Толкования на Мф. Про монахов последних времен

Толкования на Мф. Про монахов последних времен
Толкования на Мф. Про монахов последних времен

Врата ада (преисподней) не одолеют христианскую церковь. Толкование Евангелия от Матфея 16:18

Многие представители православия и католицизма видят во фразе Христа «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее » (Мф. 16:18) гарантию того, что церковь не победит сатана. Однако мы сегодня имеем помимо этих исторически распространенных конфессий, множество христианских церквей с разными, даже противоречащими друг другу доктринами. И распространенные церкви и малочисленные – каждая претендует на исключительность перед другими и абсолютную истинность . Ответьте на вопрос: «О какой из сегодняшних христианских конфессий говорил Иисус?». Не боюсь предположить, что большинство христиан ответят: «Конечно, о моей церкви!».

Мы уже не раз отмечали, что в Новом Завете слово церковь представлено греческим εκκλησια (ecclesia) - собрание, а ад обозначает могилу, смерть. Если теперь взглянуть на рассматриваемый текст, то мы в нем увидим совсем другую весть: «Созданная Иисусом христианская церковь никогда не умрет - не прекратит своего существования». То есть, говоря о том, что церковь не одолеют врата ада , Христос употребил знакомое Его слушателям выражение «врата смерти», «врата ада», которое не раз употреблялось в ветхозаветном Писании:

«Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, - Ты, Который возносишь меня от врат смерти » (Пс. 9:14).

«Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней (в оригинале шеола – ада – Прим. авт.); я лишен остатка лет моих» (Ис. 38:10 , см. также Иов 38:17 , Пс. 67:21 , Пс. 106:18).

Пророчество Иисуса исполнилось. Небольшая группа малообеспеченных и малообразованных учеников Христа за небольшое время основали огромнейшую церковь. Ни серьезные внешние гонения с истреблением последователей Иисуса, ни внутренние враги, двигаемые сатаной, не смогли уничтожить молодую религию. Сегодня христианство – это крупнейшая мировая религия по численности приверженцев. И, конечно, как и предсказал Христос, Его церковь и в дальнейшем не прекратит своего существования.

Свт. Иоанн Златоуст

Вот стена, вот ограда, вот укрепление, вот пристань и прибежище! Несокрушимость этой стены ты можешь видеть из следующего. Христос не сказал, что только нападения людей не одолеют ее, но и самые злоухищрения ада: «врата адова» , говорит, «не одолеют ее» . Не сказал: не будут нападать на нее, но: «не одолеют ее» , – будут на­падать, но не победят ее. А что значит: «врата адова» ? Может быть, это выражение не ясно. Рассмотрим, что такое ворота го­рода, и тогда узнаем, что такое «врата адова» . Воротами города называется вход в город; следовательно, и «врата адова» есть опасность, ведущая в ад. Таким образом, смысл слов Его следующий: хотя бы устремились и напали такие опасности, ко­торые в состоянии увлечь нас в сам ад, церковь останется непоколебимою. Он мог не допустить, чтобы церковь испытывала бедствия: почему же допустил? Потому, что гораздо важнее допустить искушения и сделать, чтобы от них не происходило ни­какого зла, нежели не допускать их. Поэтому Он допустил все искушения, чтобы сделать ее опытнейшею, так как «от скорби происходит терпение, от терпения опытность» (Рим. 5:3-4) . А чтобы больше показать свою силу, Он исторгает ее из самих врат смерти. Для того Он и допустил быть буре, но не допустил, чтобы утопала ладья.

Беседа в собрании, бывшем через несколько времени в древней Церкви, на надписание Деяний апостольских.

«На сем камне» . Не сказал: «на Петре», потому что он создал Свою Церковь не на человеке, но на вере. Что же это была за вера? «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16:16) . Церковь назвал скалой, подвергающеюся действию волн, но не колеблющеюся. Церковь испытывает искушение, но не побеждается ими. Итак, что значит: «на камне» ? Исповедание состоит в словах. Ведь ты не камни бросаешь? Не дерево? Не железо? «Нет, – говоришь, – здесь речь не о такого рода здании, которое, из чего бы оно ни состояло, подлежит разрушению от руки времени». Исповедание же не могут преодолеть и демоны. Об этом свидетельствуют мученики, которые не потеряли своей веры, хотя их ребра скоблились мечами. О, невиданные и чудесные дела! Стена подкапывается – и, однако, сокровище не похищается. Тело истощается – и, однако, вера не умерщвляется. Таково могущество мучеников. «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» . Обратите внимание на точный смысл слов: «врата ада не одолеют ее» . «Почему же, – говорят, – Он не препятствует искушениям нападать на Церковь?» – «Да, не препятствую, но не для того ли, чтобы показать Свою силу?» Если б никто не обнаруживал в отношении к Церкви неприязненных действий, то могли бы сказать: «если бы она подвергалась вражеским нападением, то была бы побеждаема». Поэтому-то Он и дозволяет врагам делать на нее нападение, чтобы победа достигалась ею не при полном отсутствии ее неприятелей. И не сказал: «врата ада не нападут на нее», но: «не одолеют ее» . Она будет подвергаться вражеским нападениям, но не будет побеждена. Церковь носится бурей по волнам, но не утопает; обуревается, но не скрывается под водой; в нее попадают стрелы, но не причиняют ей ран; против нее действуют осадные орудия, но башня остается непоколебимой. Но зачем мне говорить о Церкви? Рыбарь произнес одно только слово – и оно стоит, как непоколебимая башня. Сколько тиранов делали попытку лишить это слово всей его силы, но не успели в своих намерениях, потому что оно основано «на камне» . Вникни в дело! Тираны, цари, диадемы, изощренные мечи, зубы диких зверей, ужасы угрожающей смерти, раскаленные решетки, огненные печи! И хотя диавол опустошил свой колчан, но Церкви вреда не принес. Почему? «Врата адова не одолеют ее» .

Слово первое на святую Пятидесятницу.

Свт. Филарет Московский

и аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей

Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою. Дабы правильно разуметь, каким образом на сем камени, который есть Апостол Петр, создана Церковь, должно прежде всего утвердить коренную истину, что всеобщее, глубочайшее основание, также и первый, краеугольный камень здания церковнаго, есть не иной кто, как Иисус Христос Сын Бога живаго. Основания , говорит Апостол, инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1 Кор. III, 11) . Наздани бывше , говорит он также в другом месте Христианам, на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу: о Немже всяко создание составляемо, растет в церковь святую о Господе: о немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом (Еф. II, 20–22) . Посему и Петр положен в основание Церкви не прежде, как он положил в ея основание Христа. Прежде Петр сказал Господу: Ты еси Христос Сын Бога живаго . Потом уже Господь сказал Петру: ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою. Примечайте и то, что хотя Господь обещает Петру на нем создать Церковь: на сем камени созижду ; но не обещает, чтобы Церковь была его, а называет ее Своею: созижду церковь Мою . Не хотят сего примечать западные, которые силятся утверждать, будто Церковь принадлежит одному Петру, а Петр одному Риму: и не напрасно называются они западными, не по местоположению только их области в стихийном мире, но и по состоянию их в области духа в вечерния времена Церкви: поелику истина веры, которая на Востоке взошла и возсияла в чистом стремлении к царствию небесному, заходит и меркнет у них, как в облаке или тумане, в смешенном желании земнаго владычества.

Каким же образом на сем камени, который есть Петр Апостол, создана Церковь Христова? Приближимся, посмотрим. Когда Иисус Христос явился в мире, тогда стояла церковь Иудейская, а Христианской даже и основания не видно было; – основание разумейте то, о котором теперь говорено было. Тайну сего основания прежде всех Петру не плоть и кровь явили, то-есть не человек возвестил, но явил Отец, иже на небесех (Мф. XVI, 17) . Ты еси Христос, Сын Бога живаго , сказал Петр, – и открылось основание Церкви Христианской. Прежде всех Петр увидел сие основание, и прежде прочих всех возлег на сем основании сей камень; и прежде прочих Апостолов получил обещание, что на нем самом возвысится потом здание. Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою. Действительное созидание на сем камени началось по сошествии Святаго Духа на Апостолов. Посмотрите, как и теперь прежде прочих, и как твердо полагает Петр прежде положенное основание, еже есть Иисус Христос. Твердо убо да разумеет весь дом Израилев , говорит Петр Иудеям, яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть, Сего Иисуса, Егоже вы распясте (Деян. II, 36) . Смотрите далее, как быстро растет здание: приложишася в день той душ яко три тысящи (ст. 41) . И далее: мнози от слышавших слово, вероваша; и бысть число мужей яко тысящь пять (IV, 4) . Вскоре присоединились к Петру в деле сего созидания и прочие Апостолы: и по нескольких летах Иаков и пресвитеры его, в одном Иерусалиме, уже не тысящами, но тьмами считали Христиан, указывая их Павлу: видиши ли, брате, колико тем есть Иудей веровавших (XXI, 20) ! Видите уже, без сомнения, и вы, братие, и разумеете, каким образом на камени, который есть Петр Апостол, созидалась Церковь Христова. Она созидалась проповедию Петра и прочих Апостолов, крещением от них, помазанием Святаго Духа чрез их рукоположение, таинственным преподаянием от них животворящаго тела и крови Христовы верующим, друг друга приимательным от них распространением священства со властию тайнодействовать, и вязать, и решить духовно, чрез что созидание Церкви, Апостолами начатое, и после того, как сии камни основания и утверждения сокрылись в Церкви невидимой, небесной, также чрез их преемников, пастырей и учителей, непрерывно продолжает Верховный Зиждитель Христос. Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, – для начатия созидания, овы же пастыри и учители для продолжения созидания, – тех и других вместе, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова (Еф. IV, 11. 12) . Павел ли кто, Аполлос ли, или кто бы то ни был, но, по преемству от них приявший тоже дело служения, – Богу есмы споспешницы; а вы Божие тяжание, Божие здание есте (1 Кор. III, 9) .

Видим образ созидания Церкви: посмотрим на твердость сего здания.

И врата адова не одолеют ей. Можно ли было ожидать иного? Если Зиждитель Церкви есть Бог и Христос Его: то кто может быть ея разрушителем? Какой враг, ищущий ея разрушения, может быть так силен, как Бог, Который ее утверждает и подкрепляет? Верно слово: и врата адова не одолеют ей ?

Если испытующий спросит, почему и в каком разуме Господь не просто здесь именует ад, но в особенности указует врата адовы : в разрешение сего приметим, что Господь в изречении Своем Церковь уподобляет зданию града, которому другой враждебный град в созидании препятствовать, и которое разрушить старается, как сие особенно испытали Иудеи с Иерусалимом после пленения Вавилонскаго. У врат града, по древнему обыкновению, собирались обладающие градом и старейшины его для общественных совещаний и предприятий. Врата града враждебнаго бывают особенно страшны, и потому особенно могут быть указаны, когда выходит из них вражеское войско. Посему когда Господь не просто именует ад, но в особенности указует врата адовы: чрез сие представляется уму нашему все, чтo ад имеет наиболее страшнаго и могущественнаго, если можно назвать могуществом его хитрость и ярость.

Едва открылось на земли созидание Церкви Христовы, как и врата адовы отворились, и изрыгнули против нея многочисленныя враждебныя силы и многообразныя орудия. Врата адовы отверзлись против Христианства на земли в Иудействе и в язычестве. Сила и хитрость, клевета и ласкательство, угрозы и прельщения, невежество народа и тонкости ученых, буйство черни и искусство правительства, поругание, изгнание, грабительство, мучения, множество известных и новоизобретенных родов ужасной смерти, – все подвигнуто было, чтобы одолеть Церковь Xристианскую. И что же? Синагога, храм и град Иудеев, капища, идолы, престолы, воинства, целый мир язычников, все рушилось и разсыпалось в прах: а Церковь Христова осталась, возрасла, утвердилась, возвысилась, расширилась, возгосподствовала. Ад посрамленный, но не истощившийся в хитростях и злобе, хотел-было подкопаться под основание Церкви, и отворит себе новыя тайныя врата против Церкви, чрез ереси и расколы: но где уже Арий, Македоний, Несторий, Диоскор и множество древних и новых ересеначальников и расколоначальников с их сонмищами? Врата адовы отворились в сем случае против Церкви только для того, чтоб ея изверги туда низринулись, а ей не одолели, и поелику небо и земля прейдут, словеса же Христовы не мимо идут , никогда никакими усилиями, ни ухищрениями, врата адовы не одолеют ей.

Слово по освящении храма святителя Алексия в селе Черкизове (1825 г.).

Те, которые ревнуют о св. Петре более, нежели он того от них желает, пусть послушают сего первоверховного Апостола более, нежели своего или постороннего мудрования. Святый Петр не на Петре, но на Христе основать и утвердить вас желает. К Нему же , говорит, приходяще, Камени живу, от человек убо уничижену, от Бога же избрану, честну, и сами яко камение живо зиждитеся в храм духовен (1 Пет. 2:4-5) . Святый Петр знает одно только имя, без которого нельзя спастись, - имя Христа, а не три имени - Христа, Петра и преемника Петрова. Несть бо , говорит, иного имени под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4:12) .

Если дивимся тому, какая великая благодать и сила дана Петру в слове Господнем: Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою , то помыслим о том, как сия благодать приобретена. Она приобретена не от плоти и крови заимствованным, но от Отца Небесного, внутренно явленным, от полной души происшедшим, искренним, несомненным, безбоязненным исповеданием веры: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго (см. Мф. 16:16).

Слово по освящении храма Благовещения Пресвятыя Богородицы в кафедральном Чудовом монастыре (1844 г.).

Прп. Исидор Пелусиот

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Вратами адовыми Слово Божие назвало мучительство безбожников и хулы еретические, так как, всему этому противостав, Божия Церковь первыми не преодолевается, а со вторыми борется.

Письма. Книга I.

Не в том смысле, что никто не пойдет на нее войной и никто не вознамерится ее истребить, но в том, что многие будут восставать, но с силою будут побеждаемы, сказано: и врата адова не одолеют ей , то есть Церкви. Так вышло и на деле: Церковь подвергалась нападениям, но не была одолена, напротив того, оказалась восторжествовавшею над покушавшимися ее уничтожить. Итак, чему же дивиться, если и святые терпят здесь нападения? Сии брани делают их победы славнейшими и добычи - досточестнейшими.

Письма. Книга II.

Прав. Иоанн Кронштадтский

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Обличение католической лжи. Католики признают папу главой церкви на основании слов Иисуса Христа, неправильно ими толкуемых: «На сем камне» (Христе, а не Петре - по-нашему) «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» . Почему католики относят слова Спасителя «на сем камне» не к Спасителю, а к апостолу Петру? Потому, что Господь пред сими словами сказал Петру: «ты - Петр» , и вслед за тем сказал: «и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» . Мы утверждаем, что под словами на сем камне разумеет Господь Себя, а не Петра, ибо Камнем веры и церкви в Писании везде называется Христос. Апостол Павел, когда говорит о камне в пустыне, чудесно источившем воду для евреев и утолившем их жажду, разумеет под ним Христа. Но для большего и яснейшего доказательства, что под словами «на сем камне» нужно разуметь Христа как Основание церкви, я привожу подобное место из Евангелия от Иоанна: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19) . Что разумел Господь здесь под церковью? Нерукотворенную церковь Тела Своего, а не храм Иерусалимский. Так и в вышеприведенных словах разумел не Петра, а Самого Себя. Понятно ли?..

Гвоздь католической гордости и католических лживостей в догматах, в управлении и нравоучении есть главенство папы, мнимое и неправильное понимание изречения Спасителя: «ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» . Всеми святыми отцами, первых и последующих веков, признано и самыми первыми, православными папами, что под основным Камнем надо разуметь Самого Иисуса Христа - «Камень же был Христос» (1 Кор. 10:4) . В доказательство этой истины, самое верное и наглядное, привожу слово, имеющее подобный оборот в Евангелии от Иоанна: «разрушьте храм сей» (Ин. 2:19) . (Под храмом разумеется нерукотворенный храм Тела Господня, а не Иерусалимский храм; это явствует по течению речи.) Под церковью Господь разумеет именно Свое пречистое Тело, как и под Камнем основания нужно разуметь Самого Христа, а не преемников Петра апостола или самого Петра. Это ясно. А папы вообразили себя главами церкви и основанием ее и даже наместниками Христовыми, что нелепо и ни с чем не сообразно. А отсюда все кичение римских пап и их давнишняя претензия на главенство и самовольное управление всею вселенской церковью. Ну уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь

Если бы Иисус Христос имел в виду дать церкви Своей, по вознесении на небо, другого главу вместо Себя, или наместника, как говорят папы, считая себя наместниками Христа на земле, то Он ясно объявил бы об этом прежде Своего вознесения, ибо это столь важный для спасения душ человеческих догмат; да и апостолы бы объявили об этом или себя кто-либо из них назвал наместником, а то никто из них не обмолвился, памятуя слова Господа: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26) , «все же вы - братья» (Мф. 23:8) . Вся беда в том, что католические богословы неправильно истолковали слова Господа Петру: «на сем камне» (не на Петре, а на Самом Господе) «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Сопоставьте слова Господа: «разрушьте храм сей» (Тело Христа), «и Я в три дня воздвигну Его» (Ин. 2:19).

Живой колос.

Блж. Иероним Стридонский

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

И Я говорю тебе

Что значат слова: И Я говорю тебе ! Так как ты мне сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого , [то] и Я говорю тебе не бессодержательные слова, не имеющие никакого действия, но тебе говорю , ибо для Меня сказать значит сделать.

ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою

Подобно тому, как Он сам дал апостолам свет , чтобы они назывались светом мира, и как прочие наименования произошли от Господа, - и Симону, веровавшему в Камень, или Христа, Он даровал имя Петр . Но под образом камня прямо говорится Ему [А в лице его всем апостолам, ибо выше блаж. Иероним сказал, что Петр от лица всех апостолов исповедует (см. стихи 15-16)]: «На тебе воздвигну Церковь Мою ».

и врата ада не одолеют ее

[не будут иметь перевеса в борьбе против нее]. Под вратами ада я разумею пороки и грехи, или же, - несомненно, - учения еретиков, через которые люди не книжные низводятся в преисподнюю (tartarum). Таким образом, пусть никто не думает, что это говорится о смерти, как будто апостолы не подчинены условиям смерти, когда в действительности видит их просиявшее мученичество.

Блж. Феофилакт Болгарский

и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Со Своей стороны Господь дает Петру великую награду, именно на нем будет основана церковь. Так как Петр исповедал Его Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание. Если мы приобрели тысячи добродетелей, но не имеем в основании правого исповедания, то мы гнилое созидаем. Говоря «церковь Мою », указывает, что Он - Владыка всего, ибо Богу служит все. Врата ада - это гонители, которые низводили христиан в ад. И еретики также врата, ведущие в ад. Итак, многих гонителей и еретиков победила церковь. И каждый из нас есть церковь, являясь домом Божиим. Итак, если мы твердо стоим на исповедании Христа, то врата адовы , то есть грехи, не одолеют нас. Будучи возведен от этих врат, Давид сказал: возводящий Меня от врат смерти (Пс. 9:14) . От каких врат, Давид? От двояких: от убийства и прелюбодеяния.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою

Ты Петр , потому что будешь камнем веры после отречения, или потому что и теперь ты крепок в мысли; и на этой-то крепости Я создам Церковь Мою , или положу тебя в основание верующих, так как Церковь составляют верующие. Сказал это, направляя его мысль к пастырству (προσποιμαντικην).

и врата адова не одолеют ей

– не будут господствовать над Церковью. Вратами ада называет хулы от язычников и еретиков, как приводящие к вечному мучению, или же наказание за них, как приводящее к телесной смерти. Затем высказывает и другую почесть.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Ты - Петр . Петр в переводе с греческого значит камень , скала - то же, что сирохалдейское Кифа . Господь дал это имя Симону еще раннее, при первой встрече с ним, только взглянув на него (Ин. 1:42) , по Божественному всеведению указав на твердость его характера и веры. Теперь Господь, по случаю исповедания Петрова, как бы свидетельствует, что он действительно оправдывает свое имя, данное ему прежде, что он по твердости веры и характера действительно Петр - камень, скала твердая.

На сем камне Я создам Церковь Мою . Образ речи взят с обычая в основание здания полагать крепкие камни (ср.: Мф. 7:24-25). Церковь означает общество призванных или собрание верующих во Христа, где бы они ни были, когда бы они ни жили. На сем камне - образное выражение это толкуют не одинаково. Одни под камнем разумеют Апостолово исповедание Иисуса Христа как Мессии Сына Божия и все изречение Христа перефразируют так: ты - Петр, и на этом твоем, как скала твердом исповедании Меня (Сыном Бога Живого) Я создам Церковь Мою; это исповедание твое будет основанием веры для общества, которое Я осную (Златоуст, Епифаний, Феодорит, Феофилакт). Другие под камнем разумеют Самого Иисуса Христа, Который в Писании нередко называется этим именем (Ис. 28:16 ; 1 Пет. 2:8) и перефразируют изречение Господа так: ты - Петр, и на истине незыблемой, как скала, выраженной тобою, что Я Мессия - Сын Бога Живого, Я создаю Церковь Мою, то есть на Себе Самом как Мессии (Иероним, Августин). Иные под камнем разумеют самого Апостола Петра, исповедавшего Иисуса Христа Сыном Божиим (Тертуллиан, Ориген, Григорий Богослов), конечно не в том смысле, в каком римские католики хотят приписать Апостолу Петру главенство над прочими Апостолами и папе как его преемнику в Риме - главенство над всею христианскою Церковью, ибо держащиеся и того объяснения прямо этому противоречат (например, Ориген), и то, что в изъяснение сего изречения обещано Апостолу Петру (ст. 19) , впоследствии обещано и всем Апостолам (Ин. 20:22-23) . Наконец, под камнем разумеют всех Апостолов, от лица которых произнес исповедание веры Апостол Петр (Ориген, Иероним, Феодорит). «Камень есть Христос, который даровал своим Апостолам, чтобы и они назывались камнями. Ты скажешь, может быть, что Церковь основана на Петре, но в другом месте показывается, что она основана на всех Апостолах, которые все же приняли ключи Царства Небесного, так что крепость Церкви равно утверждается и на них» (Иероним). «Если ты подумаешь, что на одном только Петре создал Бог Церковь Свою, то что скажешь ты об Иоанне, сыне громовом, и о каждом из Апостолов? Неужели дерзнешь сказать, что только Петра не одолеют врата адовы, а прочих Апостолов одолеют? Разве не ко всем и не к каждому из них относится сказанное: и врата ада не одолеют ее и: на сем камне создам церковь Мою? Разве также одному Петру даны Господом ключи Царства Небесного, а другой из блаженных (Апостолов) никто не получил их?» (Ориген). Какое бы из этих объяснений ни приняли мы, во всяком случае основываемое римским папой на этом изречении притязание быть главой Церкви неосновательно.

Врата ада не одолеют ее . Образное выражение той мысли, что никакие враждебные силы, даже силы ада и сатаны, не возмогут победить основанной Христом Церкви. Ад, место пребывания умерших злых душ и в частности злых духов, демонов, представляется здесь, подобно как и Церковь, зданием. Врата ада - образ речи взят с обычая восточных народов собираться у ворот города, обыкновенно более или менее укрепленных, для различных совещаний по общественным делам города, для суда и расправы над виновными и других общественных дел. Мысль - та, что никакие злые советы, ухищрения и действия тайных сил не победят Церкви.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

“Так как Петр исповедал Христа Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание” (Феофилакт). В двух случаях употреблены в греческом два разных слова: в первом случае πέτρος и во втором πέτρα. Πέτρος, конечно, не то же, что πέτρα. Об этом изречении возникали огромные споры, особенно со времени реформации. Одни (католики) говорили, что Христос на личности Петра намерен был создать Свою Церковь, и это подало повод к возникновению известного учения о главенстве над Церковью римских пап, как преемников Петра. Другие утверждали, что выражение “ты Петр« соответствует словам Петра: “ты Христос;” что дальнейшее πέτρα, в отличие от πέτρος, указывает не на личность Петра, а на его исповедание, на котором Христос и имел создать Свою Церковь. Разница между практическими следствиями, которые выводятся из этих обоих толкований, легко понятна. Мы уклонились бы от истины, если бы в таком важном изречении стали подразумевать только игру слов. Но что Христос действительно обещал воздвигнуть Свою Церковь не на личности Петра, на это указывает именно обстоятельство, что изменил слово πέτρος на πέτρα. Таким образом, вопрос разрешается тем, если мы сосредоточим толкование только на слове πέτρα, следуя буквальному смыслу евангельского выражения. Под скалой или петрой никогда не разумелись люди в Ветхом Завете, а выражение это усвоено было Всевышнему (Втор. 32:4; Ин. 2:19-21 , когда Христос указывал на храм, в действительности же говорил о Самом Себе.

Слово “Церковь” встречается в Евангелиях только здесь и Мф. 18:17, но часто в Деяниях, у Апостола Павла, четыре раза в соборных посланиях и несколько раз в Апокалипсисе, соответствует еврейскому “кагал”. Феофилакт под вратами адовыми разумеет убийство и прелюбодеяние. Но выражение πύλαι οδού (врата адовы) основывается на образном представлении ада, как здания с крепкими воротами (Прем. 16:13; 3 Мак. 5:36) . Часто у классиков. Форма “ворота” и теперь сохранилась в выражении “Оттоманская порта,” которое значит “оттоманские ворота.” Слово “ад” у нас означает место вечного мучения. Но еврейский “шеол” или греческий ад имели тогда более широкий смысл. Они означали царство смерти вообще и, таким образом, область смерти или разрушения. Всякий, кто умер или погиб, находился в аду. Церковь в выражении Христа сравнивается с зданием; так с ним же сравнивается и ад. Понятно, что одно здание против другого не может вести борьбы. Ее ведут люди, находящиеся и живущие в здании. Выражение πύλαι αδου есть, следовательно, образное, и употреблено потому, что борьба сил ада против церкви ведется из его ворот. Последнее слово “ее” можно относить (в греч.) или к “скале” (τη πέτρα), или к церкви (έκκλησίαν), и это дало повод Оригену предложить объяснение, что то и другое возможно. Но за отношение “ее” к слову “церковь” говорит ближайшее положение “ее” к этому слову, и главным образом то, что, по смыслу слов Христа, враждебные нападения сил ада направляются не на один камень в фундаменте, а на все здание.

Толковая Библия.

Троицкие листки

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Прот. Иоанн (Мейендорф)

и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее

Слова Иисуса на дороге в Кесарию Филиппову – «На сем камне Я создам Церковь Мою» – обусловлены исповеданием Петра. Церковь существует в истории, потому что человек верит во Христа, Сына Божиего; без этой веры не может быть Церкви. Петр первым исповедал эту веру и тем самым стал «главой богословов», используя выражение из службы 29 июня; он получил мессианское именование «Камень» , – именование, принадлежащее в библейском языке Самому Мессии. Но поскольку это именование зависит от человеческой веры, человек может его утратить. Это и случилось с Петром, и он должен был пережить слезы покаяния, прежде чем был восстановлен в своем достоинстве.

Византийские авторы считают, что слова Христа, обращенные к апостолу Петру, имеют окончательное и вечное значение. Петр – смертный человек, но Церковь, про которую сказано, что «врата ада не одолеют ее» , вечно остается основанной на Петре.

Апостол Петр в византийском богословии.

В схиме Тихон, преставился ко Господу в ночь с 9 на 10 июня. С 1965 по 1992 год отец Гермоген служил в Свято-Успенском Пюхтицком ставропигиальном женском монастыре в Эстонии; в 1978 году принял монашеский постриг с именем в честь святителя Ермогена, Патриарха Московского. После 1992 года переведен в Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. С 1994 года - духовник Снетогорского Рождества Богородицы женского монастыря, где был возведен в сан архимандрита.

В нашей публикации, посвященной светлой памяти старца, отец Гермоген рассказывает о себе, о духовничестве в женских обителях, о монашестве последних времен.

В роду у меня все русские, и веру православную из рода в род хранили…

В моей семье все были глубоко верующими. Особенно бабушка и мама крепкой верой отличались. До нашего поколения в роду не было священнослужителей, а нас с братом, иеродиаконом Никоном, Господь уже призвал Ему послужить. И сестра у нас - монахиня, мать Сергия. Все трое детей - монашествующие. И мама у нас тоже в монашестве доживала - монахиня Магдалина. А папа погиб во время Великой Отечественной войны. Он не вступал ни в партию, ни в колхоз, - поэтому ему первому в нашем поселении повестку на фронт прислали. В первые же дни войны, когда еще командование не знало, как действовать, отец и был убит.

Сызмальства бабушка и мама нас всех детей в вере воспитывали. Крещен я был в младенчестве - в храме Святой Троицы, - как старшие говорили. Родился в Татарии, в Ново-Шешминском районе. Хотя на самом деле наши корни со Смоленщины, в Татарию просто еще со времен завоевания ее царем Иоанном Грозным переселяли исконно русское население, чтобы эти земли как-то освоить. Но в роду у меня все русские, и веру православную они из рода в род хранили. С детства я знал наизусть «Отче наш», «Богородицу», «Верую», некоторые псалмы 50-й, 90-й: Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей… Живый в помощи Вышнего…

Когда меня призвали в армию, я не снимал и там креста. Демобилизовался, а мама дом наш продала и перебралась в ближайший город Чистополь, - дело в том, что только там оставалась одна на всю округу открытая церковь. Мама там уже успела познакомиться с монашками одного из закрытых монастырей, - в свое время они даже помогали по бытовым нуждам окружению Патриарха Сергия (Страгородского), эвакуированного с сослужащими во время войны в Ульяновск. Помню, что демобилизовался я на Покров Божией Матери, и вот возвращаюсь, а там старенькие монахини и моя мама единственная у них при храме - певчая. Все вместе они учили меня петь, читать за богослужением. А потом я поступил в Саратовскую семинарию: мне несложно было сдать экзамены и даже нагнать некоторое упущенное время занятий, так как я не вовремя подал документы.

В Саратове я устроился в Троицкий собор иподиаконом владыки Вениамина (Федченкова), его потом в богозданных Псково-Печерских пещерах захоронили. Учился я хорошо: на четверки-пятерки, - летом домой приезжал: также при храме прислуживал, по дому матери помогал. Еще в семинарии меня рукоположили в 1959 году сначала в диакона, а потом и в священника. После окончания семинарии я вернулся домой, прослужил год на приходе города Мамадыша там же, в Татарстане, а потом поехал в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в Московскую духовную академию поступать. Еще из Академии я уже ездил в Псково-Печерский монастырь, общался там со многими старцами, только вот преподобного Симеона (Желнина) уже не застал, он на два года раньше преставился. Я в Печорах в 1962 году оказался, а он в 1960-м ко Господу отошел.

Пюхтица

Архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря, помог нам приобрести маленький домик в Печорах неподалеку от монастыря. Туда переехала мама и все мои сродники. Я и сам думал, что как закончу академию, буду там где-нибудь в Печорах на приходе служить. Но Учебный комитет тогда меня распределил на служение в Эстонскую епархию, оттуда будущий Святейший Патриарх Алексий II, тогда еще владыка Таллинский и Эстонский, просил прислать двух священников. Мы с другом и поехали в Эстонию. Он служил в Таллине на приходе, а меня направили духовником в Пюхтицкий монастырь. Так с 1965 года я почти тридцать лет там и прослужил.

Там же, в женском монастыре, меня будущий Святейший Патриарх Алексий II в 1978 году и постриг. Нарек в честь святителя Ермогена, Патриарха Московского, - дело в том, что я о пастырском служении святителя писал кандидатскую диссертацию в Московской духовной академии.

При мне там, в Пюхтице, ставили игумению Варвару (Трофимову). Она была более деятельной, чем предыдущая матушка Ангелина (Афанасьева). Матушка Варвара восстановила монастырь, подняла его на новый уровень. Раньше он провинциальный был, а потом сам стал центром притяжения. К тому же они полностью всем себя обеспечили: свой скотный двор, свои пастбища, своя мельница, свои угодья. Матушка Варвара была очень хорошим, кроме всего прочего, и администратором. Мы ее «митрополитом» называли. Святейший Алексий II ее очень уважал, сам и поставил на это игуменское служение.

За месяц до смерти матушки Варвары я к ней приехал, исповедовал ее, очень глубоко тогда поисповедовались, она многое вспоминала, а что не вспомнила, я ей какие-то грехи подсказал, она признала, дальше стала каяться, - очень глубокая исповедь была! Я ей прочитал разрешительную молитву, причастил ее. А потом через месяц она отошла ко Господу.

Я уехал из Пюхтицкого монастыря по благословению архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Просто уже становилось понятно, какая там жизнь в Эстонии при современной демократии начнется... К тому же я там сильно заболел. Нагрузка у меня все-таки была огромной: кроме монастырских послушаний, я еще и Наровским благочинным был, за мною тринадцать приходов числилось, пока все объедешь, везде всё уладишь, - сложно было. Так что меня потом в Печорах врачи еле выходили.

Снетогорский монастырь

Я так и думал там, в Печорах, остаться. Родные там жили. Я уже в Варваринской церкви даже служил вторым священником. Святейший меня тогда благословил:

Иди в любой монастырь: где понравится, там и устраивайся, потом мне сообщишь - куда поступил.

А тут мне как раз наш правящий архиерей владыка Евсевий (Саввин) и говорит:

Надо, отец Гермоген, помогать Снетогорскому монастырю.

Опять женский… Но я еще по прежним временам был знаком с матушкой Людмилой (Ваниной). Так что куда отправил меня архиерей, туда я и поехал.

Когда меня в 1994 году приняли в Снетогорский монастырь, он весь был разрушен. Здесь воинская часть была, дом отдыха, детский санаторий и т. д. А от святыни живого места не оставалось...

Так как при советской власти мало было открытых монастырей, то люди ездили по тем, которые были открыты, и я знал многих верующих. Все эти знакомства для восстановления Снетогорского монастыря мне и пригодились. Тогда транспорт был дешевый, люди при первой возможности на беседу ехали, а я никому не отказывал. Так что и они потом рады были помочь. Я так прямо и обращался:

Давай помогай!

Ты тем-то, ты тем, другому еще про что-то иное скажу... Так потихоньку-потихоньку стали восстанавливать, что-то строить; коровку, машину приобрели, - так с Божией помощью все и удалось.

Служение духовника в женском монастыре, - особенно таком большом, как Пюхтицкий, да и потом в Снетогорском, - конечно, не из легких. У нас владыка Таллинский и Эстонский Роман (Танг) говорил: «В женском монастыре одна большая игуменья, и сто маленьких». Каждую надо понять, к каждой найти свой подход. При мне в Пюхтице около ста сестер было. В России же при советской власти не было ни одного женского монастыря. Так что многих ищущих монашества сестер туда благословляли.

Кстати, у нас там, помню, была такая монахиня Димитрия, она ездила исповедоваться к старцу Лаврентию Черниговскому, ныне прославленному преподобному. Она рассказывала, что после своей смерти он ей явился и говорит:

Такие-то монастыри откроются, такие-то... - все перечислил.

Тогда это было невообразимо, настолько тогда жестокой была богоборческая власть. Но потом действительно всё так и произошло, как он предсказал. Человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19:26). Это из-за того, что у нас новомучеников много, Господь по их молитвам стал монастыри да храмы вновь благословлять к открытию.

Если Литургия совершается, то всё вокруг освящается

А попущено всё это разорение было за беззаконие, которое до революции уже проникало в сами же церковные круги.

Верным тогда мученичество было дано, чтобы Господа прославить и очистить себя. Также уже и в наши годы, особенно после 1980-го, когда в Россию на Олимпиаду языческий огонь привозили и все поклонялись ему, верующим во очищение было попущено много мученических кончин. Теперь уже в основном не от гонений и расправ, а по болезням, - многие крест раковых заболеваний понесли.

А как монастыри да храмы стали открываться, то уже самой службой всё очищалось. Потому как если Литургия совершается, то всё вокруг уже освящается: и место это, и люди, служащие, молящиеся за богослужением и даже просто живущие там. Помните, в житии преподобного Петра Афонского есть эпизод, когда он только-только еще первым пришел на Афон, а там всюду идолища, капища и, соответственно, полчища бесов. Как его бесы оттуда гнали! А он возьми да исповедуй:

Хорошо, я уйду, но только если мне скажет Божия Матерь, - Она здесь Хозяйка!

Бесов вмиг не стало! Не потерпели самого имени Пресвятой. А как уж первая Литургия там была отслужена, так и вовсе пространство для них недоступным оказалось. Жжет их святыня. Вот что значит - служить Литургию! Бесы трепещут Жертвы Бескровной. Таинства, сказано, будут совершаться до скончания века. Церковь будет существовать до конца времен, и врата ада не одолеют ее. А раз так, то и святых она рождать будет.

Надо быть очень внимательными к словам…

В монастырь по-разному люди приходят. Очень важно благословение родителей. Известен такой случай. Один диакон решил пойти в монастырь спасаться. Матери говорит:

Мама, благослови меня пойти в монастырь!

Нет. Когда умру, тогда пойдешь.

Да кому я там буду потом нужен? Сам состарюсь. Как в акафисте преподобному Серафиму Саровскому сказано: «От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев...» Хочешь не хочешь ты благословлять, а я все-таки пойду!

Пришел в монастырь и стал там жить. Его рукоположили в диакона. Не так уж много он прослужил и скончался. Потом часто после Всенощного бдения он стал являться в храме на солею. Откинет орарь и поет:

Вскую мя отринул еси от Лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго, но обрати мя и к свету заповедей Твоих...

А оставшиеся слова: пути моя направи, молюся, - не договаривал.

Это видение постоянно повторялось после службы первого часа. Обратились к архиерею. Он приехал, отслужил службу, увидел всё своими глазами... Встал рядом с диаконом и допел оставшуюся часть этого ирмоса. Потом спросил:

Где он похоронен?

Ему показали.

Вскройте могилу.

Вскрыли. А он лежит там, как сейчас положенный, никакое тление его не коснулось.

Где его личное дело? - спрашивает архиерей.

Принесли. Открывает, посмотрел. Стали искать: может, у него кто из родных еще живой остался? А его мать уже была древней бабкой, но еще жила...

Это ваш сын? - спрашивает у нее владыка.

Да, мой, - подтверждает.

Почему с ним такая история произошла? - и рассказывает, что и как. - Вы его благословляли на монашество?

Она и призналась, что когда он хотел уйти, она ему сказала, что после моей смерти пойдешь в монахи, а он ее не послушался и ушел...

Так что вместо благословения я ему проклятие произнесла...

Это и мешало его душе даже посмертно. Поэтому надо быть очень внимательными к словам, - разбрасываться ими нельзя.

Жить по благословению

Монашество - это бескровное мученичество. После тех многих тяжких грехов, которые как при нынешней вседозволенности, так и при советской безбожной власти еще в норму вводились, - те же аборты! - иным подготовить себя к вечности можно только мученичеством. Или бескровным - монашество, а то и аварию какую-то Господь попустить может. Сказано же: все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26:52). Каяться надо, а там уж как Господь устроит, - на милость Его полагаться, нам Его суды неведомы: кого Он каким путем ко спасению поведет...

Но самочиния не должно быть никакого. Найти себе духовника - и слушаться, что он тебе скажет, как благословит. Господь умудряет пастырей.

Во времена святителя Иоанна Златоуста, когда был период гонений, один христианин выпрашивал у своего духовного отца себе благословения на мученический подвиг, а старец его не благословлял:

Не надо!

А тот все-таки отправился. Потом, когда уже взяли по обычаю мощи в храм, стал диакон возглашать ектенью:

Оглашенные, изыдите!

Мощи сами по себе подымались и какая-то невидимая сила износила их из храма. Верующие думали, что это они такие, недостойные присутствия святого... А потом, как стали разбираться, старец пояснил:

Я его не благословлял на мученический подвиг.

Вот что значит благословение!

По благословению люди и женятся, и замуж выходят, а потом их Господь направляет на монашеские стези. У Бога всё вовремя бывает, если мы послушны и делаем всё по благословению. Вот мне архимандрит Никита (Чесноков) в Псково-Печерском монастыре рассказывал. Сам-то он был еще духовным сыном отца Иоанна Кронштадтского, но как насчет выбора жизненного пути посоветоваться, - ему уж пришлось к одному из оптинских старцев обратиться:

Жениться не хочу, - говорит с порога. - Учебу закончу, да всецело себя Церкви посвящу, служить буду...

Тебе, друг, сначала жениться нужно, - сразу же старец ему говорит. - Потом рукополагаться, а после и монахом будешь.

Он уже жил, считай, по-монашески. Ни с кем из девушек не знакомился. Обратился к знакомой монашке: так и так... А она его привела к одной, можно сказать, старой деве, - той, что блюла себя, когда все вокруг ровесницы замуж повыходили.

Вот есть молодой человек, ему надо рукополагаться, священство принимать, а матушки нет... - говорит своей знакомой монашка.

А как звать его? - отзывается та.

(А Петр - так звали отца Никиту до пострига - всё это слышал.)

Петр? Я согласна, - вдруг отвечает та.

Как это согласна?!! - недоумевает монахиня. А вдруг он кривой-косой?

А та объясняет, что ей в свое время старец сказал:

Ты ничего не ищи, занимайся своим делом. Станешь матушкой, батюшку твоего Петр звать будут...

Так они по благословению старцев и поженились. Жили душа в душу. Двое деток у них. Правда, дети потом в Великую Отечественную войну погибли. А сами они оба постриг монашеский приняли: он стал впоследствии архимандритом Никитой, она - монахиней Варварой. Неисповедимы пути Господни.

Про монахов последних времен

Хорошо, конечно, Богу жар юности посвятить. Но как про монахов наших последних времен сказано? У Макария Великого видение было.

Что сделали мы? - было спрошено про его поколение, и дан ответ:

Мы исполнили Закон.

А что сделают после нас? - продолжался диалог.

Они исполнят половину Закона.

А следующие что сделают?

Ничего. Спасаться будут болезнями и скорбями.

И показано было, что у монахов первых времен христианства крылья были орлиные, - море житейское запросто можно было перелететь. У следующего поколения монахов - крылья гусиные: пролетят немного, да спуститься на воду отдохнуть надо. А у монашествующих последних времен крылья петушиные будут. С такими разве летают?..

Хотя вот, знаете, у нас был такой эпизод в Псково-Печерском монастыре примечательный. Я одно время там жил, ища молитвенного покровительства отцов. Там тогда наместником громовержец архимандрит Гавриил (Стеблюченко) был. Его все так и называли: «Иван Грозный». Так вот однажды с хозяйственного двора вдруг вылетел петух и кружит над монастырем! Над соборной площадью, над храмами пролетел и уселся прямо на подоконник отца наместника... Это нам, наверно, такое чудо во укрепление от Бога явлено было. Правда, наместник потом некие гонения на петухов и кур устроил, - чтобы всех их из монастыря извести. И это, видимо, в назидание: без скорбей не спастись (см. Деян. 14: 22).

Церковь духовно торжествует, когда она гонима. Как только советская власть сменилась, чем все были заняты? Строить начали, жизнь на новых началах обустраивать. Есть Евангелие Марфы и Марии. Марфа символизирует все те внешние дела, которые мы творим. А Мария - сидела у ног Иисуса и слушала Его сладкоречие. Так что Марфа даже стала на нее негодовать:

Ну-ка, встань, помоги мне!

А Господь урезонил Марфу:

- Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10: 41-42).

Мария избрала, как сказано по-церковнославянски: единое на потребу. Конечно, слава Богу, что мы восстанавливаем монастыри да храмы, но Мариино дело должно первенствовать. Оно первостепенно.

. «Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.»

«Гл. 16, [ст. 6–11]. Иисус сказал им (ученикам): смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? () Не без причины Господь с гневом обращается к ученикам, которые подумали, что Он говорит им о хлебах, зачем они не взяли их. Странно представить, как сами апостолы до сошествия на них Святого Духа были маловерны – до того, что и самые поразительные, самые явные чудеса не сделали их свободными от неверия. С каким прискорбием Господь смотрел на их неверие! Как Он хотел, чтобы они без малейшего сомнения веровали в Его всемогущество! Для чего было чудо насыщения пятью хлебами и двумя рыбами, для чего сами апостолы раздавали народу чудесные хлебы, как не для того, чтобы их преимущественно уверить в Своем Божественном всемогуществе» .

«И в учениках Господних, до обновления их Духом Святым, преобладала больше надежда на пищу и питие, а не на всемогущего Господа. Однажды они забыли взять хлебов, и, надо заметить, вскоре после чудесного умножения их, насыщения ими четырех тысяч народа, – и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. Господь сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (лицемерия), а они, рассуждая между собою, говорили: это сказано к тому, что у нас нет хлебов (Ср.: ). Заметьте, заботятся о хлебах тленных при Хлебе Животном, сшедшем с небес (Ср.: ), Каков есть , Который и камни может претворить словом в хлебы или один хлеб умножить в тысячи. Вот немощь и слепота плотского человека! Находясь у Самого Источника жизни, он надеется не на этот приснотекущий и вечный Источник, а на тленный, немощный, плотский, скоропреходящий способ поддержания одной тленной жизни тела своего. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете? (.) – Здесь Господь обличает в них маловерие и ложную надежду на пищу. – Впрочем, эти слова относятся вполне и к нам. Ведь мы – ученики Христовы, и Он с нами так же, как и с апостолами» .

«Укажу на один пример простоты нрава и прямой и живой веры апостола Петра. Когда современники Господа Иисуса Христа думали о Нем различно и не веровали в Него как в Сына Божия: одни думали, что Он Иоанн Креститель, а другие, что Он Илия пророк, третьи, что Он Иеремия, или который-либо из древних пророков, воскресший из мертвых, – апостол Петр на вопрос Иисуса Христа ученикам: за кого почитаете Меня вы? – прямо отвечал: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго (Ср.: ). И эта вера в Петре была так искренна и тверда еще до обновления Духом Святым, что Господь назвал его блаженным: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (). А это значит, что Петр достоин был такого откровения Отца Небесного о Сыне Своем за свою простоту, чуждую всякого лукавства и сомнения, как и Господь засвидетельствовал о том, говоря: исповедаютися Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия, то есть тайну воплощения Сына Божия, от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем (), то есть людям простым. Потому-то , продолжая Свою речь Петру, называет его этим новым именем, то есть Петр, что значит «камень», предвидя его твердую веру и твердое исповедание его Сыном Божиим до последнего издыхания, и обещает на сем камени, то есть на твердом исповедании Христа Богом, создать Церковь Свою или общество верующих в Него, которого не одолеют и все силы ада, и дать ключи Царства Небесного – отворять и затворять его для людей (См.: ), ибо вере все возможно: она ключ к Небесному Царствию. – Апостол Петр оправдал вполне доверие своего божественного Учителя: имевши только раз слабость отречься от своего Господа в тесных обстоятельствах, он до конца жизни своей остался верен призвавшему его Господу, и веру и апостольские подвиги свои запечатлел смертью мученика: он распят был на кресте вниз головою» .

. «и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Мою, и врата ада не одолеют ее;»

«Господь сказал о Церкви Своей: созижду Мою, и врата адова не одолеют ей . Это сказано как о пастырях Церкви, или иерархии церковной, и о всех истинно верующих, так и о всех таинствах, о всех догматах, заповедях св. православной веры, и о всех чинопоследованиях таинств, напр., литургии, священства, брака, крещения, миропомазания, елеосвящения, которые установлены на все века и прошли уже многие столетия и тысячелетия неизменно. Вот как тверда , основанная Господом! Помни эти слова Господни и нимало не колеблись, совершая какое-либо таинство. Будь как адамант тверд» .

«От неправильного понимания католиками слов Спасителя: ты Петр, и на сем камне (на Христе, которого Петр исповедовал Сыном Божьим) Я создам Мою, и врата ада не одолеют ее (), зависят все заблуждения католиков и пап, и особенно мнимое главенство папы в церкви и наместничество пап. Они только служители, соработники апостолов» .

«Гвоздь католической гордости и католических лживостей в догматах, в управлении и нравоучении есть главенство папы, мнимое и неправильное понимание изречения Спасителя: ты Петр, и на сем камне Я создам Мою, и врата ада не одолеют ее (). Всеми святыми отцами, первых и последующих веков, признано и самыми первыми, православными папами, что под основным Камнем надо разуметь Самого Иисуса Христа – Камень же был Христос (). В доказательство этой истины, самое верное и наглядное, привожу слово, имеющее подобный оборот в Евангелии от Иоанна: разрушьте храм сей (). (Под храмом разумеется нерукотворенный храм Тела Господня, а не Иерусалимский храм; это явствует по течению речи.) Под церковью Господь разумеет именно Свое пречистое Тело, как и под Камнем основания нужно разуметь Самого Христа, а не преемников Петра апостола или самого Петра. Это ясно. А папы вообразили себя главами церкви и основанием ее и даже наместниками Христовыми, что нелепо и ни с чем не сообразно. А отсюда все кичение римских пап и их давнишняя претензия на главенство и самовольное управление всею вселенской церковью. Ну уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь» .

. «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.»

«23 июля. Благодарю Господа, избавившего меня от внутреннего тайного падения при совершении Литургии в самой главной ее части (пред и после «Верую»), когда отец иерей Михаил накрыл священный потир платком, а я по своенравию снял его, оставил сосуд открытым; я захотел сделать этим маленький протест против него, ибо казалось, что он слишком предупредителен и буквален (по шаблону). Мир Божий оставил меня; я скоро извинился пред ним, ибо он стал немножко уклоняться от услуг мне из опасения выговора. Дело пошло на лад: мир в душу возвратился, и я совершил Литургию мирно, как и причастился. Но я был с утра раздражителен; сердце мое было неготово для Бога (Ср.: ) по причине долгого сна и неготовности молитвенной.

Надо раньше вставать и готовиться усерднее к Литургии. Причастился неосужденно. Импровизацию говорил благодатно, несказанно горячо. О пререкании апостола Петра Спасителю и ответе Господа ему: иди за Мною, сатано , ты Мне соблазн, ибо мыслишь не то, что Божие, а что человеческое ... (Ср.: ). Потом о самоотвержении себя. Кто хощет идти за Мной, тот да отвержется себе и да следует за Мною (Ср.: )» .

. «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,»

«Христос на земли, возноситеся , сказано. Это значит, что верующий в пришествие Христово на землю, в воплощение Его и во все Его человеколюбное смотрение о нашем спасении не прилепляется к земле, но возносится непрестанно мысленно и сердечно горе; воля его стремится непрестанно горе к Богу, к горним благам, и не прельщается земными сластями, земным блеском, богатством, почестями. К несчастию, в нас мало веры во Христа, и мы хотим совместить любовь к миру с любовью ко Христу, пристрастия житейские с любовью к Богу. Несовместимо! Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе , всего любимого им в мире до пристрастия, и да возненавидит душу свою грехолюбивую. (24 декабря 1869 года)» .

«Любить Бога всем сердцем значит не иметь ни к чему в мире пристрастия и отдать все сердце Господу Богу, творя во всем волю Его, а не свою; всею душою, т.е. весь ум иметь всегда в Боге, все сердце утверждать в Нем и всю волю свою предавать Его воле во всех обстоятельствах жизни, радостных и печальных; всею крепостью, т.е. любить так, чтобы никакая противная сила не могла нас отторгнуть от любви Божией , никакие обстоятельства жизни: ни теснота , ни гонение , ни высота и глубина, ни меч [Ср.: ]; всею мыслию, т.е. всегда думать о Боге, о Его благости, долготерпении, святости, премудрости, всемогуществе, о Его делах и всемерно удаляться суетных мыслей и воспоминаний лукавых. Любить Бога – значит любить всей душой правду и ненавидеть беззаконие, как сказано: возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие ; любить Бога значит ненавидеть себя, т.е. своего ветхого человека: аще кто хощет по Мне ити и не возненавидит душу свою, не может быти Мой ученик [; ]. В нас, наших мыслях, в нашем сердце и в нашей воле есть сила злая, чрезвычайно живучая и действенная, которая всегда, ежедневно, ежеминутно, нудится удалять нас от Бога, внушая суетные мысли, желания, попечения, намерения, предприятия, слова, дела, возбуждая страсти и подстрекая к ним с силою, именно к злобе, зависти, любостяжанию, гордости и честолюбию, тщеславию, праздности, непослушанию, упрямству, обману, невоздержанию. Любить Бога – значит исполнять заповеди Его. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет. Не любяй Мя словес Моих не соблюдает » .

«Надежда христианская есть надежда наша на соединение с Богом в будущем веке. В настоящем нашем христианском положении все ответствует и направлено к этому соединению: и вещественные блага, и духовные: благодать Божия в Церкви, Богослужение, таинства, совесть, внутреннее Божие испытание и очищение, молитвы, плоды молитв, скорби, очищающие сердце, болезни (возьмет крест свой [; ]). К небесному соединению подготовляет нынешнее соединение в усердной молитве, в таинстве причащения: в этом уверяет залог Духа Святого в сердцах христиан. По этой же причине всякое другое соединение сердца, кроме Бога и не для Бога, строго нам запрещается. По этой же причине должны мы оберегаться от плотских похотей, от всякого греха» .

«Ненасытно, радостно и непрестанно прославляют Господа Всетворца ангелы небесные, бесчисленные множеством, и святые человеки также, а мы, земные и оземленелые, дебелые, как ленивы на молитву, славословие и благодарение! Потому что пристрастились к земле, к плоти сладострастной и ленивой, к земным стяжаниям, разным удовольствиям чувственным. Чтобы достойно славить, любить Творца, нужно искоренять греховное самолюбие, самость, эгоизм. Кто хочет идти за Мно й, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною ()» .

. «ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;»

"Иже восхощет душу свою спасти, погубит ю (), т. е. кто восхощет спасти своего ветхого, плотского, греховного человека, тот погубит жизнь свою: ибо истинная жизнь состоит в том, чтобы распять и умертвить ветхого человека с делами его и облечься в нового , обновляемого по образу Создавшего его (). Без умерщвления плотского ветхого человека нет истинной жизни, нет блаженства вечного. Чем сильнее и мучительнее умерщвление ветхого человека, тем совершеннее обновление и перерождение его, выше очищение его, тем совершеннее жизнь его, и выше блаженство его в будущем веке. Умерщвляй себя и оживешь. Ах! я сам чувствую, что когда я здоров совершенно и не утруждаю, и не изнуряю себя трудами, я умираю тогда духом, тогда нет во мне Царствия Божия, тогда обладает мною плоть моя и с плотию диавол» .

«Если кто не возненавидит душу свою... не может быть Моим учеником (, ). Действительно, душу свою ты должен возненавидеть, ибо она полна страстей всяких, отчуждающих тебя от Бога, Живота вечного, она – орудие диавола, она враг твой непримиримый» .

«До чего я, многогрешный, дошел? Вопреки словам Спасителя моего, я возлюбил душу свою в мире сем (См.: ): лаская плоть свою хорошим, сытным, вкусным столом, долгим сном, удалением от трудов, которые должно было бы предпринять и совершать на пользу Церкви. – Впредь измени жизнь свою по словам Спасителя» .

. «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?"

«Чего не принесли апостолы Христовы в жертву верному служению Богу и спасению человеческому? Святой Апостол еще не все, конечно, высказал, что с ним было, но как много и того, что сказано. Стараясь верно и усердно служить Господу, апостолы в то же время заботились всеми мерами и о том, чтобы никому ни едино ни в чем же дать претыкание, да служение совершенно безпорочно будет. Яко лестцы, и истинни. Об Иисусе Христе, воплощенной Истине, фарисеи говорили, что Он льстит народы; говорили, конечно, люди то же и об апостолах, видя увлекательную приятность и силу их учения; между тем, по-видимому, лестцы, они были в высшей мере истинны. Яко не знаеми, и познаваеми. Как люди простые, незнатные, апостолы не отличались мирскою известностию, а как апостолы Христа Спасителя, Живого Бога, как чудотворцы и проповедники чудной веры они познаваемы были всюду и всеми, так что имена их стали известны с течением времени во всех концах вселенной. А что важнее всего – они познаны были Богом, Который записал имена их на небесах в Книге жизни вечной. Яко умирающе, и се, живи есмы. Обстоятельства внешней жизни апостолов были, как сейчас сказал Апостол, так тесны, что они, можно сказать, умирали несколько раз, и сам Апостол говорит, что он был в смертех многащи (). Однако ж при всех теснотах Промысл Божий поддерживал и внешнюю жизнь апостолов; допуская им страдать, Он не допускал им умирать: так что они, как бы умерщвляемые, оставались все-таки живы; главным же образом оставались живыми и животворящими по душе силою благодати и веры, обитавших обильно в избранных сосудах Божиих. Яко наказуеми, а не умерщвляеми. Апостол Павел в другом послании говорит о себе, что он трищи палицами биен был, единою каменми пометан был () и многое другое. Господь попускал земным властям и народу наказывать Своих апостолов, но никогда – умерщвлять их прежде времени. Яко скорбяще, присно же радующеся (). Какое сочетание, содружество скорби и радости! Апостолы были в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, и между тем что же? Постоянно радовались: яко скорбяще, присно же радующеся (). Вот как хорошо скорбеть и страдать за и для Христа. А посмотрите на светских людей: они по-видимому веселятся, живут во всяком просторе – и между тем, что же? Постоянно недовольны сами собой и часто скучны во время самих удовольствий: вообще, можно сказать, они внутренно постоянно скорбят: яко нищи, а многи богатяще (). Люди смотрели на апостолов как на нищих, и действительно, по примеру своего Учителя и Господа они не имели где главы подклонить; но бедные, нищие по понятию мира, они были в высшей степени богаты по понятию неба, тогда как богачи и славные мира были сущие бедняки по тому же понятию. По-видимому ничего не имея, потому что сокровище свое скрывали в душе своей, апостолы весьма многих обогащали своим духовным сокровищем, так что обогащенные ими сподоблялись Царства Небесного. Яко ничтоже имуще, а вся содержаще (). По-видимому ничего не имея, апостолы имели все, можно сказать: небо и землю. По понятиям мира много или все имеют те, которые обладают множеством денег, земли, разного имущества, служащего не только к удобствам и пользе жизни земной, но и к разным удовольствиям ее. За деньги они могут все достать и все иметь. По понятию неба такие люди не имеют ничего, потому что кая польза человеку , Аще приобрящет мир весь, душу же свою отщетит (). А богачи мира почта неизбежно всегда пренебрегают душою своею, за которую нельзя дать никакого выкупа. Апостолы в смысле мирском не имели ничего, но в истинном смысле имели все: они приобрели себе на веки веков свою душу, все блага небесные и вечные; они имели в руках своих всю землю, потому что могли переставлять и горы ее с места на место, и повелевать ее стихиями. Слава силе Твоей, Господи! Слава и вам, апостоли святии, верные слуги Христа Бога нашего! Даруй и мне, Господи, незнатность, скорбь, нищету и к миру беспристрастие апостолов Твоих, чтобы и мне иметь их знаменитость, их радость, их богатство, их обладание всем нужным к моему счастью временному и вечному спасению» .

«Где я найду истинного христианина, который бы самыми делами своими учил презирать плоть как скоропреходящую и прилежать о бессмертной душе? Где я найду такого возвышенного в духе мужа? На земле, между живыми, трудно найти, хотя и есть, конечно, такие мужи, но в церкви первородных на небесех написанных, в небесной церкви, – многое множество таких мужей, как звезд на небе. Отвергшись себя как ветхого, растленного, погибельного человека, как разбитого сосуда, не могущего воды содержать, они взяли крест свой и последовали Христу и весь живот свой предали Ему, презрев плоть и мир скоропреходящий. Они слышали глаголющего: кая польза человеку, Аще мир весь приобрящет и отщетит душу свою и знали, что плоть и мир прейдут и не будет их, что душа наша потому, между прочим, и бесценна, что она, будучи образом Божиим, есть бессмертна и что потому мир весь ничего не значит в сравнении с душою, что он преходящ, ибо небо и земля прейдут , по слову Спасителя. Да и на каждом шагу собственными глазами мы убеждаемся в проходимости мира, ибо все на свете ходит и кружится, и стихии все в движении; времена года кружатся, как в хороводе; люди, одни рождаются, другие умирают; одни женятся, другие лишаются жен; одни строятся, другие лишаются своего жилища и имущества; одни города обстраиваются и благоукрашаются, другие огнем пожираются и в пепел обращаются. Все на земле проходит, значит и самая земля прейдет некогда. Если в доме все загорится, то и дом самый сгорит. Небеса и земля огню блюдома. Первый мир водою потоплен быв погибе. А нынешняя небеса и земля... огню блюдома на день суда и погибели нечестивых человек . Где же найду я истинных христиан, которые бы презирали все земное как преходящее и прилежали всеми силами о угождении Богу, своему бессмертному Царю, о спасении душ своих! Где я найду такого возвышенного мужа, который бы, как царь или как некий бог, презирал землю и все земное ради Бога (а не из презорства) и мужественно покорял своему уму или закону Божию все страсти и пристрастия житейские? который бы ревновал ревностью Божией о спасении душ братий своих, сочеловеков, и заботился о их просвещении, очищении, укреплении в вере и добродетели? Господи! воздвигни Ты таких светильников на свещнице мира сего, на свещнице Церкви Твоей, да проповедуют они славу Твою, да ревнуют они о славе Твоей и о спасении людей Твоих! Господи, вся возможна Тебе! Доколе, Господи, суета мира сего будет кружить нас? Доколе будем отвращаться Тебя, Содетеля и Спасителя нашего? Якоже хощеши, Господи, устрой о нас вещь» .

«Один из нас занят землею, земным, например, земным тленным богатством, и весь век свой собирает богатство, всю жизнь свою убивает в заботах о том, чтобы больше собрать этой земли, и некогда ему заняться спасением души своей; а между тем бедная душа вопиет ему каждый день: позаботься обо мне; я ведь у тебя одна; я ведь у тебя дороже всего мира, а если погубишь меня, то ничем не выкупишь: ибо какой даст человек выкуп за душу свою (Ср.: .)? Какая тебе польза, если ты приобретешь мир весь, если ты сделаешься всемирным богачом, а душу свою потеряешь или погубишь? Позаботься о моем нескончаемом блаженстве, купленном для меня заслугами Единородного Сына Божия; не пренебреги такою дорогою ценою, данною Отцу Небесному в выкуп за меня, не продавай меня за сребро диаволу – в вечную неволю и на вечную, уготованную ему муку. Так вопиет душа, но страсть к земному заглушает голос души, и богач продает ее каждый день, бесценную душу променивает на тленное богатство. Кому проповедуют: оставь пристрастие к богатству; доколе тебе до бесконечности связывать себя попечениями о прахе; готовься на вечную Вечерю Царствия Небесного; а он говорит: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу Тебя, извини меня (), и смотрит, и смотрит на свою землю, на свои земные сокровища. Точно, ты купил землю: правду говоришь. На что же тебе так много этой земли? Ведь она обременяет твою душу? Ведь она удаляет ее от Источника живота твоего – от Бога? Ведь жизнь твоя не зависит от изобилия твоего имения, как сказал Христос, Живот твой. Ах! Ты сам скоро сделаешься землею, и тогда тебе не более нужно будет земли, как только чтобы засыпать тебя и сравнять с этою общею всех матерью. Так иди же на Вечерю Царствия Небесного, пока есть время: там все тебе готово. Там тебе велия Вечеря, великое, нескончаемое утешение» .

«Если ты завидуешь богачам или высоким владетельным особам, или графам, князьям, помещикам – в том, что они имеют огромные богатства, большие, прекрасные, лесистые, живописные дачи и дворцы, то ты можешь позавидовать и Самому Богу, Всетворцу и Мироправителю, живущему в неприступном свете () и вечном блаженстве. – Какой же ты гордец! Забыл ты про себя, кто ты, какое ничтожество; чего ты стоишь; что ты был прежде и чем ты стал по единой милости Божией теперь. – Ты видишь благосостояние немногих высших себя и завидуешь им, а не видишь злополучия бесчисленного множества людей, низших тебя. Видишь, сколько стоит выше тебя, а не видишь, сколько ниже тебя. Будь смирен, любезный, и доволен тем, что тебе даровал не по заслугам твоим много; еще и то надо сказать, что подобная зависть изобличает в тебе земнолюбивую душу. Ты готов бы был, кажется, приобресть весь мир, а душу свою отщетить (Ср.: ), в ничто ее поставить, все ее небесные потребности и стремления. Зависть и вообще низкое, диавольское свойство, но зависть людям в вещественных благах и еще более низка, показывая в человеке, если он образован, намеренное отреяние от истинных благ, духовных, небесных. Ибо все наше благо есть Бог. Мне прилеплятися Богови благо есть ()» .

. «ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.»

«Жизнь наша – детская игра, только не невинная, а греховная, потому что при зрелом уме и познании цели своей жизни мы небрежем об этой цели, а занимаемся делами пустыми, бесцельными. Итак, жизнь наша – детская, неизвинительная игра: мы забавляемся пищею и питием, лакомясь ею, вместо того чтобы употреблять ее только для необходимого питания тела и поддержания телесной жизни; мы забавляемся одеждами, вместо того чтобы только прилично и предохранительно от стихий прикрывать ими свое тело. Мы забавляемся сребром и златом, любуясь им в сокровищницах или употребляя его на предметы роскоши и удовольствий, вместо того чтобы употреблять его на нужды и избытки разделять нуждающимся. Мы забавляемся своими жилищами и многоразличною в них утварью, богато и изысканно украшая их, вместо того чтобы иметь только прочный и приличный кров, защищающий нас от вредного действия стихий и необходимые и приличные для домашнего употребления вещи; мы забавляемся своими душевными дарованиями – умом, воображением, словом, употребляя их только на служение греху и суете мира сего, на служение земному и тленному, вместо того чтобы употреблять их на служение Богу, на познание Его, Премудрого Творца всякой твари, на молитв у, моления, прошения, благодарени е () и славословие и на оказание взаимной любви и почтения, и только отчасти – на служение миру сему, имеющему некогда совершенно прейти (Ср.: ); мы забавляемся своими познаниями о мирской суете и губим на приобретение их драгоценнейшее время, данное для приготовления к вечности. Мы нередко забавляемся своею должностию, своими обязанностями, легкомысленно и нерадиво и неправедно исполняя их и употребляя их для своих корыстных, земных видов. Мы забавляемся хорошими лицами человеческими или прекрасным и слабым полом и употребляем их часто для игры своих страстей; мы забавляемся временем, которым надобно было мудро пользоваться для искупления им вечности, употребляя его на игры и разные удовольствия; мы забавляемся, наконец, сами собою, делая из себя какие-то кумиры, пред которыми сами преклоняемся и для которых ищем поклонения других. – Кто достаточно опишет и оплачет наше окаянство, нашу великую, громадную суету, наше великое бедствие, в которое мы сами себя добровольно ввергаем? – Какой мы ответ дадим Бессмертному Царю – Христу Богу нашему, грядущему во славе Отца Своего (Ср.: ) судити живым и мертвым: объявит и советы сердечныя () и принять ответ от нас о всяком слове и деле? О горе! Горе! Горе нам, носящим на себе имя Христово и не имеющим в себе нимало Духа Христова, носящим на себе имя Христово и не следующим учению Евангелия! Горе нам, нерадящим о толицем спасении (Ср.: )! Горе нам, не имеющим христианской веры, упования и любви христианской! – Горе нам, возлюбившим настоящий век притворный, привременный и не радящим об улучении» того века, который следует за тленного тела нашего, за этою плотскою завесою» .

(Мф. 16, 18)

"Се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20). Царство Церкви пребудет вовеки, потому что нераздельна вера, одно Тело. Святитель Амвросий Медиоланский (113, 440).

Церковь пребудет на этой земле не на краткое время, но до конца века... Церковь не будет побеждена, не искоренится, не уступит никаким искушениям, пока не настанет конец мира. Блаженный Августин (113, 440).

Первое из таких свидетельств дает Сам Иисус Христос, "Свидетель верный и истинный" (Апок. 3, 14), когда говорит: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18).
Враги Ее будут восставать в некоторые времена, в некоторых местах, торжествовать, отторгая у нее члены, а она будет страдать и болезновать, но решительно "не одолеют Ее". Долго ли? Без сомнения, до скончания века. Ибо если бы могли одолеть когда-нибудь, то Провидящий времена до вечности не мог бы сказать решительно, что "не одолеют".

Второе свидетельство этой истины можно заимствовать из Апокалипсиса, или Откровения святого Иоанна Богослова, которое пророчески изображает судьбу Церкви Христовой до скончания века (Апок. 6, 7, 11, 12, 19-21 главы). Достойно примечания, что тайновидец, изображая самые опасные времена для Церкви, представляет ее невредимой от опасностей, чудесно сохраняемой. Например, змий, преследующий жену, ее не догоняет и не низлагает, потому что "даны были жене два крыла большого орла" и "земля помогла жене" (Апок. 12, 13-16). Провидение так управляет ходом событий, что и земные учреждения содействуют миру или безопасности Церкви; и крылья "большого орла"... благоговейно несут ее выше злобы и лукавства врагов ее, "в пустыно в свое место" (Апок. 12, 14), конечно, не просто в безлюдие внешнее, ибо Церковь сама есть многолюдство верующих, но преимущественно в "пустыню" внутреннюю, все дальше от мира, все ближе к Богу; ибо "свое место" для Церкви есть близость к Богу и соединение с Ним.

Третье свидетельство той же истины находим в словах святого Апостола Павла. На вопрос, долго ли будут в Церкви пастыри и учители, "к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова", он отвечает: "доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4, 11-13). Следовательно, пока есть на земле не достигшие единства веры, не пришедшие в совершенство духовного возраста, еще нуждающиеся в познании Сына Божия, до тех пор будут в Церкви пастыри и учители к совершению святых. Филарет, митрополит Московский (ИЗ, 441).

Церковь совершенно непреоборима, ибо Христос - ее основание и непоколебимая опора. Святитель Кирилл Александрийский (113, 445).

Блаженна ты, Церковь верных, ибо Царь царей утвердил в тебе Свое жилище. Твои основания никогда не поколеблются, ибо Господь - страж твой, и врата ада не одолеют тебя, и хищные волки не могут сокрушить или ослабить твоей крепости. О как велик ты, дом Божий! Как ты прекрасен! Преподобный Ефрем Сирин (113, 443).