Переход евреев через чермное море. Ученые смоделировали переход евреев через красное море. Гранитная колонна Соломона

Переход евреев через чермное море. Ученые смоделировали переход евреев через красное море. Гранитная колонна Соломона
Переход евреев через чермное море. Ученые смоделировали переход евреев через красное море. Гранитная колонна Соломона
Священная Библейская история Ветхого Завета Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Чудесный переход через Красное (Чермное) море.

Тем временем, узнав, что евреи хотят уйти из Египта, разъяренный фараон во главе шестисот военных колесниц кинулся в погоню за беглецами. В какой ужас пришли израильтяне, когда из тучи пыли вынырнули грозные колесницы! Евреи в оцепенении смотрели на приближающихся к ним египетских воинов и сетовали, что так легкомысленно позволили Моисею увести себя из земли Гесем, где лучше было бы жить в рабстве, чем погибнуть теперь от руки преследователей в пустыне. Моисей успокаивал отчаявшихся, уверяя, что Господь не покинет Свой народ в беде, если только они будут иметь глубокую веру в своего Создателя и Спасителя. С горячей молитвой о спасении евреев обратился Моисей к Богу, и Господь услышал Своего избранника. Облачный столп, который привел израильтян к Красному морю, опустился на землю между конницей фараона и евреями, так что египтяне никак не могли приблизиться к беглецам. Евреи остановились у самого берега, дальше им путь преграждали воды Красного моря. По повелению Божию «…простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14:21). Как только образовалась суша посредине моря, израильтяне поспешили перейти на другой берег. Они были уже на противоположном берегу, когда египетское войско во главе с фараоном ринулось вслед за беглецами. В тот момент, когда египтяне находились среди моря, Моисей еще раз поднял правую руку, и по его знаку водяные стены обрушились на преследователей. Так чудесным образом израильский народ навсегда покинул страну рабства. Чудесное избавление от страшной опасности привело евреев в неописуемый восторг. Это спасение никак нельзя было приписать самим себе; оно было, в собственном смысле, чудесным, и народ ликовал, прославляя Иегову и своего доблестного вождя Моисея. Евреи здесь еще раз убедились, что Бог их отцов выше всех богов египетских. От полноты своих благодарных сердец они воспели хвалебно-благодарственную песнь Господу, своему Помощнику и Покровителю. Когда закончилась песнь, началось народное ликование. Мариам, достойная сестра великих братьев освободителей, образовала хороводы и с тимпаном в руках вдохновляла женщин к пляскам, песням и играм. Это был самый счастливый день в истории избранного народа.

Чудесный переход через Красное море имеет огромное значение в истории еврейского народа: во-первых, благодаря этому переходу израильтяне окончательно избавились от египетского рабства и стали свободной нацией; во-вторых, совершившимся чудом еще более была укреплена вера евреев в единого истинного Бога; в-третьих, в глазах евреев утвердился авторитет их вождя - Моисея. И наконец, чудесный переход еврейского народа через Красное море показал могущество Израильского Бога и привел в страх и трепет окружающие языческие народы.

Но это событие имеет и преобразовательное значение. Переход евреев через Красное море прообразует новозаветное таинство Крещения. Подобно тому, как израильский народ, чудесно перейдя море, избавился от египетского рабства, так в водах Новозаветного Крещения христианин избавляется от рабства диаволу. Кроме этого, в переходе евреев через Чермное море Церковь усматривает прообраз Пресвятой Девы Марии, Ее Приснодевство.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Чудесный переход через реку Иордан. Нав. 1–4После смерти Моисея Господь явился Иисусу Навину и сказал: «Моисей, раб Мой, умер; итак встань перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым» (Нав. 1:2). Господь повелевает Иисусу Навину быть

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Чудесный переход Иордана. Упомянутый в тексте город Адам дал возможность исследователям Библии выдвинуть предположение и об Иорданском чуде. Археологи раскопали руины города Адама, который был расположен на берегу Иордана. Иордан течет там по глубокому оврагу между

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Переход евреев через Чермное (Красное) море и потопление египтян По выходе евреев из Египта Сам Бог показывал им путь в землю Ханаанскую днем – облачным столпом, а ночью – огненным столпом. Дойдя до Чермного (Красного) моря, евреи увидели, что за ними гонится фараон со всем

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Переход евреев через Чермное море и другие чудеса Евреи, по выходе из Египта, направились к Чермному, или Красному морю. Египтяне же, похоронивши умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. Фараон, собрав войско с колесницами и всадниками, отправился в погоню

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Переход израильтян через Чермное море. Исход 14:26-31 И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их. И простёр Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в своё место; а египтяне бежали навстречу

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Переход через Красное море Господь сказал Моисею: 2 «Вели сынам Израилевым повернуть назад и временно устроить стоянку у Пи - Хахирота, между Мигдолем и морем. Стан ваш должен располагаться у моря прямо перед Бааль - Цефоном, 3 тогда фараон подумает, что сыны Израилевы

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Переход через море 1 Вечный сказал Мусе:2 - Скажи исраильтянам, чтобы они повернули назад и остановились у Пи-Хирота, между Мигдолом и морем. Пусть они расположатся у моря, прямо перед Баал-Цефоном. 3 Фараон подумает: «Исраильтяне блуждают по этой земле в растерянности,

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Переход через море 1 Господь сказал Моисею:2 - Скажи израильтянам, чтобы они повернули назад и остановились у Пи-Гахирота, между Мигдолом и морем. Пусть они расположатся у моря, прямо перед Баал-Цефоном. 3 Фараон подумает: «Израильтяне блуждают по этой земле в

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Переход евреев через Чермное море Как только евреи покинули Египет, фараон и весь его народ стали жалеть, что отпустили их.Царь египетский с войском погнался за евреями и настиг их на берегу Чермного моря.Евреи испугались, но Моисей ночью, по повелению Божию, ударил

Из книги Трудные страницы Библии. Ветхий Завет автора Гальбиати Энрико

Победная песнь при переходе через Красное море Оказавшись на другом берегу Чермного моря, как его называет Библия, вдохновенный Израиль воспевает Спасителя. Вот торжественная песнь (Исх 15,1-11): Пою Ягве, ибо Он высоко превознесся, коня и всадника его ввергнул в море! И

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Переход через Красное море (Исх 14) 76. Переход израильтян через Красное море также неоднократно упоминается в Библии как великое чудо, совершенное Господом в знак благоволения к Своему народу. Итак, не может быть никаких сомнений, что речь идет о подлинном чуде. Но дает ли

Из книги Мудрость Пятикнижия Моисеева автора Михалицын Павел Евгеньевич

Переход через Чермное (Красное) море И сказал Господь Моисею, говоря:2 Скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря.3 И скажет фараон о сынах

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Переход через Красное море и гибель египетской армии Проводником освободившегося Израиля стал Сам Господь Бог: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный

Из книги автора

XVII Исход из Египта. Переход через Чермное море Исходным пунктом движения был Раамсес, один из тех «городов для запаса», которые построены были каторжным трудом израильтян. Почуяв свободу, народ бодро устремился в путь. У него всего еще было вдоволь, он не имел и понятия о

И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом … И скажет фараон о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня. А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают Египтяне, что Я Господь. И сделали так.

Израильтяне, по выходе из Египта, направились к Чермному, или Красному морю. Египтяне, похоронив умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. И тотчас, Фараон, собрав войско с колесницами и всадниками, отправился за ними в погоню. Он догнал их у берега моря. Увидев позади себя грозные полчища фараона, израильтяне пришли в ужас. Они стали упрекать Моисея, зачем он вывел их из Египта.

Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте - и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки… Ободряя их, Моисей в душе своей молился Богу. Господь ус¬лышал его молитву. Облачный столб стал позади сынов Израиля и скрыл их от египтян.

После этого Моисей, по повелению Божию, простер жезл свой на море. И вот сильный ветер погнал воду и разделил море. И пошли сыны Израиля по сухому дну, вода же была им стеной по правую и по левую сторону. Услышав движение, египтяне погнались за ними по морскому дну. Когда же евреи все перешли на другой берег, а египтяне были еще на средине моря, Моисей снова простер жезл на море. Вода морская слилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, и потопила египтян.

Тогда израильский народ с великой радостью воспел благодарственную песнь Господу Богу, своему Помощнику и Покровителю. И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море.

Переход сынов Израиля через Чермное море, воды которого отделили и избавили их от нечестия и рабства египетского, прообразовал собою крещение, через которое мы освобождаемся от власти диавола и рабства греху.

Во время путешествия сынов Израиля из Египта в землю обетованную Господь сотворил много и других чудес. Однажды евреи пришли в такое место, где вода была горькая. Они не могли ее пить и роптали на Моисея. Господь указал Моисею на дерево. Как только он положил его в воду, вода сделалась сладкой. Это дерево, отнявшее горечь от воды, было прообразом крестного Древа Христова, отнимающего горечь жизни - грех.

Когда у израильтян вышел весь хлеб, взятый из Египта, Господь послал им хлеб с неба - манну. Она была похожа на белые маленькие крупинки или на мелкий град, и имела вкус хлеба с медом.

Когда сыны Израиля увидели этот хлеб в первый раз, то спрашивали друг друга: ман- гу (что это?). Моисей ответил: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Они и назвали этот хлеб манной.

И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть. Манна покрывала утром землю вокруг израильского стана во все время их путешествия каждый день, кроме субботы.

А когда израильтяне в пустыне пришли на место, называемое Рефидим, где совсем не было воды, то снова начали роптать на Моисея. По повелению Божию Моисей ударил жезлом по каменной скале, и из нее тотчас потекла вода. Манна в пустыне и вода, истекшая из каменной скалы, спасшая израильтян от смерти, прообразовали собой истинные для нас пищу и питие - Тело и Кровь Христовы, которые дает нам Господь во святом причащении.

В Рефидиме на израильтян напали жители пустыни, амаликитяне. Моисей послал против них Иисуса Навина с войском, а сам с братом своим Аароном и Ором взошел на ближайшую гору и начал молиться, подняв обе руки к небу (то есть образовав собой крест).

Аарон заметил: когда Моисей держал свои руки вверх - сыны Израиля побеждали врагов, а когда от усталости опускал - амаликитяне побеждали их. Поэтому Аарон с Ором посадили Моисея на камень, а руки его держали простертыми. И израильтяне победили амаликитян. Моисей, молившийся с поднятыми руками, прообразовал собою победный Крест Христов, силою которого теперь верующие христиане побеждают видимых и невидимых врагов.

«И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их, расположившихся у моря при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном.

Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились. <...>
И сказал Господь Моисею:
<...> подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше. <...>
И гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.
И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.
Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. <...>
И сказал Господь Моисею:
простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. <...>
И к утру вода возвратилась в свое место <...> и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них» (Исход, глава 14).
Приведенная выше история перехода евреев через Красное (Чермное) море известна многим, в том числе и далеким от истории и религии, людям. Для самих же древних евреев чудо с расступившимися водами было вполне заурядным эпизодом проявления Божьего Промысла о них.


Дивный переход через Красное (Чермное) море имеет колоссальное значение в истории еврейского народа:
. во-первых, благодаря этому переходу израильтяне освободились от египетского рабства и стали свободной нацией;
. во-вторых, произошедшим чудом еще более была укреплена вера евреев в единого истинного Бога;
. в-третьих, в глазах евреев утвердился авторитет их вождя — Моисея.
И наконец, фантастический переход еврейского народа через Красное море показал могущество Израильского Бога и привел в страх и трепет окружающие языческие народы.

Этот переход прообразовал собою крещение, через которое мы освобождаемся от власти дьявола и рабства греху.
С давних времен считалось, что произошло чудо и верующие люди свято веровали в это. Однако, по мере развития цивилизации и сознания, исследователи стали искать естественно-научное объяснение этому феномену, а также то место на территории Египта, где оно могло произойти.
Традиционно считается, что место перехода через Красное море находилось в районе Суэцкого канала. Тем не менее, никаких гор там до существующего момента так и не было обнаружено. В отличие от библейского описания, местность там равнинная.


За прошедшие годы предлагались разные локализации этого события и всевозможные причины ухода и возвращения вод. При этом самыми популярными версиями были цунами и извержения вулканов, но некоторые исследователи считали, что гипотеза должна интегрировать все упомянутые в тексте факторы, в частности восточный ветер, который дул всю ночь.
Вот некоторые из них.
На Синайском полуострове исследователи обнаружили светлую пемзу, которая была принесена из центра Эгейского моря в результате взрыва вулкана на острове Санторин в XVII веке до н.э. Эту катастрофу связывают как с гибелью Атлантиды, так и с переходом евреев через Красное море.
Главный археолог Египта Захи Хавасс считает это открытие одним из самых важных для изучения Египта времен фараонов.
В фараоновы, они же библейские, времена Красное море почти не было отделено от Средиземного, с тех пор остались Большое Горькое и Малое Горькое озера, через которые проходит Суэцкий канал. Собственно в этих местах, на расстоянии 6,5 км от побережья, и была найдена пемза.
Как известно, перед катастрофическими наводнениями море сначала отступает на довольно значительное расстояние, и лишь потом волна обрушивается на побережье. Это очень напоминает переход евреев через Красное море: воды сначала «отверзлись», еврейский народ перебрался на другую сторону, а потом «сверзлись» над головами преследующих египтян…


В 1994 году японские исследователи Шуго Уено и Маса-кацу Ивасака из Университета Токио сделали громкое заявление, что воспроизвели божественное чудо лабораторным путем.
В процессе эксперимента они обмотали трубу проводами, затем навели электромагнитное поле и налили внутрь воду.
Магнитная сила, действовавшая на воду, пересилила гравитационную, вода расступилась - вдоль оси трубы образовался проход.
Этот эффект был назван исследователями «эффектом пророка Моисея» (The Moses Effect).


Израильские и американские специалисты Натан Палдор и Дорон Ноф предположили, что проход обнажился в районе нынешнего Суэцкого канала. Там как раз расположен коралловый риф.


Французский египтолог Пьер Монте (1885-1966 гг.), в свое время выдвинул гипотезу, согласно которой Моисей остановил свой выбор на самом северном из возможных маршрутов, вдоль берега Средиземного моря.
В одном месте путь лежал между побережьем и мелководным, часто пересыхающим озером Сирбонис (в настоящее время озеро Бардавиль на севере Синайского полуострова), дно которого расположено на несколько метров ниже уровня моря.
Так вот, по гипотезе Пьера Монте, евреи приняли решение «срезать угол» и двинулись напрямик по обнажившемуся дну, но когда тот же маневр попытались повторить египтяне, внезапная буря на Средиземном море прорвала перешеек между ним и озером и вода хлынула прямо на войска фараона.
Справедливости ради стоит отметить, что аналогичное явление описывает древнегреческий географ и историк Страбон.
Но в вышеприведенной гипотезе упускается одно существенное и конкретное сообщение Библии: ветер дул восточный, а то, что предположил Пьер Монте, могло произойти лишь только если бы он был северным...

Исследователь Стив Радд сделал предположение, что это событие произошло в самом горле Акабского залива, то есть практически в открытом море…


В 2002 году петербургские океанологи Алексей Андросов и Наум Вольцингер произвели вычисления и сделали предположение, что если под Красным морем иметь в виду Акабский залив, который отделяет Синайский полуостров от Аравийского, то в районе подводного рифа у Нувейбы при скорости ветра 33 м/с (119 км/ч) во время отлива уровень воды может за 9 часов опуститься до 20-25 см, и тогда на четыре часа обнажится рифовая отмель шириной 2-3 км...
Их гипотезу раскритиковали американские исследователи.
Команда под руководством Карла Дрюса и Вэйцина Ханя, состоящая из ученых американского Национального центра по исследованию атмосферы и Колорадского университета в Боулдере, занимается моделированием воздействия ветров на водные массы.
В качестве пробного исследования эта группа решила смоделировать разделение вод Красного моря во время исхода евреев из Египта.
Использовав археологические данные, карты и данные со спутника, ученые смогли выяснить, какими была глубина потока и направление течения 3000 лет назад.
В результате, американцы утверждают, что их российские коллеги сделали нереалистичные допущения.
. Во-первых, рифы не бывают абсолютно плоскими, в них всегда есть понижения, заполненные водой, которая будет препятствовать переходу.
Что же касается гладкого рифа, то и ему потребовалось бы 12 часов, чтобы высохнуть...
. Во-вторых, такая скорость ветра - это по шкале Бофорта 12-балльный ураган, который несет ужасные разрушения и евреев просто-напросто занесло бы песком...
В свою очередь, американцы предлагают другое место этого библейского события: к северу от Суэцкого залива находится одно из крупнейших в Египте соленое озеро Манзала (Мензелех). В былые времена в него впадал один из рукавов нильской дельты.
С помощью компьютерного моделирования Дрюс и Хань определили, что при восточном ветре, дующем в течение 12 часов (что полностью отвечает «всей ночи» Библии), вода в озере могла опуститься на 1,8 метра, обнажив при этом проход шириной 5 км!
Суша могла бы продержаться около 4 часов, после этого резко скрыться…
Об этом ученые сообщили в исследовании под названием «Динамика ветров в зоне Суэцкого канала и дельте Восточного Нила».

Причем компьютерные модели только подтвердили то, что было известно давным-давно.
Например, в январе 1882 года британский генерал-майор сэр Александр Брюс Туллох, который наблюдал за работами на Суэцком канале, написал следующее:
«Восточный ветер быстро нарастал и в конце концов стал таким сильным, что заставил меня прекратить работу.
На следующее утро ветер в значительной мере утих. Я вышел на берег канала и с изумлением увидел, что озеро Мензелех исчезло до самого горизонта и арабы бродят по грязи там, где вчера плавали крупные лодки.
Размышляя об этом потрясающем эффекте, оказанном ветром на мелкие воды, я вдруг понял, что стал свидетелем события, подобного тому, что произошло три с половиной тысячи лет назад, во время форсирования так называемого Красного моря Израилем.


Не спорим, расступившийся Акабский залив впечатляет больше, чем какое-то неглубокое озеро, но, скорее всего, библейский текст больше подтверждает гипотезу, связанную с озером Манзала: все дело в том, что в оригинале на иврите фигурирует гидроним Ям-Суф, то есть «море камыша», который растет скорее в болотистой местности, чем на берегу настоящего глубокого моря…


Форсированное евреями водное пространство стало называться Чермным лишь в греческом переводе Ветхого Завета, Септуагинте, который был сделан в III веке до н. э.
В 1978 году исследователь Рон Уайетт и два его сына обнаружили на дне Красного моря в заливе Акаба и сфотографировали большое количество отдельных частей колесниц, которые были покрыты кораллами.


Одна из этих находок представляла собой колесо колесницы с восемью спицами, которое позже было отдано для изучения директору музея «Античности Египта», доктору Нассефу Мохаммеду Хассану.
Исследовав это колесо, доктор Хассан авторитетно заявил, что оно относится к 18-ой династии, датируя исход 1446 годом до н. э.
Когда же ему был задан вопрос, почему он так решил, он дал разъяснение, что колесо с 8 спицами использовалось только в этот период - время правления Рамсеса II и Моисея.
Останки скелетов лошадей и людей, ступицы колесниц, колёса с 4, 6 и 8 спицами - всё это находилось на морском дне как безмолвное подтверждение чуда разделения Красного моря…
Одной из самых значительных находок, несомненно, является позолоченное колесо с четырьмя спицами, пердположительно, от колесницы фараона.
За многие века дерево разрушилось и осталась только тонкая золотая оболочка.

Все обнаруженное позволило Рону Уайетту сделать предположение, что залив Акаба это и есть место перехода.
Косвенным доказательством этого послужило еще и то, что только здесь есть место, на котором при необходимости смогли бы разместиться миллионы Израилевых сынов...


Изучив документы Британского Адмиралтейства, Рон узнал, что в этом месте находится идеальная природная подводная тропа, которая ведет через залив.


Берега по обе стороны этого подводного хребта в заливе Акаба круто обрывались и глубина достигала 1670 метров, в то время как на самом хребте глубина составляла 300-340 метров.


Исходя из всего вышеизложенного, Рон Уайетт выдвинул гипотезу, что залив Акаба и есть место перехода через Красное море.


Уфологи же считают, что в том самом «столбе облачном», который светился, скрывался НЛО , который и совершил это чудо, вдавив морскую воду так, что обнажилось дно…

Наши современники, в большинстве своем, не верят «в чудеса», в просветлённых мудрецов, хотя мало кто не слышал о том, что когда Моисей выводил детей израилевых из Египта, Бог сделал так, что расступились воды Красного моря [Чермное, по Библии] и пропустили беглецов, но сомкнулись над войском фараона. Однако действительно верящих в это чудо сейчас можно сосчитать по пальцам. Большинство принимает это и другие чудеса за выдумки, суеверия и «бабушкины сказки». Из этой статьи читатель узнает об археологических находках, связанных с этой историей.

Египет пропитан историей, полон следов древних наук, изобретений и уникальных сооружений. В книге «Исход» (Вторая книга Моисеева) говорится, что Моисей вывел сынов израилевых из Египта, они блуждали по пустыне 40 лет, и за это время случилось очень много чудес.

Для начала, был ли вообще Моисей и жил ли он в Египте?

Когда Моисей был младенцем, его приёмную мать [Батья, дочь фараона ] звали Хэтчапсут, и Моисею было дано имя Сенмут. Змей на его голове на статуе означает о его принадлежность двору. Когда Моисей вырос, его египетское имя было Тат Мозес II. В Египте есть древние статуи, которые имеют ярко выраженный еврейский профиль. Считается, что это именно образы Моисея.

Когда Моисей убил египтянина-надсмотрщика, издевавшегося над иудеем, он должен был бежать из Египта, чтобы избежать смерти. Фараон узнал об этом и послал своих людей задержать Моисея, но Моисей смог укрыться в земле Мадиама (Мидьян). Моисей был женат и у него родился сын, которого он назвал Герш, что означает «незнакомый на незнакомой земле». Это указывает на то, что в то время Моисей был на земле, не управляемой египтянами. Из Священного писания известно, что Моисей вел стадо овец, священника Мадиама. Мадиама — не та область, которую мы сегодня называем Синайским полуостровом. Она находится в Саудовской Аравии, и ее можно найти на большинстве карт именно в этом месте. Моисей повел это племя по другую сторону пустыни и пришел к горе Хореб, и к нему явился Ангел Господень в Неопалимой купине. Бог повелел Моисею вывести народ Израиля из Египта и привести его к этой горе. После Десяти казней египетских (в виде воды превратившейся в кровь, лягушек, вшей, диких животных, чумы животных, болячек на коже, града, саранчи, темноты, умерщвления первенцев), насланных на Египет, фараон, наконец-то, разрешил Моисею вывести его людей из Египта.

Согласно исследованию археолога Рона Уайетта, во времена Исхода фараоном был Аменхотеп III. Большинство археологов не верят в маршрут Исхода. Согласно Библии, Моисей вывел израильский народ к полуострову Синай. Но не было найдено археологических доказательств, что эти люди жили там в течение 40 лет. Однако это возможно, 40 - это не такой уж большой срок, тем более они кочевали и не строили никаких сооружений.

В начале Исхода сыны израилевы жили в районе дельты Нила или на земле Рамзеса и сначала расположились станом в северной части Суэцкого залива или Суккот. Это было началом кочевого образа жизни. Затем они странствовали по пустыне возле Красного моря, или что мы сегодня называем Синайским полуостровом, и вышли к заливу Акаба.


Традиционно считается, что дети израилевы пересекли Красное море в месте, которое не соответствует Библейским сказаниям. Могут ли «Горькие Озера» (Мерру) быть местом, упомянутым в Библии? Могли ли тысячи солдат на колесницах утонуть в таких мелких водах?

Во время перехода через пустыню у Красного моря, спасаясь от армии фараона, Бог повелел Моисею повернуть на юг, поэтому они направились через вади или каньон, называемые Вади Ватир, и вышли к морю. В Библии говорится, что они заблудились в земле, и пустыня их заперла.

Берег, где свершился переход

По прибытии на берег, сыны израилевы почувствовал ловушку, не имея возможности повернуть ни назад, ни на север, потому что в северной части берега находилась трехэтажная, египетская военная крепость, которая, находясь в реставрации, стоит и сегодня.

Кроме того, их бегству препятствовали горы. На юге горы спустились к самому морю, о чем говорил Иосиф Флавий (древний историк): "Ибо [с каждой стороны] стояли горы, которые входили в море, и были непроходимы по причине их шероховатости, и препятствовали их побегу». «Иудейские древности, кн. 2, 15-3». Эти горы можно увидеть и сегодня. Если посмотреть на карту побережья, оно достаточно большое и может разместить пару миллионов человек. То есть остается только - Нувейба, Египет.

Гранитная колонна Соломона

Колонна соответствует аналогичной колонне на другой стороне залива в Саудовской Аравии. На колонне выгравированы нетронутые временем слова на иврите: смерть, вода, фараон, Едома, Господь (Яхве) и Соломон. Этим колоннам 3000 лет, на той, что в Саудовской Аравии, слова надписи были уничтожены из-за идейной борьбы между этими двумя народами.

Эти колонны были воздвигнуты царем Соломоном через 400 лет после чуда перехода Красного моря. Морской порт Соломона находился в северной части залива Акаба в Эйлате, царю было известно место перехода Красного моря. В Библии также упоминается эта колонна. Полное название этого места на карте - Nuwayba" al Muzayyinah (Нувейба аль Музайина), что означает: «Расступились воды Моисея».

В Священном писании говорится, что Бог сделал так, чтобы поднялся сильный восточный ветер, и расступились воды, и сыны израилевы смогли пересечь Красное море посуху до Аравии. Путь перехода составляет от четверти до полумили в ширину и постепенно спускается к дну Красного моря, а затем поднимается до берега в Саудовской Аравии. С двух сторон от места перехода находятся глубины Красного моря, это впадины Эйлата и Арага глубинами 3000 - 5000 футов соответственно.

Некоторые колеса колесницы были найдены археологом Роном Уайеттом, который использовал генератор молекулярной частоты – оборудование, предназначенное для поиска золота. В Библии говорится, что все колесницы фараона и более 600 золоченых колесниц были использованы для погони за Божьим народом. Есть предположение, что в тот день было уничтожено 20 000 колесниц. Колеса с четырьмя спицами были найдены в египетской гробнице того времени. Колеса с четырьмя, шестью и восьмью спицами, найденные в заливе, использовались только в это время, то есть, при 18-ой династии или 1446 г. до н.э., когда Исход имел место. На месте перехода найдены многочисленные колеса колесниц, а также человеческие и лошадиные кости, покрытые кораллами. Такие же колеса от колесниц были также найдены по другую сторону Красного моря (в месте перехода). Было найдено также высохшее копыто лошади, тогда как на сегодняшний день на Синайском полуострове лошадей нет.

«И погнались Египтяне за ними, и настигли их, расположившихся у моря, все кони с колесницами Паро и всадники его, и войско его, у Пи-Ахирота, пред Баал-Цыфоном .

И Паро приблизился, и сыны Исраэйлевы подняли глаза свои, и вот, Египтяне двигаются за ними: и весьма устрашились . <...>

И сказал Вс-шний Моше:

<...> подними посох твой и простри руку твою на море, и рассеки его, и пройдут сыны Исраэйлевы среди моря по суше <...>

и отводил Г-сподь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды .

И пошли сыны Исраэйлевы внутри моря по суше: а воды (были) им стеною справа и слева от них.

И погнались Египтяне, и вошли за ними все кони Паро, колесницы его и всадники его <...>

И сказал Господь Мше:

простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. <...>

И возвратилась вода, и покрыла колесницы и всадников всего войска Паро, вошедших за ними в море; не осталось из них ни одного » (Глава Бешалах, книга Шмот).

Приведенная выше история перехода евреев через Красное Море известна многим, в том числе и далеким от истории и религии, людям. Для самих же древних евреев чудо с расступившимися водами было вполне заурядным эпизодом проявления заботы Вс-шнего.

Чудесный переход через Красное море имеет колоссальное значение в истории еврейского народа:

Во-первых, благодаря этому переходу сыны Израиля освободились от египетского рабства и стали свободной нацией;

Во-вторых, произошедшим чудом еще более была укреплена вера евреев в единого истинного Б-га;

И наконец, переход еврейского народа через Красное море показал могущество Вс-шнего и привел в страх и трепет окружающие языческие народы.

С давних времен считалось, что произошло чудо и верующие люди свято веровали в это. Однако, по мере развития цивилизации и сознания, исследователи стали искать естественно-научное объяснение этому феномену, а также то место на территории Египта, где оно могло произойти.

Традиционно считается, что место перехода через Красное море находилось в районе Суэцкого канала. Тем не менее, никаких гор там до существующего момента так и не было обнаружено. В отличие от библейского описания, местность там равнинная.

За прошедшие годы предлагались разные локализации этого события и всевозможные причины ухода и возвращения вод. При этом самыми популярными версиями были цунами и извержения вулканов, но некоторые исследователи считали, что гипотеза должна интегрировать все упомянутые в тексте факторы, в частности восточный ветер, который дул всю ночь.

Вот некоторые из них.

На Синайском полуострове исследователи обнаружили светлую пемзу, которая была принесена из центра Эгейского моря в результате взрыва вулкана на острове Санторин в XVII веке до н.э. Эту катастрофу связывают как с гибелью Атлантиды, так и с переходом евреев через Красное море.

Главный археолог Египта Захи Хавасс считает это открытие одним из самых важных для изучения Египта времен фараонов.

В фараоновы, они же библейские, времена Красное море почти не было отделено от Средиземного, с тех пор остались Большое Горькое и Малое Горькое озера, через которые проходит Суэцкий канал. Собственно в этих местах, на расстоянии 6,5 км от побережья, и была найдена пемза.

Как известно, перед катастрофическими наводнениями море сначала отступает на довольно значительное расстояние, и лишь потом волна обрушивается на побережье. Это очень напоминает переход евреев через Красное море: воды сначала «отверзлись», еврейский народ перебрался на другую сторону, а потом «сверзлись» над головами преследующих египтян…

В 1994 году японские исследователи Шуго Уено и Маса-кацу Ивасака из Университета Токио сделали громкое заявление, что воспроизвели божественное чудо лабораторным путем.

В процессе эксперимента они обмотали трубу проводами, затем навели электромагнитное поле и налили внутрь воду.

Магнитная сила, действовавшая на воду, пересилила гравитационную, вода расступилась - вдоль оси трубы образовался проход.

Этот эффект был назван исследователями «эффектом пророка Моисея» (The Moses Effect).

Израильские и американские специалисты Натан Палдор и Дорон Ноф предположили, что проход обнажился в районе нынешнего Суэцкого канала. Там как раз расположен коралловый риф.

Французский египтолог Пьер Монте (1885-1966 гг.), в свое время выдвинул гипотезу, согласно которой Моше остановил свой выбор на самом северном из возможных маршрутов, вдоль берега Средиземного моря.

В одном месте путь лежал между побережьем и мелководным, часто пересыхающим озером Сирбонис (в настоящее время озеро Бардавиль на севере Синайского полуострова), дно которого расположено на несколько метров ниже уровня моря.

Так вот, по гипотезе Пьера Монте, евреи приняли решение «срезать угол» и двинулись напрямик по обнажившемуся дну, но, когда тот же маневр попытались повторить египтяне, внезапная буря на Средиземном море прорвала перешеек между ним и озером и вода хлынула прямо на войска фараона.

Справедливости ради стоит отметить, что аналогичное явление описывает древнегреческий географ и историк Страбон.

Но в вышеприведенной гипотезе упускается одно существенное и конкретное сообщение Библии: ветер дул восточный, а то, что предположил Пьер Монте, могло произойти лишь только если бы он был северным...

Исследователь Стив Радд сделал предположение, что это событие произошло в самом горле Акабского залива, то есть практически в открытом море…

В 2002 году петербургские океанологи Алексей Андросов и Наум Вольцингер произвели вычисления и сделали предположение, что если под Красным морем иметь в виду Акабский залив, который отделяет Синайский полуостров от Аравийского, то в районе подводного рифа у Нувейбы при скорости ветра 33 м/с (119 км/ч) во время отлива уровень воды может за 9 часов опуститься до 20-25 см, и тогда на четыре часа обнажится рифовая отмель шириной 2-3 км...

Их гипотезу раскритиковали американские исследователи.

Команда под руководством Карла Дрюса и Вэйцина Ханя, состоящая из ученых американского Национального центра по исследованию атмосферы и Колорадского университета в Боулдере, занимается моделированием воздействия ветров на водные массы.

В качестве пробного исследования эта группа решила смоделировать разделение вод Красного моря во время исхода евреев из Египта.

Использовав археологические данные, карты и данные со спутника, ученые смогли выяснить, какими была глубина потока и направление течения 3000 лет назад.

В результате, американцы утверждают, что их российские коллеги сделали нереалистичные допущения.

Во-первых, рифы не бывают абсолютно плоскими, в них всегда есть понижения, заполненные водой, которая будет препятствовать переходу.

Что же касается гладкого рифа, то и ему потребовалось бы 12 часов, чтобы высохнуть...

Во-вторых, такая скорость ветра - это по шкале Бофорта 12-балльный ураган, который несет ужасные разрушения и евреев просто-напросто занесло бы песком...

В свою очередь, американцы предлагают другое место этого библейского события: к северу от Суэцкого залива находится одно из крупнейших в Египте соленое озеро Манзала (Мензелех). В былые времена в него впадал один из рукавов нильской дельты.

С помощью компьютерного моделирования Дрюс и Хань определили, что при восточном ветре, дующем в течение 12 часов (что полностью отвечает «всей ночи» Библии), вода в озере могла опуститься на 1,8 метра, обнажив при этом проход шириной 5 км!

Суша могла бы продержаться около 4 часов, после этого резко скрыться…

Об этом ученые сообщили в исследовании под названием «Динамика ветров в зоне Суэцкого канала и дельте Восточного Нила ».

Причем компьютерные модели только подтвердили то, что было известно давным-давно.

Например, в январе 1882 года британский генерал-майор сэр Александр Брюс Туллох, который наблюдал за работами на Суэцком канале, написал следующее:

«Восточный ветер быстро нарастал и в конце концов стал таким сильным, что заставил меня прекратить работу.

На следующее утро ветер в значительной мере утих. Я вышел на берег канала и с изумлением увидел, что озеро Мензелех исчезло до самого горизонта и арабы бродят по грязи там, где вчера плавали крупные лодки.

Размышляя об этом потрясающем эффекте, оказанном ветром на мелкие воды, я вдруг понял, что стал свидетелем события, подобного тому, что произошло три с половиной тысячи лет назад, во время форсирования так называемого Красного моря Израилем »

Не спорим, расступившийся Акабский залив впечатляет больше, чем какое-то неглубокое озеро, но, скорее всего, библейский текст больше подтверждает гипотезу, связанную с озером Манзала: все дело в том, что в оригинале на иврите фигурирует гидроним Ям-Суф , то есть «море камыша », который растет скорее в болотистой местности, чем на берегу настоящего глубокого моря…

Форсированное евреями водное пространство стало называться Чермным (Красным) лишь в греческом переводе Ветхого Завета, Септуагинте, который был сделан в III веке до н. э.

В 1978 году исследователь Рон Уайетт и два его сына обнаружили на дне Красного моря в заливе Акаба и сфотографировали большое количество отдельных частей колесниц, которые были покрыты кораллами.

Одна из этих находок представляла собой колесо колесницы с восемью спицами, которое позже было отдано для изучения директору музея «Античности Египта», доктору Нассефу Мохаммеду Хассану.

Когда же ему был задан вопрос, почему он так решил, он дал разъяснение, что колесо с 8 спицами использовалось только в этот период - время правления Рамсеса II и Моше.

Останки скелетов лошадей и людей, ступицы колесниц, колёса с 4, 6 и 8 спицами - всё это находилось на морском дне как безмолвное подтверждение чуда разделения Красного моря…

Одной из самых значительных находок, несомненно, является позолоченное колесо с четырьмя спицами, предположительно, от колесницы фараона.

За многие века дерево разрушилось и осталась только тонкая золотая оболочка.

Все обнаруженное позволило Рону Уайетту сделать предположение, что залив Акаба это и есть место перехода.

Косвенным доказательством этого послужило еще и то, что только здесь есть место, на котором при необходимости смогли бы разместиться миллионы Израилевых сынов...

Изучив документы Британского Адмиралтейства, Рон узнал, что в этом месте находится идеальная природная подводная тропа, которая ведет через залив.

Берега по обе стороны этого подводного хребта в заливе Акаба круто обрывались, и глубина достигала 1670 метров, в то время как на самом хребте глубина составляла 300-340 метров.

Исходя из всего вышеизложенного, Рон Уайетт выдвинул гипотезу, что залив Акаба и есть место перехода через Красное море.