Сердце вены австрия собор святого стефана. Смотровые площадки на Южной и Северной башнях. Возведение и основание

Сердце вены австрия собор святого стефана. Смотровые площадки на Южной и Северной башнях. Возведение и основание
Сердце вены австрия собор святого стефана. Смотровые площадки на Южной и Северной башнях. Возведение и основание

Собор Святого Стефана в Вене является символом города и всей Австрии. Сложно пройти мимо этого величественного сооружения, оказавшись в центре Вены. Перед поездкой в столицу Австрии мною были изучены в большей степени места, которые можно посетить с детьми, но о стандартных достопримечательностях я знала только в общих чертах. Во-первых, их очень много, чтобы знать все и сразу. Во-вторых, я не долюбливаю заезженные места, потому стараюсь их избегать за редкими исключениями. Вот и в собор Stephansdom мы совсем не собирались, но он находится в сердце австрийской столицы, более того, гордо возвышается над всеми постройками вокруг, потому сложно его не заметить. А оказавшись рядом, восхищаешься его высокими башнями в готическом стиле, каждой его деталью. Вход в Собор Святого Стефана совершенно бесплатный, так почему бы нам не зайти туда, правда? ;)

Прежде католические соборы я видела только в Гоа, где португальцы оставили свое христианское наследие. Там они маленькие, светлые и ажурные. Здесь же темные залы с огромными мозаичными окнами, высоченные потолки, арки…

Впечатления самые невероятные! Грандиозность сооружения потрясает. И это выстроено сотни лет назад? Как они строили такую мощь?

Сложно представить какое впечатление такой храм производил на людей в средние века, когда жизнь проходила в маленьких домиках. А тут такое величие. Несомненно цель была одна — заставить трепетать перед Богом. Уверена, она была достигнута. Даже я, не фанат религии, тем более католической, выдохнула при входе в Штефансдом и завороженно вертела головой во все стороны.

Если бы не эти белые инсталляции, главный зал собора выглядел бы как в прошлые века. Тут волшебная акустика и звуки органа просто-таки проникают в тебя. Воистину гении просчитывали все это и строили подобные храмы.

В этом зале я впервые услышала вживую монашеские католические песни. Думаю, многие слышали этот стиль в разных западных песнях, т.к. продюсеры используют иногда подобные нарезки в современных произведениях. Самой первой песней, в которой я услышала такие монашеские песнопения это, конечно, «Sadeness» от Enigma. И вообще у Энигмы был целый альбом в подобном стиле. Если вы не помните, тогда послушайте и сразу все поймете. И вот такие же мужские голоса разбивались о все своды Собора Святого Стефана и проникали в самое нутро, до мурашек и до слез.

Но хорошие впечатления были не от всего. Помимо всей мощи, которая так и давит на сознание, делая тебя маленьким человечком перед огромными божественными силами, еще и каждая деталь храма напоминает о греховности твоей жизни. Все скульптуры на стенах с ужасно страдальческими серыми лицами, картинки со страшными муками в геенне огненной. Не люблю в религиях, особенно в католицизме, эти попытки запугивания простых смертных «рабов божьих».

Но это лирическое отступление и, честно скажу, после этого древнего собора, после старинных церквушек на Пути Сантьяго , после главного храма в Сантьяго-де-Компостела с его средневековым колоколом, раздающимися во всех концах города, я прониклась большой симпатией и уважением к католическим храмам. Вынуждена признаться, что о Боге и о вечном в них действительно отлично думается.

Свечку зажечь можно за 0,75 евро. Не совсем дешево, хотя для Австрии вполне нормально, но главное, что свечки настоящие — огонь живой. Не выношу современную моду на специальные автоматы, куда нужно кидать монетку, чтобы зажглась лампочка в виде свечки. Это даже не смешно, а по правде более чем отвратительно, очередное изобретение Ватикана, как в свое время индульгенции.

Хоть вход в Собор Святого Стефана Вены бесплатен, но деньги там есть на что потратить. Помимо свечек с деньгами можно расстаться в сувенирном магазинчике, где продаются разные милые штучки на венскую тематику и всяческие монетки или открытки с изображением Собора.

А еще здесь проводятся различные экскурсии для посетителей. Мы выбрали подъем на Северную башню за 5,5 евро.

За такую же цену можно наоборот спуститься в катакомбы, дабы посмотреть на захоронения тысяч человек, среди которых множество австрийских правителей за последнее тысячелетие. В основном это представители династии Габсбургов. Но мне с ребенком смотреть на останки трупов, пусть даже и весьма знаменитых, вовсе не хотелось (да и без ребенка мне это мало интересно), потому я предпочла подняться ближе к небу, нежели спускаться в подземелье.

Башня Собора Святого Стефана довольно высокая, поднимались мы туда на лифте. Виды с обзорной площадки просто потрясающие! Подумать только, что это столица Австрии! Такой миниатюрный и низкорослый городок =)

В другую сторону также, высотных зданий в Вене практически нет. Внизу видна площадь. На ней толпятся коняшки)

Здесь можно взять тур по Вене в карете. Обойдется это в 55 евро за 20 минут поездки. Хотя на мой взгляд намного интереснее воспользоваться Трипстером, взяв какую-нибудь необычную от местных жителей. Все-таки увидеть город глазами людей, живущих в нем, это бесценный опыт.

Лошадки чистенькие и ухоженные, но свои естественные нужды справляют прямо на дорогу. Конечно, чистоплотные австрийцы убирают все по мере возможности, но от запаха это избавляет лишь частично. В связи с чем не только площадь, но и сам собор насквозь пропитаны ароматом конного навоза.

А ведь в прошлые столетия карет и лошадей на улицах Вены было в разы больше, знатные миазмы, наверное, наполняли воздух. Чего только не повидала столица Австрии, в какие только столетия не стояла. Удивительно, что впервые на этом месте собор был построен аж в 1137 году! Впоследствии он достраивался и расширялся, изменял свой вид с романского на готический, и в конце концов к 1511 году приобрел свой современный вид.

Во времена Второй Мировой войны Собор Святого Стефана в Вене сильно пострадал от пожара, который устроили, как ни странно мародеры, а не немецкие или советские солдаты. Из-за огня обрушилась крыша, с башни упал огромный колокол, сильно повредив весь храм. К 1948 году силами добровольцев Собор был восстановлен, но реставрационные работы ведутся до сих пор.

Могу с уверенностью сказать, что Собор Святого Стефана не зря является символом Вены. Более величественное и грандиозное сооружение, являющееся при этом и древним наследием, я прежде не видела. Понимаю, что мой опыт маловат и по нему судить невозможно, но уверена, что окажись вы в Вене, то ни за что бы не пожалели, если бы увидели этот собор воочию.

Штефансдом (Stephansdom) - информация для посетителей

Собор Святого Стефана часы работы

Собор работает ежедневно с 6.00 до 22.00 часов. В воскресенье и праздничные дни с 07:00 до 22:00.
. Экскурсии по катакомбам каждые полчаса или 15 минут, продолжительность около 30 минут в 10:00 — 10:30 и в 13.30 — 16.30 часов ежедневно кроме воскресения.
. Лифт к колоколу «Пуммерин» на Северную башню — ежедневно с 08.15 до 16.25 часов (январь – июнь и сентябрь – декабрь); ежедневно с 08.15 до 18.00 (июль и август).
. Подъем на Южную башню ежедневно с 09.00 до 17:00 часов.
. Вечерняя экскурсия с осмотром чердачного помещения по субботам в 19:00 (только с июля по сентябрь).

Цены на экскурсии в Собор Святого Стефана в Вене

В соборе есть общий билет для посещения всех его закоулков стоимостью 17,90 евро для взрослого и 4,90 евро для ребенка. Во время нашего посещения на эти билеты были скидки — 13,90 и 2,90 евро. Но не уверена, что скидки есть всегда, потому написала изначально обычную полную стоимость. Брать такой билет несомненно выгоднее, но если вы не хотите посещать все подряд, то проще взять билет только куда-то в одно место (чертой делятся цены на взрослого и ребенка):
. Тур по кафедральному собору с гидом — 5,5 евро/2 евро
. Тур по кафедральному собору с аудиогидом — 4,5 евро/1,5 евро
. Катакомбы с гидом (группа) — 5,5 евро/2 евро
. Северная башня (подъем на лифте) — 5,5 евро/2 евро
. Южная башня (подъем по ступеням) — 4,5 евро/1,5 евро

Собор Святого Стефана Вена как добраться

Собор находится на площади Stephansplatz. Одноименная станция метро Stephansplatz (ветки U1 и U3) выходит прямо напротив главных ворот храма, потому не найти или не заметить его просто невозможно:) Ну и просто гуляя по центру, рядом с Венской оперой и Альбертиной, вы без труда заметите башни Собора Святого Стефана, которые возвышаются словно колючие кактусы над всеми домами. Мы именно так его и приметили, и шли на эти башни.

Собор Святого Стефана на карте

Если вы планируете поездку в Вену, то рекомендую также почитать мою статью об аренде квартиры в Вене посуточно , в которой я описываю не только наш опыт как снять квартиру в Вене, но и делаю обзор отелей Вены с удобной картой и возможностью подбора отеля в выбранном вами диапазоне цен. Это очень удобно, а главное поможет сэкономить ваши средства, ведь австрийская столица весьма дорогой город.

Собор Святого Стефана или Штефансдом, который местный жители часто называют коротко и ласково «Штеффи», является самым главном символом столицы Австрии — города Вена. Практически из любой точки города виден уникальный величественный шпиль здания, высота которого достигает 136 метров. Потрясающая внешняя красота собора гармонично дополняется его наполнением — внутри Штефансдома хранится огромное количество различных исторических ценностей, как разной церковной утвари и икон, так и множество произведений мирового искусства. Собор Святого Стефана сохранился до нашего времени практически без изменений, его изображение можно увидеть на множестве фотографий и открыток из Вены.

История

В 1137 году на месте современного собора Святого Стефана была заложена самая первая церковь в этих местах. Через 10 лет в 1147 году она была построена при помощи Леопольда IV и епископа Пассау. Примерно через 100 лет понадобилось расширение храма (одна западная стена в романском стиле с этого строительства сохранилась до нашего времени), но вскоре после этого в 1258 году церковь, к сожалению, сгорела. Через 5 лет на этом же месте была вновь построена и освящена новая церковь. Постепенно ее помещение росло и расширялось, в это время были построены знаменитые Альбертовы хоры, а закончены все строительные работы были лишь через 77 лет.

Первый камень в масштабное строительство нового собора в готическом стиле был заложен в 1359 году 7 апреля Рудольфом IV. Было спланировано, что сначала будут построены наружные стены церкви, окружающие старый храм, а затем внутри собора старые стены будут разобраны. В 1430 году так и произошло, однако было решено оставить часть стен, в частности Альбертовы хоры.

Южную башню, являющуюся самой высокой точкой Штефансдома, строили практически 100 лет и закончили в 1433 году. Архитекторами была спроектирована также и вторая башня — Северная, ее начали строить в 1450 году, возвели на высоту около 70 метров к 1511 году, и на этом строительство было заморожено.

Целых три века собор Святого Стефана был обычным приходским храмом. Однако в 1469 году здесь была основана Венская епархия, и с этого момента величественный Штефансдом стал считаться кафедральный собором. Сразу же после этих событий в храме были установлены интересные резные хоры известным композитором, по совместительству являвшимся ещё и скульптором, Вильгельмом Роллингером. А ещё чуть позже, в 1513 году, в соборе установили орган.

Во время Второй мировой войны церковь практически не пострадала, но, к сожалению, уже в апреле 1945 года ее подожгли мародеры, разрушив своими действиями Северную башню, которая, вместе со своим известным колоколом, упала и долго горела в огне, потеряв все внутреннее убранство, в том числе уникальные хоры и орган.

Позднее храм был отреставрирован (кстати, исключительно с помощью личных пожертвований горожан) и открыт для посетителей в 1952 году. Но восстановительные работы идут непрерывно и продолжаются до сих пор.

Достопримечательности

Уникальный Штефансдом благодаря своим масштабным размерам 198,2 на 62 метра, хранит в себе множество различных интереснейших достопримечательностей. Во время посещения собора можно узнать его трогательную историю, а также насладиться экстерьером и интерьером уникального здания.

Смотровые площадки на Южной и Северной башнях

Высота Южной башни собора составляет 136,44 метра, Северной башни — 68,3 метра. На обеих башнях собора Святого Стефана в наше время оборудованы две смотровые площадки, с каждой из которых открывается прекрасный вид на различные районы Вены. На смотровую площадку Южной башни ведут 343 ступеньки, открыта она с понедельника по воскресенье с 09:00 до 17:30, а вход на нее составит 5 евро для взрослых, 3 евро для учащихся 15-18 лет, 2 евро для детей 6-14 лет. В Северной башне находится известный колокол Пуммерин, а на ее смотровую площадку посетителей поднимает лифт ежедневно с 09:00 до 17:30, за 6 евро взрослых, 2,5 евро детей 6-14 лет и 0,5 евро для организованных экскурсий для детских садов.

Кровля собора

Очень интересно для того времени спроектирована кровля Штефансдома. Ее длина около 110 метров, а высота примерно 38 метров, при этом в некоторых местах горизонтальный наклон кровли может достигать целых 80 градусов. Это позволяет дождевой воде тщательно промывать черепицу во время выпадения осадков, а если вдруг в городе идет снег, то он не скапливается на кровле, а сразу падает вниз. Изначально каркас крыши был сделан из дерева, но после пожара в 1945 году его заменили на каркас из стали. Кровля покрыта примерно 230 тысячами разноцветных черепиц, которые составляют уникальное изображение герба страны и города, из-за чего крыша Штефансдома похожа на пряничный домик.

Интерьер собора

Уникальным является и само внутреннее убранство храма. На центральном портале находится кафедра Святого Иоанна Капистрана, известная тем, что с нее он призывал всех жителей собраться в крестовый поход на турков. Рядом расположено распятие с необычным выражением лица Христа, из-за которого его называют «зубная боль». Тут же стоят старинные меры из железа, являвшиеся в то время эталонами, а рядом — солнечные часы на арке.

Орган

Музыкальный инструмент, которые имеют возможно наблюдать туристы и местные жители сейчас, был установлен в соборе в 1960 году вместо сгоревшего. Современный орган фирмы Rieger имеет 4 ряда клавиатур, педаль, 125 регистров, 10 000 труб. Он является одним из самых больших органов Австрии. Недалеко от алтаря располагается ещё один орган, изготовленный в 1991 году и имеющий 4 клавиатуры, педаль и 55 регистров. Именно он чаще всего используется при проведении богослужений в соборе.

Колокола

В звоннице собора Святого Стефана находится 23 колокола, но используются лишь 20 из них. Самый большой колокол (и второй по величине в Европе) называется Пуммерин, в честь старинного одноименного колокола, погибшего в пожаре 1945 года, он находится в Северной башне. Вес современного колокола — около 21 тонны, установлен он был в 1957 году. Звон Пуммерина можно услышать 11 раз в году: во время церковных праздников, 23 апреля в день освящения собора и ночью нового года. В другое время используются другие 11 колоколов, находящихся в Южной башне и имеющих электрический привод. Эти колокола разного размера, весом от 35 до 5700 килограмм, были установлены в 1960 году.

Усыпальницы

В Штефансдоме хранятся останки множества известных личностей: это и Рудольф IV (основатель собора), Фридрих III, Евгений Савойский, 72 члена династии Габсбургов. Большая часть могил являются чисто символическими, так как с 1633 года в храме оставались на хранение только внутренние органы правителей, кроме сердец, которые отправляли в церковь Святого Августина , и тел — находящихся в Капуцинской церкви.

Катакомбы

Ещё одна достопримечательность, традиционно привлекающая внимание всех туристов, это подземелья, находящиеся под восточной частью собора. Находится там обычное кладбище, на котором хоронили жителей города (всего около 11 тысяч тел). В катакомбах до сих пор принято хоронить людей, но теперь — только высших иерархов австрийской церкви. Катакомбы можно посетить только в рамках экскурсии. Гробницы епископов и королевских дворов, жуткое кладбище под собором со всеми его костями гарантируют неизгладимые впечатления.

Экскурсии

В соборе Святого Стефана постоянно проводится множество различных экскурсий. В стоимость экскурсии по билету all-inclusive входит аудиогид, представляющий информацию на 23 языках (детям аудиогид не выдается). Туристам также выдается карта, на которой представлены все достопримечательности Штефансдома. Продолжительность экскурсии составляет около 40 минут, проводится она круглогодично. Всех посетителей настоятельно просят одеваться и вести себя соответствующим образом.

Посетителям собора можно также заранее заказать индивидуальную экскурсию продолжительностью около 30 минут на немецком (пн-вс 15:00) или английском (пн-сб 10:30) языке. По литургическим или организационным причинам экскурсия может не проводиться, поэтому ее необходимо заказывать заранее.

Групповые экскурсии проводятся для группу туристов количеством от 15 человек и бронируются заранее по телефону или электронной почте.

Режим работы и стоимость входа в собор в 2019 году

Экскурсии проводятся с понедельника по субботу с 9 часов утра до 11:30, а затем после обеда с 13:00 до 16:30. По воскресеньям и праздничным дням собор открыт для посещения с 13:00 до 16:30.

Стоимость входа в собор составляет 6 евро для взрослых и 2,5 евро для детей с 6 до 14 лет, дети до 6 лет посещают Штефансдом бесплатно. Экскурсия в собор стоит 6 евро, учащимся 14-18 лет 3,5 евро, детям 0-14 лет 2 евро. Посещение катакомб занимает около получаса и стоит 6 евро, учащимся 14-18 лет 3,5 евро, детям 0-14 лет 2 евро. Совмещенная экскурсия по собору и катакомбам составит 12 евро для взрослых, 7 евро для учащихся 14-18 лет, 4 евро для детей 0-14 лет. Сокровищница с уникальными произведениями искусства открыта с понедельника по субботу с 09:00 до 17:00, по воскресеньям и праздничным дням с 13:00 до 17:00, посетить ее могут взрослые за 6 евро, дети 6-14 лет за 2 евро, до 6 лет — бесплатно.

Билет all-inclusive позволяет посетить все общедоступные достопримечательности Штефансдома. Билет действителен ежедневно с 9 часов утра до 17:30 (при этом необходимо учитывать различное время работы башен, катакомб, сокровищницы и самого кафедрального собора). Стоимость билета составит 14,90 евро для взрослых (по билету Vienna Pass цена будет 9,90 евро), 3,90 евро для детей. Продолжительность экскурсии 2,5 часа.

Как добраться до собора Святого Стефана

Штефансдом находится в самом центре Вены, поэтому до него проще всего добраться общественным транспортом . В шаговой доступности от него расположена станция метро Stephansplatz линий U1 и U3. Рядом проходят автобусные маршруты 1A и 3A с остановкой Stephansplatz. На личном автомобиле сюда лучше не приезжать, так как сложно будет найти место для парковки в центре города, но при поездке нужно держаться автомагистрали A1, А2, А4, А21 или А23 (но затем лучше пересесть на метро). Та же ситуация и с такси, но если все-таки такая необходимость возникнет, то можно воспользоваться следующими фирмами: Flughafen Taxi, Taxi 31300, Taxi Center и многими другими.

Штефансдом на google-панорамах

Google-панорама интерьеров Штефансдома

Видео Собора Святого Стефана

Собор Св. Стефана (Австрия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собор Св. Стефана - символ не только Вены , но и всей Австрии . Его величественный шпиль, возвышающийся на 136 м, виден из большинства районов столицы. Грандиозный готический собор на главной площади города, известен не только своей внешней красотой, но многочисленными реликвиями: иконами, церковной утварью и произведениями искусства мирового уровня. «Штеффи», как любовно называют его венцы, почти без потерь просуществовал предыдущие 700 лет, пережил множество войн, но уже в наше время не смог уберечься от простой человеческой глупости. И тем не менее, глядя на потрясающую мозаичную крышу, стрельчатые своды и впечатляющие витражи, хочется верить, что Собор Св. Стефана уже никогда не исчезнет с венского пейзажа.

История

История «Штеффи» началась в 1359 г., когда был заложен первый камень нового венского католического собора. Его доминанта, Южная башня, строилась почти столетие.

Не менее величественной должна была стать и Северная башня, заложенная в 1450 г. Правда, она так и не была закончена, застыв на высоте 70 м.

Сегодня в обеих башнях открыты смотровые площадки, позволяющие полюбоваться живописными видами города.

Храм почти не пострадал при бомбежках Второй мировой, но был сильно разрушен мародерским поджогом в апреле 1945 г. Северная башня упала вместе с легендарным колоколом «Пуммерин», убранство погибло в огне.

Реставрационные работы проводились на частные пожертвования венцев. «Штеффи» вновь распахнул двери только в 1952 г. Его восстановление продолжается и по сей день.

Что посмотреть

Сегодня в звонницах храма установлено в общей сложности 23 колокола. Главный из них - обновленный «Пуммерин» весом 21 т - находится на своем привычном месте, в Северной башне. Звонит он лишь 11 раз в году - на главные праздники. А знакомый каждому венцу ежечасный звон обеспечивают 11 колоколов Южной башни.

Будто пряничная крыша собора собрана из 230 тыс. плиток черепицы.

В крипте находится фамильная усыпальница Габсбургов, а в восточном его крыле - катакомбы. В этом подземном кладбище хоронили и обычных венцев.

Практическая информация

Время работы: понедельник-суббота - 6:00-22:00, воскресенье - 7:00-22:00.

Вход на территорию всех достопримечательностей (собор, катакомбы, Южная и Северная башни, сокровищница) с аудиогидом: 14,90 EUR. Цены на странице указаны на апрель 2019 г..

Еще в XII веке начали строить собор Святого Стефана, нынешний символ Вены и всей Австрии. В его архитектурном облике легко опознать отличительные черты разных стилей зодчества, романского и готического. Восточная оконечность храма – образец готики с продолговатыми узкими оконными проемами и высокими выступами контрфорсов. Темная острая крыша апсиды переходит в двускатную храмовую, где красуются черепичные гербовые орлы.

Недостроенную северную башню окружают леса реставраторов, продолжающих воссоздавать древнее строение. Легенда о гибели главного строителя из-за нарушения договора с дьяволом наивна, скорее всего средств не хватило. Башня превратилась в колокольню, завершившись куполом в стиле барокко. Здесь размещается крупнейший на западе Европы колокол, весом более 20 тонн. Отлили новый Пуммерин в 1950-х из металла лопнувшего при пожаре изделия 1711 года.

Южная башня имени покровителя храма вознесена над городскими кварталами на все свои 135 метров с лишним. Долгое время в Вене запрещались строить более высокие, превосходящие башню покровителя города. Возводить собор Святого Стефана пришлось многим поколениям, достройка продолжалась вплоть до XV века. Отсюда и стилевое разнообразие, с преобладанием признаков более позднего направления.

Собор Святого Стефана виден и с улицы Грабен, организовали которую ради проезда на месте бывшей площади. Сейчас решили снова превратить широкую улицу в пешеходную территорию, ради удобства осмотра достопримечательностей многочисленными туристами. На Грабен красуется , по одну сторону от нее , по другую – . Отсюда же можно достигнуть церкви Петра и Павла с двумя колокольнями.

Собор Святого Стефана снаружи

Западным фасадом собор Святого Стефана выходит на одноименную площадь, также запретную для автотранспорта. Это древнейшая часть постройки после первого храма, освященного в 1147 году, включающая Исполинские врата и Языческие башни романского стиля, позже затронутые готикой. Привлекает внимание остроконечная крыша основного объема храма, соорудить такую конструкцию было нелегко.

Заострить крышу до угла в 80 градусов решили, чтобы снизить воздействие осадков на черепицу. Капли лишь касаются поверхности и отскакивают вниз, влага на черепице не задерживается. Удивительна для культового строения расписанная оригинальным орнаментом кровля, видеть подобное покрытие храма не доводилось. Живописно оформлены боковые стены с арочными проемами разного размера, с острыми завершениями.

Сбоку от западного фасада наблюдаются контрфорсы, как и виденные перед восточным. Где только возможно, размещены скульптурные украшения религиозной тематики. Световые проемы устроены разной формы, некоторые забраны ажурными решетками. Самый габаритный проем располагается над храмовым входом, сохранить ворота удалось достаточно длительный промежуток времени.

Чтобы организовать строительство такого масштабного святилища, потребовалось участие многих влиятельных персон. Первым в этом ряду принято называть маркграфа Австрии Леопольда Четвертого, деятеля 1140-х годов. Романская часть строилась при герцоге Фридрихе Втором (не путать с Фридрихом Вторым Великим, прусским королем). Готические нефы и высотные башни достраивались уже при власти Габсбургов.

Исполинские врата — рупорные, в форме арки, украшенные скульптурами в стенных нишах, датируются 1240-м годом. Внутри протяженного тамбура арки уменьшаются в габаритах, образуя открытый наружу рупор. Над дверями входа встретить прихожан и посетителей доверено лепным рельефам на библейские сюжеты. Популярность, которой пользуется собор Святого Стефана, демонстрируется толпой вокруг входа.

По бокам от центрального светового проема расположены малые круглой формы, один решили использовать, разместив часы. Выше находится фигурный фриз из повторяющихся лепных элементов. Находящиеся среди прочих граждан персоны в красных одеяниях, один из которых забыл снять парик, скорее всего – музыканты. Видимо, прошел или готовится органный концерт, прижатый к телу альбом нот Моцарта тому свидетельство.

Внутреннее устройство и убранство храма

Строить основное помещение, которым славится собор Святого Стефана, начали еще при Рудольфе Четвертом. Происходило это в начале 1250-х годов, а в 1278-м Австрия попала под господство династии Габсбургов. Нужно видеть величественность готических нефов воочию, чтобы оценить их красоту. Ряды вытянутых арок делят помещение на три части, где размещены алтари и скамьи для прихожан.

Все элементы внутреннего оформления призваны подчеркнуть устремленную ввысь конструкцию, в этом собор Святого Стефана един внутри и снаружи. Силуэты арок разделительных перегородок повторяются в устройстве сводов, словно отраженные гигантскими зеркалами. Сходящиеся выпуклые ребра придают ажурность потолку, эффект усиливают решетчатые оконные переплеты с цветными витражами.

Чтобы было где разместить зрителей, желающих послушать орган, пространство перед алтарем заставили стульями. Притягательность духовой музыки способна обеспечивать прекрасная акустика, которой характерен собор Святого Стефана. Впечатления от музыкальных мероприятий дополняют традиционные христианские ценности, которыми богат старинный храм. К таковым относится все внутреннее убранство.

В религиозном оформлении собор Святого Стефана выделяется широким использованием живописных изображений. Скульптур здесь даже больше, но не настолько, как в других католических храмах, где они преобладают. Отдельного рассказа достойна епископская кафедра, настоящий шедевр ваяния из камня. Иконы в сопровождении статуй размещены в обрамлении мраморных колонн боковых алтарей, что весьма эффектно.

Кафедральным собор Святого Стефана был объявлен далеко не сразу, сказалось противодействие древнего религиозного центра Пассау. Выполнять кафедру был приглашен известный скульптор чешского происхождения Антон Пильграм, ранее делавший балкон органа. Необычность изделия в том, что выполнено из монолитной мраморной глыбы. Мастер буквальным образом смог выполнить завет великого Микеланджело – отсекать все лишнее.

Сложнейший орнамент обрамления кафедры содержит скульптурные портреты учителей храмовой школы, позднее признанных отцами церкви. Мастер смог не только выполнить портреты, он ухитрился вложить в них еще два смысла. В портретах отразились и четыре возраста людей, и четыре основных типа человеческих характеров. Пильграм ненамного пережил свое произведение, вскоре он скончался.

Об устройстве храма

Традиционно в католических храмах принято особо тщательно оформлять главное алтарное пространство. Не стал исключением и собор Святого Стефана, где страдания покровителя храма изображены на крупнейшей запрестольной иконе главного алтаря. Дополняется живописный образ искусными статуями, немалую роль играют цветные витражи окон апсиды. Некоторые из них уцелели с момента создания, большинство новых.

Обеспечивать прихожан сидячими местами принято у католиков издавна, в кафедральном соборе без этого тем более невозможно обойтись. Лавки здесь добротные, можно и сидеть, и преклонить колени на специальной полке. Дефилирующая от главного алтаря мимо кафедры экскурсионная группа направляется, видимо, к спуску в катакомбы. Подземная усыпальница настоятелей и более знатных персон – тоже местная достопримечательность.

Очередная фотография призвана просветить читателя обзора в устройстве и терминах, касающихся внутреннего пространства собора. Оно разделено на три нефа, южный, где движется группа туристов, посвящен апостолам, так и именуется. В его восточной части – саркофаг Фридриха Третьего. Центральный неф посвящен Христу и Святому Стефану, особого названия не имеет. Дальний от нас, северный, посвящен Богородице и святой мученице Екатерине, называют его женским.

Помимо главного зала из трех нефов, собор Святого Стефана оборудован шестью обособленными капеллами. Основной объем насчитывает около двадцати малых алтарей, посвященных самым почитаемым святым угодникам и библейским событиям. Оформлялись престолы в общей стилистике, различия улавливаются только при внимательном рассмотрении. Колонны из цветного мрамора держат порталы, обильно украшенные скульптурами.

Второй по значению алтарь и чудотворная икона

Одним из главных сокровищ храма принято считать Винер-Нейштадтский алтарь, размещенный в конце женского нефа. Выполнить его повелел Фридрих Третий, датируется алтарь 1447-м годом. Собор Святого Стефана получил реликвию в 1884 году, до этого она находилась в монастыре города, в честь которого названа. Обитель относилась к цистерцианскому ордену, более строгому аналогу бенедиктинского.

Цистерианцы не позволяли изображать другие личности, кроме Христа и Богородицы, на видных местах. Поэтому изображения 72-х святых — на обратной стороне алтарных створок, а на виду сцены жития Девы Марии. Закрывают створки лишь на Страстной неделе и еще в некоторые праздники. Богородице поклониться желают многие прихожане, перед складным алтарем есть отдельные скамейки.

Чудотворная икона Богоматери из венгерского селения Пёч помещена в юго-западной части собора, поблизости от входа. Некто Ласло Шигри заказал ее для тамошней церкви в память об освобождении из турецкого плена. Через 20 лет, в 1696 году, образ прославился как исцеляющий. Император Леопольд Первый переместил реликвию в Вену, оставив селению копию, тоже оказавшуюся чудотворной. Даже поселение в честь образа стало Мариапечем.

Чудотворный образ находится на невысоком подиуме, за низкой оградой из столбиков и ажурной решетки. Интересно и живописно устроено укрытие в виде балдахина на двух витых колоннах. Перед алтарем иконы установлены скамейки для почитателей, здесь же ящик для пожертвований. Но чудеса исцеления оказываются не на платной основе, излеченные искренне благодарят Богородицу. Запретить дары невозможно и ненужно, они идут от сердца.

Больной Христос, постамент органа и его автор

На стене нижнего яруса северной башни, близ спуска в катакомбы, на стене помещен необычный образ. Бюст Иисуса, изображенного по пояс, обнаженного и со скрещенными на животе руками, не похож на другие лики. Из-за искаженного гримасой боли лица он получил несколько названий, связанных с зубной болью. Однако положение рук можно трактовать как признак болей в желудке, либо другого недомогания.

Определять заболевание по символическому изображению неправильно, да и не нуждается Христос в диагнозе. Легкомысленно подходя к священному образу, можно и постамент за необычность формы принять за купель. Тогда что же, Христов в бане получается? Не находя объяснений в доступных источниках, оставляем замысел неведомого скульптора без комментариев.

Балкон для органа иногда именуют постаментом, но разница несущественна, а красота произведения налицо. Строить постамент стали примерно тогда же, что и епископскую кафедру. Именно здесь, по описаниям, располагался первый орган 1516 года, давно утраченный. Путеводители содержат устаревшую информацию о том, что постамент оставлен пустующим, в натуре видим другое.

Авторство постамента считается установленным точно, выполнить произведение доверили тому же чеху Антону Пильграму, что и кафедру. При этом по поводу кафедры возникают сомнения, многие источники авторство Пильграма опровергают, причем аргументированно. Нашли под лестницей на кафедру портрет скульптора с соответствующими инструментами в руках. Сходство с ранее известным портретом чешского ваятеля отсутствует.

Не замеченный ранее портрет считается теперь изображением Герхардта, автора саркофага Фридриха Третьего. Все чаще именно его называют автором кафедры, хотя утверждать это категорически нельзя. Постамент же Антон Пильграм подписал наглядно, его автопортрет помещен на видном месте. Себя скульптор изобразил символично, как несущий элемент конструкций.

Теперь появилась версия, что таким образом скульптор выразил свою перегруженность заказами, косвенно опровергая авторство кафедры. Трактовку трех букв на ленте под портретом как Мастер Пильграм тоже ведь можно подвергать сомнению. Однако сюда Николауса Герхардта привязать невозможно, а портрет под лестницей не подписан никак.

Примеры малых алтарей

Несколько малых алтарей, которыми изобилует собор Святого Стефана, уже попадали в поле зрения при осмотре. Чтобы обеспечить читателя более полной информацией, предлагаем подборку фотографий с этими элегантными сооружениями. Перечислять всех изображенных на живописных полотнах и в скульптурах считаем ненужным. Многие знают их лучше обозревателя, а собирающиеся в Вену увидят воочию.

Если внимательно рассматривать малые алтари собора, можно обнаружить все жанры изобразительного искусства и их формы. Здесь и объемные скульптуры, и привязанные к плоскости барельефы и горельефы. Представлена резьба по камню и дереву, пластическая лепка и их сочетания. Живописные полотна соседствуют со стенными росписями и фресками, дополняются раскрашенными статуэтками.

Снова – собор Святого Стефана с улицы

Организовать пешеходную зону в районе площади у собора и на улице Грабен пришлось вынужденно. Совместить возрастающий поток туристов и автомобильное движение в стесненных условиях оказалось невозможным. Поэтому наружная соборная кафедра Иоанна Капистрана, откуда святой призывал к Крестовым походам против еретиков и османов, стала фоном для стоянки ожидающих клиентов конных экипажей.

Привлекательность и экзотичность поездки на старинном дилижансе очевидны, но обоняние протестует против ароматов лошадиной жизнедеятельности. Пока с этим мирятся и власти, и прогуливающиеся, экзотика еще сдерживает прогрессивные новшества. Очевидным выходом стали бы повозки на электрической тяге, без шума и запахов вообще. Наверняка поздно или раньше эта замена произойдет.

меньших размеров собор Святого Стефана предстает перед посетителями реального храма возле его старинных стен. Формула Есенина – большое видится на расстоянье, верна, но здесь не работает из-за стесненности окружающей застройки. Туристы не могут окинуть взглядом весь собор, и макет помогает ориентироваться в его сложном построении. Выполнена копия филигранно, со всеми элементами и деталями.

По уменьшенной копии туристы могут определить, какие части собора они будут проходить, оказавшись внутри. Найти выгодную точку наружной съемки могут любители фотографировать, которых среди посетителей множество. Оригинальным будет и фото на фоне самой модели, хотя это прельщает немногих. Подавляющее большинство переключают внимание на наружные стены, изобилующие многообразными экспонатами.

Больной Христос и резьба по камню

Одним из самых привлекательных следует признать статую больного Христа, повторяющую размещенную внутри храма. Она установлена на тонкой колонне в неглубокой нише под навесом, отгороженной перилами. Непонятен мотив такого дублирования, однако снаружи скульптура еще более выразительно выглядит из-за более разнообразного окружения. На стене живописные росписи на библейские сюжеты, еще ряд экспонатов.

У правой стенки ниши — небольшой аналог классического портика из пары колонн с волютами в капителях, поперечной балки и треугольного фронтона. Это только фон для обрамления резьбы религиозного содержания, по виду очень древней. Любопытна и угловая полочка в противоположной части углубления стены, где трудно определить, резные фигурки или вылепленные. Две памятные таблички требуют более близкого рассмотрения.

Представить еще несколько образцов древнего камнерезного мастерства решено подборкой фотографий. Они различны как по времени выполнения, так и по использованным композиционным и изобразительным приемам. Мастера применяли различную технику резьбы, неодинакова глубина обработки камня и степень шлифовки изображений. Специалисты найдут разницу моментально, дилетантам необходимо вглядеться.

Иллюстрируемые древними резчиками сцены разнообразием не отличаются, все они на сюжеты библейских описаний. Изображения как одиночные, так и из нескольких самостоятельных барельефов разной формы и величины. Различна насыщенность картин персонажами, по ходу публикаций их становится больше. На последнем каменном полотне изображение весьма насыщено персонами, объектами и действиями.

Покидаем собор Святого Стефана

Покинуть собор Святого Стефана основная масса посетителей не торопится, всматриваясь в детали древнего храма. Многие не жалеют времени на круговой обход сооружения, благо никого, кроме пешеходов и редко проезжающих конных экипажей на площади нет. Рассматривают и архитектурные крупные формы различных стилей, и более мелкие элементы, вплоть до отдельных деталей.

Множество памятных досок с поминальными текстами не обозначают места захоронений. Выдающихся личностей хоронили в подземелье под алтарным пространством, то есть в крипте.

Более глубокие катакомбы содержат более 10 тысяч захоронений граждан Вены всех сословий, должностей и занятий. Входят в подземелье возле северной стены храма, выйти можно туда же либо сразу наружу.

Посетившие собор Святого Стефана получают неизгладимые и разнообразные впечатления. Религиозное благоговение перед святынями свойственно и доступно вовсе не каждому. А вот познавательное и художественное достояние впечатляет всех. Национальный австрийский символ стоит посетить всем, оказавшимся в гостеприимной Вене.

Собор Святого Стефана главная — достопримечательность Вены, национальный символ Австрии и города Вены, национальное достояние и один из самых известных памятников средневековой европейской архитектуры и обойти его своим вниманием приехав в город даже на один день не представляется возможным. Романские «Исполинские врата», готическое убранство, декоративные детали эпохи Ренессанса и барокко — в убранстве храма воплотилась тысячелетняя история искусства Центральной Европы.

Доехать до него очень просто — на всех схемах венского метро собор обозначен рисунком своего характерного силуэта. Собор находится на площади Святого Стефана, а станция метро называется Stephansplatz, из метро вы подниметесь прямо к собору, никуда больше идти не надо.

Сколько стоит посещение Собора святого Стефана

Войти в собор можно бесплатно, пройти далеко не дадут или придется прикинуться верующим, верующим можно бесплатно, туристам за деньги, так же как в .

Полный билет, включающий в себя подъем на обе башни, аудиогид на русском языке по самому собору, и экскурсию в катакомбы собора на немецком и английском языке стоит:

Нам достались билеты по спецпредложению, наверное в низкий туристический сезон, как раз и действуют скидки.

Билеты можно купить у подножия южной башни. К тому же можно купить отдельные билеты только туда, куда хотите именно вы, на каждую из перечисленных опций взрослый билет стоит по 5 евро.

Вход на лестницу Южной башни, там же продают билеты

Южная башня Собора Святого Стефана

Мы взяли полные билеты и начали с Южной башни собора. Это самая высокая башня собора и подниматься на нее придется пешком, для отдыха там предусмотрена одна площадка, но она достаточно высоко. Лестница очень узкая и по ней осуществляется движение вверх и вниз, разойтись достаточно трудно.

На самой верхней площадке расположен сувенирный магазин, там работает отопление, фотографировать придется через стекло.



Вид на Вену с Южной башни Собора Святого Стефана

После спуска пошли осматривать собор, но оказалось, что до 13-00 в соборе будет идти богослужение и всем туристам предлагается подождать. Нужно заметить, что верующих было много, почти целый собор, и часть из них очень складно пели, такого религиозного рвения я не ожидала увидеть, летом в Турку мы видели богослужение, там было не более 10 верующих.

Во время богослужения в соборе было включено полное освещение, оно осталось включенным всего на 10 минут после его окончания, потом свет выключили и туристы осматривали сокровища собора в полумраке — немецкая экономность в действии, это при том условии, что мы заплатили за билеты.

Внешние стены

Площадь вокруг Собора Святого Стефана совсем не большая и сфотографировать его целиком не представляется возможным. Поэтому сделали несколько фотографий издали.



Исполинский портал собора Святого Стефана, сохранивший романские стены 1230-1245 годов постройки

В западном фасаде сохранились самые старинные стены, там над входом встроена кость дракона, как думали раньше, сейчас ученые установили, что это кость мамонта, именно поэтому западный фасад получил название Исполинского портала . Рядом расположены Языческие башни , названные так за то что в при их строительстве использовали материал из бывших культовых древнеримских построек.

У стен Собора Святого Стефана расположена стоянка туристических фиакров.Прокатиться на фиакре стоит всего 55 евро, жуть, если пересчитать по нынешнему курсу в рубли. Все лошадки закутаны от дождя в Gore Tex, рядом с фиакрами стоит характерный навозный запах. Зимой, достаточно сомнительное удовольствие, катание на фиакре, окошечко там маленькое, дождь идет и оно все в каплях, так что рассмотреть Вену из фиакра не удастся.



Фиакры у стен собора Святого Стефана

Последнее время в связи с кризисом на Украине, кафедра Св. Иоанна Капистрана получила популярность в интернете. Святой Иоанн Капистрана прославился тем, что призывал к войне с неверными, но под ногами у него почему-то, скульптор изобразил одного из героев фильма «Тарас Бульба», получается, что он украинцев считал неверными или это все таки турок? Я навела справки, турки не носили причесок типа оселедец, значит это запорожский казак. Очевидно в те времена, турки и казаки были одинаково неверными для жителей Вены.

Кафедра Св. Иоанна Капистрана

С заднего фасада собора установлена фигура Христа, прозванная «Господь, страдающий от зубной боли». Известно предание о юношах, посмеявшихся над статуей. Их поразила ужасная зубная боль, бедняги не могли ничего делать, а облегчение наступило только после молитвы раскаяния.



Распятие «с зубной болью», называемое так из-за выражения на лике Спасителя

Бронзовая копия собора, меньше в 100 раз, чем оригинал. Поясняющая запись на ней написана азбукой Брайля. Вокруг собора работает одна из рождественских ярмарок.



Макет Собора Святого Стефана

Северная башня Собора Святого Стефана

Изначально хотели построить две одинаковые башни, но как часто случается, не получилось и сейчас северная башня существенно ниже южной, зато внутри нее есть лифт с лифтером, наверху организована открытая смотровая площадка. Туда стоит подниматься, чтобы получше рассмотреть великолепную крышу собора из цветной майоликовой черепицы.

Северная башня Собора святого Стефана в Вене

Крыша собора Святого Стефана

Внутри Собора Святого Стефана

Вена пережила две турецкие осады. Первую — трехнедельную в 1528 году. В 1683 году осада длилась уже 3 месяца. Турки, стоявшие на территории нынешнего квартала Шпительберг, выпустили по Вене более 1000 ядер. Одно из них застряло в стене Южной башни. На нем горожане вырезали лицо великого визиря Кары Мустафы (ядро можно увидеть только в бинокль) .

Макет алтаря в честь снятия турецкой осады

В помещении собора в память о турецких осадах был установлен масштабный алтарь, который погиб в пожаре 1945 года. Собор уцелел во время бомбардировок последней войны и операции по взятию Вены, но был сильно поврежден при пожаре, перекинувшемся на него с рынка разграбленного мародерами. Собор горел три дня, свод собора обвалился, гигантский колокол Пуммерин, сорвался с подвеса и разрушил при падении Северную башню. Восстановительные работы ведутся по настоящий день, многие реликвии уцелели, т.к. были защищены защитными саркофагами.



Сохранившиеся фигуры алтаря в честь снятия турецкой осады

Ниже фото 14-граной купели для крещения в капелле Святой Екатерины (1481 год). украшеной рельефами, главных героев Евангелия.

Капелла Святой Екатерины в Южной башне Алтарь Святой Екатерины в южной башне

Согласно поверью, обвиняемая в краже прислуга одной графини пред этой скульптурой умоляла о поддержке Мадонну. Настоящий грабитель был пойман, и графиня помиловала служанку. Согласно иной версии, скульптура украшала женский хор, там проводилась наиболее раннее богослужение, на нем присутствовала только челядь, встававшая гораздо раньше своих господ.

Статуя Мадонны — заступницы прислуги

Император Фридрих III заказал саркофаг еще в молодости. Пьедестал массивной каменной усыпальницы украшают сказочные и ужасные звери, и без костей с черепами тоже не обошлось — символы прегрешений императора. Рельефы на стенках гроба символизируют его добрые начинания. В верхней части многочисленные церковные служители из основанных венценосцем монастырей, молятся о спасении бессмертной дущи Фридриха. Говорят, кто заглянет на крышку саркофага на целый год убережет себя от внезапной смерти, но сделать это можно разве что воспользовавшись стремянкой, поскольку саркофаг слишком высок.



Саркофаг Фридриха III в Апостольском нефе

Самый основной алтарь из темного мрамора изготовлен уже в эпоху барокко и является одним из первых алтарей Вены выполненных в этом тогда еще новом стиле.



Главный алтарь Собора святого Стефана (1640-1660)

Винер-Нойштадский алтарь украшен выразительными раскрашенными деревянными рельефами (72 святых и сцены из жизни Девы Марии), обрамленными готическими орнаментами. Он был создан по указанию императора Фридриха III и долгое время хранился в монастыре города Винер-Нойштадт.



Винер-Нойштадский алтарь

Готическая кафедра епископа полна символизма, к каким только ассоциациям не обращается скульптор, но жителям 21 века не понять глубокого замысла автора без надлежащих объяснений. Во многих деталях кафедры идет противопоставление небесного числа 3 (Святая Троица) и земного числа 4, напоминающего нам о нашей бренной жизни, например у нас 4 времени года, 4 основных темперамента можно выделить у людей и т.д.



Епископская кафедра 1480 год

Экскурсия в Катакомбы Собора Святого Стефана

Экскурсия начинается в Северной башне собора, вход в катакомбы возможен только с экскурсоводом. Он говорит сначала на немецком, потом повторяет на английском, четко разделяя слова и не быстро, т.е. при среднем владении языком вполне можно понять. Фотографировать там нельзя.

Сами катакомбы делятся на несколько помещений. Первые помещения выглядят совсем цивилизованно. Там похоронены венские епископы, у саркофага последнего епископа стоят свежие цветы, горят свечи, т.е. благодарные прихожане еще его не забыли. Дальше мы прошли в помещение, где похоронены герцог Рудольф VI, а рядом на полках в кастрюльках стоят внутренние органы Габсбургов. Фуууу, что еще можно сказать по этому поводу.

Дальше начались совсем мрачные подземелья, которые раньше были частью кладбища, располагавшегося вокруг собора, много костей и черепов. Всего в катакомбах погребено около 11000 человек, в том числе и умерших во время эпидемии чумы.

Многие надгробные плиты вмонтированы сейчас во внешние стены собора.



Надгробные плиты на внешних стенах Собора Святого стефана

Для тех, кто хочет увидеть катакомбы, но не хочет за это платить, можно посоветовать осмотреть капеллу Святого Виргилия внизу при входе на станцию метро. Её строительство относится к 1230 году и за долгие столетия она оказалась на 12 м ниже современного уровня площади.



Капелла Св. Виргилия в метро

Во время осмотра собора мы получили ни с чем несравнимые впечатления, погрузились в историю, узнали много нового, насладились великолепной панорамой Вены, открывающейся с башен Собора, испытали на себе ужас подземелий. Всем советуем подробный осмотр собора, это того стоит.

На моем сайте вы можете узнать . Вам больше не придется просматривать десятки сайтов чтобы найти информацию про: какой вид транспорта выбрать (самолет, поезд, автобус,), все методы трансфера из аэропорта Вена-Швехат, чем заняться в Вене, что посмотреть самостоятельно, где можно скачать аудиогид, где попробовать легендарный торт Захер и чуть менее знаменитый тафельшпиц, Все в одной статье, все необходимые ссылки.

| 10 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)