Проповедь в Прощеное воскресенье — протоиерей Олег Стеняев. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в Прощеное воскресенье. Прощеное Воскресенье. Проповедь перед Великим постом

Проповедь в Прощеное воскресенье — протоиерей Олег Стеняев. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в Прощеное воскресенье. Прощеное Воскресенье. Проповедь перед Великим постом

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, братия и сестры, последняя Неделя перед началом Великого Поста. И мы с особым вниманием должны посмотреть на то, каким образом нам начать и провести этот Великий Пост. Сегодня мы читали Святое Евангелие, в котором Господь рассказывает каким образом нам нужно это делать, что нужно чтобы поститься верно. Ведь не секрет, что можно даже самое доброе дело перевернуть, и оно станет для нас вредным. Все зависит от того, как к этому делу относится наше сердце. Поэтому пост должен быть нами пройден с верным внутренним устроением. Поэтому сегодня Господь напоминает нам, что поститься надо не внешне, не на показ другим людям, а в большей мере в тайне, чтобы пощение было не перед людьми, а перед нашим Богом. И так, первое правило, которое мы для себя возьмем: другие люди не должны, может быть, даже и знать, что мы постимся. Не нужно им это показывать. Более всего подвиг поста должно совершать внутри. Для чего? Для того, чтобы Господь, видя тайное, воздал бы нам явно. Какие дары Божии могут придти к нам явно? А это, братия и сестры, и мирность, это и силы физические, которые Господь обязательно подаст каждому из нас, если мы таким образом будем совершать пост. И многое многое другое. Обязательно будем помнить - наш пост для того, чтобы мы исправили пути свои. Если мы будем поститься только внешне, то вряд ли это получится, потому что от этого может быть много искушений. К нам может прийти и гордость и тщеславие от того что мы постимся, а это может стать искушением и для людей, окружающих нас. И об этом тоже нужно помнить.

Господь говорит нам о том, что необходимое условие поста - прощение. Прощение прегрешений других людей. И это даже не столько условие поста, сколько условие нашего с вами Спасения. Он говорит: «не суди ближнего своего, прощай его прегрешения, тогда и Отец наш небесный простит нам». Все взаимосвязано. Мы уже говорили о том, что Господь нам в Святом Евангелие показывает, как наше отношение ближнему сказывается на нашем отношении с Богом. Здесь, в этом месте плача и печали, в этом временном нашем шествии, мы должны научиться правильно относиться к Богу. И учиться будем на наших ближних. Поучимся им верить и доверять. Поучимся терпеть, поучимся смиряться. А более всего - поучимся любить. На самом-то деле, братия и сестры, наш пост должен быть обусловлен именно любовью. Это не понуждение, не что-то такое, к чему мы себя притягиваем - это дело, которое мы должны совершить со всею любовью, которая есть в нашем сердце. И так, братия и сестры, пост и любой другой подвиг, который есть в нашей церкви, должен исходить из любвеобильного сердца. Он никак не должен исходить из понуждений.

Но как достичь такого правильного поста? Конечно, прежде всего необходимо научиться этому, а учиться чаще всего нужно через понуждение. Понуждение себя. Давайте понудим себя сегодня, чтобы завтра нам стало легче. Чтобы завтра мы, действительно, уже с легкостью шли за нашим Господом. Ведь Он говорит нам как раз о том, что все это не трудность, все это легко и просто. Но только тогда, когда мы возложимся на нашего Господа. Он придаст и сил, и верное направление и откроет нам внутренние очи, чтобы мы увидели это направление. Он все для нас сделает, Он готов это сделать. Наша с вами задача только верно себя настроить. Вот поэтому сегодня мы читали Святое Евангелие, в котором Господь очень четко рассказывает нам как молиться, как к ближнему относиться и как поститься. И так, самое верное и самое главное: будем все совершать между самими собой и нашим Богом. И наше внутренние состояние тогда сможет оказывать воздействие на наших ближних. На тех, кто нас окружает. Ведь чтобы мы помогли нашему ближнему, нужно сначала свое сердце успокоить - в начале нужно свое сердце привести в верное отношение с Богом. И вот именно в этом смысле нам и нужен Великий пост. Это научение. Мы будем с вами учиться. Учиться верить, терпеть, учиться смирять плоть свою, которая нам мешает - мешает молиться, мешает по-настоящему жить духовно. Она ведь нас увлекает, увлекает в мир, а мы давайте ее постом прижмем. Хватит ей благочинствовать! Поставим во главу угла духовность. Тогда Господь сможет войти в наше сердце, когда плотское оттуда уйдет, и сердце наше будет не плотью налитое, но духовно. Вот к этому, братия и сестры, призывает нас Церковь и всегда призывает нас Господь. То есть получается, что постническое состояние - это не временное состояние, это состояние должно быть всегда в нашей жизни. Конечно возникает вопрос: что теперь, всю жизнь соблюдать пост, держать себя в каких то узах, ежовых рукавицах. Так и есть, братия и сестры, от этого не уйти. Просто пост мы должны понимать правильно - это именно воздержание! Воздержание всего. Чувств своих. Воздержание чувств и духовных, которые там, внутри, и телесных, которые внешне показываются. Это все нужно привести в воздержание. Не только во время поста, но и всегда в течение всей нашей жизни. Ведь это не значит, что во время поста мы воздержанно живем, а в остальное время давайте пресыщаться, давайте будем предаваться разным страстям и грехам. Нет же, мы всегда должны быть в воздержании. И цель поста в том, чтобы мы научились правильно пребывать всю свою жизнь. Как пост провели, на таком уровне и оставаться, по выходу из поста. Не надо спускаться ниже на ступеньку, или на две, или на три. Надо напротив еще больше восходить от силы в силу. Вот это, братия и сестры, нужно помнить. И так пост - это время, когда мы должны себя поднять и хотя бы попытаться удержать себя на этом уровне. С помощью Божией, конечно.

Аминь.

Иерей Олег Шабалин, настоятель храма во имя св. преп. Сергия Радонежского

Проповедь отца Константина (Слепинина) на ранней литургии в Прощеное воскресенье 17 марта 2013 г.
Храм Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове, Санкт-Петербург

Мы стоим на пороге Великого поста, о чем нам напоминают Евангельские и Апостольские чтения. В Евангелии мы слышим слова Христовы о том, чтобы мы не заботились во время поста о том как мы выглядим в глазах людей. Мы не должны производить впечатление людей строго постящихся. Наш пост должен быть посвящен Господу Богу. Конечно, так или иначе, люди, которые общаются с нами, знают о том, что мы постимся. Во времена Иисуса Христа не существовало многодневных постов, подобных тем, которые существуют сейчас в Церкви. Посты были краткими, один - два дня. И человек, который постился, обычно изменял свою наружность, в том числе, посыпал голову пеплом, это был знак покаяния. Господь же говорит: если ты постишься, помажь свою голову маслом, умой свое лицо. Это действие - противоположное посыпанию гловы пеплом, это наоборот, словно украшение себя. И Господь обращает внимание на то, чтобы по внешности мы не напоминали постников, но чтобы пост наш был угоден Богу. Говорится о том, чтобы "ядущие не осуждали неядущих", и наоборот. Потому что у каждого своя мера духовного роста. У каждого мера поста может очень сильно отличаться. Есть люди, которые вообще не могут соблюдать поста по причине крайней слабости здоровья или курса лечения. Есть люди, которые на время поста не способны целиком отказаться от развлечений. Они пытаются с этим что-то делать, ограничивают себя во время поста, они пытаются, но не могут полностью отказаться. Это касается любых аспектов поста. Поэтому нам не должно смотреть друг на друга, не должно равняться с кем-либо, но каждому надлежит по мере своих сил, не во вред, но в духовную пользу, проходить это спасительное средство.

И, конечно, главное, к чему сегодня нас призывает Церковь: это прощение своих близких. Сегодняшний день называется Прощеным воскресеньем. Исторически в этот день, вечером, накануне поста, все православные христиане просят друг у друга прощения. И здесь, конечно, есть определенная опасность формального отношения к этому действию. Люди могут быть друг с другом с хороших отношениях. Да, порой случаются какие-то инциденты, размолвки, но мы просим прощения и продолжаем хранить добрые, хорошие отношения. Такими людьми проще всего в Прощеное воскресенье попросить друг у друга на словах прощения, а порой и просить прощения не за что. Бывают случаи, когда в целом наши хорошие отношения с кем-то омрачаются каким-либо серьезным конфликтом. И мы не сразу бываем способны его преодолеть. И здесь Прощеное воскресенье может сослужить нам великую пользу, дав повод к тому, чтобы искать примирения. Если мы ищем примирения у христианина, то в Прощеное воскресенье и он будет побужден к тому, чтобы не отвергнуть нас. Но бывают совсем тяжелые случаи, застарелые, неизжитые конфликты и ссоры. Порой мы сами просили прощения, но нас не услышали, нас отвергали. Но бывало и так, что мы не способны простить, принять человека, который нанес нам каую-то серьезную обиду. И на такие запущенные отношения в Прощеное воскресенье надо обращать особое внимание.

Сейчас средства коммуникации предлагают нам разные способы обращаться друг к другу. Конечно, лучше всего говорить лицом к лицу. Но допустимо позвонить, написать письмо по электронной или обычной почте, или даже смс-сообщение, если другие методы нам не подходят. Но в любом случае обращение к человеку всегда должно быть адресным. Я в последние годы сталкиваюсь с тем, что в Прощеное воскресенье мне на телефон приходят смс сообщения "простите меня за все". В таком случае я вынужден отвечать, что с удовольствием простил бы, но не знаю кто вы такой и за что вас прощать. Подобным образом нам не следует поступать. Если мы хотим просить прощения у многих людей одновременно, надо уделить время, и к каждому из них обратиться персонально, а не устраивать такие спам-рассылки одного и того же текста разным адресатам.

Конечно, главное - это обратить внимание на тех, кто ближе всего. Часто бывает, что в семье имеют место конфликты между родными и близкими, между супругами, между родителями и детьми. Задача первоочередная - в своей семье позаботиться о прощении и примирении. Порой нам бывает легко попросить прощения, порой трудно, но мы к этому призваны. Нам без этого, дорогие братья и сестры, никак нельзя. Потому что Господь говорит однозначно: если вы не прощаете ближнего, то и Господь ваших грехов не простит. И не дожидайтесь, конечно, вечернего времени! В течение дня можно приложить усилия для того, чтобы пообщаться с близкими. Собственно, прощения можно было это сделать и на всей Сырной седмице. Но даже если по каким-то причинам этого не получится сегодня, это можно сделать и потом. Главное - не определить для себя, что я не буду с кем бы то ни было мириться. Вот это ожесточение, эта озлобленность, которая может господствовать над всяким, является величайшей преградой на пути нашего Спасения и достойного прохождения поста.

Один священник рассказывал, как однажды, еще до своего священства, он услышал в церкви Евангелие, всем нам хорошо известное: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и вспомнишь, что брат твой имеет нечто против тебя, оставь дар твой, иди, вначале примирись с братом твоим, и потом приноси твой дар». И его обожгло как огнем, по милости Божией ему открылась реальность того, что совершается в храме ― за Божественной литургией, за таинством покаяния или за слышанием слова Божия. Он понял по благодати Божией, почему Церковь всегда, даже прежде чтения молитв ко святому причастию, напоминает нам: «Первее примирися тя опечалившим». Нет нам участия в Великом посте ― Господь не примет нашего поста и нашей молитвы, не будет на нас Божия благословения, если мы не сделаем все от нас зависящее, чтобы исполнить Его завет. Когда стоите на молитве, говорит Господь, прощайте, если кто согрешил против вас, и Отец Небесный простит вам. Пост всегда соединен с сугубой молитвой, но невозможно нам будет молиться, бескрылой будет наша молитва, Господь не примет наше покаяние, если мы не будем заботиться о прощении друг друга.

Мы всегда напоминаем, что прощение - это не значит примиренчество со злом, это не есть какая-то индульгенция, согласие с несправедливостью, оно всегда обращено к личности живого человека, а не к тому греху, который он, может быть, совершил против нас. Грех всегда остается грехом. И еще в Ветхом Завете пророк говорит: «Не допусти и в мыслях своих ненависти к брату твоему, но научись противостоять всякой неправде». Непрощение другого человека связано как раз с нашим общим состоянием греховности, которая выявляется здесь в очень высокой степени. Это уже не спрячешь и не скроешь ― это конкретное отношение с человеком, которого ты знаешь. Все твои грехи, осознаваемые тобою или неосознаваемые, присутствуют в этом главном грехе нелюбви. Потому Господь и говорит так о тайне прощения, потому Он и предупреждает, что непрощение может привести нас к разрыву с Богом. И оно уже означает именно это. Если мы легко будем относиться к непрощению других людей, то наступит горшее.

Я знаю человека, который перестал ходить в свой храм, чтобы не встречаться там с одним знакомым, которого не хотел видеть, а потом в конце концов вообще перестал ходить в храм, отпал от Церкви. Господь предупреждает нас, что непрощение другого человека ведет с неизбежностью к умалению духовного роста. Не надо мечтать ни о каких подвигах ― ни о поклонах, ни о строгом воздержании: «три дня есть ничего не буду». Все слишком серьезно, и смысл сегодняшнего чина прощения в том, чтобы мы осознали это.

Если вы не прощаете, говорит Господь, должникам вашим, то и Отец Небесный не простит вам. Каждый день, и несколько раз в течение дня все мы читаем молитву Господню «Отче наш» и эти слова: «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». С какой легкостью мы произносим их, не задумываясь о том, что они значат, ― эти самые главные слова, какие существуют на свете. Действительно ли мы прощаем так, как хотим, чтобы Господь простил нас? Если мы этого не делаем, значит, мы молимся о том, чтобы Господь нас не простил, чтобы мы были осуждены.

Есть великая надежда в том, что предлагает нам Церковь Христова. Да, прощение грехов на самом деле исходит из великой глубины и высоты. Прощение нам даруется от Креста Христова. И Господь говорит, чтобы мы прощали семьдесят раз по семь. Сколько нужно прощать другому человеку? Один раз, можно сказать, достаточно, сколько можно прощать? И апостол Петр спрашивает: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» А Господь отвечает: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». Ну, а дальше что? Простим другому человеку четыреста девяносто раз его грехи, и скажем ― достаточно, потому что дальше нет сил? Значит, мы говорим Господу, чтобы дальше Он не прощал нас ― у нас нет сил, чтобы принимать Его прощение. Не имеет значения, виноват перед нами человек, который имеет нечто против нас, или не виноват. Для Господа все равно остается обязательным условием, чтобы мы примирились с тем, кому кажется, что его оскорбили, обидели, тогда как у нас и в мыслях не было никакого зла против него, ― прежде чем вступать в Великий пост.

Сегодня Господь говорит нам, что мы все должны помочь друг другу простить друг друга. Есть такая тайна. Когда апостол Петр исповедует Христа Сыном Божиим, и не плоть и кровь открывают ему это, а Отец Сущий на небесах, Господь говорит ему: «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18-19 ). Мы знаем, что эти слова Господь обращает ко всем апостолам, и, как сказано в Евангелии, ко всем ученикам Христовым. Есть таинство прощения, которое дается только священнику, но в благодатном смысле, все, кто является учеником Христовым, всякий крещеный человек получил власть от Господа разрешать другого человека от его грехов, которые не дают ему примириться с ним. Каждый, кто старается жить серьезной христианской жизнью, знает на своем опыте с большей или меньшей очевидностью, как непреложно этот закон действует. Когда мы молимся за другого человека, который нас обидел или с которым у нас особо трудные отношения, или который даже далек от Церкви, Господь открывает для этого человека возможность принять благодать прощения, узнать, что такое прощение, по тому дару, который Он дал с самого начала, когда впервые была исповедана вера в Него как в Сына Божия. Поэтому каждый пусть молится и сейчас, и в течение всего Поста за другого человека. Это благоприятная возможность, время благоприятное, обстоятельства очень хорошие, оттого что возникли трудности у вас с этим человеком. Господь дает вам возможность убедиться, как слово Его непреложно и всесильно там, где мы изо всех сил стараемся следовать ему.

Мы понимаем, что бывают очень серьезные раны в отношениях между людьми, где угодно - и на работе, и в семье. И такие обиды, простить которые нет сил у человека. И единственная сила, которая позволяет нам простить, - это сила Христовой любви, Его благодать. И о стяжании ее мы будем молиться всем покаянием в течение Великого поста. С одной стороны, нет нам пути в Великий пост без прощения друг друга, а с другой стороны, только по дару Христа можем мы на настоящей глубине обрести это прощение. Так и совершается тайна спасения - в согласии, в соработничестве Бога и человека.

Будем молить Бога, чтобы Он открыл нам Свою любовь, любовь ко всякому человеку без исключения. Мы говорим о самой высшей любви, которую Господь явил на Кресте, и мы знаем, мы должны узнать, что эта любовь существует. Будем идти сами навстречу этой любви, чтобы состоялась встреча с Господом у Его Креста, когда завершится наш Пост в Страстную седмицу, и в Светлом Его Воскресении, когда прощение воссияет от гроба, и мы радостию друг друга обымем. Услышим сейчас это пасхальное песнопение как смысл всего, что совершается в жизни каждого из нас, в общении нашем друг с другом, раскрывающем наше общение с Богом.

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Сегодня — Прощеное воскресенье, и это означает, что завтра начинается Великий пост.

В предпостовой воскресный день Церковь вспоминает Адамово изгнание из рая.

Святейший Патриарх Кирилл произнес назидательную и весьма интересную проповедь, призывая всех верующих встретить дни Великого поста в полном осознании всей важности сего прекрасного духовного поприща.

«В о имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня последнее воскресенье перед Великим постом - Прощеное воскресенье, когда Церковь вспоминает изгнание первых людей из рая.

Бог создал человека святым. Свята была душа первых людей, а потому не требовалось человеку никаких Божиих заповедей - все заповеди были вложены в его нравственную природу. Только одна заповедь - не десять, а одна - была нужна первым людям, чтобы сохранить святость души; и заповедью этой была заповедь послушания Богу. В самом деле, только послушание Богу определяло тот образ жизни, то состояние святости, в котором пребывали первые люди, а значит, для того чтобы сохранить эту святость и безгрешность, необходимо было слушать Бога. Господь не обременил первого человека множеством предписаний - он предложил ему только одну заповедь: воздержаться от вкушения плода с древа познания добра и зла. И мы знаем, что человек эту единственную заповедь, которая его никак не обременяла и не сковывала его свободу, нарушил, и первые люди были изгнаны из рая. Мы в точности не знаем, что скрывается под этими грозными образами в книге Бытия, повествующей нам о том, как Бог изгнал людей из рая и приставил к райским вратам херувима с огненным мечом. Известно только, что рая не стало, потому что грех вошел в сердце человека, завладел его умом и волей; а там, где грех, там нет рая, потому что рай и святость тождественны. И человеку предстояло идти долгим и сложным путем, пока, наконец, во Христе Иисусе, Сыне Божием и Сыне Человеческом, людям вновь открылась возможность препобеждать грех, а, значит, обретать рай и в этой жизни, и в жизни будущего века.

Почему это повествование об изгнании первых людей из рая предлагается нам в канун Великого поста? Именно потому, что пост и направлен на то, чтобы преодолевать грех. В условиях земной жизни полное преодоление греха невозможно, но возможно возвышение души, ума, сердца к Богу, очищение совести своей; возможно достижение состояния, которого достаточно для того, чтобы обрести бессмертие ― жизнь райскую.

Пост можно сравнить с лекарством. Ценность лекарства относительна, то есть все зависит от того, лечит ли оно. Испробовав то или иное лекарство и убедившись, что оно нам не помогает, мы никогда не станем тратить на него деньги ― оно для нас теряет ценность. Больше того, могут быть лекарства, причиняющие зло человеку, - тогда о какой ценности лекарства можно говорить? Вот так же и пост. Пост может принести человеку благо, а может и не принести. Больше того, пост может принести даже вред душе человека. Как излечение от физической болезни зависит не только от лекарства, но и от различных сопутствующих важных обстоятельств, таких как качество ухода за больным, питание, покой и многое другое, так и пост становится лекарством, которое излечивает душу при определенных условиях. И сегодня мы с вами слышали чтения из Евангелия и Апостола о, по крайней мере, двух таких условиях.

О первом из них говорит Господь в Евангелии от Матфея: «Когда поститесь не будьте унылы, как лицемеры» (Мф. 6:16). Почему Господь предупреждает нас, что нельзя поститься лицемерно? А потому, что если мы держим пост для того, чтобы другим показать значимость своей собственной личности, наши достоинства, то пост не исцеляет, но превращается в лекарство, причиняющее вред. Ведь так и делали ветхозаветные фарисеи, которые специально напускали на себя унылый, мрачный вид, желая уже этим показать, как строго они постятся, чтобы люди, взирая на них, прославляли не Бога, а самих лицемеров, которые используют пост для того, чтобы обеспечить себе авторитет.

Но ведь так постятся не только ветхозаветные лицемеры. И церковные лицемеры так постятся, да еще делают это таким образом, чтобы обидеть, принизить других людей. Об этом говорит апостол Павел в сегодняшнем чтении из послания к Римлянам: «Тот, кто не ест, не укоряй того, кто ест» (см. Рим. 14:3), - и это второе условие спасительности поста. Пост не дает нам права осуждать других. Единственное, что мы вправе сказать, говоря о посте с другими людьми, особенно непостящимися, - это свидетельствовать о собственном опыте, о том, как пост влияет на нашу душу, подчеркивая, что это не наше собственное достижение, а милость Божия, которая открывается нам во время поста. Мы не должны скрывать от людей того, что пост есть великое и сильное лекарство, действительно исцеляющее душевные недуги человека. Но все¸ что мы говорим о посте, никоим образом не должно служить нашему самовосхвалению и уничижению других людей.

Пост важен тем, что он развивает в людях навык воздержания. Воздержание - непременное условие совершенствования человеческой личности. Это хорошо известно и понятно даже из примеров житейских. Какие ограничения накладывает на себя спортсмен, чтобы достичь результатов! От сколь многих радостей и утех молодости нужно отказаться, чтобы получить хорошее образование, стать ученым! Любое человеческое достижение требует воздержания, самоограничения, концентрации сил. Если же распылять силы на второстепенные вещи - пусть и приятные, интересные, приносящие удовольствие - никакой концентрации не получится. А те, кто желает принести пользу Отечеству, разве могут трудиться так, чтобы еще оставалось много времени для личной жизни, удовольствий, отдыха? Чаще всего такой труд полностью поглощает человека, и без самовоздержания, ограничения своих желаний достичь успехов невозможно.

Если этот закон действует в светской жизни, то насколько же он важен в жизни духовной! Мы способны достигать целей тогда, когда умеем ограничивать самих себя. И пост - это школа воспитания нашей воли, способности ограничивать себя во имя самого главного - освобождения души своей от греха.

Но в нынешних условиях не каждый человек может поститься строго по церковному уставу. Конечно, идеальным является именно такой пост, и совершенно не случайно Церковь прописывает столь строгие правила, потому что все это основано на многовековом опыте Церкви, восходящем к посту Самого Господа и Спасителя. Ведь Он сорок дней и ночей ничего не ел, готовя себя к общественному служению, к тому, чтобы выйти к людям и проповедовать им Царствие Божие и покаяние; и весь опыт Церкви исходит от того самого поста Сына Божиего и Сына Человеческого. Мы знаем, какими строгими были правила поста в святоотеческое время. Но никто никогда не умирал от этого строгого поста, никто не наносил ущерба своему здоровью, и потому Церковь многое из той древней традиции донесла до сегодняшнего дня и предлагает людям как замечательный опыт воспитания своей воли и очищения от греха своей души.

Но ведь есть обстоятельства, когда человеку сложно исполнять все церковные предписания. Как тогда вести себя? Нужно помнить, что пост - это самоограничение. Иногда мы оказываемся в таких обстоятельствах, когда строгое следование церковной дисциплине поста невозможно. Тогда нужно самим определить нечто, от чего непременно следует отказаться. Не можешь полностью соблюдать пост ввиду сложных жизненных обстоятельств - хотя бы мяса не вкушай. Или откажись от того, что тебе приятно, - курить перестань. Дай зарок: «не могу поститься, Господи, а хочу принести Тебе свою маленькую жертву. Хочу испытать себя, хочу закалить свою волю - не буду курить». Иногда спрашивают: а как с детьми быть? Должны ли дети поститься? Конечно, во многом это зависит от общего настроя семьи, от способности предложить детям правильную постную пищу. Но если этих условий нет, почему же детям не отказаться от того, что для них является привлекательным? Не можешь поститься - от сладкого откажись, от конфеток и шоколада.

У современного человека очень много пристрастий. Одним из них является стремление к постоянному веселью, к забавам, чему способствует огромное количество развлекательных программ по телевидению. Пост - это еще и воздержание от всяких развлечений, от того, что отвлекает сознание от самого главного. Вот почему благочестивые люди стараются не смотреть постом никаких развлекательных программ и кинофильмов; а если и смотрят телевизор, то лишь по надобности, поскольку именно телевидение является сегодня средством донесения до людей новостей о жизни страны и всего мира. Каждый человек должен сам определить, что для него является опасным в жизни, что разрушает его внутренний мир, что отвлекает его сознание, и взять под контроль эту сторону жизни, стремясь в дни святого Великого поста, отказываясь от того, что привычно и приятно, возложить на себя подвиг воздержания. Пост - это лекарство, которое действительно способно нас излечить. Пост - это великая сила самоограничения, которая помогает человеку расти духовно.

Вступая на поприще Великого поста, постараемся не потратить впустую это время - единственное время в году, когда, взяв под контроль свою жизнь, свои мысли, свои чувства, свои плотские устремления и желания, мы можем сделать реальный шаг на пути преодоления греха, а значит реальный шаг навстречу Богу и Его Небесному Царству. Аминь.»

Проповеди Молитвы Видеогалерея Фотогалерея

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга«Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова» .

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

П ро-ти-во-дей-ство-вать и бо-роть-ся с людь-ми, при-чи-ня-ю-щи-ми зло, не на-до, не толь-ко де-лом или сло-вом, но да-же в по-мыс-лах сво-их. Ина-че бе-сы бу-дут по-беж-дать. За та-ких лю-дей на-до мо-лить-ся. Тог-да Гос-подь по-мо-жет и бе-сы отс-ту-пят. Мо-нах дол-жен к смер-ти го-то-вить-ся, по-э-то-му на-до всег-да ду-мать о том, что-бы встре-тить смерть в ми-ре со все-ми.

все поучения →

Расписание Богослужений

март ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 16
23
30

Сегодня, 15 марта2 марта ст. ст.

Казанский и Введенский храмы

Полунощница, утреня, 1, 3, 6, 9 часы, изобразительны, вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров

Владимирский храм