробуйте вспомнить. Может быть, на вашем заборе часто сидит одна и та же птица, которая не боится вас или даже ведёт себя странно, пытаясь обратить на себя внимание. Кто-то относится к подобным проявлениям как к разгулявшейся фантазии, обычным совпадением, но есть и те, которые прислушиваются к своему внутреннему голосу, видят в этом некий знак.

С точки зрения науки

Научные сотрудники, философы и эзотерики веками стараются разгадать эту тайну, найти убедительные доказательства реинкарнации душ. Многолетние работы над версией, предполагающей возможность переселения духовной материи из одного тела в другое, породили самые разные гипотезы.

Одна из теорий гласит о том, что человеческая душа выполняет определённую функцию, а именно - поддерживает природный баланс. В каждой жизни она получает необходимый опыт, а после смерти физического тела, переселяется в другое, но обязательно противоположного пола.

Если покойник был захоронен не по правилам или над его надгробием надругались вандалы, то человек, в которого переселится душа, будет испытывать серьёзные проблемы с психическим здоровьем. Возможно, у него разовьются такие болезни, как шизофрения, раздвоение личности или мания преследования. Если верить этой гипотезе, то все люди, имеющие психические отклонения, неудачно закончили прошлую жизнь.

Переселение душ после смерти может оставить след на теле, например, в виде родинок. Одна из теорий, которая возникла в процессе изучения подобного феномена, указывает на то, что большие родимые пятна - это отметины из прошлого. Если быть точнее - то это места, на которых были шрамы на вашем «старом» теле. Возможно, большое родимое пятно указывает на смертельное ранение, погубившее человека, душа которого теперь живёт в вас.

Некоторые источники утверждают, что души людей, которые вели неправильный образ жизни, продолжают своё существование в теле животных. Однако эта версия вызывает массу споров среди тех, кто профессионально занимается этим вопросом. Большинство убеждено в том, что человеческая душа не способна прижиться в теле животного.

Восточная религия имеет собственные взгляды на этот счёт. Мудрецы верят в то, что душа человека, который сильно нагрешил при жизни, обречена на долгое и мучительное существование в теле, например, жука-навозника. Также считается, что энергетическая материя, покинувшая человека, наделавшего немало бед за время своей жизни, может быть заточена в камень или какой-нибудь бытовой предмет.

Некоторые люди рассказывают невероятные истории, уверяя окружающих, что периодически в их сознании возникают образы, воспоминания, которые никак не связаны с настоящей жизнью. Они убеждены в том, что это «дореинкарнационные» фрагменты, воспроизводимые на уровне клеточной памяти.

Скорее всего, среди тех, кто сейчас читает эту статью, найдутся люди, которые не понаслышке знают о дежавю. Объяснений этому феномену существует огромное количество, однако к единому мнению, которое бы полностью раскрыло тайну этого странного чувства, так никто и не пришёл.

Одни считают, что это происходит вследствие замыкания внутримозговых импульсов, другие же уверены в том, что это - наслоение друг на друга межвременных отрезков. Переживая состояние дежавю, люди начинают думать, что всё происходящее вокруг уже когда-то случалось. Они будто были именно в это время и в этом месте, абсолютно чётко предугадывают дальнейшее развитие событий и даже знают, что их собеседник скажет дальше. Вряд ли в один момент может произойти столько совпадений.

Несколько задокументированных случаев

Эксперименты, направленные на установление фактов реинкарнации, проводились ещё задолго до того момента, как появилась различная аппаратура и научные лаборатории. Так, в восточных странах были уникальные традиции погребения. Умершему человеку делался прокол в определённой части тела, а когда на свет появлялся новорождённый, искали на нём родинку в аналогичном месте. Вы никогда не задумывались над тем, что представляют собой ваши родимые пятна? Возможно, их появление не случайно.

Много лет спустя этим обычаем увлёкся научный сотрудник Джим Такер, который документировал самые интересные случаи реинкарнации. Так, один из его текстов гласит о том, что спустя год после смерти дедушки на свет появился младенец. На его руке была странная родинка, точно в том месте, на котором перед похоронами покойного оставили метку.

Но странности на этом не закончились. Через несколько лет, когда мальчуган начал разговаривать, он неожиданно обратился к своей бабушке в уменьшительно-ласкательной форме, точно так, как это любил делать его дедушка. После смерти супруга пожилую вдову так никто не называл. Все были в глубочайшем шоке, а мать паренька призналась, что видела в сновидении своего отца, который не хотел расставаться со своей семьёй и искал способ, как вернуться домой.

Полумесяц

В этой же книге о реинкарнации есть ещё один случай, который заставляет людей задуматься над вероятностью существования данного феномена. В общественной больнице, расположенной в Майами, всю свою сознательную жизнь проработала женщина по имени Дайана. В госпитале она встретила свою вторую половинку. Мужчина, которого Дайана выходила, а потом и вышла за него замуж, имел родимое пятно, напоминавшее полумесяц.

Супруги прожили многие годы в любви и в радости, но самое интересное произошло на приёме у психотерапевта. Женщина поделилась историей, якобы произошедшей в её предыдущей жизни. Она утверждала, что находилась в теле индианки, которая была вынуждена скрываться от колонизаторов из Европы, оккупировавших Америку. Однажды, чтобы не выдать себя и плачущего ребёнка, которого она держала на руках, женщине пришлось закрыть ему рот. По неосторожности она задушила малыша, на затылке которого была родинка в виде полумесяца.

Смертельное ранение

Современным учёным тоже пришлось столкнуться с примером реинкарнации. В одном турецком городке родился мальчик. Спустя время он начал утверждать, что помнит многочисленные фрагменты из прошлой жизни, в которой он был солдатом. Мальчик рассказал, что, когда он был военнослужащим, его подстрелили из крупнокалиберного ружья. Ранение оказалось смертельным. Впервые он стал говорить о своих воспоминаниях в совсем юном возрасте, абсолютно не зная, что такое реинкарнация. Позже стало известно, что в архиве местной клиники было обнаружено дело с историей болезни солдата, поступившего на лечение с ранением правой области лица. Спустя неделю он скончался. Стоит ли говорить о том, что мальчик появился на свет с множественными врождёнными дефектами правой стороны лица?

Доказательства реинкарнации души

Современные психотерапевты и психологи нередко применяют методику, которая известна как регрессия прошлых лет. Используя её вместе с гипнозом, можно восстановить воспоминания, которые находятся глубоко в подсознании.

Скорее всего, каждый слышал или видел в фильмах, как пациента погружают в состояние гипноза, после чего удаётся вспомнить не только факты, например, из раннего детства, но и даже из прошлой жизни. Когда человека приводят в чувство, он абсолютно ничего не помнит из того, что говорил доктору, находясь в гипнозе. Подобная практика даёт возможность понять все тонкости человеческого мировосприятия. Есть несколько случаев, которые описывают явные факты, подтверждающие существование реинкарнации после смерти.

В медицине существует такое понятие, как ложные воспоминания. Научные сотрудники сделали опрос среди детей разного возраста. К их удивлению, большинство ребят в красках описывали последние минуты из своей предыдущей жизни. Как правило, смерть наступала в результате насильственных действий, а сами события происходили за несколько лет до того, как на свет появились опрашиваемые дети. Самые реалистичные и правдоподобные истории были у малышей в возрасте от 2 до 6 лет.

Сумеречная зона

А вот одна из ситуаций, которую в своих работах описал Брайан Вайс - психоаналитик с многолетним стажем. Во время очередного сеанса, на который пришла девушка-пациент, доктор погрузил её в состояние транса. Кэтрин (так звали пациентку) начала говорить, что чувствует присутствие отца Брайана, а также его сына, которые скончались из-за проблем с сердцем. Стоит отметить тот факт, что девушка абсолютно ничего не знала о личной жизни доктора и не могла угадать, какую трагедию пережил Вайс. Подобный феномен, когда кто-то видит умерших родственников своего собеседника, принято называть «сумеречная зона».

История про двух братьев

Ещё более странная история произошла в семидесятые годы прошлого столетия. У молодой женщины был сын, которого звали Кевин. В возрасте двух лет мальчишка скончался от рака крови, вызванного сложнейшим переломом ноги, которая неправильно срослась. Юного пациента отчаянно пытались спасти, провели курс химиотерапии. Ему был введён катетер через шею с правой стороны, а в области левого уха, вследствие деформации глаза, появился рубец. Малыш умер в страшных муках.

Спустя десять лет женщина, потерявшая сына, родила ещё одного ребёнка, но уже от другого мужчины. У новорождённого мальчика проявилось родимое пятно точно в том месте, где был рубец у покойного малыша. Позже выяснилось, что второй сын имеет врождённые проблемы с левым глазом, а также хромает на ту ногу, которая была сломана у его старшего брата, хотя никаких патологий обнаружено не было.

Став совсем взрослым, парень рассказывал невероятные истории, раскрывая всю суть реинкарнации. Он утверждал, что душа старшего брата переродилась в его образе. Он безошибочно пересказал весь медикаментозный курс, а также точно указал на место расположение катетера. Помимо воспоминаний, связанных с болью и страданиями, парень помнил своё старое место жительство, в деталях описывая дом, в котором, по факту, никогда не был.

Бирманская девочка с японским прошлым

Об этой истории мир узнал благодаря работам психиатра Иэна Стивенсона, который в своих учениях о реинкарнации описал удивительный случай. В шестидесятых годах прошлого века на территории Бирмы родилась девочка, которая в трёхлетнем возрасте начала рассказывать о том, что в прошлой жизни была японским солдатом. По её словам, его сожгли заживо местные жители, привязав крепко к дереву.

Кроме того, что девочку одолевали жуткие воспоминания, она кардинально отличалась от сверстников своим поведением. Она не признавала буддизм, не носила длинные волосы, а детям, с которыми периодически гуляла на площадке, отвешивала пощёчины точно так же, как это делали японские солдаты, напавшие на Бирму.

Стоит отметить тот факт, что она была необычным ребёнком с самого рождения. На правой руке у девочки был заметен явный дефект: безымянный и средний пальцы оказались сросшимися, напоминая перепонку водоплавающих животных. Спустя несколько дней врачи сделали ампутацию некоторых фаланг, а мать ребёнка утверждает, что на правой ручке её дочери было пятно, напоминающее ожог, а также полосы, очень похожие на следы от верёвок.

30 рупий

На вопрос о том, существует ли реинкарнация, вам дадут положительный ответ жители деревни Аллуна Миана, которая находится в Индии. Именно здесь жил мальчишка по имени Таранжит Сингх. Находясь в двухлетнем возрасте, он заявил, что в прошлой жизни был обычным студентом по имени Сэтнэм Сингх, который жил в шестидесяти километрах от родной деревни Таранжита.

Мальчуган рассказывал родителям, что его предыдущая жизнь оборвалась в результате нелепой аварии, а именно после того, как в студента влетел скутер. Также парнишка говорил, что помнит последние секунды своего прежнего бытия, будто лежал в луже крови, а вокруг валялись конспекты и учебники. Таранжит вспомнил, что на момент аварии в его кармане было ровно тридцать рупий.

Слова мальчишки долгое время не воспринимали всерьёз, ведь в деревне, где население малообразованное, никто не знает, что такое реинкарнация. Однако отец, уставший от постоянных историй своего чада, решил разобраться в ситуации и докопаться до истины. Ему стало известно, что парень с таким именем действительно жил, а потом погиб под колёсами скутера. Отправившись с сыном в соседнюю деревню, они нашли дом, в котором проживал Сэтнэм. Его родители были в шоке от того, какими фактами из жизни их сына оперирует чужой ребёнок. Они подтвердили то, что Сэтнэм умирал в луже крови, а вокруг были разбросаны учебники, а также то, что на момент гибели в его кармане лежало тридцать рупий.

Слухи о невероятном перерождении души быстро поползли по всей провинции. Местные органы власти обратились к экспертам, которых попросили провести экспертизу. Таранжиту предложили написать несколько предложений, после чего сделали судебное почерковедение. Все были в настоящем недоумении, когда выяснилось, что подчерки обоих ребят практически идентичные.

Ксеноглоссия

В медицине часто встречаются случаи, когда люди начинают говорить на иностранных языках, порой на самых экзотических. Чаще всего, подобное явление становится следствием клинической смерти, сильнейшей черепно-мозговой травмы или пережитого стресса. В парапсихологии это состояние имеет собственное название - ксеноглоссия.

Например, человек, проживающий в России, неожиданно может заговорить на турецком языке, при этом без всякого акцента. Единственное объяснение, которое приходит на ум, - в прошлой жизни он был турком.

Для наглядности можно привести реальный пример, который имел место в медицинской практике. Так одна американка, родившаяся в семье иммигрантов из Восточной Европы, которые разговаривали на чешском, русском и польском языках, начала удивлять окружающих. На приёме у психоаналитика, находясь под гипнозом, женщина неожиданно заговорила на шведском языке, представившись крестьянином, который когда-то жил в Швеции. Несмотря на то, что люди, следившие за испытанием, абсолютно не верили женщине, полиграф показал, что она говорит исключительно правду. В её семье нет ни одного человека, который знал бы шведский язык, и она никогда не интересовалась его изучением. Однако это не мешало женщине разговаривать на нём без акцента.

Фильмы про реинкарнацию

Мимо подобного феномена не смогли пройти знаменитые режиссёры, работающие с жанром «Мистика». Лучшими фильмами, в сюжете которых лежат реальные истории о переселении душ, можно назвать: «Рождение», «Маленький Будда», «Беспокойная Анна».

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Эти вопросы волновали людей еще тысячи лет назад и не перестают волновать сейчас: что ждет душу после смерти? Существует ли переселение душ? Если да, то как оно происходит?

Итак, тема нашего сегодняшнего разговора будет непростой, но очень интересной — мы поговорим о том, что такое реинкарнация души и попытаемся немного приблизиться к тому, чтобы разгадать вечные загадки человечества.

Также мы узнаем, как смотрит буддизм на феномен реинкарнации, каким образом она происходит, и что об этом говорят главные направления буддийской мысли.

Что это такое

Наверное, каждый, кто провожал близкого человека в последний путь, втайне мечтал снова встретиться с ним, пусть даже уже и не на земле. Тем временем многие мыслители разных времен были уверены, что душа усопшего в скором времени переселится в новое тело, поэтому в теории встреча с близким более чем реальна.

Реинкарнация – именно так называют феноменальное явление перевоплощения души. Слово «реинкарнация» латинского происхождения, буквально означает «заново воплотившийся». Древнегреческий вариант понятия – метемпсихоз.

Получается, что умирает только тело, а душа бессмертна. Такие идеи возникали еще у эскимосов, евреев, индейцев родом из Северной Америки. Они считали, что в новорожденном живет душа его дедушки или другого старшего умершего родственника.

О перерождении всерьез задумывались мыслители Древней Греции: Пифагор, Сократ, Платон. Основополагающей идея реинкарнации стала в джайнистской, сикхистской, а главное – в буддийской и индуистской философии.

Как перерождается душа

Все чувства, мысли, ощущения человека – это тонкое тело духа. Когда человек погибает, фактически умирает только его физическая оболочка, а разум, мечтания остаются на уровне тонкого тела, которое позже переселится в новую физическую оболочку. Через сколько времени – учение об этом умалчивает.

Зато известно, что происходит при реинкарнации:

  • смерть физического тела;
  • переселение души;
  • рождение в другом теле.

Согласно буддизму, а именно учению абхидхармы, существует 6 миров сансары, где обитают:

  • адские создания – нарака;
  • духи, снедаемые голодом – преты;
  • животные;
  • люди;
  • полубоги – асуры;
  • небожители, боги – дэва.


А это значит, что душа может воплотиться в одном из шести созданий. На то, кем она родится в очередном воплощении, влияет закон – закон причинно-следственной связи. Он гласит, что положительные поступки, мысли влекут за собой благоприятные последствия, а отрицательные действия – плохие последствия.

На более глобальном уровне этот закон можно понимать так: за благие дела душа воплотится в высших мирах: существо станет человеком, асуром или даже дэвой, за плохие – в низших, а значит оно попадет в обитель животных, претов или адских созданий.

В низших мирах душа будет страдать, отрабатывая карму, чтобы потом переродиться на высшей ступени.


Это объясняется двумя причинами:

  1. Именно человек склонен к мышлению и критическому мировосприятию.
  2. Только человек может постичь суть .

Реинкарнация в основных направлениях буддизма

Нет единогласного утверждения, как же относится буддийская традиция и сам Учитель к понятию реинкарнации. Бытует мнение, что Будда утверждал, будто неважно, существует ли она, верит ли в нее последователь Учения, а что действительно важно — так это оставлять ум чистым, гибким, благородным.

Два крупных течения буддистской мысли по-разному смотрят на процесс перерождения и вообще факт его существования. Попробуем разобраться в тонкостях.

Тхеравада

В начале небольшое пояснение — индуизм оперирует понятием «атман», которое означает «душа», «Я», живущее вечно. Южная ветвь буддизма приняла кардинально противоположную позицию: мирские создания не имеют души – «анатман». Если нет души, то нечему перевоплощаться.


Неоднозначно высказывается на этот счет. Она утверждает: то, что многие привыкли называть тонким телом, на самом деле система элементов:

  • материальная оболочка;
  • ощущения;
  • чувственное восприятие;
  • побуждения, мотивы;
  • сознание.

Когда живое существо погибает, эти элементы распадаются. Но это не значит полную смерть, небытие. Какая-то субстанция их поглощает, а позже воплощается в другом теле, тем самым вновь соединив элементы.


Получается, Тхеравада не отрицает реинкарнацию полностью, а скорее видит в ней новую веху развития элементов тонкого тела, новую жизнь. Такой процесс иногда называют «карма пяти элементов».

Махаяна

Течение полностью признает процесс перерождений в классическом его понимании. Яркий тому пример – тибетский Далай-Лама. После смерти духовного лидера совет лам отправляется на поиски мальчика, в котором воплотился дух Далай-Ламы.

И действительно находит. Учитель, возродившись в новом теле, чувствует свои личные вещи и безошибочно выбирает их среди других предметов, которые ламы кладут перед ним в качестве испытания.


Махаяна считает, что на пути к пробуждению мешают три вещи:

  • неведение;
  • привязанности;
  • отвращение.

Достижение нирваны невозможно без победы над этими ошибками. Но если духу это удалось, он возносится над шестью мирами и получает вечное освобождение.

Заключение

К сожалению, в формате одной статьи сложно рассмотреть подробно такой непростой вопрос, как перерождение, но мы обязательно еще вернемся к нему позже. Будем считать, что сегодня положено только начало.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые познавательные статьи про буддизм и восточную культуру себе на почту!

«Смерти не существует! Есть только вечная жизнь, изменяющая свои формы. И вы умираете только для того, чтобы родиться вновь, получить новое тело и служить Богу и всей Жизни с новыми силами».

Из книги Т.Н. Микушиной « Сутры Древнего Учения »

Реинкарнация в Буддизме

Буддизм возник в Индии 2 500 лет назад как оппонент класса фанатиков-священнослужителей (брахманизма), усматривавших в ведических текстах призыв к жертвоприношению животных. Поэтому путь Будды (от санскритского будх - «просветленный») рассматривался как иноверческий, хотя с исходным вероисповеданием, индуизмом, имел много общего, включая собственно буддийскую трактовку явления реинкарнации.

К сожалению, вокруг учения самого Будды о душе и реинкарнации разгорелись дискуссии и споры; существует даже мнение, что Будда вообще отрицал обоснованность этих понятий. Такая точка зрения, по крайней мере, в какой-то степени, характерна для особой разновидности буддизма, получившей название Теравада, - южноиндийской философской школы, которая учит, что живое существо не обладает вечной душой (оно-анатман), следовательно, не существует и «я» для нового рождения.

Глубокие исследования, однако, позволили обнаружить высказывания Будды, в которых он недвусмысленно говорит о своем отношении к учению, отрицающему существование души:

О монахи, есть аскеты и брахманы, которые несправедливо, всуе и лживо винят меня: «Этот отшельник Гаутама проповедует разрушение, уничтожение и умерщвление живущих существ». Они считают меня, порицая, тем, кем я не являюсь, и осуждают за слова, которых я не говорю.

Мысль о повторных рождениях подразумевается в буддизме: просветленного состояния (буддхи), говорят буддисты, нельзя достичь в течение одной жизни, на это потребуется много тысяч лет. Ученый-буддолог Эдвард Конзе пишет: «Состояние Будды - одно из высших совершенств, которого можно достичь, и для буддистов является самоочевидным, что для того, чтобы достичь его, потребуется прикладывать колоссальные усилия на протяжении многих жизней».

Дальнейшие свидетельства веры в реинкарнацию мы находим в «Сказаниях Джатаки» («Рассказах о рождении»), которые, согласно преданию, первоначально были рассказаны самим Буддой; это 547 рассказов о прошлых воплощениях Просветленного. Эти повествования, часто в аллегорической форме, описывают странствия Будды в различных телах и рассказывают, как человек может достичь Просветления, следуя изложенным в них принципам. В сказаниях подробно говорится о том, как Будда принимал тела девов [полубогов - примеч. ред.], животных и даже деревьев, чтобы помочь душам, находящимся в различных обусловленных состояниях, достичь освобождения; таково было его сострадание. Широко известная маха-кавъя («великое высказывание») буддийской традиции гласит: «Нет такой части Земли, где бы Будда не жертвовал своей жизнью ради живых существ»8. В одном из сказаний он воплощается в теле слона и приносит одной женщине великие жертвы, главным образом тем, что стачивает для нее свои бивни. Запомнив его самоотверженность в этой жизни, в следующей она становится его учеником и, в конце концов, - великим святым. Реинкарнация играет центральную роль почти во всех 547 сказаниях «Джатаки».

Северный буддизм

До сих пор в основном мы имели дело с южным буддизмом - буддизмом Бирмы, Шри Ланки, Камбоджи, Таиланда и отдельных регионов Вьетнама.

Сейчас перейдем к рассмотрению взглядов северного буддизма в традиции Махаяны, получившей развитие в Тибете, Китае, Японии и Корее. Возможно, потому, что эта традиция имеет значительно больше заимствований из изначального индийского буддизма, она гораздо в большей степени разделяет идею реинкарнации, которая с особенной очевидностью обнаруживается в религии Тибета, где учение о перевоплощении продолжает занимать центральное место.

Во время посещения Соединенных Штатов в 1981г. Далай Лама - верховный представитель тибетского буддизма - сказал: «Согласно философской школе Теравады, после того, как личность достигнет нирваны, она перестает быть личностью, полностью исчезает; однако согласно высшей школе философской мысли, личность все же сохраняется, и существование «я» по-прежнему продолжается» .

В северных формах буддизма представление о реинкарнации выражается иным образом, и временами прямые упоминания о перевоплощении могут казаться довольно невразумительными. Китайский буддизм, например, часто характеризуют как «приземленный», пренебрегающий понятием реинкарнации и подобными ей «абстракциями», в пользу более ощутимых вещей, таких как красота природы. Это влияние исходило, главным образом, от местных китайских учителей, например, Лао Цзы и Конфуция, самые ранние приверженцы которых (восходящие к Династии Танг, началу эры христианства) придавали особое значение «миру природы» и красоте «здесь и сейчас». Однако в отношении истинного китайского буддизма следует упомянуть древнее писание, известное как «Праджна Парамита Сутра», написанное на деревянных табличках, которое, согласно преданию, содержит слова самого Будды. (Говорят, китайцы были первыми, кто записал их). На этих глубоко почитаемых табличках начертаны эзотерические истины, которые прямо указывают на реинкарнацию. Буддисты, являющиеся приверженцами учения о перевоплощении, высоко почитают эти писания, и не только за то, что они ясно обосновывают учение о реинкарнации, но и потому, что они, как предполагается, излагают слова самого Будды.

Среди других ранних сторонников реинкарнации в буддизме следует назвать Ватсипутрию, брамина, изначально состоявшего в секте Стхавиры. Спустя 250 лет после ухода Будды этот монах основал секту Пудгалавады, специально задуманную для борьбы с набиравшей тогда силу традицией буддизма, которая отвергала учение о перевоплощении. Ватсипутрия столкнулся с сильной оппозицией, и его группа монахов, стойких приверженцев буддизма, была признана еретической и уступала дорогу образующимся новым группам, которые тщательно избегали учения о перевоплощении.

На основе книги С. Розена « Реинкарнация в мировых религиях

Лекция Далай Ламы «The Buddha Nature» на аудиокассете (июль 21, 1981). Доступна в Теософском Обществе, Уитон, Иллинойс. Цитируется по: Sylvia Cranston and Carey Williams, Reincarnation: A New Horizon in Science, Religion, and Society (N.Y.: Julian Press, 1984), p. 240.

Предлагаем посмотреть фильм режиссёра Жан-Жака Анно «Семь лет в Тибете». Фильм основан на реальных событиях и снят по мотивам одноимённой автобиографической книги Генриха Харрера, описывающей историю приключений австрийского альпиниста в Тибете в годы Второй мировой войны.