Иоанн многострадальный печерский житие. Иоанн многострадальный

Иоанн многострадальный печерский житие. Иоанн многострадальный

Инок Ки-е-во-Пе-чер-ско-го мо-на-сты-ря, явив-ший при-мер тяж-кой борь-бы с пло-тью и по-бе-ду над ее во-жде-ле-ни-я-ми. Чтобы по-бо-роть в се-бе плот-скую по-хоть, пре-по-доб-ный по-нес мно-гие по-дви-ги: по-чти трид-цать лет про-был в за-тво-ре, из-ну-ряя те-ло по-стом, бде-ни-я-ми и тяж-ки-ми ве-ри-га-ми. Но брань не про-хо-ди-ла. То-гда свя-той за-ко-пал се-бя по грудь в пе-ще-ре пре-по-доб-но-го Ан-то-ния на всю Че-ты-ре-де-сят-ни-цу.

Диа-вол ста-рал-ся устра-шить по-движ-ни-ка ви-де-ни-ем огром-но-го змея, ды-ша-ще-го ог-нем и го-то-во-го по-жрать свя-то-го. Бла-го-да-ря по-мо-щи Бо-жи-ей и сво-ей твер-дой во-ле пре-по-доб-ный в ночь Свя-той Пас-хи из-ба-вил-ся от му-чив-шей его стра-сти и по-лу-чил от Бо-га дар по-мо-гать и дру-гим в по-доб-ном ис-ку-ше-нии. По-чил о Гос-по-де не ра-нее 1160 г.

Пол-ное жи-тие пре-по-доб-но-го Иоан-на Пе-чер-ско-го, Многострадального

Пре-по-доб-ный Иоанн Мно-го-стра-даль-ный, Пе-чер-ский, под-ви-зал-ся в Ки-е-во-Пе-чер-ской Лав-ре. По-движ-ник рас-ска-зы-вал, что от са-мой юно-сти мно-го стра-дал, му-чи-мый по-хо-тью пло-ти, и ни-что не мог-ло из-ба-вить от нее - ни го-лод, ни жаж-да, ни тя-же-лые вери-ги. То-гда пре-по-доб-ный по-шел в пе-ще-ру, где по-чи-ва-ли мо-щи пре-по-доб-но-го Ан-то-ния, и усерд-но мо-лил-ся свя-то-му ав-ве. Через сут-ки мно-го-стра-даль-ный Иоанн услы-шал го-лос: "Иоанн! Те-бе на-доб-но за-тво-рить-ся здесь, чтобы, по край-ней ме-ре, неви-де-ни-ем и мол-ча-ни-ем осла-бить брань, и Гос-подь по-мо-жет те-бе мо-лит-ва-ми Сво-их пре-по-доб-ных". С то-го вре-ме-ни свя-той по-се-лил-ся в пе-ще-ре и толь-ко через 30 лет по-бе-дил плот-скую страсть. На-пря-жен-ной и же-сто-кой бы-ла борь-ба, тер-ни-стым пу-тем шел пре-по-доб-ный к по-бе-де. Ино-гда хо-те-лось ему по-ки-нуть за-твор, но по-том он ре-шил-ся на еще боль-ший по-двиг. Свя-той во-ин Хри-стов вы-ко-пал яму и с на-ступ-ле-ни-ем Ве-ли-ко-го по-ста влез в нее и за-сы-пал се-бя зем-лей до плеч. Весь пост он про-вел в та-ком по-ло-же-нии, но жар стра-сти по-преж-не-му не по-ки-дал его мно-го-труд-ную плоть. Враг спа-се-ния на-вел на по-движ-ни-ка страх, же-лая вы-гнать его из пе-ще-ры: страш-ный змей, ды-ша пла-ме-нем, осы-пая ис-кра-ми, пы-тал-ся по-гло-тить свя-то-го. Несколь-ко дней про-дол-жа-лись дей-ствия лу-ка-во-го. В ночь Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва змей за-хва-тил го-ло-ву пре-по-доб-но-го в свою пасть. То-гда свя-той Иоанн воз-звал из глу-би-ны серд-ца: "Гос-по-ди Бо-же мой и Спа-си-те-лю мой! По-че-му оста-вил Ты ме-ня? По-ми-луй ме-ня Ты, Един Че-ло-ве-ко-лю-би-вый; из-бавь ме-ня от сквер-но-го без-за-ко-ния мо-е-го, чтобы не увяз-нуть мне в се-ти непри-яз-нен-но-го; из-бавь ме-ня от уст вра-га мо-е-го: блес-ни мол-нию и про-го-ни его". Вдруг блес-ну-ла мол-ния, и змей ис-чез. Свет Бо-же-ствен-ный оси-ял по-движ-ни-ка, и по-слы-шал-ся Го-лос: "Иоанн! Вот те-бе по-мощь; от-се-ле вни-май се-бе, чтобы не слу-чи-лось те-бе худ-шее, и не по-стра-дал ты в бу-ду-щем ве-ке". Свя-той по-кло-нил-ся и ска-зал: "Гос-по-ди! за-чем Ты остав-лял ме-ня так дол-го му-чить-ся?" - "По си-ле тер-пе-ния тво-е-го, - был от-вет, - на-вел Я на те-бя ис-ку-ше-ние, чтобы ты был вы-жжен как зо-ло-то; креп-ким и силь-ным слу-гам на-зна-ча-ет гос-по-дин тя-же-лую ра-бо-ту, а немощ-ным и сла-бым - лег-кую; ты мо-лись о се-бе по-гре-бен-но-му здесь (пре-по-доб-но-му Мо-и-сею Уг-ри-ну), он мо-жет по-мочь те-бе в этой борь-бе: он вы-ше Иоси-фа (Пре-крас-но-го)". Скон-чал-ся пре-по-доб-ный око-ло 1160 го-да, стя-жав бла-го-дать про-тив блуд-ной стра-сти. Свя-тые мо-щи его по-чи-ва-ют в Ан-то-ни-е-вых пе-ще-рах.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

». Этот эпитет объясняется наличием в пещерах монастыря огромного количества святынь, и, главным образом, - мощей подвижников. Одним из слуг Господних, чьи нетленные останки покоятся в древней Божьей обители, является преподобный . День его памяти Православная Церковь празднует каждый год 31 июля (18 июля по ст.с.). Указанная дата связана с преставлением святого.


Страдания и освобождение

Преподобный Иоанн Многострадальный отличается от других праведников, посвятивших свою жизнь служению Богу. С ранней юности он был одержим грехом плотской страсти, физической похоти, с которым ничего не мог поделать. Иоанн предпринимал попытки избавиться от подобных мучений, выбирая самые изощренные способы и методы: томился жаждой, голодал. Однако ничто не в силах было освободить будущего святого от пагубного порока.


В отчаянии Иоанн отправился в Киево-Печерскую Лавру, где подвизался на монашеское служение. В особенно острый момент он ушел в пещеру с мощами преподобного Антония. Там юноша стал неистово молиться святому и просить авву избавить его от невыносимых телесных страданий, влекущих за собой греховность души. Молодой человек быстро получил ответ - уже через сутки, а вместе с ним и руководство к действию. Иоанн услышал голос, который велел юноше навсегда остаться в пещере и жить в последней затворником. По мнению невидимого наставника лишь неведением и молчанием возможно победить страсть плоти, к чему так стремился преподобный.


Иоанн послушался голоса и сделал место покоя святого Антония своим постоянным жилищем. 30 лет он пробыл в полнейшем уединении. Все это время преподобный непрестанно молился, лишал себя сна, постился. Однако эти меры приносили мало толку, облегчая муки телесные лишь отчасти. Тогда в бессилии Иоанн разделся и наложил на себя железные вериги. Так в холоде и под гнетом физической боли он провел много дней и ночей. После преподобный еще более усугубил собственное положение: выкопал глубокую земляную яму, в которую залез, как только наступил Великий пост . Все тело свое он засыпал песком и землей - лишь руки да голова преподобного видны были на поверхности. В таком обездвиженном состоянии Иоанн Многострадальный провел весь пост. Но и здесь нечистая сила продолжала искушать бедного подвижника: сначала ноги его поразила тяжкая болезнь, затем кости стало крутить и ломать, а во всем теле будто заполыхало адское пламя. Однако все это не возымело на праведника никакого действия, поскольку тот одержим был идеей сохранить свое физическое целомудрие и чистой, непоруганной - душу. Иоанн даже радовался происходящему и готов был сгореть в огне, насылаемом дьяволом, лишь бы не сдаться на милость нечистого - не покинуть яму.

Тогда сатана, видя равнодушие преподобного к своим ухищрениям, сотворил устрашающее видение. Иоанн Многострадальный узрел огненного, страшного змея, который накинулся на святого, чтобы сожрать свою добычу. Мерзкая тварь, вышедшая из самого ада, раскрыла свою жуткую, полыхающую пламенем пасть, и в тот же миг руки, а после - голова подвижника оказались объяты огнем. Иоанн взмолился Богу о помощи, защите и спасении. По окончании пламенной молитвы откуда не возьмись сверкнула молния и страшный змей исчез бесследно. Иоанн вздохнул с облегчением и с благодарностью обратился ко Господу. Тотчас он услышал голос, посоветовавший помолиться для окончательного избавления от пагубной страсти преподобному Моисею Угрину, способному помочь в этой конкретной беде. Иоанн Многострадальный исполнил указание таинственного голоса, принадлежавшего, без сомнения, самому Творцу, и снизошел на него Дух Святой. В душе и во всем теле воцарились такие тишина, умиротворение и благодать, что от плотской страсти не осталось даже напоминания. 30 лет неистовых мучений и самоистязаний во имя высокой цели навсегда остались в прошлом.

Исцеление инока

После случившегося Иоанн стал помогать другим людям, одержимым похотью плоти, побороть греховную страсть. И никто из посещавших святого не уходил, не получив освобождение от оков порока и не очистив свою душу. Церковное предание описывает случай, когда к Иоанну многострадальному стал часто наведываться один из братии Печерского монастыря, точно также сжигаемый огнем плотской страсти. Этот монах неоднократно просил преподобного помолиться о его душе и об ослаблении вожделения. Иоанн поучал молодого инока, что надобно терпеть и осознавать, какой это великий подвиг - сопротивляться пагубной страсти и победить ее, в конце концов. А еще он сказал несчастному: «Молись преподобному Моисею».

После этих слов Иоанн вместе с братом вознес мольбы к Божьему угоднику и самому Господу, затем взял одну из костей от мощей указанного подвижника, дал страдальцу и повелел приложить к телу своему. Несчастный послушался и - о, чудо! - в ту же секунду похоть в теле его угасла, все чувства порочные разом умерли. Вместе монахи воздали небесам хвалу и возблагодарили святого Моисея за скорую помощь.

Кончина преподобного

Иоанн Многострадальный незадолго до своей смерти почувствовал приближение последней. И захотел он окончить земное существование там, где избавился от пагубного плотского порока: в яме, вырытой им собственноручно в пещере с мощами святого Антония. Подвижник забрался в яму и почил с миром. Произошло это около 1160 г., 18 июля по старому стилю, как уже выше было упомянуто.


Мощи святого сегодня находятся в том самом месте, где преподобный Иоанн провел 30 лет в попытках умерщвления собственной плоти. Молитва, вознесенная у тела святого и просто самому угоднику Божьему, помогает в борьбе с мирскими пагубными страстями, причем не только с той, что обуревала обладателя священных останков, но любой, способной низвергнуть душу человеческую в ад.

В исторических хрониках описано немало случаев, подтверждающих особую благодать, источаемую нетленными мощами преподобного Иоанна Многострадального. Так, к примеру, в повествовании о чудесах в пещерах Киево-Печерского монастыря (период написания 1629-1631 гг.) рассказывается о некоем Яне Пиглавском, польском дворянине, который при посещении ближних, Антониевых пещер, стал насмехаться над мощами подвижника и даже попытался оторвать почившему праведнику голову. Спустя короткое время у нечестивца заболели шея и плечи. Ни один врач не мог унять страдания дворянина: помогли только искреннее раскаяние в кощунственном поступке и пылкая молитва.

Согласно с ним и возлюбленный ученик Иисусов, Иоанн девственник, сказал: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби » (Откр.1:9). С ними согласен и возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы из Печерской обители, наш русский девственник , который так назван потому, что действительно много скорбей перенёс он ради обета девства, данного Небесному Жениху.

Он сам рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти, по следующему поводу.

К этому преподобному, затворившемуся на одном тесном месте, в пещере преподобного Антония, и проведшему там всю свою жизнь, приходил часто один из братьев, которого обуревал диавол плотским вожделением; он просил святого помолиться Господу об ослаблении его страсти.

Преподобный же Иоанн говорил ему:

– Брат, мужайся, пусть окрепнет твое сердце, терпи во имя Господне и сохрани пути Его, и Он не оставит тебя в руках наших врагов и не даст им уловить тебя.

Отвечал ему обуреваемый страстью:

– Поверь мне, отец, если не дашь мне ослабления, то я не буду знать покоя, но буду ходить с места на место.

Преподобный же Иоанн сказал ему:

– Зачем ты хочешь отдать себя на растерзание врагу? Ты будешь похож на человека, стоящего на краю пропасти; придет к нему враг и внезапно столкнет его вниз, и такое падение будет ужасно, так что потом ему уже не подняться; если же ты останешься здесь, в святом монастыре, ты будешь похож на человека, стоящего далеко от пропасти, которого враг как бы ни трудился тащить, не можете сбросить; так Господь за твое терпение избавит тебя от пропасти страстей и от бренной нечистоты; послушай, брат, я расскажу тебе, что случилось со мной в юности.

Житие прп. Иоанна Многострадального

Когда я пришел (говорил он) в этот святой монастырь печерский и стал трудиться по чину святого ангельского иноческого образа, – я, сильно разжигаемый похотью, – весьма много претерпел ради своего спасения! По два, иногда и по три дня я не ел, часто и целую неделю я совершенно не принимал никакой пищи и жаждою умерщвлял себя: целыми ночами я не спал; в таком страдании я провел около трех лет, но и таким образом не нашел я покоя.

Тогда я пошел в пещеру, где положен был преподобный отец наш Антоний и пробыл день и ночь в молитве у его гробу; и вот я услыхал голос преподобного ко мне:

– Иоанн, Иоанн, тебе нужно здесь затвориться в пещере, чтоб, не видя ничего и пребывая в молчании, побороть страсть. Господь поможет тебе молитвами Своих преподобных.

Потому (продолжал он) я с тех пор затворился здесь в тесном и печальном месте, где живу вот уже тринадцатый год; и не скоро я достиг покоя. Целые года боролся я со страстями и телесными помыслами, ведя жизнь строгую, немало лет, удручая свое тело сначала только постом и бодрствованием; потом, не зная, что делать и не будучи в состоянии побороть плотской страсти, я решил жить нагим; я повесил на свое тело тяжелые вериги и так с тех пор и поныне я изнуряю себя холодом и тяжестью железа. Однако, когда и этого всего бывало недостаточно, я придумал иное: выкопал глубокую яму, по самые плечи мне.

Когда настали дни святого Великого поста, я влез в яму и засыпал всего себя землей, так что у меня остались свободными только руки и голова, и так я пробыл под тяжестью земли весь пост, не будучи в состоянии двинуть ни одним суставом; но и от этого не прекратилась жгучая плотская страсть моя.

Кроме того меня пугал враг диавол, желая выгнать меня оттуда, и я ощутил такое его коварство: на дне ямы загорелись мои ноги, жилы в них стянуло, кости трепетали, пламя достигло уже живота и члены мои начали гореть. Я же не обращал внимания на жестокую боль, но радовался душою, радовался, что душа моя сохранилась чистою от скверны: я предпочел сгореть в том огне ради Господа, нежели выйти из ямы поруганным от беса, и в то же самое время я увидел страшного и лютого змея, который дышал пламенем, обжигал меня искрами и хотел пожрать.

Так он делал несколько дней, желая прогнать меня. С наступления Светлой ночи Воскресения Христова напал на меня внезапно тот лютый змей, захватил в пасть мою голову и руки, на голове и на бороде у меня опалились волосы, как ты теперь видишь, и я, уже находясь в пасти у того змея, вскричал из глубины моего сердца:

– Господи Боже, Спаситель мой, зачем ты оставил меня? будь щедр ко мне, Владыка, потому что Ты один Человеколюбец! спаси меня грешного, ибо Ты один – безгрешный! избавь меня от скверного беззакония моего, чтоб я не погиб в сетях лукавого навеки, спаси меня от этого врага: вот он рычит, как лев, желая меня поглотить. Покажи силу Твою и приди спасти меня! Блесни Своей молнией и прогони его, чтоб он исчез от лица Твоего!

Когда я кончил молитву, тотчас свет божественный блеснул как молния, и лютый змей тот исчез; и я его до сих пор не видал, по милости Божией. Я услышал тогда и голос Господа ко мне:

– Иоанн, Иоанн! Вот тебе была помощь, теперь смотри сам, чтоб больше не пострадать в будущем веке.

Я же (сказал он), поклонившись, сказал:

– Господи, зачем ты оставил меня на жестокое мучение?

– По мере твоего терпения было это послано тебе, чтоб ты, испытанный огнем, стал чист, как золото; выше силы не допустит Бог искушения человеку, чтоб не изнемог он и не был поруган лукавым змеем. Но как разумный хозяин поручает крепким и сильным рабам большую и тяжелую работу, а слабосильным и слабым – плохую и легкую, так понимай и ты о борьбе с телесною похотью, из-за которой ты молишься о себе. Но помолись тому мертвецу, который находится близ тебя, чтоб он излечил тебя от блудной страсти: он сделал больше Иосифа 1 и может помогать страдающим от этой страсти.

А я (продолжал он), не зная имени этого мертвеца, стал восклицать:

– Господи, помилуй меня молитвами этого преподобного!

Потом я узнал, что это был Моисей 2 , родом угрин (венгерец). Тогда меня осиял несказанный свет, в котором я и теперь нахожусь, не нуждаясь в свете ни ночью, ни днем, и все достойные, которые приходят ко мне, довольствуются этим светом и видят воочию мое утешение, которое осветило меня в ту ночь Воскресения, давая надежду на будущий свет.

Окончив этот рассказ о многострадальной жизни своей, преподобный отец наш Иоанн обратился к одержимому страстью плотскою и сказал:

– Мы ведь сами, брат, помышляем своим умом о плотском, за это и попускает на нас Бог страдания Своим праведным судом, потому что мы не приносим достойных плодов покаяния. Но, брат, я скажу тебе: помолимся этому преподобному Моисею, и он поможет тебе.

После этого он помолился вместе с одержимым страстью; потом взял одну кость от мощей преподобного Моисея и дал ему, говоря:

– Приложи ее к своему телу.

Сделав это, брат тотчас почувствовал, как угас жар в теле его; блудная страсть перестала беспокоить Иоанна и замерла в теле его; с тех пор не было ему более мучений от нее. Тогда святой и брат, одержимый страстью, вместе воздали хвалу Богу за то, что тех, которые прославили Его чистотою в своей жизни, прославляет Он и по смерти чудесами, очищающими людей от греха.

Вскоре после рассказа о своих великих страданиях многострадальный затворник, преподобный отец наш Иоанн 18 июля предал дух свой в руки Господу 3 , чтоб воцариться с Тем же, с Кем вместе пострадал. Мощи же его святые, подающие неоскудевающее исцеление, как столп защиты от лица вражьего, стоят и теперь непоколебимо там, где он сначала там себя закопал по плечи, когда подвизался, и после, когда узнал время своего преставления.

мощи преп. Иоанна Многострадального

Молитвами многострадального сего затворника, преподобного отца нашего Иоанна (честное тело которого, как победившего телесную страсть многим страданием, стало столпом в доме Божием), да будем и мы направлены, как светом с столпом, явившимся пред Моисеем, – в ту обетованную небесную землю, текущую молоком и медом, чего удостаиваются кормящиеся грудью младенцы, а также и этот девственник Иоанн, подобно Иоанну – наперснику Христа, благодатью и слову в Троице славимого Бога, Которому воссылается слава ныне и вечно. Аминь.

1 Иосиф – один из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Отличался невинностью и простосердечием. Будучи продан братьями в Египет, не поддался соблазну жены Потифара, в доме коего находился (Быт., гл. 39).
Потому-то в повествовании о житии Иоанна Многострадального и напоминается об особом заступничестве Иосифа за тех, кои, будучи обуреваемы блудною страстью, обращались к нему за помощью.

3 Кончина св. Иоанна последовала в половине XII века.

Вконтакте

Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального

Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22), – сказал Апостол Павел .

Согласно с ним и возлюбленный ученик Иисусов, Иоанн девственник, сказал:

– "Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби " (Откр.1:9).

С ними согласен и возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы из Печерской обители, наш русский девственник Иоанн, который прозван Многострадальным; действительно много скорбей перенес он ради обещания девства, данного небесному Жениху. Так он сам рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти, по следующему поводу. К этому преподобному, затворившемуся на одном тесном месте, в пещере преподобного Антония, и проведшему там всю свою жизнь, приходил часто один из братьев, которого обуревал диавол плотским вожделением; он просил святого помолиться Господу об ослаблении его страсти. Преподобный же Иоанн говорил ему:

– Брат, мужайся, пусть окрепнет твое сердце, терпи во имя Господне и сохрани пути Его, и Он не оставит тебя в руках наших врагов и не даст им уловить тебя.

Отвечал ему обуреваемый страстью:

– Поверь мне, отец, если не дашь мне ослабления, то я не буду знать покоя, но буду ходить с места на место.

Преподобный же Иоанн сказал ему:

– Зачем ты хочешь отдать себя на растерзание врагу? Ты будешь похож на человека, стоящего на краю пропасти; придет к нему враг и внезапно столкнет его вниз, и такое падение будет ужасно, так что потом ему уже не подняться; если же ты останешься здесь, в святом монастыре, ты будешь похож на человека, стоящего далеко от пропасти, которого враг как бы ни трудился тащить, не можете сбросить; так Господь за твое терпение избавит тебя от пропасти страстей и от бренной нечистоты; послушай, брат, я расскажу тебе, что случилось со мной в юности.

И он начал рассказывать всю свою жизнь подробно.

Когда я пришел (говорил он) в этот святой монастырь печерский и стал трудиться по чину святого ангельского иноческого образа, – я, сильно разжигаемы похотью, – весьма много претерпел ради своего спасения! По два, иногда и по три дня я не ел, часто и целую неделю я совершенно не принимал никакой пищи и жаждою умерщвлял себя: целыми ночами я не спал; в таком страдании я провел около трех лет, но и таким образом не нашел я покоя. Тогда я пошел в пещеру, где положен был преподобный отец наш Антоний и пробыл день и ночь в молитве у его гробу; и вот я услыхал голос преподобного ко мне:

– Иоанн, Иоанн, тебе нужно здесь затвориться в пещере, чтоб, не видя ничего и пребывая в молчании, побороть страсть. Господь поможет тебе молитвами Своих преподобных.

Потому (продолжал он) я с тех пор затворился здесь в тесном и печальном месте, где живу вот уже тринадцатый год; и не скоро я достиг покоя. Целые года боролся я со страстями и телесными помыслами, ведя жизнь строгую, немало лет, удручая свое тело сначала только постом и бодрствованием; потом, не зная, что делать и не будучи в состоянии побороть плотской страсти, я решил жить нагим; я повесил на свое тело тяжелые вериги и так с тех пор и поныне я изнуряю себя холодом и тяжестью железа. Однако, когда и этого всего бывало недостаточно, я придумал иное: выкопал глубокую яму, по самые плечи мне. Когда настали дни святого Великого поста, я влез в яму и засыпал всего себя землей, так что у меня остались свободными только руки и голова, и так я пробыл под тяжестью земли весь пост, не будучи в состоянии двинуть ни одним суставом; но и от этого не прекратилась жгучая плотская страсть моя. Кроме того меня пугал враг диавол, желая выгнать меня оттуда, и я ощутил такое его коварство: на дне ямы загорелись мои ноги, жилы в них стянуло, кости трепетали, пламя достигло уже живота и члены мои начали гореть. Я же не обращал внимания на жестокую боль, но радовался душою, радовался, что душа моя сохранилась чистою от скверны: я предпочел сгореть в том огне ради Господа, нежели выйти из ямы поруганным от беса, и в то же самое время я увидел страшного и лютого змея, который дышал пламенем, обжигал меня искрами и хотел пожрать. Так он делал несколько дней, желая прогнать меня. С наступления Светлой ночи Воскресения Христова напал на меня внезапно тот лютый змей, захватил в пасть мою голову и руки, на голове и на бороде у меня опалились волосы, как ты теперь видишь, и я, уже находясь в пасти у того змея, вскричал из глубины моего сердца:

– Господи Боже, Спаситель мой, зачем ты оставил меня? будь щедр ко мне, Владыка, потому что Ты один Человеколюбец! спаси меня грешного, ибо Ты один – безгрешный! избавь меня от скверного беззакония моего, чтоб я не погиб в сетях лукавого навеки, спаси меня от этого врага: вот он рычит, как лев, желая меня поглотить. Покажи силу Твою и приди спасти меня! Блесни Своей молнией и прогони его, чтоб он исчез от лица Твоего!

Когда я кончил молитву, тотчас свет божественный блеснул как молния, и лютый змей тот исчез; и я его до сих пор не видал, по милости Божией. Я услышал тогда и голос Господа ко мне:

– Иоанн, Иоанн! Вот тебе была помощь, теперь смотри сам, чтоб больше не пострадать в будущем веке.

Я же (сказал он), поклонившись, сказал:

– Господи, зачем ты оставил меня на жестокое мучение?

– По мере твоего терпения было это послано тебе, чтоб ты, испытанный огнем, стал чист, как золото; выше силы не допустит Бог искушения человеку, чтоб не изнемог он и не был поруган лукавым змеем. Но как разумный хозяин поручает крепким и сильным рабам большую и тяжелую работу, а слабосильным и слабым – плохую и легкую, так понимай и ты о борьбе с телесною похотью, из-за которой ты молишься о себе. Но помолись тому мертвецу, который находится близ тебя, чтоб он излечил тебя от блудной страсти: он сделал больше Иосифа 1 и может помогать страдающим от этой страсти.

А я (продолжал он), не зная имени этого мертвеца, стал восклицать:

– Господи, помилуй меня молитвами этого преподобного!

Потом я узнал, что это был Моисей 2 , родом угрин (венгерец). Тогда меня осиял несказанный свет, в котором я и теперь нахожусь, не нуждаясь в свете ни ночью, ни днем, и все достойные, которые приходят ко мне, довольствуются этим светом и видят воочию мое утешение, которое осветило меня в ту ночь Воскресения, давая надежду на будущий свет.

Окончив этот рассказ о многострадальной жизни своей, преподобный отец наш Иоанн обратился к одержимому страстью плотскою и сказал:

– Мы ведь сами, брат, помышляем своим умом о плотском, за это и попускает на нас Бог страдания Своим праведным судом, потому что мы не приносим достойных плодов покаяния. Но, брат, я скажу тебе: помолимся этому преподобному Моисею, и он поможет тебе.

После этого он помолился вместе с одержимым страстью; потом взял одну кость от мощей преподобного Моисея и дал ему, говоря:

– Приложи ее к своему телу.

Сделав это, брат тотчас почувствовал, как угас жар в теле его; блудная страсть перестала беспокоить Иоанна и замерла в теле его; с тех пор не было ему более мучений от нее. Тогда святой и брат, одержимый страстью, вместе воздали хвалу Богу за то, что тех, которые прославили Его чистотою в своей жизни, прославляет Он и по смерти чудесами, очищающими людей от греха.

Вскоре после рассказа о своих великих страданиях многострадальный затворник, преподобный отец наш Иоанн 18 июля предал дух свой в руки Господу 3 , чтоб воцариться с Тем же, с Кем вместе пострадал. Мощи же его святые, подающие неоскудевающее исцеление, как столп защиты от лица вражьего, стоят и теперь непоколебимо там, где он сначала там себя закопал по плечи, когда подвизался, и после, когда узнал время своего преставления. Молитвами многострадального сего затворника, преподобного отца нашего Иоанна (честное тело которого, как победившего телесную страсть многим страданием, стало столпом в доме Божием), да будем и мы направлены, как светом с столпом, явившимся пред Моисеем, – в ту обетованную небесную землю, текущую молоком и медом, чего удостаиваются кормящиеся грудью младенцы, а также и этот девственник Иоанн, подобно Иоанну – наперснику Христа, благодатью и слову в Троице славимого Бога, Которому воссылается слава ныне и вечно. Аминь.

О пре-по-доб-ных Мар-ке Гро-бо-ко-па-те-ле, Фе-о-фи-ле Плач-ли-вом и Иоанне (XI-XII) рас-ска-зы-ва-ет Ки-е-во-Пе-чер-ский Па-те-рик. Два бра-та-ино-ка, пре-по-доб-ные Фе-о-фил и Иоанн, так лю-би-ли друг дру-га, что упро-си-ли пре-по-доб-но-го Мар-ка при-го-то-вить им од-ну мо-ги-лу.

Спу-стя мно-го лет стар-ший брат был по-слан по мо-на-стыр-ским де-лам. В то вре-мя брат Иоанн за-бо-лел и умер. Через несколь-ко дней воз-вра-тил-ся пре-по-доб-ный Фе-о-фил и по-шел вме-сте с бра-ти-ей по-смот-реть, где по-ло-жен умер-ший. Уви-дев, что он ле-жит в об-щем их гро-бе на пер-вом ме-сте, воз-не-го-до-вал на бла-жен-но-го Мар-ка и ска-зал: «За-чем по-ло-жил его здесь на мо-ем ме-сте? Я стар-ше его». Пе-щер-ник, со сми-ре-ни-ем кла-ня-ясь пре-по-доб-но-му Фе-о-фи-лу, про-сил про-стить его. За-тем, об-ра-тись к усоп-ше-му, ска-зал: «Брат, встань и дай это ме-сто стар-ше-му, а ты ляг на дру-гом ме-сте». И мерт-вый по-дви-нул-ся во гро-бе. Уви-дев это, пре-по-доб-ный Фе-о-фил пал к но-гам пре-по-доб-но-го Мар-ка и про-сил про-ще-ния. Пе-щер-ник за-ме-тил ему, чтобы он за-бо-тил-ся о сво-ем спа-се-нии, так как через неко-то-рое вре-мя его так-же при-не-сут сю-да. Услы-шав это, пре-по-доб-ный Фе-о-фил при-шел в ужас и ре-шил, что ско-ро умрет. Раз-дав всё, что имел, и оста-вив толь-ко ман-тию, он каж-дый день ожи-дал смерт-но-го ча-са. Ни-кто не мог удер-жать его от слез или за-ста-вить вку-сить слад-кой пи-щи. От слез пре-по-доб-ный Фе-о-фил по-те-рял зре-ние. Пре-по-доб-ный Марк пе-ред кон-чи-ной на его моль-бу уме-реть вме-сте с ним ска-зал: «Не же-лай смер-ти, она при-дет, хо-тя бы ты и не же-лал. Вот что по-слу-жит зна-ме-ни-ем близ-кой тво-ей кон-чи-ны: за три дня до смер-ти ты про-зре-ешь». Сло-ва свя-то-го ис-пол-ни-лись. Те-ло пре-по-доб-но-го Фе-о-фи-ла по-ло-же-но в Ан-то-ни-е-вой пе-ще-ре, в гро-бе вме-сте с его бра-том пре-по-доб-ным Иоан-ном, вбли-зи мо-щей пре-по-доб-но-го Мар-ка.

Полные жития преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах

Пре-по-доб-ные Марк, Иоанн и Фе-о-фил под-ви-за-лись в Ки-е-во-Пе-чер-ской оби-те-ли в кон-це XI и са-мом на-ча-ле XII вв.

За-ня-ти-ем пре-по-доб-но-го Мар-ка бы-ло ко-пать пе-ще-ры и го-то-вить ка-мо-ры - ме-ста для по-гре-бе-ния бра-тии (от-то-го он на-зы-вал-ся Пе-чер-ник, то есть жи-ву-щий в пе-ще-ре). Но и при та-ком про-стом тру-де по-движ-ник до-стиг необы-чай-но ду-хов-но-го со-вер-шен-ства. Жи-вя в пе-ще-ре, пре-по-доб-ный сво-и-ми ру-ка-ми ко-пал та-кие мо-ги-лы и на сво-их пле-чах вы-но-сил вон зем-лю. День и ночь тру-дясь для Гос-по-да, пре-по-доб-ный при-го-то-вил мно-го мест для по-гре-бе-ния бра-тии. По-движ-ник не брал за свой труд ни-че-го; ес-ли же кто доб-ро-воль-но да-вал ему что-ни-будь, он при-ни-мал и все раз-да-вал ни-щим. В без-мол-вии тру-дясь и бодр-ствуя день и ночь, прп. Марк од-на-ко не удо-вле-тво-рял-ся эти-ми тру-да-ми и по-дви-га-ми. Сми-ряя плоть свою по-стом, бде-ни-ем и мо-лит-вой, для пол-но-го умерщ-вле-ния ее он воз-ло-жил на чрес-ла свои тя-же-лые вери-ги и воз-дер-жи-вал-ся да-же в упо-треб-ле-нии во-ды: ко-гда му-чи-ла жаж-да, он пил во-ды лишь столь-ко, сколь-ко вме-ща-лось в его мед-ном кре-сте, ко-то-рый он все-гда но-сил с со-бою.

Бо-гу угод-ны бы-ли непре-стан-ные тру-ды и по-дви-ги прп. Мар-ка, и Он спо-до-бил Пе-чер-ни-ка та-кой чу-дес-ной си-лы, что да-же мерт-ве-цы слу-ша-лись его го-ло-са.

Од-на-жды Марк, по обы-чаю ко-пая мо-ги-лу, уто-мил-ся до из-не-мо-же-ния и оста-вил ме-сто тес-ным и нерас-ши-рен-ным. Слу-чи-лось, что в этот же день умер один болев-ший инок и для него не на-шлось дру-гой мо-ги-лы, кро-ме этой уз-кой и неудоб-ной. То-гда же бы-ло в обы-чае хо-ро-нить те-ло умер-ше-го в день его смер-ти. По-это-му ско-ро при-нес-ли мерт-во-го в пе-ще-ру к недо-кон-чен-ной ка-мо-ре и вслед-ствие тес-но-ты с тру-дом уло-жи-ли его. Ни убрать мерт-во-го, ни по-пра-вить на нем одежд, ни да-же воз-лить на него елей ока-за-лось со-вер-шен-но невоз--мож-ным, на-столь-ко уз-ким и неудоб-ным бы-ло ме-сто. То-гда бра-тия воз-роп-та-ли на Мар-ка. Пе-чер-ник же со сми-ре-ни-ем низ-ко кла-нял-ся всем и го-во-рил: «Про-сти-те ме-ня, от-цы свя-тые, за немо-щью не до-кон-чил я». Но бра-тия еще боль-ше бра-ни-ли и уко-ря-ли его. То-гда Марк, об-ра-тив-шись к мерт-во-му, ска-зал ему: «Брат, ме-сто тес-но; так по-тру-дись ты сам, возь-ми мас-ло и воз-лей на се-бя». И мерт-вый, при-под-няв-шись немно-го, про-стер ру-ку, взял мас-ло, воз-лил его кре-сто-об-раз-но на грудь и ли-цо свое и, от-дав-ши со-суд, сам пе-ред все-ми при-брал се-бя, лег и уснул. Страх и тре-пет объ-яли всех, ви-дев-ших та-кое чу-до.

Дру-гой брат по-сле дол-гой бо-лез-ни по-мер. Один из дру-зей его отер губ-кой те-ло по-кой-но-го и по-шел в пе-ще-ру по-смот-реть ме-сто, где бу-дет ле-жать те-ло усоп-ше-го. Он спро-сил об этом Мар-ка Пе-чер-ни-ка, но бла-жен-ный от-ве-чал ему: «Пой-ди и ска-жи бра-ту: по-до-жди до зав-тра, по-ка ис-ко-па-ют те-бе ме-сто, то-гда и отой-дешь от жиз-ни на по-кой». «От-че, - воз-ра-зил Мар-ку при-шед-ший инок, - ко-му го-во-рить ты ве-лишь? Я уже гу-бкою отер его мерт-вое те-ло». Но пре-по-доб-ный сно-ва по-вто-рил ему: «Ты ви-дишь: ме-сто еще не го-то-во. Я ве-лю те-бе - иди и ска-жи умер-ше-му: греш-ный Марк го-во-рит те-бе: про-жи-ви еще этот день, а зав-тра отой-дешь к же-ла-е-мо-му то-бою Хри-сту, Гос-по-ду на-ше-му. Ко-гда при-го-тов-лю ме-сто, ку-да по-ло-жить те-бя, то при-шлю за то-бою».

По-ви-ну-ясь прп. Мар-ку, инок воз-вра-тил-ся в мо-на-стырь. Здесь все бра-тия со-вер-ша-ли по-гре-баль-ное пе-ние над усоп-шим. То-гда инок встал пе-ред ни-ми и об-ра-тил-ся к по-кой-но-му с та-ки-ми сло-ва-ми: «Марк го-во-рит те-бе, что ме-сто те-бе еще не при-го-тов-ле-но, по-до-жди до утра». Все удив-ля-лись этим сло-вам. Но еще бо-лее изу-ми-тель-но бы-ло то, что по это-му сло-ву ду-ша усоп-ше-го воз-вра-ти-лась в те-ло его; он от-крыл гла-за и всю ночь оста-вал-ся жи-вым, с от-кры-ты-ми гла-за-ми, толь-ко не го-во-рил ни-че-го. На дру-гой день друг его опять по-шел в пе-ще-ру узнать, го-то-во ли ме-сто. Бла-жен-ный Марк встре-тил его и ска-зал: «Пой-ди и ска-жи ожив-ше-му: Марк го-во-рит те-бе: оставь эту вре-мен-ную жизнь и пе-рей-ди в веч-ную; го-то-во ме-сто для те-ла тво-е-го. Дух свой пре-дай Бо-гу, а те-ло твое бу-дет по-ло-же-но здесь, в пе-ще-ре со свя-ты-ми от-ца-ми».

Брат по-шел и пе-ре-дал ожив-ше-му дру-гу сло-ва прп. Мар-ка. Тот на гла-зах у всех, при-шед-ших по-се-тить его, тот-час сме-жил очи и пре-дал дух свой Бо-гу. Он был по-гре-бен в пе-ще-ре, на при-го-тов-лен-ном для него ме-сте. И все ди-ви-лись это-му чу-ду.

В Пе-чер-ском мо-на-сты-ре жи-ли два ду-хов-ных бра-та - Иоанн и Фе-о-фил. От юно-сти они бы-ли со-еди-не-ны уза-ми ду-хов-ной люб-ви: име-ли од-ну во-лю, од-ни мыс-ли и же-ла-ния, оди-на-ко-вую рев-ность по Бо-ге. Они упро-си-ли прп. Мар-ка при-го-то-вить им об-щее ме-сто для по-гре-бе-ния, где бы они мог-ли лечь вме-сте, ко-гда Гос-подь им по-ве-лит. Мно-го вре-ме-ни спу-стя стар-ший из них, Фе-о-фил, от-лу-чил-ся из оби-те-ли по ка-кой-то нуж-де. В это вре-мя млад-ший брат, Иоанн, уго-див Гос-по-ду, раз-бо-лел-ся и скон-чал-ся. Его по-хо-ро-ни-ли на при-го-тов-лен-ном ме-сте. Через несколь-ко дней по смер-ти Иоан-на воз-вра-тил-ся Фе-о-фил и, узнав о кон-чине лю-би-мо-го бра-та, силь-но скор-бел. По-том, взяв-ши с со-бою несколь-ко ино-ков, он по-шел в пе-ще-ру по-смот-реть, где и на ка-ком ме-сте по-ло-жен умер-ший. Уви-дев, что тот по-ло-жен на пер-вом ме-сте в их об-щей ка-мо-ре, силь-но раз-гне-вал-ся на Мар-ка, мно-го роп-тал на него и с него-до-ва-ни-ем го-во-рил: «За-чем ты по-ло-жил его здесь? Я стар-ше, а ты по-ло-жил его на мо-ем ме-сте». Пе-чер-ник, сми-рен-но кла-ня-ясь ему, от-ве-чал: «Про-сти ме-ня, брат, со-гре-шил я пред то-бою». За-тем, об-ра-тясь к умер-ше-му, ска-зал ему: «Брат, встань и усту-пи ме-сто не умер-ше-му, а сам ляг на дру-гом, низ-шем ме-сте». И вдруг по сло-ву бла-жен-но-го умер-ший встал и лег на дру-гом ме-сте. Силь-ный ужас объ-ял всех при-сут-ству-ю-щих. То-гда роп-тав-ший на пре-по-доб-но-го Фе-о-фил с тре-пе-том при-пал к но-гам его и про-сил: «От-че, со-гре-шил я, по-тре-во-жил с ме-ста бра-та мо-е-го. Мо-лю те-бя, при-ка-жи ему опять лечь на ста-ром ме-сте». Но бла-жен-ный сми-рен-но от-ве-чал ему: «Гос-подь Сам пре-кра-тил враж-ду меж-ду на-ми. Ра-ди тво-е-го ро-по-та, чтобы ты, веч-но враж-дуя, не дер-жал зло-бы на ме-ня, Он со-тво-рил та-кое чуд-ное де-ло, что да-же без-душ-ное те-ло по-ка-за-ло ис-тин-ную лю-бовь к те-бе, усту-пая те-бе ста-рей-шин-ство и по смер-ти. И я хо-тел бы-ло, чтобы, не вы-хо-дя от-сю-да, ты вос-поль-зо-вал-ся сво-им стар-шин-ством и тот-час был бы по-ло-жен здесь. Но так как ты еще не го-тов к смер-ти, то пой-ди и по-за-боть-ся о сво-ей ду-ше: через несколь-ко дней те-бя при-не-сут сю-да. Вос-кре-шать умер-ших - де-ло Бо-жие, а я че-ло-век греш-ный. Вот мерт-вый, не стер-пев тво-е-го гне-ва, оскорб-ле-ний и уко-ров мне, усту-пил те-бе по-ло-ви-ну ме-ста, при-го-тов-лен-но-го для вас обо-их. И так как толь-ко Все-мо-гу-щий Бог мо-жет под-нять его, то я сам со-бою не мо-гу ска-зать умер-ше-му: встань и опять ляг на выс-шем ме-сте. При-ка-жи ему те-перь ты, не по-слу-ша-ет ли он те-бя, как те-перь?» Услы-шав это, Фе-о-фил при-шел в ужас и ду-мал, что тут же па-дет мерт-вым и не дой-дет до мо-на-сты-ря. До-брав-шись до сво-ей кел-лии, он пре-дал-ся по-дви-гу непре-стан-но-го пла-ча. Раз-дав все до по-след-ней со-роч-ки и оста-вив у се-бя толь-ко сви-ту и ман-тию, Фе-о-фил каж-дый день ожи-дал смерт-но-го ча-са. И ни-кто не мог удер-жать его от слез; ни-кто не мог при-ну-дить его вку-сить слад-кой пи-щи. Каж-дое утро он го-во-рил сам се-бе: «Не знаю, до-жи-ву ли я до ве-че-ра». При-хо-ди-ла ночь, и он с пла-чем го-во-рил: «Что мне де-лать? До-жи-ву ли я до утра? Ибо мно-гие, встав-ши утром, не до-сти-га-ли ве-че-ра и, воз-лег-ши на сво-их ло-жах, уже не вста-ва-ли с них. Тем бо-лее я, уже по-лу-чив-ший из-ве-ще-ние от пре-по-доб-но-го, что ско-ро кон-чит-ся жизнь моя». И со сле-за-ми мо-лил он Гос-по-да дать ему вре-мя по-ка-я-ния. Каж-дый день и час ожи-дал Фе-о-фил кон-чи-ны сво-ей, из-ну-ряя се-бя по-стом, пла-ча и мо-лясь непре-стан-но. Та-ким по-дви-гом в те-че-ние несколь-ких лет Фе-о-фил до то-го ис-су-шил свое те-ло, что мож-но бы-ло счесть все его су-ста-вы и ко-сти. Мно-гие при-хо-ди-ли уте-шать его, но сво-и-ми ре-ча-ми толь-ко до-во-ди-ли до боль-ше-го ры-да-ния. На-ко-нец от непре-стан-ного пла-ча и слез он ослеп.

Пре-по-доб-ный же Марк, про-ви-дев час от-ше-ствия сво-е-го ко Гос-по-ду, при-звал Фе-о-фи-ла и ска-зал ему: «Брат Фе-о-фил! Про-сти ме-ня, что я огор-чил те-бя на мно-го лет, и мо-лись обо мне, ибо я уже от-хо-жу из это-го све-та. Ес-ли я по-лу-чу дерз-но-ве-ние пред Все-выш-ним, то не за-бу-ду мо-лить-ся за те-бя, да спо-до-бит нас Гос-подь сви-деть-ся там и быть вме-сте с от-ца-ми на-ши-ми Ан-то-ни-ем и Фе-о-до-си-ем». Фе-о-фил с пла-чем от-ве-чал ему: «Отец Марк! За-чем ты ме-ня остав-ля-ешь? Или возь-ми ме-ня с со-бою, или дай мне про-зреть». «Не скор-би, брат, - от-ве-чал ему пре-по-доб-ный Марк, - те-лес-ны-ми оча-ми ты ослеп ра-ди Бо-га, а ду-хов-ны-ми про-зрел на ра-зу-ме-ние Его. Объ-явив те-бе близ-кую кон-чи-ну, я стал ви-ною тво-ей сле-по-ты. Но я хо-тел при-не-сти поль-зу ду-ше тво-ей, пре-вра-тив твое вы-со-ко-умие в сми-ре-ние, ибо серд-це со-кру-шен-но и сми-рен-но Бог не уни-чи-жит ()». Фе-о-фил от-ве-чал пре-по-доб-но-му: «Знаю, отец мой, что за гре-хи мои я дол-жен был пасть мерт-вым пред то-бою в пе-ще-ре то-гда же, как ты вос-кре-сил умер-ше-го бра-та мо-е-го, но Гос-подь по-ща-дил ме-ня ра-ди тво-их свя-тых мо-литв, дал мне жизнь, ожи-дая мо-е-го по-ка-я-ния. Те-перь же я про-шу те-бя о сем: или возь-ми ме-ня с со-бою к Гос-по-ду, или воз-вра-ти свет очам мо-им». То-гда прп. Марк сно-ва воз-ра-зил ему: «Нет те-бе нуж-ды ви-деть этот ма-ловре-мен-ный свет, а луч-ше про-си Гос-по-да, чтобы Он спо-до-бил те-бя уви-деть сла-ву Его. И смер-ти не же-лай: она при-дет, хо-тя бы ты и не хо-тел. И вот те-бе зна-ме-ние тво-е-го от-ше-ствия: за три дня до кон-чи-ны тво-ей ты про-зришь, так отой-дешь ко Гос-по-ду и узришь там свет нескон-ча-е-мый и сла-ву неиз-ре-чен-ную». Ска-зав это, прп. Марк по-чил, и чест-ные мо-щи его бы-ли по-ло-же-ны в пе-ще-ре, на ме-сте, ко-то-рое он сам се-бе вы-ко-пал.

Глу-бо-ко опе-ча-ли-ла пре-по-доб-но-го Фе-о-фи-ла раз-лу-ка с от-цом и на-став-ни-ком его пре-по-доб-ным Мар-ком. Кон-чи-на Пе-чер-ни-ка уяз-ви-ла серд-це Фе-о-фи-ла и удво-и-ла его плач и ры-да-ния. Це-лые ис-точ-ни-ки слез про-ли-вал он, а сле-зы все бо-лее и бо-лее умно-жа-лись. Он имел со-суд и, ста-но-вясь на мо-лит-ву, ста-вил его пред со-бою и неутеш-но пла-кал над ним, вспо-ми-ная кон-чи-ну на-став-ни-ка, со сле-за-ми по-мыш-ляя и о сво-ем ско-ром от-ше-ствии из это-го брен-но-го ми-ра. И через несколь-ко лет со-суд этот был по-лон слез. На-ко-нец, узнав при-бли-же-ние сво-ей кон-чи-ны, Фе-о-фил при-леж-но мо-лил Гос-по-да, чтобы угод-ны бы-ли пред Ним сле-зы его. Под-няв ру-ки к небу, он мо-лил-ся: «Вла-ды-ко Че-ло-ве-ко-люб-че, Гос-по-ди Иису-се Хри-сте, Ца-рю мой Пре-свя-тый! Ты - не хо-тя-щий смер-ти греш-ни-ков, но ожи-да-ю-щий их об-ра-ще-ния, зна-ю-щий глу-бо-кую немощь на-шу, Уте-ши-те-лю Бла-гий! Ты - здра-вие боль-ным, греш-ни-ком спа-се-ние, из-не-мо-га-ю-щим укре-пи-тель, па-да-ю-щим вос-ста-ние! Мо-лю Те-бя, Гос-по-ди, в час сей: по-ка-жи и на мне, недос-той-ном, ми-лость Свою и из-лей на ме-ня неис-чер-па-е-мую пу-чи-ну Тво-е-го бла-го-утро-бия, из-бавь ме-ня от ис-ку-ше-ний на мы-тар-ствах воз-душ-ны-ми кня-зья-ми и не дай им овла-деть мною, мо-лит-ва-ми угод-ни-ков Тво-их ве-ли-ких от-цов на-ших Ан-то-ния и Фе-о-до-сия и всех свя-тых, от ве-ка Те-бе уго-див-ших».

И вдруг пред ним пред-стал Ан-гел Гос-по-день, пре-крас-ный ви-дом, и ска-зал ему: «Ты хо-ро-шо мо-лишь-ся, но за-чем же хва-лишь-ся су-е-тою слез тво-их, со-бран-ных то-бою в со-суд?» И взяв дру-гой со-суд, го-раз-до боль-ший Фе-о-фи-ло-ва, ис-пол-нен-ный бла-го-уха-ния, как ми-ра бла-го-вон-но-го, по-ка-зал его по-движ-ни-ку и ска-зал: «Это твои же сле-зы, из-ли-тые то-бою от серд-ца на мо-лит-ве, ко-то-рые ты оти-рал ру-кою, плат-ком или одеж-дою и ко-то-рые ка-па-ли на зем-лю из глаз тво-их. По по-ве-ле-нию Твор-ца на-ше-го я со-брал их все и со-хра-нил в этом со-су-де. Те-перь же я по-слан воз-ве-стить те-бе ра-дость: с ве-се-ли-ем отой-дешь ты к Нему, ибо Он ска-зал: бла-же-ни пла-чу-щии, яко тии уте-шат-ся ()».

Ска-зав это, Ан-гел по-ста-вил со-суд пе-ред Фе-о-фи-лом и стал неви-дим. Бла-жен-ный Фе-о-фил тот-час при-звал игу-ме-на и по-ве-дал ему яв-ле-ние Ан-ге-ла и ре-чи его. По-ка-зав игу-ме-ну оба со-су-да: один пол-ный слез, а дру-гой - бла-го-во-ния, несрав-ни-мо-го ни с ка-ки-ми аро-ма-та-ми, пре-по-доб-ный про-сил вы-лить их при по-гре-бе-нии на его те-ло.

Через три дня прп. Фе-о-фил мир-но ото-шел ко Гос-по-ду. Чест-ное те-ло его бы-ло по-ло-же-но в пе-ще-ре, вме-сте с те-лом лю-би-мо-го бра-та его пре-по-доб-но-го Иоан-на, вбли-зи от прп. Мар-ка Пе-чер-ни-ка. Все три по-движ-ни-ка по-ко-ят-ся в Ан-то-ни-е-вой, или Ближ-ней, пе-ще-ре. И ко-гда те-ло Фе-о-фи-ла по-ма-за-ли из со-су-да Ан-ге-ло-ва, вся пе-ще-ра ис-пол-ни-лась бла-го-уха-ния. По-том вы-ли-ли на него и со-суд слез, чтобы се-яв-ший сле-за-ми в ра-до-сти по-жал плод де-ла рук сво-их. «Ибо ска-за-но, - за-кан-чи-ва-ет инок По-ли-карп свою по-весть о пре-по-доб-ных Мар-ке, Иоанне и Фе-о-фи-ле, - пла-ка-ху-ся ме-та-ю-ще се-ме-на своя (), но они уте-ше-ны бу-дут о Хри-сте, Ко-то-ро-му сла-ва со От-цем и Свя-тым Ду-хом ныне и прис-но и во ве-ки ве-ков. Аминь».

В на-сто-я-щее вре-мя над мо-ща-ми прп. Мар-ка ви-сят тя-же-лые вери-ги, сви-де-тель-ству-ю-щие о по-дви-гах и тру-дах пре-по-доб-но-го, и па-мят-ник воз-дер-жа-ния его - мед-ный крест, из ко-то-ро-го он пил во-ду. И мно-гие, с ве-рою при-хо-дя-щие ко свя-тым мо-щам прп. Мар-ка и с бла-го-го-ве-ни-ем пью-щие во-ду из его мед-но-го кре-ста, освя-щен-но-го его уста-ми, по мо-лит-ве свя-то-го по-лу-ча-ют ис-це-ле-ние от всех неду-гов и бо-лез-ней.

Па-мять свя-тых угод-ни-ков Бо-жи-их пре-по-доб-ных Мар-ка Пе-чер-ни-ка-гро-бо-ко-па-те-ля, Иоан-на и Фе-о-фи-ла Плач-ли-во-го из-дав-на празд-ну-ет-ся всей Рус-ской Цер-ко-вью.