Сообщение о храмах разных религий. Самые красивые храмы мира разных религий. Постановка цели урока

Сообщение о храмах разных религий. Самые красивые храмы мира разных религий. Постановка цели урока
Сообщение о храмах разных религий. Самые красивые храмы мира разных религий. Постановка цели урока

Интервью может показаться самым простым текстом из всех, за которые берутся журналисты и копирайтеры. Но в этом жанре просто потерпеть неудачу. В этой статье, опираясь на мнения лучших интервьюеров, рассказываем, как готовиться и какие вопросы задавать, чтобы интервью получилось интересным и небанальным.

Зачем писать интервью

Без текста в форме интервью можно обойтись. Сделать статью, вложить в нее информацию от эксперта, подвести итоги и дать руководство к действию. Будет полезно. Мы уже рассказали, как взять интервью для такого текста. Но читателю всегда интереснее следить за кем-то. Увлекательнее видеть прямую речь, наблюдать и читать о живом человеке.

Еще интервью - это актуально. Интерес пользователя к формату подогревают популярные проекты. Новую жизнь получили подкасты. Интервью с редакторами в аудиоформате записывает и выкладывает в Телеграме Павел Федоров, на Sound Cloud пишет подкасты Александр Марфицин.

Инструкция

Разнообразьте интервью всевозможными портретными описаниями отвечающего участника. К примеру, очень хорошо подойдут вставки типа «весело усмехнулся», «нахмурив брови, торопливо поправил и без того ровно висящий галстук» и им подобные. Оживляйте скучный текст любыми замеченными тонкостями.

В конце интервью также сделайте краткую авторскую заметку, но уже в качестве некого вывода. При написании заключительной заметки придерживайтесь объективной позиции. Если в интервью были опровергнуты или подтверждены те или иные данные, факты или новости, в авторском заключении их обязательно отметьте.

При оформлении интервью для выделения вопросов используйте жирный шрифт чуть большего размера, чем для ответов, шрифт текста которых оставьте обычным. Текст анонса и заключения сделайте таким же шрифтом, что и ответы респондента - это создаст определенный стиль вашего оформления.

Согласно Большой Советской Энциклопедии, интервью (от английского interview - деловая встреча, собеседование) - это один из информационных и (или) публицистических жанров, представляющий собой беседу интервьюера с одним или несколькими респондентами на общественно значимые и интересные темы. При этом респонденты в интервью могут как рассказывать о себе, так и комментировать какие-либо произошедшие события. Для проведения интервью нужно как минимум два человека, один из которых будет задавать вопросы, а второй - отвечать на них.

Инструкция

Прежде, чем взять у кого-либо , подготовьтесь к нему. Постарайтесь собрать как можно больше информации у того респондента, с которым вы будете общаться. Если это известный человек, почитайте о нем в и . Если интервьюируемый - обычный гражданин, но у вас есть возможность поговорить с его семьей, начальством, расспросите их о нем. Все это делается, чтобы определить круг тем, на которые вы сможете беседовать, и не задать ненароком бестактных вопросов. например, если ваш недавно пережил смерть близкого человека, не стоит в интервью затрагивать эту тему, если речь пойдет, скажем, о его работе, а не о личной жизни.

Напишите примерные вопросы, которые вы собираетесь задать респонденту. Старайтесь формулировать их так, чтобы они вдохновляли собеседника на развернутые ответы, а не на краткое "да-нет-не знаю". Вопросы должны быть выстроены логически, так, чтобы главная тема интервью раскрывалась с каждой фразой все больше. При этом интервьюер должен говорить по возможности кратко и понятно, не стараться выглядеть умнее своего собеседника. Следите, чтобы вопросы не получались слишком длинными и заумными, чтобы их можно было легко произнести и не требовалось повторять дважды.

Перед началом интервью кратко обрисуйте собеседнику главную цель вашего с ним разговора. Если интервью информационное, начните с того повода, из-за которого вы и ведете беседу. Если речь пойдет о самом человеке, который дает интервью, для начала попросите его немного рассказать о себе. задавайте дополнительные вопросы, исходя из рассказа, не бойтесь уточнять и переспрашивать, особенно когда речь пойдет о датах и людях. Бывает так, что увлеченный собственным рассказом интервьюируемый начинает отходить от темы, углубляясь в воспоминания. В этом случае корректно верните разговор в нужное вам русло словами: "Это очень интересно, но подробнее хотелось бы узнать вот о чем..."

Видео по теме

Обратите внимание

Профессиональные интервьюеры знают про "эффект выключенного диктофона". Заключается он в том, что после окончания интервью. респондент расслабляется и начинает говорить еще что-то, вспоминает какие-то подробности и детали. Помните об этом и не упускайте возможности продолжить беседу.

Полезный совет

Если ваш респондент замкнут, на все вопросы отвечает односложно, попытайтесь в разговоре найти темы, которые будут ему интересны. Поговорите о чем-то отвлеченном, пусть собеседник расслабится, рассуждая о погоде за окном или рассказывая о любимой собаке. Когда вы увидите, что человек разговорился, возвращайтесь к главной теме интервью.

Источники:

  • "Как брать интервью"

Кажущаяся на первый взгляд простота проведения интервью ошибочна. Задавая вопросы, нужно cумеnm так разговорить собеседника, чтобы получить необходимую информацию, а не набор обтекаемых фраз. Интервью – это диалог, ведущий в котором тот, кто задает вопросы.

Вам понадобится

  • список вопросов, ручка, блокнот, диктофон, контакты собеседника

Инструкция

Прежде всего, важна вовлеченность или ера в тему. Если вам действительно расспросить людей или конкретного человека о его или событии, которому он стал очевидцем, то ломать голову над списком вопросов не придется. Заранее старайтесь избегать вопросов-штампов в духе: «как вы стали ? как вы пишете песни? что вы испытали, когда вышла ваша последняя книга?»

До начала интервью продумайте, как будет выглядеть статья. Постарайтесь найти как можно больше информации по теме. Составьте примерный список вопросов (около 10), определите их последовательность. Конечно, во время интервью вопросы могут меняться местами, отпадать, часто в ходе беседы рождаются новые вопросы. Держите в голове концепцию будущего материала, не уклоняйтесь от намеченного курса, иначе получится не цельное интервью, а набор бессвязных вопросов и ответов. Если собеседники не слышат друг друга, это неинтересно ни интервьюеру, ни интервьюируемому, ни читателю.

Согласно книге Дэвида Рэндалла «Универсальный журналист», вопросы «с подковыркой» выдают либо неопытного интервьюера, либо репортера слишком озабоченного своей статьей. Задавайте классические, но действительно важные вопросы: что? где? когда произошло? как? почему? Получив на них ответы, вы поймете, что у вас в руках - ключевая информация.

Внимательно слушайте ответы. Так вы не собьетесь с курса и не позволите обмануть вас завуалированными фразами. Просите разъяснить их, часто за ними скрывается не совсем тот смысл, который вы истолковали по-своему. Фраза «не для печати» должна звучать как можно реже. Для этого заранее оговаривайте все детали беседы, а договорившись, не отступайтесь от своих слов.

Не бойтесь показаться дураком, спрашивая об очевидных для интервьюируемого вещах. Помните, что полученную вами информацию будут читать люди, которым это тоже интересно. Большинство источников, как правило, готовы рассказать гораздо больше, если видят заинтересованное в их теме лицо.

Полезный совет

Всегда фиксируйте имена, фамилии и должности интервьюируемых на бумаге, после чего попросите их проверить лично, а не на слух, то, что вы написали в блокноте. Не доверяйте подобные данные даже самой качественной звукозаписывающей технике.

Источники:

  • "Универсальный журналист", Д. Рэндалл, 1996

Достоинство интервью как жанра заключается в том, что читатель «видит» живого человека, его чувства, его непосредственную реакцию и откровенную оценку. Впрочем, парадокс в том, что главная трудность при создании текста интервью связана с этим же. Журналист должен суметь наладить контакт с собеседником и направить его рассуждение в нужное русло. Помогут в такой работе знания о разновидностях интервью и принципах подготовки каждого из них.

Инструкция

Все виды интервью делятся на три больших – информационные, аналитические и художественно-публицистические. При создании каждого из них перед журналистом ставится особая цель и задачи, в соответствии с которыми и ведется беседа с интервьюируемым.

Информационное интервью событийным. При его создании вы должны узнать обо всех значимых деталях события от его участника. Поэтому стоит задавать вопросы, уточняющие место происшествия, его суть, количество участников, особенности действий и результаты. Не пытайтесь набрать сразу максимум информации – ее нужно структурировать, чтобы читатель увидел живую картину события глазами другого человека. Такой текст будет напоминать краткий репортаж.

Во время беседы для аналитического интервью к вопросам, рисующим образ ситуации, добавляются те, которые подталкивают эксперта к ее анализу. В ходе разговора вы должны узнать у человека, в чем он видит обсуждаемой проблемы, какова ее значимость для общества в целом и отдельных его слоев. Попросите дать прогноз развития ситуации и спросите, каковы могут быть пути выхода из сложившейся проблемы.

В рамках художественной публицистики интервью может состояться в двух видах: зарисовка и портрет. В первом случае с помощью наводящих вопросов вы помогаете интервьюируемому создать образ какого-либо события. В отличие от информационного интервью, здесь важны не столько точные факты (хотя искажение их, конечно, недопустимо), сколько мелкие характерные детали, которые делают картинку особенно живой, человечной, затрагивающей чувства читателей. Художественно-публицистическое интервью-портрет, в соответствии с названием, создает имидж конкретного человека на страницах газет и журналов. Во время такого интервью надо особенно чутко относиться к собеседнику, быть предельно тактичным и искренним, чтобы вызвать его расположение. Только после налаживания контакта можно задавать вопросы, которые станут отправной точкой в воспоминаниях и рассуждениях человека о своей жизни. Роль журналиста в подобном интервью сводится не к оценке героя, а к «модерированию» его рассказа так, чтобы в тексте появился портрет в результате самоанализа и рефлексии.

Видео по теме

Профессия журналиста сложна и подходит далеко не всем. Умение задавать вопросы собеседнику так, чтобы получить достоверные и искренние ответы, приобретается с годами, но его зачатки закладываются еще на скамье института.

Вам понадобится

  • - ручка;
  • - блокнот;
  • - диктофон.

Инструкция

Подготовьтесь заранее. Идти на пресс-конференцию или без предварительной подготовки крайне непрофессионально. Найдите как можно большее количество информации о персоне, которую собираетесь интервьюировать, уточните , даты и должности. Четко поставьте главный вопрос, определяющий тему беседы, и постарайтесь разобраться в нем, чтобы не выглядеть профаном.

Упрощайте формулировки. Чем проще вопрос, тем больше шансов получить четкий . Запутанные вопросы подставляю подножку не только вашему собеседнику, но и вам самим. Любая может уложиться в пять основных : кто, что, где, когда, как, почему. Задав их в этой последовательности, вы непременно получите целостную картину событий и не упустите важной информации.

Не ограничивайтесь темой обсуждения. Если вы чувствуете, что собеседник готов предоставить интересные сведения, не касающиеся темы интервью, не перебивайте его и выслушайте до конца. Впоследствии при написании статьи вы только порадуетесь своему терпению.

Откажитесь от вопросов-клише. Таковых на сегодняшний день в журналистике не один десяток. Их стоит избегать любыми способами, ведь задав вопрос-штамп, вы получите точно такой же ответ, не несущий ровно никакой информации.

Начинайте с второстепенных вопросов. Если первым вопросом интервью станет важнейший для всей беседы, на ней можно ставить крест. Вам ответят кратко и без эмоций, а дальнейшие попытки прояснить ситуацию потерпят крах.

Чередуйте открытые и закрытые вопросы. Открытые позволяют интервьюируемому высказаться в полной мере, закрытые поставлены четко и требуют отрицательного или утвердительного ответа. От последовательности вопросов будет зависеть развитие всей беседы.

Полезный совет

Не отвлекайтесь во время интервью, проявите внимание к человеку, с которым разговариваете. Нет ничего хуже, чем неуважительное отношение журналиста к собеседнику.

Источники:

  • как журналисту задавать вопросы

Совет 6: Школа копирайтера: 5 секретов, как описать статью, чтобы ее купили

Инструкция

Не пишите: «Эта статья о...» и т.д. Лучше придумать такой заголовок, который объясняет сущность статьи. А в описании привести пару-тройку «цепляющих» выражений, «крючков», чтобы заинтересовать покупателя. Создайте интригу. Так вы покажите покупателю, что и читатель заинтересуется вашей статьей, значит, как минимум, начнет ее читать.

Раскрывайте все карты. Если вы даете какие-то советы, хотя бы перечислите пункты. Если рассуждаете на какую-то тему, напишите, к каким выводам пришли. Покупатель должен знать о вашей статье всё еще до того, как ее приобретет. Или, по крайней мере, иметь представление. Вдруг ему нужна статья, где вы хвалите ЕГЭ, а вы в своих размышлениях его ругаете?..

Пишите описание тем же языком, каким писали статью. Если это развлекательная статья, то и описание должно быть «легким», ненавязчивым. Если серьезное исследование – то и описание должно быть отнюдь не развлекательным.

Сделайте дополнительное описание: распишите, для какой аудитории предназначена ваша статья, для сайта какой тематики, куда вашу статью можно приспособить. Обязательно укажите, если ваша статья является частью серии: может быть, заказчик купит еще или даст вам персональный заказ.

Дайте покупателю приятный бонус. Например, напишите, что вы сделали скидку на статью (даже если ее не делали). Или приложите бесплатные фотографии. Или предложите бесплатную доработку. Покупателю будет приятней купить именно вашу статью.

Видео по теме

Совет 7: Школа копирайтера: как новичку раскрутиться на бирже копирайтинга - универсальный рецепт

К новичкам в любом месте относятся настороженно. Биржи копирайтинга – не исключения. Даже если вы гуру копирайтинга и где-то когда-то уже «засветились», то на новой бирже вам придется вновь доказывать свою профпригодность. Впрочем, обычно, если есть опыт и навыки, это сделать несложно. Но как поступать тем, кто только вступил на тернистый путь копирайтера?

Первое, о чем следует позаботиться на новой бирже, – о репутации. Внимательно прочитайте пользовательское соглашение, узнайте рейтинговую систему. Вы должны твердо знать правила биржи и ни в коем случае их не нарушать. Заведите виртуальные кошельки, на которые будете выводить деньги, либо укажите номера кредитной карточки или расчетного счета.

Второй шаг – начальный этап. Заполните данные о себе. Придумайте ник. Он должен быть удобочитаемым, уникальным. Не нужно называться sergey777, это покажет, что вы – один из многих. Не используйте произвольное сочетание букв. Это тоже считается плохим тоном. Одни из вариантов ника – часть вашего имени или фамилия или их комбинация. Ваш ник в будущем должен стать брендом. Дополнительную нифу о себе лучше заполнять по максимуму – заказчикам больше по душе работать с реальными людьми. Подберите подходящую аватарку или фотографию. Это тоже будет элементом вашего бренда.

Если есть возможность, то выполните тестовые задания. На многих биржах они есть. За это начисляется рейтинг, который вам на начальном этапе нужен, как воздух. А на некоторые биржи, например, на Текст.ру, вообще без сдачи «вступительного экзамента» не берут.

Третий шаг к успеху – портфолио. Грамотно составленное портфолио способно существенно поднять вас в глазах заказчика. А это означает больший уровень доверия к вам. Поэтому заниматься составлением портфолио для успешной работы на бирже просто необходимо.

На разных биржах подход к составлению портофолио разный. На некоторых есть специальный раздел, куда можно скидывать свои уникальные статьи или ссылки на уже опубликованные. Например, на Текстсейле есть раздел «Портфолио» и есть раздел «Свободная публикация». На некоторых свое портфолио можно выставлять в виде тему на форуме, например, на Адвего. А, к примеру, на Текст.ру в анкете есть раздел «О себе», где можно занятно изложить информацию о себе и показать работы. В общем, сколько бирж, столько вариантов. Выясните, каким образом можно представить портфоило, и обязательно составьте его!

По заказам. Нужно ли говорить, что все заказы выполнять в срок, в точном соответствии с требованиями заказчика, с максимальной уникальностью? Все это само собой разумеется. Ваша цель, как новичка, – не только раскрутиться, то и найти постоянных заказчиков. Не бойтесь обращаться к заказчикам, которому вы сделали работу и который ее оплатил. Вы можете спросить, не требуются ли ему ваши услуги. Можете даже предложить ему скидку. Если заказчику нужно много похожих текстов, а вы все сделали хорошо, обычно он берет вас в качестве постоянного исполнителя.

На первых порах вам не будут доставаться самые «вкусные» заказы. Но и ждать их не нужно! Регулярно скидывайте по 3-4 статьи в магазин на самые популярные темы, либо на ту тему, в которой вы разбираетесь. Маленькая хитрость – чтобы ваш ник почаще «мелькал» в магазине, заливайте статьи не сразу, а с интервалом в 1-2 часа. Вы «примелькаетесь» и к вам будет выше уровень доверия.

Стремитесь общаться на форумах с заказчиками. Бывает, что заказчики ищут новичков, чтобы поручить им работу по более низкой цене, чем профессиональным исполнителям. Не чурайтесь такой работы, особенно, поначалу. Это поможет вам набрать авторитет и вес на бирже. Просите у заказчиков положительные . За отзывы можно предоставлять им скидки или бонусы, например, бесплатные фотографии или 5-ый текст в подарок.

Общайтесь с заказчиком на равных. Помните – вы не раб и не . Вы помогаете вашему заказчику зарабатывать деньги, а он делится с вами прибылью. Вы находитесь в равноправных отношениях, а не в подчиненном. При личном общении нужно не только обсуждать чисто деловые вопросы, но и общаться чисто по-человечески. Например, делиться результатами футбольного матча или мнениями о недавней премьере. Тогда заказчик будет воспринимать вас как реального человека, а не работника с клавиатурой. А значит, можно будет рассчитывать на хорошие заказы и интересную работу.

Доработки. Иногда случается, что заказчик просит вас доработать выполненный заказ. Не бойтесь, это нормально. Если требования заказчика адекватные и вы что-то пропустите по своей вине - исправьте. Но если вы считаете, что заказчик требует слишком многого, то есть того, что не было обговорено в творческого задании, смело обращайтесь в арбитраж. Арбитраж в 90% случаях выступает на стороне копирайтера.

Так, двигаясь с упорством, не сдаваясь и не огорчаясь по поводу отказов или доработок, вы сделаете свою карьеру на бирже.

Ключевой вопрос: сколько можно заработать на бирже копирайтинга? Много, очень много. Но на первых порах суммы будут не очень внушительные. Если работать регулярно, беря по 3-4 заказа в день, реально в первый месяц заработать около 8-10 тысяч рублей. Дальше - больше. Удачи!

Совет 8: Школа копирайтера: 7 причин, почему стоит писать на КакПросто

Копирайтинг – одно из самых прибыльных занятий из всех интернет-заработков. Ежедневно появляются десятки новых сайтов и порталов, которым требуется наполнение. Поэтому талантливый и «раскрученный» копирайтер всегда востребован. Другое дело – копирайтер начинающий, у которого пока нет ни опыта, ни имени, а зачастую уверенности в себе. Даже тот, кто берется самостоятельно создавать и раскручивать собственный сайт, не всегда обладает должными навыками и умениями. Возникает вопрос – где их приобрести? Не работать же за бесплатно, за «отзыв» или «репутацию» – кушать-то хочется. Выход есть – размещайте статьи на сайте Как Просто.

Инструкция

Опыт. Вы получите бесценный опыт работы с текстом. Научитесь формулировать свои мысли, отточите стиль. Более того, поймете, в какой нише вы сильны – авто, строительство, ... Поймете, какого рода статьи именно вам легко писать, а какие – тяжело. Так вы сможете найти свою тему, «застолбите» за собой определенную нишу. Впоследствии на биржах вы сможете выкладывать свои статьи на эту тему или создадите свой сайт.

Развитие навыков поисковой оптимизации. Посредством статистики вы увидите, какие статьи востребованы, а какие не вызывают особого интереса у читателей. Научитесь оптимизировать статьи под поисковые запросы и убедитесь, что «это работает» – количество читателей вырастет. Единственный недостаток – статистика далеко не подробная. Вы не увидите, откуда были совершены переходы и каково «лицо» вашей аудитории. С другой стороны, располагая далеко не полной информацией, вы сможете уловить общий «тренд». А для профессионального копирайтера всегда важно знать, «откуда дует », опираться на интуицию и играть на опережение.

Раскрученный сайт. Как Просто – проект известный и уважаемый. Поэтому довольно легко себе сделать имя как ведущего автора сайта. Вы всегда сможете указать в своем портфолио, что являетесь блогером портала «КакПросто» и скинуть ссылочку на свой профиль. А заказчик в любое время сможет посмотреть ваши материалы и оценить качество вашей работы.

Живое сообщество. Конечно, комментариев к статьям в общей массе пока маловато, с той же «Школой жизни» не сравнится. Но, с другой стороны, общество активно развиваются, запускаются новые функции и возможности – тот же авторский или возможность задать вопросы. Это стимулирует общаться и выражать свои мысли. А в комментариях и вопросах – масса идей для будущих статей.

Модерация. Наши статьи проходят довольно жесткую модерацию и откровенно «слабые» и неинтересные статьи не пройдут. Это приучает копирайтера, что халтурить не следует.

Удобная система вывода денег. Перечисление денег на банковскую карточку с отчислением всех налогов и пенсионных накоплений – отличная фишка сайта. Каждый копирайтер может работать «в белую», не открывая ИП и не неся дополнительные затраты. К тому же большинство другой работы в интернете подразумевают вывод денег на Webmoney, а вывод денег из этой платежной системы в ряде городов довольно затруднителен.

Общение с заказчиками – целая наука. Ведь наше слово – наше оружие. Поэтому и при общении заказчик оценивает, насколько оно действенно. Почему-то многие копирайтеры про это забывают. В статьях они – верх грамотности, а при общении по «аське» или через соцсети допускают досадные ошибки. Или своим снобизмом отпугивают заказчика – такое тоже бывает.

Корректное обращение с заказчиком, всегда и во всем. Обращение обязательно на Вы, можно с маленькой буквы. Не нужно панибратствовать и шутить неуместные шутки. Помните – у вас с заказчиком чисто деловые отношения, ничего личного. Насчет чувства юмора – прежде, чем вставлять остроумные замечания, обратите внимание, есть ли вообще у заказчика чувство юмора. Иначе ваши шутки могут ему не понравиться, вы рискуете оборвать налаживающее общение.

Если хотите немного разрядить обстановку, то используйте великолепное изобретение интернет-общения – смайлики. Смайлики – прекрасная возможность даже серьезный деловой разговор сделать немного более душевным.

Вне зависимости от способа общения с заказчиком, недопустимо совершать грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки. Заказчик может себе это позволить. Вы, как копирайтер, можете себе позволить разве что опечатки или намеренные АшиПки, которые выделите в тексте так, чтобы было понятно, что это сделано специально.

Внимательно читайте тексты ТЗ (творческого задания), задавайте уточняющие вопросы, особенно, если работаете впервые. Например, на какой сайт это пойдет, на какую аудиторию рассчитан, будут ли картинки и т.д., все, что сочтете нужным. Чем больше у вас такой информации, тем лучше вы напишите текст.

Отставьте в сторону снобизм. Даже если вы супер-копирайтер, а заказчик – зеленый новичок, и вы «рубите» в теме в сто раз лучше. Помните: кто платит, тот и заказывает музыку. Поэтому лучше внимательно ознакомиться с требованиями и, если вы считаете, что где-то лучше сделать по-другому (подобрать другие ключевые слова или предложить другую структуру текста), спокойно и ненавязчиво предложите это заказчику. Обязательно аргументируйте, почему лучше сделать. «Мне так подсказывает мой опыт / интуиция / внутренний голос / бабушка у подъезда / другой копирайтер» – не аргументы. Не аргумент и фраза: «Все так делают». Может быть, ваш заказчик как раз хочет сделать, не как все.

Вообще, подсказки заказчику – задача не столько копирайтера, сколько оптимизатора. Поэтому показывать свой профессионализм следует по-другому. Не указывайте заказчику, а мягко советуете, например: «Я бы сделал так», «А мне, как пользователю, кажется, вот так»... И поосторожнее с советами. Если заказчик последует вашим советам, и у него все получится, то благодарность его не будет знать границ. А если наоборот, то пеняйте на себя.

Цену вопроса лучше согласовать заранее. Определитесь, это цена за 1000 знаков или за весь текст. Бывает, что возникает недопонимание, если заказчик указывает, к примеру, цену в 60 рублей за весь текст длиной в 2000 символов, а копирайтер думает, что за 1000 знаков. Если вы считаете, что ваш труд оплачивается низко, или поднимаете цену для всех заказчиков, то будьте готовы, что заказчик от вас уйдет. Если же он уйти не хочет или не может, а платить больше у него пока нет возможности, можно сделать ему временное послабление. Только смотрите, чтобы временное не стало постоянным.
Постарайтесь как можно больше узнать о вашем респонденте и его профессии. Почитайте специальную литературу, журнал или просмотрите соответствующие сайты. Хорошо бы заранее найти биографию вашего будущего собеседника. Как правило, это не сложно, если он достаточно известный человек. Кроме того, прекрасно подойдут в качестве ознакомительного материала прошлые интервью. Для чего это нужно? Вы составите предварительный портрет человека, будете знать, что он из себя представляет и сможете задать ему действительно интересные вопросы, не «погрязая» в мелочах и биографических подробностях.

Подготовка списка вопросов
Первый этап помог вам сложить мнение о человеке. Теперь из списка вопросов автоматически выпадают информационно-ознакомительные: «Где вы родились», «Чем занимались» и т.д. Изучение биографии даст пищу более интересным вопросам: «Как вам удалось вырваться из провинции и стать самым крутым копирайтером всех времен и народов?». Вопросы должны раскрывать сущность человека, давать ему большой простор для размышлений и анализа. Аналитику, особенно в интервью, читать в разы интереснее, чем сухую статистику.

Пообщайтесь с теми, кто знает человека
Это может быть кто угодно. Если вы знаете таких знакомых – вам повезло. Спросите у них, какой характер у человека, как он общается, какие у него привычки, что любит, какие вопросы ему можно задать, а каких лучше избежать и т.д. Например, если вы выясните, что вам нравится одна и та же книга или музыкальная группа, в интервью можете навести его на разговор об этом, упомянуть, что вам это тоже нравится, – и человек уже будет лучше к вам расположен.

Как успешно провести интервью

Работа журналиста – это целенаправленный и углублённый поиск необходимой информации, неизвестной ранее.

Для того чтобы интервью было успешное, первое, что нужно сделать - сформулировать цели и задачи. Беседа будет успешной в том случае, если заранее подготовить вопросы и углубиться в суть темы, поставленной в интервью.

Обязательно нужно спланировать будущий разговор. Следует составить примерные вопросы, которые будут заданы в соответствии с выдвинутыми задачами. Каждая из задач предполагает определенные вопросы для ее решения. Умение и талант четко формулировать вопросы в процессе беседы – одно из важных качеств успешного журналиста.

На протяжении всего разговора нужно уметь: подстраиваться под собеседника, корректировать формулировку и суть вопросов.

В зависимости от темы, в интервью рекомендуется использовать разную последовательность вопросов. Лучше всего начинаться с легких и непринужденных, после переходить к более личным и детальным вопросам. Напоследок лучше задавать вопросы о чем-то приятном.

Восприятие человека - избирательно, поэтому у каждого профессионального репортера, должен быть диктофон, личный блокнот или тетрадь. Фиксирование информации необходимо для того, чтобы после осмыслить ответы и выстроить логику беседы.

Какие вопросы лучше задавать

Вопросы могут быть прямые и непрямые, открытые и закрытые. Прямые вопросы следует задавать, если требуется конкретный ответ. Непрямые вопросы уместны в том случаи, если предполагается, что человек прямо не ответит. Открытые вопросы - более душевные, что побуждает собеседника давать искренние ответы, ничем не ограниченные, который могут занимать длительное время. Закрытые вопросы требуют определенного ответа – четкого и ясного.

Никогда не следует задавать глупых и банальных вопросов. К таким относятся вопросы: «Расскажите о своей жизни?», «Как добиться успеха?».

Не нужно задавать вопросы, на которые человек уже неоднократно отвечал. Это будет не очень приятно для человека, который в десятый раз отвечает на один и тот же вопрос, и слушателям, которые ожидают новую уникальную информацию. Следует просмотреть всю имеющуюся информацию и не повторяться.

Вопросы в интервью должны быть интересными и оригинальными. Нужно уметь заинтересовать собеседника, стремиться к тому, чтобы человек открылся на максимум. Кроме этого, следует помнить: компетентно поставленные вопросы, располагают к диалогу большинство людей.

Главное перед интервью – определить, что нового хочется узнать о человеке, и только после этого придумывать разнообразные необычные вопросы.

Можно использовать так званные «острые вопросы». Задавать их следует с позиции большинства. Ответственность перед массой заставляет комментировать ситуацию более искренне.

Следует задавать вопросы, на которые нельзя ответить односложно. Незавершенные вопросы обычно вызывают более откровенные ответы.

Нужно использовать паузу. Если же собеседник сразу не отвечает на вопрос полностью, можно сделать вид, изображая ожидание. Часто по мере того как истекает время, собеседник делает заключение, что нужны еще какие-то детали, и дополняет короткий ответ. Главное уметь "перемолчать собеседника".

Чтобы интервью было ярким, интересным и насыщенным нужно наполнить его оригинальными, правильно поставленными вопросами.

Александра Кожевникова, Бишкек:

Удел фотографа – прекрасные мгновения…

Всем известно, что на сегодняшний день множество людей работают в сфере фото и видеосъемки. Что же такого интересного в этой, такой непримечательной на первый взгляд, профессии? Почему выбирают именно ее? Сегодня мы решили пригласить в нашу редакцию начинающего фотографа Александру с целью получить ответы на все вопросы.

Здравствуйте, Александра. Не могли бы Вы для начала рассказать нашим читателям, с чего началось Ваше увлечение фотографией?

Добрый день. Это произошло, когда я училась на 1-ом курсе. Мне тогда пришла в голову идея создать выпускной альбом или диск с фотографиями за все 5 лет обучения. С того дня я начала снимать почти постоянно – на телефон, на фотоаппарат, и неожиданно поняла, что мне это нравится. Я радовалась каждому удачному или смешному снимку, предвкушала саму работу по созданию альбома.

Что Вы чувствуете, когда держите в руках фотоаппарат?

Я словно отдыхаю душой. Иногда, чтобы отвлечься от проблем, мне достаточно взять фотоаппарат и пойти на прогулку. Приятная тяжесть в руках, щелчки затвора, интересные снимки – и хорошее настроение возвращается.

Скажите, Вы снимаете только окружающий мир? Или, например, устраиваете какие-то фотосеесси, Love story , свадьбы?

Будь это пейзаж, оживленная улица или группа людей – я все снимаю с удовольствием.

Но разве Вы не устаете от этого? Особенно если приходится снимать людей? Ведь у каждого свое мнение, свои желания.

Что Вы? Разве можно устать, наблюдая за счастливыми влюбленными, за детскими улыбками, за чьим-то смехом? Наоборот, когда видишь такое, то понимаешь, что есть еще в мире нечто прекрасное. Или природа… Непередаваемое чувство восторга просыпается во мне, когда я вижу красивый закат, облако необычной формы или множество других ярких моментов.

Вы не могли бы рассказать какой-нибудь интересный случай из Вашей работы?

С такой профессией их может быть много, но был один, который, наверное, никогда не забудется. Я тогда заканчивала 5-ый курс и принесла на учебу огромное количество фотографий. Одногрупники должны были выбрать наиболее подходящие для альбома. На протяжении всех 5 лет мои друзья ругались, что я снимаю, требовали, чтобы я убрала фотоаппарат подальше. Конечно, я их не слушала. И вот мы сели все вместе просматривать фото. Такого восторга в глазах я раньше никогда не видела. А сколько раз мне сказали «спасибо за такую память» даже не посчитаешь. Вот тогда я и решила, что хочу дарить людям незабываемые эмоции и память на долгие годы…

В наше время такой большой выбор профессий, так много сфер и направлений, что у вчерашних школьников начинают разбегаться глаза. Из-за этого многие ошибаются с выбором, а потом работают без интереса. Моя же работа приносит мне удовольствие и массу положительных эмоций. А от такого нельзя отказываться ни в коем случае.

И напоследок, чтобы Вы пожелали нашим читателям?

Я бы всем хотела пожелать не бояться следовать за своей мечтой, и создавать в своей жизни как можно больше счастливых мгновений…

Альбина Ахмет-Закирова

«Победа? Да, приятно!»

«Дорогие читатели, сегодня нам посчастливилось задать несколько вопросов победителю всероссийского конкурса фотографии «Весенний свет». Алла, скажите пожалуйста, какие фотографии необходимо было отправить на конкурс?»

— Каждый из нас видит весну по-разному: для кого-то она представляет собой слякоть; а кто-то считает, что весна- это наша спасительница от холода и старшая сестра лета. На конкурс необходимо было предоставить те работы, на которых отражено ваше представление весны.

«У нас сейчас довольно холодно, хотя на дворе весна. Какой вы видите это время года, если не секрет?»

— Для меня не важно, сколько градусов показывает термометр. Вы только взгляните вокруг: солнце светит, птицы поют. Для меня весна — это предвестник перемен: было холодно, стало тепло; было мрачно, стало солнечно и так далее.

«Скажите, Алла, что было изображено на вашей фотографии?»

— Я решила сделать свой снимок максимально солнечным. На нем изображена стекающая капля с только что появившегося, маленького листочка. Кроме того, на эту каплю упал свет, и она блестит и искрится.

«Не терпеться взглянуть на ваше творение! Возникли ли у вас трудности при создании это фотографии?»

— Нет! Я помню, был солнечный день, я шла домой со школы, когда увидела эту картину в природе. Моя привычка- это всегда носить с собой фотоаппарат. Я, не медля, сделала снимок.

«Скажите, приятно чувствовать себя победителем? Будете ли вы еще участвовать в конкурсах фотографии?»

— Да, конечно! Быть победителем- это очень приятно. В любом конкурсе всегда есть шанс победить, поэтому я советую каждому вашему читателю участвовать, участвовать и еще раз участвовать!

«Спасибо Вам, Алла! А вы, дорогие читатели, можете задать любой интересующий вас вопрос Алле, написав письмо в нашу редакцию. До скорых встреч!»

Елена Короткова, Бишкек:

Без розовых очков

Выпускница КРСУ имени Б.Н.Ельцина Елена Короткова – о том, чем трудовые будни журналиста отличаются от рассказов преподавателей о профессии

Английская пословица гласит: «You never know what you can do till you try» — «Ты никогда не знаешь, на что способен, пока не попробуешь». И если раньше пробовать искать места работы парни и девушки начинали только после окончания университета, то в последние лет десять ситуация изменилась с точностью до наоборот. Это мешает качественному обучению, но даёт студенту возможность к окончанию вуза приобрести материальный фундамент и приличное рабочее место. Большинство предпочитает именно этот тернистый путь, и достигает значительных успехов. Как, например, Елена Короткова. Недавняя выпускница КРСУ имени Б.Н.Ельцина и лауреат национальной премии «Акыл Тирек» в области журналистики начала творческий путь ещё в стенах университета, и доказала, что университетская скамья и карьерный рост – вполне совместимые вещи. В небольшом интервью она рассказала, почему предпочла свою специальность из диплома журналистике, и насколько трудовые будни журналиста отличаются от рассказов преподавателей о профессии.

— Как Вы пришли в журналистику?

— Работать в профессии хотела, сколько себя помню. Причём не диктором в чистенькой студии или аналитиком, а где-то «на передовой»: с увлечением зачитывалась расследованиями Дарьи Асламовой и Ярославы Таньковой в «Комсомолке», от выпусков программы «Человек и закон» было просто не оторвать… В моих глазах тогда журналист был человеком, который всегда в курсе событий и несёт людям истину. О том, что громкие разоблачения не всем по вкусу, и о расплате за них почему-то не думалось, хотя на слуху уже были убийства Холодова и Гонгадзе. В тот год, когда я поступила в университет, жестоко убили одного из ключевых деятелей кыргызской журналистики – Геннадия Павлюка. Его сбросили в Алматы с шестого этажа со связанными руками и ногами, с замотанным скотчем ртом. Родителей и родственников это ужаснуло – они не хотели для меня подобной судьбы. Меня – шокировало, но от намерения стать серьёзным журналистом не отвратило. Стала искать место для стажировки – одновременно начала писать для университетского «Студенческого обозрения», и попала в Международный пресс-центр «News-Asia» в качестве стажёра. Там меня и научили всему, что требуется в профессии – практически с нуля, и то, чего мне удалось добиться за несколько лет – заслуга и главреда «Студобоза» Виктора Шлоева, и редактора большинства изданий пресс-центра, Владимира Банникова. Они стали моими первыми терпеливыми наставниками и я им очень благодарна.

— Вас помнят в родном университете как студентку-филолога, до сих пор ставят в пример студентам, как человека, у которого могло быть блестящее научное будущее…Чем же Вас не прельстила наука?

— Изначально филология была для меня лишь ступенькой к достижению мечты. Одна чета знакомых журналистов перед поступлением объяснила: главное в профессии не бумажка об окончании журфака, а грамотность, эрудированность, умение излагать свои мысли, остальное приложится. И рекомендовала подать документы именно на факультет русской филологии – там ещё к тому времени преподавали крепкие русисты Абдыкадыр Орусбаев, Галина Шепелева, Людмила Иванова, Георгий Хлыпенко, способные дать мне всё необходимое … И правда, они дали мне очень многое – не только в отношении своих дисциплин, но и в отношении человечности было чему у них поучиться!

— Что оказалось самым сложным для Вас в профессии?

Снять розовые очки. Всем демонстрируется лишь конечный результат работы, но не сам процесс сбора и обработки информации. Не то, как в любой момент обычный митингующий или снайпер в «горячей точке» может в тебя выстрелить только потому, что у тебя на жилетке надпись «Пресса». Не то, что иногда приходится хоронить убитых коллег. Не то, как в редакцию и на персональный телефон звонят с угрозами, а правоохранители лишь имитируют поиск пригрозивших тебе или твоим родным людей проблемами за подготовленный к печати и показу на телевидении сенсационный материал. Не то, как чиновники и работники пресс-служб, а то и простые граждане хамят журналистам, а эксперты отказываются давать комментарий по острым вопросам. Не то, как приходится ездить «в поле», на выезды, где тебе могут и не обеспечить ни питания, ни ночлега. Не то, что респонденты могут лгать, и свою правоту приходится доказывать через суд… Привыкнуть к несоответствию красивой картинки, идеализированного представления о профессии, которое создают книги и фильмы, с реальностью было крайне нелегко! Но где-то через полгода справилась с этой задачей.

— Как относятся к такой жизни домашние, любимый человек?

Семья уже привыкла: журналистика стала моей жизнью! И в нерабочее время обдумываю план материалов, заметок, какие-то ключевые фразы, обсуждаю их с коллегами в онлайне, друзьями и подругами, делаю наброски в компьютере и ежедневнике, отслеживаю информационные поводы, популярные темы обсуждений в социальных сетях, волнующие простых кыргызстанцев… Знаете, это как наркотик – иногда ради материалов приходится жертвовать обедами, ужинами, сном, выходными, семейными датами, иногда любовью. Настолько, что пока обо мне можно сказать, что я замужем за своей работой!

— Какие ошибки чаще всего совершают начинающие журналисты? Что могли бы им посоветовать?

Прежде всего, они должны подготовиться к тому, что придётся очень много работать! Над качеством своих материалов и прежде всего – над собой. Научиться принимать критику, какой бы жёсткой она ни была. Находиться в постоянном активном поиске информации. Смотреть, как пишут и работают коллеги, постоянно совершенствовать свой язык и стиль. Быть коммуникабельным и открытым человеком – осторожным и строгим расскажут не всё. Пунктуальным – лучше прийти на интервью раньше и немного подождать, чем заставить ждать себя, показав неуважение к собеседнику. Умеющим искать информацию и правильно ей пользоваться, например, идя на интервью, нужно собрать всю возможную информацию об этом человеке, чтобы примерно знать, что он может ответить на ваши вопросы, и заставить его рассказать что-то новое, чем он ни с кем не делился… При освещении события не принимать сторону «правых» или «левых», а адекватно давать обе точки зрения, чтобы читатель и зритель уже могли сами выбрать для себя «свою правду». И помнить, что журналист – человек публичный, и любое неосторожное слово или комментарий в соцсетях, трёхэтажный мат или пьяный дебош на публике – пятно на карьере.

Что ж, ошибки эти совершают не только журналисты – советы эти не мешало бы взять на заметку и обычным гражданам. Редакция желает Елене успехов в её нелёгком труде.

Анна Ремизова, Алматы:

Молодые и умные

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Слышали ли вы когда-нибудь об интеллектуальных телепередачах? Естественно да! В наше время они являются очень популярными, часто просматриваемыми пользователями интернет ресурсов и обычными людьми, которые смотрят телевидение. Таких передач огромное количество. Они бывают самых разных тематик, занимают некоторое количество времени и рассчитаны на определенную категорию зрителей и «умников», участвующих там. Нам удалось встретиться с одной из участниц интеллектуального шоу «Лидер 21 века» Анной Ремизовой, ученицей 10 класса гимназии #35 города Алматы.

И: Скажите, Анна, каким образом возможно попасть на такой проект, ведь в таких интеллектуальных шоу собраны ученики разных школ всего Казахстана?

А: Для начала я хочу сказать, что я попала на проект случайно. Думаю, мне просто повезло, ведь многие годами мечтают сниматься в такой телепередаче. Я немного заинтересовалась этим, когда мне предложили, потому что с детства хотела «попасть» в телевизор. Я прошла кастинг, собеседование, и вот я на шаг ближе к цели!

И; Вам не было трудно соревноваться с другими участниками шоу?

А: Конечно, сначала было немного не по себе, ведь каждый человек, пришедший на интеллектуальное шоу, обладает большим количеством знаний и умений. Но обстановка на съемочной площадке была благоприятной и дружелюбной, поэтому я не испытывала особых трудностей.

И: А какими были вопросы? Сможет ли на них ответить типичный ученик?

А: На самом деле, вопросы были достаточно простыми, но кое-где приходилось мыслить неординарно, включая логическое мышление.

И: Что бы вы могли посоветовать будущим участникам таких телепроектов?

А: Главное-не бояться трудностей, которые могут возникать. У СМИ нет надобности выставлять людей невеждами. Не стесняйтесь отвечать, спрашивать- это в ваших же интересах.

И: Считаете ли вы данный опыт полезным?

А: Конечно считаю! Любой опыт учит чему-то. Участие в этом телепроекте помогло мне открыть для себя группу талантливых людей, узнать много нового, познакомиться с основными правилами поведения на телевидении и съемочной площадке.

И: Огромное спасибо за интервью, Анна. Было приятно поговорить с интересным человеком, мы желаем вам успехов во всех начинаниях.

Диана Нагай, Бишкек:

Путь в тысячу верст начинается с одного шага или как обучиться китайскому в Китае

Сегодня китайский язык все больше набирает популярности среди нашей молодежи. С каждым годом количество наших студентов, уезжающих в Поднебесную увеличивается. Мы решили поговорить с Дианой студенткой, прошедшей годовую стажировку в Урумчи, чтобы лично узнать об этом процессе.

— Как вы попали на учебу в Китай и почему Ваш выбор пал именно на этот город?

Начну с того, что китайский я изучала в университете с 1го курса. Мне всегда нравился этот язык и эта культура. За год до поездки я начала грезить желанием попасть в Поднебесную и в 2013 нашла программу Института Конфуция по языковой стажировке в Урумчи, а дальше — усиленная подготовка, отбор, сбор документов, билет на самолет и целых 10 месяцев в дали от Родины. На счет города, признаюсь, особого выбора у меня не было, но я не пожалела.

— Что Вам больше всего запомнилось из студенческой жизни за рубежом?

Во-первых, это контраст менталитетов. Все-таки постсоветские страны нам в этом плане ближе. Что касается обучения, у них другой, непривычный для нас подход. Нужно очень усердно заниматься каждый день, чтобы достичь результата. Китайцы - страшные трудоголики. Во-вторых, для меня был первым опыт жизни в настоящей студенческой общаге. А это и веселые будни, и ночные бурные тусовки (этажом выше). Но в целом, я люблю все новое и стараюсь адаптироваться к незнакомой обстановке.

— С какими трудностями вы столкнулись обучаясь в Поднебесной?

Метод по которому я изучала китайский - назывался методом погружения. т. е. Преподаватели преподавали китайский на китайском, совершенно не владея русским языком. Первое время было трудно найти общий язык. И конечно, приходилось каждый день много учить для того, чтобы не отставать. Программа насыщенная, все в лучших традициях китайской философии. У них даже есть пословица: Путь в тысячу верст начинается с одного шага. То есть нужно делать ежедневные постоянные шаги, чтобы достичь цели. Например, выучить китайский.

— Какие советы Вы могли бы дать нашим читателям, которые хотят учится в Китае?

На самом деле, сегодня очень много возможностей учиться не только в Китае, но и в других странах. Просто нужно захотеть. Пока мы молоды и здоровы нужно использовать максимум возможностей. Выбирайте страну по своим интересам. Так, если вам неприятны китайцы, китайская еда и вы пропитаны негативными стереотипами, лучше выбирайте Европу. Отношение многое решает, особенно в моменты, когда хочется опустить руки и все бросить. Так что: не бойтесь, не ленитесь и не сдавайтесь! Все в ваших руках!

— Спасибо, Диана, за интересную беседу. Наша редакция «Любознайка» желает Вам дальнейших творческих и профессиональных успехов!

Анна, Алматы:

Журналистика на каждый день

С развитием интернета практически каждый уважающий себя блоггер – немного журналист, особенно если его страничка пользуется популярностью. В связи с этим сейчас все больше таких людей увлекаются журналистикой. Сегодня в нашей студии Анна, которая и расскажет нам, зачем же все это нужно.

Итак, вы изучаете журналистику. Что подтолкнуло вас к такому решению?

Я стараюсь вести активный образ жизни и мне интересно делиться с людьми своими мыслями. Для того чтобы делать это грамотно, я решила начать изучение основ журналистики.

Я полагаю, что я научусь логически строить свои статьи, правильно оформлять их и подавать в таком виде, чтобы моим читателям было действительно интересно. Вероятно, я открою для себя новые возможности интернет-журналистики и даже смогу зарабатывать на этом.

Вы затронули тему заработка. Как вы думаете, правда ли, что в интернете слишком большая конкуренция и в сфере интернет-журналистики практически невозможно заработать?

Конкуренция действительно большая, но интернет стремительно развивается, каждый день открываются новые сайты, происходят какие-то события. Соответственно, их должен кто-то освещать и готовить материал для появляющихся ресурсов. Поэтому я полагаю, что в нише интернет-журналистики еще много свободных мест для тех, кто хочет и умеет писать. Надеюсь, после окончания курсов я смогу попробовать себя в этом.

В ближайшем будущем мы еще раз возьмем интервью у Анны и узнаем, как проходит ее обучение.

Гаухар Жумагулова, Алматы:

Студент – это многофункциональный народ

В современном мире развивается не только техника, но и сам человек, а именно молодое поколение – студент. Вспомните, как наши мамы, папы, дедушки и бабушки учились. Их лозунгом был « учиться и только учиться, а после все будет». Сегодня мы вас познакомим со студентом 21 века. А именно, она расскажет, чем все-таки отличаются студенты современного мира от 20 века.

Журналист: Гаухар, кто такой студент в 21 веке?

Гаухар: Это человек, который не сидит за учебниками в библиотеках по часам, его верный товарищ это Интернет. Благодаря ему он найдет любую ему нужную информацию. Так же, студенты в наше время не просто учатся, помимо учебы они увлекаются своим хобби, например, снимают кино, фотографируют, катаются на коньках, а самое главное параллельно работают. Все те, полученные знания в ВУЗе, они стараются практиковать в жизни, совмещая с учебой.

Журналист: Учиться и работать обязательно для студента?

Гаухар: На самом деле это все зависит от каждого человека, в данном случае от студента. Если он намеренно поступил на определенную специальность то, он будет параллельно работать по своей профессии. Дабы применять свои знания на практике и получать с нее новые. К тому же, я считаю, что это никогда лишним не будет. Тем более, это большой плюс в резюме.

Журналист: А не влияет ли работа на успеваемость?

Гаухар: Я много знаю ребят, которые учатся и работают, поверьте – успеваемость не страдает. Единственный минус – это тайм менеджмент. То есть, студент жертвует своим временем.

Журналист : Например?

Гаухар: Ну, к примеру, взять меня. Я работаю и учусь. Выходные дни, как всем нормальным людям хочется выспаться, встретиться с друзьями или почитать книгу, но не хватает на это времени. Все потому что, надо что-то сделать по учебе или по работе.

Журналист: Как тогда привести в норму свой тайм менеджмент?

Гаухар: Я считаю нужно просто все вовремя выполнять, ну и расписывать по плану. Хотя, жизнь такая непредсказуемая, что запланированные вещи могут не решиться. Есть кучу разных книг по тайм менеджменту, но не все их советом следуют.

Журналист: И завершающий вопрос, как ты думаешь, кому легче было учиться современному студенту или студенту 20 века?

Гаухар: Думаю, у каждого времени есть свои плюсы и минусы. Надо идти в ногу со временем и получать с него опыт. Я не могу судить, кому легче училось, так как я все же человек, смотрящий на 21 век, а про 20 век, лучше спросить моих родителей, они–то точно вам расскажут.

В итоге студент в 21 веке – это человек со многими функциями и легкий на подъем человек. Так же, у него всегда интересные идеи, он креативен, умен, спортивен и остроумен.

Ислам Ахметов:

Возможные варианты заголовков. Вот два варианта.
Сколько времени нужно, чтобы устроиться на работу после ВУЗа?

Интервью с выпускником одного из высокорейтинговых ВУЗов страны.

В нашей редакции на вопросы читателей отвечает выпускник 2011 года Карагандинского университета имени академика Е.А.Букетова Ислам Ахметов.
— Сколько у вас времени ушло на то, чтобы официально трудоустроиться после окончания ВУЗа?

— Два года.

— Что вы делали в это время?

— В течение этого времени я работал официантом, недолгое время электриком-монтажником в электросетевой компании, занимался заправкой картриджей от принтеров.

— Вы работаете по специальности?

— Нет

— Как вы думаете, в чем причина вашего длительного поиска работы?

— Наверняка причина во мне, в неуверенности в себе, в изначальном выборе не той профессии, которая была бы по душе. Большинство казахстанских школьников выбирало в мое время такие профессии как юриспруденция, экономика, туризм и сервис, как если бы наша страна была бы Турцией, Швейцарией, Англией одновременно. Поэтому большинство моих сверстников работают не по специальности.

— Что повлияло на ваш выбор профессии?

— Мой отец посоветовал мне учится на экономиста. И я не смог принять самостоятельное решение, не смог переступить через авторитет отца. Внутри меня не было внутренней уверенности в себе, лидерства.

— В чем причина отсутствия лидерства у многих молодых людей?

— Возможно, сейчас я только могу сказать, что это системная ошибка, вернее системы школьного образования. Система школьного образования не поменялась кардинально до сих пор, будь то продвинутый лицей или гимназия, хотя многие советские и зарубежные теоретики подготовили базу для качественного скачка.

— В чем это выражается?

— Сейчас другое общество, другие приоритеты и задачи. Сейчас важно коллективное мышление, командный дух исследования, лидерство, целеполагание, технологизация действии, самообразование, результативность, обратная связь от коллег, единомышленников.

— Можете привести примеры альтернативы?

— Да, конечно это ОДИ (организационно-деятельностные игры) по Г.П. Щедровицкому, Институт Юрия Мороза (http://www.shsd.ru/), бизнес лагерь В. К. Тарасова, теоретические труды В.А. Сухомлинского

— Редакция благодарит Ислама за интересное интервью и желает ему успехов в карьере.

Вопросы! Именно от них зависит, насколько успешным или никудышним будет интервью.

Наиболее подходящим девизом для интервьюера, пожалуй, станет известная поговорка «Каков вопрос, таков и ответ». От того, насколько правильно будут подготовлены вопросы, напрямую зависит эффективность интервью, точность полученной информации, а также то, насколько интересной выйдет статья после интервью.

В этой обширной статье я попробую дать максимальную полезную выжимку, которую собирал для себя.

Вопросы нужно уметь задавать.

Что такое интервью. Примеры успешных интервью.

Хорошее интервью, — эта живая беседа. Когда вы отлично пообщались с человеком, только еще эту информацию удалось сохранить и выложить.

Журнал The Guardian выбрал 14 самых лучших интервью ХХ века.

Все 14 самых популярных в ХХ веке по версии журнала The Guardian:

Обратите внимание на манеру журналистов, на их подход и искренность. Вы получите массу удовольствия, а если ваш английский оставляет желать лучшего, то и язык подтяните.

Секреты интервью Владимира Познера и опросник Марселя Пруста

Марсель Пруст

Будучи юношей, Марсель Пруст заполнил анкету ответами, которые и по сей день считаются самыми честными, интересными и оригинальными. Они настолько понравились людям, что во второй половине ХХ века телеведущие использовали их в интервью с приглашенными знаменитостями. Эти же вопросы в своих интервью периодически использует Владимир Познер.

Ваша самая характерная черта? Жажда быть любимым, а точнее, быть обласканным и избалованным, скорее чем служить предметом восхищения.

Какова Ваша мечта о счастье? Боюсь, что она недостаточно возвышенна, к тому же боюсь разрушить её словами.

Что Вы считаете самым большим несчастьем? Никогда не знать мою маму или бабушку.

Каким Вы хотели бы быть? Самим собой - тем, кем меня хотели бы видеть люди, которыми я восхищаюсь.

В какой стране Вам хотелось бы жить? В той, где мои желания сбывались бы, словно по волшебству, и где чувство нежности всегда было бы взаимным.

Ваш любимый цвет? Красота заключается не в одном цвете, а в их гармонии.

Ваши любимые писатели? Сегодня это Анатоль Франс и Пьер Лоти.

Ваши любимые поэты? Бодлер и Альфред де Виньи.

Любимый литературный герой? Гамлет.

Любимые герои в реальной жизни? Месье Дарлю, месье Бутру.

Любимая героиня в истории? Клеопатра.

Что вы больше всего ненавидите? То дурное, что есть во мне.

Исторические персонажи, которых Вы презираете? У меня недостаточно познаний, чтобы дать ответ на этот вопрос.

Какой момент в военной истории Вы цените больше всего? Когда я записался в добровольцы!

Владимир Познер. Один из лучших современных интервьюеров

Реформа, которую вы цените особенно высоко? —-

Способность, которой вам хотелось бы обладать? Сила воли и умение очаровывать.

Как Вы хотели бы умереть? Став лучше, чем я теперь, и любимым.

Ваше состояние духа в настоящий момент? Досада, что пришлось так долго размышлять о себе, чтобы ответить на все эти вопросы.

К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение? К тем, которые мне понятны.

На эти вопросы Пруст отвечал, когда ему было 20 лет.

Правила составления вопросов для интервью

  1. Подготовьте вопросы к интервью, а потом выбросьте их

Это кажется абсурдом. Но нет ничего хуже, чем задавать вопросы с листа

Собеседника нужно чувствовать понимать. А ваш лист с вопросами будет этому только мешать. Перед интервью, тщательно ознакомьтесь с его деятельностью, как можно глубже узнайте о его характере, чтобы избежать острых углов. Но опросник спрячьте подальше

Дик Кавет, ведущий ток-шоу, ветеран телевидения так сказал об этом:

«Мой бывший босс, кумир и зритель, Джек Пар, однажды позвонил мне перед ток-шоу и сказал: «Эй, парень, не делай интервью». Я сказал: «А что же мне делать? Петь или просто читать аудитории?» И он сказал: «Нет, но интервью скучны как вопрос «какой ваш любимый цвет?» Очень скучно. Заведи беседу и узнай реальные тайны. Выброси свои записки, если это необходимо».

А вот что говорит Мак Марон , отличный ведущий WTF

Марк Марон — популярный американский ведущий

«Я не провожу серьезного исследования. Я стараюсь создать, так сказать, почти родственную связь с человеком, и смотрю, что из этого выйдет. Я просто ищу штуки, которые для него дороги и пытаюсь зацепить, чтобы он рассказывал о том, что его действительно волнует. Некоторые люди просто хотят слышать ответы на вопросы, но если вы оторветесь от микрофона и забудете о своих вопросах, то окажетесь в другом мире. Вот что здорово».

  1. Не стоит задавать слишком длинные вопросы

Даже если вопрос длинный, постарайтесь вместить его максимум в три предложения. Помните, что не вы даете интервью, поэтому старайтесь спрашивать как можно четче и кратче.

Попытайтесь копировать интервьюируемого даже в мелочах — настроение, язык речи, язык тела.

  1. Попытайтесь копировать интервьюируемого даже в мелочах — настроение, язык речи, язык тела.

«Тот, кто чувствует себя более комфортно, лучше даст интервью» , — сказала известный интервьюер Кэти Курик.

Хорошие интервьюеры подстраиваются под человека на всех уровнях. Например, если вы говорите быстро, или громко с человеком, обладающим тихим голосом, разговор не получится. И вы заставите вашего интервьюируемого ощущать себя не на своем месте.

  1. Работайте над тем, чтобы вопросы были интересными

Ваша задача как интервьюера – спросить так, чтобы человеку хотелось отвечать на ваш вопрос, а читателю после было интересно читать интервью.

  1. Вопросы должны быть корректными

Подготавливайте вопросы для интервью так, чтобы они не завели собеседника в тупик, не обидели. Если и нужно затронуть какую-нибудь «острую» тему, то делайте это так, чтобы это не звучало обидно или некорректно.

  1. Не включайте в окончательный вариант рабочие вопросы

Вопросы типа «Где работаете?», «Женаты ли вы?», «Каковы ваши увлечения?» входят в вашу предварительную работу. Все это вы уже должны знать, собираясь на интервью. Поэтому следует составлять более глубокие вопросы – например: «Изменились ли ваши увлечения после того, как вы сменили работу?» и т.п.

  1. Задавайте больше уточняющих вопросов

Если вы видите, что собеседнику сложно отвечать на некоторые вопросы, или он уходит от ответа, расшевелить его можно уточнениями типа «Как это случилось?», «Что сподвигло вас к такому решению?»

  1. Всегда составляйте несколько вопросов для интервью «про запас»

«Запасные» вопросы выручат вас, если собеседник не был слишком многословным и очень кратко отвечал на вопросы. Вопросы могут быть, например, о книгах, фильмах, искусстве и т.п.

  1. Учитесь «гибкому слушанию»

Хотя говорят, что слушать легче всего — это подчас становится самым сложным.

Профессиональные интервьюеры слушают не только что говорит человек, но и как он говорит. Ведь человек невербально может показать, устал он или нет, нервничает или радуется. Таким образом, вы будете знать, когда переходить к следующему блоку беседы. Вот что советует Кэти Курик:

«Нет ничего хуже для меня, как для зрителя, чем наблюдать, когда кто-то продолжает идти по своему длинному списку вопросов, не слушая человека и не пытаясь узнать его лучше… Я думаю, вы можете использовать вопросы как своего рода шаблон, но и должны быть готовы слушать и отклоняться от задуманного сценария беседы в совершенно другом направлении».

А вот другой совет Дика Каветта , отличный ведущий WTF :

Дик Каветт

«Я недавно усовершенствовал методику памяти моего друга, Гарри Лорейна, эксперта по работе с памятью, о том, как изобразить возмущение на лице. Иногда человек уходит в другую область от предмета разговора. Тогда представьте, что он ребенок, и вы поймали его на краже яблок. Он начинает говорить о чем-то другом, чтобы отвлечь внимание, а вы подбираете яблоко и бросаете его ему в лицо. Даже если это известная личность. Запомните пример с яблоком, чтобы вовремя «метнуть» нужный вопрос, когда собеседник начинает юлить».

  1. Учитесь использовать силу паузы

Иногда паузу можно использовать с большим толком.

Опытные интервьюеры, когда слышат, что от них что-то скрывают, в конце ответа делают паузу. Таким образом можно вытянуть что-то еще из человека.

Вот что по этому поводу думает Джим Лерер:

«Если вы удержитесь от соблазна сказать что-то после ответа, вы откроете для себя нечто почти магическое. Другой человек будет либо настаивать на том, что он уже сказал, или вообще пойдет в другом направлении. В любом случае, он начнет расширять свой??ответ, а вы получите четкое представление, что на самом деле у него в голове и сердце».

Это просто. Считайте от трех до пяти, и не говорите. Дик Каветт дополняет

«Паузой вы можете придержать человека, а потом заставить продолжать. Потом покажите, что нужно заполнить чем-то эту мертвую тишину. Есть моменты, когда вы либо просто замолкаете или говорите «ага» вместе с паузой, и собеседник начинает судорожно соображать, что бы такого добавить. Иногда он говорит совершенно потрясающие вещи, о которых даже не собирался говорить».

  1. Развивайте любопытство

Все эти методы работают хорошо. Но любопытство — главный двигатель интересного интервью. Вот, что говорит Гай Талезе, один из основателей литературной журналистики:

Дейл Карнеги

«Я привык интересоваться всем вокруг. Никогда не знал точно, что искал. Я знал смутно, что надеялся выяснить или имел некоторое общее представление, но был в поисковом режиме все время… Просто идите и ищите, и вы всегда случайно найдете некоторые потрясающие рассказы, некоторых потрясающих людей, о которых вы и не мечтали».

Дэйл Карнеги объяснял это потрясающе просто:

«Вы можете получить за месяц вдвое больше друзей, чем было, если попытаетесь стать заинтересованным в людях вместо того, чтобы заставлять их быть заинтересованным в вас».

  1. Никаких «я». Учитесь смирять свое эго.

Люди зациклены на себе. И вы тоже. Но если вы научитесь меньше думать о себе, и больше уделять внимания человеку — вы станете неотразимым собеседником.

Вот что сказал по этому поводу Роберт Дрике, ведущий инструктор в учебном центре ФБР по поведенческим и межличностным навыкам:

Вопросы для интервью — только верхушка айсберга подготовки

Чтобы брать классные интервью — практикуйте эти советы. И изучайте интервью лучших. Тогда вас будут читать.

Закончу цитатой Тома Вулфа, известного писателя

«Мир полон людей, которые вынуждены молчать, но хотят рассказать вам свою историю. Они хотят рассказать вам то, чего вы не знаете. Они – самые лучшие союзники изо всех, кого может заполучить писатель».

Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов ( и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово” . Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.
Заказать тренинг или тексты вы можете по почте или написав в личку в удобной вам соцсети.