События. "пойдешь в оптину - будешь опытен". Экуменическая смута в оптиной пустыни

События.
События. "пойдешь в оптину - будешь опытен". Экуменическая смута в оптиной пустыни

Шокирующая новость облетела вчера интернет: после Божественной Литургии в святая святых Русской Православной Церкви Ставропигиальном монастыре Оптина пустынь, известном всем своей плеядой преподобных старцев, на амвоне прозвучала из ряда вон выходящая проповедь, во время которой иеродиакон Лазарь (Демин), насельник обители, призвал совершать не только общую молитву с «братьями» во время богослужений, но и вместе с ними Причащения Святых Христовых Тайн!


Редакция Religruss.info в буквальном смысле слова ужаснулась, прочитав следующее письмо, опубликованное в СМИ. Представляем, уважаемые читатели, вашему вниманию полный текст этого письма:


Уважаемая редакция!



Приехали к началу Божественной Литургии в Храме Преподобной Марии Египетской. Служба была чудесная, благоговейная тишина и пение братского клироса создавало особое молитвенное, покаянное настроение.


По окончании Литургии, перед началом Св. Причастия, началась проповедь, которую произнес иеродиакон монастыря Лазарь (Демин). Сказав несколько слов по поводу сегодняшнего Евангельского чтения об исцелении гадаринского бесноватого, он затем заявил о том, что Господь наш Иисус Христос ходил не только среди иудеев, но и людей, считавшихся еретиками; Его любовь простиралась на всех.


И тут же горе-проповедник неожиданно заявил о своем отношении к католикам: что католики и православные являются христианами, что мы одной веры, а католическая церковь - наша сестра. Народ стал недоуменно переговариваться. Несколько человек вышли из храма. Некоторые прихожане, стоявшие рядом, предположили, что это читают Послание Патриарха...


Далее о.Лазарь сказал, что причиной разделения Церкви на католиков и православных явилось несправедливое, неканоническое удаление в 691 году с патриаршей кафедры Игнатия и последующее предание его анафеме, а также возведение на патриаршую кафедру православного Патриарха Фотия... (католики поддержали Игнатия).


Много еще было сказано о католиках, но закончил свои заявления о.Лазарь утверждением о необходимости не только совместных молитв с католиками, но и совместных богослужений и Причащения Святых Христовых Тайн, чтобы и их осияла Благодать Божия, пребывающая у православных.


Честно говоря, при этих словах было твердое намерение уйти из Храма и не возвращаться в монастырь, где с амвона проповедуются такое. Было состояние сильнейшего шока. Но проповедь не закончилась на этих заявлениях. Также было сказано, что мусульмане тоже верят в Бога-Отца, но на их языке он называется "Аллах"; к тому же, говорят они на арамейском языке, на котором говорил Христос.


Закончил проповедь гр.Демин призывом следовать за Христом и Апостолами..., общаться со всеми людьми, вне зависимости от их веры. В сильном смущении мы раздумывали о возможности Причастия после такой проповеди. Было удивительно, что из алтаря не вышел никто из отцов, не остановил иеродиакона Лазаря. Правда, после его проповеди был слышен довольно резкий разговор в алтаре. Как нам сказали позже, что несколько недель назад этот же о.Лазарь (Демин) пытался сказать нечто подобное во время своей проповеди, но служащий священник тотчас вышел на амвон и мягко поправил его.


Приведем слова великого старца Оптиной Пустыни Анатолия Потапова: "Вследствие оскудения благочестия, появятся в Церкви ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали Святые Отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных, искусных в духовной жизни. От этого ереси будут распространяться всюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать с хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных.


Он не станет грубо отвергать догматы Святой Троицы, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать предание Святых Отцов от Духа Святого - учение Церкви самой. Ухищрение врага и его уставы заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении. Но Господь не оставит своих рабов без защиты и в неведении. Он сказал: «По плодам их узнавайте их»".


А Преподобный Амвросий Оптинский сказал: "«Рим-ская Церковь... так как не хранит свято Соборных и Апостольских постановлений, а уклонилась в ново-введения и неправые мудрования, то совсем не при-надлежит к Единой, Святой и Апостольской Церк-ви..." «Благоразумно ли было бы искать единения с католиками? Стоит ли удивляться мнимому усердию и мнимому самоотвержению сих деятелей, то есть латинских миссионеров и сестер милосердия? Они стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а к своему папе».


Встает вопрос: являются ли слышанные нами заявления официальной точкой зрения монахов Оптиной Пустыни? Если сегодня нам была представлена частная точка зрения о.Лазаря на Священную историю и Священное Писание, то почему мы должны это слушать с амвона монастыря, являющегося несомненным оплотом веры на Руси? Почему никто из отцов монастыря не остановил этого волка в овечьей шкуре, и он целых 25 минут проповедовал ересь в Святом храме? Можно ли приезжать еще на службы в этот монастырь или он уже заражен ересью экуменизма?


Простите, за столь сумбурное письмо, но вера наша не терпит теплохладности, и мы не должны молчать о ее предательстве.


р.Б. Александр, Николай, Елена, Игорь


Напомним, что во время встречи Патриарха Кирилла и папы Франциска в феврале 2016 года глава латинян подарил Предстоятелю РПЦ чашу для причастия и частицу мощей святого Кирилла.

Серия вторая: отзыв профессора МДА А. И. Сидорова

серия третья:

д (14 ноября) была перенаправлена архиепископу Феогносту (председателю синодального отдела по монастырям и монашеству).
Вечером (14 ноября) по этому вопросу о. наместник собирал Духовный собор, на котором были приняты предварительные решения: лишить иерод. Лазаря права ношения монашеских одежд с запретом священнослужения. Время длительности такого запрета пока не определено, поскольку многое зависит от решения владыки Феогноста. Лишить возможности в дальнейшем говорить проповеди в монастыре о. Лазаря решили единогласно."
https://vk.com/wall-17454662_13854?reply=14525

***
Мои "советы постороннего":

В этой проповеди высказана вполне официальная позиция патриархии. По крайней мере всех последних 50 "никодимовских" лет.
Странно, что профессор МДА А. Сидоров этого не заметил и предложил отправить в психушку всех глав ОВЦС оптом. Даже если они этого заслуживают, критиковать надо авторов и лидеров экуменического богословия, а не диакона.

Сам я от этой проповеди отнюдь не в восторге.
Минет у нашего патриарха нужда в том, чтобы выдавать себя за православного фундаменталиста - и именно такого уровня богословие вновь потоком польется из официоза. См статейки никодимовского спичрайтера Заболотского в ЖМП 70х-80х годов.

о. Лазарь послушно повторяет дурацкий аргумент наших высоких иерарх-экуменистов: мы, мол, при встречах с инославными свидетельствуем им о православии и тем самым стараемся обратить их в
православие. Так было на заре экуменических диалогов - когда в них принимали участие Флоровский, Булгаков, Шмеман... Но митр. Никодим, зачитывавший на этих конференциях не им написанные доклады - кого из западных докторов теологии мог обратить? Что нового о глубинах православного богословия мог сообщить им митр. Ювеналий? Замечен ли в богословских спорах с католиками митр. Иларион?

Автор проповеди говорит, что молиться с инославными надо, ибо лишь ясная мольба об их воссоединении с православием, чтомая над их главами, сможет просветить их сердца. И это тоже нечестное лукавство. Стиль, содержание и психология "экуменических молитв" совсем иные.

Но если автор считает, что инославным необходимо воссоединение с православием - то, значит он все же отнюдь не крайний экуменист.
Также время в проповеди ясно говорится, что ради соединения изменять догматику должны те, кто однажды ее уже менял, то есть - католики. И это вполне православная и даже "ревнительская" позиция.

И в этом противоречие его позиции: если все христиане и так спасутся - то зачем же ломать привычный образ жизни инославных христиан и присоединять их именно к православию? Если вся наша флотилия плывет в верном направлении - зачем посреди моря пересаживать людей из одной вполне целой шлюпки в другую такую же?

Путаются и разные ситуации: одно дело - молитва католика, зашедшего в православный храм; другое дело - сердечно-сокровенная или явная православная молитва православного человека, зашедшего в храм католический и совсем иное - православный, который присоединяется к молитве, написанной и творимой инославными, причем оказавшийся в этой ситуации не случайно и не из-за отсутствия православных храмов, а специально поехавший именно ради этого в далекие края.

Путь перетолкования канонов, избранный проповедником, и нечестен и тупиков. Каноны говорят то, что они говорят. Думать надо не об их утонченных и уточненных переводах, а о том, каково вообще место древних канонов в жизни церкви.

Автор не знает, что в современном католическом богословии (после книги Ф. Дворника) имя патр. Фотия считается знаменем экуменизма и унии, а отнюдь не схизмы: ведь в конце концов Фотий соединился с Римом, не требуя от него отречения от ранее обличаемого им филиокве.

Автор так благоговейно отзывается о вселенском патр. Варфоломее, что забывает, что недавний Критский собор по сути дополнил ряд вселенских соборов множеством соборов позднейших. А на них как раз католики громогласно именовались еретиками.

В целом проповедь считаю неудачной. Это, простите, не назидание паломников, а выпендреж автора. Этакое пусси райот. Провокация, рассчитанная на то, чтобы нарочито эрудированного и свободомыслящего автора заметили и разделились по отношению к нему: кто-то бы разгневался, а кто-то, напротив, взял под защиту и даже пригласил бы из Пустыни на работу в ОВЦС. Иначе не объяснить ее совсем необязательное многотемье. Автор старательно и провокативно дотронулся до почти всех дискуссионных точек современной церковной жизни, включая календарь. Это декларация о себе, тем более выпуклая, что в конце по сути заранее объявляет еретиками своих оппонентов (естественно, забыв только что сказанное о том, что лишь вселенский Собор может кого-то назвать еретиком).

Это не просто проповедь, а поступок. И все же он вполне в стиле современного оптинского монашества. Ведь не меньшая отсебятина про ИНН и прочая там годами цвела и пахла, не вызывая никакой реакции отца наместника. А тут вдруг такая необычно резкая реакция! И монашеские одежды совлекли, и в служении запретили... Наверняка оптинский наместник забыл, что он всего лишь наместник. Успел ли он спросить мнение своего священноархимандрита - патриарха Кирилла, бывшего главы ОВЦС?

Отзыв А. Сидорова считаю неприличным.

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Калужская епархия

————————————————————————————————————————————

Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь

———————————————————————————————————————————-—

Наместнику Свято-Введенской Оптиной Пустыни

Архимандриту Венедикту (Пенькову)

Ваше Высокопреподобие, уважаемый отец Венедикт!

Древние монастыри Отечества, в том числе наш Свято - Георгиевский Мещов-ский мужской монастырь, все православные русские люди смотрят на Оптину Пустынь как на колыбель старчества в России.

Поэтому прискорбный инцидент - экуменическая проповедь иеродиакона Лазаря (Дёмина) о любви к католической церкви с призывом служить вместе с католиками и причащаться с ними из одной чаши, - широко обсуждаемый сейчас православной общественностью, неоднозначно подействовал на всю нашу большую монашескую семью Русской Православной Церкви.

Нам глубоко небезразличны негативные моменты, связанные с этим неожиданным эпизодом, попущенным Богом во всеми любимой Оптиной. Мы, отец наместник, молитвенно поддерживаем Вас и братию обители, правильно оценившую ситуацию и вынесшую мудрое решение на заседании Духовного Собора о вразумлении иеродиакона Лазаря (Дёмина). Молитвенный дух старцев Оптинских, подвиг нынешней братии монастыря с невидимым присутствием Самого Владыки Небесного на Духовном Соборе наверняка содействовали принятию правильного решения.

Малое братство нашей обители благодарит Бога за то, что в Оптиной пустыни незыблемо хранится чистота веры, подкреплённая доскональным знанием догматического богословия как в целом, так и в части отношения к инославию. Это придаёт нам силы и умножает радость о Воскресшем Господе.

Примите нашу братскую молитвенную поддержку , продиктованную не только единомыслием с вами и невозможностью молчать в данной ситуации, но и нашим духовным историческим родством: на протяжении XIX века многие мещовские настоятели были постриженниками Оптиной Пустыни. Такими были иеромонах Ираклий, иеромонах Никодим (Демутье), игумен Марк (Чебыкин), игумен Досифей (Силаев), архимандрит Агапит (Беловидов), игумен Нил (Васютин), иеромонах Георгий (Лавров). Даже в 20-30 годы XX столетия монастырём в подполье руководил оптинец архимандрит Иоанникий (Дмитриев). Можно сказать, установилась благочестивая традиция приглашать в Мещовск настоятелей из Оптиной Пустыни.

Вместе с ними приходили и другие оптинские монахи, несшие с собой на мещовскую землю знаменитый дух уникальной козельской обители. Двое мещовских оптинцев, игумен Георгий (Лавров) и архимандрит Иоанникий (Дмитриев), прославлены в лике святых, остальные, в том числе иеромонах Иларий (фамилия его неизвестна), почитаются как подвижники благочестия.

Надеемся, что паломники, во множестве посещающие вашу обитель, достаточно воцерковлены, чтобы не впасть в соблазн от произшедшего недавно неприятного обстоятельства. С Божией помощью они разберутся и поймут, что где преизобилует благодать, там и враг действует более изощрённо и коварно. Люди поймут, что ересь экуменизма, высказанная с амвона иеродиаконом Лазарем (Дёминым), не есть результат жизни сегодняшней Оптиной Пустыни , а является всего лишь заблуждением одного насельника, по слабости своей подпавшего под хитрость диавольской уловки.

Молитвенно желаем вам духовной крепости, мужества и просим Вас, отец наместник, и братию монастыря молиться за наше малое братство у мощей почитаемых нами преподобных старцев Оптинских - учителей молитвы Иисусовой.

С уважением и братской любовию, наместник архимандрит Георгий (Евдачёв) с братией

Согласно новой информации, полученной из Оптиной Пустыни, вопрос об отправлении на покой наместника архимандрита Венедикта на данный момент практически решен. По имеющимся сведениям, в Оптину уже выехала группа патриархийных функционеров с целью подготовки на месте данного важнейшего кадрового решения.

Напомним, что один из насельников обители иеродиакон Лазарь (Демин) в воскресенье 13 ноября произнес проповедь, в которой призвал к совместным молитвам и богослужениям с папистами, не исключая и Божественную Литургию, за которой совершается центральное таинство нашей Церкви - святая Евхаристия. Пользуясь тем, что священники в это время находились в алтаре храма преподобной Марии Египетской (где происходила служба), готовясь причащать народ, иеродиакон развернул целую апологию воинствующего экуменизма, недвусмысленно упирая на то, что католики - такие же христиане, как и православные, а разделение - плод человеческой немощи и церковно-политических ошибок. При этом текст проповеди не был заранее согласован со священноначалием. Произошедшее было крайне болезненно воспринято подавляющим большинством братии и паломников, поскольку на теле Церковном еще не зажили раны, нанесенные ему самочинной, в обход церковной полноты и Архиерейского собора, тайно подготовленной встречей в Гаване Патриарха Кирилла и лидера латинских еретиков - папы Римского Франциска. Демарш иеродиакона был многими воспринят как следование в фарватере экуменической политики последних лет, до последнего времени не носившей пока еще характера частых и массовых акций подобного рода.

Решением духовного совета обители иеродиакон Лазарь был лишен права ношения монашеских одежд, запрещен в священнослужении и направлен на посильное послушание. Распечатка проповеди иеродиакона была направлена управляющему ставропигиальными монастырями, председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископу Феогносту.

Однако архиепископ Феогност поддержал иеродиакона Лазаря и приказал наместнику и духовному совету отменить свое решение. Тогда о. Венедикт заявил, что в этом случае он не может далее продолжать управлять монастырем и написал прошение об отправлении на покой. Подавляющее большинство братии подписали дипломатичное прошение на имя Патриарха Кирилла в поддержку о. наместника, в котором не педалировалась роль архиепископа Феогноста, а просто содержалась просьба оставить наместника при своем нынешнем служении.

Однако, судя по всему, эта практически единодушная просьба насельников монастыря не будет удовлетворена. В качестве наиболее вероятного кандидата на замещение должности наместника называют архимандрита Мелхиседека (Артюхина) , в течение ряда лет проходившего служение в Оптиной, а ныне являющегося настоятелем монастырского подворья в Москве. В феврале 2016 года, после встречи в Гаване, архимандрит Мелхиседек выступил перед прихожанами в московском храме с резонансной проповедью о том, что «прошел добрый слух», будто папа Римский хочет покаяться и вернуться в Православие.

Согласно имеющейся в нашем распоряжении инсайдерской информации, «виновник торжества» иеродиакон Лазарь в течение длительного времени принимал сильнодействующие медицинские препараты, чье действие в качестве побочного эффекта может способствовать развитию у больного серьезных деформаций психики - маниакального синдрома. Свидетели утверждают, что в ходе скандала тот настаивал на правильности своих экуменических воззрений с поистине маниакальной убежденностью.


Дата публикации: 06.12.2016

Проповедь экуменизма в монастыре Оптиной Пустыни

Приехали к началу Божественной Литургии в Храме Преподобной Марии Египетской.
Служба была чудесная, благоговейная тишина и пение братского клироса создавало особое молитвенное,
покаянное настроение.

По окончании Литургии, перед началом Св. Причастия, началась проповедь,
которую произнес иеродиакон монастыря Лазарь (Демин).
Сказав несколько слов по поводу сегодняшнего Евангельского чтения
об исцелении гадаринского бесноватого, он затем заявил о том,
что Господь наш Иисус Христос ходил не только среди иудеев,
но и людей, считавшихся еретиками; Его любовь простиралась на всех.

И тут же горе-проповедник неожиданно заявил о своем отношении к католикам:
что католики и православные являются христианами, что мы одной веры,
а католическая церковь - наша сестра. Народ стал недоуменно переговариваться.
Несколько человек вышли из храма. Некоторые прихожане, стоявшие рядом,
предположили, что это читают Послание Патриарха...


Далее о.Лазарь сказал,
что причиной разделения Церкви на католиков и православных явилось несправедливое,
неканоническое удаление в 691 году с патриаршей кафедры Игнатия и последующее предание его анафеме,
а также возведение на патриаршую кафедру православного Патриарха Фотия... (католики поддержали Игнатия).

Много еще было сказано о католиках,
но закончил свои заявления о.Лазарь утверждением о необходимости
не только совместных молитв с католиками,
но и совместных богослужений и Причащения Святых Христовых Тайн,
чтобы и их осияла Благодать Божия, пребывающая у православных.


(