Сознание и самосознание образ я философия кратко. «Сознание и самосознание личности. Сознание и самосознание

Сознание и самосознание образ я философия кратко. «Сознание и самосознание личности. Сознание и самосознание
Сознание и самосознание образ я философия кратко. «Сознание и самосознание личности. Сознание и самосознание

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

Сознание - ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Единая проблема всех философских направлений:

  • анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью.

Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д., все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остаются вопросы:

  • об отношении сознания человека к его бытию;
  • о включенности человека, обладающего сознанием, в мир;
  • о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание;
  • о той ответственности, которую налагает сознание на человека.

Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм . В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые "незапрограммированные" слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания . Вместе с тем это расширение "бытийного горизонта" осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием.

Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи . Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их "обслуживающих механизмов" возникают соответствующие регуляторы поведения. Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания - нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела - головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная , на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

Если учитывать эту предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом . Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике.

Сознание – способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта. Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания.

Формы сознания:

  1. индивидуальная (личная);
  2. общественная.

Общественное сознание – отражение общественного бытия; формы общественного сознания – наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. д.

Самосознание

С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление о самосознании.

Самосознание - существенный момент сознания, выражающий актуальную данность сознания субъекту, образ себя и отношение к себе. Самосознание включает понимание и оценку человеком своего знания, морального облика и интересов, мотивов поведения и идеалов, целостную оценку самого себя как чувствующего, мыслящего и деятельного суще­ства.

Гражданское самосознание (для сравнения)

Гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) - это осознание РФ их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества.

1. Введение

2. Сознание

2.1.Понятие сознания и его определение

2.2.Отличительные черты психики и сознания

2.3.Структура и источники сознания

2.4.Функции сознания

2.5.Активность сознания

2.6.Общественная природа сознания

3. Самосознание

3.1.Понятие самосознания

3.2.Структура и формы самосознания

3.3.Предметность и рефлективность самосознания

4. Заключение

1. Введение

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой:

анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики, кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания.

Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.

Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

2. Сознание

2.1. Понятие сознания и его определение

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обоб­щённые образы внешней действитель­ности и реагировать на эти отображе­ния сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.

Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бес­сознательные процессы. Сознательны­ми называются такие психические яв­ления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следователь­но, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Перейдем к вопросу к вопросу о том, чем определяется, обусловливается воз­никновение и развитие сознания. Факторы, которые оп­ределяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.

Внешними детерминаторами сознания являются при­рода и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного - природа; для человека - природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двоя­ко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о при­роде и обществе (а также о людях как природных и об­щественных существах).

Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и

физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия этой «маши­ны». Но природа детерминирует сознание не только гене­тически, создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную си­стему действительности и изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общест­венной жизни. Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются природой, как в условиях живот­ного, так и человеческого существования. Хотя физиоло­гическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыс­лей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством воспри­нимающего их аппарата. Образ внешнего мира отлича­ется от самого внешнего мира. Сознание есть субъектив­ный образ объективного мира.

Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни. Лишь в последних усло­виях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на тру­де, создала человека с его сознанием.

Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и нераз­рывный комплекс двоякого рода факторов, определив­ших и определяющих развитие психики человека, факто­ров, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человече­ским сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы пси­хологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (об­щей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, пси­хофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том

смысле, что она осуществляется внутри организма, яв­ляется объективной,

материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация - воздействие на сознание объективного мира, природы и общества - является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обус­ловленность - вторичной. Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые

фиксиру­ются законами и категориями физиологической и пси­хологической наук. Это ощущения, восприятия и пред­ставления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображе­ние и пр. Психологические формы - это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не вы­ходит за пределы психологических процессов.

Содержание и форма сознания не вполне идентич­ны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единст­во объективного и субъективного на основе объективно­го. Оно имеет объективное содержание, прошедшее че­рез различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.

В отдельных областях сознания последнее подчиня­ется также и более специальным законам. Так, в обла­сти познания оно совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей подчи­нена закономерностям. Действие всех указанных групп законов, выражаю­щих сложный характер детерминации сознания, осуще­ствляется в их неразрывной связи и взаимопереплете­нии. Однако эта нераздельность не означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и специ­фичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:

а) как производительную силу, как природную «маши­ну», производящую продукт;

б) как члена общества, т. е. как социальную единицу

в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины,на которой он работает.

Как же можно определить сознание?

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

2.2. Отличительные черты психики и сознания

Особенности человеческой психики и сознания в большой степени также проблема философская и социологическая. При исследовании этих по­следних сторон сознания необходимо, учитывать дости­жения естественных и психологических наук о человеке, исправлять или конкретизировать уже утвердившиеся положения на основе новых данных этих наук. Не только познание, т. е. определенная функция со­знания, но и сознание в целом включают в себя две сту­пени, или формы, - чувственную и рациональную.

Осо­бенности человеческого сознания проявляются как на первой, так и на второй ступени, а также в соотноше­ниях и в «удельном весе» этих двух форм. Обычное представление, что сознание человека от­личается от психики животных лишь развитием рацио­нальной ступени, является, с нашей точки зрения, не­полным, недостаточным. Эти отличия имеются и в чувственности. С одной стороны, ряд живых существ обладает такими органами чувств или таким развитием общих с человеком анализаторов, которые отсут­ствуют или неразвиты у человека; с другой стороны, чувственная форма или сторона сознания человека как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на несравнимо более высоком уровне, чем чувст­венность животных. Глаз художника, ухо музыканта, чувства современного человека, вооруженного микроско­пом и телескопом, сейсмографом, средствами видения в темноте, на больших расстояниях и т. д., знают о вещах и их свойствах несравненно больше, чем органы чувств животных, несмотря на специфическое развитие некото­рых из этих органов у последних. Это обстоятельство следует, как нам кажется, считать первой отличитель­ной особенностью сознания человека.

Второй особенностью следует считать большую роль в жизнедеятельности человека рациональной формы со­знания сравнительно с чувственной. Все развитие куль­туры вело не только к тому, что действия человека ста­новились все более разумными, не непосредственно импульсивными, а обдуманными, но и к тому, что сама чувственность обрабатывалась, меняя свое животное лицо, и теряла свое господство в сознании, подчиняясь рациональному началу.

Третья особенность сознания человека заключается в совершенствовании качества этой рациональной ступе­ни, состоящей:

а) в развитии все большей широты и абстрактности обобщений;

б) в уменьшении роли в них чувственного элемента;

в) во все большем отходе аб­стракций от непосредственного практического

приложе­ния.

Указанные тенденции характеризуют не только отличие мышления человека сравнительно с животными, но и сопутствуют развитию цивилизации. Научное мыш­ление очищает сознание от иллюзий и предрассудков, порождаемых невежеством и поверхностными обобще­ниями,

Четвертая особенность сознания связана с развити­ем у человека особых, новых сравнительно с животны­ми форм рационального познания: понятийного мыш­ления и связанной с ним членораздельной речи, оценоч­ного мышления и целевого характера мышления и поведения.

Эти особенности человеческого сознания также име­ют свои предпосылки в животном мире. Но в своей раз­витой форме они присущи лишь человеку.

Отличительной особенностью сознания человека яв­ляется, наконец, развитие общественного сознания, его сторон и форм: общественной психологии, идеологии, науки, искусства, морали, религии, философии. Обще­ственное сознание есть не только достояние всего чело­вечества, но и входит в содержание сознания каждого человека.

2.3. Структура и источники сознания

Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отраже­ние действительности независимо от того, на каком уровне оно осу­ществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. В более узком и специальном значении под сознанием подразу­мевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Создание здесь структурно организовано, представляет собой це­лостную систему, состоящую из различных элементов, находящих­ся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отноше­ние к содержанию того что отражается. Развитие сознания пред­полагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и сте­пень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувст­венный и. рациональный уровни сознания. Ощущения, воспри­ятия, представления, понятия, мышление образуют ядро со­знания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компо­нент. Именно, благодаря сосредоточенности внимания определен­ный круг объектов находится в фокусе сознания. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личнос­ти включает в себя собственно чувства, представляющие собой от­ношения к внешним воздействиям.

Чув­ства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.

Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа фи­лософов и естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы:

Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конк­ретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом вза­имодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.

Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные иде­алы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и сред­ства, способы, формы

познавательной деятельности.

Третьим источником сознания выступает весь духовный мир инди­вида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии

непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п.

Отметим, что при формировании актуального содер­жания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), вклю­чается в сознание.

Мы приходим к общему выводу, что источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг. Источник сознания не мозг, а отображаемое – предметный мир. Определяющим во взаимоотношении субъекта и объекта, сознания и предмета, безусловно, является бытие. Реальный образ жизни человека, его бытие – вот что определяет его сознание. А мозг – это орган, который обеспечивает адекватную связь человека с действительностью, т.е. правильное отражение внешнего мира. Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отража­емая человеком посредством высокоорганизованного материального суб­страта - головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

2.4. Функции сознания

Функции сознания - это такие его свойства, кото­рые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средст­во для действия. Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе, обществе и человеке. Отражательная функция сознания, яв­ляется самой общей и всеохватывающей его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции. Функцию сознания, а именно, что оно раскрывает отношение между человеком и действительностью.

Сознание как отношение между объектом и субъектом присуще лишь человеку. У животных отсутству­ет субъективная сторона отношения. Животное - непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятель­ность.

Человек же делает сам свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедея­тельность - сознательная.

Творческая функция созна­ния, понимаемая в широком смысле, как активное воз­действие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Жи­вотные, растения, микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной постановки целей. Творческая деятельность, как и вся практика в це­лом, имеет своей основой не только отражение, но и указанное отношение, так как в этой деятельности, чело­век должен сознавать свое отделение от объекта.

В понятии отражения фиксируется преимущественно воздействие объекта на субъект, а и понятии отношения применительно к сознанию - главным образом обрат­ное воздействие субъекта на объект. Творчество, как и практика человека вообще, нетож­дественно с отражением как сущностью психического процесса. В своей сущности творчество есть акт созна­тельный. Твор­ческое сознание является моментом перехода от отра­жения к практике. Отражение в творческом сознании представляет собой образ созидаемого человеком, отлич­ный от образа внешней действительности. Это образ того, что создает человек, а не природа. Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в том числе и совершаемого челове­ком). Как и творчество, оценка базируется на отраже­нии, ибо, прежде чем что-либо оценивать, надо знать, что собой представляет предмет оценки. Но вместе с тем оценка является формой отношения человека к действи­тельности. В сознании отражается все, что ему доступно по строению нейрофизиологического аппарата и по сте­пени развития технических средств наблюдения и экс­перимента. Оценка же производит выбор из всего того, что добывает знание. Оценивать - это значит подхо­дить к действительности с точки зрения того, что нужно человеку. Это отношение особого рода. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и идеалы выступают как основания и критерии положительного или отрицательного отношения к объекту оценки. Поэтому оценочная функция сознания относительно самостоя­тельна, автономна.

Указанные функции сознания, будучи относительно самостоятельными, выполняют служебную роль в отно­шении к практике. Они, так сказать, подготовляют ре­шения человека о том, как надо практически действо­вать. Они способствуют формированию регулятивно-управленческой функции его сознания.

Сознание, как и вся психика человека в целом, су­ществует в конечном счете

для практики, для регулиро­вания и управления поведением человека, его

деятель­ностью. Регуляторное значение для осуществления действия образ имеет уже в непосредст­венно воспринимаемой действительности. Отражаемые психикой свойства объекта по своей значимости для организма различны: необходимые, полезные, вредные, безразличные. В зависимости от характера этих свойств осуществляются и различные реакции организма.

Еще большее значение имеют образы результата деятельности, образы ожидаемого. Эти образы направляют деятельность живого организма к дости­жению ожидаемого результата. Наконец, в самом про­цессе деятельности происходит корректирование дейст­вия, если оно не обеспечивает достижения нужного ре­зультата. В производственной области функ­ция управления различного рода машинами остается за человеком. Не менее важна роль сознания в области регулирования и управления социальными процессами, органами и учреждениями общества. Краткий обзор функций сознания свидетельствует о диалектическом их характере,

вытекающем из диалек­тической же природы сознания - как единства объектив­ного и субъективного, единства отражения и отношения, воздействия внешнего мира и «обратной связи» субъ­екта с объектов.

2.5. Активность сознания

Активность сознания, как и его уже рассмотренные функции, является реальным свойством сознания, выте­кающим из природы последнего и «работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социаль­ном. Психика вообще и сознание человека в частности об­ладают рядом свойств, проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в обществен­ной жизни. Из этих многообразных качеств можно выде­лить два атрибута психики: свойства отражения и ак­тивности.

Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма в его жизненных условиях; активность же психики является основным внутренним условием для осуществления это­го назначения. Для животного важно не только получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу или отразить нападение врага. Отражение не имело бы биологического смысла без активности.

Сознание человека как высшая форма психики имеет еще более сложное назначение - преобразование внеш­него и внутреннего мира человека в целях общественной жизни. Выполнение этого объективного назначения под­нимает значение активности сознания на неизмеримо большую высоту, чем активность психики животных. Последняя является основой и элементарной формой активности, а активность сознания - ее высшей формой. Проблема активности сознания не только нейрофизиологическая и психологическая, но и философская проб­лема, связанная с самими основами мировоззрения. В ряде идеалистических тео­рий активность рассматривается так же, как субстанци­ональное качество «души», духовного начала, приводя­щего в движение косную материю. Материалистическое мировоззрение, отрицающее существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с признанием активности как свой­ства всего живого. Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому проблему активности вообще и активность со­знания необходимо рассматривать в широком философ­ском смысле.

Из комплекса многообразных источников активности сознания следует выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные явления порож­дают активность, являются ее основаниями, «генерато­рами» активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела, либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собст­венными убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества, государства или со­циального коллектива.

Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего проявления в деятельности. Всякая дея­тельность опосредуется предварительно сознанием, является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только «снаружи», (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как внутренние процессы психики).

Активность сознания выражается как в форме внут­реннего напряжения сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления

(деятель­ности). Таким образом, активность сознания проявляется как в мышлении, так и на практике.

Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух «этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности (естественные, искусственные и культурные), инте­ресы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй

«этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально-психические явления нижнего «этажа».

Решение проблемы активности сознания, взя­той в ее гносеологическом и социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего из различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая форма яв­ляется предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в свою очередь состоит из ряда звеньев: по­требности, интересы, цели и пр.; познание - оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на действие. Эти звенья нельзя рассматривать как ли­нейный ряд, так как в одних случаях внутренняя актив­ность начинается непосредственно с чувственных импуль­сов, в других - с рациональных, познавательных про­цессов. Но во всех случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и формы внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в большинстве) случаях остается ближайшим звеном перехода к практике.

2.6. Общественная природа сознания

Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщение ее к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в активном их включении в реальную совместную деятельность, в конкретные общения в процессе этой деятельности. К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные нормы сознания, в которых закреплен, отражен опыт культуры - производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и пр. человек рассматривает и оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм, выступая их носителем.

Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать свое отношение к действительности и тем самым выделять себя в качестве такового. Эта фиксация определенной позиции по отношению к заданной ситуации, выделение себя как носителя такой позиции, как субъекта соответствующего ей активного отношения к ситуации и составляет характерную черту сознания как специфической формы отражения.

Взгляд сознания на мир – это всегда взгляд с позиций этого мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности. Отсюда и характерное для всех видов сознания – практически-предметного, теоретического, художественного, нравственного и т.д. – своеобразное удвоение отражения – фиксация непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей нормы сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки, представления всегда заключают в себе определенное отношение к действительности.

Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человеческие чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим людям, гордость и т.д., также воспитываются под воздействием норм и идеалов человечества. Выделяя себя из мира в качестве носителя определенного отношения к этому миру, человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден как-то в своем сознании вписывать себя в мир.

3. Самосознание

3.1. Понятие самосознания

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания. Самосо­знание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает.

Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это - сознание, делающее своим предметом, объ­ектом сознание. Как это возможно с точки зрения мате­риалистической теории познания - вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действи­тельности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни ка­жется странным для обычного мышления, является оче­видным и постоянно наблюдаемым фактом.

Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает

относительность различия и проти­воположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт

самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деле­ние, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме раз­деления сознания на объект и субъект в акте самосо­знания.

Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте, включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, го­ворим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосозна­ние людей и самопознание человеком человека.

Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Наибольшую гносеологическую трудность представ­ляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосо­знание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми (этим занимает­ся психологическая наука). В обоих случаях мы не вы­ходим из рамок обычного соотношения общего и отдель­ного, соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными людьми). В индиви­дуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

Идеалистическая философия и психология рассмат­ривает это раздвоение как наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»), де­лающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех те­кучих явлений сознания. Материалистическая философия, психоло­гия, физиология и психопатология накопили уже боль­шой материал для научного объяснения явления само­сознания, его генезиса и психологического механизма. Материалисты, отвергая мистическую трак­товку самосознания, считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они различают две формы со­знания: предметное сознание и самосознание.

Имеются и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не яв­ляется созерцанием собственного изолированного инди­вида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек высту­пает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта. Материалистическое понимание самосознания основывается на том положении, что в человеческом «я», взятом в его психологическом плане, «нет ничего, кроме психических событий и связей, которые они имеют меж­ду собой или с внешним миром.

Однако способность «я» в процессе самосознания от­влекаться от всех

переживаемых им состояний (от ощу­щений до мышления), способность рассмотрения субъек­том всех этих состояний в качестве объекта наблюдения

ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон содержания сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызы­ваемым изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент устойчивый, относительно по­стоянный, вследствие которого человек сознает, отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.

Проблема внутреннего тождества «я», единства само­сознания была предметом размышлений многих филосо­фов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о транс­цендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного опыта.

Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше - предметное сознание или самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей ступенью созна­ния или продуктом развитого сознания, его высшей формой.

Во второй, более общей формулировке, он представляет известный интерес и для философии. Самосознание-это процесс, проходящий раз­личные ступени развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является формой общественного сознания.

3.2.Структура и формы самосознания.

Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих

вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе. Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается чело­век, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.

Сознательность - неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

Однако самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание

предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало» в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, - общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

4.Предметность и рефлексивность самосознания

Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим необходимо связано осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характеристик, осознания отличия сознания этого человека от воспринимаемых им предметов и т.д. Однако все эти факты сознания находятся в данном случае не в его «фокусе», а как бы на его «периферии». Непосредственно сознание человека нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта. Самосознание в этом случае выражается как бы «неявным» образом. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровен­ные глубины, своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии, могут быть весьма разнообразными - от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Важно отметить, что рефлексия – это

всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выйти за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как «я» с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и как бы «распыленные» моменты своей психической жизни. Человек рефлективно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе навсегда отказаться, в чем-то еще более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания. Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету – реальному

человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.

Важно подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но и что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в систему межчеловеческих отношений.

5. Заключение

В заключении подведем итоги проделанной работы. Сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную

действительностью, управление этими взаимоотношениями. Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой.

Самосо­знание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего «Я» от окружающего мира.

Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного

самолюбования чело­века. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных соци­альных норм.

Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений.

Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и исторически меняющихся типов и форм, т.е. в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой жизнедеятельности, прогресс науки и культуры постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед философской мыслью.

Список литературы:

1. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г.

2. Спиркин А.Г. Философия. Москва 1998г.

3. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2.

Политиздат 1989г.

4. Философия.Учебник для вузов. Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В. Разина А.В., М., 2004г.

5. Философия. Под ред.Митрошенкова О.А., М., 2004г

6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 1999г.

7. Философский энциклопедический словарь, М., 2000г.

Образовательные задачи:

– Понять ключевые идеи психологии сознания и самосознания.

– Осознать роль социальных процессов и труда в происхождении высших психических функций.

– Усвоить основные понятия психологии сознания.

– Сформировать представления о роли общественно-исторического опыта в психическом развитии.

1. Функции и свойства сознания.

2. Высшие психические функции человека.

3. Самосознание.

4. Психологические подходы к проблеме самосознания.

5. Классификация неосознаваемых процессов.

1. Функции и свойства сознания

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира.

Это сформированная у человека внутренняя модель внешнего мира, в результате чего становится возможным познание и преобразование окружающей действительности .

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания :

построение отношений,

познание и

переживание.

Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.

Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям.

В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения , так и глубинные процессы самооценки и самосознания .

Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием .

Основные функции и свойства сознания отражены на рис. 10.1.

Рис. 10.1. Сознание и его свойства

Основные психологические характеристики сознания :

1. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы , с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.

2. В сознании закреплено отчетливое различение субъекта и объекта , т. е. того, что принадлежит “Я” человека и его “Не-я”.

3. Сознание обеспечивает целеполагание в деятельности человека. Приступая к какой либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели.

4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия.

Эта идея развивалась Л. С. Выготским.

А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:

 чувственную ткань образа;

 значение;

В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия (см. рис. 10.2).

Рис. 10.2. Структура сознания по В. П. Зинченко

В. П. Зинченко выделяет два слоя сознания :

1. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

 биодинамические свойства движений, опыт действий;

 чувственные образы.

2. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя значение (содержание общественного сознания, усваиваемое человеком) и смысл (субъективное понимание и отношение к ситуации, информации) (см. рис. 10.2).

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного поведения в той или иной ситуации необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания ).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного “Я” .

На основании определения сознания как формы отражения объективной действительности можно утверждать, что оно нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входит непосредственно в круг предметов индивидуального сознательного опыта. Самосознание выражается “неявным способом”, отражает самого себя и является своего рода личностной интроспекцией. Самосознание - это процесс, предполагающий выделение своего сознания в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру.

По мнению известного философа Нового времени Р. Декарта самосознание - это единственное, в чем нельзя усомниться. (Если я вижу какой-нибудь предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией, но то, что именно я воспринимаю окружающий мир и, соответственно, я существую, сомнений не вызывает). Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому человеку. Следовательно, самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе общения, межкультурных взаимоотношений.

Самосознание можно рассматривать на различных уровнях:

первый называют самочувствием - элементарное осознание своего тела и его вписанность в мир окружающих вещей (это уровень восприятия);

следующий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве приобщенного к человеческому сообществу, культуре, социальной группе;

самый высокий уровень самосознания - сознание «я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, несущего ответственность за каждый свой поступок.

Феномен самосознания существует не только в различных формах и на различных уровнях, в философии рассматриваются так же механизмы самосознания. К ним относятся:

  • - идентификация От лат. Identificare - отождествлять как отождествление себя с некоторым существом по внешним и внутренним признакам, сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки;
  • - атрибуция От лат. Attributum - присовокупление - неотъемлемое свойство, существенный признак самосознания, раскрывающийся в феномене проекции мира на себя, усмотрении внутреннего самостоятельного развивающегося процесса сознания;
  • - рефлексия от лат. Reflexio - отражение - размышление, самонаблюдение, анализ собственных мыслей и переживаний. Важно отметить, что рефлексия представляет собой не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно переделка самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут.

Не следует думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету - реальному человеку и его сознанию, между ними может существовать разрыв. Дело в том, что человек в целом не открывается себе в акте индивидуальной рефлексии, а обнаруживается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими людьми, в своих действиях и социально-значимых поступках.

В виду того, что самосознание человеку дано в динамической форме, существуют представления о качественных феноменах последнего. Американский психолог Г. Олпорт, один из приверженцев диспозиционного направления в психологической науке, полагает, что каждый человек обладает определенным набором устойчивых качеств (черт личности), которые не только делают его уникальным, но и обеспечивают постоянство поведения человека вне зависимости от течения времени и изменения ситуации. Г. Олпорт ввел в научный обиход новое понятие - проприум, который, по его мнению, представляет собой “позиционное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы” Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. М., 1993..

Проприум постоянно эволюционирует с момента рождения человека до его зрелости и, благодаря консолидации различных аспектов, на его основе формируется “Я” (самость), как объект субъективного познания и ощущения. Именно сознание самого себя стоит над всеми остальными аспектами развивающейся личности, синтезирует их. Или, как утверждают Л. Хьелл и Д. Зиглер, проприум на заключительной стадии своего развития соотносится с уникальной способностью человека к самоосознанию.

Такая направленность развития личности через преодоление себя и самореализацию роднит теорию Г. Олпорта с гуманистической парадигмой в психологии, например, с концепцией самоактуализации личности А. Маслоу. Самоактуализация, согласно А. Маслоу, это стремление стать всем, чем возможно, реализовать врожденный потенциал личности. В настоящее время категория “самоактуализация” во многом выступает как аналог личностной зрелости. В свою очередь, уровень развития личности отражает степень ее самопознания, осознания своих потребностей и чувств.

В отечественных, а также зарубежных исследованиях в области самосознания, проводился ряд формирующих экспериментов, в рамках которых может быть использована, так называемая, гуманитарная парадигма. Она предполагает, что знания гуманитарных наук имеют рефлексивную природу. Именно благодаря своей рефлексивной природе, гуманитарная парадигма как бы конкретизирует механизмы развития личности - рост ее внутренней организации на уровне саморазвивающейся системы. Такой подход делает реальным, а не описательным тезис о субъект-субъектных отношениях деятельности, стимулирует познавательную активность последних, способствует познанию других и познанию своей собственной личности.

С другой стороны, методика формирующего эксперимента, целью которого является исследование влияния художественной перцепции на развитие самосознания в юношеском возрасте, есть не что иное, как один из вариантов концепции развивающего обучения. В зарубежных источниках он известен как эмпатический (способность к сопереживанию, сочувствию) метод, в отечественной психологической теории и практике названный вариант развивающего обучения нашел отражение в педагогике сотрудничества. Эмпатический метод сродни художественному познанию уже тем, что он базируется на восприятии и анализе конкретных ситуаций, взятых из реальной жизни, из теле- или кинофильмов, из газет или книг. Он также предполагает единство чувств и интеллекта, осмысление и участие чувств субъекта познания. Ряд исследователей выделяют три уровня сопереживания ситуации: 1) уровень первых реакций; 2) эмоциональное постижение; 3) рациональное постижение.

Таким образом, самосознание как составляющая сознания, представляет собой процесс проекции на собственную индивидуальность внешнего и внутреннего опыта, соизмерение этих компонентов с имеющимся социокультурным знанием и последующим запросом на самосовершенствование.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обоб­щенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В созна­ние человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: Построение отношений; Познание; Переживание.

Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных кон­тактах и возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко):

1.Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: Биодинамические свойства движений, опыт действий; Чувственные образы.

2.Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия; Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.

Основные характеристики сознания: Активность – избирательность психического отражения, дифференциация психических образов по степени значимости для субъекта; Интенциональность – направленность сознания на объект, предмет, образ; Рефлексивность – способность к критическому самонаблюдению за своим состоянием; Мотивационно – ценностный характер сознания. Сознание: Бесзознательное; Актуальное сознание; Рефлексивное сознание; Самосознание

Самосознание – высший вид сознания, возникший как результат развития самосознания (С. Л. Рубинштейн) эпицентром сознания является сознание собственного «Я» (самосознание). Это осознание индивидом своей физиче­ской, интеллектуальной, личностной специфики, националь­ной и профессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений. Образ «Я», или самосознание, не воз­никает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяже­нии его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по B.C. Мерлину): 1.Сознание отличия себя от остального мира; 2.Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности; 3.Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; 4.Социально-нравственная самооценка, самоуважение, ко­торое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Структура сознания - это единство элементов целого и их связей. Для структурного анализа сознания необходимо выявить все его элементы, их взаимообусловленность между собой и связь с целым, которым и является сознание. Все формы психического отражения являются частями целого, которое входит в структуру сознания человека. Значит, три категории психических явлений (психические процессы, состояния и свойства личности) также входят в структуру индивидуального сознания. Этот факт и обуславливает общие качества сознания, которые называют его динамичностью и константностью, взаимодействие которых и определяет диалектику сознания личности. Константность сознания - это относительная его неизменчивость, устойчивость и, главное, преемственность, определенная памятью. Как правило, «мое сознание» сегодня - это во многом то же сознание, что и вчера. Константность сознания обусловливается психическими состояниями и особенно свойствами личности. Динамичность сознания - это его изменяемость, развиваемость, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состояниях и в изменении свойств личности.

Каждый акт сознания всегда содержит в себе три компонента: познание, переживание и отношение. Сущность сознания в том и заключается, что все эти три момента всегда сплавлены в любом психическом акте в их неразрывном единстве. Так, познание - это процесс приобретения в ходе общественно-практической деятельности истинных знаний об объективном мире. Знания - это целостная и систематизированная совокупность понятий, усвоенных человеком. Психологически в основе знаний лежат мышление и память. Отметим, что усвоение - это психическое явление, в структуру которого входят понимание, запоминание и возможность активного использования определенных сведений, включаемых в систему понятий. Переживание - один из компонентов сознания, не содержащий образа отражаемого или мыслей о нем, а отражающий реальный мир в форме удовольствия или неудовольствия, напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения. Эти три пары переживаний обычно рассматривают как простейшие эмоции, которые входят в более сложные эмоции и чувства. Отношение - компонент акта сознания в котором проявляется активность последнего и его обратная связь с отражаемым миром.

Сознательные, личностные отношения представляют высшую форму психических отношений и начинаются с противопоставления «Я» и не «Я», то есть с появления сознания и личности. Поскольку сознание может быть разной степени ясности и различного уровня, постольку по этим же критериям многообразны и личностные отношения. Личностные отношения - это отражение тех объективных отношений, в которых предметы и явления реального мира находятся в определенной связи с данной личностью - субъектом познания. В каждой группе, коллективе существуют личности с отчетливо выраженными личностными отношениями; нередко ряд личностей выявляют более или менее одинаковые отношения.

Они-то и определяют отношения группы в целом. Уровень ясности сознания - еще одна сторона структуры сознания. Одним из низших уровней ясности сознания является спутанное сознание. Отметим, что его каждый может наблюдать у себя и других лиц в просоночном состоянии, в период перехода от сна к бодрствованию. Во время обморока сознание совсем отсутствует. Высшим уровнем сознания является самосознание. Самосознание - это осознание человеком своего «Я», роли в обществе и активное их регулирование. Высшей формой самосознания является коллективизм как самосознание личности, осознавшей себя членом коллектива. Чем выше и яснее самосознание личности, тем больше ее ценность для общества. Сознание всегда проявляется в деятельности, и его структура в каждый определенный отрезок времени соответствует психологической структуре деятельности, совершаемой человеком в этот отрезок времени. Структура самосознания: Осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»); Осознание своих реальных и желаемых качеств («реальное Я» и «идеальное Я»); Познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); Эмоциональное, чувственное представление о себе.

Самосознание включает в себя: Самопознание как интеллектуальный аспект познания себя; Самоотношение как эмоциональное отношение к самому себе. Функции самосознания: Саморегуляция поведения личности. Именно совокупность представлений о себе и оценка этих представлений представляет психологическую основу поведения личности. Человек в своем поведении может себе позволить ровно столько, насколько он знает себя. Эта формула в значительной мере обусловливает самодостаточность личности, степень ее уверенности в себе, независимость от других, свободу в поведении и осознание ограничений этой свободы.

Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, для развития детской психики характерны семь качественно различающихся периодов: 1.Период новорожденного (до 2 мес) характеризуется простейшими ориентировочными реакциями, формированием процессов ощущений (как первых признаков восприятия) и «реакцией оживления» (улыбка) в ответ на приближение говорящего человека. 2.Период раннего младенчества (2-6 мес): развитие предметного восприятия, оперирование игрушками, развитие простых двигательных актов руками. 3.Период позднего младенчества (6-12 мес): первоначальные навыки совместных действий со взрослыми (через предметы, игрушки), осмысленные реакции на некоторые слова, признаки речи, подражание взрослым. 4.Ранний предшкольный период (1~3 года): появление основных функций мышления через манипулятивные игры с предметами, формирование отношений к внешнему миру, попытки самостоятельных действий («Я сам»). 5.Дошкольный период (3~7 лет): несоответствие между возможностями и желаниями преодолевается через сюжетные, насыщенные содержанием ролевые игры, формирование воображения. Активное усвоение норм и правил поведения, начало формирования характерологических черт личности. 6.Период младшего школьного возраста (7-12 лет): интенсивное развитие всех познавательных психических процессов (мышления, памяти и др.) и свойств личности. Важнейшие факторы развития - школьный коллектив, общие цели и задачи ведущей деятельности (учебы). Более глубокое осознание половой дифференциации. 7.Подростковый и ранний юношеский период (13-18 лет): устремленность к самореализации, ориентация на будущую жизнь, стереотипы полового поведения, определенность психологического портрета личности. 8.В последующие годы психика не представляет собой нечто застывшее и неизменное. Эти годы период наивысшего развития личностных и профессионально-деловых характеристик человека.

По мнению Б. Г. Ананьева, онтогенез взрослого человека включает две характерные фазы: От юности до начала среднего возраста (примерно 35 лет) наблюдается качественный рост ряда психических функций (внимания, памяти, общего интеллекта), а затем начинается медленный спад; От «раннего» среднего возраста и примерно до 60 лет наибольшее развитие получают лишь те характеристики индивида, которые мотивированы его профессиональной деятельностью, значимыми занятиями и увлечениями. Поздние периоды жизни человека также имеют различные условные классификации (пожилые люди, старческий возраст, долгожители). Здесь наблюдается общее снижение возможностей психических функций

Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. В психологии под самосознанием, или "Я", понимается либо процесс накопления представлений о себе, либо результат этого процесса. Временная точка зрения на себя: "прошлое Я" - каким я был раньше; "настоящее Я" - какой я сейчас; "будущее Я" - каким я вижу себя в будущем. С точки зрения различных ценностей: каким я хотел бы быть сам - личные ценности; каким меня хотели бы видеть друзья - ценности рефферентной группы. Принятие точки зрения других из своего социального окружения - мое представление, например, о том, как меня оценивают мои коллеги по работе ("рефлексивное Я") и т.д.

Психическим механизмом формирования самосознания является рефлексия, т.е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание. Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев различаются и это приводит к различным как к негативным, так и к позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным "Я" может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией (Пряжников Н.С., 1996).