Понимание — это поиск смысла: понять можно только то, что имеет смысл. О чем имеет смысл думать

Понимание — это поиск смысла: понять можно только то, что имеет смысл. О чем имеет смысл думать

Бессмысленная деятельность, то есть деятельность не имеющая смысла, крайне негативно сказывается на психическом состоянии человека, что было доказано рядом психологических экспериментов, и что собственно мы сами можем наблюдать. Достаточно посмотреть на человека, деятельность которого не имеет смысла, и вы увидите насколько это мертвый человек, поведение которого порою похоже на поведение робота. Человек же видящий смысл в том, что он делает, преследующий определенную цель, выглядит намного свежее, жизнерадостнее и его психическое состоянии более уравновешенное, проще говоря, человек живет. В качестве примера могу привести один интересный эксперимент, о котором читал в своей время. Это был эксперимент над заключенными, которые строили железную дорогу, работа у них была очень тяжелая и потому некоторые из них умирали. Но потом их для эксперимента заставили перетаскивать камни с одного места на другое, то есть деятельность их стала абсолютно бессмысленной, и смертность при этом возросла вдвое. Таким образом, мы видим, что человек занятый бессмысленной деятельностью, перестает цепляться за жизнь, чем если бы он четко был убежден в надобности своих действий.

На самом деле подобного рода экспериментов проводилось много, однако я люблю приводить больше примеры из жизни, в которой подобных экспериментов предостаточно, надо только быть внимательным. Обратите внимание на детей, или вспомните себя в детстве, вспомните свои мечты, то количество энергии что в вас было, ту жизнерадостность и целеустремленность, которая у взрослых уже на совершенно ином уровне. И здесь друзья мои дело не в возрасте я вас уверяю, здесь все дело в энергии, в шкале активности человека, которая подавляется в нашем обществе, с целью подчинить себе волю человека. Человек полный энтузиазма, творчески смотрящий на свою жизнь, имеющий массу задумок и энергию на их воплощение, практически не поддается управлению, он задается вопросами, подчас очень неудобными для других, он пытается видеть смысл в том, где его нет, и это мешает эксплуатировать его. Вообще конечно смысл есть во всем, если его поискать, вы его обязательно найдете, но этот смысл, может иметь разный масштаб значимости.

Есть, например смысл в жизни мухи, которая является пищей для птиц, то есть занимает определенную позицию в пищевой цепочке, и это ее категория. Категория значимости человека и смысл его жизни, на порядок выше, и потому все что ниже этой категории, человеку кажется бессмысленным и с психической точки зрения – это убивает его. Почему скажем люди боятся свободного времени, потому что они не видят в нем смысла, не может нормальный и здоровый во всех отношениях человек, ничего не делать, не для того он пришел в этот мир. И потому мы все подсознательно, а кто-то и на уровне сознания, понимаем это, мы понимаем, что наша задача, делать что-то, что имеет смысл, что оправдывает нашу жизнь. Я не буду разбирать жизнь людей, которые апатичны и которым совершенно ничего не нужно, готовых днями валяться и ничего не делать, прежде всего потому что я считаю таких людей мертвыми с точки зрения состояния их внутреннего мира, а потом в них ведь тоже есть определенный смысл, пример для других.

Нормальный человек должен видеть смысл своей жизни и смысл своей деятельности, которые я предлагаю дополнить конкретно поставленной целью в жизни, которая должна быть как можно более значимой. Это позволит и радость от жизни получать и иметь больше энергии, иной раз бьющей через край. Я видел людей, фанатично одержимых своей идеей, у которых было очень, много энергии, которые строили планы, выискивали возможности для реализации своей задумки и ничего не боялись. Да и наверняка каждый из вас тоже встречал в своей жизни таких людей, более того, все мы хотя бы раз чувствовали себя так же, а некоторые, включая меня, чувствуют себя так и в настоящий момент. Человек видящий смысл в своей жизни и своих делах, будет жить дольше и иметь больше здоровья, нежели тот, кто живет бессмысленной жизнью и занимается бессмысленной деятельностью. И это не теория к которой я пришел, а закономерность, которую вы лично можете наблюдать присмотревшись к жизни людей как я это называю, обратив внимание на тех, кто всю жизнь живет таким образом, что постоянно к чему-то стремится.

Ну не будет у человека желания что-либо делать, если не придать этой деятельности смысл, оттого-то грамотные лидеры всегда придают деятельности своих подчиненных смысл. С этой же целью для общества находят врага, с которым все борются, для этого же и держат перед носом людей морковку разных цветов, то красную, как это было с нашей страной, то зеленую, что происходит сейчас со всем миром. Смысл – это деятельность с мыслью о том, что я делаю и зачем это мне? А такой мыслью можно управлять, а можно отключить ее, что менее эффективно как мы видим, хотя при этом люди становятся более покорными. Это происходит потому, что у человека, занятого бессмысленной деятельностью, очень сильно падает самооценка, помимо энтузиазма и энергии, ведь если он делает то, в чем не видит смысла, то фактически он делает это без желания, а значит совершает над собой насилие. Видите, какая цепочка внутреннего состояния открывается нам, если мы разбираем с вами бессмысленный вид деятельности человека, и все это поддается контролю и управлению.

Вы можете сами управлять своим состоянием, повышать или понижать свою энергию, настроение, уверенность в себе. Ведь если вы подумаете и найдете смысл в том, что вы в данный момент делаете, то это все равно что выпить жизненный эликсир, который придаст вам жизненных сил, уверенности в себе, повысит вашу энергию, сделает вашу жизнь более радостной ну и так далее, в общем, полный позитив. По возможности лучше конечно заниматься действительно нужными делами, но раз так получилось, что вы сами или по воле других людей, вы вынуждены заниматься бессмысленной деятельностью, тогда упорно ищите в этом смысл или сами предайте его себе, он ведь есть и вам надо представить его себе. Это спасет вас, вы не будете умирать как личность, вы будете чувствовать себя человеком, и сохранять энтузиазм не смотря ни на что.

Для примера скажу, что я многих таким образом, излечил от депрессии и помог достичь значительного успеха в жизни, просто помогая найти смысл во всем, что есть в жизни человека, включая его деятельность. Так что друзья мои, это на самом деле важно, бессмысленной деятельности вокруг нас очень много, так уж построено наше общество, в котором человек подчас выполняет — машины, которая просто должна подчиняться командам извне. Но мы от природы с вами не такие. Мы с вами творцы, и должны видеть акт творения во всем, что мы делаем, помните, смысл есть во всем, ищите его, если надо придавайте ему значимость достойную жизни человека. А в идеале конечно не занимайтесь бессмысленной деятельностью, не опускайте себя до уровня мухи или сучка дерева, о который можно спину почесать.

Занимайтесь в жизни тем, что на самом деле имеет смысл, дает практический результат и делает прежде всего, вашу жизнь лучше. Чем более творческий вид деятельности вы для себя выберете, чем более амбициознее будут ваши планы, тем счастливее будет ваша жизнь. Ставьте цели, в которых есть смысл, и пусть даже вы не сможете достичь всех этих целей, сам процесс достижения будет для вас иметь смысл, это и есть жизнь, радостная, счастливая, динамичная, жизнь достойная человека, жизнь со смыслом.

Иногда мне кажется, что вся «литература о лидерстве» отдает душком - включая большую часть того, что я сам написал. Слишком много внимания тактике и мотивации (и, если честно, манипуляции людьми). Нет только главного: лидерство ради чего? От Ганди и Джефферсона... до Гейтса, Джобса и Брэнсона... лидеры таковы, потому что они стремятся совершить нечто особенное. Они хотят делать то, что имеет смысл.

Стив Джобс вознамерился изменить мир... посредством «безумно великой» (его слова) идеи о том, как должен выглядеть компьютер. То же самое (в технической сфере) можно сказать о Майкле Делле. А равно и Ларри Эллисоне (ОrасIе). В финансовой сфере это в полной мере относится к Чарльзу Швобу и Неду Джонсону (Fidelity).

Эти и другие великие лидеры - не просто хорошие руководители Они обладают способностью побуждать людей отправиться в путешествие к …

Местам исключительной важности.

! Контрасты

БЫЛО

ЕСТЬ

«Изменять» людей

Воодушевлять людей

Власть и контроль

Создание «атмосферы»

Грандиозные мысли

Смелые действия

План, план, план

Игра, игра, игра

Спокойные и невозмутимые

Упрямые и яростные

Ясность

Парадокс

«Меня не волнует» («… что вы думаете»)

«Я не знаю» («... всех ответов»)

Трансформировать людей

Открывать возможности

Хвататься за все подряд

Делегировать

Дым и зеркала (лидерство как тайна)

Винтики и болтики (лидерство как мастерство)

Клан чиновников

Группа заговорщиков

Беспокойство об имидже

Пробуждение воображения

Чистая логика

Прозаичная логистика

«Поправлять» людей

Объединять людей

Лидер - мудрый муж (и никаких дам!)

Лидер-почемучка (или «лидера»!)

Председательствовать

Руководить с дальним прицелом

Руководить, стреляя с дальнего расстояния

Делать деньги

Оставлять след

Мечтай, словно будешь жить вечно. Живи так, как если сегодня умирать. Джеймс Дин

Если вы когда-нибудь участвовали в подобном проекте, вам хорошо известно, что нет такого понятия, как «маленький» вклад. «Минимальный» вклад - это битва за конечный результат не на жизнь, а на смерть. Значит все, включая «автора», заслуживают абсолютно равного вознаграждения. Не больше. И не меньше.

Тем не менее, я признаю разницу в величине вклада.

Прежде всего, Эрик и Майк. Эрик Хансен - «менеджер» всего этого «проекта». Это уже шестая книга, над которой мы вместе работаем. Короче говоря, если бы Эрик бросил эту работу, я бы бросил писать. Тем, кто не принадлежит к этому (странному) миру, никогда не представить себе тысяч и тысяч (буквально) мячиков, которыми приходится жонглировать с живостью и апломбом. Эрик справляется с этим лучше кого бы то ни было.

Профессия Майка Слайнда - «редактор». Читай - негласный (только не для меня) соавтор. Его потрясающим авторским и редакторским талантом светится каждый абзац и страница этой книги. С тех пор, как мы с Бобом Уотерменом работали над книгой «В поисках превосходства», у меня не было такого партнерства с мастером слова и мысли.

Стефани Джексон - коллега Эрика в DorlingKindersley. Я привык к чопорным издателям. Стефании не такая. Ее страстью к этой книге - и невероятной преданностью - тоже сияет каждая страница.

Сьюзен. Книга посвящена моей жене Сьюзен Сарджент. Художник и бизнес-леди, она потребовала, чтобы я выразил свою мысль более энергично. Когда я уже отчаялся написать еще одну «большую книгу», она настояла на том, чтобы я обратился в DorlingKindersley, единственное в своем роде издательство. Во время плодотворной встречи с Марджори Скардино, СЕО Реаrson- компании, владеющейDK, именно Сьюзен, а не я, «закинула удочку».

DKоказались прекрасными партнерами. Кроме Марджори и Стефани, я хотел бы отдельно упомянуть издателя Криса Дэвиса. Крис уверовал с самого начала и продолжал подталкивать нас, пока мы не создали нечто грандиозное. (А мы надеемся, что так оно и есть.) Питер Лафф - сверх гуру дизайна изDK. А посколькуDKи есть дизайн... картина ясна. Нам несказанно повезло привлечь пристальное внимание Питера к каждому аспекту того, что здесь содержится.

Питер работал с редактором проекта Ники Мунро, редактором Джуд Гарлик и с мастером дизайна непосредственно этой книги, Джейсоном Годфри из GodfreyDesign. Как и Майк Слайнд, Джексон попал «в тему» и сделал намного больше, чем дизайнерскую работу; его энергичный подход вдохнул в эту книгу жизнь и индивидуальность.

Из нашей «полиграфической команды» особую признательность заслужила Кэти Моска. Она была вдохновительницей дюжины черновиков 1000-страничной рукописи, госпожой фактов и, более всего, королевой страны, где «ни одна мелочь не мала настолько, чтобы ее вы бросили». Я сплю по ночам только потому, что не спит Кэти! Но Кэти работала не в одиночестве; убийственная задача проверки фактов, моя главная тревога, была блестяще и прилежно выполнена Сью Бенкуйа, Тарой Кэлишейн и Мартой Кондри. Была и «стародавняя история», около 15 месяцев назад, когда все это только началось. Сначала я надиктовал около 37 пленок - и Конни Прокаччини, Дженис Госс, Сьюэен Вегзин, Рожи Мозер, а позже Кевин Кларк в MulberryStudioпревратили мои невнятные бормотания в первый (черновой) набросок.

Сьюзен, я, Марджори Скардино и глава издательства PenguinДжон Мейкинсон нашли общий язык с самого начала. Но затем пришло время перевести наши высокие стремления в деловую реальность. А именно: время Эстер! Эстер Ньюберг была моим агентом на протяжении почти 20 лет. Ха! Скорее я был ее автором на протяжении 20 лет. Она твердо и заботливо провела меня через все болота и трясины. На этот раз ей помогал мой любимый юрист Джон Де Лейни.

Мои «книги» - продукт моей «устной речи». А мои речи обязаны моим же неподражаемым партнерам в WashingtonSpeakersBureal. Основатели Харри Роудз и Берни Суэйн совершили переворот в отрасли и предоставили мне невероятную возможность заняться болтовней по всему миру. Харри, пожалуй, мой ближайший приятель (и уж точно самый чуткий), а его давние партнеры - среди них Джорджина Савикас, ТониL’Амелио, Боб Томас, Майкл Менчель, Шайна Стиллман, Боб Парсон, Кристин Фаррелл, Тереза Браун - тоже члены звездной команды Тома. (Не поболтаешь - не будет и книжки.)

Координация моей жизни в течение года, пока писалась книга - не такое уж плевое дело. Если не верите, спросите у Шелли. Шелли Долли - управляющий моей жизнью. Она выполнила кучу административной работы - и как самый литературно одаренный член нашей команды внесла уйму редакторских поправок. С классической юго-восточной (штат Мэйн) мягкостью: «Это ужасно». В разгар наших трудов Шелли безрассудно произвела на свет малышку Эйву. Я не совсем четко определил размер вклада Эйвы в создание книги, но уверен в одном: это будет первым официальным выражением признательности ей в книге! Виртуальной Шелли помогала Эбби Бишоп в Вермонте; а мои безумные метания туда-сюда стали возможны благодаря турагенту и гиду по жизни Джену Кругеру и координатору мероприятий WashingtonSpeakersBureauАндреа Шлебек Не говоря уже о Джоне Стоссе, главном боссе потрясающе грандиозного отеляFourSeasonsв Лондоне, фактически ставшим нам домом в период, когда книга подходила к концу.

Также спасибо Чарли Макомберу, способному и преданному деловому партнеру моей части TomPetersCompany, Рэри Грасу, который помогал мне в Вермонте в любом известном человечеству вопросе; и Джеффу Тэтчеру, который присматривает, кроме всего прочего, за нашей чрезвычайно важной веб-деятельностью.

Еще два особых упоминания. Джули Эникетер - официальная муза. Будучи сейчас сотрудницей брэндинг-компании LAGA, она в большей степени является моим воплощением, чем я сам. Ее страсть к этим идеям безгранична - и часто наводит меня на мысль, что я не так туп, как мне иногда кажется. За последние 40 лет я имел дело с четырьмя или пятью изумительными учителями. Самый важный из них - Уоррен Беннис. Он мудр и заботлив, и воспринимал мои поиски серьезно даже тогда, когда другие уже не верили в успех. Больше добавить нечего.

И еще два воистину особых упоминания. Мои приемные дети Макс и Бен Кулер, 22 и 18 лет, соответственно. Они безумно талантливые и свободные личности, дающие определенность моему завтрашнему дню и оказывающие на меня сильное влияние, сами того не подозревая.

Мои молчаливые партнеры - Фейт Попкорн, Марти Барлепа, Салли Хельгесен и Джуди Роузнер... чьи труды и исследования женского вопроса так сильно воздействовали на мое мировоззрение.

Особый поклон Донне и Кену. Донна Карпентер и Кен Силвиа были моими «партнерами по книге» с 1993 по 1999 годы. Они выпихнули меня за пределы моей неуклюжей зоны печатного комфорта в мир, сегодня сконцентрированный в моем альянсе с DK.

И последнее, но от этого не менее важное, слово почета адресовано Роузи, Уолли и Хаммеру. Писанина - отвратное занятие. В конце концов, все твои друзья отдаляются от тебя. Познакомьтесь с фантастическим трио - колли и двумя австралийскими овчарками, делившими со мной кабинет в течение года. Их присутствие может излечить любой недуг и развеять комплексы почти любого писателя.

И... еще раз. Спасибо, Сьюзен.

ТОМ ПИТЕРС

LosAngelesTimesназвала Тома Питерса «отцом постмодернистской корпорации». «В известной степени, - по словамNew Yoker , - американские корпорации стали такими, какими им повелел быть Том Питерс.»Fortune добавляет: «Мы живем в мире Тома Питерса».

Питерс появился на общественной сцене в 1982 году с выходом написанной в соавторстве с Бобом Уотерменом книги «В поисках превосходства», которая возглавляла списки бестселлеров более двух лет. В преддверии 2000 года радиокомпания NationalPublicRadioназвала «Поиски» одной из «лучших трех книг о бизнесе прошедшего столетия»; проведенный в 2002 году опросBloomsburyопределил ее как «величайшую книгу о бизнесе всех времен».

После «Поисков» Питерс выпускает «Страсть к превосходству» (1985, совместно с Нэнси Остин); «Пир во время хаоса» (1987); «Управление освобождением» (1992, по одному из опросов, признанную «лучшей книгой о менеджменте десятилетия» 1990-х); «Семинар Тома Питерса» (1993); «Преследуя WOW» (1994); «Круг инновации» (1997); «Проект-50» (1999); «Брэнд твоего имени-50» (1999) и «Фирма профессиональных услуг-50» (1999). Недавно вышли две биографии Питерса: «Корпоративный человек корпоративному скунсу: феномен Тома Питерса» Стюарта Крейнера и «Том Питерс: популярный пророк революции в управлении» Роберта Хеллера.

Кроме писательской деятельности, Том Питерс занимается проведением семинаров - около 80 в год - и является председателем TomPetersCompany. За его плечами две научные степени по инженерно-строительной специальности, две степени в бизнесе и почетные ученые звании; четыре года действительной службы в американском Военном флоте (и походы во Вьетнам); работа в Белом доме в группе, занимавшейся проблемой злоупотребления наркотиками; и восемь лет в МсKinsey&Co, где он впоследствии стал одним из партнеров.

Том и его семья живут на ферме в Бермонте и на острове у побережья Массачусетса.

С ним можно связаться по адресу: [email protected]

Том Питерс

Представьте себе!

Перевод с английского:

Марина Ермакова, Ирина Матвеева, Виталий Мишучков, Игорь Трифонов

Редаттор Галина Ивашевская

Руководитель проекта Маргарита Адаева

Имеет ли смысл наше существование? Этот вопрос даже перешел в вопрос о том, имеет ли вообще какой-то смысл этот мир, который объективно существует. Я здесь напишу свои рассуждения по этой проблеме и приглашаю всех подумать вместе со мной обо всем этом.

Если кратко, то я считаю, что вообще ничего не имеет никакого смысла , кроме двух вещей, о которых будет сказано ниже. Потому что все время по поводу каждой вещи или явления задается вопрос о его смысле и обосновывается. Таким образом, выстраивается цепь объяснений смыслов, которая в конечном итоге приводит в отрицательному результату - к тому, что все бессмысленно.

В качестве примера можно привести самые обычные позиции из нашей повседневной жизни. Смыслом нашего брака является совместная жизнь и рождение детей. Вроде бы смысл в женитьбе есть. Но это только так кажется, потому что если продолжить цепь рассуждений дальше, все оказывается не так однозначно. Дело в том, что если в конечном итоге нас и наших детей ждет смерть, то значит, в браке смысла не было.

Другой пример. Мы строим города. Они имеют смысл для нашей общественной жизни. Однако через много веков они пустеют и превращаются в руины. Получается, что в конечном итоге в их строительстве смысла не было.

Таким образом, отсюда можно сделать вывод о том, что смыслы всех вещей можно разделить на две категории: ближайшие смыслы и конечные смыслы . Ближайшие смыслы есть. Примеры этого: я ем, чтобы насытиться, насыщаюсь, чтобы работать, работаю, чтобы содержать семью. Однако конечные смыслы оказываются не существующими. Примеры: если я ем, работаю, содержу семью, но, в конце концов, умру, то значит, все это было бессмысленным.

Окончательный итог оказывается скорее отрицательным, чем положительным. Ведь даже если есть ближайший смысл вещей, то нет их конечного смысла. Разрушение и смерть все делают бессмысленными, даже если все временно имело смысл.

Если перенести все эти размышление на вселенную, то получается то же самое. Зададим себе вопрос: а в чем смысл существования солнца? В том, чтобы не нарушился планетарный вселенский порядок, так как все объекты вселенной составляют единое целое. Разрушение одного звена вызовет цепь дальнейших разрушений. Но, все таки, в чем конечный смысл существования солнца, если оно тоже когда-то прекратит свое существование? Опять же, конечный смысл оказывается отрицательным.

Более того, в существовании вообще всей вселенной нет никакого смысла, если не было бы людей. Ведь для того, чтобы был смысл, нужен субъект размышлений. А субъектом, размышляющим об объекте, является только человек. Значит само понятие «смысла» всего вообще существует только благодаря человеку. А если человечество смертно, то и смысла в существовании вселенной тоже нет.

Поднимемся еще выше и перенесем эти размышления на Бога. Есть смысл в существовании Бога потому, что он создатель и управитель всего, сущего бытия. Но если бытие, в конечном итоге, смертно и подлежит разрушению, то и смысла в Боге нет.

Однако сам Бог вечен. Вечной является и жизнь после смерти, в которую верят все верующие. А это уже обретает тот самый конечный смысл. Значит, смысл существования человека заключается в его вере в вечность . Ведь только вечность неуничтожима.

Таким образом, получаем результат: вообще ничего в этой вселенной не имеет смысла, помимо веры в вечность. На самом деле все, чем мы занимаемся, строим, женимся, рожаем детей, зарабатываем, отдыхаем, работаем - все это лишено смысла, все это бессмысленно. Ибо, что бы не сделал человек, смерть превратит все это в ничто.

А как это можно понять? Только через философию , которая наводит человека на все эти размышления. Поэтому, есть только две бесспорные вещи, которые имеют смысл в нашей жизни - это вера в вечность и философия . Остальное все бессмысленно.

Этот процесс происходит в условиях общения, ком­муникации и диалога.

ПОНИМАНИЕ НЕОТДЕЛИМО ОТ САМОПОНИМАНИЯ И ПРОИСХОДИТ В СТИХИИ ЯЗЫКА.

Тем самым смысл - это то, к чему мы апеллируем, когда пред­полагаем адекватность понимания (у собеседника или читателя) сооб­щаемой ему информации. Смыслом может обладать не только слово, предложение, текст и т. п., но и то, что происходит вокруг нас.

5. Два момента понимания . Говоря о понимании, следует обратить внимание еще на два важ­ных момента.

· Его краеугольным камнем является принцип герменевтического круга , выражающий циклический характер понимания.

Этот прин­цип связывает объяснение и понимание : для того, чтобы нечто понять, его нужно объяснить, и наоборот.

Эта взаимосвязь выра­жается как круг целого и части : для понимания целого необходи­мо понять его отдельные части, а для понимания отдельных час­тей уже необходимо иметь представление о смысле целого.

На­пример, слово - часть предложения, предложение - часть тек­ста, текст - элемент культуры и т. п.

НАЧАЛОМ ПРОЦЕССА ПОНИМАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДПОНИМАНИЕ, КОТОРОЕ ЧАСТО СВЯЗЫВАЮТ С ИНТУИТИВНЫМ ПОНИМАНИЕМ ЦЕЛОГО, С ДОРЕФЛЕКСИВНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ СОЗНАНИЯ .

Предпонимание обычно задано традици­ей, духовным опытом соответствующей эпохи, личностными особен­ностями индивида.

Строго говоря, герменевтический круг - это не «беличье колесо» , не порочный круг, ибо возврат мышления происходит в нем от частей не к прежнему целому, а к целому, обогащенному знанием его час­тей, т. е. к иному целому.

Поэтому следует говорить о герменевти­ческой спирали понимания, о его диалектическом характере как дви­жении от менее полного и глубокого понимания к более полному и глубокому, в процессе которого раскрываются более широкие гори­зонты понимания .

· Нужно ли соотносить понимание с современной эпохой? По этому вопросу существуют две основные позиции.

а) Не нужно. Согласно этой точке зрения, адекватное понимание текста сводится к раскрытию того смысла, который вложил в него ав­тор, т. е. необходимо выявить авторский смысл в наиболее чистом виде,не допуская каких-либо искажений, добавлений и изменений.

Однако это фактически не происходит, ибо каждая эпоха подходит к текстам (например, к произведениям искусства) со своими критериями.

б) Процесс понимания неизбежно связан с приданием дополни­тельного смысла тому, что пытаются понять .



СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПОНИ­МАТЬ ТЕКСТ, КАК ЕГО ПОНИМАЛ АВТОР, НЕДОСТАТОЧНО .

Это значит, что по­нимание является творческим и не сводится к простому воспроизведе­нию авторского смысла , а обязательно включает критическую его оцен­ку , сохраняет позитивное, обогащает его смыслом современных реа­лий и органически связано со смыслом авторской позиции.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОНИМАНИЕ ЕСТЬ ПОСТИЖЕНИЕ СМЫСЛА ТОГО ИЛИ ИНО­ГО ЯВЛЕНИЯ, ЕГО МЕСТА В МИРЕ, ЕГО ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ЦЕЛОГО.

Оно помогает раскрыть бесконечные смысловые глубины бытия.

6. Компоненты понимания. Процесс понимания включает следующие необходимые компонен­ты:

· предмет, выраженный в тексте любой природы;

· наличие в нем смысла («сути дела»);

· предпонимание - исходное, предварительное представление об этом смысле;

· интерпретация - толкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания;

· наличие са­мопонимания у интерпрератора;

· общение, коммуникация в «стихии языка»; умение всемерно поддерживать диалог;

· стремление сказать свое слово и дать слово инакомыслящему, уметь усваивать произно­симое им;

· уяснение того, что один и тот же текст имеет несколько смыслов (кроме авторского);

· соотнесение предметного содержания текста («сути дела») с культурным мыслительным опытом современ­ности. (О понимании в герменевтике см. тему 113.)

88.СУЩНОСТЬ ОБЪЯСНЕНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ?

ПЛАН

7. Связь понимания и объяснения .

1. Что такое объяснение как познавательная процедура? Наряду с пониманием существует и такая важнейшая познаватель­ная процедура, как объяснение .



Ее главная цель :

· выявление сущно­сти изучаемого предмета ,

· подведение его под закон с выявлением при­чин и условий , источников его развития и механизмов их действия .

2. Объяснение, описание и научное предвидение . Объяснение обычно тесно связано с описанием и составляет основу для научного предвидения.

ПОЭТОМУ В САМОМ ОБЩЕМ ВИДЕ ОБЪЯСНЕНИ­ЕМ МОЖНО НАЗВАТЬ ПОДВЕДЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ФАКТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ ПОД НЕ­КОТОРОЕ ОБОБЩЕНИЕ (ЗАКОН И ПРИЧИНУ ПРЕЖДЕ ВСЕГО) .

Раскрывая сущ­ность объекта, объяснение также способствует уточнению и развитию знаний, которые используются в качестве основания объяснения.

ТА­КИМ ОБРАЗОМ, РЕШЕНИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ - ВАЖНЕЙШИЙ СТИМУЛ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ЕГО КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АППАРАТА .

3. Элементы структуры объяснения . В современной методологической литературе в структуре объяс­нения выделяют следующие элементы:

· исходное знание об объяс­няемом явлении (так называемый экспланандум ) ;

· знания, исполь­зуемые в качестве условия и средства объяснения, позволяющие рас­смотреть объясняемое явление в контексте определенной системы или структуры (так называемые основания объяснения, или эксплананс ) .

В качестве оснований объяснения могут использоваться знания раз­личного рода и уровня развития;

· познавательные действия, позво­ляющие применить знания, выступающие в качестве оснований объяс­нения, к объясняемому явлению .

4. Дедуктивно-номологическая модель научного объяснения. Наиболее развитой и широко известной формой научного объяс­нения являются объяснения, предпринимаемые на основе теоретичес­ких законов (как динамических , так и вероятностно-статистических ) и предполагающие осмысление объясняющего явления в системе тео­ретического знания.

Это дедуктивно-номологическая модель научного объяснения . Эта модель (схема) подводит объясняемое явление под определенный за­кон - в этом состоит его особенность.

В данной модели объяснение сводится к дедукции явлений из законов.

В качестве законов в этой модели рассматриваются не только причинные, но и функциональные, структурные и другие виды регулярных и необходимых отношений.

Следует обратить внимание на то, что дедуктивно-номологическая мо­дель объяснения описывает лишь конечный результат , а не реальный процесс объяснения в науке , который отнюдь не сводится к дедукции факта из закона или эмпирического закона из-теории, а всегда связан с весьма трудоемким исследованием и творческим поиском.

5. Рациональное объяснение в гуманитарных (социальных) . В области гуманитарных (социальных) наук используется так на­зываемое рациональное объяснение .

ЕГО СУТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ ПОСТУПКА НЕКОТОРОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИССЛЕДО­ВАТЕЛЬ СТАРАЕТСЯ ВСКРЫТЬ ТЕ МОТИВЫ, КОТОРЫМИ РУКОВОДСТВОВАЛСЯ ДЕЙ­СТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ, И ПОКАЗАТЬ, ЧТО В СВЕТЕ ЭТИХ МОТИВОВ ПОСТУПОК БЫЛ РАЦИОНАЛЬНЫМ (РАЗУМНЫМ) .

6. Телеологическое (интенциальное) объяснение. Гораздо большую сферу охватывает телеологическое (интенциальное) объяснение.

ОНО УКАЗЫВАЕТ НЕ НА РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ, А ПРО­СТО НА ЕГО ИНТЕНЦИЮ (СТРЕМЛЕНИЕ), НА ЦЕЛЬ, КОТОРУЮ ПРЕСЛЕДУЕТ ИНДИВИД, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ДЕЙСТВИЕ, НА НАМЕРЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ИСТОРИЧЕС­КИХ СОБЫТИЙ .

Следует иметь в виду, что, во-первых, дедуктивно-номологическая модель (схема) иногда провозглашается единственно научной фор­мой объяснения, что неверно (особенно применительно к гуманитар­ным наукам).

Во-вторых, при объяснении поведения отдельных лич­ностей данная модель неприменима, здесь «работают» рациональная и интенциональная схемы.

Обе эти схемы являются в социальном познании приоритетными по отношению к дедуктивно-номологическому объяснению, которое, конечно же, применяется и в гуманитарных науках, но занимает здесь более скромное место, чем в естествознании.

Что касается научного познания в целом, то в нем необходимо со­четать (а не противопоставлять друг другу) различные виды объясне­ния для более глубокого постижения природы и социальной жизни.

7. Связь понимания и объяснения . Понимание и объяснение тесно связаны. Однако надо иметь в виду, что понимание не сводится к объяснению, так как - особенно в соци­альном познании - невозможно отвлечься от конкретных личностей , их деятельности, от их мыслей и чувств, целей и желаний и т. п.

Кроме того, понимание нельзя противопоставлять объяснению , а тем более отрывать друг от друга эти две исследовательские процедуры, которые дополняют друг друга и действуют в любой области челове­ческого познания.

ОДНАКО В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ОТДА­ЕТСЯ ПОНИМАЮЩИМ МЕТОДИКАМ, ОБУСЛОВЛЕННЫМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СПЕЦИ­ФИКОЙ ЕГО ПРЕДМЕТА, В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ - ОБЪЯСНЯЮЩИМ .

Осуществление функций объяснения в науке органически связано с предсказанием и предвидением.

По существу, рассматривая научно-познавательную деятельность в целом, можно говорить о единой объяс­нительно-предсказательной функции научного познания по отноше­нию к его объекту.

Шаг вперед.

Кажется, что мимо пролетает весь мир. А Люси всего лишь пропустила одну ступеньку на лестнице.

В этот момент показалось, что её внутренности разом пустились в пляс. Она схватилась рукой за поручень, отталкиваясь назад и медленно оседая на ступеньку выше.

В приемной было темно, но тепло. Напротив входа в дом на первом этаже в камине ярко горел огонь. Люси чуть сильнее укуталась в белый тканый плед, опираясь на деревянную лестницу и мучая себя вопросами.

Кто разжег его?

У неё новые соседи на первом этаже?

Второй вариант растекся во рту сладким привкусом. Томящее чувство внутри вновь зашевелило органы, гоня по телу мурашки: ей хотелось верить в то, чего не было. Или... верить в то, во что на самом деле уже давно верить надоело?

Восемнадцать. Ей уже восемнадцать. Часики её жизни медленно тикали, и даже при всем понимании своей молодости и неосознанности, Люси пугали цифры, обозначающие её совершеннолетие. Ей хотелось приключений, драйва, чтобы адреналин взрывал тело, но никак не того, что она получила в итоге. Работа моделью, да еще и в нижнем белье... Казалось, это то же, что и светить попой в мини-юбках и коротких топиках, но было что-то такое... постыдное. Будто бы в неглиже её должен видеть только один человек, и этот человек в её представлении был профессиональным грабителем холодильников, неаккуратным неотесанным ребенком-двадцати-лет.

Ей было горько и одиноко. Люси была одинока в жизни, была одинока внутри. У неё больше не осталось людей, которые могли бы видеть подтекст в её возражениях и криках, не было защитников и верных товарищей, на которых можно положиться в трудную минуту. У неё была только карта с местонахождением точек прошлого и гордость, сулящая желание содрать её со стены и сжечь в том же камине, который сейчас поднял в её душе дико-пассивную бурю.

Но это не принесло бы желаемого спокойствия. Потому что на карте не было двух тех обозначающих пунктов, в сожжении которых имелся бы смысл. Люси предпочитала наивно верить в то, что Нацу и Хеппи обязательно почувствуют, как она пытается выбросить их из своего сердца, и это принесет им столько боли, что заставит вспомнить, умчаться на поиски пепла с их местонахождением.

Отчаянно цепляясь руками за балясины, она опиралась на них головой и давилась слезами. Раньше, услышав от кого-нибудь фразу "Поплачь, станет легче", Люси рассмеялась бы в лицо. Теперь это казалось единственной спасительной ниточкой.
Эта жалкая горстка надежды осталась еще со времен, когда ей приходилось жить за правилами аристократического мира. Тогда каприз был бонусом, дополнением, на которое у неё имелись все необходимые права.
Просто потому, что Люси все еще верила: Нацу - её единственный защитник, неповторимый спаситель, сигналом для которого служили её боль и отчаяние. Будто бы достаточно заплакать, и он примчится к ней на помощь.

Сквозь слезы, укрывшие её глаза, Люси всматривалась в огонь, догорающий в камине. Её раздирало на части: одна тянулась к карте с желанием сжечь, другая - выбежать на улицу, лечь в снег, прикидываясь ангелом. Третья желала просто уснуть и хоть раз не проспаться тридцать раз за ночь.

Что-то внутри вздымается вверх ураганом, путает мысли, путает желания, путает здравый смысл. Люси подрывается с ног, бежит вверх по лестнице. Падает. Снова поднимается, уперто вбивая себе в голову мысль, что не больно, и синяки не проблема, и ничего более в мире не столь ужасно, как шторм у неё внутри. Бежит вперед, распахивает дверь и бросается к карте, истошно раздирая её ногтями до тупой боли в пальцах, скрипящего звука в ушах и сине-красных дорожек от въевшихся слез.

Дождь с привкусом слез проходит. Огонь все еще горит.

Утро встречает солнцем и щебетанием птиц. Тихо снаружи и тихо внутри. Люси просыпается раньше положенного на целый час, поднимается, умывается, а затем одевается в привычную одежду.
С пола на неё смотрят раскиданные листовки с изображениями хорошо знакомых людей, затерянных в вереницах прошлого. От вчерашней бури остается лишь легкое воспоминание, теперь приходится восстанавливать мир. Ад закончился. Стоит полагать, что вот-вот на горизонте покажутся врата в Рай?

Люси старательно собирает карту по частицам, аккуратно склеивая, а затем возвращая прежний вид с помощью магии. Когда звенит будильник, зовя на работу, она поднимается и разыгрывает своё обычное идеальное утро.

Вот-вот все утонет в огне.

Что происходит? На арене появляется загадочный незнакомец?!

Вываливаясь через перила, Люси взволновано пытается подозревать, что это «нарушитель». Стоит ли лишний раз ей спрашивать себя то же, что и вчера? Даже если очень хочется верить, даже если правда близка, как никогда, даже если все внутри дребезжит от предчувствия, нет… Люси не может спросить себя: «Может, это Нацу?».

Она не может поверить даже тогда, когда небо содрогают крики его имени.

Как дела, Люси?

А в квартире втроем так хорошо. Нацу называет её жилище хоромами, а она впервые не хочет думать, как сильно тесно в этом месте. Было так шумно и весело, что она также впервые не хотела думать о творящемся в её голове. Будто только одного их присутствия достаточно, чтобы разбить её гордость в прах.
Ей уже давно не было так хорошо.

Ночь кажется длинной. Нацу лежит на диване, вглядываясь в пустоту. У него перед глазами все еще стоит карта, висящая в спальне Люси на стене, и манит, манит, манит.
Хеппи лежит рядом на подушке. Он уснул, как только их план с нарисованными рожицами провалился.

«Думаю, он не проснется…»

Двери здесь по ночам не скрипят, пол не выдает тайн. Он мягко проходит в комнату, оказывается у карты, и теперь уже вглядывается в детали, которые не смог рассмотреть. Сначала замечает легкие швы, скрытые под замысловатым волшебством, затем недостающие куски.
Что-то изменилось.

«Нацу и Хеппи: наконец-то дома!»

Он по старинке прокрадывается к кровати: Люси во сне улыбается и впервые за долгое время не просыпается. Нацу думает, что будет весело, когда она проснется сейчас и начнет гнать его прочь из комнаты, но ничего не случается. Люси только аккуратно поворачивается, утыкается лицом ему в шею, улыбается и мягко обнимает его руку. Кто сказал, что она спит?