Православный псалтирь с переводом на русский. Псалтирь, псалтырь. Надписания в псалмах

Православный псалтирь с переводом на русский. Псалтирь, псалтырь. Надписания в псалмах
Православный псалтирь с переводом на русский. Псалтирь, псалтырь. Надписания в псалмах

Причины желтого налета на языке и горечи во рту

Рассмотрим их более подробно.

Нарушения в работе пищеварительного тракта

Желтый язык у пациента чаще всего означает наличие заболеваний желудочно-кишечного тракта. Причем это могут быть как серьезные нарушения в его работе, так и небольшие неполадки.

Если у пациента язык обложен желтым налетом, но сам он не плотный, а полупрозрачный, и его легко можно удалить с поверхности языка, то это, скорее всего, симптом накопления в организме токсинов и шлаков. В этом случае пациенты часто жалуются, что у них с утра желтый язык, но после проведения гигиенических процедур налет удается снять. Правда, следующим утром он появляется снова, и так повторяется без конца. Дело в том, что за ночь наш организм переваривает полученную за день пищу. В результате выделяются токсины и образуются шлаки, которые под утро начинают выводиться из организма. Именно так образуется утренний налет. Чем больше токсинов и шлаков скопилось в организме пациента, тем интенсивнее пожелтение языка.

Если язык покрыт желтым налетом, который легко удаляется и не появляется снова в течение трех часов, то необходимо подкорректировать свое питание, и все придет в норму само собой.

Если же у вас плотный темно-желтый или желто-серый налет с неприятным запахом, то проблемы более серьезные. Ведь чем темнее его цвет на поверхности языка и чем выше его плотность, тем серьезнее заболевание. Желтый язык и тошнота должны насторожить любого, это серьезный повод обратиться к гастроэнтерологу. Желтый налет и запах изо рта являются признаками заболеваний желудка. В более сложных и запущенных случаях пациенты жалуются на желто-коричневый язык, а также на такие дополнительные симптомы, как тошнота, горьковатый привкус во рту.

Развивающаяся болезнь печени или поджелудочной железы

Еще одной серьезной причиной пожелтения языка является наличие болезни печени или поджелудочной железы. В этом случае пациенты жалуются на желто-зеленый или желтый язык и горечь во рту. Железистый привкус и чувство горечи практически безошибочно указывают на наличие проблем с желчью. На ранней стадии можно ограничиться корректировкой системы питания. Следует ввести в свой дневной рацион те продукты, которые богаты клетчаткой. Благодаря этим мерам вам удастся хорошо прочистить свой кишечник, удалив из него шлаки и токсины.

Прием лекарственных препаратов

Если язык обложен желтым налетом, это может быть следствием приема некоторых лекарственных препаратов. Часто можно наблюдать желтый язык после приема антибиотиков. Ведь в результате приема лекарств увеличивается нагрузка на печень, что приводит к выбросу в организм токсинов. Причем желтый налет на языке антибиотики непосредственно не провоцируют, они могут либо окрашивать естественный бело-серый в желтый цвет, либо вызывать неполадки в работе органов пищеварительного тракта, что, в свою очередь, вызывает образование налета желто-коричневого цвета.

Многие пациенты жалуются на пожелтение языка после приема витаминов. Это считается нормой, так как входящие в состав витаминов красящие вещества способны на время окрашивать налет в желтый цвет. Обычно этот симптом исчезает сам по себе после прекращения приема препарата.

Наличие респираторно-вирусных заболеваний

Наличие респираторно-вирусных заболеваний также способствует образованию желтого налета. К примеру, желтый язык при ангине встречается довольно часто. В этом случае у пациентов помимо налета диагностируется еще и температура. Также пациенты жалуются, что у них болит горло. Поэтому температура и пожелтение языка дают повод врачу заподозрить наличие ангины.

Желтый налет на языке при простуде и фарингите встречается также очень часто. Простуда ослабляет защитные функции организма и открывает ворота респираторно-вирусным заболеваниям. В результате активного размножения болезнетворных бактерий и вирусов в полости рта образуется плотный налет, который оседает на зубах, языке и деснах.

Что означает

Причины желтого налета почти всегда связаны с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и пищеварительной системы, к которым относятся в первую очередь печень и поджелудочная железа. При этом светлый желтоватый оттенок налета, который легко удаляется утром при помощи зубной щетки считается вариантом нормы.

Интенсивный желтый налет на языке у взрослого встречается при заболеваниях печени и желчевыводящих путей. Следует обратить внимание на то, насколько долго держится налет. Если спустя пять и более суток его плотность не снижается, можно предположить наличие серьезных заболеваний печени.

Интенсивный желто-зеленый налет характерен для проблем с оттоком желчи. В этом случае следует обратиться к врачу, чтоб предотвратить развитие более серьезных заболеваний.

Еще одной причиной образования желтого налета ожет быть потребление большого количества чая или кофе, а также интенсивного курения. В этом случае налет исчезает сам по себе спустя несколько часов после курения или потребления чая или кофе.

Лечение

Основной вопрос, который задают пациенты с желтым налетом — как убрать его раз и навсегда. Прежде всего, следует тщательно очистить поверхность языка при помощи зубной щетки и пасты. В большинстве случаев налет легко удаляется и не спешит появляться снова. Но если спустя пару часов после гигиенической процедуры он опять образовался, следует задуматься о причинах, которые вызывают его появление. Лечение должно быть направлено не на устранение налета, а на ликвидацию причины, которая вызвала его появление. В противном случае он будет появляться снова и снова, а состояние пациента ухудшаться.

  • дважды в сутки, утром и вечером, тщательно очищайте поверхность языка от скопившегося налета при помощи мягкой зубной щетки;
  • подкорректируйте свой рацион питания, исключите из него жирные, жареные, копченые и острые продукты и введите каши и кисло-молочную продукцию — кефир, ряженку, простоквашу, творог;
  • при застое желчи можно принимать препарат «Аллохол», который обладает желчегонным эффектом.

Внимательно наблюдайте за состоянием своего языка. Если спустя несколько дней плотность налета начала снижаться, а его цвет из ярко-желтого или желто-зеленого начал превращаться в желтовато-сероватый, значит, ваши действия принесли результат. Такую диету следует соблюдать как минимум 3-4 недели.

Если же ваши действия не принесли никакого результата, налет так и продолжает оставаться плотным, ярким или же его оттенок становится еще темнее, следует обратиться к врачу для установления истинной причины его образования.

Помните: если у вас желтый язык, лечение принесет эффект только в том случае, если будет направлено на устранение основного заболевания. Не лечите симптомы, самолечение еще никого не сделало здоровым.

У здорового человека язык практически всегда чистый, розовый, ровный и мягкий, а его поверхность слегка бугристая. Иногда он может быть покрыт неплотным, слегка белым налетом.

Изменение его цвета и рельефа всегда указывает на какие-то заболевания внутренних органов, и врачи, при осмотре больного, всегда уделяют внимание состоянию его языка. В нашей статье мы расскажем вам о причинах появления желтого налета на языке. Такой симптом всегда должен настораживать и становиться причиной обращения к врачу: ранее начало лечения сможет предупредить усугубление и осложнение болезни.

Причины

Причина любого налета на языке - размножение каких-либо микроорганизмов.

Любой налет на языке появляется из-за активного размножения микроорганизмов, которые населяют полость рта. При начале какого-то заболевания или после негативного воздействия на организм каких-то внешних факторов на месте гибнущей нормальной микрофлоры полости рта появляется патогенная, которая размножается и образовывает налет.

Желтый налет на языке может вызваться внутренними и внешними причинами.

Внутренние причины обусловлены заболеванием одного или нескольких органов пищеварительного тракта:

  • функциональная диспепсия;
  • токсические, лекарственные или инфекционные поражения печени;
  • нарушения в работе желчевыводящих путей (дискинезии);
  • закупорка желчевыводящих путей ;
  • воспаления слизистых оболочек желудка и кишечника (гастриты, язвенная болезнь, дуодениты, гастродуодениты и пр.).

Внешние факторы также могут способствовать образованию желтого налета:

  • стоматологические проблемы ( , заболевания десен, неправильная гигиена полости рта);
  • чрезмерное употребление чая и кофе;
  • курение.

Окрашивание языка в желтый цвет вследствие курения или злоупотребления чаем или кофе уже через несколько часов исчезает. Налет, который удалятся только на непродолжительное время при помощи зубной пасты и щетки, свидетельствует о заболеваниях внутренних органов или зубов и десен.

Отдельное внимание врачи восточной медицины уделяют месту расположения желтого налета на поверхности языка:

  • у корня – при ;
  • посредине – при или (налет может быть с трещинами);
  • с отпечатками от зубов – при энтероколите;
  • по всей поверхности – при и .

Поставить правильный диагноз только по налету на языке невозможно. Если желтизна не исчезает с языка на протяжении нескольких дней, обязательно обратитесь к стоматологу и гастроэнтерологу. После проведения ряда диагностических процедур врач сможет поставить правильный диагноз и назначит лечение.

Как можно избавиться от желтого налета на языке?

Если желтый налет был вызван чрезмерным потреблением чая и кофе или курением, то вам будет достаточно сократить потребление этих напитков и попытаться отказаться от курения (или существенно сократить количество выкуриваемых сигарет). Язык в таких случаях будет достаточно очистить при помощи зубной пасты и зубной щетки со специальным очистителем для языка.

Для полосканий полости рта можно воспользоваться народными средствами:

  • настой мяты, шалфея и ромашки: взять по 1 чайной ложке этих трав, залить их 200 мл кипятка, укутать емкость теплым полотенцем и настоять около получаса, процедить и 2-3 раза в день использовать для полосканий;
  • настой коры дуба – 1 столовую ложку сырья залить 200 мл кипятка и подогревать на водяной бане полчаса, процедить и 2-3 раза в день применять для полосканий.

Если такие меры не помогают удалить желтый налет, то вам следует посетить стоматолога и убедиться в здоровье десен и зубов.

До визита к гастроэнтерологу можно попытаться самостоятельно наладить функционирование пищеварительного тракта:

  • отказаться от курения и других вредных привычек;
  • регулярно и правильно питаться;
  • исключить из рациона копченые, острые, соленые, жирные и жареные блюда;
  • чай и кофе заменить натуральными соками и кисломолочными напитками;
  • внимательно следить за стулом;
  • чаще гулять на свежем воздухе;
  • исключить стрессы.

Для нормализации работы пищеварительного тракта можно воспользоваться такими народными рецептами:

  1. Настой семян льна – 1 столовую ложку сырья залить 250 мл кипятка, укутать емкость теплым полотенцем и оставить настаиваться на ночь. Отвар процедить и принимать по 1 стакану до завтрака.
  2. Отвар листьев подорожника – 2 столовые ложки сухой травы залить 0,4 л кипятка, довести до кипения и продолжать варить на небольшом огне 10 минут. Дать отвару настояться в течение часа, укутав емкость теплым полотенцем, и процедить. Отвар принимать 4 раза в день по 70 мл за полчаса до приема пищи.
  3. Отвар листьев тысячелистника – 1 чайную ложку сухой травы залить 250 мл кипятка и проварить под крышкой, на небольшом огне около 5-10 минут. Отвар процедить и принимать 3 раза в день по 100 мл за полчаса до приема пищи.

Для приготовления настоев и отваров можно воспользоваться и другими травами: душицы, зверобоя, кукурузных рыльцев, липы и пр. Перед использованием таких народных рецептов обязательно ознакомьтесь с противопоказаниями к употреблению той или иной лекарственной травы.

Если все описанные способы избавления от желтого налета на языке не помогают, то вам следует обратиться к гастроэнтерологу, который назначит вам ряд исследований.

Для диагностики заболеваний ЖКТ вам могут назначить:

  • УЗИ органов брюшной полости;
  • анализы крови;
  • ФГДС (при необходимости);
  • дуоденальное зондирование и др.

После анализа полученных результатов исследований врач сможет назначить вам курс лечения основного заболевания и даст более детальные рекомендации о диете, которую будет необходимо соблюдать на протяжении определенного времени.

Помните! Желтый налет на языке – сигнал вашего организма о нарушении в работе внутренних органов. Только в некоторых случаях его вызывают внешние и легкоустранимые факторы. Наша статья поможет вам узнать о возможных причинах появления желтого налета, и вы будете готовы вовремя принять соответствующие меры. Обязательно позаботьтесь о выявлении причины и своевременном ее устранении!

К какому врачу обратиться


Важно не только механически очистить язык от налета, но и выяснить причину его появления!

Если желтый налет вызван видимой патологией зубов или десен - обратитесь к стоматологу. Если же полость рта в порядке - необходимо пройти обследование у терапевта или гастроэнтеролога. В некоторых случаях потребуется консультация гепатолога, онколога. Дополнительную помощь может оказать диетолог, назначив правильное питание при болезнях печени и желудочно-кишечного тракта.

Псалом Давида. Не надписан у евреев, 1

1 Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не вступил, и не сидел в сборище губителей;

2 Но в законе Господнем воля его, и закону Его будет поучаться он день и ночь.

3 И будет он словно древо, насажденное у источников вод, что принесет плод свой во время свое; и листва его не опадет, и во всем, что творит, преуспеет.

4 Не так будет с нечестивыми, не так! Но они, как прах, взметаемый ветром с лица земли.

5 Посему не воскреснут нечестивые на суд, и грешники - в совет праведных.

6 Ибо ведом Господу путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Псалом Давида, 2

1 Что возмутились народы и племена мыслили суетное?

2 Восстали цари земные, и князья собрались вместе на Господа и на Помазанника Его. Говорят они:

3 «Расторгнем узы, наложенные Ими, и свергнем иго Их!»

4 Но Живущий на Небесах посмеется над ними, Господь посрамит их;

5 Тогда изречет Он им в гневе волю Свою и яростью Своею ввергнет их в смятенье.

6 А я поставлен Им царем над Сионом, горою святою Его,

7 Возвещать повеление Господне. Господь сказал мне: «Ты сын Мой, ты ныне рожден Мною.

8 Проси у Меня, и дам народы в наследие тебе и во владение тебе - пределы земли.

9 Пасти их будешь жезлом железным, как сосуды горшечника, сокрушишь их!»

10 И ныне, цари, разумейте, поучайтесь, судьи земли!

11 Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом!

12 Примите наставление, да не прогневается Господь и не погибнете вы, сойдя с пути праведного, ибо возгорится вскоре ярость Его! Блаженны все, надеющиеся на Него!

Псалом Давида, когда бежал он от Авессалома, сына своего, 3

2 Господи, что так умножились гонители мои? Многие восстают на меня;

3 Многие говорят душе моей: «Нет спасения ему в Боге его!»

4 Но Ты, Господи, Заступник мой, слава моя, и возносишь Ты главу мою.

5 Воззвал я ко Господу моему, и услышал Он меня с горы святой Своей.

6 Я уснул и спал, но встал я, ибо Господь Защитник мой.

7 Не убоюсь тысяч людей, отовсюду нападающих на меня.

8 Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой! Ибо Ты сразил всех, враждующих со мной неправедно, зубы грешников сокрушил.

9 Ты, Господи, даруешь спасение, и на народе Твоем благословение Твое.

В конец, песнь, псалом Давида, 4

2 Когда призывал я, услышал меня Бог, знающий правоту мою, в тесноте скорби дал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою!

3 Сыны человеческие, доколе будете вы жестокосерды? Что любите суету и что ищите лжи?

4 Познайте же: дивным соделал Господь праведника Своего. Господь услышит меня, когда воззову к Нему.

5 Гневаясь, не согрешайте; о том, что говорили вы днем в сердце вашем, на ложе вашем сожалейте!

6 Принесите жертву делами правды и уповайте на Господа! Многие говорят:

7 «Кто явит нам благо?» Запечатлелось на нас сияние лица Твоего, Господи.

8 Ты даровал веселие сердцу моему; они же от плода пшеницы, от вина и елея своего обогатились.

9 В мире усну и успокоюсь, ибо Ты, Господи, вселил в меня единого упование.

О наследствующей, псалом Давида, 5

2 Слова мои услышь, Господи, прими зов мой!

3 Внемли молению моему, Царь мой и Бог мой; Тебе помолюсь я, Господи!

5 Ибо Тебе, Боже, не угодно беззаконие: не водворится у Тебя муж лукавый,

6 И не устоят беззаконники пред очами Твоими; возненавидел Ты всех, делающих беззакония,

7 Погубишь Ты всех, говорящих ложь; мужа лукавого, проливающего кровь, гнушается Господь.

8 А я, по великой милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в страхе пред Тобою.

9 Господи, наставь меня правдою Твоею, пред лицом врагов моих направь к Тебе путь жизни моей!

10 Ибо в их устах нет истины, сердце их суетно, гроб отверстый гортань их, языком своим лукавствуют. Суди их, Боже!

11 Да отпадут от замыслов своих! За их великое нечестие низринь их, ибо прогневали они Тебя, Господи!

12 И да возвеселятся все, кто уповает на Тебя! Возрадуются они вовеки, и Ты вселишься в них; и похвалятся Тобою любящие имя Твое.

13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, точно оружием, Ты оградил нас.

В конец, песнь о восьмом дне, псалом Давида, 6

2 Господи, да не обличишь меня в ярости Твоей и не накажешь меня в гневе Твоем!

3 Помилуй меня, Господи, ибо немощен я; исцели меня, Господи, ибо содрогнулись кости мои,

4 И душа моя в сильном смятенье... О, Господи, доколе?...

5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня по милости Твоей!

6 Ибо никто из умерших не поминает Тебя, и во аде кто исповедает величие Твое?

7 Изнемог я от воздыханий моих, омываю плачем всякую ночь ложе мое, слезами моими постель мою орошаю.

8 Помутились от горести очи мои, ослабел я среди врагов моих.

9 Отступите от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь плач мой!

10 Услышал Господь моление мое, Господь принял молитву мою.

11 Да постыдятся и придут в смятенье враги мои, да обратятся вспять и посрамятся вскоре!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

Псалом Давида, воспетый им Господу после слов Хусия, сына Иемении, 7

2 Господи Боже мой, на Тебя уповаю, спаси меня от гонителей моих, избавь меня!

3 Да не похитит враг, словно лев, душу мою, когда не будет избавителя и заступника!

4 Господи Боже мой, если сотворил я дурное, если осквернил неправдой руки мои,

5 Если отомстил я творящему мне зло, да повержен буду врагами моими!

6 Да преследует враг душу мою, и да настигнет меня, и втопчет в землю жизнь мою, и славу мою в прах низведет!

7 Восстань, Господи, в гневе Твоем, поднимись над пределами врагов твоих; вознесись, Господи Боже мой, да свершится заповеданное Тобою!

8 И сонм людей обступит Тебя, и возвеличься над ними!

9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по незлобию моему!

10 Да иссякнет злоба грешников! Наставь праведника, Боже, Ты, испытующий праведно сердца и души!

11 Поможет мне Бог, спасающий всех, хранящих правду в сердце своем!

12 Бог Судия праведный, и могучий, и долготерпеливый, не всяк день являет Он гнев Свой.

13 Если не обратитесь к Нему, оружие Свое изострит; лук Свой напряг Он и держит его наготове.

14 И вложил Он в тетиву орудия смерти, стрелы Свои огненосными сделал.

15 Вот грешник заболел неправдою, зачал злобу и породил беззаконие.

16 Ископал ров и углубил его, но сам упадет в яму, вырытую им.

17 Обратится злоба его на голову его, и на темя его неправда его падет.

18 Прославлю Господа за правый суд Его и воспою имя Господа Всевышнего!

В конец, о точилах, псалом Давида, 8

2 Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле! Ибо вознеслось величие Твое превыше небес!

3 Устами младенцев и грудных детей совершается хвала Тебе пред лицом врагов Твоих, дабы сокрушить врага и мстителя.

4 Вот смотрю на небеса, деяния рук Твоих, на луну и звезды, сотворенные Тобою!

5 Кто есть человек, что помнишь Ты его? Или сын человеческий, что посещаешь Ты его?

6 Умалил Ты его лишь немногим пред ангелами, славою и честью увенчал его;

7 И поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его:

8 Овец, и волов, и всякий скот полевой,

9 Птиц небесных и рыб морских, проходящих стезями морскими.

10 Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.

В конец, слуги Господня Давида, который воспел Господу слова этой песни в день, когда избавил его Господь от руки врагов его и от руки Саула, и сказал, 17. В конец, псалом Давида, 18. В конец, псалом Давида, 19. Псалом Давида, 20. В конец, о заступлении утреннем, псалом Давида, 21. Псалом Давида, 22. Псалом Давида, в первый день недели, 23. Кафизма четвертая. Псалом Давида, 24. Псалом Давида, 25. Псалом Давида, до помазания, 26. Псалом Давида, 27. Псалом Давида, на перенесение скинии, 28. Псалом, песнь на обновление дома Давидова, 29. В конец, псалом Давида, в исступлении, 30 Псалом Давида, в наставление, 31. Кафизма пятая. Псалом Давида, не надписан у евреев, 32. Псалом Давида, воспетый им, когда притворился он безумным перед Авимелехом; и тот отпустил его, и он ушел, 33. Псалом Давида, 34. В конец, слуги Господня Давида, 35. Псалом Давида, 36. Кафизма шестая. Псалом Давида, в воспоминание о субботе, 37. В конец, Идифуму. Песнь Давида, 38. В конец, псалом Давида, 39. В конец, псалом Давида, 40. В конец, в поучение, сынам Кореевым, псалом Давида, не надписан у евреев, 41. Псалом Давида, не надписан у евреев, 42. В конец, сынов Кореевых, в поучение, псалом, 43. В конец, об имеющих измениться, сынов Кореевых, в поучение, песнь о Возлюбленном, 44. В конец, сынов Кореевых, о тайнах, псалом, 45. Кафизма седьмая. В конец, сынов Кореевых, псалом, 46. Псалом, песнь сынов Кореевых, на второй день недели, 47. В конец, сынов Кореевых, псалом, 48. Псалом Асафа, 49. В конец, псалом Давида, воспетый им после прихода к нему пророка Нафана; 2 После того, как Давид вошел к Вирсавии, жене Урии, 50. В конец, в поучение, Давида; В конец, на маелефе, в поучение, Давида, 52. В конец, песнь Давида, в научение; В конец, песнь, в поучение, Асафа, 54. Кафизма восьмая. В конец, о людях, удаленных от святынь, Давида, для написания на столпе, когда удерживали его иноплеменники в Гефе, 55. В конец, да не погубишь, Давида, для написания на столпе, когда убегал он от Саула в пещеру, 56. В конец, да не погубишь, Давида, для написания на столпе, 57. В конец, да не погубишь, Давида, для написания на столпе, когда послал Саул воинов подстерегать у дома его, дабы умертвить его, 58. В конец, об имеющих измениться, для написания на столпе, Давида, в поучение; В конец, песнь, Давида, 60. В конец, через Идифума, псалом Давида, 61. Псалом Давида, когда был он в пустыне Иудейской, 62. В конец, псалом Давида, 63. Кафизма девятая. В конец, псалом, песнь Давида, песнь Иеремии и Иезекииля, людей переселенных, когда готовились они к исходу из плена, 64. В конец, песнь, псалом воскресения, 65. В конец, псалом, песнь Давида, 66. В конец, псалом, песнь Давида, 67. В конец, об имеющих измениться, псалом Давида, 68. В конец, Давида, в воспоминание о том, что спас его Господь, 69. Кафизма десятая. Псалом Давида, сынов Ионадава и первых пленников, не надписан у евреев, 70. О Соломоне, псалом Давида, 71. Окончились песни Давида, сына Иессева. Псалом Асафа, 72. В поучение, Асафа, 73. В конец, да не погубишь, псалом, песнь Асафа, 74 В конец, псалом Асафа, песнь об ассирийце, 75. В конец, через Идифума, псалом Асафа, 76. Кафизма одиннадцатая. В наставление, Асафа, 77. Псалом Асафа, 78. В конец, об имеющих измениться, откровение Асафа, 79. В конец, о точилах, псалом Асафа, 80. Псалом Асафа, 81. Песнь, псалом Асафа, 82. В конец, о точилах, сынов Кореевых, псалом, 83. В конец, сынов Кореевых, псалом, 84. Кафизма двенадцатая. Молитва Давида, 85. Сынов Кореевых, псалом, песнь, 86. Песнь, псалом, сынов Кореевых, о конце, на маелефе, для ответа, в поучение, Емана Израильтянина, 87. В поучение, Ефама Израильтянина, псалом, 88. Молитва Моисея, человека Божия, 89. Хвалебная песнь, не надписан у евреев, 90. Кафизма тринадцатая. Псалом, песнь, в день субботний, 91. В день перед субботой, когда населилась земля, хвалебная песнь Давида, 92. Псалом Давида, в четвертый день недели, 93. Хвалебная песнь Давида, не надписан у евреев, 94. Хвалебная песнь Давида, когда созидался дом после плена, не надписан у евреев, 95. Псалом Давида, когда земля его устраивалась, не надписан у евреев, 96. Псалом Давида, 97. Псалом Давида, 98. Псалом Давида, хвалебный, 99. Псалом Давида, 100. Кафизма четырнадцатая. Молитва убогого, когда унывает он и пред Господом изливает моление свое, 101. Псалом Давида, 102. Псалом Давида, о бытии мира, 103. Аллилуиа, 104. Кафизма пятнадцатая. Аллилуия, 105. Аллилуия, 106. Песнь, псалом Давида, 107. В конец, псалом Давида, 108. Кафизма шестнадцатая. Псалом Давида, 109. Аллилуия, 110. Аллилуия, Аггеево и Захариино, 111. Аллилуия, 112. Аллилуия, 113. Аллилуия, 114. Аллилуия, 115. Аллилуия, 116. Аллилуия, 117. Кафизма семнадцатая. Кафизма восемнадцатая. Песнь восхождения, 119. Песнь восхождения, 120. Песнь восхождения, 121. Песнь восхождения, 122. Песнь восхождения, 123. Песнь восхождения, 124. Песнь восхождения, 125. Песнь восхождения, 126. Песнь восхождения, 127. Песнь восхождения, 128. Песнь восхождения, 129. Песнь восхождения, 130. Песнь восхождения, 131. Песнь восхождения, 132. Песнь восхождения, 133. Кафизма девятнадцатая. Аллилуия, 135. Давида, через Иеремию, 136. Псалом Давида, Аггея и Захарии, 137. В конец, Давида, псалом Захарии, в рассеянии, 138. В конец, псалом Давида, 139. Псалом Давида, 140. В научение, Давида, когда молился он в пещере, 141. Псалом Давида, когда преследовал его Авессалом, сын его, 142. Кафизма двадцатая. Псалом Давида, о Голиафе, 143. Хвалебная песнь Давида, 144. Аллилуия, Аггея и Захарии, 145. Аллилуия, 146. Аллилуия, Аггея и Захарии, 147. Аллилуия, Аггея и Захарии, 148. Аллилуия, 149. Аллилуия, 150. Этот псалом написан особо, Давидом, вне числа 150 псалмов, о единоборстве с Голиафом. Комментарии Список литературы, использованной при составлении комментариев Список принятых сокращений книг Ветхого и Нового Завета
К читателю

Псалтирь святого пророка и царя Давида – одна из священных книг Ветхого Завета, в греческой и славянской традиции состоящая из ста пятидесяти одного псалма. Само греческое слово («псалтирь») означает музыкальный инструмент с 10–12 струнами, а слово «псалом» (букв.: «бряцание») – песнь, которая исполнялась в сопровождении игры на псалтири.

Основу книги Псалтирь составляют псалмы, созданные царем Давидом в XI-X веках до Рождества Христова. В них слышны отголоски многих событий его жизни. Остальные псалмы были написаны позже, в разное время, преемниками царя Давида, «начальниками хоров», обладавшими поэтическим и пророческим даром. Пророк и царь Давид, великий богодухновенный поэт, в книгах Священного Писания называется «верным мужем» (), «от всего сердца» воспевавшим Создателя своего (). Его псалмы как бы задают тон всем последующим, поэтому и всю Псалтирь принято называть Давидовой.

Псалтирь была основой ветхозаветного богослужения: она читалась и пелась в скинии, а затем в Иерусалимском храме. В V веке до Рождества Христова священник Ездра при составлении ветхозаветного канона объединил псалмы в одну книгу, сохранив их богослужебное деление. По преемственности с Ветхим Заветом Псалтирь с первых же веков стала важнейшей богослужебной книгой Христианской Церкви.

В Православной Церкви Псалтирь звучит на каждом утреннем и вечернем богослужении; за неделю она прочитывается полностью, и дважды за неделю – в течении Великого поста. Псалтирь – первоисточник большей части утренних и вечерних молитв, стихи псалмов легли в основу всех последований общественного и частного богослужения. Уже с первых веков христианства существует и практика келейного чтения Псалтири.

Псалтирь издревле привлекала к себе совершенно особое, исключительное внимание учителей Церкви. В этой книге видели сжатое повторение всего того, что содержится в Библии, – историческое повествование, назидание, пророчество. Одним из главных достоинств псалмов почитали полное отсутствие дистанции между читателем и текстом: слова псалмов каждый молящийся произносит как свои собственные, в псалмах отражаются движения души каждого человека, в них можно найти духовные советы на все случаи жизни: «Все, что есть полезного во всех книгах Священного Писания , – говорит святитель , – заключает в себе книга псалмов. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Словом, Псалтирь есть общая духовная сокровищница благих наставлений, и каждый найдет в ней с избытком то, что для него полезно. Она врачует и застарелые раны душевные, и недавно уязвленному подает скорое исцеление; она подкрепляет немощное, охраняет здравое и истребляет страсти, какие в жизни человеческой господствуют над душами. Псалом доставляет спокойствие душе, производит мир, укрощает бурные и мятежные помыслы. Он смягчает душу гневливую и уцеломудривает любострастную. Псалом заключает дружбу, соединяет рассеянных, примиряет враждующих. Чему не научит тебя Псалтирь? Отсюда познаешь ты величие мужества, строгость правосудия, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое ни наименуешь. Здесь есть совершенное богословие, есть пророчество о пришествии Христовом во плоти, есть угрожение Судом Божиим. Здесь внушается надежда Воскресения и страх мучений. Здесь обещается слава, открываются тайны. Все есть в книге псалмов, как в великой и всеобщей сокровищнице» (Свт. Василий Великий . Беседа на первый псалом).

«Книга псалмов достойна особенного внимания и занятия сравнительно с другими книгами Писания, – пишет святитель Афанасий Александрийский . – Всякий может найти в ней, как бы в раю, все то, что для него нужно и полезно. Книга эта ясно и подробно изображает всю жизнь человеческую, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего у человека, чего бы она не содержала в себе. Хочешь ли ты каяться, исповедываться, угнетает ли тебя скорбь и искушение, гонят ли тебя или строят против тебя ковы; уныние ли овладело тобою, или беспокойство, или что-нибудь подобное терпишь; стремишься ли ты к преуспеянию в добродетели и видишь, что враг препятствует тебе; желаешь ли хвалить, благодарить и славословить Господа? – В Божественных псалмах найдешь наставление касательно всего этого» (Свт. Афанасий Александрийский . Послание к Марцеллину об истолковании псалмов).

«...В Псалтири найдешь ты бесчисленные блага, – говорит святитель Иоанн Златоуст . – Ты впал в искушение? – Найдешь в ней самое лучшее утешение. Впал в грехи? – Найдешь бесчисленные врачевства. Впал в бедность или несчастие? – Увидишь там много пристаней. Если ты праведник, приобретешь оттуда самое надежное подкрепление, если грешник – самое действительное утешение. Если тебя надмевают добрые дела твои, – там научишься смирению. Если грехи твои повергают тебя в отчаяние, – там найдешь для себя великое ободрение. Если ты имеешь на главе царский венец или отличаешься высокою мудростию, псалмы научат тебя быть скромным. Если ты богат и славен, Псалмопевец убедит тебя, что на земле нет ничего великого. Если ты поражен скорбию, услышишь утешение. Видишь ли ты, что некоторые здесь недостойно наслаждаются счастием, – научишься не завидовать им. Видишь ли ты, что праведные терпят бедствия наравне с грешными, – получишь объяснение этого. Каждое слово там заключает в себе беспредельное море мыслей» (Свт. Иоанн Златоуст . Толкование на Послание к Римлянам. Беседа 28).

Но не только в умении дойти до глубин каждого сердца ценность Давидовых песен. Они несут в себе и нечто еще большее, они прозревают тайну Божественного замысла о человеке, тайну страданий Христа. Целые псалмы рассматривались святыми отцами Церкви как мессианские, как пророчества о грядущем Мессии. В псалмах явлен нам полный состав учения о Господе нашем Иисусе Христе и Святой Церкви.

* * *

По свидетельству преподобного Нестора Летописца, на славянский язык Псалтирь, как необходимая для богослужения книга, была переведена в IX веке святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием с греческого церковного текста Семидесяти толковников – перевода Библии, осуществленного с древнееврейского списка в конце III века до Рождества Христова. Благодаря святым братьям Священное Писание стало доступно и славянским народам, новообращенные христиане стали совершать богослужение на родном языке.

Псалтирь, молитвословия которой входят в каждое богослужебное последование, сразу стала любимейшим чтением русского народа, главной учебной книгой в древней Руси. Человек, изучивший Псалтирь, считался «книжным» – грамотным, способным читать другие книги и понимать Божественную службу, которая была духовной основой всего строя жизни.

Научившись читать по Псалтири, русский человек уже не расставался с ней. В каждой семье была эта священная книга, которая передавалась от отца к детям. Псалтирь сопровождала человека на протяжении всей его жизни: ее читали не только дома, но брали с собой и в путешествия, для молитвы и назидания; псалмы читали над тяжко страдавшими больными; доныне сохраняется ведущий свое начало от первых времен христианства обычай читать Псалтирь по умершим. Уставами многих монастырей до сих пор предписывается чтение «неусыпаемой Псалтири».

В соединении с Часословом – сборником последований применительно к определенному времени богослужения – и избранными тропарями и кондаками Псалтирь приняла форму Следованной, назначенной для богослужения в храме. Псалтирь с присоединением святоотеческих толкований называется Толковой. Она предназначена для келейного чтения и дает пособие к правильному пониманию и уразумению исторически неясных и пророческих мест священного текста.

* * *

Церковнославянский язык – драгоценное наследие, воспринятое нами по традиции от наших предков вместе с благодатными дарами Святой Православной Церкви. Созданный святыми Кириллом и Мефодием именно для того, чтобы стать словесной плотью богомыслия и молитвы, этот мощный, образный, величавый язык является для нас священным, никогда не употребляемым в быту, для выражения житейских нужд. На нем совершается таинственное общение каждого православного христианина с Богом.

К сожалению, нынешнее поколение оказалось отторгнутым от вековых традиций русской культуры. Русский литературный язык, один из существенных факторов русского самосознания, пережил жестокую реформу, а питавший его на протяжении многих веков живительный церковнославянский был выведен за рамки школьного образования и преподавался только в малочисленных духовных учебных заведениях. В результате изменилась иерархия языковых ценностей, нарушена цельность мировосприятия, которая отличала православное сознание, в умах многих людей разорвана кровная связь русского литературного языка с церковнославянским, и мы с трудом внимаем языку священных книг.

Наши предки понимали обучение чтению как первый шаг к богопознанию. Веками многие поколения русского народа осваивали родной язык по церковнославянской грамоте. Душа ребенка, постигавшего азы родной речи по церковному букварю или Псалтири, с ранних лет навыкала богодухновенным глаголам, настраивалась на восприятие Божественного учения. В одном из древних изданий Часослова в наставлении любомудрому читателю сказано: «Чесому тонкое детство обучено бывает, того дряхлая старость неудобь оставляет: ибо учащением дела обычай восприятый и многим временем нрав утверждейся, естества имать силу. Тем же всеприлежно блюсти подобает православным своя чада, да не сквернословию, срамноглаголанию и суетному велеречию от младенства научаются, яже суть душегубительна... но яко в весне жизни своея, нивы сердец своих учением тяжут и семена слова Божия, от учения сеемая, радостно приемлют, еже бы класы душепитательныя в жатвы год собирати, и тех плодов обилием и зде зиму старости прежити честно, и в небесную преслаными житницу чрез нескончаемое вечности время, тех ради насыщенным быти... Молитва есть глаголание к Богу, чтение же Божия к вам беседа: егда ты чтеши, Бог к тебе беседует, а егда молишися, ты беседуеши с Богом, и есть твоя Ему жертва приятная, тебе же пособие сильное в трудех и во брани с демоном, ибо тому она жезл нестерпимый и меч зело острый, аще от чистаго горе возсылается сердца, небеса проницает и оттуду не возвращается тща, но низводит дары благодати, умудряющия ум и спасающия души».

Созданный по наитию Духа Святого церковнославянский язык, изначала имеющий вероучительное назначение, призванный выражать богословские истины, молитвенные движения души и тончайшие оттенки мысли, учит нас понимать духовный смысл вещей и событий; всем своим строем и духом язык нашей Церкви возвышает человека, помогая ему взойти от обыденности в сферу высшего, религиозного чувства.

История постижения русским церковно-религиозным сознанием глубины смысла Ветхого и Нового Завета неизменно сочетала в себе две тенденции: стремление полно и точно воспроизвести оригинал священных книг и стремление сделать их понятными для русского человека.

Переводческая работа над текстом Библии всегда была неотъемлемой частью развивающейся церковной жизни. Уже в конце XV века русское общество имело в своем распоряжении не только славянский перевод греческих рукописей, воспроизводивших текст Семидесяти толковников, но и перевод некоторых книг из латинской Вульгаты с входившими в нее неканоническими книгами (так называемый Геннадиев извод), а напечатанная в 1581 году в Остроге славянская Библия синтезировала в себе латинскую традицию Геннадиевой Библии с исправлениями, произведенными по греческому тексту. В XVIII веке славянская Библия была возвращена в свое исконное русло греческой традиции: указ Петра I 14 ноября 1712 года предписывал привести славянскую Библию в согласие с переводом Семидесяти толковников, и эта задача была практически выполнена в елизаветинскую эпоху.

Позже, когда в силу естественного развития русского языка церковнославянская Библия перестала быть общепонятной, одним из способов необходимого пояснения церковнославянского текста стало служить печатание его параллельно с русским переводом. В таком виде уже издано Евангелие, Великий канон преподобного Андрея Критского и некоторые молитвословы. Совершенно очевидно, что Псалтирь тоже нуждается в такого рода издании.

Полный перевод Библии на русский язык был предпринят еще в начале XIX века. Эта работа была начата русским Библейским обществом с книг Нового Завета (1818) и Псалтири (1822) и завершена в 1876 году, когда вышел в свет полный русский текст Библии в синодальном издании. При всем огромном и неоспоримом значении этого перевода, которым мы пользуемся до настоящего времени, он не смог в должной мере облегчить для читателя понимание библейских текстов, входящих в круг церковно-служебного обихода: во-первых, составители издания ориентировались преимущественно на древнееврейский текст, в некоторых местах не совпадающий с греческим, из которого исходили переводчики Библии на славянский язык; во-вторых, слог перевода не воссоздает торжественно-доверительного звучания славянского извода.

Наиболее остро неадекватность русского перевода богослужебному тексту ощущается в Псалтири. Попытки перевести на русский язык греческую Псалтирь предпринимались уже после выхода в свет синодального издания преосвященным Порфирием (Успенским) и профессором П. Юнгеровым. По своему стилю, более эмоциональному, чем синодальный текст, но недостаточно возвышенному, изобилующему просторечными выражениями, перевод преосвященного Порфирия (1893), выполненный с греческого источника, не мог служить аналогом церковнославянской Псалтири. П. Юнгеров, выпустивший в 1915 году новый русский перевод Псалтири, поставил своей целью приблизить перевод греческой Псалтири к славянской традиции. Перевод Юнгерова интересен и ценен прежде всего как труд текстолога: ученый выявил греческую церковную рукописную традицию, на которую опирается церковнославянская Псалтирь, и одновременно отметил некоторые малочисленные расхождения между ними. Перевод семантически точен и хорошо комментирован, но по стилю напоминает подстрочник для научного применения: язык его тяжелый, вялый, обескровленный и не соответствует возвышенно лирической интонации подлинника.

Между тем для вдумчивого келейного чтения, особенно человеку, делающему первые шаги в изучении церковнославянского языка, необходим русский литературный перевод, по своему строю и стилистическим средствам выражения близкий к славянской Псалтири, дающий первое руководство и помощь для чтения богодухновенной книги именно на церковнославянском языке.

В предлагаемом вниманию читателя издании представлена «традиционная» славянская Псалтирь. Церковнославянский текст Псалтири, включая молитвы по кафизмам и молитвы по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири, напечатан в полном соответствии с синодальными изданиями, с сохранением структуры и всех традиционных особенностей публикации богослужебных текстов церковнославянской печати. Псалмы печатаются с параллельными переводом, который выполнен непосредственно с церковнославянского языка. Перевод осуществлен Е. Н. Бируковой († 1987) и И. Н. Бируковым в 1975–1985 гг. Вдохновителем этой работы на ее начальной стадии был профессор Б. А. Васильев († 1976), который оказал переводчикам неоценимую помощь своими текстологическими консультациями.

Переводчики стремились не только помочь нашим современникам проникнуть в дух и смысл Псалтири, но и создать эквиритмичный перевод, который свободно читался бы со всеми интонациями, присущими славянскому тексту, его образами и эпитетами. Непонятные без толкования образы и обороты переводчики осторожно расшифровывали в духе древнего памятника, выделяя такие вставки курсивом. При работе принимались во внимание: перевод П. Юнгерова с его ценными подстрочными примечаниями; Синодальный перевод; перевод епископа Порфирия (Успенского); «Объяснение 118-го псалма» святителя Феофана, Затворника Вышенского; Толковая псалтирь Евфимия Зигабена; святоотеческие толкования святителей Афанасия Великого, Кирилла Иерусалимского , Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Феодорита Киррского и других учителей Церкви, раскрывающих в своих творениях как прямой, исторический смысл текста, так и его символическое и пророческое значение.

Подходя с большим благоговением к священному тексту, но опасаясь прозаизмов и буквализмов, переводчики в редких случаях были вынуждены отступать от синтаксического строя церковнославянской Псалтири и, сохраняя точность смысла, прибегали к небольшим перифразам и перестановке слов согласно логике современного русского языка.

Перевод сверен с греческим текстом Семидесяти толковников Т. А. Миллер, ею же составлены ориентированные на святоотеческое предание примечания, призванные показать исторический контекст и символический смысл отдельных стихов Псалтири, а также пояснить малопонятные для современного читателя образы.

В 1994 году данный перевод Псалтири был благословлен к публикации Высокопреосвященным Иоанном, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, возглавлявшим Богослужебную комиссию при Священном Синоде Русской Православной Церкви.

Псалтырь по праву занимает свою особую нишу, по крайней мере в православии. Ведь эта книга полностью представлена в богослужебном уставе. В данной статье раскрывается вопрос о домашнем чтении Псалтыри, а также ряд других немаловажных вопросов по данной теме.

Образец молитвы

Особое значение Псалтыри заключается в многообразии человеческих чувств, духовных стремлений, восхвалений Творца. Один из богословов как-то сказал, что нет в человеке такого чувства, которое не нашло бы отражения в псалмах. Чтение этой священной книги является благодатным занятием для христианина, поскольку даёт ему множество примеров истинной духовности. В текстах псалмов можно найти огромное число образцов покаянной молитвы.

Псалтырь в православном богослужении и традициях

Эта книга представляет собой сборник из нескольких сотен псалмов - своеобразных духовных гимнов, значительное количество которых написал ветхозаветный царь Давид.

Эти тексты использовались в церковных службах ещё до Рождества Христова. Правила чтения псалмов во время православного богослужения, а именно календарный план их пения, оговаривается в специальной книге, носящей название «Типикон».

Помимо церковного чтения, существует ещё давняя православная традиция читать Псалтырь вне церковных стен, в кругу семьи или близких знакомых. Такое чтение называется келейным. Как правильно читать Псалтырь дома? Этот вопрос не раз был рассмотрен разными православными богословами, также о чтении священной книги многократно упоминали святые в своих письменных трудах. Существует устойчивое мнение, что перед тем, как заняться таким чтением, нужно получить благословение духовника либо просто священника, который уже долгое время исповедует желающего начать чтение.

Псалтырь на русском языке

В богослужении используется только церковно-славянский вариант этого священного текста. Несмотря на это, есть переводы и на современный русский язык. На вопрос: «Можно ли читать Псалтырь на русском языке?» - священники обычно отвечают примерно так: «Во время церковной службы такое чтение неприемлемо, так как, согласно православной традиции, церковные службы должны проводиться только на церковно-славянском. Однако при келейном чтении употребление русскоязычного текста не возбраняется».

Нет определённого устава, который бы регламентировал, как правильно читать псалтырь дома. Тем не менее за многолетнюю историю существования этой традиции сложились определённые устойчивые правила, которые носят чисто рекомендательный характер. То есть их соблюдать желательно, но некоторые из них могут не исполняться в силу определённых жизненных обстоятельств.

Неписаные правила

Так, например, рекомендуется читать Псалтырь при зажжённой лампадке. Но как быть, если человек находится в путешествии и у него под рукой нет этого осветительного прибора? Тогда этим правилом можно смело пренебречь. Потому что единственное правило в этом богоугодном деле, которое необходимо исполнять всегда, или, по крайней мере, стараться его придерживаться - это вдумчивое, внимательное чтение, сходное с чтением молитв.

Ещё одно правило гласит, что необходимо стараться не допускать ошибок в ударении при чтении церковнославянских слов. Оно тоже может быть трактовано двояко. Конечно же, священнослужитель, будучи профессионалом, должен читать Псалтырь с минимальными искажениями норм произношения. Но для простого человека здесь главное, опять же, не в том, как читаешь, а читаешь ли вообще. Это означает, что живая искренняя молитва - вот главная цель чтения.

В богослужебных изданиях Псалтырь состоит из особых частей, которые называются кафизмами. Каждая из которых, в свою очередь, разделяется Славами: частями, во время которых происходит молитва за усопших, и молитва за здравие живых людей.

Перед началом чтения Псалтыри и после его окончания произносятся специальные молитвы, которые, как и тропари, также обязательны для произнесения и после завершения каждой кафизмы.

Ещё один важный вопрос на эту тему звучит следующим образом: «Как правильно читать Псалтырь дома: вслух или про себя?» На этот вопрос священник Владимир Шлыков отвечает следующим образом. Он говорит, что чтение этого священного текста может происходить и про себя. Однако многие святые отцы рекомендовали по возможности стараться заниматься этим вслух. Например, святитель Игнатий говорит о пользе произнесения псалмов.

Он пишет, что чтение вслух приучает человека к внимательной молитве, повышает понимание текста.

Церковное чтение священной книги

Читаемый по усопшим и живым, Псалтырь нередко звучит в монастырских и прочих храмах. Такое церковное чтение можно заказать, тем самым оказав помощь душе близкого человека. Эта забота может быть оказана как живым, так и мёртвым людям, о дальнейшей судьбе которых печётся человек, заказывающий это чтение. Кроме того, такие молитвы могут быть полезны не только тому, за кого молятся, но и тому, кто совершил эту благодетель - заказал чтение. Нужно только твёрдо помнить слова Христа «Пусть ваша левая рука не знает, что делает правая».

Чтение Псалтыри за усопших родных и близких

Прежде всего нужно запомнить, что чтение можно производить не всегда: в течение Пасхальной недели чтение прекращается. Однако и этот запрет является не жёстким, так как в «Настольной книге священнослужителя» сказано, что если человек умер в эти дни, то чтение по нему можно производить.

Читая Псалтырь по усопшему, удобнее всего использовать богослужебный вариант священной книги , где обозначены кафизмы. Во время Слав при таком чтении следует произносить молитву за упокой.

Священники говорят, что им нередко задают и подобные вопросы:

  1. Как читать Псалтырь об упокоении дома?
  2. Можно ли читать Славы по очереди: за усопших и за здравствующих?

На эти вопросы чаще всего от батюшки можно услышать положительный ответ.

Как правильно читать Псалтырь о здравии?

Соответственно, если псалмы читаются за здравствующих людей, то на Славах нужно произносить заздравную молитву.

Ещё одно правило, касающееся Слав. Если человек хочет научиться, как правильно читать Псалтырь о живых дома, то он должен приучить себя вставать во время чтения Слав. Во время же чтения всего остального текста этой священной книги допускается сидячее положение чтеца. Не вставать во время Слав могут только тяжелобольные люди, как, впрочем, и при церковном богослужении. Это вставание во время чтения Слав необходимо, поскольку во время него молящиеся демонстрируют свою любовь и почтение, которое они проявляют к Господу Богу.

Довольно часто возникает и такой вопрос: как правильно читать псалтырь за детей? Здесь особых правил нет. За детей Псалтырь читается так же, как и за взрослых.

Если речь идёт об обучении детей чтению Псалтыри, то здесь важно приучать детей понимать эту священную книгу с раннего детства, объясняя им значение отдельных непонятных фрагментов. Нужно предотвращать бессмысленное вычитывание детьми священных текстов. Это касается и взрослых. Поэтому многие священники и богословы рекомендуют брать на себя чтение посильных частей Псалтыри. Не следует продолжать чтение, когда внимание уже рассеялось. Такое чтение может только «прогневить» Бога. То есть чтение в подобной манере приводит к тому, что человек начинает относиться к этой традиции по-язычески, придавая значение не молитве, а лишь факту исполнения ритуала.

Что касается различных практик домашнего чтения Псалтыри, то их существует огромное множество. Читать можно как наедине с самим собой, так и совместно с другими людьми. В православной литературе встречаются и техники чтения, при которых кафизмы Псалтыри разделяются между группой людей на равное или неравное количество текстов.

В заключение

Несмотря на то что многие святые отцы рекомендуют вдумчиво читать Псалтырь, некоторые из них также говорят о том, что не стоит смущаться, если смысл читаемого всё же не всегда доступен чтецу. Есть и такое мнение, что даже если читающий не понимает смысла, то уже само его намерение прославить Господа в чтение псалмов является благом. Поэтому не стоит впадать в уныние, если не всегда получается читать священный текст безукоризненно и с глубоким осмыслением.