Прп. Агапит Печерский - святой врач. Агапит Печерский. Его имя – Божественная Любовь

Прп. Агапит Печерский - святой врач. Агапит Печерский. Его имя – Божественная Любовь
Прп. Агапит Печерский - святой врач. Агапит Печерский. Его имя – Божественная Любовь






Краткое житие преподобного Агапита Печерского

Преподобный Агапит Печерский родился в Киеве, был учеником св. преподобного Антония Печерского. Святой Агапит безвозмездно помогал больным, исцеляя их своей молитвой и давая им те травы, которые сам употреблял в пищу. Преподобный претерпел много скорбей от завистливого врача-армянина, который хотел его отравить Но Господь хранил своего угодника, и яд не вредил ему. Своими чудесами св. Агапит обратил в православие врача-армянина, и тот принял иноческий образ. После многих трудов и подвигов преподобный Агапит мирно почил о Господе около 1095 г., был погребен в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря.

Иное житие преподобного Агапита Печерского

Преподобный Агапит Печерский, врач («лечец») безмездный, родом из Киева, постриженик и ученик преподобного Антония Печерского, жил в XI веке. Если кто из монастырской братии заболевал, преподобный Агапит приходил к нему и самоотверженно ухаживал за больным, кормил вареной травой, которую готовил сам, и больной выздоравливал по молитве преподобного. К монастырскому врачу, обладавшему даром исцеления, обращались за помощью и многие миряне. В то же время в Киеве был опытный врач-армянин, который по одному виду больного мог определить степень болезни и даже точно определить день его кончины. Когда один из таких обреченных обратился к святому Агапиту, благодатный целитель с молитвой дал ему отведать пищи с монастырской трапезы, и больной выздоровел. Разжигаемый завистью врач хотел отравить Агапита, но Господь сохранил преподобного, и яд не подействовал.

Святой Агапит исцелил Черниговского князя Владимира Мономаха, будущего великого князя Киевского (1114–1125), прислав ему вареное былие. Благодарный князь сам пришел в монастырь и хотел видеть своего целителя, но смиренный подвижник скрылся и не принял даров.

Когда сам святой целитель заболел, к нему пришел тот самый врач-армянин и, осмотрев, сказал, что кончина последует через три дня. При этом он дал обет стать православным монахом, если его предсказание не исполнится. Преподобный ответил, что Господь открыл ему, что призовет его только через три месяца.

Святой Агапит почил через 3 месяца (1 июня, не позднее 1095), а армянин пришел к игумену Печерского монастыря, покаялся и принял постриг. «Верно, что Агапит – угодник Божий, – сказал он. – Я хорошо знал, что нельзя ему было при болезни его пережить трех дней, а Господь дал ему три месяца». Так преподобный излечил душевный недуг и направил на путь спасения.

Полное житие преподобного Агапита Печерского

Когда преподобный отец наш Антоний Печерский 1 был прославлен даром исцеления, пришел к нему в пещеру из Киева блаженный Агапит, желая получить душевное исцеление через пострижение в иноческий чин; удостоившись желаемого, он всем сердцем последовал ангелоподобному житию преподобного Антония, руководясь и его наставлениями. Агапит был очевидцем того, как этот великий муж сам служил болящим и исцелял их своею молитвою, причем скрывая дарование, данное молитве его, вручал недужным под видом лекарства травы от пищи своей. Видя это, блаженный Агапит начал соревновать святому старцу в подвигах и трудился так много лет; когда расхварывался кто-либо из братии, блаженный оставлял келлию свою, в которой не было ничего, что можно было бы похитить, приходил к болящему брату и служил ему: поднимал его, укладывал, выносил на своих руках и непрестанно молил Бога об исцелении недужного; если же болезнь иногда и затягивалась, то чрез это Господь желал умножить веру и усилить молитву раба Своего Агапита. Подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть участником и равной с ним благодати: молитвою своею он исцелял всех болящих, также подавая им травы, которые варил в пищу себе, за что, собственно, и был прозван врачом. О нем распространилась молва в Киеве, и много болящих приходило к нему, отходя здоровыми.

В то время жил во Киеве некий врач, происхождением и верою армянин, настолько искусный в своем деле, что раньше не было равного ему. Достаточно было ему взглянуть на болящего смертным недугом, как он тотчас узнавал и объявлял день и час его кончины, и всегда безошибочно; такого больного он уже ни за что не хотел лечить. Один из болящих такого рода, первый боярин у великого князя Всеволода 2 , которого армянин поверг в отчаяние, предсказав смерть чрез восемь дней, был принесен в Печерский монастырь. Но блаженный Агапит, сотворив молитву о нем, дал ему в пищу трав, которые вкушал сам, и исцелил его; и немедленно прошла о нем слава по всей земле Русской. Армянин, уязвленный стрелою зависти, начал укорять блаженного и послал в Печерский монастырь одного осужденного на смерть, который должен был принять пред Агапитом яд и умереть. Блаженный, видя этого человека умирающим, дал ему с молитвою о нем той травы, которую вкушал сам, и этим избавил от смерти обреченного на смерть. С тех пор армянин особенно вооружился на блаженного и подговорил своих единоверцев подать самому Агапиту питье с примесью смертного яда; блаженный же принял и остался невредимым. «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения» (2Пет. 2:9) по слову Своему: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мрк. 16:18).

Потом разболелся в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах 3 . Армянин хотя и старательно врачевал его, но безуспешно, так что недуг всё более и более увеличивался. Уже будучи при кончине, князь просил тогдашнего игумена Печерского Иоанна прислать к нему в Чернигов для врачевания блаженного Агапита. Игумен призвал его и известил о просьбе князя, но блаженный Агапит, которого никто еще не видел выходящим из ворот для врачевания вне монастыря, со смирением сказал:

– Если я пойду для этого дела к князю, то и ко всем должен идти. Прошу тебя, отче, не побуждай меня выходить за монастырские ворота ради славы человеческой, избегать которой обещался я пред Богом до последнего издыхания. Если позволишь, лучше я удалюсь в иную страну и потом опять возвращусь сюда, когда минет эта нужда.

Посланный князя, убедившись, что не будет в состоянии призвать к своему господину самого блаженного Агапита, начал просить, чтобы он дал хотя трав для исцеления. По убеждениям игумена, блаженный дал посланному трав от пищи своей; их принесли к князю, последний вкусил и немедленно выздоровел по молитвам блаженного.

Тогда князь Владимир Мономах пришел сам в Печерский монастырь, желая видеть того, чрез кого Бог возвратил ему здравие; он никогда не встречался ранее с блаженным и теперь желал почтить его, щедро одарив. Но Агапит, не желая земной славы, скрылся; тогда князь отдал игумену принесенное для угодника Божия золото. Но спустя немного времени тот же Владимир снова послал одного из своих бояр со многими дарами к блаженному Агапиту. Посланный нашел святого Агапита в келлии и положил пред ним подарки князя. Блаженный сказал ему:

– Чадо, никогда, ни от кого и ничего не брал я (за исцеление), потому что исцелял силою не своею, но Христовою; не требую этого и ныне.

Боярин отвечал:

– Отче. Пославший меня знает, что ты ничего не требуешь; но умоляю тебя прими это, чтобы утешить сына твоего, которому чрез тебя Бог даровал здравие; дар же отдай, если тебе угодно, нищим.

Старец отвечал ему:

– Если ты так говоришь, то приму с радостью. Скажи пославшему тебя, что и прочее, что у него есть, – чужое, и ничего не возьмет он с собою, когда будет расставаться с жизнью; поэтому пусть и остальное раздаст он нищим. Ибо Сам Господь, Который находится среди обездоленных, избавил его от смерти, я же сам по себе никакого успеха не имел бы; и прошу, чтобы он не ослушался этих наставлений моих, дабы не пострадать более сильно.

С такими словами блаженный Агапит взял принесенное золото и вышел с ним из келлии, как бы для того, чтобы спрятать его; вынес и бросил, сам же бежал и скрылся. Спустя немного времени боярин вышел, увидел брошенные пред воротами дары, поднял и отдал игумену Иоанну. Возвратившись к князю, он рассказал ему всё, что видел у блаженного и что слышал от него; и все уразумели, что это – истинный раб Божий, ищущий награды от одного Бога, а не от людей. Князь же, не осмеливаясь ослушаться святого, начал раздавать нищим щедрую милостыню.

После многих богоугодных трудов и подвигов впал в болезнь и сам безмездный врач, блаженный старец Агапит. Узнав об этом, вышеупомянутый врач армянин пришел посетить его и начал спорить с ним о врачебном искусстве, спрашивая, каким средством лечится недуг Агапита.

Блаженный отвечал:

– Тем, каким подает здравие Сам Господь, врач души и тела.

Армянин счёл его совершенно не знающим врачевания и сказал сопровождавшим его:

– Он ничего не знает в нашем искусстве.

Потом взял его за руку и сказал:

– Говорю истину: на третий день он умрёт; если изменится слово мое, то я изменю жизнь мою и сам стану таким же монахом.

Блаженный с горячностью сказал:

– Так вот способ твоего врачевания: больше говорить о смерти, чем о помощи! Если ты искусен, дай мне жизнь; если не можешь этого, зачем унижаешь меня и осуждаешь на смерть в третий день? Меня же известил Господь, что через три месяца отойду я к Нему.

Снова сказал ему армянин:

– Вот ты уже весь изменился; такие никогда не выживают дольше трех дней.

Святой Агапит действительно был в крайнем изнеможении, так что без посторонней помощи не мог даже двинуться. Между тем к блаженному Агапиту, самому сильно болящему, принесли для исцеления некоего больного из Киева. Блаженный с Божиею помощью немедленно встал, как бы и вовсе не болел, взял обычную свою траву, которую вкушал, и показал армянину, говоря:

– Вот трава, которою я врачую: смотри и разумей.

Тот, посмотрев, сказал святому:

– Это не из наших трав, но, думаю, из Александрии.

Блаженный, осуждая невежество его, дал болящему вкусить травы, помолился и немедленно сотворил его здоровым. Потом он сказал армянину:

– Сын мой, прошу тебя, вкуси этой травы со мною, если хочешь, ибо ничем иным не могу угостить тебя.

– Отче, – отвечал ему армянин, – мы в этом месяце постимся четыре дня, и теперь я держу пост.

Услышав это, блаженный спросил его:

– Кто ты и какой веры?

Тот отвечал:

– Разве ты не слышал обо мне, что я армянин?

Тогда блаженный сказал ему:

– Как же ты осмелился войти сюда и осквернить мою келлию, да еще держишь меня за грешную мою руку? Выдь от меня, иноверный 4 и нечестивый.

И тот, посрамленный, удалился.

После того блаженный Агапит прожил, как предрек ранее, три месяца и, немного поболев, отошел ко Господу. Будучи на земле врачем безмездным, он принял великую награду уже на небе, где нет болезни. Братия приготовили к погребению честное тело его и с обычным пением положили в пещере преподобного Антония 5 . По кончине святого пришел армянин в Печерский монастырь и сказал игумену:

– Отныне я оставляю армянскую ересь и истинно верую в Господа Иисуса Христа, для Которого желаю трудиться в святом иноческом чине. Блаженный Агапит явился мне и сказал: «Ты обещался принять иноческий образ; если солжешь, то погубишь и жизнь, и душу». Я верую, что явившийся мне свят, и если бы хотел он дольше жить здесь, то это даровал бы ему Бог. Я полагал, что он не переживет трех дней, а Бог прибавил ему три месяца, а если бы он желал, то жил бы и три года. Но я думаю, что сам он, как святой, захотел оставить нас, стремясь в Царство святых и если преставил его Бог из временной жизни в сей обители, за то даровал ему жизнь вечную в обителях небесных. Поэтому желаю скорее исполнить повеление этого святого мужа.

Игумен, выслушав армянина, постриг его в иноческий образ и долго наставлял врача телес, чтобы он, последуя блаженному Агапиту, был искусен во врачевании своей души. Армянин подвизался богоугодно и, проведя остальную жизнь в том же Печерском монастыре, здесь же принял блаженную кончину, предав душу свою в руки врача душ и телес, Господа нашего Иисуса Христа, славимого с безначальным Отцом и с Пресвятым, Благим и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Примечания

1 Преп. Антоний, родом из Любеча (в 40 верстах от Чернигова), постриженик Св. Горы Афонской. Придя в Киев, избрал местом поселения одну пещеру в лесистой горе близ Днепра. Богоугодная подвижническая жизнь преп. Антония собрала около него многих, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь. Скончался преп. Антоний 90-летним старцем, после 46-летних подвигов в пещере, в 1073 г, 7 мая. Память его 10 июля.

2 Всеволод Ярославич княжил первый раз шесть месяцев (1075–1076 гг.) и второй раз с 1078 по 1093 год.

3 Владимир Всеволодович княжил затем в Киеве с 1114 по 1125 год.

4 Армяне разделяют монофизитскую ересь, осужденную Четвертым Вселенским Собором в Халкидоне (451 г.) и отвергают все последовавшие за ним Вселенские Соборы. Сущность монофизитской ереси состоит в учении, что Господь Иисус Христос, рожденный из двух природ, или естеств, пребывает не в двух – ибо человеческая природа в Лице Бога Слова так тесно соединилась с Его Божественною природою, что только мысленно может от нее отличаться. В Древней Руси вообще существовал взгляд на армян как злых еретиков: так, митрополит Киприан (1376–1406) в своих канонических ответах писал игумену Афанасию: «армянская же ересь гнуснейшая паче всех ересей; сего ради не достоит православному крестьянину (т. е. христианину) ни едино же общение имети с ними».

5 Прп. Агапит скончался не позднее 1095 года, мощи его почивают в пещере св. Антония.

Молитвы

Тропарь преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах

Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию,/ аки некиим врачеством зелием снедным/ исцелял еси болящия, преподобне Агапите,/ тем и врача неверна уверив,/ наставил еси на путь спасения./ Уврачуй и наша болезни/ и молися Господеви о воспевающих тя.

Кондак преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах

Врач сый изряден, чудне,/ являя несумненную твою веру,/ обличая же армениново неверие/ и приводя его к благочестию,/ себе, близ смерти бывшу,/ испросил еси от Бога продолжение живота/ и, сим чудом того уверив,/ привел еси Христови,/ Емуже в веселии предстоя,/ молися о нас, преподобне.

Молитва преподобному Агапиту, врачу Печерскому

О всеблаженне Агапите, земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление; се бо грех ради наших не имамы свободны чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну, в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым - от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление. Не забуди, блаженне отче, и обитель сию святую, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие, и к вечности преселение, не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобными Антонием и Феодосием отеческое зaступление во веки веков. Аминь.

Определить язык Азербайджанский Албанский Английский Арабский Армянский Африкаанс Баскский Белорусский Бенгальский Бирманский Болгарский Боснийский Валлийский Венгерский Вьетнамский Галисийский Греческий Грузинский Гуджарати Датский Зулу Иврит Игбо Идиш Индонезийский Ирландский Исландский Испанский Итальянский Йоруба Казахский Каннада Каталанский Китайский (Упр) Китайский (Трад) Корейский Креольский (Гаити) Кхмерский Лаосский Латинский Латышский Литовский Македонский Малагасийский Малайский Малайялам Мальтийский Маори Маратхи Монгольский Немецкий Непали Нидерландский Норвежский Панджаби Персидский Польский Португальский Румынский Русский Себуанский Сербский Сесото Сингальский Словацкий Словенский Сомали Суахили Суданский Тагальский Таджикский Тайский Тамильский Телугу Турецкий Узбекский Украинский Урду Финский Французский Хауса Хинди Хмонг Хорватский Чева Чешский Шведский Эсперанто Эстонский Яванский Японский Азербайджанский Албанский Английский Арабский Армянский Африкаанс Баскский Белорусский Бенгальский Бирманский Болгарский Боснийский Валлийский Венгерский Вьетнамский Галисийский Греческий Грузинский Гуджарати Датский Зулу Иврит Игбо Идиш Индонезийский Ирландский Исландский Испанский Итальянский Йоруба Казахский Каннада Каталанский Китайский (Упр) Китайский (Трад) Корейский Креольский (Гаити) Кхмерский Лаосский Латинский Латышский Литовский Македонский Малагасийский Малайский Малайялам Мальтийский Маори Маратхи Монгольский Немецкий Непали Нидерландский Норвежский Панджаби Персидский Польский Португальский Румынский Русский Себуанский Сербский Сесото Сингальский Словацкий Словенский Сомали Суахили Суданский Тагальский Таджикский Тайский Тамильский Телугу Турецкий Узбекский Украинский Урду Финский Французский Хауса Хинди Хмонг Хорватский Чева Чешский Шведский Эсперанто Эстонский Яванский Японский

Звуковая функция ограничена 200 символами

Преподобный Агапит считается первым врачом на Руси. Святой известен своей безмездной помощью больным, чудесным исцелением тяжелобольных, посредством молитвы и трав.

И сегодня множества людей не перестают уповать на молитвы преподобного Агапита. Непрекращающимся потоком идут паломники к мощам святого подвижника. И чудеса происходят.

Мощи преподобного размещены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Пещеры открыты с 8.30 до 16.30. Вход в пещеры бесплатный. При входе в Ближние пещеры можно купить свечку для освещения своего пути в полумраке пещер. Спустившись по лестнице вниз, нужно пройти до развилки дорог, свернуть налево и еще раз налево – это и будет Церковь Введения Пресвятой Богородицы, где находится с левой стороны от входа рака с мощами преподобного Агапита Печерского. Напротив висит икона, слева - текст акафиста преподобному.

Житие святого

Когда преподобный отец наш Антоний Печерский был прославлен даром исцелений, пришел к нему из Киева в пещеру блаженный Агапит, ища душевного исцеления через пострижение в святой иноческий чин, и получил его.

И последовал он всей душой равноангельской жизни преподобного Антония, подвигов которого он был свидетелем; как тот великий муж, он сам служил больным и исцелял их своей молитвой, но, скрывая дар, данный его молитве, он подавал им зелие от своего кушанья, как будто оно было лекарственное. Блаженный Агапит видел это и трудился много лет, соревнуя в подвигах святому старцу. Когда кто из братии заболевал, преподобный оставлял свою келию (в ней не было ничего такого, что можно было бы украсть), приходил к больному брату и служил ему, подымая его, укладывая, вынося на своих руках и непрестанно моля Бога о спасении больного, если болезнь и длилась по воле Божией, чтоб умножить веру и молитву раба Божия Агапита. Итак, подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть причастником той же благодати: он исцелял молитвой своей всех больных и подавал им также зелие, которое варил себе для пищи. И за то он был назван врачем. Слух о нем распространился в городе, и многие больные приходили к нему и уходил здоровыми.

В то время жил в Киеве один врач, родом и верой армянин, искусный во врачевании, подобного которому прежде не бывало. Осмотрев лишь больного, близкого к смерти, он узнавал и говорил ему день и час смерти, никогда не ошибаясь при этом и не пытаясь такого человека лечить. Из таких болных был принесен один в Печерский монастырь; он был первым боярином князя Всеволода, и армянин привел его в отчаяние, предсказав ему через восемь дней смерть. Блаженный же Агапит, сотворив молитву о нем, дал ему принять зелие, которое он сам ел, и сделал его здоровым, после чего слава о преподобном промчалась по всей земле русской. Армянин, уязвленный стрелой зависти, стал укорять блаженного, послал в Печерский монастырь одного осужденного на смерть, которому велел дать смертного зелия, чтоб он выпил его пред Агапитом и умер. Блаженный же, видя его умирающим, дал ему такого зелия, которое он сам ел, творя о нем молитву, и так избавил от смерти осужденного на смерть. С тех пор иноверный армянин еще больше того был возбужден против преподобного. И научил единоверцев своих подать ему самому выпить смертного зелия. Блаженный же выпил и остался невредим. Ибо Господь, сказав: "Если и что смертоносное выпьют, не повредить им", знает как избавлять благочестивых от искушения(2 Пет. 2, 9).

После этого заболел в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах, которого усердно, но безуспешно, лечил армянин. Недуг усиливался. Поэтому князь, уже находясь при смерти, послал к Печерскому игумену (тогда игуменом был Иона), прося прислать к нему в Чернигов блаженного Агапита. Призвав его, игумен передал ему просьбу князя. Но блаженный Агапит, которого никогда не видали выходящим из монастыря и врачующим за его пределами, отвечал со смирением: "Если я с таким делом пойду к князю, то должен идти и ко всем. Прошу тебя, отче, позволить мне не выходить из монастырских ворот для славы людской, от которой бегать до последнего моего издыхания я обещался перед Богом; если хочешь, я лучше уйду в другую страну и возвращусь сюда, когда минует эта нужда". Посланный же князем, поняв, что не удастся ему призвать к своему господину самого блаженного Агапита, стал просить его, дать хоть зелия для исцеления. По уговору игумена, блаженный дал посланному зелия от своей пищи; и когда оно было принесено к князю, и он принял его, он стал здоров молитвами блаженного.

Тогда князь Владимир Мономах пришел сам в Печерский монастырь, чтоб видеть, кто тот, через кого Господь даровал ему здоровье: он никогда не видал блаженного и хотел почтить его подарком. Но Агапит, не желая быть прославляемым на земле, скрылся и принесенное для него золото князь отдал игумену. А в скором времени тот же Владимир снова послал одного из бояр своих со многими дарами к блаженному Агапиту. Посланный, найдя его в келии, положил пред ним принесенное. Блаженный же сказал ему: "Чадо, я никогда ни от кого не брал ничего, потому что никогда не исцелял силой моей, но Христовою; и теперь не нуждаюсь в этом". Боярин отвечал: "Отче, пославший меня знает, что ты не берешь ничего, но, прошу тебя, чтоб утешить сына своего, Которому Бог даровал через тебя здравие, прими это и отдай, если хочешь, нищим". Отвечал ему старец: "Если так ты говоришь, возьму с радостью. Передай же пославшему тебя, что и все прочее, что он имеет - чужое, и ничего не может он взять с собой, отходя из жизни, так пусть раздаст то нищим. Ибо Господь, Который Сам находится среди них, избавил его от смерти. Я же не сделал ничего. Прошу его не ослушаться меня в том, чтобы не пострадать больше". Сказав это, Агапит взял принесенное золото, как бы для того, чтоб спрятать, вынес его из келии, бросил, а сам побежал и скрылся. Боярин же, вышедший вскоре, увидел все дары брошенными пред вратами. Он подобрал их и отдал игумену Иоанну. Вернувшись к князю, он рассказал ему о блаженном все, что видел и слышал, и все поняли, что он истинный раб Божий, ожидающий награды только от Него одного, а не от людей. И князь, не осмеливаясь ослушаться святого, стал щедро раздавать имение свое нищим.

После многих трудов и богоугодных подвигов, разболелся сам безмездный врач этот, блаженный старец Агапит. Узнав это, вышеупомянутый врач-армянин пришел посетить его и завел с ним разговор о врачебном искусстве, спрашивая его, каким зелием лечится такой недуг. Отвечал блаженный: "Тем, которым сам Господь, как врач души и тела, подаст здравие". Армянин понял, что он не сведущ во врачевании и сказал своим: "Ничего не умеет этот человек в нашем искусстве". Потом, взяв его за руку, сказал: "Истину говорю я: на третий день он умрет. Если же переменится мое слово, тогда я переменю свою жизнь и стану сам таким же монахом". Блаженный же с гневом сказал: "Таков ли способ твоего лечения, что больше говоришь ты о смерти, чем о помощи. Если ты искусен - дай мне жизнь. Если же это не в твоей власти, что досаждаешь мне, приговаривая меня к смерти через три дня. Бог оповестил меня, что я отойду к нему по истечении трех месяцев". Армянин снова сказал: "Ты уже весь изменился; такие, как ты, не живут никогда дольше третьего дня". Старец так изнемог, что уже сам собой не мог двигаться. Между тем, к преподобному Агапиту, самому столь тяжко больному, принесли из Киева другого больного для исцеления. Блаженный пречудной Божией помощью встал, как будто бы не болел, и, взяв свое обычное зелие, которое употреблял в пищу, показал армянину со словами: "Вот зелие, которое служит мне лекарством. Смотри и разумей". Тот же, посмотрев, сказал святому: "Оно не из наших, но, думаю, из Александрии". Блаженный посмеялся над его невежеством, дал больному выпить того зелия, и, помолившись, сделал его здоровым. Потом он сказал армянину: "Чадо, прошу тебя, поешь этого зелия со мной, если хочешь; потому что мне нечем угостить тебя". Отвечал ему армянин: "Мы, отче, постимся четыре дня этого месяца, и теперь пост". Услыхав это, блаженный спросил: "Кто ты и какой веры?" Он отвечал: "Разве ты не слыхал обо мне, что я армянин?" Блаженный сказал ему: "Как же ты осмелился войти сюда, осквернить мою келию и держать мою грешную руку. Выйди от меня, иноверец и нечестивец!"

После этого блаженный Агапит, как предсказывал, прожил три месяца и, немного поболев, отошел к Господу месяца июня в первый день. И за то, что он был на земле безмездным врачом, получил великую мзду уже на небе, где нет болезни. Братия, опрятав его честные мощи, по обычаю, положили с пением в пещере преподобного Антония.

По смерти святого, армянин пришел в Печерский монастырь и сказал игумену: "С этих пор я оставляю армянскую ересь и истинно верую в Господа Иисуса Христа, Которому желаю работать в иноческом святом чине. Ибо мне явился блаженный Агапит, говоря: "Ты обещался принять иноческий образ, если же солжешь, то с жизнью погубишь и душу". И я верую, что явившийся ко мне - свят; потому что, если б хотел он долго жить здесь, Бог даровал бы это ему; я думал, что он не проживет и трех дней, Бог же прибавил ему три месяца, и, если б я сказал, что ему не прожить трех месяцев, он жил бы три года. И я думаю теперь, что он сам хотел уйти от нас, как святой, желая Царствия святых. И если Бог взял его из временной жизни в этой обители, Он дал ему жизнь вечную в небесных обителях. Поэтому я желаю исполнить скорее приказание этого святого мужа". Выслушав эти слова от армянина, игумен постриг его в иноческий святой чин, дав наставление врачу чужих тел, быть искусным во врачевании своей души, подражая блаженному Агапиту. Он провел жизнь свою в Богоугодных подвигах, и в том же Печерском монастыре принял блаженную кончину в честь врача душ и телес, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава со безначальным его Отцом, и со Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(Житие из Печерского Патерика)

Один из известнейших святых, врачевавших своими молитвами, преподобный Агапит Печерский - целитель и чудотворец. Узнайте о современной помощи святого, читайте молитву ему

Cвятой Агапит Печерский: молитва, икона и житие первого целителя Руси

И близким людям, и любым знакомым на каждый праздник мы желаем, в первую очередь, здоровья. И действительно, без здоровья многие блага нам будут не в радость. Вот почему зачастую через болезнь, через вынужденное самоограничение Господь призывает человека обратиться за помощью к Его силе, к Его святым угодникам. Среди рабочей суеты и развлечений мы часто забываем о Всемогущем Боге.


Одним из известнейших святых, врачевавших своими молитвами, является преподобный Агапит Печерский - целитель и чудотворец. Свидетельства о чудесных исцелениях по молитвам к нему остаются в течение многих веков. Он стал первым святым врачом на крестившейся Руси; помогает святой и сегодня. Ему молятся о выздоровлении телесном и душевном, то есть не только об исцелении физических болезней, но и об отгнании депрессии, уныния, отчаяния, тревоги и прочих душевных недугов.



Икона святого Агапита Печерского

Святой Агапит Печерский называется «врачом безмездным» - то есть бессребренником, не берущим платы за свою помощь. В те времена медицина была слабо развита, лечились, в основном, травами, и по своему смирению преподобный давал людям растения или «зелье» - отвар из них для лечения болезней, но в действительности исцелял своей сильной молитвой к Богу, по Его благодати.
Это отражено на иконе святого. Первые его изображения относятся к древности, и уже на них святой изображен с букетом цветов и трав в одной руке, с сосудом, в который налит отвар из трав, в другой. Преподобный одет в схимнические одежды, имеет длинную седую бороду. Также за его спиной часто изображаются храмы Киево-Печерской лавры.



Житие и чудеса Агапита Печерского

Преподобный Агапит был родом из Киева. Он жил в XI веке пребывал в монашеском сане и был учеником святого Антония Печерского. Святой Антоний, в свою очередь, был пострижен в монашество на Афоне и в благословение от афонских иноков принес на Руси икону Успения Богородицы, основав первый монастырь на Киевских землях - Свято-Успенскую обитель, будущую Киево-Печерскую лавру, известную сегодня каждому православному человеку. Поначалу это было лишь несколько иноков, поселившихся в пещерах на берегу Днепра и пребывавших в посте и молитве за весь мир.
По преданию, сам святой Агапит пришел к святому Антонию, чтобы исцелиться от него душевной болезни: тоски или уныния. Он увидел, что сам глава монашеской общины не гнушается помощью никому. Действительно, после пострижения в иноческий чин и усердной молитвы ко Господу, болезнь святого Агапита отступила. Тогда он сам взял на себя послушание ухаживать за заболевшими братиями из числа монахов, будучи сиделкой для лежачих больных, кормя их и нося на руках. Когда же иноки стали исцеляться по его молитвам, к святому стали приходить и люди из Киева и со всей округи.


Слава о нем широко распространилась и дошла даже до княжеского двора. За исцелением к преподобному приходили с болезнями, которые не подавались лечению лучших докторов того времени. Реальной историей из жизни святого Агапита, подтвержденной историческими документами, является исцеление Владимира Мономаха, бывшего тогда князем Черниговским.


Князя лечил известный иностранный врач-армянин, однако болезнь все усугублялась. Прослышав же о способностях преподобного Агапита, князь просил прислать его ко двору. Однако святой старательно избегал славы. Он считал, что не должно быть неравного отношения к простым людям и знати, и решил, что однажды выйдя к больному, пусть и князю, за ворота, он должен будет ходить ко всем больным. А поскольку монахи и сегодня не покидают монастырь без крайней необходимости, святой считал недолжным постоянное пребывание вне обители. Он решительно отказался идти ко двору, послав вместе себя приготовленное им с молитвой лекарство. И находившийся при смерти князь, съев сваренные травы, исцелился. В благодарность же святому Агапит князь Владимир сам пришел в монастырь. Но и тут святой Агапит, опасаясь славы, почестей и награды укрылся в своей келье и не открывал. Исцеленный князь пожертвовал принесенное с собой золото обители, а к келье Агапита направил одного боярина с золотом. Святой же ответил ему, что денег за лечение не берет ни с кого, ведь исцеляет Господь; а князю просил сказать, чтобы он раздал золото бедным. Агапит напомнил, что все богатство княжеское дано Богом, поэтому князю нужно заботиться о нуждающихся так, как если бы среди них был Христос. Агапит также предрек возвращение болезни князя в случае, если он не станет более милосердным. Возможно, именно благодаря этому уроку святого князь Черниговский и прославился как Владимир Мономах, став мудрым и справедливым правителем.


Интересна также история «противостояния» врача-армянина, лечившего князя Владимира, а также нескольких княжеских дворов Руси, преподобному Агапиту, а точнее, искренней вере святого. По преданию, этот врач имел «дар» узнавания дня смерти человека, а точнее, был хорошим диагностом, но человеком жестоким: он хвалился тем, что может по определенным симптомам узнать дату смерти человека с точностью до дня. Соответственно, этот врач отказывался лечить таких людей, называя их приговоренными и повергая в отчаяние перед смертью. Однако преподобный Агапит, и вслед за ним вся Православная Церковь сегодня, поддерживают надежду и веру даже в тяжелобольных людях. Кроме того, он лечил человека молитвой и призывал больше молиться и каяться в своих грехах, таким образом, исцеляя его душу и готовя его или к праведной жизни на земле, или к блаженной кончине и жизни в райских обителях.


Первым эпизодом в истории с врачом-армянином стала болезнь боярина Киевского княжеского двора. Этому сановнику армянин предрек кончину через неделю, чем заставил его отчаяться. Однако боярин поступил мудро, попросив принести себя в Киево-Печерский монастырь: преподобный Агапит молитвой и травами исцелил его сразу. Тут известный придворный врач исполнился зависти, да так, что решил отравить святого Агапита через своих подручных. Однако святому не повредил яд, более того, он сам напомнил желающим его смерти слова Христа о том, что христиане должны жить с верой в Господа и даже если что-то ядовитое примут - им оно не повредит по благодати Божией.


В преклонных годах заболел и сам Агапит. Врач-армянин под предлогом помощи сам пришел к нему и пытался устрашить обещанием смерти через три дня. Однако преподобный возразил ему, сказав, что духом знает: Господь отвел ему еще три месяца жизни, - и тут же при враче встав с кровати, исцелил сам принесенного в обитель очередного страдающего от болезни человека. Тогда армянин поклялся: если изменится срок жизни святого Агапита, он сам изменит свою жизнь и примет монашество в Киево-Печерском монастыре.


Предсказание святого сбылось: он тихо почил через три месяца, в 1095 году, а после смерти, по свидетельству придворного врача-армянина, явился ему и напомнил об обещании постричься. Тот, действительно, принял постриг, покаялся в своих злодеяниях и оставался до смерти в монастыре.


Год смерти чудотворца Агапита Печерского известен по летописям: смерть преподобного последовала вскоре после исцеления Владимира Мономаха в его бытность черниговским князем, а он пробыл в Чернигове до 1094 года. Таким образом, чудеса и жизнь святого Агапита - не легенда и не предание, они имеют документальное подтверждение.



Мощи Агапита Печерского и почитание святого

Мощи святого по сей день покоятся в Киево-Печерской лавре, в Ближних пещерах, продолжая исцелять многих людей, с верой приходящих к ним. Феномен сохранения мощей в Киево-Печерской лавре известен всему миру. Здесь покоятся только святые, прожившие в молитвенных подвигах и окончившие жизнь в Лавре, а также канонизированные мученики-чудотворцы послереволюционных лет. Их тела высыхают и не разлагаются, но не только по причине пещерного воздуха: известно, что в советское время здесь пытались хоронить и мирских людей, однако с их телами не происходило ничего подобного. Все тела в Ближних пещерах, включая мощи преподобного Агапита, лежат наверху, в особых раках (ковчег для мощей в форме гроба) под парчовыми покровами и почти у всех открыта какая-то часть тела. Так, каждый верующий может поцеловать открытую кисть правой руки святого Агапита. По свидетельствам очевидцев, его рука теплая, словно у живого человека.


Также существует бюст святого, где его лицо восстановлено по костям черепа. Это одухотворенный лик, несколько удлиненный, с длинной бородой. Оригинал бюста хранится в Историческом музее Киево-Печерской лавры.


Канонизация святого Агапита в лике преподобных была совершена уже в XIII веке, после создания и изучения Церковью Киево-Печерского материка (сборника жития святых, живших в Лавре в первые века ее создания). Почитание всей полнотой Вселенской Православной Церкви преподобного Агапита началось в XVIII веке; его имя было включено в Православный календарь (месяцеслов).


Сегодня в славянских странах существует множество храмов, освященных в честь преподобного. Чаще всего они строятся при больницах. В каждом таком храме еженедельно читается молебен с акафистом преподобному, за которым можно помолиться об исцелении своем или своих близких.


Интересным фактом является выпуск почтовой марки Украины с изображением святого в 1993 году. На ней написано: «Агапит Печерский - древнерусский лекарь».


День памяти святого Агапита - 14 июня. Накануне этого дня по обычаю совершается торжественное Всенощное бдение, 14 июня по территории Лавры проходит крестный ход.


К сожалению, в наши дни появилась секта, прикрывающаяся именем Агапита Печерского, и опирающаяся на книги некой Анастасии Новых. Люди «заряжают» воду у мощей преподобного в одну из недель февраля, которая является временем его памяти - якобы только этим действом и можно спасти свою душу, в эти дни «святой дух» пребывает в мощах святого. Это совершенная ложь и лжеучение: память преподобного празднуется только 14 июня. А подобными действиями оскорбляется память преподобного: ведь он лечил молитвой ко Господу, призывал людей к покаянию, исправлению своей жизни и приступанию к Таинствам Церковным, а не к неким временным механическим действиям с «заговоренной водой».



Молитва Агапита Печерского, изменяющая судьбу

Преподобному Агапиту молятся во многих трудностях, связанных со здоровьем. Он почитается наряду с великомучеником и Целителем Пантелеимоном, а также святым врачом-исповедником нашего времени: святителем Лукой Крымским (Войно-Ясенецким).


Святому Агапиту молятся:


  • Об исцелении и диагностике неизвестных мучительных болезней;

  • О помощи в лечении и исцелении от онкологических заболеваний;

  • О прозрении и исцелении глазных болезней;

  • О выздоровлении в тяжелых вирусных заболеваниях;

  • Об уврачевании ран, восстановлении после травм.

Краткие молитвы преподобному Агапиту можно читать в любое время. Выучите их наизусть, чтобы в случае опасности для здоровья обратиться к преподобному; впрочем, можно молиться ему и своими словами, добавляя также просьбу к другим святым врачам.


Если вы заболели или от болезни страдают ваши близкие люди, приобретите в любом храме икону святого и наберите святой воды (это освященная на водосвятном молебне питьевая вода, которая раздается бесплатно во всех храмах). Подайте записку «О здравии» с крещеным именем больного человека в храме. Дома поставьте икону рядом с больным, можно зажечь около нее лампадку или свечу и вместе почитать молитвы. Святую воду с молитвой: «Господи, благослови!» - добавляют в еду и питье больного; он может креститься перед принятием пищи. Если человек неверующий, можно добавлять святую воду тайно и молиться за больного самостоятельно.



Подражая смирению святого Антония Печерского, имевшего в себе благодать Святого Духа, как лучшими лекарствами, отваром трав ты исцелял больных, о преподобный Агапит! Ты и врача-иноверца привел к истинной вере, наставил его на путь спасения. Вылечи и наши болезни и молись ко Господу о поющих тебе молитву.
Ты был чудесным и и искусным врачом, о чудный Агапит! Даже придворного врача-армянина ты обличил и исцелил его неверие через испрошенное себе самому, находящемуся при смерти, продление жизни. Этим чудом ты уверил армянина и привел к вере Христовой. Сейчас ты предстоишь Господу, молись же Ему о нас, о преподобный!
Преподобный отец наш Агапит! Посмотри милостиво на нас и у земли пребывающих своими желаниями возведи на высоту небесную! Ты вверху, на Небесах, а мы на земле, здесь, внизу, удалены от тебя не только местом, но еще больше своими беззакониями и грехами! К твоей иконе же мы приходим и просим: наставь нас жить праведной жизнью, следовать твоим духовным наставлениям, сам же нами и руководи на пути нашем. Вся твоя святая жизнь была отражением всех добродетелей. Не переставай, о Божий угодник, просить за нас ко Господу. Попроси твоим предстательством у Бога Милостивого мир Его Церкви, борющейся под знаменем Креста с врагами видимыми и невидимыми, согласие в вере, мудрость и единство, уничтожь суетные споры и расколы, помоги благим делам нашим, больных исцели, печальных утешь, заступись за обидимых, помоги бедствующим. Не забудь нас и исполни прошения приходящих к тебе с верой!
Все православные христиане, которым ты твоими чудесами помогаешь и твоей милости исполняешь, имеют тебя своим заступником и покровителем и благословляют тебя. Покажи же милость твою, которую в древности подавал и нашим предкам, не отвернись от нас, детей их, идущих к тебе по их благочестивому пути. Стоя у иконы твоей, словно перед тобой самим живым, поклоняемся тебе и молимся: прими наши молитвы и принеси на жертвенник Господа Творца, чтобы мы приняли благодать Его через тебя и помощь своевременную в наших нуждах.
Укрепи, о преподобный Агапит, нашу веру, избавь нас от малодушия и боязни, чтобы мы крепко верили, что можем получить все нужное и все блага, необходимые нам для жизни земной и вечной, у доброго Господа и Владыки твоими молитвами. О, великий и славный угодник Божий Агапит! Всем нам, с верой приходящим к тебе, помоги ходатайством твоим ко Господу, и дай нам всем в мире и с покаянием в грехах наших окончить жизнь нашу и переселиться с надеждой несомненной в Царство Небесное, где почивают пророки и праотцы наши, где и ты радостно от трудов и подвигов сейчас отдыхаешь душой в благодати Божией, прославляя вместе со всеми святыми вечно прославляешь Бога во Святой Троице, Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.


Молитвами преподобного Агапита Печерского да хранит вас Господь!


Наравне с великими святыми в наше время почитается Агапит Печерский - этого целителя, который работал безвозмездно, уважают не только в России, но и за границей. В этой статье вы узнаете о его житии, где находится храм с мощами праведника, как помолиться святому.


Житие Агапита Печерского

Родился будущий лекарь в Киеве, в самом начале 11 в. Он поступил в монастырь при жизни преподобного Антония (Печерского) и многому от него научился. Житие Агапита Печерского упоминает, что он исцелил Владимира Мономаха. Лечил святой отварами трав и молитвами, денег не брал. Поначалу он вызывал зависть у врача, чьи пациенты уходили к святому, но со временем он и сам ушел в монахи.

О биографии Агапита Печерского до того, как он явился в монастырские пещеры, практически ничего неизвестно. Зато в стяжании монашеских добродетелей он был весьма усерден. Видя, как преподобный Антоний исцеляет страждущих, монах возревновал о Господе, стал с усердием служить братьям, которых постигали недуги. Укладывал, выносил на воздух, молился Богу о том, чтобы послал болящему исцеление. И вот, в конце концов, сподобился благодати стать лекарем, как и его наставник.

Агапит Печерский был очень скромен, употреблял лишь растительную пищу, никогда не запирал дверь кельи - ведь он не имел ничего, что можно было бы похитить. Когда в монастырь приехал князь, чтобы отблагодарить за исцеление, инок скрылся и не вышел, чтобы принять подарки. Единственная цель жизни его состояла в стяжании благодати и помощи ближним.


Испытания, которые выпали на жизнь Агапита

Некий врач очень завидовал святому Агапиту Печерскому, он даже подослал своих друзей с отправленным питьем. Но случилось по завету Господа - его преданный слуга выпил яд и остался невредим.

Пришло время, когда и сам преподобный стал тяжело хворать. Тогда пришел его давний соперник, стал спрашивать, чем лечится старец. Тот отвечал, что силою Божией. Разгорелся спор - врач уверял, что молитва не поможет Агапиту Печерскому и тот умрет через три дня. Старец же уверял, что его время придет через 3 месяца. Тогда противник его дал зарок - если через 3 дня инок будет жив, он сам уйдет в монахи.

Прошло время, указанное старцем, он тихо отошел в обители небесные. Тогда к настоятелю явился его бывший соперник - раскаялся и отступил от еретического учения, которого держался, просил постричь его в монахи, желая сдержать свой обет. Мечта его была исполнена, он окончил жизнь в святой обители, познавая евангельские истины. Так даже после смерти преподобный Агапит Печерский продолжает приводить людей ко Христу.


Иконы и храмы Агапита Печерского

На иконе преподобный Агапит Печерский изображается в облачении схимника, левая рука его поддерживает сосуд с целебными травами, в правой он держит ложечку, подобно другим святым целителям. Лицо его излучает покой, мирное настроение. К такому врачу не страшно идти на лечение, ведь у него самые лучшие рекомендации - от Господа Иисуса Христа. Иногда инок держит в одной руке свиток, а вокруг оплечного изображения - клейма из жития, которые повествуют о самых известных его исцелениях.

Мощи преподобного пребывают в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У саркофага стеклянная крышка, которую поднимают для особо важных гостей. Приезжал в Киев, чтобы посетить место упокоения Агапита Печерского, сам Билл Клинтон. Бывают здесь многие российские политики, знаменитости. Очень много желающих получить частицу мощей святого, но по словам митрополита, их раздача прекратилась - слишком много просителей.

В храм, где лежат мощи Агапита Печерского (церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы) особенно много паломников в дни памяти святого. Тогда гробницу перемещают из пещер, чтобы к ней смогло подойти больше людей. Поклониться приходят миллионы верующих. По словам митрополита Вышгородского Павла, совершается множество чудес. Одни из последних:

  • слепая девочка получила прозрение;
  • раковые больные исцеляются;
  • исчезает желчекаменная болезнь.

В святках Русской Православной Церкви память святого Агапита Печерского празднуется 1 июня и 28 сентября.

О чем молиться Агапиту Печерскому

Врачу от Бога, жившему в Печерской Лавре, прежде всего молятся ради избавления от телесных недугов. Преподобный Агапит после смерти лишь увеличил свою целительную мощь, но при обращении надо иметь твердую веру, что Господь поможет, он силен излечить от любой хвори, напасти, духовной немощи. Не каждый может поехать в Лавру - но тогда надо помнить, что Бог и святые слышат обращения независимо от вашего местонахождения. Молитесь перед иконой, результат будет такой же - по вере.

Молитва преподобному Агапиту, врачу Печерскому

О всеблаженне Агапите, земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление; се бо грех ради наших не имамы свободны чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну, в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым - от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление. Не забуди, блаженне отче, и обитель сию святую, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие, и к вечности преселение, не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобными Антонием и Феодосием отеческое зaступление во веки веков. Аминь.

Агапит Печерский - храм, молитва, иконы, биография was last modified: Июнь 12th, 2017 by Bogolub

Агапит Печерский (+ кон. - нач. XII в.), врач ("лечец") безмездный, преподобный

Местная канонизация преподобного, совершилась, вероятно, ко времени составления Киево-Печерского патерика (1-я треть XIII в.). В г. свт. Петр (Могила) , митр. Киевский, установил соборное празднование преподобных отцов Ближних пещер , тем самым подтвердив древнее местное прославление прп. Агапита. В святцах XVII в., в т. ч. и в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг., его память отмечена под 31 мая . Указами Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг. относительно Киевских святых прп. Агапиту было установлено общецерковное празднование, но в совр. Типиконе его память не отмечена. Служба прп. Агапита шестеричная , составлен акафист преподобному .

Тропарь, глас 5

Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию, / аки некиим врачеством зелием снедным / исцелял еси болящия, преподобие Агапите, / тем и врача неверна уверив, / наставил еси на путь спасения. / Уврачуй и наша болезни / и молися Господеви о воспевающих тя.

Кондак, глас 6

Врач сый изряден, чудне,/ являя несумненную твою веру,/ обличая же армениново неверие/ и приводя его к благочестию,/ себе, близ смерти бывшу,/ испросил еси от Бога продолжение живота/ и, сим чудом того уверив,/ привел еси Христови,/ Емуже в веселии предстоя,/ молися о нас, преподобне.