Собор Святого Петра — величайшая христианская церковь в Риме

 Собор Святого Петра — величайшая христианская церковь в Риме
Собор Святого Петра — величайшая христианская церковь в Риме

Чем знаменит собор Святого Петра - как добраться и что смотреть. Советы: как одеться и что нельзя брать с собой. Базилика Св. Петра на карте Рима.

Древней святыней всего христианского мира является собор Святого Петра, находящийся в центре Ватикана. История строительства связана с именами известных итальянских архитекторов и художников. Кроме того, место, выбранное для возведения церкви, является археологическим памятником.

Базилика Св. Петра - история

Первую христианскую базилику на месте нынешнего собора построили в начале 4 в., исполняя приказ римского императора-христианина Константина. До этого тут располагались сады цирка другого правителя Рима Нерона. Считается, что от его строения остался только обелиск. Сейчас он высится на площади перед собором. В базилике был возведен алтарь, который разместили прямо над могилой святого Петра. По иронии судьбы, его за веру казнил Нерон, а святой был похоронен в его садах. Христианская церковь простояла более 11 веков, когда Папа Николай Пятый решил ее перестроить и реконструировать.

Его деятельность продолжил Юлий Второй, который заменил старинную базилику большим собором. Это было сделано для безопасности верующих, а также для укрепления могущества папской власти.

Строительство и задумки мастеров

Новый собор Святого Петра проектировал архитектор Д. Браманте, благодаря которому построили центрическое здание крестообразной формы (равные стороны).

А где же купол?.. Не все знают, что фасад собора не обладает идеальными пропорциями 🙂

После него работу продолжил Р. Санти, сделавший ставку на традиционный латинский крест. В соответствии с разработкой Рафаэля, центр собора был несколько смещен и перенесен. К затее Браманте вернулся другой мастер Б. Перуцци, стремящийся к центризма. Далее над собором работал А. да Сангалло, предпочитавший форму базилики. Завершение работ приписывают Микеланджело, который был сторонником того, чтобы купол в храме был по центру. На этом основывалась и вся остальная конструкция и интерьер собора. Вход был создан в виде портика с колонами. Он располагался на востоке, а не на западе. Микеланджело создал массивные несущие конструкции и начал строительство барабана для главного купола собора Святого Петра.

Закончить строительство выпало другим зодчим - Д. делла Порта, Виньола, К. Мадерна. В соборе появилось только 2 небольших купола из планируемых четырех, а центр стал трехнефной базиликой. Был построен и еще один фасад, который полностью закрыл . Его теперь можно увидеть со стороны площади.

Интересные факты о соборе Св. Петра

  • Обелиск, установленный на площади Св. Петра, - высокая каменная стела XIII века до н. э. - был привезен из Египта в самом начале нашей эры. Лоренцо Бернини сделал эту стелу центром овальной площади;
  • На гербе Ватикана изображены тиара и ключи. Это ключи от Царства Небесного, которые, как утверждает христианское предание, Симон (св. Петр) получил от Иисуса;
  • Римских пап хоронят в подземелье собора Святого Петра. 8 апреля 2005 года здесь был погребен Иоанн Павел II;
  • В Константиновой базилике, на месте которой построен собор Св. Петра, было 120 алтарей. Свет внутрь храма проникал через 72 окна. В базилике короновались 23 императора Священной Римской империи.

Как проходит экскурсия в собор Святого Петра

Эта базилика - целый комплекс сооружений, ведь не зря это крупнейший христианский храм в мире. А потому будьте готовы, что экскурсия в собор Святого Петра (включая осмотр площади, фото и селфи) займете у вас не меньше часа. А лучше и все 1,5 – 2 часа. Забежать в этот храм на минуточку не удастся. Хотя бы потому, что сначала придется отстоять огромную очередь.

Площадь собора - место для верующих

Собор Святого Петра в Риме имеет огромные размеры - длину в 211 метров и высоту в 136 метров. Но даже при таких размерах все желающие не могут поместиться внутри, поэтому было создано дополнительное пространство. В середине 17 в. Джованни Бернини выполнил заказ Папы и начал строить огромную площадь, располагающуюся напротив собора.

Площадь Святого Петра - лучшая панорама базилики открывается отсюда!

Очередь в собор, окольцовывающая площадь. Стоит прийти пораньше, не правда ли?

Площадь - одно из самых узнаваемых мест в Риме (несмотря на то, что это другое государство, на минуточку!). Большинство экскурсий по собору Святого Петра начинаются именно из этой отправной точки. Ближе к полудню огромная очередь как будто окольцовывает площадь слева направо. Чтобы добраться до заветной «рамки» металлоискателя, придется отстоять около часа.

Совет: если вы оказались в районе собора утром, и очередь на глаз не доходит до конца колоннады одной из сторон, то вам повезло - смело занимайте ее! Так вы сэкономите кучу времени, которое в Риме очень дорого.

Вход в храм - запрещенные предметы и одежда

На входе в Ватикан стоят металлоискатели, поэтому лучше не брать с собой колющие предметы (ножнички, пилочки и прочее). А также режущие - например, любимый нож Victorinox, который незаменим во время спонтанного пикника. Но в данном случае лучше отказаться от подобного аксессуара.

Есть требования для девушек и дам. При всей европейской демократичности католическая церковь в последнее время ревностно относится к внешнему виду. В Ватикане это достигло апогея. В 98% случаев вас не пустят в собор Святого Петра с открытыми плечами и коленями. Причем на декольте и прочие прелести ограничения не распространяются. Покрывать голову платком не требуется.

Такие правила действуют в «чужом монастыре», и к ним стоит проявить уважение.

Интерьер собора Св. Петра - что смотреть

Итак, предварительно отстояв длиннющую очередь на входе в Ватикан, вы, наконец, у заветной цели. Все еще не веря глазам, действуете пошагово. Для начала застываете у великой Пьеты Микеланджело , что у самого входа в Собор. И пусть она с недавних пор помещена за толстое стекло - подальше от вандалов и сумасшедших - это ничуть не убавило ее красоты, божественного величия и торжественной скорби.

Потом, словно в тумане (разум уже помутился от того, что только что ты стоял рядом с самой Пьетой!), осматриваете величественные усыпальницы Пап, знатных особ и надолго замираете в немом восхищении у величайшего творения Бернини - знаменитого Балдахина над главным Алтарем собора! Это основные шедевры собора Святого Петра, которые нельзя пропустить.

Если вы не прочь загадать желание, можно подойти с статуе самого Петра, прикоснуться к нужному месту (оно поблескивает от прикосновений) и попросить о наболевшем. Все обязательно исполнится и наладится! Остальное время лучше посвятить спокойному созерцанию величественного интерьера. Вдумчиво насладиться красотой храма, подойти к каждой ниже, полюбоваться на купол собора, восхититься игрой потоков света, пробивающихся сквозь витражи.

Базилика Святого Петра на карте Рима

Адрес: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano, Папский Престол (Ватикан).

Собор Святого Петра - как добраться

Если отели в районе площади Святого Петра вам не приглянулись, то добраться до базилики можно будет на общественном транспорте. Ближайшая к собору станция метро - Ottaviano . Ее даже специально отметили - Ottaviano-San Pietro . От нее почти по прямой, а именно одноименной Via Ottaviano, вы выйдете к главной площади.

Есть еще одна станция метро недалеко от собора - это Cipro . Улица Via Fra Albenzio, ведущая от нее, практически упирается в суровую ватиканскую стену с тыльной стороны - это граница государства. Станция больше подойдет тем, кто ищет вход в музеи Ватикана, а не в собор Святого Петра. Если вы также сначала планируете полюбоваться на Сикстинскую капеллу, то запоминайте название - Cipro-Musei Vaticani .

Недалеко от «соборной» площади останавливается экспресс-автобус №40. Им можно воспользоваться, если вы хотите доехать в собор Святого Петра из Старого города. Этим же автобусом можно воспользоваться, чтобы добраться в - мавзолей Адриана. Это еще одна значимая .

Как узнать, что выйдя из метро, вы следуете в правильном направлении? Очень просто: вас тут же атакуют многочисленные промоутеры, предлагающие экскурсии в собор Святого Петра и Ватикан - лицензированные, с русскоязычным гидом и т. д. В Риме к этому придется привыкать и не раздражаться напрасно.

Отели в районе собора и площади Св. Петра

Есть отличная идея забронировать отель в Риме в районе собора Святого Петра. Так у вас будет шанс все успеть и даже побывать в Ватикане не единожды. Ведь охватить все за раз - посетить базилику, подняться на купол, побывать в музеях - очень трудно. К тому же это престижный район, а из большинства номеров открываются виды на главную христианскую святыню:




January 3rd, 2014

Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. О месте захоронения упоминается около 200 года в письме одного римского христианского священника, Гайя.

Это письмо цитирует Евсевий Памфил в своей «Церковной истории»: «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь» (2. 25. 7; имеются в виду захоронения апостолов Петра и Павла; это именуется «Трофей Гайя»). Во второй половине II столетия над этим местом был установлен небольшой памятник, который и является центром собора.

Последующие столетия вносили свои реконструкции во все архитектурное обустройство пространства вокруг этого памятника. Когда во времена императора Константина на этом месте было решено возвести церковь, засыпали древний некрополь под памятником Петра (320 г.). Вскоре была построена базилика, которую освятил папа Сильвестр I, как считается, в 326 году.

Мы опустим рассказ о более чем тысячелетней истории перестройки церкви и перенесемся в эпоху Микеланджело, когда на этом месте был воздвигнут Собор св. Петра.


Кликабельно 1920 рх , взял себе на обои …

Нужно заметить, что вся истории строительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций — собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста Греческий крест – равносторонний крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково, что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемых горизонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее.]. Причем, как свидетельствует история, значимые проекты строительства собора, которое велось, к слову сказать, 160 лет, в том, что касается лежащей в его основе фигуры креста – греческого или латинского, — чередовались в шахматном порядке.

И конечно, такие «качания» в самом что ни на есть принципиальном вопросе дизайна, как мы теперь сказали бы, не могли не тормозить общее строительство. Даже беглый взгляд на эти планы дает представление о том, что решение этого ключевого вопроса являлось первостепенным для всех остальных проблем, связанных с трактовкой и декором пространства. Для ясности представления о периодичности смен архитектурных решений мы помещаем в левой части полосы архитектурные планы, в основе которых греческий крест, и с правой — с латинский.

Когда в начале XVI столетия папа Юлий II (понтификат: 1503 — 1513) на месте старой базилики решил построить новый огромный собор, он пригласил для этой работы в качестве архитектора Браманте. Браманте начал с того, что сломал половину старой базилики (теперь мы можем судить о ней по сохранившейся фреске школы Рафаэля).

Официальная дата закладки Собора — 18 апреля 1506 года. Браманте «приступил к работе, — пишет Вазари в биографии архитектора, — с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте, искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и окрашенности превзошел все сооружения, воздвигнутые в этом городе могуществом государства, а также искусством и талантом стольких доблестных мастеров. С обычной быстротой он заложил фундамент и до смерти папы и своей собственной равномерно довел строительство до высоты карниза под арками всех четырех столбов и вывел самые арки с величайшей быстротой и искусством.

Вывел он также и свод главной капеллы с нишей и в то же время начал строить и капеллу, именуемую капеллой французского короля». Сорок лет спустя Микеланджело в одном из писем воздаст должное проекту Браманте (хотя к самому архитектору он питал сложные чувства): «Нельзя отрицать, что Браманте был силен в архитектуре, как никто другой со времен древних и до наших дней. Он оставил первый план Санто Пьетро, не запутанный и простой светлый и со всех сторон обособленный, так что он ничему во дворце не мешал. И почитался он вещью прекрасной, как это и сейчас всем очевидно. Поэтому всякий, кто отклонился от названного решения Браманте, как это сделал Сангалло, отклонился от истины». (На этом сейчас прервем цитирование и возвратимся к нему ниже, когда речь пойдет о проекте Сангалло).

Браманте руководил строительством Собора с 1506 до своей смерти в 1514 году. Перечисленное Вазари, хотя и кажется весьма значительным, но пропорционально собору в целом, каков он теперь, это количественно не так много. После смерти Браманте его детище подверглось множеству перестроек. В 1514 году руководителем строительства Собора был назначен — уже папой Львом X (понтификат: 1513 — 1521) — Рафаэль. С июля 1515 он становится главным архитектором собора.

В этой должности он оставался пять лет, до своей смерти (1520). Несмотря на то, что Рафаэль многим был обязан Браманте и высоко ценил художественную завершенность его проекта, под натиском духовенства, желавшего видеть собор с длинным центральным нефом (форма латинского креста представлялась не столько более предпочтительной с художественной точки зрения, сколько более символически значимой с теологической), ему пришлось существенно изменить проект Браманте. Рафаэлевский план, однако, остался только на бумаге.

После смерти Рафаэля работами руководил сиенский художник и архитектор Балдассаре Перуцци. Он приехал в Рим в 1503 и в то время находился в окружении Браманте. Примечательно, что почти все сохранившиеся рисунки с ранними проектами Собора принадлежат именно Перуцци, но представляют архитектурные идеи Браманте. Став во главе работ по строительству Собора, он вернулся к разработке плана по типу греческого креста.

При папе Павле III (понтификат: 1534 1549) руководителем работ строительству был назначен Антонио да Сангалло Младший. Сохранился его деревянный макет Собора (736см x 602см, и 468см в высоту; он был отреставрирован в 1994 году, но не выставлялся для широкой публики). Как и предыдущие архитекторы, Сангалло занимал этот пост до своей смерти (1546).

Здесь уместно продолжить цитирование письма Микеланджело с того места, где мы остановились: Сангалло «благодаря тому закруглению, которое делает снаружи, прежде всего, лишает план Браманте всех источников света. И не только это. Он и сам по себе не предусматривает никакого источника света.

У него между верхом и низом столько темных закоулков представляющих великие удобства для бесконечного количества бесчинств, как то: для укрывательства людей, преследуемых законом, для производства фальшивых монет, для оплодотворения монахинь и других бесчинств – что по вечерам, когда церковь нужно запирать, потребовалось бы двадцать пять человек для разыскивания спрятавшихся в ней злоумышленников, да и найти их можно было бы с трудом».

В 1546 Антонио да Сангалло Младший умер. Теперь всеми работами стал руководить Микеланджело. Он всячески отказывался от этого, говоря, что архитектура не его дело (вспомните, он и живопись считал не своим делом и неохотно поначалу согласился взяться за роспись потолка Сикстинской капеллы). Вазари посвящает этой истории яркий рассказ в биографии Микеланджело. В тот год Микеланджело было 72 года. Он возглавлял работами до самой своей смерти в 1564, то есть 18 лет. Микеланджело вновь возвращается к фигуре греческого креста.

Но на Микеланджело колебания в выборе основного пана Собора не закончились. Нужно было дождаться прихода Карло Мадерно, чтобы собор св. Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. В 1605 папа Павел V приказал разобрать все, что оставалось от древней базилики, снести недостроенный фасад и удлинить неф. Таким образом, в основе пана собора опять оказался латинский крест.

Теперешний фасад о и портик Собора — творение Карло Мадерно. 18 ноября 1626 года папа Урбан VIII освятил собор.

Но вернемся к Микеланджело. Именно он спроектировал тот купол, который, в конце концов, увенчал Собор. Задуман купол был еще Браманте. Но к моменту его смерти закончены были только пилястры и соединяющие их арки.

Все восемнадцать лет работы Микеланджело были отданы строительству купола. В качестве модели Микеланджело остановился на куполе Флорентийского собора, сооруженном Брунеллески. При этом он укрепил колонны, считая, что они были слабы. По свидетельству Вазари, «он их частично расширил, пристроив сбоку две витые или винтовые лестницы с пологими ступеньками, по которым вьючные животные доставляли материалы до самого верха, а также и люди могут подниматься по ним верхом на лошади до верхнего уровня». Это интересная деталь, хотя бы до некоторой степени проясняющая вопросы инженерного решения постройки этого уникального по своим масштабам здания.

Хотя Микеланджело и спроектировал купол, но увидеть собор завершенным ему не суждено было. Он успел возвести лишь барабан для купола. Круглый свод был закончен лишь в 1590. В венчающем купол так называемом глазе помещена надпись, прославляющая папу Сикста V, в последний год понтификата которого было завершено строительство собора св. Петра. Высота купола до верхушки креста 136,57 м, его внутренний диаметр – 42,56 м.

Можно подвести итог: удлинение нефа, вызывавшее множество обсуждений и споров, нарушило гармонию первоначального проекта Браманте. Однако церковь в виде латинского креста больше соответствовала римской традиции.

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещен над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.

Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытыми фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с делла Кончильяционе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся виа к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Святые ворота. Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина - 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла».

Рельефы крайнего левого портала - «Врат смерти» - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.

Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры - надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева - надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Правый неф. В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII - начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой - надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе - введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.) надгробие Климента XIII.

Надгробие Александра VII работы Бернини. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

Интересные факты

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонарроти выполненная незадолго до его смерти. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена деталь одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.

Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как большинство[источник?] христианских храмов.

Крупнейшая в мире христианская церковь - базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро - возведена по образцу Собора Святого Петра.

При Соборе Святого Петра работала собственная мозаичная мастерская. В 1803 году папой Пием VII художник Винченцо Камуччини был назначен директором этой мозаичной мастерской.

В фильме 2012 показано, как во время католической молитвы о конце света, читаемой Папой Римским, Собор рушится на части и хоронит под своими обломками сотни тысяч человек, в том числе итальянского премьер-министра с его семьёй.

Джованни Паоло Панини → Собор св Петра в Риме. 1731

Собор святого Петра - один из величайших христианских храмов в Мире. Это место по праву считается священным, ведь в Ватикане находится множество священных реликвий и памятных сооружений.

О Соборе

Рим - один из самых древних городов мира с богатой историей и удивительной архитектурой. Каждый год в столицу Италии приезжают туристы со всего мира, чтобы увидеть достопримечательности города. Одно из самых известных мест - собор Святого Петра в Риме.

Архитектура этого сооружения поражает с первого взгляда: огромный просторный купол, колонны и высокий обелиск посреди площади… Всё это выглядит величественно и впечатляюще. Закрытое, священное для всех христиан место - Ватикан - приоткрывает завесу тайны, позволяя оказаться в одной из многих частей храма.

Кто архитектор Собора Св. Петра? Он был не один, они часто менялись, однако это не помешало создать прекрасное сооружение, которое считается предметом мирового культурного наследия. Место, где живёт Папа Римский - главное лицо мировой христианской религии, - всегда будет оставаться одним из самых великих и популярных среди путешественников. Святость и значимость этого храма для человечества невозможно переоценить.

Собор Святого Петра снаружи

То здание, которое можно увидеть сегодня, полностью продумал архитектор Собора Св.
Петра - Микеланжело.

Скульптурные группы на фасаде храма - величайшее творение лучших мастеров Италии. Присмотревшись внимательнее, можно увидеть, что эти высокие статуи изображают Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и апостолов. Обелиск возле храма тоже имеет свой смысл. По-другому его называют «игла», и считается, что у его основания покоится прах Юлия Цезаря.

Колоннада, смыкающаяся с двух сторон собора - тоже важная часть архитектурного комплекса. Она была воздвигнута по проекту одного из архитекторов Собора Св. Петра - Бернини. Наверху колоннады расположена череда статуй ста сорока святых. Среди них - значительное количество женщин. Все они смотрят на с высоты колоннад.

Перед входом возвышается статуя апостола Павла - символический ход скульпторов, проводящий параллель между входом в Рай и входом в Собор.

Собор Святого Петра: история, описание

История создания сооружения полна загадок и тайн. К сожалению, собор Святого Петра - относительно новый храм по сравнению с другими святынями Европы. Тот, который существует сегодня, в значительной мере отличается от того собора, над которым работали великие архитекторы и скульпторы.

В храме проходили многие исторические события. Фундамент храма и первая базилика были построены при а в 800 году происходила коронация короля франков и лангобардов Карла Великого, который впервые объединил французские земли.

За время своего существования конструкция здания несколько раз горела и снова восстанавливалась зодчими. Много усилий было приложено, чтобы восстановить собор Святого Петра. Святые места Рима, к которым ежегодно верующие совершают паломничества - почти все они находятся здесь.

Это место особенно важно для всего христианского мира: здесь можно посетить комнату, где хранятся мощи апостола Петра.

Микеланжело

История храма настолько велика, что трудно ответить на вопрос: "Какие великие архитекторы были главными строителями собора Святого Петра?" Это здание видело разных художников, скульпторов и зодчих, однако сделали по-настоящему важные вещи лишь единицы.

Много людей приложили усилия для создания такого проекта, как собор Святого Петра в Риме. Микеланжело Буонарроти - главный архитектор храма, вклад которого в его строительство был очень значимым. Он был нанят одной из влиятельнейших семей Флоренции - Медичи. Архитектор собора Св. Петра, который был раньше, планировал сделать купол в форме удлинённого креста. Но именно благодаря замыслу Микеланжело купол собора имеет сферическую форму. Как главный архитектор Собора Св. Петра, художник создавал росписи и скульптуры для храма. Вскоре один из представителей семьи Медичи был избран Папой Римским. Новоизбранный Лев X назначил Микеланжело, теперь уже официально, главным архитектором Собора.

Интересен тот факт, что великий скульптор и художник Буонарроти долгое время отказывался от работы над архитектурой такого проекта, как Собор Св. Петра. Микеланджело, однако, потом все же согласился и кардинально изменил идею постройки.

Скульптура и останки апостола Петра

Статуя апостола Петра - главная достопримечательность Собора. Скульптура кажется одновременно суровой и приветливой. Кроме того, она считается святой. Существует традиция: посетив собор, необходимо обязательно дотронуться до ноги этой фигуры. Считается, что после этого дух отпускает человеку все его грехи. Сердце того, кто дотрагивается до ноги, должно быть чистым, даже если человек совершил много плохого. Каждый день желающих дотронуться до мраморной ноги святого так много, что смотрителям музея приходится время от времени полировать её поверхность.

Однако самым священным считается другое место. Оно находится под землёй. Это склеп, где хранятся мощи святых. Колонна с останками апостола Петра, в честь которого назван Собор - важнейшая часть всего храма-музея. Главный архитектор собора Св. Петра создал спуск в склеп. Он напоминает лестницу в преисподнюю, однако, спустившись, все обращают внимание на останки - скелеты святых. В склепе довольно темно, что создаёт ощущение потустороннего мира.

Купол Собора

Купол Собора Святого Петра - один из самых больших в Европе. Он опирается на четыре массивных столба, украшенных лепниной и скульптурами.

Над столбами расположены лоджии, где раньше хранились реликвии. Под каждой из реликвий сооружена соответствующая статуя святого.

Скульптура апостола Андрея Первозванного - мужчина, который держит брус дерева и взывает к Небу. На его лице - выражение муки и страдания.

Другая статуя - Святая Равноапостольная царица Елена. Она придерживает огромный крест - символ Веры. Её вторая рука направлена к зрителю, лицо спокойное и умиротворённое.

Совсем другое настроение передаёт скульптура Святой Вероники. В её позе - динамика, движение. Святая Вероника держит в руках плат, который подала Иисусу, чтобы он вытер своё лицо. Она будто бы вручает его, а в выражении её лица - решимость и уверенность. Четвёртую колону украшает статуя святого Лонгина. Святой выглядит угрожающе сурово, в одной его руке - копьё. Другая рука простирается в сторону. В его позе можно прочитать гнев и жажду правосудия.

Пол из надгробий. Скульптура «Моисей»

Собор Святого Петра в Риме и его надгробия - самое захватывающее во всём храме. Его особенность заключается в том, что в одном из залов Собора пол представляет собой череду надгробий.

Когда ступаешь по нему, чувствуешь невероятное волнение, ощущение святости и связи с Всевышним.

Внутри храма - множество фресок, на полах, потолках, стенах… Всюду окружает высокое искусство - изображения библейских сюжетов.

Скульптура Моисея - одно из любимых мест для туристов. Эта статуя изображает героя Ветхого Завета, который вывел свой народ из пустыни и стал великим спасителем для христиан. В складках его мантии, выражении лица, напряжённых мышцах рук чувствуется волнение, ответственность за всё человечество. В его позе - готовность к ударам судьбы, желание противостоять року. Густая борода вылеплена так реалистично, что кажется, будто это настоящие волосы. Она придаёт Моисею суровый вид, который на мгновение заставляет даже испугаться его.

Скульптуры Правого Нефа

Знаменитая мраморная Пьета, созданная руками Микеланжело - мировой шедевр искусства. Скульптура будто бы живая, заставляет проникнуться чувством скорби, тихого горя по умирающему Христу. Складки ткани, гладкое лицо Девы Марии - все это выглядит так реалистично, что кажется, будто бы они, преодолев множество веков, вмиг оказались в зале, и мы только что стали невольными зрителями произошедшей трагедии. Веки Девы Марии опущены, она прикрыла глаза от горя. В позе Христа - поражающая беспомощность. Эта скульптура - очень сильная психологически и эмоционально, - создавалась годами, и малейшая ошибка могла привести к потере формы и всей идеи. Однако мастер Микеланжело создал её такой нежной и грустной, что она выглядит по-настоящему живой.

Недалеко от Пьеты расположена Гробница Матильды Тосканской, украшенная скульптурой женщины-воительницы и нескольких купидонов у её ног. Это было выполнено скульптором Бернини.

Сикстинская капелла

Одна из известнейших фресок мирового искусства - созданная Микеланжело Крупнейшая на то время по масштабам картина украсила самый большой собор в мире - Собор Св Петра. На то время Папой Римским был Юлий II. Он пригласил юного Микеланжело для выполнения этой работы. Тот ещё не имел достаточных навыков в живописи, но согласился и приступил к работе. Сегодня для того, чтобы детально изучить эту фреску, понадобится более пяти часов. Многообразие линий, складок ткани на фигурах и сюжетов Библии захватывает и не даёт отвести взгляд. Можно разглядеть и Христа, распятого на кресте, и сцены из Ветхого Завета… Например, сотворение Мира, создание Адама и Евы, отделение воды от суши, изгнание людей из Рая, приносящего жертву Ноя, испуганную Дельфийскую сивиллу, пророков…

По углам капеллы расположены древнейшие отрывки из Библии: Медный змей, Юдифь и Олоферн, Наказание Амана.

Капелла несколько раз реставрировалась, однако не утратила своей красоты и целостности композиции.

Ватикан — одно из самых маленьких и в то же время самых могущественных государств мира, суверенная территория Святого Престола. Кстати, де-юре государство это возникло по историческим меркам совсем недавно — в 1929 году в результате Латеранских соглашений, заключённых правительством Бенито Муссолини. Главное здание Ватикана, известное практически каждому, — собор Святого Петра с двумя вытянутыми, словно клешни рака, барочными колоннадами работы Бернини, с крыши которых на нас заботливо смотрят 140 фигур различных святых. Про это место за последние несколько веков было написано так много, что удивить кого-то своими скромными записями я даже и не надеюсь. Однако, я надеюсь, что мой взгляд через объектив чем-то отличается от сотен подобных и позволит вам взглянуть на одну из главных католических святынь хоть немного, но всё же с другой стороны.

Главный собор католической церкви расположен рядом с тем местом, где когда-то располагался цирк Нерона, ставший известным, благодаря проводимым здесь массовым казням первых христиан. На месте собора раньше находилось кладбище. Здесь же, согласно преданию, был распят святой Пётр. Над его могилой в III веке нашей эры императором Константином была построена первая базилика. Есть, конечно, альтернативная версия — что святой Пётр никогда в жизни не бывал в Риме. Но, давайте, не будем блуждать в запутанных коридорах истории, тем более дело это, как известно, неблагодарное, и примем каноническую версию жизни апостола на веру.

Здание собора, которым мы любуемся сегодня, строилось в XVI-XVII веках. К созданию собора приложили руку самые известные архитекторы эпохи Возрождения — Рафаэль, Микеланджело, Бернини, Браманте. Причём каждый из мастеров значительно менял проект предшественников, внося свои изменения и решения.

Фасад собора. Высота — 45 метров, ширина — 115. В центре, под фронтоном, — знаменитый балкон, с которого папа Римский обращается к верующим.

Базилика построена в форме латинского креста. До 1989 года собор являлся крупнейшим храмом в мире, пока его не обогнала базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ, построенная в Ямусукро, столице Кот-д"Ивуара, кстати, по образу и подобию главного героя моего рассказа.

Часы на фасаде, с одной стрелкой. На другой стороне — такие же часы, но с двумя стрелками.

На крыше собора установлено 13 статуй — Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, кроме апостола Петра.

Высота каждой статуи — почти 6 метров.

Армия Ватикана — швейцарские гвардейцы. В наше время их всего 110, как можно догадаться из названия — все они граждане Швейцарии. Считается, что их форма шьётся по эскизам Микеланджело. Кстати, это одна из старейших армий мира, сохранившихся до наших дней. Правда, в военных действиях она участвовала всего один раз — в 1527 году, когда Рим был разграблен войсками императора Священной Римской империи.

Собор огромен. Вроде входишь вместе с огромной толпой, но внутри эта толпа неожиданно рассеивается по безразмерному залу и становится абсолютно незаметной. Во времена празднеств собор вмещает до 60 тысяч человек.

Длина центрального нефа — 211 метров.

Всё это впечатляет не меньше в , который до постройки собора Святого Петра оставался крупнейшим христианским храмом в мире.

Интерьер собора до ряби в глазах красив и торжественен. Причём, в отличие от православных храмов, эти великолепие и роскошь совершенно не крикливы. Изящными деталями можно любоваться бесконечно долго — здесь действительно есть что поразглядывать.

Отдельно стоит упомянуть огромное количество различных статуй, созданных мастерами Возрождения. Например, Ватиканская пьета — скульптура оплакивания Иисуса Девой Марией. К слову, это — единственная работа, собственноручно подписанная Микеланджело.

Надгробие могилы Бенедикта XV.

Бронзовая статуя Святого Петра, XIII век. Считается, что если к ней прикоснуться — то желаемое исполнится, поэтому к ней всегда стоит внушительная очередь.

Памятник святому Викентию де Полю и монумент папе Александру VII, это, кстати, одна из последних работ Бернини, созданная им в 80-летнем возрасте.

Его называют «сердцем Ватикана» и «Белой жемчужиной». Сегодня Собор является главной резиденцией Папы Римского, одним из главных католических храмов мира. Размеры Собора Святого Петра в Риме просто потрясают – огромный белый купол под синим небом Рима…

История строительства, архитектурный стиль, фото

На том месте, где сегодня стоит Basilica di San Pietro, во времена Древнего Рима находился Цирк Нерона – место жестоких и кровавых забав. Властный император жаждал зрелищ. На арене цирка проходили жестокие бои гладиаторов, а во время гонения христиан порой император против гладиатора ставил одного из них.

Бои такие длились недолго, и христиане погибали мученической смертью, растерзанные мечом гладиатора или когтями животных… На один из таких боев привели однажды и апостола Петра . Нерон повелел после состязания распять его, но Петр попросил о единственной вещи – не уподоблять его казнь Христовой. Нерон согласился, но выполнил эту просьбу своеобразно – Петр все же был распят, но – вниз головой.

О месте захоронения не было сведений долгое время, пока однажды в документах одного адвоката в 160 году не нашли упоминание о памятнике над могилой Петра. Петр был похоронен здесь же, на «цирковом» кладбище, где хоронили безымянных жертв гладиаторских боев.

Гонения на христиан прекратились только спустя почти полтора века, при императоре Константине. Император издал указ построить на месте захоронения Петра базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать ее именем апостола. Первый алтарь базилики был воздвигнут в 313 году, как раз на месте захоронения Петра. После окончания постройки (в 326 году) Basilica di San Pietro стала местом паломничества всех христиан , которые приезжали сюда почтить память мучеников.

Вплоть до 800 года здесь проходила коронация всех вновь избранных на папство понтификов , пока в 846 году после набега сарацинов базилика не была разграблена. До сарацинов дошли слухи, что в любом из храмов Рима можно поживиться весьма ценными предметами, поэтому разграблению подверглись практически все храмы.

После разграбления базилика Петра пережила несколько реконструкций , но все равно к 15 веку вид ее был уже весьма плачевный. Поэтому Папа Римский Николай приказал значительно расширить и укрепить базилику, что и было начато в 1452 году. Однако из-за смерти понтифика работы были приостановлены.

Папа Юлий II подошел к вопросу более глобально: он повелел снести базилику и на ее месте выстроить большой собор, который был бы наиболее величественный из всех известных на то время.

К проектированию Basilica di San Pietro были привлечены практически все известные архитекторы того времени. Был утвержден проект Донато Браманте, и в 1506 году работа закипела . Так как после смерти Браманте к руководству строительством Собора Святого Петра в Риме приступил Рафаэль Санти, форма и план строения немного изменились: вместо греческого креста с равными сторонами он вернулся к традиционным формам латинского – с четвертой удлиненной стороной.

Архитекторы, работавшие над проектом после Рафаэля, стремились к различным формам храма – то базилике, то центрическому сооружению. Разночтение форм продолжалось до тех пор, пока к делу не приступил Микеланджело Буонаротти (1546 год).

Он укрепил фундамент здания, сделав его очень прочным , а центральнокупольную идею сделал главной темой. По краям Микеланджело возвел многоколонный портик и основу центрального купола Собора Святого Петра в Риме, а вот заканчивал его возведение уже Джакомо дела Порта.

К слову, Микеланджело очень долго отказывался от работы над проектом патриаршей базилики, и утверждал, что он художник, а не архитектор, но именно при участии Буонаротти работа над строительством Собора Святого Петра в Риме продвинулась вперед намного дальше , чем при всех его предшественниках. Почти с нуля были воздвигнуты стены, крыша и начата работа над куполом.

В начале 17 века центральная часть была увеличена , таким образом сохранилась идея латинского креста. Архитектором Карлом Модерна была сделана пристройка базиликальной части и фасада с западной стороны. К сожалению, после последних пристроек купол хорошо просматривается только с одной стороны – с виа Делла Кончильяционе.

Чтобы все желающие смогли присутствовать на торжественных мероприятиях или службах, требовалась большая площадь.

Эту идею блестяще реализовал Джиованни Бернини, спроектировавший главную площадь в Ватикане перед Собором Святого Петра в Риме, а также знаменитую закругленную колоннаду, обрамляющую площадь. На площади в 1562 году был установлен обелиск, привезенный в Рим из Египта еще римским императором Калигулой в 1 веке.

Окончание строительства датируется ноябрем 1626 года, когда Папа Римский Урбан VIII официально открыл Собор и начал службу.

На страницах нашего сайта вы узнаете еще об одной достопримечательности Рима – ! Чем знамениты античные бани и почему так притягивают туристов?

Описание достопримечательности

По замыслу архитекторов Собор Святого Петра в Риме представляет собой крест , который венчает огромный купол; высота его равна 138 метрам, и он считается самым большим куполом в мире. В Риме не разрешалось строить храмы выше, чем Собор Святого Петра. Высота его достигала 136 метров, а в ширину он имел 211, 5 метров. До 1990 года Собор держал звание самого высокого храмового комплекса мира, пока не была построена базилика в Ямусукро (Кот-д’Ивуар).

Внутри купол украшают фигуры четверых евангелистов с животными , которые окружали божий престол – Марк и лев, Иоанн и орел, Лука и вол. И только Матфей изображен с ангелом. По внутреннему кругу купола находится надпись на латыни: «Ты – Петр, и на сем камне я создам Церковь мою» (Евангелие от Матф.; 16:18).

Входов в Basilica di San Pietro имеется аж пять: Врата смерти, Врата Филарета, Врата Таинств, Врата Добра и Зла и Святые врата. Через Врата смерти Ватикан провожает в последний путь умерших понтификов.

Святые врата открываются лишь в юбилейный (Святой) год , что случается раз в 25 лет. В год юбилея, под Рождество, Папа Римский разбивает бетонную кладку у двери, куда вмурован крест и ящичек с ключом от дверей Собора. Эти врата также называют Вратами индульгенции: если в юбилейный год пройти в них, то грехи списываются, и человек становится безгрешен.

Перед центральным входом в Собор в Риме расположены скульптурные фигуры святых апостолов Петра и Павла.

Внутреннее убранство храма, над которым тоже работал Бернини, поражает богатством и изящностью отделки.

Справа от главного прохода установлена скульптура Петра (13 век) , которая среди прихожан считается чудодейственной, и каждый старается хоть на мгновение коснуться ее. Еще одна легендарная реликвия хранится в Соборе – наконечник копья центуриона Лонгина.

Справа от центрального нефа находится скульптурная композиция «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело . От центрального нефа по бокам расположены еще два нефа, разделенные с главным полукруглыми арками.

Еще один шедевр Бернини – балдахин (кеворий), декоративный навес на столбах – расположен прямо под куполом Собора. Балдахин – весьма внушительное сооружение из бронзы, покоится на четырех столбах с ангелами. Бронза для отделки взята из Пантеона, для чего были демонтированы бронзовые детали портика.

Алтарь стоит на месте прежнего, только реконструированный и укрепленный. В полу проделано специальное «окно», через которое прихожане могут увидеть гробницу святого Петра.

На нижнем уровне храма находятся Ватиканские гроты , гробницы некоторых Пап, старинные исповедальни, сохранившаяся с 15 века мозаика, а также место исповедания Петра – капелла с отделкой из мрамора.

Часы работы, стоимость билетов

Время работы собор Святого Петра в Риме ежедневно, с 9 до 19 часов (с октября по март – с 9 до 18 часов). Исключение составляет утро среды – каждую среду с утра Собор закрыт по причине проходящих в нем папских приемов.